Как живо описывает лермонтов больную бэлу ошибка

История персонажа

Персонаж романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». Дочь черкесского князя, которую похищает Печорин — главный герой романа. В похищении тому помогает брат Бэлы, которому Печорин пообещал взамен коня. Герой добивается внимания похищенной девушки, но со временем Бэла надоедает ему.

История создания

Михаил Лермонтов

Михаил Лермонтов

Отдельные части романа «Герой нашего времени» по мере написания выходили в литературном журнале «Отечественные записки». «Бэла» была написана первой в 1838 году и впервые опубликована в мартовском номере за 1839 год. Годом позже роман впервые издали целиком в Санкт-Петербурге тиражом в 1000 экземпляров.

Жанр произведения определяется как лирико-психологический роман. Лермонтов расположил главы романа с нарушением хронологического порядка. Глава о Бэле в большинстве изданий идет первой, в то время как в хронологическом порядке этот эпизод в жизни Печорина должен следовать за событиями, описанными в главах «Тамань» и «Княжна Мери».

Вероятно, Лермонтов изменил порядок глав таким образом, чтобы читатель мог увидеть героя сначала глазами стороннего наблюдателя — Максима Максимыча. А затем только погрузиться во внутренний мир героя на страницах дневника Печорина, в виде которого представлены последние главы.

«Герой нашего времени»

Максим Максимыч

Максим Максимыч

Рассказ о Бэле выстроен как воспоминания штабс-капитана Максима Максимыча, рассказанные случайному попутчику во время ночного привала в горах. Штабс-капитан приходился приятелем главному герою романа Григорию Печорину.

Бэла — младшая дочь черкесского князя. Героине 16 лет, она хороша собой, высокая и тонкая, с черными волосами и большими черными глазами. Бэла выросла в горах Кавказа и всю жизнь провела в ауле, не получив воспитания, которое дают городским барышням. С точки зрения Печорина Бэла — дикарка.

У девушки есть старшая сестра, которая выходит замуж. На свадьбу по приглашению отца Бэлы являются Максим Максимыч и Печорин. Бэла красива, и Печорин разглядывает девушку, а заодно замечает, что за Бэлой следит еще один мужчина – бандит Казбич, обладатель коня, который славится силой и быстротой по всей округе.

Григорий Печорин

Григорий Печорин

Азамат, брат Бэлы, хочет во что бы то ни стало заполучить коня Казбича. Юноша просит продать коня и взамен готов выкрасть для Казбича что угодно, даже Бэлу, собственную сестру. Казбич в ответ на это предложение говорит, что лихой конь бесценен, а женщин в обмен на золото можно приобрести аж четыре штуки.

Максим Максимыч подслушивает этот разговор и передает Печорину. Тот договаривается с Азаматом насчет похищения Бэлы и взамен обещает помочь юноше добыть желанного коня. Азамат под покровом ночи привозит Бэлу к Печорину, а на следующее утро крадет коня Казбича, пока тот с Максимом Максимычем распивает чай.

Максим Максимыч пытается воззвать к совести Печорина, но герой говорит, что возвращать девицу поздно и бессмысленно — отец в любом случае зарежет Бэлу или продаст ту в рабство. Печорин держит девушку запертой в комнате и нанимает некую татарку, чтобы та ходила к Бэле и передавала девице подарки.

Главный герои книги "Герой нашего времени"

Главные герои книги «Герой нашего времени»

Героиня отвергает подношения, но со временем начинает больше доверять Печорину. Герой проводит дни рядом с Бэлой и даже учит ради девицы татарский язык, а сама Бэла начинает немного понимать русский.

В один прекрасный день Печорин заявляет Бэле, что осознал собственную ошибку и отпускает девушку домой. Ведь Бэла никогда не сможет его полюбить. В ответ на это Бэла говорит, что любит Печорина. Тем временем бандит Казбич убивает отца Бэлы, пребывая в уверенности, что князь знал о краже коня и дал Азамату на это согласие.

Печорин же наигрался с Бэлой, девица ему наскучила и, бросив ту в крепости одну, герой ускакал на охоту. Бэла в компании Максима Максимыча совершает прогулку на крепостной вал. С высоты бастиона герои видят, как из леса показывается всадник. Бэла опознает в нем бандита Казбича, а лошадь под Казбичем принадлежит отцу Бэлы.

Образ Бэлы

Образ Бэлы

Печорину девушка совсем не интересна, тот в основном охотится, не обращая больше на Бэлу внимания. Девушка впадает в депрессию, и Максим Максимыч, видя это, вызывает Печорина на разговор, однако тот лишь жалуется на собственную несчастливую судьбу. Бэлу герой выкрал, потому что «любовь дикарки» была для него этаким «свежачком», но, как выяснилось, экзотические девушки так же быстро надоедают Печорину, как и знатные барыни. Любовь Бэлы наскучила герою.

Однажды мужчины уезжают на охоту вдвоем, и Бэла остается без охраны. Пока тех не было, в крепость явился Казбич и выкрал Бэлу. Печорин преследует бандита и ранит коня Казбича. Поняв, что удрать не удастся, бандит бьет Бэлу ножом. Через два дня девушка умирает от ран.

Экранизации

В 2006 году на экраны вышел телевизионный мини-сериал «Герой нашего времени» режиссера Александра Котта по сценарию Ираклия Квирикадзе. В сериале шесть серий, которые охватывают каждую из частей лермонтовского романа. Роль Бэлы исполняет актриса Наталья Горовенко.

