Когнитивные ошибки бэк

Статья. (КПТ)Джудит Бек “ВЫЯВЛЕНИЕ КОГНИТИВНЫХ ИСКАЖЕНИИ”

Для когнитивных процессов пациентов, страдающих
психиатрическими расстройствами, характерны систематические негативные
искажения (Beck, 1976). Когда пациент высказывает свою дисфункциональную
автоматическую мысль, терапевт отмечает (мысленно, вслух или в письменной
форме) тип  допущенной им ошибки.
Самые распространенные типы искажения мышления представлены на рис. 8.2 (см.
также Burns, 1980).

Тех пациентов, которые охотно выполняют интеллектуальное
задание – придумывают названия разным тинам искажений своего мышления, можно
смело ознакомить со сведениями, представленными на рис. 8.2.

Т: Мы поговорили о том, почему у людей, пребывающих в
расстроенных чувствах, часто бывают мысли, которые не отражают правды или
частично ошибочны. Теперь я хочу представить вам перечень самых
распространенных ошибок, которые люди допускают в своем мышлении. Научившись
определять, какую ошибку вы допускаете в данный момент, вы лучше ответите на
искаженную мысль. Просмотрите этот список… Хотите с ним поработать?

П: Я попробую.

Т: Видите, здесь указаны двенадцать самых распространенных
искажений мышления. Первая ошибка – дихотомическое,  или полярное, мышление,  из-за которого люди видят окружающий мир в
черно-белых красках, не замечая все: других цветов и оттенков… Если я не ошибаюсь,
вы говорили, что на прошлой неделе вас посетила мысль: “Либо я получу
“А”, либо я ни на что не способна”? (“А” соответствует
оценке “отлично”. – Примеч. ред.).  Правда, это прекрасный образец черно-белого
мышления?

П: Да.

Т: Можете ли вы привести другие примеры? (Терапевт и
пациент некоторое время обсуждают это когнитивное искажение. Затем терапевт
переход к разбору другого искажения, типичного для мышления этого пациента.)
  В качестве домашнего задания предлагаю вам
следующее. Выявив автоматическую мысль, попробуйте определить искажение,
которое вы допускаете. Впредь, обсуждая автоматические мысли, мы будем всегда
держать этот список перед собой, чтобы быстро выявлять ошибки мышления.

Хотя некоторые автоматические мысли истинны, многие из
них ошибочны или имеют лишь зерно правды. Вот типичные ошибки мышления,

1. Дихотомическое мышление (также называемое черно-белым мышлением,
полярным или мышлением в стиле “все или ничего”): представление о
том, что существуют только две категории для оценки событий, людей, поступков
(черное-белое, плохое-хорошее). Отказ от оценки в континууме.

Пример: “Если я не добьюсь успеха во всем, то
я неудачник”.

2. “Катастрофизация” (также называемая негативными
предсказаниями): предсказание событий будущего исключительно негативно, без
учета других, более вероятных исходов.

Пример: “Я так расстроюсь, что не смогу вообще
ничего делать”.

3. Обесценивание позитивного : успехам, позитивному опыту и поступкам не
придается значения.

Пример : “Действительно, мне удалось выполнить
эту работу, но это вовсе не означает, что в способный, мне просто
повезло”.

4. Эмоциональное обоснование , убеждение, что нечто должно быть правдой
только потому, что вы “чувствуете” (по сути, верите) в это настолько
сильно, что игнорируете или обесцениваете доказательства обратного.

Пример : “Я знаю, что мне многое удается на
работе, но я по-прежнему чувствую себя неудачником”.

5. Навешивание ярлыков : наделение безусловными, глобальными
характеристиками себя или окружающих, без учета того, что доказательства могут
с большей вероятностью привести к менее негативным выводам.

Пример : “Я неудачник”, “Он
зануда”.

6. Магнификация/минимизация : оценивание себя, окружающих или ситуации
с преувеличением негативного и/или преуменьшением позитивного.

Пример : “Средняя оценка говорит о том, что я
неспособный. Оценка “отлично” не говорит о том, что я умный”.

7. Мысленный фильтр (избирательное абстрагирование):
безосновательный учет только неудач, поражений, лишений вместо полной картины
всех событий.

Пример : “Один плохой результат по тесту
[наряду с несколькими хорошими] свидетельствует о том, что я лентяй, который не
мог как следует подготовиться”,

8. “Чтение мыслей”: уверенность человека в том, что он знает
мысли окружающих, и отказ принимать во внимание другие, более вероятные
возможности.

Пример : “Он думает, что я ничего не смыслю в
этой работе”.

9. Сверхгенерализация : формулирование обобщающих негативных
выводов, выходящих далеко за пределы текущей ситуации.

Пример : “[Поскольку я чувствовал себя не в
своей тарелке на встрече], я не умею знакомиться с людьми”.

10. Персонализация : представление о себе как о причине
негативного поведения других людей без учета более вероятных объяснений их
поведения. Уверенность человека в том, что его ошибки и просчеты находятся в
центре внимания окружающих.

Пример : “Мастер по ремонту нагрубил мне,
потому что я сделал что-то не так”.

11. Долженствование (мышление в стиле “я должен”):
наличие четкой непреложной идеи о том, как должны вести себя другие люди или
каким должно быть собственное поведение. Если ожидания не оправдываются,
человек воспринимает это как неудачу. Пример: “Ужасно, что я ошибся. Я
должен во всем добиваться успеха”.

12. Туннельное мышление : акцент на негативных аспектах ситуации.

Пример: “Учитель моего сына ничего не может сделать
правильно. Он постоянно критикует, не чувствует детей, и вообще он не состоялся
как педагог”.

Рис. 8.2. 
Распространенные ошибки мышления.

Адаптировано с разрешения А. Бека, д-ра медицины

Некоторых пациентов, особенно ранимых, не следует знакомить
с полным списком искажений, представленным на рис. 8.2. В этом случае терапевт
называет и описывает лишь те ошибки мышления, которые типичны для данного
пациента. Ниже представлен пример такого диалога.

