Классификация синтаксических ошибок

Виды синтаксических ошибок

  1. Неправильное
    согласование:
    Молодежь
    любят
    ходить в театр (любит); Собака Шарик
    увидел кошку
    и погнался
    за ней (увидела и погналась); Молодая
    инженер
    Ирина Петровна вошла в цех (молодой); Я
    живу в городе Тюмень
    (Тюмени); Мальчик рос круглой
    сиротой (круглым).

  2. Неправильное
    управление:

    Согласно приказа
    ректора (приказу), заведующий кафедры
    (кафедрой), оплатите за
    проезд

    (оплатите проезд, заплатите за проезд);
    тревожусь о
    тебе
    (за
    тебя), преимущество над
    врагом

    (перед), указать о
    недостатках

    (на недостатки), отзыв на
    статью

    статье), недовольство на
    низкую зарплату

    (низкой зарплатой), пришел с
    университета

    (из), отметил об
    успехах

    (успехи), уверенность в
    победу

    (победе), сетует об
    этом
    (на
    это), по
    приезду

    вспомнил (по приезде).

  3. Местоименное
    дублирование подлежащего:

    Якушев – он
    наш губернатор; Дети – они
    любят шалить; Солнце –
    оно
    уже
    пригревает; Таня – она
    очень умная студентка.

  4. Неправильное
    конструирование сказуемого:

    Вырасту и буду футболист
    (футболистом); Механизмы должны быть
    выключенные
    и запертые
    после работы (выключены и заперты);
    Мальчик мечтал быть моряк
    (моряком).

  5. Отсутствие
    видовременной соотносительности
    глаголов-сказуемых:

    Вернувшись с работы, поужинала,
    а потом читаю
    (почитала); Студенты достали
    тетради и
    готовились
    к лекции (приготовились); Девушки
    рассмеялись
    и смотрят
    друг на друга (посмотрели); Двери
    закрылись,
    и автобус трогается
    с места (тронулся).

  6. Пропуск членов
    предложения
    :
    Водитель включил свет в салоне и (?)
    тронулся (автобус
    тронулся); На костре (?) лучшие люди села
    (присутствуют);
    На стене висят (?) писатели (портреты
    писателей
    );
    Весной на реке ломается лед, (?) разливается,
    заливает свои берега (она
    / река
    ); В
    киоске продаются (?) актеры кино (портреты
    / фотографии актеров
    ).

  7. Неправильный
    порядок слов
    :
    Жителям пострадавшего района от
    наводнения была своевременная помощь
    оказана; Мы увидели в шагах двадцати
    дерево; Умные нужны нашей стране люди;
    Рыбтрест начинает набор для экспедиционного
    лова юношей в возрасте до двадцати пяти
    лет; Лучшая доярка Марусинского колхоза
    Козлова М.П. на двадцать восьмой день
    после отела получила от коровы под
    кличкой Маруська 37 литров молока; Хозяин
    оттолкнул собаку ногой, которая сразу
    обиделась и убежала.

  8. Двойная
    синтаксическая связь
    :
    Жильцы требовали ликвидации неполадок
    и ремонта (требовали ремонта или
    ликвидации ремонта?); Он добивался
    отпуска без сохранения содержания и
    путевки (добивался путевки или отпуска
    без путевки); Подготовка охотников для
    истребления волков и лиц, ответственных
    за проведение этого мероприятия.

  9. Синтаксическая
    двузначность
    :
    Чтение Евтушенко произвело неизгладимое
    впечатление (читал Евтушенко или читали
    его произведения?); Возвращение детей
    (дети вернулись или их кто-то возвратил);
    рассказ писателя взволновал всех
    (рассказанное писателем или написанный
    им рассказ).

  10. Нарушение
    синтаксической связи оборотов с
    предлогами кроме, помимо, вместо, наряду
    с
    (эти обороты
    должны управляться глаголами-сказуемыми):
    Кроме спорта,
    читаю книги;
    Наряду с психологическим потрясением,

    в результате пожара люди потеряли
    жилье.

