Приветствую друзья. Случилась …опа. Плохо что большая, хорошо что не за 600км от дома, хотя как раз первый раз 14 ошибка вылезла именно там, в горном алтае.
Машин при этой ошибке задымил, как один из «счастливых» обладателей такой ошибка написал — «что аж водители с огнетушителями подбегать стали». Тогда я поборол её сняв топливный фильтр (который был свеж и чист), промыв очистителем клемник клапана УОВТ (что тоже было больше похоже на плацебо), и вытащив для проверки предохранитель ECD — вот после последнего действа ошибка ушла и я доехал 600км до дома, и еще 200-400 намотав по малой родине снова приплыл, теперь уже не временно, ибо вышеописанные танцы с бубном в этот раз не помогли.
Для выемки этого клапана необходимо снять с ТНВД трубки высокого давления и пластину, находящуюся сразу за ними.
(Сейчас фото нет, но постараюсь сделать при сборке и дополнить ими пост)
А так как трубки эти гнуть я не хочу — необходимо снять их с форсунок и убрать в сторону. А так как давно хочу почистить впускной коллектор от последствий работы ЕГР и снять его можно сняв те самые трубки…короче вот:
Впускной коллектор чистил отверткой где доставал, потом заливал жидкостью для чистки кухонных плит (гель типа фейри), оставлял на 5 минут, она становилась жидкой как вода, болтал туда-сюда впускной, и так 3-5 раз. Но все ровно, из за отверстий в коллекторе его не перевернешь и не поболтаешь что бы тыльную сторону прочистить (жидкость потому что при этом выльется), поэтому в конце свозил этого друга помыться на мойку самообслуживания. 2 раза по 50рублей, с заливкой между ними вновь тем средством, и коллектор почти как новый.
А вот с головкой сложнее — снимать её нет ни желания ни времени ни квалификации, чистить механически — не достать до глубоких мест из за не прямой формы камер, химия — без мойки под давлением вряд ли поможет, и к тому же читал как то сто лет назад, что если нагар попадет на плоскость прилегания тарелки клапана к головке, то в этом месте клапан прогорит со временем (не знаю на сколько это правда…) короче дилемма, но её я оставил на сладкое, потому что…
Снял клапан, померил сопротивление = 11,7 Ом. Подал питание — работает, ход клапана совсем мизерный, 0,5-1мм, это меня насторожило, поэтому задал вопрос широко известному в узких кругах Дизельмастеру 52 (в который раз благодарю его за помощь), он сказал не мешать клапану работать, так и должно быть.
Раз так, вопрос к проводке. Снял все фишки косы на которой сидит питание клапана (квест еще тот), в итоге все провода сходятся к самой толстой косе, которая проходит по перегородке над двигателем поперек моторного отсека.
Хотя наверное этого можно было и не делать, потому что в итоге начал прозванивать саму фишку датчика (она кстати тоже коричневая), и вот тут начались загадки (оно и понятно, лестричество дело темное, особенно для того кто в нем 0.)
Так вот:
— оба контакта при замене напряжения относительно массы показывают 5,2В и 5,5В (непонятно почему так, вроде один должен быть +, другой -, соответственно один должен показывать питание относительно массы, а другой относительно +?).
— при проверке замыкания контактов между собой прозвонка идет, но мультиметр показывает сопротивление, отличное от 0 (из чего сделали вывод что короткого нет).
— на предохранитель ECD замыкает только 1 контакт и только при определенной полярности щупов (то есть при одной полярности щупов — контакта на пред нет, меняешь местами щупы — контакт появляется). Второй контакт фишки клапана при этом на предохранитель ECD не замыкает, из чего вновь вывод что короткого нет.
И вот я
По итогу проверки проводки однозначный вывод о её исправности сделать не могу, ввиду недостаточной квалификации, если кто может помочь сделать вывод — буду признателен. А пока вся надежда на забитый фильтр или сеточку в ТНВД которую буду изымать завтра. И попробую найти контакт на блоке управления, отвечающий за клапан УОВТ и прозвонить проводку от него (потому что если верить вот этой ветке, то «Один провод идет на вывод 11 фишки Е17 блока управления. Второй на НР контакт реле ECD, далее на предохранитель ECD, далее на предохранитель MAIN и далее на предохранитель ALT, после чего на плюс батареи.»
Ну и попытаюсь раздобыть электросхему работы клапана, может она прольет свет, только сомневаюсь что найду.
А если нет…гидроголовка приплыла?
А в воскресенье уже надо в горный ехать да на ретранслятор там забраться…эээх.
