Код ошибки 0400500005 машиночитаемая доверенность

В рамках проведения реформы электронной подписи (далее — ЭП) Федеральным законом № 476-ФЗ1 было введено понятие «машиночитаемая доверенность»2.


Машиночитаемая доверенность, или МЧД — это доверенность в электронной форме, в формате XML, где описаны полномочия сотрудника какой-либо организации, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью (далее — УКЭП) руководителя организации или индивидуального предпринимателя (далее — ИП).

Делопроизводство

Предполагалось, что сотрудники организаций или представители ИП могут подписывать документ организации своей ЭП как физического лица, но обязательно сопровождать подписание подтверждением полномочий на подписание документов машиночитаемой доверенностью.

С 1 марта 2022 г. организации в добровольном порядке начали применять этот инструмент при обмене электронными документами.

Далее планировалось, что с 1 января 2023 г. все сотрудники организации, кроме ее руководителя, будут подписывать служебные документы только своей квалифицированной электронной подписью (далее — КЭП) как физического лица. В этом квалифицированном сертификате не указана организация, только фамилия, имя, отчество сотрудника, и чтобы предоставить электронный документ, подписанный такой электронной подписью, в стороннюю информационную систему или контрагенту, к нему будет необходимо прилагать МЧД.

С течением времени вопросов по теме создания и использования МЧД меньше не становится. Сегодня ответим на десять самых актуальных.

Когда МЧД будут обязательными?

В связи с тем, что не все организации во время переходного периода успели подготовить свои информационные системы к работе с новой формой электронной доверенности в машиночитаемом виде, а также с недостаточной готовностью государственных органов к обмену документами с использованием МЧД, Правительство РФ продлило переходный период по применению КЭП без использования МЧД до 31 августа 2023 г. Федеральный закон № 536-ФЗ от 19.12.2022 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был принят в целях урегулирования вопроса продления возможности использования квалифицированных сертификатов ключей проверки ЭП (далее — квалифицированный сертификат) представителей юридических лиц и ИП без применения МЧД.

Таким образом, во время переходного периода документы можно подписывать:

  • КЭП руководителя юрлица, ИП (без МЧД);
  • КЭП сотрудника (без МЧД);
  • КЭП физлица (только с МЧД).

С 1 сентября 2023 г. документы можно будет подписывать:

  • КЭП руководителя юрлица, ИП (без МЧД);
  • КЭП физлица (только с МЧД).

Можно ли во время переходного периода получать и использовать КЭП сотрудников?

До окончания переходного периода можно будет продолжать получать и использовать выдаваемые коммерческими удостоверяющими центрами сертификаты ЭП на сотрудников, содержащие данные и о самих сотрудниках, и об организациях. То есть в 2023 году аккредитованные удостоверяющие центры, будут продолжать выпускать на сотрудников компаний КЭП с привязкой к организации, но срок их действия будет ограничен 31 августа 2023 г.

Что требуется, чтобы начать использовать МЧД?

Чтобы начать работать с МЧД, организации или ИП потребуется организовать получение сотрудниками — потенциальными подписантами документов организации, КЭП физических лиц в любом аккредитованном удостоверяющем центре, и далее оформить на физическое лицо МЧД, подписанную КЭП руководителя организации или ИП.

Как подать отчетность или отправить электронные документы в Федеральную налоговую службу (далее — ФНС России) с использованием МЧД?

При подаче отчетности или отправке электронных документов сотрудник подписывает документы собственной КЭП и прикладывает к пакету файл МЧД. Формат МЧД для отправки в налоговые органы утвержден Приказом ФНС № ЕД-7−26/445@3 и уже поддерживается в информационных системах бухгалтерского учета и документооборота.

Если МЧД потеряет актуальность раньше истечения срока, на который она была выдана, руководитель или ИП может отозвать МЧД в любое время. Рекомендуемый формат заявления об отзыве доверенности установлен письмом ФНС № ЕА-4−26/534@4 и также поддержан в информационных системах бухгалтерского учета и документооборота.

На сайте ФНС России размещен сервис «Создание и проверка доверенности в электронной форме»5, с помощью которого можно оформить МЧД уполномоченного физического лица для представления отчетности и иных документов в налоговые органы. Сервис позволяет сформировать МЧД в виде файла, скачать его и в дальнейшем использовать по назначению (рис. 1).

Можно ли не направлять МЧД вместе с документом каждый раз?

