Каузальная атрибуция виды и ошибки каузальной атрибуции

Важное значение
для более глубокого понимания того, как
люди воспринимают и оценивают друг
друга, имеет явление казуальной атрибуции.
Оно представляет собой объяснение
субъектом межличностного восприятия
причин и методов поведения других людей.
В ходе общения люди не ограничиваются
получением внешне наблюдаемых сведений,
а стремятся к выяснению причин поведения
других людей. У каждого человека есть
привычные объяснения (или атрибуции)
своего и чужого поведения. Можно выделить
личностную, обстоятельную и стимульную
атрибуцию. При личностной атрибуции
причины происшедшего приписываются
конкретному человеку. В случае преобладания
обстоятельной атрибуции причина
происшедшего приписывается обстоятельствам;
при стимульной атрибуции человек видит
причину случившегося в предмете, на
который было направлено действие, или
в самом себе.

Объяснение причин
поведения человека может быть осуществлено
через внутренние причины (внутренние
диспозиции человека, устойчивые черты,
мотивы, склонности человека) либо через
внешние причины (влияние внешних
ситуаций).

Можно выделить
следующие критерии анализа поведения:

  • постоянное
    поведение —
    в сходных ситуациях поведение однотипно;

  • отличающееся
    поведение —
    в других случаях поведение проявляется
    иначе;

  • обычное поведение
    — в сходных
    обстоятельствах такое поведение
    свойственно большинству людей.

Когнитивный
психолог Дж. Келли в исследованиях
показал, что постоянное, малоотличающееся
поведение, да к тому же необычное,
объясняется через внутренние причины,
через специфику личности и характера
человека («Таким он уродился»).

Если в похожих
ситуациях у человека постоянное
поведение, а в других случаях — другое,
отличающееся поведение, и к тому же это
обычное поведение (как и у других людей
в таких же ситуациях), то такое поведение
люди склонны объяснять через внешние
причины («В этой ситуации так вынуждены
вести себя»).

Фриц Хайдер,
известный как автор теории атрибуции,
проанализировал «психологию здравого
смысла», посредством которой человек
объясняет повседневные события. Ф.
Хайдер считает, что чаще всего люди дают
разумные интерпретации. Но человек
склонен приходить к заключению, будто
намерения и диспозиции других людей
соответствуют их действиям.

Процессы казуальной
атрибуции подчиняются следующим
закономерностям, которые оказывают
влияние на понимание людьми друг друга:

1. Те события,
которые часто повторяются и сопровождают
наблюдаемое явление, предшествуя ему,
обычно рассматриваются как его возможные
причины.

2. Если тот поступок,
который мы хотим объяснить, необычен и
ему предшествовало какое-нибудь
уникальное событие, то мы склонны именно
его считать основной причиной совершенного
поступка.

3. Неверное объяснение
поступков людей имеет место тогда, когда
есть много различных, равновероятностных
возможностей для их интерпретации, и
человек, предлагающий свое объяснение,
волен выбирать устраивающий его вариант.

4. Причину успеха
люди чаще приписывают себе, а причину
неудачи — обстоятельствам.

5. Фундаментальная
ошибка атрибуции проявляется в тенденции
наблюдателей недооценивать ситуационные
и переоценивать диспозиционные влияния
на поведение других людей, в тенденции
считать, что поведение соответствует
диспозициям. Поведение других людей мы
склонны объяснять их диспозициями, их
индивидуальными особенностями личности
и характера («это человек со сложным
характером), а свое поведение склонны
объяснять как зависящее от ситуации
(«в этой ситуации невозможно было вести
себя иначе, а вообще я совсем не такой»).
Таким образом, люди объясняют свое
собственное поведение ситуацией («я не
виноват, уж такая сложилась ситуация»),
но считают, что другие сами несут
ответственность за свое поведение.

Мы совершаем эту
ошибку атрибуции отчасти потому, что,
когда наблюдаем за чьим-либо действием,
именно эта личность находится в центре
нашего внимания, а ситуация относительно
незаметна. Когда мы сами действуем, наше
внимание обычно направлено на то, на
что мы реагируем, — и ситуация проявляется
более явно.

6. Культура также
влияет на ошибку атрибуции. Западное
мировоззрение склонно считать, что
люди, а не ситуации, являются причиной
событий. Но индусы в Индии с меньшей
вероятностью, чем американцы, истолкуют
поведение с точки зрения диспозиции,
скорее они придадут большее значение
ситуации.

7. По мере роста
значимости случившегося люди более
склонны переходить от обстоятельной и
стимульной атрибуции к личностной, т.е.
искать причину случившегося в осознанных
действиях другого человека, в особенностях
его личности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
Автор статьи

Валентина Николаевна Норина

Эксперт по предмету «Психология»

преподавательский стаж — 38 лет

Стать автором

Понятие каузальной атрибуции

Определение 1

Каузальная атрибуция – это отдельный феномен межличностного восприятия, или причинная интерпретация личностью своего и чужого поведения.

