Команда спортсменов обречена на победу исправьте ошибки

1. Он кладёт/положил папку на стол.

2. Команда спортсменов имеет все шансы на победу.

3. Новый взлет его творчества отмечен во время 20–30-е годов.

4. Широким фронтом летят птицы на юг. В летние каникулы/летом многие дети поедут отдыхать. На тему нашего разговора хочу выделить следующие проблемы.

5. Поставлены больно трудновыполнимые задачи. По закону никакой трудовой коллектив не может быть насильно зачислен во вновь создаваемые структуры.

6. И вот, появляются, люди, которые не желают видеть так называемую реальность.



6

. В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с лекси­ческой сочетаемостью слов: а) Спортсмены потерпели победу в сорев

. В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с лекси­ческой сочетаемостью слов:

а) Спортсмены потерпели победу в соревнованиях.

б) Наступило глубокое лето.

в) Этот писатель заслужил известность.

г) В таких обстоятельствах удача нам не грозит.

д) Этот фильм обречен на успех.

е) Нам слишком долго зажимали языки.

ж) В этом заплыве мы одержали поражение

1 ответ:



0



0

Ответ:

А) спортсмены одержали победу в соревнованиях

Б) наступила середина лета

В) Этот писатель заслужил того , чтобы нём знали.

Г) в таких обстоятельствах , удача нам не светит.

Д) этот фильм точно будет успешным

Е) нас слишком долго заставляли молчать

Ж) в этом заплыве мы потерпели поражение.

Читайте также

Сказуемые — будет сохранятся.
Будущее время, ед.ч., 1 лицо.
ЖЕЛАЮ УДАЧИ!!! :)

1)Высокие груды моркови,репы,свеклы лежат между грядками .
2) Синицы ,поползни ,дятлы не боятся холода
3)лисята гонялись друг за другом ,толкались,кусались .

Спрашивать — отвечать 
<span>покупать-продавать
</span>строить-<span>ломать</span>

Имя прилагательное — часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? чей?
Имена прилагательные завися от существительных, согласуются с ними, т.е. ставятся в том же падеже, числе, роде, что и существительные, к которым они относятся.
Начальная форма имен прилагательных — именительный падеж в единственном числе мужского рода. Имена прилагательные бывают в полной и в краткой форме
В предложении прилагательные в полной форме, как правило, бывают согласованными определениями, иногда являются именной частью составного сказуемого.
<span>Прилагательные в краткой форме употребляются только как сказуемые.</span>

(что сделать?) заняться
(что делает?) колышется
(что сделать?) подготовиться
(что делает?) надвигается
(что сделать?) вернуться
Последнее предложение написано с ошибкой, скорей всего. Не ясно.

yondrinemom

Вопрос по русскому языку:

Исправить ошибки в предложении
1. Команда спортсменов обречена на успех.
2. Рост юных фигуристок стимулируется при помощи показательных выступлений
3. Иллюстрации к рассказам, которые были присланы на конкурс, исполнены мастерски

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!

Ответы и объяснения 1

rengreaber200

Команда спортсменов обречена на провал.

Знаете ответ? Поделитесь им!

Гость ?

Как написать хороший ответ?

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
    правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
    побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и
    пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
    уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
    знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к
    пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Русский язык.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!

Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.

Skip to content

Главная » Русский язык — 5 — 9 классы

. В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с лекси­ческой сочетаемостью слов:

а) Спортсмены

потерпели победу в соревнованиях.

б) Наступило глубокое лето.

в) Этот писатель заслужил известность.

г) В таких обстоятельствах удача нам не грозит.

д) Этот фильм обречен на успех.

е) Нам слишком долго зажимали языки.

ж) В этом заплыве мы одержали поражение

Ответ №1

Ответ:

А) спортсмены одержали победу в соревнованиях

Б) наступила середина лета

В) Этот писатель заслужил того , чтобы нём знали.

Г) в таких обстоятельствах , удача нам не светит.

Д) этот фильм точно будет успешным

Е) нас слишком долго заставляли молчать

Ж) в этом заплыве мы потерпели поражение.

Размещено 3 года назад по предмету
Русский язык
от Yana2602

  1. Ответ на вопрос

    Ответ на вопрос дан
    lizarybakova

    Команда спортсменов обречена на провал.

Не тот ответ на вопрос, который вам нужен?

Найди верный ответ

Самые новые вопросы

Никита081

Математика — 3 года назад

Сколько здесь прямоугольников

Alinashastova

История — 3 года назад

Какое управление было в древнейшем риме? как звали первого и последнего из царей рима?

diankayusupova3

Литература — 3 года назад

Уроки французского ответе на вопрос : расскажите о герое по следующему примерному плану: 1.почему мальчик оказался в райцентре ? 2.как он чувствовал себя на новом месте? 3.почему он не убежал в деревню? 4.какие отношения сложились у него с товарищами? 5.почему он ввязался в игру за деньги? 6.как характеризуют его отношения с учительницей ? ответе на эти вопросы пожалуйста ! сочините сочинение пожалуйста

tegysigalpa2012

Русский язык — 3 года назад

Помогите решить тест по русскому языку тест по русскому языку «местоимение. разряды местоимений» для 6 класса
1. укажите личное местоимение:
1) некто
2) вас
3) ни с кем
4) собой
2. укажите относительное местоимение:
1) кто-либо
2) некоторый
3) кто
4) нам
3. укажите вопросительное местоимение:
1) кем-нибудь
2) кем
3) себе
4) никакой
4. укажите определительное местоимение:
1) наш
2) который
3) некий
4) каждый
5. укажите возвратное местоимение:
1) свой
2) чей
3) сам
4) себя
6. найдите указательное местоимение:
1) твой
2) какой
3) тот
4) их
7. найдите притяжательное местоимение:
1) самый
2) моего
3) иной
4) ничей
8. укажите неопределённое местоимение:
1) весь
2) какой-нибудь
3) любой
4) этот
9. укажите вопросительное местоимение:
1) сколько
2) кое-что
3) она
4) нами
10. в каком варианте ответа выделенное слово является притяжательным местоимением?
1) увидел их
2) её нет дома
3) её тетрадь
4) их не спросили

pakhotnov228

Русский язык — 3 года назад

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.
1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.
2. множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя
3. поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

ggg3288

Русский язык — 3 года назад

помогите прошу!перепиши предложения, расставляя недостающие знаки препинания. объясни, что соединяет союз и. если в предложении один союз и, то во втором выпадающем списке отметь «прочерк».пример:«я шёл пешком и,/поражённый прелестью природы/, часто останавливался».союз и соединяет однородные члены.ночь уже ложилась на горы (1) и туман сырой (2) и холодный начал бродить по ущельям.союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) однородные членычасти сложного предложения—.поэт — трубач зовущий войско в битву (1) и прежде всех идущий в битву сам (ю. янонис).союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) ​

Аккаунт удален

Физика — 3 года назад

Вокруг прямого проводника с током (смотри рисунок) существует магнитное поле. определи направление линий этого магнитного поля в точках a и b.обрати внимание, что точки a и b находятся с разных сторон от проводника (точка a — снизу, а точка b — сверху). рисунок ниже выбери и отметь правильный ответ среди предложенных.1. в точке a — «от нас», в точке b — «к нам» 2. в точке a — «к нам», в точке b — «от нас» 3. в обеих точках «от нас»4. в обеих точках «к нам»контрольная работа по физике.прошу,не наугад важно

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Что ты хочешь узнать?