Чтобы не направлять МЧД контрагентам каждый раз, можно присоединиться к блокчейн-платформе ФНС России (рис. 2)6. Технология распределенного реестра позволяет оперативно уведомлять всех участников блокчейн-сети об изменении статуса доверенности, а также быстро проверять полномочия подписанта.

Рис. 2. Блокчейн-платформа ФНС России по обмену МЧД

Единая технология обмена МЧД через блокчейн-платформу ФНС России успешно опробована в рамках эксперимента, который проходил в течение 2021−2022 гг. Она позволяет создать среду цифрового доверия, где оперативный доступ к актуальным версиям документов для всех участников обеспечивается за счет использования технологии распределенного реестра. Результат эксперимента показал, что такая модель является наиболее стабильной. Ее применение позволяет унифицировать всю систему оборота МЧД и проверку полномочий для бизнеса и государства во всех секторах экономики за счет единого государственного решения.

В рамках эксперимента у участников были развернуты узлы сети распределенного реестра, в частности, у ФНС России, операторов электронного документооборота (далее — операторы ЭДО), 1С, государственных органов, федеральных служб, банков и многих других организаций. Соответственно, организации, обменивающиеся документами в рамках внешнего юридически значимого документооборота через операторов ЭДО, уже сейчас могут формировать МЧД и регистрировать их в распределенном реестре (рис. 3, 4).

Рис. 3. При выборе опции «Создать xml-доверенность» будет предложено выбрать тип доверенности

Рис. 4. Для использования в документообороте с контрагентами выбираем B2B доверенность и заполняем поля предложенной формы. Номер МЧД будет сгенерирован автоматически

Организация ведет внешний юридически значимый электронный документооборот с контрагентами путем обмена документами через оператора ЭДО. Можно ли уже использовать МЧД при подписании и отправки документов через операторов ЭДО?

Через операторов ЭДО уже можно отправлять документы, подписание которых подтверждено МЧД. Поскольку организации в первую очередь планируют подписывать с использованием МЧД договорные и бухгалтерские документы, переход к новому порядку подписания таких типов документов может строится в следующем порядке действий (Алгоритм).

Алгоритм

Переход к новому порядку подписания документов

Можно ли создавать МЧД в своих информационных системах?

Для удобства работы организаций с МЧД многими вендорами был доработан функционал поддерживаемых ими информационных систем в части взаимодействия с распределенным реестром. Так, функционал МЧД уже сейчас реализован в сервисе 1С-ЭДО, где можно создавать, подписывать, направлять МЧД на регистрацию в распределенный реестр, получать уведомления об изменениях с МЧД.

Работа в сервисе 1С-ЭДО, а значит и с МЧД, доступна из информационных систем 1С:ERP, 1С:Бухгалтерия, 1С:Документооборот и других программ, работающих на платформе «1С:Предприятие» (рис. 5).

Рис. 5. Интерфейс создания МЧД в модуле 1С-ЭДО

Многие ли организации уже используют МЧД?

По данным ФНС России на 1 декабря 2022 г., статистика распределенного реестра по формированию МЧД дает представление о количестве уже выпущенных доверенностей и подписанных с их использованием электронных документов (рис. 6).

Как видите, пока количество выданных доверенностей мизирное — 13 098. Для России это капля в море. Но это только начало использования МЧД!

Рис. 6. Количество выпущенных МЧД и подписанных с их помощью документов

Есть ли единый формат МЧД?

Пока нет. В соответствии с коллективным решением Минцифры, ФНС, Федерального казначейства, Банка России и Федеральной нотариальной палаты до конца 2022 года должен быть создан единый формат МЧД на базе формата ФНС России и Федеральной нотариальной палаты. Такой формат позволит упростить документооборот как в секторе B2B, так и при обмене документами в государственных органах.

Действует ли классификатор полномочий?

Классификатор полномочий — это ресурс, который содержит перечень полномочий представителя, указываемого в МЧД. Речь идет о полномочиях физического лица при использовании КЭП. Всем полномочиям в классификаторе присваивается уникальный идентификационный номер, помимо которого каждое полномочие в обязательном порядке будет иметь наименование и дату включения в классификатор.

