Когнитивные ошибки тест

«Теперь мой день испорчен»

«Во всем виноваты сотрудники магазина! Это явно они не выложили вовремя на прилавок яблоки!»

«Этот магазин вечно портит мое настроение!»

«Как же плохо я знаю друга, это позор»

«Как посмел консультант в магазине посоветовать мне к покупке такую ерунду?»

«У меня никогда не получается устроить хороший сюрприз»

«Наконец в моей жизни наступила белая полоса»

«И почему мой руководитель не повысил меня раньше?»

«Я всегда знал(а), что мой труд оценят»

«Теперь мне предстоит целый месяц ходить как пугало»

«Мне стоило получше объяснить, какой результат мне хотелось получить…»

«Видимо, мне суждено всегда уходить домой после стрижки в разочаровании»

Уже много было сказано об искажениях мышления — это внутренние установки, глубинные убеждения и основанные на них стереотипное мышление и логические ошибки мышления, которые прямо влияют на наше психоэмоциональное и ресурсное состояние, поведение, физиологические реакции и качество жизни, по сути — на нашу судьбу, счастливую или нет.

Многие уже знают, что изменив свое искаженное мышление, ты изменишь свою жизнь, но продолжают мыслить искажая реальность, принося себе проблемы и страдания.

Список когнитивных искажений исследованных учеными слишком велик, но сегодня ты узнаешь главные 10 искажений мышления, которые делают тебя несчастным, пройдя этот онлайн тест.

По результатам теста на искажение мышления ты не только выявишь свои типичные мыслительные искажения реальности, получишь подробное описание каждого искажения, но и сможешь понять как это исправить, улучшив свое самочувствие и сделав счастливее жизнь.

Искажение мышления

Онлайн тест 10 мыслительных искажений

Перед началом тестирования на искажение мышления, ознакомься со списком этих когнитивных искажений.

  1. Всё или ничего (дихотомическое мышление, полярное, «черно-белое», типа «юношеского максимализма»)
  2. Сверхобобщение (ошибочный вывод, что событие, которое произошло с тобой один раз, будет повторяться снова и снова, умножаясь в геометрической прогрессии, или если тебе попался один плохой человек, значит будут все плохие. Искажения мышления по типу — «Все мужики сво…», или если тебе один раз не повезло, то будет не везти всегда)
  3. Персонализация (взятие ответственности на себя за всё негативное, даже если это необоснованно и нереально)
  4. Преувеличение негативного (катастрофизация), по типу преувеличения до гигантских размеров своих неудач в жизни и преуменьшение позитивного, по типу преуменьшение до микроскопических размеров своих достижений.
  5. Эмоциональное обоснование (искажение мышления по типу, раз я так чувствую, значит это так и есть)
  6. Долженствование (выстраивание отношений на основе должен, обязан, надо, вместо хочу и могу, см. Должномания в семье)
  7. Поспешные выводы:
    • Чтение мыслей (ошибочное додумывание, домысливание за другого на основе своего понимания ситуации)
    • Негативное предсказание (мыслительное искажение предсказания негативного исхода событий, уверенность в том, что твое предвосхищение отрицательного будущего — это свершившийся факт, см. самоисполняющееся пророчество)
  8. Негативный фильтр (Выбор одной негативной детали в общей ситуации, и на основе её негативное оценивание всей ситуации)
  9. Обесценивание положительного (отказ от положительного, удачного опыта в жизни, поддерживая негативное убеждение, которое опровергает положительный опыт)
  10. Навешивание ярлыков (вместо того, чтобы оценивать или осуждать поведение человека (или свое), ты навешиваешь на него (или на себя) ярлык (по сути клеймение его (своего) «Я», его (своей) всей личности, а не отдельного акта поведения). Например, он не сдержал обещание, значит он трепло по жизни.

Пройти тест на искажение мышления онлайн

Перед выбором ответа, внимательно прочти вопрос или утверждение теста на искажение мышления.

Долго не думай, отвечай интуитивно. И не подыгрывай себе, подбирая «правильные» ответы — их нет, это не игровые викторины онлайн, это психологическое тестирование.

Итак, поехали — 10 искажений мышления тест онлайн:

Тест на когнитивные искажения онлайн 10 искажений мышления

Пройдите тест на когнитивные искажения онлайн и бесплатно. 10 искажений вашего мышления, которые делают вас несчастными и неудачливыми в жизни.

1.Бывают ли у вас мысли, что если я не сделаю какое-то дело на отлично, то значит я провалил дело?

Да

Нет

2.Не кажется ли вам порой, что если у меня что-то не получилось один раз, то значит никогда не получится?

Да

Нет

3.Не замечали за собой привычки концентрироваться на негативной детали, обесценивая всю ситуацию? Например, прочитав вопросы экзаменационного билета, сразу сосредотачивались на одном вопросе, который явно не знали. Тем самым определив для себя, что весь билет попался неудачный, даже если на другие вопросы могли ответить

Да

Нет

4.Бывает ли у вас так, что вы автоматом обесцениваете что-то положительное? Например, вас похвалили за выполненную работу, а вы отнеслись к похвале пренебрежительно, не приняли ее, обосновав — да это само получилось хорошо, а не я такой молодец, я типа не причем

Да

Нет

5.Бывает ли так, что вы предсказываете себе негативных исход ситуации, но опираетесь не на факты, а на додумывание за других или негативные предположения?

Да

Нет

6.Бывает ли у вас, что вы из мухи делаете слона (слишком преувеличиваете проблему), или наоборот — слишком преуменьшаете свои достижения?

