Как помочь ребенку не бояться ошибок

Как развить логическую память?

Как развить логическую память?

Память – одна из важнейших когнитивных функций человека. Крепкая память помогает нам усваивать новую информацию, без которой невозможно не только обучение, но даже повседневная жизнь. Существует два типа памяти: механическая и логическая – об их особенностях и способах развития логической памяти мы расскажем в нашем материале.

Читать запись

Как помочь выучить таблицу умножения ребенку?

Как помочь выучить таблицу умножения ребенку?

Таблица умножения — основа математики, это не скучные столбики с цифрами, а отличная возможность запомнить на всю жизнь главные законы математических действий. Конечно, подавляющее большинство взрослых пользуется калькулятором, порой даже для самых простых задач, но очень важно в раннем возрасте выучить таблицу умножения, а вместе с ней и основные закономерности, которыми живет наука математика. Мы расскажем о способах и лайфхаках, которые помогут уйти от скучной зубрежки и быстро освоить таблицу умножения.

Читать запись

«Я открыла школу для своей дочери». Как партнёр IQ007 вырастил гения

«Я открыла школу для своей дочери». Как партнёр IQ007 вырастил гения

«Я всегда занималась интеллектуальным развитием Арины, даже когда она была совсем маленькой. Мы посещали различные курсы для дошколят, а дома занимались с ней по методикам развития интеллекта для малышей, что, конечно приносило свои результаты. Но, когда пришло время идти в первый класс, я вдруг обнаружила, что в Чебоксарах нет ни одного развивающего центра для школьников. То есть, я могла записать дочь в спортивную секцию: на плавание или гимнастику, могла развивать её творческую составляющую: в музыкальной школе или на рисовании, могла записать в языковые школы, но для развития интеллекта не было ничего — все курсы были рассчитаны только на дошколят».

Читать запись

Почему ребенок не запоминает буквы и что делать?

Почему ребенок не запоминает буквы и что делать?

Нейронные связи в детском мозге еще только формируются, поэтому ситуации, когда малыш путает близкие по написанию и/или звучанию буквы — не редкость. Причем единых норм не существует: одни дети легко, без особых усилий со стороны родителей или учителей осваивают буквы, называют и показывают их без ошибок, а другие малыши наоборот, с трудом заучивают буквы и долго путают их между собой. О том, почему это происходит и как научить ребенка запомнить буквы, мы поговорим в нашей статье.

Читать запись

Сколько слов в минуту должен читать ребенок в первом классе и как этого достичь

Сколько слов в минуту должен читать ребенок в первом классе и как этого достичь

Многие родители думают, что подсчет скорости чтения — такая блажь учителей, и что таким образом они лишь вгоняют бедных первоклашек в ненужный стресс. На самом деле скорость чтения — важный показатель, который четко демонстрирует, насколько быстро ребенок способен осваивать новую информацию. Очевидно, что малыш, который читает медленно, будет отставать от своих более «скоростных» одноклассников. При этом важна не только скорость как таковая, но и осмысленность чтения. Просто пробегать глазами строчки, проговаривая их при этом, мало — важно еще усваивать информацию, понимать смысл прочитанного текста.

Читать запись

Как научить детей не бояться ошибок

И как помочь им преодолевать трудности, — рассказывает психолог Павел Зыгмантович.

25f503cf-0146-4211-b6d3-8d6125fbea48
Источник: Кадр из фильма «Мать и дитя»

Как помочь ребёнку не бояться ошибок? Вот у него не получилось, он сразу психует и бросает всё. При этом — подчеркнём особо — вы за ошибки его не ругаете, не кричите, утешаете, если плачет.

Но воз и ныне там. Как тут быть? На основании научных данных и личного опыта я сделал пять выводов, которыми хочу поделиться.

Всегда подчеркивайте только усилия ребёнка

Забудьте о талантах и способностях. Никаких «Ты такой умный, ты такая умная». Только «Ты так усердно трудишься, ты так много занимаешься».