В настоящее время опубликован и уже вступил в силу приказ Минцифры России от 03.10.2022 № 751, вносящий изменения в Порядок формирования, актуализации классификатора полномочий и обеспечения доступа к нему (далее — Порядок). А сам Порядок был утвержден приказом Минцифры России от 18.08.2021 № 856. Изменения коснулись места размещения классификатора полномочий, порядка передачи в него перечней полномочий, а также доступа к классификатору.

Размещение, формирование и ведение классификатора полномочий теперь осуществляется в федеральной государственной информационной системе «Единая система нормативной справочной информации» (далее — ФГИС ЕСНСИ). Участники электронного взаимодействия направляют перечень осуществляемых ими полномочий посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Доступ заинтересованных лиц к классификатору полномочий осуществляется непрерывно с использованием ФГИС ЕСНСИ, в том числе путем предоставления такого доступа с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.

Классификатор полномочий формируется и будет состоять из справочников. На сегодняшний день он уже включает полномочия, полученные от Минцифры, Минстроя, ФНС России, Федерального казначейства, Центробанка и других органов.


1 — Федеральный закон от 27.12.2019 № 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об электронной подписи“ и статью 1 Федерального закона „О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“» (в ред. от 30.12.2021).

2 — Иванова Л. А. Машиночитаемые доверенности: все, что необходимо знать // Секретарь-референт. 2021. № 12. С. 37−41.

3 — Приказ ФНС России от 30.04.2021 № ЕД-7−26/445@ «Об утверждении формата доверенности, подтверждающей полномочия представителя налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме и порядка ее направления по телекоммуникационным каналам связи».

4 — Письмо ФНС России от 20.01.2022 № ЕА-4−26/534@ «О направлении рекомендуемого формата заявления об отзыве доверенности».

5 — service.nalog.ru/payment/.

6 — m4d.nalog.gov.ru/.

Ой! Данный функционал ещё в разработке

Отправка машиночитаемой доверенности в ФНС

Если подпись выдана на представителя организации (сотрудника и т.д.), то для отправки отчетности в ФНС необходимо отправить машиночитаемую доверенность (МЧД) в ФНС. МЧД подписывается электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени ИП/ЮЛ без доверенности.

МЧД – это машиночитаемая доверенность на имя сотрудника организации, созданная в электронном виде и имеющая машиночитаемый формат, который обеспечивает возможность декодирования информации компьютером. Она необходима для подтверждения полномочий сотрудника на выполнение действий от имени организации.

МЧД, выпущенная для ЭДО с контрагентами не подойдет. Для документооборота с контролирующими органами нужно создать отдельную доверенность.

Создание МЧД в 1С

Для создания МЧД в БП 3.0 перейдите в Отчеты (1) → Уведомления (2)→ Создать (3)→ МЧД (4) → Машиночитаемая доверенность (ФНС) (5):

В открывшемся окне заполните данные доверенности:

  • в блоке Доверитель укажите данные об организации и руководителе организации в соответствии с выпиской ЕГРЮЛ;
  • в блоке Представитель укажите данные о физическом лице — владельце электронной подписи. Если данные о физическом лице ранее были заполнены, они отобразятся автоматически.

Можно ввести данные физического лица, который не является сотрудником организации. В том числе и для ИП. Но при заполнении МЧД для такого ФЛ в 1С необходимо отметить пункт Сотрудник организации доверителя:

Подписывать МЧД необходимо электронной подписью руководителя организации или лица, имеющего право действовать от имени ИП/ЮЛ без доверенности. При подписании МЧД подписью другого сотрудника поступит отказ от ФНС.

Подписывать МЧД, отправленную от филиала организации необходимо электронной подписью руководителя головной организации или лица, имеющего право действовать от имени ИП/ЮЛ без доверенности. должен руководитель

МЧД можно подписать в 1С или в сторонней программе (например КриптоАРМ), а затем загрузить в 1С два файла: МЧД в формате XML и подпись руководителя в формате SGN, BIN, P7S, SIGN или SIG.

После заполнения данных нажмите кнопку Подписать (1). В открывшемся окне выберите сертификат, которым будет подписана МЧД и введите пароль, если он установлен (2). Вы можете выбрать подпись руководителя, даже если она не привязана к сервису 1С-Отчетность. После выбора сертификата нажмите кнопку Подписать (3):

После подписания выберите с какой учетной записи будет произведена отправка МЧД (1) и нажмите кнопку Отправить (2):

Далее, для отправки отчетности в ФНС, необходимо произвести Настройку отправки отчетности в ФНС с МЧД, указав МЧД в карточке организации и в карточке Регистрация в налоговом органе.