Задай вопрос

Сайт znanija.org не имеет отношения к другим сайтам и не является официальным сайтом компании.

  • Сайт
  • Главная страница
  • Напиши свой вопрос
  • Кабинет
  • Вход в личный кабинет
  • Регистрация на сайте

1. Он кладёт/положил папку на стол.

2. Команда спортсменов имеет все шансы на победу.

3. Новый взлет его творчества отмечен во время 20–30-е годов.

4. Широким фронтом летят птицы на юг. В летние каникулы/летом многие дети поедут отдыхать. На тему нашего разговора хочу выделить следующие проблемы.

5. Поставлены больно трудновыполнимые задачи. По закону никакой трудовой коллектив не может быть насильно зачислен во вновь создаваемые структуры.

6. И вот, появляются, люди, которые не желают видеть так называемую реальность.


Правильный ответ на вопрос 👍 «Исправить ошибки в предложении 1. Команда спортсменов обречена на успех. 2. Рост юных фигуристок стимулируется при помощи показательных …» по предмету 📗 Русский язык. Развернутая система поиска нашего сайта обязательно приведёт вас к нужной информации. Как вариант — оцените ответы на похожие вопросы. Но если вдруг и это не помогло — задавайте свой вопрос знающим оппонентам, которые быстро дадут на него ответ!

Искать готовые ответы

Помогите с ответом по русскому языку

Объясните орфограммы писЬменность, оТделялись, оТделить, отстуП, стрАницы, местЕ, краснОй, первУю, осталЬные, рИсовал, шестнадцатОм, векЕ, поЯвилось, продОлжали, выдЕления, мыслИ, стрОку.

Нет ответа

Биолог беседа на тему разговор по телефону 2 класс

Нет ответа

Составьте предложения с составными именными сказуемыми: рад был встретиться, стал разучивать, обязан беречь, сумел преодолеть, готов был возвратиться, постараюсь сдать, вздумал возвратиться.!

Нет ответа

Составьте 5-6 распространённых предложений с глаголами Брезжит, рассвело, побелело, пахнет, веет, вечереет, морозит, холодает, дышится, хочется.

Нет ответа

Диктант 6 класс по русскому языку текст дождевые слова?

Нет ответа

Новые вопросы по русскому языку

Прочитайте текст и определите к какому типу речи и стилю он относится. Аргументируйте свой ответ. Составьте простой план данного текста. Найдите в Толковом словаре значение слова саврасый …

Ответы (1)

Обозначь орфограмму, на которую нужно обратить внимание в каждом из данных слов. Образуй от этих слов наречия. Придумай и запиши сними словосочетания. Укажи главные и зависимые слова. Легкий- Дерзкий- Меткий- Жуткий —

Ответы (2)

Составить 5 предложений со словом «слово»

Ответы (1)

Сочинение на тему о моем домашнем животном (кот)

Ответы (1)

Укажите, твердый или мягкий согласный произносится перед Е: Кашне, кларнет, компетентный, кузен, кюре, менеджер, модернизм, нейтрон, партер, протекция, реглан, рейд, сессия, синтез, террор, федеральный, форель, шинель, экспресс, альтернатива,

Ответы (1)

Главная » Русский язык » Исправить ошибки в предложении 1. Команда спортсменов обречена на успех. 2. Рост юных фигуристок стимулируется при помощи показательных выступлений 3. Иллюстрации к рассказам, которые были присланы на конкурс, исполнены мастерски

Речь
человека – это способ общения т.е. прием,
с помощью которого человек выражает
себя (свои мысли и чувства) и понимает
другого. Выразить свою мысль так, чтобы
она была понятна другому, нелегко.
Известно, что выигрывает, прежде всего,
тот, у кого богаче словарный запас, кто
умеет выбрать слово, адекватное ситуации.
Есть даже выражение «муки
слова
».
И об этом очень точно сказал поэт В.
Маяковский:

Поэзия

Та
же добыча радия.

В
грамм добыча

в
год труды.

Изводишь

единого
слова ради

тысячи
тонн

словесной
руды.

Почти
каждому человеку известна такая ситуация:
создаешь текст и «изводишь тысячи тонн
словесной руды», пока не найдешь
единственное подходящее слово, которое
максимально точно выразит то, что ты
хотел сказать. Выбору слова необходимо
специально учиться и учиться приходится
всю жизнь.

Прежде
всего, следует усвоить, что у слова, как
единицы языка, есть две стороны: внешняя
– это его звуковая и буквенная форма,
и внутренняя – это его смысл, или
значение. В науке о языке смысл слова
принято называть лексическим
(т.е.
словесным)
значением

(от греческого lexis
— слово), потому что у каждого слова есть
еще одно значение — грамматическое,
которое заключено не во всем слове, а в
его окончании или в суффиксе и окончании
(об этом вы прочитаете в разделе
«Грамматические нормы»).

Кроме
того, необходимо знать, что существуют
правила использования слова в речи в
связи с его лексическим значением. Эти
правила называются лексическими
нормами.
Для
того чтобы наша речь соответствовала
лексическим нормам, необходимо усвоить,
что эти нормы опираются на два типа
правил — правила
выбора слова
и
правила сочетаемости слов.

Эти правила складывались веками, поэтому
их не стоит забывать, а тем более нарушать.

Правила
выбора слова включают в себя следующие
положения:

1.
Слово должно использоваться в том
значении (в прямом или переносном),
которое оно имеет и которое зафиксировано
в толковых словарях русского языка.

Чтобы
соблюдать это правило, необходимо
помнить, что один из секретов правильной
речи заключается в том, чтобы употреблять
только те слова, которые ты хорошо
понимаешь. Встретив слово, значение
которого не совсем ясно, следует сначала
уяснить это значение, а затем включать
данное слово в свой активный словарь.
Так, есть слова, которые не сходят с
газетных полос и постоянно используются
в нашей речи, но при этом остаются для
большинства говорящих не совсем
понятными. Типичный пример такого слова

гласность.
Многие
думают, что гласность – это другое
название
свободы
слова. Еще недавно можно было услышать
такие высказывания: «У
нас гласность, поэтому можно говорить,
что думаешь»
.
На самом деле, гласность – это не право
высказываться, а право слышать и знать
правду. Знать, например, как был принят
тот или иной закон, знать, чем завершилось
расследование чрезвычайного происшествия
и т.п. Противоположность гласности –
это закрытость, секретность.