Исследования Кэрол Дуэк и её коллег показывают, подчёркивание таланта приучает детей бояться ошибок. Ведь ошибка означает, что никакого таланта нет, талантливые не ошибаются (по мнению детей).

А если всё дело лишь в твоих навыках, то ошибка становится чем-то маловажным.

Проще говоря, дети начинают думать так: «Я ошибаюсь лишь потому, что ещё не очень хорошо умею. Научусь!». Доходит до смешного — мизерная разница в формулировках может приводить к достаточно заметным последствиям.

Представьте себе такой эксперимент. Ребёнка-дошкольника просят или «Будь моим помощником», или «Помоги мне». Затем ему предлагают перенести некую игрушку с места на место и игрушка ломается (всё, разумеется, подстроено и подстроено так, чтобы ребёнок полагал, будто это он сломал игрушку). После этого ребёнку предлагают ещё два задания.

И вот здесь разница в формулировках проявлялась во всей красе. Те, кого просили быть помощниками, расстраивались сильнее и чаще отказывались от выполнения оставшихся двух задач. Их реакция на ошибку была очень сильной.

Те, кого просили помочь, расстраивались меньше и охотнее принимались за другие задания. Их реакция на ошибку была слабее. Поэтому направляйте внимание детей на усилия и действия, а не на таланты и статусы.

Разбивайте задачи на максимально мелкие части

Чем мельче, тем легче научиться. Следовательно, тем больше шансов на успех. А в отличие от взрослых, дети (примерно до 11 лет) лучше учатся не на ошибках, а на успехах. Особенно если взрослый подчёркивает эти успехи.

Поэтому чем больше успехов, тем легче им будет учиться, тем меньше будет ошибок, тем проще будет переносить отдельные промахи.

Допустим, ребёнок учиться бросать мяч в баскетбольное кольцо. Не надо сразу тренировать попадание. Начните с правильной постановки ног. Потом — правильного хвата мяча. Затем — правильного броска.

Мы, психологи, с лёгкой руки Л. С. Выготского называем это зоной ближайшего развития. Это некая операция, которую человек вполне может сделать при небольшой помощи более умелого товарища (например, родителя). Всё, что находится за пределами зоны ближайшего развития, нужно игнорировать.

Посмотрите, с чего начинаются ссоры между детьми и родителями:

Скажем, ребёнок не попал в кольцо. А вы говорите, мол, и не надо было — сейчас ты тренировался добрасывать до щита, попадание в кольцо у нас будет ещё не скоро, пока учишься только прикладывать достаточную силу, чтобы попасть в щит, это и получилось, отличная работа, так держать! Так ребёнку будет гораздо легче.

Обучайте ребёнка только тогда, когда он спокоен

Если ребёнок расстроился, плачет и пинает мяч, которым он не смог попасть в упомянутое кольцо, бесполезно вести душеспасительные разговоры.

Сначала нужно успокоить ребёнка. Вкратце — сначала нужно поддержать ребёнка, помочь ему справиться с эмоциями, а потом уже переходить к тому, что я описывал выше.

Обнимите ребёнка, погладьте по волосам и подождите.

Если же ребёнок вырывается, не давите, не зажимайте его. Дайте ему время побыть одному. Довольно скоро он успокоится, и можно будет вернуться к разделу про мелкие задачи.

Подчёркивайте, что ошибка — это всего лишь сигнал о том, чему надо научиться

Прямо так и говорите ребёнку, мол, хорошо, теперь ты знаешь, что нужно подтянуть. Я часто так и говорю: «Обучение без ошибок — время на ветер». Ведь без ошибок непонятно — куда расти, чему учиться.

Скажем, вот один из моих детей получил низкую оценку в школе. Я говорю, дескать, давай посмотрим, за что именно поставлена такая оценка, и как мы можем исправить эти моменты. Подчеркну — не оценку исправить, а те моменты, на которые она указывает.

Если дело в неправильном вычитании — давай тренировать этот момент. Если безударную гласную написал неправильно, то потренируем это. Очень важно не просто декларировать, что ошибка является сигналом, но ещё действовать так же. Этим вы приучаете ребёнка самостоятельно определять, что нужно улучшать и над чем работать.

Настройтесь на долгую работу

Все эти приёмы помогут, но без быстрого эффекта. Нужно время, и немалое. Ведь принятие ошибок спокойно — это своего рода навык. А такие навыки не формируются быстро. Нужно долго и методично упражняться.Как я в таких случаях говорю: «Навык не создаётся решением. Навык создаётся упражнением». И упражнением постоянным.

Впрочем, есть и хорошая новость. Пока вы будете учить ребёнка не бояться ошибок, вы сами много раз ошибётесь. Что же здесь хорошего, спросите вы? А вот что — вы сможете потренироваться на себе.

Выводы, рассказанные в этой статье, применимы не только к детям.

Смотрите видео о знаменитостях, которые решили оставить своих детей без наследства:

  • Что можно сказать о браке по поведению ребенка
  • Что такое мамшейминг и как от него защититься
  • Я же мать! Должны ли вы знать все детские секреты?
  • Как воспитать жертву и неудачника: вредные советы
  • Родители-шерпы: кто они такие и что с ними не так?

Все материалы


Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Светлана Моторина, коуч и автор Telegram-канала «Учимся учить иначе», делится приемом, который поможет ученикам не бояться ошибок и извлекать из них пользу. 

В чем польза ошибок

«Ошибка — это критический момент обучения» — это слова Жана Пиаже, классика педагогики, одного из пионеров гуманистического подхода.

Во времена Пиаже — 100 лет назад и раньше — всё проверялось эмпирическим путём, то есть, наблюдениями. А последние 30 лет, с тех пор как научились подключать датчики к голове, многое из эмпирики стали доказывать уже инструментальным методом, изучая активность мозга.

Так вот, цитата Пиаже подтвердилась научными методами. В частности, в 2011 году исследования Мозера (Moser) подтвердили, что у мозга есть две реакции на ошибку: 

  1. Негативная.
    Электрическая активность мозга повышается из-за того, что он сталкивается с конфликтом между правильным ответом и ошибочным. Человек это осознает, как некое расстройство: «О! Я этого не знаю» или «О! Моё знание было ошибочно!», 
  2. Позитивная.
    Это сигнал, который фактически человек осознает как мысль, что нужно уделить внимание ошибке, подумать над ней. 

Эти реакции идут одна следом за другой в микросекунды. Вторая — и есть критический момент. Ведь то, как именно обучающийся уделит внимание ошибке, зависит от его опыта. 

От кого зависит опыт? Конечно, от взрослых, от родителей и учителей в школе. От того, как мы реагируем на ошибки дочери сына, ученика (если мы учитель). Но не только. Мы моделируем своим поведением отношение к ошибкам и в том, как реагируем на свои ошибки и на ошибки третьих лиц, все это дети видят и считывают.

От учеников требуется именно вторая реакция — осознанный анализ ошибок. Восприятие промаха не как чего-то стыдного, фатального и плохого, а лишь как показателя того, чего я ещё не знаю или знаю неверно. Только с таким подходом обучение становится осознанным, ученик — мотивированным, а занятия проходят в радость.

Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.

Подписаться

 

Как помочь ученикам не бояться ошибок

Чтобы сформировать нормальное отношение к ошибкам, как к друзьям, которые подсказывают, что ещё нужно узнать или исправить, учитель занимается на уроках нормализацией ошибок. 

Педагог это делает на каждом уроке, каждую минуту, в каждой оценке, которую даёт (а оценка не равно отметка). Учитель встраивает это в рефлексию после выполнения заданий, в групповую работу, когда ученики дают обратную связь друг другу. 

В основном нормализация ошибок — это бесконечный нарратив, то есть то, что учитель говорит, произносит, что пишет в тетрадях. Но не только. Есть и специальные приемы. Поделюсь одним из них.