Загрузка подготовленного ранее МЧД

Для загрузки подготовленного ранее файла МЧД на вкладке Уведомления нажмите кнопку Загрузить → МЧД → Машиночитаемая доверенность (ФНС):

Для загрузки файла машиночитаемой доверенности и подписи, которой будет подписана данная форма, нажмите Выбрать файл:

Подписывать МЧД необходимо электронной подписью руководителя организации или лица, имеющего право действовать от имени ИП/ЮЛ без доверенности. При подписании МЧД подписью другого сотрудника поступит отказ от ФНС.

Подписывать МЧД, отправленную от филиала организации необходимо электронной подписью руководителя головной организации или лица, имеющего право действовать от имени ИП/ЮЛ без доверенности. должен руководитель

МЧД можно подписать в 1С или в сторонней программе (например КриптоАРМ), а затем загрузить в 1С два файла: МЧД в формате XML и подпись руководителя в формате SGN, BIN, P7S, SIGN или SIG.

После загрузки сохраните изменения, нажав кнопку Ок. Для отправки МЧД нажмите нажмите кнопку Отправить.

Далее, для отправки отчетности в ФНС, необходимо произвести Настройку отправки отчетности в ФНС с МЧД, указав МЧД в карточке организации и в карточке Регистрация в налоговом органе.

Отзыв МЧД

При необходимости зарегистрированную в ФНС доверенность можно отозвать.

Для этого воспользуйтесь одним из способов:

1. Перейдите в ОтчетыУведомления, сообщения и заявления → Создать (1)МЧД (2) → Заявление об отзыве машиночитаемой доверенности (ФНС) (3):

Откроется окно, в котором необходимо выбрать доверенность для отзыва:

На следующем шаге проверьте заполненные данные, укажите причину отзыва и нажмите кнопку Отправить:

2. Перейдите в ОтчетыУведомления, сообщения и заявления и откройте зарегистрированную МЧД.

В открывшейся форме нажмите кнопку Отозвать:

На следующем шаге проверьте заполненные данные, укажите причину отзыва и нажмите кнопку Отправить:

После регистрации в ФНС заявления об отзыве МЧД статус МЧД меняется на Отозвано.

Создание МЧД в 1С

Для создания МЧД (машиночитаемой доверенности) в неуправляемой конфигурации перейдите в Отчеты → Регламентированные отчеты → Журнал обмена → Исходящие уведомления (1). Нажмите кнопку Режим отображения (2) и из выпадающего списка выберите режим Машиночитаемые доверенности (ФНС) (3):

Нажмите кнопку Новый (1) и выберите вид документа Машиночитаемая доверенность (ФНС) (2):

В открывшемся окне заполните данные доверенности:

  • в блоке Доверитель укажите данные об организации и руководителе организации в соответствии с выпиской ЕГРЮЛ;
  • в блоке Представитель укажите данные о физическом лице — владельце электронной подписи. Если данные о физическом лице ранее были заполнены, они отобразятся автоматически.

Можно ввести данные физического лица, который не является сотрудником организации. В том числе и для ИП. Но при заполнении МЧД для такого ФЛ в 1С необходимо отметить пункт Сотрудник организации доверителя:

Подписывать МЧД необходимо электронной подписью руководителя организации или лица, имеющего право действовать от имени ИП/ЮЛ без доверенности. При подписании МЧД подписью другого сотрудника поступит отказ от ФНС.

Подписывать МЧД, отправленную от филиала организации необходимо электронной подписью руководителя головной организации или лица, имеющего право действовать от имени ИП/ЮЛ без доверенности. должен руководитель

МЧД можно подписать в 1С или в сторонней программе (например КриптоАРМ), а затем загрузить в 1С два файла: МЧД в формате XML и подпись руководителя в формате SGN, BIN, P7S, SIGN или SIG.

После заполнения данных нажмите кнопку Отправить.

После того, как МЧД будет прикреплена в программе и зарегистрирована в ФНС, необходимо заполнить доверенность в карточке организации. Доверенность заполняется стандартным способом, информация должна совпадать с той, что указана в МЧД.

