- Образование
- Общество
- Cancel
речевые ошибки
Уважаемые сообщники, подруга делает контрольную по русскому языку. Нужно исправить речевую ошибку в следующем предложении:
«Катерина оказывала протест против темного царства».
Исправление «Катерина высказывала протест темному царству» преподавателю тоже не понравилось.
Я предлагаю «Катерина протестовала против темного царства» или «Катерина оказывала сопротивление темному царству». Как такие варианты? Может, еще что-нибудь кто посоветует?
Спасибо!
- Сочинения
- По литературе
- Островский
- Протест Катерины против темного царства
Протест Катерины против темного царства в драме Островского Гроза сочинение
Добросовестная, неподдельная, героиня не способна к фальши, вследствие этого в безжалостном мире, где царствуют кабанихи, ее жизнь очень трагична. Неповиновение Катерины перед деспотизмом Кабанихи — это нечто светлое, незапятнанное, против мрака, ереси и беспощадности «темного мира». Островский отдал это имя девушке в Екатерине, что значит «вечно чистая».
Она — поэтическая натура. Ее душа тянется к природе, которая тоже любит ее. Жестокие калиновцы не понимают ее сердечную натуру. В детстве девушка выращивала множество цветов. Сны ее были красивыми и сказочными. Душа Кати возвышенная, ее стремление лететь подчеркивает всю драматургию рассказа. Девушка пытается полюбить своего мужа и наладить отношения со свекровью. Об искренности чувств семья Кабановых не слышала. Героиня умирает в мрачной семье, как птица в запертой клетке.
Перед смертью она бедняжка душевно прощается с Тихоном. Екатерина очень любила детей, считая их спустившимися ангелами с небес. Ах, если бы она проживала в других условиях, то непременно стала бы лучшей мамой и супругой, но у Кабановых все превратилось в страшную пустоту.
Женщина верила в высшие силы и в религию. Кабаниха считала это безумством, портившее души людей. Катя очень любила церковь и часто посещала службу. Ей не хотелось покидать священное место. Во время произношения молитвы, ее улыбка не переставала ослеплять окружающих своей искренностью.
Героиня отстаивает свободу своей личности. В этом лежит основа протеста Екатерины. Жизнь ее не сильно отличалась от прошлой, но все происходило по неволе. Отчаявшись, она встречается с Борисом. После решает погибнуть, чем жить в вечном мраке.
Дама русской натуры имеет сильный характер. Она предпочитает смерть, дабы не изменить себе. Ее русское составляющее оставляет свой шаг не только в творчестве Островского, но и во всех литературных поэзиях. На решительные действия способны толь такие, как Екатерина, увы, они встречаются очень редко. Она считается первой женщиной, сложившей подобные стереотипы. Для Добролюбова она солнечный лучик света, который освещает все ужасы в «темном царстве».
Российская актриса рассказывала о своем перевоплощении в Катерину. Раньше она не понимала, чем героиня освещала лучом света «темное царство». Теперь она знает, как нужно выступать в роли Екатерины.
Девушка не находит дорогу к светлой и удовлетворенной жизни и гибнет. Это происходит не от слабости, не от печали и не от внутреннего опустошения. Броский порыв характера толкает ее на такой поступок.
2 вариант
Александр Николаевич Островский, известный русский драматург, даже и не предполагал при написании «Грозы», какой же эффект произведет его пьеса на весь мир русской литературы. Об ее истинном значении спорили критики как девятнадцатого, так и двадцатого века, и одной из самых известных тем – «лучу света в темном царстве» — было уделено особенное внимание.
Известный публицист того времени, Николай Александрович Добролюбов первым высказал такую мысль, оформив ее как статью. Ее заголовок приобрел такую популярность, что стал общеизвестным фразеологизмом, обозначающим доброго, приятного человека в тяжелой обстановке, окружении. Насколько справедливым было такое суждение легко доказать, так как Островский определенно подразумевал такое значение главной героини.
То, что автор вкладывал в главную героиню такой смысл, становится понятно сразу, так как даже имя – Катерина – имеет значение «чистая» или «непорочная». Девушка искренне верит, что все люди добры и возвышенны, однако, выданная замуж, сталкивается с жестокой реальностью. Несмотря на такое отношение к себе от мужа и свекрови, она все равно пытается найти к ним подход, полюбить мужа и жить счастливо, но окружение обрубает все ее попытки на корню.
Религия становится некой «отдушиной» Катерины, ее спасением в этом месте, среди чужих людей. Именно ее лицо в момент молитвы, озаренное внутренним светом, привлекает к себе внимание всех окружающих, в том числе и Бориса, племянника Дикого. Однако именно религиозность не позволяет Катерине совершить грех, удерживает ее от измены и встречи с Борисом, так как греха девушка боится даже больше, чем гнева мужа и свекрови – Кабанихи.
В то же время, героиня сама говорит о том, что, по сути, жизнь ее здесь мало чем отличается от ее незамужней жизни. Она все так же молится, занимается рукоделием, но делает это все как будто «из-под палки», подневольно. Именно это подневольное существование больше всего давит на Катерину, и, желая изменить это, девушка решается на встречу с Борисом.
Протест Катерины выражается в первую очередь ее готовностью пойти против всего «темного царства»: всех консервативных помещиков, ее свекрови, мужа, тех, кто пытался удержать ее свободолюбивую натуру.
Девушка ясно понимала свою измену и ее непростительность, поэтому она честно призналась в этом. Ее искренность не нашла отклика, ее новая семья просто продолжала «душить» Катерину своими придирками, так что героине было легче умереть, чем поступиться своими принципами и продолжать жить в таком окружении. Ее смерть – самый настоящий протест против всего темного царства.
Сочинение Протест Катерины против темного царства
Протест этот был с самого начала, ведь Катерина – не такая, как жители этого жуткого города. Но она была слишком слаба, чтобы что-то изменить, а смогла лишь отдать свою жизнь. Я не считаю это правильным, но в той ситуации она не могла больше переносить несправедливости, угнетение, оскорбления.
Говоря про эту пьесу, Катерину всегда сравнивают с лучом солнца. Девушка, на самом деле, во всех смыслах светлая. Она молода, красива, оптимистична (в принципе). Она никому не жалуется, не ноет… Старается переносить все тяготы.
И всё-таки, не получив поддержки ни от кого, она практически задыхается. Её мучает эта ужасная свекровь, которой всё не так… Катерина не поднимает скандала. Но она и не решается уехать – изменить как-то свою жизнь. Наверное, в те годы это было б трудней. Просто переезд в новый городок не изменил бы ничего… Сбежавшей жене нигде б не были рады.
Сам образ Катерины – это протест. Она не старалась стать такой, как окружение. Не старалась специально. С другой стороны, среда эта не повлияла на неё – даже подсознательно. Катерина не стала сплетничать, красоваться, она не подлизывалась даже к свекрови! Её любовь к Борису, конечно, это тоже протест против условностей. Да, тут (в этой отдушине настоящего чувства) жена как бы совершает преступление, но ей бы следовало давно уйти от мужа, который так плохо к ней относился.
