Как полюбить ошибки

Многие думают, что ошибки — это что-то ужасное, стыдное, плохое. Но именно ошибки помогают нам становиться лучше и совершенствовать свои действия. 

Томас Эдисон 1000 раз пробовал изобрести лампочку. Дети падают и спотыкаются сотню раз в день, прежде чем начать ходить. Предприниматели порой запускают не один бизнес-проект и не один стартап, прежде чем найдут действительно стоящее дело. Писатель может переписать не одну сотню страниц, прежде чем покажет миру свой бестселлер.

Но эти примеры уже надоели, да? И хочется понимать, что делать, чтобы не совершать ошибок. Или как их переживать и не дать им себя уничтожить.

Главная фишка в том, что совершать ошибки — это нормально. И никуда вы не денетесь от них, если только не сидите в четырех стенах, привязанным к столбу.

Страх ошибки больше не остановит: 8 крутых преимуществ провала

как полюбить свои ошибки

Как переживать ошибки

Ключевой ответ — быть сознательной личностью. Ибо сознательный человек умеет жить в состоянии здесь и сейчас. И не тратит свое время на постоянные рассуждения о том, что было, как это можно было бы изменить, и о том, что будет. Не боится, не тревожится, не накручивает себя. Потому что нет смысла бояться. Есть смысл делать и тестировать!

Что делают дети, когда чего-то сильно желают? Видят цель и идут. Потому что в детском возрасте до определенного момента в сознании преград нет и возможности безграничны.

Так откройте в себе внутреннего ребенка! А он есть у каждого из нас. И в этой части нашего Я нет ничего невозможного!

как полюбить свои ошибки

Что делать, если совершили ошибку

Я не буду говорить о том, что срочно нужно успокоиться, убрать или спрятать куда-то эмоции. Я психолог и понимаю, насколько это может быть опасно. Самый лучший способ вернуться в сознание — эмоции прожить. Конструктивным путем, конечно же.

И вот только тогда, когда разум относительно чист, можно приступить к анализу произошедшего. И помогут в этом следующие вопросы:

  • Что именно я сделал/а не так?
  • Что я могу сделать, чтобы это исправить?

Важно! Можете исправить — действуйте! Нет — забейте. Зачем попусту трепать себя и терять силы? Лучше подумайте над тем, что вы сделаете в следующий раз? А еще лучше — придумать сразу несколько путей решения этой задачи.

Заметьте, здесь нет ни одного вопроса, который начинается на «Почему». Это бесполезные вопросы.

ТОП-3 ошибки, которые мешают в карьере коуча, бизнес-тренера и жизни

как полюбить свои ошибки

Ошибки — это прекрасный опыт

Ошибки — это прекрасно! Говорю вам как человек, который их раньше до жути боялся и опасался, но потом полюбил настолько, что они перестали появляться в жизни. Как? Да просто. Они превратились в опыт, который приносит пользу, развивает, делает сильнее, успешнее, изобретательнее и креативнее.

Что такое неудача? По сути это несоответствие стандарту. А кто его задал? Вы сами? Получается, вы ожидали от себя чего-то определенного и не оправдали собственных ожиданий. Или причина лежит глубже? И стандарт задали не вы, а общество. Или вы, но под давлением общепринятых норм?

Тогда возникает вопрос: а почему кто-то может строить вашу жизнь, влиять на нее? Почему вы позволяете им это делать и влиять на ваши эмоции? Зачем?

Задайте себе эти вопросы. Возможно, вы даже поймете, почему до сих пор не вылезли из этих убеждений и этого влияния. Найдете свои вторичные выгоды.

Попробуйте взглянуть на ошибки с иной стороны. И вообще перестать называть их ошибками. Это опыт. А опыт не может быть плохим или хорошим. Он ценен сам по себе. И он помогает увидеть зоны и точки роста.

как полюбить свои ошибки

Ошибки помогают расти

Стив Джобс сказал замечательные слова, которые полезно выучить наизусть и повторять себе каждый раз, когда ошибка воспринимается как провал: «Нет такого понятия как успешный человек, который ни разу не оступился и не допустил ошибки. Есть только успешные люди, которые допустили ошибки, но затем изменили свою жизнь и свои планы, основываясь на этих самых, допущенных ранее ошибках, не допуская их впредь. Они считают ошибки уроком, из которого они извлекают ценный опыт. Не допустить ошибок значит не делать ничего».

Есть лишь один тип ошибок, которые можно назвать худшими. Это те, что вы повторяете раз за разом. И это уже не любовь к ошибкам, а пофигизм и отсутствие навыка анализировать ситуацию.

Если ошибка, провал или промах повторяются, может, стоит остановиться и подумать? Жизнь не просто так кидает вас в эту ситуацию снова и снова. Пора проанализировать и понять, что вы упустили из виду?