Загрузка подготовленного ранее МЧД

Для загрузки подготовленного ранее файла МЧД в окне Машиночитаемая доверенность (ФНС) нажмите кнопку Загрузить:

Подписывать МЧД необходимо подписью руководителя организации. При подписании МЧД подписью другого сотрудника поступит отказ от ФНС

Если подпись, привязанная к сервису 1С-Отчетность выдана не на руководителя, то МЧД можно подписать подписью руководителя в сторонней программе (например КриптоАРМ), а затем загрузить в 1С два файла: МЧД в формате XML и подпись руководителя в формате SGN, BIN, P7S, SIGN или SIG.

Если по какой-либо причине подписать МЧД подписью руководителя невозможно, отправить доверенность не получатся, необходимо будет предоставить её в ФНС в бумажном виде.

В открывшемся окне выберите файл доверенности и файл подписи через кнопку многоточие и нажмите Ок:

После загрузки сохраните изменения, нажав кнопку Ок. Для отправки МЧД нажмите кнопку Отправить.

После того, как МЧД будет прикреплена в программе и зарегистрирована в ФНС, необходимо заполнить доверенность в карточке организации. Доверенность заполняется стандартным способом, информация должна совпадать с той, что указана в МЧД.

Отзыв МЧД

Для отзыва МЧД в неуправляемой конфигурации перейдите в Отчеты → Регламентированные отчеты → Журнал обмена → Исходящие уведомления (1). Нажмите кнопку Режим отображения (2) и из выпадающего списка выберите режим Заявление об отзыве машиночитаемой доверенности (ФНС) (3):

Нажмите кнопку Новый (1) и выберите вид документа Заявление об отзыве машиночитаемой доверенности (ФНС) (2):

В открывшемся окне выберите Режим заполнения заявления:

  • Выбрать из базы данных, если МЧД добавлена в справочник МЧД. В строке Доверенность нажмите на многоточие и выберите МЧД из справочника:

  • Загрузить из файла, если МЧД нет в 1С, но есть файл МЧД на ПК. В строке Выбрать файл нажмите на многоточие и выберите файл МЧД в формате XML:

  • Ручное заполнение, чтобы заполнить заявление вручную:

После выбора нажмите Ок и в открывшемся окне проверьте заполненные данные. Укажите причину отзыва и нажмите кнопку Отправить:

Оформление МЧД обособленными подразделениями/филиалами

Вариант 1. К 1С-Отчетности подключена головная организация, нужно оформить МЧД на руководителя филиала / К 1С-Отчетности подключены головная организация и филиал.

Корректным оформлением в данном случае является следующее:

  • МЧД создается и отправляется головной организацией;
  • в МЧД указываются реквизиты организации, на которую оформляется МЧД (т.е. КПП, адрес и т.д. филиала/обособленного подразделения);
  • доверитель — руководитель головной организации (который значится в выписке из ЕГРЮЛ), представитель —  руководитель филиала/обособленного подразделения;
  • подписывается подписью руководителя головной организации;
  • для дальнейшей отправки отчетности необходимо указать МЧД в карточке филиала/обособленного подразделения.

Если по отправленной МЧД поступил отказ «Представление налогоплательщиком (его представителя) документа (документов) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этих документов», воспользуйтесь альтернативным вариантом оформления МЧД:

  • в МЧД указываются реквизиты головной организации, на которую оформляется МЧД (т.е. КПП, адрес и т.д. головной организации);
  • доверитель — руководитель головной организации (который значится в выписке из ЕГРЮЛ), представитель — руководитель филиала/обособленного подразделения;
  • в строке Органы, для которых действует доверенность выберите Действует для всех налоговых органов;
  • отправить МЧД в ФНС головной организации.

Если отказ повторится, причину отказа необходимо уточнить в ФНС.

Вариант 2. Головная организация не подключена к 1С Отчетности, подключен только филиала/обособленного подразделения:

  • МЧД создается и отправляется филиалом/обособленным подразделением;
  • в МЧД указываются реквизиты организации, на которую оформляется МЧД (т.е. КПП, адрес и т.д. филиала/обособленного подразделения);
  • доверитель — руководитель головной организации (который значится в выписке из ЕГРЮЛ), представитель —  руководитель филиала/обособленного подразделения;
  • подписывается подписью руководителя филиала/обособленного подразделения.
  • для дальнейшей отправки отчетности необходимо указать МЧД в карточке филиала/обособленного подразделения.

