Коэффициент ошибок при отгрузках

Система показателей эффективности работы предприятия в области складской логистики

Источник: http://kollegium.ru/
Система показателей работы складской логистики

Складская логистика предусматривает разработку
идеологии, концепции и показателей работы складской системы предприятия, технических заданий для
проектирования, программирования, документооборота, инструктивных и учебных
материалов по каждому из следующих элементов:

Организация складского хозяйства

  • определение роли и задач
    складского хозяйства в процессах движения товаров предприятия, системы целей и показателей эффективности работы предприятия;
  • выбор места
    территориального размещения склада;
  • подготовка технического
    задания на строительство или учёт конструктивных особенностей и
    технико-эксплуатационных возможностей складских помещений при разработке
    схем использования складского пространства, планов размещения стеллажей,
    технологии складских операций, маршрутных карт и т.д.;
  • выбор методов и способов
    хранения;
  • выбор и определение
    применения оборудования и техники в складских работах, постановка задач
    для механизации технологических операций;
  • определение порядка
    эксплуатации складов;
  • организация обработки
    информации;
  • организация контроля
    наличия и сохранности товаров;
  • разработка технологических
    карт, описаний последовательности операций, система показателей работы и их нормативов для
    бизнес-процессов, должностных инструкций для исполнителей;
  • оптимизация закупок
    расходных, упаковочных, эксплуатационных материалов;

Улучшение показателей эффективности процессов работы логистики предприятия

— закупок:

  • определение целей и показателей эффективности работы предприятия в области закупки;
  • определение сроков подачи
    заявок для своевременного пополнения запасов и обеспечение их соблюдения;
  • организация подготовки и
    оформления заказов;
  • определение номенклатуры и
    количества товаров для включения в заказ;

— приёмки товаров:

  • определение порядка и
    сроков формирования, в зависимости от вида товаров, приёмной комиссии по
    количеству, комиссии по качеству, привлечения экспертов по качеству
    товаров;
  • определение технологии и
    сроков приёмки товаров, подготовки материалов для претензий поставщикам;
  • определение порядка
    передачи принятых товаров для размещения и хранения;

— размещения товаров:

  • определение целей и показателей эффективности работы предприятия в области складской логистики;
  • расчёт необходимого
    количества ячеек и стеллажей разных размеров для соответствующих товаров,
    определение принципов изменения размеров ячеек при переменном ассортименте
    или принципов размещения товаров при переменных количествах одного
    ассортимента;
  • разработка адресной
    системы, внедрение в практику оприходования, инвентаризации, размещения и
    отбора товаров строго по адресам хранения с указанием адресов во всех
    видах документации;
  • определение порядка выбора
    мест хранения в зависимости от вида товара, габаритов, частоты спроса,
    необходимого режима хранения и т.д.;

— учёта прихода, расхода и наличия товаров:

  • база данных о товарах
    должна содержать характеристики товара, неограниченное число групп
    товаров, параметры ценообразования, параметры для бухгалтерского учёта;
  • компьютерная система должна
    обеспечивать учёт товаров на неограниченном количестве складов и участков
    хранения;
  • обеспечение анализа учётных
    данных;

— контроля наличия товара:

  • определение вида (сплошная
    или выборочная, разовая или перманентная) и технологии инвентаризации
    товаров;
  • определение порядка и
    периодичности контрольных проверок наличия наиболее важных товаров;
  • постановка задач для
    компьютеризации процессов ввода результатов инвентаризации, обсчёта и
    анализа расхождений;
  • внедрение «фоновой»
    инвентаризации, «моментальных снимков запаса» (позволяющих продолжать
    товарные операции во время подсчёта);
  • физическая инвентаризация;
  • учёт повреждённых товаров;
  • ведение отчётов и
    документации по результатам инвентаризаций, разработка справочников;

— претензионной работы:

  • определение целей и показателей эффективности работы предприятия в области претензионной работы;
  • определение порядка
    подготовки и форм претензий по результатам приёмки товаров по количеству и
    качеству;
  • определение процесса
    направления претензий, контроля их получения и ответов на них,
    контроля их удовлетворения;
  • определение порядка
    направления исков в арбитраж, контроля их рассмотрения, контроля
    исполнения решений арбитража;
  • определение методов анализа
    объёма претензий, степени их удовлетворения поставщиками для оценки
    качества товаров и работы поставщиков в целях принятия решений о
    целесообразности деловых отношений с ними или работы с соответствующей
    группой товаров;

— условий хранения:

  • определение мер,
    необходимых для обеспечения требуемых условий хранения товаров в отношении
    размещения, сохранности их физических, химических и товарных качеств,
    температуры, влажности, вентиляции;
  • разработка технических
    заданий на реконструкцию помещений, устройство приспособлений,
    приобретение оборудования и т.п. для организации требуемых условий
    хранения;

— контроля качества хранимых товаров:

  • разработка графиков контроля состояния товаров, работ по перемещению
    (перелопачиванию, переворачиванию, проветриванию, просушиванию и т.п.)
    соответствующих товаров, контроля сроков хранения скоропортящихся товаров и
    т.д.;
  • постановка задач для компьютеризации процессов контроля условий хранения
    (температуры, влажности, вентиляции), состояния товаров, сроков хранения,
    сохранности особо ценных товаров, учёта и анализа изменений;

— управления запасами:

  • определение целей и показателей эффективности работы предприятия в области управления товарными запасами;
  • разработка технического задания для автоматизации управления запасами:
    статистика и анализ расхода товаров за любой период, расчёт минимального,
    среднего и максимального запасов, расчёт точки заказа, расчёт оптимальных
    количеств для заказов, подготовка проектов заявок на исполнение запасов,
    контроль исполнения заявок, выявление неликвидов, выявление тенденций изменения
    спроса на товары и пр.;
  • расчёт оптимальных объёмов запасов;
  • определение экономически обоснованной величины заказов на пополнение
    запасов;
  • разработка процедуры контроля запасов;
  • обеспечение наличия страхового запаса;
  • расчет и контроль стоимости запасов;
  • разработка мер по ликвидации повреждённых и морально устаревших товаров;
  • организация обработки статистической и аналитический информации;
  • определение параметров контроля качества управления запасами, постановка
    задач для компьютеризации процессов контроля;
  • мобильная база данных для поиска необходимой информации о товарах;

— обработки заказов:

  • определение целей и показателей эффективности работы предприятия в области обработки заказов покупателей;
  • определение порядка поступления и выполнения заказов от потребителей для
    организации ритмичности загрузки персонала;
  • разработка технического задания для автоматизации операций проверки
    заказов на правильность номеров (артикулов) и наименований товаров, проверки
    заказов по наличию товаров на складе, распределения наличных товаров между
    заказчиками, фиксирования неудовлетворённых количеств (отложенное исполнение) и
    включения их в договоры поставки при поступлении товаров, резервирование
    подтверждённых количеств до поступления платежей и др.;
  • определение параметров контроля качества обработки заказов, постановка
    задач для компьютеризации процессов контроля;
  • разработка технологических карт, описания последовательностей операций,
    инструкций по выполнению операций, нормативов для бизнес-процессов
    , должностных
    инструкций;

— обработки заказов на поставку:

  • использование мощного инструментария формирования цен: гибких диапазонов
    цен, скидок, бонусов, комиссионных, условий и сроков оплаты;
  • ограничение доступа операторов к исправлению условий и порядка
    применения вариантов ценообразования;

  • вариативное ценообразование
    ;
  • автоматическое вычисление налогов;
  • расчёт комиссионных;
  • работа с договорами и бонусами;
  • распределение и резервирование запасов;
  • управление позициями заказов;
  • задержка отгрузки и контроль оплаты;
  • обработка возвратов;
  • выставление счетов заказчикам;

— обслуживания заказчиков:

