Классификация ошибок медсестры

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы»

 «Медицинский колледж  № 5»

Филиал №2

Методическая разработка

Студенческой конференции  

 тема: 

«Типичные ошибки в работе медсестры»

http://valamaz.ru/wp-content/uploads/2013/08/471.jpg

II курс

специальность «Сестринское дело»060501

Составители:

                                                Преподаватели ПМ.04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным:

Титкова З.А.

Ванина С.В.

Зайцева Е.А.

2015 г.

Рецензия

На методическую разработку внеаудиторного мероприятия студенческой конференции: «Типичные ошибки в работе медсестры»

Методическая разработка предназначена для проведения внеаудиторного мероприятия студенческой конференции с целью активизации познавательного процесса у студентов и решения не стандартных ситуаций.

В разработке обозначены мотивации и цели мероприятия: закрепление теоретических знаний по дисциплине « Сестринское дело», интереса и любви к будущей профессии.

В сценарии студенческой конференции четко обозначены  все темы разделов проведения студенческой конференции  

Студенческая конференция

Тема: «Типичные ошибки в работе медсестры»

 Кто чувствует в себе силу сделать лучше,

тот не испытывает страха

перед признанием своей ошибки

Т.Бильрот.

        Пояснительная записка

Данная методическая разработка студенческой конференции на тему: «Типичные ошибки в работе медсестры» составлена  с целью развития умений студентов обобщать полученные знания, проводить анализ сравнения, делать необходимые выводы.

В разработке указаны основные методические составляющие:

  • Пояснительная записка
  • Этапы  работы над конференцией
  • Темы разделов конференции
  • Цели
  • Задачи
  • Мотивация
  • Приложение
  • Список литературы

В информационной части есть не только сценарий, но и мультимедийная презентация.

Данная разработка составлена  преподавателями при поддержке студентов.

 Этапы работы над конференцией

  1. Подготовка педагога со студентами  о конференции.
  2. Рационально организованная самостоятельная работа  с ее последующей активизацией.
  3. Наглядные методы (использование  конспектов и схем).
  4. Творческая работа студентов (оформление презентации).
  5.   Методы, включающие проблемный, поисковый, частично-поисковый, исследовательский.

Темы разделов конференции

  1. Сестринские ошибки при идентификации пациентов
  1. Сестринские ошибки в лекарственной терапии
  1. Сестринские  ошибки при выполнении медицинских  процедур

Цели

  1. Активизировать познавательную, исследовательскую деятельность студентов;
  1. Способствовать освоению профессиональных и общих компетенций;
  1. Сформировать ответственное отношение к приобретению знаний для будущей профессии.

Задачи

  1. Своевременность и правильность диагностики  
  2. Своевременное и  правильное оказание медицинской помощи пострадавшему или пациенту
  3.   Своевременное   техническое  выполнение операции и   послеоперационное ведение пациента 
       

Мотивация

 Дорогие друзья!

Людям свойственно ошибаться, в том числе и на своем рабочем месте, и даже если они выполняют очень ответственную работу, от которой зависят жизнь и здоровье человека. Ошибаться на своем рабочем месте могут и медсестры. Следствием таких ошибок бывают страдания, и даже смерть пациента. Последнее время  тема медицинских, в том числе и сестринских, ошибок стала серьезно волновать широкую общественность.

   Продолжает расти число судебных исков против медицинских работников, ужесточаются наказания. Если еще пять лет назад обвинительный приговор в отношении медицинского работника в нашей стране был редкостью, то теперь он стал практически нормой, многие суды заканчиваются реальным тюремным заключением для обвиняемого врача или медсестры.

      Необходимо сделать все возможное, чтобы такие ошибки не повторялись.  Нужно изучать причины каждой допущенной ошибки и искать пути их устранения.

Сценарий студенческой конференции на тему:

« Типичные ошибки в работе медсестры»

  Ошибки — неизбежные и печальные издержки лечебной работы,

ошибки — это всегда плохо, и единственное оптимальное,

 что вытекает из трагедии врачебных ошибок, это то,

что они по диалектике вещей учат и помогают тому,

чтобы их не было.  

И. А. Кассирский 

ВЕДУЩАЯ: Рассмотрим первую тему раздела нашей конференции —  «Что такое идентификация пациентов»

Идентификация — это процедура, которая позволяет установить, что  человек с именем, фамилией и паспортом  является данным лицом.

Студент 1: Это первый и самый важный этап в обеспечении безопасности обслуживания пациентов. Ошибки, связанные с неправильной идентификацией пациента, случаются практически на всех этапах диагностики и лечения пациентов. Следует отметить, что идентификация пациентов затруднена, если пациенты находятся под действием  лекарственных препаратов, или дезориентированы в окружающей среде – все эти факторы повышают риск возникновения ошибок. Вследствие этого пациенту может быть назначено неверное лечение, что чревато фатальным исходом. 

В силу особенностей и высокого риска медицинских процедур пациенты обязательно должны быть идентифицированы:
— перед введением медикаментов, переливанием крови или препаратов крови;
— перед взятием крови и других образцов на клинические исследования;
— перед проведением диагностических или лечебных процедур;  

— перед проведением хирургических вмешательств    

Процесс идентификации может различаться в зависимости от:

  • места нахождения пациента (стационарный или амбулаторный больной);
  •  возраста;
  • состояния (в сознании, без сознания, адекватен, неадеватен);
  • объема имеющейся на данный момент информации (идентификация по идентификационному браслету или по фотографии).

ВЕДУЩАЯ:  Рассмотрим несколько ситуаций, в которых были нарушены правила идентификации пациентов.

Ситуация№1

Студент 2  В отделение кардиореанимации одновременно по скорой поступили двое пациентов в крайне тяжелом состоянии. Два сопроводительных талона были отданы дежурной медсестре. Но оформить истории болезни при сотрудниках «скорой» она сразу не смогла, так как участвовала в оказании помощи поступившим. Один из поступивших пациентов умер, другой пациент, после купирования болевого синдрома, благополучно уснул. На спящего в реанимационном зале пациента был ошибочно составлен посмертный эпикриз и оповещены родственники. Наутро, осматривая пациента, врач обратился к нему по имени отчеству. Тот удивился и поправил. Врач понял, что произошла ошибка при оформлении в истории болезни.  Вскоре родным перезвонили и попытались извиниться за ошибку. С трудом удалось договориться, чтобы обойтись без заявления в соответствующие инстанции. Дежурной медсестре был объявлен выговор, и она была лишена премии.

Ситуация №2

Студент №3 Пациентки из двухместной палаты поменялись койками. Медсестра пришла забрать кровь на определение группы и резус-фактора пациентке, которой запланировали срочное переливание крови. Не помня ее в лицо, но зная расположение  койки, без лишних слов медсестра проделала нужные манипуляции. При переливании, буквально через минуту пациентке стало плохо, ее зазнобило, появились сильные боли в пояснице, что указывало на несовместимость крови. Переливание остановили, однако самочувствие больной ухудшалось и спустя несколько часов она скончалась. При разборе случая была обнаружена ошибка при взятии пробы крови на исследование.

ВЕДУЩАЯ: Рассмотрим требования к идентификации пациентов в различных ситуациях на примере работы медсестры, которая выполняет забор крови у пациентов.