Каузальная атрибуция связана с индивидуальным опытом субъекта и возникает в ходе социального взаимодействия. Этот феномен относится ещё и к мышлению, а не только к восприятию человека человеком. Суть этого феномена заключается в «достраивании» недостающей человеку части информации для создания полного и систематизированного представления о каком-либо объекте.

Препятствием для логического мышления являются эмоции, поэтому наиболее ярко закономерности каузальной атрибуции будут проявляться тогда, когда эмоции блокируют процесс мышления по законам логики. Отсюда она особенно ярко проявляется при интерпретации причин успехов и неудач, как своих, так и чужих, поскольку результат деятельности всегда имеет эмоциональную окраску.

Результаты и процесс каузальной атрибуции, хотя и имеют общие особенности, являются в основном индивидуальными. Результатом каузальной атрибуции является отнесение причин какого-либо акта к внешним или внутренним источникам. Причины внешних событий в основном приписываются действиям обстоятельств, а причины внутренних событий приписываются действиям людей.

Кроме двух видов атрибуции – внешней и внутренней, выделяют ещё стабильную и вариативную каузальную атрибуцию.

Замечание 1

Зарубежные психологи каузальную атрибуцию рассматривают как универсальный механизм социальной перцепции. Отечественная психология считает, что необходимость в «приписывании» возникает только тогда, когда наблюдаемый в нестандартной ситуации демонстрирует непонятное поведение.

Каузальная атрибуция, как считают отечественные психологи, возникает, когда поведение какого-либо социального объекта является уникальным, т.е. выходящим за рамки типичного поведения.

«Феномен каузальной атрибуции в социальной психологии» 👇

Таким образом, исследование каузальной атрибуции в первую очередь, охватывает следующие вопросы:

  • регулярные различия в объяснении своего поведения и поведения других;
  • отклонения от логических норм процесса каузальной атрибуции в результате субъективных факторов;
  • мотивационные воздействия на деятельность человека.

Мера и степень «приписывания» вместо действительных фактов, предполагает наличие таких показателей, как соответствие действия социально-ролевым ожиданиям, т.е. при маленьком объеме информации, степень «приписывания» будет больше, а также степень поведения общепринятым нормам культуры.

Феномен «приписывания» подразделяется на три вида атрибуции:

  1. личностная атрибуция;
  2. объектная атрибуция;
  3. обстоятельственная атрибуция.

Замечание 2

Чаще всего «наблюдатель со стороны» применяет личностную атрибуцию, а участник ситуации использует обстоятельственную атрибуцию.

Структура процесса каузальной атрибуции

В структуре каузальной атрибуции есть субъект, которого называют наблюдатель, есть объект – это наблюдаемый и есть контекст, т.е. социальная ситуация, влияющая на процесс каузальной атрибуции.

Все психические процессы субъекта – мышление, внимание, память, оказывают свое влияние на процесс каузальной атрибуции.

Внешние признаки объекта воспринимаются субъектом через призму собственного внутреннего мира и сравниваются на основе прошлого опыта с личностными характеристиками – в результате идет интерпретация поведения объекта и его причины.

В границах психологической сферы субъекта разворачивается каузальная атрибуция, на процесс которой влияние оказывает образ «Я» и самооценка. Эти особенности личности и будут психологическим фундаментом базирования различных факторов, оказывающих влияние на взаимоотношения людей.

На успешную интерпретацию причин поведения важную роль оказывают профессия, социально-перцептивные умения и навыки субъекта атрибуции, его возраст. На момент протекания процесса также важно физическое и психическое состояние субъекта каузальной атрибуции.

Составной частью каузальной атрибуции является и объект, именно он – автор перцептивного сообщения, формирующий его в процессе общения.

Формирование сообщения происходит с помощью экспрессивных средств – мимики, дистанции, пантомимики, контакта глаз и др.

Когда каузальная атрибуция происходит за рамками непосредственного общения, то перцептивное сообщение будет представлено конкретными действиями и поступками объекта атрибуции.

Важным моментом здесь будет соотношение свойств субъекта и объекта атрибуции, их сходство и различие с точки зрения принадлежности к той или иной социальной группе.

Если речь идет о восприятии и познании человеком самого себя, то объект и субъект каузальной атрибуции вполне могут совпадать.

Чтобы определить внутренние и внешние причины поведения объекта, субъекту необходимо представить те обстоятельства, в которых поведение объекта разворачивалось.

То или иное поведение, возникшее при какой-либо социальной ситуации, можно рассмотреть с точки зрения социальных норм.

Замечание 3

Содержание каузальной атрибуции и успешность социально-перцептивного процесса связаны с каждым из её структурных компонентов – наблюдателем, наблюдаемым, социальной ситуацией.

