Классный час как не совершить ошибку

Классный
час «Как не совершить ошибку»

Цели:

  • Обучение пониманию
    формулировки «ошибка умного человека».
  • Достижение обучаемыми того,
    что умный человек всю жизнь изучает ошибки других людей.

ХОД
КЛАССНОГО ЧАСА

I.
Проверка выполнения домашнего задания

II. Постановка
учебной задачи 
(проверяется в учебных группах)

– Что такое
ошибка?
 Ошибкой называется:

1. 
Неправильность в расчётах.
2. Неверность в действиях, неправильность в работе.
3. Неправильность в мыслях. Вина. (Например: это– моя вина…)
4. Заблуждение, упущение.

– Как вы
думаете: ошибается ли умный человек? Имеет ли заблуждение? Если ошибается, то
почему это происходит? (Ответы)
– Можно ли считать умным человека, совершающего ошибки? (Ответы)
– Может ли человек прожить свою жизнь без ошибок? (Ответы)
– Итак, какую же проблему мы будем разбирать на сегодняшнем уроке?
– Совершает ли ошибки умный человек?

Самооценка.

III.
Решение учебной задачи

1
задание 
(проверка в группах)

– «Умный
человек всю жизнь учится на ошибках !» – как вы понимаете это выражение? (Ответы)
– Какие пословицы и поговорки со словом «ошибка» вы знаете?
– Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. На ошибках учатся. Сапер
ошибается только раз. За ошибки молодости люди расплачиваются всю жизнь. И
другие…
– Какая существенная разница между ошибками, сделанными умным человеком и
глупым?
– Умный человек тоже, конечно же, ошибается, при этом он может сделать
совершенно новые ошибки, в то время, как глупый повторяет одну и ту же ошибку
многократно.

Дополнение
учителя. 
Шестилетний Саша Селезнев на вопрос: «Каким бывает
дурачок?» – ответил: «Как испачканное грязью колесо». А так же ответил на
другие вопросы следующим образом: «Кто же мужчина?» – «Счастье для женщины!»
«Что такое зазнайство?» – «Нахмуривание бровей женщинами»…
 Как вы понимаете выражение : «Умный умеет вовремя остановиться?»
 До этого человек доходит своим умом, в этом случае ему никто не
помогает. Он сам исправляет свои ошибки, свои недостатки. Такие люди умеют
управлять собой, держать себя на контроле, корректировать свои действия
(способны изменять свое поведение) и так далее.

Самооценка.

 2
задание 
(проверка в группах)

– Каким вы
представляете себе воспитанного человека? Чем он отличается от невоспитанного
человека? 
– В воспитанном человеке сформирован иммунитет к отрицательным явлениям
(подобно устойчивости организма к различным заболеваниям). Например, он
ежедневно дома и на улице неоднократно сталкивается с отрицательными действиями
людей, однако сам их не повторяет. К примеру, его приглашают выпить, угощают
папиросами, но он не пьет (зелье) и не курит. А если услышит нецензурную брань
из чьих-то уст, то ни за что не повторяет и не подражает этому сквернословию. У
него хорошо работают  «тормоза», и он умеет держать себя в руках, способен
вовремя остановиться, имеет «железную» силу воли.

3
задание 
(самостоятельная работа)

Подготовить
план по теме: «Как избежать (не делать) ошибок» – с целью самовоспитания.

Пример
ожидаемого плана:

  • Составить список людей
    (личностей) с сильной волей, используя прочитанную художественную и другую
    литературу.
  • Уметь признавать свои ошибки и
    находить пути их своевременного исправления.
  • Сравнить новый учебный год с
    прошедшим и сделать всё, чтобы не совершать прошлогодние ошибки.

IV.
Рефлексия

– Как мы
достигли поставленной цели? Что нового узнали и чему полезному научились мы на
сегодняшнем классном часе? Как научиться не совершать ошибок? Как их не
повторять? Был ли полезным для вас этот классный час?

Беседа «Легко ли  признаться в ошибке?»

Цели:

  • формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков, побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов. 

Эпиграф на доске:«Ошибки других замечать не много стоит, признаться в своих — вот что приличествует достойному человеку» М.В.Ломоносов.

Вступительная беседа.

 1.Создание эмоционального настроя.

— Поговорим?

— О чем?

— О разном и о прочем.

— О том, что хорошо.

— И хорошо не очень.

— чего – то знаешь ты.

— А что – то мне известно.

— Поговорим?

— Поговорим.

— Вдруг будет интересно.

2. Введение в тему.

Ребята, посмотрите на это дерево (учитель показывает на оформленную доску), оно высохшее, без листочков. Это дерево лишили жизни Злость и Обида. Сегодня поговорим о том «Легко ли признаться в ошибке?» 

Мы поможем дереву ожить и постараемся сегодня вырастить дерево добра.

-А что бы вы хотели узнать, решить для себя по этой теме?

(Какие бывают ошибки.  Что делать, если ошибся?  Стоит ли признаваться кому — либо в том, что совершил ошибку?)

Ну что же, вопросов много. И прежде, чем попытаемся их решить, ответьте, а что такое «ошибка»? 