Диагностические
Коды
Неисправностей
1HD-FTE
Код | Система или датчик | Световой индикатор*1 и режимы диагностики | Причины неисправности | Место неисправности | Память *2 |
|
обычный | тестирования | |||||
— | Норма | В этом случае ни один из кодов не выявлен | — | |||
12 | Датчик положения коленчатого вала |
ON | ON | Нет передачи сигнала «TDC» к электронному блоку управления при частоте вращении коленчатого вала 400 об/мин или больше | 1. Разрыв или короткое замыкание цепи датчика положения коленчатого вала
2. Датчик положения коленчатого вала 3. Электронный блок управления |
|
13 | Датчик частоты вращения коленчатого вала |
ON | ON | 1. Нет передачи сигнала «NE» к электронному блоку управления в течение 0,5 секунды при частоте вращения 580 об/мин и выше
2. Нет передачи сигнала «NE» к электронному блоку управления в течение 2 секунд или больше при проворачивании коленчатого вала стартером |
1. Разрыв или короткое замыкание в цепи датчика частоты вращения коленчатого вала
2. Датчик частоты вращения коленчатого вала 3. Электронный блок управления |
|
14 | Электро-магнитный клапан регулировки угла опережения впрыска |
ON | N.A. | На прогретом двигателе не совпадают показания электромагнитного клапана регулировки угла опережения впрыска с данными в памяти электронного блока управления | 1. Разрыв или короткое замыкание в цепи электромагнитного клапана регулировки угла опережения впрыска
2. Топливный фильтр (засор) 3. Топливо замерзло или попал воздух 4. ТНВД (внутреннее давление и электромагнитный клапан угла опережения впрыска) 5. Электронный блок управления |
|
15*3 | Шаговый двигатель дроссельной заслонки | ON | N.A. | Обрыв или короткое замыкание в цепи шагового двигателя
Обрыв или короткое замыкание в цепи концевого выключателя положения полностью открытой дроссельной заслонки |
1. Разрыв или короткое замыкание в цепи шагового двигателя дроссельной заслонки
2. Шаговый двигатель 3. Дроссельная заслонка 4. Привод дроссельной заслонки 5. Корпус дроссельной заслонки 6. Электронный блок управления |
|
17, 89 |
Система холостого хода | ON | N.A. | Отсутствует нормальный управляющий сигнал на выходе электронного блока или центрального процессора | Электронный блок управления | |
18 | Перепускной клапан | ON | N.A. | Обрыв или короткое замыкание перепускного клапана при 500 об/мин и выше | 1. Обрыв или короткое замыкание в цепи перепускного клапана
2. Перепускной клапан 3. Электронный блок управления |
|
19 (1) | Датчик положения педали акселератора |
ON | ON | Обрыв или короткое замыкание в цепи датчика положения педали акселератора в течение 0,5 сек и более | 1. Обрыв или короткое замыкание в цепи датчика положения педали акселератора
2. Датчик положения педали акселератора 3. Электронный блок управления |
|
19 (2) | Датчик положения педали акселератора |
ON | N.A. | 1. Состояние (а) или (б) в течение 0,5 секунд или больше
а) Концевой выключатель холостого хода в положении «ON» (IDL «ON») и напряжение на выводе «VA» 1,4 В б) Концевой выключатель холостого хода в положении «ON» (IDL «ON») и напряжение на выводе «VAS» 1,4 В 2. Состояние (а) или (б) продолжается 0,05 секунд или больше а) Концевой выключатель холостого хода в положении «OFF» (IDL «OFF») и напряжение на выводе «VA» 0,6 В б) Концевой выключатель холостого хода в положении «OFF» (IDL «OFF») и напряжение на выводе и «VAS» 0,6 В 3. Состояние (а) или (б) продолжается 0,05 секунд или больше а) 0,6 В «VA» 4,4 В и б) «VA»-«VAS» 0,5 В |
1. Обрыв или короткое замыкание в цепи датчика положения педали акселератора
2. Датчик положения педали акселератора 3. Электронный блок управления |
|
Диагностические коды электронного блока управления
^
Код | Система или датчик | Световой индикатор*1 и режимы диагностики | Причины неисправности | Место неисправности | Память *2 |
|
обычный | тестирования | |||||
19 (3) | Концевой выключатель холостого хода (короткое замыкание в цепи) | ON | N.A. | Состояние (а), (б) или (в) продолжается 0,5 секунд или больше
а) Педаль акселератора нажата «ON» б) Напряжение на выводе в) Напряжение на выводе |
1. Короткое замыкание в цепи концевого выключателя холостого хода
2. Концевой выключатель холостого хода 3. Электронный блок управления |
|
19 (4) | Концевой выключатель холостого хода (обрыв в цепи) | ON | N.A. | Сигнал «PDL» поступает даже при движении автомобиля
Примечание: используется двух стадийный алгоритм поиска Состояния а и б продолжаются в течении 5 секунд и больше а) Педаль акселератора не нажата (PDL «OFF») б) Концевой выключатель холостого хода в положении «ON» |
1. Обрыв в цепи концевого выключателя холостого хода
2. Концевой выключатель холостого хода 3. Электронный блок управления |
|
22 | Датчик температуры охлаждающей жидкости | ON | ON | Разрыв или короткое замыкание в цепи датчика температуры охлаждающей жидкости («THW») в течение 0,5 с или более | 1. Цепь датчика температуры охлаждающей жидкости
2. Датчик температуры охлаждающей жидкости 3. Электронный блок управления |
|
24 (1) | Датчик температуры воздуха на впуске | OFF | ON | Разрыв или короткое замыкание в цепи датчика температуры воздуха на впуске («THA») в течение 0,5 секунд или более | 1. Цепь датчика температуры воздуха на впуске
2. Датчик температуры воздуха на впуске 3. Электронный блок управления |
|
24 (2)*3 | Датчик температуры атмосферного воздуха | OFF | ON | Разрыв или короткое замыкание в цепи датчика температуры атмосферного воздуха в течение 0,5 секунд или более | 1. Цепь датчика температуры атмосферного воздуха
2. Датчик температуры атмосферного воздуха 3. Электронный блок управления |
|
31*3 | Датчик массового расхода воздуха |
ON | N.A. | Разрыв или короткое замыкание в цепи датчика массового расхода воздуха в течение 3 секунд или более | 1. Цепь датчика массового расхода воздуха
2. Датчик массового расхода воздуха 3. Электронный блок управления |
|
32 | Блок корректирующих резисторов |
OFF | N.A. | Цепь корректирующих резисторов ТНВД | 1. Цепь корректирующих резисторов
2. Блок корректирующих резисторов 3. Электронный блок управления |
|
33 | Электропневмоклапан управления пневмоприводом дроссельной заслонкой | ON | N.A. | Разрыв или короткое замыкание в цепи электропневмоклапана управления дроссельной заслонкой в течение 0,5 секунд или больше | 1. Разрыв или короткое замыкание в цепи электропневмоклапана привода дроссельной заслонки
2. Электропневмоклапан 3. Электронный блок управления |
|
34 (2)* | Система турбонаддува |
ON | N.A. | Давление турбокомпрессора превышает стандартное в течение 0,5 секунд и более | 1. Электропневмоклапан
2. Турбокомпрессор 3. Датчик массового расхода воздуха |
|
34 (3)*3 | Положение штока турбокомпрессора (закрыт) | ON | N.A. | При давлении наддува 20 кПа или выше в течении 60 сек или более значения на котором основываются регулирование частоты вращения | 4. Клапан системы рециркуляции отработавших газов
5. Электронный блок управления |
|
34 (4)*3 | Положение штока турбокомпрессора (открыт) | ON | N.A. | величина и определения цикловой подачи | | |
35 | Датчик абсолютного давления во впускном коллекторе |
ON | ON | Разрыв или короткое замыкание в цепи датчика абсолютного давления во впускном коллекторе («PIM») на время 2 секунд или более | 1. Цепь датчика абсолютного давления во впускном коллекторе
2. Датчик абсолютного давления 3. Разрыв или короткое замыкание в цепи электропневмоклапана датчика абсолютного давления 4. Электропневмоклапан датчика абсолютного давления 5. Вакуумный шланг отсоединен или заблокирован 6. Электронный блок управления |
|
39 | Датчик температуры топлива | ON | ON | Разрыв или короткое замыкание в цепи датчика температуры топлива в течение 0,5 секунд или более | 1. Разрыв или короткое замыкание в цепи датчика температуры топлива
2. Датчик температуры топлива 3. Электронный блок управления |
|
Примечания:
(1)
— Символ «ВКЛ» (ON) в колонке режима диагностики означает, что предупреждающий световой сигнал “CHECK” загорается при определении неисправности.
