Классификация недостатков ошибок при выполнении плавательных упражнений

47

Данное упражнение лучше выполнять на крайней дорожке, так как можно предложить студентам в положении лежа на боку увидеть ориентир – стенку бассейна.

Так же, можно предложить студентам выполнить поворот в другую сторону, с тем, чтобы определить в какую сторону выполнять вращение удобнее.

10. Выполнить поворот в целом (подплывание, вращение, толчок, скольжение, выход на поверхность воды, первые плавательные движения).

Простой открытый поворот при плавании кролем на спине.

Обучение повороту происходит по частям (фазам). Сначала на месте, затем с подхода к повороту и после этого с подплывания.

Разучить фазу касания.

1.В положении на спине коснуться стенки бассейна рукой на уровне противоположного плеча.

Разучить фазу вращения.

2.И.п. – на спине, коснуться стенки бассейна рукой на уровне противоположного плеча. Затем, согнуть ноги (сгруппироваться) и начать вращение в горизонтальной плоскости (голова находится над поверхностью воды, выполняется вдох, руки помогают вращению).

В конце вращения поставить ноги на стенку так, чтобы повернуться к ней лицом, другая рука вытянута назад-вверх.

Разучить фазу отталкивания.

3.И.п. – взяться прямой рукой за борт бассейна – сгруппироваться, поставить ноги на стенку, другая рука вытянута назад-вверх. Пронести руку над водой до соединения и оттолкнуться.

Разучить фазу скольжения

4.То же, но после отталкивания выполнить скольжение.

5.Выполнить поворот по частям: касание, группировка, вращение, постановка ног, скольжение.

7.ОШИБКИ В ТЕХНИКЕ ПЛАВАНИЯ, ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

ИИСПРАВЛЕНИЕ

При начальном обучении технике неизбежно выполнение движений с отдельными недостатками. Раздельное изучение техники способа плавания помогает избежать обилия ошибок.

Ошибки, возникающие при обучении плаванию, разделяются на:

1)грубые, искажающие основную структуру движений;

2)незначительные, немного уменьшающие эффективность движений;

3)локальные, не отражающиеся на остальных деталях техники;

4)взаимосвязанные, вызывающие одна другую;

5)типичные ошибки, имеющие массовый характер при начальном обучении плаванию.

48

Ошибки следует исправлять быстро и тщательно, не допуская образования их автоматизации. Для предупреждения ошибок необходимо знать причины их возникновения.

Основными причинами, вызывающими появление ошибок, являются:

1)нарушение требований и принципов педагогического процесса, в частности принципов доступности и последовательности;

2)неправильное понимание занимающимися задачи упражнения и техники выполняемого движения;

3)неправильные исходные положения при выполнении упражнений;

4)недооценка психологической важности успеха при выполнении упражнения и завершения каждого урока серией хорошо освоенных упражнений, что дает занимающимся уверенность в успешности обучения.

К основным условиям исправления ошибок относятся:

1)систематическое повторение учебного материала;

2)применение подводящих и подготовительных упражнений;

3)изменение исходных положений и условий для выполнения упраж-

нений;

4)понимание занимающимися причин своих ошибок;

5)последовательное исправление ошибок, сначала грубых, затем незначительных.

7.2. Критерии дифференцированной оценки техники спортивных способов плавания

Для определения уровня плавательной подготовленности студентов предлагается дифференцированная оценка техники 3-х спортивных способов плавания, на основе наиболее часто встречающихся ошибок, при выполнении двигательных действий в воде.

Оценка «5» выставляется за выполнение движений, соответствующих требованиям модельных характеристик.

Оценка «4» выставляется за незначительные ошибки (неточное выполнение отдельных деталей техники, ведущее к снижению эффективности движений в воде).

Оценка «3» выставляется при наличии значительных ошибок, влияющих на эффективность действий пловца в воде в конкретном способе плавания.

Оценка «2» выставляется за грубые ошибки, искажающие основу техники двигательного действия.

Оценка «1» выставляется, если спортсмен не может перемещаться в воде, используя движения, характерные для оцениваемого способа плавания.

В таблице 1 перечислены критерии, по которым преподаватель сможет оценить степень владения занимающимися студентами 3-х спортивных способов плавания.

49

Критерии дифференцированной оценки техники

Таблица 1

спортивных способов плавания

Кроль на груди

«2»

«3»

«4»

Отсутствие

— Угол атаки не превышает 10о.