Ошибки каузальной атрибуции

Значимость социального события дает возможность переходить от обстоятельственной и объектной атрибуции к атрибуции личностной, т.е. искать причину в осознанных действиях конкретного человека.

Существует ещё целый ряд ошибок атрибуции, которые Г.Келли суммировал в классы:

  1. класс мотивационных ошибок, включающих пристрастия к асимметрии позитивных и негативных результатов;
  2. класс фундаментальных ошибок, включающих случаи переоценки личностных факторов и недооценки факторов ситуационных.

Фундаментальные ошибки проявляются в ошибках «ложного согласия» (подгоняется под мое мнение), в ошибках неравных возможностей ролевого поведения, в ошибках большего доверия к конкретным фактам, чем к общим суждениям.

Чтобы обосновать ошибки такого типа, анализируется схема причинности, которой обладает человек.

Г. Келли выдвигает 4 принципа – ковариации, обесценивания, усиления, систематического искажения.

Принцип ковариации действует при наличии одной причины, остальные принципы действуют при наличии множества причин.

Суть ковариации состоит в совпадении по времени, т.е. эффект приписывается причине, совпавшей по времени.

Интерпретируя множество причин, человек руководствуется принципом усиления, принципом обесценивания или принципом систематического искажения.

Исказить истинную картину воспринимаемого могут «эффекты», которые возникают при восприятии друг друга – это эффект проекции, эффект средней ошибки, эффект «ореола», эффект новизны и первичности, эффект стереотипизации.

Эффект проекции заключается в том, что приятному собеседнику приписываются собственные достоинства, а неприятному достаются собственные недостатки.

Эффект средней ошибки означает смягчение оценки ярких особенностей человека в сторону среднего показателя.

Эффект логической ошибки заключается в ложности, например, любезности, добродушия, эмпатии, доброты и др.

Эффект «ореола» возникает при восприятии друг друга в условиях дефицита информации. Первое впечатление о человеке может сформировать эффект «ореола – общее благоприятное впечатление ведет к позитивным оценкам и наоборот.

Эффекты «первичности» и «новизны» связаны с эффектом «ореола».

Под эффектом социального стереотипа понимается устойчивый образ о каком-либо человеке или явлении. К наиболее устойчивым стереотипам относятся этнические стереотипы.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

каузальная атрибуция

Даже (или именно поэтому) такое сложное устройство как человеческая психика «барахлит» – подвергается когнитивным искажениям. Некоторые из них очевидны, поэтому бороться с ними легко, достаточно осознать. Но другие запутаны и быстро с ними не разберешься. Одно из таких сложных явлений – каузальная атрибуция – феномен человеческого восприятия.

Гештальт-психолог Фриц Хайдер считается «отцом» каузальной атрибуции, о которой он писал еще в 1920-х. В своей диссертации Хайдер задается проблемой восприятия информации и того, как человек ее интерпретирует. После него многие ученые стали подробнее изучать феномен. Об их теориях мы поговорим позже, а сначала разберемся с самим понятием.

Виды каузальной атрибуции

Википедия определяет термин так: каузальная атрибуция (от лат. causa – причина лат. attributio – приписывание) – феномен межличностного восприятия. Заключается в интерпретации, приписывании причин действий другого человека в условиях дефицита информации о действительных причинах его действий.

Пытаясь найти причины чужого поведения, люди часто попадают в ловушки предубеждений и ошибок. Как говорил Фриц Хайдер: «Наше восприятие причинности часто искривляется нашими потребностями и некоторыми когнитивными искажениями».

Вот примеры когнитивных искажений вследствие каузальной атрибуции.

Фундаментальная ошибка атрибуции

Фундаментальная ошибка атрибуции – объяснение чужих действий внутренними факторами («этот человек – зануда» – внутренняя диспозиция), а своих собственных – внешними обстоятельствами («события разворачивались так, что по-другому я поступить не мог» – внешняя диспозиция). Она становится наиболее очевидной, когда люди объясняют и предполагают поведение других.

Причины фундаментальной атрибуции:

  • Неравные возможности: игнорирование особенностей, обусловленных ролевой позицией.
  • Ложное согласие: представление о своем поведении как о типичном, а об отличном от него – как о ненормальном.
  • Большее доверие к фактам, чем к суждениям.
  • Игнорирование информационной ценности неслучившегося: несделанное должно также быть основанием для оценки поведения.

Пример первый: ваш друг не сдал экзамен, который вы оба сдавали. Кажется, у него всегда был низкий уровень знаний. Вы начинаете думать, что он ленив, занимается чем угодно, но только не учебой. Однако возможно, что у него проблемы с запоминанием информации или какие-нибудь сложные обстоятельства в семье, которые мешают готовиться к экзаменам.

