Как заставить человека исправлять свои ошибки

Упражнение 2

Научитесь мягко и деликатно помогать другому исправлять ошибки

Вспомните случаи, когда вы прямо, «в лоб» указывали человеку на его ошибки. Вспомните, к каким последствиям это привело. Удалось ли вам убедить другого, что он ошибся? Начал ли он после этого вести себя иначе? Как изменились ваши отношения после такого вашего вмешательства?

Вы можете научиться помогать другому исправлять и не допускать ошибки гораздо более мягким, а главное – эффективным способом. Вы ведь заметили, что ваши указания, когда вы делаете их «в лоб», чаще всего имеют противоположное действие. Человек начинает обороняться, защищаться и часто «назло» делает как раз то, чего вы требуете не делать. Пользы от этого никому никакой, а вред – очевиден.

Потренируйтесь реагировать на ошибки других людей по следующей схеме.

1. Представьте себе человека, который с вашей точки зрения ведет себя ошибочно – уже совершил или собирается совершить ошибку. Позвольте в вашем сознании всплыть тем словам, которые вы хотели бы ему сказать, – тем, что первыми приходят в голову по этому поводу. Это скорее всего будут прямые указания другому на его ошибку: «Нельзя так себя вести!», «Неужели ты не понимаешь, что это неправильно?», «Остановись, не делай этого!», «Послушай меня, я лучше знаю, что тебе нужно!» и т. д. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание, медленно выдохните. Скажите себе: «Теперь я всегда буду так делать, когда подобные слова готовы сорваться с моих губ. Я себя контролирую, я делаю паузу, чтобы все обдумать и выбрать более конструктивную реакцию».

Примечание: конечно же, если речь не идет о ребенке, который собирается сделать что-то, что может причинить ему серьезный вред, – следует немедленно, без размышлений вмешаться и предотвратить ошибочное действие. Но ругать и критиковать его нельзя ни в каком случае. Помните, он ведет себя так только по незнанию, отсутствию необходимого опыта, и ругать за это нельзя, можно лишь мягко указать, что его ошибка может привести к плохим последствиям для него же. В некоторых случаях (если ошибка ребенка не влечет за собой вреда его жизни и здоровью) следует даже позволить ему ошибиться. Если он на собственном опыте убедится в негативных последствиях ошибки – это будет гораздо более серьезным и запоминающимся уроком для него, чем самые убедительные ваши внушения.

2. Представьте себя на месте этого человека. Посмотрите на ситуацию его глазами. Как вы думаете, почему он собирается поступить (или уже поступил) так или иначе? Сразу же отбросьте те эмоциональные выводы и суждения, которые придут вам в голову, такие как: «Потому что он лентяй», «Потому что он жизни не знает», «Потому что он учиться не хочет», «Потому что он плохой человек» и т. д. Помните, что у каждого человека существует позитивный мотив для его действий. Если он собирается что-то сделать, значит, он хочет получить от своего действия что-то хорошее.

Ни один человек не думает о себе: «Я делаю это, потому что я плохой». Такого мотива для действия просто нет и быть не может ни у кого. Делая что-то, любой человек думает, что так будет лучше для него или для других. Он может ошибаться, но при этом следует своей логике, ожидая лучшего от своих действий. Вспомните, что вы смотрите на ситуацию его глазами. Чего же он ожидает, поступая так? Вспомните, что этот человек уверен в своей правоте. Подумайте, на чем может быть основана его уверенность. Попробуйте понять его. Какие мотивы толкают его к подобному поступку?

3. Вспомните те слова, которые первыми готовы были сорваться с ваших губ, когда вы узнали об ошибке, совершенной этим человеком. Продолжая представлять себя в его роли, представьте, что эти слова обращены к вам. Как бы вы отреагировали? Отказались бы от своих намерений? Или назло сделали бы как раз то, от чего вас предостерегают? Как бы вы вели себя по отношению к человеку, который сказал бы вам эти слова? Согласились бы с ним или начали спорить?

4. Продолжая представлять себя на месте этого человека, подумайте, какие слова могли бы остановить его, заставить пересмотреть свое поведение, отказаться от своих намерений. Может быть, это слова, в которых прозвучало бы ваше понимание, ваше уважение к нему и искреннее желание добра? Попробуйте найти такие слова и представьте, как бы вы их сказали: мягко, с теплом в голосе, с искренней заботой и безо всяких попыток повлиять, надавить, заставить изменить поведение.

5. Придумайте несколько способов, как бы вы могли косвенным образом указать человеку на его ошибку – может, даже вообще без слов, или с минимумом слов, чтобы ваши действия были красноречивее любых речей. Например, подмести в помещении на глазах у того, кто намусорил, подарить орфографический словарь тому, кто неграмотно пишет, рассказать, как болеют курящие люди, тому, кто начал курить, и т. д. Только помните, что делать это надо спокойно, доброжелательно, без напора и демонстративности.

6. Действуйте согласно данной схеме в реальности – при первом же соответствующем случае.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Как исправлять ошибки

Как исправлять ошибки

Любовь и ненависть вытекают из нашей воли, коренящейся в душе.
«Молот ведьм».
Не ошибается, как известно, только тот, кто ничего не делает. Поэтому, живя вместе с любимым, да и вообще с любым человеком (хоть и с собственным дедом или уже взрослым

Правило № 40 Если ваши родители не заложили в вас уверенность, то самое время начать исправлять их ошибки

Правило № 40
Если ваши родители не заложили в вас уверенность, то самое время начать исправлять их ошибки
Внутренняя уверенность – довольно редкое качество. Она появляется при условии, если ребенок воспитывался правильно, если в его взрослении не было критических точек,

Правило № 40 Если ваши родители не заложили в вас уверенность, то самое время начать исправлять их ошибки

Правило № 40
Если ваши родители не заложили в вас уверенность, то самое время начать исправлять их ошибки

Внутренняя уверенность – довольно редкое качество. Она появляется при условии, если ребенок воспитывался правильно, если в его взрослении не было критических

Упражнение 1 Научитесь переключать внимание с себя на других

Упражнение 1
Научитесь переключать внимание с себя на других
Это упражнение выполняется в два этапа, на каждый из которых потребуется, возможно, не один день. Приступайте ко второму этапу тогда, когда уже достаточно будете справляться с заданием первого – то есть когда вы

Упражнение 2 Научитесь слушать

Упражнение 2
Научитесь слушать
Начинать тренировать вашу способность к слушанию лучше в общении с кем-то, кто хорошо вам знаком и в чьем обществе вы чувствуете себя достаточно комфортно. Для этого вам надо следовать следующим шести шагам.1. Настройтесь на общение, заранее

Упражнение 1 Научитесь улыбаться без причины

Упражнение 1
Научитесь улыбаться без причины
Конечно, показная, натянутая улыбка не привлечет к вам симпатию других людей. Не стоит учиться «приклеивать» к себе улыбку напоказ. Но иногда наедине с собой даже нужно заставлять себя улыбаться и тогда, когда не хочется этого

Упражнение 2 Научитесь создавать психологическую дистанцию

Упражнение 2
Научитесь создавать психологическую дистанцию
Выполните следующие несколько шагов.1. Найдите время, когда вам никто не помешает и вы можете остаться наедине с собой. Сядьте на что-то мягкое – в кресло, на диван, или просто на пол, окружив себя подушками.

Упражнение 1 Научитесь сотрудничеству так, чтобы в выигрыше оставались все

Упражнение 1
Научитесь сотрудничеству так, чтобы в выигрыше оставались все
Это упражнение выполняется в пять этапов. Их не обязательно проходить без перерывов. Дайте себе столько времени на освоение каждого этапа, сколько потребуется. Может быть, к первому и второму

Упражнение 1 Научитесь по-настоящему ценить и хвалить себя

Упражнение 1
Научитесь по-настоящему ценить и хвалить себя
Это упражнение предназначено не для того, чтобы выполнить его один раз и забыть, – к нему следует возвращаться снова и снова, и делать это лучше всего ежедневно, на протяжении всей своей жизни. Не пугайтесь: много

Дайте людям возможность самостоятельно исправлять свои ошибки

Дайте людям возможность самостоятельно исправлять свои ошибки

Трудности, которые могут возникнуть
? Недостаток фантазии.Иногда чужие недостатки кажутся нам настолько вопиющими, что мы просто представить себе не можем, как иначе указать на них, кроме как «резать

Совет 21 Научитесь мягко указывать на ошибки

Совет 21
Научитесь мягко указывать на ошибки

Навсегда откажитесь от критики!
Критика, особенно если она высказана резким тоном, всегда обижает и кажется несправедливой, даже если справедлива по сути. И ведь все мы знаем, как задевает нас критика, и ведь никто из нас не

Упражнение 11 Научитесь не приспосабливаться

Упражнение 11
Научитесь не приспосабливаться
Умение адаптироваться, бесспорно, ценное качество. Тем не менее не стоит становиться рабом этого качества, регулярно уступая желаниям других в ущерб собственным. Поэтому, научившись не всегда приспосабливаться, вы сделаете

Упражнение 29 Научитесь говорить «нет», не становясь Преследователем

Упражнение 29
Научитесь говорить «нет», не становясь Преследователем
Поскольку, говоря «нет», мы испытываем неловкость, то бывает, что мы отвечаем на просьбы настороженным или агрессивным тоном. Вот упражнение, которое научит вас говорить «нет» твердо и

Упражнение 31 Научитесь предлагать альтернативы

Упражнение 31
Научитесь предлагать альтернативы
Проситель иногда действительно находится в затруднительном положении и не знает, как выпутаться из него самостоятельно.Между тем вы не всегда обязаны помогать, жертвуя собственным временем, силами и средствами.Чем

Упражнение 44 Научитесь изменять систему

Упражнение 44
Научитесь изменять систему
Чтобы переменить свое поведение, надо изменить представления о себе, о других и о жизни.Эта перемена происходит непросто, поскольку, как мы уже видели, наши представления опираются на негативный опыт. А негативный опыт усиливает

Упражнение 47. Научитесь говорить «нет», никого не обидев

Упражнение 47. Научитесь говорить «нет», никого не обидев
Отказывать – это всегда неприятно. Поэтому, произнося слово «нет», мы невольно начинаем защищаться или нападать. Это упражнение научит вас говорить «нет» уверенно и спокойно.
Используя следующие примеры,

Заставить мужа признать свои ошибки?..

