Как сбросить ошибки дроссельной заслонки

Чтобы автомобиль исправно работал и как можно дольше не появлялся на СТО, за исключением случаев технического обслуживания, необходимо внимательно к нему относиться. Одним из важных узлов железного коня является дроссельная заслонка (ДЗ). Этот механизм играет важную роль в работе дизельного или бензинового двигателя. Причем неважно, карбюраторная это силовая установка или инжекторная. ДЗ может быть как с механическим, так и электронным приводом. В последнем случае иногда возникает необходимость адаптировать дроссельную заслонку. Как это сделать? Попробуем разобраться, заодно подробнее рассмотрим виды этого узла. Также выясним, нужно ли это делать, и что может быть в противном случае.

Назначение дроссельной заслонки

Без такого агрегата, как дроссельная заслонка, не обходится ни один автомобиль в мире. Механизм представляет собой поперечный регулятор канала, который изменяет количество протекающей жидкости или газа. То есть, по своей сути заслонка является воздушным клапаном. Когда она закрыта, давление во впускной системе приравнивается к вакууму, а при открытом ее состоянии оно сравнивается с наружным атмосферным.

Как адаптировать дроссельную заслонку

Нажатием педали акселератора регулируется степень открытия заслонки. Соответственно, от этого зависит, сколько поступит воздуха в цилиндры двигателя. Практически каждый современный автомобиль оснащается инжекторным мотором, где все важные обязанности берет на себя электронный блок управления (ЭБУ).

Как некоторые автолюбители знают, оптимальным соотношением бензина и воздуха является пропорция 1:14,7. Определяя положение дроссельной заслонки и количество воздуха с помощью датчиков, ЭБУ регулирует работу форсунок и топливного насоса. Это знание пригодится для решения вопроса о том, как адаптировать дроссельную заслонку.

Иными словами, компьютер дает команду, сколько топлива нужно подать в двигатель, чтобы соблюсти оптимальные пропорции.

Механическая дроссельная заслонка

В настоящее время заслонка с механическим приводом может встретиться лишь в бюджетной комплектации автомобиля. В таком механизме заслонка соединяется с педалью акселератора посредством металлического тросика, закреплена на валу и помещена в корпус, на котором также размещены датчики:

  • регулятора холостого хода (РХХ);
  • положения дроссельной заслонки (ДПДЗ).

Все это выглядит как отдельный блок. К нему еще ведут различные патрубки, по одним подводится и отводится охлаждающая жидкость, а через другие вентилируется картер и улавливаются пары топлива.

Нужно ли адаптировать дроссельную заслонку

Благодаря РХХ при закрытом положении заслонки поддерживается необходимое количество оборотов коленвала. Сам регулятор состоит из шагового электродвигателя и специального клапана. Вместе они производят регулировку количества воздуха, причем, независимо, в каком положении находится дроссельная заслонка. Обычно проблемы касательно того, как адаптировать дроссельную заслонку, в случае с механическим приводом не существует.

Электромагнитная дроссельная заслонка

Электронный аналог в отличие от механического агрегата позволяет достигать оптимального значения крутящего момента при любом режиме работы двигателя. Уровень потребляемого топлива снижается, а езда на таком автомобиле комфортна и безопасна. Главными отличительными особенностями (а в данном случае и преимуществами) являются следующие:

  • холостой ход регулируется перемещением дроссельной заслонки;
  • отсутствует механическое соединение между педалью и заслонкой.

нужно ли адаптировать дроссельную заслонку после чистки

За счет того, что нет механической связи, крутящим моментом можно управлять электроникой вместо педали газа. Сам модуль заслонки состоит из следующих элементов:

  • корпуса;
  • самой заслонки;
  • электропривода;
  • возвратно-пружинного механизма;
  • датчиков положения заслонки.

Установка в модуль не одного, а двух датчиков положения заслонки позволит повысить надежность. Для этого могут быть использованы магниторезистивные устройства или потенциометры, имеющие скользящие контакты. Как раз из-за поломки этих элементов необходимо решать, как адаптировать дроссельную заслонку на многих автомобилях.

При возникновении неисправности электропривода, за счет возвратно пружинного механизма заслонка приводится в аварийное положение. При этом сам модуль подлежит замене, что производится лишь в сборе.

Засорение дроссельной заслонки и периодичность чистки

Время от времени дроссельная заслонка неизбежно засоряется, что проявляется разными признаками. В связи с этим возникает резонный вопрос: с какой периодичностью ее нужно чистить? Однозначно ответить на него не вполне возможно, так как по этому поводу нет каких-либо рекомендаций. Некоторые владельцы автомобилей наведываются в автомастерские при подозрении неисправности двигателя.

Кто-то считает, что заслонка нуждается в прочистке после каждых 40000-50000 км пробега. Другие же придерживаются иного мнения и чистят заслонку чаще, через 30000-40000 км пробега.

Обычно черный нагар на заслонке свидетельствует о низком качестве топлива. В ходе эксплуатации автомобиля с таким бензином существует риск образования маслянистых отложений. После этого не должно возникнуть вопроса, нужно ли адаптировать дроссельную заслонку.

Как правило, если поршневая группа испытывает некоторые проблемы, то характерным признаком является закоксовывание заслонки копотью с маслянистыми примесями. Иногда это свидетельствует о засорении вентиляции картерных газов.

Признаки засорения заслонки

При засорении дроссельной заслонки двигатель начинает работать в нестабильном режиме. Характерными признаками проявления неисправности в этом случае являются:

  • повышенные обороты холостого хода;
  • запоздалая реакция двигателя на нажатие педали акселератора;
  • во время движения автомобиля наблюдаются рывки, а иногда транспортное средство самостоятельно, без участия водителя меняет скорость;
  • резкое отпускание педали газа приводит к остановке силовой установки.