Употребление
слова в несвойственном ему значении
приводит к лексическим ошибкам. Так, в
последнее время все чаще и чаще в
передачах по радио, телевидению стали
звучать такие фразы: «Команда
спортсменов
обречена
на победу». «Выступление ансамбля

обречено

на успех». «Он

обречён

быть гениальным». «Задуманные мероприятия

обречены

на процветание».

Во
всех приведенных предложениях речь
идет о положительных результатах
(победа,
успех, процветание),
в
то время как глагол обрекать
имеет
значение «предназначить, силою
обстоятельств принудительно поставить
в какие-нибудь условия». Вспомним строчки
из произведений классиков:

Их
села и нивы за буйный набег /Обрек (
совр.
обрЁк)
он мечам и пожарам
(Пушкин).

Не
я обрек твои младые годы/ На жизнь без
счастья и свободы
(Некрасов).

2.
«Слово необходимо употреблять с точностью
самой строгой, » — писал еще М. Горький.
Это значит, что, используя слово,
необходимо учитывать не только само
значение, но и его стилистические
характеристики. Подобные характеристики
в словарях обозначены специальными
пометами, такими, как: устарелое (устар.),
книжное (книжн.),
разговорное (разг.), просторечное
(прост.),
сниженное (сниж.),
шутливое (шутл.)
или термин – морской (мор.),
спортивный (спорт.),
публицистический (публиц.)
и др. Возьмем, например, словарную статью
слова «баталия» из Большого толкового
словаря русского языка:

Баталия
1.Устар.
Битва,
сражение. Морская
баталия.
2.
с
опр. публиц.

О
спортивных состязаниях, борьбе в
спортивных играх. Футбольные,
хоккейные, шахматные баталии.
3.
Шутл.

Бурная ссора, спор, драка. Семейная
словесная баталия. Одержать победу в
парламентских баталиях.
(Большой
толковый словарь русского языка / Гл.
ред. С. А. Кузнецов. – СПб.: «Неринт»,
2006. – с. 61).

Такие
пометы обычно указывают на ограничения
в использовании данного слова или одного
из его значений.

Употребление
подобных слов в правильной речи может
стать специальным экспрессивно-стилистическим
приемом и быть оправданным в данных
условиях коммуникации (при общении —
выражать чувства и эмоции говорящего,
а в произведениях художественной
литературы — служить речевой характеристикой
героев).
Так, трудно представить, чтобы одна из
героинь популярного фильма «Место
встречи изменить нельзя» Манька Облигация
называла бы себя настоящим именем –Мария
Ивановна Колыванова, а вместо крылатой
фразы «Не бери на понт, мусор!» — произнесла
бы: «Товарищ милиционер, пожалуйста, не
обманывайте и не провоцируйте меня!»…

Однако
небрежное и неоправданное использование
слов с ограниченным употреблением
нарушает лексические нормы, ведет к
оскудению и засорению языка. Сегодня
подобные явления связывают с неоправданным
использованием в речи жаргонизмов,
вульгаризмов, а также заимствованных
слов.

Наша
речь всегда (во все времена) была в
большей или меньшей степени подвержена
влиянию указанных групп лексики. Вот
почему необходимо выработать к
использованию подобных слов свое
отношения, зная, что:

1).
Жаргонная лексика (а тем более вульгаризмы)
– это разновидность разговорной лексики,
которая используется определенным
кругом людей, объединенных общностью
интересов, занятий, социальным статусом.
Сегодня особенно популярным стал
молодежный жаргон, и из него в разговорную
речь пришло много оценочных слов: препод,
хвост, плавать, потрясно, жесть / жестоко
и
др. С ними связано стремление молодежи
ярче, эмоциональнее выразить свое
отношение к предмету речи. Однако надо
помнить, что сфера использования жаргона
узка (это устная речь в молодежной среде)
и чрезмерное увлечение такой лексикой
обедняет, прежде всего, самого носителя
языка, а кроме того, делают его речь
стилистически сниженной, нелитературной,
а подчас непонятной для окружающих.
Конечно же, немотивированное использование
жаргонизмов недопустимо даже в средствах
массовой информации, в языке рекламы,
хотя мы часто встречаем подобные примеры:

«Не
может быть, чтобы София Михайловна
Ротару пела под фанеру»
(телепередача
«Встреча с Кеосаяном);
«Хватит пылиться в офисе сраном, пойдем
и накатим по 200 граммов»

(рекламная листовка ночного клуба
«Lego»).

2).
Заимствованные слова, которые в конце
XX века небывалым потоком хлынули в
русский язык и часто используются в
речи современного человека. Такие слова
есть в речи политиков (инаугурация,
спикер, муниципалитет, легитимный

и др.), иноязычные термины стали
господствующими в передовых отраслях
науки и техники (компьютер,
дисплей, драйв, аудитор, дилер, траст,
холдинг

и др.), в культурную жизнь вошли многие
слова (бестселлер,
вестерн, хит, шоумен

и др.), бытовая жизнь живо принимает
новые реалии с нерусскими названиями
гамбургер,
супермаркет, шопинг

и др. Язык рекламы наводнен американизмами,
в журналах и газетах много таких
иностранных слов, которые недавно
появились в нашем языке и еще не отражены
в словарях: «60
процентов людей среднего возраста
оказались вынужденными поклонниками
своих фазенд
(т.е.
дач)
»
(писательница Т. Устинова); «Участниками
этого несерьезного состязания станут
ди-джеи, промоутеры и другие светские
хроникеры»
(текст
рекламы).

Конечно,
в нашу жизнь входят новые явления, а
вместе с ними новые слова. Отчасти
происходит выравнивание словаря русского
языка по международному стандарту.
Насколько это изменит облик русского
языка (обогатит его или «испортит»),
покажет время. И все-таки не следует
увлекаться использованием иностранных
слов, особенно тех, которые вам самим
еще не очень понятны. Погоня за новым
звучным словом приводит к тому, что
крестьянин – единоличник хочет быть
только
фермером
,
бандит-вымогатель называется не иначе,
как рэкетиром
( иногда еще более звучно —рэкетменом),
а убийца – киллером.
Надо говорить проще, на понятном
окружающим русском языке.

3.
Многозначные слова должны использоваться
в речи только в одном (в прямом или
переносном) значении.