(Когда что- то неправильно сделал, сказал, как -то неправильно поступил.)

Перенос ситуации на себя.

Анализ чувств в проблемной ситуации.

— Совершали ли вы ошибки?

— Бывают ли у вас моменты, когда вы понимаете, что не правы, но вам сложно признаться в этом? (Да.)

–Что вы при этом чувствовали? (тяжёло, «камень на душе»)

— Такой камень мы сегодня символично изобразим. Какие эмоции и чувства испытывает человек, у которого «камень на душе»? (страх, тревога, грусть, трусость,слёзы)
Прослушайте стихотворение Валентина Дмитриевича Берестова.
http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1373/d-1372793/1372793_html_m4460d64.jpg

Однажды человек ошибку совершил,

Напуганный, не знал, куда деваться,

И, дорожа спокойствием души,

Поклялся вообще не ошибаться.

Чтоб не споткнуться, он замедлил шаг,

Чтоб не забыться, спорить не решался,

А собственное мненье спрятал так,

Что, собственно, без мнения остался.

Он никому на свете не мешал,

Его встречали вежливой улыбкой

Ошибок он уже не совершал.

Вся жизнь его теперь была ошибкой.

-Почему автор пишет: «Вся жизнь его теперь была ошибкой?».

-Неужели жить, не совершая ошибки, плохо??? (Это сложно, невозможно. )

-Представьте, что  каждый из вас — герой этого стихотворения.

Тренинг

Выполните следующие действия.

Вам нельзя смотреть по сторонам, в окно, на друзей во время разговора , — это ошибка.

 А ещё лучше, чтобы не ошибиться, закройте глаза и только слушайте.

А чтобы вы случайно не ошиблись и не открыли их, завяжите  их.

Сейчас вас ничто не отвлекает, и вы можете меня слушать.

Вам удобно? Хотя нет, молчите, ничего не говорите, а вдруг вы неверно ответите и совершите ошибку!!!

Подойдите к доске, Хотя неееет. Вам нельзя!!!

Это ошибка идти с завязанными глазами.  А потом, вдруг что- то случится непредвиденное, и в чём – то ошибётесь.

Лучше присядьте и никуда не ходите! Вот так сидите и слушайте. Хотя слушать надо не всегда, а вдруг это чей – то чужой секрет. Послушав его, вы совершите ошибку. Закройте уши.

-Комфортно вам было?  Какие чувства испытали?

-Вот в таком виде пройдёт ваша жизнь. Вы не совершите ни одной ошибки.

-Хотите ли вы ТАК жить? (НЕТ) Почему? (Это не жизнь. Скучно. Это неправильно.)

-Сделаем  ВЫВОД. Можно ли прожить жизнь, не совершая ошибки? (Нельзя прожить жизнь и не ошибиться ни разу.)

Ошибки в жизни бывают у каждого человека
– Как же избавиться от этого камня на душе?
 

– Что нужно предпринять? (признаться, найти пути решения, извиниться, чтобы не было стыдно, чтобы исправить ситуацию)
Из слов на доске мы соберём алгоритм, который поможет правильно поступить, если совершим ошибку. Будем подниматься по ступенькам.

-С какого слова начнём? (ОШИБКА).

  —  Можем ли мы исправить ошибку, не зная, что ошиблись? (Нет). Какой же следующий шаг? Какое следующее слово? (ОСОЗНАНИЕ)

Ребята, люди совершают разные ошибки: серьёзные и не очень, намеренно или случайно. Как вы думаете, что в такой ситуации самое главное? (Признаться в ошибке) 

– Как вы думаете, почему нужно признать ошибку?  (признаваясь в ошибках, разрешив проблему, нам становится легче).

 Какое следующее слово в алгоритме? (ПРИЗНАНИЕ)

А следующее. (ИСПРАВЛЕНИЕ)

— А зачем исправлять – то? (Чтобы исправить ситуацию. Чтобы не было стыдно.)

– Легко ли это сделать?

Послушайте рассказ.

Рассказ «Осколки в сердце» 

Однажды молодой человек шел по дороге и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше. Прошло 50 лет, Человек этот добился в жизни всего: и дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
– Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло – это был я. Прости меня, –сказал человек.
– Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой.

— Как вы думаете, когда у него появились муки совести и почему он всю жизнь помнил об этом слепом старике?

— Итак, он носил эти осколки в своем сердце. Какие эмоции и чувства испытывает человек с осколками в сердце? (страх, вина, стыд, беспокойство, грусть, тревога, слезы).

— Избавился ли герой рассказа от этих осколков? Почему? (нашел в себе силы покаяться, признаться в ошибке)

— Что происходит с нашей душой, когда мы признаемся в ошибке? Какие чувства испытываем? (облегчение, спокойствие, умиротворение, душевную чистоту).

— Эти чувства будут каплями лекарства для нашего сердца. Куда же делись осколки? (пропали)

— Почему? (на душе стало легко, совесть успокоилась)

— А вы встречали в своей жизни человека, просящего подаяние?

— Как поступали вы? Другие?

— Как лучше всего поступить и почему?