В некоторых случаях на приборной панели загорается индикатор CHECK. Иногда смолистые отложения оседают на валике дроссельной заслонки, что приводит к ее заеданию. Тогда педаль газа нажимается с заметным усилием.

Как адаптировать дроссельную заслонку на шкоде

Прежде чем переходить к решению задачи, как адаптировать дроссельную заслонку на «Шкоде» или любом другом автомобиле, необходимо убедиться в точности постановки диагноза путем проведения визуального осмотра механизма. Для этого требуется снять все, что можно, дабы открыть доступ к модулю. Следует проявить внимательность, чтобы случайно не отсоединить патрубки системы охлаждения.

Чистка ДЗ

Если причиной нестабильной работы двигателя является грязная заслонка, стоит переходить к ее чистке. Для этого можно обратится в надежное СТО. Среди большого количества мастерских можно найти ту, которая специализируется на конкретных марках (Audi, Volkswagen, Toyota, Mercedes и прочие). Однако владелец может проделать всю работу самостоятельно, поскольку большого опыта и навыков в этом деле не требуется.

На станциях техобслуживания стоимость процедуры может зависеть от ряда факторов:

  • сложность работ – у некоторых автомобилей для доступа к ДЗ потребуется демонтаж многих деталей;
  • уровень обслуживания СТО – как правило, чем крупнее организация, тем дороже;
  • месторасположение – в крупных мегаполисах можно оставить больше денег, чем в периферии.

Очистка ДЗ представляет собой несложную процедуру, после которой обычно нужно задумываться над тем, как адаптировать дроссельную заслонку на «Ниссане» либо любом другом авто.

Адаптировать дроссельную заслонку тойота

Любой владелец автомобиля может выполнить данную процедуру самостоятельно. Здесь не требуется особых знаний и умений. Все, что нужно, чтобы добраться до заслонки – это инструменты и ветошь (лучше мягкая). Также не обойтись без специального средства – в основном используется очиститель для карбюратора «Карбклинер» (CARB Cleaner).

Самостоятельная процедура очищения

Если заслонка с электронным приводом, то лучше снять отрицательную клемму аккумулятора. Далее все можно сделать по простой инструкции:

  • демонтировать воздушный фильтр, для чего раскрутить хомут патрубка;
  • отсоединить все разъемы дроссельного модуля и прочие патрубки;
  • отодвинуть ресивер воздушного фильтра в сторону, чтобы не мешал, и приступать к чистке заслонки;
  • по завершении собрать в обратной последовательности модуль заслонки, проверяя, все ли стоит на своем месте;
  • после сборки запустить двигатель и проверить обороты холостого хода.

В некоторых случаях, перед тем как начинать адаптировать дроссельную заслонку на «Тойоте», «Ниссане» или «Шкоде», необходимо снять сам дроссель, что позволяет провести полную очистку заслонки. Для этого потребуется шестигранник на 5 мм, чтобы отвернуть 4 крепежных элемента. Снимать дроссель следует с большой осторожностью, так как есть риск повредить прокладку.

Если после чистки ДЗ наблюдаются повышенные обороты на холостом ходу, значит, нужно провести адаптацию заслонки. О том, что это такое, далее в теме статьи.

Необходимость адаптации ДЗ

Под данным определением понимается операция (или обучение), которая проводится для того, чтобы ЭБУ «знал», в каком положении находится дроссельная заслонка относительно степени нажатия педали акселератора. Данная процедура просто необходима при неустойчивой работе двигателя на холостых оборотах.

Ауди адаптировать дроссельную заслонку

У большинства автомобилей марки «Тойота», «Лексус», «Мерседес», «Ниссан», «Ауди» адаптировать дроссельную заслонку необходимо, так как это позволяет устранить неисправность. Выполняется процедура в следующих случаях:

  • при критическом падении напряжения бортовой сети (отключился или полностью разрядился аккумулятор);
  • производилась замена ЭБУ;
  • выполнялась чистка заслонки со снятием дросселя;
  • при замене самого дроссельного модуля;
  • производилась замена педали акселератора, как правило, электронной.

Стоит заметить, что из-за слоя грязи меняется зазор между ДЗ и корпусом, а после чистки заслонки ее положение изменилось. Но об этом ЭБУ «не догадывается» и продолжает руководить подачей топлива согласно прежним показаниям (до операции очищения). Адаптация полностью устранит этот пробел и восстановит работоспособность двигателя.

Простейший способ проведения адаптации

Теперь вопрос, нужно ли адаптировать дроссельную заслонку после чистки, уже точно не должен возникнуть, если все еще оставались сомнения. Проще всего операцию провести простым сбросом аккумуляторной клеммы. Только для начала стоит хорошо прогреть двигатель до рабочей температуры, для чего совершить небольшую поездку. Затем, заглушив мотор, отсоединить минусовую клемму батареи и ждать. В зависимости от марки автомобиля время ожидания может составлять 10-30 секунд или 15-20 минут.

Как адаптировать дроссельную заслонку на фольксваген

За этот промежуток все параметры ЭБУ должны вернутся к исходным (заводским) установкам. Далее остается подсоединить клемму и завести двигатель – обороты должны нормализоваться.