Студент 1   После приветствия необходимо попросить пациента, если он находится в сознании, четко выговорить свое имя по буквам и назвать дату своего рождения или адрес места жительства. Затем необходимо сравнить сведения, которые получены от пациента, с информацией, которая указана в заявке на проведение лабораторных исследований. Если информация в заявке не совпадает со сведениями, полученными от пациента, необходимо поставить об этом в известность ответственного сотрудника медицинского отделения.

ВЕДУЩАЯ: Идентификация амбулаторного пациента 

Студент 2   Амбулаторные пациенты обычно находятся в холле, где они ожидают вызова в процедурный кабинет. Вызывая пациента,  медицинский работник должен назвать имя и фамилию пациента. Далее необходимо получить подтверждение, что вошедший пациент на самом деле тот человек, которого пригласили в кабинет, так как мог войти однофамилец или кто–то без очереди. 

  Для проведения идентификации можно попросить пациента предъявить свои документы с фотографией или предложить ему назвать свои фамилию, имя, отчество, дату рождения или адрес проживания. Информация должна совпадать с той, что помещена в направлении на анализ. Медработнику следует вербальной информации предпочитать ознакомление с паспортными данными.

ВЕДУЩАЯ: Идентификация пациентов, находящихся в состоянии сна.

    Студент 3   Спящего пациента необходимо разбудить, его личность должна быть установлена в соответствии с правилами, описанными выше. Сведения, полученные от пациента вербальным способом, необходимо сравнить с информацией, содержащейся в заявке на проведение лабораторного исследования и на идентификационном браслете (если таковой имеется).

Любое несовпадение сведений о больном должно быть зарегистрировано в медицинской документации и доложено старшему по должности.

ВЕДУЩАЯ: Идентификация ребенка и подростка.

  Студент 1     Желательно, чтобы идентификация детей проводилась тем же методом, что и взрослых пациентов, однако это не всегда осуществимо. Медицинская сестра, опекун или родственник ребенка могут опознать его, назвав  имя,  дату рождения или  адрес. В медицинскую карту необходимо записать данные человека, который подтвердил личность несовершеннолетнего пациента. При получении данных о личности ребенка не рекомендуется спрашивать о нем других братьев, сестер или соседей по палате.

ВЕДУЩАЯ: Идентификация пациентов отделения реанимации:

  Студент 2: 

  • Если в отделение реанимации поступает пациент, находящийся без сознания, медицинский работник обязан проявить особое внимание.
  • Пока не станет возможной положительная идентификация пациента, необходимо обеспечить его временную контрольную идентификацию (например, прикрепить к телу пациента  браслет с больничным номером).
  • Если пациент находится в коме или под действием лекарственных препаратов, то находящийся рядом родственник или друг пациента могут помочь идентифицировать, сообщив  имя, дату рождения или адрес.
  • Любое несовпадение сведений о пациенте должно быть зарегистрировано в медицинской документации и доложено старшему по должности.

ВЕДУЩАЯ: Современные технологии идентификации пациентов.

Студент 3: 

  С развитием информационных технологий методы идентификации пациентов становятся все более совершенными. В некоторых медицинских учреждениях  уже используются идентификационные браслеты с двухмерными штрих-кодами или с радиочастотными идентификационными системами, которые позволяют вносить в эти браслеты большое количество закодированной информации о пациенте (вплоть до полной истории болезни). Информация о пациенте вносится или извлекается с помощью встроенного в такой браслет электронного чипа для хранения записей.

В качестве дополнительного средства для идентификации пациента может использоваться опознавательный браслет с фотографией. Чем больше информации о пациенте у медицинского работника, тем меньше вероятность ошибки.

ВЕДУЩАЯ: Перечислим важные правила идентификации пациентов:

  Студент 1: 

При идентификации больных рекомендуется использовать как минимум два индивидуальных признака: например, имя пациента и дату рождения.  Номер палаты как индивидуальный идентификационный признак использовать не рекомендуется. Признаки идентификации следует утвердить на уровне ЛПУ, их применение не должно зависеть от предпочтений того или иного работника.

 Студент 2: 

 При проверке информации необходимо использовать активный, а не пассивный метод (пациент сам должен назвать себя). В этом случае необходимо терпеливо дождаться ответа пациента.

 Студент 3: 

 Нельзя строить опознание пациента на записях, наклеенных на кровати пациента или на медицинском оборудовании. 

  Студент 1: 

Все емкости для исследований должны подписываться в присутствии пациента. Предварительная маркировка емкостей запрещена.

 Студент 2: 

 Нельзя проводить процедуры пациентам, чья идентичность не подтверждена или не гарантирована.  

 Студент 3: 

 Если в процессе идентификации пациента выявлены расхождения данных, медицинский работник обязан немедленно докладывать своему руководителю.  

ВЕДУЩАЯ: а теперь перейдем к рассмотрению второй темы раздела —  «Сестринские ошибки в лекарственной терапии»

 Студент 4:   

Так как ошибки лекарственной терапии являются наиболее частыми причинами неблагоприятных результатов лечения, специалистами  в области качества медицинской помощи сформулированы  

требования лекарственной безопасности:

  • лекарственная помощь должна быть организована таким образом, чтобы нужный больной получил нужное лекарство,
  • в нужной форме и нужной дозировке,
  •  препарат должен быть введен предписанным образом и в соответствующее время;
  • контролировать влияние медикаментов на состояние пациента.

ВЕДУЩАЯ:   приведем яркие примеры ошибок медсестер в лекарственной терапии.

Студент 5:   

  В приемное отделение  больницы поступила женщина с приступом бронхиальной астмы. Врач осмотрела ее и устно назначила внутривенную инъекцию эуфиллина с коргликоном. Ослышавшись, медсестра начала введение эфедрина с коргликоном, но вдруг больная громко закричала, схватилась за голову. Инъекцию прекратили. При измерении давления тонометр показал двукратное превышение показателей нормы.  К счастью, вскоре больной стало лучше, ошибка медицинских работников прошла без последствий для ее здоровья. В этом случае  бесполезно выяснять, кто ошибся — врач или медсестра.

Данный случай демонстрирует риски, возникающие при передаче и восприятии устных указаний.

Студент 5:     

  Пожилая пациентка стала жаловаться на плохой сон по ночам и сонливость днем. Врач расценил эти симптомы как проявление нарушений сна у стариков. По прошествии некоторого времени одна из соседок пожилой пациентки по палате заметила, что она за один раз утром выпивает все пакетики с лекарствами, которые им выдает палатная медсестра на целый день. Таким образом, она выпивает утром и снотворное, которое было завернуто в отдельный пакетик с надписью «на ночь». Эта ошибка объяснила нарушения сна, и, когда она была устранена, сон пациентки восстановился.

Студент 4:     

 Женщина поступила в терапевтическое отделение с пневмонией. Она страдала также болями в бедре, связанными с недавно перенесенной травмой. Врач, собирая анамнез, выяснил, что пациентка не переносит анальгин, отметив эту информацию в истории болезни. Однако,  на ее просьбу дать что-нибудь от болей в ноге, назначил ей анальгин.   Медсестра сделала инъекцию анальгина согласно назначению врача, не спросив пациентку о том, переносит ли она этот препарат.  У пациентки развилась бурная анафилактическая реакция.  Противошокового набора   на месте не оказалось. Пришедший по экстренному вызову реаниматолог констатировал смерть. Возбуждено уголовное дело против медсестры.