Многозначность,
или полисемия (от греческого poly
– много и sema
— знак), — способность слова употребляться
в разных значениях. У некоторых слов
таких значений может быть два-три, а у
иных – до десяти. Разные значения одного
и того же слова даны в толковых словарях:
первым указывается основное значение
(его называют «прямым, главным»), а затем
остальные – производные от него
(неосновные, переносные, вторичные).
Обычно самый узкий контекст (т.е.
словосочетание) проясняет смысловые
отличия значений многозначного слова,
например: тихий
голос, тихая езда, тихая погода.

Столкновение
разных значений слова в одном контексте
может стать приемом создания комического.
Хорошо известна фраза из романа
«Двенадцать стульев», написанная Ильфом
и Петровым о невесте Остапа Бендера : «
Молодая
была уже не молода».
Легко
понять, что слово
молодая
реализуется
здесь в двух значениях: 1)
женщина
(любого
возраста)
только что вступившая в брак; 2) юная, не
достигшая зрелого возраста.

Такое
обыгрывание значений многозначного
слова называется каламбуром
(шутка, основанная на комическом
использовании значений одного слова
или слов — омонимов, сходных по звучанию,
но разных по значению). Каламбуры ценили
во все времена. Известны каламбуры А.
С. Пушкина, например: «Взять
жену без состояния я в состоянии, но
входить в долги из-за ее тряпок я не в
состоянии
».
Часто и современные писатели используют
в своих шутках многозначные слова: Радио
будит мысль даже в те часы, когда хочется
спать.
или
Дети
– цветы жизни, не давайте им, однако,
распускаться.

Однако
небрежное отношение к многозначности
выбранного слова может породить неясность
высказывания: в контексте может проявиться
совсем другое значение выбранного
слова, которое вовсе не было предусмотрено
автором, например: Рост
фигуристок стимулируется при помощи
показательных выступлений
(слово
рост
реализует
сразу два своих значения:
1) размеры человека или животного в
высоту;2) совершенствование каких-либо
качеств в процессе чего-либо
)
или Вы
видите
(фигуристку)
Татьяну Навку в новой красивой комбинации

(слово комбинация
также
реализует два значения: 1)
сложный замысел, система приемов для
достижения чего-либо; 2) женское белье
– рубашка, обычно шелковая с кружевами
).

4.
Не путать слова, близкие по звучанию.
Иногда такие слова различаются лишь
стилистически, например: табурет
(
спец.)
– табуретка (
разг.),
обнять – объять

(книжн., устар.). Их принято называть
вариантами одного и того же слова и
использовать как стилистические
синонимы.

Но
есть другие слова, которые близки по
звучанию, но раз­личны по значению.
Такие слова называются паронимами.
Использование
их в одном и том же контексте недопустимо
и часто ведет к появлению речевых ошибок.
Например, не всегда правильно употребляются
глаголы предоставить
и
представить.
Глагол
предоставить
означает
«дать возможность воспользоваться
чем-либо» (предоставить
квартиру, отпуск, должность, кредит,
заем, права, независимость, слово
и
т.д.), а глагол представить
имеет
значение «передать, дать, предъявить
что-либо кому-либо» (представить
отчет,
справку, факты, доказательства; представить
к награде, к ордену, к званию, на соискание
премии
и
т. д.).

5.
Избегать многословия, или речевой
избыточности, которая может проявляться
в использовании лишних слов даже в
короткой фразе, например: В
прошедшие дни прошли снегопады и выпало
много снега.
или
Зачем
ты вернулся обратно?

Многословие
может принимать форму плеоназма
(от
греческого pleonasmos
— излишество), т.е. употребления близких
по смыслу и потому лишних слов: упал
вниз, главная суть, бесполезно пропадает.
Часто
плеоназмы появляются при соединении
синонимов:
мужественный и смелый, только лишь, в
конечном итоге

и т.п. Плеоназмы обычно возникают
вследствие стилистической небрежности
автора, например: Спортсмены
прибыли на международные соревнования,
в которых будут участвовать не только
наши, но и зарубежные команды

(здесь лишним является все придаточное
предложение со словом «который»).

Разновидностью
плеоназма является тавтология
(от
греческого tauto
– то же самое, logos
— слово) – повторное обозначение другими
словами уже названного понятия:
возобновить
вновь, спросить вопрос
.
Явная тавтология возникает при повторении
однокоренных слов (Мы
с трудом решили эту трудную задачу
),
скрытая – при соединении иноязычного
и русского слова, дублирующих друг
друга:
необычный феномен, памятные сувениры,
впервые дебютировал.

Однако
употребление однокоренных слов в одном
словосочетании или предложении бывает
оправдано, если эти слова являются
единственными носителями соответствующих
понятий: Мать
варит варенье.; Накрой ведро крышкой.;
Постели постель.,
а
также: словарь
иностранных слов, следственные органы
расследовали

и др.

Тавтологические
сочетания иногда переходят в разряд
допустимых и закрепляются в речи:
монументальный
памятник, реальная действительность,
экспонаты выставки

и др.

Тавтология
и плеоназм могут быть стилистическими
приемами, усиливающими эмоциональность
речи:

Победителю
ученику от побежденного учителя
(Жуковский), Позвольте вам этого не
позволить (Н. В. Гоголь), Писатель
пописывает, читатель почитывает (М. Е.
Салтыков — Щедрин).

6.
Обогащать свой словарный запас за счет
использования лексических возможностей
русского языка, к которым относятся
синонимы, антонимы, фразеологизмы, а
также « цветы красноречия » — тропы,
фигуры, цитаты.

Существует
ряд правил лексической сочетаемости.
Эти правила базируются на том, что при
употреблении слова в речи необходимо
еще учитывать его способность соединяться
с другими словами. Так, одинаковые по
значению слова (синонимы) могут по-разному
соединяться с другими словами, например:
принято говорить истинный
друг,
но
подлинный
документ
.

Соединение
слов в словосочетания на основе их
лексического значения имеет ряд
ограничений. Во-первых, сочетанию слов
может препятствовать их смысловая
несовместимость, которая возникает
вследствие того, что одно из слов
употреблено в несвойственном ему
значении, например: нельзя сказать
фиолетовый
апельсин, облокотиться спиной, вода
горит.

Во-вторых,
при соединении слов может возникнуть
смысловая неточность, из-за того, что
слово было использовано без учета
ограничений в его лексическом значении.
Так, при употреблении глаголов причинять/
причинить,

необходимо помнить, что в их значении
производить
/ произвести, служить / послужить причиной
чего-нибудь

есть ограничение — чего-нибудь
(неприятного)
,
поэтому правильно говорить причинять
горе, причинять неприятности
,
но нельзя сказать причинять
радость, причинять удовольствие.