Наталья Горовенко в образе Бэлы

Наталья Горовенко в образе Бэлы

В 1966 году на московской киностудии имени Максима Горького вышла драматическая дилогия «Герой нашего времени» режиссера Станислава Ростоцкого. Первый фильм дилогии — экранизация истории Бэлы. В роли главной героини снялась молдавская актриса Сильвия Берова. Для актрисы эта роль стала первой известной работой в кино.

Цитаты

«Меня невольно поразила способность русского человека применяться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить; не знаю, достойно порицания или похвалы это свойство ума, только оно доказывает неимоверную его гибкость и присутствие этого ясного здравого смысла, который прощает зло везде, где видит его необходимость или невозможность его уничтожения».

«Удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми; все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда, и, верно, будет когда-нибудь опять».

«В сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге».

«Бэла сидела на кровати в черном шелковом бешмете, бледненькая, такая печальная, что я испугался».

«Уж эта мне Азия! что люди, что речки — никак нельзя положиться!» (штабс-капитан Максим Максимыч)

«Слава — это удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким».

«Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова.  Анализ главы «Бэла» Парушкина Г.Н. МБОУ «Петровская СОШ №1» Омского р-на Омской обл.

«Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова. Анализ главы «Бэла»

Парушкина Г.Н.

МБОУ «Петровская СОШ №1» Омского р-на

Омской обл.

1. Расскажите об истории создания романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». 2. О чем пишет М. Ю. Лермонтов в своем «Преди­словии» к роману? 3. Какую основную черту главного героя отмечает писатель в «Предисловии»?

1. Расскажите об истории создания романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

2. О чем пишет М. Ю. Лермонтов в своем «Преди­словии» к роману?

  • 3. Какую основную черту главного героя отмечает писатель в «Предисловии»?

4. Почему, на взгляд автора, обществу «нужны горькие лекарства, едкие истины»? 5. На что указал М. Ю. Лермонтов читателю своим романом?

4. Почему, на взгляд автора, обществу «нужны горькие лекарства, едкие истины»?

5. На что указал М. Ю. Лермонтов читателю своим романом?

Анализ главы 1) Кратко перескажите сюжет повести «Бэла» 2) От какого лица ведется повествование в повес­ти? 3) Каким предстал Григорий Александрович Печо­рин при первом знакомстве Максим Максимычу?  Фокина Лидия Петровна

Анализ главы

  • 1) Кратко перескажите сюжет повести «Бэла»
  • 2) От какого лица ведется повествование в повес­ти?
  • 3) Каким предстал Григорий Александрович Печо­рин при первом знакомстве Максим Максимычу?

Фокина Лидия Петровна

4) Что  привлекло Печорина в  Бэле? 5) Дайте подробную характеристику Бэле  по с ле­дующим критериям:  - воспитание; - роль  традиций в ее  жизни - внешность - характер;  - отношение к Печорину . Фокина Лидия Петровна

4) Что привлекло Печорина в Бэле?

5) Дайте подробную характеристику Бэле по с ле­дующим критериям:

— воспитание;

— роль традиций в ее жизни

— внешность

— характер;

— отношение к Печорину .

Фокина Лидия Петровна

6) Охарактеризуйте жизнь горцев. 7) Чем Казбич и Азамат отличались от Печорина? 8) Почему Печорин разлюбил Бэлу? 9) На какую черту в характере Печорина обратил внимание Максим Максимыч? 10)  Как Печорин воспринял гибель Бэлы? Почему он больше никогда о ней не говорил? Фокина Лидия Петровна

6) Охарактеризуйте жизнь горцев.

7) Чем Казбич и Азамат отличались от Печорина?

8) Почему Печорин разлюбил Бэлу?

9) На какую черту в характере Печорина обратил внимание Максим Максимыч?

10) Как Печорин воспринял гибель Бэлы? Почему он больше никогда о ней не говорил?

Фокина Лидия Петровна

Анализ автохарактеристики Печорина (чтение фрагмента повести со слов: « Послушайте, Максим Максимыч, - отвечал он, - у меня несчастный характер…»). Фокина Лидия Петровна

  • Анализ автохарактеристики Печорина (чтение фрагмента повести со слов: « Послушайте, Максим Максимыч, — отвечал он, — у меня несчастный характер…»).

Фокина Лидия Петровна

Выберите слова, передающие разочарование Печо­рина в жизни. Прокомментируйте их. В чем причина скуки и разочарования Печорина, по его мнению? В чем вы видите сходство и различие Печорина и Онегина? Почему Печорин не может быть счастлив в своей среде? Фокина Лидия Петровна

  • Выберите слова, передающие разочарование Печо­рина в жизни. Прокомментируйте их.
  • В чем причина скуки и разочарования Печорина, по его мнению?
  • В чем вы видите сходство и различие Печорина и Онегина?
  • Почему Печорин не может быть счастлив в своей среде?

Фокина Лидия Петровна

В своем монологе Печорин словно приоткрывает свои внутреннюю биографию: удовольствия жизни, любовь, чтение — ничто не приносило удовлетворения. Скука Печорина напрямую перекликается с хандрой Евгении Онегина. Но, в отличие от Онегина, лермонтовскому герою присуща ненасытная жажда нового, «воображение беспокойное», «сердце ненасытное». Собираясь в путешествие, он ищет не спокойствия, а «бурь и дурных дорог». Фокина Лидия Петровна

  • В своем монологе Печорин словно приоткрывает свои внутреннюю биографию: удовольствия жизни, любовь, чтение — ничто не приносило удовлетворения. Скука Печорина напрямую перекликается с хандрой Евгении Онегина. Но, в отличие от Онегина, лермонтовскому герою присуща ненасытная жажда нового, «воображение беспокойное», «сердце ненасытное». Собираясь в путешествие, он ищет не спокойствия, а «бурь и дурных дорог».