Студент 4:   

Мы привели вам яркие жизненные примеры и на их основании делаем следующие выводы:

  • Лекарственную терапию необходимо проводить только после идентификации пациента.
  • Медсестры должны понимать механизм действия лекарств, значение режима приема и профилактики осложнений.
  • Проверка надписей на этикетках и ампулах должна быть доведена до автоматизма.
  • Медперсонал должен иметь соответствующую настороженность при работе с препаратами сходными по внешнему виду, сочетаемости препаратов.
  • Должно проводиться наблюдение за пациентом, чтобы вовремя определить неблагоприятные реакции на лекарства.
  • Все назначения врача должны быть письменно зафиксированы в истории болезни.

ВЕДУЩАЯ: Переходим к третьей теме раздела — «Ошибки при выполнении медицинских процедур».

Мы хотим рассказать вам случай, когда один из наиболее простых предметов ухода, такой как грелка, дает тяжелые последствия при неправильном применении.

Грелка

  Студент 4:   

  В детском отделении одной из больниц, в связи с низкой температурой в помещении, педиатр назначил ребенку постановку грелки.  Медицинская сестра взяла грелку, залила ее горячей водой из чайника, затем обернула грелку пеленкой и положила рядом с ребенком в кроватку. В результате протекания грелки ребенок получил термические ожоги.  За  халатность на медсестру было возбуждено уголовное дело.

При использовании грелки необходимо соблюдать следующие требования:

  • жесткий контроль температуры; 
  • исключается прикосновение грелки к незащищенной коже;
  • проверка целостности грелки и герметичности крышки.

Промывание желудка

Студент 3:   

  При промывании желудка 76-летней пациентке медицинская сестра, введя зонд на 7-9 см, почувствовала сопротивление, однако, приложив усилие, преодолела его и закончила процедуру. Пациентка  жаловалась на боль, но сестра значения этому не предала и хирургу не доложила. Вскоре больной стало плохо, ее экстренно перевели в реанимацию, где она скончалась. На вскрытии — разрыв задней стенки глотки. Против медицинской сестры возбуждено уголовное дело. 

Правила введения зонда:

  • При введении зонда необходимо осуществлять контроль свободного прохождения зонда в желудок.
  • В случае если возникает сильное сопротивление или же пациент начинает кашлять, задыхаться, синеет лицо, значит, зонд попал в гортань, и следует немедленно его извлечь.
Клизма

Студент 7:   

   В одной из больниц умер 3х летний ребенок. В заключение о смерти, которое было выдано родителям, говорилось, что ребенок погиб от диареи. Однако позже специальная комиссия установила, что причиной смерти стала «водная интоксикация» с развитием отека мозга в результате проведения очистительной клизмы, при выполнении которой медсестра ввела ребенку около 1 литра воды.

«Водная интоксикация» — это одно из осложнений, которого следует опасаться при очистительной клизме. Через 20-30 мин после процедуры, а иногда и во время нее у пациента появляются повторная рвота, частый пульс, одышка, бледнеют кожные покровы, западают глазные яблоки; возникают тяжелые нарушения со стороны ЦHC с судорогами. Нередко «водная интоксикация» заканчивается смертью пациента  от отека мозга. Против медицинской сестры возбуждено уголовное дело. 

Правила постановки клизм:

  • количество вводимой воды должно соответствовать возрасту:
  • грудным детям – 30-100 мл;
  • маленьким детям – 200-400 мл;
  • школьникам – 500-1000 мл;
  • взрослым – до 1,5 литра.
  • наконечник следует вводить осторожно и медленно, чтобы избежать повреждений

ВЕДУЩАЯ:

Подводя итоги нашей конференции, мы хотим, чтобы  вы понимали ответственность своей будущей профессии и применяли правила, чтобы  избежать ошибок:

Выходят все студенты участники

  • обязательное уточнение перед манипуляцией паспортных данных пациента, конкретность назначения;
  • яркая и четкая разнообразная маркировка флаконов с лекарственными препаратами;
  • никогда не набирать в лоток шприцы с инъекционными растворами для разных пациентов одновременно.
  • ставить в паре сотрудников условно «внимательная»-«рассеянная»;
  • обязательно 3-4 часа сна перед работой в ночную смену;
  • тренировка памяти и внимания на специальных занятиях с психологом;
  • регулярное прохождение обучения в методических кабинетах лечебных учреждений.

ВЕДУЩАЯ: НАША КОНФЕРЕНЦИЯ ЗАКОНЧЕНА. БЛАГОДАРИМ  ВАС ЗА ВНИМАНИЕ!

В конференции принимали участие студенты II курса по специальности «Сестринское дело».

Список литературы

 1.      С.А. Мухина, И.И. Тарновская « Практическое руководство по основам сестринского дела» Москва « ГЭОТАР — Медиа» 2009  

 2.       С.А. Мухина, И.И. Тарновская Практическое руководство к предмету  «основы сестринского дела»: Учебник для медицинских училищ – 2-е изд,   М,ГЭОТАР – Мед 2008

3. «Типичные ошибки в работе медсестры» в помощь практикующей медицинской сестре  №3 2013

1. Клинико-правовые аспекты обеспечения медицинской помощи: сестринская ошибка

ФГБОУ СПО
Санкт-Петербургский медико-технический колледж
Федерального медико-биологического агентства
Клинико-правовые аспекты обеспечения
медицинской помощи: сестринская
ошибка
Калинина Светлана Алексеевна, к.м.н.
Валерий Валерьевич Самойленко
Петрозаводск
январь 2016

2. Требования ВОЗ к КМП

Доступность
Безопасность
Оптимальность
Удовлетворенность
пациента

3. Доступность

По цене
По праву
По удаленности от источника
По развитию отраслевой инфраструктуры

4. Безопасность

Для
пациентов
Для
персонала
Для
окружающей среды

5. Оценка качества сестринского процесса

Анализ сестринского процесса на основе
фотохронометражных наблюдений;
Интегрированная оценка качества сестринской
помощи;
Анализ имеющихся сестринских ошибок;
Соответствие сестринского процесса избранной
концептуальной модели сестринского дела

6. Общий принцип построения формулы интегрированной оценки КМП на определенном этапе

ОБЩИЙ ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ ФОРМУЛЫ
ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОЦЕНКИ КМП НА
ОПРЕДЕЛЕННОМ ЭТАПЕ
Е = А1 +А2 +А 3 + В 1 + В 2 + В 3 +С
1+ С2
3
3
2
+ Д 1 + Д 2 + Д3 + Д 4
4,
Где А. В, С. Д – подблоки,
соответствующие этапам лечения

7. Интегрированная оценка качества сестринской деятельности

Блок А — Сбор и оценка информации о
пациенте
А1
Правильность сбора анамнеза
А2
Точность наблюдений и интерпретации
невербальных сигналов
А3
Правильность физикального обследования
А4
Правильность краткой характеристики
общего впечатления о пациенте

8. Интегрированная оценка качества сестринской деятельности

Блок В — Определение и ранжирование
проблем пациента.
Формулировка развернутого сестринского
диагноза
В1
В2
В3
Определение приоритетных проблем,
формулировка развернутого сестринского
диагноза
Определение потенциальных проблем пациента,
формулировка развернутого сестринского
диагноза
Адекватность ранжирования проблем пациента
по степени срочности

