Классный час природа не прощает ошибок 10 класс

Здравствуйте, уважаемые приглашенные, ученики 10 класса. Приветствуем всех собравшихся в этой аудитории. Наш час общения необычный.

Кромсаем лёд, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот.
Но мы ещё придём просить прощенье
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого малейшего малька.
Пока об этом думать не охота.
Сейчас нам не до этого. Пока.
Аэродромы, пирсы и перроны, 
Леса без птиц и реки без воды.
Всё меньше окружающей природы.
Всё больше окружающей среды.

(Роберт Рождественский)

— Объясните последние строчки стихотворения.

-Ребята, сегодня мы будем говорить с вами о весьма актуальной проблеме нашего общества, человечества в целом. Подумайте, о чем будет сегодняшний классный час?

— Тема нашего классного часа – «Природа не прощает ошибок». Этим классным часом мы с вами завершаем серию классных часов, посвящённых Году экологии. 5 января Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии. Цель данного решения – привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.

А наша цель: узнать, обобщить, осмыслить и содействовать, при первой возможности, улучшению экологической обстановки в городе, квартире.

Наш девиз: “Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь” (М.Горький).

Экология города и здоровье населения. Эта тема очень важна, т.к. наши здоровье и жизнь зависят от состояния окружающей среды: от чистоты воздуха, которым мы дышим, воды, которую мы пьем, пищи, которую потребляем.

Итак, вопросы, которые мы поднимаем в нашей теме, были предложены обучающимся нашей школы. Интервью проводила Насыбуллина Руфия. Вот что они ответили: (смотрим видеозапись).

  1. Что такое экология? Вам знаком этот термин, что он означает?

  2. Вам знаком термин экология? Что он означает по-вашему?

  3. Вас устраивает качество воды в реке Б.Кинель (для купания, рыбной ловли)?

  4. Какие мероприятия, на Ваш взгляд, Вы бы предложили для улучшения состояния воды, воздушной среды, почвы?

  5. Что ухудшает состояние воды, воздушной среды, почвы?

  6. Какие болезни Вы бы могли назвать, вызванные загрязнениями окружающей среды?

  7. По-вашему кто-нибудь в нашем городе занимается вопросами экологии?

Известно, что во многом здоровье зависит от местных условий жизни населения, включая коммунальное благоустройство, способы водоснабжения, качество рекреационных ресурсов и антропогенное воздействие – загрязнение воздуха выбросами промышленности и автотранспорта, загрязнение поверхностных и подземных вод, наличие с/х продукции с высоким содержанием нитратов, пестицидов, тяжелых металлов; многие заболевания связаны именно с этими факторами.

— Мы с вами живём в удивительном крае- Оренбургской области. Предлагаем вашему вниманию презентацию «10 чудес Оренбургской области» Симгаевой Екатерины и она познакомит нас с «Красной книгой Оренбургской области».

Проблемная ситуация «Нужны ли комары?».

— Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить  и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре.

Один рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» — в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.

Интерактивная беседа.

— Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?

Примерные ответы:

— Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.

— В природе всё находится в равновесии, всё связано.

— Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.

-Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология. А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?

Примерные ответы :

— Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.

— В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.

— В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит предотвращали эпидемии.

5). Информационный блок «Законы экологии».

-Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

— Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер.

Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.

Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

— Сейчас мы послушаем Ильц Дарью и увидим, выполняют ли его жители экологические законы? Она расскажет о родниках.

-Мы убедились, насколько актуальна и многогранна данная проблема. Многие аспекты этой темы рассматриваются и изучаются на уроках биологи и экологии.

— Что же мы можем сделать, чтобы спасти наш Бугуруслан, область, планету в целом?

Слово предоставляется эко-лидеру Насыуллиной Руфие.

-Природа удивительный мир. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.

Трудно представить себе Землю без лесов, без зверей, без птиц. Берегите ПРИРОДУ!

Сегодня у нас присутствует Рываева Ирина Владимировна, помощник прокурора. Вам слово

Выступление Бычковой Карины

5

 Классный час  «Природа не прощает ошибок».

Цели:
расширить представление детей об экологических законах; способствовать
воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; формировать
негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение
к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию
в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

Оформление:

а) на доске –
эпиграф:   Берегите эти
земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри
природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!
Е.Евтушенко

б) Четыре закона экологии

1. Всё связано со всем.

2. Всё должно куда-то деваться.

3. Ничто не даётся даром.

4. Природа знает лучше.

   План классного часа:

  1. Вступительное
    слово.
  2. Проблемная
    ситуация «Нужны ли комары?».
  3. Интерактивная
    беседа.
  4. Информационный
    блок «Законы экологии».
  5. Виртуальный
    экологический рейд «Какие законы нарушены?».
  6. Работа в
    группах «Обращение от имени природы».
  7. Заключительное
    слово «Убивай зверей внутри себя».
  8. Подведение
    итогов.

    Ход классного часа.