Отсутствие правильной

выдоха в воду.

— Выполнение проноса прямой рукой у

последовательности входа руки

— Отсутствие

поверхности воды.

в воду.

попеременной

— Смещение таза в горизонтальной

Отсутствие расслабления при

работы рук.

плоскости.

проносе рук.

— Отсутствие

— Чрезмерные повороты туловища во-

— Раздельно-попеременное со-

попеременной

круг продольной оси (крен).

гласование работы рук (касание

работы рук в

— Вход руки в воду рядом с головой

рук впереди).

вертикальной

(укороченное начало гребка).

— Отсутствие фазы отталкива-

плоскости.

— Вход руки в воду в сторону от линии

ния при выполнении гребково-

— Угол атаки

плеча.

го движения руками (укорочен-

превышает 15о

— Вход руки в воду напротив противо-

ная фаза отталкивания).

положного плеча (перекла-дывание

— Отсутствие выпрямления руки

рук при входе в воду).

в локтевом суставе во время

— Низкая частота работы ног – стопы

отталкивания.

не вспенивают воду.

Преждевременный

поворот

— Чрезмерное сгибание ног в коленных

головы для вдоха (вдох на фазе

суставах, приводящее к выходу 50%

подтягивания).

голени из воды.

— Отсутствие ритмичности в ра-

— В

горизонтальной

плоскости рас-

боте ног.

стояние между стопами больше 50 см.

— Неполное разгибание ног в

— Попеременные движения выполня-

коленных суставах.

ются прямыми ногами.

Чрезмерно низкое положение

— Подъемголовывперед-вверхдлявдоха

головы, «зарывание»

Кроль на спине

Отсутствие

— Высокое положение головы (уши –

Отсутствие движения плечом

исходного

по-

над поверхностью воды).

при вкладывании руки в воду

ложения (и.п.)

— Чрезмерное вращение вокруг про-

(«дальнее вкладывание»).

тела на спине.

дольной оси (крены).

Отсутствие

эффективных

Голова

не

— При работе ног колени выходят на

гребковых движений

руками

касается

по-

поверхность воды.

(гребок с опущенным локтем).

верхности воды

— «Педалирующая» работа ног (как при

Отсутствие

опережающего

(«сидячее»

езде на велосипеде).

движения кистью при гребковом

положение тела

— Чрезмерно глубокая работа ног (от-

движении руками («проваленная

в

воде,

угол

сутствие вспенивания воды стопами).

кисть», «глажение воды»).

между телом и

— Работа ног с отсутствием подошвенно-

— Укороченный гребок (отсутствие

бедрами – 90о)

госгибаниястопы(работа«сапогом»).

акцентированногоотталкивания).

— Работа ног с чрезмерным расстояни-

— Вход руки в воду не на линии

ем

между стопами

превышающим

плеча.

30 см (работа ног в стороны).

— Отсутствие расслабления руки

— Вход руки в воду в сторону от линии

во время проноса рук.

плеча (превышение 30 см).

— Отсутствие сгибания руки в

— «Перекладывание» рукпривходевводу

лучезапястном суставе в начале

— Пронос согнутой рукой.

фазы захвата.

— Вход руки в воду согнутой в локте-

— При работе ног вспенивание

вом суставе.

воды сопровождается выходом

— «Перекладывание» рук при проносе

стопы из воды.

Отсутствие захлестывающего

движения в работе ног

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Ошибки

Способы устранения

Высокое положение головы при выполнении упражнений на груди.

1.Прижать подбородок к груди.

2.Дать ребенку маленькую резиновую игрушку, чтобы он зажал ее подбородком и так выполнил задание.

Низкое положение таза при лежании на груди.

1.Выполнение упражнения совместно с взрослым, который помогает принять правильное положение.

2.Выполнение контрастного задания – лечь на воду прогнувшись, а затем слегка согнувшись в тазобедренном суставе.

При скольжении на груди тело переваливается на бок.

1.Для сохранения равновесия тела руки разводятся немного в стороны.

2.Выполнение подводящих упражнений на суше:

И.п. – о.с. 1-поднять руки через стороны вверх, встать на носки; 2-3-держать тело вытянутым и напряженным; 4-и.п.

И.п. – лежа на животе, руки вытянуты вперед. 1-приподнять руки и ноги (вытянуться как «стрела», голова между рук); 2-3-держать тело; 4-и.п.