Нарушение
лексической сочетаемости может быть
продиктовано сознательным стремлением
автора удивить слушателя (читателя)
необычным соединением слов. Тогда
несочетаемость слов становится средством
создания комического эффекта, лежащего
в основе различных шуток, например: Мы
достигли зияющих вершин.; Гения признали
заживо.; Трудно поощрять чужие недостатки,
но еще труднее поощрять чужие достоинства.

С
проблемой лексической сочетаемости
связано и правильное использование
фразеологизмов. Фразеологизмы — это
сложные по составу языковые единицы,
имеющие устойчивый характер: ломать
голову, сгущать краски, кот наплакал
и
т.д.. Многие фразеологизмы можно заменить
одним словом, например: раскинуть
умом –
подумать,
пятое колесо в телеге –

лишний.

Для
фразеологизмов характерно постоянство
состава (т.е. большинство фразеологизмов
не допускают включения новых слов:
нельзя сказать еще
ниже потупить печальный взор

вместо потупить
взор
)
и устойчивость грамматического строя
(т.е. в них обычно не меняются формы
слова: нельзя сказать бить
баклушу
вместо
бить баклуши
).
Не может быть оправдано сокращение
фразеологизма, например: Успехи
этого студента желают лучшего

(правильно: …оставляют
желать лучшего
).
Нередко происходит искажение лексического
состава фразеологизма: Не
мудрствуя долго
(правильно:
…лукаво
)
или замена предлога: ставить
точки на И

(правильно: …над
И
),
семи
пядей на лбу

(правильно: …во
лбу
)

Главное
условие правильной речи – употребление
фразеологизмов в соответствии с их
постоянным лексическим составом,
единственно верной грамматической
формой и точным значением. Невнимательное
отношение к правилам использования
фразеологизма ведет к его дефразеологизации
(семантическому распаду), что в свою
очередь формирует ошибку в речи. Чтобы
не допускать ошибок в использовании
фразеологизмов, необходимо пользоваться
специальными фразеологическими словарями
(см. Рекомендуемая литература № 8; 9).

Действительно,
трудно найти самые точные слова и
расставить их так, чтобы они сказали о
многом. Часто для этого нужен талант.
Однако правильность и ясность формулировок
может быть достигнута и в результате
напряженной работы со словом.

Для
уточнения лексических норм современного
литературного языка рекомендуется
обращаться к толковым словарям русского
языка, к словарям синонимов и антонимов
и специальной справочной литературе.

Экзаменационный материал по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»

Второй курс – третий семестр

Билет № 1

1. Ответьте на вопросы:

1. Понятие о литературном языке.

2. Принципы русской орфографии.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в словах: новорожденный, афера, бытие, опека.

2. Запишите числа словами:

Высота Останкинской башни с антенной равна 540 м 74 см

3. Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже:

а) согласно (распоряжение, приказ, указание, решение);

б) по (истечение) срока, по (приезд) в город.

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Бракованный – браковочный; изделия – станок.

С браком, с изъяном/ относящийся к браковке, т.е. расценивание чего-либо как брак.

Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.

В 1931 г. инженеры соорудили линейный ускоритель.

Билет № 2

1. Ответьте на вопросы:

1. Словари русского языка. Словарная статья.

2. Принципы русской пунктуации. Роль пунктуации в письменном общении.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в словах: квартал, ходатайство, премировать, задолго.

2. Запишите числа словами:

Самые быстрые бегуны мира развивают скорость от 36 до 43 километров в час.

3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов:

а) Нельзя всех мерить под одну гребенку.

б) Еще совсем недавно ему пели фимиамы.

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Скрытый – скрытный; особа – волнение.

Спрятанный/сдержанный, не выдающий замыслов, мыслей

Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.

Самолет подвержен действию стужи и тепла.

Билет № 3

1. Ответьте на вопросы:

1. Понятие культуры речи. Основные свойства хорошей речи.

2. Типы речи в русском языке. Описание.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в словах: путепровод, углубить, баловать, хвоя.

2. Запишите числа словами:

Расстояние в 1375 километров, 45 (градусный) мороз, 5437 (-ой) посетитель.

3. Исправьте ошибки в употреблении причастных оборотов:

а) Туристы делились полученными впечатлениями о Кавказе за время похода.

б) Прошу вас ответить на волнующий вопрос не только меня, но и других.

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Встать – стать; за прилавок – с места.

Принять стоячее положение, подняться на ноги/ приступить к какой-либо работе, занятию.

Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.

С оттепелью придут для нас главные заботы.

Билет № 4

1. Ответьте на вопросы:

1. Лексика как наука. Лексическое значение слова.

2. Типы речи в русском языке. Повествование.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в словах: обеспечение, приобретение, оптовая (цена), вероисповедание.

2. Запишите числа словами:

Прибытие поезда с 358 экскурсантами ожидается в 13 часов 45 минут.

3. Исправьте ошибки в употреблении причастных оборотов:

а) В поросших лугах буйной растительностью водилось множество птиц.

б) Жителям пострадавшего села от наводнения была оказана своевременная помощь.

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Освоить – усвоить; технология – урок.

Поняв, запомнить как следует/овладеть чем-либо

Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.

Кровля выполнена очень плохо.

Билет № 5

1. Ответьте на вопросы:

1. Происхождение слов.

2. Орфография. Понятие орфограммы и виды орфограмм.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в словах: валовой (доход), эксперт, танцовщица, завидно.

2. Замените выделенные словосочетания сложными прилагательными: ложа в 2 яруса, дом в 3 этажа, перерыв в 11 минут, шарф длиной 1,5 метра.

3. Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже:

а) вопреки (предсказание, совет, уговор)

б) по (прибытие) на метро, по (окончание) школы.

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Духовный – душевный; человек – мир.

Добрый, чуткий, отзывчивый /относящийся к духу, связанный с мироощущением человека.

Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.

Это возможно только на основе всемерной механизации работ.

Билет № 6

1. Ответьте на вопросы:

1. Употребление слов: активный и пассивный словарь.

2. Типы речи в русском языке. Рассуждение.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в словах: втридорога, языковая (норма), развитая (сеть дорог), предвос-хитить.

2. Запишите числа словами:

На 76 параллели, делегаты из 64 стран, городок с 384 тысячами жителей.

3. Образуйте форму 3 лица настоящего времени от глаголов: колыхать, мурлыкать, плескать, сыпать, капать

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Артистичный – артистический; судьба – поведение

Отличающийся артистизмом, художественным вкусом./ предназначенный для артиста; свойственный артисту

Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.

Осадчук – мастер высокого класса, она будет работать высококачественно.

Билет № 7

1. Ответьте на вопросы:

1. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении.

2. Функциональные стили русского языка. Художественный стиль.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в словах: приговор, принудить, столяр, диспансер.