Да

Нет

7.Бывает ли у вас так, что вы констатируете факт какого-то события на основе своих чувств и эмоций, а не реальных знаний? Например, я чувствую, что ты чего-то недоговариваешь, значит ты мне врешь, тебе нельзя доверять

Да

Нет

8.Часто ли присутствуют в вашем мышлении слова «должен», «обязан», надо» и «нельзя»? Например, я должен обязательно сделать это, или Он не должен был опаздывать на встречу

Да

Нет

9.Часто ли вы клеймите себ или других, по типу: если у меня это не получилось, значит я неудачник, или если он не выполнил обещание, значит он сволочь?

Да

Нет

10.Часто ли вы берете на себя вину, даже если в реальности ваша совесть чиста?

Да

Нет

11.Не бывает ли у вас мыслей, типа если я что-то важное сделал не так как надо, то я полный ноль?

Да

Нет

12.Часто ли, когда вы расстраиваетесь, в вашем лексиконе проскакивают слова «вечно», «всегда», «никогда» и т.п.? Например, вечно у меня получается что-то не так

Да

Нет

13.Бывает ли у вас так, что вы представляете в негативе всё в целом, зафиксировавшись только на одной негативной детали? Например, если вас кто-то один обманул, то значит никому из людей доверять нельзя — все обманшики

Да

Нет

14.Бывает ли у вас такое, что когда вам делают комплимент, говорят что-то хорошее о вас, то вы не принимаете это на веру, или даже в душе отвергаете, думая, что человек сказавший о вас что-то положительное, либо не искренен, либо просто хочет быть вежливым, либо льстец?

Да

Нет

15.Часто ли вас посещают мысли, что у вас ничего не получится из задуманного, вам не повезет, или всё будет плохо?

Да

Нет

16.Бывает ли у вас, что вы уж очень сильно переживаете из-за, казалось бы, небольшой ошибки, или наоборот, совсем не радуетесь и не получаете удовольствия от какого-либо достижения?

Да

Нет

17.Часто ли у вас бывает так, что вами управляют чувства и эмоции, а не логика и здравый смысл?

Да

Нет

18.Бывает ли у вас, что вы слишком сильно ожидаете какого-то события, а если ожидание не сбылось, то вы сильно переживаете?

Да

Нет

19.Часто ли у вас бывает так, что вы обзываете себя или другого человека за ошибки?

Да

Нет

20.Часто ли вы берете на себя ответственность за то, за что в принципе вы не можете отвечать? Например, этот человек эмоционально страдает из-за меня, или Я довела его до бешенства

Да

Нет

21.Не кажется ли вам, что вы постоянно стремитесь к совершенству и у вас полярное мышление — всё или ничего??

Да

Нет

22.Бывает ли у вас так, что если вам не подфартило раз-два, то вам кажется, что уже никогда фарта не будет?

Да

Нет

23.Не думали ли вы, что многие позитивные вещи, происходящие с вами, вы часто обесцениваете, либо вообще переводите в негатив?

Да

Нет

24.Не кажется ли вам, что у вас превалируют негативные мысли, даже в положительных или нейтральных ситуациях?

Да

Нет

25.Часто ли бывают случаи, когда вам кажется, что люди о вас плохо думают, или если я что-то сделаю не так, то они потом меня обесценят?

Да

Нет

26.Не кажется ли вам, что вы недооцениваете своих возможностей, умений, талантов, и в тоже время ищите у себя разные изъяны, даже если их нет в реальности?

Да

Нет

27.Не кажется ли вам, что за вас думают ваши эмоции, а не рациональное мышление?

Да

Нет

28.Не кажется ли вам, что вы слишком много ожидаете от других, мира, жизни?

Да

Нет

29.Любите ли вы ругать себя и/или других людей, весь мир или такую жизнь?

Да

Нет

30.Часто ли вы испытываете чувство вины — за себя или за других людей?

Да

Нет

Понравился тест? Поделись с другими?

Есть вопросы? Задавай в комментах!

Проходи другое психологическое тестирование онлайн:

Шкала дисфункциональный убеждений (тест на убеждения Вайсман, Бек)

Тест на критическое мышление с ответами онлайн

Рациональное — Иррациональное мышление — тест онлайн

Тест на логическое мышление

Тест на ассоциации мышления

Тест на абстрактное мышление

Читай ещё про мышление в психоаналитическом журнале:

Негативные мысли человека, мешающие жить

Типы, виды, формы мышления человека: абстрактное, наглядное, действенное, образное, словесно-логическое мышление, научное

Детское мышление, восприятие, речь, язык

КАК ИЗМЕНИТЬ СВОИ НЕГАТИВНЫЕ МЫСЛИ НА ПОЗИТИВНЫЕ

Cognitive distortions represent subjective misinterpretations of reality produced by maladaptive, involuntary personal beliefs harbored in the depths of individual psychology.

This Cognitive Distortions Test measures the intensity of these attitudes as they impact impression, perception, and interpretation of informational stimuli as well as both conscious and unconscious choices to deliver a personal result reflecting cognitive distortions across seven different domains.

The Cognitive Distortions Test is inspired by the Dysfunctional Attitudes Scale (DAS), a measurement tool commonly used to identify dysfunctional beliefs contributing to depressive symptoms. The Dysfunctional Attitudes Scale is authored by Arlene Weissman at the University of Pennsylvania.

Want to know your cognitive errors? For each of the following questions, indicate how well it describes you below.

The Cognitive Distortions Test is inspired by the Dysfunctional Attitudes Scale (DAS) authored by Arlene Weissman at the University of Pennsylvania. IDRlabs is not affiliated with either author or the University of Pennsylvania or any other institution.