Пришёл вопрос: муж никогда не просит прощения, не чувствует своей своей вины. Как заставить его признать свои ошибки?

Заставлять никого не нужно! Принуждение всегда приводит к конфликту.

Давайте разберёмся, что такое вина. Мы думаем, что если человек почувствует вину за что-то, то будет исправлять свои ошибки. Зачастую все совсем не так! Люди чувствуют вину, говорят об этом и думают, что уже изменили ситуацию! Как будто чувства вины достаточно, чтобы другой простил их или почувствовал себя лучше. Они ничего не делают, чтобы на самом деле изменить ситуацию, исправить ошибку.

Другая часть, когда вы ждете от партнера признания вины, это выглядит так, словно вам важно показать, что «я хороший, а он плохой». И от этого ваши отношения не становится ближе и теплее. Тот, кто чувствует себя плохим, просто ощущает вину и у него нет сил, мотива изменить ситуацию. Для него на этом как будто вопрос разрешён.

Иногда я даже слышу, как люди говорят: «Но я же извинился. Что ещё тебе нужно?». Поэтому эффективно будет не чтобы человек признал свою вину, а чтобы был готов исправлять свои ошибки.
Цель не в том, чтобы признать наличие ошибки, а в том, чтобы сделать вывод и начать делать что-то иначе. Когда люди в отношениях стремятся менять своё поведение для другого, они становятся ближе. Особенно, если умеют вести диалог и говорить друг другу, чего на самом деле хотят.

Когда человеку трудно признать свою вину, скорее всего, это связано с тем, что в детстве за ошибки его сильно ругали, стыдили, наказывали. И в этот момент он чувствовал себя слабым, глупым, неумехой. Поэтому сейчас создается так много сопротивления к тому, чтобы признать свою ошибку.

Я думаю, одна из важных задач в отношениях в том, чтобы научиться относиться друг к другу с поддержкой и уважением. Если мы понимаем, что партнеру сложно и больно сделать что-то, может не нужно требовать от него извинений, а предложить подумать и решить, как лучше поступить в следующий раз.

Есть приём, который называется «Я-сообщения».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!


Рассылка

Новые статьи и практические секреты счастливой жизни каждую неделю

Как помочь человеку исправлять свои ошибки: советы от психолога

Иногда возникают ситуации, когда человек делает ошибки и не может самостоятельно исправить их. В таком случае, близкие или друзья могут оказать помощь, чтобы помочь ему справиться с проблемой. В этой статье мы расскажем о том, как помочь человеку исправлять свои ошибки.

Принять личину такой, какая она есть

Первый совет — принимать человека таким, какой он есть, без осуждения и критики. Если человек чувствует, что вы осуждаете его, он может закрыться и отказаться от вашей помощи. Лучше показывать ему свое уважение и понимание, и помогать ему осознавать свои ошибки.

Слушать и понимать

Когда человек делает ошибки, он может испытывать стыд и чувство неуверенности в себе. В такой момент ему необходимо чувствовать вашу поддержку и понимание. Слушайте его и пытайтесь понимать, какую сложную ситуацию он проходит.

Помогать анализировать ситуацию

Чтобы помочь человеку исправлять свои ошибки, необходимо анализировать сложную ситуацию, в которой он находится. Обсуждайте с ним варианты действий и пытайтесь помочь ему выбрать наилучший вариант. Но не забывайте, что окончательное решение должен принимать сам человек.

Не навязывать свое мнение

Помогая человеку исправлять свои ошибки, необходимо быть внимательным и не навязывать свое мнение. Лучшие решения делаются тогда, когда человек чувствует себя увереннее в своих действиях и принимает решение на основе своих соображений.

Поощрять достижения

Когда человек совершает ошибки, он может почувствовать себя некомпетентным и безнадежным. Важно помнить, что он делает свой жизненный путь, и каждый успех — это признак его личностного роста и развития. Поощряйте его достижения и пытайтесь помочь ему находить позитивные стороны даже в трудных ситуациях.

Заключение

Когда близкий человек совершает ошибки, мы можем помочь ему осознать проблему и исправить ее. Важно помнить, что каждый человек индивидуален, и его личное решение должно быть уважено. Слушайте, понимайте, помогайте и поощряйте — и вы станете настоящим поддержкой для тех, кто вам дорог.

Как учить детей признавать и исправлять ошибки

…Деньги потерял, а прощения не просит. Сервиз грохнул – и хоть бы хны. Смотрит и молчит. Должен же он в конце концов признать свою вину —  извиниться, по крайней мере! Легко и приятно отвечать за успехи  и достижения, тяжело и в любом возрасте грустно признавать свою ответственность  за неудачу. Признавать ошибки взрослые не любят не меньше детей.

Дети, как правило, неохотно просят прощения, с трудом соглашаются со своей – даже для всех очевидной – виной. Такие простые вроде бы слова: «Прости меня, я виноват», их можно произнести скороговоркой, а вот поди ж ты: молчит. Или еще хуже – агрессивно огрызается.

…Привычнее думать, что эта демонстративная «презумпция невиновности» и упорная «игра в непонимание» не серьезная психологическая проблема, а невоспитанность, незнание правил этикета. Но со временем приходится признать: умение ребенка легко и просто извиняться за проступки, как серьезные, так и легковесные, может быть просто заученным ритуалом и формальностью в отличие от действительной (пусть даже невнятно проговоренной) способности признавать свои ошибки. Ибо последнее выходит далеко за рамки хорошего или дурного тона в семейной системе ценностей.

Умение признать собственную ошибку   формируется в раннем детстве. И главным тут является отношение взрослых к ошибке ребенка. В авторитарной педагогике, требующей от ребенка безупречного функционирования в заданном положительном образе, любая ошибка как бы выделяется красным карандашом и рассматривается как преступление домашнего (в лучшем случае) масштаба. Ошибка недопустима – она должна, по мнению взрослых, вызывать у ребенка острое, болезненное чувство вины и стыда.

В этой парадигме всякий промах ребенка – осложнение жизни для взрослых («Что же Я теперь буду делать!» или даже «Что же ты со МНОЙ делаешь?!»), а не мотив последующих самостоятельных действий. У здорового полуторагодовалого малыша существует рефлекс: что-то разлив на столе, он, как котенок лапками, убирает за собой – тут же размазывает это, вытирает, то есть пытается исправить разруху. Но мама, как правило, обнаружив пролитое на столе молоко, тут же хватается за полотенце: «Ой, что же ты натворил! Убери руки, я сама вытру». Дитя же слышит: «Замри и испугайся, пока мама. расхлебывает последствия моего неосторожного движения. Бедная мама, она исправляет мою ошибку». Так формируется неконструктивный способ разрешения ситуации: ты сотворил – ты виноват – сиди и смотри, как другие убирают за тобой.

Тот же стиль реагирования на ошибки ребенок переживает и в более позднем возрасте: мама, папа, бабушка, учительница – все начинают сердиться, когда он ошибается. Проблема большинства родителей, демонстрирующих такое поведение в том, что они не дают ему права на ошибку, а ведь это право есть у любого человека, который только учится что-то делать. Если ребенок пролил молоко – он всего лишь пролил молоко, но родители с каким-то упоением начинают называть его растяпой, или неряхой, или слоном в посудной лавке и т.д., тем самым отождествляя жест и личность, промах и характер.. Однако «что проку в пролитом стакане молока? – спрашивал Жан-Жак Руссо в своем знаменитом романе-трактате «Эмиль, или О воспитании». – Молоко должно быть вытерто, а санкция возможна только одна – человек остается без молока».

В гуманистической педагогике – совсем другой подход. Не наказание, но санкция (воспользуемся определением Руссо) – вот базовое понятие для формирования навыка признавать свои ошибки. Известно, что наказание разрушает личность и вовсе не способствует здоровому мировосприятию. Санкции (то есть самостоятельно осмысленные последствия собственных действий), напротив, проясняют и структурируют всю картину происшедшего, ибо соответствуют поступку, а не нашей реакции на него. Процесс санкционированного осознания события состоит из трех стадий. Первая – стадия принятия: « Да, я совершил ошибку. Это факт. С этим фактом надо что-то делать». Вторая стадия – понимание того, что можно сделать, чтобы ошибка была каким-то образом компенсирована. Третья – стадия исполнения (вытираю пресловутое молоко, исправляю двойку, извиняюсь перед тем, кого обидел, и т.д. )

Первое отличие санкции от наказания – ее логическое соответствие событию. Не надо запрещать ученице качаться на стуле, даже если стул вот-вот сломается, – достаточно сказать: «Пожалуйста, постой немного, тогда, может быть, стул не сломается так быстро». Если ребенок набросал шелуху от семечек под партой, он должен всего лишь убрать мусор, но вовсе не выходить из класса в коридор. Если нагрубил учительнице, он должен извиниться перед ней, но это не повод отказывать ему в экскурсии.

Второе отличие – соразмерность санкции поступку (в то время как наказания обычно превышают его). Если та же шелуха валяется под твоей партой, ты должен убрать только под своей партой. И незачем убирать в таком случае весь класс – потому что ребенку захочется тут же уравнять масштабы «наказания и преступления» и следующая партия подсолнечной шелухи будет разбросана уже по всему классу.