Действуйте! Получайте опыт! И просто идите вперед, несмотря ни на что!

Смотрите видео по теме.



Отношение к своим ошибкам во многом определяет будущую жизнь человека. Каждый день мы познаем что-то новое, учимся и, следовательно, не всегда все делаем идеально. И это является нормой, поскольку человек сам по себе неидеален (его поступки также не могут быть на сто процентов идеальными). Важно правильно относиться к своим ошибкам, уметь анализировать и извлекать максимум пользы от всего произошедшего.

Как не стоит относиться к своим ошибкам

Ошибки нужно принимать с благодарностью, поскольку тот, кто этого не понимает, доставляет себе множество проблем. Неправильной реакцией является не признавать свои ошибки и их драматизировать (утрировать уровень проблемы). Не признавать ошибки нельзя, поскольку придется то и дело наступать на те же грабли. В первую очередь вы доставляете неудобства самому себе, поскольку за ошибки очень часто приходится расплачиваться. А если их не признавать, расплата станет постоянной, что истощит ваши энергетические ресурсы.

Вторая проблема заключается в утрировании проблемы. Если воспринимать свои неудачи подобным образом, это приведет к постоянным переживаниям, самобичеванию, чрезмерной к себе требовательности, а также понижению уровня самооценки. Поэтому старайтесь относиться ко всему случившемуся по-философски (это уже произошло, и повернуть время вспять не представляется возможным).

Адекватное отношение к неудачам

Вы спросите: «Что нужно делать для того, чтобы справиться с проблемой, принять и даже полюбить свои ошибки?» В первую очередь постарайтесь адекватно воспринимать ситуацию. Вы поступили неправильно, поскольку имеете на это право. Вы не могли знать того, как действовать в конкретной ситуации, поэтому воспользовались теми идеями, которые вас посетили в данный момент. Возможно, вы поступили необдуманно и опрометчиво, но ведь не всегда все получается идеально. Примите ситуацию такой, какая она есть, и следуйте нижеперечисленным рекомендациям.

Оцените свои действия со стороны

Вы сейчас уверены в том, что поступили неправильно, и, возможно, у вас есть основания так полагать. Однако вы ведь не знаете, что произошло бы, поступи вы иначе. Есть ли полная уверенность в том, что вы сейчас совершили ошибку, или все-таки присутствуют сомнения? Их наличие говорит о том, что вы являетесь мудрым человеком. Возможно, эта ошибка может таковой считаться, если сравнить ее с чем-то другим, например, с поведением другого человека в аналогичной ситуации. И также можно предположить, что он является более опытным. А вы не имеете этого опыта, поэтому действовали так, как считали правильным в тот момент. Посмотрите на все произошедшее со стороны. Возможно, вы относитесь к себе слишком предвзято.

Проанализируйте сложившуюся ситуацию

Постарайтесь остаться над ситуацией и продолжайте смотреть на нее со стороны постороннего человека. Как это выглядит со стороны, кто пострадал от случившегося (был обманут, унижен, оскорблен и пр.). Что бы вы сказали, если бы вам пришлось стать свидетелем, приняли бы свою сторону или тоже посчитали такое поведение недопустимым? Затем вспомните, что вас побудило поступить именно так, были ли другие варианты. Одним словом, проанализируйте причину и следствие, чтобы понять, насколько большой была ваша ошибка.

Не ищите виновных в своих неудачах

Не стоит обвинять окружающих или сетовать на сложившиеся обстоятельства. Старайтесь рассматривать проблему исключительно со своей стороны и так, чтобы вы в будущем вообще не зависели от людей и обстоятельств. Например, вы обидели человека и посчитали, что обидели его незаслуженно. Но в свое оправдание можете сказать, что он вас спровоцировал, поскольку постоянно вел себя неадекватно. Вы ему нагрубили, поскольку он это заслужил.

В этом случае ваша ошибка заключается в том, что вы не смогли сдержаться. Сегодня пришлось общаться с этим человеком, завтра будет тот, кто ведет себя еще хуже. Не исключено, что вам придется постоянно всех оскорблять. Поэтому постарайтесь впредь быть более сдержанным, чтобы не тратить свою энергию на недостойных людей.

Станьте собственным адвокатом

Теперь подумайте над тем, как можно было бы поступить иначе в вышеприведенном случае. Вы долго сдерживались, но человек постоянно вас провоцировал на ссору (грубил, клеветал, распускал сплетни). Если действительно это происходило систематически, вы проступили правильно. Нужно было как-то остановить непорядочного человека. А с тем, что вы опустились до оскорблений, вы обязательно поборетесь и больше никогда не станете так поступать (из уважения к самому себе). Отличным решением будет вообще игнорировать этого человека и забыть о случившемся. А если вы повздорили впервые и не сдержались, попросите прощения и сделайте это максимально искренне. Вас обязательно простят, поскольку у каждого бывают срывы. Возможно, неудачный день спровоцировал чрезмерную раздражительность (обиженный попал под вашу горячую руку).