— Символ «ВЫКЛ» (OFF) означает, что предупреждающий световой сигнал “CHECK” не загорается при определении неисправности, даже если неисправность зафиксирована.
(2)
— Символ означает, что код не заносится в память электронного блока управления, даже если неисправность фиксируется. Соответственно, вывод результатов диагностики проводится при включенном зажигании.
— Символ N.A. обозначает, что этот пункт не включен в систему диагностики, т.е. при высвечивании кода это не является неисправностью и после стирания кодов он не появится вновь.
(3) — только для моделей двигателя 1HD-FTE выпуска с августа 2001 года.
TOYOTA-DIESEL,engine 1HD-FTE : некоторые неисправности
Двигатель 1HD-FTE диагностике поддается даже в том случае, если у вас нет сканера, а из «оборудования» имеется только мультиметр и «скрепка обыкновенная канцелярская». Для этого надо найти в салоне 16-pin диагностический разъем OBD2 и перемкнуть контакты Tc – CG ( если считать слева-направо, то это будут контакты под номерами 4 и 13 ).
Лампочка CHECK на панели приборов начнет высвечивать (мигать) двоичные коды неисправности (подробно о кодах в конце данной статьи).
Остановимся на таких неисправностях,как : « Двигатель запускается и глохнет», «Двигатель не запускается», «Двигатель запускается,но работает крайне неустойчиво,дымит» и тому подобное.
На двигателе выпуска до 2001 года подобная неисправность может быть при DTC 33 : « Intake Shutter Control Circuit Malfunction». Если же автомобиль выпуска после 2001 года, то :
DTC 15 : « Throttle Control Motor Circuit Malfunction»
О причинах возникновения первой и второй неисправностей можно посмотреть наглядно на нижеприведенных рисунках:
рис.1
рис.2
На первом рисунке управление дроссельной заслонкой происходит при помощи электромагнитного клапана и исполнительного механизма
(двигатель выпуска до 2001 года).
На втором рисунке управление заслонкой осуществляется шаговым электродвигателем ( Throttle Control Motor, применяется в управлении двигателем выпуска после 2001 года ).
Однако, и в первом и во втором случаях код неисправности (высвечивание транспоранта CHECK) может возникнуть только в случае «open or short», то есть, при обрыве или замыкании цепи. Далее и более бортовой компьютер видеть и анализировать просто не в состоянии.
Но если копнуть поглубже, то вышеназванные неисправности могут возникать не только по причине «open or short». Даже если на панели приборов и горит транспорант CHECK.
Рассмотрим их.
Рисунок 1 :
— неисправность электромагнитного клапана
— неисправность вакуумного клапана (actuator, исполнительный механизм), например, «заедание» штока или какие-то другие механические причины
— порывы,трещины в вакуумных магистралях (трубочках)
— перепутывание вакуумных магистралей (трубочек) после проведения каких-либо работ на двигателе
Рисунок 2 :
— механические причины или «человеческий фактор». Например, обыкновенная грязь, заедание дроссельной заслонки вследствии некачественного или несвоевременного обслуживания
Сам Throttle Control Motor из строя выходит очень и очень редко.
Визуально проверить исправность и работоспособность системы управления дроссельной заслонкой можно таким способом: при включенном зажигании снять воздушный патрубок и убедиться в том, что заслонка приоткрыта. Выключить зажигание. Заслонка должна сразу же закрыться с характерным щелчком. Если ее закрывание происходит медленно или не до конца – искать причину этого нештатного срабатывания.
Если же у вас есть устройство для проведения вакуумных проверок, то действовать надо так,как показано на рисунке:
рис.3
Проверку исправности Throttle Control Motor следует производить следующим образом :
— снять (отщелкнуть) разъем
— проверить сопротивление между контактами:
рис.4
1 – 2, 3 – 2, 4 – 5, 6 – 5.
Сопротивление должно составлять от 18 до 22 Ом при 20 градусах Цельсия.
Принципиальная схема приводится:
рис.5
«Мануал» по данному двигателю рекомендует при данной неисправности (если сопротивление будет не соответствовать), заменить блок дроссельной заслонки в сборе.
Однако, если вы внимательно почитаете материалы нашей Конференции, то сможете самостоятельно решить эту проблему при помощи обыкновенного паяльника, «крестовой» отвертки и своей Головы…
Кроме того, весьма рекомендуется при проведении диагностики пользоваться опробированными методами проверки «от» фирмы TOYOTA MOTOR CORPORATION :
«Вибрационный метод» :
Имеющиеся на двигателе и вызывающие сомнения разъемы,реле подвигать в разных направлениях как по гиризонтали,так и по вертикали.
«Метод нагрева»
Вызывающие сомнение места следует нагреть при помощи или специального устройства или,при его отсутствии – обыкновенным феном для волос.
«Метод «водяной ванны»:
Вызывающие сомнения места следует обильно спрыснуть водой (например, высоковольтные провода).
© Легион-Автодата
Здравствуйте. ТЛК 1999 года первый раз обратился с этой (Р1220) ошибкой летом. Машина время от времени начинала греметь, дымить и не ехать. Зажигала Р1220. Бессистемно все приходило в норму, но за день раз-два взбрыкивала. Проверен регулятор ( time controle) подачей на него напряжения напрямую: щелкает, работа двигателя изменяется. В результате поисков распотрошил косу, нашел отгнивший провод питания на регулятор. Припаял — работает — отправил.
Сегодня (через полгода) проявилась та же проблема. Р1220 и еще Р1255 (закрыт шток турбонагнетателя). Сбросил, прокатились, действительно иногда начинает трещать и тупить. Р1220. Сканер показывает момент опережения 16-19 единиц. После сбоя — 37 ед. Что за единицы (два обозначения через дробь), не разобрал, такие моторы у меня гости очень редкие. Газ сбросишь — может восстановиться нормальная работа. Машину — домой, сам — к вам за советом, как приговаривать регулятор опережения, что еще посмотреть (фильтр заменим и воздух в системе погоняем с хозяином)? Какая связь с Р1255? Спасибо. А, ну и тему по запарке не туда определил, прошу переместить.