Фокина Лидия Петровна

Роль пейзажа в повести Найдите наиболее яркие пейзажные зарисовки. Какие картины природы выбирает Лермонтов для своего описания? Какова связь пейзажных зарисовок с образом главного героя и событийной канвой повести? Фокина Лидия Петровна

Роль пейзажа в повести

  • Найдите наиболее яркие пейзажные зарисовки. Какие картины природы выбирает Лермонтов для своего описания? Какова связь пейзажных зарисовок с образом главного героя и событийной канвой повести?

Фокина Лидия Петровна

Лермонтов использует целый ряд приемов для обри­совки образа героя: - характеристика Печорина рассказчиком;  - действия и поступки Печорина; - автохарактеристика героя;  - сопоставление Печорина с другими персонажами по­вести; - пейзаж. Фокина Лидия Петровна

Лермонтов использует целый ряд приемов для обри­совки образа героя:

— характеристика Печорина рассказчиком;

— действия и поступки Печорина;

— автохарактеристика героя;

— сопоставление Печорина с другими персонажами по­вести;

— пейзаж.

Фокина Лидия Петровна

Дома Прочитать повесть «Максим Максимыч» из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»   Фокина Лидия Петровна

Дома

  • Прочитать повесть «Максим Максимыч» из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
  •  

Фокина Лидия Петровна

Тест 1. Чей это портрет: « На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и усы не соответствовали его твердой походке»? А) Печорин Б) походный офицер В) Максим Максимыч Фокина Лидия Петровна

Тест

1. Чей это портрет: « На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и усы не соответствовали его твердой походке»?

А) Печорин

Б) походный офицер

В) Максим Максимыч

Фокина Лидия Петровна

2. Печорина зовут А) Григорий Александрович Б) Григорий Алексеевич В) Григорий Антонович 3. Сколько лет Печорину? А) 20 Б) 25 В) 30   Фокина Лидия Петровна

2. Печорина зовут

А) Григорий Александрович

Б) Григорий Алексеевич

В) Григорий Антонович

3. Сколько лет Печорину?

А) 20

Б) 25

В) 30

Фокина Лидия Петровна

Кто и о ком из героев сказал так: « Славный был малый, только немножко странен… Ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один…»? А) Печорин о Максиме Максимыче Б) Максим Максимыч о Печорине В) Казбич об Азамате 5.Кем по социальному положению является Бэла? А) княжна Б) крестьянка В) графиня  Фокина Лидия Петровна

  • Кто и о ком из героев сказал так: « Славный был малый, только немножко странен… Ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один…»?

А) Печорин о Максиме Максимыче

Б) Максим Максимыч о Печорине

В) Казбич об Азамате

5.Кем по социальному положению является Бэла?

А) княжна

Б) крестьянка

В) графиня

Фокина Лидия Петровна

6. Где Печорин впервые увидел Бэлу? А) на прогулке Б) на бале В) на свадьбе 7. Как зовут брата Бэлы? А) Казбич Б) Терке В) Азамат  Фокина Лидия Петровна

6. Где Печорин впервые увидел Бэлу?

А) на прогулке

Б) на бале

В) на свадьбе

7. Как зовут брата Бэлы?

А) Казбич

Б) Терке

В) Азамат

Фокина Лидия Петровна

8. Как не ухаживал Печорин за Бэлою? А) дарил подарки Б) гулял с ней в крепости В) помогал ей учить русский язык  9. Кто по национальности Бэла? А) татарка Б) грузинка В) черкешенка  Фокина Лидия Петровна

8. Как не ухаживал Печорин за Бэлою?

А) дарил подарки

Б) гулял с ней в крепости

В) помогал ей учить русский язык

9. Кто по национальности Бэла?

А) татарка

Б) грузинка

В) черкешенка

Фокина Лидия Петровна

10. Закончите слова Бэлы, сказанные Максиму Максимычу: « Если он меня не любит, я его не принуждаю…. Я не раба его…» А) я княжеская дочь Б) я уйду домой В) я не принуждаю любить Как Казбичу удалось похитить Бэлу? А) Азамат помог Казбичу выманить сестру Б) Бэла вышла из стен крепости к речке В) Казбич выкрал девушку ночью из крепости Фокина Лидия Петровна

10. Закончите слова Бэлы, сказанные Максиму Максимычу: « Если он меня не любит, я его не принуждаю…. Я не раба его…»

А) я княжеская дочь

Б) я уйду домой

В) я не принуждаю любить

  • Как Казбичу удалось похитить Бэлу?

А) Азамат помог Казбичу выманить сестру

Б) Бэла вышла из стен крепости к речке

В) Казбич выкрал девушку ночью из крепости

Фокина Лидия Петровна

12. Вставьте вместо пропусков нужные слова, подтверждающие признание Печорина.  Во мне душа испорчена…., воображение беспокойное, сердце….; к печали я…, и жизнь моя становится…. день ото дня. 13. Как заканчивается глава «Бэла»? А) смертью Бэлы Б) дорожный офицер прощается с Максимом Максимовичем В) Печорин уехал из крепости. Фокина Лидия Петровна

12. Вставьте вместо пропусков нужные слова, подтверждающие признание Печорина.

Во мне душа испорчена…., воображение беспокойное, сердце….; к печали я…, и жизнь моя становится…. день ото дня.

13. Как заканчивается глава «Бэла»?

А) смертью Бэлы

Б) дорожный офицер прощается с Максимом Максимовичем

В) Печорин уехал из крепости.