И наконец, третье отличие – созидательный характер санкций: они касаются только конкретного поступка и никогда – личности ребенка. Они безоценочны и безэмоциональны. Вместо того чтобы испытывать чувство вины, ребенку достаточно просто исправить то, что он сделал.

Почему так трудно признавать свою ошибку? Почему механизмы психологической защиты ребенка так быстро включаются даже в самых незначительных ситуациях? Потому что признание своей неправоты действительно требует мужества – ты при всех обнажаешь свою «неправильную сущность», ты открываешься и ждешь удара, который обычно за этим следует. К чувству вины добавляется обида. Это противоестественно.

ЧП происходят везде, где есть дети. Но среди этих ЧП , как ни странно, мало таких, которые можно было бы назвать чем-то эксклюзивным. Как правило, ассортимент событий бывает не таким уж большим (хотя и неослабевающе-драматическим): акты детского вандализма, воровство, оскорбления, драки, издевательства…  И все это может стать объектом своего рода общественного договора о допустимых в семье или в школе санкциях. Если что-то разрушено – оно должно быть восстановлено разрушителем (независимо от его умысла, мотивации, эмоций и прочих факторов). Если ты испортил с кем-то отношения – то иди и возобнови контакт, найди общий язык… (Как – сам придумай. Чтобы исправить отношения, иногда достаточно одного извинения, а иногда нужно много душевных и интеллектуальных усилий.) На самом деле логика восстановления гармоничных отношений, то есть назначение себе адекватных санкций, – это вполне доступная каждому культура справедливости.

…Инспектор Морс из английского детективного сериала назначил себе такую санкцию: подарил несправедливо задержанному владельцу автошколы антикварный руль от автомобиля, победившего в «Формуле-1» 1929 года. Подарил в момент освобождения из камеры. Извинился за свою ошибку и ушел. Подозреваемый был омерзительнейшим типом, мерзавцем, негодяем, но маньяком и серийным убийцей, как предполагал на протяжении всей серии инспектор Морс, он все-таки не был. Потому Морс и отдал ему бесценный раритет – это было формой его признания своей ошибки.

Но есть и другая традиция, отлично смоделированная в культовом отечественном сериале. «Ты не хочешь извиниться перед ним?» – спрашивает Шарапов у Жеглова, когда из-под стражи выпускают оговоренного Груздева. И получает классический ответ: «Сюда просто так никого не сажают. Пусть сначала разберется со своими женщинами»… Два мира: Жеглов живет не просто в другой стране – он живет в другой философии. Он делает личный экзистенциальный выбор: не исправлять свою очевидную ошибку, не предотвращать грядущие муки совести. Если таковые, конечно, вообще возникнут…

У нас всегда есть шансы повлиять на будущий экзистенциальный выбор наших детей. Выбор этот не в последнюю очередь зависит от того, как мы поведем себя в тот момент, когда ребенок рассыпает сахар по столу, таскает кошку за хвост, приносит двойку, врет, дерется, сквернословит или совершает другие деяния, требующие реальных, конструктивных и, что главное, неоскорбительных санкций. Что делать, если вы не хотите наказывать ребенка?

  • Говорить только о конкретном событии, а не о личности ребенка. Не «ты тупица в точных науках», а «ты получил двойку по математике». Не «у меня растет шпана!», а «ты сегодня подрался» и т.д.
  • Советоваться с ребенком по поводу необходимых санкций: «Как ты думаешь, что с этим делать?» или «Как мы можем исправить эту ситуацию?»
  • Проявлять терпение, когда ребенок исполняет вашу санкцию. Подбадривать его: «Ну вот, почти все…», «Молодец, у тебя замечательно получается».

Искренне выразить теплые чувства, поддержку, соразмерную количеству приложенных им усилий. “Знаешь, я горжусь сегодня своим сыном: он ошибся, но повел себя как взрослый мужчина”.

Автор — Кривцова Светлана

В интервью Forbes Life психолог и автор научных статей об эмоциональном интеллекте Дэвид Карузо рассказал, как научить детей переживать свои поражения и признавать ошибки и почему отцы совершают ошибку, скрывая свои эмоции

Развитие эмоционального интеллекта ребенка стало одним из ключевых аспектов воспитания во всем мире. В Америке, например, популярностью пользуется программа Ruler, разработанная в 2005 году сотрудниками Йельского Центра Эмоционального Интеллекта. Главная задача Ruler —  научить детей распознавать и правильно выражать свои эмоции, что помогает добиться успеха в учебе, а позднее — в работе. Одним из создателей программы стал Дэвид Карузо — психолог, автор статей и книг, посвященных эмоциональному интеллекту, научный консультант сети центров «ЭИ дети» и спикер прошедшего в Москве форума «SelfMama Forum: Голос отца». В интервью Forbes Life Карузо рассказал о том, как ошибки отцовского воспитания могут повлиять на эмоциональный интеллект ребенка и почему от детей невозможно скрыть настоящие эмоции. 

— Как можно измерить эмоциональный интеллект человека?

— Измерение эмоционального интеллекта в определенной степени похоже на тест Роршаха. Есть много способов его определить, например спросить: как хорошо вы считываете эмоции других людей? или насколько хорошо вы справляетесь со своими эмоциями? Когда люди будут отвечать на эти вопросы, можно заметить, что большинство из них переоценивает свои навыки, как это бывает в случае с эффектом Даннинга-Крюгера (метакогнитивное искажение, которое заключается в том, что человек с низким уровнем квалификации совершает ошибки и не признает их. — Forbes Life). Подобное часто происходит при оценке собственного эмоционального интеллекта. Человеку может казаться, что он хорошо считывает чужие эмоции, хотя на самом деле это не так — ему не хватает навыков понять, что означает взгляд и выражение лица другого человека. Нужен объективный инструмент оценки — тест на эмоциональный интеллект. В нем человек решает задачи, связанные с использованием информации, которые дают эмоции. Такой метод оценки существует для детей и подростков 10-18 лет — это тест эмоционального интеллекта (MSCEIT–YRV). Он используется по всему миру и уже адаптирован для России.

Уроки сопереживания: как развить эмоциональный интеллект у ребенка

— Почему родителям легче контролировать свои эмоции в окружении других взрослых людей, чем со своими детьми?

— Одна из причин подобного поведения — обычная усталость. Другая причина — желание создать определенный образ. В этом случае человек рассуждает так: «Я хочу, чтобы мои коллеги и клиенты воспринимали меня как зрелую и умную личность, но дома я могу быть собой».

— То есть дома мы сбрасываем маски?

— Да, они становятся не нужны. Ставки очень низкие. Члены семьи видят нас ежедневно, мы постоянно друг перед другом. Мы с вами в конце разговора переключимся: я перестану быть частью вашей жизни, а вы перестанете быть частью моей. С ребенком, супругой или партнером все иначе — они остаются, и это постоянное давление. В реальном времени очень сложно все время держать себя в руках. Мы не можем этого делать, но это и не должно быть нашей целью.

«Когда вы ошибетесь, а это обязательно случится, важно осознать ошибку»

— Какой должна быть цель в идеале?

— Сделать все, что в наших силах. И признать, что мы все испортим. Когда вы ошибетесь, а это обязательно случится, важно осознать ошибку. Это дает возможность для обучения.

— Очевидно, что эмоциональный интеллект — один из важнейших навыков, которым обладает человек. Как объяснить детям его важность? Какие опорные точки выбрать, чему уделить больше внимания?

— Объяснения должны соответствовать возрасту. Сегодня, например, привезут моего новорожденного внука — ему четыре дня, поэтому начинать разговор об эмоциональном интеллекте довольно рано. Сейчас так называемые эксперты по воспитанию говорят, как правильно воспитывать младенцев. Я думаю, все это сделано для удобства родителей, а не для детей. Избаловать младенца невозможно, его не испортишь.

Когда ребенок становится старше, то родители, даже если им не хватает навыков эмоционального интеллекта, могут учиться вместе с ним. Когда ему исполнится год или два года, можно, например, предложить что-нибудь приготовить вместе. Родитель может не знать, как это готовить, но он научится вместе с ребенком. Нужно самому быть заинтересованным, чтобы мотивировать детей. Если что-то не получится, можно выразить чувства словами — сказать, что совершили ошибку. На этот раз — в готовке, в следующий — в чем-то другом. Вы можете использовать слова, означающие эмоции. Потом, когда ребенок подрастет, можно добавить эти слова в ваши разговоры. Например, сказать: «Я не то чтобы зол, скорее, расстроен». Так моя четырехлетняя внучка узнала, что между этими эмоциями есть разница.

— Я думаю, что также важно быть открытым. У детей бывают приступы гнева. Они не знают, как выражать свои эмоции, не знают, слушают ли их. Некоторые родители просто игнорируют детей. Я всегда стараюсь установить контакт с ребенком вместо того, чтобы просто позволить ему кричать.

— Это хороший подход. Так ребенок учится стратегиям управления эмоциями. Как он еще про них узнает? Контролировать себя можно научиться. Еще один способ передать свои навыки заключается в том, чтобы делиться чувствами.

— Или показывать пример?

— Показывать хороший пример — это здорово, но сложно делать это постоянно. Когда вы подаете дурной пример, важно указать и на это тоже. Некоторые родители беспокоятся, что из-за постоянной поддержки дети не смогут справиться с разочарованиями. Это считают проблемой. Я читал статью о студентах колледжей США, среди которых стремительно росла потребность в психологической помощи. Да, мы живем в непростом мире, но мы всегда в нем жили.

— Существует ли разрыв между поколениями в том, насколько людям комфортно говорить о своих эмоциях, справляться с ними?