  • определение параметров достаточности организации информационного
    обслуживания заказчиков;
  • разработка методов контроля степени информированности заказчиков;
  • определение максимальных и оптимально необходимых услуг заказчикам при
    отгрузке товаров — вид тары, качество упаковки, консультирование, доставка,
    гарантии качества, установка и пуск в эксплуатацию приборов и механизмов и
    т.п.;
  • разработка методов контроля степени удовлетворения заказчиков
    обслуживанием;
  • разработка методов сокращения сроков отгрузки, оформления документов,
    расчётов, доставки;
  • разработка базы условий работы с заказчиками, включающей иерархическую
    систему учёта платежей многочисленных заказчиков, гибкую систему условий
    продажи;

— процессов упаковки:

  • определение технических требований к упаковке и маркировке,
    обеспечивающих сохранность груза при транспортировке, погрузочно-разгрузочных
    работах и складировании;
  • определение номенклатуры товаров, требующих упаковки, закупка
    автоматизированных линий или станков для упаковки, материалов и инструментов
    для упаковки;
  • определение грузовых модулей, выбор средств для формирования грузовых
    модулей, обеспечение бесперебойного снабжения материалами для формирования
    грузовых модулей;
  • выбор вида тары, упаковки и маркировки пи подготовке товара к отгрузке;
  • обеспечение безопасности и сохранности товаров на складе и в пути;
  • оценка влияния каждого элемента (тара, упаковка, маркировка) на общие
    издержки логистической системы;

— погрузочно-разгрузочных работ:

  • определение целей и показателей эффективности работы предприятия в области погрузочно-разгрузочных работ;
  • определение методов и способов проведения работ;
  • выбор средств механизации;
  • определение принципов формирования графика подачи транспортных средств
    под разгрузку;
  • определение принципов формирования такелажных бригад, подготовки
    разгрузочных механизмов и графика их работы в зависимости от вида груза,
    транспорта и объёмов груза, сроков разгрузки;
  • определение и внедрение в практику грузовых модулей;
  • организация эффективной эксплуатации средств механизации;
  • организация выполнения графиков погрузочно-разгрузочных работ;
  • обеспечение сохранности грузов при погрузках и разгрузках от порчи,
    потерь, повреждений и хищений;
  • определение технологий приёмки грузов от перевозчиков по количеству мест
    и весу;
  • определение мест и сроков временного размещения хранения грузов для
    приёмки по количеству и качеству;

— планирования и диспетчеризации работ:

  • определение принципов подготовки планов и графиков работ, планов
    распределения рабочей силы и техники по объектам и срокам, включая согласование
    планов с режимом работы сторонних организаций, участвующих в процессах
    товародвижения;
  • разработка планов, графиков, описаний последовательности операций,
    нормативов для бизнес-процессов;
  • разработка планов размещения товаров с учётом частоты спроса,
    доступности для погрузочно-разгрузочных механизмов, удобства раскладки и
    отбора;
  • определение кратчайших маршрутов перемещения грузов при раскладке для
    хранения и отборе для отгрузки;
  • разработка маршрутных карт, описаний последовательности операций;

— организации отгрузок:

  • определение функций, которые целесообразно выполнять своими силами, и
    тех, которые целесообразнее поручить специализированным фирмам;
  • заключение договоров со специализированными фирмами (экспедиторскими,
    транспортными) о постоянном сотрудничестве и его условиях;
  • оптимизация условий перевозки и расходов за счёт использования
    технико-эксплуатационных характеристик видов транспорта при выборе транспорта
    для перевозки конкретных грузов;
  • обеспечение сохранности грузов в пути, при перевалках, погрузках,
    разгрузках от порчи, потерь, повреждений и хищений;
  • обеспечение соблюдения перевозчиками транспортного и гражданского
    законодательства;
  • организация эффективной эксплуатации транспортных средств;
  • организация точного соблюдения графиков движения транспорта;
  • расчёт, учёт, анализ затрат на перевозки, перевалки,
    погрузочно-разгрузочные работы, управление, информационное обеспечение;

— доставки отгруженных товаров:

  • определение целей и показателей эффективности работы предприятия в области доставки товара покупателям;
  • критерии для принятия решения исполнителями о выборе экономичного или
    срочного вида транспорта;
  • способы согласования с заказчиком вида транспорта;
  • контроль доставки грузов и исполнения услуг перевозчиками,
    экспедиторами, таможней и т.д.;
  • контроль поступления отправленных грузов к получателям, наличие
    претензий по количеству и качеству товара, учёта проверки, удовлетворения и
    анализа претензий;

— обработки информации:

  • подготовка технических заданий на разработку информационной системы для обработки информации и
    документального обеспечения планирования и исполнения логистических операций,
    анализа, прогноза, финансового и оперативного планирования.

   Именно от своевременного решения всей
совокупности перечисленных выше вопросов, объединяемых складским менеджментом,
во многом зависит эффективность производственной деятельности фирмы и
перспективы её выживания и продвижения на рынке среди конкурирующих компаний.

Система показателей, характеризующих эффективность работы складской логистики

   Для оценки эффективности процессов транспортно-складских подразделений предприятия целесообразно использовать
комплекс показателей, позволяющих осуществить оценку как качества обслуживания
потребителей, так и эффективности функционирования системы логистики
предприятия в целом.

   Показатели качества в зависимости от количества
характеризуемых свойств продукции могут быть единичными или комплексными (ГОСТ
15467-79).

   Показатели оценки качества обслуживания
должны:

  • охватывать всю систему логистического обслуживания предприятия;
  • позволять анализировать результаты;
  • отражать эффективность процессов выполнения заказов.

   Для оценки качества обслуживания используются:

  • статистические переменные (количественные параметры), характеризующие
    текущее состояние на определённый момент времени (оценка текущего состояния
    системы обслуживания);
  • плавающие переменные (качественные параметры), характеризующие состояние
    за некоторый период времени (оценка показателей качества обслуживания за период
    — в течение недели, месяца или квартала и т.д.).

   Каждый из рассматриваемых показателей работы логистики предприятия играет
более или менее важную роль в зависимости от конкретных рыночных условий.

   В систему показателей оценки качества
обслуживания необходимо включать также показатели, отражающие ошибки в
организации и управлении процессом выполнения заказов.

   В данном подразделе основной упор сделан на
разработку системы показателей, характеризующих эффективность работы центрального распределительного склада предприятия.   Вместе с тем при анализе количественных и
качественных параметров функционирования склада необходимо иметь в виду, что
граница, их разделяющая, довольно условна.

   Грузооборот склада абсолютный
определяется как суммарное количество тонн грузов (кубических метров) различных
наименований, прошедших через склад за установленный период времени (сутки,
месяц, год):

Г=∑ Qi/ Kперi,

Где Г — грузооборот, м3;

Qi— объём
товаров, проходящих через склад за период времени по i-й товарной группе, руб.;

Kперi
коэффициент перевода объёма товаров в денежном выражении к объёму товаров в
физическом выражении, руб./м3.

   Возможно исчисление грузооборота склада по
прибытию либо по отправлению (односторонний грузооборот).

   Грузооборот склада относительный
(приведённый)
определяется как сумма произведений грузооборота по
каждому наименованию товара на коэффициент приведения к базовой номенклатурной
позиции:

Г=∑ Qi/ Kперi,

    Коэффициент приведения отражает сложность
обработки различных товарных позиций и определяется методом экспертного опроса:

Гпр=∑Гi*Кпрi,

 где — коэффициент приведения, данный экспертом I;

 — коэффициент приведения, данный экспертом n;

n — число привлечённых экспертов.

   Уточнение данного показателя можно
осуществлять, прибегая к хронометражу процессов складской обработки различных
товарных позиций и сопоставляя полученные результаты между собой. Данный
показатель (приведённый грузооборот) наиболее объективно отражает валовые
параметры работы склада в отличие от его относительного значения.

   Нормативная вместимость склада определяется
как максимальное количество товара в кубических метрах, которое может храниться
на складе с учётом соблюдения всех требований, предъявляемых к хранению
(пожарные требования, СНИПы, ГОСТы, ОСТы и другие требования к хранению
отдельных видов товаров):

Qм3= Sгр * Кигон * Нхр,

где Qм3 -нормативная
вместимость склада, м3;

Sгр — грузовая площадь
склада, м2;

Кигон — коэффициент
использования грузового объёма склада (нормативный);

Нхр — высота хранения
товаров на складе, м.