1. Вступительное слово

Кл. руководитель. Тема нашего
классного часа – «Природа не прощает ошибок». Ни для кого не секрет, что наш
мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает
угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек
уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся
платить  и будущим
поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы,
подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её
богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре.

2. Проблемная ситуация
«Нужны ли комары?».

Кл. руководитель. Один знакомый
рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый
эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были
тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» —
в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял
только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы
был наполнен … комарами.

3. Интерактивная беседа.

Кл. руководитель: Какой же
экологический урок дал старый эвен рыбаку?

Примерные ответы детей:

— Если уничтожить комаров, то
исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать
люди.

— В природе всё находится в
равновесии, всё связано.

— Природа очень разумна. Она сама
регулирует количество всех живых организмов.

Кл. руководитель. Да, в природе
всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология. А можете ли вы привести
свои примеры такой взаимосвязи?

Примерные ответы детей:

— Аральское море, которое
обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.

— В Китае были уничтожены
миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И
китайцы стали покупать воробьёв в других странах.

— В Норвегии уничтожили хищных
птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии.
Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а
значит предотвращали эпидемии.

4. Информационный блок
«Законы экологии».

Кл. руководитель. Как видим,
природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем
этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Итак, четыре закона экологии. Их
сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Эти законы мы записали на
доске.

Первый закон: «Всё связано со
всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.

Второй закон гласит: «Всё должно
куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который
закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом
отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не даётся
даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями.
Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц –
исчезли куропатки. За всё приходится платить.

Четвёртый закон: «Природа знает
лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход
естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического
вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а
человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и
материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и
загрязняют её.

Экологическая культура
заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

5. Виртуальный
экологический рейд. «Какие законы нарушены?»

Классный руководитель. Сейчас мы
проведём рейд по улицам нашего города и увидим, выполняют ли его жители
экологические законы? А вот и первый нарушитель. Завод сбросил в реку сточные
воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям
города? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой
ситуации?

Примерные ответы детей:

— Эти вещества обязательно осядут
на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок
травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест
хищная, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Последняя же может
попасться на крючок человеку, и тогда человек по закону получит пищевое
отравление.

— Нарушены первый и второй
экологические законы.

— Нужно пропустить промышленные
отходы через очистку.

Классный руководитель. Идём
дальше. Что-то трудно становится дышать! Ага, это дворники сжигают листву,
чтобы не вывозить её за город. Чем это грозит нам, и какой экологический закон
дворники нарушают?

Примерные ответы детей:

— Листва городских деревьев
накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов.
Её обязательно нужно уничтожать.

— Типичное нарушение второго
закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так:
листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.

— Листья  категорически запрещается сжигать, их
нужно вывозить за город.

Классный руководитель. В
цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус».На упаковке написано,
что это удобрение произведено из обыкновенного мусора, а произвёл его
необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учёными! Интересная
информация! Читаем дальше. Эти черви пожирают любой органический материал: опилки,
бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая всё это в чрезвычайно ценное
органическое удобрение – биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не
ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он
съедает в сутки два раза больше, чем весит, а ещё он не прихотлив и прекрасно
чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусовС. Живёт этот труженик
целых 16 лет.

Как вы думаете, люди, которые
вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет?

Примерные ответы детей.

— Это, наоборот, строгое
выполнение законов экологии.

— Тут выполняется второй закон:
«Всё должно куда-то деваться». Мусор не превращается в токсические отходы, а
даёт пищу червяку и становится ценным удобрением.

— А ещё и четвёртый закон
выполняется: «Природа знает лучше». Червяк существо природное, он и знает, как
лучше переработать отходы.

Классный руководитель. Мы выехали
за город, в дачный посёлок. Когда-то тут было болото, весело квакали лягушки,
тучей клубились комары. Но дачники решили избавиться от болота и начали его
осушать. К каким последствиям для леса и речки это может привести? Какой закон
нарушают люди, желая улучшить природу?

Примерные ответы детей:

 Ни в коем
случае нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадёт!

— Нарушается четвёртый закон
природы: «Природа знает лучше». Если тут , в этом месте природа создала болото,
так тут ему и нужно быть.

— Для экологического равновесия в
этом месте очень нужно и болото, и лягушки, и комары, иначе будет засуха.

Классный руководитель. Ну что ж,
я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков
экологической культуры.

6. Работа в группах.
«Обращение от имени Природы».

Классный руководитель. Сегодня мы
узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют
Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если бы Природа
могла говорить, что бы она сказала своим детям? Давайте напишем письма-
обращения от имени природы.

Первая группа напишет обращение к
бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.

Вторая группа напишет военным.

Третья группа подготовит
обращение к учёным.

Четвёртая группа обратится к
фермерам и крестьянам.

Пятая группа напишет морякам и
рыбакам.

Шестая группа напишет письмо
ученикам нашей школы.

Включается музыка, в
течение 5 минут дети пишут обращения.

Пришло время прочитать наши
обращения. Приглашаю к доске представителей групп.

К доске выходят
представители групп и читают обращения.