  11. Свободный
    (независимый) деепричастный оборот:
    Придя домой после школы
    ,
    котенок встретит меня радостным
    мяуканьем; Узнав
    о конкурсе
    ,
    у меня появилось желание участвовать
    в нем; Мальчик вел собаку, весело
    виляя хвостом
    ;
    Гуляя по
    коридору,

    нашелся карандаш; Прибежав
    под дерево
    ,
    дождь кончился; Сняв
    фильм «Американская дочь»
    ,
    боль отпустила Шахназарова; Будучи
    без сознания
    ,
    его отвезли в больницу.

  12. Установление
    отношений однородности между членами
    простого предложения и частями сложного:

    Мальчик ждал вечера и
    когда
    придет
    мама; Гуляя на морозе и
    если
    не
    беречься, можно простудиться; Я не люблю
    болеть и
    когда
    меня
    воспитывают.

  13. Смещение
    конструкции
    (говорящий
    строит начало предложения по одной
    модели, а конец – по другой): Последнее,
    на чем я остановлюсь, это
    на оформлении
    контрольной
    работы (это оформление); Главное, чему
    следует уделять внимание, это
    своей грамотности

    (это грамотность); Первое, о чем я вас
    попрошу, это
    о дисциплине

    (это дисциплина); Единственное, чего
    здесь не хватает, это
    списка

    литературы (это список литературы);
    Когда Базарову не хотелось никого
    видеть, и
    это
    он уходил
    куда-нибудь (то он уходил куда-нибудь).

  14. Смешение прямой
    и косвенной речи
    (отсутствие
    необходимой замены местоимений первого
    лица местоимениями третьего лица и
    др.): Преподаватель сказал, что я
    проверю
    все конспекты (он проверит …); Базаров
    сказал, что мой
    дед землю пахал (его дед); Пушкин пишет,
    что чувства добрые я
    лирой пробуждал
    ,
    что в наш жестокий век восславил
    я
    свободу;
    Брат сообщил мне по секрету, что я
    сегодня иду
    на первое свидание.

  15. Неправильный
    выбор союза или союзного слова:
    Вопрос
    обсуждался у ректора, где
    было принято решение (и было…); Нельзя
    мириться с тем, когда
    студенты
    опаздывают, нецензурно выражаются и
    курят у входа (с тем, что…); Я взял в
    библиотеке книгу, где
    есть все правила орфографии и пунктуации
    (в которой); Я опоздал, потому
    как
    везде
    пробки (потому что; союза потому
    как
    в
    литературном языке нет).

  16. Дублирование
    союзов:
    В
    темноте ему почудилось, что
    будто
    кто-то
    идет за ним; Он сказал, что
    будто бы

    уже написал курсовую работу.

  17. Неправильная
    расстановка частей составного союза:

    Мы были не
    только
    на
    конференции, но
    и
    выступили
    с докладом (Мы не только были, но и
    выступили; Роман Булгакова «Мастер и
    Маргарита» заставляет не
    только

    задуматься о высоком, но
    и
    воспитывает
    (не только заставляет задуматься, но
    и… ); В лесу мы собрали не
    только
    много
    грибов и ягод, но
    и
    поймали
    белку (мы не только собрали…, но и
    поймали …).

  18. Лишнее
    соотносительное слово в главном
    предложении

    (указательное местоимение): Мы смотрели
    на те
    звезды, которые усеяли небо; Щенок
    раскатился на том
    полу, который был мокрый; Вошел тот
    преподаватель, который ведет физику.

  19. Одновременное
    использование подчинительного и
    сочинительного союза: Когда

    начался пожар, и
    люди не растерялись, а потушили его;
    Если
    пойдет дождь, а
    мы спрячемся
    под деревом; Чтобы
    быть здоровым,
    и
    вот я занимаюсь спортом.