   Коэффициент загрузки склада определяется
путём сопоставления (отношения) фактического объёма хранящегося на складе
товара к нормативной вместимости склада:

К3= Qфакт / Qм3 норм,

Где К3 —
коэффициент загрузки склада;

Qфакт — объём
фактически находящегося на складе товара, м3.

   Коэффициент неравномерности поступления
на склад заказов (накладных)
определяется как отношение количества
поступивших для обработки на складе заказов (накладных) в наиболее напряженный
период к среднему числу за подобный период:

Кнм = Nmax /
N
cp,

Где Кнм — коэффициент
неравномерности поступления накладных;

       Nmax — максимальное число накладных за
период, ед.;

       Ncp— среднее число накладных за несколько
аналогичных периодов, ед.

   Данный коэффициент оказывает существенное влияние
на процессы работы логистики. Он характеризует простой склада в анализируемый
период из-за временного отсутствия заказов, с одной стороны, и напряжённость
работы склада в периоды интенсивного поступления заказов — с другой.

   При расчёте времени выполнения заказа учитывается
сложность заказа (накладной), данный коэффициент определяется экспертным
методом. Все номенклатурные позиции разбиваются по характерным (с точки зрения
их складской обработки) группам. Полученные группы ранжируются, и каждой присваивается
степень сложности. Интегральный коэффициент сложности определяется по
принципу: число представленных в заказе характерных групп — степень сложности
каждой группы — коэффициент сложности заказа.

   Коэффициент использования грузового объёма
склада
определяется как отношение объёма товаров, находящихся на складе, к
грузовому объёму склада. данный показатель определяет, насколько эффективно
используется складское помещение:

Киго = Qфакт
/ V
гр,

где Киго
коэффициент использования грузового объёма склада;

      Qфакт — объём товаров, находящихся на складе,
м3;

      V гр — грузовой объём склада, м3.

   Коэффициент использования площади склада определяется
как отношение площади склада, непосредственно занятой хранящимися товарами, к
общей площади складского помещения:

Кип = Sтов
/ S
общ.

где Кип
коэффициент использования площади склада;

         
S
тов — площадь склада,
непосредственно занятая товарами, м2;

         
S
общ. — общая площадь
склада, м2.

   Коэффициент грузонапряжённости склада характеризует
загрузку в тоннах 1 м2
площади склада в течение года и является показателем как эффективности, так и
интенсивности использования склада:

Кгн = Qт /
S
тов,

где Кгн
коэффициент грузонапряжённости склада;

         
Q
т — масса товаров, хранящихся
на складе, т.

   Расчётное время на обработку (комплектацию)
заказа
— данный показатель определяется исходя из полученных экспертным
методом значения времени обработки единицы базового груза, объёма и сложности
заказа:

Тсб = ∑ (Qi /
К
перiKпрiКсн)
Н
выр,

где Тсб
время сборки заказа (по накладной);

          
К
перi— коэффициент
перевода объёма i-й группы товаров в денежном выражении в объём товаров в м3;

          
K
прi — коэффициент приведения;

           
К
сн — коэффициент
сложности накладной;

          
Н
выр— норматив по
выработке.

   Коэффициент порчи товаров на складе (брак
качества хранения)
определяется как отношение объёма товаров, переведённых
в брак, к общему товаров, хранящихся на складе:

Кпт = Нбрак /
Н
е.у.,

где Кпт
коэффициент порчи товаров;

         
Н
брак — количество
товаров, переведённых в брак

       Не.у. — норма естественной убыли, руб./мес.

   Коэффициент ошибок при отгрузках определяется
как отношение количества заказов, отпущенных со склада с ошибками к общему
количеству обработанных заказов:

Кош = Nош /
N
общ.,

где Кош
коэффициент ошибок;

         
N
ош — сумма

         
N
общ — общая сумма
отгрузок, руб.

   Коэффициент дисциплины хранения (ошибок при
распределении товара на хранение)
определяется как отношение количества
товарных позиций, не найденных на месте хранения на складе, к общему числу
позиций, хранящихся на складе:

Кдх  = Nнн
/ N
общ,

где Кдх
коэффициент дисциплины хранения;

      Nнн — количество позиций, не найденных на
складе (но проходящих по базе данных системы учёта товаров на складе);

       Nобщ — общее число позиций, хранящихся на
складе.

   Себестоимость переработки — определяется как
отношение величины складских затрат к грузообороту склада.

Спер = Зобщ /
Г,

где Спер
себестоимость переработки, руб/м3;

          
З
общ — общие складские
затраты за период времени, руб.;

          
Г —
грузооборот, м3.

   Производительность
труда складского персонала
определяется как отношение грузооборота склада к
численности складского персонала:

Птр = Г / Чобщ

где Птр
производительность труда, м3/чел.-мес;

      Чобщ — численность складского персонала, чел.

   Коэффициент отбраковки товаров на складе:

Кот = Нбрак /
Н
общ,

где Кот
коэффициент отбраковки;

        
Н
общ — общее
количество товаров, хранящихся на складе, руб./ мес.

   Коэффициент использования грузового объёма
транспортных средств при внутренних перемещениях:

Киготсв = Qобщ
/ V
внут,

где Киготсв — коэффициент использования грузового объёма;

         
Q
общ — суммарный объём
поступившего товара за период времени, м3;

       Vвнут — суммарная вместимость транспортных
средств, использованных для внутренних перемещений за период, м3.

   Коэффициент использования грузового объёма
транспортных средств при доставке товаров клиентам:

Киготсв = Qпрод
/ V
прод,

где Киготов
коэффициент использования грузового объёма;

         
Q
прод — суммарная
вместимость транспортных средств, использованных для доставки клиентам, м3;

          
V
прод — суммарная
вместимость транспортных средств, использованных для доставки клиентам, м3.

   Коэффициент нерациональности перевозок
грузов между складами компании:

Кнер = ∑ L1 / Lкр,

где Кнер
коэффициент нерациональности перевозок;

          
∑ L
1 — суммарное
расстояние перемещений товара со склада до конечного торгового склада, км;

       Lкр — кратчайшее расстояние от центрального
распределительного склада до конечного торгового склада, км.

   Для оценки эффективности работы
транспортно-складских подразделений с применением относительных показателей
необходимо провести расчёт отраслевых нормативных параметров.

   Расчёт, регулярный контроль и анализ
перечисленных в таблице показателей позволяют оценить эффективность
работы системы логистики предприятия в целом, а также:

  • определить задачи в области функционирования транспортно-складских
    подразделений и уровня затрат, связанных с ним;
  • определить места возникновения недостатков деятельности таким образом,
    чтобы концентрировать усилия по их устранению на основе анализа причин их
    возникновения;
  • разработать цели функционирования транспортно-складских подразделений в
    рамках плана их достижения;
  • измерить степень прогресса в достижении поставленной цели;
  • провести анализ эффективности функционирования системы логистики через
    определение основных центров возникновения недостатков и снижения эффективности
    на различных этапах процесса исполнения заказа потребителя;
  • планировать деятельность по обслуживанию заказов потребителей с целью
    достижения более низкого уровня затрат и эффективного использования имеющихся
    ресурсов;
  • разработать финансовые схемы, необходимые для эффективного финансирования транспортно-складских подразделений.

Перечень (отраслевых)
нормативных показателей

Наименование нормативного

(отраслевого) показателя

Обозначение

(размерность)

Коэффициент перевода объёма
товаров в денежном

Выражении в объём товаров в
кубических метрах

Кпер, (руб./м3)

Норматив на обработку одной
позиции базового груза

Нвырп, (ч/поз.)