Спасибо, надеюсь, что ваши слова
будут услышаны.

7. Заключительная беседа
«Убивай зверей внутри себя».

Классный руководитель. Сегодня мы
говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих  законов – важнейший признак
экологической культуры. Но этого не достаточно. Нужна ещё и экология души.
Прочитайте эпиграф к нашему классному часу. Это строки поэта Евгения Евтушенко
(читает).

О чём говорит здесь поэт?

Примерные ответы детей:

— Что нужно беречь природу.

— Что нельзя убивать зверей.

— Что нужно любить самую
маленькую былиночку и букашку.

Классный руководитель. Поэт призывает
убивать зверей внутри себя. Что это за звери?

Примерные ответы детей:

— Это жадность, зависть,
глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость,
гордыня и т.д.

— Это всё плохое, чёрное, дикое,
что есть в человеке.

— Это то, что мешает человеку
полюбить другого человека и весь мир.

Классный руководитель. Мне
кажется, вы все правы. Звери внутри нас – это плохие качества характера,
которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.

И мы должны постоянно истреблять
этих зверей в своём сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут
на пользу природе.

  1. Подведение
    итогов (рефлексия).

Классный руководитель. Что вам
запомнилось из сегодняшнего разговора? Можете ли вы считать себя экологически
культурными людьми?

Примерные ответы детей:

— Запомнился рассказ о червяке,
который делает биогумус.

— Запомнился рассказ об эвене,
который разрезал рыбу и оказал комаров в нём.

— Я ещё недостаточно культурный,
много зверей внутри меня.

— До культуры ещё далеко, но
понятно, что делать.

— Знать законы и исполнять их
легко, самое трудное – быть добрым.

Классный час

«Природа не прощает ошибок»

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы.

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Е. Евтушенко

Цель: Расширить и систематизировать знания о видах загрязнения окружающей среды и основных источниках загрязнения – формировать практические умения, характеризовать разные виды загрязнения, сравнивать уровень загрязнения окружающей среды в разных регионах, совершенствовать умения и навыки с разними источниками знаний, анализировать и систематизировать необходимую информацию, способствовать воспитанию патриотизма и любви к природе, пропагандировать экологические идеи.

Оборудование: Картины о природе, стихийных явлений, высказывания о

природе (схемы-опоры) на доске; презентация о природе

музыкальное оформление.

Ход классного часа

I. Сообщение темы классного часа.

1. Зачитывают на доске эпиграф к классному часу.

2. Читают схемы-опоры о природе (Учитель показывает).

3. Под музыкальное сопровождение рассматривают красочные иллюстрации

на доске о природе земного шара.

4. В конце классного часа должны ответить на вопрос:

– Как человек должен относиться к природе?

  1. Вступительное слово учителя. Во второй половине XX века и в начале XXI века, в эпоху быстрого развития науки и техники, освоения новых природных богатств, влияние человека на природу охватило весь земной шар. Люди, создав мощные механизмы, с их помощью стали не просто изменять природные комплексы, а и круговорот веществ, потоки энергии, химический состав географической оболочки. Это влияние по своим масштабам и силе можно сравнить с природными процессами, охватывающими всю планету. Современные масштабы потребления природных ресурсов и способы их использования не позволяют сохранять стойкое равновесие в природе.

В XXI веке человек поставил под угрозу здоровье планеты. В жизни каждого из нас и всего человечества наступает новая эпоха – эпоха борьбы за дальнейшее наше существование, «экологическая эпоха». И к этому новому времени, к вступлению в него мы должны подойти с открытыми глазами и с ясным сознанием.

Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живёшь, – на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки! И твоё личное пространство, помноженное на миллионы, станет охраняемым пространством Отечества, помноженное на миллиарды – охраняемым пространством мира.

Настало время осознать каждому, что наша Земля – одинокий небесный цветок, расположенный на удачном расстоянии от Солнца. А мы взрываем в одуванчике бомбы! Мы прогрызаем его ранимую оболочку, стираем пыльцу, смахиваем нежные тычинки лесов.

Определим основные виды загрязнения окружающей среды и источники их поступления.

«Круглый стол»

1. Выступление

I. Эксперт

«Нарушение природного равновесия»

Сжигая уголь, нефть, природный газ, расщепляя атомное ядро, промышленность на планете стала третьим по величине источником энергии после энергии Солнца и земных недр, при этом в воздух за год выбрасывается углекислого газа больше, чем всеми действующими вулканами.

Не меньшее влияние оказал человек и на гидросферу. Во время перевозок нефти в воду её попадает в 85-100 раз больше, чем просачивается по трещинам из недр Земли. В результате этого сейчас почти весь Мировой океан покрыт тонкой плёнкой, под которой из-за нехватки кислорода гибнут живые организмы.

Регулирование потоков воды в масштабах планеты привело к тому, что сейчас в водохранилищах содержится около 6 тыс. км., в три раза больше, чем во всех реках мира!