А этот городок, где она жила – такой же, как и её свекровь. Тут все (как на подбор) – тёмные, ограниченные, злые сплетники. Они и сами не живут, и другим не дают жить! Есть один изобретатель, но и от него мало толку. Все только и знают, что гулять в дорогих нарядах по главной улице – это, кроме сплетен, единственное развлечение.
Добролюбов написал целую книгу, посвященную героине этой пьесы. Там говорится, в том числе о том, что Катерину считали все в городе сумасбродной. Её никто не принимал… И Катерина не претендует своим протестом на то, чтобы изменить окружающих. Она сама выходит из «игры». И даже если её протест не смог «разбудить» горожан, то он тронул читателей.
Я очень сочувствую героине. Мне жаль, что она не смогла изменить свою жизнь, а получилось вырваться из этого темного царства лишь ценой собственной жизни.
Также читают:
Картинка к сочинению Протест Катерины против темного царства
Популярные сегодня темы
- Анализ рассказа Шукшина Сапожки 11 класс
Каждое произведение В. М. Шукшина – это бесценная шкатулка человеческих чувств, которые проявляются разными героями в разной степени. Небольшой по объему рассказ «Сапожки» имеет незатейливый сюжет.
- Сочинение Подростковая жесткость и ее причины
Каждый из нас когда-то был подростком или сейчас находится в подростковом возрасте.
- Сочинение по картине Широкова Друзья от имени мальчика 7 класс
Друзья — это родственные души. Дружбу за деньги нельзя купить. У меня тоже есть четвероногий друг. Он появился в нашей семье еще щенком. Когда родители принесли его домой, я не поверил своим глазам
- Сочинение Родительская любовь (с примерами и аргументами из литературы)
Родители любят своих детей больше всех на свете родительскую любовь считают самой нежной, теплой, огромной и бесконечной.
- Сочинение Образ Герды в сказке Снежная королева и ее характеристика
Написал однажды Г-Х. Андерсен волшебную сказку — «Снежная Королева». И это произведение запомнится каждому, кто его прочитает хотя бы один раз.
Притяжение слов
Друзья, освободим — по возможности — наших критиков от лишних хлопот!
В русском языке есть большое количество таких слов, которые как бы «притягиваются» друг к другу. Знание основных правил их притяжения позволит вам использовать необычные сочетания слов для создания ярких запоминающихся образов или как источник юмора.
Автор: Дмитрий Эльяшевич Розенталь, профессиональный филолог, специализирующийся на изучении стилистики.
В русском языке немало таких слов, которые как бы «притягиваются» друг к другу. Например, мы говорим: стадо коров, табун лошадей, отара овец, стая волков, караван верблюдов. Поэтому нас смешит неудачное сочетание слов в рассказе юного натуралиста: «Вдали показалась стая уток и зайцев». Комично и такое «наблюдение»: «На крыше сидела кошка и повизгивала от удовольствия» (так можно сказать о собаке, но не о кошке). Во всех этих случаях слова соединены неправильно, или, как сказал бы стилист, нарушена лексическая сочетаемость.
Лексической сочетаемостью называется способность слов соединяться друг с другом. Ведь в речи мы употребляем слова не по одному, не изолированно, а в словосочетаниях. При этом одни слова свободно соединяются с другими, если они подходят им по смыслу, а иные имеют ограниченную лексическую сочетаемость. Так, очень «похожие» определения — длинный, длительный, долгий, долговременный, продолжительный — по-разному притягиваются к существительным: можно сказать длительный (продолжительный)период, но не «длинный (долгий, долговременный) период»; долгий путь, длинный путь и продолжительные сборы, долговременный кредит, и не иначе. Таких «капризных» слов множество, мы их постоянно употребляем, не задумываясь над особенностями их сочетаемости, потому что в родном языке мы обычно интуитивно чувствуем, какое слово к какому «подходит». Русский человек, например, не скажет:«я взял автобус», «взял трамвай и приехал» (у нас говорят только взял такси), а иностранец легко соединит эти слова, следуя правилам своего языка, и даже может сказать:
— Я взял самолет и прилетел к вам в гости.
Что же определяет лексическую сочетаемость? Попробуем вместе разобраться.
При соединении слов в словосочетания мы в первую очередь смотрим на их лексическое значение.
Вам приходилось когда-нибудь видеть фиолетовый апельсин? А кожаные очки? Вы, не задумываясь, отвечаете: «Нет, конечно». Но, может быть, вы слышали, как кричат шепотом? Или наблюдали, как спят бегом? «Такого не бывает!» — улыбнется читатель.
Действительно, такого не бывает и быть не может: это мы для эксперимента соединили слова, обозначающие несовместимые понятия. И если, оценивая такие словосочетания, говорят «такого не бывает», значит, мы сталкиваемся с явлениемсемантической несочетаемости слов. Определение семантический образовано от слова семантика — так называют смысловую сторону языковых единиц. Например, семантика слова апельсин указывает на то, что это сочный плод с оранжевой кожурой, растущий на цитрусовом вечнозеленом дереве; так называют и само это дерево. Но ни плоды, ни деревья цитрусовых не бывают фиолетовыми, поэтому наше определение не подходит к этим существительным. «Стеклянный суп», «железные тучи», «горячая луна», «ехать пешком», «оглянуться вперед», «прислониться к ветру», «летать в море». Да мало ли абсурдных сочетаний можно изобрести? «Такого не бывает», — скажете вы, а стилист заметит: «Вы нарушаете семантическую сочетаемостьслов». Но случается и так, что по смыслу слова как будто и подходят для выражения того или иного значения, но «не хотят» соединяться в словосочетания. Мы говорим:склонить голову и преклонить колени, но не наоборот — «преклонить голову», «склонить колени»; можно одержать победу и потерпеть поражение, но никто не скажет, что он «потерпел победу». И если вы услышите: «В этих соревнованиях спортсмен одержал поражение», — вы невольно задумываетесь: здесь какая-то ошибка, может, он все же победил, а комментатор оговорился?
Можно сказать круглый год ( сутки), но не говорят «круглый час (неделя, месяц)»; бывает глубокая ночь, но не «глубокий день», возможна глубокая осень, но не «глубокая весна». Есть бархатный сезон, но не период, время, месяц. Если мы не станем считаться с традицией и начнем соединять слова как вздумается, любой нас поправит: «Так не говорят», — а стилист укажет: «Вы нарушаете лексическую сочетаемость».
Ограничения лексической сочетаемости у тех или иных слов часто объясняются употреблением их в особых значениях. Например, слово круглый в своем основном значении — «такой, который напоминает форму круга, кольца, шара» — свободно соединяется со словами соответствующей предметно-тематической группы: круглый стол, круглая коробка ( башня, луна); круглое окно ( лицо) и т.д. Но, выступая в значении «весь, целый, без перерыва (о времени)», слово круглый сочетается лишь с существительными год, сутки, а в значении «полный, совершенный» — с такими, какневежда, глупец, дурак; отличник, сирота.
Слово глубокий, означая «такой, который имеет большую глубину, находится на большой глубине», обладает практически неограниченными возможностями лексической сочетаемости ( глубокое озеро, залив, река, колодец, место и т.д.), но в значении «достигший предела, полный, совершенный» сочетается с немногими существительными ( глубокая осень, зима, ночь, сон, покой, тишина, молчание, старость).