Т: Мы только что выявили много автоматических мыслей в
отношении работы, состояния здоровья и ваших детей, которые возникали на
прошедшей неделе. Не кажется ли вам, что у всех этих мыслей есть нечто общее –
в каждом случае вы ожидаете худшего варианта развития событий?

П: Да.

Т: Когда люди предсказывают худшее, мы называем это
катастрофизацией (или негативными предсказаниями) – верой в то, что неизбежен
негативный исход ситуации. Вы признаете, что вам свойственен такой тип
мышления?

П: Наверное, да…

Т: На следующей неделе постарайтесь “поймать” себя
на предсказании худшего. Когда вы запишете выявленную автоматическую мысль,
определите, не связана ли она с “катастрофизацией”.

Наконец, существует и третья возможность – предоставить
пациенту весь список искажений мышления, но отметить в нем только одну, две
или, три ошибки, свойственные именно ему. Пациенту, который научился выявлять
свойственный ему тип искажений мышления, лучше удается объективно оценивать
достоверность своих автоматических мыслей.

В следующем разделе мы поговорим об оценке выгоды
автоматически мыслей.

Опубликовано:27.04.2019Вячеслав Гриздак

Содержание:

  1. Рождение когнитивной терапии
  2. Модель анализа проблемы
  3. Когнитивные ошибки
  4. Структура когнитивной терапии
  5. Техники когнитивной реструктуризации
  6. Развитие и направления когнитивной терапии

Что такое Автоматические Мысли?

Аарон Бек основатель когнитивной терапии

Изначально Аарон Бек был психоаналитиком.

И однажды в процессе техники свободных ассоциаций его пациент начал высказывать гневные, критикующие мысли по отношению к психоаналитику. Бек спросил его о чувствах и пациент ответил, что чувствует глубокую вину за всё сказанное. Исследуя как гнев вызвал чувство вины, пациент сказал, что в процессе критики он параллельно внутри себя слышал: «Зря я это сказал… Я не прав… Он прервёт мою психотерапию… Зачем я это ему говорю… Критиковать плохо…Я не должен этого говорить…».

Так Аарон Бек открыл для себя на второй уровень мыслей. Эти мысли связывали критику психоаналитика с чувством вины. В дальнейшем такие мысли он назвал «автоматическими».

Автоматические мысли – это внутренний процесс комментирования всего происходящего. Они проявляются сами по себе. Их не нужно «думать», они появляются машинально. В повседневной жизни мы не замечаем их, потому что они очень быстро проскальзывают мимо осознания.

Развив теорию влияния автоматических мыслей на эмоции, Аарон Бек разработал первый структурированный метод психотерапии депрессии. В то же время Альберт Эллис параллельно пришёл к аналогичным идеям. Вместо автоматических мыслей в его подходе рационально-эмотивной психотерапии уделялось больше внимания иррациональным убеждениям.

Базовая модель анализа проблемы в когнитивной терапии

Классический бихевиоризм рассматривал поведение как стимул > реакция (S>R).

Когнитивный подход добавил между стимулом и реакцией некий когнитивный оперант

Так появилась модель стимул > оперант > реакция (S>O>R). Для простоты её чаще называют аббревиатурой ABC

ABC Activators > Beliefs > Emotional Consequences.

Проблема состоит из активирующей ситуации, эмоциональная реакция на которую обуславливается нашими когнитивными процессами: автоматическими мыслями, убеждениями, когнитивными искажениями.

Например:

A: начальник недоволен выполненной работой

B: теперь меня точно уволят; я не смогу найти новую работу; будет нечем платить за жильё

C: уныние, отчаянье

кпт

ABC-модель когнитивной терапии

Когнитивные ошибки

Содержание автоматических мыслей указывает на когнитивные ошибки – стереотипные искажения в восприятии и интерпретации событий

  1. Максимализм – оценка событий, людей и поступков в двух крайностях, отсекая промежутки и компромиссы
  2. Надумывание – избыточное обобщение, вывод на недостаточных основаниях
  3. Катастрофизация – предсказание будущего в наиболее худшем исходе, без учёта других вариантов
  4. Должествование – жесткие ожидания и стандарты, выход за рамки которых воспринимается как ошибка
  5. Оярлычивание – наделение себя и других глобальными характеристиками, которые включают в себя изначально отсутствующие характеристики
  6. Предсказание – уверенность в знании того, как мыслят другие люди
  7. Фильтрация – избирательность восприятия и обращение внимания только на подтверждающее текущую точку зрения

Развитие Когнитивной Терапии

Расширенный ABC-анализ

  1. Активирующим событием для реакции может быть не только нечто снаружи, но и сами наши внутренние реакции. То как мы отреагировали становится стимулом для дальнейших реакций. Наши эмоции, чувства, мысли – так же могут быть активаторами фильтруемые когнитивными процессами. Например, мы можем переживать не только по из-за конфликта в семье, но и из-за того что не можем просто успокоиться после конфликта или из-за того, какие идеи лезут в голову.
  2. Когнитивные процессы фильтрующие восприятие и выбор реакции разделились на множество уровней. Кроме автоматических мыслей и глубинных убеждений появились промежуточные убеждения, когнитивные схемы, мета-когниции, когнитивные искажения. Разные ветви когнитивной психотерапии направлены на работу с разными уровнями
  3. Реакцией на событие могут быть эмоции, поведение, чувства, физиологические ощущения и мысли

Направления когнитивной терапии

Когнитивная терапия развивается и сегодня. В ней существует много направлений работающих с разными когнитивными процессами