  20. Разноструктурность
    однородных частей бессоюзного сложного
    предложения
    :
    О докладе студента можно сказать
    следующее:
    доклад не

    вполне соответствует
    теме; желательно
    использовать

    больше фактов; не
    указывается

    практическая значимость
    проведенного исследования (О докладе
    студента можно сказать следующее:
    неполное соответствие теме, недостаточное
    использование фактов, отсутствие
    указания о практической значимости…).

21. Нарушение границ
предложения: Которые студенты опаздывают,
мешают другим; После школы я подумал и
решил. Что надо учиться дальше. И поступил
в университет (После школы я подумал и
решил, что надо учиться дальше, и
поступил…).

Соседние файлы в папке Русский

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Синтаксические ошибки заключаются в неверном построении словосочетаний, в нарушении структуры простых, осложненных и сложных предложений.

Ошибки в структуре словосочетаний:

1. Нарушение согласования с главным словом в роде, числе и падеже слова зависимого, выраженного прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением: «Нынешнее летом я был в степном Заволжье».

2. Нарушение управления. Ошибки в беспредложном управлении (неправильный выбор предлога): «Если в жаркий день дотронешься к березе, то почувствуешь прохладный ствол».

3. Неправильный выбор падежа при правильно выбранном предлоге: «Он был похож на смертельно усталым человеком».

4. Пропуск предлога: «Пообедав торопливо, сел за штурвал, поехал (?) поле».

5. Употребление лишнего предлога «Жажда к славе».

6. Пропуск зависимого компонента словосочетания: «Снова садится в жаркую кабину, снова крутить лоснящийся от ладоней штурвал, (?) ехать».

Ошибки в строении и значении предложения:

1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: «Но не вечно ни юность, ни лето», «Солнце уже села, когда мы вернулись».

2. Отсутствие смысловой законченности предложения, нарушение его границ: «Однажды в годы войны. Попал в тополь снаряд».

3. Синтаксическая двузначность: «Их (девочек) мечта сбылась, они (рыбаки) вернулись».

4. Нарушение видовременной соотнесенности глаголов в составе предложения: «Гринев видит, как Пугачев садился в карету».

Ошибки в простом двусоставном предложении:

Подлежащее:

– Местоименное дублирование подлежащего: «Дети, сидящие на старой опрокинутой вверх килем лодке, они ждут своего отца».

– Нарушение согласования подлежащего и местоимения, заменяющего подлежащее в другом предложении: «Видимо, на море шторм, поэтому он полон опасностей». 

Сказуемое:

– Ошибки в конструировании сказуемого: «Все были счастливые».

– Нарушение согласования сказуемого в роде и числе с подлежащим, выраженным собирательными существительным, количественно-именным словосочетанием, вопросительным и неопределенным местоимением: «Я с мамой остались дома», «В комнату проникли сноп лучей солнца».

– Местоименное дублирование дополнения: «Многие книги их можно читать несколько раз».

Определение:

– Неправильное использование несогласованного определения: «Справа висят светильник и мой портрет из садика».

– Нагромождение согласованных и не согласованных определений, относящихся к одному члену предложения: «Огромный, прекрасный мир жизни нашей страны и наших сверстников открывается в миллионах книг».

– Неверный выбор морфологической формы обстоятельства: «Я учу уроки на столе» (за столом). 

Ошибки в односоставном предложении:

1. Использование двусоставных конструкций на месте односоставных.

2. Использование деепричастного оборота в безличном предложении: «Увидев собаку, мне стало жаль ее».

Предложения с однородными членами:

1. Использование разных частей речи в роли однородных членов предложения: «Комната мне нравится, потому что в ней светло, большая, чистая».

2. Включение в ряд однородных членов слов, обозначающих неоднородные понятия: «Когда весна и ясный день, солнце освещает всю мою комнату».

3. Неправильное использование сочинительных союзов для соединения однородных членов: «Мальчик был лобастый, но серьезный».

4. Неверное присоединение к одному главному члену логически неоднородных второстепенных членов: «В шкафу стоят книги, на полках лежат газеты и стеклянная посуда».