Вооружённый техникой, человек начал перерабатывать даже неприкосновенную до сих пор оболочку Земли – литосферу. Во время добычи полезных ископаемых создаёт искусственные горы и впадины-терриконы и карьеры, высота и глубина которых достигает нескольких сотен метров. Это фактически новые рукотворные формы рельефа.

Человек изменил круговорот фактически всех существующих в природе металлов. Металлы причиняют непоправимый вред всему живому.

По оценкам специалистов, человек существенным образом изменил и освоил около 60% территории суши. Естественный вид некоторых природных зон можно наблюдать только в заповедниках (Аскания-Нова). Результатом преобразующей деятельности людей является возникновение антропогенных ландшафтов – природных комплексов, существенно изменённых хозяйственной деятельности человека.

II. Эксперт.

«Основные виды загрязнения окружающей среды»

(На доске таблица). – Работа по ней.

Основные виды загрязнения окружающей среды

Механическое

Химическое

Биологическое

Радиационное

Загрязнение твёрдыми предметами, тарой, использованными предметами, нагромождающимися на земной поверхности

Загрязнения веществами и соединениями искусственного происхождения, взаимодействующими с природными веществами и нарушающими круговорот воды в природе

Распределение организмов, возникших в результате жизнедеятельности человека (новые виды болезней животных, человека (Эбола) бактерий и вирусов…)

Происходит при испытании ядерного оружия, захоронения

радиоактивных отходов, аварий и катастроф на АЭС, др. объектов с атомными двигателями

III. Эксперт.

Людям всегда было интересно знать, что ждёт их впереди. Для этого с древних времён существовали предсказатели, шаманы и астрологи. Несколько сотен лет назад на основе имеющихся знаний также попытались предсказать будущее человечества. Замечательным «провидцем» оказался русский учёный М. Ломоносов, сумевший обосновать существование материка на крайнем юге Земли – Антарктиды, богатство недр Сибири нефтью, газом, алмазами. Теперь у современных учёных – компьютер, с помощью которого можно моделировать разные ситуации и получать достоверные прогнозы. В 80-х годах XX века учёные Массачусетского технологического института в США провели первое комплексное исследование причин и последствий роста численности населения Земли, промышленного развития и загрязнения окружающей среды.

Согласно прогнозу, если рост численности населения не прекратиться, то в ближайшее сто лет производство продуктов питания начнёт сокращаться, а это неизбежно приведёт к голоду. Из-за истощения минеральных ресурсов станет меньше товаров и услуг. Загрязнение окружающей среды, появление новых болезней, недостаток продовольствия будет сокращаться продолжительность жизни людей.

Но это пока только прогноз и именно от людей, в том числе и от нас с вами, зависит, по какому сценарию будет развиваться будущее планеты.

Учитель: Продолжим заседание «Круглого стола», на котором каждый из вас может высказать свою точку зрения по вопросам загрязнения природы, сохранения природных ресурсов, международного сотрудничества для решения проблем современности.

IV. Эксперт

«Загрязнение атмосферного воздуха».

Основная экологическая опасность, вызванная развитием современного общества, – это загрязнение окружающей среды. Фабрики, заводы, электростанции, автомобильный транспорт выбрасывают в воздух огромное количество газообразных отходов, копоти и пыли. Во многих крупных городах тяжело дышать – воздух чрезвычайно загрязнён. Такой грязный воздух, нависший над городом, называется смогом. Загрязнённый воздух плохо влияет на состояние сердечно-лёгочной системы. Промышленные газы приводят к появлению кислотных дождей, наносящих вред деревьям, озёрам, рекам и даже домам.

Вследствие промышленного производства в атмосферу попадает значительно больше газов, чем их образуется единственным способом. Газы в атмосфере не дают солнечному теплу, отражённому от Земли выйти в космос. Они удерживают его, как стены парников, поэтому это явление называют «парниковый эффект». Из-за него на Землю к глобальному потеплению, последствия которого для землян могут быть катастрофическими. Хозяйственная деятельность человека вызывает образование «озоновых дыр». Тонкий озоновый слой в атмосфере защищает всё живое от вредного ультрафиолетового облучения. Однако озон разлагается под влиянием газов, образующихся вследствии сжигания топлива, а также под влиянием фреона, содержащегося в холодильных установках и аэрозолях. Повреждение озонового слоя приводит к увеличению раковых заболеваний кожи у людей.

V. Эксперт

«Загрязнение е вод и почв».

Одной из форм загрязнения являются выбрасывание бытовых отходов в природные бассейны, однако ещё большую угрозу представляют промышленные, сельскохозяйственные и транспортные отходы. Промышленные отходы иногда зарывают в землю, а это крайне опасно – яды смешиваются с подземными водами, которые потом попадают в наши озёра, реки, моря и океаны. Туда же попадают и пестициды, минеральные удобрения, смывающиеся с полей.

VI. Эксперт.

Загрязнение радиоактивными веществами.

Учёные очень обеспокоены последствиями загрязнения окружающей среды радиоактивными соединениями, ведь такие вещества сохраняют излучения на протяжении многих тысяч лет.