— Некоторые дети, уже ставшие взрослыми, возможно, росли в среде, где их не учили устойчивости. Они более открыты к диалогу, для них совершенно естественно говорить о том, что они чувствуют, что с ними происходит. Сейчас эта открытость не наблюдается у молодых поколений.

Иногда мои клиенты хотят начать с основ, с понимания собственных эмоций. Мне кажется, что это не всегда хорошая идея. В процессе у человека открываются глаза на всю тревогу, гнев, боль и страдания, которые испытывает он и люди вокруг. При этом у человека отсутствуют навыки, помогающие справиться с этим осознанием. Оно может его просто сокрушить. Поэтому я всегда говорю: «Давайте учить людей стойкости и стратегиям управления эмоциями». Потому что, когда человек поймет, что чувствует, у него возникнет вопрос: что теперь с этим делать?

У меня трое взрослых детей. Младшему сыну сейчас 28 лет. Незадолго до его рождения я оставил офисную работу и решил посвятить все время ребенку. Моя жена тогда, как и сейчас, работала психологом с множеством клиентов. Я был рядом с сыном с первого дня — отводил его в школу, забирал домой. Мы играли в шашки или крестики-нолики. Поскольку я взрослый человек, а ему на тот момент было два года, то я намеренно подстраивал все так, чтобы он часто проигрывал. Этот способ учит ребенка стойкости.

— Такова жизнь ты будешь проигрывать чаще, чем выигрывать. Этому нужно научить детей.

— Иногда я сам проигрывал и говорил: «Ой, я так расстроен, но, сынок, поздравляю тебя! Ты победил!» Или мог сказать: «Ты меня обыграл. Я очень раздосадован. Может быть, еще одну партию?» Важно, чтобы ребенок тоже выражал эмоции словами. Родителю следует научить его стратегиям управления с ними. Можно намеренно создать среду, в которой ребенок будет сталкиваться с трудностями. Не сразу, а с определенного возраста, например, когда ему исполнится 2 года.

— Как мы можем научить детей эмоциональному интеллекту, если многих из нас учили скрывать, подавлять эту часть личности?

— Вы можете научиться этому вместе с ребенком. Это довольно весело. Называйте эмоции, думайте вслух. Одна из худших ошибок, которую вы можете допустить, — это всегда подавлять свои эмоции. К примеру, сын спрашивает у вас: «Папа, как прошел твой день?» У вас был ужасный, просто отвратительный день. Что вы ответите сыну?

— Я скажу: «Это был тяжелый день, но я рад быть здесь, с тобой». Думаю, ответ будет таким.

— Отлично. Дети — детекторы лжи. Допустим, если у вас был кошмарный день, а вы говорите, что все прошло отлично, они это чувствуют. Подобное подавление эмоций учит их не делиться собственными чувствами. Вы показали ребенку, даже если ему всего два или три года, что о таком не говорят — вам тяжело и у вас проблемы, но вы отрицаете это.

Домашний арест. Какие ошибки допускают родители при воспитании детей

В то же время вы не должны подавлять ребенка или пугать его. Ваш ответ идеален — это классический ответ из учебников, но родители довольно редко его используют.

— Какие самые частые ошибки совершают отцы, когда говорят с детьми об эмоциях? Могут ли быть долгосрочные последствия у этих ошибок?

— Ошибки те же самые: подавление эмоций, неумение ими делиться. Многие отцы не знают, как это делать. Они боятся напугать ребенка. Поэтому нужен баланс, как в вашем ответе: «День был тяжелый, но я рад тебя видеть». Подавление эмоций — чрезвычайно неэффективная стратегия, потому что позднее они все равно о себе напомнят. Если отец был раздражен на работе, но скрыл это дома, эти эмоции рано или поздно взорвутся или дадут течь. Взрослый может говорить, что все в порядке, но выражение его лица свидетельствует об обратном, и ребенок замечает это расхождение. Или, наоборот, отец может отлично контролировать выражение лица — это называется когнитивные издержки подавления эмоций. Значит, он отсутствует, отключился.

«Дилеммы между любовью к детям и желанием не перегружать их не существует»

Я считаю, что самая большая ошибка — это думать: «Я люблю своих детей, я не хочу их перегружать». Дилеммы между любовью к детям и желанием не перегружать их не существует. В случае с детьми младшего возраста стоит задуматься о том, в чем заключается подлинный вопрос, который они задают. Как я уже говорил, сегодня мои дочь и зять приезжают из больницы с новорожденным сыном, моим внуком. Возможно, моя четырехлетняя внучка спросит, откуда он взялся. Это не означает, что мы должны объяснить ей весь процесс размножения, поэтому мы ответим: «Он приехал из больницы». Нужно думать о подлинном вопросе и отвечать на него в соответствии с уровнем развития ребенка. Вы не должны его напугать или выдать слишком много подробностей. Всегда отвечайте так, как требует поставленный вопрос.

«Главное — найти жену хорошую». Как миллиардеры воспитывают своих детей

«Главное — найти жену хорошую». Как миллиардеры воспитывают своих детей

26.02.2019

Покажите мне человека, который не ошибся ни разу в жизни, и я покажу вам человека, который ничего не достиг.

Джоан Коллинз

Каждый родитель мечтает о том, чтобы ребенок был счастлив и избежал неприятностей, негативного влияния и опасных связей в среде сверстников, учился только на пятерки и хорошо ладил с людьми.

Но может ли ребенок по-настоящему стать самостоятельным и осознанным, если не вынесет из своих ошибок жизненные уроки и опыт, который поможет справиться с любыми трудностями в будущем.

Каждый день в службу ДТД обращаются подростки и их родители, которым нужна помощь психологов не только в том, чтобы найти выход из трудной жизненной ситуации, но прежде всего, чтобы найти силы и ресурсы справляться с ней, превращать испытания в обучающий опыт и уметь держать удар, как бы тяжело ни было.

В этом лайфхаке мы расскажем о том, как каждый родитель может помочь ребенку превращать любую трудность, ошибки в обучающее событие и ценный опыт.

Готовы ли вы дать право ребенку на ошибку?

Часто для многих родителей заставить и наказать ребенка проще, чем обсудить возникшую проблему, привычнее сказать, что нужно делать и чего не следует, чем допустить возможность самому «набить шишки» и сделать выводы.

Отказывая подростку в праве на ошибку, мы лишаем их бесценного опыта и возможности развить навыки анализа ситуации и своего поведения.

Право и готовность рассказать вам о любой неприятности и ошибке – главный признак доверительных и крепких отношений между вами и ребенком.

Как этого добиться?

  • Важно не только слушать его рассказ о ситуации, но и слышать чувство и переживания которые за этим стоят. Важно, чтобы ребенок мог спокойно вам все рассказывать и не бояться, что у вас случится истерика, если у него неприятности. Для него большим показателем того, что вам как родителю можно доверять будет то, что вы в состоянии учитывать его интересы и если он случайно или не по своей вине оказался в этой ситуации, то для него не будет опасных последствий.
  • Разговаривать с разгневанными, огорченными или враждебными подростками непросто, но старайтесь всегда слушать и пытайтесь понять. Всем детям нужно чувствовать, что их любят. Выслушайте ребенка и не перебивайте, если он расстроен или разгневан. Позвольте ему уйти в спальню, если он не настроен на беседу. Скажите, что вы готовы выслушать, когда ему станет легче и немного успокоится.
  • Признавайте чувства подростков словами: “Вижу, что ты расстроена”, — или: «Кажется, тебя задела какая-то ситуация, когда будешь готова, давай обсудим это», «Я вижу, что ты взволнован, обычно, если меня что-то беспокоит, когда я рассказываю об этом, мне становится легче. Так что если захочешь, я буду рад(а) выслушать».

 Ошибка ошибке рознь!

Ошибки не всегда возникают в результате осознанных действий. Иногда можно ошибиться даже тогда, когда ребенок ничего не делает или избегает принятия решений.

Важно помогать осознать подростку ошибки обоих видов и брать на себя ответственность.

Как этого добиться?

  • Определение причины совершения ошибки и оправдание себя – это разные вещи. Нас учат не оправдываться за ошибки, но оправдание отличается от определения причин таковых ошибок. Помогайте подростку анализировать каждую ситуацию и вместо трансляции своего мнения по поводу причин ситуации и тем более ее последствий, задавайте ему вопросы. Как ты думаешь, почему ситуация сложилась таким образом? Как ее можно было избежать? Что лично ты мог(ла) сделать, чтобы ее избежать? Как думаешь, можно ее исправить или что-то сделать, чтобы хотя бы частично ее исправить?
  • Различайте ошибки и неверные решения. Ошибка – это погрешность вроде неправильного ответа на уроке или действий по незнанию, когда подросток только пробует жизнь на прочность. Неверные решения имеют умысел: например, договорившись о чем-то с вами или учителем, ребенок нарушает договоренность, обманывает друга. Ошибки понятны и могут требовать меньше внимания для исправления, достаточно тренировки и дополнительных усилий.

Неверные решения нужно признавать, как и ошибки, но для исправления они требуют осознания вины и нарушения тех ценностей в отношениях, которые были испорчены ситуацией. Подросток в отличие от взрослых, чтобы понять этого, должен прожить это на эмоциональном уровне и ценностном уровне, сам сделать выводы и понять, что был не прав. Поэтому важно, прежде всего, говорить о ваших родительских чувствах, об отношениях и подорванном доверии, а не давать жесткие оценки его поведению и тем более личности. Подросток услышит скорее, если вы скажете: «Мне очень обидно, что ты обманул меня и не сдержал обещание, ведь я думала, что могу доверять тебе. «Я растеряна и не знаю, что и думать», вместо «ты обманул меня, раз ты так себя ведешь – неделю без интернета и карманных денег, может, хоть так ты поймешь, что был не прав».