В иных случаях причиной ограничения лексической сочетаемости оказывается закрепление слова за устойчивыми выражениями. Например, бархатный сезон — «осенние месяцы (сентябрь, октябрь) на юге». Это выражение имеет устойчивый характер, и мы не можем заменить слово сезон никаким другим, даже самым близким по смыслу («бархатная осень»!). Говорят язык заплетается, но нельзя сказать «заплетаются зубы (губы)», потому что это сочетание устойчивое, в нем замена слов исключена.
Правила соединения слов в речи определяет и грамматическая сочетаемость, от которой зависит возможность соединения одних частей речи с другими. Грамматическая сочетаемость допускает, например, соединение существительных с прилагательными (глубокое молчание), но «запрещает» сочетание прилагательных с числительными, притяжательных местоимений с глаголами (нельзя же сказать «большое сто», «моя твоя не понимает»).
Лексическая сочетаемость нередко вступает во взаимодействие с грамматической. Так, все переходные глаголы сочетаются с существительными в винительном падеже без предлога ( читаю книгу), однако форма этого падежа часто зависит от принадлежности существительных к одушевленным или неодушевленным: у первых винительный падеж по форме совпадает с родительным ( встретил друга), у вторых — с именительным ( встретил поезд). При этом в особых случаях грамматическая сочетаемость помогает правильно определить значение слова: увидеть спутник (о космическом корабле) и увидеть спутника (о человеке).
Все слова с точки зрения сочетаемости можно разделить на две группы: для одних сочетаемость с другими словами, уточняющими, поясняющими их значение, обязательна ( вдохнуть что? — воздух, кислород, запах; впадать куда? — в озеро, в Волгу; гордиться кем? чем? — другом, успехами; одержать что? — победу), для других — необязательна ( ночь, победа, дышать, жить). Слова, имеющие необязательную сочетаемость, могут употребляться как с другими словами, так и отдельно: ночь, темная ночь, настала ночь; победа, блестящая победа, победа завоевана.
Сочетаемость слов играет особо важную роль в художественной речи. «Работа над словом и стилем, — пишет Ю. Бондарев, — трудоемка. Она тяжка вечным неудовлетворением, мучительными сомнениями в поисках единственно верного сочетания слов». Поэтому и к оценке лексической сочетаемости в художественных произведениях нельзя подходить с обычной меркой, здесь законы «притяжения» слов особые. Так, ограничения семантической сочетаемости не распространяются на переносное словоупотребление: образные выражения черные мысли, годы летят, щеки горят могут показаться бессмысленными, если их понимать в буквальном значении. Однако мы воспринимаем их как метафоры, и это не является препятствием для понимания текста.
Расширение привычных связей слов, придающее им новые оттенки значения, лежит в основе многих классических образов больших мастеров художественной речи: седой зимы угрозы (А. С. Пушкин), пузатое ореховое бюро (Н. В. Гоголь), мечтал о нем все эти дни взасос (Ф. М. Достоевский), резиновая мысль (И. Ильф и Е. Петров). Как яркий стилистический прием используют нарушение лексической сочетаемости и современные писатели. Например: Дивизия зацепилась и больше не отступала;Очередная атака захлебнулась; Потеряли надежду смять его полк (К. Симонов). Многие подобные сочетания закрепляются в языке, становятся устойчивыми, что свидетельствует об одобрении их лингвистическим вкусом времени.
К нарушению лексической сочетаемости часто прибегают юмористы, чтобы придать речи комический оттенок: Население тиражного ковчега уснуло; Настал черед Жоржетты Тираспольских. Она вывела за собой табунчик девушек в сарафанах; яблоко с родинкой (И. Ильф и Е. Петров). Этот стилистический прием лежит в основе различных шуток: Гения признали заживо; Трудно прощать чужие недостатки, но еще труднее прощать чужие достоинства; Он был назначен директором по собственному желанию; ему обязаны своей выразительностью заглавия некоторых фильмов («Воспоминание о будущем», «Влюблен по собственному желанию», «Наедине со всеми»), газетных статей («С шуткой наперевес», «Жанр, обреченный на успех», «Белые слезы черемух»).
В поисках неожиданных образов, яркой речевой экспрессии особенно часто расширяют лексическую сочетаемость поэты. Вспомним классические строки М. Ю. Лермонтова:Порой влюбляется он страстно в свою нарядную печаль; А. А. Фета: Дохнул сентябрь. И георгины дыханьем ночи обожгло; А. А. Блока: Май жестокий с белыми ночами! Б. Пастернака: Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд. Ценят этот стилистический прием и поэты — наши современники: Зимы последние кусочки чуть всхлипывают под ногой, и так смущенно дышат кочки незащищенностью нагой (Е. Евтушенко); Маленький лес просил подаяния снега у жадных иль нищих небес (Б. Ахмадулина). Особенно выразительны необычные сочетания слов в песнях Вл. Высоцкого: Поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души; К утру расстреляли притихшее горное эхо . И брызнули камни, как слезы, из раненых скал.
Нарушение лексической сочетаемости может стать досадной речевой ошибкой. «Может, и к тебе пришла бессонница, и лежишь ты, не смыкая взгляда синего», — пишет молодой поэт, забывая, что смыкаются глаза, а не взгляд. «Котловина произвела на нас уютное впечатление», — рассказывает вернувшийся из турпохода юноша. Однако впечатление может быть приятным, а уголок — уютным.
Некоторым словам поистине не везет: их часто в речи употребляют в неправильных сочетаниях. Говорят: «холодный кипяток», «повысить кругозор», «справиться с указаниями», «усилить внимание». Нарушение лексической сочетаемости нередко объясняется объединением (контаминацией) похожих словосочетаний. Например, пишут: «удовлетворять современным требованиям», смешивая сочетанияудовлетворять требования и отвечать потребностям; «беседа прочитана» (нопрочитана лекция, проведена беседа); «завершить обязательства» ( завершить план, выполнить обязательства); «уделить значение» ( придавать значение, уделить внимание); «улучшить уровень» ( улучшить качество, повысить уровень).
В ваших сочинениях, друзья, тоже нередки случаи нарушения лексической сочетаемости: «Долохова за его бесшабашность произвели в солдаты» ( производят в офицеры, а в солдаты могут потом разжаловать). Анализируя идейное содержание драмы «Гроза», пишут: «Старое, умирающее страстно сопротивляется новому» (вместо отчаянно сопротивляется). О положительном герое утверждают: «В какие бы безысходные положения он ни попадал, он всегда найдет выход» (автор спутал слова безвыходный и безысходный, второе сочетается с существительными горе, тоска и подобными).
В примерах, взятых из ученических сочинений, укажите нарушение лексической сочетаемости и попробуйте исправить эту стилистическую ошибку.
1. В душе князя Андрея пробуждается новый идеал: он уходит в государственную деятельность.
2. Бородинская битва вскрыла то лучшее, что было в князе Андрее.
3. Произведения Пушкина овеяны идеями свободы.
4. На Раскольникова в щелку смотрели маленькие глазки и совсем седые волосы.
5. Катерина оказала протест против «темного царства».
6. После гибели Ленского на дуэли Ольга женится на гусаре.
7. Катерина, женившись на Тихоне, стала несчастной девушкой.
8. Из глаз Сони беззвучно текли слезы.