Приём «Мишень»

Что сделать до применения приёма

1. Попробовать провести с детьми беседу на тему мышления роста и роли ошибок.

2. Рассказать ученикам, что, когда мы учимся, наш мозг по отношению к новой информации может оказаться в одной из 3 зон:

  • паники — амигдала мечется, караул, я не знаю и не умею ничегооооо!
  • обучения — уже что-то знаю и умею, но пока ошибаюсь, потому что учусь и это нормально
  • комфорта — на автомате делаю и выдаю результат.

В чём заключается приём

Когда дети уже познакомились с тремя зонами, их визуально покажите их в виде мишени. Повесьте ее изображение на стене или выведите на экран.

Раздайте ученикам три цветные карточки, которые соответствуют цветам зон в мишени: красная, зелёная, синяя. Попросите детей, когда они будут выполнять задание, выставлять перед собой карточку соответствующего цвета в зависимости от того, как он чувствует, в какой зоне он сейчас находится. 

Основная задача — включить самоанализ ученика, его агентскую позицию в обучении. Через такие простые приемы он начнет осознавать, что он не просто пустой сосуд, в который что-то льют без его участия, а именно агент своего обучения. Ещё это в педагогике называется «субъект обучения». Ребенок сам оценивает: знает он материал или не знает. И если не знает, то это нужно исправить.

В каких случаях применять

Что с этим делать дальше, каждый учитель решает сам. С одним педагогом мы придумали, что все те, кто выставили зелёные и синие карточки, садятся в пары, и синие помогают зелёным. А красных учитель собирает вместе и даёт материал, пока остальные выполняют задание. Это мы придумали с учителем русского языка, у которого была катастрофа с тем, что в классе была сразу целая группа детей мигрантов, которые плохо говорили на русском языке. В итоге и сине-зелёные не скучали, шли по обычной программе, и красные получали периодически прямо на уроке инъекции материала, который не проходили. 

С другим учителем мы пошли дальше. Мы увидели, что не все дети хотят помощи, многие в синей зоне, но тем не менее хотят разобраться сами. И мы придумали четвертую карточку со знаком вопроса. Ученики в зелёной зоне могли выставить синюю карточку и карточку с вопросом, как сигнал, что им нужна помощь. А если нет знака вопроса, но синяя карточка есть, значит, ученик осознаёт свои ошибки.

Какие результаты дает прием «Мишень»

Вот что написали ученики одной из московских школ, после месяца применения приёма «Мишень»:

«Стало гораздо легче, когда я узнал, что можно чего-то не знать и не понимать, находясь при этом в зоне обучения».

«Когда я оказываюсь в зоне паники, это нестрашно, это просто значит, что я ещё не готов к этому, но когда-то буду».

«Когда из зоны комфорта я перехожу в зону обучения, это значит, что мой мозг работает и растёт».

А вот результаты внутреннего исследования другой учительницы. Она провела замеры ответов детей до начала применения «Мишени» и через несколько недель после введения приема:

И ещё наблюдения этого же учителя:

«Я никогда не думала, что вот так, прокачкой осознанности, можно повлиять на эффективность обучения. Мы теперь не бежим по учебному плану. Мы стали делать меньше, но осознанно. Дети перестали стыдиться ошибок, не расстраиваются из-за отметок, отметки стали просто показателем того, „где я сейчас“. Охотнее задают вопросы. Как результат, мы и итоговые работы написали лучше всех среди третьих классов».


Материалы по теме:

  • 4 способа не расстраиваться из-за ошибок
  • 3 навыка, которым на самом деле нужно научить де

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

Дети нередко воспринимают неудачи как горе горькое. Зачастую такой реакции их учат взрослые — родители, няни, школьные педагоги. Редакция «Родительского университета» разобралась вместе с психологами, чем может грозить излишний перфекционизм и как взрослым научить ребёнка спокойно принимать ошибки.

Почему установка на идеальность вредна

Психолог, создатель онлайн-школы гармоничного воспитания «Мамазонка» и мама шести детей Карина Рихтере утверждает: идеального в нашем мире нет — даже люди по своей природе несовершенны.

«У нас есть слабые и сильные стороны, классные черты характера и не очень. Это нормально. Когда родители требуют от ребёнка только идеального результата, например, выкладываться на учёбе на 100% и получать исключительно пятёрки, то это прямая дорога к нервозам и постоянному недовольству собой, потому что идеал недостижим»

Rectangle 20 (2)

Карина Рихтере

психолог, создатель онлайн-школы гармоничного воспитания «Мамазонка»

Это не значит, что ребёнку не нужно стремиться к высоким достижениям. Но важно, чтобы он понимал, что они не стоят эмоциональных срывов, недомоганий и ухудшения иммунитета, а также умел управлять своим состоянием.

Родителям, которые ищут баланс между тревогой за успехи детей и философским подходом к их неудачам, детский психолог и автор книг «Жить с ребёнком легко» и «5 секретов не кричащей мамы» Елена Бурьевая рекомендует ответить на вопросы для самопознания:

  • Почему для вас важно, чтобы был именно такой результат?
  • Что вы почувствуете, когда ребёнок его достигнет?
  • Что вы почувствуете, если у ребёнка будет другой результат? Почему? Что страшного в этом для вас?
  • Почему вы считаете, что именно этот результат лучший? Для кого он лучший — для вас или для ребёнка?

group 5 4

Родители, как правило, переживают за своих детей и желают им лучшего — кажется, что благодаря их опыту ребёнок не сделает тех ошибок, которые в своё время совершили они. Однако детям необходимо ошибаться. Благодаря промахам они приобретают новый опыт, становятся мудрее и учатся преодолевать сложности без серьёзного стресса, что помогает им лучше сохранить душевное здоровье.

Как научить ребёнка спокойно воспринимать ошибки

Ребёнку в любом случае придётся встретиться с проигрышем, с ситуацией, когда дело пошло не так, как он хотел и мечтал, с последствиями своих решений. Поэтому важно воспитание, благодаря которому он не будет подсознательно ждать наказания, чувствовать стыда и желание провалиться сквозь землю.

Эксперты рекомендуют придерживаться таких принципов:

numbers

Давайте прожить связанные с неуспехом эмоции с раннего детства.

«Можно снимать видео, как ребёнок, например, учится ходить: вот у него не получается, трясутся ножки, он держится за какую-то опору, затем делает первый шаг, второй, падает, а чуть позже уже бегает. Когда мы подсвечиваем, что здоровый процесс обучения происходит через ошибки и эксперименты, ребёнок перестаёт бояться учёбы, новых навыков и опыта», — подчёркивает Карина Рихтере.

numbers-2

Избегайте критики и оскорблений.

Если ребёнок ошибся, следует вместе обсудить сложившуюся ситуацию, разобраться, почему так получилось, и найти решение. Кроме того, важно обсуждать суть проблемы и факты, а не личность: оскорблений из разряда «растяпа», «неряха», «бестолочь» быть не должно. Оплошность не делает человека ужасным.

«Ошибка не должна ассоциироваться с чем-то плохим и страшным. К таким ситуациям стоит относиться как к ориентиру, что необходимо ещё узнать или сделать, чем помочь ребёнку», — говорит Елена Бурьевая.

numbers

Обсуждайте ошибки в формате диалога.

Задавайте вопросы: «Всё ли тебе понятно?», «Как ты себя чувствуешь по поводу случившейся ситуации?», «Как я могу тебе помочь?» Так вы позволите ребёнку сформировать мнение о случившемся и лучше понять, что именно вызывает у него негативные эмоции.

numbers (1)

Давайте самостоятельно справиться с последствиями.

Допустим, ребёнок забыл в школе сменку и в расстройстве позвонил взрослым. Если они пообещают, что заберут её оттуда по дороге с работы, — это будет неверный шаг. Эффективнее посоветовать ему вернуться и спросить у охраны, не находил ли кто-нибудь обувь.