Научиться признавать свои ошибки и исправлять их он может только от вас!

Признание своих ошибок также тренирует осознанность — способность замечать свои действия и понимать, когда они приводят к неудачам.

Как этого добиться?

  • Подростки делают не то, что мы им говорим, а то, что они видят с малых лет. Часто они неосознанно копируют нашу модель поведения и мышления в разных ситуациях. Если подросток видит, что взрослые сожалеют, когда были неправы, например, повысили голос, не смогли выполнить обещание, случайно обидели кого-то грубым словом или скрыли что-то, но они умеют признать свою вину и извиниться, тогда для подростка это является нормой поведения, и он последует вашему примеру легко и без принуждения.
  • Расскажите ему несколько ярких и близких к его жизни ситуаций из своего подросткового возраста о том, как прогуляли школу, скрывали что-то от родителей или попали в неприятность, что чувствовали тогда, как было сложно признаться и что помогло вам в тот момент, чтобы наладить ситуацию и испорченные отношения. Подросток должен понимать, что признать вину и ошибку – тоже серьезное решение и поступок, что именно так он выглядит взрослым и вызывает уважение с вашей стороны. Ребенку важно видеть, что неудачу взрослый человек переживает мудро, конструктивно. Так вы покажете вашим детям, что абсолютно все ошибаются или могут потерпеть поражение.
  • Здесь также важен баланс, ведь подростки легко приспосабливаются и манипулируют взрослыми, обратите внимание на то, чтобы фраза «извини, я был неправ, больше такое не повторится» не стало привычной для него ритуальной фразой и формальностью (что на их языке «отмазкой»).

Справляться с трудностями как навык! Как ошибаться продуктивно?

В книге «Дар ошибки: Как хорошим родителям научиться отпускать детей для их же блага» («The Gift of Failure: How The Best Parents Let Go So Their Children Can Suceed») Джессика Лэхи утверждает, что детям нужно позволять учиться на собственных ошибках, а значит, позволять им испытывать разочарование, фрустрацию и неудачи, потому что только так они смогут развить уверенность в себе в будущем.

«Способность воспринимать конструктивную критику или отзывы — ключевое качество для того, чтобы развиваться и быть стойким».

Как этого добиться?

  • Исследования подтверждают – люди, которые верят в свою способность учиться на ошибках, действительно учатся на них. Осознание своих возможностей – первый шаг к использованию таких возможностей. Например, если у вас украли деньги из незакрытой сумки в метро или толпе, то скажите себе: «Это будет для меня уроком. Теперь я знаю, что нельзя держать сумку открытой и разговаривать по телефону в общественном месте в час пик».
  • Введите в качестве постоянных семейных практик анализ не только ошибок и неприятностей ребенка, но и всех в семье. Пусть для каждого из вас любая трудная ситуация будет восприниматься как задача, которую нужно решить и сделать выводы.
  • Вы можете попросить подростка по шаблону записать условия задачи – т.е. обстоятельства ситуации, решение – план действий и шагов: как воспринимать эту ситуацию, что нужно сделать и чего не нужно делать, как это сделать и как убедиться в положительном исходе. Как и в математике, иногда есть несколько вариантов решения задачи.
  • Предложите ребенку вести творческий журнал ошибок и успехов. Иногда полезно записывать когда, где и как он совершил ошибку. Также и он, и вы получите бесценную информацию о шаблонах его своего поведения, которое сложно разглядеть в напряженный момент. Позднее перечитывайте эти записи и рассматривайте варианты альтернативного развития событий, хвалите и поддерживайте ребенка, отмечайте его прогресс и развитие его личных качеств, благодаря которым он случился.

Ошибка как возможность!

Рассматривайте ошибки как возможности. В головном мозге имеются механизмы, помогающие понять, когда мы что-то делаем не так. Мозг сигнализирует об ошибке. Совершение ошибок помогает нам более пристально сконцентрироваться на выполняемом действии и показать наилучший результат.

Как этого добиться?

  • Одним из самых эффективных приемов в обучении детей и подростков — обучение на ошибках, когда ребятам дается возможность разобрать кейс и найти неверный ответ и допущенные ошибки, исправить их и таким образом хорошо запомнить, как правильно. Применяйте этот же подход в обсуждении ситуации и научите ребенка смотреть на трудные ситуации как уроки и задачи, решение которой нужно
  • Расскажите ребенку об ошибках и неудачах известных и всеми уважаемых людей, которые привели их в итоге к успеху и великим достижениям. Приведите конкретные примеры и факты, покажите ссылки в Интернете или посмотрите фильм о них, основанный на реальных событиях из их жизни. Обсудите после просмотра вместе с ребенком их стратегию мышления и поведения, что им помогло «поднять и идти дальше».
  • Помогите ребенку поставить измеряемую и достижимую цель «стать лучше» в чем-то конкретно, а не «быть умницеймолодцом». Например, подтянуть оценки по русскому языку на 4 (в ближайшие 2 месяца), научиться говорить «нет» ребятам в школе, кто часто принуждает делать то, что не хочется (в ближайший месяц) и т.д. Цель «быть умницей» порождает для ребенка нереальные ожидания и стресс. Выбрав вариант «быть умницей», ребенок убеждает себя, что нужно преуспеть, чтобы быть хорошим человеком и оправдать ожидания родителей, не потерять их любовь и быть нужным им. Цель «стать лучше» позволяет сосредоточиться на работе над собой и совершенствоваться постепенно и без стресса, а погоня за совершенством чревата «комплексом отличника».
  • Тренируйте критическое мышление подростка через анализ ситуаций в кино, в книгах, в жизни ваших знакомых. Задавайте ему вопросы: «Как тебе кажется, какие ошибки совершил герой, что в его поведении было неэффективным?», «Что можно сделать лучше?», «Как следует поступить?», «Если бы ты был на его месте, чтобы сделал ты, чтобы не допустить этого».

Дети с высокой самооценкой гораздо лучше справляются со своими ошибками и после психологического падения встают, отряхивают колени и говорят: «Да, я потерпел поражение. И что мне теперь нужно сделать в следующий раз? Что конкретно мне нужно изменить?». Они осознают, что допустили ошибку, и признают ее как факт. Но самое главное — такие дети разрабатывают стратегию, чтобы исправить свою ошибку и не повторять ее снова.

Дети с низкой самооценкой чаще всего они используют этот опыт для того, чтобы девальвировать свою ценность: «Видите, я говорил вам, что не могу ничего сделать правильно!», – так они реагируют на итог своей неудавшейся попытки. Вместо того, чтобы рассматривать ошибки как возможность учиться, такие дети интерпретируют свой опыт как причину все бросить и «никогда не делать это снова». Конечно, такой подход не способствует повышению самооценки, он способствует лишь самообесцениванию и тем самым образуется порочный круг.

По какому из этих двух сценариев будет жить ваш ребенок, во многом зависит от вас. Но есть ошибки и обстоятельства, которые нас серьезно психологически ломают, и их трудно пережить без профессиональной помощи психологов и есть риски, что ребенок только при поддержке родителей и друзей с этим не справится. Ведь отпечаток на душе может быть настолько сильным и острым, что это навсегда отразиться на самооценке ребенка и уровне его открытости и доверия к миру и людям.

Поэтому в помощь вам и вашей семье всегда готов прийти детский телефон доверия 8 800 2000 122.

Мы помогаем вашему ребенку справиться с проблемами и стать сильнее. А вам оставаться спокойным в трудную минуту.

Вернуться к списку статей

Неудачные времена бывали у любого, но не всем удается принимать их, не впадая в уныние.

Автор книги «Больше силы в каждом дне» Саманта Бордман рассказывает, что мешает нам верить в себя и как справляться с неприятностями. Поделитесь этими советами с вашим подрастающим ребенком.



Больше силы в каждом дне

Делай, как мама

Наличие образца для подражания, чьи достижения кажутся вполне посильными, — это мощный источник мотивации, который может принести пользу даже малышам в возрасте пятнадцати месяцев. Одно исследование Массачусетского технологического института показало, что дети, наблюдавшие, как взрослый борется за достижение какой-то цели, прилагали больше усилий для собственной сложной задачи (например, включения игрушки), чем дети, которые видели, что взрослый добивается успеха без усилий.

Некоторые родители хотят, чтобы все выглядело легко, и не желают расстраиваться на глазах у детей, но — как показывает этот эксперимент — может оказаться полезно дать детям увидеть, как вы слегка потеете.

Дети активно перенимают навыки у окружающих их взрослых. Когда они видят чужую настойчивость в решении проблемы, велики шансы, что и сами они станут ее проявлять.

Высокие стандарты

Высокие стандарты — это похвально, однако недостижимые стандарты портят жизненные силы и подрывают благополучие. Студенты Стэнфордского университета называют несоответствие между внешней видимостью непринужденного совершенства и внутренним ощущением борьбы термином «утиный синдром» (представьте картинку: утка плавно скользит по воде, в то время как под поверхностью она лихорадочно гребет ногами).


Источник

Когда кажется, что все остальные ученики плавно скользят по учебе — получают хорошие оценки, активно общаются, ходят на все крутые вечеринки и получают завидную практику, — легко поверить, что вы единственный человек, кто утопает в работе, и никогда не достигнете нужного уровня.

Давление, требующее быть идеальным, потому что все вокруг кажутся идеальными, влияет на людей любого возраста.

Мы ощущаем себя неудачниками на острове безупречных игрушек, полагая, что только у нас трудности. Мы видим, что у других все замечательно, но не видим их трудностей.