5. Ошибки в согласовании однородных подлежащих со сказуемым: «Тревога и тоска застыла в ее глазах».

6. Нарушения в области однородных сказуемых:

а) использование разных типов сказуемых в качестве однородных: «Море после шторма спокойное, ласковое и играет лучами солнца»;

б) нарушение единообразного оформления составных именных сказуемых: использование разных падежных форм именной части однородных составных именных сказуемых: «Их отец был опытным рыбаком и отважный мореход»; присоединение к однородным глагольным сказуемым дополнения, которое управляется лишь одним из сказуемых: «Все очень ждут и переживают за солдат»; употребление кратких и полных форм прилагательных и причастий в именной части: «Моя комната недавно отремонтирована: побелена и покрашенная».

7. Объединение членов и частей разных предложений на правах однородных: «Под березой растут грибы, ягоды, подснежники расцветают весной». «Дети ждали отца и когда покажется его лодка».

Предложения с вводными словами и вводными конструкциями:

1. Неправильный выбор вводного слова: «Девочки напряженно вглядывались в даль моря: наверное, на горизонте появится лодка».

2. Использование такого вводного слова, которое приводит к двусмысленности: «По словам рыбаков, ночью был шторм, а теперь штиль».

3. Употребление вводного предложения как самостоятельного: «Книга – источник знаний. Как утверждают многие».

Предложения с обособленными членами:

1. Нарушение порядка слов в предложениях с причастным оборотом.

– Отрыв причастного оборота от определяемого слова: «Но с деревом опять произошло несчастье: его ветви обрубили, расположенные низко».

– Включение определяемого слова в состав причастного оборота: «У девочек устремленный взгляд в море». 

2. Нарушение правил построения причастного оборота.

– Построение причастного оборота по образцу придаточного предложения: «На картине изображена девочка, которая только вставшая».

– Употребление причастного оборота вместо деепричастного: «И каждый раз, возвращавшиеся обратно, мы садились под тополем и отдыхали».

3. Ошибки в предложениях с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастным оборотом: Отдыхая в кресле, передо мной висит картина «Март».

Способы передачи прямой речи. Прямая и косвенная речь:

1. Объединение прямой речи и слов автора: Перед войной отец сказал мне: «Ухаживай за деревом и ушел на фронт».

2. Употребление прямой речи без слов автора: Девочки увидели баркас: «Папа!».

3. Смешение прямой косвенной речи: Дедушка сказал, что в детстве у них был такой закон: в дни рождения дарили мы только то, что сделано было своими руками».

4. Ошибки при введении цитат: К. Паустовский говорил, что «Человек, любящий и умеющий читать, счастливый человек».

Сложные предложения:

1. Нарушение логико-грамматической связи между частями сложносочиненного предложения: «Мой отец долго не забывал эту историю, но он умер».

2. Использование местоимения во второй части сложносочиненного предложения, приводящее к двусмысленности: «Пусть надежды сбудутся, и они вернутся».

3. Ошибки в использовании сложносочиненных союзов:

а) соединительных – для связи частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «Вчера был шторм, и сегодня все кругом было спокойно».

б) противительных – для соединения частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «У нас во дворе растет береза, но на ней тоже набухают почки»;

в) двойных и повторяющихся: «Не то птица села на воду, или обломки разбитой лодки плывут по морю»;

г) неоправданный повтор союзов: «И вдруг девочки увидели маленькую черную точку, и у них появилась надежда»;

д) неудачный выбор союзов: «Митраше было десять лет с хвостиком, но сестра была старше».

Сложноподчиненные предложения:

1. Несоответствие вида придаточного предложения значению главного: «Но они все же дождутся своего отца, так как рыбаков обязательно должны ждать на берегу».

2. Использование сочинения и подчинения для связи частей в сложноподчиненном предложении: «Если человек не занимается спортом, и он быстро стареет».