Вариант 3. В ЕГРЮЛ у организации вместо руководителя указана управляющая компания:

  • МЧД создается и отправляется управляющей компанией;
  • в МЧД указываются реквизиты организации, на которую оформляется МЧД (т.е. КПП, адрес и т.д. организации);
  • доверитель — руководитель управляющей компании, представитель —  руководитель организации;
  • подписывается подписью руководителя управляющей компании;
  • для дальнейшей отправки отчетности необходимо указать МЧД в карточке организации.

Номер статьи: 141989172
Обновлено: 23.05.2023 11:41+0000

Машиночитаемая доверенность (МЧД) в БП 3.0

С 01.03.2022 физические лица могут подписывать отчетность ИП или организации сертификатом физического лица. При таком подписании требуется машиночитаемая доверенность (далее — МЧД).

В 1С Бухгалтерии предприятия сервис 1С-Отчетность поддерживает отправку отчетности по МЧД.

Для создания МЧД пройдите в раздел Отчеты — Регламентированные отчеты – Уведомления – Создать – МЧД – доступны Машиночитаемая доверенность для ФНС и для ФСС, выберите нужную.

Машиночитаемая доверенность (МЧД) в БП 3.0

Заполните все реквизиты: номер и срок действия МЧД, реквизиты доверителя и представителя, список госорганов (получателей отчетности).

Номер присвойте вручную, заполните дату выдачи
МЧД и дату окончания действия доверенности. Если точной даты окончания не известно, то пройдите по гиперссылке Расширенная настройка и установите галку Отсутствует конкретная дата окончания. После этого станет доступным для заполнения поле Срок действия, заполните его вручную текстом. Нажмите Сохранить.

Машиночитаемая доверенность (МЧД) в БП 3.0

Машиночитаемая доверенность (МЧД) в БП 3.0

В поле Доверитель выберите организацию или ИП из справочника Организации. Остальные реквизиты доверителя программа заполнит автоматически по данным карточки организации, проверить и изменить их можно по гиперссылке Уточнить реквизиты.

Машиночитаемая доверенность (МЧД) в БП 3.0

Управляющая организация, действующая без доверенности
– заполняется, если полномочия переданы управляющей компании

Физическое лицо со стороны доверителя подтягивается автоматически из карточки организации

Машиночитаемая доверенность (МЧД) в БП 3.0

В поле Представитель выберите тип данных Физическое лицо и выберите из списка представителя, его реквизиты заполнятся автоматически по данным информационной базы. Проставьте галку «Сотрудник организации доверителя»

Машиночитаемая доверенность (МЧД) в БП 3.0

В поле Налоговый орган – получатель выберите ту ФНС, в которую будете сдавать отчетность

Машиночитаемая доверенность (МЧД) в БП 3.0

По умолчанию в поле Полномочия выбраны все, но по гиперссылке Все вы можете ограничить полномочия представителя

Машиночитаемая доверенность (МЧД) в БП 3.0

По итогу заполнения запишите МЧД и по кнопке Отправить
отправьте МЧД напрямую из базы 1С. МЧД должна быть подписана ЭЦП руководителя.

Машиночитаемая доверенность (МЧД) в БП 3.0

После отправки и регистрации в ФНС МЧД примет статус Зарегистрировано

Машиночитаемая доверенность (МЧД) в БП 3.0

1. Заполните МЧД и выгрузите ее в xml формате по кнопке Выгрузить

Машиночитаемая доверенность (МЧД) в БП 3.0

2. Подпишите МЧД ЭЦП с помощью сторонних средств

3. Другой пользователь, у которого есть сервис 1С-Отчетность, загружает в свою базу выгруженную МЧД и файл подписи доверителя. Загрузить – МЧД – Машиночитаемая доверенность (ФНС)

Машиночитаемая доверенность (МЧД) в БП 3.0

Можно выбрать только файл самой МЧД, в таком случае подпись будет сформирована автоматически при отправке МЧД. Пользователь 1С-Отчетности должен быть доверителем в такой ситуации.

Настройка отправки отчетности с использованием МЧД

В карточке организации мы устанавливаем информацию о том, что подписывает отчетность представитель по МЧД ПОСЛЕ его принятия на стороне ФНС (то есть, когда статус будет «Зарегистрировано«).

До этого в карточке организации в строке Налоговый орган ответственного за оформление отчетности оставляем Руководитель. В противном случае могут не принять на стороне ФНС отправленную доверенность.