Пример второй: у незнакомого человека не заводится машина. Вы решаете ему помочь, дав пару дельных советов. Он не соглашается с ними или просто игнорирует их. Вы злитесь и начинаете считать этого человека грубым и отвергающим искреннюю помощь. Однако, вероятно, ему уже давали те же советы, и они не сработали. В конце концов, он просто лучше знает свой автомобиль. Или у него выдался плохой день.

Заметим, что речь идет о внутренней диспозиции. Если говорить о внешней, то если вы не сдадите экзамен, то, скорее всего, объясните это не низким уровнем своих знаний, а невезением – попался самый сложный билет. И если это у вас не заводится машина, то виноват будет человек, который пытается помочь/умничает, хоть его и не просили.

Внешняя диспозиция не обязательно плоха. Это в некоторой мере защитный механизм, потому что вы не чувствуете вины, не портите себе настроение и оптимистически смотрите на мир. Но она же может привести к постоянному поиску оправданий и деградации личности.

Культурное предубеждение

Оно случается, когда кто-то делает предположение о поведении человека на основе его культурных обычаев, происхождении и убеждений. Например, считается, что люди из западных стран индивидуалисты, в то время как азиаты являются коллективистами. Ну и о евреях, армянском радио и представителях многих других национальностей вы наверняка слышали не один анекдот.

Разница между участником и наблюдателем

Как уже было замечено, мы склонны приписывать поведение других людей своим диспозиционным факторам, причисляя собственные действия к ситуационным. Поэтому атрибуция может различаться от человека к человеку в зависимости от их роли как участника или наблюдателя – если мы являемся главным действующим лицом, то склонны иначе смотреть на ситуацию, чем когда просто наблюдаем со стороны.

Диспозиционная (характерная) атрибуция

Это склонность приписывать поведение людей их диспозициям, то есть их личности, характеру и способностям. Например, когда официант грубо относится к своему клиенту, тот может предположить, что у него скверный характер. Идет мгновенная реакция: «Официант – плохой человек».

Таким образом, клиент поддался диспозиционный атрибуции, приписывая поведение официанта непосредственно его личности, не рассматривая ситуационные факторы, которые могли вызвать эту грубость.

Своекорыстная атрибуция

Когда человек получает повышение, то считает, что это связано с его способностями, навыками и компетенцией. А если не получает, то думает, что босс его не любит (внешний, неконтролируемый фактор).

Первоначально, исследователи думали, что человек таким образом хочет защитить свою самооценку. Однако позже появилось мнение, что когда результаты соответствуют ожиданиям, люди склонны приписывать это внутренним факторам.

Гипотеза защитной атрибуции

Гипотеза защитной атрибуции – это социально-психологический термин, относящийся к набору убеждений, которых придерживается человек для функции защиты себя от беспокойства. Говоря проще: «Не я являюсь причиной своей неудачи».

Защитная атрибуция также может проявляться и в отношении других людей. Выразим ее фразой: «Хорошие вещи случаются с хорошими людьми, а плохие – с плохими». Мы верим в это, чтобы не чувствовать себя уязвимыми в ситуациях, когда не контролируем их.

При этом все доходит до крайности. Когда человек слышит, что кто-то разбился в автомобильной аварии, он может предположить, что водитель был пьян или купил права, а с ним лично этого точно никогда не случится.

Все перечисленные выше примеры каузальной атрибуции очень похожи на когнитивный диссонанс – состояние психического дискомфорта человека, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: верований, идей, эмоциональных реакций и ценностей. Эта теория была предложена Леоном Фестингером. Он формулирует две гипотезы этого явления:

  1. Когда у человека возникает диссонанс, он стремится всеми силами снизить степень несоответствия между двумя установками, чтобы достичь консонанса, то есть соответствия. Таким образом он избавляется от дискомфорта.
  2. Человек будет обходить стороной ситуации, в которых этот дискомфорт может усилиться.

Раз уж вы получили двойку на экзамене, зачем еще и чувствовать дискомфорт от того, что вы совершенно не готовились, верно? Не верно. Чтобы понять это, поговорим о локусе контроля.

Каузальная атрибуция и локус контроля

Следует сказать, что каузальная атрибуция тесно связана с локусом контроля.

Локус контроля – это характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи только внутренним, либо только внешним факторам.

В случае с каузальной атрибуцией имеют место двойные стандарты. Тогда как локус контроля показывает, что человек сам выбирает свою реакцию. Получив двойку на экзамене, он может проявить этот локус двумя разными способами:

  1. Я сам виноват в том, что получил двойку. Мало готовился, гулял, думал совершенно не о том. Я исправлюсь и начну прямо сейчас.
  2. Виноват билет, сложный предмет или преподаватель. Если бы не это, я бы получил то, чего заслуживаю.

Разница между каузальной атрибуцией и локусом контроля заключается в наличии силы воли во втором случае.