 -Что  вы можете  сказать об этом человеке?

 — Как вы понимаете выражение «камень с души упал»?

Тренинг

А теперь возьми по пустой пакет. Это ваша душа. Лёгкий? Встань  пройди к доске и обратно. Легко? Вот и по жизни легко идти с чистой совестью. А теперь представьте, что вы сказали или сделали что – то неправильно. Вы осознали это, признались себе в ошибке, но не попытались исправить. Положи в пакет КАМЕНЬ, что лежат на парте. Пройди теперь к доске и обратно. Тяжело?  Что же делать? (Выложить камни.) Забыть ошибку? (ИСПРАВИТЬ).

-А если ничего исправить нельзя? (ИЗВИНИТЬСЯ).

-Мы выложили камень, а пакет остался таким же новым? (Нет, прорвался, запылился, потёрся).

-Приятно ли с ним идти?

 -Вот так же и с нами. Порой люди думают, что извинились и дальше могут вести себя, как захотят. Ведь всегда можно сказать: «Извините, я больше не буду». А потом опять обижать, врать, бить, в общем вести себя неправильно.

—  Приятно ли с ними общаться?( Нет. Они просто так извиняются.)

-Какая же последняя фраза в нашем алгоритме? (Попытаться меньше совершать ошибок. СТАРАТЬСЯ НЕ СОВЕРШАТЬ ТЕ ЖЕ ОШИБКИ. Учиться на ошибках.  )

 — Ошибки в жизни бывают у каждого человека, но не все могут в них признаться. Совершить плохой поступок легко, тяжелее осознать, что ты не прав, раскаяться и попросить прощение. Но пока этого не сделал, человеку плохо, его гнетёт совесть,?

Игра «Дерево»

Посмотрите на это дерево, оно высохшее, без листочков, его лишили жизни вина и стыд (муки совести). Давайте попробуем пробудить дерево (души), поучимся признаваться в совершенных ошибках.

— Ребята, перед вами список различных человеческих качеств и чувств ( зеленые листочки с различными вариантами лежат на столе), выберите те чувства и качества, которые помогут вам преодолеть страх и признаться в своих ошибках. Прикрепите эти листочки к нашему деревцу.

(ребята украшают дерево, фоном звучит медленная, тихая, красивая музыка)

Качества:

Смелость,

желание,

уверенность,

сила,

воля,

храбрость.

раскаяние

самоосуждение

Порядочность

Искренность

Справедливость

гордость

Гнев

Ненависть

Зависть

Равнодушие

Трусость

Эгоизм

Предательство

Злость

— Давайте прочитаем, какие качества и чувства для признания в своих ошибках вы выбрали …

— Видите, наше дерево пробудилось, зазеленело, проснулось.

– О чьих проблемах и ошибках легче говорить, о своих или чужих? (о чужих)

-Почему?  Вспомните пословицу об этом.

( У других соринку видим в глазу, а у себя бревно не замечаем.)

Ситуации.

-Я вам предлагаю поработать над чужими ошибками и найти пути решения данных проблем.

1)Играя в футбол, я разбил окно у соседки-старушки. Боюсь признаться. Дайте совет, как поступить?

2) Вчера я получил двойку по математике и вырвал лист из дневника. Скоро родительское собрание, родители всё узнают. Лучше признаться заранее, как это сделать?

Тема нашего разговора «Легко ли признавать ошибки? »

-Ответили ли мы  на все волнующие нас вопросы. ЛЕГКО ли признаться в ошибке? (Нет. НЕ всегда. Очень сложно.) А почему? (Стыдно. Страшно, что накажут. Смеяться будут.)

 -Да, признаваться нелегко. А вот как поступите вы, если обидят вас, а потом искренне извинятся, попытаются исправиться? (Прощу. Подумаю, прощать ли, но скорее всего прощу).

-Вы правы. Надо не только уметь признавать и исправлять свои ошибки, но и ПРОЩАТЬ других.

Рефлексия – моделирование итога беседы

— Подходит к концу наша беседа. Давайте подведем итоги. Поставьте кубик на +, Если беседа именно для тебя была полезной и интересной. Если ты остался равнодушным к теме беседы, то свой кубик поставьте на —

Сегодня в память о нашей встрече я хочу подарить вам памятки по теме беседы и  маленькие сердечки, которые наполнены человеческим участием, добротой и заботой для каждого из вас.

 Помните

 Главного глазами не увидишь,

 зорко одно лишь сердце.

«Все люди ошибаются, но лишь сильные люди сознаются в ошибках и проблемах».

Всего вам доброго! Спасибо за работу!


Работа в группах по отрывкам из литературных произведениям

 Я вам предлагаю разбиться на две группы и поработать с чужими ошибками и попробовать найти пути решения данных проблем.

 Н.Н. Носов «Огурцы».

  1. «Котька пришёл домой радостный:
    – Мама, я тебе огурцов принёс.
    Мама посмотрела, а у него полные карманы огурцов, и за пазухой огурцы лежат, и в руках по два огурца.
    – Где ты их взял?
    – На огороде.
    – На каком огороде?
    – Там, у реки, на колхозном.
    – Кто ж тебе позволил?
    – Никто я сам нарвал.
    – Значит украл».