  1. Когнитивно-поведенческая терапия – к когнитивной терапии добавились техники десенсебилизации, экспозиции и обучение навыкам
  2. Рационально-эмотивно-поведенческая терапия – тоже самое что и КПТ, но базирующиеся на трудах Альберта Эллиса
  3. Схема-терапия – развитие КПТ включающее в себя ещё и техники гештальта и трансактного анализа. Делает упор на диагностику и коррекцию дисфункциональных схем с заменой на адаптивные схемы.
  4. Когнитивная терапия основанная на осознанности – внимание уделяется не на оспариванию мыслей, а на ослабление их влияния на эмоции и поведение через медитативные техники
  5. Мета-когнитивная терапия – фокусируется не на содержании мыслей, а на самом процессе мышления и ослаблении реакции на внутренние стимулы
  6. Терапия реальностью – фокусируется на развитии ответственности, социальную адаптацию и реализацию долгосрочных целей
  7. Терапия модификации когнитивных искажений (Cognitive Bias Modification Therapy) – с помощью программного обеспечения помогает корректировать предвзятость и избирательность мышления
  8. Когнитивная терапия при деменциях (Cognitive Retention Therapy) – улучшение способностей запоминания с помощью когнитивного тренинга, например упражнений включающие в себя все органы чувств

Уровни когнитивных процессов

Общая структура когнитивной терапии

  1. Вводная часть. До клиента доводится понимание влияния мыслей на эмоции. Клиент обучается замечать и осознавать автоматические мысли
  2. Анализ проблемы. Проблема разбирается на ABC – исследуются активаторы, которые запускают эмоции. Отлавливаются автоматические мысли, которые связывают активатор с эмоцией.
  3. Выявление убеждений и ошибок мышления. Исследуются общие закономерности в автоматических мыслях и глубинные убеждения.
  4. Реструктуризация мыслей и убеждений. Процедуры по проверке и изменению выявленных стереотипов мышления. Убеждения подвергаются экспериментальной проверке, интерпретирующим мыслям ищутся альтернативные объяснения, рассматриваются все плюсы и минусы мышления таким образом.

Подписывайтесь на канал «Психология и всё такое

Техники когнитивной реструктуризации

Нисходящая стрелка

  1. Наверху листка пишем дезадаптивную мысль
  2. Под мыслью пишем: Если бы это было правдой, как бы оно на тебе сказалось? Что это бы означало для тебя? Для других? Для мира? И что тогда?
  3. Полученный ответ записываем под вопросом
  4. С полученными ответами повторяем процедуру 2-3 до выявления самого глубинного убеждения стоящего за мыслью

За и против

  1. Выписываем все плюсы и минусы мышления сквозь выявленное убеждение.
  2. Возле каждого плюса и минуса пишем значимость по 10-бальной шкале.
  3. Полученные баллы со стороны плюсов и минусов складываем, получая обобщённые последствия мышления этим убеждением

Эксперимент

  1. Ищем способ проверить эмпирическую достоверность суждения: измерить, спросить, посчитать вероятность исходов, найти научные факты, просто попробовать
  2. Проверяем
  3. Делаем вывод

Например

Основательность убеждения «у меня никогда не будет девушки, просто потому что мужчин больше, чем женщин» можно проверить следующим образом:

  1. Через официальные демографические данные по населенному пункту
  2. По количеству зарегистрированных в ВКонтакте мужского и женского пола по городу
  3. Подсчитав соотношение процента одиноких парней и одиноких девушек среди своих знакомых
  4. Просто посчитать сколько за один час в ближайший торговый центр зайдет парней и сколько девушек

Сократический диалог

Для расширения объективного взгляда на ситуацию задайтесь следующими вопросами по отношению к дисфункциональным мыслям

  1. Какие доказательства истинности?
  2. Есть ли исключения? В чём можно усомниться?
  3. Что доказывает противоположное?
  4. Они основываются на фактах или чувствах?
  5. Я обращаю внимание на все факты, или только на те, что подтверждают мою точку зрения? Почему да? Почему нет?
  6. Не преувеличиваю ли я? Почему да? Почему нет?
  7. Не упираюсь ли я в крайности?
  8. Надежён ли автор суждения? Почему да? Почему нет?
  9. Могут ли доказательства истолкованы иначе? Почему да? Почему нет?
  10. На каких допущениях основано доказательство?
  11. Как бы на эту ситуацию взглянули другие люди? Почему?
  12. Что самое лучшее может произойти? Что самое худшее? Какой исход самый вероятный?

ABCDE

Activators > Beliefs > Consequences > Disputation > Energization

Активаторы > Верования > Следствия > Диспут > Эффект

Стандартная техника изменения эмоций через изменение способа объяснения. Побочным эффектом приучает к самонаблюдению и уходу от черно-белого мышления с помощью шкалирования

Скачать шаблон для печати можно на канале «Психология и всё такое»

Более подробно о том, как проходит когнитивная терапия при депрессии, я рассказываю в этой лекции:

Загрузка…

Вас может заинтересовать

В
своей монографии «Когнитивная терапия
и эмоциональное расстройство» (1976)
А. Бек высказывает принципиально новый
подход к коррекции эмоциональных
нарушений, отличный от традиционных
школ психоанализа и поведенческой
терапии.

Когнитивный
подход к эмоциональным расстройствам
изменяет взгляд человека на самого себя
и свои проблемы. Клиента учат возможности
увидеть в себе индивида, склонного
рождать ошибочные
идеи,
но и способного отказаться от ошибочных
идей или их исправить. Только определив
или исправив ошибки мышления,
клиент
может создать для себя жизнь с более
высоким уровнем самоосуществления.

Главная
идея когнитивной психокоррекции А. Бека
состоит в том, что решающим фактором
для выживания организма является
переработка информации. В результате
рождаются программы поведения. Человек
выживает, получая информацию из окружающей
среды, синтезируя ее и планируя действия
на основе этого синтеза, т.е. вырабатывая
самостоятельно программу поведения.

