Как рисовать ошибки

ТОП-10 самых распространенных ошибок начинающих художников

На ошибках учатся! Помните эту фразу? Конечно же, это абсолютная правда. Только так и можно чему-то научиться. Однако, знать начинающему художнику о тех ошибках, которые часто допускают  его товарищи очень важно и полезно. Это позволит ему не наступать на те же «грабли» и гораздо быстрее продвинуться вперед в плане профессионализма.

Читайте также:
  • Как выбрать этюдник
  • Жесткость карандашей. Как выбрать карандаши

Пообщавшись со знакомыми художниками и учителями на эту тему, получилась статья, из которой вы узнаете ТОП-10 самых распространенных ошибок начинающих художников. Берите на вооружение и старайтесь их не допускать. Тогда вы будете рисовать гораздо лучше. В конце статьи мы затронем тему художественной школы — нужна ли она новичку? Что ж, устраивайтесь поудобнее, начнем! 

Первая пятерка частых ошибок, связанных с психологическим подходом к живописи

1. Увлечение или сосредоточенность на одной частной детали

Упоминания об этой ошибке встречаются во многих художественных учебниках. Что это за ошибка? Это когда художник прорисовывает только мелкую и незначительную часть детали, не видя картину в целом. Возможно, вы замечали, как некоторые начинают рисовать портрет, например, с глаз. В эту деталь художник вкладывает столько сил и энергии, что продолжать рисование отпадает всякое желание.

Кстати, такой подход не верен в корне: рисовать нужно на всём полотне целиком, на уровне «ощущений», последовательно придавая четкость всем участкам картины. В противном случае вы вряд ли сможете соблюсти единую контрастность на всей картине, особенно если картина большая.

И самое обидное здесь то, что художнику придется все это стирать, потому что начинать следовало с самого основного — построения каркаса фигуры головы. Всегда начинайте рисунок с общего построения!

Кстати, такая же закономерность постоянно встречается в нашей жизни. Смотрите, профессионал своего дела, неважно какого, видит и влияет на ситуацию в целом, а начинающий часто сосредотачивается на мелочах, не замечая первостепенного. 

Не ограничивайте себя всевозможными стандартами и правилами. Если вы обучаетесь дома, попробуйте начать рисовать углем и резинкой. Если хотите карандашом — возьмите самый мягкий карандаш, чтобы быстро заштриховывать плоскости.

2. Спешка

Каждый художник хочет творить и создавать шикарные произведения. Но как же мало тех, кто готов затрачивать на это кучу времени! В итоге качество картины оставляет желать лучшего, хотя художник мог бы сделать лучше. Поэтому даже если вы раньше не рисовали и хотите наверстать упущенное, знайте, спешка ни к чему хорошему не приведет.

3. Рисование по воображению или по памяти

Как-то раз меня попросили нарисовать двух деловых людей, жмущих друг другу руки. Вроде бы простая вещь — рукопожатие. Эту картину мы видим повсюду, но по памяти изобразить его у меня не получилось до тех пор, пока я не нашел натуру.

Вы можете знать нюансы и правила построения сложных и простых тел, но, не изучив принципы рисования какого-то конкретного объекта, у вас не получится нарисовать его со знанием дела. Очень мало таких людей, которые идеально рисуют по памяти. Даже самые именитые мастера живописи рисуют с натуры.

Вы должны видеть натуру или фотографию, а не просто взглянуть на неё разок.

4. Бросание работы на полпути

Картина, в которой созерцается некая загадка, недосказанность или неопределенность вызывает восхищение и интерес. Но ничего подобного не выйдет с картиной, которую бросили и не доделали.

Да, довести картину до конца начинающему живописцу непросто. Я бы порекомендовал на начальном этапе писать больше этюдов. Это позволит быстрее расписаться, получить больше вдохновения и удовольствия от живописи, а также избавиться от неуверенности.

5. Бледная и слабая контрастность изображения

Опять же все это из-за неуверенности в своих силах. Со временем это пройдет. Обязательно! В первом пункте мы выяснили, что на первых порах лучше рисовать мягким карандашом. Просто сознательно усиливайте нажим.