Исследование под названием «Люди с неприятностями встречаются чаще, чем кажется» показывает, как неправильное восприятие идеальной «как на картинке» жизни других людей может заставить нас чувствовать себя хуже по отношению к собственной. Да, известие, что «другие люди не так счастливы, как вам кажется», возможно, и не самое утешительное, но его стоит принять во внимание, потому что предположение об идеальной жизни других людей может заставить вас чувствовать себя плохо из-за вашей собственной.


Источник

Сравнение крадет радость

«Я нормален?» В глубине души многие люди хотели бы получить ответ на этот вопрос. Потребность «быть своим» заложена во всех нас и никуда не исчезает с возрастом. Ощущение, что вы единственный, кто рассинхронизирован с остальными, может усиливать ощущение одиночества. За этим часто следует несчастье, отчуждение и изоляция. Если перефразировать Теодора Рузвельта, сравнение крадет радость. Оно также крадет уверенность, особенно если ваши ориентиры искажены.

В одном исследовании обнаружили: большинство первокурсников считают, что их однокурсники ведут более социальную жизнь и имеют больше друзей, чем на самом деле. Неудивительно, что эта неуверенность связана с более низким уровнем благополучия и причастности.

Мысль, что у соседа трава всегда зеленее, может сделать нашу жизнь бесплодной.

Антон Чехов однажды написал: «Мы видим тех, которые ходят на рынок за провизией, днем едят, ночью спят, которые говорят свою чепуху, женятся, старятся, благодушно тащат на кладбище своих покойников, но мы не видим и не слышим тех, которые страдают, и то, что страшно в жизни, происходит где-то за кулисами».

Когда вы видите, что проблемы есть у всех, это напоминает вам, что вы не единственный человек с неприятностями.

В социальном сравнении есть плюсы. Учащиеся могут ощущать себя более компетентными, когда сравнивают себя с теми, кто не так хорошо сдал тесты по биологии. Сравнение может оказаться источником мотивации — например, какой-нибудь бегун захочет повторить результат соперника, который пробежал на десятую долю секунды быстрее.


Источник

Сравнение может также заставить вас ощутить благодарность за то, что у вас есть, и посмотреть на неприятности и разочарования в истинном свете. Когда мы смотрим на тех, кому повезло меньше, мы часто думаем: возможно, у нас не все так и плохо.

Однако в социальном сравнении есть также много минусов. Исследования показывают, что несчастливые люди чаще занимаются социальным сравнением, чем счастливые, и от этого им хуже.

Склонность к социальному сравнению коррелирует с низкой самооценкой и депрессией.

Соцсети

Возможно, стремление сравнивать себя с другими людьми заложено в нашей ДНК, однако недавно ситуация резко поменялась из-за появления социальных сетей. Когда мы видим людей в социальных контекстах, смеющихся и хорошо проводящих время, то многие из нас предполагают, что это обычный стиль их жизни. Мы отодвигаем занавес, наблюдаем за их проблемами и осознаём их человеческую сущность.

Вместо того чтобы сравнивать себя с людьми, находящимися в том же положении, что и мы, мы оказываемся в глобальном ландшафте, заполненном бесконечными потоками идеальных лиц, вечеринок, романов и отпусков.


Источник

Одно исследование показало, что в борьбе с показным шиком соцсетей помогает такой прием: сопоставление снимков, обработанных в Photoshop, и реальных. После этого девушки лучше относятся к своему телу.

Зацикленность на идеалах, представленных в социальных сетях — и во всех аспектах нашей жизни, — отвлекает нас от реальных возможных действий.

Образцы для подражания, которые являются супермоделями или далекими от нас суперзвездами, могут только усилить неуверенность в себе и, как в поговорке, подлить масла в огонь сомнений. Когда наше внимание поглощено внешним видом и стремлением к совершенству, мы закрываемся от возможностей, не желая рисковать из-за страха неудачи. Социальные связи, любопытство и настойчивость увядают перед лицом нереалистичных ожиданий. Противоядие состоит в том, чтобы найти реалистичные образцы для подражания, которые вдохновят вас, и самому стать настоящей ролевой моделью для других людей.

По материалам книги «Больше силы в каждом дне».
Обложка статьи: unsplash.com

Каждый из нас мечтает, что наши дети будут счастливы и успешны. Что их минуют досадные промахи и разочарования. Но так не бывает. Каждый из нас рано или поздно сталкивается с неудачами. И учиться проигрывать нужно с детства, чтобы превратить трудности в союзников на пути к успеху.

Эми МакКриди

«Тебе налить сок?»

«Ты уверен, что это правильный ответ?»

«Ты не забыл взять с собой учебники?»

Каждый день мы задаем нашим детям множество вопросов в надежде избавить их от неприятностей, уменьшить беспорядок или количество грязных рубашек. Но при этом мы хотим создать атмосферу доверия. Поэтому нам стоит задать себе вопрос: «Позволим ли мы своим детям иногда ошибаться?»

Ошибки не делают нас неудачниками

Мы, родители, хотим, чтобы наши дети во всем были успешны. Неважно, будет это домашнее задание, игра школьной сборной или бутерброд, который надо приготовить самому, не размазав желе и арахисовое масло по всей кухне.

Чтобы помочь нашим детям достичь успеха, мы терзаем их постоянными напоминаниями, подстегиваем вопросами. И, словно супергерои, бросаемся к ним на помощь, если появляется хоть малейший риск, что они не справятся сами. Или, что еще хуже, решаемся на обман ради их побед.

И такая помощь приносит больше вреда, чем пользы.

Но мы поступаем так из лучших побуждений. Хочется, чтобы наши дети были счастливы, верили в себя и свои возможности.

Но когда дети не знают, каково это — потерпеть неудачу, они не учатся на своих ошибках и не способны в будущем добиваться большего.

Кроме того, когда нужно будет рисковать, они испытают неуверенность в себе. Им трудно будет отражать удары судьбы и мужественно принимать проблемы.

Когда мы постоянно страхуем наших детей, они верят, что у них всегда все получается. А это, конечно, не так.

Детский и подростковый психолог Дженнифер Хартстейн говорит: «Дети, которых постоянно выручают из проблемных ситуаций, в дальнейшем будут избегать любого риска, боясь потерпеть неудачу. С возрастом, когда нужно будет самим принимать решения, это может вылиться в депрессию и повышенную нервозность».

Если же мы разрешим нашим детям ошибаться, они научатся решать проблемы творчески.

Итак, давайте спросим еще раз: разрешим ли мы своим детям ошибаться?

Ошибки — часть повседневности.

Ошибки делают нас людьми, а не неудачниками.

Ошибки — это шанс чему-либо научиться, они помогают нам адаптироваться к новым и трудным ситуациям, с которыми мы будем сталкиваться всю жизнь.

Пять способов научиться проигрывать

В долгосрочной перспективе, позволяя детям ошибаться и учиться на ошибках, мы поможем им обрести уверенность в себе и выносливость. Бросаясь на помощь при любой неудаче, мы лишаем ребенка этих качеств.

1. Не бойтесь промахов

Пусть ваши дети знают, что умение смело смотреть в лицо проблемам — ваша семейная ценность. Расскажите детям, как вы сами совершали ошибки, но не отчаивались и шли дальше.

Подкрепите свои слова действиями — когда ваш ребенок совершает ошибку, не наказывайте его строго, но поощряйте в попытках исправить последствия, без осуждения и с чуткостью.

Когда готовность бороться с проблемами — семейная ценность, дети тоже начинают путь к новым горизонтам.

Будь то необычный аттракцион в парке развлечений или новая математическая задачка. Также вы сами будете гораздо смелее выходить из зоны комфорта и пробовать что-то новое — участвовать в благотворительных акциях, изучать новый язык или пробовать незнакомый вид спорта.

Трудные вещи становятся легче, когда вы работаете в команде. Станьте примером, научитесь бросать себе вызов, и вы удивитесь, насколько смелой станет вся ваша семья.

Фото: unsplash

2. Будьте с неудачами на «ты»

Ребенок должен знать, что такое ошибка. Неважно, завязывает ли он шнурки, кидает мяч или составляет схему предложения — мы обязательно спотыкаемся, пока учимся. Пусть дети знают, что, пока они осваивают что-то новое, неудачи неизбежны. Подчеркните положительные стороны: на ошибках можно учиться.

Венди Флинн сказала: «Позвольте себе быть неопытным новичком, никто не становится успешным сразу. Если дети понимают это, то перестают панически бояться ошибок. Неудачи становятся этапом на пути к успеху».

3. Берите пример с успешных людей

Бизнес-магнаты или знаменитые спортсмены всю жизнь преодолевали препятствия и неудачи. Вот только несколько примеров: Майкл Джордан, Стив Джобс, Опра Уинфри.

Поделитесь их историями со своими детьми и расскажите, как вы сами прошли через трудности и стали лучше.

4. Анализируйте ошибки

Нам хочется вмешаться, когда ребенок терпит неудачу. Но постоянно выручать его нельзя. Однако мы можем поддержать дочь или сына, объяснить, что пошло не так и как действовать в следующий раз.

Попробуйте посочувствовать: «Да, это было действительно трудно. Теперь, когда ты прошел через это, как бы ты поступил в следующий раз?»

Не решайте за них все проблемы, но позвольте им развить навыки критического мышления и научиться строить планы на будущее.

5. Дайте ребенку возможность учиться самому

Родители часто давят на детей, когда дело касается оценок. Да, в школе легче всего потерпеть неудачу. Но именно там ребенок учится брать на себя ответственность за собственный успех.

Наши дети прокладывают себе дорогу во взрослую жизнь, когда распределяют свои задачи, общаются с учителями и одноклассниками, а также совершенствуются.

Это не означает, что нужно перестать следить за их успехами в школе. Важно поддерживать их правильно.