Норматив на обработку 1 м3 базового груза

Нвыр, (ч/м3)

Норматив на ошибки

Нош = 0.1 % Qобщ

Норматив на брак (норма
естественной убыли)

Не.у. = 0.05 % Qo,o

  Показатели, характеризующие эффективность процессов транспортно-складских подразделений предприятия, должны быть агрегированы и
приведены к интегрированному комплексному измерителю.
   Указанные показатели необходимы
для анализа работы транспортно-складских подразделений непосредственно
сотрудниками службы логистики для выявления «узких мест» в деятельности
подразделений и своевременного принятия решений.
   Степень эффективности управления логистикой предприятия в целом
(для лиц, не принимающих непосредственного участия в оперативной деятельности
транспортно-складских подразделений) целесообразно оценивать, анализируя уровни
затрат по различным функциональным областям. Результаты оценки можно
представить в виде отчёта, содержащего следующие основные показатели
эффективности:

  • логистические затраты по отношению к объёму продаж;
  • отдельные составляющие логистических затрат по отношению к общим
    логистическим затратам;
  • логистические затраты предприятия по отношению к стандарту или среднему
    уровню в данной отрасли;
  • логистические затраты по отношению к соответствующим статьям бюджета
    предприятия;
  • логистические ресурсы бюджета на текущий момент по отношению к прогнозируемым
    затратам и др.

Можно ознакомитьсяНа сайте компании «Питер-Консалт» можно ознакомиться с примерами разработанных нами систем показателей BSC и KPI, отзывами наших заказчиков, а также c описанием процедуры заказа и построения этого инструмента. Среди видеозаписей плэйлиста  Смотрите видео!«Система показателей» на нашем канале Youtube есть видео «Стоимость разработки системы показателей». Узнайте, как можно оптимизировать стоимость этой услуги.
 Важно!Если вы заполните эту форму, мы подготовим коммерческое предложение, оптимизирующее ваши расходы на выполнение этой работы.

Эффективность склада выражается в постоянном поддержании его оптимальной производительности. Понять, насколько эффективно работает складской комплекс в определенный момент времени, можно только осуществляя постоянный мониторинг и контроль основных показателей его работы.

Критерии эффективности функционирования склада — это измеримые показатели, которые привязаны к основным складским процессам. Они используются при расчете и прогнозировании долгосрочной прибыли, учитываются в целях производственного отдела. К таким критериям относят показатели, при достижении которых компания сможет добиться конкурентного преимущества на рынке. А анализ эффективности работы склада на основе этих параметров, позволит отслеживать качество работы складского комплекса в режиме реального времени. И быстро реагировать на все изменения в его работе.

Есть несколько базовых критериев, которые нужно начать отслеживать руководителю склада после запуска его работы:

1. Эффективность функционирования склада отслеживается по показателю — приема

Операция приемки представляет собой один из главных процессов в складском комплексе, так как с нее начинается весь складской процесс. Качество организации процесса приемки влияет на все последующие операции на складе. По типу различают следующие поставки:

  1. Ежедневные, еженедельные или ежемесячные поставки новых партий ТМЦ
  2. Перемещение товарно-материальных ценностей с других складов
  3. Возврат брака от клиентов

Операции приемки нужно постоянно отслеживать и оценивать с помощью основных показателей работы складского комплекса. Нужно провести подготовку для отслеживания таких данных, в виде подсчета общего времени, которое затрачивается на подсчет прибывшего товара и внесения данных в систему.

Ключевые показатели процесса приемки:

  1. Цена разгрузки — затраты на оборудования, персонал.
  2. Производительность приемки — вычисляется через показатель трудозатрат — производится замер объема запасов склада на 1 сотрудника в час
  3. Точность приемки — процент ошибок, допускаемых персоналом при приеме ТМЦ по количеству и качеству
  4. Использование рабочей силы и оборудования — процент оборудования и персонала, который был задействован при размещении товаров на складе
  5. Время приема — общее время, которое было затрачено с момента разгрузки ТМЦ до момента его размещения на складе.

Отслеживание этих показателей позволяет быстро выявлять ошибки в ходе приемки и оперативно на них реагировать, что минимизирует вероятность возникновения цепной реакции на все складские процессы. Расчет эффективности процесса приема осуществляется по формуле:

Управление по целям (или управление по отклонениям от целей) в практике российских компаний становится стандартным инструментом реализации стратегических планов через организацию эффективной оперативной работы, гарантированно приводящей к достижению плановых показателей

Другими словами, каждой бизнес-системе, бизнес-процессу, бизнес-функции устанавливаются целевые контрольные показатели — стандарты, отклонение от которых недопустимо. Если такое отклонение возникает, то в системе должно генерироваться управляющее воздействие, приводящее бизнес-процессы к установленным стандартам функционирования.

Стандарты или цели управления в условиях современного бизнеса устанавливаются с применением методологии формирования системы сбалансированных показателей (BSC), а значения фактических отклонений от сбалансированных показателей и являются объективными индикаторами состояния системы (KPI).

Стратегические и нормативные KPI склада

KPI склада могут иметь стратегический или нормативный характер. К стратегическим KPI следует относить такие показатели, достижение которых позволяет компании получить важные стратегические преимущества. На уровне складской системы к стратегическим KPI можно отнести следующие:

  • количество складов в системе (в условиях развития складской сети);
  • емкость хранения (в товарных и/или денежных единицах);
  • пропускная способность склада (в товарных и/или денежных единицах);
  • себестоимость хранения и складской обработки;
  • надежность функционирования.

На практике стратегические KPI чаще всего носят граничный характер, то есть это предельные, целевые показатели, к которым неуклонно должна стремиться складская система, чтобы обеспечить значимые для компании стратегические преимущества.

Нормативные KPI — это ключевые показатели деятельности, которые должны в неизменном состоянии поддерживаться в системе, играя роль контрольного норматива. В разрезе деятельности склада нормативными KPI будут такие показатели, как:

  • нормы выполнения технологических операций (например, временной норматив погрузки/разгрузки транспортного средства);
  • показатели качества выполняемых операций (например, коммиссионирования);
  • норматив по утратам товаров/грузов по вине склада (хищения, неаккуратное обращение, ошибки персонала, повлекшие материальный ущерб, и т. д. )

Стратегический KPI по факту его достижения может быть переведен в категорию статических, нормативных, а нормативный KPI может стать стратегическим, например, при необходимости повышения пропускной способности складского комплекса (нормы операций могут ужесточаться в отношении временных интервалов выполнения или вовлеченного персонала).

Системная карта, отражающая подходы к формированию KPI для складской системы, показана ниже.

Формирование KPI складской системы:

KPI по типу склада

a) для собственных нужд

1. производственный склад

2. распределительный центр

b) оказание услуг

1. план по чистой прибыли

2. план по операционный прибыли (EBIT)

3. план по чистому CF

Значимость KPI

a) стратегический KPI

b) нормативный KPI

Способ расчета KPI

a) статистический по выработке данных

b) по всему набору данных

KPI по способу технологической обработки потоков

a) ручные

1. с использованием штрих-кода

2. без использования штрих-кода

b) механизированные

c) автоматизированные

Комплексный KPI

a) операционный

b) ресурсоемкость

1. отгрузка

2. приемка

3. хранение

4. контроль исполнения

Простой KPI

a) результативность

1. план по отгрузке

2. план по приемке

3. план по объему хранения

4. норматив качества (% отклонений, дошедших до потребителя)

b) эффективность

1. длительность цикла обработки

2. себестоимость обработки единицы продукции

3. себестоимость достижения целей развития

4. ресурсовооруженность

c) экономичность

1. план по затратам

2. план по инвестициям

Выбор системы KPI должен соответствовать фактическому состоянию технологической архитектуры складского комплекса и одновременно задавать вектор ее развития или качественного изменения. В таблице 1 на сведены основные KPI, рекомендуемые в практике нашей компании для использования на механизированных и автоматизированных складах.