Программа
может быть нормальной
(адекватной)
или
неадекватной.
В
случае когнитивного сдвига в переработке
информации начинает формироваться
аномальная программа. Например, получив
определенный опыт в некоторых жизненных
ситуациях, люди начинают тенденциозно
интерпретировать свой опыт: человек,
для которого идея возможной внезапной
смерти имеет особое значение (в связи
с тем, что он потерял кого-то из близких
родственников), может, пережив угрожающий
эпизод, начать интерпретировать
нормальные телесные ощущения как сигнал
наступающей смерти. У него развивается
тревожное состояние,

96

которое
может перерасти в болезненно-тревожное,
при этом его программа поведения
активируется программой выживания. Из
всего поступающего потока информации
будут выбираться «сигналы опасности»
и блокироваться «сигналы безопасности».
И в результате на относительно
незначительные стимулы клиент начинает
реагировать как на сильную угрозу,
отвечая эмоционально и поведенчески
неадекватно.

Активированная
программа за когнитивный
сдвиг
в
переработке информации. Нормальная
программа правильно воспринятых и
проинтерпретированных данных заменяется
«тревожной программой», «депрессивной
программой», «панической программой»
и т.д. Когда это случается, человек
начинает испытывать симптомы тревоги,
депрессии или паники.

А.
Бек считает, что у каждого человека в
когнитивном функционировании имеется
свое слабое место — «когнитивная
уязвимость». Именно она располагает
человека к психологическому стрессу.

Личность
(по А. Беку) формируется схемами
или
когнитивными структурами, которые
представляют собой базальные убеждения.
Эти схемы начинают формироваться в
детстве на основе личного опыта и
идентификации со значимыми другими.
Каждый человек формирует собственную
концепцию себя, других, мира и концепцию
своего существования в мире. Эти концепции
подкрепляются дальнейшим опытом человека
и, в свою очередь, влияют на формирование
других убеждений, ценностей, позиций.

Схемы
являются устойчивыми когнитивными
структурами, которые становятся активными
при действии специфических стимулов,
стрессов или обстоятельств. Схемы могут
быть как адаптивными, так и дисфункциональными.
Например, в «когнитивную триаду
депрессии» входят:

·
негативное представление о себе («Я
неприспособленный, никчемный, всеми
отверженный неудачник»);

·
негативный взгляд на мир (клиент
убежден, что мир предъявляет чрезмерные
требования к нему и воздвигает
непреодолимые барьеры на пути к достижению
целей и что в мире нет ни удовольствия,
ни удовлетворения);

·
нигилистический взгляд на будущее
(клиент убежден, что переживаемые им
трудности непреодолимы. Из ощущения
полной безнадежности рождаются суицидные
мысли).

Таким
образом, эмоциональные нарушения и
поведенческие расстройства рассматриваются
как опосредованные когнитивными
структурами и актуальными когнитивными

97

процессами
(в которых в качестве промежуточных
переменных выступает мысль-когниция).

Психологические
нарушения, предшествующие этапу
нейрофизиологических расстройств,
связаны с аберрацией
мышления.
(Под аберрацией мышления А. Бек понимал
нарушения на когнитивной стадии
переработки информации, которые искажают
видение объекта или ситуации.) Искаженные
когниции, т.е. когнитивные искажения,
являются причиной ложных представлений
и самосигналов и, как следствие,
неадекватных эмоциональных реакций.

Когнитивные
искажения

это систематические ошибки в суждениях
под влиянием эмоций. К ним относятся

1.
Персонализация

склонность интерпретировать событие
в аспекте личных значений. Например,
люди с повышенной тревожностью считают,
что многие события, совершенно с ними
не связанные, касаются их лично или
направлены против них лично. Так, встретив
хмурый взгляд прихожего, клиент думает:
«Он чувствует ко мне отвращение. Все
при виде меня чувствуют отвращение».
Таким образом, клиент переоценивает
как частоту, так и степень отрицательных
чувств, которые он вызывает у других
людей.

2.
Дихотомическое
мышление.
Невротизированный
клиент склонен мыслить крайностями в
ситуациях, задевающих его чувствительные
места, например самооценку, при вероятности
подвергнуться опасности. Событие
обозначается только в черных или белых
красках, только как хорошее или плохое,
прекрасное или ужасное. Такое свойство
называется дихотомическим мышлением.
Человек воспринимает мир только в
контрастных красках, отвергая полутона,
нейтральное эмоциональное положение.

3.
Выборочное
абстрагирование (извлечение).
Это
концептуализация ситуаций на основе
детали, извлеченной из контекста, при
игнорировании другой информации.
Например, на шумной вечеринке молодой
человек начинает ревновать свою девушку,
которая склонила голову к другому
человеку, чтобы лучше его расслышать.

4.
Произвольные
умозаключения

бездоказательные или даже противоречащие
очевидным фактам умозаключения Например,
работающая мать в конце тяжелого рабочего
дня делает вывод: «Я — плохая мать».

5.
Сверхгенерализация

неоправданное
обобщение на основе единичного случая.
Например, клиент сделал ошибку, но
думает: «Я всегда
все
делаю
неправильно». Или после неудачного
свидания женщина делает вывод: «Все
мужчины

98
одинаковы. Они всегда
будут
ко мне плохо относиться. У меня никогда
ничего
не
получится в отношениях с мужчинами».

6.
Преувеличение
(катастрофизация)

преувеличение последствий каких-либо
событий. Например, клиент думает: «Если
эти люди обо мне плохо подумают — это
будет просто ужасно!»; «Если я буду
на экзамене нервничать — я обязательно
провалюсь и меня сразу выгонят».

99
Этапы когнитивной коррекционной работы

1.
Сведение
проблем

идентификация
проблем, имеющих в основе одни и те же
причины и их группировка. Это касается
как симптоматики (соматической,
психологической, патопсихологической),
так и собственно эмоциональных проблем.
При этом достигается укрепление мишеней
коррекционного воздействия.

Другим
вариантом сведения проблем является
идентификация первого звена в цепи,
который и запускает всю цепь символов.

2.
Осознание
и вербализация неадаптивных когниций,
искажающих
восприятие реальности.

Неадаптивная
когниция

это любая мысль, вызывающая неадекватные
или болезненные эмоции и затрудняющих
решение какой-либо проблемы. Неадаптивные
когниций носят характер «автоматических
мыслей»: возникают без какого-либо
предварительного рассуждения, рефлекторно.
Для клиента они имеют характер
правдоподобных, вполне обоснованных,
не подвергаемых сомнению. «Автоматические
мысли» непроизвольны, не привлекают
внимания клиента, хотя и направляют его
поступки.