При плавании на груди:

·        ноги сильно сгибаются в коленных суставах;

1.Выполнение подводящих упражнений на суше: движения ногами как при плавании кролем на груди, лежа на животе, на скамейке (ноги выпрямлены в коленных суставах, носки оттянуты – выполнять движения ногами под команду).

2.Выполнение пассивных движений ногами вверх-вниз (с помощью взрослого) на суше, лежа на животе, так чтобы ноги не касались пола; на воде ребенок держится руками за поручень (держать ноги прямые как палки).

3.Выполнение  движений ногами как при плавании кролем на груди в ластах.

4.Выполнение контрастных заданий – попеременные движения напряженными прямыми ногами и ногами, согнутыми в коленях.

·        движения ногами выполняются с большим размахом;

1.Выполнение подводящих упражнений на суше: движение ногами как при плавании кролем на груди из различных исходных положений – педагог или партнер ограничивает амплитуду движений.

2.Выполнение движений ногами стилем кроль в частом темпе под команду.

3.Плавание  в ластах.

·        движения ногами выполняются с паузами;

1.Выполнение движений ногами вверх – вниз у поручня, с поддерживающимся средством (внимание на непрерывность работы ног).

2.При выполнении упражнения считать про себя 1,2,3,4,1,2,3,4 и т.д. и на каждый счет пытаться выполнять движения ногами вверх – вниз.

·        при плавании кролем на груди без выноса рук ребенок «бьет» руками по воде.

1.И.п. – стоя в наклоне вперед, одна рука вытянута вперед, вторая около бедра, ладони обеих рук повернуты назад, кисть напряжена. Гребковые движения в воде стоя на месте и с продвижением.

2.Выполнение гребковых движений прямыми руками.

3.Во время скольжения выполнить гребок одной рукой – пауза, затем другой – пауза, ладони повернуты назад (надо как бы «захватить» воду и «оттолкнуться» от нее).

При движении руками «брасс», во время гребка ребенок «гладит» воду ладонями.

1.На суше имитация движений руками как при плавании способом брасс: лежа на животе; стоя в наклоне вперед.

2.Имитация движений рук брассом в воде: стоя на месте, с продвижением вперед; выполняя скольжение на груди (кисть напряжена, ребенок как бы «раздвигает» воду).

3.И.п. – о.с. Ребенок вытягивает руки вперед ладонями наружу, взрослый «зажимает» его кисть своими ладонями. Ребенок пытается развести руки в стороны, преодолевая сопротивление взрослого.

При выполнении «звездочки» на спине ноги излишне сгибаются в тазобедренных суставах (ребенок не лежит на воде, а сидит).

1.Упражнение на задержку дыхания: набрать воздух, присесть, лечь на спину, развести прямые руки (ладонями вверх) и ноги в стороны, смотреть на потолок (стопы должны быть в воде).

2.Упражнение с помощью взрослого, который помогает принять правильное положение.

При скольжении и плавании на спине:

·        таз и бедра слишком глубоко погружены в воду, голова приподнята над водой;

1.Скольжение с движениями ног как при плавании кролем на спине, плавательная доска за головой, приподнять таз к поверхности воды.

2.Скольжение в парах (партнер держит занимающегося за голову так, чтобы мочки ушей касались воды).

3.Лежание на спине около поручня (держась стопами за поручень, руки вдоль тела или за головой, принять правильное положение; затем оттолкнуться ногой от поручня, сохраняя правильное положение).

4.Скольжение на спине с работой ног кролем, руки вытянуты вверх.

·        вода переливается через макушку и заливает лицо;

1.Упражнение с плавательной доской, прижатой к груди.

2.Плавание на спине с работой ног кролем. При выполнении упражнений подбородок прижат к груди.

·        чрезмерное сгибание ног в коленных суставах.

1.На суше в положении сидя (на скамейке, полу), лежа на спине выполнять движения ногами кролем;

2.Плавание на спине при помощи движений ног, «плавательная» доска за голову;

3.Плвание на спине в ластах;

4.Скольжение на спине с работой ног кролем, с различным положением рук.

При выполнении упражнений ребенок следит за тем, чтобы на поверхности воды появлялись только носки ног, которые должны быть оттянуты.