2. Замените числа словами, раскройте скобки:

75 (лет) юбилей, 30 (градус) мороз, 40 (ведер) бочка, 500 (миллион) народ.

3. Исправьте предложения:

а) Факты говорят за возможность использования резервов.

б) Большая группа ученых была удостоена правительственными наградами.

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Бережный – бережливый; человек – отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Пример:

Бракованный – браковочный; изделия – станок

С браком, с изъяном/относящийся к браковке, т.е. расценивание чего-либо как брак.

Бракованные изделия – браковочный станок.

5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.

Месторождения нефти в Среднем Приобье расположены далеко от железных работ.

Билет № 8

1. Ответьте на вопросы:

1. Лексические нормы.

2. Пунктуация и интонация.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в словах: сосредоточение, нефтепровод, жизнеобеспечение, издревле.

2. Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже:

а) благодаря (выступление, успех, знание)

б) по (окончание) техникума, по (истечение) срока.

3. Исправьте ошибки в употреблении причастных оборотов:

а) Доносившийся шум моря снизу говорил о покое.

б) Верный Пугачев своему обещанию приближался к Оренбургу.

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Комфортный – комфортабельный; квартира – обстановка
Удобный, уютный, с комфортом/наиболее благоприятный для нормальной жизнедеятельности организма

Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.

Комбайн исчез в логу, возник далеко, на другом конце поля, потом развернулся и пошел быстро в нашу сторону

Билет № 9

1. Ответьте на вопросы:

1. Лексические ошибки и их исправление.

2. Синтаксическая синонимия.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в словах: сегмент, каталог, менеджмент, без умолку.

2. Раскройте скобки, определите род имен существительных:

а) Друг пьет только (черный) кофе. б) В зале сидит (компетентный) жюри.

в) Чтобы крыша не текла, ее нужно покрыть (толь).

3. Поставьте существительные в форме родительного падежа множественного числа: ампер, блюдце, брелок, будни, грамм.

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Могущественный – могучий; плечи – влияние
Мощный, крепкий, сильный/обладающий могуществом.

Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.

Приближалась ознакомительная практика, и студенты испытывали смятение.

Билет № 10

1. Ответьте на вопросы:

1. Изобразительно-выразительные возможности лексики: синонимы, антонимы, омонимы.

2. Предложение как основная синтаксическая единица.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в словах: отрочество, звонит (телефон), бряцать (оружием), названый (брат).

2. Раскройте скобки:

Я не нашла в магазинах ни (апельсин), ни (помидоры), ни (баклажан), зато купила 6 (килограмм) (слива) и 5 (килограмм) (яблок).

3. Поставьте существительные в форме родительного падежа множественного числа: бюллетень, комментарий, полотенце, селенье, солдат.

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Нетерпимый – нестерпимый; отношение – духота
Не считающийся с чужим мнением, лишённый терпимости/ превышающий терпение, с трудом переносимый.

Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.

С изумлением мы узнавали свою группу крови.

Билет № 11

1. Ответьте на вопросы:

1. Словообразование как наука. Состав слова. Морфемный разбор слова.

2. Способы оформления чужой речи. Цитирование.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в словах: валовой, газопровод, еретик, намерение.

2. Раскройте скобки, определите род существительных:

а) Голову моют (шампунь).

б) На окна повесили (красивый) тюль.

в) У окна стоит (черный) рояль.

3. Исправьте ошибки в употреблении причастных оборотов:

Созданный роман молодым автором вызвал споры.

Подгоняемая лодка волнами и ветром быстро неслась по реке.

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Дельный – деловитый; предложение – походка

Толковый и серьёзный, предприимчивый/ серьёзный, заслуживающий внимания.

Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.

Интерес к новой работе был настолько большой, что администрации пришлось сдерживать порывы многих рабочих переквалифицироваться.

Билет № 12

1. Ответьте на вопросы:

1. Способы словообразования. Словообразовательный разбор слова.

2. Фразеология. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в словах: досуг, жалюзи, иначе, намерение.

2. Определите, нарушена ли лексическая сочетаемость в словосочетаниях: две единственные дочери, сломать стеклянную вазу, ужасно удобная обувь, страшно красивое платье. Исправьте ошибки.

3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

а) Прятаться за чужие широкие спины – дело недостойное.

б) Не стоит почивать на достигнутом.

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Личный – личностный; потенциал – мнение

Свойственный личности/ принадлежащий какому-н. лицу.

Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек

5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.

До сих пор у нас применяется бензиновый двигатель, который потребляет дорогое топливо в значительных размерах.

Билет № 13

1. Ответьте на вопросы:

1. Словообразовательные нормы.

2. Лексические единицы: омонимы (их виды), синонимы, антонимы.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в словах: агент, ампер, апартаменты, некролог.

2. Запишите цифры словами:

В книге 487 страниц. Она иллюстрирована 234 рисунками и снабжена 29 чертежами.

3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов:

а) Как бык на новые ворота.

б) В этом движении важную скрипку играют демократы.

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Великий – величественный; панорама – мыслитель  

Необыкновенно одаренный, гениальный/производящий впечатление
Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.

Это препятствие нелегко одолеть.

Билет № 14

1. Ответьте на вопросы:

1. Функциональные стили русского языка. Научный стиль.

2. Прямая и косвенная речь. Замена прямой речи косвенной.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в словах: приговор, пуловер, ржаветь, таможня.

2. От данных существительных образуйте глаголы и страдательные причастия прошедшего времени: ксерокопия, норма, пломба, премия.

3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов:

а) Издалека были видны плывущие бревна по воде.

б) Читая эту книгу, мне открылось много интересного.

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Демократичный – демократический; строй – окружение

Свойственный, характерный для кого-либо/ основанный на принципах
Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.

В комнате, где пребывает большая группа людей, не знающих об эксперименте, человек, несущий стопку книг, неожиданно бросает их.

Билет № 15

1. Ответьте на вопросы:

1. Характеристика функциональных стилей речи.

2. Нормативное употребление форм слова

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в словах: статуя, убранство, уведомить, развитой.

2. Поставьте существительные в форму родительного падежа множественного числа

а) В комнате стояло пять (кресло).

б) (Ружьё) в доме никогда не держали.

в) Без (туфля) по горячему асфальту идти было трудно. 

3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением деепричастного оборота:

а) Подъезжая к станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа.

б) Лежащий портфель на столе принадлежит нашему преподавателю

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Болотный – болотистый; запах – местность

Напоминающий цветом/ свойственный, характерный

Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.

Профессия летчика требует упорства, мужества, решимости.

Билет № 16

1. Ответьте на вопросы:

1. Текст, его строение. Типы текста.