Чтобы изменить локус контроля, нужно в первую очередь избавиться от синдрома жертвы. Берите на себя полную ответственность даже в том случае, если внешние факторы действительно очень сильно повлияли на результат.

каузальная атрибуция

Каузальная атрибуция и выученная беспомощность

Каузальную атрибуцию, что любопытно, часто используют для того, чтобы понять суть феномена выученной беспомощности.

Выученная/приобретенная беспомощность – это состояние человека, при котором он не предпринимает попыток улучшить свое состояние (не пытается получить позитивные стимулы или избежать негативных), хотя имеет такую возможность. Это случается, когда он несколько раз пытался изменить ситуацию, но потерпел неудачу. И теперь привык к своей беспомощности.

Отец позитивной психологии Мартин Селигман продемонстрировал в своих экспериментах, что люди прилагают меньше усилий на решение «решаемой» проблемы после того, как они потерпели серию неудач в «нерешаемых» проблемах.

Селигман считает, что  люди, получив неудовлетворительные результаты, начинают думать, что дальнейшие попытки тоже не приведут ни к чему хорошему. А вот теория каузальной атрибуции говорит, что люди не пытаются удвоить усилия, чтобы не понизить свою самооценку, потому что иначе они свяжут неудачу со своими внутренними личностными характеристиками. Если не пытаться – то гораздо легче обвинить во всем внешние факторы.

Теории каузальной атрибуции

Наиболее популярны две из них.

Теория корреспондентских отношений Джонса и Дэвиса

Ученые Джонс и Дэвис в 1965 году представили теорию, в которой предположили, что люди уделяют особое внимание преднамеренному поведению (в отличие от случайного или бездумного).

Эта теория помогает понять процесс возникновения внутренней атрибуции. Ученые полагали, что человек склонен совершать эту ошибку, когда видит несоответствия между мотивом и поведением. Например, считает, что если кто-то ведет себя дружелюбно, то он дружелюбен.

Диспозиционные (то есть внутренние) атрибуты предоставляют нам информацию, из которой мы можем делать прогнозы о будущем поведении человека. Дэвис использовал термин «корреспондентский вывод» для обозначения случая, когда наблюдатель думает, что поведение человека соответствует его личности.

Итак, что заставляет нас делать корреспондентский вывод? Джонс и Дэвис говорят, что мы используем пять источников информации:

  1. Выбор: если поведение свободно выбирается, считается, что оно обусловлено внутренними (диспозиционными) факторами.
  2. Случайное или преднамеренное поведение: поведение, которое преднамеренно, скорее всего, будет связано с личностью человека, а случайное поведение, скорее всего, будет связано с ситуацией или внешними причинами.
  3. Социальная желательность: вы наблюдаете, как кто-то сидит на полу, притом, что есть свободные стулья. Такое поведение имеет низкую социальную желательность (несоответствие) и, вероятно, соответствует индивидуальности личности.
  4. Гедонистическая релевантность: когда поведение другого человека прямо направлено на то, чтобы принести пользу или навредить нам.
  5. Персонализм: когда поведение другого человека, как представляется, должно повлиять на нас, мы предполагаем, что оно «личное», а не просто побочный продукт ситуации, в которой находимся.

Модель ковариации Келли

Модель ковариации Келли (1967) – самая известная теория атрибуции. Келли разработал логическую модель для оценки того, должно ли какое-то конкретное действие приписываться какому-либо характеристическому (внутреннему) мотиву или окружающей среде (внешнему фактору).

Термин «ковариация» попросту означает, что человек имеет информацию из нескольких наблюдений в разное время и в разных ситуациях и может воспринимать ковариацию наблюдаемого эффекта и его причин.

Он утверждает, что, пытаясь обнаружить причины поведения, люди действуют как ученые. В частности, они учитывают три вида доказательств.

  • Консенсус: степень, в которой другие люди ведут себя одинаково в аналогичной ситуации. Например, Александр курит сигарету, когда отправляется на обед со своим другом. Если его друг тоже курит, его поведение имеет высокий консенсус. Если курит только Александр, то низкий.
  • Отличительность: степень, в которой человек ведет себя одинаково в подобных ситуациях. Если Александр курит только когда общается с друзьями, его поведение характеризуется высокой отличительностью. Если же в любом месте и в любое время, то она низкая.
  • Согласованность: степень, в которой человек ведет себя так каждый раз, когда происходит ситуация. Если Александр курит только когда общается с друзьями, согласованность высока. Если же только по особым случаям, то низка.

Давайте рассмотрим пример, который поможет понять эту теорию атрибуции. Наш субъект – Алексей. Его поведение – смех. Алексей смеется над стенд-ап выступлением комика вместе с друзьями.

  1. Если все в комнате смеются, консенсус высок. Если только Алексей, то низок.
  2. Если Алексей смеется только над шутками конкретного комика, отличительность высока. Если же над всеми и всем, то низка.
  3. Если Алексей смеется только над шутками конкретного комика, согласованность высока. Если он редко смеется над шутками этого комика, она низка.