Доклад Ефремовой Е.Л. на тему самообразования «Наиболее распространенные ошибки при плавании способом брасс и способы их устранения»

Основными ошибками учащихся при обучении технике плавания брассом являются:

1. В движениях ногами:

– асимметрия;

– при подготовительном движении ноги в тазобедренных суставах сгибаются слишком сильно;

– ноги в голеностопных суставах сгибаются в начале подготовительных движений;

– при подтягивании ног колени разводятся слишком широко или слишком узко;

– стопы не разводятся в стороны перед началом рабочего движения ногами;

– толчок ногами направлен в стороны, гребок ногами разделен на две части: толчок в стороны и подтягивание ног без сведения их вместе;

– гребок ногами начинается с разгибания в коленных суставах;

– гребок ногами не заканчивается сведением ног;

– после подтягивания ног перед толчком выдерживается пауза.

2. В движениях руками:

– асимметрия;

– резкое начало гребка;

– во время гребка ладони обращены книзу;

– гребок производится прямыми руками;

– кисти рук во время гребка погружаются чересчур глубоко;

– отсутствует догребающее и поддерживающее движение локтями в момент перехода от рабочих движений к подготовительным;

– гребок слишком длинный, кисти рук уходят за линию, проходящую через плечевые суставы;

– после движений, следующих непосредственно за гребком, и до начала движения руками под водой кпереди – небольшая пауза: руки замирают в статическом положении, затем двигаются вперед.

3. В сочетании движений, дыхания и положения туловища и головы:

– голова приподнимается с опозданием, т.е. после начала гребка руками;

– ноги подтягиваются чересчур рано – в середине гребка руками;

– ноги подтягиваются слишком поздно – после окончания гребка руками;

– выдох запаздывает и частично производится после поднимания головы;

– неполный выдох;

– излишне низкое опускание головы при выдохе; резкие движения головой при ее поднимании и опускании; большая амплитуда движений головой или заныривание головой;

– таз расположен слишком низко: тело пловца имеет чрезмерно большой «угол атаки»;

– при поднимании головы пловец прогибается в пояснице;

– туловище пловца сильно колеблется вокруг поперечной оси.

Пять наиболее распространенных ошибок в БРАССЕ:

1. Чрезмерный гребок за плечи – одна из грубейших ошибок во время плавания брассом. Увеличенный гребок руками создает ситуацию, когда руки оказываются слишком далеко за спиной, проходя через линию плеч.

Исправление. Находясь в бассейне, лечь на разделительную полосу так, чтобы она проходила на уровне подмышек. Вытянуть ноги по горизонтали, как при брассе, и сделать гребок руками. В таком положении невозможно задвинуть руки за линию. Следует закрепить в мышечной памяти эти движения тренировками.

2. Слишком поздний вдох. – Один из основных принципов в плавании заключается в том, что когда часть тела (голова, рука) находится над водой, другая часть тела служит поддержкой в воде. Этот же принцип применим и к технике дыхания в брассе. Когда тело пловца поднимается для вдоха, его голова проходит над водой. В этот момент нужно использовать руки в качестве поддержки в воде. Частая ошибка в данном случае – это вдох тогда, когда руки уже находятся в области плеч, или даже хуже, уже приближаются к груди. Когда это происходит, голова все еще над водой, но поддержки уже нет, так как руки завешают гребок. В такие моменты пловец чувствует, что тонет в момент вдоха. Вдох должен начинаться в момент начала гребка руками.

3. Паузы в середине цикла. – Основное положение тела в технике плавания брассом – непосредственно под поверхностью воды. Бедра должны двигаться очень близко к поверхности. Такое положение тяжело сохранить при завершении гребка, когда пловец готов вытянуть руки кпереди (возврат руки). Когда ладони находятся около груди, центр тяжести смещается и бедра начинают тонуть. Паузу в то время делать ошибочно. При правильной технике плавания брассом не может быть никакой паузы (делая паузы в гребках руками, пловцы сильно устают), руки должны с ускорением выбрасываться вперед вместе со всей верхней частью тела.

Исправление. Использовать удары ногами из кроля, а гребки руками – из брасса. Гребки должны быть очень быстрыми. Это упражнение не даст бедрам тонуть, так как удары ногами будут их поддерживать.