Для
распознавания неадаптивных когниций
используется прием «коллекционирование
автоматических мыслей».

Клиенту
предлагается сосредоточиться на мыслях
или образах, вызывающих дискомфорт в
проблемной ситуации (или сходной с ней).
Сфокусировавшись на автоматических
мыслях, клиент может распознать их и
зафиксировать. Обычно вне проблемной
ситуации эти мысли осознаются с трудом,
например у людей, страдающих фобиями.
Опознавание их облегчается при реальном
приближении к такой ситуации. Неоднократное
приближение или погружение в ситуацию
позволяет сначала осознать, осуществить
«коллекционирование» их, а
впоследствии вместо сокращенного (как
в телеграмме) варианта представить его
в более развернутом виде.

99

3.
Отдаление

процесс объективного рассмотрения
мыслей, при котором клиент рассматривает
свои неадаптивные когниции как
обособленные от реальности психологические
явления.

После
того как клиент научился идентифицировать
свои неадаптивные когниции, ему необходимо
научиться рассматривать их объективно,
т.е. отдалиться от них.

Отдаление
повышает способность клиента проводить
границу между мнением, которое надо
обосновать («я считаю, что…») и
неопровержимым фактом («я знаю,
что…»). Отдаление развивает умение
осуществлять дифференциацию между
внешним миром и своим отношением к нему.
Путем обоснования, доказательства
реальности своих автоматических мыслей
клиентом психолог облегчает дистанцирование
клиента от них, формирует у него навык
видения в них гипотез, а не фактов. В
процессе отдаления клиенту становится
более ясным путь искажения восприятия
события.

4.
Изменение
правил регуляции правил поведения.

Для
регуляции своей жизни и поведения других
людей клиенты используют правила
(предписания, формулы). Эти системы
правил в значительной степени
предопределяют обозначения, истолкование
и оценку событий. Те правила регуляции
поведения, которые носят абсолютный
характер, влекут за собой регуляцию
поведения, не учитывающую реальной
ситуации и поэтому создающую проблемы
для клиента.

Для
того чтобы у клиента не было таких
проблем, ему необходимо модифицировать
их, сделать менее генерализованными,
менее персонифицированными, более
гибкими, больше учитывающими реальность.

Содержание
правил регуляции поведения центрируется
вокруг двух основных параметров:
опасности — безопасности и боли —
удовольствия. Ось опасности -безопасности
включает события, связанные с физическим,
психологическим или психосоциальным
риском. Хорошо адаптированный человек
обладает достаточно гибким набором
точных правил, позволяющим соотносить
их
с
ситуацией, интерпретировать и оценивать
имеющуюся степень риска. В ситуациях
физического риска показатели последнего
могут быть достаточно верифицированы
по одному или нескольким характеристикам.
В ситуациях психологической или
психосоциальной угрозы верификация
таких показателей затруднена. Например,
человек, руководствующийся правилом
«Будет ужасно, если я окажусь не на
высоте», испытывает трудности в
общении из-за неясного определения
понятия

100

«быть
на высоте», и с этой же неопределенностью
связана его оценка эффективности своих
взаимодействий с партнером. Свои
предположения о неудаче клиент проецирует
на восприятие его другими.

Все
приемы изменения правил, имеющих
отношение к оси опасности -безопасности,
сводятся к восстановлению у клиента
контакта с избегаемой ситуацией. Такой
контакт может быть восстановлен при
погружении в ситуацию в воображении,
на уровне реального действия с четкой
вербализацией новых правил регуляции,
позволяющих испытывать умеренный
уровень эмоций.

Правила,
центрированные вокруг оси боли —
удовольствия, приводят к гипертрофированному
преследованию определенных целей в
ущерб другим. Например, человек, следующий
правилу «Я никогда не стану счастливым,
если не буду знаменитым», обрекает
себя на игнорирование других сфер своих
отношений в угоду рабскому следованию
этому правилу. После выявления таких
позиций психолог помогает клиенту
осознать ущербность подобных правил,
их саморазрушающий характер, объясняет,
что клиент был бы счастливее и меньше
страдал, если бы руководствовался более
реалистическими правилами.

Классификация
поведенческих правил

Правила,
формулирующие ценностные установки,
вызывающие определенные стимулы, которые
субъективно воспринимаются по-разному,
порождают у клиентов положительные или
отрицательные эмоции (например: «Немытые
овощи канцерогенны»).

2.
Правила, связанные с воздействием
стимула (например: «После развода все
будет по-другому»).

3.
Поведенческие оценки (например: «Так
как я заикаюсь, никто меня не слушает»).

4.
Правила, связанные с эмоционально-аффективным
опытом личности (например: «При одном
воспоминании об экзамене у меня появляется
дрожь в спине», «У меня нет больше
надежды»).

5.
Правила, связанные с воздействием
реакции (например: «Я буду более
пунктуальным, чтобы не вызвать гнева
шефа»).

6.
Правила, связанные с долженствованием
и возникающие в процессе социализации
личности (например: «Человек должен
получить высшее образование, чтобы быть
счастливым»).

101

5.
Перемена
отношения к правилам саморегуляции.

6.
Проверка
истинности правил, замена их новыми,
более гибкими.
Первоначально
желательно использовать навыки
продуктивного решения проблем

клиентом
в непроблемной сфере, а уже генерализовать
эти навыки в эмоционально-проблемную
сферу.

Цели
коррекции.
Основная
цель —
исправление
неадекватных когниций, осознание правил
неадекватной обработки информации и
замена их правильными.

Задачи
психолога.

Научить
клиента осознавать связи между
когнитивными схемами, аффектами и
поведением. Научить заменять
дисфункциональные мысли более
реалистическими интерпретациями.

Идентифицировать
и изменять убеждения, которые
предрасполагают к искажению опыта.