Раздел Главное – Организации – Регистрация в налоговом органе установите переключатель Отчетность подписывает в положение Представитель

Машиночитаемая доверенность (МЧД) в БП 3.0

По гиперссылке Заполнить выберите представителя, впишите номер и дату доверенности, выберите МЧД из списка

Машиночитаемая доверенность (МЧД) в БП 3.0

Машиночитаемая доверенность (МЧД) в БП 3.0

Машиночитаемая доверенность (МЧД) в БП 3.0

(Рейтинг:
4.3
Голосов: 7 )

Материалы по теме

Дата публикации: 13.07.2022 09:23

С 1 января 2023 года машиночитаемые доверенности станут обязательными для подписания уполномоченным представителем электронных документов индивидуальных предпринимателей (ИП) и юридических лиц.

В настоящее время, налогоплательщик уже может направлять отчетность и иные документы в налоговые органы с использованием машиночитаемой доверенности.

Машиночитаемая доверенность, или МЧД – это электронная форма бумажной  доверенности, подписанная квалифицированной электронной подписью (КЭП) руководителя организации или индивидуального предпринимателя, создается и представляется в файле формата XML.

При использовании МЧД не требуется предоставлять бумажную доверенность в налоговые органы, а для ИП больше нет необходимости заверять бумажную доверенность у нотариуса.

Кроме того, МЧД может оформляться  в отношении одного, нескольких, а также всех налоговых органов Российской Федерации.

Для того, чтобы начать работать с МЧД, организации или ИП потребуется выпустить отдельный сертификат КЭП для сотрудника – подписанта  (получить КЭП физического лица можно в любом аккредитованном удостоверяющем центре) и оформить на физическое лицо МЧД, подписанную самим директором организации или индивидуальным предпринимателем, используя свою КЭП.

Далее при подаче отчетности или отправке электронных документов, сотрудник будет удостоверять их собственной КЭП и прикладывать к пакету файл МЧД.

Если МЧД потеряет актуальность раньше истечения срока, на который она была выдана, руководитель или ИП  может отозвать МЧД в любое удобное время.

Формат МЧД для отправки в налоговые органы утвержден Приказом ФНС России от 30.04.2021 N ЕД-7-26/445@ (КНД 1110310).

Рекомендуемый формат заявления об отзыве доверенности установлен Письмом ФНС России от 20.01.2022 N ЕА-4-26/534@ (КНД 1110311).

На сайте ФНС России размещен сервис «Создание и проверка доверенности в электронной форме», с помощью которого можно оформить МЧД уполномоченного физического лица для представления отчетности и иных документов в налоговые органы. Сервис позволяет сформировать МЧД в виде файла, скачать его, и в дальнейшем использовать по назначению.

 




Переход на МЧД закреплён в законе от 19.12.2022 № 536-ФЗ. До этого времени бизнес должен перестроить внутренние процессы и адаптировать информационные системы для работы по новым правилам.

Рассказываем, как сотрудникам и работодателям подготовиться к переходу на МЧД, и отвечаем на самые распространённые вопросы, связанные с документом.

Что такое МЧД

МЧД – это доверенность в электронном виде, подписанная квалифицированной электронной подписью (КЭП), которая подтверждает, что сотрудник имеет право подписывать документы от имени организации.

Машиночитаемая доверенность позволяет сотрудникам представлять интересы компании в электронном документообороте с контрагентами: сдавать отчётность, выставлять счета, оформлять закрывающие документы.

Как выглядит МЧД

МЧД представляет собой файл в формате XML, который определяет полномочия сотрудника и подписывается электронной подписью юридического лица.

Машиночитаемая доверенность содержит в себе следующие данные:

  • название, номер и срок действия доверенности;

  • сведения о работодателе (доверителе);

  • сведения о сотруднике (поверенном);

  • операции, которые может выполнять поверенный (полномочия).

Какой формат актуален

Требования к форме МЧД установлены приказом Минцифры от 18.08.2021 № 857. В марте 2023 года на портале Госуслуг в разделе «Машиночитаемые доверенности» был опубликован единый формат МЧД, который уже можно использовать для B2B- и B2G-обмена.

Что изменится с обязательной МЧД

К сентябрю 2023 года каждый сотрудник организации должен получить машиночитаемую доверенность. МЧД создаёт на сотрудника работодатель и подписывает её своей КЭП. В документе он указывает срок действия доверенности и полномочия сотрудника.