Теперь, если:

  • все смеются наш шутками этого комика;
  • и не будут смеяться над шутками следующего комика, учитывая то, что обычно смеются;

то мы имеем дело с внешней атрибуцией, то есть предполагаем, что Алексей смеется, потому что комик очень смешной.

С другой стороны, если Алексей – человек, который:

  • единственный, кто смеется над шутками этого комика;
  • смеется над шутками всех комиков;
  • всегда смеется над шутками конкретного комика;

то мы имеем дело с внутренней атрибуцией, то есть предполагаем, что Алексей такой человек, который любит посмеяться.

Итак, существуют люди, которые приписывают причинность корреляции. То есть они видят, что две ситуации идут друг за другом, и поэтому предполагают, что одна вызывает другую.

Одна из проблем, однако, состоит в том, что у нас может не быть достаточной информации для принятия такого решения. Например, если мы не очень хорошо знаем Алексея, то не обязательно будем точно знать, будет ли его поведение последовательным с течением времени. Так что же нужно делать?

По словам Келли, мы возвращаемся к прошлому опыту и:

  • Многократно увеличиваем количество необходимых причин. Например, мы видим, что спортсмен побеждает в марафоне, и считаем, что он должен быть очень сильным спортсменом, много тренироваться и быть мотивированным. Ведь все это необходимо, чтобы побеждать.
  • Или увеличиваем количество достаточных причин. Например, мы видим, что спортсмен не прошел допинг-тест, и полагаем, что он либо пытался обмануть всех или случайно принял запрещенное вещество. А может его вовсе обманули. Одной причины было бы достаточно.

Если ваш уровень английского выше среднего, можете посмотреть следующий ролик, в котором преподаватель из Khan Academy простыми словами объясняет термин «ковариация».

Вывод

Очень важно избегать каузальной атрибуции, особенно когда она портит жизнь и приводит к неприятностям. Остановите свой поток мыслей на мгновение и поймите причину поведения конкретного человека – этого обычно бывает достаточно, чтобы не делать скоропостижных выводов. Это улучшит наблюдательные способности и научит сопереживать другим.

Кроме того, следует понять, что нет проблемы в том, чтобы приписывать свои неудачи внешним факторам, а удачи – внутренним (особенно, если это заслуженно). Просто не делайте из этого слепой привычки, а смотрите по ситуации.

Желаем вам удачи!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook

Феномен каузальной атрибуции в психологии

Содержание:

  • Феномен каузальной атрибуции в социальной психологии
  • Структура процесса, стороны
  • Разновидности каузальной атрибуции
  • Как связаны каузальная атрибуция и локус контроля
  • Ошибки каузальной атрибуции
  • Примеры с выводами

Феномен каузальной атрибуции в социальной психологии

Определение

Каузальная атрибуция в социальной психологии – это феномен межличностного восприятия, заключающийся в приписывании вымышленных причин действий другому человеку в условиях нехватки информации о действительных мотивах его действий.

Определение было сформулировано западными социальными психологами Ли Россом, Г. Келли, Ф. Хайдером. Они изучали механизмы, при помощи которых человек находит для себя объяснение причинно-следственных связей происходящих событий.

Примечание

Термин имеет латинское происхождение: causa означает «причина», attributio – «приписывание». Наиболее общее представление понятие получило в теории атрибуции, разработанной теми же авторами.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Структура процесса, стороны

Познавая друг друга в рамках социума, люди не ограничиваются информацией, получаемой в результате внешних наблюдений. В большинстве случаев они проявляют стремление к выяснению мотивов действия, формулированию выводов о качествах личности.

Но поскольку сведений, поступивших в процессе стороннего наблюдения, не хватает, наблюдатели на основе собственного опыта, мировоззрения, довлеющих над ними стереотипов, имеющегося объема знаний самостоятельно определяют вероятные причины поступка, приписывают их участнику событий.

Разновидности каузальной атрибуции

В своих трудах Г. Келли выделяет три вида атрибуции:

  1. Личностную, в процессе которой причина приписывается совершающему действие человеку.
  2. Обстоятельственную, предполагающую приписывание причины обстоятельствам.
  3. Объектную, при которой интерпретация направлена на объект поступка и его свойства.

Многолетние исследования показали, что сторонним наблюдателям свойственно использование личностной атрибуции. Непосредственные участники событий, напротив, чаще применяют обстоятельственный вид.

Как связаны каузальная атрибуция и локус контроля

Оределение

Локус контроля – это свойство человека причислять свои неудачи и успехи внешним или внутренним факторам.

Связь локуса контроля и казуальной атрибуции состоит в том, что в обоих случаях человек пытается объяснить причины сложившейся ситуации, и в зависимости от сделанных выводов выдает ту или иную интерпретацию.