Вторая пятерка частых ошибок, связанных непосредственно с рисунком

6. Отсутствие фона

Конечно, прорабатывать фон нужно не в каждом произведении. И все же, если в вашей картине присутствует фон, это значит, в ней есть задний и передний план, что хоть как-то намекает на пространство.

7. Бумага плохого качества

Обыкновенная писчая бумага (общая тетрадь или «Снегурочка») — не лучший холст для живописи. Для линейных набросков — это, пожалуйста. Но она никак не подходит для настоящего произведения, потому как реагирует на нажим такая бумага плохо, что значительно затрудняет проработку светотени.

На том же чертежном листе ваш рисунок будет смотреться гораздо красочнее и лучше, нежели на бумаге для ксерокса и тем более обычной тетради.

8. Отсутствие штриха и растушевка изображений

За штрих можно сказать одно — это одно из самых выразительных средств, поэтому грех его не использовать.

На счет растушевки — те, кто видел, знают. Растушевывая изображение, бумага начинает забиваться, в итоге — каша невнятного цвета. Гораздо лучше работать по принципу лессировки либо просто класть цвета и штрихи рядом друг с другом. Все равно картина воспринимается человеком в целом.

9. Малый формат

Например, вы захотели нарисовать девушку, взирающую вдаль грустным взглядом, да еще и с башни огромного замка. Такое произведение естественно будет лучше всего смотреться на ватмане, нежели на листочке с блокнотика. На большом формате вы гораздо лучше и легче передадите нюанс. Это как в просмотре кинофильма. Что лучше, смотреть его на большом, широком HD-Fullдисплее, либо на маленьком экране сотового телефона.

10. Активные линии

Еще одна распространенная проблема. Многие целеустремленные начинающие художники обводят некоторые участки изображения контуром. Например, молодая симпатичная барышня из-за прорисовки мимических морщин активными линиями превращается в бабушку. А ведь передать эту деталь стоило бы с помощью светотени.

Обучение в школе или в гордом одиночестве?

В заключение хочется затронуть тему пользы художественной школы (курсов). Сейчас мало кто ходит в специализированную школу, так как в интернете есть много видео уроков и литературы для самостоятельного обучения. И все-таки обучение у учителя имеет массу преимуществ: 

  • дисциплина;
  • больше практики;
  • больше живого общения с профессионалом;
  • больше художественных средств и инструментов;
  • возможность указать на ваши ошибки и вовремя их исправить;
  • учиться с сокурсниками и делиться с ними своими достижениями гораздо веселее и приятнее.

Я считаю, что в школе стоит получить необходимую базу, а уже после неё смело развиваться в своей стезе самостоятельно.

А вы как считаете?

Существует множество направлений в живописи, которые не требуют от художника изображать то, как вещи выглядят в реальности. Тем не менее, важно сначала научиться рисовать хотя бы приблизительно правдоподобно, и уже потом начать экспериментировать со стилем. Но почему же так сложно нарисовать то, что мы видим вокруг ежедневно?

Если вы попытаетесь нарисовать, например, портрет, главной преградой станет способность вашего мозга распознавать символы. Я часто замечаю, что начинающие художники рисуют не то, что видят, а стараются изобразить символы этих вещей. Почему же так происходит?

Вот яркий пример. Художник видит глаз… поэтому он рисует то, что говорит ему мозг. Как то так, правда?

Художник видит ресницы. Поэтому он рисует символ ресниц, который закреплен в его памяти.

Тем не менее, он полностью игнорировал то, что говорят ему глаза. Информацию, которая все время была на виду!

Когда мы используем наше зрение, чтобы мысленно проследить форму глазного яблока, мы видим, что оно не совсем овальной формы, а скорее угловатой. Радужная оболочка не является идеальным кругом, а веко закрывает ее часть. Также можно увидеть, что ближе к виску почти не видно ресниц. Не игнорируйте визуальную информацию!

Форма этого белого пространства соответствует форме, которую я нарисовал.

Давайте разберемся. Мы не рисуем лицо, нос, глаза или волосы. Мы рисуем фигуры. Каждый рисунок – это сочетание светлых и темных фигур. Каждый рисунок – это иллюзия. Итак, ради примера, допустим, вы пытаетесь нарисовать этого парня. Я выбрал именно это изображение, потому что оно имеет четкие области света и темноты. А чем более выраженно выглядят формы, тем проще вам будет рисовать.

Давайте просто проанализируем соотношение светотени, полностью забыв про цвета.

Теперь я покажу вам трюк, который позволит отключить мозг и включить глаза. Просто переверните свое изображение вверх ногами. Вы уже начали замечать формы? Рисование слепых контурных рисунков поможет вам с этим навыком!

Некоторые из них легко заметить. Физический объект – например, воротник, легко становится фигурой. Мысленно проследите форму. Обратите внимание на каждую кривую и угол. Я делаю акцент на фигурах, чтобы вам было проще ориентироваться. На первых этапах, когда вы только начинаете рисовать, это самое важное. Не забывайте, что все приходит с опытом.

Но как это использовать, чтобы нарисовать лицо?

ВАЖНО: не позволяйте себе отвлекаться на мелкие детали!

Сначала сосредоточьтесь на больших площадях, а затем начинайте добавлять детали. Для того чтобы было проще, мой учитель всегда советовал прищуривать глаза. Так что замыливаем изображение! Теперь посмотрите на все эти фигуры.

Давайте начнем рисовать! Я хотел бы начать с самых темных участков. Вы должны смотреть на эталонное изображение столько же или даже больше, чем на свой рисунок.

Относитесь к своему рисунку как к игре «найди различия». Похожа ли фигура, которую вы только что нарисовали, на фигуру с изображения?

Неточности возникают часто. В процессе рисования я также сравниваю фигуры, которые я рисую, с фигурами на эталонном изображении. Я оцениваю светотеневое соотношение, положение по отношению к другим фигурам и так далее. Это нужно делать постоянно. Выделенная красным фигура выглядит странно.

Я представляю отрезок области рисования как линейку и заново рисую фигуру, чтобы она соответствовала той, которую видят мои глаза. Делая это, замечаю, что линия челюсти находится слишком далеко.

Я продолжаю совершенствовать свой рисунок. Я даже использовал инструмент преобразования в некоторых моментах, чтобы исправить эскиз. Не бойтесь стирать, даже если это большая часть работы. Впоследствии ваше изображение будет выглядеть лучше. Помните, что всегда можно перерисовать.

Ну что же, мы проделали немало работы, верно? Нарисовали много деталей. Настало время перевернуть изображение.

Ничего себе! Довольно хорошее начало, в самом деле. Чем больше вы будете рисовать, тем лучше у вас будет получаться.

Поздравляю! Вы научились использовать глаза вместо мозга!

Дамы и господа помните о мудрых словах Боба Росса: «Талант – это ложь. Никто никогда не получал хороших результатов, выпрыгивая из влагалища своей мамы. Талант означает, что вы усердно тренируетесь, рисуя каждый день. И гордитесь каждой своей работой, даже если не все получилось. Ведь это означает, что вы на один шаг ближе к тому, чтобы стать экспертом!»

Источник: BoredPanda

  • ВСЕ

  • Рисование

  • Советы художника

  • История искусств

  • Живопись

  • Рисунок

  • Цветоведение

  • Поэтапное рисование

  • Вдохновение

  • О художниках

  • Ученики

  • Композиция

  • Абстракция

  • Книги

  • Фильмы


Как проверить рисунок на ошибки? Как найти ошибки в рисунке?

15.03.2018 15:48

Бывало, в наших творческих буднях случалась такая история. Захожу я в большую комнату, где папа работал обычно над картиной, а он сидит метра за два от своего творения на любимом пуфике в позе роденовского мыслителя, а в глазах вся мировая скорбь.

— Вот, — говорит он, — вижу, что в работе что-то не так, а что именно — понять не могу. Может ты подскажешь.