The test uses the following scales:

Approval Distortions: Denotes the tendency to measure one’s self-worth according to how others react to oneself and one’s assumptions about what that means in terms of what they think of you. A low score indicates social independence and a healthy sense of personal worth, even when faced with criticism or disapproval from others. A high score indicates excessive social dependence related to low self-worth as one evaluates oneself through the eyes of others and internalizes perceived insults, criticism, or ambivalent reactions from others. People with low scores on Approval thus defensively split themselves based on a good/bad model of self without many nuanced reflections. If they feel put down by someone, they automatically look down on themselves, as their emotional well-being is particularly sensitive to imagined assumptions of what others think of them. They are more easily manipulated and vulnerable to anxiety than people with lower scores.

Love Distortions: Reflects the tendency to assess one’s own worth based on perceptions, and thus possible misinterpretations, of whether or not you are lovable as a person. A low score indicates that one sees love as something desirable yet has a prioritized and nuanced view modulated by a wide range of other gratifying and fulfilling interests. Those with low scores do not require love from others to experience happiness or self-worth in terms of positive self-judgments. A high score indicates that one experiences love as a need for which fulfillment is necessary for happiness and positive self-worth. In other words, the higher the score on this scale, the more dependent on love the person is. Very high scorers tend to adopt an inferior role in relationships because they fear alienating others and being abandoned by them. They may also resort to manipulative behavior to satisfy their need to feel loved.

Achievement Distortions: Represents the tendency to measure self-worth based on productivity. A low score indicates that one enjoys the creative process of being productive without experiencing it as a necessity for positive self-judgments and satisfaction with oneself. A high score indicates a tendency toward workaholism and a somewhat constricted sense of self-worth, typically defining one’s self-worth in terms of one’s own value as a commodity in a marketplace. The higher one’s score, the more the person depends on their productivity to positively assess their self-worth and feel joy. Low scorers also attach their sense of self and capacity for happiness to how much they achieve.

Perfectionism Distortions: Denotes the tendency to measure self-worth in terms of failures, successes, performance, and outcomes. A low score indicates a capacity for flexible, appropriate, and meaningful standards. People with low scores feel satisfaction from experiences and processes without being fixated on their outcomes. For them, it is not necessary to stand out or be the best in order to feel fulfillment or joy, and they do not fear mistakes that they instead perceive as opportunities to learn and grow. A high score indicates a demand for perfection in oneself and a tendency to be inflexible, rigid, and irrationally high standards for oneself. To such people, failures are defining moments and good outcomes of the Holy Grail. Such people feel they are supposed to behave, think, feel, and look perfect at all times. Sensing that they’re less than the high standards demand may prompt anxiety or depressive episodes. They believe that their issues are connected to their performance while they’re actually connected to them living with unrealistic expectations and impossible personal standards.

Entitlement Distortions: Represents the tendency to feel entitled to, e.g., happiness, love, or success. A low score indicates that one doesn’t automatically expect and demand one’s wants to be met but instead recognizes that negotiation and personal agency are more likely to deliver what one desires. One recognizes that other people are different and unique and thus realizes there is no inherent reason why one’s expectations and demands should be fulfilled by default. Low scorers thus experience negative outcomes as disappointments but rarely as tragedies hindering their joy and happiness. A high score indicates that one expects and demands one’s wants to be accommodated automatically by others on account of one’s inherent uniqueness, goodness, or other positive self-judgments. If fulfillment does not happen, high scorers tend to become frustrated, and one of two reactions manifests from the resulting feelings of inadequacy. The frustration is either inwardly directed and depressive self-judgments or directed onto the environment as one becomes irritable and irate. Excessive amounts of mental energy are consumed by being frustrated, and much time is spent seeing life as a negative experience, making high scorers likely to complain while doing little to address the issues they feel entitled to have others solve for them.

Omnipotence Distortions: Reflects the tendency to experience oneself as the center of the universe and to feel responsible for what goes on around oneself. A low score indicates that the person recognizes that they’re not the center of the universe and that since they’re not in control of everything, they are not ultimately responsible for everything that goes on around them, but only for themselves. A high score indicates that a person unconsciously imagines themselves to be the focal point of the universe, believing that everything that goes on around them is related to them in some way, as if they were the main character in a movie. High scorers thus feel inappropriately responsible for events or the negative actions and attitudes of others, driving them to experience feelings of guilt and self-condemnation. They personalize what has nothing to do with them and feel threatened by disagreement. They frequently push people away by making everything about their own false sense of centrality.

Autonomy Distortions: Refers to the tendency to seek happiness from outside sources as opposed to within oneself. A low score indicates an ability to find happiness within oneself and an automatic recognition of one’s moods as products of one’s personal thoughts and attitudes. Low scorers assume responsibility for their positive and negative feelings as they understand them to ultimately be created by themselves and to the meaning they assign meaning to the subjective interpretations of their experiences. A high score indicates a belief that your potential for happiness and self-esteem comes from the outside, representing a severe disadvantage as everything outside is ultimately beyond one’s control. One’s mood becomes the result of external variables and conditions, wherefore one thus falls victim to factors outside of one’s control.

The Cognitive Distortions Test is inspired by the Dysfunctional Attitudes Scale (DAS), which was developed by Arlene Weissman at the University of Pennsylvania. While the Cognitive Distortions Test is based on the well-known DAS test, it cannot be used to provide clinical assessments or accurate evaluation of your personality. Clinical assessments should always be done in cooperation with a mental health professional. For more information about any of our online tests and quizzes, please consult our Terms of Service. Terms of Service.

Шкала дисфункциональных когнитивных искажений  А. Бека, А. Вейсман (Dysfunctional Attitudes Scale Revised (DAS-A-17) )

Шкала предназначена для исследования когнитивных искажений, лежащих в основе неадекватного эмоционального реагирования и психогенных расстройств.