Поймите, что учеба — это зона ответственности вашего ребенка. Поэтому предоставьте ему инструменты и ресурсы для решения проблем, если они возникают. Помогите распознать трудности и объясните, как с ними бороться, будь то разговор с учителем после урока или занятие с другом.

Прорепетируйте с ребенком разговор с учителем об оценке за контрольную, но пусть он идет к учителю, а не вы.

Ребенок гордится выстраданной пятеркой

Если у вашего ребенка плохие итоговые оценки, пусть он сам исправляет ситуацию и принимает последствия. Поощряйте его за хорошие оценки, но пусть он сам их добивается.

Выстраданная упорным трудом пятерка станет предметом особой гордости. А навык трудолюбия и умения брать на себя ответственность принесет плоды в будущем — в вузе и на работе.

Разочарования — рутинная часть нашей жизни, поэтому ответ на вопрос «Позволю ли я своему ребенку ошибаться?» вполне ясен. Когда мы рассказываем детям, как бороться с неудачами и отражать удары, мы даем им урок, который будет приносить им пользу всю оставшуюся жизнь.

Фото: unsplash

Как бы нам ни хотелось, мы не можем вечно защищать наших детей, но в наших силах научить их добиваться успеха. Ранний опыт неудач поможет принимать трудные решения по мере взросления и, в конечном счете, станет причиной побед.

Перевод Марии Строгановой

Источник: Parenting Solutions

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Все люди делают ошибки – таков неизбежный факт, присущий самой жизни. Конечно, существуют ошибки, которые более значительны, чем другие, а есть те, от которых намного труднее прийти в себя, но, так или иначе, все они являются частью нашей жизни. То, как человек справляется со своими ошибками, имеет непосредственную связь с его самооценкой, причем двустороннюю и взаимоопределяющую.

Дети с высокой самооценкой гораздо лучше справляются со своими ошибками, делая это поистине впечатляющим образом. Они в буквальном смысле встают, отряхивают колени и говорят: «Да, я потерпел поражение. И что мне теперь нужно сделать в следующий раз? Что конкретно мне нужно изменить?». Они осознают, что допустили ошибку, и признают ее как факт. Но самое главное, такие дети разрабатывают стратегию, чтобы исправить свою ошибку и не повторять ее снова. По сути, то, что они делают, это и есть учеба на своих ошибках.

Сам процесс обучения на ошибках – это чрезвычайно ценный жизненный навык, потому что обучение предполагает и включает в себя элемент риска, поскольку каждый раз дети рискуют оказаться не правыми. Но, так как они постоянно пробуют какие-то новые способы решения задачи, всегда есть шанс, что у них все получится. В свою очередь, каждый новый успех укрепляет их самооценку. Каждый опыт увеличивает желание пробовать еще раз, и еще, и еще.

Дети с низкой самооценкой взаимодействуют со сделанной ошибкой совершенно иначе. Чаще всего они используют этот опыт для того, чтобы девальвировать свою ценность. «Видите, я говорил вам, что не могу ничего сделать правильно!», – так они реагируют на итог своей неудавшейся попытки. Вместо того чтобы рассматривать ошибки как возможность учиться, такие дети интерпретируют свой опыт как причину все бросить и «никогда не делать это снова». Конечно, такой подход не способствует повышению самооценки, он способствует лишь самообесцениванию и тем самым замыкает порочный круг.

Весь драматизм состоит в том, что эти дети могли бы учиться на собственном опыте. Если бы они знали, что «делать ошибки – нормально… на ошибках нужно учиться», то этот опыт предстал бы для них в совершенно ином свете. Но не все так плохо, вы можете помочь своему ребенку научиться справляться с ошибками, предложив определенные стратегии, с помощью которых он начнет превращать свои ошибки в прекрасную возможность научиться чему-то новому. В процессе вы обеспечите также возможность повысить его самооценку.

Есть множество способов помочь своим детям избавиться от мысли, что «ошибки – это плохо». Имейте в виду, что изменение поведения требует времени, упорства и систематичности. Наконец, помните, что ваш собственный способ взаимодействия с ошибками – это самый важный урок, который можно преподать на эту тему.

Далее представлены несколько советов о том, как помочь ребенку избавиться от страха перед совершением ошибки.

Повторяйте ребенку: «Совершать ошибки – это абсолютно нормально». Уж очень многие дети страдают от перфекционизма. Они стремятся быть идеальными и безупречными во всем. Когда ошибка все же случается, ребенок чувствует себя опустошенным и интерпретирует ее как знак (подтверждение) того, что он «недостойный». Поэтому чаще напоминайте ребенку, что «свершать ошибки нормально. Это происходит со всеми нами».

Признавайте свои собственные ошибки. Родителям важно признавать, что они порой тоже совершают ошибки. Дети считают вас «всемогущими и всезнающими». Конечно, родители тоже делают ошибки, просто держат их при себе. Расскажите ребенку об ошибке, которую вы недавно совершили, а также обсудите с ним те ошибки, которые вы совершали в детском возрасте.

Показывайте примеры исправления ошибок, моделируйте правильное отношение к ним. Да, родители делают ошибки, но успешные люди, стремящиеся к высоким достижениям, неизменно учатся на своих ошибках. Как только вы признали свою ошибку, не забудьте сказать ребенку, что именно вы планируете исправить в следующий раз, чтобы не совершить ее снова. Вы можете сказать: «Я сделал ошибку… и вот, что я буду делать…».

Расскажите ребенку об ошибках и неудачах известных и всеми уважаемых людей. При любой возможности деликатно указывайте на их ошибки, чтобы ребенок понял, что ошибки случаются со всеми и вовсе не препятствуют достижению успеха и не перечеркивают всю дальнейшую жизнь, а наоборот. Книги полны соответствующими примерами, как и газеты, которые всегда предоставляют свежие идеи. Вот несколько подходящих примеров.

Учите ребенка позитивному внутреннему диалогу. Если вы замечаете, что ваш ребенок слишком напряжен и озабочен своими ошибками, помогите ему научиться говорить самому себе позитивные слова и утверждения, такие как: «Я спокоен и держу эмоции под контролем» или «Я приложу все усилия и добьюсь успеха». Чем чаще он будет обращаться к себе подобным образом, тем быстрее начнет верить в это.

Помогите ребенку видеть в ошибке интересную задачу, а не винить себя в ней. Суть ошибки часто заключается не в самой ошибке, а в том, как ребенок интерпретирует ее. Помогите ребенку признать, что он допустил ошибку («Я сделал это неправильно»), а затем помогите определить дальнейшую задачу, а не винить себя в совершении ошибки («Я забыл название столицы Франции»).

Спланируйте стратегию на будущее. После того как ребенок признает свою ошибку и поймет задачу, которая требует решения (перестав обвинять себя в совершении ошибки), разработайте план исправления ошибок на будущее: «Вот как я поступлю в следующий раз. Я буду повторять название столиц стран мира каждый вечер по десять минут на протяжении двух следующих недель».


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Все мы время от времени совершаем ошибки. К повседневным ошибкам можно отнести погрешность в конкретной задаче (в письме, наборе текста, диаграмме и тому подобное), оскорбление человека, действие, о котором вы впоследствии сожалеете, участие в рискованных ситуациях. Так как неприятные случайности довольно распространены, всем нам необходимо научиться исправлять их и справляться с ними. Исправление любого промаха включает: понимание своей ошибки, составление плана, забота о себе и правильное общение.

  1. Изображение с названием Fix Your Mistakes Step 1

    1

    Распознайте свою ошибку. Чтобы что-то исправить, сначала нужно понять, что же вы сделали неправильно.

    • Определите ошибку. Вы что-то не то сказали? Случайно допустили ошибку в школьном или рабочем проекте? Забыли помыть ванную, как обещали?
    • Поймите, как и почему вы совершили ошибку. Вы сделали это нарочно, но позже пожалели об этом? Или же вы просто не были достаточно внимательным? Поразмышляйте над ситуацией, например: “Как же я забыл убраться в ванной? Я не хотел убираться там, хотел избежать этой работы? Я был слишком занят?”.
    • Если вы не уверены, что же сделали не так, спросите друга, члена семьи, учителя, сотрудника, начальника, чтобы этот человек помог вам узнать, в чем ошибка. Например, если кто-то зол на вас, можете спросить: “Я вижу, что ты зол на меня, можешь объяснить почему?”. Человек может ответить: “Я зол на тебя, потому что ты сказал, что уберешься в ванной, но ты этого не сделал”.
  2. Изображение с названием Fix Your Mistakes Step 2

    2

    Помните свои прошлые ошибки.[1]
    Обратите внимание на свои модели поведения и на то, какие подобные проблемы были у вас в прошлом. Было ли так, что вы и в прошлом забывали что-то сделать?

    • Запишите все паттерны и темы, которые, как вы заметили, продолжают возникать. Это поможет вам определить более крупную цель, над которой вам нужно работать (сосредоточение, определенные навыки, и так далее). Например, возможно, вы склонны забывать о тех задачах, которые не хотите выполнять, например, об уборке. Это будет признаком того, что вы уклоняетесь от задания или что вам нужно стать более организованным, чтобы не забывать выполнять определенные обязательства.
  3. Изображение с названием Fix Your Mistakes Step 3

    3

    Берите ответственность на себя. Поймите, что это ваша и только ваша ошибка. Берите на себя ответственность за собственные ошибки и не пытайтесь свалить вину на кого-то другого.[2]
    Если вы играете в поиски виноватого, то не сможете учиться на собственных промахах, так как можете продолжать совершать одни и те же ошибки снова и снова.

    • Запишите те части проблемы, которым вы посодействовали, или конкретную ошибку, которую совершили.
    • Определите, что конкретно вы могли бы сделать по-другому, чтобы получить лучший результат.