9. Любимые герои Толстого далеко не идеальны, они впадают в свои кризисы.
10. Литературно-критические статьи Белинского трепещут политическими страстями.
11. Вместе с духовным ростом у Павла и Ниловны растет их речь.
12. Уж топтался на одном месте: он не мог взлететь.
При употреблении слов, которые имеют предельно ограниченные возможности лексических связей, нарушение сочетаемости часто становится причиной комического звучания речи: «Учащиеся работали на своем экспериментальном участке как самые отъявленные специалисты»; «В нашем драмкружке надвигались радостные события»; «Не будем умалчивать о вопиющих достижениях самодеятельных артистов»; «В кружок юннатов пришли ребята, удрученные опытом». Лексические ошибки в таких случаях наносят ущерб не только стилю, но и содержанию фразы, потому что возникающие при этом ассоциации подсказывают противоположный смысл.
Внимательное отношение к слову, к особенностям лексической сочетаемости в русском языке поможет вам избежать подобных ошибок в речи, а в иных случаях — позволит использовать необычные сочетания слов для создания ярких образов или как источник юмора.
Другие статьи в литературном дневнике:
- 21.10.2011. Критика и Редакция
- 20.10.2011. Н. А. Добролюбов Нечто о дидактизме в повестях
- 19.10.2011. Н. А. Добролюбов. Проблема общественного идеала
- 18.10.2011. Владимир Набоков. Пушкин.
- 17.10.2011. Н. А. Добролюбов. Луч света в темном царстве
- 16.10.2011. Бродский. Азиатские максимы
- 15.10.2011. Бродский. Неотправленное письмо.
- 14.10.2011. Об истине и лжи во вненравственном смысле Ф. Ницше
- 13.10.2011. Словарь эпитетов
- 12.10.2011. Об истине и лжи во вненравственном смысле Ф. Ницше
- 11.10.2011. Мы, филологи. ненаписанная книги Ф. Ницше
- 10.10.2011. Графоман
- 09.10.2011. Ф. Ницше О музыке и слове цитаты
- 08.10.2011. Проснуться деревом
- 07.10.2011. Притяжение слов
- 06.10.2011. Три группы сенсорных слов
- 05.10.2011. Не скрижали
- 04.10.2011. Об искусстве рассказа
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Поиск ответа
Всего найдено: 45
Здравствуйте, Уважаемые Работники портала «Грамота.ру». Вопрос мой наверняка покажется Вам смешным и нелепым, но Ваше авторитетное мнение мне очень важно. Наш директор заставляет нас в официальных документах, которые мы выпускам (отчеты об оценке рыночной стоимости имущества) во всех случаях, где ставится тот или иной год (например, 2019 г., 1998 г., 2015 г. и т.д.), убирать «г.». Когда мы категорически протест уем, нам возражают, что это «не модно и несовременно». Подскажите, пожалуйста, а как же всё-таки правильно? Нужно ли ставить «г.» после года?
Ответ справочной службы русского языка
Авторитетный «Справочник издателя и автора» А. Э. Мильчина, Л. К. Чельцовой (пункт 7.1) рекомендует писать г. или год (в зависимости от типа текста) во всех случаях, кроме двух.
1. Требуется опускать слово год при цифровом его обозначении на титульных листах, контртитуле, обложке, переплете, а также в библиографическом описании в выходных данных.
2. Рекомендуется опускать слово год при цифровом его обозначении, как правило, при датах в круглых скобках, если текст предназначен для подготовленного читателя и если у читателя не может возникнуть сомнения, что цифры обозначают именно год. Обычно это даты рождения, смерти, рождения и смерти рядом с именем какого-либо лица, дата создания или издания произведения после его названия, дата исторического события и т. п. Напр.: Заметный физиолог Иоганн Мюллер (1801—1858) сформулировал. ; Наиболее полно они изложены в работе Брэдли «Явление и действительность» (1893); Работы Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1863), «Кому и как разрабатывать психологию» (1873), «Элементы мысли» (1878) и др.; Французская буржуазная революция (1789—1793) вызвала оживление издательской деятельности; С. И. Иванов (р. 1925); А. П. Петров (ум. 1980).
То есть в вашем случае сокращение г. ставить нужно.
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно расставить запятые до и после вставной конструкции: Страх, побуждающий человека считать смерть бедствием(,) – тот, что был внушён теологической религией, в особенности протест антскими фундаменталистами и римско-католической церковью(,) – это страх ада, наказаний… Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Обе указанные запятые нужны. В остальном пунктуация тоже верна.
Как правильно писать: «российские часы-радионянИ успешно протест ированы» или «российские часы-радионянЯ успешно протест ированы»? Если подразумевается, что протест ировали новую разработку: часы с функцией радионяни. Испытания проводились над несколькими образцами, но модель устройства одна и та же. Если можно, напишите правило для данного случая: в какое число ставить вторую часть сложных слов, пишущихся через дефис.
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте, можно ли сказать «оказать протест » или будет более уместно словосочетание «выразить протест «. Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Такое сочетание некорректно. Правильно: выразить протест или оказать сопротивление, например.
Здание было уничтожено, несмотря на протест ы жителей. Запятая правильно поставлена? Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Возможны варианты. Обстоятельственные обороты «несмотря на + существительное» обычно выделяются знаками препинания (запятыми). Но при тесной связи оборота со сказуемым (если смысл предложения: здание не просто было уничтожено, а уничтожено именно вопреки протест ам) запятая не ставится.
Здравствуйте! 1. Скажите, нужна ли здесь запятая. Пять князей и 14 городов — сторонников лютеранства(,) составили протест . 2. Как правильно «не допустить рост (или роста?) цен»? Спасибо за ответ
Ответ справочной службы русского языка
1. Запятая не требуется. Сочетание составили протест не вполне корректно. Возможный вариант: Пять князей и 14 городов — сторонников лютеранства выступили с протест ом. 2. Предпочтительно: не допустить роста цен.
Милейшая СПРАВКА, у меня к тебе большая просьба авторитетно рассудить меня с интернетом! Речь о существовании (как оказывается) расхожего мнения, что сущ. «печенье» допускается (не побоюсь этого слова) употреблять во множественном числе (как «печенья» — в им. п.) Допускается ли все же? Благодарю.
Ответ справочной службы русского языка
Существительное печенье употребляется в значениях ‘кондитерское изделие из испечённого теста, имеющее определённую форму и рельеф’ (коробка печенья, производство печенья) и ‘каждый отдельный кусочек такого изделия’. Во втором значении это слово, конечно, имеет формы множественного числа. Ср.: Потом пили чай с вареньем, с медом, с конфетами и с очень вкусными печеньями, которые таяли во рту. А. Чехов, Ионыч. В пятом часу их, освежённых и повеселевших, поили крепким душистым чаем с печеньями. И. Бунин, Господин из Сан-Франциско. Несмотря на протест ы старушки, Вера заказала чай с целой россыпью мелких печений и вафель… Д. Рубина, На солнечной стороне улицы.
Здравствуйте. А Токио какого рода? Токио отправил или Токио отправило ноту протест а?
Ответ справочной службы русского языка
Оба варианта верны. Согласно «Грамматическому словарю русского языка» А. А. Зализняка, Токио может употребляться и как существительное мужского рода, и как существительное среднего рода.