Таблица 1

Ключевые показатели функционирования складской системы

Показатель

Рекомендуется использовать для склада

Механизированный Автоматизированный
1 ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ
1. 1 Пропускная способность за период (максимальное значение товаропотока, которое поступает на вход системы и выдается в соответствии со стандартом отгрузки на выходе склада) + +
1. 2 Пропускная способность приемки за период (максимальное значение товаропотока, которое может принять склад за период) + +
1. 3 Пропускная способность отгрузки за период (максимальное значение товаропотока, которое может отгрузить склад при наличии товара за период) + +
1. 4 Комплексная пропускная способность за период (суммарное значение пропускной способности приемки и отгрузки за период) + +
1. 5 Пропускная способность по видам товара и способу приемки/отгрузки за период + +
1. 6 Коэффициент пропускной способности за период (отношение максимального товаропотока на выходе к максимальному товаропотоку на входе складской системы за период) + +
1. 7 Период оборачиваемости (временный период, который необходим для отгрузки товара с полностью заполненного склада при отсутствии товаропотока на входе системы) + +
1. 8 Период заполнения (временный период, который необходим для полного заполнения склада при отсутствии отгрузки) +
2 ХРАНЕНИЕ
2. 1 Емкость хранения по товарным/технологическим группам + +
2. 2 Емкость хранения по технологическим зонам склада + +
3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ МОЩНОСТЕЙ
3. 1 Коэффициент использования площадей (отношение площади склада, занятой технологическим оборудованием и/или отведенной под хранение товара/товарной операции, к общей площади склада) + +
3. 2 Коэффициент использования объема (отношение объема склада, занятого технологическим оборудованием и/или отведенного под хранение товара/товарной операции, к общему объему склада) + +
3. 3 Удельная пропускная способность склада за период в расчете на сотрудника (комплексная производительность труда) (может рассчитываться в показателях товара или в денежном выражении) +
3. 4 Удельная пропускная способность склада за период в расчете на единицу площади или объема склада (может рассчитываться в показателях товара или в денежном выражении) + +
3. 5 Коэффициент использования техники/механизации/автоматизации (отношение товаропотока, обрабатываемого механизировано/автоматизировано, к общему товаропотоку) + +
4 ОПЕРАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
4. 1 Скорость обслуживания транспортного средства на входящем товаропотоке (по видам и типам транспортных средств с учетом типа товара) + +
4. 2 Скорость обслуживания транспортного средства на отгружаемом товаропотоке (по видам и типам транспортных средств с учетом типа товара/заказа) + +
4. 3 Пропускная способность системы в стандартных/средних позициях/заказах + +
4. 4 Производительность труда по операционным зонам склада + +
4. 5 Коэффициент сервиса приема товара за период (количество непринятых/необслуженных транспортных/товарных единиц к товаропотоку, запланированному к приемке) + +
4. 6 Коэффициент сервиса отгрузки товара за период (количество непринятых/необслуженных транспортных/товарных единиц к товаропотоку, запланированному к отгрузке) + +
4. 7 Коэффициент клиентского сервиса за период (количество неотгруженного товара конкретного клиента к заказанному клиентом товару) (рассчитывается в денежных, товарных, позиционных единицах) + +
4. 8 Коэффициент комплексного клиентского сервиса за период (отношение количества неотгруженного товара к заказанному товару) (рассчитывается в денежных, товарных, позиционных единицах) + +
4. 9 Коэффициент качества отгрузки (Клиентское качество) (отношение неверно отгруженных/недовложенных/излишков к отгруженному товарному потоку) (рассчитывается в денежных, товарных, позиционных единицах) Информация об ошибках возникает на основании удовлетворенных претензий клиентов + +
4. 10 Коэффициент качества набора (Качество комиссионирования) (отношение неверно набранного товара к планово отгружаемому товаропотоку) (рассчитывается в денежных, товарных, позиционных единицах) Информация об ошибках поступает из отчета контроля наборных операций + +
4. 11 Комплексный коэффициент качества (Логистическое качество) (отношение суммы всех ошибок к общему планово отгружаемому товаропотоку) (рассчитывается в денежных, товарных, позиционных единицах) + +
4. 12 Коэффициент товарных потерь (отношение товарных потерь к емкости хранения/отгружаемому товаропотоку/общему товаропотоку) (рассчитывается в денежных или товарных единицах) + +
4. 13 Коэффициент доступного товара (отношение товара, временно недоступного к набору/отгрузке, но находящегося на складе, к общему количеству товара, находящегося на складе за исключением набранного или зарезервированного товара) (рассчитывается в денежных, товарных единицах) + +
4. 14 Время отклика системы на стандартный заказ (время, которое необходимо для прохождения стандартного заказа с момента его набора до момента отгрузки) +
5 ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
5. 1 Затраты на реализацию складской системы «под ключ» или ее развитие + +
5. 2 Затраты на технологическое оборудование и ПТО + +
5. 3 Удельные затраты на м23 (отношение суммарных затрат к площади/объему склада/унификационных мест хранения) +
5. 4 Удельные технологические затраты (отношение затрат на технологическое оснащение и ПТО к площади/объему склада) +
5. 5 Эксплуатационные затраты склада за период + +
5. 6 Удельные эксплуатационные затраты на прием/хранение/отгрузку товарной единицы (отношение эксплуатационных затрат к товаропотоку) +
5. 7 Удельные эксплуатационные затраты на м23 за период +

Тщательный анализ проблем управления сложными складскими системами показывает необходимость введения в практику комплексных KPI для обеспечения сбалансированного управления. Рассмотрим простой пример, демонстрирующий преимущества комплексных KPI, которые позволяют организовывать «самонастраивающиеся» складские системы.

Пусть на складе используется нормативный KPI по выполнению заявок на отгрузку товара в виде отношения выполненных заявок к количеству поступивших заявок. В нашем примере на склад поступило 10 заявок, а выполнено по факту 9. Тогда KPI равен 0,90. Возможно это неплохой результат с позиций управления по заявкам, но нам необходимо учитывать, что компания, которую обслуживает наш склад, получает прибыль от продажи продукции и для руководства фирмы важны объемы продаж в денежном выражении. Рассмотрим стоимость наших заказов (таблица 2).

Таблица 2

Стоимость заявок

Номер заявки
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Стоимость отгружаемого товара по номеру заявки
100 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Суммарная стоимость всех поступивших заявок — 109 денежных единиц

Если теперь ввести в систему KPI по отгрузке в денежных единицах, то в зависимости от того, какой заказ не был отгружен, мы получим следующие значения KPI для случаев:

  • не отгружен заказ № 1 стоимостью 100 единиц, KPI = 9/109 или KPI = = 0,082 (! ! ! );
  • не отгружен любой заказ кроме первого, KPI = 108/109 или KPI = = 0,99 (! ! ! )

Итак, при одном и том же значении KPI «по отгруженным заявкам» в 90% значения KPI «по отгруженным деньгам» могут составлять 8,2% или 99% в зависимости от стоимости обслуженных заказов. Предположим, что компания установила одинаковые стратегические приоритеты между объемами продаж и количеством клиентов, что в нашим случае может быть выражено комплексным KPIcomplex как среднее арифметическое образующих (базисных) KPI:

KPIcomplex = 0,5х(KPIзаявка + KPIденьги).

Для случая срыва отгрузки первого заказа комплексный KPI равен:

KPIcomplex = 0,5х(0,9 + 0,082) = 0,49.

Для случая отказа в отгрузке любого другого заказа получим:

KPIcomplex = 0,5х(0,9 + 0,99) = 0,945.

Очевидно, что введение в оценку деятельности склада комплексного KPI, учитывающего совместно операционные и финансовые показатели, позволяет мотивировать персонал склада на управление процессом отгрузок склада с учетом стоимости заказа, то есть его ценности для компании или ее клиента — таким образом, система получает элементы самоорганизации в управлении на самом низком уровне.

Примеры комплексных KPI

Развивая идею оценки складских процессов по нескольким параметрам деятельности, приведем примеры комплексных KPI, которые используются в практике нашей компании и могут оказаться полезными при «тонкой» настройке сложных складских комплексов.

1. Коэффициент комплексного клиентского сервиса за период (рассчитывается в денежных, товарных, позиционных единицах).