Адаптация на примере некоторых автомобилей

Другой способ, который рассмотрим на примере одной известной немецкой марки, тоже предполагает адаптацию без компьютера. Здесь следует прогреть двигатель до температуры примерно 70-99°C. Напряжение аккумулятора должно быть не менее 12,9 Вольт при неработающем двигателе. Схема действий относительно того, как адаптировать дроссельную заслонку на «Фольксвагене», будет примерно такова:

  • Прогрев и заглушив мотор, следует выждать небольшой промежуток (5-10 с.).
  • При отпущенной педали газа включить зажигание и подождать 3 секунды.
  • По истечении 3 секунд нужно 5 раз нажать на педаль акселератора до упора и отпустить обратно. Действовать быстро, так как на это дается всего 5 секунд.
  • После 5-го упражнения стоит выждать паузу.
  • Через 7 секунд снова нажать на педаль до упора и держать в таком положении, пока индикатор «CHEK» не начнет мигать (≈ 10 с.), затем должен гореть постоянно (еще ≈ 20 с.).
  • Когда индикатор будет гореть постоянно, досчитать до трех и только после этого отпустить педаль.
  • Произвести запуск двигателя (при необходимости повторить), выждать паузу секунд 20, затем слегка газануть (2000-3500). Если на ХХ тахометр показывает 700 оборотов (+- 50), значит, адаптация произведена успешно.

При этом необходимо точно придерживаться временных промежутков каждого шага настройки. Только так обучение ЭБУ пройдет гладко. Но перед этим стоит изучить особенности адаптации и возможность ручной процедуры для своего автомобиля. Возможно, только специалисты СТО смогут помочь.

На поверхности дроссельной заслонки постепенно накапливаются отложения пыли, сажи и моторного масла. Из-за этого нарушается работа дроссельного узла — уменьшается зазор между заслонкой и корпусом дросселя.

Программа блока управления в таком случае начинает добавлять коэффициенты с учетом измененных условий. Так ЭБУ будет поддерживать нужный воздушный зазор (проходное сечение), пока отложений не станет слишком много. Дальше необходимо проводить чистку дроссельной заслонки.

Чистка дроссельной заслонки Форд ФокусДроссельная заслонка на Форд Фокус до и после чистки. В данном случае сильному загрязнению узла поспособствовала система EGR, пробег авто — 60 тыс. км.

После чистки дросселя поднимутся обороты двигателя, так как проходное сечение увеличится. Именно для корректировки этого необходимо проводить адаптацию или обучение ДЗ.

Адаптация дроссельной заслонки — это процедура, с помощью которой ЭБУ определяет крайние положения заслонки, когда она открыта, а когда закрыта. Это позволяет ЭБУ корректно управлять работой двигателя.

Когда нужно обучение дроссельной заслонки

  • Замена или снятие педали акселератора, отключение разъема на ней;
  • Замена или снятие любого блока управления, подключенного к информационной шине данных CAN. Также отключение разъемов на блоках управления;
  • Внесение изменений в работу двигателя, например, чип-тюнинг;
  • Замена дроссельного узла, отключение его электрического разъема или очистка;
  • Замена регулятора холостого хода или ошибки в его работе.

Самый частый случай — адаптация после чистки дроссельной заслонки.

Как понять, что нужна адаптация дросселя

  • На холостом ходу мотор работает неустойчиво: обороты двигателя плавают или сильно отличаются от заводских;
  • При наборе мощности происходит провал оборотов;
  • Затруднен запуск холодного двигателя;
  • Горит контрольная лампа «Check Engine» на приборной панели;
  • Слабый отклик на педаль газа;
  • Тонкий свист при перегазовке.

Как сделать адаптацию дроссельной заслонки

Дроссельную заслонку обучают диагностическим оборудованием и без него. Рассмотрим оба способа.

С помощью сканера

В зависимости от модели устройства/программы будет отличаться интерфейс, названия меню и процедур. Однако суть всегда одна:

  1. В меню блока управления двигателем нужно найти фактические параметры. Они могут называться «поток данных», «данные в реальном времени», «измеряемые величины» и т. п.
  2. Убедиться, что температура охлаждающей жидкости в рабочем диапазоне.
  3. В меню выбрать функцию запуска процесса адаптации: «обучение дроссельной заслонки», «установление нулевого значения дроссельной заслонки», «сброс адаптаций» или подобные.

Для автомобилей концерна VAG подойдет кабель KKL + Вася Диагност (VCDS, VAG-COM). Для Лачетти часто используют сканер ELM327 + программу на андроид-смартфон Sirius D42 для сброса адаптаций дроссельной заслонки.

Программа для сброса адаптаций дроссельной заслонки на ЛачеттиИнтерфейс программы максимально прост. Чтобы показать ДПДЗ положение «нуля», нужно по Bluetooth подключиться к адаптеру, прочитать ошибки, сбросить адаптации и затем удалить ошибки.

Без сканера, «своими руками»

Простейший метод обучения дросселя:

  1. Завести машину и прогреть ДВС до рабочей температуры.
  2. Заглушить и отключить минусовую клемму АКБ.
  3. Подождать от 20 секунд до 20 минут в зависимости от модели автомобиля.

При такой процедуре параметры ЭБУ сбрасываются к заводским значениям. Однако этот метод может не работать с некоторыми моделями авто.

Также существуют технологические инструкции по процедуре адаптации ДЗ без компьютера (сканера). Рассмотрим некоторые из них.

Адаптация дроссельной заслонки на Ладе Весте

  1. Включаем зажигание.
  2. Ожидаем 30–40 секунд.
  3. Выключаем зажигание.
  4. Ожидаем, пока отключится главное реле.

Адаптация дроссельной заслонки на Шевроле Лачетти

При выполнении шагов 5–8 должна быть включена печка.

  1. Прогреваем двигатель до температуры 85 градусов.
  2. Включаем зажигание на 5 секунд, выключаем на 10 (пока не исчезнет писк) и снова включаем на 5.
  3. Ставим нейтралку на механике, «P» на автомате.
  4. Если есть кондиционер, включаем его на 10 секунд, затем выключаем на 10.
  5. Включаем кондиционер на 10 секунд и после выключаем на 10 секунд.
  6. Переводим на АКПП селектор в «D».
  7. Снова включаем кондиционер на 10 секунд и затем сразу же выключаем на 10 секунд.
  8. Выключаем зажигание — процесс адаптации дроссельной заслонки запущен.