Фокина Лидия Петровна

ОТВЕТЫ 1-Б, 2-А,3- Б,4-б,5-А, 6-В,7-В,8-В,9-В, 10-А,11-Б,12-светом, ненасытное, пустее,13 –Б. Фокина Лидия Петровна

ОТВЕТЫ

1-Б, 2-А,3- Б,4-б,5-А, 6-В,7-В,8-В,9-В, 10-А,11-Б,12-светом, ненасытное, пустее,13 –Б.

Фокина Лидия Петровна

Бэла

Дата публикации:
15 января

Рубрика:
Главные герои

Автор:

Бэла – второстепенный персонаж романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В статье приведена информация о персонаже из произведения, цитатная характеристика.

Полное имя

Не упоминается.

«Ну что, какова?» – «Прелесть! – отвечал он. – А как ее зовут?» – «Ее зовут Бэлою», – отвечал я.

Возраст

Лет 16.

и вот к нему подошла меньшая дочь хозяина, девушка лет шестнадцати

Отношение к Печорину

Влюбленное. Бэла очень сильно любила Печорина:

Только едва он коснулся двери, как она вскочила, зарыдала и бросилась ему на шею. (к Печорину)

Бэла сидела на кровати в черном шелковом бешмете, бледненькая, такая печальная,

Я вчера целый день думала, – отвечала она сквозь слезы, – придумывала разные несчастья: то казалось мне, что его ранил дикий кабан, то чеченец утащил в горы… А нынче мне уж кажется, что он меня не любит.

Четверть часа спустя Печорин вернулся с охоты; Бэла бросилась ему на шею, и ни одной жалобы, ни одного упрека за долгое отсутствие…

Он стал на колени возле кровати, приподнял ее голову с подушки и прижал свои губы к ее холодеющим губам; она крепко обвила его шею дрожащими руками, будто в этом поцелуе хотела передать ему свою душу…

Внешность Бэлы

И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу.

устоит ли азиатская красавица против такой батареи?

бледность покрыла это милое личико!

она у нас так похорошела, что чудо; с лица и с рук сошел загар, румянец разыгрался на щеках

Что за глаза! они так и сверкали, будто два угля

Она призадумалась, не спуская с него черных глаз своих, потом улыбнулась ласково и кивнула головой в знак согласия…

целовал ее черные локоны

Социальный статус

Младшая дочь мирного князя, жившего в шести верстах от крепости N.

Мы с Печориным сидели на почетном месте, и вот к нему подошла меньшая дочь хозяина

я не раба его (Печорина) – я княжеская дочь!..

Дальнейшая судьба

Убита Казбичем.

Такой злодей; хоть бы в сердце ударил – ну, так уж и быть, одним разом все бы кончил, а то в спину… самый разбойничий удар!

– И Бэла умерла?
– Умерла; только долго мучилась, и мы уж с нею измучились порядком

Личность Бэлы

Характер у Бэлы огненный: в ней переплетаются гордость, упрямство, веселость, шутливость, чувственность и нечто разбойничье.

Григорий Александрович каждый день дарил ей что-нибудь: первые дни она молча гордо отталкивала подарки

Долго бился с нею Григорий Александрович

Дьявол, а не женщина!

А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его – я княжеская дочь!..

глаза ее сверкали. … и в тебе, душенька, не молчит разбойничья кровь!»

Уж какая, бывало, веселая, и все надо мной, проказница, подшучивала…

«Я умру!» – сказала она. Мы начали ее утешать, говорили, что лекарь обещал ее вылечить непременно; она покачала головой и отвернулась к стене: ей не хотелось умирать!..

Она, бывало, нам поет песни иль пляшет лезгинку… А уж как плясала!

Статьи в тему:

  • Печорин
  • Максим Максимыч
  • Казбич
  • Азамат
  • княжна Мери
  • Вера
  • Грушницкий
  • Доктор Вернер
  • Вулич

Пожалуйста, поддержите этот проект, расказав о нем друзьям:

Тема самообразования

Федотова Лидия Калистратовна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Среднетатмышская ОСШ» Канашского
района Чувашии.

Тема:  Печоринстранный
человек. («Бэла»)

                            Его звали… Григорием Александровичем
Печориным. Славный был  малый,

                                                                               
смею вас уверить; только немножко странен.

                                                                              
«Герой нашего времени». М.Ю. Лермонтов.

Учебные
проблемы
:

— выделить  в
произведении приоритетные ценности главного героя

— определить характер
отношений героя и единого образа мира и  понять последствия данных
отношений для личности


помочь  обучающимся целостно представить изучаемый аспект
произведения

— формировать
эмоционально – ценностное отношение к изучаемому вопросу

— создать
содержательные и организационные условия для развития у школьников умений
анализировать текст художественного произведения с использованием разных видов
чтения (аналитическое, эмоциональное, функциональное)

Цель: Вывести
смысл повести за рамки любовного сюжета, обнаружить в нем общие причины
трагедии Печорина

Задачи:

·        
выяснить
первоначальное восприятие учащимися романа;

·        
подвести
ребят к пониманию значения композиции и роли в раскрытии идейного замысла
романа;

·        
заинтересовать
их романтическим сюжетом повести «Бэла» и личностью странного человека –
Печорина.

Результаты
изучения  ключевого
вопроса  повести  М.Ю.Лермонтова «Бэла».

·        
Личностные:

·        
совершенствование духовно-нравственных качеств личности,
уважительное отношение к русской литературе, использование для решения
познавательных и коммуникативных задач различных источников информации
(словари, интернет-ресурсы, произведения других авторов русской и зарубежной
литературы).