– Какой путь решения вы предлагаете? Почему? Как бы вы поступили на месте Котьки?

  Л.Н. Толстой «Косточка».

  1. «Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они ещё лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё их нюхал. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё хотел съесть…Когда за столом никого не было Ваня не удержался и съел одну сливу.
    За обедом отец и говорит:
    – А что, дети, не съел ли кто-нибудь сливу?»

– Какой путь решения вы предлагаете? Почему? Как бы вы поступили на месте Вани?

– Что привело мальчиков к совершению данных ошибок?

– Две ошибки, два исправления. Я хочу напомнить вам, как же заканчивались эти произведения:

  1.  Н. Носов «Огурцы».

«– Иди, неси огурцы, или совсем уходи из дома, ты мне больше не сын! – сказала мама.
Уже было совсем темно. Котька шёл по улице и плакал. Ему было страшно. Сторож услышал и подошёл к нему.
– Ты чего плачешь?
– Дедушка я принёс огурцы обратно.
– А вы всё-таки огурцы стащили. Нехорошо. Давай огурцы и иди домой.
– Спасибо дедушка! Я пойду.
– Иди, иди, сынок.
Котька во весь дух помчался по полю, через овраг, по мостику через ручей и уже не спеша пошёл по деревне домой. На душе у него было радостно».

  Л. Толстой «Косточка».

«Тогда отец за столом сказал:
– Что съел кто-нибудь из вас сливу, это нехорошо, но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
– Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал».

– В обоих произведениях дети признались, но у первого было радостно на душе, а второй заплакал. Почему такие разные эмоции? (Котька признался сам – чистосердечно, а Ваню заставили признаться обманом, т. е. его признание не было от чистого сердца).– Как нам легче признаться?

Классный час по теме: «Легко ли признаться в ошибке?»

Цели:

формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков, побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.

Ход занятия

I Оргмомент.

-Здравствуйте! Я очень рада видеть вас. Сегодня нам предстоит очень непростой разговор. А тему нашего занятия вы мне назовёте, послушав стихотворение

В. Берестова.

Однажды человек ошибку совершил,

Напуганный, не знал, куда деваться,

И, дорожа спокойствием души,

Поклялся вообще не ошибаться.

Чтоб не споткнуться, он замедлил шаг,

Чтоб не забыться, спорить не решался,

А собственное мненье спрятал так,

Что, собственно, без мнения остался.

Он никому на свете не мешал,

Его встречали вежливой улыбкой

Ошибок он уже не совершал.

Вся жизнь его теперь была ошибкой.

В.Берестов

-О чём же мы сегодня будем говорить? Какая тема нашего разговора? (Об ошибках.)

-Верно. Сегодня наш разговор мы посвятим теме: «Ошибки».

— А что бы вы хотели узнать, решить для себя по этой теме? Какие вопрсы у вас возникли? (Какие бывают ошибки? Что делать, если ошибся? Стоит ли признаваться кому – либо в том, что совершил ошибку?)

-Ну что же, вопросов много. И прежде, чем попытаемся их решить, ответьте, а что такое «ошибка»? (Когда что – то неправильно сделал, сказал. Как – то неправильно поступил.)

-Как вы думаете, можно ли прожить жизнь не допуская ошибок?

— Я предлагаю вам вернуться к стихотворению В. Берестова .

— Что произошло с героем стихотворения?

-Почему автор пишет: «Вся жизнь его теперь была ошибкой?». Неужели жить, не совершая ошибки, плохо??? (Это сложно, невозможно. )

— Тогда, как же быть? (Стараться делать их меньше. Извиняться. Исправлять)

-Из слов на доске я предлагаю вам сейчас собрать алгоритм ( план действий), который поможет правильно поступить, если вы совершили ошибку. С какого слова начнём? (ОШИБКА).

-Можем ли мы исправить ошибку, не зная, что ошиблись? (Нет). Правильно, мы должны понять, или осознать, что мы ошиблись. Какой же следующий шаг? Какое следующее слово? (ОСОЗНАНИЕ)

-Бывали ли у вас моменты, когда вы понимаете, что неправы, но вам сложно признаться в этом? (Да.) А надо ли признаваться? (Скорее всего да) А зачем? (Чтобы как то исправить). Какое следующее слово в алгоритме? (ПРИЗНАНИЕ) А следующее.(ИСПРАВЛЕНИЕ) А зачем исправлять – то? (Чтобы исправить ситуацию, извиниться. Чтобы не было стыдно.)

Послушайте рассказ.

Рассказ «Осколки в сердце»

Однажды молодой человек шел по дороге и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше. Прошло 50 лет, Человек этот добился в жизни всего: и дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было.Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос,а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
– Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло – это был я. Прости меня, –сказал человек.
– Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой.

— Какой вывод вы извлекли для себя из этой истории?

-Вот пустой пакет. Это ваша душа, ваше сердце. Лёгкий? Встаньте, пройдите к доске и обратно. Легко? Вот и по жизни легко идти с чистой совестью.