Воспринимайте ошибки как бесценный опыт

Вы могли не совершить ошибку, если бы ничего не предпринимали. А теперь вы ошиблись и поняли, что так в следующий раз поступать нельзя. В этом есть огромный плюс, поскольку вы уже обрели опыт. Он станет вам помощником в аналогичной ситуации, ведь вы уже знаете, чего нельзя делать. Полюбите эксперименты, и вам удастся полюбить свои ошибки. Вспомните школу и ситуацию, когда вы получали плохую оценку. Вам было обидно, но ошибка вам указывала на пробелы в знаниях. Есть много примеров, когда ошибка, допущенная на экзамене, помогала запомнить правила написания этого слова на всю жизнь.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Полюбить эпик фейлы: как сделать ошибку лучшим другом на пути к успеху

Страх наказания и негативных последствий, которые следуют за ошибками, часто не позволяют сделать очередной шаг на пути к карьере. В США около 75% владельцев компаний закрывают бизнес из-за боязни неудач. И хотя страх — это всего лишь эмоция, она может стать серьезным препятствием на пути к успеху.

Как сделать эпик фейлы верными помощниками в карьерном продвижении, VOICE рассказала Дарья Осипова, которая знает, что из каждой ошибки можно извлечь урок.

Дарья Осипова

руководитель PR-агентства, преподаватель PR-технологий в Институте бизнеса и дизайна (B&D), эксперт по коммуникациям, создатель «Школы пиарщика»

Почему возникает страх ошибок?

Компания Google провела исследование, названное «Проект Аристотеля». Его целью было выявить важнейшие характеристики успешных команд. В двухлетнем эксперименте приняли участие более 180 групп. Опросы показали, что главным критерием результативности стала психологическая безопасность. Люди чувствовали себя увереннее, когда знали, что за допущенными ими ошибками не последуют осуждение и наказание. Получается, что между эффективностью и боязнью неудач есть прямая связь.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Страх ошибиться, что-то сделать неправильно — один из самых больших стоп-факторов, ограничивающих действия людей в работе, личной жизни, развитии. И причины могут быть разные: родительские установки или тяжелые школьные годы. Плохая успеваемость, обнародование оценок перед классом провоцируют осуждение, порождают перфекционизм, который и становится истоком страха неудач в любой сфере. В обществе также культивируется оценочная система: о человеке судят по его внешности, поступкам, достижениям.

В американской культуре применяется другой подход к образованию. Школьник может выбрать предметы, в которых он более успешен, а оценки здесь считаются приватной информацией. Никто не обнародует ее перед классом. Родителей не привлекают к учебному процессу, стараясь заинтересовывать и мотивировать самих школьников.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Швеция, где образование считается одним из самых лучших, и вовсе практикуется индивидуальный подход. Здесь у каждого ученика свои особенности, свои слабые и сильные стороны, он — личность, которую уважают. Результат — высокие экономические показатели страны и социальная защищенность граждан.

Из-за страха ошибок люди часто топчутся на месте, не предпринимают никаких действий и объясняют свое поведение множеством причин. В результате человек чувствует себя несостоявшимся, нереализованным. Но неудачи можно превратить в ступеньки, ведущие к успеху. Важно лишь выработать правильное психологическое отношением к ним.

Как преодолеть страх ошибок?

Первое, что нужно сделать, — полюбить свои ошибки и понять, что совершать их — это нормально. Ошибаются все, особенно в период обучения. И речь идет не только о школе. Это может быть стажировка в компании, вождение авто, изучение иностранного языка и другое.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Необходимо воспринимать неудачи как новый опыт, из которого нужно сделать выводы и так больше не поступать. Ошибка — это точка роста твоей личности. В итоге ты становишься профессиональнее, сильнее, лучше.

Американская писательница и журналист Кэтрин Шульц, автор книги «Быть неправым: приключения на границе ошибки» пишет: «Ошибка — это доказательство нашего умения приспосабливаться к изменчивой окружающей среде, а не свидетельство умственной и психической неполноценности».

Наступая на одни и те же «грабли» в обучении, развитии, бизнесе, человек просто сталкивается с проблемой, требующей решения. И, пока он не усвоит необходимый опыт, неудачи будут повторяться снова и снова. Жизнь учит нас, как вести себя в новых условиях, но у нее нет готовых решений. Человек сам должен сделать выводы и путем проб и ошибок прийти к оптимальному результату.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Культура ошибок

Уметь сделать правильные выводы из собственных неудач — это настоящая культура. Основатель компании Malik Space Руслан Гафаров в книге «Сам себе босс» посвящает немало страниц этой теме. Он сам прошел путь от работника уголовного розыска до крупного бизнесмена, и у него на пути было немало трудностей.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Знаешь, что делают, когда новичок падает с лошади? Сажают его на лошадь! Только так можно победить страх неудачи», — утверждает Руслан Гафаров. Если что-то не получается, нужно пробовать снова и снова, преодолевая препятствия, искать причину негативного результата, чтобы впоследствии не повторить совершенной ошибки.

