Оформление домашней работы и работы над ошибками.
1. Оформление домашней работы соответствует единым требованиям к оформлению письменных работ (см.памятку).
2. Слова «Упражнение №», «Задание №» не пишутся.
3. Работа над ошибками делается сразу после домашней работы.
· Если в этот день есть письменное задание в тетради (см. пример), то слова «Работа над ошибками» пишутся без пропуска строк. Дата еще раз не прописывается, она указана в домашней работе.
Восьмое сентября.
Домашняя работа.
Залез муравей в старый пень, а щёлку щепкой прикрыл.
Работа над ошибками.
7. Жизнь, жили.
=- =-
/
/
9. Лиса – лисы, дома – дом.
— = — =
· Если в этот день письменного упражнения в рабочей тетради нет (в домашней работе), то от классной работы отступаем 2 строки вниз и оформляем работу над ошибками с указанием даты.
Восьмое сентября.
Классная работа.
Откуда ни возьмись ястреб: схватил крикуна и унёс к себе на ужин.
Восьмое сентября.
Работа над ошибками.
7. Жизнь, жили.
=- =-
/
/
9. Лиса – лисы, дома – дом.
— = — =
4. В работе над ошибками прорабатываются все ошибки, допущенные в классной работе. Если во время выполнения домашней работы также допускаются ошибки, то и они должны быть включены в данную работу над ошибками.
5. Работа проводится всегда с помощью памятки «Орфограммы» (см.памятку).
6. Работа над устранением ошибки выглядит следующим образом:
· каждый тип ошибки – с новой строки.
· Вначале строки указан номер ошибки (орфограммы) по памятке «Орфограммы». Не порядковый номер 1, 2, 3 …, а именно номер данного типа ошибки, который указан в памятке (Пример: 7. Гласные после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу). 9. Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением).
· Орфограмма подчеркнута зеленой ручкой. Иные выделения и подчеркивания делаются простым карандашом (части слова, ударение и т.д.).
· Работа с орфограммой строго по памятке. Если в памятке указано, что необходимо подобрать проверочное слово, оно пишется через « — ».
/
/
9. Лиса – лисы, дома – дом.
— = — =
Памятки
Памятка №7.
Оформление письменных работ по
русскому языку в тетрадях с широкой строкой
Переход на работу в тетрадях с широкой строкой осуществляется с 3 класса с
учётом наличия у учащихся успешно сформированного навыка каллиграфического
письма.
Со 2 класса идёт подготовка к такому переходу. Сначала учащиеся будут писать на
отдельных листах с широкой строкой, вложенных в рабочие тетради (3 четверть), а
в 4 четверти — постепенно переходить полностью на работу в тетрадях с
широкой разлиновкой. Такой переход в конце 2 класса — это поощрение для
учащихся с хорошим почерком.
Правила
оформления работ в тетради с широкой строкой остаются
прежними, но есть некоторые дополнения:
1. Высота
строчных букв примерно 3 — 4 мм, заглавных -7 мм (строчные
буквы занимают по высоте половину строки или чуть ниже, заглавные немного не
доводят до верхней линии строки)
2. Элементы,
выступающие за границу нижней линии прописываются на 3-4 мм вниз.
3. Текст
нового задания начинается с красной строки (отступ вправо
на 1,5-2 см), на последующих строчках дополнительных полей с пропуском не
должно быть.
4. Использование
правил переноса обязательно. Не допускается необоснованное наличие пустых мест
на строке.
5. В
ходе выполнения одной работы по русскому языку строчки не пропускаются.
6. Новая
страница начинается с самой верхней строки. Дописывается страница до конца,
включая последнюю строку.
7. Между
работами (классной, домашней) следует пропускать 2 строчки (пишем на третьей)
Образец оформления работы
Памятка №6.
Памятка для работы над ошибками по
русскому языку
При выполнении работы над ошибками
надо придерживаться следующих правил:
— не
надо переписывать весь текст, надо исправлять отдельные ошибки, допущенные в
словах;
—
каждую ошибку исправляем на новой строке (если можно
объяснить — объясняем, если нельзя — пишем слово целую строчку (запоминаем));
—
карандашом подчёркиваем (правильно выделяем) орфограмму;
—
если допущены ошибки в оформлении предложений (начато предложение с
маленькой буквы), надо записать предложение правильно и подчеркнуть
заглавную букву в первом слове;
—
если допущены ошибки в заданиях к тексту, надо выполнить задания правильно.
Для правильного графического
обозначения орфограмм пользуйтесь памяткой
(красным цветом обозначены номера
орфограмм, которые во 2 классе не изучаются, но встретиться в текстах могут)
Памятка №5.
Подписываем тетради
Во втором классе учащиеся
подписывают тетради сами. Первые тетради (как образцы) и тетради для
контрольных работ могут подписать родители, а следующие — дети.
Размещать надписи при подписывании тетрадей надо по данному
образцу. В конце предложения (после имени) ставится точка. Если на тетрадной
обложке никаких печатных надписей нет, тогда всё нужно написать от руки.
Памятка №4.
Лента букв
Информация о звуках и буквах очень
обширна для первоклассников. Запомнить её в полном объёме поможет лента букв.
Памятка №3.
Учим алфавит
Запоминаем написание и название букв
русского алфавита.
Памятка №2.
Учим состав чисел
Запоминаем состав чисел 1 — 20.
Памятка №1.
Правила оформления письменных работ
по русскому языку и математике
Общие
положения
· Все
записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.
· Обязательно
следует заполнять учащимся строчки, прописанные учителем (элементы букв, слоги,
цифры, которые требуют корректировки).
· Обязательна
система работы над ошибками (перед каждой «Домашней работой» следует
оформить «Работу над ошибками», в которой нужно исправить ошибки,
допущенные в предыдущих двух работах (классной и домашней).
Русский
язык
1. После
каждой классной (домашней) работы следует отступать 2 строчки (пишем на
третьей).
2. При
оформлении красной строки надо сделать отступ не менее 2 см (2 пальца).
3. В
ходе всей работы не пропускаем ни одной строки.
4. При
оформлении работ на новой странице следует писать с самой верхней строки,
дописывая до конца страницы, включая последнюю строку.
5. Слева,
при оформлении каждой строки, отступаем по единой вертикальной линии (от края
не более 5 мм).
6. Справа
дописываем до конца строки, используя нормативный перенос слов. Необоснованно
пустых мест в конце каждой строки быть не должно.
7. При
записи в столбик слова пишутся со строчной буквы без знаков препинания.
8. Запись
даты написания работы ведется по центру рабочей строки. В 4 классе допускается
в записи числа писать имена числительные прописью.
9. Запись
названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска строки) по
центру и оформляется как предложение. (Классная работа. Домашняя работа. Работа
над ошибками.)
10. Номера всех
упражнений указываются по центру строки. (Например, Упр. 14.)
11. Все подчёркивания
следует проводить остро отточенным простым карандашом по линейке (в некоторых
видах работ допускается подчёркивание без линейки).
12. Переход учащихся на
работу в тетради в широкую линейку происходит в 3 классе. Допускается переход
на работу в тетрадях в широкую линейку в 4 четверти 2 класса (по усмотрению
учителя при наличии у учащегося успешно сформированного навыка письма).