-А теперь представьте, что вы сказали или сделали что – то неправильно. Вы осознали это , признались себе в ошибке, но не попытались исправить. Ваша ошибка- это камень на сердце.

-Кладем камень в пакет. Пройдите теперь к доске и обратно. Тяжело? Что же делать? (Выложить камень.) Забыть ошибку? (ИСПРАВИТЬ). А если ничего исправить нельзя? (ИЗВИНИТЬСЯ), чтобы снять камень с души.

У меня 2 пакета. Коля подойди и сравни их по весу. (Одинаково тяжёлые). Как вы думаете, а камни – поступки в них одинаковых размеров? Посмотрите. В1 – несколько крупных, серьёзных ошибок кто – то совершил; А во 2 – только мелкие, но их много. А вес одинаков. Сделайте вывод.

-Можно снять с души камень, но следы от него останутся.

Порой люди думают, что извинились и дальше могут вести себя, как захотят. Ведь всегда можно сказать: «Извините, я больше не буду». А потом опять обижать, врать, бить, в общем вести себя неправильно, допускать ошибки. Приятно ли с ними общаться? Захочется снова общаться с такими людьми? ( Нет.)

-Какой вывод мы сделаем? Как нужно стараться вести себя?

-Какая же последняя фраза в нашем алгоритме? (Попытаться меньше совершать ошибок. Стараться не совершать те же ошибки. Учиться на ошибках. )

-Мы не ответили на ещё 1 вопрос. ЛЕГКО ли признаться в ошибке? (Нет. НЕ всегда. Очень сложно.) А почему? (Стыдно. Страшно, что накажут. Смеяться будут.) Да, признаваться нелегко. А вот как поступите вы, если обидят вас, а потом искренне извинятся, попытаются исправиться? (Прощу. Подумаю, прощать ли, но скорее всего прощу). Вы правы. Надо не только уметь признавать и исправлять свои ошибки, но и ПРОЩАТЬ других.

ИТОГ. РЕФЛЕКСИЯ.

1. Урок заставил задуматься.

2. Разговор многое прояснил.

3. Мне всё равно.

-Наша беседа подошла к концу. Я благодарю вас за сотрудничество и надеюсь, что наша беседа не прошла для вас бесследно.

До свидания.

ОШИБКА

ОСОЗНАНИЕ

ПРИЗНАНИЕ

ИСПРАВЛЕНИЕ

урок

Какие бывают ошибки?

Что делать, если ошибся?

Стоит ли признаваться кому – либо в том, что совершил ошибку?

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/269851-klassnyj-chas-po-teme-legko-li-priznatsja-v-o

Классный час составлен в технологии этического диалога А.И. Шемшуриной.

Ход классного часа:

Дети сидят полукругом.

1. Терапевтическая сказка-метафора «Звёздочка» Екатерины Лаврентьевой

(желательно с музыкальным сопровождением).

Сказка.
На самом краю Галактики, вдали от главных космических дорог, жила маленькая звёздочка. И было ей очень-очень одиноко и грустно. Из своего далека она могла наблюдать жизнь других звёзд, вокруг которых кружились весёлые планеты, но её не замечал никто. Рядом была только одна маленькая планета, которая когда-то тоже была звездой, но она давно уже погасла, то ли от грусти и одиночества, то ли от старости. Этого маленькая звёздочка не знала. Она появилась в этом уголке Вселенной гораздо позже. «Вот и я так же когда-нибудь погасну! – думала маленькая звёздочка. – И никто не узнает, какое тепло могут дарить мои лучи, какой яркий свет они излучают».
Однажды в этот далёкий уголок Вселенной залетела красавица комета и рассказала звёздочке, что на планетах, которые кружатся вокруг больших звёзд, есть жизнь. Там растут удивительные растения, текут реки, бродят животные, живут люди. Только звёздочка хотела спросить, кто такие люди, как комета махнула хвостом и умчалась по своим делам.
А маленькая звёздочка задумалась…                                              

– Поделитесь впечатлениями о прочитанном?

– Что затронуло вас? Взволновало?

– Почему так тяжело было маленькой звёздочке?

– Какие чувства вы испытали по отношению к маленькой звёздочке? Почему?

– Какая сложная ситуация возникла у маленькой звёздочки? (с ней не хотели дружить)

– Как можно сформулировать по-другому? (проблема)

– Что такое проблема?

– Правильно ли я вас поняла, что проблема это сложная ситуация в жизни, требующая решения?

– Сталкивались ли вы в своей жизни с проблемами? Или совершали ли вы серьёзную ошибку?

2. Перенос ситуации на себя. Анализ чувств в проблемной ситуации.

– Какие чувства, эмоции вы испытывали при этом? (на чёрном фоне вывешиваются слова, каждая эмоция – один сегмент)

Почему выбран чёрный фон? (камень на душе, грусть, слова чёрные, тяжёлые, чёрная дыра, пропасть)

3. Анализ черт характера, позволяющих признаться в проблеме или ошибке.

– Как избавиться от этой черноты?

– Что нужно предпринять? (признаться, найти пути решения)

– Легко ли это сделать?