3. Утяжеления конструкций за счет «нанизывания» придаточных предложений: «Парус появился в море как счастливая весть о том, что с рыбаками все в порядке и что девочки смогут скоро обнять своих родителей, которые задержались в море, потому что был сильный шторм».

4. Пропуск необходимого указательного слова: «Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи».

5. Неоправданное употребление указательного слова: «У меня есть такое предположение, что рыбаков задержал шторм».

6. Неправильное использование союзов и союзных слов при правильном их выборе:

а) употребление союзов и союзных слов в середине придаточного предложения: «В комнате на тумбочке стоит телевизор, после школы по которому я смотрю развлекательные передачи»;

б) нарушение согласования союзного слова в придаточном предложении с замещаемым или определительным словом в главном предложении: «На двух полочках – художественная литература, которыми я пользуюсь при подготовке к урокам».

7. Использование однотипных придаточных предложений при последовательном подчинении: «Прогуливаясь по берегу, я увидела двух девочек, которые сидели на перевернутой лодке, которая лежала у берега верх килем».

8. Использование придаточного предложения как самостоятельного: «Девочки беспокоятся за своих родных. Поэтому так печально глядят они в даль».

Бессоюзное сложное предложение:

1. Нарушение единства конструкций однородных частей в составе бессоюзного сложного предложения: «На картине изображено: раннее утро, только встает солнце».

2. Разложение частей бессоюзного сложного предложения на самостоятельные предложения: «Одеты девочки просто. На них летние ситцевые платья. На голове у старшей платок».

3. Одновременное использование бессоюзной и союзной связи: «Одежда на девочках простая: которая постарше с платком на голове, в синей юбке и серой кофте, младшая без платка, в фиолетовом платье и темно-синей кофточке».

Сложное предложение с различными видами связи:

1. Нарушение порядка следования частей предложения: «Волны еще пенятся, но у берега успокаиваются; чем ближе к горизонту, тем море темнее; и поэтому у девочек есть надежда, что отец вернется».

2. Использование местоимений, приводящих к двусмысленности: «Мы видим, что кровать у девочки не заправлена, и она подтверждает, что девочка только что встала».

Вид ошибки

Примеры

Г1

Ошибочное словообразование. Ошибочное образование форм существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола (личных форм глаголов, действительных и страдательных причастий, деепричастий)

Благородностьчуда техники, подчерк, надсмехаться; более интереснее, красивше; с пятистами рублями; жонглировал обоими руками, ихнего пафоса, вокруг его ничего нет; сколько нравственных принципов мы лишились из-за утраты духовности; им двигает чувство сострадания; ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста; вышев на сцену, певцы поклонились.

Г2

Нарушение норм согласования

Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.

Г3

Нарушение норм управления

Нужно сделать природу более красивую. Все удивлялись его силой.

Г4

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого

Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения
Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые.

Г5

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом. 
В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

Г6

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство сопереживания.

Г7

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

Г8

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве
Человеку показалось то, что это сон.

Г9

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

Г10

Нарушение границ предложения

Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста.

Г11

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Г12

Пропуск члена предложения (эллипсис)

На собрании было принято (?) провести субботник.

Г13

Ошибки, связанные с употреблением частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится

Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника.
В тексте всего раскрываются две проблемы.

Г14

Нарушение употребления приложения

Г 15 бедность и однообразие синтаксических конструкций

Г16 Ошибка в употреблении предлога

Г17 нарушение структуры  союза не так…, чем вместо не так…, как:

Для атласа «Тайн и загадок» авторами отобрана коллекция цветных иллюстраций к статье об археологических находках в России.

Б) Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Статья послужила толчком к мыслям.

Моя сумка не так красива, чем у подруги

Скачать материал

Виды синтаксических ошибок (10) 1. Нарушение в построении предложения с несог...

Скачать материал

Рабочие листы

к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Виды синтаксических ошибок (10) 1. Нарушение в построении предложения с несог...