13. При письменном
морфемном разборе слов необходимо более чётко и аккуратно выделять границы
каждой морфемы.
Математика
1. Между
классной и домашней работой следует отступать 4 клетки (на 5 клетке начинаем
писать следующую работу).
2. Между
видами заданий в классной и домашней работах следует отступать 1 клетку.
3. Между
столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенств отступаем 4 клетки
вправо, пишем на 5-ой.
4. Номера
заданий следует записывать в центре строки.
5. Число
пишут традиционно в центре строки. В 4 классе допускается запись числа на полях
(например, 17.03.14), тогда оно записывается на той же строке, где и «Домашняя
(классная) работа», т.е. на пятой клетке по вертикали.
6. При
решении задач допускается краткая запись задачи (в любом варианте), если она
помогает учащемуся.
7. При
решении задачи по действиям допускается запись пояснений к каждому действию и
краткий ответ. При решении задачи выражением ответ следует писать полный.
8. Ответ
задачи следует записывать от начала строки через 1 клетку после решения.
Образец оформления работ
Памятка
для работы над ошибками
на уроках русского языка в начальной школе
На уроках
русского языка предлагаем учащимся для выполнения самостоятельной работы над
ошибками следующую памятку:
Работа над ошибками (р.н.о.)
1. Запомни!(Пропиши словарное слово 3 раза, поставь ударение, выдели
орфограмму)
2. Проверь!(Подбери проверочное слово, выдели орфограмму и корень)
3. Докажи!(Выдели орфограмму, объясни, запиши ещё 2 – 3 слова на это же
правило)
Данная
памятка отличается от большинства других своей простотой и краткостью.
Опыт
работы показывает, что большинство ошибок допускают именно слабоуспевающие
учащиеся и их зачастую пугают памятки-книжки, состоящие из 15-20 пунктов,
соответствующих разным правилам русского языка. Их объёмные инструкции не
всегда понятны детям и зачастую выполняются механически. Таким образом, дети
допускают в работе над ошибками ещё больше ошибок, чем в самом диктанте.
Данная
памятка для применения вводится постепенно. Сначала на примере словарных слов
выполняется простейшая репродуктивная работа. После изучения корневых
проверяемых орфограмм вводится второй пункт памятки. А работа с третьим пунктом
происходит на протяжении всего курса начальной школы в процессе изучения
орфограмм, не поддающихся проверке. Изучив новую орфограмму, сразу обращаем
внимание, как можно доказать орфограмму в случае ошибки.
Правильно
организованная, систематическая работа по предупреждению и исправлению ошибок,
недочётов, является одним из путей повышения качества обучения. Без этой работы
вообще теряется смысл многочасового труда учителя по проверке тетрадей.
ПАМЯТКА РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ
по русскому языку (1-4 классы)
УМК «Начальная школа XXI век»
№ ошибки |
Орфограмма |
Алгоритм |
1 |
Большая |
Выпиши слово правильно (поставь Делай |
2 |
Большая |
Выпиши правильно Делай |
3 |
Пропуск, |
Запиши слово 3 Делай |
4 |
Состав |
Выпиши слово (поставь Делай |
5 |
Перенос |
Выпиши слово. Делай |
6 |
Гласные |
Выпиши слово Делай |
7 |
Сочетания |
Выпиши слово правильно (поставь Делай |
8 |
Ударение |
Выпиши слово и поставь |
9 |
Безударная |
Подбери проверочное слово Делай |
10 |
Безударная |
Запиши слово правильно Делай Сегодня дует сильный |
11 |
Парные |
Подбери проверочное слово Делай |
12 |
Непроизносимые |
Подбери проверочное слово Делай Весть – известие. |
13 |
Удвоенные |
Выпиши правильно слово и Делай |
14 |
Ь – |
Выпиши слово правильно и Делай |
15 |
Разделительный |
Выпиши слово правильно и Делай |
16 |
Разделительный |
Выпиши слово правильно и Делай |
17 |
Правописание |
Выпиши предлог и Делай К берегу – к (крутому) берегу. |
18 |
Морфологический |
Смотри схему разбора в |
19 |
Правописание |
Выпиши предлог и Делай |
20 |
Гласные |
Выпиши правильно слово и Делай |
21 |
Правописание |
Выпиши слово, выделив Делай |
22 |
Ь после |
Выпиши это слово, Делай |
23 |
Правописание |
Выпиши имя Делай |
24 |
Морфологический |
Смотри схему разбора в |
25 |
Правописание |
Выпиши имя прилагательное Делай |
26 |
Морфологический |
Смотри схему разбора в |
27 |
НЕ с |
Выпиши глагол с НЕ и Делай |
28 |
Правописание |
Выпиши глагол правильно (выдели Делай Ставит – ставить – 2 спр. |
29 |
Ь на |
Выпиши глагол правильно (выдели Делай |
30 |
Морфологический |
Смотри схему разбора в |
31 |
Правописание |
Выпиши слово 3 раза. Делай Запомни! Наречия пишутся |
32 |
Морфологический |
Смотри схему разбора в |
33 |
Синтаксический |
По схеме, данной |
34 |
Однородные |
Выпишите предложение. Делай Ветер (что сделал?) |
35 |
Сложные |
Выпиши предложение, |
Нормы оценок в начальной школе в
соответствии с ФГОС
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО МАТЕМАТИКЕ
Работа,
состоящая из примеров:
«5» —
без ошибок.
«4» -1
грубая и 1-2 негрубые ошибки.
«3» —
2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.
«2» —
4 и более грубых ошибки.
«1» —
все задания выполнены с ошибками.
Работа,
состоящая из задач:
«5» —
без ошибок.
«4» —
1-2 негрубых ошибки.
«3» —
1 грубая и 3-4 негрубые ошибки.
«2» —
2 и более грубых ошибки.
«1» —
задачи не решены.
Комбинированная
работа:
«5» —
без ошибок
«4» —
1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.
«3» —
2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть
верным.
«2» —
4 и более грубые ошибки.
Контрольный
устный счет:
«5» —
без ошибок.
«4»
-1-2 ошибки.
«3» —
3-4 ошибки.
Грубые
ошибки:
1.Вычислительные
ошибки в примерах и задачах.
2.
Ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий.
3.
Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий,
лишние действия).
4. Не
решенная до конца задача или пример
5.
Невыполненное задание.
Негрубые
ошибки:
1.Нерациональный
прием вычислений.
2.
Неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи.
3.
Неверно сформулированный ответ задачи.
4.
Неправильное списывание данных (чисел, знаков).
5.
Недоведение до конца преобразований.
За
грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.
За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по
математике снижается на 1 балл, но не ниже «3».
ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
Цель:
проверка знаний, умений, навыков учащихся.
1.
Самостоятельная работа:
а)
должна присутствовать на каждом уроке (15-20 минут);
б)
предусматривает помощь учителя;
в)
может быть раздроблена и использоваться на разных этапах урока.
Цель
работы:
1)
закрепление знаний;
2)
углубление знаний;
3)
проверка домашнего задания;
Начиная
работу, сообщите детям:
1)
время, отпущенное на задания;
2)
цель задания;
3)в
какой форме оно должно быть выполнено;
4) как
оформить результат;
5)
какая помощь будет оказана (не только «слабому» ученику, но и «сильному», т.к.