Добрый день!
Скажите, как мне протест ировать свою грамотность на сайте? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день. Нужна ли запятая перед «и»? Протест ируйте и все поймете.
Ответ справочной службы русского языка
Перед союзом и нужен знак – запятая либо тире.
Добрый день, уважаемые консультанты!
Подскажите пожалуйста, склоняется ли фамилия Кандыба в женском роде?
Я проштудировала Розенталя и вынесла твердое убеждение, что склоняется. Учителя школы, где учится моя дочь с такой фамилией упорно ее не склоняют.
Ответ справочной службы русского языка
Да, фамилия Кандыба склоняется (и мужская, и женская). К сожалению, законы склонения фамилий неизвестны большому числу носителей языка (ошибаются даже филологи), хотя эти правила приводятся во многих справочных пособиях по русскому языку, в том числе широкодоступных. Правда, чаще возникает обратная ситуация: учитель настаивает на склонении фамилии по правилам, а ученик или его родители категорически протест уют.
Подскажите пожалуйста, как правильно сказать или написать: ЦЕРКОВЬ евангелистская, евангелическая или евангельская. Заранее благодарю за разъяснение.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: евангелическая церковь (общее название протест антских, особенно лютеранских, церквей).
Здравствуйте, уважаемая Грамота! Хотелось бы задать вам вопрос, на который вы вроде бы уже отвечали (я просмотрела ответы на предыдущие вопросы), но ситуация такова, что одно и то же слово в новом контексте может как-то по-другому, возможно, употребляться. Я хотела спросить Вас о правописании словосочетания «оранжевая революция». Дело в том, что в контексте речь идёт не о частых революциях-переворотах, а именно о той самой первой оранжевой революции 2004 года. Предложение таково (из путеводителя):
Именно здесь в 2004 году проходила так называемая «Оранжевая революция».
Т.е. речь идёт о конкретном историческом явлении, имевшем место в определённый момент, а не об оранжевой революции как политическом явлении, которое стало уже нарицательным. Далее в контексте буквально два предложения о том, сколько людей собралось. Т.е. внимание уделяется именно исторической стороне. Я читала, что необходимо писать в кавычках и с маленькой буквы. Однако это попозже революции, протест ы и майданы стали почти обыденностью, а тогда это было ещё в первый раз. Возможно ли тогда написание в этом контексте названия с большой буквы по правилу http://www.gramota.ru/spravka/rules/?rub=prop «§ 102. В названиях исторических событий, эпох и явлений, а также исторических документов, произведений искусства и иных вещественных памятников с прописной буквы пишется первое слово, а также входящие в их состав имена собственные «, по аналогии с Парижской коммуной, Гражданской войной 1917-1923 гг. и Всероссийским съездом Советов?
Заранее спасибо за ответы!
Юлия
Ответ справочной службы русского языка
Рекомендация орфографической комиссии РАН – писать сочетание «оранжевая революция» со строчной, в кавычках.
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, выражение » протест против» — это тавтология или нет?
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день! Как правильно написать: «Двое пострадавших были парализованы из-за травм позвоночников» или «. из-за травм позвоночника»? В моём понимании у двух людей разные позвоночники, поэтому должно быть множественное число, но некоторые выражают протест . Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: . из-за травм позвоночника. В «Справочнике по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование» Д. Э. Розенталя, Е. В. Джанджаковой, Н. П. Кабановой (М., 2010) указано: форма единственного числа употребляется в значении множественного при указании на то, что одинаковые предметы принадлежат каждому лицу или предмету из целой их группы, напр.: Солдаты стояли с опущенной головой; Ученики писали карандашом (не карандашами ).
Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний. Объясните, чем вызваны эти ошибки.
1.Катерина оказала протест против «темного царства» .
2.Вместе с духовным ростом у Павла и Ниловны растет их речь.
3.Произведения Пушкина овеяны идеями свободы.
Образец выполнения: . Дано предложение: 1. К сегодняшнему часу сведений ещё нет.
Ошибка Правильно
1. К сегодняшнему часу – К этому часу…
1) защитивший диссертацию ИЛИ получивший степень — смешение сходных выражений
2) звание завоевал ИЛИ первое место занял — смешение сходных выражений
3) в поте лицА — неизменяемое выражение
источники:
http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82
http://sprashivalka.com/tqa/q/22938907
Скачать материал
Скачать материал
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Речевые и грамматические ошибки
Готовимся к ЕГЭ (А3 и А5)Подготовила Мыльникова Марина Владимировна
-
2 слайд
Речевые ошибки
Нарушение лексической сочетаемостиКатерина оказала протест против «темного царства». (оказала сопротивление, выразила протест, выступила с протестом)
Преклонить голову, склонить колени (склонить голову, преклонить колени) -
3 слайд
Нарушение лексической сочетаемости
Старое, умирающее страстно сопротивляется новому.
В душе князя Андрея пробуждается новый идеал: он уходит в государственную деятельность.
Бородинская битва вскрыла то лучшее, что было в князе Андрее. -
4 слайд
Речевая избыточность
Катерина заранее предчувствует свою гибель.
Жители города Калинова живут однообразной, безрадостной жизнью.
Главная суть, ценные сокровища, вернуться обратно -
5 слайд
Неточность словоупотребления
Чацкий особенно глубоко выступает против крепостников. (страстно)
Писатель посвятил это стихотворение матери.
Я люблю перечитывать отрывки из творчества Гоголя.
Алеша безропотно переносил все тяжести жизни. -
6 слайд
Грамматические ошибки
Ошибки в образовании форм существительного ( пять килограмм апельсин и помидор; мой мозоль; моё день рожденье)
Ошибки в образовании форм прилагательного ( более грамотнее; самый интереснейший) -
7 слайд
Грамматические ошибки
Ошибки в образовании форм местоимений (около его; ихний)
Ошибки в образовании форм глаголов (победю, ляжьте)
Ошибки в образовании форм числительного (обеих берегов; пятеро девушек) -
8 слайд
Грамматические ошибки
Нарушение согласования (По словам историка В.Ключевского, называвшем Петра I «работником на троне», царь был необыкновенно трудолюбивым человеком.
Нарушение управления (Лихачев немало времени уделял на духовно-нравственное воспитание.) -
9 слайд
Грамматические ошибки
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым (Заметка написана простым и понятным языком и посвящено актуальным проблемам взаимоотношения людей.)
Ошибки в построении предложения с обособленным обстоятельством (Прочитав этот текст, разные мысли посетили меня.) -
10 слайд
Грамматические ошибки
Ошибки в построении предложения с обособленным определением (Ключевский восхищается личностью Петра, тщательно изучивший его биографию.)
Ошибки в построении предложения с однородными членами (Автор рассуждает об учениках и почему они не хотят учиться.) -
11 слайд
Грамматические ошибки
Одновременное употребление полной и краткой формы прилагательного в составном сказуемом (Жизненный путь героя тяжел и трагичный).
Ошибки в построении сложного предложения ( Паустовский пишет, что маленький дом заслуживает описания, в котором он живет.) -
12 слайд
Грамматические ошибки
Смещение прямой и косвенной речи ( М.Салтыков-Щедрин писал, что «я люблю Россию до боли сердечной».)