– Английский учёный Джон Бернал говорил, что «гораздо труднее увидеть проблему, чем найти её решение. Для первого требуется воображение, для второго только умение». Для чего же тогда нужно признаваться? (чтобы решить проблему)

– Правильно ли я вас поняла, что вы не можете решить проблему, пока не признаетесь в ней?

– Американский бизнесмен Харви Маккей считает, что вы не сможете решить проблему, пока не признаетесь в ней».

– Какие черты характера нам позволят признаться в серьёзной проблеме или ошибке ? (слова выкладываются в виде лучиков солнца) Смелость, желание, устремлённость, понимание, уверенность, желание, силу.

Что значит силу? Нужно накачать мышцы?

Действительно, нужно быть очень сильным духом, чтобы признаться.

– Как расположены слова? Что они напоминают? (лучика)

– Как вы думаете, почему? Может вы предложите по-другому? (признаваясь в ошибках, разрешив проблему, нам становится легче, облегчаем душу и на чёрную дыру светит солнышко…).

– Правильно, это солнышко , состоящее из ваших лучших черт характера, освещает ошибку или проблему и помогают решить её, т.е. признаться в ней. Признаясь в ошибке, вы никогда не перейдёте к крупным порокам – так говорил философ Сен Мартен.

– О чьих проблемах и ошибках легче говорить? (о чужих)

– Почему? ( не затрагивают, сказал и забыл) 

4. Работа в группах по отрывкам из литературных произведениям

Я вам предлагаю разбиться на две группы и поработать с чужими ошибками и попробовать найти пути решения данных проблем.

Н.Н. Носов «Огурцы».

  1. «Котька пришёл домой радостный:
    – Мама, я тебе огурцов принёс.
    Мама посмотрела, а у него полные карманы огурцов, и за пазухой огурцы лежат, и в руках по два огурца.
    – Где ты их взял?
    – На огороде.
    – На каком огороде?
    – Там, у реки, на колхозном.

    Кто ж тебе позволил?
    – Никто я сам нарвал.
    – Значит украл».

– Какой путь решения вы предлагаете? Почему? Как бы вы поступили на месте Котьки?

Л.Н. Толстой «Косточка».

  1. «Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они ещё лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё их нюхал. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё хотел съесть…Когда за столом никого не было Ваня не удержался и съел одну сливу.
    За обедом отец и говорит:
    – А что, дети, не съел ли кто-нибудь сливу?»

– Какой путь решения вы предлагаете? Почему? Как бы вы поступили на месте Вани?

– Что привело мальчиков к совершению данных ошибок?

– Две ошибки, два исправления. Я хочу напомнить вам , как же заканчивались эти произведения:

  1. Н. Носов «Огурцы».

«– Иди, неси огурцы, или совсем уходи из дома, ты мне больше не сын! – сказала мама.
Уже было совсем темно. Котька шёл по улице и плакал. Ему было страшно. Сторож услышал и подошёл к нему.
– Ты чего плачешь?
– Дедушка я принёс огурцы обратно.
– А вы всё-таки огурцы стащили. Нехорошо. Давай огурцы и иди домой.
– Спасибо дедушка! Я пойду.
– Иди, иди, сынок.
Котька во весь дух помчался по полю, через овраг, по мостику через ручей и уже не спеша пошёл по деревне домой. На душе у него было радостно».

  1. Л. Толстой «Косточка».

«Тогда отец за столом сказал:
– Что съел кто-нибудь из вас сливу, это нехорошо, но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
– Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал».

– В обоих произведениях дети признались, но у первого было радостно на душе, а второй заплакал. Почему такие разные эмоции? (Котька признался сам – чистосердечно, а Ваню заставили признаться обманом, т. е. его признание не было от чистого сердца).

– Когда нам легче признаться?

У меня есть подруга. Совершая какую-то ошибку, она скрывала это до последнего. Как вы думаете, почему?

– Она говорила «Что признаваться, меня всё равно накажут». Стоило ли ей признаваться? Для чего?

– Повторю вопрос, когда же нам легче признаться?

– В фильме «Доживём до понедельника», главный герой в своём сочинении написал «Счастье – это когда тебя понимают». Как вы относитесь к этой фразе?

5. Перенос ситуации на себя. Анализ чувств при разрешении проблемной ситуации. 

– Что происходит с нашей душой, когда мы признаёмся в проблеме или ошибке? Какие чувства вы испытываете? (облегчение, радость, удовлетворение, спокойствие)

Появляется светлая планета на месте чёрной дыры. (каждый сегмент, чувство, наполняющее душу при решении проблемы или ошибки).

– Во что превратилась наша чёрная дыра?

– Почему? (сняли камень с души, стало легко).

– Посмотрите на нашу картину. Какой путь надо было пройти, чтобы признаться в проблеме? (увидеть проблему, найти мужество признаться и, признавшись снять камень с души).

– Легко ли было признаться?

– Стоило ли это делать? Почему?

– Мы создали из чёрной дыры разноцветную планету добра, которую мы избавили от проблем и ошибок., которую освещает яркое солнце.