его затруднение может быть вызвано такой причиной, как недомогание)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
а)
задания должны быть одного уровня для всего класса;
б)
задания повышенной трудности выносятся в «дополнительное задание», которое
предлагается для выполнения всем ученикам и оценивается только оценками «4» и
«5»; обязательно разобрать их решение при выполнении работы над ошибками;
в) за
входную работу оценка «2» в журнал не ставится;
г)
оценка не снижается, если есть грамматические ошибки и неаккуратные
исправления;
д)
неаккуратное исправление — недочет (2 недочета = 1 ошибка).
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДИКТАНТ
Объем
диктанта:
1-й
класс- 15 — 17 слов.
2-й
класс — 1 — 2 четверть — 25 — 35 слов, 3 — 4 четверть — 35 — 52 слова.
3-й
класс — 1 — 2 четверг — 45 — 53 слова, 3 — 4 четверть — 53 — 73 слова.
4-й
класс — 1 — 2 четверть — 58 — 77 слов, 3 — 4 четверть — 76 — 93 слова.
Оценки.
«5» —
за работу, в которой нет ошибок.
«4» —
за работу, в которой допущение 1-2 ошибки.
«3» —
за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.
«2» —
за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Учет
ошибок в диктанте:
1.Повторная
ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку (например, ученик дважды в
слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).
2.
Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две
ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву
«с» вместо «з» в слове «повозка».
Ошибкой
считается:
1.Нарушение
орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск,
перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
2.
Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен
программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
3.
Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с
программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если
следующее предложение написано с большой буквы.
Примечание
При
оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее
выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за
исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только
последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в
таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При
оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык. При оценивании
работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок.
ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Оценки:
«5» —
без ошибок.
«4» —
правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
«3» —
правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
«2» —
правильно выполнено менее 1/2 заданий.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
«5» —
за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» —
за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1-2 исправления.
«3» —
за работу, в которой допущены 2-3 ошибки.
«2» —
за работу, в которой допущены 4 и более ошибок (2 класс); 3 и более ошибок (3-4
классы)
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
Объем:
2-й
класс — 8-10 слов.
3-й
класс- 10-12 слов.
4-й
класс — 12-15 слов.
Оценки:
«5»
-без ошибок.
«4» —
1 ошибка и 1 исправление.
«3» —
2 ошибки и 1 исправление.
«2»
-3-5 ошибок.
ТЕСТ
Оценки:
«5» —
верно выполнено более 3/4 заданий.
«4» —
верно выполнено 3/4 заданий.
«3» —
верно выполнено 1/2 заданий.
«2» —
верно выполнено менее 1/2 заданий.
ИЗЛОЖЕНИЕ
«5» —
правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и
орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.
«4» —
незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные
(1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки,1-2 исправления.
«3» —
имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные
нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений,
беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.
«2» —
имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов,
главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения
мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне
однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений. «1» — совсем
не передан авторский текст, 9 и более орфографических ошибок.
Примечание
Учитывая,
что данный вид работ в начальной школе носит обучающий характер,
неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения.
АЛГОРИТМ СПИСЫВАНИЯ
1.Прочитай
предложение, чтобы понять и запомнить его (орфоэпическое чтение).
2.
Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
3.
Выдели орфограммы в списываемом предложении.
4.
Прочитай предложение так, как оно записано, то есть так, как будешь его себе
диктовать (орфографическое чтение).
5.
Повтори, глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.
6.
Пиши, диктуя себе, как проговаривал два последних раза.
7.
Проверь написанное предложение, отмечая дужками слоги в словах.
8.
Подчеркни орфограммы в словах.
ТЕМП И ОЦЕНИВАНИЕ ЧТЕНИЯ
1-й
класс I четверть 5-10 сл/м II четверть 11-15сл/м III четверть16-24 сл/м IV
четверть 25-30 сл/м
2
класс 25-30 сл/м 31 -40 сл/м 41-45 сл/м 46-50 сл/м
3 класс
50-54 сл/м 55-60 сл/м 6 1-69 сл/м 70-75 сл/м
4
класс 70-74 сл/м 75-80 сл/м 81-90 сл/м 91 -95 сл/м
Объём,
оцениваемый при выразительном чтении:
2
класс- 1/4 страницы
3
класс- 1/3 стр.
4
класс- 1/2 стр.
Оценки
выставляются, как за диктант (каллиграфия аналогична выразительности)
Нормы оценок в начальной школе в соответствии с ФГОС
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО МАТЕМАТИКЕ
Работа,
состоящая из примеров:
«5» —
без ошибок.
«4» -1
грубая и 1-2 негрубые ошибки.
«3» —
2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.
«2» —
4 и более грубых ошибки.
«1» —
все задания выполнены с ошибками.
Работа,
состоящая из задач:
«5» —
без ошибок.
«4» —
1-2 негрубых ошибки.
«3» —
1 грубая и 3-4 негрубые ошибки.
«2» —
2 и более грубых ошибки.
«1» —
задачи не решены.
Комбинированная
работа:
«5» —
без ошибок
«4» —
1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.
«3» —
2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть
верным.
«2» —
4 и более грубые ошибки.
Контрольный
устный счет:
«5» —
без ошибок.
«4»
-1-2 ошибки.
«3» —
3-4 ошибки.
Грубые
ошибки:
1.Вычислительные
ошибки в примерах и задачах.
2.
Ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий.
3.
Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий,
лишние действия).
4. Не
решенная до конца задача или пример
5.
Невыполненное задание.
Негрубые
ошибки:
1.Нерациональный
прием вычислений.
2.
Неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи.
3. Неверно
сформулированный ответ задачи.
4.
Неправильное списывание данных (чисел, знаков).
5.
Недоведение до конца преобразований.
За
грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.
За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по
математике снижается на 1 балл, но не ниже «3».
ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
Цель:
проверка знаний, умений, навыков учащихся.
1.
Самостоятельная работа:
а)
должна присутствовать на каждом уроке (15-20 минут);
б)
предусматривает помощь учителя;
в)
может быть раздроблена и использоваться на разных этапах урока.
Цель
работы:
1)
закрепление знаний;
2)
углубление знаний;
3)
проверка домашнего задания;
Начиная
работу, сообщите детям:
1)
время, отпущенное на задания;
2)
цель задания;
3)в
какой форме оно должно быть выполнено;
4) как
оформить результат;
5)
какая помощь будет оказана (не только «слабому» ученику, но и «сильному», т.к.
его затруднение может быть вызвано такой причиной, как недомогание)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
а) задания
должны быть одного уровня для всего класса;
б)
задания повышенной трудности выносятся в «дополнительное задание», которое
предлагается для выполнения всем ученикам и оценивается только оценками «4» и
«5»; обязательно разобрать их решение при выполнении работы над ошибками;
в) за
входную работу оценка «2» в журнал не ставится;
г)
оценка не снижается, если есть грамматические ошибки и неаккуратные
исправления;
д)
неаккуратное исправление — недочет (2 недочета = 1 ошибка).
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДИКТАНТ
Объем
диктанта:
1-й
класс- 15 — 17 слов.