  Также и я просила папу помочь советом если, как говорят художники “глаз замылился” и уже совсем не видишь ошибок или неточностей, но знаешь определённо, что что-то тут не так. “Пальцы на левой руке коротковаты”, “Так у тебя дерево режет весь формат ровно пополам”, “этот цвет, по-моему, лишний здесь, он добавляет пестроты и мешает воспринимать картину целиком” — столько всего очевидного всплывает, если начать анализировать работу свежим взглядом. С подобной задачей сталкиваются все художники: от самых начинающих до профессионалов. Поэтому, давайте по-порядку исследуем основные способы диагностики “заболеваний” во время самостоятельной работы (в который раз напомню, что уроки рисунка и живописи с педагогом никто при этом не отменял!).

  1) Не смотреть на рисунок какое-то время.

Очень часто профессиональные художники пишут сразу несколько картин, одновременно. Не в смысле, правой рукой — одну, а левой ногой — другую, конечно, а, например, одну начали, сделали первую прописку и оставили её на пару дней. А в это время дописываем последние мазки на другой картине, которая уже отдохнула от пристального внимания художника и тщательной прописки, просохла. На неё художник смотрит уже как будто на чужое творение, отвлекшись на другие задачи. Так становятся понятными многие вещи, появляются “слабые места” и недочёты. Свежий взгляд помогает увидеть то, чему не придал особого значения автор в пылу активного творческого горения. В некоторых случаях даже убирают картины и рисунки с глаз долой: лицом к стене, в папку, накрывают специальным покрывалом. Это можно наблюдать в фильмах о великих мастерах живописи. Ничего, пусть ваши работы постоят вот так, в углу, наказанными, зато будет над чем поработать после.

  2) Повернуть рисунок вверх ногами.

Или положить на бок, но вниз головой лучше. Такой способ поиска ошибок часто применяют при обучении рисованию в художественной школе и профессиональной художественной студии. В перевёрнутом виде хорошо видны ошибки в перспективе, пропорциях, логике поворота и сокращения частей лица и тела, в компоновке. Человеческий глаз привыкает воспринимать реальность в определённом ракурсе и расслабляется. При изменении ракурса, нашему глазу снова приходится совершать необходимую работу, а мозгу — эту работу анализировать. Смена стандартного угла видения на нестандартный, расположение объектов в рисунке иным способом (например, в перевёрнутом виде) дают такую встряску, активизирующую аналитическую работу глаза и мозга.

  3) Показать рисунок зеркалу.

Принцип такой же, как и при повороте рисунка вверх ногами, только отображение его меняется не по вертикали, а по горизонтали. Не так радикально, но не менее действенно.

  4) Проверка замером соразмерности пропорций.

Не всегда все ошибки в рисунке видны на глаз, поэтому художники и пользуются разнообразными способами замера пропорций: от механического (подошёл и померил) до камеры обскура. Самый простой вариант — ещё, и ещё раз проверить соотношения, например, ширины к высоте предмета в натуре и у себя в рисунке, отследить разницу между большим и маленьким предметом в реале и в своей работе. Многие мои ученики, самые начинающие, нервничают и обижаются по поводу “непохожести” в портрете, а ведь всего дел-то — проверить лишний раз пропорции методом визирования. Чем точнее замеры, чем тщательнее сравнения и соотнесения реальных предметов с нарисованными, тем точнее рисунок. Не верите? Проверьте сами.

  5) Уточнение частей друг относительно друга = сравнение.

Важно не только соотношение основных частей друг с другом и точное воспроизведение их в рисунке, но и правильная пропорция деталей по соотношению с основными формами. К примеру, основные пропорции чайника переданы в рисунке хорошо, а вот носик слишком большой или ручка слишком тонкая. И истинное положение вещей уже рушится. И рисунок не реалистичен. Даже мелочи стоит уделить должное внимание, чтобы изображение было правдивым, реалистичным.

  6) Фотографирование рисунка.

Кое-какие ошибки становятся видны на фотографии, так как камера слегка обобщает изображение, удаляет некоторые полутона, обостряет главное. Сама я не всегда доверяю этому способу проверки на ошибки, но иногда он работает. Лучше использовать его вместе с некоторыми другими способами анализа правильности рисунка и соответствия его натурной точности. Особенно сильно фото привирает в передаче цветовых отношений. Будьте осторожны.

  7) Конструктивная критика профи.

Если у вас есть знакомый профессиональный художник, а слово “профессиональный” подразумевает профильное образование не менее пяти лет и постоянную творческую деятельность, желательно и выставочную, можно обратиться за советом-подсказкой к нему. Обычно, художники-мастера с удовольствием отзываются на просьбу помочь, ведь они тоже когда-то были на вашем месте. Свежий взгляд + большой творческий и ученический опыт = грамотный многоходовый анализ вашей работы.

  И, да, вам нужен именно профессиональный художник для этой цели, а не мама, муж, соседка или друг, которые так же далеки от изобразительной грамоты как лето от зимы. Иначе можно получить массу советов типа: “ Веточка на дальнем плане плохо прорисована”,  “У мамы черты лица более красивые” или моё любимое — “Почему небо жёлтое? Оно же голубое!”

   8) Диагональные линии, соединяющие ключевые точки.

Иногда этот метод я использую для обобщения построения и завершающего уточнения. Сам по себе он не работает, но хорошо ищет недочёты, например, вместе со способом механического замера пропорций или с методом визирования. Соединяя опорными линиями две точки, находящиеся в разных ключевых узлах рисунка, и соотнесение направления полученной диагонали с видимым направлением её в натуре с вашей точки зрения, можно обнаружить смещения или неточности, мешающие изобразительному правдоподобию. Этот метод также хорошо работает при рисовании по фото. Но, одно условие, не полагайтесь на него целиком и полностью: проверяйте рисунки ещё раз разными способами.

Рисунок ученика: Дмитрий Клюев. Курс»Техники рисунка». Преподаватель: Екатерина Крюкова

  9) Сверка контуров.

Сразу скажу, этот способ не имеет ничего общего с профессиональным рисованием. Лично я не одобряю подобный метод, хотя им очень часто пользуются художники-гиперреалисты и некоторые современные иллюстраторы. Это такое наложение реальных контуров объекта на рисунок и соотнесение их друг относительно друга. В некоторых случаях способ работает, например, при копировании или изображении один в один механически. Но, в большинстве своём, художники не копируют модель, как фотоаппарат, а усиливают главное, уменьшают второстепенное, отказываются от деталей, концентрируются на самом важном, создают художественный образ. Именно это отличает работу художника творца от ремесленника. Надеюсь, всё понятно.

Рисунок ученика: Кэри Майер. Курс»Техники рисунка». Преподаватель: Екатерина Крюкова

  10) Есть ошибки в рисунках, которые сложно исправить. Как вариант, почти невозможно исправить в процессе рисования огрехи компоновки или первоначально неудачно взятые пропорции, особенно когда большая часть рисунка уже проработана. В таких случаях, лучше отложить незавершённую работу и начать новую, аналогичную, с учётом предыдущего опыта. Неудавшийся рисунок — тоже работа, тоже результат, хоть и промежуточный. Это ваш творческий и ученический опыт, а значит, следующий рисунок будет точнее, лучше, убедительнее, реалистичнее.

Рисунок ученика. II Курс «Рисование с нуля до портрета на заказ». Преподаватель: Екатерина Крюкова.

  Применяйте эти способы, чтобы не чахнуть над рисунками, как Кощей над златом, в тщетной попытке отыскать “корень зла”. Ошибки в рисунках будут всегда — это нормально, а вот во время увидеть их и исправить — одна из основ деятельности художника. Точного вам глазомера и твёрдой руки, а всё остальное будет!



  • Назад


  • Вперед

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как руководителю указать на его ошибку
  • Как росреестр исправляет реестровую ошибку
  • Как рисовать ошибку
  • Как решить уравнение методом проб и ошибок
  • Как решить эту ошибку