Одну МЧД можно выдать сразу на группу сотрудников. А в одной МЧД можно указать сразу несколько полномочий: по одной доверенности сотрудник может выполнять разные операции.

Сотрудник при оформлении документов от имени организации прикладывает к ним файл МЧД, но подписывает их своей электронной подписью физического лица. Подписывать документы без МЧД могут только руководители.

Юридические лица будут обязаны передавать все выданные МЧД в единый реестр машиночитаемых доверенностей ФНС России, запуск которого тоже запланирован на 1 сентября.

Как повлияет переход на электронную подпись

Когда МЧД станет обязательной, электронная подпись юридического лица, которую раньше использовали при подписании документов от имени организации, утратит силу.

Теперь сотрудник будет подписывать документы своей квалифицированной электронной подписью (КЭП). Подпись он получает самостоятельно в удостоверяющем центре на своё имя как физическое лицо. Ключ защищён от передачи другим лицам – это повышает безопасность операций.

Что такое классификатор полномочий и зачем он нужен

Классификатор поможет быстро определить полномочия сотрудника и корректно отобразить их в МЧД.

Классификатор полномочий – это портал с переченем полномочий сотрудника, которые следует указывать в машиночитаемой доверенности. Каждое полномочие содержит наименование, дату включения в классификатор и уникальный идентификационный номер – именно он даёт право подписи.

Обязанность вести и заполнять классификатор возложена на Минцифры. Порядок работы с инструментом утверждён приказом ведомства от 18.08.2021 № 856. Актуальный классификатор размещён на сайте «Единой системы нормативной справочной информации» (ЕСНСИ).

Как корректно добавить МЧД к юридически значимым документам при их подписании

Стандартно при подписании универсальных передаточных документов (УПД) машиночитаемая доверенность передаётся вместе с ними в формате XML.Также МЧД можно направить в виде метаданных или с помощью блока инфополей.

Дополнительно Минцифры совместно с ФНС планируют обновить XSD-схему для юридически значимых документов и добавить в неё возможность прикреплять МЧД.

Следует ли отправлять МЧД вместе с каждым электронным документом

Каждый электронный документ, когда сотрудник совершает какие-либо действия от имени компании, должен быть снабжён машиночитаемой доверенностью в виде отдельного файла или ссылкой на неё.

Работайте с МЧД без ограничений в личном кабинете Docrobot

Docrobot обновил личный кабинет пользователя и добавил возможность полноценно работать с машиночитаемой доверенностью на платформе.

Теперь пользователям доступны следующие возможности.

Все операции с МЧД

Для работы с МЧД достаточно перейти во вкладку «Доверенности», нажать кнопку «Добавить доверенность» и создать документ. Затем следует указать дату и заполнить данные доверителя.

В личном кабинете можно совершить все необходимые действия с МЧД: откорректировать, подписать, отправить, отобразить в формате PDF. В любой момент доверенность можно отозвать или передоверить – для этого нужно только выделить опцию галочкой.

Предусмотрены статусы МЧД, которые помогут отследить операции с документом.

Автоматическое добавление МЧД к документу

Личный кабинет Docrobot позволяет прикрепить МЧД автоматически: достаточно обозначить связь между документом и доверенностью в файле Description. После этого каждый УПД, подписанный электронной подписью, будет передаваться вместе с МЧД.

Проверка электронной подписи и статуса МЧД

Docrobot автоматически проверяет соответствие электронной подписи уполномоченному сотруднику и статус МЧД в системе ФНС России.

Полномочия для МЧД пока необходимо проверять самостоятельно. Когда будет утверждён единый классификатор полномочий, функционал для проверки корректности полномочий появится на платформе Docrobot.

Подробнее о том, как работать с МЧД, рассказали на вебинаре. Оставьте заявку на подключение и получите запись вебинара в подарок!

Получите запись вебинара по МЧД!

Узнайте, как быстро добавить машиночитаемую доверенность в свою информационную систему

Заполните форму ниже

И получите запись на почту:

Реклама: ООО «Э-КОМ», ИНН: 9715218298, erid: LjN8KYwpx

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Код ошибки 0400500000
  • Код ошибки 0400 опель астра g
  • Код ошибки 0400400021 контрольное соотношение 3 левая часть
  • Код ошибки 0400400008 что означает
  • Код ошибки 0400 кайрон дизель