·        
Метапредметные:

·        
 умение понимать проблему, выдвигать гипотезу,
структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной
позиции, выделять причинно-следственные отношения.

Тип урока по
форме
: диалогический

Тип урока по
содержанию
: практикум, исследовательский

Ход урока

Учитель: Обратим
внимание на эпиграф. О каком герое повести Лермонтова идёт речь? (О Печорине.)
Кто говорит эти слова? ( Максим Максимыч.)

Объявление темы
урока.

Тема
урока: 

Печорин – странный человек. («Бэла»)

Обращение к тексту. Он был такой
тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький… Ведь, например, в
дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут — а  ему
 ничего.  А  другой  раз сидит у себя в комнате, ветер
 пахнет,  уверяет,  что  простудился;  ставнем стукнет,
он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на  один; бывало,
по целым часам  слова  не  добьешься,  зато  уж
 иногда  как  начнет рассказывать, так животики  надорвешь
 со  смеха…  Да-с,  с  большими  был странностями,
и, должно быть, богатый человек: сколько у  него  было  разных

дорогих вещиц!..

Учитель: Вся художественная структура
романа “Герой нашего времени” построена так, чтобы осветить главного героя –
Григория Александровича Печорина – с разных точек зрения. Раскрывая внутренний
мир героя, автор убеждает: “История души человеческой… едва ли не любопытнее и
не полезнее истории целого народа”. Каков же на самом деле герой: злой гений
или жертва общества? На это вопрос, безусловно, неоднозначный, нам предстоит
ответить в течение урока. Сам Печорин неоднократно говорит о своей
двойственности. С одной стороны, автор показывает его ущербным, лишенным
доброты и человечности, с другой – мужественным, пылким, сочувственно
относящимся к людям человеком.

А
каким вы увидели Печорина, прочитав повесть «Бэла»? Поделитесь своими
впечатлениями.

(Лермонтов рисует историю
Бэлы многогранно, описывает ее глазами разных героев. Хотелось бы разобраться в
этой трагической истории любви и смерти молодой девушки и понять, какую роль
играл Печорин в судьбе героев повести. Его любовь была искренней или это был
каприз избалованного сердца?)

Постановка
проблемы.
 Почему
Печорин остается загадкой для других?

В
чем его странность, непохожесть? Как она сказывается на других?

Почему
он несчастлив? В чем причины его несчастья?
( Печорин имеет блестящий аналитический ум, он оценивает людей,
мотивы их поступков, а, с другой стороны, им быстро овладевает скука, у него
нет цели в жизни.)

Работа
по карточкам

На
работу в группах 5 минут.

Карточка
1 группы.

1.Кто
такой Азамат?

Азамат – сын
князя, младший брат Бэлы.
Это пятнадцатилений парень, который отличается
порывистостью, несдержанностью, неуравновешенностью и во всём хочет быть
похожим на Казбича.

Дня через четыре приезжает Азамат в крепость…
Зашел разговор о лошадях… Засверкали глазенки у татарчонка.

 На первых трех шагах он тебя
сбросит, и ты разобьешь себе затылок об камни.

     — Меня? —
 крикнул  Азамат  в  бешенстве,  и  железо
 детского  кинжала

зазвенело об кольчугу. Сильная рука
оттолкнула его прочь, и он  ударился  об

плетень так, что плетень зашатался.
«Будет потеха!» — подумал я,  кинулся  в

конюшню, взнуздал лошадей наших и вывел
их на задний двор. Через две  минуты

уж в сакле был ужасный гвалт.  Вот
 что  случилось:  Азамат  вбежал  туда  в

разорванном бешмете, говоря, что Казбич хотел его зарезать.

2.
Почему «преупрямый мальчишка» соглашается на аферу Печорина?

     — Вижу, Азамат, что
тебе больно понравилась эта  лошадь;  а  не  видать

тебе ее как своего затылка! Ну, скажи,
что бы  ты  дал  тому,  кто  тебе  ее

подарил бы?..

     — Все, что он
захочет, — отвечал Азамат.

     — В таком случае я
тебе ее достану, только с условием… Поклянись, что

ты его исполнишь…

     — Клянусь… Клянись
и ты!

     — Хорошо! Клянусь,
ты будешь владеть конем; только за  него  ты  должен

отдать мне сестру Бэлу: Карагез будет
тебе калымом. Надеюсь,  что  торг  для

тебя выгоден.

Карточка
2 группы.

1.Кто
он такой, этот Казбич?

Казбич — бесстрашный джигит, разбойник, живущий в горах
Кавказа.  

Я стал вглядываться и  узнал
 моего

старого знакомца Казбича. Он, знаете,
был не то, чтоб мирной,  не  то,  чтоб

немирной. Подозрений на него было много,
хоть он ни в какой шалости  не  был

замечен. Бывало, он приводил к нам в
крепость  баранов  и  продавал  дешево,

только никогда не  торговался:
 что  запросит,  давай,  —  хоть  зарежь,
 не

уступит. Говорили про него, что он любит
таскаться на Кубань с абреками,  и,

правду сказать, рожа  у  него
 была  самая  разбойничья:  маленький,  сухой,

широкоплечий…  А  уж
 ловок-то,  ловок-то  был,  как  бес!  Бешмет
 всегда

изорванный, в заплатках, а оружие в
серебре. А лошадь его славилась в  целой

Кабарде, — и точно, лучше этой лошади ничего  выдумать
 невозможно.  

2.
Казбич любит Бэлу. Почему не соглашается на предложение Азамата?

     Долго, долго молчал
Казбич; наконец вместо ответа он затянул  старинную

песню вполголоса:

     Много красавиц в
аулах у нас,

     Звезды сияют во
мраке их глаз.