Неисправный датчик положения дроссельной заслонкиВ ходе чистки дроссельного узла рекомендуем проверить ДПДЗ — состояние контактов, дорожек и самого «бегунка». Проблемы с этим датчиком также приводят к нестабильным холостым оборотам и могут помешать провести обучение ДЗ правильно.

Адаптация дросселя на Фольксваген Туарег

  1. Проверяем, чтобы напряжение АКБ на незаведенной машине было не менее 12,9 V.
  2. Прогреваем двигатель до рабочей температуры, а затем глушим двигатель и ждем 5–10 секунд.
  3. Включаем зажигание и ждем 3 секунды.
  4. После этого нужно 5 раз выжать педаль газа в течении 5 секунд и после этого отпустить.
  5. Спустя 7 секунд, выжимаем педаль газа и удерживаем ее в этой позиции, пока не начнет мигать «Check Engine». Далее он должен непрерывно гореть около двадцати секунд.
  6. Отпускаем педаль газа и глушим двигатель.
  7. Запускаем двигатель и ждем 20 секунд.
  8. Если холостые обороты равны 700 об/мин с небольшой погрешностью, то обучение дроссельной заслонки прошло успешно.

Эти способы работают, но при возможности в адаптации ДЗ предпочтение отдается использованию диагностического оборудования.

Корректно обучить дроссельную заслонку можно у наших партнеров в городе. А при чип-тюнинге данную процедуру вам сделают бесплатно.

Скидка при записи с сайта 10%

Скидка при записи с сайта 5%

Скидка при записи с сайта 10%

Скидка при записи с сайта 5%

Дроссельная заслонка – неотъемлемая часть впускной системы всех без исключения бензиновых двигателей внутреннего сгорания. Ее основная функция заключается в регулировке количества воздуха, который попадает в двигатель автомобиля с последующим образованием топливно-воздушной смеси.

1 Адаптация заслонки дросселя. Подготовительный этап

Дроссельная заслонка устанавливается между впускным коллектором и воздушным фильтром автомобиля. По сути, дроссельная заслонка выполняет функции воздушного клапана. В открытом положении заслонки давление внутри впускной системы соответствует атмосферному давлению окружающей среды. Если заслонка находится в закрытом положении, то давление уменьшается, вплоть до образования вакуума. Такое свойство заслонки зачастую используется при работе вакуумного усилителя в тормозной системе транспортного средства. Также эту особенность используют для работ по продувке адсорбера в системе улавливания бензиновых паров.

Учитывая 2 возможных состояния дроссельной заслонки, каждый из владельцев автомобилей должен знать, как определить текущее положение детали. Для этого существует процедура под названием адаптация дроссельной заслонки. Суть этого процесса заключается в получении информации о том, какой величины зазор в конкретный момент между заслонкой и корпусом дросселя. Исходя из полученных данных, владелец автомобиля сможет иметь более исчерпывающую информацию о состоянии резистивного слоя потенциометра, который изнашивается в результате длительной работы двигателя на холостом ходу. Износ часто приводит к тому, что двигатель начинает глохнуть, что служит тревожным сигналом для каждого владельца автомобиля.

На фото - дроссельная заслонка, drive2.ru

Похожие статьи

После того, как автолюбитель убедился в необходимости адаптации заслонки дросселя, можно приступать к непосредственному выполнению данного процесса. Сразу хочется уточнить, что подобная работа не требует большого опыта. Однако, также как и другие виды диагностики, нуждается в ответственном подходе и умении ждать.

Для того чтобы адаптация дроссельной заслонки не была прервана в середине ее выполнения, каждый желающий выполнить ее должен иметь при себе кое-какое оборудование. Его перечень зависит от года выпуска транспортного средства.

Если автомобиль был выпущен до 2004 года, то для успешного выполнения адаптации вполне можно обойтись обыкновенным K Line адаптером. Если транспортное средство было выпущено позднее, то для адаптации заслонки дросселя потребуется адаптер класса VCDS, поддерживающий CAN. В комплекте с адаптером находится программа, которая и будет проводить адаптацию и уведомлять нас о статусе выполнения операции.

Фото адаптера для адаптации дроссельной заслонки, drive2.ru

Еще одной важной процедурой, без которой приступать к адаптации категорически запрещается, является промывка дросселя. Для этого специалисты используют очиститель карбюратора ABRO Carb & Choke cleaner, отлично выводящий грязь. Чтобы добраться до заслонки автомобиля, необходимо снять все, что может помешать нам в выполнении этой нелегкой задачи. Если под капотом вашего автомобиля находится двигатель типа AWT, то снять заслонку для вас не составит особого труда. Но если у вас машина с двигателем ADR, в котором заслонка находится ближе к салону, то для ее изъятия потребуется уборка всех патрубков. После того, как мы вытащили дроссельную заслонку, берем в руки баллончик и трубочку и тщательно промываем заслонку. По окончанию этого собираем двигатель в обратном порядке. Заводим машину, чтобы удостоверится в правильности сборки.