9. Интегрированная оценка качества сестринской деятельности

Блок С — Планирование сестринских
вмешательств
С1
Планирование графика зависимых
сестринских вмешательств
С2
Планирование взаимозависимых сестринских
вмешательств
С3
Планирование независимых сестринских
вмешательств
С4
Согласованность подблоков С1, С2, С3
с общей программой действий
мультидисциплинарной бригады

10. Интегрированная оценка качества сестринской деятельности

Блок D — Осуществление
сестринских вмешательств
D1
Выполнение зависимых сестринских
вмешательств
D2
Выполнение взаимозависимых сестринских
вмешательств
D3
Выполнение независимых сестринских
вмешательств
D4
Общая оценка выполнения сестринских
вмешательств

11. Интегрированная оценка качества сестринской деятельности

Блок Е — Оценка результатов
Е1
Отсутствие осложнений
Е2
Эффективность взаимозависимых
сестринских вмешательств
Е3
Эффективность независимых сестринских
вмешательств
Е5
Е6
Уровень адаптации пациента
изменившимся возможностям (по шкале
Бартелл)
Эффективность обучения пациента
(по карте слушателя школы пациента)

12. Результат медицинской помощи

медицинские (исходы, осложнения, структура
летальности, ВБИ),
социальные : микро социальные (качество
жизни, удовлетворенность пациента) и макро
социальные (показатели здоровья населения)
экономические (рентабельность,
эффективность инвестиционных программ,
оборот койки и т.д.)

13. Оценка результата КСП

Соответствие целям
Соответствие концептуальной модели СД
Эффективность организации СП
Отсутствие осложнений и сестринских
ошибок

14. Что такое медицинская ошибка?

Медицинская
ошибка
Медицинск
Деликт
Дефект
при
ая
услуга
Несчастный
оказании
оказания
ненадлежа
Ятрогения
случай
медицинской
ще
помощи
го
качества

15. Медицинская ошибка

добросовестное заблуждение специалиста,
основанное на несовершенстве самой
медицинской науки и ее методов, или результат
атипичного течения заболевания или
недостаточности подготовки специалиста, если
при этом не обнаруживается элементов
халатности, невнимательности или медицинского
невежества
(И.В. Давыдовский, 1941; В.Л. Коваленко, 1995; В.Л. Попов,
Н.П. Попова, 1999; И.В. Тимофеев, 1999)

16. Медицинская ошибка

неправильное (ошибочное) действие и/или
бездействие специалиста при выполнении им
своих профессиональных обязанностей по
диагностике болезни, организации и
проведению лечебно-диагностических
мероприятий
(И.В. Давыдовский, 1941; В.Л. Коваленко, 1995; В.Л.
Попов, Н.П. Попова, 1999; И.В. Тимофеев, 1999)

17. Медицинская ошибка

Подход, основанный на понимании и
интерпретации ошибок как невиновных
добросовестных действий
2. Подход, основанный на двойственном
понимании ошибок – утверждается, что
таковые могут быть как «правомерными и
невиновными», так и противоправными
3. Подход, основанный на понимании и
интерпретации ошибок как деликтов, то есть
виновного поведения
1.

18. Структура медицинских ошибок (Центр Роберта Грэхэма ,США)

19. Судебная практика

Судебная практика, использует понятие
«ошибка» в виде ошибки, обусловленной
сложностью заболевания и не зависящей от
внимания и добросовестности персонала, не
связанной с недобросовестным отношением к
работе (Бюлл. ВС РСФСР, 1971, N 10)

20. Понятие медицинской (врачебной или сестринской) ошибки законодательно не закреплено

Невиновное причинение
вреда
Собственно
«медицинская ошибка»,
совершенная по
объективным причинам
Виновное причинение
вреда
Умышленное
Неумышленное
Небрежность
Легкомыслие

21.

Статья УК
Степень
причинен
ного
вреда
Состав
ч. 2 ст.
109
Причинение смерти по неосторожности
следствие ненадлежащего исполнения
профессиональных обязанностей
в
смерть
ч. 2 ст.
118
Причинение тяжкого вреда здоровью по
неосторожности в следствие ненадлежащего
исполнения профессиональных обязанностей
Тяжкий
вред
ч. 4 ст.
122
Заражение ВИЧ-инфекцией в следствие
ненадлежащего исполнения
профессиональных обязанностей
Вред
средней
тяжести
ч. 2 ст.
124
Неоказание помощи больному в следствие
неисполнения профессиональных
обязанностей
Тяжкий
вред или
смерть
Ст.125
Оставление в опасности при условии
обязанности иметь заботу о потерпевшем

22. Общая тенденция оценки

При юридической и судебно-медицинской
оценке неблагоприятных исходов оказания
медицинской помощи свидетельствуют, что в
33–48 % случаев неудовлетворенности пациента
медицинским обслуживанием при последующей
экспертизе медицинская помощь оценивается
как надлежащая [Ерофеев, Жаров 2003].
По данным зарубежных источников доля
подобных случаев составляет от 53 % до 59 %
[Reid 1995; World Congress 1991]

23. Анализ прокурорско-следственной практики по уголовным делам (Бурятия)

за
период с 1999 по
2005 гг. к уголовной
ответственности
привлекалось 35
работников
учреждений
Минздрава России в
ходе расследования
32 уголовных дел.
29 из них — связаны с
профессиональными
правонарушениями
медперсонала

24. Анализ прокурорско-следственной практики по уголовным делам (СЗ регион)

50 приговоров,
постановлени
йи
определений
по делам о
преступлениях
, совершенных
медицинскими
работниками
Причинение смерти по
неосторожности (ст.
109 УК РФ),
Злоупотребление
должностными
полномочиями (ст. 285
УК РФ)
Получение взятки (ст.
290 УК РФ)
Халатность (ст. 293 УК
РФ)

25. Сплошной анализ архивных материалов АОБСМЭ за 1990 — 2004 г.

26. Исключение гражданской ответственности

Соответствие деяния (действие и/или
бездействие) нормам права или обычаям
делового оборота, наличие необходимой
заботливости и осмотрительности и принятие
всех мер для надлежащего выполнения своих
обязательств, несмотря на которые
совершаются профессиональные ошибки,
исключает какую- либо ответственность (п. 1
ст. 401 ГК РФ)

27. Судебно-медицинские экспертизы

96,7% — выявлены
нарушения в лечении,
в том числе:
отсутствие лечения
либо
несвоевременное
его начало
передозировка лс
введение
противопоказанных
лс
отсутствие
постоянного
наблюдения за
состоянием
пациента
оставление
инородных тел в
организме больного
после инвазивных
вмешательств
отсутствие проб
перед

28. Судебно-медицинские экспертизы

10% — выявлены
организационные
нарушения в том
числе:
оказание
медицинской
помощи
ненадлежащим
специалистам
недостаточное
обеспечение
квалифицированны
ми специалистами
недостаточное
обеспечение
медицинским
оборудованием,
расходными материалами
ненадлежащая
организация и
осуществление
санитарнопротивоэпидемического
режима