    1 слайд

    Виды синтаксических ошибок (10) 1. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 2. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 3. Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом 4. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом 5. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым 6. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 7. Нарушение в построении предложения с однородными членами 8. Неправильное построение предложения с косвенной речью 9. Ошибка в употреблении имени числительного 10. Ошибка в построении сложного предложения

  • 1. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Несогласо...

    2 слайд

    1. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Несогласованное приложение – имя собственное, то есть название, заключенное в кавычки («Война и мир», «Преступление и наказание», «Алёнка» и т.д.) При определяемом слове несогласованное определение не склоняется, при его отсутствии – склоняется. Пример: В романе «Преступление и наказание» используется прием двойничества. В «Преступлении и наказании» используется прием двойничества. Ошибка: при определяемом слове приложение в косвенном падеже. Пример: В романе «Преступлении и наказании» используется прием двойничества.

  • 2. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 1. У...

    3 слайд

    2. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 1. Употребление падежной формы имени существительного при производных предлогах Благодаря, Согласно, Вопреки, Наперекор, Подобно,Наперерез, Навстречу (Дательный падеж: Кому? Чему?) Например, Благодаря своим знаниям мы достигли успеха.

  • 2. Употребление падежной формы имени существительного при производных предло...

    4 слайд

    2. Употребление падежной формы имени существительного при производных предлогах Ввиду, Вследствие, В случае, При условии, При помощи (Род. падеж Кого? Чего?) Например, Мы задержались в пути вследствие непредвиденных обстоятельств.

  • 3. Некоторые сочетания с предлогом ПО (в значении «после чего-либо»), который...

    5 слайд

    3. Некоторые сочетания с предлогом ПО (в значении «после чего-либо»), который требует к существительным вопросов ПРЕДЛОЖНОГО падежа По приезде (по приезду ошибка) По окончании (по окончанию ошибка) По завершении (по завершению ошибка) По прибытии (по прибытию ошибка) По возвращении (по возвращению ошибка) По истечении (по истечению ошибка)

  • Алгоритм выполнения 1. Находим производный предлог, определяем падеж слова, к...

    6 слайд

    Алгоритм выполнения 1. Находим производный предлог, определяем падеж слова, к которому относится этот предлог. 2. Если падеж не соответствует, то это предложение с ошибкой. 3. Если ошибок с производными предлогами нет, то находим сочетание с ПО, определяем падеж,смотрим на окончание, если в окончании –ю(-у), то это предложение с ошибкой.

  • 3. Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом 1. Деепричастие о...

    7 слайд

    3. Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом 1. Деепричастие обозначает добавочное действие при основном, его можно заменить глаголом. А это значит, что относится к одному подлежащему, что и сказуемое. Пример: Гуляя в парке, я потерял перчатки. 2. В предложениях без подлежащего быть очень осторожными! Нельзя употреблять: в безличном, если сказуемое не выражено инфинитивом, имеет формы личных местоимений в косвенных падежах (мне, у меня, со мной, у вас и т.д.) Изучая арифметику, мне стало интересно. 3. Разрешается использовать деепричастный оборот, если предложение определенно-личное: Изучая арифметику, проявите (вы) внимательность. Изучая арифметику, стараемся быть внимательными.

  • Алгоритм выполнения 1. определяем деепричастие (суффиксы –а, -я, -в,-вши-, от...

    8 слайд

    Алгоритм выполнения 1. определяем деепричастие (суффиксы –а, -я, -в,-вши-, отвечают на вопросы что делая? Что сделав?) 2. Как правило, в начале предложения, перед подлежащим или сказуемым. 3. Находим подлежащее, выясняем один предмет выполняет действия или разные. 4. Если разные предметы выполняют действия или предложение безличное с личными местоимениями в косвенных падежах, то это предложение с ошибкой.

  • 4. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом 1. Согласование п...

    9 слайд

    4. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом 1. Согласование причастия в числе, роде и падеже с определяемым словом. Ошибка – неверное согласование (неправильное окончание) Пример ошибки: Мы видим ребят, гулявшими в парке. Правильно: Мы видим ребят (каких?), гулявших в парке.