2 Алгоритм действий при адаптации дроссельной заслонки

После того, как мы разобрались с необходимым оборудованием и тщательно промыли дроссель, можно приступать к подключению электроники и выполнению адаптации. Чтобы иметь более четкое понятие о последовательности действий, лучше всего описать адаптацию в таком алгоритме:

  1. Подключить один конец диагностического адаптера K Line/VCDS к специальному разъему автомобиля, а второй конец кабеля подключить в разъем ноутбука;
  2. Включить зажигание автомобиля и запустить программу, которая прилагается к адаптеру;
  3. На ноутбуке должно высветится меню программы, с помощью которого мы запустим процесс адаптации;
  4. Если это произошло, с помощью действия «select» нажимаем клавишу «01» (двигатель). Далее жмем на клавишу «04» (базовые установки). Если заслонка дросселя вашего автомобиля имеет электрический привод, то жмем на клавишу «60». Если заслонка имеет тросовый привод, то выбираем канал «98»;
  5. После выполнения этих действий вы заметите, как на дисплее ноутбука побегут проценты. Также на экране появится надпись «Адаптация происходит»;
  6. Спустя несколько секунд высветится надпись «Адаптация ОК», которая означает, что операция прошла успешно;
  7. Последним этапом станет выключение зажигания и проверка на наличие ошибок. Чтобы проверить, выполнена ли адаптация успешно, программа запускается нами повторно. Естественно, зажигание автомобиля мы тоже включаем.

На фото - процесс адаптации дроссельной заслонки, youtube.com

Нередко происходит так, что необходимая нам диагностика не выполняется даже после тщательной промывки дросселя. Если единственной причиной этого является потенциометр, то его можно смело выкинуть. Еще одной причиной невыполнения адаптации служит нехватка сил у двигателя закрыть заслонку на начальном этапе адаптации. В таком случае двигателю потребуется ваша непосредственная помощь: жестко нажимаем на специальный «язычок», связанный с осью. После нескольких повторений подобного движения двигатель непременно придет в норму.

Среди народных умельцев есть и те, кто не снимает дроссель, а сразу использует зубную щетку и растворитель. В таких случаях очень часто адаптации с первого раза не происходит. Напротив, система впрыска начинает «пылить». В таких случаях может помочь настройка системы с помощью сканера. На нем необходимо выставить угол 13 градусов, холостой ход можно ставить как душе угодно.

Фото промывки дроссельной заслонки, forums.drom.ru

Если адаптация дроссельной заслонки уже была произведена ранее, а вы вдруг решили промыть дроссель в целях профилактики, то стоит знать, что после промывки адаптацию стоит сделать заново. Если игнорировать эту необходимость, то вполне возможно, что вы не сможете завести машину, а на холостом ходе она просто «поплывет». Эти трудности будут сопровождать автовладельца примерно неделю, однако потом проблема исчезнет сама по себе.

3 Сброс адаптации заслонки: как и для чего?

Помимо знаний о том, как адаптировать дроссельную настройку, каждый уважающий себя автовладелец должен уметь сделать сброс адаптации. Сделать сброс не составит труда ни для кого. Рассмотрим эту операцию более детально в виде алгоритма действий:

  • включаем зажигание, но сам автомобиль пока не заводим;
  • ждем включения всех приборов и датчиков, после чего ожидаем еще 90 секунд;
  • заводим автомобиль.

С помощью этих нехитрых действий можно производить сброс адаптации заслонки на автомобилях всех типов и годов выпуска.

На фото - сброс адаптации дроссельной заслонки, youtube.com

Многие незадачливые автомобилисты могут спросить, для чего производить сброс, ведь при адаптированной заслонке дросселя автомобиль ездит куда лучше прежнего. Ответов на этот вопрос несколько:

  • во-первых, сброс нужно осуществлять сразу же после покупки подержанной машины, ведь кто его знает, как до вас с автомобилем обращался бывший владелец;
  • обязательно необходимо проводить сброс после некоторых видов ремонта;
  • для проверки работы коробки передач;
  • каждый раз после зимнего периода;
  • и, наконец, сброс адаптации можно производить просто из любопытства, чтобы ощутить разницу.

Фото сброса адаптации заслонки при покупке подержанной машины, 4vsar.ru

Как видим причины для сброса есть, и они более чем весомые. И о необходимости производить сброс адаптации не стоит забывать так же, как и о самой адаптации. В любом случае необходимо помнить, что автомобиль – это ваш лучший друг на дороге. И от того, с каким интересом относитесь к нему вы, будет зависеть его исправность и отдача.

Бывают фразы, которые на первый взгляд не требуют дополнительных пояснений, а если вдуматься – без пояснений они совершенно ничего не значат. В числе таких фраз – «ошибка по дросселю». Услышишь этакое – вроде бы все понятно. Но на самом деле непонятно ничего. В сегодняшней статье мы исправим это – станет понятно, какие ошибки по дросселю бывают, что их вызывает и какими последствиями грозят.

Что такое дроссельная заслонка и зачем она нужна

Дроссельная заслонка – это механизм, стоящий во впускном воздуховоде двигателя. Задача этого механизма – регулировать количество воздуха, попадающего в двигатель. Дроссельная заслонка обязательно есть на бензиновом двигателе и часто встречается на дизелях. Несмотря на одинаковый принцип работы, задачи в бензиновых и дизельных двигателях принципиально разные.

В бензиновых двигателях заслонка – основной инструмент, управляющий оборотами двигателя.
В бензиновых двигателях заслонка – основной инструмент, управляющий оборотами двигателя. Именно положением заслонки управляет водитель, нажимая на педаль газа. Чем больше она открыта – тем больше воздуха попадает в цилиндры в единицу времени, тем выше обороты, тем выше развиваемая мощность. Состав смеси при этом всегда примерно одинаковый и близок к стехиометрическому – это соотношение воздуха и топлива 14.7:1. При других составах смесь будет гореть неоптимально. Если заслонку убрать из бензинового двигателя, то будет невозможно нормально управлять оборотами.