Только в случае с локусом индивид демонстрирует осознанность выбора реакции. А в процессе каузальной атрибуции на него оказывают значительное давление двойные стандарты и стереотипы.

Пример

Провалив сроки сдачи проекта, менеджер может проявить локус контроля двумя способами: признать собственную нерасторопность или обвинить в провале сложность работы, контрагентов, подчиненных, сотрудников.

Ошибки каузальной атрибуции

Разным людям свойственно демонстрирование различных видов атрибуции разной степени «правильности» определения причин. В связи с этим выделяют 3 категории позиций:

  1. Различия – отличия от мнения остальных людей.
  2. Подобия – согласия с мнением окружающих.
  3. Соответствия – постоянства актуальности причины в пространстве и времени.

Все три позиции субъекта восприятия могут приводить к ошибкам атрибуции, которые подразделяются на 2 класса:

  1. Мотивационные, связанные с пристрастиями субъекта к асимметрии негативных и позитивных результатов.
  2. Фундаментальные, проявляющиеся в недооценке ситуационных факторов и переоценке личностных.

Самой распространенной мотивационной ошибкой считается приписывание неуспеха обстоятельствам, успеха – себе. Фундаментальные могут проявляться в ошибках «ложного согласия», когда индивид подгоняет результаты и выводы под собственное мнение, а также в ошибках большего доверия к фактам, чем к общепринятым суждениям.

Примеры с выводами

Столкнувшись с грубостью работника регистратуры в поликлинике, человек делает вывод о том, что все люди, занятые подобной работой, являются грубиянами. Закономерность явно некорректна, но из-за нехватки информации о качествах других сотрудников посетитель программирует себя негативной установкой.

Другой пример связан с эффектом проекции. Приятному собеседнику человек приписывает собственные позитивные качества. Неприятного, наоборот, мысленно «снабжает» своими же негативными чертами. Очевидно, что созданный образ необъективен, а значит, произошла типичная ошибка атрибуции.

Еще один частый случай – неправильное восприятие знаков невербального общения, когда улыбка незнакомца может восприниматься как заискивание, усмешка, надменность, критическая оценка. Индивид рассматривает ситуацию сквозь призму своего настроения, собственных комплексов, убеждений, вследствие чего опять возникает ошибка атрибуции.

Завязать хорошие отношения с людьми вокруг не всегда просто, особенно, если не понимать причины их поступков. Если вы постоянно ссоритесь, не можете понять друг друга и обижаетесь на пустяки, возможно, проблема в каузальной атрибуции. Что это значит, мы расскажем в данной статье.

Что такое каузальная атрибуция? Определение и примеры

01 (3).jpg

Каузальная атрибуция — это наша тенденция считать, что мы понимаем мотивы поведения других людей, даже если мы не имеем достаточно фактов. Это может привести к неправильному восприятию ситуации и ошибочным выводам. Например, мы можем думать, что наш друг занят и не отвечает на наши сообщения, потому что не хочет общаться с нами, хотя на самом деле у него могут быть другие причины.

С другой стороны, атрибуция может быть положительной, когда мы склонны оправдывать поступки людей, которые нам нравятся. Мы можем считать, что наш друг вынес жвачку из магазина без оплаты потому, что это была безобидная шалость, хотя если бы это сделал незнакомец, мы могли бы возмущаться. Это связано с тем, что мы склонны сглаживать негативные проявления у людей, которые нам близки, и наоборот, более критично относиться к поступкам незнакомцев.

28 способов наладить свою жизнь и стать счастливее от психолога с 15 летним стажем

Алина Степанчук

Психолог с 15-летним
стажем

Как часто наша жизнь кажется нам трудной, сложной, скучной, несправедливой? Ежедневно мы застреваем в бесконечном кругу финансовых трудностей, негативных эмоций, страха перед неудачами. Иногда нужен толчко, чтобы начать менять свою жизнь в лучшую сторону.

Мы подготовили подборку полезных техник, которые вы сможете применять для улучшения своей жизни или в работе с клиентами. И да, это бесплатно!

4 техники для борьбы со стрессом

Сможете поддерживать комфортное самочувствие каждый день

10 способов улучшить отношения с партнером

Улучшите коннект с партнером и решите все проблемы

7 практик для увеличения денежного потока

Поймете за счет чего можно увеличить доход в 2 раза минимум

Гайд «Как наладить отношения с родителями»

Разберетесь в детских обидах и улучшите общение с родителями

6 психологических приемов для долгой жизни

Проработаете своё эмоциональное состояние для здоровой жизни

Скачать подборку бесплатно

Механизм появления

Чтобы понять, что такое каузальная атрибуция и почему она опасна, необходимо понять механизм её возникновения. Психологи утверждают, что человеческий мозг создаёт субъективную картину мира, включающую в себя представления о себе, окружающих, реальности, причинно-следственных связях и явлениях. Если мозгу не хватает информации для какого-то вывода, он её «додумывает». 