29. Сестринская ошибка

Действие или бездействие, инспирированное
добросовестными заблуждениями, вызванными
несовершенством современной медицинской
науки, ее методологии исследования,
специфическим характером и течением
заболевания у отдельного больного,
извинительным недостатком знаний,
недостаточным практическим опытом сестры
либо прочими трудностями объективного
характера

30. Сестринская ошибка

действие или бездействие, которое привело или
могло привести к негативным последствиям для
здоровья пациента
(д.м.н., проф. Лапотников А.В.)
При выполнении различных вмешательств
современная медицинская сестра несет равную
с врачом ответственность за безопасность
пациента

31. Медицинские ошибки сестры

1
Диагностические ошибки
ошибка (оплошность или промедление) оценки
текущего состояния пациента

32. Медицинские ошибки сестры

2
Ошибки терапии
ошибка исполнения средним медицинским
персоналом предписания врача (действия
вопреки изначально правильным намерениям)
ошибка основанных на консолидированном
подходе планирования и осуществления
терапии, реализуемой несколькими
специалистами
ошибка проведения операции, медицинского
вмешательства или медицинской процедуры

33. Медицинские ошибки сестры

3
Ошибки, связанные с назначением и
предоставлением пациенту лекарственных средств
ошибка вводимой дозировки лекарственного
средства
ошибочное толкование рецепта(назначения),
выписанного врачом;
проблемы, возникающие при или доставке
лекарств и влекущие за собой некорректное
время принятия пациентом лекарства

34. Медицинские ошибки сестры

4
Ошибки при назначении и осуществлении
профилактики заболеваний
ошибка проведения профилактической
медицинской процедуры (например,
вакцинации, включая ошибку дозировки или
режима принятия вакцины)
5
Прочие ошибки
ошибки, связанные с отказами медицинского
оборудования и сбоями системы
предоставления медицинской помощи

35. Причины, повлекшие юридическую ответственность медицинских сестер: обзор судебной практики (2013)

1.
Иски, вызванные нарушением принципов
лекарственной безопасности
2.
Иски, вызванные нарушением требований
безопасности в оперблоке
3.
Иски, вызванные неправильным выполнением
медицинских процедур
4.
Иски, вызванные нарушениями санитарнопротивоэпидемического режима
5.
Иски, связанные с нарушением прав больных
6.
Иски, связанные с «недосмотром»
7.
Трагедии, вызванные неправильным
использованием УФ-облучателей

36. Медицинские ошибки

Обусловлены особенностями исполнителя
(уровень знаний, невнимательность, стресс и
прочее)
Обусловлены особенностями организации
лечебного и сестринского процессов
Казус (собственно медицинская ошибка)

37. Исключение ответственности

Обоснованн
ый риск
Невиновное
причинение
вреда
Крайняя
необходимо
сть

38. Обоснованный риск в медицинской практике

наличие доказанной научными данными
объективной возможности достижения полезной
цели (например, излечение больного или
уменьшения его страданий) рискованными
средствами
полезная цель не может быть достигнута другими
(нерискованными) действиями, например
консервативными методами вместо оперативных
наступление вредных последствий лишь
возможно, но не неизбежно
пациент должен быть согласен на применение
рискованных медицинских действий

39. Крайняя необходимость в медицинской практике

невозможность
устранения опасности для
жизни и здоровья какими-либо другими
средствами, кроме как причинением вреда
причиненный
вред должен быть меньше, чем
вред предотвращенный

40. Невиновное причинение вреда (казус)

Не осознавало, не
могло и не должно было
осознавать опасности
своего деяния
Не предвидело
возможности опасных
последствий, не могло
и не должно было их
предвидеть
Определяется уровнем профессиональной
подготовки и образования, а также имевшимися
доступными источниками информации

41. Невиновное причинение вреда (казус)

Не осознавал
опасности
Не предвидел
опасности
Не мог предотвратить
опасные последствия
в силу своих
психофизиологически
х качеств
Экстремальная
ситуация
Нервно-психические
перегрузки
медработника

42. Клинико-организационная классификация сестринских ошибок и деликтов

Организационные
• Ошибки в
оформлении листов
нетрудоспособности
• Подлог
• Деятельность без
лицензии (чаще
предрейсовые
осмотры)
• Ошибка оператора
при работе с
электронными
документами
• Нарушение
организационных
алгоритмов и
инструкций
Клинические
• Коммуникационные
ошибки
• Нарушение
алгоритма ТПМУ и
прочих стандартов
• Эксцесс исполнителя
(перепутала)
• Невежество
• Добросовестное
заблуждение
• Несчастный случай
Технологические
• Неумение
пользоваться
аппаратурой и
оборудованием
• Неисправная
аппаратура
• Неисправное
медицинское
оборудование
• Неисправности
инженерных
коммуникаций

43. Технологические ошибки

Требования к аппаратуре и оборудованию
безопасность
функциональность
эргономичность
соответствие современному уровню
медицинской науки
обеспеченность расходными материалами

44. Технологические ошибки

Emergency Care Research Institute опубликовал
список из 10 угроз, исходящих от
медицинских технологий, на которые
следует обратить особое внимание в 2015 г.

45. 10 угроз

Тревоги монитора
• неправильная конфигурация мониторов приводит к тому, что
тревоги срабатывают тогда, когда это не нужно, и не
срабатывают, когда это нужно
Целостность данных
• пропуски или ложные сведения в электронных медицинских
записях однократно попав в электронную запись, редко
исправляются
Перепутывание инфузионных линий
• при введении нескольких препаратов через инфузоматы, могут
перепутываться инфузионные линии, препараты, скорости
введения и инфузоматы
Неадекватная стерилизация
• эндоскопических и хирургических инструментов может
приводить к переносу инфекции от одного больного к другому

46. 10 угроз

Отсоединение от аппаратов искусственной
вентиляции
• даже кратковременное отключение от аппарата ИВЛ может
привести к необратимым последствиям. Часто это остается
незамеченным в результате неправильно выставленных тревог
Ошибки и поломки при использовании устройств
для транспортировки больных
• эти ошибки и поломки могут приводить к падению, травмам и
ссадинам. Многие из этих устройств не рассчитаны на больных
с тяжелым ожирением
Кибербезопасность
• недостаточная защита медицинских систем и устройств от
кибератак

47. 10 угроз

Избыточное облучение при диагностических
исследованиях
• легкость получения снимков на современных цифровых
установках нередко приводит к тому, что в стремлении
получить снимок более высокого качества выполняется
несколько снимков
Роботизированная хирургия
• ошибки из-за недостаточного опыта
Отзывы медицинских устройств производителем
• отзывы медицинского оборудования происходят все чаще,
но клиники не успевают отследить за этими сообщениями

48. Методика выявления сестринской ошибки

1.Анализ карт оценки качества жизни пациента в
динамике по любой принятой шкале оценки
качества жизни (Ухудшение качества жизни после
сестринского вмешательства)
2.Анкета для пациентов
Сопоставить «стандарт желания» с достигнутыми
результатами, жалобы рассматриваются отдельно
3.Анкета для медицинского персонала:
оценка уровня знаний
самооценка данного законченного случая
взаимооценка персонала одной специальности
4. Выборочный анализ дневника наблюдений за
пациентами, касающийся возможного выявления
данной сестринской ошибки

49. Методика выявления сестринской ошибки

5.Выборочный анализ карт
фотохронометражных наблюдений
рабочей операции (технология отпуска
процедур, соблюдение СЭР)
рабочей смены (рациональный таймменеджмент)
6. Выборочный анализ процедурных карт и
записей в истории болезни (выявление
сестринской ошибки)

50. Медиация

процедура урегулирования конфликта, в
которой участвуют равноправные субъекты
спора на основе добровольного согласия и
сотрудничества, а также нейтральное и
независимое лицо (медиатор), содействующее
сторонам в урегулировании конфликта и
достижении ими взаимовыгодного соглашения

51. Сложности медиации в здравоохранении

Требование к сохранению медицинской
тайны
Дополнительные стороны (ФОМС, ФСС) в
работе не предполагают применение
медиации
Желательность для пациента привлечение
СМИ, освещение в соцсетях
Дефицит специалистов – медиаторов в
области здравоохранения

52.