В свете когнитивных подходов и когнитивных моделей психотерапии в ос-
нове данных расстройств лежат когнитивные искажения — неадаптивные ошибки восприятия реальности (дисфункциональные отношения, по А. Беку, или иррациональные установки, по А. Эллису). Их нереалистичность, несоответствие с действительностью, иррациональность искажающе влияют на восприятие и оценку себя, других людей и окружающего мира и тем самым влияют на другие сферы психического и компоненты системы отношений личности (эмоциональный, поведенческий), провоцируя возникновение невротических и психосоматических расстройств.
Согласно А. Беку, проблемы индивида вытекают из искажений реальности,
основанных на ошибочных предпосылках и допущениях, — дисфункциональных отношений — промежуточных идеаций между событием и реакцией (иногда неосознаваемых), которые отражают особенности восприятия событий и таким образом определяют эмоциональную реакцию. Эти неправильные представления ведут начало из неправильного обучения в процессе когнитивного развития личности и имеют характер «автоматических мыслей», которые возникают рефлекторно и представляются человеку правдоподобными.

Инструкция опросника DAS-A-17

Этот опросник содержит ряд мнений, позиций и принципов, которых иногда придерживаются люди. Прочтите, пожалуйста, каждый пункт внимательно и решите затем, в какой степени Вы согласны или не согласны с каждым высказыванием. Поскольку все люди разные, то здесь не может быть правильных или неправильных ответов. При принятии решения о том, верно ли, с Вашей точки зрения, то или иное утверждение, просто подумайте о том, какой Вы есть или как Вы думаете обычно или чаще всего.

1.Трудно быть счастливым, если только человек не красив, умен, богат и креативен.

Полностью Согласен

В основном Согласен

Скорее Согласен

Трудно определить

Скорее Не согласен

В основном Не согласен

Полностью Не согласен

2.Если у меня все время плохо получается, люди не будут уважать меня.

Полностью Согласен

В основном Согласен

Скорее Согласен

Трудно определить

Скорее Не согласен

В основном Не согласен

Полностью Не согласен

3.Если человек просит о помощи, это признак слабости.

Полностью Согласен

В основном Согласен

Скорее Согласен

Трудно определить

Скорее Не согласен

В основном Не согласен

Полностью Не согласен

4.Если у меня дела обстоят хуже, чем у других, это означает, что я неполноценный человек.

Полностью Согласен

В основном Согласен

Скорее Согласен

Трудно определить

Скорее Не согласен

В основном Не согласен

Полностью Не согласен

5.Если я не справляюсь с работой, значит, я неудачник как человек.

Полностью Согласен

В основном Согласен

Скорее Согласен

Трудно определить

Скорее Не согласен

В основном Не согласен

Полностью Не согласен

6.Если вы не можете делать что-то хорошо, то вообще нет смысла делать это. .

Полностью Согласен

В основном Согласен

Скорее Согласен

Трудно определить

Скорее Не согласен

В основном Не согласен

Полностью Не согласен

7.Если кто-то не согласен со мной, это, вероятно, означает, что я ему не нравлюсь.

Полностью Согласен

В основном Согласен

Скорее Согласен

Трудно определить

Скорее Не согласен

В основном Не согласен

Полностью Не согласен

8.Если я потерплю неудачу частично, это так же плохо, как и полная неудача.

Полностью Согласен

В основном Согласен

Скорее Согласен

Трудно определить

Скорее Не согласен

В основном Не согласен

Полностью Не согласен

9.Если другие люди знают, кто вы на самом деле, они будут меньше думать о вас.

Полностью Согласен

В основном Согласен

Скорее Согласен

Трудно определить

Скорее Не согласен

В основном Не согласен

Полностью Не согласен

10.Если я хочу быть достойным человеком, я должен быть действительно выдающимся хотя бы в одном главном отношении.

Полностью Согласен

В основном Согласен

Скорее Согласен

Трудно определить

Скорее Не согласен

В основном Не согласен

Полностью Не согласен

11.Если я задаю вопрос, я выгляжу хуже.

Полностью Согласен

В основном Согласен

Скорее Согласен

Трудно определить

Скорее Не согласен

В основном Не согласен

Полностью Не согласен

12.Моя ценность как личности во многом зависит от того, что обо мне думают другие.

Полностью Согласен

В основном Согласен

Скорее Согласен

Трудно определить

Скорее Не согласен

В основном Не согласен

Полностью Не согласен

13.Это ужасно, когда тебя не одобряют важные для тебя люди.

Полностью Согласен

В основном Согласен

Скорее Согласен

Трудно определить

Скорее Не согласен

В основном Не согласен

Полностью Не согласен

14.Если тебе не на кого опереться, тебе обязательно будет грустно.

Полностью Согласен

В основном Согласен

Скорее Согласен

Трудно определить

Скорее Не согласен

В основном Не согласен

Полностью Не согласен

15.Если вы не нравитесь другим, вы не можете быть счастливы.

Полностью Согласен

В основном Согласен

Скорее Согласен

Трудно определить

Скорее Не согласен

В основном Не согласен

Полностью Не согласен

16.Мое счастье больше зависит от других людей, чем от меня.

Полностью Согласен

В основном Согласен

Скорее Согласен

Трудно определить

Скорее Не согласен

В основном Не согласен

Полностью Не согласен

17.Очень важно то, что обо мне думают другие люди.