Применение этого показателя позволяет установить степень соответствия складской логистики требованиям сбытовых подразделений. Комплексность показателя состоит в учете работы склада не только в операционных, но и в денежных единицах, что позволяет учитывать «вес» склада при оценке результатов продаж и перспективном планировании сбыта. Расчет показателей ведется по отклонениям согласно таблице 3.

При использовании показателя комплексного клиентского сервиса можно ориентировать сотрудников склада на выполнение финансовых показателей отгрузки за счет применения весовых коэффициентов при расчете комплексного KPI. В частности, показатели отгрузок в м3, строках, единицах продукции могут иметь меньшие «веса» по отношению к «финансовому» показателю отгрузки.

2. Коэффициент сервиса приема товара за период.

Цель введения данного KPI — установить степень соответствия складской логистики требованиям закупочных подразделений. Расчет показателей ведется по отклонениям согласно таблице 4.

Таблица 3

Коэффициент комплексного клиентского сервиса

Измеряемый показатель Заявлено на склад к отгрузке Фактически выполнено складом Расхождение KPI, %
Количество, м3 К1 К2 К1-К2 100-(К1-К2)х

х100/К1

Количество строк в заказах L1 L2 L1-L2 100-(L1-L2)х

х100/L1

Количество единиц продукции в заказах Q1 Q2 Q1-Q2 100-(Q1-Q2)х

х100/Q1

Сумма/стоимость заказа в денежных единицах S1 S2 S1-S2 100-(S1-S2)х

х100/S1

Комплексный KPI (%) =100% при плановых суточных и сезонных отгрузках при наличии ресурсов и технологий ((K1-K2)x100/K1)+ (L1-L2)xх100/L1+(Q1-Q2)х100/Q1+(S1-

-S2)х100/S1))/4

Таблица 4

Коэффициент сервиса по приему товара

Измеряемый показатель

(за период)

Заявлено на склад к приемке Фактически выполнено складом Расхождение KPI, %
Количество, м3 К1 К2 К1-К2 100-(К1-К2)х

х100/К1

Количество поставок L1 L2 L1-L2 100-(L1-L2)х

х100/L1

Количество артикулов А1 А2 А1-А2 100-(А1-А2)х

х100/А1

Количество единиц продукции в поставках Q1 Q2 Q1-Q2 100-(Q1-Q2)х

х100/Q1

Сумма/стоимость поставок в денежных единицах S1 S2 S1-S2 100-(S1-S2)х

х100/S1

Комплексный KPI (%) =100% при плановых суточных и сезонных поставках при наличии ресурсов и технологий ((K1-K2)x100/K1)+ (L1-L2)xх100/L1+(А1-А2)х100/А1)+(Q1-

-Q2)х100/Q1+(S1-S2)х100/S1))/5

Для «фокусировки» склада на наиболее стратегически важном направлении работ по приемке возможно введение «весовых» коэффициентов, позволяющих усиливать финансовые или операционные показатели приемки товара на склад.

3. Ресурсоемкость операций.

Данный показатель позволяет проводить управление эффективностью складских операций по показателю ресурсозатрат (см. таблицу 5).

Таблица 5

KPI ресурсоемкости комисионирования

Измеряемый показатель за период Расчетный нормативный показатель Фактические затраты Расхождение KPI, %
Количество человеко-часов на 1000 строк в заявках К1 К2 К1-К2 100-(К1-К2)х

х100/К1

Количество человеко-часов на 10 000 единиц продукции L1 L2 L1-L2 100-(L1-L2)х

х100/L1

Комплексный KPI (%) =100% при плановых суточных и сезонных отгрузках при наличии ресурсов и технологий ((K1-K2)x100/K1)+

+ (L1-L2)х100/L1))/2

Правильное формирование системы KPI для складского комплекса позволяет совмещать процессы управления качеством и стратегическим развитием посредством выбора нормативных и стратегических KPI.

Основные выводы:

  • KPI складской системы формируются с целью достижения стратегических целей компании;
  • KPI склада — это проекции стратегических показателей на логистическую (складскую) активность;
  • комплексные КPI позволяют обеспечить управление и развитие складской системы сразу по нескольким значимым характеристикам.

Успешное внедрение KPI требует:

  • детальной формализации складских бизнес-процессов;
  • тщательного нормирования операций;
  • развитой автоматизированной системы учета и оперативного расчета KPI;
  • использования KPI для расчета.

В основном в ООО «ПВХ-Маркет» используют два способа хранения: стеллажный, при котором товары могут храниться как в упакованном, так и в распакованном виде (он связан с широкой внутрискладской подсортировкой товаров), и штабельный. В последнем случае товары хранят, как правило, в таре, без распаковки, используя различные типы поддонов (плоские, стоечные, ящичные). Для этой зоны в ООО «ПВХ-Маркет» используется техника (штабелеры), выбор модели которых зависит от высоты подъема. Высота подъема не превышает 6 м, поэтому применяется электрический самоходный штабелер CL10,5-12.

В таблице 2 представлены показатели эффективности логистического процесса на складе ООО «ПВХ-Маркет».

Таблица 2

Показатели эффективности логистического процесса на складе
ООО «ПВХ-Маркет»

Показатели

2018 г.

2019 г.

Отклонение, (+,-)

Качество складского сервиса и удовлетворение потребителей

Полнота удовлетворения заказа, %

44,1

45,2

1,1

Точность параметров заказа, %

96

98

2

Возврат товаров покупателями, %

8

7

-1

Претензии потребителей, шт.

19

16

-3

Оценка потребителями степени удовлетворения сервисом, %

88,1

94,5

6,4

Использование инвестиций

Количество оборотов запасов

2,71

9,61

6,9

Использование оборотного капитала

1,92

1,93

0,01

Логистические издержки

Затраты на управление складскими запасами, тыс.руб.

1921

1655

-266

Затраты, связанные с качеством продукции и сервиса, тыс.руб.

680

584

-96

Затраты, связанные с процедурами выполнения заказов, тыс.руб.

907

779

-128

Время логистических циклов

Время обработки заказов потребителей, дн.

1

1

0

Время доставки заказа, дн.

1,5

1,5

0

Время выполнения заказа, дн.

1,2

1,1

-0,1

Производительность

Количество обработанных заказов в единицу времени, поз/час

92

118

26

Использование складского пространства, %

87

92

5


В области логистического процесса исходя из вышесказанного можно выделить:

  • обеспечение выполнения заказа точно к указанному сроку;
  • исправление ошибок в выполнении заявок на отгрузку;
  • работа с жалобами потребителей;
  • оценка потребителями степени удовлетворения сервисом.

В течение изучаемого периода времени в ООО «ПВХ-Маркет» растет количество поставщиков-производителей. Это выступает в качестве положительного момента в деятельности субъекта хозяйствования, ввиду того, что работа с самими производителями более выгодна и даст возможность улучшения эффективности, результативности работы субъекта хозяйствования.

Таблица 3

Оценка деятельности склада предприятия ООО «ПВХ-Маркет»

Показатель

2017 г.

2018г.

2019г.

Коэффициент неравномерности поступления на склад заказов

1,26

1,37

1,36

Коэффициент использования грузового объёма склада

0,702

0,685

0,608

Коэффициент использования площади склада

0,62

0,60

0,62

Коэффициент грузонапряжённости склада

0,4

0,5

0,5

Коэффициент ошибок при отгрузках

0,21

0,20

0,23

Рис. 8. Оценка деятельности склада предприятия ООО «ПВХ-Маркет»

Коэффициент использования площади склада в 2019 году равен 0,62, это говорит о том, что площадь используется на 62%, это так же говорит о неэффективном использовании склада.

Коэффициент грузонапряжённости склада характеризует загрузку в тоннах 1 м площади склада в течение года и равен 0,5, что указывает на недостаточно интенсивное использование складских площадей.

Коэффициент ошибок при отгрузках равен 0,23, что означает, что только в 77% случаев не происходит ошибок при отгрузке товаров.

Первым делом мы изучим должностные инструкции всех подчиненных. В след за этим мы составим основу карты должностных обязанностей сотрудников по закупкам (менеджеров), а также товароведов.