Изменено пользователем Седьмой директор
Неисправности АКПП: признаки, симптомы, причины, коды ошибок
Коробка-автомат подвержена значительным нагрузкам при эксплуатации автотранспорта. Это является основной причиной появления неисправностей в АКПП, влекущих различные поломки и неприятные сюрпризы.
Современные автомобили агрегатируются очень надежными «автоматами », разработанными для жестких условий и режимов работы. Такое оборудование значительно снижает частоту и численность обращений в ремонтные мастерские. Так, новейшие АКПП при должном обслуживании, проводимом вовремя, и корректной эксплуатации способны отработать порядка полутора сотен тысяч километров. Лишь после такого внушительного пробега им будет необходим капитальный ремонт.
Диагностика АКПП – необходимое мероприятие, которое должно проводиться регулярно, с целью выявления сбоев в работе механизма и всевозможных симптомов неисправности. Начинается она со снятия и расшифровки кодов неисправностей АКПП, с последующим устранением проблем при помощи специалиста.
Типичные поломки
Большинство неисправностей, появляющихся во время эксплуатации автоматических коробок передач, имеют общий характер и группируются по принципам, которые мы рассмотрим ниже более подробно.
Кулисы рычага
«Автоматы » предыдущего поколения, которые отличаются механической связкой трансмиссии с селектором, очень часто страдают из-за поломок кулисы рычага. Такая неисправность не позволяет осуществлять смену режимов работы трансмиссии. Полное восстановление работоспособности агрегата происходит после замены сломанных конструктивных элементов. Симптом существования данной проблемы является затрудненное передвижение рычага, который в итоге вовсе стопорится «намертво ». Следует сказать, что некоторые АКПП не нуждаются в демонтаже для ремонта такой неисправности, что существенно экономит время на её устранение.
Масло
Протечка масла – это весьма распространенная проблема «автоматов », которая проявляется в виде подтеков смазки, проступающих из-под прокладок и уплотнителей. Обнаружить неисправность АКПП по столь заметным признакам просто, но для этого необходимо проводить визуальный осмотр агрегата, используя подъемник. При обнаружении упомянутых симптомов, следует обращаться к мастерам профильной СТО, которые решают подобные проблемы без трудностей и задержек. Процедура ремонта состоит из смены уплотнителей и восстановлении объема трансмиссионной смазки.
Блок управления (БУ )
Сбои в функционировании этого узла также встречаются довольно регулярно. Они приводят к некорректному выбору режима оборотов автоматической КПП или же полной блокировке работы трансмиссии. Решить проблему позволяет замена управляющих шлейфов и/или модулей блока управления, вышедших из строя.
Гидроблок (далее ГБ)
Неполадки данного узла отмечаются реже, однако периодически все же случаются, когда, к примеру, АКПП эксплуатируется некорректно, или же автомобиль «стартует » с непрогретыми агрегатами. Симптоматика в этом случае весьма характерна – удары, толчки и вибрации различной интенсивности. У современных автомобилей сбои в работе гидроблока фиксируются бортовой автоматикой, с последующим выводом оповещения на дисплей компьютера. Иногда машина попросту не трогается с места.
Гидротрансформатор (далее ГТ)
Поломки этого агрегата еще одна из возможных причин неисправности АКПП. В данном случае проблемы можно решить только ремонтом, который обычно дешевле, нежели восстановление ЭБУ или гидроблока. Обращаться к специалисту следует, если вы заметили нарушение в динамике автомобиля, вибрации, шуршание и/или стуки. Также одним из симптомов является наличие металлической стружки в отработанной трансмиссионной смазке.
Причины неисправности АКПП
Возникать неполадки в «автомате » могут вследствие износа элементов этого агрегата. Помимо объективных причин, проблемы возникают из-за неграмотной эксплуатации машины. Так, некоторые водители забываю регулярно менять смазку, провоцируя тем самым перегрев агрегата, после чего его подвижные детали интенсивно изнашиваются и ломаются.
Упомянутые внешние признаки неполадок с АКПП свидетельствуют о необходимости вмешаться. Точный же диагноз можно поставить лишь после профессиональной диагностики состояния агрегата, хотя предварительное заключение может поставить и сам автовладелец. Рассмотрим некоторые неисправности «автоматов » с упоминанием причин их возникновения.
Устранение неисправностей
АКПП – это сложный агрегат, который должны ремонтировать опытные специалисты. Но некоторые проблемы, возникающие в «автомате » во время эксплуатации авто, все же можно решить самостоятельно. Именно о таких решениях и пойдет речь далее.
Коды ошибок неисправностей АКПП
Рассмотрим наиболее популярные ошибки автоматических коробок передач, которые возникают на приборной панели автомобиля. Для вашего удобства информация представлена в виде таблицы.