     Сладко любить их,
завидная доля;

     Но веселей
молодецкая воля.

     Золото купит четыре
жены,

     Конь же лихой не
имеет цены:

     Он и от вихря в
степи не отстанет,

     Он не изменит, он не
обманет.

3.Какую
роль сыграл Печорин в судьбе горца?

Вдали вилась пыль — Азамат  скакал
 на  лихом  Карагезе;  на  бегу

Казбич выхватил из чехла ружье и
выстрелил, с минуту он остался  неподвижен,

пока не убедился, что дал промах; потом
завизжал,  ударил  ружье  о  камень,

разбил его вдребезги, повалился на
 землю  и  зарыдал,  как  ребенок…  Вот

кругом него собрался народ из крепости —
он  никого  не  замечал;  постояли,

потолковали и пошли назад; я велел возле
его положить деньги за баранов — он

их не тронул, лежал себе ничком, как
мертвый. Поверите ли, он  так  пролежал

до поздней ночи и целую ночь?.. Только
на другое утро пришел  в  крепость  и

стал просить, чтоб ему  назвали
 похитителя.  Часовой,  который  видел,  как

Азамат отвязал коня и ускакал на нем, не
почел за нужное скрывать. При  этом

имени глаза Казбича засверкали, и он
отправился в аул, где жил отец Азамата.

Карточка
3 группы.

  1. В
    чем привлекательность образа Бэлы? Почему даже Максим Максимыч к ней
    привязался?

Естественность и неумение притворяться – вот те качества,
которые, помимо красоты, разглядел в ней Печорин.
   

 И
точно, она была хороша:  высокая,  тоненькая,  глаза
 черные,  как  у

горной серны, так и заглядывали нам в
душу. Печорин в задумчивости не сводил

с
нее глаз, и она частенько исподлобья на него посматривала.

  1. Почему
    Бэла поддалась влиянию Печорина?

Григорий Александрович каждый день дарил
ей что-нибудь: первые дни она молча

гордо отталкивала подарки, которые тогда
доставались духанщице и  возбуждали

ее красноречие. Ах, подарки! чего не
сделает женщина за цветную  тряпичку!..

Ну, да это в сторону… Долго бился с нею
Григорий Александрович; между  тем

учился по-татарски, и  она
 начинала  понимать  по-нашему.
Я
виноват перед тобой и должен наказать себя;

прощай, я еду — куда? почему я знаю?
Авось недолго буду  гоняться  за  пулей

или ударом шашки; тогда вспомни обо мне
и прости меня». —  Он  отвернулся  и

протянул ей руку на прощание. Она не
взяла руки,  молчала.  Только  стоя  за

дверью, я мог в  щель
 рассмотреть  ее  лицо:  и  мне  стало  жаль
 —  такая

смертельная бледность покрыла это милое
личико!  Не  слыша  ответа,  Печорин

сделал несколько шагов к двери; он
дрожал — и сказать ли вам? я думаю, он  в

состоянии был исполнить в самом деле то,
о чем говорил шутя.  Таков  уж  был

человек, бог его знает! Только едва он
коснулся  двери,  как  она  вскочила,

зарыдала
и бросилась ему на шею.

3.Какую
роль сыграл Печорин в ее судьбе? (Трагическую.)

Карточка
4 группы.

1.       Почему
рассказ о любви Печорина автор вложил в уста Максим Максимыча? Можно ли
доверять его мнению? Каким Максим Максимыч изображен в повести?

.Доброта,
непосредственность, честность Максима Максимыча оказываются явно
недостаточными, чтобы противостоять злу или хотя бы понимать смысл
совершающего. Ограниченность его не просто соседствует с его добротой, но
подтачивает ее и противодействует ей.

2.      Как отнесся Печорин к
смерти Бэлы?

Максим Максимыч
винит Печорина в равнодушии: «… его лицо не выражало особенного, и мне стало
досадно: я бы на его месте умер с горя».

 
3.
 Максим
Максимыч – сочувствующий свидетель или непосредственный соучастник
происходящего?

Похищение,
совершенное чужими руками, скверно, но Максим Максимыч не в силах объяснить это
и может лишь укорять Печорина, который постоянно ставит его «в тупик».

Карточка
5 группы.

1.       Любовь
Печорина к Бэле – искреннее чувство или каприз избалованного сердца? Зачем он
похищает Бэлу? Почему в итоге не чувствует себя счастливым?

Печорин
украл Бэлу. Он увидел ее и полюбил. Но это была не надежная, верная любовь, а
любовь просто так, от скуки. Но если он сам знает, что вскоре разлюбит Бэлу,
что у него такой характер, то зачем было ее красть, зачем приносить ей боль, но
вообще, вот с кем Печорин ни общается, он всем приносит боль или гибель.

2.       Зачитайте
исповедь. Печорин объясняет себя как следствие законов времени и своего круга,
считает себя достойным сожаления даже больше, чем Бэла. А как вы считаете?

«…у меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким,
бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия
других, то и сам не менее несчастлив… я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями,
которые можно достать за деньги, и разумеется, удовольствия эти мне опротивели.
Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся
в светских красавиц и был любим, — но их любовь только раздражала мое
воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто… Я стал читать, учиться —
науки также надоели… Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также
очень достоин сожаления…»


( Штабс – капитан, проведший большую часть жизни в кавказской
крепости, способен точно воспроизвести внешний ход событий, но не может
объяснить их. Он далёк от понимания душевных поисков героя. Мотивы его
поступков для Максима Максимыча необъяснимы. Он замечает только «странности
героя»)

Выводы:

1. Печорин
не способен к дружбе, ему присущ эгоизм, он ни к кому не имеет настоящей
привязанности; каждую влекущую к себе жизненную ситуацию он стремится довести
до конфликта.