В первую колонку входит: перечень функций, выполняемых сотрудниками; во вторую колонку входит: расходуемое время мин/день; в третью колонку входит: сотрудники, которые выполняют функции.

В первую очередь заполняется первая колонка в соответствии с должностными инструкциями. Далее таблица раздаётся персоналу для заполнения второй колонки. После этого проводится анализ, в котором рассчитывается среднее значение времени в минутах, которое тратится на каждую из операций. Третья колонка заполняется согласно справочнику должностных инструкций специалистов, а также имеющихся должностных инструкций. В итоге получается таблица 4 под названием карта должностных обязанностей.


Таблица 4

Карта должностных обязанностей персонала складского хозяйства (период: одна рабочая неделя, восьмичасовой рабочий день)

Список функций

Затрачиваемое время в мин/день

Исполнитель функции

Сопоставление характеристик, качества и комплектности полученного товара

125

Кладовщик

Оформление претензий

180

Зав. складом

Контроль возмещения претензий

75

Оформление возмещения в электронной базе данных

90

Отбраковка товара

Отсутствует

Приведение товара в товарный вид

Внесение результатов отбраковки в электронной базе данных

Обмен фабричного брака у поставщиков

Оформление возвратов поставщикам

50

Зав. складом

Представление исправленных документов и обмен прайсами с поставщиками

45

Расформирование наборов, комплектов, прилавков

85

Кладовщик

Организация проведения ежедневных выборочных инвентаризаций

50

Зав. складом

Подведение итогов, оформление в электронной базе данных

165

Устранение пересортицы в ассортименте

80

Кладовщик

Формирование отчетов об остатках и движении ТМЦ на складах

154

Зав. складом

Внесение в электронной базе данных адресов товара

90

Исходя из данных таблицы 4, известно общее время по всем операциям оно равно 1189 мин. Полученные данные, мы переводим в часы и получаем 19,81. Итог делим на 8 (восьмичасовой рабочий день) и получаем требуемое количество человек:

19,81 / 8 = 2,47 человек.

Исходя из этого, мы получаем, что для осуществления всех функций необходимо три человека. Это значит нужно увеличить количество сотрудников склада за счёт перемещения менеджера из подразделения по управлению продажами в подразделение управления складскими операциями. В итоге увеличатся показатели по работе с поставщиками, а также снизится нагрузка на уже существующих работников. Таким образом, анализ складирования товаров на основе логистики показал нам, что существуют такие недостатки системы организации складирования товаров как: неполноценный уровень автоматизации рабочих мест, нехватка реализации ряда функций, снижение эффективности организации складирования товаров.


Соответственно, в процессе анализа выделили ряд ключевых проблем складской деятельности ООО «ПВХ-Маркет»:

  • наличие дефицита мест хранения в складе;
  • несмотря на то, что рабочий день длится 8 часов, поступление товаров на склад осуществлялось только на протяжении 5 часов. Даже за это время наблюдался неравномерный приход. Наибольшая нагрузка наблюдалась в обеденное время. В течение данного периода на складе собирается очередь из заводского транспорта.
  • C 13:00 работники приемочной перестают полностью оприходовать продукцию. Для более быстрого отпуска транспорта, ни пересчитывается продукция, делаются отметки в приходной документации, но все требуемые действия не до конца производятся в системе складского управления. Такая неудовлетворительная организация труда привела к переносу некоторой части работ на следующий день, а также невозможности отгрузить не полностью принятую продукцию.

Стеллажи склада после модернизации должны иметь устойчивость и прочность, они должны крепиться как между собой, так и к конструкциям здания. Проходы между стеллажами – минимум 1 м. Показатель полезно используемой площади, занятой стеллажами с высотой склада 3,5 метра, равен 36%, а с высотой 7 метров – 60%.

Ширина между стеллажами находится в зависимости от используемого оборудования. Стеллажи нужно устанавливать согласно проектно-сметным документам, которые разрабатываются в установленном порядке, а также требованиям предприятия – производителя. Стоимость стеллажа 7,2-х метровой надстройки 4 774 руб.

Также требуется приобретение грузоподъемных механизмов, способных к подъему груза на высоту 7 метров. Вилочные погрузчики с поворотными фронтальными вилами STARTRUCK, в них сочетаются преимущества вилочного погрузчика, а также штабелера для трехсторонней грузообработки.


Показатель ширины рабочего коридора для подобных машин равен 2 — 2,03 метра, зависит от грузоподъемности. Значительное преимущество погрузчиков указанной серии состоит в том, что из-за больших размеров колес они не так требовательны к состоянию полов и они способны к работе вне склада.

Грузоподъемность моделей 1,8 тыс. или 2 тыс. кг, наибольшая высота подъема вил до семи метров. В целях упрощения работы на больших высотах погрузчики оснащают преселектором с памятью до сорока пяти положений для установки паллета, а также до сорока пяти для снятия паллетов, а также видеокамерой, установленной на каретки вил, монитором в кабине водителя. Автоматическая подзарядка (регенерация) при опускании грузов либо же при торможении.

После установления основных параметров склада нужно составить проектные документы, а также получить разрешение на проведение работ согласно этим документам.

Оформлением разрешительной документации займется компания, предоставляющая услуги, связанные с регистрацией предприятия. Оформление документации займет порядка месяца и потребует денежных затрат примерно 10 000 рублей.

С целью размещения спланированного товарооборота потребуются площади как минимум 540 квадратных метров. Оставшуюся же часть здания, а это 526 квадратных метров, сдавать будут в аренду. Показатели численности работающих несущественно повысятся (на 2-3 чел.).

Постоянные (общие) издержки являются затратами, которые не связаны непосредственно с объемами оказанных услуг. К примеру, внесение коммунальных платежей за пользование помещениями осуществляется вне зависимости от объемов товарооборота и пр. Расходы по электроэнергии не учитывают в прямых затратах, так как очень сложным представляется расчет объема израсходованной энергии для оказания одной услуги.

Проектом по капитальному ремонту складских помещений предполагается включение в расчет издержек на эл. энергию, оплату ЖКУ, а также рекламы. Важно учесть также общехозяйственные расходы, хотя они являются несущественными в общей себестоимости.

Таблица 5

Расходы на годовое содержание склада до капитального ремонта

Статьи расходов

Сумма, рублей

Расходы на покупку товаров

10 366 020

Платежи за ЖКУ

454 460

Зарплата рабочим

3 729 600

Отчисления в ВБФ

969 696

Расходы прочие

42 850

Продолжение таблицы 5


Перейти к содержанию

Логистический аудит склада

Принимайте решение наверняка

Аудит склада

Стоимость услуги от 550 000 руб. 

Срок 2-8 недель

Результат — аргументированный набор рекомендаций, направленный на устранение выявленных «узких мест» в деятельности склада

Что входит в аудит склада

Когда необходим аудит склада

  • Разобраться с тем, что происходит у вас на складе — почему на склад жалуются смежные подразделения, растет число претензий со стороны заказчиков, снижается маржа
  • Получить мнение авторитетней третьей стороны, что со складом все нормально

Как мы проводим аудит

1.

Проходим путь товара на складе: смотрим, как и где заполнены ячейки, анализируем причины почему что-то на паллетах, что-то на полу, что-то в ячейках, наблюдаем, что делают люди и как они управляют другими, проводим интервью с сотрудниками склада

2.

Анализируем связанные процессы (работа с претензиями клиентов, организация работы IT подразделения — насколько гибкое и быстрое внедрение обновлений, какая на складе система мотивации)

3.

Проводим аудит процесса планирования персонала на смену и аудит используемых KPI на складе

4.

Выявляем отклонения, нарушения, несоответствия

5.