6. Возвращение к сказке.

Вернёмся к сказке.

– Как могла закончиться история маленькой звёздочки?

– Давайте посмотрим, чем же она закончилась. (Продолжение).

Продолжение сказки.  
А звёздочка задумалась: «Может быть, когда-то эти планеты тоже были звёздами. Потом они погасли, но жизнь их не прекратилась. А вдруг и на соседке-планете может появиться что-нибудь прекрасное? Надо просто ей помочь». И звёздочка стала светить ярче, стараясь хотя бы кончиками своих лучей дотянуться до маленькой планеты и согреть её землю.
Когда первый луч коснулся планеты, навстречу ему из земли потянулся первый зелёный росток. Маленькая звёздочка не могла видеть этого, но она почувствовала лёгкое движение навстречу своим лучам. Обрадовавшись, она стала светить всё ярче и ярче, свет и тепло её лучей несли маленькой планете жизнь. Вскоре маленькая звёздочка стала замечать, как меняется её соседка. Из серой скучной планеты она становилась весёлой красавицей, играющей яркими красками.
И они стали такой красивой парой: маленькая яркая звёздочка-солнышко и её жизнерадостная подружка-планета, что другие погасшие звёзды стали приближаться к новому солнышку, надеясь обрести вторую жизнь.
А маленькая звёздочка забыла про своё одиночество и былую грусть, радовалась новым друзьям и была абсолютно счастлива.

– Чему учит нас эта история? (чтобы решить проблему, надо её понять и суметь в ней признаться).

– У меня в руках маленькая планета, та планета, которую мы смогли создать признавшись в проблеме или ошибке. Эта планета – планета добра. Но послушайте, что это внутри гремит? внутри которой спрятаны наши ошибки и проблемы. В виде чего представлены эти ошибки?

– Наши ошибки и проблемы я представила в виде горошин. Каждый из вас сейчас возьмёт по одной горошине. Расскажите ей свою проблему или ошибку и она обязательно поможет вам решить эту проблему. Пусть, признавшись горошине, вам станет чуточку легче. Мы очистили планету от ошибок и проблем.

– Вы уже стали сильнее, признавшись маленькой горошине, а вот что делать дальше, вы должны решить сами. Вы можете сохранит горошину, как талисман, пусть она помогает вам и в дальнейшем. Можете выкинуть её, выкинув свою проблему, ошибку. Но всё тайное, становится явным и избавившись от проблемы сейчас, нет гарантии, что она больше не появится. А можете посадить эту горошину и пусть её росток и будет теми чертами, которые вам помогут в дальнейшей жизни.

– Закончить нашу беседу я хочу словами французского учёного Фонтинеля «Все люди ошибаются, но лишь сильные люди сознаются в ошибках и проблемах». Прислушайтесь к себе, подумайте, решите. Выбор за вами.

Презентация.

Тема: «КАК ПРИЗНАТЬСЯ В СЕРЬЕЗНОЙ ОШИБКЕ ИЛИ ПРОБЛЕМЕ»

Цель: создать условия для осмысления учащимися своих поступков и применения способов признания в них.

Задачи:

Образовательная: выделить способы признания в совершенном поступке и научить ими пользоваться;

Развивающая: развивать логическое мышление, воображение, речь; развитие умения аргументировать свою точку зрения.

Воспитательная: воспитывать внимательное отношение к людям, к самому себе.

Используемые технологии – ТРИЗ технология (метод – системный оператор, метод творческого воображения «Если бы»), технология критического мышления

Оборудование: рассказ Л. Н. Толстого «Корова», альбомные листы, фломастеры, карточки

Ход занятия.

I Орг. момент

Проверка готовности к занятию.

II Актуализация и целеполагание (1 стадия – ВЫЗОВ)

Рассказ Л. Н. Толстого «Корова»

Жила вдова Марья со своей матерью и с шестью детьми. Жили они бедно. Но купили на последние деньги бурую корову, чтоб было молоко для детей. Старшие дети кормили Буренушку в поле и давали ей помои дома. Один раз мать вышла со двора, а старший мальчик Миша полез за хлебом на полку, уронил стакан и разбил его. Миша испугался, что мать его будет бранить, подобрал большие стекла от стакана, вынес на двор и зарыл в навозе, а маленькие стеклышки все подобрал и бросил в лоханку. Мать хватилась стакана, стала спрашивать, но Миша не сказал; и так дело осталось.

На другой день после обеда пошла мать давать Буренушке помои из лоханки, видит, Буренушка скучна и не ест корма. Стали лечить корову, позвали бабку. Бабка сказала: корова жива не будет, надо ее убить на мясо. Позвали мужика, стали бить корову. Дети услыхали, как на дворе заревела Буренушка. Собрались все на печку и стали плакать. Когда убили Буренушку, сняли шкуру и разрезали на части, у ней в горле нашли стекло.

И узнали, что она издохла оттого, что ей попало стекло в помоях. Когда Миша узнал это, он стал горько плакать и признался матери о стакане.