  • 2. Ошибка в разрыве причастного оборота. Пример ошибки: Мы видим играющих дет...

    10 слайд

    2. Ошибка в разрыве причастного оборота. Пример ошибки: Мы видим играющих детей с машинками. Правильно: Мы видим играющих с машинками детей. 3. Ошибка в неверном употреблении залога причастия (страдательное или действительное) Пример ошибки: Мы видим впереди быстро построившееся здание. (Здание само построиться не может) Правильно: Мы видим впереди быстро построенное здание.

  • 5. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Связь между подлежащим и сказ...

    11 слайд

    5. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Связь между подлежащим и сказуемым может быть нарушена в числе и роде. 1. Конструкции типа Те, кто …, … Все, кто …, … Тот, кто …, … Кто, как не …, …

  • Употребление несклоняемых существительных (нарушение рода) А) названия животн...

    14 слайд

    Употребление несклоняемых существительных (нарушение рода) А) названия животных: какаду, пони, шимпанзе, кенгуру – м.р. Б) названия продуктов, растений: кольраби, брокколи – ж.р, салями – ж.р., сулугуни – м.р. В) географические названия: Баку, Сочи – м.р., Миссисипи, Миссури – ж.р. Пример правильный: На дереве сидел шимпанзе. Пример ошибки: Пони катала в парке детей.

  • Употребление аббревиатур (нарушение рода) МГИМО - Московский государственный...

    15 слайд

    Употребление аббревиатур (нарушение рода) МГИМО — Московский государственный институтмеждународных отношений (м.р.) Правильно: МГИМО сообщил о результатах. МГУ – Московский государственный университет (м.р.) Правильно:МГУ сообщил о сроках дополнительного вступительного испытания. МЧС – Министерство чрезвычайных ситуаций (ср.р.) Правильно: МЧС направило отряд спасателей в неблагоприятный район. ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ж.р.) Правильно: ГИБДД сообщила о статистике аварий на дорогах. МИД – Министерство иностранных дел (ср.р.) Правильно: МИД предупредило консульство соседних стран.

  • Нарушение согласования в числе (подлежащее выражено существительным, сказуемо...

    16 слайд

    Нарушение согласования в числе (подлежащее выражено существительным, сказуемое – глаголом) Пример ошибки: Аудитория долго и громко смеялись. Если есть уточняющие члены предложения при подлежащем. Пример ошибки: Вся семья, а особенно младшие дети, ждали (верно: ждала) наступления Нового года. Сочетания числительного и существительного. Пример ошибки: К нам подошли (верно: подошел) сорок один человек. Выступило (верно: выступили) на концерте двадцать три актера. Уже прошли (верно: прошло) сто лет со дня рождения поэта. Большинство предметов стояли ( верно: стояло, т.к. неодуш.) на полу. Большинство учеников сдало (верно: сдали, т.к. одуш.) сочинения на проверку.

  • 6. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 1. В простом предло...

    17 слайд

    6. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 1. В простом предложении сказуемые должны быть одного вида одного времени. Пример ошибки: Петр Иванович приехал на работу и заходил в кабинет. Правильно: Петр Иванович приехал на работу и зашел в кабинет. Пример ошибки: Дети внимательно слушали текст и пересказывают его содержание. 2. В сложном предложении. Когда наступает лето, мы поедем отдыхать на юг. В жизни случается разное, но и были чудеса.

  • 7. Нарушение в построении предложения с однородными членами 1. Употребление с...

    18 слайд

    7. Нарушение в построении предложения с однородными членами 1. Употребление составных союзов при однородных членах НЕ ТОЛЬКО …, НО И …; КАК …, ТАК И …; НЕ СТОЛЬКО …, СКОЛЬКО … А) верное продолжение союза Пример ошибки: Мы побывали не только в Австрии, а и в Германии. Б) первая часть союза перед первым однородным членом Пример ошибки: Мы не только побывали в Австрии, но и в Германии.