Другая ситуация в дизельном двигателе. Для нормальной работы дизельного двигателя в общем случае заслонка не нужна. Воздух поступает в дизель без препятствий, а обороты и развиваемая мощность зависят исключительно от количества топлива, подаваемого в цилиндры. И водитель, нажимая на педаль газа в дизельном автомобиле, управляет не положением дроссельной заслонки, а количеством подаваемого топлива. При этом заслонки на дизелях все же бывают, но выполняют совершенно другие функции. Очень упрощенно, их две: во-первых, блок управления может полностью закрывать заслонку, чтобы заглушить двигатель (штатно или в аварийном режиме – не столь важно); во-вторых, если прикрыть заслонку, то в пространстве между заслонкой и цилиндром возникнет разрежение, которое будет способствовать улучшению рециркуляции отработавших газов (EGR).

Все, что будет сказано ниже, касается только бензиновых двигателей. О заслонках в дизельном двигателе будет выпущена отдельная статья и сопровождающее видео.

Конструкция заслонки

Вот как выглядит заслонка, если не обращать внимания на обвязку и привод. Это просто пластина (чаще всего металлическая, но на многих современных авто бывает и пластиковая), поворачивающаяся внутри воздуховода на оси:

Это просто пластина (чаще всего металлическая, но на многих современных авто бывает и пластиковая), поворачивающаяся внутри воздуховода на оси.

Конструкция заслонки за годы эволюции автомобилей претерпела немало изменений, но касались они в основном ее привода.

Заслонки с механическим приводом

Изначально педаль газа была соединена с заслонкой тросиком. Так было сделано задолго до появления инжекторных систем, электронного управления и прочих современных достижений современной конструкторской мысли. С появлением электронного-управляемого впрыска привод заслонки остался механическим, но заслонка была дополнена датчиком положения, показания которого стал учитывать блок управления, а сам впускной тракт дополнили регулятором холостого хода (РХХ) – механизмом, пускающим воздух в обход заслонки, когда она полностью закрыта. Принципиальная схема такой системы выглядит так:

Принципиальная схема такой системы выглядит так.
В таких системах сигнал с датчика положения заслонки используется в двух целях. Во-первых, это признак холостого хода двигателя – по нему блок управления понимает, нужно ли открывать РХХ. Во-вторых, по скорости нажатия на педаль газа блок управления понимает, хочет ли водитель ускориться резко – и если да, то дополнительно обогащает смесь.

Ключевой роли датчик положения заслонки в таких системах не играет. Его можно вовсе отключить, и почти не почувствовать разницы. Блок управления зарегистрирует код ошибки (например, P0120), но в целом двигатель продолжит работать штатно, хотя возможно, по ощущениям мотор станет чуть «тупее» — как раз из-за того, что блок управления перестанет понимать, насколько быстро необходимо ускориться, и не будет дополнительно обогащать смесь. Возможны и дополнительные эффекты, например, на автомобиле Jeep Grand Cherokee поколения WJ (1999-2005 год выпуска) с двигателем 4.0 отсутствие сигнала с датчика положения заслонки приводило к тому, что АКПП переводилась в аварийный режим и не переключалась выше третьей передачи. Тем не менее, самому двигателю этот датчик был не слишком важен.

Заслонки с электроприводом

Со временем экологические нормы ужесточались. Одна из особенностей механического привода заслонки с этими нормами не уживалась. При резком нажатии на педаль газа заслонка также открывалась очень быстро. Это приводило к резкому повышению давления во впуске. Из-за этого бензин из топливовоздушной смеси конденсировался и не сгорал, фактически «вылетая в трубу» — что не слишком хорошо с точки зрения экологии. Кроме того, заслонку с механическим приводом сложнее увязать с электронно-управляемыми АКПП и другими системами. По совокупности причин автопроизводители перешли на заслонку с электроприводом. В этом случае прямой механической связи между заслонкой и педалью акселератора нет, блок управления сам открывает заслонку на нужный угол, исходя из показаний датчика положения педали акселератора. Такой механизм сделал ненужным РХХ, несколько упростив конструкцию.

Такой механизм сделал ненужным РХХ, несколько упростив конструкцию.
Блок управления получает показания с датчика положения педали акселератора, получая «желаемое» значение заслонки, получает показания с датчика положения заслонки, получая фактическое положение, и на основании этого решает, какое управляющее воздействие надо подать на электропривод заслонки. Исходя из этой же совокупности факторов решается и вопрос о необходимости дополнительного обогащения смеси. Если педаль газа отпущена, блок управления при необходимости самостоятельно приоткрывает заслонку на угол, необходимый для поддержания стабильных оборотов ХХ.

Каждый из датчиков положения в такой системе дублируется, и это критически важный факт, так как при отсутствии достоверного сигнала с педали акселератора блок управления просто не поймет, на какой угол надо открывать заслонку, а при отсутствии достоверного сигнала с датчика положения заслонки – не поймет ее текущего состояния. Поэтому в ситуации с ошибкой по одному из датчиков блок управления, в целом, вполне имеет право перейти в аварийный режим – не исключено, что для того, чтобы мотивировать водителя поскорее решить возникшую проблему.

«Гибридный» привод

На некоторых автомобилях, например, Chevrolet Lacetti, привод заслонки осуществляется тросиком, однако при полностью отпущенной педали газа заслонка управляется электроприводом для поддержания холостого хода. Принципиальная схема такой системы выглядит так:

Принципиальная схема такой системы выглядит так
Сложно сказать, какие выгоды несет в себе использование такой конструкции – РХХ конструктивно проще, чем заслонка с электроприводом. Можно предположить, что в конечном итоге такая конструкция получается дешевле за счет унификации впускного тракта, но достоверной информации на этот счет нет.

Практика

Мы будем обсуждать только конструкцию с полностью электронным приводом, как используемую во всех современных автомобилях, отвечающих актуальным экологическим нормам.

Хотя, как уже говорилось выше, показания датчиков положения в такой системе и дублируются, тем не менее, показания одного датчика не совпадают с другим, а находятся в определенной зависимости. Как правило, применяется одна из двух схем.