Предлагаем соответствующие рекомендации, направленные на устранение «узких мест» в деятельности склада

Почему мы

  • Мы собирали нашу математическую модель, применяемую в анализе данных, более 10 лет — за это время она настолько обогатилась данными, что позволяет с высокой точностью и быстро определить узкие места на вашем складе
  • Наши рекомендации носят практический характер — получив результаты аудита, вы можете шаг за шагом заниматься внедрением предложений
  • У нас богатая отраслевая экспертиза — мы проводили аудит у заказчиков из сегментов e-commerce, DYI, food/non-food retail и фармацевтики, а также у производителей и поставщиков алкогольной продукции и пива и представителей тяжелой промышленности (от производства самолетов и добычи угля до деревообработки и производства стали)
  • Вникаем в специфику требований вашего бизнеса к складу

Как мы проводим анализ работы склада

Любой процесс оптимизации на складе мы начинаем с анализа. И перед тем, как начать сопоставлять одно с другим, мы сделаем два очень важных действия

  • сначала мы проводим декомпозицию — разбиваем бизнес-процесс верхнего уровня «управление складской логистикой» на понятные и конечные процессы, у которых есть владельцы и исполнители, вход и выход и конечный или промежуточный продукт. За годы работы мы убедились том, что многие бизнесы работают по принципу «так исторически сложилось», однако, объем продаж растет, увеличивается потребность в площадях и ресурсах, и в какой-то момент узким горлышком на складе становится то, что работающий без сбоев поток работ на малых объемах, «ломается» при масштабировании бизнеса. Чтобы это предупредить, надо вовремя озаботиться вопросом повышения уровня зрелости управления, хотя бы описав все как есть.
  • потом мы оцифровываем каждый бизнес-процесс — невозможно что-то улучшать, если нет данных о фактических результатах выполнения той или иной процедуры сейчас и за предыдущие периоды.

Для каждого значимого действия на складе мы находим тот KPI, который можно измерить в часах, штуках, кубических метрах или строках, и тот, который точно отражает результат, прямо или косвенно влияющий на общую эффективность работы склада.

Анализ работы склада: что проверяем

Мы начинаем с изучения бизнес-процессов верхнего уровня, каждый из которых мы декомпозируем на подпроцессы, операции и иногда процедуры. Проводя сбор информации и анализ деятельности склада, мы изучаем следующие бизнес-процессы:

  • организация зоны приемки
  • выгрузка товара
  • приемка товара
  • размещение товара на складе
  • перемещение товара внутри склада
  • формирование заказов
  • упаковка заказов
  • отгрузка заказов
  • ресурсное планирование, в том числе планирование персонала
  • работа с претензиями
  • и другие специфические процессы, характерные для того или иного склада в зависимости от его типа и назначения

На глубину изучения влияет фактическое состояние дел – если склад приносит убыток или его эффективность явно вызывает вопросы, то зачастую достаточно поверхностного верхнеуровневого описания. Если стоит задача оптимизировать деятельность в целом нормально работающего юнита, то копать приходится глубоко.

Изучение текущей ситуации – важный этап анализа склада предприятия

Изучение — процедура простая и сложная одновременно. Мы приходим на склад и проводим анализ технологических процессов на складе методом наблюдения — как все работает режиме реального времени. В среднем это занимает от 3-х дней до 1-й недели в зависимости от площади, количества товарных групп и персонала. И соотносим полученные данные

  • с многолетним опытом анализа складских процессов, который у нас есть — мы работаем на рынке второй десяток лет, а наша экспертиза обогащается на каждом новом проекте, число которых приближается к сотне;
  • со стандартными нормативами на каждую операцию — от отрасли к отрасли значения могут отличаться, но для качественного аудита склада в нашей базе знаний есть данные о ключевых отраслях экономики.

От опыта и экспертизы специалиста, который собирает данные, зависит многое. Поэтому, когда вы определяете ответственного исполнителя, подробно спрашивайте у него о реализованных проектах, в том числе каких результатов он добился.

Детальный анализ складского хозяйства

Помимо изучения бизнес-процессов и того, как работники склада выполняют свою работу, мы также собираем следующую информацию

  • что из себя представляет внешняя инфраструктура – сроки поставки, как спроектированы товаропотоки внутри помещения, количество доков и характеристики аппарелей;
  • как устроен ваш склад внутри — ширина, длина, высота, расстояния между колоннами, какие стеллажи, какое оборудование и другие средства автоматизации вы используете;
  • расположение товаров — зонирование, оптимизация хранения и увеличение плотности напрямую влияют на то, насколько эффективно вы используете мощности. Проводя анализ складской деятельности, мы выясним, какие факторы должны быть заложены в вашу систему. Оборачиваемость продукции, возможность хранить тот или иной товар рядом с другим, какие у вас заказы и как вы их собираете, вес товаров — все это напрямую влияет на зонирование.
  • данные о времени, которые вы тратите на сбор заказа; количество, частота и причины возвратов товара.
  • Эффективность вашей WMS системы — хватает ли ее функционала, чтобы управлять всеми операциями и правильно ли она настроена. Фактически мы проверим все ли процессы, подпроцессы и процедуры «загружены» в систему, корректно ли настроен сбор данных об исполнении, какой есть контроль, как устроена система оповещений об отклонениях от заданного потока работ
  • что у вас с персоналом – достаточно ли его или, напротив, избыток; как организовано планирование на смену; какие есть инструменты контроля; как построена система оперативного реагирования в том случае, если что-то явно пошло не так и грозит поставить на «стоп» работу бизнес-юнита; кроме того, мы оцениваем уровень мотивации персонала

Проводя обследование, мы всегда спрашиваем у исполнителей какие они видят «узкие» места и что можно делать – зачастую именно эти люди являются источником сверхценной информации для будущей оптимизации.

Исследуемые показатели при проведении анализа складской логистики

Проводя анализ технологических процессов на складе, мы используем следующие показатели:

  • коэффициент утилизации склада, который определяется как отношение суммарного объема товаров к суммарному объему ячеек — от того, насколько рационально вы используете объем помещения, зависит размер затрат на аренду и эксплуатацию;
  • среднее время нахождения товара на складе или оборачиваемость товара — это один из важнейших показателей, показывающих насколько у вас все правильно спроектировано и выполняется;
  • коэффициент оборачиваемости запасов — он нам нужен затем, чтобы разобраться со структурой товарных остатков и понять, что закупают быстрее, а что медленнее; это, в свою очередь, влияет на расположение товара на складе. Часто при аудите склада готовой продукции мы используется классический ABC-анализ. Это группировка товаров в группу A, B и C по следующим принципам. Товары A — очень быстро уходят со склада, ликвидные, почти равны деньгам. Скорость продаж исчисляется несколькими днями. Товары B — продаются не так лихо, но продать можно. Условно речь идет о неделях. Товары C — проблема. Большая. Не продаются месяцами, иногда переходящими в годы. У них может истекать срок годности, и вы просто списывает их себе в убыток.
  • коэффициент порчи товара показывает сколько от всего объема уходит в брак – рассчитав этот коэффициент, мы начинаем искать причины, почему может быть такой высокий процент брака (какой товар, где, как часто);
  • коэффициент точности хранения (количество ошибок при распределении товара на хранение) – он определяется как отношение количества товарных позиций, не найденных на месте хранения на складе, к общему числу позиций, хранящихся на складе. Если и здесь есть отклонения от нормального значения, значит, мы будем искать причины возникновения отклонений во всех процессах
  • коэффициент ошибок при отгрузке товаров, который характеризует зрелость бизнес-процессов и качество управления

Расчёт этих показателей необходим для полного анализа управления складом и позволяют оценить эффективность работы системы логистики предприятия в целом, а также понять, что нужно менять чтобы снизить потери и затраты и потом отслеживать динамику движения к целевым показателям.

Пора действовать! Закажите аудит склада прямо сейчас!

Динамика структуры товаропотока в цифрах

Наши кейсы по аудиту складов

Наша команда

Предприниматель в области инновационных T&D-проектов

Подробнее

Руководитель отделов продаж, обучения и сервиса

Подробнее

Вверх

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Коэффициент битовых ошибок ber формула
  • Коэффициент ошибки и вероятность ошибки
  • Кофемашина крупс ошибка clean
  • Кошка эррора санса ошибка
  • Кофемашина филипс ошибка 2 гаечный ключ