№ ошибки | Значение на английском | Значение на русском |
P0700 | TRANS CONTROL SYS MALFUNCTION | Система управления трансмиссией неисправна |
P0701 | TRANS CONTROL SYS RANGE/PERFORMANCE | Система управления трансмиссией работает неверно |
P0703 | TORQ CONV/BRK SW B CKT MALFUNCTION | Переключатель карданный вал/тормоза неисправен |
P0704 | CLUTCH SWITCH INPUT CIRCUIT MALFUNCTION | Цепь датчика включения сцепления неисправен |
P0705 | TRANS RANGE SENSOR MALFUNCTION (PRNDL ) | Датчик диапазона работы трансмиссии неисправен |
P0706 | TRANS RANGE SENSOR RANGE/PERFORMANCE | Сигнал датчика выходит за допустимые пределы |
P0707 | TRANS RANGE SENSOR CIRCUIT LOW INPUT | Сигнал датчика имеет низкий уровень |
P0708 | TRANS RANGE SENSOR CIRCUIT HIGH INPUT | Сигнал датчика имеет высокий уровень |
P0709 | TRANS RANGE SENSOR INTERMITTENT | Сигнал датчика перемежающийся |
P0710 | TRANS FLUID TEMP SENSOR MALFUNCTION | Датчик температуры трансмиссионной жидкости неисправен |
P0711 | TRANS FLUID TEMP RANGE/PERFRMANCE | Сигнал датчика выходит за допустимые пределы |
P0712 | TRANS FLUID TEMP SENSOR LOW INPUT | Сигнал датчика имеет низкий уровень |
P0713 | TRANS FLUID TEMP SENSOR HIGH INPUT | Сигнал датчика имеет высокий уровень |
P0714 | TRANS FLUID TEMP CKT INTERMITTENT | Сигнал датчика перемежающийся |
P0715 | INPUT/TURBINE SPEED SENSOR MALFUNCTION | Датчик скорости турбины неисправен |
P0716 | INPUT/TURBINE SPEED RANGE/PERFORMANCE | Сигнал датчика выходит за допустимые пределы |
P0717 | INPUT/TURBINE SPEED SENSOR NO SIGNAL | Сигнал датчика отсутствует |
P0718 | INPUT/TURBINE SPEED SENSOR INTERMITTENT | Сигнал датчика перемежающийся |
P0719 | TORQ CONV/BRK SW B CIRCUIT LOW | Переключатель карданный вал/тормоза замкнут на массу |
P0720 | OUTPUT SPEED SENSOR CIRCUIT MALFUNCTION | Цепь датчика «Внешней скорости» неисправна |
P0721 | OUTPUT SPEED SENSOR RANGE/PERFORMANCE | Сигнал датчика «Внешней скорости» выходит за доп. пределы |
P0722 | OUTPUT SPEED SENSOR CIRCUIT NO SIGNAL | Сигнал датчика «Внешней скорости» отсутствует |
P0723 | OUTPUT SPEED SENSOR CKT INTERMITTENT | Сигнал датчика «Внешней скорости» перемежающийся |
P0724 | TORQ CONV/BRK SW B CIRCUIT HIGH | Переключатель карданный вал/тормоза замкнут на питание |
P0725 | ENGINE SPEED SENSOR CIRCUIT MALFUNCTION | Цепь датчика скорости вращения двигателя неисправен |
P0726 | ENGINE SPEED SENSOR RANGE/PERFORMANCE | Сигнал датчика выходит за допустимые пределы |
P0727 | ENGINE SPEED SENSOR CIRCUIT NO SIGNAL | Сигнал датчика отсутствует |
P0728 | ENGINE SPEED SENSOR CKT INTERMITTENT | Сигнал датчика перемежающийся |
P0730 | GEAR RATIO INCORRECT | Передаточное число трансмиссии неверно |
P0731 | GEAR 1 INCORRECT RATIO | Передаточное число трансмиссии на 1 передаче неверно |
P0732 | GEAR 2 INCORRECT RATIO | Передаточное число трансмиссии на 2 передаче неверно |
P0733 | GEAR 3 INCORRECT RATIO | Передаточное число трансмиссии на 3 передаче неверно |
P0734 | GEAR 4 INCORRECT RATIO | Передаточное число трансмиссии на 4 передаче неверно |
P0735 | GEAR 5 INCORRECT RATIO | Передаточное число трансмиссии на 5 передаче неверно |
P0736 | REVERSE INCORRECT RATIO | Передаточное число трансмиссии на передаче задн. хода неверно |
P0740 | TCC CIRCUIT MALFUNCTION | Цепь управления блокировкой дифференциала неисправна |
P0741 | TCC PERF OR STUCK OFF | Дифференциал всегда выключен (разблокирован ) |
P0742 | TCC CIRCUIT STUCK ON | Дифференциал всегда включен (заблокирован ) |
P0744 | TCC CIRCUIT INTERMITTENT | Дифференциал состояние неустойчивое |
P0745 | PRESS CONTROL SOL MALFUNCTION | Управление сжимающим соленоидом неисправно |
P0746 | PRESS CONT SOLENOID PERF OR STUCK OFF | Соленоид всегда в выключенном состоянии |
P0747 | PRESSURE SOLENOID STUCK ON | Соленоид всегда во включенном состоянии |
P0749 | PRESSURE CONTROL SOL INTERMITTENT | Состояние соленоида неустойчиво |
P0750 | SHIFT SOLENOID A MALFUNCTION | Соленоид «А » включения передачи неисправен |
P0751 | SHIFT SOLENOID A PERF OR STUCK OFF | Соленоид «А » всегда в выключенном состоянии |
P0752 | SHIFT SOLENOID A STUCK ON | Соленоид «А » всегда во включенном состоянии |
P0754 | SHIFT SOLENOID A INTERMITTENT | Состояние соленоида «А » неустойчиво |
P0755 | SHIFT SOLENOID B MALFUNCTION | Соленоид «В » включения передачи неисправен |
P0756 | SHIFT SOLENOID B PERF OR STUCK OFF | Соленоид «В » всегда в выключенном состоянии |
P0757 | SHIFT SOLENOID B STUCK ON | Соленоид «В » всегда во включенном состоянии |
P0759 | SHIFT SOLENOID B INTERMITTENT | Состояние соленоида «В » неустойчиво |
P0760 | SHIFT SOLENOID C MALFUNCTION | Соленоид «С » включения передачи неисправен |
P0761 | SHIFT SOLENOID C PERF OR STUCK OFF | Соленоид «С » всегда в выключенном состоянии |
P0762 | SHIFT SOLENOID C STUCK ON | Соленоид «С » всегда во включенном состоянии |
P0764 | SHIFT SOLENOID C INTERMITTENT | Состояние соленоида «С » неустойчиво |
P0765 | SHIFT SOLENOID D MALFUNCTION | Соленоид «Д » включения передачи неисправен |
P0766 | SHIFT SOLENOID D PERF OR STUCK OFF | Соленоид «Д » всегда в выключенном состоянии |
P0767 | SHIFT SOLENOID D STUCK ON | Соленоид «Д » всегда во включенном состоянии |
P0769 | SHIFT SOLENOID D INTERMITTENT | Состояние соленоида «Д » неустойчиво |
P0770 | SHIFT SOLENOID E MALFUNCTION | Соленоид «Е » включения передачи неисправен |
P0771 | SHIFT SOLENOID E PERF OR STUCK OFF | Соленоид «Е » всегда в выключенном состоянии |
P0772 | SHIFT SOLENOID E STUCK ON | Соленоид «Е » всегда во включенном состоянии |
P0774 | SHIFT SOLENOID E INTERMITTENT | Состояние соленоида «Е » неустойчиво |
P0780 | SHIFT MALFUNCTION | Переключение передач не работает |
P0781 | 1-2 SHIFT MALFUNCTION | Переключение передач с 1-ой на 2-ю не работает |
P0782 | 2-3 SHIFT MALFUNCTION | Переключение передач со 2-й на 3-ю не работает |
P0783 | 3-4 SHIFT MALFUNCTION | Переключение передач с 3-й на 4-ю не работает |
P0784 | 4-5 SHIFT MALFUNCTION | Переключение передач с 4-й на 5-ю не работает |
P0785 | SHIFT/TIMING SOL MALFUNCTION | Соленоид управления синхронизатором неисправен |
P0787 | SHIFT/TIMING SOL LOW | Соленоид управления синхронизатором всегда выключен |
P0788 | SHIFT/TIMING SOL HIGH | Соленоид управления синхронизатором всегда включен |
P0789 | SHIFT/TIMING SOL INTERMITTENT | Соленоид управления синхронизатором неустойчив |
P0790 | NORM/PERFORM SWITCH CIRCUIT MALFUNCTION | Цепь переключателя режима движения неисправна |
В завершение отметим, что каждый автолюбитель должен отслеживать состояние всех агрегатов транспортного средства, и регулярно осуществлять контроль за состоянием смазки и очистку масляных фильтров. Но если все же у вас возникли подозрения на неисправность АКПП вашего автомобиля, смело заполняйте форму ниже, и наши специалисты помогут вам разобраться в причинах появления неисправностей и проведут необходимые ремонтные работы.