Уровень сигнала одного датчика ровно в два раза выше уровня сигнала со второго датчика. Так, например, сделано у датчиков положения педали акселератора на автомобилях Nissan:

Так, например, сделано у датчиков положения педали акселератора на автомобилях Nissan.
2. Уровни сигналов с двух датчиков в сумме равны 5 В, независимо от положения. Так устроены датчики положения заслонки на автомобилях VAG:

Так устроены датчики положения заслонки на автомобилях VAG.
Теперь с помощью MotorData OBD посмотрим на то, как это реализовано в автомобиле Mitsubishi Outlander XL с двигателем 6B31 (трехлитровый бензиновый V6). Здесь установлена заслонка с полностью электронным приводом.

Вот так выглядят сигналы с датчиков положения заслонки. Видно, что их сумма в каждый момент времени равна 5 В

Видно, что их сумма в каждый момент времени равна 5 В.
Вот так выглядят сигналы с датчиков положения педали. Видно, что в каждый момент времени сигнал с одного датчика ровно в два раза выше сигнала с другого датчика.

Вот так выглядят сигналы с датчиков положения педали.
И заведем автомобиль. Как ни странно, он заводится совершенно штатно, и даже абсолютно нормально реагирует на прогазовку – вплоть до 2500 об./мин, когда начинает «захлебываться». Впору подумать, что японцы умудрились реализовать беспроводное управление заслонкой. Но на самом деле, конечно, все проще – при невозможности управлять заслонкой, блок управления дополнительно обогащает смесь, о чем наглядно свидетельствует характерный запах выхлопа.

Теперь глушим автомобиль и снова подключаемся через MotorData OBD. Видно, что блок управления зарегистрировал ошибки P0123 и P0222 по цепям датчиков положения заслонки. Или датчиков положения педали – стандарт OBD в этом смысле безжалостен и конкретнее ошибку не описывает:

Или датчиков положения педали – стандарт OBD в этом смысле безжалостен и конкретнее ошибку не описывает.
В данном случае мы ее создали – мы ее и удаляем, предварительно устранив причину, то есть, надев разъем. А в целом, поиск такой причин такой ошибки относится к числу простых неисправностей – надо последовательно убедиться в целостности проводки от блока управления до заслонки, в наличии «земли» и питания (+5В) на разъеме датчика, а после – проверить сам сигнал. В идеале, конечно, это делается с помощью осциллографа, который позволит убедиться в отсутствии «шумов», но в большинстве случаев достаточно и мультиметра. Хотя в сущности проверка сводится лишь к необходимости убедиться, что виновата не проводка – поменять датчик отдельно чаще всего нельзя, а заслонка в сборе стоит слишком дорого, чтобы менять ее, опираясь только на код ошибки. Все то же самое применимо и к датчику положения педали акселератора.

Адаптация заслонок

Пару слов надо сказать о такой сущности, как адаптация. Управление электроприводом заслонки в бензиновом моторе – задача нетривиальная, так как необходимо очень точное позиционирование заслонки. При этом необходимо учитывать ряд факторов, все из которых известны только авторам управляющего ПО в блоке управления. Совершенно точно учитывается жесткость пружины, возвращающей заслонку в закрытое положение. Кроме того, на заслонку действует поток воздуха, проходящий в двигатель – это усилие также изменяется, и его также необходимо учитывать при управлении электроприводом.

Для корректной работы заслонки блок управления учитывать параметры, свойственные конкретному экземпляру заслонки. Эту процедуру в обиходе называют «адаптацией заслонки», хотя фактически, конечно, саму заслонку ни к чему не адаптируют. Наоборот, адаптируется блок управления к параметрам заслонки. Например, он вводит поправочный коэффициент для жесткости пружины. Его он оценивает, «взводя» заслонку в полностью открытое положение, отключая электродвигатель и замеряя время возвращения заслонки из полностью открытого в полностью закрытое положение. Тогда же, вероятно, снимаются значения датчиков, соответствующие полностью открытому и полностью закрытому положению заслонки.

При работе двигателя через заслонку проходит не только воздух, но также и картерные газы из системы вентиляции. Несмотря на то, что они предварительно проходят маслоотделитель, какое-то микроскопическое количество масла в них остается. Все это оседает на заслонке, постепенно изменяя проходное сечение воздуховода при «почти полностью» закрытой заслонке – иными словами, в режимах холостого хода.

Все это оседает на заслонке, постепенно изменяя проходное сечение воздуховода при «почти полностью» закрытой заслонке – иными словами, в режимах холостого хода.
Загрязненная дроссельная заслонка

Блок управления учитывает и это. Поэтому процедура адаптации требуется не только при замене заслонки, но также и после ее чистки. На многих автомобилях процедура адаптации может быть выполнена без использования сканера, с помощью определенной последовательности действий. Более того, на некоторых автомобилях именно такая процедура является штатной и официально рекомендуемой в технологических инструкциях (в частности, на Lada X-Ray).

Ремонт дроссельных заслонок

Поскольку электронная заслонка – механизм сложный, то и неисправностей у него может быть много. Вероятно, самая частая – выход из строя датчиков положения, как правило, из-за того, что протирается дорожка потенциометра. Нередко изнашиваются зубья на шестернях привода. Бывает и так, что из строя выходит и электродвигатель.

Все эти неисправности имеют одно общее качество – производитель не предусматривает ремонта узла, позволяющего обойтись «малой кровью». Официальный сервис-мануал всегда будет рекомендовать замену узла в сборе. Это не значит, что ремонт невозможен, но для проведения этого ремонта однозначно потребуется обладать прямыми руками, аккуратностью и готовностью к техническому творчеству. В силу отсутствия такового опыта, каких-то конкретных рекомендаций в этом разделе приведено не будет.