 «Нужно всегда помнить, что мы готовим ребёнка к взрослой жизни, которая построена на ответственности. Чем лучше он понимает её концепцию, тем счастливее успешнее он будет. Такой человек больше зарабатывает, легче строит карьеру, ему проще открыть своё дело», — объясняет Карина Рихтере.

numbers

Принимайте эмоции ребёнка.

«Семья должна стать для детей такой тренировочной базой, где они будут встречаться с различными ситуациями и эмоциями, а родители станут контейнировать эти переживания, поддерживать его, принимать, утешать. Столкнувшись с сильными негативными чувствами вне дома, ребёнок сможет с этим справиться сам», — утверждает Елена Бурьевая.

«Ребёнок должен понять, что ошибка не делает его плохим, неумелым, неправильным. Кто учится, тот и ошибается. Объясните, что главное — продолжать действовать, чуть-чуть меняя траекторию, поддерживайте. Это грамотная реакция родителя, которая помогает ребёнку не потерять уверенность в себе»

Как связано восприятие неудач с самооценкой

Эксперты отмечают, что здоровая самооценка предполагает, что человек положительно думает о себе и собственных способностях, но при этом может трезво оценить сильные и слабые стороны. Это помогает как не ставить нереалистичных целей, так и не впадать в отчаяние или депрессию из-за неудач и ошибок. Действует и обратное: постоянное самоедство из-за промахов неизменно ведёт к низкой самооценке.

Сформировать адекватную самооценку помогут следующие шаги по отношению к ребёнку:

numbers

Хвалите.

Важно отмечать успехи ребёнка, показывать, что вы гордитесь его прогрессом в чём-либо, пусть даже это не глобальные достижения. При этом лучше отказаться от слов «умница» и «молодец» в пользу конкретики: «Как здорово, что ты убрал комнату», «Прекрасно, что ты провёл время, играя в футбол с друзьями, это полезно». Так он будет видеть искренний интерес к своей жизни.

numbers-2

Обнимайте и целуйте.

Тепло и внимание дороги детям всегда, но особенно они необходимы, когда ребёнок расстроен: это способ дать почувствовать, что вы рядом, на его стороне и готовы помочь и поддержать.

numbers

Не сравнивайте.

Сопоставление успехов своего ребёнка с чужими достижениями не только бессмысленно, поскольку все люди разные, но и чревато последствиями. Между детьми может возникнуть конкуренция, а мотивация к действиям будет рождаться не из истинных желаний и потребностей, а из иллюзии, что важно обойти соперника.

numbers (1)

Научите самоподдержке.

Предложите завести ребёнку дневник, где он будет отмечать, чему научился, что нового узнал, каких достиг результатов в каком-то деле. Также покажите ему разные способы поднимать себе настроение: с помощью прогулок, игр, музыки и пр. Всё это поможет ему сформировать стабильное мнение о себе и не опускать руки в минуты грусти.

numbers

Подарите безусловную любовь.

Ребёнок должен быть уверен, что родители любят его любым. Это значит, что отношение мамы и папы не зависит от внешних обстоятельств: оценок, конкурсов, замечаний учителя. Родителям важно дать ребёнку понять, что они в любом случае будут любить его, уважать и заботиться о нём.

Окружение сильно влияет на самооценку ребёнка. Если ваш начал страдать самоедством, Елена Бурьевая рекомендует «проинспектировать» людей вокруг: составить их список и отметить, как они реагируют на его ошибки и неудачи. Если окажется, что недостаточно экологично, — начните с себя и относитесь к ребёнку бережнее, для него это важно.

Благодаря здоровой самооценке и умению принимать ошибки ребёнок сможет спокойно развиваться, пробовать новое, нести ответственность за свои действия, находить любящих друзей и партнёров, быть уверенным в том, что он может усложнять уровень задач, с которыми справляется.

Над материалом работали:

kcpqqbnv5c4-2

Елена Бурдыгина

Ведущий редактор

krasovskaya2

Анастасия Красовская

Автор

Почему дети так боятся ошибок

Страх перед ошибкой формируется еще в раннем возрасте, когда ребенок в своих оценках и в восприятии мира ориентируется на родителей, объясняет детский психолог Мария Григорьева. Например, мама водит малыша на развивающие занятия и очень переживает, успешен ли ее ребенок, все ли у него получается аккуратно и четко. Для нее важнее результат, а не процесс обучения. Но именно процесс, интерес к процессу обучения формирует мотивацию и самооценку ребенка.

«Боязнь ошибок может возникать из-за установок родителей, которые сформировались у них еще в детстве, — говорит Мария Григорьева. — Если у взрослого синдром отличника и он привык все делать на пять с плюсом, то высока вероятность, что ребенок станет заложником этой установки. Соответственно, если родители хотят, чтобы их сын или дочь были свободны от нее, им придется для начала внимательно и чутко отнестись к самим себе, позволить себе быть несовершенными».

Например, все мы знаем, что редкий ребенок сможет ловко орудовать ложкой с первого раза. Никто из мам и пап, бабушек и дедушек не удивляется тому, что поначалу после самостоятельного завтрака стол, стул и сам ребенок покрыты слоем каши или пюре.

Со временем его навыки улучшаются, последствия использования ложки уже не так заметны, ребенок учится и постепенно овладевает столовыми приборами в совершенстве. Если же родители вдруг начнут стыдить ребенка, ругать его за пролитый суп, за кашу на столе, то в ответ на критику он может отказаться есть самостоятельно. Взрослым придется долго кормить ребенка самим или дожидаться возраста, когда его моторика разовьется настолько, чтобы он смог сразу есть аккуратно.

«Родителям хорошо бы постоянно себе напоминать, что освоение любого другого навыка — чтения, письма, счета — идет по тому же самому пути, что и освоение использования ложки, — замечает Мария Григорьева. — Успех в любом деле достигается через опыт, в том числе опыт проб и ошибок».

Почему взрослые требуют совершенства

Родители сами боятся

За требованием родителей, чтобы у ребенка все всегда было аккуратно, красиво и без ошибок, часто стоит их собственная тревога, собственный страх. Чаще всего родители боятся оценки других, тревожатся, что их сочтут плохими, некомпетентными родителями.

«Когда ребенок приходит с низкой оценкой из школы, а мама расстраивается и спрашивает, что получили другие дети, это, скорее всего, означает, что реакция мамы продиктована не самим результатом ребенка, а тревогой, что она оказалась не на высоте как мать. При этом ребенок, обнаруживая реакцию мамы, страдает — ему страшно будет ошибиться в следующий раз, он будет чувствовать себя виноватым, глупым, неправильным», — объясняет Мария Григорьева.

Ребенок хорошо считывает реакции значимых взрослых, и эти реакции на него влияют. Он довольно рано чувствует и понимает, что для его родителей «построить башенку неправильно» — плохо, «не доделать башенку и убежать играть в машинки» — ужасно, «получить „тройку“» — конец света. Даже если родители и не ругают ребенка, но испытывают раздражение, тревогу, что их ребенок «не такой, как все, а это стыдно», то ребенок чувствует это, начинает также тревожиться, испытывать страх, напряжение, теряет мотивацию и уверенность в себе.

У родителей завышенные ожидания

Бывает, что родители не готовы к ошибкам своих детей. Особенно если те быстро развиваются, начинают рано ходить, говорить, читать. Ожидания по отношению к таким детям изначально выше, и поэтому у них может быть сильнее выражен страх перед ошибками.