Авария на АЭС в Украине, Японии показали человечеству, насколько опаснее природных катаклизм могут быть катастрофы, порождённые человеком, а изучение причин возникновения катастроф, привело учёных к неутешительным выводам: землетрясения, наводнения, засухи, ураганы в большинстве случаев были так или иначе связаны с деятельностью людей.

VII. Эксперт.

Природопользование.

Учёные стали искать пути выхода из этой ситуации. Ведь экологические проблемы связаны как с ростом численности населения и увеличением масштабов производства, так и с несовершенством технологических процессов, а часто и с экологической безграмотностью. Поэтому необходимо не только изучать пути экономного использования природных ресурсов в хозяйственной деятельности, но и разрабатывать меры по восстановлении, и охране окружающей среды.

На протяжении последних десятилетий, благодаря усилиям географов и экологов, возникла комплексная наука «природопользование». Природопользование – научная и производственная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человечества с помощью природных ресурсов.

Она содержит знания и закономерности природных и общественных наук, является смежной наукой (дисциплиной). Исследования в области природопользования проводят учёные разных специальностей.

VIII. Эксперт.

Рациональное и нерациональное природопользование.

Выделяют рациональное (т. е разумное, продуманное, правильное) и нерациональное (неразумное) природопользование. При условии нерационального природопользования легкодоступные природные ресурсы используются в большом количестве, но перерабатываются не полностью, что приводит к их быстрому истощению, образованию большого количества отходов и сильному загрязнению природы. Нетрудно догадываться, что взаимоотношение общества и природы до недавнего времени были построены на основе нерационального природопользования. Иначе не возник бы экологический кризис и связанные с ним последствия.

Достижения науки и техники позволяют создать безотходное производство, в результате чего снижается затрата природных ресурсов и сводится к минимуму загрязнение окружающей среды. При условии рационального природопользования предполагается не только разумное освоение и охрана природных ресурсов от истощения и загрязнения, но и возобновление ресурсов.

IX. Эксперт.

Необходимость международного сотрудничества в решении экологических проблем.

В конце XX века были изобретены промышленные технологии, дающие мало отходов и загрязнений, разработаны эффективные очистительные сооружения и способы безотходного ведения сельского хозяйства.

Много государств внимательно следят за тем, чтобы открытия, позволяющие сохранить природу, как можно скорее использовать. Правительства разных стран стараются вместе спасти планету от загрязнений, опустынивания и исчезновения лесов. Примером таких договорённостей может служить подписание в 1990 году руководителями 92 стран документов о полном прекращении производства фреонов до 2000 года. Много развивающихся стран сначала отказалось присоединиться к ним, поскольку понесли бы значительные убытки. После продолжительных переговоров и споров богатые государства создали специальный фонд для покрытия денежных убытков развивающихся стран, договор всё-таки вступил в силу. Если в дальнейшем страны мира научатся строго выполнять «Правила Зелёного общежития», то у землян есть шансы успешно выйти из экологического кризиса.

X. Эксперт.

Ведущие международные организации по вопросам охраны природы.

В мировой практике международного сотрудничества по вопросам охраны природы большую роль играют международные, межправительственные и общественные организации. Например, такая организация, как «Международный союз по охране природы» (МСОП) свою основную задачу видит в разработке научных основ охраны и восстановления дикой природы. На протяжении последних десятилетий под эгидой ООН были созданы десятки органов, центров и программ по охране окружающей среды: «Международная комиссия по охране окружающей среды и развития (МКОСР), «Глобальный фонд окружающей среды» (КФО), «Всемирная метеорологическая организация» (ВМО)…

Крупнейшая общественная экологическая организация планеты – «Гринпис» (англ. – «Зелёный мир»). Эта организация действует почти во всех странах мира и есть довольно богатой и влиятельной. Она существует за счёт добровольных пожертвований, как отдельных людей, так и больших компаний. Члены «Гринпис» нередко выходят победителем в борьбе с предприятиями, сбрасывающими отходы в водоёмы, браконьерами. Россия является участницей многих международных конвенций, связанной с охраной окружающей среды…

  1. Закрепление.

Учитель – классный руководитель.

1. Спрогнозируйте, что может ожидать человечество в будущем, если

отношение к окружающей природе:

а) во всех странах остаётся таким, как сейчас;

б) станет значительно хуже;

в) изменится, учитывая законы природы, будет направлено на достижение

гармонии с ней.

2. Разработайте рекомендации по решению вопросов экологических

проблем планеты

  1. Подведение итогов. Экспертная группа из 3 человек подводит итоги.

1. На Земле почти не осталось мест, не изменённых хозяйственной деятельности человека. Люди изменили виды целых природных зон и сознательно вмешались в природный круговорот веществ и энергии. Всё это приводит к возникновению антропогенных природных комплексов и ряда негативных изменений в природе, последствия которых отражаются на самом человеке.

2. Основной экологической проблемой Земли является комплексное загрязнение окружающей среды. Создавшаяся катастрофическая ситуация вызывает необходимость коренной перестройке отношения человека и природы.