Часто встречающиеся ошибки по датчикам положения

Во многих статьях в интернете существуют перечни ошибок, в соответствие которым приводятся вероятные причины их возникновения. При всем уважении к труду авторов, однако, следует заметить – все эти описания в значительной степени бессмысленны по следующим причинам:

1)     Все очень зависит от конкретного условия возникновения кода ошибки, а эти условия могут варьироваться в зависимости от производителя даже для стандартных кодов ошибок.

2)     Ошибки по системе управления дросселем часто формируются с номерами, специфичными для конкретного производителя. Распространенные коды ошибок для Toyota никак не помогут в диагностике кодов ошибок для Renault, например.

Впрочем, есть и особенность – так, например, в числе стандартных кодов ошибок OBD2 не предусмотрено отдельных кодов для ошибок по датчику положения педали и по датчику положения заслонки. Характерное название ошибки будет звучать так: «P0120 Throttle Position Sensor/Switch A Circuit Malfunction». Поэтому, конечно, особо важной является возможность прочитать ошибки именно по заводскому протоколу.

А в общем рекомендация остается прежней. Для полноценной диагностики нужна документация и подходящий инструмент – светлая голова, мультиметр и программа MotorData OBD.

Бочканов Евгений Александрович 
© Легион-Автодата

Москва, г. Зеленоград
service-193@mail.ru

Электронные системы любого современного автомобиля подвержены ложным срабатываниям, в особенности после 5 лет эксплуатации. Старые датчики на впуске и выпуске начинают сбоить, электронный блок управления (ЭБУ) переходит в аварийный режим, и на панели приборов загорается надпись check engine. Подобные ошибки выдают и другие системы автомобиля, однако это не значит, что транспортное средство действительно нуждается в ремонте. Нередко после кратковременного «глюка» техника продолжает работать исправно. Между тем сигнальные лампы остаются в активированном состоянии. Можно ли их погасить?

Обнуление через перезагрузку

Все современные автомобили оснащены электронным блоком управления (ЭБУ), а точнее, компьютером, который контролирует параметры двигателя и сохраняет их в памяти. Обнуление памяти и настроек электронного блока можно и нужно производить примерно раз в год, но с соблюдением ряда предосторожностей, помогающих сократить риски для электроники. Такую операцию выполняют мастера сервисных центров во время диагностики при плановых ТО.

Между тем иногда требуется быстро обнулить ошибки, не прибегая к сканеру и не посещая мастерскую. Для этого пригодятся несколько вариантов действий.

В недорогих автомобилях российских марок, а также в иномарках бюджетного сегмента перезагрузка ЭБУ проводится при помощи отключения аккумуляторной батареи.

Необходимо заглушить мотор, открыть капот, снять плюсовую клемму с аккумуляторной батареи и подождать около 15 минут или более, чтобы оперативная память компьютера перешла к заводским настройкам.

Затем можно вновь подключить клемму и провести небольшую операцию с зажиганием для активации перезагрузки ЭБУ. Потребуется без запуска мотора повернуть ключ в замке во второе положение, при котором на все системы машины поступает питание, но стартер еще не срабатывает. В этот момент ЭБУ сканирует системы транспортного средства. Затем нужно выключить зажигание и вновь его включить. Тогда система ЭБУ перезапустится.

Однако после обнуления памяти необходимо дать ЭБУ вновь настроиться и скорректировать данные. Для этого нужно проехать на скорости 20-25 км/ч несколько сотен метров по двору без активных разгонов. ЭБУ автоматически в течение нескольких минут будет диагностировать электронику и произведет коррекцию впрыска, зажигания и впуска. Затем потребуется выкрутить руль в одну и в другую сторону до крайних положений, чтобы перенастроить электроусилитель рейки. Ошибки погаснут, и автомобиль будет полностью готов к эксплуатации.

Комбинации сброса ошибок

Для начала потребуется выключить все электрические приборы в автомобиле, включая климатическую установку, музыкальную систему, фары и т. п. Затем вставляем ключ в замок зажигания и проворачиваем его во второе положение, но не запускаем двигатель. В таком положении необходимо оставить машину примерно на 20 секунд, а затем выключить зажигание, не вынимая ключа из гнезда.

Затем вновь проворачиваем ключ в прежнее положение и ждем еще 20 секунд, после чего зажигание выключается полностью с удалением ключа из замка.

При последующем запуске лампочка ошибки должна погаснуть. Этот алгоритм работает практически на всех автомобилях с начала нулевых годов и предназначен для принудительной самодиагностики электронных блоков управления различных систем. Этот способ помогает сбросить ошибки на европейских машинах различных брендов, в том числе Audi, Volkswagen, Volvo, Skoda и других маркок.

На азиатских машинах самодиагностика запускается с помощью другой комбинации. Потребуется три раза включить и выключить зажигание с периодом в три секунды без запуска мотора и без выжима педали сцепления или педали тормоза. После третьего цикла ключ удаляется из гнезда. Через пару секунд при запуске мотора незначительные ошибки в памяти должны пропасть.

Правда, если в автомобиле имеется серьезная неисправность, отражающаяся на приборной панели, ждать чуда не стоит. Програмные предупреждения о критических повреждениях технических систем, серьезно влияющие на работу двигателя или трансмиссии, сбросу не поддаются. Это сообщения о таких неисправностях, как:

  • неправильная работа датчика углового положения распредвала;
  • отказ датчика детонации;
  • проблемы с давлением масла;
  • нарушения работы дроссельной заслонки;
  • неисправности каталитического нейтрализатора;
  • пропуски зажигания и т.д.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как сбросить ошибки додж караван
  • Как сбросить ошибки бмв е90
  • Как сбросить ошибки двигателя рено
  • Как сбросить ошибки бортовым компьютером штат
  • Как сбросить ошибки гидроник