Расшифровка кодов ошибок на автомобилях Toyota
Технические дефекты появляются рано или поздно в автомобилях всех производителей, в том числе и японских. Коды ошибок Тойота водитель способен расшифровать самостоятельно, при этом определить неисправность систем возможно без применения сканеров. Если автолюбитель никогда раньше не сталкивался с такой проблемой, то эта статья поможет разобраться во всех нюансах и выполнить работы на профессиональном уровне.
Диагностика автомобилей Toyota
Диагностика доступна на автомобилях всего модельного ряда Toyota и делится на два вида:
Перед началом электронного диагностирования водитель обязан убедиться в рабочем состоянии всех систем и основных механизмов автомобиля Toyota. Для этого следует проверить предохранители, электропроводку, а также обследовать на предмет поломок соединения и узлы транспортного средства.
Если обнаруживается какая-либо серьезная неполадка, то ее необходимо устранить, и только потом проводить компьютерную диагностику, которая бывает:
Поэтапная самодиагностика
Для самодиагностики водителю необходимо работать с разъёмами DLC 1 и DLC 2. Расшифровывается эта аббревиатура Data Link Connector, что в переводе с английского означает – разъем для подключения данных. Выглядит DLC 1 как пластиковая коробка с крышкой сверху. Находится под капотом, чаще всего слева. Ее легко найти по надписи Diagnostic.
Подпись Diagnostic на разъёме
В старых моделях диагностический разъем выполнен в форме круга жёлтого цвета и расположен возле аккумулятора. Детали DLC2 в таких авто, как Королла AE 100, нет.
Коды неисправностей более старых моделей авто: Тойота Корона 1992 года, Карина 1992-97 годов, Toyota Марк считываются только с помощью мигания индикаторов.
В новых моделях DLC 2 находится непосредственно в салоне, под панелью торпеды и «в ногах» возле рулевого колеса. Чаще всего он круглый и используется во время проверки, проводимой с помощью специального оборудования.
Круглый разъём DLC2
При самодиагностике с помощью замыкания отдельных контактов разъёма, только соединив их в нужной последовательности, можно получить корректный код для расшифровки.
Узнать о наличии неисправностей в системе двигателя и/или КПП помогут такие шаги:
Схема разъёма DLC 1
С машиной все в порядке и никаких поломок с ДВС и трансмиссией не обнаружено если:
Любые другие комбинации свечения лампочек говорят о неисправностях в работе систем двигателя, коробки передач или других механизмов в автомобиле.
Если схема на обороте крышки стёрлась, вы не можете найти контакт или неуверены, что замкнули нужный, необходимо:
Удобнее будет, если за лампочкой кто-то поможет следить, пока вы меняете положение провода.
Распознают коды неисправностей при помощи двух систем мигания лампочек.
Первый вариант настройки позволит узнать ошибки, обозначенные двузначным кодом (тип 09):
С помощью 10-го типа настройки определяются однозначные коды. Здесь лампочка «промигает» точное число ошибки.
«Читать» такой код следует по правилам:
На видео представлена диагностика с помощью кода 9-го типа, автор Дмитрий Кузьмин:
Поломки в системе ABS определяются по той же схеме, но замыкаются выводы ТС и E1. Коды неисправностей SRS и 4WS считаются по соответствующему датчику при тех же замкнутых контактах, что и в ABS.
Фотогалерея «Самодиагностика автомобилей Тойота»
Разъем для диагностики DLC 1
Контакты TE1 и E1 на разъёме
Замыкание контактов
Расположение разъёма под капотом
Расшифровка неисправностей
Общие для всех автомобилей Тойота коды ошибок типа 9 представлены двузначными шифрами.