Позиция
психолога.
Поскольку
А. Бек считает, что психолог и клиент
являются сотрудниками в исследовании
фактов, которые подкрепляют или
опровергают когнитивные схемы клиента,
то это процесс двусторонний и он является
партнерским. Поэтому между клиентом и
психологом должны складываться
партнерские отношения. Интерпретации
или предположения клиента рассматриваются
психологом как гипотезы, нуждающиеся
в проверке и подтверждении.

Требования
и ожидания от клиента.
От
клиента ожидается принятие базисного
положения когнитивной теории о зависимости
эмоций от мышления. Установление
отношений партнерства с психологом
требует от клиента высокой активности,
ответственности, отсутствия
«психологического иждивенчества».
Слепая вера в психолога и повышенный
скептицизм клиента — два полюса негативного
отношения к предстоящему взаимодействию.
Для успешности коррекционных воздействий
необходимо перед началом мероприятий
привести подобные позиции к центру.

102
Техники

1.
«Сократовский диалог».
Беседа
является главным терапевтическим
инструментом в когнитивной психокоррекции.
Психолог тщательно составляет вопросы
для обеспечения нового научения. Цель
постановки этих вопросов сводится к
следующему:

.
прояснить
или определить проблемы клиента;

102

.
помочь
клиенту идентифицировать мысли, образы,
предположения;

.
изучить
значения событий для клиента;

.
оценить
последствия поддержания неадаптивных
мыслей и поведения.

На
основании ответов на выстроенные вопросы
клиент приходит к определенным логическим
заключениям. Вопросы ставятся таким
образом, чтобы подвести его к неизбежному
выводу и чтобы при этом клиент не прибегал
к психологическим защитам. То есть,
чтобы клиент мог посмотреть на свои
предположения с другой точки зрения
таким образом, чтобы психологические
защиты не мешали осознанию этого другого
положения.

2.
«Заполнение пустоты».
Метод
используется, когда уровень испытываемых
эмоций носит умеренный характер и
когниции, сопровождающие их, нечетки,
недостаточно оформлены.

Для
выявления неосознаваемых мыслей пациента
клиенту предлагают заполнить следующую
последовательность: А
→ В → С.

А

какое-нибудь событие.

С

эмоциональная реакция клиента на
событие.

B

мысли клиента, связывающие эти два
события.

Клиента
учат наблюдать за последовательностью
внешних событий (А)
и
реакций на них (С).
Клиенту
необходимо заполнить пустоту в своем
сознании (В),
которое
является связующим звеном между Ли С.
В-
это
мысли или образы, возникавшие в этот
промежуток и делающие понятной связь
между А
и
С.

Например,
увидев на улице давнего знакомого,
клиент почувствовал грусть и печаль. А

встреча с человеком; С-
печаль;
В-
когниция,
связывающая эти два события. Далее
клиент объясняет: «Увидев этого
человека, я подумал, что, возможно, он
меня не узнает или скажет, что я плохо
выгляжу, или грубо ответит и это меня
огорчит. После этого возникло чувство
печали». После того как связь между
событием и эмоциональной реакцией
вскрыта клиентом, психолог может на
основании полученных данных выдвинуть
гипотезу и представить ее для обсуждения
(подтверждения) клиенту.

Клиент
имеет право согласиться или не согласиться
с психологом и найти более точные
формулировки своих убеждений. Как только
убеждение идентифицировано, оно открыто
для модификации. Модификация убеждения
осуществляется следующими способами:

103

.
психолог
может спросить у клиента, является ли
убеждение разумным;

·
может попросить клиента привести
доводы «за» и «против» сохранения
этого убеждения;

·
психолог может попросить клиента
предоставить доказательства, факты,
противоречащие этому убеждению (т.е.
опровергнуть его).

3.
Декатастрофизация (техника «что…
если»).
Техника
предназначена для исследования
действительных фактических событий и
последствий, которые в представлении
клиента наносят ему психологический
ущерб и вызывают чувство тревоги. Эта
техника помогает клиентам справиться
с последствием события, сопряженного
со страхом.

В
беседе с психологом рассматривается
ситуация, которая пугает клиента и
воспринимается им как катастрофическая.
Психолог задает клиенту вопрос: «А
что будет, если эта ситуация наступит?»
Клиент перечисляет возможные последствия
этой ситуации. Психолог повторяет
вопрос: «А что будет, если… ?» При
рассмотрении всех последствий ситуации
клиент приходит к выводу о том, что
ситуация не настолько значима, как
представлялась ему в самом начале
беседы.

4.
Когнитивная реатрибуция.
Методика
представляет собой последовательность
действий с целью изменения патологизируюших
клиента автоматизированных (навыков)
«цепочек мыслей», направлена на
проверку правильности убеждений клиента.
Психолог и клиент рассматривают
альтернативные причины событий. Техника
реатрибуции предполагает проверку
реальности и исследование всех фактов,
которые повлияли на возникновение
ситуации. Она включает следующие приемы:

1.
Проверку наполненности когниций
клиента реальным содержанием.
Осуществляется переход к более
содержательному и многостороннему
представлению об объекте патологизирующей
клиента цепочки суждений (своем «Я»,
сфере деятельности, взаимоотношениях
с другим человеком и т.п.).

2.
Выявление несостоятельности
представлений клиента о причинах
патологизирующей его цепочки суждений.
Объектом воздействия на этой стадии
являются здравые суждения, которыми
клиент привычно обосновывает свое
чувство вины, тревогу, неполноценность,
проявления агрессивности.

3.
Закрепление новых атрибуций (в дискуссии,
ролевой игре, в повседневной жизни).

104
В коррекционной практике методика
применяется при депрессивных неврозах,
реактивных депрессиях, фобиях,
истерических реакциях, зависимостях
(наркотики, алкоголь). Противопоказано
применение при психотических нарушениях.