Системный оператор ( ТРИЗ технология)

действия Миши

1. разбил стакан

5. осколки в лоханке

8. голод семьи

2. неосторожность

4. проблема

7. трагедия

3. испуг

6. страх

9. горе

чувства Миши

1. — Какой поступок совершил Миша?

2. — Специально он это сделал?

3. – Какие чувства испытывает Миша?

4. – Появилась у мальчика проблема?

5. – Как он ее решает?

6. – Какие чувства подталкивают его к этому?

7. – Во что переливается скрытый поступок мальчика?

8. – В чем эта трагедия состоит?

9. – Какие чувства помогают мальчику признаться в своей ошибке?

— Как вы думаете, а в жизни происходят с нами такие ситуации, когда мы боимся признаться в собственном поступке и это приводит к достаточно плачевным результатам.

Так нужно ли признаваться в своих поступках? (страдают другие люди)

Проблема: как признаться в серьезной проблеме или ошибке?

III Усвоение новых знаний (2 стадия – ОСМЫСЛЕНИЕ)

Метод «Если бы……»

— Что бы произошло, если бы мальчик сразу признался в своем поступке?

— Думал ли он о последствиях?

Вывод: думать о последствиях (на доску)

Работа с пословицей

Как понимаете пословицу?

Одна беда не приходит в дом.

— Подходит ли эта пословица к нашему рассказу?

— Какая была первая беда?

— А почему пришла вторая беда в дом?

– Что помешало мальчику признаться в своем поступке? (страх)

— Значит, чтобы признаться в своих поступках, надо бороться со страхами. Давайте попробуем это сделать. Нарисуйте свой страх. А сейчас давайте попробуем найти способы избавиться от этого страха. Кто, что может предложить, что бы этот страх больше никогда не присутствовал в нашей жизни (посадить в клетку, зарыть в песок, сделать смешным…).

IV Обобщение и систематизация

— Смогли мы ответить сегодня на вопрос, который был поставлен перед нами на уроке?

  1. Думать о последствиях.

  2. Бороться со страхами

V Рефлексия

Создать ярлычок, который бы вы повесили на самое видное место в своей комнате и он бы смог вам напоминать о сегодняшнем разговоре и помогал вам в принятии решения.

В этом ярлычке попробуйте схематично отразить два правила, которые мы вывели на занятии.

Рассказ Л. Н. Толстого «Корова»

Жила вдова Марья со своей матерью и с шестью детьми. Жили они бедно. Но купили на последние деньги бурую корову, чтоб было молоко для детей. Старшие дети кормили Буренушку в поле и давали ей помои дома. Один раз мать вышла со двора, а старший мальчик Миша полез за хлебом на полку, уронил стакан и разбил его. Миша испугался, что мать его будет бранить, подобрал большие стекла от стакана, вынес на двор и зарыл в навозе, а маленькие стеклышки все подобрал и бросил в лоханку. Мать хватилась стакана, стала спрашивать, но Миша не сказал; и так дело осталось.

На другой день после обеда пошла мать давать Буренушке помои из лоханки, видит, Буренушка скучна и не ест корма. Стали лечить корову, позвали бабку. Бабка сказала: корова жива не будет, надо ее убить на мясо. Позвали мужика, стали бить корову. Дети услыхали, как на дворе заревела Буренушка. Собрались все на печку и стали плакать. Когда убили Буренушку, сняли шкуру и разрезали на части, у ней в горле нашли стекло.

И узнали, что она издохла оттого, что ей попало стекло в помоях. Когда Миша узнал это, он стал горько плакать и признался матери о стакане.

Рассказ Л. Н. Толстого «Корова»

Жила вдова Марья со своей матерью и с шестью детьми. Жили они бедно. Но купили на последние деньги бурую корову, чтоб было молоко для детей. Старшие дети кормили Буренушку в поле и давали ей помои дома. Один раз мать вышла со двора, а старший мальчик Миша полез за хлебом на полку, уронил стакан и разбил его. Миша испугался, что мать его будет бранить, подобрал большие стекла от стакана, вынес на двор и зарыл в навозе, а маленькие стеклышки все подобрал и бросил в лоханку. Мать хватилась стакана, стала спрашивать, но Миша не сказал; и так дело осталось.

На другой день после обеда пошла мать давать Буренушке помои из лоханки, видит, Буренушка скучна и не ест корма. Стали лечить корову, позвали бабку. Бабка сказала: корова жива не будет, надо ее убить на мясо. Позвали мужика, стали бить корову. Дети услыхали, как на дворе заревела Буренушка. Собрались все на печку и стали плакать. Когда убили Буренушку, сняли шкуру и разрезали на части, у ней в горле нашли стекло.

И узнали, что она издохла оттого, что ей попало стекло в помоях. Когда Миша узнал это, он стал горько плакать и признался матери о стакане.

разбил стакан

неосторожность

испуг

проблема

осколки в лоханке

страх

трагедия

голод семьи

горе

Думать о последствиях.

Бороться со страхами.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Классификация речевых ошибок это
  • Классификация речевых ошибок фоменко
  • Классификация ошибок медсестры
  • Классификация речевых ошибок соловейчик
  • Классификация ошибок измерений навигационных параметров