«Когда ребенок развивается медленнее, испытывая проблемы в каких-то областях, родители чаще оказываются готовы к ошибкам, к несовершенству, они не ставят ребенку слишком высокую планку, не ждут выдающихся результатов, но при этом радуются достижениям. Ребенок имеет возможность развиваться в своем темпе, без завышенных ожиданий, — объясняет Мария Григорьева. — А вот родители детей „со способностями“ пребывают в некоторой иллюзии, что их ребенок может справляться со всеми задачами с первого раза, легко и без ошибок. Когда ошибки случаются, а они неизбежны, у родителей происходит крушение этой иллюзии. Разочарование родителей может повредить ребенку, ведь если родители растеряны и расстроены, то поддержки от них ребенок может и не дождаться».

К чему приводит страх ошибки

Боязнь сделать ошибку — выученная реакция ребенка, сначала воспринятая от родителей, а затем закрепленная в школе, где мерилом хорошего и плохого служит успеваемость, а за ошибки и помарки снижают оценки.

Чем сильнее страх разочаровать взрослых, тем сильнее внутренняя тревога, напряжение. Постоянный стресс, заниженная самооценка, потеря мотивации — это последствия страха сделать ошибку, ощущения собственной «неидеальности», «плохости».

Любому человеку с низкой самооценкой, и ребенку тоже, приходится самоутверждаться за счет других. Необходимость быть хорошим для всех рано или поздно может привести к потере внутренней мотивации развиваться, к апатии, прокрастинации, полному отказу действовать.

Как помочь ребенку справиться со страхом

Мария Григорьева предлагает родителям исследовать свою реакцию на ошибки ребенка, спросить себя: «Почему это так меня задевает? Чего я боюсь на самом деле?» И начинать с себя. Если вы понимаете, что ваш ребенок впадает в ступор перед возможной неудачей, — может быть, вы сами излишне критикуете себя за ошибки.

Постарайтесь избегать сравнения ребенка с другими детьми, иначе он не будет ощущать себя ценным и нужным, а свои потребности значимыми. «Важно понимать, что когда взрослые сравнивают детей друг с другом как „плохого“ и „хорошего“, „глупого“ и „умного“, то они пытаются „натянуть“ на своего ребенка желанный образ, который может никогда не совпасть с реальностью».

Если ребенок жалуется, что ему страшно отвечать у доски, говорит, что боится ошибиться в контрольной, тревожится за свои оценки, прислушайтесь к его словам. Психолог Светлана Бельская советует родителям в такой ситуации прежде всего работать со своими чувствами и реакциями.

  • Не отрицать проблему. Вы говорите ребенку: «Что это за ерунда?», «Не выдумывай!», «У тебя все хорошо». Это может привести к тому, что ребенок станет ощущать не только тревогу, но и одиночество, отсутствие поддержки.
  • Напоминать себе, что ребенок без вас не справится со своим страхом, ему понадобится ваша помощь, а возможно, и помощь психолога.

Способы поддержать ребенка

  1. Позвольте ребенку испытывать страх, говорите с ним об этом. Мягко убеждайте его, что делать ошибки — неприятно, но такое бывает у каждого человека. Приводите примеры из собственной жизни — это не только придаст ребенку сил, утешит, но и сделает вас ближе.
  2. Отслеживайте, как часто вы упрекаете или стыдите ребенка за его промахи. Чем реже это будет происходить, тем меньше он будет чувствовать себя несчастным и думать, что с ним «что-то не так».
  3. Обращайте внимание ребенка на то, в чем он силен, что у него получается хорошо — тогда он будет понимать, что у него есть сильные стороны и что ими можно компенсировать недостатки. Отмечайте любые успехи — даже самые маленькие достижения. Попробуйте смягчить его переживания от ошибки, например, с помощью фразы: «Ты ошибся, но я вижу, как ты старался, — это здорово!»

Статья была написана для информационного портала растимдетей.рф, созданного Минпросвещения России в рамках реализации нацпроекта «Образование».

Фото: телеканал О!


[mailerlite_form form_id=4]

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как подключиться к вайфаю если пишет ошибка аутентификации
  • Как поменять снилс ребенку при ошибке
  • Как подсчитать ошибку
  • Как подключить интернет если выдает ошибку
  • Как полюбить ошибки