Нарушение границ предложения (Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. Так как по речи человека мы легко можем судить о степени его интеллигентности.) -
13 слайд
Найти речевые и грамматические ошибки.
Я очень сожалею за случившееся.
Наша группа была сплоченная, дружна.
Произведя ряд расчетов, задача была решена.
Не все хотят оплачивать за услуги, которые государство предоставляет населению.
Она взяла его под руку и сказала, что вы лучший из людей, которых я знала в жизни. -
14 слайд
Найти речевые и грамматические ошибки.
Ему было не совсем удобно докладывать всего того, что говорили подчиненные.
Певица призналась, что ничего не может одеть на себя из своего гардероба, потому что поправилась.
Урожай в этом году собрали отменный – более четыреста пятидесяти тонн зерна. -
15 слайд
Найти речевые и грамматические ошибки.
В журнале опубликована рецензия о его последней книге.
По окончанию урока все направились к выходу.
Только духовно развитый человек может видеть и наслаждаться красотой природы.
С зала неслись выкрики, шум, топот.
Учитель убеждал меня о том, что я должен выступать на конференции.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 298 942 материала в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 11.08.2016
- 1417
- 1
- 11.08.2016
- 863
- 0
- 11.08.2016
- 1190
- 3
- 11.08.2016
- 723
- 4
- 11.08.2016
- 600
- 0
- 11.08.2016
- 2178
- 11
- 11.08.2016
- 958
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»
-
Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»
-
Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в вузе в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс повышения квалификации «Источники финансов»
-
Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»
МКОУ «Цветковская гимназия»
Открытый урок
по литературе
Протест Катерины
против «тёмного царства»
в 10 классе.
Подготовила учитель русского языка и литературы: Ахмедова Р.М.
«Любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти»
И.С.Тургенев
Ход урока
1.Организационный момент урока.
2.Проверка выполнения домашнего
задания.
-На
прошлом уроке мы начали изучение пьесы Островского «Гроза» и домашним заданием
было…
(дома
нужно было подготовить сообщение о женских образах пьесы)
-Посмотрите на
доску, скажите, кто это и охарактеризуйте данный образ.
(Кабаниха,
Варвара, Катерина)
3. Обобщение ответов обучающихся. Слово учителя.
Имена героинь пьесы имеют символический смысл: Катерина – греч.
«чистота», «благопристойность»; а вот имя Кабанихи – Марфа – греч. «хозяйка»,
«госпожа», так она себя и чувствует в пьесе; дочь Кабанихи – Варвара – с греческого
«чужеземная», «грубая».
Эпиграфом
к уроку я взяла слова Ивана Сергеевича Тургенева: «Любовь сильнее смерти,
сильнее страха смерти».
-Как
вы понимаете эти слова?
Когда
человек любит, то он готов на все, готов пожертвовать собой ради любимого,
готов совершить подвиг во имя любви.
-Как вы думаете, кому из персонажей относится этот
эпиграф?
(Главной героине пьесы –
Катерине, которая готова пожертвовать многим во имя любви, даже своими
принципами, она кидается в омут, не боясь кары божьей)
4. Постановка учебных задач урока.
-А
как мы назовём тему нашего урока.
(Протест Катерины
против «тёмного царства»)
Цели:
—
выяснить, почему именно Катерина способна противостоять «темному царству»;
—
проследить, как формировался ее характер, какие черты являются в нем главными,
как развивается ее конфликт с миром Кабанихи;
—
понять, почему в системе действующих лиц Катерина стоит отдельно.
—
Как вы считаете, о чем эта пьеса, какова ее идея? В чем заключается конфликт?
Тема |
Столкновение |
Идея |
Обличение |
Конфликты |
Основной – между |
-Сегодня
на уроке мы постараемся ответить на проблемные вопросы
«Почему
произошёл конфликт? Можно ли было его избежать?»,
Почему
Катерина выбрала смерть? Был ли у неё выбор?
проследив,
как формировался ее характер, какие черты являются в нем главными, как развивается
ее конфликт с миром Кабанихи, мы должны к концу урока ответить на этот вопрос.
5.Работа по теме урока.
-Обратимся
к композиции пьесы.
А что
такое композиция?
Композиция-это
построение художественного произведения, расположение его частей в определённой
последовательности.
– Основной конфликт пьесы – между Катериной и Кабанихой,
а семья Кабановых появляется лишь в 5-м явлении. Какое значение имеют первые
четыре явления?
1-4 явления – экспозиция пьесы. Из них мы узнаём о порядках, царящих
в городе Калинове, о самых влиятельных его жителях, о любви Бориса к Катерине.
–Что такое
экспозиция?
Экспозиция
– ввод в действие, короткий рассказ о событиях, предшествующих возникновению
конфликта.
—
В «Грозе» выступают две группы героев, живущих в
городе Калинове. Это хозяева и жертвы. Первая группа олицетворяет гнетущую
власть «тёмного царства». Они являются угнетателями и врагами всего живого и
нового.
К другой группе персонажей относятся «жертвы» «тёмного царства», угнетенные, одинаково
ощущающие грубую силу, давящую на них. Они по-разному, но всё же выражают свой
протест против этой силы.
-А
кто не относит себя ни к первой, ни ко второй группе?
Катерина, так как не хочет ни
«рабствовать», ни угнетать.
Следующее
развитие действия это завязка. А что такое завязка?
Завязка –
это событие, которое «завязывает» сюжетный конфликт.
6.Работа с текстом.
А
теперь давайте прочитаем по ролям, откройте текст
(действие 1 явление 5).
-Какова завязка
пьесы? (д. I, явл. 5). Что мы узнаем из этого действия?
На придирки
свекрови Катерина с достоинством и миролюбиво отвечает.
-С первых реплик Катерина предстает особой
героиней.
Какие
черты характера проявляются с первых же реплик Катерины?
(неспособность
лицемерить и лгать, прямота.)
-В
этом отрывке чувствуется конфликт Катерины с Кабанихой. Почему?
(Конфликт
намечается сразу: Кабаниха не терпит в людях собственного достоинства,
непокорности, а Катерина не умеет приспосабливаться и покоряться.)
-Откуда же появились такие черты характера
Катерины, если город Калинов живет по иным принципам?
(Катерина воспитана в атмосфере любви, стремится к тому, чтобы быть любимой
другими людьми и дарить свою любовь окружающим.)
7. Работа с таблицей.
А
теперь давайте поработаем с таблицей, посмотрите на доску.
-Используя
цитаты Катерины скажите, какая атмосфера окружала её в доме родителей и в семье
мужа? Сравним жизнь Катерины.
В детстве |
В семье Кабановых |
«Точно птичка на воле»; «маменька души не чаяла»; |
«Я у вас завяла совсем»; «да здесь все как будто Атмосфера дома – страх. «Тебя не станет бояться, |
Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); |
Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от |
-Какое влияние оказала жизнь у Кабановых
на Катерину?
Осознание
своей обреченности
Замкнутость,
разочарованность в семейной жизни.
Страстное
стремление к свободе, любви, счастью.
-Какой вывод можно
сделать из вышесказанного?
Вывод: Для Катерины главное – жить
согласно своей душе, а для Кабанихи главное – подчинить и не дать жить по–своему.