Код | Расшифровка |
11 | Нет питания на блок EFI |
12 | Нет сигнала от датчика оборотов двигателя |
13 | Нет сигнала от датчика оборотов двигателя при оборотах более 1000 об/мин |
14 | Нет сигнала от «минуса» катушки зажигания или от «минуса» катушки номер один (если их две) |
15 | Нет сигнала от «минуса» катушки зажигания номер два |
16 | Нет связи блока управления коробки-автомата с блоком управления двигателем |
17 | Неправильный сигнал от датчика положения распредвала номер 1 |
18 | Неправильный сигнал от датчика положения распредвала номер 2 |
21 | Неправильный сигнал от датчика кислорода, если двигатель V-образный, то неисправен нагреватель левого главного датчика кислорода |
22 | Неправильный сигнал от датчика температуры двигателя (THW) |
23 | Неправильный сигнал от датчика температуры всасываемого воздуха (THA) |
24 | Неправильный сигнал от датчика температуры всасываемого воздуха (THA) |
25 | Слишком бедная смесь |
26 | Слишком богатая смесь |
27 | Неправильный сигнал от дополнительного датчика кислорода (левого у V-образных двигателей) |
28 | Неправильный сигнал от датчика кислорода (у V-образных двигателей нагреватель правого главного датчика кислорода) |
29 | Неисправен дополнительный датчик кислорода (правый у V-образных двигателей) |
31 | Неправильный сигнал отдатчика расхода воздуха или, если его нет, от датчика давления во впускном коллекторе (вакуум-сенсор) |
32 | Неправильный сигнал от датчика расхода воздуха |
34 | Неисправен наддув |
35 | Неправильный сигнал датчика атмосферного давления во впускном коллекторе (вакуум-сенсор) |
38 | Датчик температуры рабочей жидкости автоматической коробки передач |
41 | Неправильный сигнал от датчика положения дроссельной заслонки (TPS) |
42 | Неправильный сигнал от датчика скорости автомобиля (спидометра) |
43 | Нет стартерного сигнала (STA) на блок управления двигателем |
46 | Неисправен соленоидный клапан номер 4 или его цепи |
47 | Неисправен дополнительный датчик положения дроссельной заслонки (TPS) или его цепи |
48 | Неисправна система управления подачей дополнительного воздуха |
51 | Нет сигнала холостого хода от TPS |
52 | Неправильный сигнал от датчика детонации (если их два, то от левого или от переднего) |
53 | Проблемы в цепях управления датчиками детонации (опережение зажигания) |
55 | Неправильный сигнал от датчика детонации (если их два, то от правого или от заднего) |
61 | Неисправен главный датчик скорости или его цепи |
62 | Неисправен соленоидный клапан номер 1 или его цепи |
63 | Неисправен соленоидный клапан номер 2 или его цепи |
64 | Неисправен соленоидный клапан номер 3 или его цепи |
65 | Неисправен соленоидный клапан номер 4 или его цепи |
67 | Неисправен датчик включения O/D или его цепи |
71 | Неисправна система управления EGR |
72 | Соленоид отсечки топлива |
77 | Неисправен соленоид управления давлением или его цепи (в автомате) |
78 | Нет сигнала на топливный насос или неисправны его цепи |
81 | Неисправна цепь между ТСМ и ЕСТ1 |
82 | Неисправна цепь между ТСМ и ЕSA1 |
84 | Неисправна цепь между ТСМ и ЕSA2 |
85 | Неисправна цепь между ТСМ и ЕSA3 |
86 | Неисправен датчик оборотов двигателя |
88 | Неисправна цепь от блока управления двигателем к блоку управления автоматической коробкой передач |
89 | Нарушена связь между блоком управления двигателем и блоком управления системой TRC |
99 | Кодов неисправностей нет |
Общий список однозначных кодов (тип-10) для автомобиля Тойота состоит из следующих пунктов.
Код | Расшифровка |
1 | Поломки отсутствуют |
2 | Датчика расхода воздуха некорректно подает сигнал |
3 | Некорректный сигнал от коммуникатора |
4 | Температура охлаждающей жидкости вне пределов нормы, вышел из строя датчик |
5 | Некорректная связь с датчиком кислорода |
6 | Поломка заключается в числе оборотов двигателя |
7 | Дроссельная заслонка в неправильном положении |
8 | Датчик показывает неправильную температуру всасываемого воздуха |
9 | Проблема в скорости автомобиля |
10 | Отсутствует сигнал включения стартера |
11 | Сломан кондиционер или неисправен тумблер, отвечающий за нейтральное положение в машине |
Бензиновые ДВС
Если в машине есть бортовой компьютер или робот, то шифр появится на экране километража. Он будет состоять из латинской буквы в начале, например P, B, C, и 4-х цифр. Это характерно для таких автомобилей как Toyota Рав 4 Авенсис, Corolla, Mark II или Land Cruiser 200, Тойота Прадо 120 и других, фукционирующих на бензине.
Таблица для расшифровки диагностических кодов неисправностей бензиновых ДВС.
Коды | Расшифровка | Аналог на БК |
12 и 13 | Проблемы с датчиком положения коленчатого вала | P0335, P0335, P1335 |
14 и 15 | Неполадки в системе зажигания или с катушками | P1300 и P1315, P1305 и P1310 |
18 | Система VVT-i фазы | P1346 |
19 | Положение педали акселератора | P1120 и P1121 |
21 | Кислородный датчик | P0135 |
22 | Температура охлаждающей жидкости | P0115 |
24 | Поломка датчика температуры воздуха на впуске | P0110 |
25 | Кислородный датчик – бедная смесь | P0171 |
31 | Датчик абсолютного давления | P0105 и P0106 |
36 | Датчик CPS | P1105 |
39 | Система VVT-i | P1656 |
41 | Положение дроссельной заслонки | P0120, P0121 |
42 | Неполадки датчика скорости автомобиля | P0500 |
49 | Давление топлива D-4 | P0190, P0191 |
52 и 55 | Поломка датчика детонации | P0325 |
58 | Привод SCV | P1415, P1416, P1653 |
59 | Неправильный сигнал VVT-i | P1349 |
71 | Система EGR | P0401, P0403 |
89 | Привод ETCS | P1125, P1126, P1127, P1128, P1129, P1633 |
92 | Проблемы с форсункой холодного пуска | P1210 |
97 | Неисправна форсунка | P1215 |
Дизельные двигатели
Многие автомобили Тойота выпускались с двигателем, работающим на дизеле. Наиболее популярными моделями являются седаны Витц, Caldina, Avensis (Т25), Камри, Камри Грация, Corolla E150, Аурис 2008 года, внедорожники Land Cruiser Prado 120 и Land Cruiser Прадо 200 или кроссовер RAV4.
Записывая коды для дизельных авто, вы можете увидеть следующие обозначения.
Код | Расшифровка |
13 | Частота вращения вне допустимых норм |
19 | Некорректное положение педали акселератора |
22 | Неисправность в показателях температуры охлаждающей жидкости |
24 | Некорректные данные о температуре воздуха на впуске |
35 | Давление наддува вне нормы |
39 | Плохо работают датчики температуры топлива |
42 | Неисправность кроется в датчике скорости автомобиля |
96 | Положение клапана EGR неправильно |
Поломки других деталей дизельного движка.
Код | Расшифровка |
12 | Проблема в положении коленчатого вала |
14 | Поломка в клапане, регулирующем угол опережения впрыска |
15 | Сервопривод дроссельной заслонки вышел из строя |
17 | Некорректный сигнал, идущий от блока управления |
18 | Поломка в электромагнитного перепускного клапана |
32 | Поломка корректирующих резисторов |
Автоматическая коробка передач
Отличаются машины одной марки не только двигателем, но и коробкой передач. Для тех же Тойота Королла 150, Цельсиор или Виста поломки АКПП будут разниться с неисправностями «механики».
Если в работе трансмиссии есть неисправности, вы увидите один из кодов.