4. Движение головы вместо движения тела – очень распространенная ошибка, встречающаяся у 90 % пловцов. Вразрез с общепринятым мнением в технике плавания брассом движения шеей отсутствуют (или минимальны), иначе не будет использован весь потенциал тела при продвижении вперед. Кивание головы вызывает излишнее движение тела вверх и вниз, что снижает скорость движения, увеличивает расстояние между бедрами и поверхностью воды и, соответственно, повышает сопротивление. Один из способов обездвижить голову во время плавания – подложить под подбородок теннисный мяч или что-то покрупнее. Если во время вдоха лицо находится в вертикальном положении (глаза смотрят вперед) – это плохо. В технике плавания брассом голова есть продолжение прямого позвоночника, так что следует смотреть под углом, держа бедра у поверхности воды.

5. Неэффективный удар ногами. Хороший удар ногами – главное в технике плавания брассом. Основные ошибки в ударе: перехлестывание ног, слишком широкий удар и, наихудшее, смешанный баттерфляйно-брассовый удар.

Понимание удара (толчка) ногами – это понимание того, какая часть ноги толкает воду и куда.

Устранение типичных ошибок при плавании брассом:

1. Увеличение длины гребка руками

– Удлиненное гребковое движение рук со сжатыми в кулак кистями.

– Удлиненный гребок руками со зрительным контролем.

– Плавание на одних руках, в ногах доска.

2. Задержка в движениях рук вперед после окончания гребка

– Плавание на одних руках, с доской в ногах.

– Упражнение на 2 гребка руками, 1 толчок ногами.

– Брасс на длинной паузе в скольжении.

3. Широкое положение ног в конце гребка ногами

– Движения ногами у неподвижной опоры с небольшим их разведением.

– Плавание с помощью ног с акцентом усилия внутрь.

– Плавание с помощью ног с неполным разгибанием их в коленных суставах.

4. Слишком большое сгибание ног в тазобедренных суставах

– Плавание с помощью одних ног, руки вдоль тела, вдох выполняется в момент подготовительного движения ног.

– Плавание с помощью ног брассом на спине с доской, расположенной над коленями. Выполнять узкие движения коленями.

5. Раннее сгибание ног

– Плавание в согласовании движений руками и ногами через паузу.

6. Для устранения ошибки недержания стоп в напряжении при толчке ногами – дается домашнее задание: при положении сидя за столом держать стопы в напряжении в течении 1 минуты.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/341768-naibolee-rasprostranennye-oshibki-pri-plavani

Наиболее характерные (типичные) ошибки, наблюдающиеся у начинающих пловцов


Стиль плавания: Вольный стиль (кроль) и Плавание на спине


Работа ног (кроль и плавание на спине)

  • излишне сильное сгибание ног в коленных суставах
  • перекрестная работа ног, болтание ногами из стороны в сторону (старайтесь работать ногами в одной плоскости: вверх-вниз)
  • чрезмерное высовывание ног над поверхностью воды (является следствием чрезмерного сгибания ног в коленных суставах)

Работа рук (кроль)

  • неправильный вход руки в воду (ошибка начальной фазы гребка; первыми в воду должны входить пальцы рук, а не локти)
  • недостаточно глубокое положение рук во время гребков

Последствия

  • недостаточно обтекаемое положение тела пловца (сниженная эффективность)
  • избыточный расход энергии

Стиль плавания: Баттерфляй (дельфин)


Работа ног

  • излишне сильное сгибание ног в коленных суставах
  • недостаточная амплитуда движений (важно, чтобы работал весь корпус)
  • чрезмерное высовывание ног над поверхностью воды

Работа рук

  • толкание воды перед собой (причиной является низкая гибкость плечевого пояса)

Последствия

  • недостаточно обтекаемое положение тела пловца (сниженная эффективность)
  • избыточный расход энергии

Стиль плавания: Брасс


Работа ног

  • на начальном этапе обучения плаванию все люди делятся на две категории: на тех, кто сразу начинает выполнять движения ногами брассом на довольно приличном уровне и на тех, кому это дается, мягко говоря, очень тяжело )) ¯\_(ツ)_/¯

Работа рук

  • слишком широкая работа рук (иногда до бедер в конечной фазе гребков)

Последствия

  • низкая эффективность от работы руками

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Классификация мед ошибок
  • Классификация речевых ошибок капинос
  • Классификация лексических ошибок и способы их исправления
  • Классификация речевых и грамматических ошибок фипи таблица
  • Классификация лексических ошибок название ошибки характеристика пример