5.
Переформулирование.
Техника,
предназначенная для мобилизации
человека, который считает, что проблема
не контролируется им. Клиенту предлагается
сформулировать проблему по-новому, с
тем, чтобы она получила конкретное и
специфическое звучание. Например,
человеку, который считает: «Никто не
обращает на меня внимание», — предлагается
переформулировать проблему: «Мне
нужно эмоциональное тепло. Я его не
получаю. Поэтому мне нужно протянуть
руку другим людям, чтобы обо мне
позаботились».

6.
Децентрализация.
Метод
освобождения клиента от свойства видеть
в себе точку сосредоточения всех событий.
Для проверки искаженных убеждений
клиента ему предлагается провести
поведенческие эксперименты.

Например,
один клиент считал, что во время совещания
все за ним наблюдают, замечают его
неуверенность, поэтому он предпочитал
молчать, не высказываться. Из-за этого
у него были проблемы с руководством.
Клиенту было предложено понаблюдать
за окружающими вместо того, чтобы
сосредоточиваться на своем дискомфорте.
Когда он понаблюдал за сотрудниками,
то увидел, что одни люди слушают
выступающего, другие -что-то пишут,
третьи- мечтают. Он пришел к выводу, что
другие озабочены своими делами, а не
отношением к нему. И его отношение к
себе изменилось.

7.
Проверка гипотезы.
Клиент,
находящийся в эмоционально неустойчивом
состоянии, имеет свою гипотезу, объясняющую
такое его состояние. Психолог просит

привести
конкретные факты, объясняющие данную
гипотезу. При этом нельзя пользоваться
обобщающими ярлыками, неясными терминами
и неопределенными понятиями.

Например,
клиент утверждает, что он плохой учитель.
Психолог просит привести факты, аргументы
в пользу такого заключения. При
рассмотрении этих аргументов может
выясниться, что не учтены какие-то
стороны деятельности. После этого
клиента просят привести факты обратной
связи: мнения родителей, суждения, отзывы
учеников, коллег по работе, которые
должен добыть сам клиент. После
рассмотрения всех фактов в совокупности
клиент приходит к выводу, что на самом
деле он не такой плохой, как ему казалось
и его мнение о себе ошибочно.

105

8.
Планирование деятельности.
Эта
процедура сводится к тому, что клиента
просят составить распорядок дня, наметить
план той или иной деятельности и выставить
оценки степени удовлетворения от этой
деятельности, используя шкалу от 0 до
10 баллов. Заполнение таких распорядков
дня и последующий их анализ с психологом
приводит к тому, что клиент убеждается
в том, что он в состоянии контролировать
свое поведение. И его эмоциональная
оценка этой деятельности зависит от
целого ряда факторов, что приводит к
изменению эмоционального отношения к
себе и к той деятельности, которой он
занимается.

Например,
те клиенты, которые считают, что они
находятся постоянно в тревожном
состоянии, видя свою оценку разных видов
деятельности, убеждаются в том, что сила
эмоционального напряжения варьирует
в зависимости от времени дня или
выполняемой работы и что на самом деле
их переживания не так глубоки, как им
представлялось до заполнения этого
распорядка.

106

Heads

Жизненный опыт, воспитание, сложные эмоционально заряженные ситуации часто приводят к формированию ошибочных убеждений, которые становятся фильтром для нашего восприятия реальности. Искажения мышления есть у каждого человека, и, научившись их определять, вы сможете распознавать реальность более гибко. Сегодня я хочу поделиться списком основных ошибок из книги Джудит Бек «Когнитивная терапия: Полное руководство».

Хотя некоторые автоматические мысли истинны, многие из них ошибочны или имеют лишь зерно правды. Вот типичные ошибки мышления.

  1. Дихотомическое мышление (также называемое черно-белым мышлением, полярным или мышлением в стиле «все или ничего»): представление о том, что существуют только две категории для оценки событий, людей, поступков (черное-белое, плохое-хорошее). Отказ от оценки в континууме.

Пример: «Если я не добьюсь успеха во всем, то я неудачник».

  1. «Катастрофизация» (также называемая негативными предсказаниями): предсказание событий будущего исключительно негативно, без учета других, более вероятных исходов.

Пример: «Я так расстроюсь, что не смогу вообще ничего делать».

  1. Обесценивание позитивного: успехам, позитивному опыту и поступкам не придается значения.

Пример: «Действительно, мне удалось выполнить эту работу, но это вовсе не означает, что в способный, мне просто повезло».

  1. Эмоциональное обоснование, убеждение, что нечто должно быть правдой только потому, что вы «чувствуете» (по сути, верите) в это настолько сильно, что игнорируете или обесцениваете доказательства обратного.

Пример: «Я знаю, что мне многое удается на работе, но я по-прежнему чувствую себя неудачником».

  1. Навешивание ярлыков: наделение безусловными, глобальными характеристиками себя или окружающих, без учета того, что доказательства могут с большей вероятностью привести к менее негативным выводам.

Пример: «Я неудачник», «Он зануда».

  1. Магнификация/минимизация: оценивание себя, окружающих или ситуации с преувеличением негативного и/или преуменьшением позитивного.

Пример: «Средняя оценка говорит о том, что я неспособный. Оценка «отлично» не говорит о том, что я умный».

  1. Мысленный фильтр (избирательное абстрагирование): безосновательный учет только неудач, поражений, лишений вместо полной картины всех событий.

Пример: «Один плохой результат по тесту [наряду с несколькими хорошими] свидетельствует о том, что я лентяй, который не мог как следует подготовиться».

  1. «Чтение мыслей»: уверенность человека в том, что он знает мысли окружающих, и отказ принимать во внимание другие, более вероятные возможности.

Пример: «Он думает, что я ничего не смыслю в этой работе».

  1. Сверхгенерализация: формулирование обобщающих негативных выводов, выходящих далеко за пределы текущей ситуации.

Пример: «[Поскольку я чувствовал себя не в своей тарелке на встрече], я не умею знакомиться с людьми».

  1. Персонализация: представление о себе как о причине негативного поведения других людей без учета более вероятных объяснений их поведения. Уверенность человека в том, что его ошибки и просчеты находятся в центре внимания окружающих.