2-й
класс — 1 — 2 четверть — 25 — 35 слов, 3 — 4 четверть — 35 — 52 слова.
3-й
класс — 1 — 2 четверг — 45 — 53 слова, 3 — 4 четверть — 53 — 73 слова.
4-й
класс — 1 — 2 четверть — 58 — 77 слов, 3 — 4 четверть — 76 — 93 слова.
Оценки.
«5» —
за работу, в которой нет ошибок.
«4» —
за работу, в которой допущение 1-2 ошибки.
«3» —
за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.
«2» —
за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Учет
ошибок в диктанте:
1.Повторная
ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку (например, ученик дважды в
слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).
2.
Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две
ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву
«с» вместо «з» в слове «повозка».
Ошибкой
считается:
1.Нарушение
орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск,
перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
2. Неправильное
написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой
каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
3.
Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с
программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если
следующее предложение написано с большой буквы.
Примечание
При
оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее
выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за
исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только
последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в
таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При
оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык. При
оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер
ошибок.
ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Оценки:
«5» —
без ошибок.
«4» —
правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
«3» —
правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
«2» —
правильно выполнено менее 1/2 заданий.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
«5» —
за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» —
за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1-2 исправления.
«3» —
за работу, в которой допущены 2-3 ошибки.
«2» —
за работу, в которой допущены 4 и более ошибок (2 класс); 3 и более ошибок (3-4
классы)
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
Объем:
2-й
класс — 8-10 слов.
3-й
класс- 10-12 слов.
4-й
класс — 12-15 слов.
Оценки:
«5»
-без ошибок.
«4» —
1 ошибка и 1 исправление.
«3» —
2 ошибки и 1 исправление.
«2»
-3-5 ошибок.
ТЕСТ
Оценки:
«5» —
верно выполнено более 3/4 заданий.
«4» —
верно выполнено 3/4 заданий.
«3» —
верно выполнено 1/2 заданий.
«2» —
верно выполнено менее 1/2 заданий.
ИЗЛОЖЕНИЕ
«5» —
правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических
ошибок, допущено 1-2 исправления.
«4» —
незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные
(1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки,1-2
исправления.
«3» —
имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные
нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений,
беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.
«2» —
имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов,
главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения
мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне
однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений. «1» — совсем
не передан авторский текст, 9 и более орфографических ошибок.
Примечание
Учитывая,
что данный вид работ в начальной школе носит обучающий характер,
неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения.
АЛГОРИТМ СПИСЫВАНИЯ
1.Прочитай
предложение, чтобы понять и запомнить его (орфоэпическое чтение).
2.
Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
3.
Выдели орфограммы в списываемом предложении.
4.
Прочитай предложение так, как оно записано, то есть так, как будешь его себе
диктовать (орфографическое чтение).
5.
Повтори, глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.
6.
Пиши, диктуя себе, как проговаривал два последних раза.
7.
Проверь написанное предложение, отмечая дужками слоги в словах.
8.
Подчеркни орфограммы в словах.
ТЕМП И ОЦЕНИВАНИЕ ЧТЕНИЯ
1-й
класс I четверть 5-10 сл/м II четверть 11-15сл/м III четверть16-24 сл/м IV
четверть 25-30 сл/м
2
класс 25-30 сл/м 31 -40 сл/м 41-45 сл/м 46-50 сл/м
3
класс 50-54 сл/м 55-60 сл/м 6 1-69 сл/м 70-75 сл/м
4
класс 70-74 сл/м 75-80 сл/м 81-90 сл/м 91 -95 сл/м
Объём,
оцениваемый при выразительном чтении:
2
класс- 1/4 страницы
3
класс- 1/3 стр.
4
класс- 1/2 стр.
Оценки
выставляются, как за диктант (каллиграфия аналогична выразительности)
Критерии
оценок в начальной школе
Критерии оценивания в Критерии Русский язык. Диктант. «5» – ставится.если нет «4» – ставится, если не «3» – ставится, если «2» – ставится, если «1» – ставится, если Ошибкой в диктанте ¨ ¨ ¨ замену ¨ отсутствие ¨ неправильное За ошибку не считаются: ошибки единичный единичный За одну ошибку в диктанте считаются: § два § две § повторение Негрубыми ошибками считаются следующие: — повторение — недописанное — перенос — дважды Грамматическое задание. «5» «4» «3» «2» «1» Списывание текста. «5» «4» 1 «3» 2 «2» «1» Контрольный диктант. 1. Объём 2. Негрубые перенос 3. Однотипные 4 При Оценки за контрольный диктант. «5» «4» «3» «2» «1» Оценки за грамматические задания. «5» «4» «3» «2» «1» Словарный диктант Количество (оценивается «5» «4» «3» «2» «1» Контрольное списывание. «5» «4» «3» «2» «1» Математика. Контрольная Примеры. Задачи. «5» «4» «3» «2» Комбинированная. «5» «4» «3» «2» Грубые Негрубые За За ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ В навык При Кроме Чтение Учитывая в во в Характеристика цифровой оценки (отметки) по «5» «4» «3» «2» |
· · · · · · Для родителейLove (06.09.2012) |
Правила оформления письменных работ по русскому языку и математике
Общие положения
· Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.
· Обязательно следует заполнять учащимся образцы, то есть строчки, прописанные учителем (элементы букв, слоги, цифры, которые требуют корректировки).
· Перед каждой «Домашней работой» следует оформить «Работу над ошибками», в которой нужно исправить ошибки, допущенные в предыдущих двух работах (классной и домашней).
Русский язык
1. После каждой классной (домашней) работы следует отступать 2 строчки (пишем на третьей).
2. При оформлении красной строки надо сделать отступ слева не менее 2 см (2 пальца).
3. В ходе всей работы не пропускаем ни одной строки.
4. При оформлении работ на новой странице следует писать с самой верхней строки, дописывая до конца страницы, включая последнюю строку.
5. Слева, при оформлении каждой строки, отступаем по единой вертикальной линии (от края не более 5 мм).
6. Справа дописываем до конца строки, используя перенос слов. Необоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно.
7. При записи в столбик слова пишутся со строчной буквы без знаков препинания.
8. Запись даты написания работы ведется по центру рабочей строки. Со 2 класса допускается в записи числа писать имена числительные прописью.
9. Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска строки) по центру и оформляется как предложение. (Классная работа. Домашняя работа. Работа над ошибками.)
10. Номера всех упражнений указываются по центру строки. (Например, Упр. 14.)
11. Все подчёркивания следует проводить остро отточенным простым карандашом по линейке (в некоторых видах работ допускается подчёркивание без линейки).
12. Переход учащихся на работу в тетради в широкую линейку происходит в 3 классе. Допускается переход на работу в тетрадях в широкую линейку в 4 четверти 2 класса (по усмотрению учителя при наличии у учащегося успешно сформированного навыка письма).
Математика
1. Между классной и домашней работой следует отступать 4 клетки (на 5 клетке начинаем писать следующую работу).
2. Между видами заданий в классной и домашней работах следует отступать 2 клетки.
3. Между столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенств отступаем 3 клетки вправо, пишем на 4-ой.
4. Номера заданий следует записывать в центре строки.