-В
доме Кабановой Катерина переживала жестокие отношения к ней свекрови, отчего
возникал постоянный духовный бунт, да и Тихон, муж Катерины, не понимал её. А
жил по приказам Кабанихи.
-Разговаривая с Варварой, сестрой мужа,
она не только благодарит ее за хорошее отношение, но и делится с ней своей
мечтой.
-Давайте послушаем диалог Варвары с Катериной
«ОТЧЕГО ЛЮДИ НЕ ЛЕТАЮТ?»
– В каком значении даётся слово летать в
пьесе?
( мечтать, любить, верить, жить свободно,
сочувствовать, сострадать, жить по своим интересам, в любви и согласии с
окружающими)
Как вы думаете, почему в пьесе
неоднократно повторяется образ птицы?
Потому, что птица- это символ воли.
Образ птицы помогает понять главное в характере Катерины: она вольная
душа, стремится к свободе.
-Чему учит Варвара Катерину?
(«У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда
нужно стало».)
— Как Катерина относится к обману?
(Катерина, наоборот, не умеет обманывать: «Обманывать -то я не умею, скрыть —
то ничего не могу». Не любит она, и когда это делают другие: «Напраслину — то
терпеть кому же приятно!»)
-Какие
черты характера героини здесь проявляются?
(Искренность, мечтательность, непосредственность, честность)
-Итак, Тихон уезжает в Москву по
требованию матери. Катерина бросается перед ним на колени. О чем она просит?
(Чтобы муж не уезжал)
— Почему она так поступает?
(Она волнуется, потому что чувствует, что когда муж уедет, она может не
выдержать и встретится с чужим человеком, которого полюбила. В душе у нее
звучит голос совести)
Цель Кабанихи – привести к полной
покорности домашних и прежде всего своенравную Катерину. Тихон является орудием
в руках Кабанихи. Но чем больше Катерину унижают, тем сильнее в ее душе
пробуждается стремление к свободе, любви, счастью.
-Почему Катерина решается идти на встречу
с Борисом, что ее к этому толкает?
В этой сцене обнаруживается, до каких
крайностей доходит деспотизм Кабанихи. Выясняется полная неспособность Тихона
не только защитить, но и понять Катерину.Это и толкает Катерину пойти на
свидание с Борисом.
Смысл этой сцены – отчаянная попытка
Катерины предупредить беду, заставить себя любить мужа. Давайте сделаем вывод ,
какой же предстает перед нами Катерина по этим двум
эпизодам? Какие черты характера развились у нее в процессе такой
жизни?
(непосредственность, доброта, честность,
мужество, стремление к свободе, мечтательность, моральная чистота, страстность
и поэтичность натуры)
8. РАБОТА С МОНОЛОГОМ О КЛЮЧЕ
Учитель: Итак, Катерина живет по законам:
«Ведь я замужем, мне с мужем жить до гробовой доски» Церковный брак для нее
святыня. Любовь к Борису зовет ее на встречу с ним.
Откройте в тексте 2 действие явление 10.
Чтение монолога Катерины.
— Какая деталь здесь передает внутреннее
состояние героини? (Ключ)
Встреча с Борисом. Деталь КЛЮЧ. Ключ от
калитки ли предлагает «по дружбе» Варвара?
(Ключ – символ свободы, победы чувства в
душе Катерины над религиозным страхом, ключ от ее сердца и души)
Катерине в «Грозе» ключ открывает дорогу к
любви, к счастью. И, держа в руках ключ от садовой калитки, идет навстречу
любви. Здесь проявляется победа естественного чувства. Это и есть протест
Катерины.
-Что мешает Катерине на пути к счастью, что её
останавливает?
(Предрассудки, нежелание лгать, хитрить).
-Таким
образом, можем сказать, что любовь к Борису – это проявление воли. Отказ от неё
(любви) предполагал бы полное подчинение миру Кабановых.
-Но обретает ли Катерина свободу?
(С одной стороны – да, она вольна делать, к чему
призывает её «горячее сердце», а с другой – голос совести не оставляет героиню,
вступив на путь измены она, натура чистая, уже погибла. Но и при том, нельзя
не отметить ещё одну черту Катерины – решительность.
-Значит,
можем сказать, что полюбив Бориса, согласившись на встречи с ним, она уже
заявила свой протест против моральных устоев Калиновского общества, она уже
говорит о том, что пути назад нет. Разве сможет она вновь вернуться к прежней
рабской, «душной» жизни?!
-Почему же кается Катерина? Зачем она открывает всем
свою тайну, ведь у неё есть живой пример безнаказанного обмана перед глазами
(Варвара)?
(Осознание того, что не миновать наказания, кары за
грех. Также не может продолжать жить в одном доме с мужем и обманывать его).
Покаяние – очищение. Приходит ли очищение к Катерине?
(Катерина кается перед мужем, перед свекровью, но ей
не становится легче – не приходит очищение, потому что она всё ещё любит
Бориса, не способна изменить своим чувствам).
-А как ведёт себя Борис?
(Он остаётся как будто в стороне от произошедшей
драмы. Он оказался не в силах помочь Катерине изменить свою жизнь, освободить
её от гнёта «тёмного царства»).
9.Работа с иллюстрацией
Давайте
рассмотрим иллюстрацию к драме, созданную художником И.С. Глазуновым.
—
Какие эмоции и чувства героини передаёт художник?
Страх
остаться одной, осознание того, что он уедет далеко и вернётся к Тихону
нелюбимому мужу и свекрови.
—
Как вы думаете, с каким эпизодом пьесы связана эта иллюстрация?
(сцена
прощания с Борисом)
10.Работа с текстом
Откройте
сцену прощания с Борисом (IV
действие)
-Обратимся к сцене последнего свидания Катерины и
Бориса.
—
И проанализируем поведение Бориса. Какой он человек?
—
Как ведёт себя Катерина?
(Борис безволен. Он безропотно подчиняется воле дяди,
боясь потерять его благосклонность и, следовательно, долю в наследстве. Он идёт
проститься «с местом», но не с Катериной. Не хочет взять Катерину с собой, она
была бы в данной ситуации для него обузой, потому что Катерина страдает за
двоих, а он исключительно за себя.).
Сцена прощания Катерины с Борисом подводит нас к
трагическому финалу. Перед нами кульминация
всей пьесы.
— Что такое кульминация?
Кульминация – это момент
наивысшего напряжения в развитии действия.
-Борис уходит от Катерины со словами «Умерла бы
поскорее». Зачем он так говорит, неужели он, безмерно любимый Катериной, желает
ей смерти?
(Борис тоже видит безвыходность её ситуации. Один шанс
на спасение её – забрать с собой- он отвергает. Уйти от мужа Катерина не может,
так как в то время её могли вернуть через полицию).
-Что же остаётся Катерине? Жить в доме мужа, быть
презираемой всеми?
-Обратимся к развязке конфликта. Катерина гибнет.
Разве это единственный выход?
Жизнь ведь полна
ожиданий и надежд, с которыми можно не только наладить свое существование, но и
построить его заново.
—
Почему же Катерина не смогла увидеть эти надежды и спасти свою душу? Почему
Катерина не смогла жить дальше?