Полностью Согласен

В основном Согласен

Скорее Согласен

Трудно определить

Скорее Не согласен

В основном Не согласен

Полностью Не согласен

Разработка принципов индивидуализации психотерапии тесно связана с выявлением и конкретизацией релевантных психотерапевтических «мишеней» [1–3]. Особый интерес в этом отношении представляет патологическая тревога, которая является центральным компонентом многих психопатологических состояний. Большинство специалистов сходятся во мнении, что генез тревоги при психических расстройствах различен. В самых общих чертах ее возникновение связывают с тремя основными источниками [4]: с реальной внешней угрозой и психической травмой (реалистическая и стрессовая тревога), с дисбалансом между ситуационными факторами, самооценкой и самоконтролем (ситуационная и невротическая тревога) и, наконец, с несогласованностью психофизиологических стилей реагирования между собой и неконгруэнтностью требованиям социального контроля (личностная, моральная и обсессивная тревога).


В русле когнитивной теории все указанные варианты тревоги могут быть сведены к представлениям о когнитивном диссонансе, возникающем в результате неполного осознания и использования индивидуумом дезадаптивных когнитивных стратегий. Это, в свою очередь, проявляется в так называемых ошибках суждений, или когнитивных искажениях, которые сопряжены с неправильной интерпретацией индивидуумом смысловых контекстов. Устойчивость таких искажений характерна для целого ряда психопатологических состояний, а их коррекция через более или менее полное осознание во многом определяет суть психотерапии как метода лечения. Именно поэтому большинство психотерапевтических подходов адресуется к когнитивно-смысловым процессам [5].


Между тем психологические механизмы возникновения когнитивных искажений, характерных для разных видов тревоги, неодинаковы. Это необходимо учитывать при индивидуализированном подходе к лечению тревожных расстройств, и, соответственно, объективация тревожных переживаний и их когнитивно-смысловых «источников» может оказаться весьма полезной в практическом отношении. Для их выявления нередко используют опросники, нацеленные на обнаружение когнитивных искажений [6, 7]. В литературе описано несколько таких инструментов: Dysfunctional Attitude Scale, DAS, (A. N. Weissman, A. T. Beck, 1978); Automatic Thoughts Questionnaire, ATQ (S. D. Hollon, P. C. Kendall, 1980); Cognitive Errors Questionnaire, CEQ (M. F. Lefebvre, 1981); Cognitive Mistakes Questionnaire, CMQ (A. Freeman, R. DeWolf, 1992); Cognitive Distortion Scale, CDS (J. Briere, 2000); Inventory of Cognitive Distortions, ICD (C. L. Yurica, 2002). Из них только CMQ (Опросник когнитивных ошибок, ОКО) переведен на русский язык [8]. Однако русскоязычная версия указанного теста не валидизирована и ее психометрические характеристики остаются неизученными.

Цель настоящего исследования состояла в апробации и клиническом изучении русскоязычной версии ОКО [8]. Выбор теста для клинического применения был обусловлен его доказанной практической ценностью, а также стабильностью форм патологической тревоги, депрессии и поведенческих расстройств, выделяемых с его помощью в различных культурно-языковых средах [9].

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

С применением ОКО были обследованы 204 пациента с тревожно-депрессивными расстройствами, обратившихся за амбулаторной психотерапевтической помощью в Московский НИИ психиатрии. Среди этих пациентов, представлявших основную группу, было 125 женщин и 79 мужчин. Возраст испытуемых составлял от 18 до 62 лет (в среднем — 35,5 ± 11,8 года), 78 человек имели среднее и 126 — высшее образование.


В клиническом отношении состояние обследованных больных определяли следующие ведущие диагнозы: депрессивный эпизод легкой степени (n = 32), паническое расстройство (n = 37), агорафобия с паническим расстройством и без него (n = 24), генерализованное тревожное расстройство (n = 39), обсессивно-компульсивное расстройство (n = 22), соматоформное расстройство (n = 12), расстройство адаптации (n = 26), специфические расстройства личности (неустойчивого и тревожно-зависимого вариантов; n = 12).


В исследование включались пациенты с наличием клинически выраженных проявлений патологической психической тревоги в форме панических приступов, фобий, тревожных опасений, стрессовой тревоги, а также тревоги ожидания.


Критериями исключения являлись расстройства шизофренического спектра, депрессивные эпизоды тяжелой степени, алкогольная или наркотическая зависимость, соматические заболевания в стадии декомпенсации.


Обследование с помощью ОКО прошли также 96 психически здоровых испытуемых контрольной группы: 62 женщины и 34 мужчины в возрасте от 18 до 59 лет (в среднем — 32,1 ± 8,8 года).


Все обследованные дали добровольное информированное согласие на участие в исследовании.


Опросник когнитивных ошибок. Оригинальная версия ОКО включает 50 пунктов; каждый из них имеет четыре градации, в соответствии с которыми испытуемый оценивает свойственность ему того или иного утверждения. Пункты образуют 10 субшкал (по 5 пунктов в каждой), характеризующих выделенные с помощью факторного анализа когнитивные «источники» тревоги: «Преувеличение опасности», «Катастрофизация», «Долженствование», «Чтение мыслей», «Персонализация», «Категоричность», «Максимализм», «Доверие критику», «Сравнение с другими», «Самоуверенность» [8]. При проведении настоящего исследования из данного опросника были исключены пункты, составляющие субшкалу «Самоуверенность», которые отражают завышенную самооценку, идеи собственной исключительности и непогрешимости. Таким образом, в апробируемый тест вошли 45 пунктов, а максимальное количество баллов, которое мог набрать испытуемый, равнялось 180.