3. В наше время самой актуальной задачей является переход всех стран мира к рациональному природопользованию методам хозяйствования, основанным на достижениях науки и техники, предусматривающих продуманное и экономное использование природных ресурсов, восстановления экологического равновесия и комплексную охрану окружающей среды.

4. Учитель – классный руководитель.

– В вопросах применения методов рационального природопользования много развитых стран достигли значительных успехов. В развивающихся странах проблемы охраны природы решаются очень медленно из-за нехватки средств. Однако мировая общественность уже пришла к пониманию необходимости международного сотрудничества по вопросам решения экологических проблем планеты.

Идея украшения, исцеления, озеленения, очищения Земли должна стать главной государственной идеей, смыслом существования и национальной гордостью каждого народа.

Мы верим – настанет час, когда страны будут гордиться не заводами, не задымленными горизонтами, а своими свежими листьями, росой и ночной прохладой, запахами своих туманов и освежающих болот.

Мы верим, что школьники будут писать по слогам:

Воздух – наш отец.

Вода – мать.

Земля – дом.

Роса – национальное сокровище.

5. Как человек должен относиться к природе?

Приложение

«Природа, единая книга, каждая из страниц которой наполнена глубоким смыслом» Гёте

«В природе нет ничего ненужного».

Монтель

«Природа не может перечить человеку, если человек не перечит её законам»

Герцен

«Природа не храм, а мастерская и человек в ней работник».

И.А. Тургенев

Это надо знать

На всех жителей Земли отпущено 30 миллионов кубических километров пресной воды. Чтобы вырастить горстку пшеничных зёрен для выпечки одной булки, надо затратить 200 литров воды. Для производства суточной нормы пищевых продуктов на одного человека требуется 6 тонн воды.

За последние сто лет в результате развития индустрии концентрация углекислого газа в атмосфере Земли увеличилась на 12-14­%, снизилась освещённость планеты в целом. В крупных городах концентрация вредных веществ в атмосфере превышает предельно допустимые нормы в 10 раз и более. В лесу воздух содержит бактерий в 300 раз меньше, чем в городе. Летом деревья улавливают на свои кроны 50% пыли, содержащейся в воздухе.

Один гектар леса в год способен поглотить 5-10 тонн углекислого газа и выделить 10-20 тонн кислорода. За один час участок леса в один гектар поглощает весь углекислый газ, выделенный при дыхании 200 человек.

На земле ежеминутно рождается более 200 новых едоков и исчезает 10 гектаров почвы, способной дать жизнь растениям. Ветер и эрозия делают своё дело. Из оставшихся на планете ещё не освоенных земель лишь четверть пригодна для сельскохозяйственного использования.

Вода ласкала и лечила,

Людей кормила, как могла,

И в горле свежестью горчила,

И горечь сладкою была.

Недавно рыбою и птицей,

Залив был весел и богат.

Теперь глядит пустой глазницей,

И на рассвет, и на закат.

Кипел он пеною кровавой,

В смертельной муке рвался ввысь,

Когда химической отравой,

Морские травы налились…

Не смог он справиться с недугом,

Не помогло, что он в Крыму

На берегу гниёт севрюга

Баркас ненужный никому.

Оборваны живые узы,

Мертва морская бирюза.

Лишь ядовитые медузы,

Как отравителей глаза.

В. Орлов

Кромсали лёд, меняли рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот…

Но мы ещё придём просить прощенье

У этих рек, барханов и болот.

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька…

Пока об этом думать неохота,

Сейчас нам не до этого пока.

Аэродромы, пирсы и перроны.

Леса без птиц, и земли без воды…

Всё меньше окружающей природы,

Всё больше окружающей среды.

Роберт Рождественский

Классный час — презентация «Природа не прощает ошибок»

Оценка 5

Классный час - презентация "Природа не прощает ошибок"

Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придется платить и будущим поколениям. Единственное спасение в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться ее законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и ее богатствам. Цель: Формирование экологической культуры воспитанников, знание и соблюдение законов природы.классный час о законах экологии. Знание и соблюдение этих законов — важнейший признак экологической культуры.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

                                          Венгеровская СОШ №2

Классный час «Природа не прощает ошибок» 

Выполнила

классный руководитель

4Б класса

Юмашева О.М.

                                                 Венгерово2018

Цель: формирование экологической культуры, предполагающей ценностное                 отношение детей к природе.

Задачи:

·        создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы;

·        создать на уроке атмосферу сотворчества, взаимодействия и дискуссии;

·        формировать бережное отношение к окружающей среде;

·        воспитывать экологическую культуру;

·        формировать мотивацию природоохранной деятельности;

·        формировать культуру общения на уроке.

Оборудование:

ж/к телевизор, презентация, шапочки-маски, письмо, задания для каждой команды.

Ход урока.

1.                 Оргмомент:

 (Звучит мелодия песни “Чистые пруды”, ученик читает стихотворение).

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С цветами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

2.                 Создание учебной мотивации.