В связи с тем, что мотивы других людей скрыты от нас, мы строим свои объяснения, исходя из личного опыта, суждений и заблуждений. Проще говоря, каузальная атрибуция — это попытка объяснить себе мотивы поступков других людей.

Виды каузальной атрибуции

02 (3).jpg

Атрибуция — это процесс приписывания причин поведения других людей. Существует пять видов атрибуции: характерная, своекорыстная, защитная, атрибуция как культурное предубеждение и ошибка наблюдателя. Каждый вид проявляется по-разному, и мы рассмотрим их подробнее.

Характерная

Атрибуция — это процесс, когда мы пытаемся объяснить поведение другого человека, приписывая ему определенные характеристики или черты личности. Например, если продавец не поздоровался с вами, вы можете подумать, что он невоспитанный и грубый, хотя причина может быть в его загруженности или в том, что он просто не заметил вас. В общем, атрибуция — это наша попытка сделать выводы об окружающих на основании их поведения, но это не всегда точно и может привести к ошибкам.

Своекорыстная 

Личностное восприятие событий, при котором мы приписываем событиям личностные черты, является наиболее распространенным видом атрибуции. Например, если мы видим улыбающуюся девушку, мы можем заключить, что она нас на самом деле находит привлекательными. Если начальник повышает нам зарплату, мы можем воспринимать это как признак нашей особой любимости в компании. 

Часто такое мышление может привести к тревоге, о которой мы писали в других статьях нашего раздела «Психология». Например, мы можем начать нервничать, если наш партнер не перезванивает, и мы воспринимаем это как признак того, что его чувства к нам угасают или он нас изменяет.

Защитная

Защитная атрибуция — это когда человек переносит ответственность за свои действия на внешние обстоятельства, вместо того, чтобы признать свою собственную неорганизованность или недостатки. Например, если человек постоянно опаздывает, он может объяснять это пробками, плохим графиком общественного транспорта или поломкой лифта, не признавая того, что причина в его собственной неспособности организовать свое время. Для тех, кто придерживается защитной атрибуции, важно понимать, что для того чтобы что-то изменить, нужно начинать с себя.

Культурное предубеждение

Атрибуция как культурное предубеждение — это когнитивное искажение, при котором мы трактуем поведение людей через призму их национальности или культурных особенностей. Например, мы можем думать, что итальянцы всегда вспыльчивы, французы любвеобильны, а русские хлебосольны. Эти стереотипы могут привести к тому, что мы будем объяснять поведение скандалящего итальянца его культурой, не учитывая другие возможные причины его поведения.

Ошибка наблюдателя

Это когнитивное искажение, которое называется эффектом зрителя. Оно проявляется, когда мы начинаем думать: «На месте этого человека я бы сделал так-то и так-то», и представляем себя в роли участника события. Такое мышление может привести к осуждению других людей, не учитывая их индивидуальных обстоятельств. Например, мы можем подумать, что кто-то совершил неправильное действие, не зная всех факторов, которые могли повлиять на его решение. Объективно постороннему человеку сложно оценить, что побудило кого-то совершить то или иное действие.

Опасность атрибуции

03 (3).jpg

Фундаментальная ошибка атрибуции заключается в том, что мы склонны делать неправильные выводы о причинах поведения других людей. Это может привести к неразумным поступкам и конфликтам. Когнитивная психология утверждает, что стиль мышления играет большую роль в определении нашего поведения (на этом основана когнитивно-поведенческая терапия). Например, если мы не получили ответа на звонок от подруги, мы можем сделать вывод, что она обиделась на нас. В результате мы можем обидеться на нее и даже разорвать общение. Однако позже мы можем узнать, что она просто потеряла телефон. Такое мышление называется каузальной атрибуцией.

Онлайн-тест Ваш эмоциональный интеллект EDPRO

Онлайн-тест «Ваш эмоциональный интеллект»

Для того, чтобы избежать негативных последствий когнитивных искажений, важно научиться быть осознанным и не забывать, что мы не можем знать точных мотивов поступков других людей. Не стоит додумывать за окружающих, лучше научиться открыто общаться с ними на волнующие темы. Если вам интересно узнать еще больше о межличностных взаимодействиях, то можете записаться на программу обучения «Практическая психология».

 

  • Гайд «5 способов для борьбы с тревогой»

    Скачать бесплатно

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:

    Интересное по теме:

  • Кафель на теплый пол водяной ошибки
  • Кафедра организовала и руководит производственной практикой студентов ошибка
  • Каузальная атрибуция фундаментальная ошибка атрибуции
  • Каузальная атрибуция стереотипы ошибки социального восприятия
  • Кати шар ко мне где ошибка

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии