Как проверить коробку автомат на ошибки

Часть 10 большого руководства «Как выбрать и проверить автомобиль с пробегом при покупке»: Как проверить АКПП.

Предыдущая часть «Как проверить двигатель автомобиля»: www.drive2.ru/b/540587262375624981/

Коробка-автомат:

Как проверить коробку автомат АКПП

По аналогии с проверкой двигателя, проверку коробки переключения передач следует проводить полностью остывшей после эксплуатации и до её полного прогрева, так как многие болячки, особенно в зачаточном состоянии, проявляются именно «на холодную», пока коробка не прогрета, а некоторые – наоборот только «на горячую».

Статья полностью повторяет текстовый материал видеоролика, но в видеоролике больше иллюстраций.

Начните с визуального осмотра самой коробки переключения передач на предмет течей прокладок и сальников. Осмотрите коробку сверху в подкапотном пространстве, а также постарайтесь заглянуть снизу. В идеале – вся коробка, со всех сторон должна быть сухая, без масляного запотевания и течей трансмиссионного масла.

Как проверить АКПП

Если «потеет» прокладка поддона автоматической коробки переключения передач (АКПП), То можно отделаться стоимостью замены трансмиссионного масла и прокладки, но если течь обнаруживается у коренного сальника, на стыке двигателя и коробки, проблема может оказаться серьезнее, чем на первый взгляд.

Как проверить АКПП

Выработавшее свой ресурс масло (ATF жидкость) густеет и теряет свои рабочие свойства, поэтому особенно при холодном старте АКПП работает с масляным голоданием, что может привести к выдавливанию сальника втулки гидротрансформатора из корпуса насоса.

Как проверить АКПП

Это становится причиной течи в районе стыка двигателя и АКПП, что влечет дорогостоящий ремонт со снятием коробки. Проблема может быть и в заднем сальнике коленвала двигателя.

Как проверить АКПП

Если коробка имеет щуп или пробку, позволяющую получить доступ к маслу, проконтролируйте уровень и качество масла. Это очень важная часть диагностики. Масло не должно быть черным, слишком густым, не должно иметь абразивных вкраплений или иметь запах гари. Нормальный рабочий цвет трансмиссионного масла – от красного к светло-коричневому.

Как проверить АКПП

Запах гари может свидетельствовать о том, что подгорели накладки фрикционных дисков. Не вдаваясь в подробности, ненужные при «уличной диагностике», можно сравнить группы фрикционных дисков в АКПП со сцеплением на механической коробке переключения передач (МКПП), они выполняют примерно такую же роль.

Как проверить АКПП

При переключении передачи в АКПП одна группа фрикционных дисков разжимается, переставая передавать крутящий момент, а другая группа сжимается, включается другая передача. Потеря давления в АКПП, из-за загустевшего масла, недостаточного уровня масла или из-за неисправных соленоидов влечет недожимание фрикционов и их повышенное трение. Если провести аналогию с МКПП, это примерно тоже самое, что постоянная езда с полунажатым сцеплением – сцепление сгорает.

Как проверить АКПП

Из-за повышенного трения и недостаточного охлаждения фрикционные накладки, выполненные чаще всего из целлюлозы, начинают обугливаться. Это запускает необратимый процесс выхода из строя АКПП, нанося критический вред качеству самого трансмиссионного масла, когда температура трения достигает температуры вспышки масла. Здесь и появляется запах гари у трансмиссионного масла.

Как проверить АКПП при покупке автомобиля

Обугленные фрикционные накладки не впитывают достаточно масла для охлаждения и начинают разрушаться, тем более, что подгоревшее масло уже не выполняет свои функции полностью. Разрушенные части фрикционов и их клеевая основа разносятся по узким каналам АКПП, забивая их, что опять же снижает проходимость каналов для трансмиссионного масла и еще больше усугубляет проблему.

Как проверить АКПП при покупке автомобиля

Сперва проскальзывание фрикционных дисков проявляется также, как проскальзывание сцепления на МКПП – когда на включенной передаче вы набираете обороты, а автомобиль не набирает скорость. Крутящий момент не передается от двигателя на колёса. В запущенном состоянии абразив от разрушенных фрикционных накладок разносится по всей коробке, создавая повышенную выработку всех её узлов, что может привести к крупному ремонту или замене АКПП.

Как проверить АКПП при покупке автомобиля

Кроме того, замена горелого масла на новое может вовсе не решить проблему, а только усугубить ее. Новое, жидкое масло, придя на смену густой жиже, своими моющими свойствами будет способствовать отслаиванию поврежденных фрикционных накладок, которые еще больше будут забивать каналы гидроблока и фильтр, а сами подгоревшие фрикционы начнут проскальзывать еще охотнее.

Как проверить АКПП при покупке автомобиля

Думаю, вы уже поняли, на сколько велика роль трансмиссионного масла и как важно проверить его уровень и состояние. Повторюсь, если качество масла вызывает серьезные опасения, в нем обнаруживаются посторонние вкрапления, оно чёрное и имеет запах гари – не рассматривайте этот автомобиль для покупки.

Как проверить АКПП при покупке автомобиля

Садитесь за руль автомобиля и, удерживая педаль тормоза, проведите проверку работы всех режимов АКПП, просто переключая их из режима P (парковка) к режиму R (реверс), D (драйв) и обратно. Попробуйте выполнять переключения медленно, а затем быстро. При переключении может ощущаться лёгкий толчок. Именно легкий! Но если легкие толчки уже стали ударами или весьма ощутимыми пинками, то это может быть причиной целого ряда проблем – от банальной необходимости сменить трансмиссионное масло и фильтр, до более серьезных, требующих дорогостоящего ремонта.

Как проверить АКПП при покупке автомобиля

Но если контроль качества масла показывает его удовлетворительное состояние, то скорее всего, проблему «толчков» коробки уже не решить просто заменив масло. Возможно, владелец автомобиля уже поменял масло с надеждой, что это решит проблему с пинками коробки, но это не помогло, что и стало причиной продажи автомобиля.

Как проверить АКПП при покупке автомобиля

Если при включённом режиме Драйв ощущается сильная вибрация, то проблема не обязательно может заключаться в самой коробке передач. А причиной может оказаться частичный или полный износ подушек двигателя или опор коробки передач. Казалось бы — проблема не велика, но замена подушек может ощутимо потянуть за карман.

Как проверить АКПП при покупке автомобиля

Появление вибрации при движении автомобиля на скорости от 50 км/ч может быть симптомом неисправности гидротрансформатора (ГДТ). Другие неисправности ГДТ могут проявляться как пробуксовка коробки при начале движения, потеря динамики разгона автомобиля, из-за неисправности обгонной муфты или посторонние звуки при работе автомобиля.

Как проверить АКПП при покупке автомобиля

Механический шум, при переключении передач, который пропадает с увеличением скорости автомобиля или шуршащий звук, на заведенном автомобиле — может говорить о проблемах с различными подшипниками ГДТ. Если автомобиль глохнет, при переключении передач или режимов работы – виной этому тоже гидротрасформатор, а скорее всего — его электроника управления. Гидротрансформатор является ключевым звеном, передающим крутящий момент от двигателя к АКПП, по сути является аналогом сцепления.

Как проверить АКПП при покупке авто

Обязательно проведите проверку работы АКПП в движении. Проверяйте все режимы работы – задний ход, очень медленный набор скорости, нормальный набор скорости, интенсивный набор скорости («тапок в пол»), удержание высокой скорости и сброс скорости, то есть переключения передач от самой высокой к первой, просто отпустив педаль акселератора. Исправный автомат во всех режимах должен работать без подёргиваний и провалов, при наборе скорости, а также без больших задержек, посторонних звуков, сильных толчков и, тем более, без ощутимых ударов, при переключении передач.

Как проверить АКПП при покупке авто

Немаловажно выполнить такую проверку – разогнаться, бросить газ, продолжить ускорение, резко сбросить скорость торможением, затем снова начать ускорение. Опять же, не должно возникнуть никаких подёргиваний и провалов. Встречаются симптомы, которые проявляются в таком режиме и, как правило, это говорит о проблемах с гидроблоком или электромагнитными клапанами АКПП (соленоидами).

Как проверить АКПП при покупке авто

При интенсивном разгоне обратите внимание на соотношение интенсивности подъема оборотов и набора скорости – обороты и скорость должны расти пропорционально. Если обороты интенсивно растут, а набор скорости отстаёт – возможно проскальзывают изношенные или недожатые фрикционные диски, которые должны быть плотно сжаты, другими словами — автомат буксует. Конечно же, если ваша цель – приобретение исправного автомобиля, этот вариант вам не подходит. Включение режима Drive, Reverese, а также переключение передач в движении должны происходить без ощутимых задержек, в противном случае можно подозревать наличие факта подклинивания соленоида, плунжера или поршней сжимающих фрикционные диски.

Как проверить АКПП перед покупкой автомобиля

Причиной сильных толчков АКПП, что часто называют «коробка пинается», при включении режима Драйв, Реверс или при переключении передач в движении, могут быть как некорректно работающие фрикционы, так и соленоиды, плунжеры, гидроблок и прочие сопряженные с ними детали. Чаще всего проблема в их работе вызвана засорением и износом, что вызывает подклинивание. Несвоевременная замена масла (жидкости ATF) – чаще всего является корнем всех проблем, и запускает необратимые процессы повышенного износа практически всех частей АКПП.

Как проверить АКПП перед покупкой автомобиля

Соленоид в АКПП — это электромеханический клапан, который в ответ на электрический импульс от электронного блока управления АКПП, открывает или закрывает каналы в гидроблоке, таким образом управляя потоками трансмиссионного масла (ATF жидкости). Разные соленоиды открывают одни и закрывают другие каналы, таким образом давление передается на соответствующие поршни, которые сжимают или разжимают разные группы фрикционных дисков, отвечающие за разные передачи – так и происходит переключение передач.

Как проверить АКПП перед покупкой автомобиля

Также проверьте сброс скорости торможением до полной остановки, обороты не должны сильно проседать и уж тем более мотор не должен глохнуть, что может говорить о неисправности гидротрансформатора, так называемого — бублика. О нём я упоминал выше.

Для тест-драйва выбирайте подходящую дорогу, где можно разогнаться достаточно, чтобы проконтролировать включение всех передач автомата. Ведь, буксовать или пинаться автомат может не на всех передачах, а только на тех, соответствующие которым соленоиды и группы фрикционов неисправны. Отдельные передачи могут вообще не включаться, что является поводом просто посчитать количество всех переключений от первой до максимальной передачи.

Конечно, причиной сильных толчков коробки могут быть не только сами соленоиды или фрикционы, но при выборе автомобиля, нам достаточно наличия данных негативных симптомов, чтобы отказаться от покупки.

Предыдущая часть 9 «Как проверить двигатель автомобиля»: www.drive2.ru/b/540587262375624981/

Подпишитесь на мой Youtube канал: www.youtube.com/channel/U…5f22Sg?sub_confirmation=1

Как проверить коробку автомат проверка АКПП тест АКПП диагностика автоматической коробки

Сегодня автоматическая коробка передач по целому ряду причин намного более востребована, чем традиционная механика. Прежде всего, автоматическая трансмиссия позволяет переключать передачи без участия водителя, что значительно повышает комфорт и безопасность.  

С учетом того, что АКПП является сложным и дорогостоящим  агрегатом, стоимость автомобиля с такой трансмиссией, в среднем, на 15-25% выше, чем аналогичная модель с МКПП. Получается, с учетом сложной экономической ситуации, на территории СНГ далеко не каждый способен купить новую машину, тем более с автоматом.

Что касается рынка подержанных авто, можно встретить большое количество предложений по приемлемой цене. Однако следует помнить, что ремонт АКПП или замена агрегата может составлять до 30% стоимости автомобиля с пробегом.

По этой причине при покупке подержанного автомобиля нужно проводить углубленную диагностику всех узлов и агрегатов, а также знать, как проверить трансмиссию автомат. Далее мы поговорим о том, как быстро проверить автомат на машине, что позволяет определиться, стоит ли дальше рассматривать тот или иной вариант к покупке.

Содержание статьи

  • Как проверить исправность АКПП при первичном осмотре
    • На что обратить внимание при беседе с продавцом
    • Проверка уровня и состояния масла в коробке автомат
    • Проверка качества работы АКПП при езде
  • Что в итоге

Как проверить исправность АКПП при первичном осмотре

Проверка АКПП

Сразу отметим, проверка коробки автомат является важнейшим этапом при подборе подержанного автомобиля. Частой и распространенной ошибкой является проверка только двигателя на машине б/у, оценка состояния кузова, выявление скрытых повреждений после ДТП и т.д. При этом трансмиссии  по тем или иным причинам не уделяется должного внимания.

Важно понимать, что при покупке машины с пробегом, АКПП нужно тщательно проверить.  Дело в том, что ремонт коробки автомат может оказаться дороже, чем капремонт ДВС или некоторые виды кузовных работ.

Итак, независимо от того, сколько лет подержанной машине и какой она имеет пробег, а также в каком состоянии находится ТС, нельзя на 100% узнать, как эксплуатировали тот или иной автомобиль. Получается, лучше сразу протестировать АКПП, чем платить за ремонт или даже замену агрегата.

Само собой, можно на каждой приглянувшейся машине сразу отправляться на СТО для диагностики, однако в этом случае потери времени и расходы на подбор подходящего варианта значительно возрастут. По этой причине нужно знать, как проверить коробку автомат прямо на месте. Итак, поехали!

На что обратить внимание при беседе с продавцом

Сервисная книга автомобиль ТО

Прежде всего, на срок службы АКПП сильно влияет качество обслуживания и особенности эксплуатации. Простыми словами, нужно понять, как предыдущий владелец обслуживал автомат. Следует задать несколько основных вопросов:

  • была ли коробка в ремонте (если да, почему и на каком пробеге, что ремонтировалось/менялось, где восстанавливалась АКПП, есть ли гарантия на работы);
  • когда обычно проводилась и когда была последняя замена масла в коробке автомат, а также по какой причине (по регламенту и по пробегу, по состоянию смазки или по другой необходимости);
  • какой способ был применен для замены масла в АКПП (замена со снятием поддона, частичная замена (освежение), аппаратная замена);
  • какую жидкость ATF заливали в коробку (оригинал или аналоги);
  • производилась ли замена фильтра АКПП и т.д.

Также важно попросить продавца фактически подтвердить ту информацию, которую он предоставляет (наличие сервисной книги с отметками, заказ-наряды, акты выполненных работ, чеки и т.д.).

Нужно учитывать, что реальный средний ресурс гидромеханических АКПП на практике составляет около 200-250 тыс. км. пробега, вариаторов около 150 тыс., роботов DSG 150-170 тыс. км. Если же коробку не обслуживали, каждый из указанных типов трансмиссий может выйти из строя уже к 80-100 тысячам.

В случаях, когда пробег у авто не большой (например, машина с «классическим» автоматом и реальным пробегом 120-130 тыс.км.), а также АКПП не ремонтировалась и комплексно обслуживалась каждые 50-60 тыс. км., тогда вероятность исправного состояния трансмиссии достаточно высокая.

Главное, чтобы использовались оригинальные трансмиссионные жидкости или высококачественные аналоги, а также регулярно менялся фильтр АКПП. В этом случае коробка волне может находиться в хорошем состоянии и иметь приемлемый остаточный ресурс (около 40-50%).

Однако если продавец наездил 80-90 тыс. км. и только что сменил масло перед продажей (масло на щупе чистое и прозрачное), или же масло не менялось и владелец утверждает, что автомат не обслуживаемый, тогда это повод для серьезной проверки АКПП на конкретном авто, обоснованного торга или полного отказа от покупки. 

Если пробег автомобиля с АКПП большой, тогда вполне вероятно, что коробка уже попадала на ремонт. Отметим, что это не всегда плохой показатель, так как качественно отремонтированный автомат может работать вполне нормально. Однако если человек недавно отремонтировал коробку и сразу продает машину, причем чеков, актов и гарантий на выполненные работы нет, от такой покупки лучше сразу отказаться.

Еще добавим, что нужно задавать вопрос касательно того, как эксплуатировался автомобиль. Самому следует отдельно обращать внимание на косвенные признаки, указывающие на тяжелую эксплуатацию. Например, пробег или возраст у машины небольшой, обслуживался данный  автомобиль регулярно, однако имеется фаркоп или следы от него, вызывает нарекания общее состояние кузова, ходовой части и т.д.  

Вполне возможно, что такой автомобиль эксплуатировался не по назначению, активно использовался в такси, для перевозки грузов, буксировки прицепа, ездил только по грунтовым дорогам, в горной или пересеченной местности и т.д. Как правило, явные или скрытые следы активной и агрессивной эксплуатации достоверно укажут на то, что у машины была «тяжелая» жизнь.  

Проверка уровня и состояния масла в коробке автомат

Проверка уровня масла в АКПП

Если после общения с продавцом подозрений не возникло, владелец заверяет, что менял масло в автомате регулярно, промывал или выполнял замену фильтров автомата, не перегружал автомобиль и т.д., тогда можно переходить к практическим тестам АКПП.

  • Проверки следует начинать с трансмиссионной жидкости ATF. Сначала рекомендуется проехать на автомобиле около 10-15 км, чтобы масло в АКПП полностью прогрелось.
  • Затем требуется поставить авто на ровную площадку, перевести коробку в режим P или N (в зависимости от модели авто), двигатель в большинстве случаев глушить не нужно.
  • Далее нужно открыть капот и извлечь масляный щуп АКПП, протереть чистой ветошью без ворса и вставить обратно. Затем щуп извлекается повторно.
  • Первым делом, обратите внимание на уровень масла (в норме, не ниже середины между отметками HOT и COLD, но не выше HOT). Также на щупе не должно быть видно следов вспенивания масла в АКПП.
      После того, как проверили состояние и уровень АТФ, масло также проверяется по запаху. Дело в том, что если масло в коробке автомат пахнет гарью, это указывает на то, что коробка работает ненормально и горят фрикционные диски (фрикционы). Запах горелого в масле АКПП является верным признаком того, что коробке требуется дорогостоящий ремонт.

      Если с уровнем все в порядке, нужно оценить состояние жидкости. Свежее масло прозрачное и чистое, обычно имеет красноватый оттенок. Если жидкость потемнела, однако незначительно, это указывает на то, что масло какое-то время работало. В этом нет ничего страшного, главное, чтобы не было заметно частиц металлической стружки, которая указывает на износ и разрушение деталей. Достаточно капнуть маслом на чистый лист бумаги и внимательно рассмотреть пятно.

Еще добавим, что на некоторых моделях авто с АКПП щупа коробки нет. В этом случае нужно быть готовым к тому, что потребуется немного открутить одну из пробок для слива (лучше отдельно изучить мануал), после чего провести проверки масла.

Проверка качества работы АКПП при езде

Как проверить коробку автомат проверка АКПП

После проверки масла нужно переходить к оценке того, как автомат переключает передачи, как работают режимы, когда автомобиль стоит, а также как ведет себя АКПП на ходу под разными нагрузками. 

  • Для проверки коробку нужно прогреть, затем машину следует остановить, нажать на тормоз и начать переключать разные режимы при помощи рычага селектора. Сначала переключать стоит медленно, задерживаясь в каждом режиме по 10 сек. Далее переключения следует выполнить быстрее (по 1 секунде в каждом режиме).
  • При этом нужно обращать внимание на то, нет ли явных задержек и провалов при переключениях режимов, посторонних шумов, вибраций, а также есть ли сильные толчки или рывки при смене одного режима на другой.
  • Также важно понимать, что незначительные толчки должны быть, это норма, указывающая на то, что режимы и передачи включаются. Самым сильным будет толчок, когда селектор переключается из режима «D» в «R» и наоборот. Однако рывков и вибраций, когда всю машину толкает или трясет, быть не должно.
  • Следующим этапом является проверка автомата при езде. Все тесты выполняются на прогретом двигателе и АКПП. Оптимально сразу найти для проверки ровный длинный отрезок дороги, где можно активно разгоняться и оттормаживаться.

Что касается тестов при езде, сначала нужно убедиться, что на панели приборов нет надписи «overdrive/off» (отключение повышающей передачи). Затем следует включить режим «D», после чего максимально плавно разгонять автомобиль с места 0-90 км/ч для проверки переключения передач «вверх». Затем также следует практиковать резкий старт с «педалью в пол».

После нужно выполнить плавный разгон до 30-40 км/ч с последующим резким ускорением (срабатывание режима кик-даун). Также нужно провести сначала разгон, затем отпустить педаль газа и не нажимать на тормоз, чтобы машина тормозила двигателем.

Далее применяется плавное торможение уже при помощи педали тормоза до полной остановки, а затем и экстренное торможение. Такие действия необходимы для оценки качества переключения передач «вниз».

В норме при плавных разгонах автомат должен переключать передачи почти незаметно (допускаются только легкие толчки) на сравнительно низких и средних оборотах при переключении (можно следить по тахометру). Если АКПП имеет 4 ступени, переключения обычно происходят на 2.5 – 3 тыс. об/мин., на  машине  с автоматом на 6 ступеней будет около 2 тыс. оборотов.

При этом не допускается никаких рывков, сильных толчков, вибраций, задержек во время переключения, пробуксовок АКПП и т.д. Коробка должна четко и своевременно включать все передачи. Если автомат работает со сбоями, это прямо указывает на его неисправность.

При резком старте и разгоне автомобиль должен ускоряться намного активнее, при этом обороты могут доходить до 5 – 6 тыс. Динамика разгона должна быть близкой к тому показателю, который указывает сам производитель авто. Например, если машина с автоматом по паспорту должна разгоняться до «сотни» за 10 сек, тогда разгонная динамика должна быть близкой к такой отметке.

Если же водитель жмет на газ, однако авто не разгоняется или разгон очень медленный, причем обороты двигателя высокие, это говорит о том, что коробка автомат буксует (пробуксовывают фрикционы). Тест на понижение передач при торможении или качении также настоятельно рекомендуется, так как в некоторых случаях именно при переключениях «вниз» можно заметить сбои в работе АКПП.

Если авто катится, например, со скоростью 90 км/ч, после того, как водитель перестает нажимать на газ, в норме скорость должна постепенно снижаться, при этом коробка автомат почти незаметно понижает передачи. Явные рывки, толчки, повышение оборотов, задержки при переключениях «вниз» указывают на проблемы и неисправности автомата.

Еще одним вариантом проверки гидромеханической АКПП является постановка машины «носом» вверх (заезд на подъем). После этого водитель отпускает педаль тормоза, но не нажимает на газ. Если подъем не слишком крутой, машина будет медленно двигаться вперед или стоять на месте. Откат назад недопустим для коробок данного типа.

  • Добавим, что в некоторых случаях еще можно провести так называемый Stall speed Test (Stall -Test АКПП, Сталл-Тест коробки автомат). Обратите внимание, такой тест без крайней необходимости проводить не рекомендуется!

Также следует в обязательном порядке заранее уведомить продавца о вашем желании провести подобную проверку, причем поставить в известность, что существуют определенные риски, возможны поломки или последующие нарушения в работе автоматической трансмиссии.

Как правило, коробка, которая уже изношена, но еще работает относительно нормально, после теста может начать сильно буксовать, загораются ошибки АКПП и т.д. Если коротко, для проведения теста водитель нажимает на тормоз, при этом, не отпуская педали тормоза, переводит коробку в режим D и одновременно жмет на газ до упора. При этом педаль газа нельзя удерживать нажатой больше 3-5 сек. 

После того, как проверка была завершена, нужно отпустить педаль газа, тормоз не отпускается,  а рычаг переключения передач переводится в N. Двигатель работает на холостых 3-5 минут, масло в АКПП за это время охлаждается. Затем проверку аналогичным образом проводят  в других режимах АКПП (кроме P и N)

Суть теста сводится к тому, что удается полностью открыть дроссельную заслонку, а также одновременно зафиксировать показания на тахометре.  Stall speed тест позволяет определить максимальные обороты двигателя при полностью нажатой педали газа, при этом они не должны отклоняться от строго определенных значений для той или иной модели АКПП.

Если обороты заметно выше, следует сразу отпустить газ, так как повышение оборотов указывает на пробуксовки коробки автомат в пакетах фрикционов. Если обороты меньше, это может указывать на неисправности гидротрансформатора АКПП. В случае, когда значение stall speed укладывется в норму, принято считать, что ГДТ, фрикционы и двигатель нормально работают.

Что в итоге

Как видно, существует несколько простых и доступных способов, которые позволяют предварительно проверить АКПП при покупке автомобиля б/у прямо на месте. Если работа трансмиссии и состояние масла в АКПП не вызывает замечаний, тогда можно смело отправляться на СТО, причем пренебрегать профессиональной и полной диагностикой авто в сервисе никак не стоит. 

Специалисты проверят кузов на предмет ДТП, осмотрят ходовую часть, оценят качество работы двигателя и коробки передач, проведут компьютерную диагностику ДВС и АКПП, считают ошибки в электронных блоках, осмотрят силовой агрегат и трансмиссию на предмет утечек.

При необходимости сотрудники автосервиса отдельно обращают внимание покупателя на наличие посторонних звуков во время работы агрегатов и узлов, указывают на детали, которые в скором времени нужно менять и т.д. В результате выявление тех или иных неисправностей и дефектов может стать серьезным основанием для аргументированного торга или полного отказа от приобретения конкретного подержанного автомобиля.

 

Диагностика неисправностей АКПП | Как проверить автоматическую коробку передач?

Диагностика неисправностей АКПП | Как проверить автоматическую коробку передач?

Автоматическая трансмиссия – достаточно сложный и тонкий агрегат. Она требует соответствующего ухода и обращения. Автовладелец должен знать как проверить акпп и провести диагностику, чтобы коробка работала надежно и прослужила долго. Так же необходимо четко соблюдать руководство по ее обслуживанию и эксплуатации.

Автоматическая трансмиссия – достаточно сложный и тонкий агрегат. Она требует соответствующего ухода и обращения. Автовладелец должен знать как проверить акпп и провести диагностику, чтобы коробка работала надежно и прослужила долго. Так же необходимо четко соблюдать руководство по ее обслуживанию и эксплуатации.

Регулярная диагностика АКПП поможет избежать серьезных неисправностей и в случае возникновения первых признаков поломки, решить проблему на раннем этапе ее развития.

Диагностика АКПП самостоятельно

На что обратить внимание перед покупкой авто с АКПП?

Управление автомобилем с автоматической коробкой передач очень комфортное и удобное. Но стоимость нового автомобиля с такой трансмиссией, несколько выше, чем аналог на «механике». Поэтому часто автолюбители обращаются к покупке подержанного авто. В этой ситуации необходимо быть очень внимательным и знать как проверить акпп перед покупкой авто. Вот некоторые советы, которые стоит запомнить и отказаться от покупки если:

  • ранее авто с АКПП находилось под такси;
  • коробка передач уже подвергалась ремонту;
  • машина восстановлена после аварии;
  • у автомобиля есть фаркоп (буксировка способствует износу АКПП).

Если не хотите покупать кота в мешке, то рекомендуем провести тщательную компьютерную диагностику коробки автомат в специализированном автосервисе.

диагностика коробки автомат

Причины поломки коробки автомат

Выход из строя автоматической КПП может быть вызван различными причинами, которые можно объединить в несколько смежных пунктов:

  • неисправность троса управления вследствие неверной регулировки или закисания;
  • поломка гидравлики или механической части системы;
  • износ фрикционных дисков;
  • выход из строя гидротрансформатора или муфты свободного хода;
  • неисправность электроники (например, блока управления);
  • нарушение общих настроек АКПП.

Если трансмиссия начала функционировать с отклонениями, появились подозрения на ее поломку, то необходима неотлагательная проверка коробки автомат. Чем быстрее будет выявлена причина, тем менее затратным будет ремонт.

Диагностика трансмиссии. Как проверить АКПП?

  • Типичные неисправности АКПП

Мы постарались собрать в одной статье все диагностические процедуры, которые помогут разобраться в том, что именно вышло из строя в автоматической коробке передач. Поиск поломки «автомата» советуем осуществлять в следующей последовательности:

  • проверка уровня и состояния масла;
  • визуальная проверка троса управления клапаном-дросселем;
  • stall test проверка на заторможенном автомобиле;
  • диагностика автомобиля в движении;
  • проверка давления масла.

Проверка уровня и состояния масла

как проверить уровень в акпп

Перед тем как приступить к данной процедуре, давайте детально разберемся, как проверить масло в АКПП. На самом деле, в этом нет ничего сложного. Запускаем двигатель автомобиля и переключаем селектор коробки на позицию «P» (паркинг). Пока авто работает на холостом ходу, проверяем масло. Вытаскиваем щуп, вытираем его и вставляем его обратно. После этого, снова вынимаем щуп и смотрим на каком уровне масло. Теперь необходимо протереть щуп белой бумагой. На бумажном листе не должно быть следов наличия металлической стружки либо прочих посторонних микроэлементов. Если масло потемнело (в идеале оно должно быть красного цвета), следовательно, его уже давно не меняли. На некоторых современных моделях авто с АКПП, указанный щуп отсутствует. В такой ситуации проверить уровень и состояние масла можно только в автосервисе.

Проверка уровня и состояния жидкости в акпп | Видео

Проверка регулировочного троса

Следующим этапом диагностики АКПП является проверка троса управления клапаном-дросселем или, как его еще называют – регулировочного троса. В процессе эксплуатации коробки передач, регулировочный трос изнашивается, что приводит к нарушению работы всей трансмиссии. В частности, о необходимости регулировки троса указывает преждевременное переключение передач на повышенных либо пониженных оборотах. Как следствие увеличивается износ основных узлов коробки, а также повышается расход топлива. Возможно, необходимо смазать трос или затянуть, если он ослаблен.

  • Как отрегулировать тросик АКПП?

Как проверить коробку передач автомат на стоящем автомобиле

Проверка акпп

Данную процедуру рекомендуем проводить в присутствии квалифицированного специалиста. Так называемый, Stall Test проводится на полностью заторможенном авто, при работающем на максимальную мощность моторе. В результате данного теста можно оценить тормозные свойства фрикционных дисков, качество работы гидротрансформатора и двигателя в целом.

Перед проверкой необходимо убедиться, что автомобиль надежно заторможен. Установите селектор АКПП в положение «P», а также включите основные и вспомогательные тормоза. Кроме того, зафиксируйте колеса какими-либо упорами. При проведении проверки, спереди и сзади автомобиля не должно находиться людей.

Данный тест не займет много времени. Для проверки автоматической коробки передач необходимо выполнить следующие действия:

  1. переключите селектор АКПП в режим «D»;
  2. максимально выжмите педаль управления дроссельной заслонкой;
  3. зафиксируйте максимальные обороты мотора;
  4. переведите рычаг коробки на «нейтралку» (положение «N») и дайте двигателю поработать на холостом ходу в течение хотя бы одной минуты, это охладит его.

Если во время данной процедуры появляются не типичные посторонние шумы в работе двигателя, то проверку необходимо срочно прекратить.

После этого, необходимо сравнить полученные показатели со значениями, установленными заводом-производителем. Если количество оборотов превышает показатели изготовителя, то вероятно, проблема в низком давлении в главной магистрали. Если, наоборот, количество оборотов не дотягивает до рекомендованного значения, то, скорее всего, пришла в негодность муфта свободного движения реактора гидротрансформатора.

Как проверить коробку автомат в движении автомобиля

Дорожные испытания – один из наиболее важных инструментов диагностики АКПП. В процессе данного теста осуществляется проверка следующих показателей работы трансмиссии:

  1. своевременность переключения передач;
  2. отсутствие рывков при движении;
  3. наличие сторонних шумов либо вибраций под капотом;
  4. правильность работы коробки в различных режимах движения;
  5. своевременный отклик коробки, отсутствие пробуксовок.

Если в результате данной проверки была выявлена пробуксовка автомобиля или не предусмотренный рост оборотов двигателя при переключении передач, то, скорее всего, пришли в негодность фрикционные диски или проблема в муфте свободного хода.

  • Что делать если АКПП пинается?

Проверка давления масла в акпп

Диагностика коробки автомат завершается проверкой давления масла. Данная процедура должна осуществляться в строгом соответствии с требованиями руководства по эксплуатации автомобиля. Это вызвано тем, что процесс данной диагностики разнится у каждой модели АКПП.

как проверить коробку автомат

После проверки необходимо сравнить полученные показатели со значениями, указанными производителем. Если есть отклонения от рекомендованных показателей, то можно говорить о наличии неисправностей в работе гидросистемы трансмиссии. Определение проблемного места зависит от опыта и знаний основ функционирования данной модели АКПП. Если таких знаний нет, то стоит обратиться к профессионалам в специализированный сервисный центр.

В процессе диагностики АКПП нельзя спешить, так как можно упустить важные детали. Также необходимо обращать внимание на мелочи, они помогут более детально разобраться в возможной проблеме. Самостоятельная диагностика коробки автомат не вызывает больших трудностей. С этим может справиться любой начинающий водитель. Тем не менее, если хотите полностью быть уверенным в АКПП, необходимо обратиться в СТО.

Проверка давления — Видео


Как проверить коробку автомат на исправность 24.03.2021 12:43

Автоматическая коробка передач – очень сложный с технической точки зрения агрегат, по стоимости относится к дорогим узлам. Нарушения работы становится не только причиной затратных ремонтов, но и аварийных ситуаций и иных больших проблем на дорогах.

Практический совет. Делать качественную проверку функциональности автоматической коробки передач лучше с помощью лицензированной компьютерной программы. Автомат имеет много установленных датчиков, контролирующих работу ответственных узлов и деталей.

компьютерная диагностика акпп

Но можно более-менее точно обнаружить неисправность и самостоятельно. Не надо думать, что проверка АКПП требуется только при покупке подержанных автомобилей, и для личной машины такой контроль всегда полезен. Надо знать, что даже исправная АКПП увеличивает расход топлива в сравнении с механической, а проблемы с ней еще больше ухудшают это параметр. Кроме того, теряется динамика автомобиля, появляются сложности при обгоне и т. д.

Проверка на ходу

С ее помощью можно узнать работоспособность коробки передач на данный момент, но она не обнаружит недавно появившиеся неисправности. К примеру, незначительные протечки, засоренность фильтра, проблемы с ЭБУ могут быть непродолжительными по времени и не иметь негативных последствий для АКПП на данный момент, но в дальнейшем они обязательно появятся. Для этого следует проверять агрегат еще по нескольким параметрам. Профессионалы советуют сделать небольшие тест-драйва.

1.    На прогретом двигателе на прямом участке медленно разогнаться до скорости примерно 60 км/ч, педаль газа примерно в среднем положении и по ходу ускорения нажим не меняется. АКПП за это время должна переключиться минимум два раза. Если этого не происходит – есть неисправности, влекущие большой расход топлива и ускоренный износ шестеренчатых пар.
2.    Разогнать авто до ≈ 80 м/ч и принудительно снизить скорость на одну передачу, для этого следует нажать кнопку Overdrive. Автомобиль должен немного дернуться, обороты двигателя возрасти, через несколько секунд режим движения стабилизируется. Если это не так – АККП имеет проблемы. Еще один способ проверки переключения на низшие передачи – после значительного разгона сбросить газ. Машина постепенно должна понижать передачи, движение мягкое без толчков и рывков.
3.    При трогании нажать педаль газа резче, чем это делается обычно. Обороты намного увеличились, а автомобиль только начинает двигаться – проблема. Неопытным автолюбителям определить эти отличия сложно, а профессионалам они укажут на износ или пробуксовку фрикционных дисков.
4.    Проверить разгон до сотни. Нажать на педаль газа до упора, автомобиль должен быстро ускоряться и набирать сотню согласно техническим характеристикам.

проверка автомата на ходу

При движении следует постоянно следить за показаниями тахометра. При скорости 90 км/ч на автомате с четырьмя скоростями обороты двигателя 2500–3000 об./мин., на шестиступенчатом автомате обороты примерно 2000 об./мин. На приборной панели должна высвечиваться высшая передача. Если обороты достигли заводских нормативов, а АКПП не переключилась на максимальную передачу, то она неисправная.

Еще один способ – переключать положение рычага на работающем двигателе, поочередно проходить режимы движения, стоянки, нейтральной и задней, интервал стояния на каждой примерно 10 секунд. Автомобиль не должен сильно дергаться, обороты не меняются, нагрузка на двигателе не появляется. Вначале следует переключать медленно, а потом сократить интервал до одной секунды. Педаль тормоза должна быть постоянно нажатой.

Важно! Для лучшего понимания состояния АКПП следует знать, что ресурс гидромеханических ≈ 250 тыс. км пробега, вариаторных ≈150 тыс. км, роботов DSG ≈170 тыс. км. Это при выполнении регламентных требований ТО производителей.

Необслуживаемых автоматических коробок передач не бывает, такие заверения ¬– уловки нечестных маркетологов, они гарантированно выйдут из строя без обслуживания. Поломки будут очень сложными, требовать больших затрат времени и денег. Кроме того, придется искать очень ответственных и честных механиков, установка в АКПП нелицензированных деталей китайского производства – катастрофа для такого сложного и чувствительного агрегата. Необслуживаемая коробка означает, что ее следует проверять и ремонтировать только в специализированных мастерских. Она не обслуживается дилетантами, так понимают этот термин производители.

Хорошо сделать стоп-тест – проверяется одновременно коробка и тормоза. На скорости 60–70 км/ч надо резко затормозить. На исправной АКПП сброс скорости быстрый, без длительных задержек между переключениями передач и рывков. Можно проверить АКПП торможением двигателем. Разогнать автомобиль примерно до 90 км/ч и отпустить педаль газа. Скорость должна понижаться плавно без рывков, при этом обороты двигателя по тахометру остаются почти неизменными.

Тест на пробуксовку фрикционов коробки делается следующим образом. Надо нажать тормоз, включить режим движения и полностью выжать педаль газа, через 4–5 секунд отпустить ее. Показатель максимальных оборотов должен укладываться в нормативные параметры, если они выше – фрикционные диски буксуют, если ниже – проблемы функционирования гидротрансформатора. Надо знать, что такая проверка очень рискованная, должна выполняться только профессионалом.

Все проверки в движении надо делать очень внимательно, ни в коем случае не нарушать правила дорожного движения, выбирать для этого подходящие участки дороги.

Проверка АКПП на стоянке

Первым делом рекомендуется осмотреть поверхности для выявления протечек масла. Делать это непросто, АКПП расположена в неудобном для осмотра месте. Надо пользоваться дополнительным освещением, лучше это делать на подъемнике. Но даже в гараже утром можно заметить протечки масла.

Должно насторожить большое количество грязи на корпусе, пыль быстро прилипает к незначительным протечкам и маскирует их. Сразу обращается внимание на наличие механических повреждений, глубокие царапины, вмятины на поддоне указывают о различных происшествиях, в том числе и авариях.

проверка коробки на стоянке

Далее следует проверить уровень масла в коробке, делать это надо на прогретом двигателе. Можно через несколько минут после заезда на стоянку, а можно после прогрева. Правда, не все типы коробок передач имеют щуп. У некоторых придется откручивать заливное, оно же и контрольное, отверстие, или уровень проверяется по специальному окну. Разумеется, что автомобиль должен стоять горизонтально. Темное масло еще не признак проблем с агрегатом. Но вот запах горелого – большая неприятность, она свидетельствует о том, что горят фрикционы, надо немедленно обращаться в СТО.

Послесловие

Автоматическая коробка передач настолько сложный агрегат, что сделать качественную диагностику можно лишь на специализированных СТО. Они должны иметь профессиональных и ответственных специалистов, полный комплект специального оборудования, инструментов и лицензированные компьютерные программы. Результаты вышеописанных проверок могут лишь насторожить владельцев автомобилей, визит на станцию техобслуживания обязательно придется делать в кратчайшие сроки.

На чтение 7 мин Просмотров 1.1к. Опубликовано

При покупке автомобиля б/у важно убедиться в отсутствии проблем с исправностью узлов и агрегатов. А если машина оснащена автоматической коробкой передач, оценка АКПП – обязательная процедура, учитывая сложность восстановления этого оборудования, если пропустить износ важных деталей. Необходимо представлять, как проверить автомат, с учетом параметров, которые предстоит оценить, алгоритма действий, перечня основных тестов.

Проверка АКПП при первичном осмотре, что спросить у продавца

Автомобильный автомат – сложный, дорогой механизм. Цена машины, оснащенной автоматической трансмиссией, почти на четверть превышает аналогичную модель с механикой. На вторичном рынке можно найти недорогие авто, но при этом важно знать, как проверить АКПП. Ведь если коробка не пригодна к дальнейшей эксплуатации, замена может стоить до трети общей цены автомобиля.

Многое можно проверить при первичном осмотре, а информацию к размышлению получить от предыдущего владельца.

Даже незначительный пробег и отсутствие внешних повреждений не исключают неисправности автомата. Лучше предварительно проверить коробку, чем платить за последующий ремонт.

Диагностика АКПП
Диагностика и ремонт АКПП

Ресурс АКПП зависит от качества ухода за трансмиссионным механизмом. Чтобы проверить, насколько изношена коробка, потребуется получить у предыдущего владельца сведения по следующим вопросам:

  1. Подвергали ли трансмиссию ремонту. При положительном ответе – по какой причине, какие детали меняли. Обращались ли в сервисный центр или восстанавливали самостоятельно.
  2. Как часто меняли масло (если вообще проводили эту процедуру), какой смазочный продукт заливали. По каким условиям определяли необходимость обслуживания АКПП – по симптоматике, пробегу или календарному сроку.
  3. Каким способом проводили замену трансмиссионной жидкости – полностью либо частично, самостоятельно или в автосервисе.
  4. Меняли ли масляный фильтр и пр.

Указанные продавцом сведения нужно проверить, затребовав подтверждения в виде записей в сервисном журнале, чеками с сервисных центров и т. п.

Проверяя АКПП, важно учесть, что срок службы классического автомата составляет до 200 000 км пробега, вариаторной трансмиссии – около 150 000 км, роботизированной коробки – до 170 000 км. А если агрегат не обслуживали в соответствии с регламентом изготовителя, этот период может сократиться вдвое.

АКПП GM 4T40E

АКПП
Вариатор CVT
Вариатор CVT
Робот с двумя сцеплениями
Робот

При небольшом пробеге до 130 000 км с регулярной заменой масла (даже частичной) через каждые 60 000 км или чаще, вероятность износа трансмиссионных узлов небольшая.

Но если предыдущий владелец отъездил почти «сотку», заменив жидкость непосредственно перед продажей, нет смысла покупать машину, автомат которой вскоре выйдет из строя.

Если покупатель, проверив АКПП, убедится в неудовлетворительном качестве смазки, свидетельствующей, что обслуживание коробки не проводили, лучше отказаться от сделки или предложить продавцу сбросить цену.

Еще одна ситуация, при которой покупка не оправдана, – если собственник продает авто сразу после восстановления автомата, а содержание и характер ремонта не подтверждает документально.

Состояние АКПП можно проверить и по косвенным признакам, указывающим на интенсивную эксплуатацию машины.

Присутствие дефектов кузова, подвески, установленный фаркоп или следы от этого устройства предупреждают о вероятном использовании транспорта не по назначению, езде по плохим дорогам, буксировании других автомобилей. В этих условиях автомат изнашивается особенно интенсивно, поэтому лучше отказаться от приобретения и поискать другие варианты.

Основные тесты и проверки классического автомата

После предварительного осмотра автомобиля и беседы с продавцом, автомат нужно проверить, выполнив ряд тестов, позволяющих оценить состояние автоматической трансмиссии.

1. Stall Test (стоп тест)

Это универсальный способ тестирования, чтобы быстро проверить состояние трансмиссии. Проверка автомата по методике Stall Speed Test показывает, насколько изношены фрикционы, узлы гидротрансформатора, пригодность трансмиссионной жидкости.

Фрикционы и стальные диски

Фрикционы и стальные диски
Схема устройства фрикционов
Схема устройства фрикционов

Этот тест, чтобы проверить состояние АКПП при покупке, проводят в таком порядке:

  1. Прогревают мотор и трансмиссию – для этого нужно проехать около 10 км или немного больше.
  2. Устанавливают авто на ровную поверхность.
  3. До упора вдавливают педаль тормоза стопой левой ноги.
  4. Селектор переключают в режим Драйва для движения вперед.
  5. Стопой правой ноги активно выжимают педаль акселератора, удерживая в крайнем положении. При этом проверяют значение оборотов, фиксируемое тахометром. Когда они начнут падать, проверку останавливают.

Чтобы предупредить неблагоприятные последствия для трансмиссии, ввиду активной нагрузки при этом тесте, газ не стоит удерживать выжатым более 5 секунд.

Обычно обороты достигают от 2 до 3 тысяч. Среднее значение для 2/3 машин составляет 2 200.

Если коленвал вращается с частотой менее 2 000 витков в минуту, это указывает на проблемы с мотором, не способным развить должную мощность. При фиксировании значения меньше указанного еще на 500 оборотов (в пределах 1 500), велика вероятность поломок «бублика» или просроченной замены трансмиссионной жидкости в автомате.

Повышенная частота вращения (свыше 3 000 об/мин) указывает на предельный износ фрикционов в коробке, что свидетельствует о почти полном исчерпании ресурса трансмиссии.

При любых отклонениях по результатам этого тестирования (в большую или меньшую сторону), от покупки лучше воздержаться.

2. Начало движения

Работоспособность автомата можно проверить по тому, как машина трогается с места. Для корректности проверки авто устанавливают на ровной поверхности. Выжав тормоз, переводят селектор в позицию Драйва, отпускают педаль, не нажимая на акселератор.

Если машина начнет двигаться, это свидетельствует о выработке фрикционов.

Аналогичным способом коробку проверяют в режиме заднего хода.

3. Разгон и торможение

Не менее важно проверить, как ведет себя автомат при разгоне и торможении. Для этого при движении вперед, примерно на треть выжимают акселератор. Машина должна разгоняться постепенно, без рывков или толчков. Выжидают, пока последовательно не сработают все скорости.

Когда включится крайняя передача, в аналогичном порядке замедляют движение. Также должны сработать последовательно все скорости в обратном порядке.

Далее проверяют коробку автомат таким же способом, но газ выжимают на 2/3. Это должно увеличить интенсивность разгона. Может ощущаться срабатывание передач, но без рывков.

4. Проверка на кик-даун

При этом тесте машину проверяют на переход трансмиссии в режим кик-дауна. При движении вперед на скорости около 80 км/ч, резко выжимают до крайнего положения педаль акселератора.

При правильной настройке коробки, сбрасывается одна или две передачи. Машина должна ехать на третьей или четвертой скорости, при ощутимо возросших оборотах, интенсивно разгоняясь.

5. Проверка уровня масла, его утечек

Не менее важно проверить качество и уровень трансмиссионной жидкости. Первым делом нужно убедиться в отсутствии следов утечек смазки. Проверку проводят визуально, загнав авто на яму.

Уровень масла проверяют по щупу, предварительно разогрев коробку. Отметка должна быть в верхнем диапазоне «НОТ».

Проверка уровня масла в АКПП
Проверка уровня масла в АКПП

Если конструкция автомата исключает щуп, проверить уровень жидкости можно по интенсивности ее вытекания из переливного отверстия. Она должна исходить тонкой струйкой.

В нормальном состоянии масло сохраняет прозрачную структуру, красноватый цвет. Если оно почернело, стало излишне густым, это указывает на то, что пропущен срок замены.

При нормальном уровне масло вытекает тонкой струйкой. В этом случае доливать его в коробку передач не нужно.

При нормальном уровне масло вытекает тонкой струйкой. В этом случае доливать его в коробку передач не нужно.
Цвет масла: от свежего до непригодного (слева направо)
Цвет масла: от свежего до непригодного (слева направо)
Непригодное масло, наличие металлической стружки
Непригодное масло, наличие металлической стружки

Диагностика на СТО

При отсутствии должного опыта у покупателя, лучше проверить АКПП в сервисном центре. Профессионалы справятся с этой задачей. А расходы на проверку вполне оправданы, учитывая дороговизну ремонта трансмиссии.

Ревизия трансмиссионного механизма стоит около 2 000 руб. Мастера могут демонтировать автомат, разобрать и оценить состояние деталей, заменить трансмиссионную жидкость. Но к разборке стоит приступать лишь при наличии признаков, указывающих на износ критических узлов.

Заключение

При покупке подержанного автомобиля, всесторонняя проверка АКПП убережет нового владельца от значительных расходов. Учитывая конструктивную сложность современных автоматов, высокие цены на запчасти, лучше заранее проверить трансмиссионный механизм. Даже если проверка потребует определенных расходов на привлечение специалистов, затраты на ремонт окажутся намного выше, если купить машину с неисправной коробкой.

Возможно, вы знаете еще какие-то способы проверить автомат перед покупкой? Поделитесь ими в комментариях. Сохраните статью в закладках, чтобы полезные советы не потерять.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как проверить книгу на ошибки
  • Как проверить мат плату на ошибки
  • Как проверить климат контроль на ошибки
  • Как проверить компьютер на системные ошибки виндовс 10
  • Как проверить макбук на ошибки