(
Ей не позволяет ее совестливость, сознание своей греховности и еще то, что
никто не хочет ей помочь. Тихон боится мать. Катерина делает последнюю попытку
найти помощь и поддержку у любимого человека. «Возьми меня с собой, отсюда!» —
просит она Бориса и получает отказ.
Какую проблему поднимает автор в пьесе?
Проблему выбора: что предпринимает Катерина, чтобы изменить свою
жизнь? По какому пути она пойдет?
Думаю, у нее было 3 пути:
- Смириться
и жить по законам ей навязываемым “темным царством” - Бежать
с любимым человеком — Борисом - Покончить
жизнь самоубийством, что она и сделала.
—Почему она выбрала 3-ий путь?
Ученик: Катерина выбрала смерть,
потому что она вступила в конфликт сама с собой, она переступила собственные
нравственные законы, по которым жила, но привели ее к этому обстоятельства.
Катерина поняла что не дождётся радости в этом доме
-Докажите,
что смерть Катерины – это протест.
(Гибель
Катерины – это протест, бунт, призыв к действию. Варвара убегает из дома, Тихон
обвиняет мать в смерти жены)
—Какое значение имеет гроза в пьесе Островского?
Гроза
в одноименной пьесе Островского – центральный образ, несмотря на то, что это не
человек, а природное явление. Она сопровождает все события, происходящие в
произведении. Гроза происходит в душе Катерины. Она совершила
грех и раскаивается в нем. В ней борются два чувства: страх перед Кабанихой и
страх, что она умрёт с этим грехом, не раскаявшись в нём.
С грозой ассоциируется образ Кабанихи. Она грозна и непримирима,
как стихия. Разбушевавшуюся свекровь не успокоишь и не предотвратишь её гнева.
А теперь давайте
проведем обобщение всего сказанного по образу Катерины с помощью синквейна.
Вспомним алгоритм написания синквейна.
Первая строка — тема
синквейна
Вторая строка — два прилагательныех или причастия, которые
описывают свойства темы
Третья строка —три глагола или деепричастия,
рассказывающие о действиях темы.
Четвертая строка — фраза, выражающая личное
отношение автора синквейна к теме.
Пятая строка — одно слово,
характеризующее суть темы.
Катерина
Свободолюбивая
угнетённая
Страдает
протестует погибает
Искренность
Катерины несовместима с укладом «тёмного царства»
Жертва
11. Подведение итога урока.
-Сделаем
вывод, отталкиваясь от всего, о чём говорили сегодня на уроке
Катерина – сильная
личность, которая умела любить, готова на самопожертвование во имя любви, она
честна, искренна и поэтому она не способна притворяться, обманывать, т.е. жить
по законам «темного царства», она избрала выход – самоубийство. Это протест
против норм и правил города Калинова.
Вопрос преподавателя: Считаете
ли вы этот конфликт злободневным, а произведение А.Н. Островского —
современным?
12.Этап рефлексии.
Давайте
проведём рефлексию.
13. Домашнее задание.
Написать сочинение-рассуждение на тему «О
каком семейном счастье мечтала Катерина?»
Тема. А.Н.Островский «Гроза»Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы.
Цели: выяснить, почему именно Катерина способна противостоять «темному царству»; проследить, как формировался ее характер, какие черты являются в нем главными, как развивается ее конфликт с миром Кабанихи; понять, почему в системе действующих лиц Катерина стоит отдельно.
Ход урока
Любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти…
(И.С.Тургенев)
-
Организационный протест
-
Работа с текстом
Вопросы и задания для обсуждения:
1. Почему мы не можем назвать ее ни «жертвой», ни «хозяйкой»? (Ответ в чертах ее характера.)
2. Какие черты ее характера проявляются в первых же репликах? (Прямота, неспособность лицемерить и лгать. Конфликт намечается сразу: Кабаниха не терпит в людях чувства собственного достоинства, непокорности, а Катерина не умеет приспосабливаться и покоряться.)
3. Откуда появились в героине эти черты? Зачем автор только о Катерине рассказывает так подробно, говорит о ее семье, детстве? Как воспитывалась Катерина? Какая атмосфера окружала ее в детстве и в семье мужа? В детстве? В семье Кабановых?
«Точно птичка на воле»; «маменька души не чаяла»; «работать не принуждала». Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду «Я у вас завяла совсем»; «да здесь все как будто из-под неволи».
Атмосфера дома Кабановых — страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»
Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой).
Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие
Вывод. Для Катерины главное — жить согласно своей душе.
Для Кабанихи главное — подчинить, не дать жить по-своему
Общий вывод. Взаимоотношения героев находятся в состоянии резкого контраста и рождают непримиримый конфликт.
1. В чем выражается протест Катерины? Почему мы можем назвать ее любовь к Борису протестом? (Любовь — это и есть стремление жить по законам своей души.)
2. В чем сложность внутреннего состояния героини? (Любовь к Борису — это не только свободный выбор, диктуемый сердцем, но и обман, который ставит Катерину в один ряд с Варварой; отказ от любви — это подчинение миру Кабанихи, а выбор любви — это и счастье, и мучение Катерины. Но, выбрав любовь, она сознательно обрекает себя на мучения.)
3. Как в сцене с ключом, сценах свидания и прощания с Борисом показаны мучения героини, борьба с собой? Это ее сила или слабость? Проанализируйте лексику, построение предложений, фольклорные элементы, связи с народной песней.
Сцена с ключом: «Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его».
Сцена свидания: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»
Сцена прощания: «Друг мой! Радость моя! Прощай!»
(Все три сцены показывают решительность героини. Она нигде не изменила себе: решилась на любовь по велению сердца, призналась в измене по внутреннему чувству свободы (ложь — всегда несвобода), пришла проститься с Борисом не только из-за чувства любви, но и из-за чувства вины: он пострадал из-за нее. Она бросилась в Волгу по требованию своей свободной натуры.)
4. Почему Борис не мог спасти Катерину ( Он был «жертвой» «темного царства», жил под влиянием Дикого, и не мог его ослушаться, подчинялся ему и не мог, как Катерина выступить против неволи из-за страха «жертвы»)
5. Докажите, что смерть Катерины — это протест. (Гибель Катерины — это протест, бунт, призыв к действию, так как после ее смерти Варвара сбежала из дома, Тихон обвинил мать в смерти жены, Кулигин бросил упрек в немилосердности.)
5. Сможет ли город Калинов жить по-старому? (Город Калинов не сможет после смерти Катерины жить по-старому, ведь ее смерть пробудила у его жителей первые слова протеста.)
-
Итог урока. Катерина отличается внутренней силой и свободолюбием, так как в детстве она не испытывала давления со стороны своих родителей, росла соответственно своей натуре; поэтому она и не сломалась под давлением «темного царства», смогла отстоять чувство собственного достоинства. Катерина – сильная личность, которая умела любить , готова на самопожертвование во имя любви, но она честна, искренна и поэтому она не способна притворяться, обманывать, т.е. жить по законам «темного царства», она избрала выход – самоубийство, чтобы избавить себя и свою душу от угрызений совести и уйти от норм и правил города Калинова.
-
Домашнее задание. Ответить на вопрос «Как соотносятся семейный и социальный конфликты в драме»? Подготовить чтение по ролям сцены покаяния Катерины (действие 4, явление 6).