A tuo lare incipe – Начинай со
своего дома (лат)

Classifying nursing errors in clinical management within an Australian hospital

D T Tran et al.


Int Nurs Rev.


2010 Dec.

Abstract


Background:

Although many classification systems relating to patient safety exist, no taxonomy was identified that classified nursing errors in clinical management.


Aims:

To develop a classification system for nursing errors relating to clinical management (NECM taxonomy) and to describe contributing factors and patient consequences.


Methods:

We analysed 241 (11%) self-reported incidents relating to clinical management in nursing in a metropolitan hospital. Descriptive analysis of numeric data and content analysis of text data were undertaken to derive the NECM taxonomy, contributing factors and consequences for patients.


Results:

Clinical management incidents represented 1.63 incidents per 1000 occupied bed days. The four themes of the NECM taxonomy were nursing care process (67%), communication (22%), administrative process (5%), and knowledge and skill (6%). Half of the incidents did not cause any patient harm. Contributing factors (n=111) included the following: patient clinical, social conditions and behaviours (27%); resources (22%); environment and workload (18%); other health professionals (15%); communication (13%); and nurse’s knowledge and experience (5%).


Conclusion:

The NECM taxonomy provides direction to clinicians and managers on areas in clinical management that are most vulnerable to error, and therefore, priorities for system change management. Any nurses who wish to classify nursing errors relating to clinical management could use these types of errors. This study informs further research into risk management behaviour, and self-assessment tools for clinicians. Globally, nurses need to continue to monitor and act upon patient safety issues.

© 2010 The Authors. International Nursing Review © 2010 International Council of Nurses.

Similar articles

  • Inquest produces change.

    Fletcher M.

    Fletcher M.
    Can Nurse. 2001 Nov;97(10):20.
    Can Nurse. 2001.

    PMID: 11765433

    No abstract available.

  • Patient safety events reported in general practice: a taxonomy.

    Makeham MA, Stromer S, Bridges-Webb C, Mira M, Saltman DC, Cooper C, Kidd MR.

    Makeham MA, et al.
    Qual Saf Health Care. 2008 Feb;17(1):53-7. doi: 10.1136/qshc.2007.022491.
    Qual Saf Health Care. 2008.

    PMID: 18245220

  • A classification for incidents and accidents in the health-care system.

    Runciman WB, Helps SC, Sexton EJ, Malpass A.

    Runciman WB, et al.
    J Qual Clin Pract. 1998 Sep;18(3):199-211.
    J Qual Clin Pract. 1998.

    PMID: 9744659

  • Nurse staffing and adverse patient outcomes: a systems approach.

    Cho SH.

    Cho SH.
    Nurs Outlook. 2001 Mar-Apr;49(2):78-85. doi: 10.1067/mno.2001.114381.
    Nurs Outlook. 2001.

    PMID: 11309562

    Review.

    No abstract available.

  • Protection: clarifying the concept for use in nursing practice.

    Lorenz SG.

    Lorenz SG.
    Holist Nurs Pract. 2007 May-Jun;21(3):115-23. doi: 10.1097/01.HNP.0000269148.42861.62.
    Holist Nurs Pract. 2007.

    PMID: 17471049

    Review.

Cited by

  • Sixth Annual Enhanced Recovery After Surgery Symposium highlights: work in progress or standard care?

    Fair L, Duggan E, Dellinger EP, Bedros N, Godawa K, Krusinski C, Curran R, Hart C, Zhu A, Peters W, Fleshman J, Fichera A.

    Fair L, et al.
    Proc (Bayl Univ Med Cent). 2023 Jun 22;36(5):651-656. doi: 10.1080/08998280.2023.2221112. eCollection 2023.
    Proc (Bayl Univ Med Cent). 2023.

    PMID: 37614867
    Free PMC article.

    Review.

  • Patient safety culture and handoff evaluation of nurses in small and medium-sized hospitals.

    Kim JH, Lee JL, Kim EM.

    Kim JH, et al.
    Int J Nurs Sci. 2020 Dec 16;8(1):58-64. doi: 10.1016/j.ijnss.2020.12.007. eCollection 2021 Jan 10.
    Int J Nurs Sci. 2020.

    PMID: 33575446
    Free PMC article.

  • Nurses’ families’ experiences of involvement in nursing errors: A qualitative study.

    Mokhtari Z, Hosseini M, Khankeh H, Fallahi-Khoshknab M, Nikbakht Nasrabadi A.

    Mokhtari Z, et al.
    Int J Nurs Sci. 2019 Jan 14;6(2):154-161. doi: 10.1016/j.ijnss.2019.01.004. eCollection 2019 Apr 10.
    Int J Nurs Sci. 2019.

    PMID: 31406885
    Free PMC article.

  • Risk assessment of the emergency processes: Healthcare failure mode and effect analysis.

    Taleghani YM, Rezaei F, Sheikhbardsiri H.

    Taleghani YM, et al.
    World J Emerg Med. 2016;7(2):97-105. doi: 10.5847/wjem.j.1920-8642.2016.02.003.
    World J Emerg Med. 2016.

    PMID: 27313803
    Free PMC article.

  • Risk Assessment of Using Entonox for the Relief of Labor Pain: A Healthcare Failure Modes and Effects Analysis Approach.

    Najafi TF, Bahri N, Ebrahimipour H, Najar AV, Taleghani YM.

    Najafi TF, et al.
    Electron Physician. 2016 Mar 25;8(3):2150-9. doi: 10.19082/2150. eCollection 2016 Mar.
    Electron Physician. 2016.

    PMID: 27123224
    Free PMC article.

MeSH terms

LinkOut — more resources

  • Full Text Sources

    • Ovid Technologies, Inc.
    • Wiley

Источник: журнал «Главный врач».

Мыльникова И.С.

Рост числа ошибок медработников, зафиксированных последние десятилетия, стимулировал проведение исследований условий работы различных групп персонала, в том числе медсестер, и влияния этих условий на четкость выполнения рабочих заданий. При изучении условий труда медсестер объектами исследования были факторы, которые, по мнению исследователей, повышали риск совершения профессиональных ошибок.

Средства массовой информации регулярно сообщают о новых ошибках, допущенных медработниками, в том числе медсестрами, которые привели к тяжелым последствиям для здоровья и жизни пациентов. Чаще всего заключительные слова таких сообщений гласят: «По факту причинения вреда по неосторожности возбуждено уголовное дело», и большинство склонно думать, что медработник (медсестра), совершивший (ая) ошибку, и в самом деле был (а) недостаточно внимателен (внимательна) и проявил (а) халатность. Другими словами, в настоящее время широко распространенным является суждение: «Раз ошибся, значит, виноват и заслуживает наказания». Однако, так ли это?

В настоящей статье мы постараемся выявить объективные причины ошибок медсестер. Сначала речь пойдет о внешних причинах, связанных с условиями труда медсестер, затем – о внутренних причинах, которые связаны с объективными особенностями человеческой психики, которые следует учитывать при подготовке медсестер и при организации их работы.

Организационные недостатки как причины ошибок

Перегрузки и частые отвлечения

Рост числа ошибок медработников, зафиксированных последние десятилетия, стимулировал проведение исследований условий работы различных групп персонала, в том числе медсестер, и влияния этих условий на четкость выполнения рабочих заданий. При изучении условий труда медсестер объектами исследования были факторы, которые, по мнению исследователей, повышали риск совершения профессиональных ошибок. Так, ряд европейских исследователей (Malchaire, 1992; Gadbois; 1992, EstrinBehar, 1990), изучавших работу медсестер в палатных отделениях крупных европейских больниц, на основании своих исследований сделали вывод, что в ходе своей работы медсестры решают большое количество пространственно разбросанных и коротких по времени исполнения задач, испытывая при этом необходимость постоянно отвлекаться на внешние сигналы (телефонные звонки, обращения пациентов, неотложные распоряжения врачей и т.п.) и часто прерывая выполнение задачи.

Так, по данным EstrinBehar, медсестры десяти хирургических и терапевтических отделений французских больниц, где проходили исследования, выполняли в среднем 320 коротких задания за утреннюю смену (8 часов) и 250 заданий – за ночную смену (12 часов). При этом их действия прерывались в ходе выполнения задания: в утреннюю смену – 78 раз, а в ночную – 28 раз. При этом суммарное время, когда медсестра была занята хождением по отделению, стояла в согнутом положении или с вытянутыми руками, сидела на корточках, составляло почти 70 % от общего рабочего времени. За одну смену дневная медсестра проходила около 7 км, а ночная – 5. В этих условиях на непосредственную работу с больным оставалось не более 15–20 % рабочего времени.

Исследователи обратили внимание на то, что в отделениях (палатах), где работа медсестер была хорошо продумана и организована, хождение занимало меньше времени, а число незапланированных отвлечений в ходе выполнения задания было существенно, иногда почти в 2 раза, меньше. Примерами хорошей организации работы назывались четкое разделение функций между медсестрами, планировка палат (рабочих помещений), с выделением функциональных секторов. К примеру, медсестры, занимающиеся приготовлением медикаментов для пациентов, имели специально выделенные индивидуальные места за загородкой. Если какая-то из них отвлекалась, то вернувшись к прерванной работе, она точно знала, что все лежит на прежних местах и не потревожено действиями других коллег.

Дефекты информационного обеспечения

Многие исследователи указывают на несовершенство информационного обеспечения труда рядовых медицинских работников. Во всем мире проблемой является утрата информации при передаче смен. Мало больниц может похвастаться четким регламентом передачи информации от медсестры, сдающей смену, медсестре, принимающей смену.

Большой проблемой является неразборчивый почерк в листе назначений, невнятность информации на многочисленных ярлыках и этикетках. Доказано, что хорошо читаемая этикетка должна иметь матовую поверхность (чтобы блики не нарушали зрительного восприятия), а буквы должны иметь высоту не менее 2,5 мм. Наблюдение показало, что этим требованиям удовлетворяют не более половины лекарственных этикеток. Большое значение имеет дизайн упаковок: совершенно недопустимо, чтобы одинаковый дизайн имели упаковки разных препаратов. Особо опасно, если нельзя различить по внешнему виду упаковки одного и того же препарата, но в разных дозировках.

Проблема последних лет – ошибки при работе с компьютером. Очень часто программы имеют неудобный плохо читаемый интерфейс, сложные системы поиска. В результате компьютер только осложняет работу медсестры, увеличивает риск технической ошибки. Безусловно, это не значит, что нужно отказаться от компьютеризации рабочих мест медсестер, однако делать это надо продуманно, придавая внимание так называемым «мелочам».

В большинстве больниц не отработаны системы передачи устной информации. В экстренных ситуациях врачи часто отдают устные распоряжения и лишь позже делают записи в истории болезни. Необходимо ввести практику, когда исполнитель повторяет вслух сделанное распоряжение, как это принято в армии, в гражданской авиации и т.п. «Полкубика строфантина в вену» — «Есть полкубика строфантина в вену».

Отдельного разговора требует совершенствование звуковых сигналов. В ходе модернизации многие больницы закупили современное оборудование, которое имеет звуковые сигналы. В европейских больницах была обнаружено, что персонал не всегда хорошо идентифицирует сигналы, а если этих сигналов слишком много, то отключает их. Так, в одном из хорошо оснащенных отделений реанимации, медсестры могли идентифицировать по слуху только треть сигналов, подаваемых приборами. В остальных случаях им приходилось обходить всю палату, чтобы найти источник звука. В другом крупном отделении из 1433 сигналов, зарегистрированных за 3 недели проведения исследования, только 8 предупреждали о фатальных нарушениях. Неудивительно, что случаи отключения тревожной сигнализации встречаются все чаще, а это, безусловно, создает риски для больных. Недавно закончилось разбирательство дела медсестры отделения кардиореанимации, якобы заснувшей и не услышавшей сигнала монитора о возникшей у больного фибрилляции желудочков. Больной скончался. Медсестра уверяла, что не спала и что сигнала не было. При проверке оказалось, что звуковой сигнал был отключен. Кто сделал это? Оказалось, что это сделала дневная медсестра. Врач распорядился сделать звук всех сигналов чуть тише, однако она, не зная английского, не разобралась с надписями на экране прибора, который не был русифицирован. Очевидно, что обвинять ее в данном случае не справедливо.

Психо-эмоциональное состояние

Хронический стресс и синдром эмоционального выгорания снижают работоспособность и качество выполнения рабочих заданий, повышает риск профессиональных ошибок. Одной из основных причин хронического стресса медсестер является высокое психо-эмоциональное напряжение, которое отмечают все исследователи этого явления. Что является причиной этого напряжения? К примеру, финские медсестры жаловались на то, что остро чувствуют нехватку знаний, а также отсутствие ясности в разграничении полномочий и ответственности с другими работниками – врачами и медсестрами. Ответственность в сочетании с отсутствием соответствующих полномочий и возможности изменить свою работу, спокойно спланировать предстоящие действия, подготовиться должным образом, — все это создает дополнительное напряжение и беспокоит финских медсестер. Почти половина медсестер говорила о сильных стрессах, переживаемых, если экстренная ситуация возникает в отсутствие врача (Poyhonen, 1990). Согласно масштабным исследованиям, проведенным в ряде европейских стран в 90-х годах, число медсестер, испытывающих постоянный стресс на работе, достигает 25 %. Многие переживают ситуации «с сильным эмоциональным выбросом», конфликты с больными и коллегами и т.п. Стресс усиливается в отсутствие поддержки. Медсестры ощущают, что их не ценят, что их знания и опыт никому не нужны, что они не могут оказать влияния на ситуацию, даже если она полностью соответствует их квалификации. В 1983 году, изучив статистику самоубийств европейских медсестер, Katz обнаружил, что уровень самоубийств медсестер выше, чем в среднем среди женщин в данном регионе. Особо страдающей от стрессов группой являются медсестры, несущие высокую рабочую нагрузку, сочетающуюся с низким уровнем самостоятельности и социальной поддержки. Результаты этих исследований демонстрируют, что расширение самостоятельности и поддержка могут сыграть большую роль в снижении уровня стресса в случаях, когда невозможно снизить давление высокой рабочей нагрузки.