Код | Расшифровка | Аналог для АКП |
37 | Неисправность датчика частоты вращения входного вала коробки передач | P1705 |
42, 44, 36 | Проблема в датчике скорости (может быть и частота вращения вала) | P0500 |
46 | Давление гидроаккумулятора, неисправен соленоид | P1765 |
62, 63 | Проблемы с одним из соленоидов | P0753 P0758 |
64, 68 | Муфта блокировки гидротрансформатора, неисправен соленоид | P0773 |
Такие ошибки характерны для разных моделей, среди которых Тойота Ипсум, Тойота Хайлендер 2001 г и Caldina.
Прочие комбинации
Для диагностики также используют специальную технику и приборы. Такие приспособления покажут пятизначные коды. Их же можно узнать и при помощи бортового компьютера, который установлен в новых авто и моделях типа гибрид.
Код на экране Тойота с бортовым компьютером
В гибридной версии вышли Тойота Эстима, Toyota Prius, третье поколение Toyota Harrier и другие. У этих моделей (кроме других поломок) могут возникать неисправности системы высоковольтных батарей (ВВБ). Коды ошибок гибридной установки и их расшифровки приведены в таблице.
Самые распространенные коды ошибок, не связанные с ВВБ, это.
Код | Расшифровка |
P1604 | Запуск двигателя не удался, поломка в системе впуска |
B0101 | Система безопасности работает некорректно, неполадки с защитными подушками |
В 1801 | С водительской стороны оборваны цепи пиропатрона |
C1201 | Работа двигателя некорректна, обороты ниже допустимого |
P0420 | Система катализаторов В1 работает ниже допустимого порога эффективности |
P0352З | Неполадки в цепях системы зажигания |
В фотогалерее представлены ошибки в работе иммобилайзера и шин на автомобилях Toyota.
Сброс ошибок
После того как был произведен ремонт и поломку устранили, коды ошибок могут сами не исчезнуть. Чтобы их сбросить также есть определенная последовательность действий. Для этого нам снова понадобится разъём для диагностики.
Чтобы произвести сброс кодов необходимо:
Как пошагово осуществить самодиагностику автомобилей Тойота на видео рассказывает «Artem0023»:
1HD-FTE — дизельный рядный шестицилиндровый 4.2 от Toyota
Двигатели
Производство дизельных рядных шестицилиндровых двигателей 4.2 серии 1HD стартовало в 1990-м. Впервые ими оснащали ватобусы Coaster и внедорожники Крузер 80. Данный 6-цилиндровый мотор сменил устаревший 12H-T с подобной компоновкой.
Характеристики двигателя модификации 1HD-FTE
Технические характеристики силового агрегата 1HD-FTE:
примерный ресурс – 500+ тысяч км,
Расход топлива
Перечислим, сколько потребляет дизель 1HD-FTE, учитывая его модификацию.
Модификации мотора
ДВС 1HD-FTE — последний представитель линейки тойотовских 1HD двигателей, агрегирован цифровым ТНВД, более качественно охлаждающейся ГБЦ, распределительным валом 224/246, а также турбиной CT20B.
Максимальная мощность мотора подскочила до 202 «лошадей», а крутящий момент превысил 400 Нм. Производство этих силовых агрегатов остановили в 2007-м году.
Технические особенности 1HD-FTE
Производство 1HD стартовало в 1990 году. Шестицилиндровый двигатель сменил старый 12H-T с аналогичной сборкой. Чугунный блок цилиндров у ДВС c ⌀цилиндра 94 мм оборудован коленвалом с ходом поршня в 100 мм. Объём двигателя приличный, и равен 4,2 л.
На моторах серии клапана нужно регулировать каждые 40.000 км. На впуске зазоры равны 0.15-0.25, на выпуске – от 0.35 до 0.45 мм. На моторах FTE у впускных клапанов зазоры равны 0.17-0.23 мм, зазоры у выпускных равны 0.47-0.53 мм.
Плановая замена ремня ГРМ предусматривается через 100 тыс. км пробега. Если основной пробег городской, то через 80 000 км.
У дизелей 1HD стоит турбокомпрессор Toyota CT26, надувающийся 0,48 bar, и 0.62 bar – на FTE.
У двигателей 1HD-FTE – улучшенное охлаждение форсунок и новые седла у выпускных клапанов, турбина CT20B, степень сжатия 18,8, что на две десятых больше, чем у прородителя. Объём моторного масла увеличен, а механический ТНВД заменён на электронно-цифровой, крышка у клапанов изменена, а на место 224/246 начали ставить распределительные валы 216/246. В результате – более высокие показатели момента и мощности.
Рядные двигатели серии 1 HD выпускали до 2009 года, затем их сменили дизеля 1VD.
Обслуживание
Дизель Тойота 1HD-FTE относится к самым надёжным силовым агрегатам этой компании. Но для максимального продления срока его службы требуется использование качественных запчастей и расходников.
Моторное масло – одно из самых важных. Его адекватный выбор не только сохраняет, но и увеличивает ресурс двигателя. Особенность данного двигателя – он ровно работает на средних по цене маслах, в т. ч. российского производства. В зависимости от реальных условий эксплуатации, ему подходят масла (синтетика, полусинтетика) с вязкостью 10W-40, 5W — 30 или 5W-40.
Перечислим регламент сервиса двигателя 1HD-FTE:
Недостатки и слабые места
Перечислим основные минусы и слабые места ДВС 1HD-FTE:
Отзывы
Уважаемые Читатели на нашем сайте пока нет отзывов о моторах серии 1HD. Если Вы хотите поделиться своим опытом, мнением, то оставляйте их в виде комментариев в любой форме.
Спасибо.
Тюнинг
Чип-тюнинг 1HD-FTE возможен, и добавляет момента до 100 Нм и мощности до 50 лошадиных сил. Это заметно меняет характер машины. Кому этой добавки мало, может обратить внимание на Gturbo турбокит. При правильной настройке крутящий момент увеличивается до 1000+ Нм, а мощность возрастает до 400 лошадиных сил.
Заключение
Источники:
https://service-vao. ru/articles/neispravnosti-akpp-priznaki-simptomy-prichiny-kody-oshibok/
https://autodvig. com/diagnostics/kody-oshibok-tojota-32077/
https://toyota-camry-corolla. ru/dvigateli/1hd-fte-dizelnyj-ryadnyj-shestitsilindrovyj-4-2-ot-toyota/