2.
Бэлу Печорин насильно вырывает из ее естественной среды и своим эгоизмом
приводит ее к смерти.

3.
Его душа не способна сочувствовать другой душе, настраиваться в унисон с
настроением других. Свободный от дружбы, которая стесняет своими нравственными
следами и связями, Печорин отталкивает простодушную доброту Максима Максимыча.

4.  Печорин так объясняет свое охлаждение к Бэле: «Я опять
ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и
простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой». Однако за
ошибки и эксперименты главного героя расплачиваются живые сердца.

5. Непредсказуемость поступков, склонность
к риску, эгоизм, мгновенное разочарование при достижении цели, неспособность к
сочувствию, сопереживанию, разочарованность, скука — черты личности  героя.

Учитель:

— Составьте теперь синквейн на тему
«Печорин». Прочитайте, что у вас получилось?

Печорин

Одинокий, странный

Добивается, злословит, страдает

Вызывает недоумение и непонимание

Странность.

Обобщающий
проблемный вопрос
: «В чем причины несчастья «странного человека»?»
Подводящий диалог.

Домашнее
задание
.
Прочитайте главу «Максим Максимыч». Найдите причины отчуждения Печорина и
 Максима
Максимыча.

Рефлексия.  Какие
открытия, выводы вы сделали для себя после анализа повести «Бэла»?

В романе «Герой нашего времени» 5 глав, главной темой которых является проблема целого поколения, выраженная в образе Печорина. Каждая глава по-своему раскрывает все грани души героя и его характер. Первой главой романа является «Бэла». Основа сюжета – любовь Печорина и юной черкесской красавицы. Повествует эту историю Максим Максимыч. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ главы «Бэла» по плану. Полный анализ романа «Герой нашего времени» по плану представлен здесь.

Содержание:

  • 1 Суть: о чем глава?
  • 2 Главные герои романа «Герой нашего времени»
  • 3 Темы и проблемы
  • 4 Смысл
  • 5 Значение главы в романе

Суть: о чем глава?

С первых слов рассказчик обрисовывает портрет главного героя. Загадочный, поступки его лишены логики, и сразу видно, что «жизнь его наполнена необычными вещами». В один день Максим Максимыч и Печорин получили приглашение на бал в честь свадьбы князя. Даже в тот вечер юноша не смог пройти мимо приключений и выбрал себе в качестве новой знакомой дочь хозяина — княжну Бэлу. Однако не один Печорин обратил на неё внимание, разбойник Казбич давно испытывал чувства к девушке. Такой азарт и противоборство заинтересовали героя. Печорину было характерно чувство собственности, и если он решил для себя, что красавица будет принадлежать только ему, то пойдет на всё, чтобы добиться этой цели.

Благодаря своей расчётливости, эгоизму и малодушию, Печорин быстро и точно привёл свой план в действие: обменял девушку на коня у ее брата (этого дорогого и редкого коня они выкрали у Казбича), затуманил разум красавице и обманом завладел ею. Но юная черкеска, как и все радости светской жизни, в скором времени наскучила офицеру. Он по-прежнему готов отдать за неё жизнь, но быть с ней ему скучно. Чувства девушки были сильнее, чем Печорин подозревал. Вся её жизнь потускнела и потеряла прежнюю радость.

Когда Печорин и Максим Максимыч вышли из крепости на охоту, Казбич похитил Бэлу и увез в поле, где и убил несчастную, когда понял, что от погони ему не уйти. Последние дни жизни Бэла провела в бреду, проговаривая имя любимого. Максиму Максимычу было искренне жаль ни в чем неповинную девушку. Единственное, в чем можно было бы упрекнуть её, так это в том, что дарила любовь тому, кто не мог ответить тем же. Вот более подробное краткое содержание главы «Бэла».

Главные герои романа «Герой нашего времени»

Главные герои главы «Бэла» кратко описаны в списке Многомудрого Литрекона. Кроме того, им посвящено сочинение.

  1. Печорин – главный герой романа, странный, обаятельный и противоречивый человек, отличающийся эгоизмом и цинизмом, но все же способный любить и страдать. Образ его неоднозначен. В некоторых главах он не проявляет никаких моральных качеств и уважения к своему окружению. В других же, напротив, он заполучает обожание читателя и других действующих лиц искренностью, благородством и тонким умом. Неординарность персонажа заставляет читателя не отвергать образ героя даже в его негативном окрасе. Нам хочется продолжить наблюдение и исследование потаенных уголков его холодной, но в то же время страстной души. В данной главе он проявляет себя жестоким, эгоистичным и холодным человеком: он играючи губит жизнь Бэлы. В то же время он смел, умен и решителен: похищение он организует мастерски, а потом бесстрашно отправляется в погоню за похитителем Бэлы. Его сердце быстро нагревается и остывает, ведь его возбуждают только преграды на пути к чувству. Сама же любовь быстро ему наскучивает. Подробнее…
  2. Максим Максимыч – добрый, отзывчивый человек, который привязан к главному герою, но при этом даже ему тяжело понять Печорина. Это старый офицер, честный воин и исполнительный человек. Он так и не завел семьи, поэтому читателю очевидно его одиночество. Этот человек способен на сильные и долгие чувства: он относится к Бэле, как к дочери, и сострадает ее горю. Подробнее…
  3. Бэла — дитя гор, гордая, бесстрашная, свободолюбивая, готовая пойти на всё ради своих ценностей. Она горда и красива, поэтому не сразу сдается своему похитителю. Понятия чести для нее священны, но и они пали под натиском любви. Как и любое юное неопытное создание, – она не умеет видеть людей насквозь, и, поверив Печорину, отдаёт ему свою душу и тело. Из-за подлости и черствости своего обидчика, Бэла гибнет, и, возможно, для нее это лучший исход: она слишком мучительно переживала растущее равнодушие Печорина по отношению к ней. Подробнее…
  4. Казбич – мстительный и гордый разбойник горного Кавказа. Особую эмоциональную окраску автор не придавал данному образу, но, исходя из поступков персонажа, мы можем создать определенную картину. Захлебнувшись в собственных чувствах и злобе, Казбич уже и не различал давнишние чувство любви к Бэле и желание отомстить Печорину.