Ребята, как называется планета, на которой мы живем? (Земля показ глобуса)

— Закройте глаза, опустите головы, вслушайтесь в слова:

«Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это – Земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно прекрасен… И очень важно, чтобы это продолжалось вечно». Я предлагаю каждому из вас прикоснуться к глобусу и ощутить себя частью большой планеты Земля..

 Наша планета восхитительна и богата. Чего только нет на земле – горы, реки, луга, поля, озера, моря, леса и океаны.

Посмотрите! Нам есть, чем гордиться!

Показ слайдов с комментарием:

Слайд 1. Озера — крупнейшие сокровищницы пресной воды.

Слайд 2. Горыкладовые чистого воздуха, который обладает настоящими целебными свойствами.

Слайд 3. Леса – легкие нашей планеты и дом многих зверей и птиц.

Слайд 4. Поля – кормилицы всего человечества.

Слайд со всеми фото. Ребята, вам нравится наша планета? (да)

3. Постановка задачи.

Вдруг неожиданно раздаётся музыка. Ребята не понимают, откуда идет звук.

— Ребята, что это за звук. Кто-то из вас принёс с собой телефон? Ой, посмотрите на экран. Кто это?

На экране появляется изображение инопланетянина, который начинает рассказывать историю нашей грязной планеты.

Я пришелец из космоса. Меня зовут ЛАРС. Я живу на далёкой планете Экос. Мы очень любим наблюдать за планетой Земля, потому что она очень красивая..

Но, однажды при ближайшем ее рассмотрении мы заметили, что у Земли много проблем. Мы поняли, что она в опасности. ПОСМОТРИТЕ САМИ! (слайды).

Слайд 1. Кит, выбросился на берег. ПОЧЕМУ?

Это последствия загрязнения моря отходами химического производства.

Слайд 2. Водоемы, покрыты нефтью. ПОЧЕМУ?

Это последствия аварий на нефтепроводе.

Слайд 3. Людям трудно дышать. ПОЧЕМУ?

Выхлопные газы автомобилей наносят непоправимый вред воздуху, которым мы дышим. Ежедневно заводы и фабрики выбрасывают из своих труб тысячи тонн сажи, золы и вредных газов.

Слайд 4. Лесов на планете Земля все меньше и меньше. ПОЧЕМУ?

Халатное отношение людей приводит к гибели лесов. Это очень опасно и грозит изменением климата.

Слайд 5, 6. В ваших сёлах очень, очень много мусора. Почему?

Мусор и бытовые отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются. Вокруг крупных городов уже не хватает места для свалок, а если сжигать мусор, то это плохо для воздуха, которым  вы дышите.

Слайд 7. На природе очень грязно. Почему?

Выезжая отдыхать на природу, люди часто не заботятся о том, что остается после них на месте отдыха.

Ребята посмотрите видеоролик, как может измениться наша планета.

Вам понравилось то, что вы увидели? (нет)

Ребята! Это ужасно! Мы, люди,  губим нашу планету. Звери, птицы, рыбы, насекомые, живут в гармонии с природой.

Только людская суета нарушает ее покой. И время от времени без всяких предупреждений природа бунтует, как будто подает сигнал тревоги.

Извержения вулканов, землетрясения, цунами, ураганы, смерчи, пожары и наводнения. Эти природные вспышки ярости мы называем стихийными бедствиями. Все это ведет к необратимым изменениям природы, к  гибели живых организмов, т.е. к экологической катастрофе.

Запомните это страшное название — экологическая катастрофа и сделайте все, чтобы ее избежать.

 Сохраните вашу природу и все живые организмы Земли!

Ваша планета, как израненная птица, кричит, просит о помощи!

Я привез вам рекомендации ученых с нашей планеты Экос, как помочь вашей планете Земля. Но, прочитать письмо смогут только те земляне, которые искренне любят, понимают Землю и живут в настоящей гармонии с природой.  Прощайте!

Ребята, давайте прочитаем, что нам написали жители дальней планеты.

(показывает на слайде непонятный текст)

— Вы что-нибудь понимаете, вы  можете прочитать письмо? (нет)

Вот и я не могу. Мы с вами люди каменных городов, а чтобы  расшифровать,  послание нам надо  стать индейцами, именно этот  древний народ живет в гармонии с природой.

(подумала)

Ребята, у меня есть идея, идите сюда!

(шепчет задание о переодевании)

                                            музыка индейцев

—  Братья и сестры! Мы сегодня собрались у великого огня, чтобы свершилось предначертанное.  (У_У_У!)

Мы должны расшифровать послание, которое поможет спасти нашу кормилицу Землю. (У_У_У!)

ПЛЕМЯ БЫСТРЫХ, если Вы готовы, потопайте!

ПЛЕМЯ ЛОВКИХ, если вы готовы, поднимите руки и похлопайте!

ПЛЕМЯ СИЛЬНЫХ, если вы готовы, попрыгайте!

ПЛЕМЯ МУДРЫХ, если вы готовы, издайте крик индейцев! 