1. Ретестовую надежность опросника оценивали посредством определения достоверности различий и силы корреляционной связи между пунктами, субшкалами и суммарными баллами по тесту в двух замерах на одной и той же выборке испытуемых (применяли W-критерий Вилкоксона для связанных выборок и коэффициент ранговых корреляций Спирмена). В тестировании участвовали 25 представителей контрольной группы: 17 женщин и 8 мужчин в возрасте 23–39 лет (в среднем — 26,0 ± 3,3 года) с высшим и неоконченным высшим образованием. Период между первичным и повторным опросами составлял от 1 до 2 месяцев.


2. Согласованность пунктов, или гомогенность, ОКО определяли с помощью вычисления коэффициента альфа Кронбаха на смешанной выборке из 300 человек.


3. Диагностическую чувствительность, специфичность и эффективность теста оценивали путем ROC-анализа суммарного балла ОКО у испытуемых основной (n = 204) и контрольной (n = 96) групп. Метод ROC-анализа представляет собой аналог бинарной классификации с применением ROC-кривой (англ. receiver operating characteristic — рабочая характеристика приемника). Отрезная точка была выбрана таким образом, чтобы соблюдался баланс между чувствительностью и специфичностью (определяли минимальную разность между максимальной долей истинно положительных результатов и максимальной долей истинно отрицательных результатов).


4. Изучение внутренней структуры и выделение субшкал ОКО осуществляли на основе факторного анализа с варимакс-вращением, проводившегося по результатам тестирования 204 пациентов с патологической тревогой.


5. Интеркорреляционную (внешнюю) валидность теста изучали посредством анализа корреляций между суммарным баллом, субшкалами ОКО и шкалами теста ММИЛ («Методика многостороннего исследования личности» [10]) на выборке из 115 пациентов основной группы.


РЕЗУЛЬТАТЫ

Ретестовая надежность и внутренняя согласованность


Из 45 пунктов теста по 43 пунктам результаты первичного и повторного тестирования не показали достоверных различий; неустойчивыми оказались два утверждения: «Во мне силен дух соревнования» (пункт 27) и «Я расстраиваюсь, когда слышу об успехах других людей» (пункт 28). Высокая корреляционная связь обнаружена между суммарными баллами первого и второго срезов: коэффициент ранговой корреляции Спирмена равен 0,7635. Таким образом, полученные данные подтвердили ретестовую надежность ОКО.


Коэффициент альфа Кронбаха составил 0,895, что является показателем высокой согласованности утверждений, свидетельствующим в пользу валидности ОКО.


Диагностическая эффективность теста

Результаты ROC-анализа представлены на диаграмме (рис.). Площадь под ROC-кривой (англ. area under curve, AUC) составила 0,886, что указывает на очень хорошее диагностическое качество модели. В основной группе 77,7% пациентов имели истинно положительные результаты (чувствительность теста). В группе контроля у 89,8% здоровых лиц были получены истинно отрицательные результаты (специфичность теста) [11, 12]. Значение отрезной точки по суммарному баллу ОКО составило 93.



Рис. ROC-кривая суммарного балла Опросника когнитивных ошибок у пациентов с тревожно-депрессивными расстройствами (n = 204) и в группе контроля (n = 96)

r10_1.jpg 

Результаты факторного анализа и интерпретация выделенных факторов

Для изучения когнитивных «источников» тревоги по алгоритмам факторного анализа с варимакс-вращением были обработаны данные тестирования 204 пациентов с расстройствами тревожно-депрессивного спектра. В результате выделены девять факторов, не идентичных субшкалам разработчиков теста по набору утверждений и содержанию (табл. 1).



Таблица 1


Факторная структура Опросника когнитивных ошибок

10_1-1.jpg
10_1-2.jpg 


1. Персонализация. Ожидание враждебного и неодобрительного отношения к себе; любое несогласие или замечание воспринимаются как отвержение, подавление или унижение. Пункты: 20, 16, 15, 19, 13. Проявления: фиксация на критических замечаниях и несогласии с другими, обидчивость, недоверие и настороженность, ожидание негативно пристрастного отношения к себе, упреков, обмана, отвержения и унижения со стороны других.


2. Чтение мыслей. Склонность приходить к недостаточно логически обоснованным выводам; тенденция «додумывать» за других людей, опираясь на субъективные ожидания, интуитивные оценки и проекции. Пункты: 14, 8, 17, 6, 9. Проявления: односторонние, как правило, негативные суждения о намерениях, поступках и оценках других людей; неумение логически и с различных сторон рассмотреть причины и обстоятельства поведения окружающих.


3. Упрямство. Настойчивое стремление отстаивать свою самооценку, связанное со страхом ошибиться, эгоцентрическая иерархизация и сужение проблемного поля. Пункты: 43, 44, 42, 45, 23. Проявления: негибкость суждений, преобладание эгоцентрических защитных суждений и бездействия, склонность явно или скрыто оспаривать мнение и предложения других людей «из принципа», отождествляя себя с предметом спора.


4. Морализация. Декларирование повышенной моральной ответственности, стремление к обеспечению безопасности за счет морального контроля над окружающими. Пункты: 11, 12, 39, 40, 21. Проявления: преобладание моральных суждений и оценок в восприятии явлений и людей, представляющих потенциальное неудобство или опасность.


5. Катастрофизация. Склонность преувеличивать значимость проблем и бурно на них реагировать, как правило, вследствие прямого столкновения идеализированных представлений о себе и окружающих с реальностью. Пункты: 3, 1, 2, 10, 25. Проявления: обостренное, негативно преувеличенное реагирование на проблемы, выражающееся в нереалистичном ожидании угрозы жизни, здоровью, благосостоянию, общественному статусу, в потере доверия и в уверенности в обмане со стороны других; склонность к аффективно-шоковым и диссоциативным реакциям.