2. Словосочетание. Классификация словосочетаний по главному слову и зависимому слову.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в словах: упрочение, феномен, ходатайство, христианин.

2. Употребите подходящие по смыслу глаголы-паронимы «надеть» и «одеть».

а) Зима …дела землю снегом.

б) На мебель были …деты чехлы.

в) Мать …дела ребенка.

3. Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастного оборота:

а) Приехав домой, больному стало значительно лучше.

б) Устав после занятий, мне не читалось.

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Гуманный – гуманитарный; отношение – проблема

Связанный с научными дисциплинами/ проникнутый уважением к человеческой личности

Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Устраните тавтологию и повторение слов, используя синонимы; исправьте предложения.
В совей работе руководители детских учреждений руководствуются методической литературой.

Билет № 17

1. Ответьте на вопросы:

1. Имя прилагательное, грамматические признаки.

2. Речевой этикет. Формулы речевого этикета.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в словах: упростить, мизерный, языковая (колбаса), намерение.

2. Поставьте существительные в форму родительного падежа множественного числа

а) Бабушка с дедом любили пить чай с (блюдце).

б) (Сумерки) я немного боюсь: везде чудятся чудовища.

в) Без (грабли) в поле в эту пору делать нечего. 

3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов:

а) Веселое лицо при плохой игре.

б) Игра не стоит денег

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Злой – злостный; умысел – нарушитель

Преисполненный чувства вражды, недоброжелательности/ часто нарушающий правила

Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Устраните тавтологию и повторение слов, используя синонимы; исправьте предложения.
Сейчас набирают спортивную команду, лучшие спортсмены поедут в Москву.

Билет № 18

1. Ответьте на вопросы:

1. Имя числительное, грамматические признаки.

2. Фонема. Понятие фонемы. Ударение, особенности русского ударения.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в словах: баловать, баржа, бармен, газопровод.

2. Определите, нарушена ли лексическая сочетаемость в предложениях:

а) В Калининграде отмечено подорожание цен на молочные продукты.

б) Зал Филармонии едва смог вместить необъятное количество гостей.

Исправьте ошибки.

3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов:

а) Он работал целый день, от зари до вечера.

б) Все решили, что ребенок родился в сорочке.

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Действенный – действительный; помощь – факт

Дающий наилучший результат, эффективный/ настоящий, подлинный 

Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Устраните тавтологию и повторение слов, используя синонимы; исправьте предложения.
Повышение ответственности студентов на старших курсах приводит к высоким результатам в учебе.

Билет № 19

1. Ответьте на вопросы:

1. Местоимение и наречие, грамматические признаки.

2. Лексика. Слово и его лексическое значение.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в словах: наотмашь, ракушка, звонит, коклюш.

2. Определите, нарушена ли лексическая сочетаемость в предложениях:

а) Команда спортсменов обречена на победу.

б) В этом разговоре он допустил сильную ошибку.

Исправьте ошибки.

3. Определите, с какими существительными сочетаются глаголы «представить» – «предоста-вить»: квартира, отпуск, справка, факты.

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Красочный – красящий; вещество – язык

Отличающийся яркостью/ содержащий в себе краску

Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Устраните тавтологию и повторение слов, используя синонимы; исправьте предложения.
Применение этого метода возможно, если у педагога-воспитателя есть контакт с детьми, если он знает их возможности.

Билет № 20

1. Ответьте на вопросы:

1. Глагол, грамматические признаки.

2. Фразеология. Фразеологические единицы русского языка.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в словах: жалюзи, иконопись, предложить, торты.

2. Запишите цифры словами:

3128 пассажирами, город с 256 тысячами жителей.

3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов:

а) По степи лошади шли медленно, густо заросшей травой.

б) Отряд избежал опасности благодаря проявленной решительности командиром.

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Житейский – жизненный; мелочи – драма

Обыденный/ связанный с жизнью

Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Устраните тавтологию и повторение слов, используя синонимы; исправьте предложения.
Он снова почувствовал, что его охватывает болезненное чувство одиночества.

Билет № 21

1. Ответьте на вопросы:

1.Причастие и деепричастие, грамматические признаки.

2. Язык и речь. Основные единицы языка.

2. Выполните практические задания:

1.Поставьте ударение в словах: подростковый, озвучение, сетчатый, инсульт

2. Запишите числа словами:

Высота Останкинской башни со стальной антенной равна 540 метрам 74 сантиметрам.

3. Исправьте предложения, заменив слова, употребленные в неправильном значении, на правильные.

а) Затем кавалькада автобусов с нашей делегацией отправилась к месту приземления Гагарина. 

б) Из этой семьи вышла целая плеяда прекрасных животноводов.

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Дождевой – дождливый; утро – поток

Свойственный, характерный/ отличающийся обилием

Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Устраните тавтологию и повторение слов, используя синонимы; исправьте предложения.
В процессе теснения резина сохраняет высокую твердость и при этом обеспечивает высокое удельное давление, что дает возможность получить высокое качество декоративного слоя на пластиках.

Билет № 22

1. Ответьте на вопросы:

1. Морфология как наука. Самостоятельные и служебные части речи.

2. Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в данных словах: воздухопровод, закупорить, дремота, флюорография.

2. Исправьте предложения, устранив неясность высказывания, искажение смысла:

а) Рост юных спортсменок стал особенно заметным в этом году.

б) Защита команды явно хромает.

в) Коллектив электростанции обязался работать в этом году с большим напряжением. 

3. Образуйте глаголы от слов: лодырь, коллектив, сор, старый, слепой, ау.

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Враждебный – вражеский; прием – оборона

Преисполненный неприязни/ воинственный, характерный.

Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.

Поток зрителей на этой выставке до сих пор не скудеет.

Билет № 23

1. Ответьте на вопросы:

1. Морфологические нормы.

2. Выразительные возможности русского синтаксиса.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в данных словах: идеолог, зубчатый, наискось, проторённый.

2. Поставьте числительные и существительные в нужную форму.

а) Из продуктов у нас осталось только 2 (яблоко), 5 (галета) и не более (полтора литра) воды.

б) (Три, трое) котят уже открыли глаза.

в) (Пять, пятеро) актрис нашего театра приняли участие в международном конкурсе балета.

3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов:

а) Героиня повести живет на черте бедности.

б) У него по душе кошка пробежала.

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Будничный – будний; день – одежда

Свойственный, характерный/ повседневный, обыденный; ничем не примечательный, однообраз-ный.

Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.

Нередко можно увидеть человека, неосмотрительно пренебрегающего законами уличного движения.

Билет № 24

1. Ответьте на вопросы:

1. Синтаксис как наука. Основные синтаксические единицы.

2. Знаки препинания, их роль в тексте.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в словах: донельзя, гербовый, досыта, озлобленный.