5. Число пишут традиционно в центре строки.
6. При решении задач допускается краткая запись задачи (в любом варианте), если она помогает учащемуся.
7. При решении задачи по действиям допускается запись пояснений к каждому действию и краткий ответ. При решении задачи выражением ответ следует писать полный.
8. Ответ задачи следует записывать от начала строки через 1 клетку после решения.
Оформление домашней работы и работы над ошибками.
1. Оформление домашней работы соответствует единым требованиям к оформлению письменных работ (см.памятку).
2. Слова «Упражнение №», «Задание №» не пишутся.
3. Работа над ошибками делается сразу после домашней работы.
· Если в этот день есть письменное задание в тетради (см. пример), то слова «Работа над ошибками» пишутся без пропуска строк. Дата еще раз не прописывается, она указана в домашней работе.
Восьмое сентября.
Домашняя работа.
Залез муравей в старый пень, а щёлку щепкой прикрыл.
Работа над ошибками.
7. Жизнь, жили.
=- =-
/ /
9. Лиса – лисы, дома – дом.
— = — =
· Если в этот день письменного упражнения в рабочей тетради нет (в домашней работе), то от классной работы отступаем 2 строки вниз и оформляем работу над ошибками с указанием даты.
Восьмое сентября.
Классная работа.
Откуда ни возьмись ястреб: схватил крикуна и унёс к себе на ужин.
Восьмое сентября.
Работа над ошибками.
7. Жизнь, жили.
=- =-
/ /
9. Лиса – лисы, дома – дом.
— = — =
4. В работе над ошибками прорабатываются все ошибки, допущенные в классной работе. Если во время выполнения домашней работы также допускаются ошибки, то и они должны быть включены в данную работу над ошибками.
5. Работа проводится всегда с помощью памятки «Орфограммы» (см.памятку).
6. Работа над устранением ошибки выглядит следующим образом:
· каждый тип ошибки – с новой строки.
· Вначале строки указан номер ошибки (орфограммы) по памятке «Орфограммы». Не порядковый номер 1, 2, 3 …, а именно номер данного типа ошибки, который указан в памятке (Пример: 7. Гласные после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу). 9. Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением).
· Орфограмма подчеркнута зеленой ручкой. Иные выделения и подчеркивания делаются простым карандашом (части слова, ударение и т.д.).
· Работа с орфограммой строго по памятке. Если в памятке указано, что необходимо подобрать проверочное слово, оно пишется через « — ».
/ /
9. Лиса – лисы, дома – дом.
— = — =
№ орфограммы |
На какое правило сделана ошибка |
Как исправлять ошибку |
Образец |
1. |
Словарное слово |
Выпиши слово без ошибок 3 раза, подчеркни букву, которую надо запомнить, поставь ударение |
язык, язык, язык |
2. |
Гласные после шипящих: |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни сочетание, напиши два слова на это правило |
удача, туча, чай; |
3. |
Заглавная буква в именах собственных |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни заглавную букву, напиши два слова на это правило |
Москва, Орёл, Киев |
4. |
Перенос слов, деление слова на слоги |
Выпиши слово, раздели слово на слоги и для переноса |
уIчеIник – уче-ник |
5. |
Безударные гласные в корне слова |
Выпиши слово без ошибок, подбери и запиши проверочное слово (безударный гласный должен стать ударным) |
грибы – гриб, |
6. |
Правописание звонких и глухих согласных в корне |
Выпиши слово без ошибок, подбери и запиши проверочное слово (после парного согласного должен стоять гласный) |
снег – снега, |
7. |
Удвоенные согласные. |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни удвоенные согласные, напиши два слова на это правило |
класс, аллея, тонна |
8. |
Слово с разделительным мягким знаком |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова на это правило, обведи в кружок мягкий знак, подчеркни согласную перед ним и гласную после него |
воробьи, листья, крылья |
9. |
Слово с разделительным твёрдым знаком |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова на это правило, обведи в кружок твёрдый знак, выдели приставку, подчеркни согласную на которую заканчивается приставка и гласную с которой начинается корень |
подъезд, съезд, объехал |
10. |
Пропуск и замена букв |
Выпиши слово правильно, подчеркни букву, в написании которой ошибся, раздели слово на слоги и поставь ударение |
вилIка |
11. |
Ь знак в конце и середине слова (обозначает мягкость предшествующего согласного) |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова на это правило, подчеркни мягкий знак и поставь зелёную точку под согласным перед мягким знаком |
лось, пень, тень |
12. |
Правописание приставок ( суффиксов) |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова с этой же приставкой(суффиксом), приставку (суффикс)выдели, букву подчеркни |
Добежал, дошёл, доехал |
13. |
Слитное написание приставок |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова с этой же приставкой, приставку выдели |
Уход, забег, доехал |
14. |
Отдельное написание предлогов |
Напиши слово с предлогом правильно, между предлогом и словом вставь какое-нибудь слово (вопрос) по смыслу и запиши |
На столе – на большом столе |
15. |
Непроизносимый согласный |
Выпиши слово без ошибок, запиши проверочное слово |
солнце – солнышко; |
16. |
Ь знак после шипящих |
Выпиши слово, объясни орфограмму, запиши два слова на это правило |
а) ночь (сущ., ж.р., ед.ч.), тишь, дочь; |
17. |
Частица не с глаголом |
Выпиши слово с частицей правильно, запиши два слова на это правило |
не говорит, не летает, не смеётся |
18. |
Сложные слова |
Выпиши слово, выдели корни, подчеркни соединительную гласную |
ледокол |
19. |
Безударные падежные окончания имён существительных |
Выпиши слово, выдели окончание, объясни: |
|
20. |
Безударные падежные окончания имён прилагательных |
Выпиши имя прилаг. вместе с именем сущ., задай вопрос, выдели окончание |
|
21. |
Безударные падежные окончания глаголов |
Выпиши глагол, выдели окончание, определи спряжение |
|
Ошибки в грамматических заданиях
Обозначение разбора |
Как исправлять ошибку |
Фонетический разбор (1) |
Выписать слово (или его фрагмент) и выполнить разбор правильно. |
Разбор слова по составу (2) |
Выписать слово и выполнить разбор правильно. |
Морфологический разбор (3) |
Выписать слово и выполнить разбор правильно (смотреть памятку для морфологического разбора) |
Разбор предложения (4) |
Выписать предложение и исправить ошибки: |
Ошибка в определении падежа имени существительного |
Выписать словосочетание, задать вопрос к имени существительному, определить падеж. |
Образец выполнения работы над ошибками
(найди ошибки в тексте, исправь их)
В гостях у деда.
Трапа бежыт через лесок. Весело шумят ёлочьки. Алёша и яша идут домой. Мальчики были в гостях удеда. Дет работает леснеком. Рибята сажали с дедом маленькие дупки.
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Чтобы научиться писать правильно и грамотно, необходимо читать по несколько страниц в день. Также нужно выполнять упражнения, которые помогают запомнить правила орфографии.
Содержание
- Как сделать работу над ошибками по русскому языку: памятка
- Видео: Работа над ошибками по русскому в 1-2 классе
- Видео: Работа над ошибками по русскому в 3-4 классе
Эта подборка несложных упражнений поможет проверить и подтянуть знания в области правописания.
Как сделать работу над ошибками по русскому языку: памятка
Проводить работу над ошибками по русскому языку очень важно. Ведь только так вы сможете разобрать причину неправильного написания того или иного слова. Такая методика работы над ошибками по русскому языку поможет вам навсегда запомнить грамотное написание.
- Большая буква в начале предложения.
- найти и переписать предложение правильно;
- придумать схожее предложение для закрепления;
- привлечь внимание для лучшего запоминания подчеркиванием.
Например: Сегодня нелетная погода. Идет снег.
- Знаки препинаний в конце предложений.
- найти и выписать предложение правильно с такими знаками препинания: (.); (!); (?);
- подчеркнуть знаки препинания, которые находятся в конце предложений.
Например: В магазине за углом продаются вкусные сладости. Мне очень нравится шоколадное мороженое! Можно ли перед обедом съесть одну конфету?
- Знак (Ь) в конце предложения.
- найти и выписать слово, в котором есть знак (ь) правильно;
- закрепить повторным написанием слов с подобным употреблением (выбирайте др.слова);
- подчеркнуть мягкий знак в словах для акцентирования внимания.
Например: жизнь, ноготь, капать, морковь.
- Знак (Ь) в середине предложения.
- найти и записать слова, в которых знак (ь) стоит в середине слова;
- придумать и записать несколько своих слов с использованием этого знака;
- подчеркнуть знак (ь).
Например: кольцо, борьба, калька, семья.
- Имена собственные всегда пишутся с большой буквы.
- выписать три слова, соответствующих этому правилу;
- подчеркнуть заглавные буквы;
- придумать и записать еще три слова под это правило;
- также подчеркнуть большие буквы.
Например: Костя, Ирина, Белгород, Мерседес, Халк, Жучка.
- Правильный перенос слова.
- найти и выписать понравившиеся четыре слова, которые имеют минимум два слога;
- разделить слова на слоги и сделать правильный перенос.
Например:
- Дружба — друж — ба;
- Граница — гра — ни — ца;
- Квартира — квар — ти — ра;
- Вешалка — ве — шал — ка.
- Безударную гласную необходимо проверять при помощи ударения.
- выписать слово и поставить ударение;
- нужно подобрать проверочное слово и его однокоренные слова.
Например: больной — боль, болит, больница.
- Правильное написание слогов ча-ща.
- вначале нужно выписать слово;
- написать еще несколько слов на это правило.
- выделить нужный слог.
Например: часто, щавель чаща, чаша.
- Правильное написание слогов чу-щу.
- нужно найти и выписать слово;
- написать еще два слова, подходящих под это правило.
- подчеркнуть нужный слог.
Например: щука, щупальца, чумка, чудо, чувство.
10. Правильное написание слогов жи-ши.
- придумать и написать несколько слов с использованием слогов жи-ши;
- подчеркнуть слоги, подходящие под это правило.
Например: лыжи, машина, жизнь, животное, шило.
- Двойные согласные в словах.
- необходимо найти и выписать слова с удвоенными буквами;
- подчеркнуть двойные буквы;
- разделить слова для переноса.
Например:
- Терраса, хоккей, аттракцион, искусство, миллион.
- Тер-раса, хок-кей, ат-тракцион, искус-ство, мил-лион.
- Удвоенные согласные
- выписать слово с удвоенной согласной три раза;
- придумать и записать два предложения с этим словом;
- подчеркнуть удвоенные буквы.
Например: жужжать, жужжать, жужжать. Муха над моей головой не перестает жужжать.
- Словосочетание букв чн и чк пишутся без мягкого знака.
- найти и выписать по три слова на данное правило;
- подчеркнуть словосочетание.
Например: кончик, бабочка, привычка, кирпичный, отличник цветочный.
- Предлоги всегда пишутся отдельно.
- написать предложение, в котором есть предлог;
- выделить предлог в предложении.
Например: Из-за облаков выглянули солнечные лучи.
- Наречия всегда пишутся одним словом. Перед ними никогда не бывает предлогов.
- выписать три наречия;
- к каждому слову поставить вопрос.
Например: (где?) справа, (когда?) вчера, (откуда?) издалека.
- Приставка НЕ с глаголами практически всегда пишется раздельно. Исключением являются ситуации, когда глагол без НЕ не употребляется.
- выписать три глагола с приставкой НЕ раздельно;
- подчеркнуть приставку;
- придумать несколько слов с приставкой НЕ, которые пишутся слитно;
- выделить приставку.
Например:
- Не знал, не выучил, не понял;
- Недоумевать, несдобровать, невзлюбить.
- Глаголы второго лица единственного числа всегда пишутся с мягким знаком.
- найти и выписать несколько примеров глаголов второго лица единственного числа;
- подчеркнуть окончание.
Например: (Что делаешь?) — играешь, читаешь, танцуешь.
Продолжим тему о правописании такими статьями:
- Как правильно написать «Привести» или «Привезти»
- Глажка или глажение: как правильно написать
- Как писать слово НЕ БЫЛО
- «Не правильно» или «неправильно» — как писать
- Как правильно писать приставку БЕЗ и БЕС в словах в русском языке
Видео: Работа над ошибками по русскому в 1-2 классе
Видео: Работа над ошибками по русскому в 3-4 классе
Памятка работы над ошибками
Ребята! Эта памятка научит вас правильно оформлять работу над ошибками, поможет вспомнить правила орфографии.
Будьте внимательны!
-
Запишите в середине строки: «Пиши правильно».
-
Проставьте номер орфограммы.
-
Первое слово пишите с большой буквы, остальные через запятую с маленькой буквы.
-
Подчеркните карандашом или выделите зеленым маркером буквы, знаки которые вы исправили при написании, если это необходимо – выделите ударение, корень, приставку, суффикс, окончание, члены предложения.
-
Проверьте свою работу.
Ошибок быть не должно!
-
Пропуск, вставка, замена буквы в слове, слово с неизученной орфограммой, словарное слово с непроверяемой орфограммой.
Выпиши слово 3 раза, выдели место исправления, поставь знак ударения.
Образец: Ребята, ребята, ребята.
Запомни: Написание словарных слов нужно знать.
-
Большая буква в начале предложения, запятая в середине, точка (!, ?) в конце предложения.
Выпиши предложение правильно, выдели место исправления.
Образец: Выпал пушистый снег.
Запомни: Начало предложения пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка, ?, ! знаки.
-
Ударение. Деление на слоги.
Выпиши слово, поставь знак ударения, раздели на слоги правильно.
Образец: Портфель, порт — фель.
Запомни: Сколько в слове гласных звуков – столько и слогов.
-
Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Образец: Лу- жайка, лужай- ка. или Конь — ки. или Длин- ный.
Запомни: При переносе слова нельзя оставлять на строке или переносить одну букву, нельзя отрывать й, ь знак от предыдущего слога, нужно разъединять двойные согласные.
-
Мягкий знак – показатель мягкости на конце или в середине слова.
Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова на это правило, выдели мягкий знак и согласную перед ним.
Образец: Деньги, кольцо, пеньки. или Пыль, царь, соль.
-
Мягкий знак – разделительный.
Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова на это правило, обозначь корень слова, выдели мягкий знак, согласную перед ним и гласную после него.
Образец: Друзья, обезьяна, воробьи.
Запомни: Разделительный мягкий знак пишется в корне слова, после согласного перед гласными е, ё, ю, я, и.
-
Твердый знак – разделительный.
Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова на это правило, обозначь корень слова, выдели приставку, твердый знак, согласную перед ним и гласную после него.
Образец: Подъезд, объявление, съёмка.
Запомни: Разделительный твердый знак пишется после приставки, оканчивающейся на согласный перед гласными е, ё, ю, я.
-
Буквосочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу.
Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова на это правило, выдели буквосочетания.
Образец: Жираф, моржи, животное.
-
Буквосочетания ЧК — ЧН, ЧТ, НЧ, РЩ, ЩН – НЩ.
Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова на это правило, выдели буквосочетания.
Образец: Сказочный, огуречный, молочный.
Запомни: Буквосочетания ЧК — ЧН, ЧТ, НЧ, РЩ, ЩН – НЩ пишутся без мягкого знака.
-
Безударные гласные А, Я, О, Е, И, проверяемые ударением в корне слова.
Найди и запиши проверочное слово, напиши проверяемое слово правильно, приведи 2 примера родственных слов, в которых пишется безударная гласная, обозначь корень, ударение, выдели ударные и безударные гласные.
Образец: Снег – снега, снеговик снежинка,
Запомни: Безударные гласные А, Я, О, Е, И, в корне слова пишутся так же, как и ударные. Для проверки, подбери однокоренное слово или измени форму слова.
-
Парные звонкие и глухие согласные Б — П, В — Ф, Г- К,
Д — Т, Ж — Ш, З — С в слабой позиции ( конец слова или перед глухим согласным).
Найди и запиши проверочное слово, напиши проверяемое слово правильно, приведи 2 примера родственных слов, в которых есть эта парная согласная, обозначь корень, выдели парные согласные и гласные после них.
Образец: Морозы — мороз, заморозки, изморозь.
Запомни: Парные звонкие и глухие согласные Б-П, В-Ф, Г- К, Д-Т, Ж-Ш, З-С в слабой позиции в корне слова пишутся так же, как и перед гласными или сонорными согласными (м, н, л, р). Для проверки, подбери однокоренное слово или измени форму слова.
-
Непроизносимые согласные Д, Т, В, Л проверяемые в корне слова.
Найди и запиши проверочное слово, напиши проверяемое слово правильно, приведи 2 примера слов на это правило, обозначь корень, выдели непроизносимые и произносимые согласные
Д, Т, В, Л..
Образец: Звезда – звёздный, опоздал- поздно, сердечко-сердце.
Запомни: Непроизносимые согласные Д, Т, В, Л в некоторых словах пишутся, но не произносятся. Чтобы их проверить, подбери однокоренное слово, в котором согласный слышится отчётливо. Слова: лестница, чувство — не проверяются! Их написание нужно запомнить.
-
Буквосочетания СН-ЗН.
Найди и запиши проверочное слово, напиши проверяемое слово правильно, приведи 2 примера слов на это правило, обозначь корень, выдели буквосочетание СН-ЗН.
Образец: Чудеса — чудесный, интересен—интересный, ужасен- ужасный.
Запомни: Буквосочетания СН-ЗН в слове — нужно поверять.
-
Слова с двойными согласными.
Выпиши слово 3 раза, выдели двойные согласные.
Образец: Сумма, сумма, сумма.
-
Имена собственные.
Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова на это правило, выдели большую букву.
Образец: Мурка, Жучка, Тузик.
Запомни: Имена собственные, в том числе и географические названия пишутся только с большой буквы.
-
Правописание предлога перед словом.
Выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог пишется отдельно.
Образец: В поле, в (каком?) поле, в (широком ) поле.
Запомни: Между предлогом и словом всегда можно вставить вопрос или другое слово. Предлоги никогда не стоят перед глаголами (написал, подпрыгнул, пошёл).
-
Правописание предлога перед местоимением.
Выпиши местоимение вместе с предлогом, запиши еще 2 слова на это правило.
Образец: С тобой, ко мне, у нас.
Запомни: Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.
-
Правописание приставок.
Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова с этой приставкой, обозначь корень, выдели приставку.
Образец: Полетели, побежали, пошёл.
Запомни: Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со слогом.
-
Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова с этой приставкой, обозначь корень, приставку, выдели орфограмму.
Образец: Сделал, сбегал, сгорел.
Забежал, залетел, записал.
Запомни: В русском языке есть только приставка С, приставки З не бывает. Приставки на А только три – на, за, над, остальные приставки пишутся с буквой О. Приставки: раз — рас, без – бес — «удобные», как слышатся, так и пишутся.
-
Гласные и согласные в суффиксах.
Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова с этим суффиксом, обозначь корень, суффикс, выдели орфограмму.
Образец: Ключик, мальчик, зайчик.
Замочек, орешек, ножичек.
Запомни: Суффикс — ИК (ник, чик) пишется в словах, которые сохраняют И при склонении: ключик (ключика). Суффикс ЕК пишется в словах, которые при склонении имеют беглую гласную: замочек (замочка).
-
Буквосочетание ЦИ в середине слова.
Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова на это правило, выдели буквосочетание.
Образец: Цирк, цифра, циркуль.
Запомни: В середине слова пишется ЦИ (цирк),
на конце слова и в суффиксах ЦЫ (Курицын, птицы).
Слова исключения: «Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку: Цыц!»
-
Правописание О — Ё после шипящих (ж, ш, ч, щ) и Ц
в корне существительных и прилагательных, образованных от существительных.
Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова на это правило, поставь ударение, выдели корень.
Образец: Шёлк, жёлудь, чёрный.
Шоколад, шофёр, жонглёр.
Запомни: В корне слова после шипящих (ж, ш, ч, щ) и Ц под ударением пишется — Ё, без ударения –О.
Слова исключения: Я услышал шорох в крыжовнике и порвал шов на капюшоне и шортах. Чокнутый чопорный шорник был в шоке. Обжора устроил поджог и получил ожог.
-
Правописание О — Е после шипящих (ж, ш, ч, щ) и Ц
в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, образованных от существительных.
Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова на это правило, поставь ударение, выдели окончание или суффикс,
Образец: Врачом, пловцом, багажом.
Галчонок, зайчонок, девчонка.
Ученицей, крышей, кожей.
Запомни: В окончаниях и суффиксах после шипящих (ж, ш, ч, щ) и Ц под ударением пишется – О, без ударения – Е.
-
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
Выпиши существительное, поставь его в начальную форму (И. п., ед. ч.) и определи склонение, задай к слову оба падежных вопроса, запиши слово — помощник и определи падеж, пользуясь памяткой окончаний, запиши и выдели верное окончание.
Образец: На ветке – (н.ф.) ветка, 1 скл., ( на ком? на чём? на лисе, на земле) П. п — е.
Около лошади – (н.ф) лошадь, 3 скл., (около кого? чего? около ржи, степи) Р.п. –и.
Запомни: Безударные падежные окончания имен существительных проверяй только в Р.п., Д.п., П.п.