Пример: «Мастер по ремонту нагрубил мне, потому что я сделал что-то не так».

  1. Долженствование (мышление в стиле «я должен»): наличие четкой непреложной идеи о том, как должны вести себя другие люди или каким должно быть собственное поведение. Если ожидания не оправдываются, человек воспринимает это как неудачу. Пример: «Ужасно, что я ошибся. Я должен во всем добиваться успеха».
  1. Туннельное мышление: акцент на негативных аспектах ситуации.

Пример: «Учитель моего сына ничего не может сделать правильно. Он     постоянно критикует, не чувствует детей, и вообще он не состоялся как педагог».

Когнитивные ошибки

Когнитивная модель терапии исходит из предположения о том, что негативные эмоции, симптомы связаны с определенными искажениями мышления (когнитивными искажениями).

Выделяются следующие наиболее часто встречающиеся типы искажения мышления (A. Beck):

1. Чтение мыслей. Искажение, при котором вы, не имея для этого достаточных оснований, считаете, что знаете, что думают люди. Например: «Она считает, что я неудачник».

Рис. 5

Рис. 5

. Взаимосвязь установок разных уровней

2. Предсказание будущего. Вы предвидите свое ближайшее или отдаленное будущее. Например: «Любые мои попытки знакомства окончатся неудачей» или «Я провалюсь на собеседовании».

3. Катастрофизация. Вы считаете, что то, что произойдет, будет настоящей катастрофой, которую невозможно вынести. Например: «Это ужасно, если меня не примут».

4. Наклеивание ярлыков. Вы глобально оцениваете себя или другого человека по отдельным характеристикам. Например: «Я трус» или «Он недостойный человек».

5. Девальвация позитива. Вы приуменьшаете значение позитивных достижений или характеристик, оценивая их как тривиальные. Например: «Такого выступления можно ожидать от любого».

6. Негативный фильтр. Вы концентрируетесь только на негативных результатах, игнорируя позитивные. Например: «Никто не проявил интереса ко мне. В моей жизни были только провалы».

7. Сверхгенерализация. Вы делаете глобальные обобщения на основе единичного случая. Например: «Сегодня мой друг даже не обратил на меня внимания. Я никому не нужен».

8. Дихотомическое мышление. Вы мыслите в категориях «все или ничего». Например: «Зачем пытаться еще раз, если ничего не получается».

9. Долженствование. Вы интерпретируете события с позиции долженствования (какими они должны быть), а не с позиции какими они являются. Например: «Я должен достигнуть этого положения, иначе я неудачник».

10. Персонализация. Вы целиком приписываете ответственность за произошедшие события себе, не учитывая, что и другие тоже несут часть ответственности. Например, жена алкоголика, возобновившего потребление: «Я должна была предвидеть этот срыв и принять меры».

11. Обвинение. Вы считаете, что другой человек несет полную ответственность за ваши чувства и состояние. Например: «Это он виноват в том, что я чувствую себя никчемной».

12. Неадекватные сравнения. Вы интерпретируете события с использованием стандартов, которые являются недостижимыми для вас. Например: «Другие получили при тестировании более высокие оценки».

13. Ориентация сожаления. Вы фокусируетесь больше на прошлых достижениях, чем на настоящем исполнении, которое заслуживает сожаления: «Раньше я мог выступать несколько часов».

14. Что если? Вы задаете вопросы, касающиеся возможного развития событий, и никогда не удовлетворены никаким ответом на ваш вопрос. Например: «Что если страхи возобновятся?» или «Что если наши отношения с мужем вновь разладятся?».

15. Эмоциональное мышление. Ваша интерпретация действительно определяется вашими чувствами. Например: «Я чувствую тревогу, будущее моего предприятия опасно».

16. Невозможность опровержения. Вы отвергаете любую возможность, которая противоречит вашей негативной мысли. Например, мысль «Я отвергнут всеми» не позволяет увидеть и принять факты, которые противоречат ей.

17. Фокусирование на оценке. Вы сфокусированы не на описании событий, окружающих людей или себя, а на оценке. Например: «Я провально справился с последней работой», «Он сыграл партию совсем плохо» и т. д.

Когнитивная терапия – это структурированный подход. Она включает ряд обязательных этапов.

Первый этап – приобщение клиента к философии когнитивной терапии. На этом этапе пациент получает представление о том, как мысли, установки влияют на эмоции и поведение.

Следующий этап – этап идентификации когниций – ставит задачу научить клиента отслеживать и распознавать свои когниции (как в образной, так и в вербальной формах), фиксировать их.

Далее пациент совместно с терапевтом анализируют идентифицированные когниции, имеющие отношение к симптомам и проблемам, оценивают их истинность и адаптивность и намечают другие способы и правила интерпретации проблемных ситуаций (этап оценки и опровержения дисфункциональных когниций и замещения их адаптивными).

Этап закрепления новых адаптивных когниций – это этап перевода работы с пациентом из кабинета психотерапевта в реальные ситуации повседневной жизни.

Когнитивная психотерапия – это обучающе-директивная форма терапии. В процессе ее прохождения пациент приобретает ряд навыков и умений: навыки отслеживания негативных автоматических мыслей и представлений, обнаружение их связи с негативными эмоциями и симптомами, умение проверять их истинность или ложность, формировать более реалистические адаптивные представления и правила, действовать в соответствии с ними в повседневной жизни.

Далее описаны основные техники когнитивной терапии, позволяющие работать на трех уровнях «глубины» проблемы. Каждая техника представлена в структурированной форме. Как правило, дается ее описание, возможные сложности, возникающие при ее использовании, в большинстве случаев прилагаются формы, ускоряющие понимание последовательности необходимых действий и облегчающие самостоятельную работу пациента.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Когнитивные ловушки ошибка выжившего
  • Когнитивные искажения это допускаемые нами ошибки
  • Когнитивные искажения список ошибка выжившего
  • Когнитивные искажения ошибки мышления
  • Когда появилась ошибка 404