    Реклама

  1. Изображение с названием Fix Your Mistakes Step 4

    1

    Подумайте о прошлых решениях. [3]
    Один из лучших способов решить проблему или исправить ошибку – определить, как вы справлялись с подобными проблемами или ошибками в прошлом. Поразмышляйте над следующим: “В прошлом я не забывал, что мне нужно сделать, как у меня это получалось? Ах, точно, я записывал дела в календарь и заглядывал в него несколько раз в день!”.

    • Составьте список подобных совершенных вами ошибок. Определите, как вы обошлись с каждой из этих ошибок, и было ли это полезным для вас или нет. Если нет, то, вероятно, подобное решение не сработает и в этот раз.
  2. Изображение с названием Fix Your Mistakes Step 5

    2

    Рассмотрите возможные варианты.[4]
    Придумайте как можно больше способов исправить ошибку. В нашем примере есть множество вариантов: вы могли бы убрать ванную, извиниться, предложить убраться и в другой части квартиры, договориться, сделать это на следующий день, и так далее.

    • Используйте свои навыки решения проблем, чтобы придумать возможные варианты решения текущей проблемы.
    • Составьте список плюсов и минусов для каждого возможного решения. Например, если вы определили, что одним из возможных вариантов решения вашей проблемы невымытой ванной будет “обязательно убраться в ванной завтра”, то список плюсов и минусов может выглядеть так: плюс – ванная в конечном итоге будет чистой, минусы – сегодня она будет неубранной, завтра я могу забыть об уборке (я не могу полностью гарантировать, что это будет сделано), это не поможет решить проблему того, что я забыл убраться в ванной. Основываясь на этой оценке, было бы лучше навести порядок в ванной в тот же день, а не следующий, если это возможно, и разработать план того, как в будущем не забывать убираться в этой комнате.
  3. Изображение с названием Fix Your Mistakes Step 6

    3

    Определитесь с порядком действий и выполняйте их. Чтобы решить проблему, вам нужен план. Определите наилучшее возможное решение, основываясь на прошлом и на возможных вариантах, и будьте привержены его осуществлению.[5]

    • Доводите дело до конца. Если вы пообещали исправить проблему, сделайте это. Надежность очень важна в построении доверительных отношений с людьми и формировании прочных связей.[6]
  4. Изображение с названием Fix Your Mistakes Step 7

    4

    Сформулируйте запасной план. Каким бы надежным ни казался план, существует вероятность того, что он не решит проблему. Например, возможно, вы уберетесь в ванной, но человек, который попросил вас это сделать, все еще будет зол на вас.

    • Определите другие возможные решения и запишите их от наиболее полезных до наименее полезных. Пройдитесь по списку сверху донизу. К возможным вариантам могут относиться: предложить убраться в другой комнате, искренне извиниться, спросить человека, как вы можете загладить вину, или предложить ему то, что ему нравится (еду, занятия, и так далее).
  5. Изображение с названием Fix Your Mistakes Step 8

    5

    Не допускайте ошибок в будущем. Если вы сможете успешно найти решение вашей ошибки, то вы начинаете процесс успеха в будущем избежании ошибок.[7]

    • Запишите, что, по-вашему, вы сделали неправильно. Затем запишите цель того, что вы хотите сделать в будущем. Например, если вы забыли убраться в ванной, у вас могут быть такие цели: записывать список заданий на каждый день, два раза в день проверять его, отмечать галочкой выполненные задания, наклеить на холодильник стикеры с напоминанием для наиболее приоритетных задач.

    Реклама

  1. Изображение с названием Fix Your Mistakes Step 9

    1

    Не будьте слишком строги к себе. Поймите, что все совершают ошибки, это нормально. Вы можете чувствовать себя виноватым, но необходимо принимать себя таким, какой вы есть, несмотря на свои слабости.[8]

    • Простите себя и двигайтесь дальше, вместо того чтобы зацикливаться на своей проблеме.
    • Сосредоточьтесь на том, чтобы сейчас и впредь поступать правильно.
  2. Изображение с названием Fix Your Mistakes Step 10

    2

    Держите под контролем свои эмоции. Когда мы совершаем ошибку, нас легко могут настигнуть чувства разочарования, подавленности, может возникнуть желание сдаться вообще. Если вы испытываете чрезмерно сильные эмоции или стресс, сделайте перерыв. Повышенные эмоции не принесут вам пользу в попытках исправить свою ошибку.

  3. Изображение с названием Fix Your Mistakes Step 11

    3

    Справляйтесь. Сосредоточьтесь на способах борьбы с негативными эмоциями, которые могут заставить вас почувствовать себя лучше. Подумайте о том, как вы справлялись с совершением ошибок в прошлом. Определите способы, которые помогли вам правильно справиться с проблемой, и способы, которые только усугубили ваше состояние.

    • К распространенным стратегиям относятся: позитивный внутренний диалог (говорите о себе хорошие вещи), физические упражнения, расслабляющие занятия (например, чтение или игра).
    • К вредным и бесполезным стратегиям борьбы с ошибками относится саморазрушающее поведение, например: употребление алкоголя или других веществ, причинение себе физического вреда, повторяющиеся мысли и негативные размышления о себе.

    Реклама

  1. Изображение с названием Fix Your Mistakes Step 12

    1

    Будьте убедительны. Используйте навыки позитивного взаимодействия, говорите о своих мыслях и чувствах уместным образом и с уважением к собеседнику.[9]
    Когда вы утвердительны, вы признаете, что были неправы и берете на себя ответственность за собственную вину. Вы не обвиняете других в своих ошибках.

    • Не будьте пассивным: не стоит избегать разговоров о своей ошибке, прятаться, соглашаться с тем, чего хотят от вас другие, и не отстаивать себя.
    • Не проявляйте агрессии: не повышайте тон, не кричите, не унижайте людей, не проклинайте, не проявляйте насильственного поведения (не бросайтесь вещами, не распускайте руки).
    • Избегайте пассивно-агрессивного поведения. Это смешение пассивной и агрессивной форм общения, когда вы можете злиться, но не высказываете своих чувств. Поэтому вы можете сделать что-то у человека за спиной, чтобы отомстить, или устроить бойкот-молчанку. Это не лучшая форма общения, кроме того человек может не понять, о чем вы пытаетесь сообщить ему и почему вы так поступаете.
    • Посылайте положительные невербальные сообщения. Наше невербальное общение тоже посылает определенные сообщения людям вокруг нас. Улыбка, например, говорит: “Да, я должен хмуриться, но я могу быть храбрым и пройти через это”.
  2. Изображение с названием Fix Your Mistakes Step 13

    2

    Используйте навыки активного слушания. Позвольте расстроенному человеку излить свое разочарование и не торопитесь с ответом.[10]

    • Постарайтесь сосредоточиться только на том, чтобы слушать человека, вместо того чтобы думать о том, как ему ответить. Сосредоточьтесь на мыслях и чувствах человека, которого слушаете, а не на своих.
    • Сделайте краткие заявления и задайте уточняющие вопросы, например: “Я так понял, что ты был зол и расстроен из-за того, что я не убрался в ванной, правильно?”.
    • Сопереживайте. Проявите понимание и поставьте себя на место другого человека.
  3. Изображение с названием Fix Your Mistakes Step 14

    3

    Извинитесь. Иногда, когда мы делаем ошибки, мы можем причинить боль другим людям. Извинитесь перед человеком, так вы покажете, что сожалеете о совершенной ошибке, чувствуете вину за причиненный вред и хотите поступать лучше в будущем.[11]

    • Не пытайтесь найти оправдания и все объяснить. Просто признайте свой промах. Скажите: “Я признаю, что забыл убраться в ванной. Мне очень жаль ”.
    • Будьте осторожны, не обвиняйте других. Не стоит говорить что-то вроде: “Если бы ты напомнил мне, что нужно там убраться, то, может быть, я не забыл бы, и ванная была бы уже чистой”.
  4. Изображение с названием Fix Your Mistakes Step 15

    4

    Проявите стремление к позитивным изменениям. Расскажите человеку о способах исправить проблему и пообещайте работать над этим вопросом. Это будет эффективным способом исправить ошибку, которая задела другого человека.

    • Постарайтесь разработать решение. Спросите человека, что вы можете для него сделать, чтобы компенсировать ошибку. Можете прямо сказать: “Могу ли я что-то для тебя сделать?”.
    • Поймите, как можно поступить по-другому в будущем. Можете спросить у человека: “Как ты думаешь, что может помочь мне избежать этой ошибки в будущем?”.
    • Скажите человеку, что вы готовы приложить свои усилия, чтобы снизить вероятность совершения этой ошибки в будущем. Можно сказать следующее: “Я не хочу, чтобы в будущем это произошло снова, поэтому я буду прилагать усилия, чтобы…”. Скажите, что конкретно вы будете делать, например: “Я обязательно составлю список домашних дел, чтобы не забыть об этом снова”.

    Реклама

Советы

  • Если задание слишком сложное или непреодолимое, сделайте перерыв или попросите о помощи.
  • Если вы никак не можете исправить ошибку или улучшить ситуацию прямо сейчас, сосредоточьтесь на том, как поступить лучше в будущем.

Реклама

Предупреждения

  • Не пытайтесь исправить ошибку, если это может быть потенциально опасным для вас или кого-то другого. Будьте внимательны к безопасности, здоровью и благополучию, как своему, так и других людей.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 21 101 раз.

Была ли эта статья полезной?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как избавиться от ошибки 134
  • Как заставить соседа исправить реестровую ошибку
  • Как заставить любовницу мужа нервничать и совершать ошибки
  • Как избавиться от ошибки 11 при установке игры
  • Как зайти на кристаликс если пишет ошибку