1 скл. Р.п.- и, Д.п.- е, П.п.- е. (лиса, земля)
-
скл. П.п.- е. (слон, конь, окно)
-
скл. Р.п.- и., Д.п.- и, П.п.- и. (рожь, степь)
-
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Задай и запиши вопрос от существительного, обрати внимание на окончание вопроса, вспомни и запиши парные окончания, выбери подходящее, правильно запиши прилагательное и выдели его окончание.
Образец: К лесу (какому? ому, ему) дальнему.
У берёзы (какой? ой, ей) кудрявой.
Запомни: Окончания имен прилагательных проверяй вопросами от имен существительных.
Буквы в окончаниях «дружат»:
а – я (ая- яя), о — е (ое-ее, ой-ей, ом-ем, ого-его, ому-ему),
у — ю (ую- юю), ы — и (ые-ие, ым-им, ых-их, ыми-ими).
Есть исключения: мужской род в И.п. и В.п. на вопрос — какой? окончания ой, ый, ий. (большой, красный, синий).
-
Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени.
Выпиши глагол правильно, поставь ударение, устно определи вид глагола и запиши неопределенную форму. Проверь, не относится ли этот глагол к исключениям. Определи спряжение, запиши букву окончания этого спряжения и два окончания 3 лица мн. ч.
Образец: Пишет – (н.ф.) писать, I спр. — е, — ут, — ют.
Гонит — (н.ф.) гнать (искл.) II спр.- и, — ат, — ят.
Запомни: Глаголы II спр. оканчиваются на ИТЬ и имеют в окончаниях букву И, а в 3 лице мн. ч. — окончания: АТ, ЯТ. Глаголы I спр. оканчиваются на ТЬ, ЕТЬ, ОТЬ. АТЬ. УТЬ и имеют в окончаниях букву Е, а в 3 лице мн. ч — окончания: УТ, ЮТ.
Глаголы исключения (их 11) относятся ко II спряжению:
Гнать, держать, смотреть и видеть.
Дышать, слышать, ненавидеть.
И зависеть, и терпеть,
И обидеть, и вертеть.
Глаголы исключения (их 2) относятся к I спряжению:
Брить, зиждиться.
-
Частица «не» с глаголом.
Выпиши глагол с «не», запиши еще 2 слова на это правило.
Образец: Не пришёл, не увидел, не сделал.
Запомни: «не» с глаголами пишется раздельно.
-
Мягкий знак после шипящих согласных ( ж, ш, ч, щ) на конце имен существительных и кратких прилагательных.
Выпиши слово правильно, определи часть речи, род, число, падеж (если есть), запиши еще 2 слова на это правило, выдели согласную букву с мягким знаком.
Образец: Молодежь (сущ., ж. р., ед. ч.), помощь, ночь.
Циркач (сущ., м. р, ед. ч. ), ключ, гараж.
Много туч (сущ., мн. ч, в Р.п.), мимо дач, много задач.
Свеж ( крат. прил.), могуч, горюч.
Запомни: Мягкий знак всегда пишется: после шипящих на конце имен существительных женского рода.
Мягкий знак не пишется после шипящих на конце имен существительных мужского рода, на конце имен существительных женского рода, мн. числа, в Р. п, на конце кратких прилагательных.
-
Мягкий знак после шипящих согласных ( ж, ш, ч, щ) на конце глаголов 2 лица ед. ч., глаголов неопределенной формы, наречий.
Выпиши слово правильно, определи часть речи, форму глагола, запиши еще 2 примера на это правило, выдели окончание глагола или согласную букву с мягким знаком.
Образец: Пишешь (гл., 2 л., ед. ч.) решаешь, умываешься.
Беречь (гл., н. ф.), стеречь, стричься.
Сплошь ( нар.), навзничь, настежь.
Запомни: Мягкий знак всегда пишется после шипящих на конце глаголов 2 лица ед. ч., глаголов неопределенной формы и наречий.
Слова исключения: Уж, замуж, невтерпёж.
-
ТЬСЯ и ТСЯ у возвратных глаголов.
Выпиши глагол правильно, задай вопрос, приведи два примера на это правило, выдели — ться, тся.
Образец: Учиться ( что делать?), смеяться, резвиться.
Учится (что делает?), смеётся, резвится.
Запомни: У возвратных глаголов в неопределённой форме
(что делать? что сделать?) всегда пишется ТЬСЯ,
а в личной форме ( что делает? что сделает?)– ТСЯ.
-
Правописание предложения с однородными членами.
Вспомни правила написания предложения с однородными членами. Запиши предложение правильно, выдели однородные члены предложения и слово от которого они зависят, обозначь стрелками связь. Выдели (если есть) союзы и знаки препинания, составь схему.
Образец: Свежее сено пахнет мёдом, полевыми цветами. Запомни: Между однородными членами не ставится запятая, если их соединяет неповторяющийся союз И или союз ДА в значении И.
Между однородными членами ставится запятая, если:
-
однородные члены не соединены союзами
-
соединены союзами А, НО, ДА (в значении НО)
-
соединены повторяющимися союзами И , ДА в значении И.
-
Правописание предложения с прямой речью.
Запиши предложение верно, по памятке, составь схему.
А: «П». А: «П?». А: «П!». «П,-а,-п». «П,-а.-П». «П?-а.-П».
«П!-а.-П». «П»,-а. «П?»-а. «П!»,-а.
Запомни: Прямая речь выделяется кавычками, слова автора могут стоять до прямой речи, в середине, после прямой речи.
-
Правописание сложного предложения.
Найди и выдели грамматические основы предложения, правильно расставь и выдели знаки препинания, обозначь (если есть) союзы, составь схему.
Образец: Выпал первый снег, и все дорожки стали белыми. Запомни: Части сложного предложения всегда разделяются запятыми.
-
Правописание предложения с обращением.
Запиши предложение верно, выдели обращение запятыми.
Образец: Света, закрой окно!
-
Речевая ошибка.
Продумай новое построение предложения (подбери новое слово). Запиши верно.
-
Связь слов в предложении.
Выдели члены предложения, покажи стрелками связь, выпиши парами словосочетания с вопросами, подчеркни.
Образец: В небе летит воздушный шар.
шар (какой?) воздушный
летит ( где?) в небе
Запомни: Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием.
-
Разбор предложения по частям речи и по членам предложения ( синтаксический разбор).
Разбери предложение верно. Выдели главные и второстепенные члены предложения, обозначь их как часть речи, если требуется, дай характеристику предложению.
Запомни: Действуй по плану:
-
Выдели подлежащее ( о чем? или о ком?) говорится в предложении — обозначает предмет.
-
Выдели сказуемое ( что делает? что сделает? предмет) — обозначает действие.
-
Выдели второстепенные члены:
-
определение (какой?, который?, чей?) обозначает признак предмета.
-
дополнение (вопросы косвенных падежей, все. кроме И.п.). — обозначает предмет.
-
обстоятельство (где? куда? откуда? почему? как? и т.д.
-
Разбор слова по составу (морфемный разбор).
Разбери слово верно, по памятке.
Запомни: Сначала выдели окончание, затем основу слова, корень, приставку и суффиксы .
-
Фонетический (звуко — буквенный) разбор слова.
Разбери слово верно, по памятке.
-
Морфологический разбор части речи.
Разбери слово, как часть речи верно, по памятке.