И здесь особую роль играет позиция руководителя сестринского коллектива – старшей и главной медсестры. Были проведены исследования, доказавшие связь между уровнем стресса и стилем работы руководителя. Там, где старшие и главные медсестры считают необходимым вести индивидуальную работу с медсестрами, беседовать с ними, выслушивать и принимать их предложения, ценить их, хвалить даже за небольшие достижения, в этих коллективах уровень стресса среди медсестер ниже.

Большое значение имеют взаимоотношения медсестер с врачами. В коллективах, где эти царит командный стиль работы, отношения между группами персонала расцениваются как «хорошие», средний уровень стресса среди медсестер невысокий.

«Внутренние» причины ошибок, связанные с человеческой природой

«Смотрел, но не видел»

Однако помимо внешних причин ошибок эксперты все настойчивее говорят о внутренних причинах, связанных с природой человеческого познания. Ведь многие ошибки люди делают, совершая привычные действия, а самые чудовищные ошибки чаще наблюдаются у наиболее опытных и квалифицированных работников.

Одна из самых распространенных ошибок совершается по типичному сценарию – «работник смотрел, но не видел». Медсестра смотрела на упаковку с лидокаином, но не видела, что это не 2% раствор, а 10%, который нельзя использовать для разведения антибиотиков для внутривенного введения; водитель смотрел на дорогу, на которую выходит пешеход, но не видел этого пешехода и не сбавил скорость; матрос не увидел стоп-сигнала, рабочий не заметил надвигающегося лезвия пилы и т.п. За каждым из этих случаев – человеческая трагедия. Эксперты считают, что их нельзя связать с небрежностью или глупостью работника. Скорее их причиной являются ограничения внимания при выполнении высокотехнологичных работ.

В поисках причины таких ошибок следует вспомнить об одной особенности нашего восприятия – мы воспринимаем и осознаем далеко не все, что видим и слышим. Органы чувств получают и отправляют в мозг человека массу сигналов, однако для сознательной обработки отфильтровывается лишь только малая часть из них, остальные – отбрасываются. Со всем потоком информации наш мозг просто не справится. Этот фильтр называют вниманием. Оно позволяет нам не осознавать, как мы дышим, как одежда давит на кожу, мы не слышим фоновых звуков. Внимание позволяют мозгу бросить все свои силы на обработку только самой нужной информации.

Однако у внимания есть и оборотная сторона. Концентрируясь на одних сигналах, человек может не заметить важные изменения других, которые он счел на этот момент не самыми важными. Так, водитель, разговаривая по мобильному телефону, может полностью погрузиться в тему разговора, перестроив внимание на эту важную для него информацию и отключившись от сигналов дорожной ситуации.

Специалисты в области безопасность проводят специальные исследования, как сделать, чтобы человек, сконцентрированный на одних сигналах, не упустил появления неожиданных объектов. Раньше для привлечения внимания к таким объектам использовали яркие цвета, контрасты, движения, звуки. Опыт говорит о том, что они работают недостаточно эффективно. Сегодня упор делается на специальном обучении и тренингах персонала. Таким образом, если раньше считалось достаточным сделать на лекарственной упаковке надпись красным «Вводить медленно!», то теперь помимо надписи проводят специальное обучение медсестер, которые должны уметь схватывать содержание информации на упаковке, замечая необычные отклонения. Разработка таких тренингов – задача профессионалов по психологии внимания.

Автоматизм действий, как причина ошибок

Очень часто, делая что-то привычное и хорошо знакомое, мы отключаем внимание и продолжаем действовать на основе «мышечной памяти», т.е. автоматически. Собственно, опытный работник и отличается от неопытного тем, что многие его действия доведены до автоматизма. Автоматизм обеспечивает быстрое и четкое выполнение повторяющихся манипуляций. Однако такой автоматизм может сыграть и злую шутку. Дело в том, что делая что-то автоматически, мы отключаем свое внимание и в этот момент можем не заметить изменения ситуации, требующего изменения порядка действий. Так возникают фатальные ошибки, в основе которых лежит концентрация внимания с последующим автоматизмом действий, что характерно именно для опытных сотрудников.

Представим ситуацию: опытная медсестра, знающая, что флакон с физиологическим раствором для разведения антибиотиков всегда стоит на столике в правом углу, берет его и, практически не глядя, набирает жидкость в шприц. Однако в этот день в кабинет забежала практикантка и передвинула флаконы, в результате на привычном месте оказался хлористый калий или 10-процентный лидокаин. Последствия понятны. В случае если бы на месте опытной сестры оказалась молодая и неопытная, трагедии бы не произошло, так как она, сознательно искала бы флакон с физиологическим раствором, читая этикетки. Она не наработала автоматизма и поэтому не ошибется.

«Вижу то, что ожидаю увидеть»

Еще одна причина ошибок – «видеть не то, что есть, а то, что ожидаю увидеть». Представим медсестру, которая 10 лет подряд ежедневно берет с определенной полки один и тот же флакон и читает на нем одну и ту же надпись. И в один прекрасный день на полке появился такой же флакон, но с другой надписью. Она привычно берет его, смотрит на упаковку и не видит ничего необычного – в ее глазах стоит привычная картина привычной этикетки. Такую ошибку может допустить любой человек, даже самый добросовестный и внимательный.

Заключение

Можно ли уберечься от таких ошибок? Можно ли исключить автоматические действия из своей трудовой практики? Эксперты единодушны: это невозможно. Если в привычной ситуации работники перестанут действовать автоматически, вся работа встанет. Поэтому, если медсестра совершила ошибку и перепутала упаковки, нужно интересоваться не тем, почему медсестра была невнимательна, а тем, почему упаковка не привлекла ее внимание, и медсестра действовала привычно, не заметив изменения. Существует мнение: все должны работать по правилам. Разработай их, и не будет ошибок. Однако это глубокое заблуждение. Строгая работа по правилам – это особая форма забастовки, так как известно, при попытке все делать по правилам, работники просто ничего не смогут сделать. Такую забастовку называют итальянской. Он приносит больше вреда, чем простой отказ от работы.

Таким образом, современные системы безопасности должны работать при среднем уровне внимания работников, с учетом сложившихся автоматизмов и искажений восприятия. Т.е. почти каждая ошибка работника – это ошибка системы. Мы должны говорить об этом, чтобы защитить коллег, совершивших ошибку, от осуждения и уголовного преследования.

Источник: журнал «Главный врач» 2014/03

Другие статьи по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Классификация речевых ошибок соловейчик
  • Классификация ошибок измерений навигационных параметров
  • Классификация речевых ошибок и методика их устранения
  • Классификация ошибок врача
  • Классификация морфологических ошибок