Темы и проблемы

Философская и нравственная проблематика главы «Бэла» выражается во внутреннем вопросе главного героя: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?». Данные философские рассуждения Печорина и желание полностью ощутить жизнь несут за собой непоправимые последствия. Смерть Бэлы — это цена собственного эгоизма главного героя. Он погубил чужую жизнь из-за минутной прихоти. Значит, основные проблемы в главе «Бэла» — это эгоизм главного героя, любовь без взаимности, жестокие нравы Кавказа и бесплодные поиски счастья, которые привели Григория к преступлению.

Основная темы главы «Бэла» — любовь. Через ее призму мы видим душевные изъяны Григория Печорина. Она для Григория непостижима. Она «никому не принесла счастья», потому что любил он только для себя, не отдавая ничего взамен. Печорин, как энергетический вампир, впитывал всё хорошее от спутницы, оставляя ее с душевной пустотой.

Еще одна важная тема — быт и нравы Кавказа. Автор описал менталитет и образ жизни горного народа, которые ускорили развязку трагедии и поставили Бэлу в зависимое положение. Согласно традициям, она не могла вернуться в отчий дом после такого позора, не могла найти свое счастье в родной среде. Эти же патриархальные установки дали Азамату и Казбичу моральное право украсть девушку и растоптать ее чувства.

Не менее интересная тема — столкновение двух цивилизаций, востока и запада. Печорин воспользовался условностями и нюансами ментальности черкесов и завладел Бэлой, породив своим вмешательством множество трагедий и разрушив хрупкий баланс сил в том мире.

Смысл

Смысл главы «Бэла» — описание образа Печорина, который пережил испытание искушением, любовью, а затем равнодушием и смертельным риском. Почему Лермонтов для знакомства читателя с героем выбрал этот, казавшийся на первый взгляд ужаснейшим, поступок? Много ответов на вопрос дают сами фразы Печорина и его непредсказуемые действия. Герой постоянно находится в состоянии скуки, а единственным лекарством от этого служит приключение. Всё было бы не так плачевно, если бы все поиски и забавы Печорина не несли за собой разрушительную волну страданий для всех людей, что окружали его. Но он охотно платит эту цену за то, чтобы развлечь себя и испытать хоть какие-то эмоции. Такой взгляд на героя нашего времени сразу же ставит на нем клеймо, оправдание которому мы найдем только в финале книги. Автор показывает нам незаурядного человека — романтического героя, который разрушает все, к чему прикасается, но не может найти искомого счастья. Он сам — главная жертва своих проделок, ведь вся тщетность попыток ввергает героя в отчаяние. Такова главная мысль главы «Бэла». Ей еще суждено раскрыться в полной мере в других главах, ведь именно из них мы узнаем, что главный герой спокоен лишь потому, что уже подписал себе смертный приговор: вскоре он погибнет на войне в Персии, куда поедет сам.

Помимо этого, в главе «Бэла» автор заостряет внимание на отличии людей, их менталитета и уклада жизни. Покорность Бэлы и своеволие Печорина противопоставлены, как в начале, так и в конце романа, тем самым создается впечатление замкнутости и целостности композиции. Основная идея главы «Бэла» — показать, как цивилизация западного мира развратила Печорина. Сравнивая его с жителями гор, автор делает выбор в их пользу: их мотивы понятны и естественны, они любят сильно и страстно, в то время как Печорин не чувствует ничего, кроме скуки.

Значение главы в романе

М.Ю. Лермонтов меняет порядок событий и глав. Такое расположение усиливает сюжетное напряжение и постепенно раскрывает сложность и противоречивость характера Печорина. История с красавицей Бэлой по временным рамкам находится в середине романа, однако сам автор решил, что знакомство читателя с Печориным начнется именно с этой главы, наполненной трагическими и захватывающими событиями. Лермонтов решает заинтересовать читателя, используя прием замедления повествования, дает ему возможность анализировать сложившуюся ситуацию.

Автор сначала осуждает своего героя, поэтому «Бэла» стала первой главной романа «Герой нашего времени». Писатель далек от идеализации своего персонажа, ему важно сначала дать ему характеристику без прикрас, и лишь потом дать некоторое оправдание его поступкам. Такое вступление интригует и заставляет нас поторопиться с прочтением очередной главы.

Каждый эпизод романа «Герой нашего времени» повлечет за собой бурную дискуссию как в школьном классе, так и во взрослом обществе. Можно долго анализировать образ главного героя, его поступки и действия, но не прийти к единому выводу. Загадочность и неоднозначность – ключевые черты характера Григория Печорина.

Автор: Полина Чернышова

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как запустить роблокс если выдает ошибку
  • Как заполнить форму 13014 при исправлении ошибки
  • Как избавиться от ошибки 0xc0000142
  • Как заглушить ошибку катализатора
  • Как дракончик огонек исправлял ошибки