  • 2. Два глагола в одном времени (одного вида), или глагольные формы, или отгла...

    19 слайд

    2. Два глагола в одном времени (одного вида), или глагольные формы, или отглагольные существительные (чаще 2 глагола) с общим дополнением, к которому должен задаваться один и тот же вопрос. Ошибка – разные вопросы. Пример: Юра изучает и увлекается физикой. Правильно: Юра любит и изучает физику.

  • 3. Однородными не могут быть разные члены предложения, то есть определение ил...

    20 слайд

    3. Однородными не могут быть разные члены предложения, то есть определение или дополнение и придаточная часть сложного предложения. Пример ошибки: Малыш, гулявший в парке и который упал, плачет. Пример ошибки: Нам сообщили о росте цен на нефть и что скоро товары подорожают. 4. Однородные члены предложения выражены одной частью речи. Ошибка, если выражены разными: Катя стройна и очень красивая. 5. Однородными могут быть слова из одной логической группы. Пример ошибки: У автомобиля новые диски и отличные скоростные показатели. 6. Однородные при обобщающем слове должны быть такого же падежа, что и оно. Пример ошибки: Мама нарвала разных цветов: лютики, ромашки, васильки.

  • 8. Неправильное построение предложения с косвенной речью Косвенная речь – это...

    21 слайд

    8. Неправильное построение предложения с косвенной речью Косвенная речь – это переделанная прямая речь в сложноподчиненное предложение без кавычек. 1.В косвенной речи 1, 2 лица заменяются на 3 лицо. Пример ошибки: Петр сказал, что я задержусь дома. Правильно: Петр сказал, что он задержится дома. 2. Использование кавычек: Петр сказал, что «я задержусь дома». 3. Если в прямой речи была вопросительная реплика, то в предложении используется союз ЛИ. Пример: Анна спросила, пойдут ли они в кино. Ошибка: Анна спросила, что пойдут они в кино.

  • 9. Ошибка в употреблении имени числительного 1. Употребление числительных пол...

    22 слайд

    9. Ошибка в употреблении имени числительного 1. Употребление числительных полтора, полторы, полтораста. Во всех падежах, кроме И., В. – полутора, полутораста. Ошибка – лишние буквы в окончании: В полуторах километрах от нас находилась деревня. 2. Числительные ОБА, ОБЕ Неверное склонение. Пример ошибки: С обоими подругами мы зашли в кафе. 3. Собирательные числительные Неверное употребление. Пример ошибки: Трое книг лежало на полке. Двадцать двое суток добирались до берега.

  • 10. Ошибка в построении сложного предложения 1. В предложении нельзя употребл...

    23 слайд

    10. Ошибка в построении сложного предложения 1. В предложении нельзя употреблять одновременно сочинительные и подчинительные союзы, например: Как только начался урок, но мы все сразу встали. 2. Нельзя повторять близкие по значению союзы (что насколько; однако тем не менее; что будто; что … ли) Пример ошибки: Мы знаем, что насколько Пьер волнуется при виде Наташи. Мы не услышали, что вернулся ли он или нет. 3. Неправильное употребление указательных слов (то, что; то, чтобы; тем, чтобы): Отец узнал то, что рейс задержится. Мы беспокоились за то, чтобы никто не пострадал. 4. Неверная конструкция с придаточным определительным с союзным словом КОТОРЫЙ. Пример ошибки: Я долго нес учебник библиотекарю, с которым не расставался весь год.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 363 278 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.

Другие материалы

«Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.

  • 27.02.2020
  • 194
  • 0

«Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.

  • 27.02.2020
  • 158
  • 0

«Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.

  • 27.02.2020
  • 155
  • 0

«Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.

  • 27.02.2020
  • 164
  • 1

«Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.

«Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.

«Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.

«Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»

  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»

  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Классификация речевых ошибок это
  • Классификация речевых ошибок фоменко
  • Классификация ошибок медсестры
  • Классификация речевых ошибок соловейчик
  • Классификация ошибок измерений навигационных параметров