Если мы все вместе, если мы все за одно великое дело, то давайте потопаем, а теперь поднимем руки и похлопаем, а теперь попрыгаем и издадим великий сигнал индейцев.

Ну, а теперь за работу.

Племя мудрых! Соедините начало и конец, и узнайте  секреты бережного отношения к природе.

— Сортируя мусор,

— Починив подтекающий кран,

-Экономно расходуя бумагу,

— Изучая природу,

— Охраняя растения,  

…бережёшь чистую воду.

…узнаёшь, как ее сберечь.

…даёшь возможность снова сделать полезные вещи.

…бережёшь чистый воздух.

… сохраняешь леса. 

Племя сильных: раскройте тайну, можно ли из чего-то ненужного сделать что-то полезное.

3.                 Собрать стеклянные бутылки.

4.                 Собрать другие изделия из стекла.

5.                 Погрузить собранные стеклянные изделия в машину.

6.                 Отвезти груз на завод.

7.                 Раздробить на заводе стекло на кусочки.

8.                 Смешать стеклянные кусочки с глиной.

9.                 Изготовить керамическую плитку из смеси стекла и глины.

Племя Ловких, создайте знак, который остановит людей каменных городов и не позволит им уничтожить природу.

Племя Быстрых. Рассмотрите Жалобную книгу планеты Земля и создайте рекламу для моего спасения

Я — планета Земля третья от Солнца и пятая по размеру среди всех планет Солнечной системы, крупнейшая по диаметру,массе и плотности среди планет земной группы. С первых дней своего развития человек связан со мной. Но только сейчас я стала понимать, что человечество разрушает свой мир. И я хочу пожаловаться вам – люди на то, что вы меня обижаете и совсем не стараетесь беречь. Я очень разочарована в том, что вы перестали меня любить. Вы делаете мне больно.

Прошу вас, люди, берегите меня — ваш дом! Ведь я могу погибнуть и остаться обугленной песчинкой в дымной мгле. И не случайно грозные вулканы выплескивают с лавой мою боль. Очнитесь, люди, чтобы меня от гибели спасти!

Виртуальный экологический рейд.

-Племена, а как вы считаете: не грозят ли экологические катастрофы селу Венгерово?
 Давайте проведём рейд по улицам  нашего села и увидим, выполняют ли его жители экологические законы?

Презентация. «Виртуальная экскурсия»

Слайд1

Жители села, вы любите праздники? А шары гелиевые запускать в небо?

Это , ребята, есть первые нарушители. Почему?
Примерные ответы детей:
— Эти шары обязательно осядут на растениях, водорослях, лугах. Растения, трава и водоросли попадут в желудок травоядным животным вместе с безобидными шариками. Животное погибнет.

Слайд2
Идём дальше. Что-то трудно становится дышать! Ага, это весной добропорядочные хозяева сжигают листву и ботву, чтобы не вывозить её на свалку. Чем это грозит нам, и какой экологический закон эти хозяева нарушают?
Примерные ответы детей:
— Листва деревьев, ботва, накапливает огромное количество токсических веществ

Люди думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.
— Листья и ботву категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить на свалку

Слайд3

-Мы выехали за пределы нашего села. Когда-то тут было  Моисеево болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но люди решили избавиться от болота и сделали тут свалку. К каким последствиям для леса и речки это может привести

Примерные ответы детей:
— Ни в коем случае нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадёт!
— Нарушается четвёртый закон природы: «Природа знает лучше». Если тут, в этом месте природа создала болото, так тут ему и нужно быть.
— Для экологического равновесия в этом месте очень нужно и болото, и лягушки, и комары, иначе будет засуха.
-Так какой же вывод можно сделать?.

Сейчас наши племена объединятся и постараются составить экологический прогноз селу Венгерово и расшифровать письмо.

Земляне, экологические прогнозы печальны.  Природа в опасности. Помогите ей, ведь Земля – ваш дом. Каждый может и должен внести свой вклад в спасение Земли.  Соблюдайте чистоту и перерабатывайте мусор, экономьте воду и электроэнергию, берегите животный и растительный мир, не загрязняйте атмосферу.

Рефлексия.

-Ребята!

— Конечно, мы не можем предотвратить все экологические катастрофы, это не в наших силах. Но мы можем помочь природе своими маленькими, но полезными делами. А эта песня пусть станет гимном нашего класса.

Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.

Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря;
Ведь небо без птиц — не небо,
А море без рыб — не море!
И земля без зверей — не земля,
Не земля, не земля!

Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце — сердце человечье.

Люди-человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица!

http://webkind.ru/text/5704166_57313101p75191005_text_pesni_pticy-ryby-i-zveri-v-dushi-lyudyam-smotryat.html

https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/zhaloby-zhivotnykh

Природа не прощает ошибок
PPTX / 16.14 Мб

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Классификация речевых ошибок учащихся
  • Классный час на тему огонь ошибок не прощает
  • Классификация словообразовательных ошибок характеристика и примеры
  • Классный час как не совершить ошибку
  • Классификация синтаксических ошибок