6. Выученная беспомощность. Обесценивание собственного «я», принижение своих возможностей и способностей, сопряженное со стремлением снять с себя ответственность за жизненные неудачи, и декларирование пессимистической установки. Пункты: 26, 38, 4, 5, 36, 35, 34, 29, 28. Проявления: повторяющееся очевидное обесценивание своих возможностей, положения и достижений, стремление к поиску защиты и покровительства, декларирование своей слабости и беспомощности как оправдание неудач и нежелания активно преодолевать имеющиеся затруднения.


7. Максимализм. Амбициозность и крайность в оценках, потребность в восхищении, выражающаяся через нарциссическую безупречность. Пункты: 22, 24, 18, 21, 25, 23. Проявления: крайность в суждениях, тенденция преувеличивать свои достижения и упрекать окружающих в их недооценке, комплекс Золушки (фрустрация ожиданий восхищения как награды за трудолюбие и безупречность), обесценивание других за лень и необязательность.


8. Преувеличение опасности. Уклонение от непредвиденных обстоятельств, избегание рисков, ответственности и соперничества вследствие преувеличения опасностей. Пункты: 33, 34, 35, 23, 9, 31 и 27 (с отрицательным значением). Проявления: самоограничения и повышенный самоконтроль со ссылками на многочисленные или преувеличенные опасности, неблагоприятные обстоятельства и/или недоброжелательное отношение; избегающая осторожность и пассивность.


9. Гипернормативность. Отождествление себя с социальными нормами, перфекционизм, стремление обезопасить себя за счет тщательного следования нормам и социальным предписаниям. Пункты: 37, 40, 32, 33 и 41 (с отрицательным значением). Проявления: безусловная и не всегда критичная приверженность правилам, нормам поведения и этикету, исполнительность и тщательность, избыточная вежливость и аккуратность во взаимоотношениях, тенденция к вынесению оценок исходя из принятых в данной группе социальных нормативов.


Из таблицы 2 видно, что суммарный балл ОКО коррелировал на среднем уровне с оценочными шкалами F («Достоверность») и K («Конформность»), а также с 6-й («Паранойяльность»), 7-й («Психастения»), 8-й («Аутизация») и в меньшей степени с другими клиническими шкалами ММИЛ. Практически все субшкалы ОКО статистически значимо коррелировали с клиническими шкалами ММИЛ, при этом наиболее выраженную взаимосвязь со шкалами ММИЛ имел показатель «Выученная беспомощность» ОКО. Важно отметить хороший уровень корреляции субшкалы «Персонализация» ОКО со шкалами F, K и 6-й шкалой ММИЛ, субшкалы «Катастрофизация» — со шкалами F, K, 6 и 7, а субшкалы «Максимализм» — со шкалами F, K и 6, 7, 8.



Таблица 2


Корреляция между шкалами теста «Методика многостороннего исследования личности» (ММИЛ) и факторами Опросника когнитивных ошибок на выборке пациентов с расстройствами тревожно-депрессивного спектра (n = 115)

10_2.jpg 

* Уровень значимости коэффициента корреляции р < 0,05 (ранговая корреляция Спирмена).


Примечание. L — шкала лжи; F — «Достоверность»; K — «Конформность»; S1 — «Соматизация»; S2 — «Депрессия»; S3 — «Демонстративность»; S4 — «Протест/Импульсивность»; S5 — «Полоролевые интересы»; S6 — «Паранойяльность»; S7 — «Психастения»; S8 — «Аутизация»; S9 — «Гипомания»; S0 — «Социальная включенность».




Меньший, но статистически значимый уровень корреляций отмечался между субшкалой «Чтение мыслей» ОКО и шкалами F, 6, 8 и 9 («Гипомания») ММИЛ, а также между субшкалой «Упрямство» и шкалами F и К. Следует также обратить внимание на наличие значимой отрицательной корреляции субшкалы «Морализация» ОКО со шкалой К ММИЛ. Что касается субшкал «Преувеличение опасности» и «Гипернормативность», то указанные субшкалы ОКО статистически значимо коррелировали с 0-й («Социальная включенность») шкалой ММИЛ. Субшкала «Гипернормативность» была также связана с 7-й шкалой ММИЛ.


В результате факторного анализа ОКО состав утверждений вновь выделенных факторов-субшкал был изменен. С целью изучения диагностических характеристик каждой из этих субшкал был проведен ROC-анализ на смешанной выборке с определением отрезной точки, разделяющей показатели пациентов с аффективными и поведенческими расстройствами и испытуемых контрольной группы (табл. 3). Общий балл по каждой субшкале вычисляли путем суммирования баллов, присвоенных испытуемым каждому утверждению, вошедшему в шкалу (по алгоритму: никогда — 1 балл; иногда — 2 балла; часто — 3 балла; всегда — 4 балла). Для двух утверждений (27 и 41) применяли обратный алгоритм подсчета (всегда — 1 балл; часто — 2 балла; иногда — 3 балла; никогда — 4 балла), так как они вошли в факторы-субшкалы с отрицательным знаком. Из таблицы 3 видно, что все субшкалы обладают удовлетворительными предсказательными качествами: от средних до отличных.



Таблица 3


Результаты ROC-анализа субшкал Опросника когнитивных ошибок (ОКО) в смешанной выборке из пациентов с аффективными и поведенческими расстройствами (n = 204) и испытуемых группы контроля (n = 96)

10_3.jpg 

ОБСУЖДЕНИЕ

В ходе исследования установлены ретестовая надежность ОКО (коэффициент ранговой корреляции Спирмена между суммарными баллами первого и второго срезов составил 0,7635), а также внутренняя согласованность этого теста (коэффициент альфа Кронбаха равен 0,895). При сопоставлении ОКО с ММИЛ подтверждена его валидность.