2. Определите, нарушена ли лексическая сочетаемость в предложениях:

а) Скоропостижный отъезд генерального директора взволновал всех.

6) Футболисты нашего клуба, хотя и ушли с поля без голов, показали отличную игру.

Исправьте ошибки.

3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов:

а) В этих местах не только нога человека, но и журналиста не побывала. 

б) Вскоре и эта пирамида рассыпалась как мыльный пузырь.

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Добротный – добрый; взгляд – мебель
Благожелательный, отзывчивый/ отличающийся высоким качеством. 

Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.

Будем надеяться, что новая мебель в аудиториях будет служить долговечно.

Билет № 25

1. Ответьте на вопросы:

1. Способы связи слов в словосочетании.

2. Фонетические средства речевой выразительности.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в словах: воспроизведение, аноним, пиццерия, тошнота.

2. Согласуйте несклоняемые существительные с определениями. Определите род существитель-ных.

а) увлекательн … шоу

б) форменн … галифе

в) экстренн … коммюнике

3. Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастного оборота:

а) Прочитав эту пьесу, в моем представлении все герои разделились на две группы.

б) Подойдя к дому, нас настиг сильный ливень.

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Высокий – высотный; номер – положение

Свойственный, характерный/ важный, ответственный.

Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.

Можно предложить много вариантов решения этой проблемы.

Билет № 26

1. Ответьте на вопросы:

1. Простое предложение.

2. Использование в речи пословиц, поговорок, крылатых выражений.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в словах: ненадолго, клеить, щавель, туфля.

2. Вместо точек вставьте слова, которые наиболее точно выражают мысль.

Словарь … (воспроизводит, определяет, отображает, отражает, фиксирует) все изменения, … (происходящие, совершающиеся, существующие) в мире. Он … (запечатлел, отразил, сохранил) опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, … (движению, прогрессу, развитию) техники, науки, искусства. Он может … (выделить, назвать, обозначить, определить, указать на) любую вещь и располагает средствами для … (выражения, обозначения, объяснения, передачи, сообщения) самых отвлеченных и обобщенных идей и понятий.

3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов:

а) Хоть я и не из робкой десятки, но всё же не решился один пойти на кабана.

б) Это легче пареной репы.

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Военный – воинский; завод – звание

Свойственный, подобающий/ связанный с чем-л.. 

Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.

Писатель извлекает своих героев из самой действительности.

Билет № 27

1. Ответьте на вопросы:

1. Сложное предложение.

2. Правила оформления служебных документов.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в словах: начать, пустошь, сливовый, умерший.

2. Запишите числа словами:

3128 пассажирами, город с 250 тысячами жителей.

3. Исправьте речевые ошибки в данных предложениях.

а) Первая премьера этого балета состоялась на сцене Мариинского театра.

б) Этот архитектурный памятник поражает своими причудливыми габаритами.

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Глиняный – глинистый; грунт – очаг
Имеющий большое содержание, цвет/ сделанный, состоящий

Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.

Улицы в нашем городе протяженные, пешком ходить по ним трудно.

Билет № 28

1. Ответьте на вопросы:

1. Синтаксические нормы.

2. Функциональные стили русского языка. Публицистический стиль.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в словах: вчистую, вогнутый, кремень, каучук.

2. Запишите числа словами:

Расстояние в 1568 километров, 28 (градусный) мороз, 345 (-ый) посетитель.

3. Исправьте ошибки в употреблении причастных оборотов:

а) Мчались лошади казаков, покрытых пеной

б) У него было раскрасневшееся лицо от мороза

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Зверский – звериный; аппетит – чутье
Звериное чутьё – зверский аппетит

Свойственный, характерный, принадлежащий/ очень сильный; чрезвычайный

Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.

У нас имеется несколько охотничьих заказников, которые обыкновенно относят к разряду особо охраняемых территорий.

Билет № 29

1. Ответьте на вопросы:

1. Понятие о языковой норме.

2. Функциональные стили русского языка. Официально-деловой стиль.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в словах: апокалипсис, евангелие, наговор, принять.

валовой (доход), эксперт, танцовщица, завидно.

2. Запишите числа словами:

На 58 параллели, делегаты из 38 стран, городок с 473 тысячами жителей.

3. Поставьте слова, заключенные в скобки, в нужном падеже

а) Во время подготовки (экзамены) студенты получают консультации.

б) Время доказало превосходство этого способа (другие).

в) Победить команде помогло превосходство (техника).

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Информационный – информативный; технологии – доклад

Содержащий, насыщенный/ свойственный, характерный

Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.

Новый завод был богат новой техникой, требующей деликатного обращения.

Билет № 30

1. Ответьте на вопросы:

1. Имя существительное, грамматические признаки.

2. Функциональные стили русского языка. Разговорный стиль.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в данных словах: взаперти, маркетинг, мельком, клеить.

2. Вместо точек вставьте слова, которые наиболее точно выражают мысль.

Человек … (изобрел, нашел, отыскал, придумал, создал) слова для всего, что обнаружено им … (в мире, во вселенной, на земле). Но этого мало. Он … (назвал, объяснил, определил, указал на) всякое действие и состояние. Он … (назвал, обозначил, объяснил, окрестил, определил) словами свойства и качества всего, что его окружает. 

3. Поставьте слова, заключенные в скобки, в нужном падеже

а) Проект заслуживает (одобрение). Новый руководитель быстро заслужил (уважение).

б) В последние годы произошли серьезные изменения (жизнь общества). На схеме было обозначено изменение (направление).

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Поступок – проступок; досадный – достойный
Намеренное действие человека/ нарушающий какие-л. нормы, правила поведения.

Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.

Мимолетное нахождение денежных средств в банке приводит к усложнению документации.

Билет № 31

1. Ответьте на вопросы:

1. Словосочетания, их структура и виды.

2. Качества хорошей речи.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в словах: взаперти, маркетинг, мельком, клеить.

2. Вместо точек вставьте антонимы, необходимые для правильного построения антитезы.

а) Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем …., умен, чем …., чаще энергичен, чем …, и наоборот

б) Спят и богатые, и …, и мудрые, и …, и добрые, и … 

3. Исправьте речевые ошибки в данных предложениях.

а) Впереди лидирует гонщик под номером З.

б) Когда играет «Спартак», на трибунах стадиона всегда полный кворум.

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Вековой – вечный; дуб – традиции

Живущий, существующий очень долго/ бесконечный во времени; неизменный, постоянный.

Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.

Не секрет, что молодые преподавателя ощущают большие затруднения в работе с родителями.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Команда для исправления ошибок linux
  • Командная строка windows 7 команды для исправления ошибок
  • Колонка ферроли ошибка f05
  • Команда соперников выглядела более свежее исправь ошибки
  • Команда проверки жесткого диска на наличие ошибок