Следует особо остановиться на факторной структуре русскоязычной версии ОКО и содержательной интерпретации входящих в него субшкал. В результате анализа выделены девять факторов-субшкал. Семь из них: «Катастрофизация», «Преувеличение опасности», «Максимализм», «Персонализация», «Чтение мыслей», «Морализация» («Долженствование» в оригинальной версии), «Упрямство» (близкий по набору утверждений к субшкале «Категоричность» в оригинальной версии) — по содержанию и, частично, по набору утверждений были аналогичны субшкалам первоначальной версии теста [8]. Два фактора («Выученная беспомощность» и «Гипернормативность») оказались характерны только для русскоязычной выборки, а два фактора из англоязычной версии («Доверие критику» и «Сравнение с другими») в полученную факторную структуру не вошли. Два пункта не вошли ни в один из факторов: 7 («Мои близкие должны знать, чего я хочу») и 30 («Мне кажется, что если хочешь добиться успеха, то надо постоянно сравнивать себя с другими»).


Хорошая корреляция субшкалы «Выученная беспомощность» с целым рядом шкал теста ММИЛ указывает на то, что данная субшкала отражает типичную для невротических состояний несбалансированность самовосприятия и самооценки. Это сопровождается ограничительным поведением (корреляция с 7-й шкалой ММИЛ), социальной изоляцией (корреляция с 0-й шкалой), настороженностью и параноидными проекциями (корреляция с 6-й шкалой), отчужденностью и деперсонализацией (корреляция с 8-й шкалой). Кроме того, при увеличении общего балла по данной субшкале ОКО отмечаются протест (корреляция с 4-й шкалой ММИЛ), блокада побуждений (корреляция со 2-й шкалой), а также поиск помощи и тенденция преувеличивать тяжесть своего состояния (положительная корреляция со шкалой F и отрицательная — со шкалой K).


Положительная корреляция субшкалы «Персонализация» с 6-й шкалой ММИЛ и ее негативная корреляция со шкалой K свидетельствуют о полном соответствии этой субшкалы содержанию (недоверчивость, настороженность, скептицизм и склонность преувеличивать выраженность межличностных конфликтов). Аналогичная ситуация прослеживается и с субшкалой «Катастрофизация», которая положительно коррелирует с 6-й и 7-й шкалами ММИЛ, а также со шкалой F и негативно — со шкалой K (страх, тревога, повышенная осторожность, поиск помощи и склонность преувеличивать межличностные затруднения). Близкий характер соотношений наблюдается также между субшкалой «Максимализм» и шкалами ММИЛ. Однако эта субшкала, в отличие от субшкалы «Катастрофизация», коррелирует также с 8-й шкалой ММИЛ, что указывает на своеобразие оценок и восприятие реальности, присущее лицам, склонным выносить крайние суждения.


Положительные корреляции субшкалы «Чтение мыслей» с 6-й, 8-й и 9-й шкалами, а также со шкалой F ММИЛ представляются естественными, поскольку эта субшкала отражает тенденцию делать недостаточно обоснованные выводы, опираясь на субъективные ожидания и проекции. То же можно сказать и о субшкале «Преувеличение опасности», которая коррелирует с 0-й шкалой ММИЛ, что свидетельствует о тенденции к социальному избеганию.


Субшкалы ОКО «Морализация» и «Гипернормативность» коррелируют с 7-й шкалой ММИЛ. При этом «Морализация» одновременно дает положительную корреляцию с 6-й шкалой и отрицательную — со шкалой K, что указывает на связанную с ней аффективную ригидность и отрицание конформного поведения, тогда как «Гипернормативность» положительно коррелирует с 0-й шкалой ММИЛ, что свидетельствует об ассоциированных с ней затруднениях в социальных контактах.


Субшкала «Упрямство» — единственный параметр ОКО, который коррелирует только с оценочными шкалами F и K. Это является подтверждением того, что данная субшкала отражает оценочную установку, определяемую как склонность отстаивать правильность своего поведения, игнорируя социальные стереотипы и усугубляя межличностное противостояние.


Выводы

1. Установлены высокая надежность, валидность и гомогенность русскоязычной версии ОКО. В результате ROC-анализа определен оптимальный диагностически значимый уровень суммарного балла (отрезная точка теста).


2. Изучена внутренняя факторная структура этого теста, на основании чего выделены девять субшкал ОКО. Продемонстрированы их хорошая чувствительность и специфичность, определены критерии диагностической значимости для каждой из субшкал.


3. Обнаружены статистически значимые корреляционные связи между выделенными субшкалами ОКО и шкалами теста ММИЛ, что подтверждает внешнюю валидность ОКО и его субшкал.


4. Наиболее сильную связь со шкалами ММИЛ обнаружили субшкалы ОКО, характеризующие когнитивные искажения по типу выученной беспомощности, персонализации, чтения мыслей, катастрофизации и максимализма.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опросник когнитивных ошибок (ОКО) апробирован на смешанной русскоязычной выборке испытуемых и показал высокие надежность, валидность и внутреннюю согласованность. Субшкалы и суммарный балл ОКО обнаружили хорошие диагностические качества, эффективность при разграничении между пациентами с патологической тревогой и здоровыми лицами. ОКО может быть рекомендован к дальнейшим исследованиям на клинических выборках, а также как инструмент для изучения динамики состояния в ходе психотерапии и повышения метакогнитивных способностей пациентов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Когнитивные ошибки список кпт
  • Когнитивные ошибки при депрессии
  • Когнитивные ошибки окр
  • Когнитивная ошибка фильтрация
  • Когнитивная ошибка преувеличение