Сегодня появляется множество стартапов, но далеко не во все инвесторы готовы вкладываться. В результате начинающие бизнесмены вместо того, чтобы совершенствовать свою идею или продукт, опускают руки, уверившись, что у них ничего не выйдет.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но именно умение идти вперед и делать выводы из своих ошибок формирует успешных людей. Яркий пример — Уолт Дисней. Однажды он был уволен из газеты «Канзас-сити». Редактор посчитал, что у парня нет воображения и хороших идей. Затем последовало еще несколько провальных начинаний до премьеры мультфильма «Белоснежка», имевшего грандиозный успех.

Стивена Спилберга несколько раз исключали из института кинематографии, но он упорно продолжал работать над блокбастером «Челюсти». Впоследствии 27 его картин собрали девять миллиардов долларов.

Каков секрет успеха этих людей? Они не воспринимали неудачу как приговор, а продолжали действовать вопреки общественному мнению, промахам и препятствиям.

Не все получается с первого раза


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как сделать неудачу новым опытом?

Совершая ошибки, мы выстраиваем свои границы, понимаем, как нужно поступать. Это работает как в бизнесе, так и в личной жизни. Отточить навыки и чему-то научиться можно, только ошибаясь. У разработчиков есть хорошая фраза, меняющая фокус восприятия: «Не ошибка, а тестирование гипотезы». Но из нее нужно сделать правильный вывод.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Проводите системный анализ

В блокноте составьте два списка: «Чему меня научила неудача» и «К чему меня это привело». Даже в самой «черной» ситуации нужно уметь выписать плюсы. Спросить себя:

  • Какие позитивные выводы можно сделать?
  • К каким положительным последствиям это привело?
  • Какую пользу мне принесла данная ошибка?

Это как упражнение прописывается несколько раз, скажем, три раза в неделю.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Например, партнеры или клиенты подвели, не выполнили обязательства. Значит, необходимо юридически тщательнее подготовиться, ввести новые пункты в договор. Что случилось, то случилось. Но на будущее жизнь можно сделать комфортнее и эффективнее (с друзьями, родными, в профессиональной среде).

В компании Amazon принято проводить и документировать работу над ошибками после каждого неудачного проекта. Анализируются даже те события, которые были незаметны пользователям. Документ имеет определенный формат, помогающий определить, что произошло и какова причина ошибки. Эту методику можно применять в любой сфере деятельности.

Проходите обучение

Совершенные ошибки указывают на то, что у вас, возможно, нет соответствующих знаний или умений. Чтобы овладеть ими, необходимо пройти обучение в сфере, где проблемы обозначились острее всего.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для этой цели идеально подойдет менторство или коучинг. Методика позволяет получить практический опыт, раскрыть свой потенциал и научиться самостоятельно находить правильное решение в создавшейся ситуации.

Если не хватает конкретных знаний, можно пройти курсы или самостоятельно изучить информацию, опыт людей, которые уже совершали похожие ошибки. Работая в компании, не стесняйтесь обращаться за помощью к более опытным сотрудникам или представителям HR-отдела. Живое общение не только обнаруживает пути решения проблемы, но иногда позволяет предупредить новые неудачи.

Правильно оцените границы своих компетенций

Страх ошибок возникает не только из-за перфекционизма или боязни наказания, но и по причине регулярной переоценки собственных возможностей. Например, планируя стартап, начинающий бизнесмен вдохновляется. Он уверен, что его идея покорит мир. Но на деле она оказывает сырой, недоработанной, и инвесторы отказывают в финансах. Стартапер разочаровывается и оставляет идею.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не берите на себя слишком много и не думайте, что можете быть специалистом в любой сфере. Лучше наймите профессионала или получите у него консультацию. Правильная оценка компетенций помогает определить сильные и слабые стороны не только своей личности, но и бизнеса в целом.

И помните: неудача — это шаг к успеху, если грамотно ею распорядиться.

Культура ошибок: как их полюбить и извлекать пользу

Уровень сложности
Простой

Время на прочтение
7 мин

Количество просмотров 760

В новом выпуске подкаста «Из бэклога» ребята поговорили об ошибках: как их принимать и признавать, для чего искать виноватого, зачем душить в себе перфекциониста и причём тут нейрохирургия и ядовитые ягоды. Гость выпуска — Олег Федоткин, engineering manager, руководитель разработки PaaS в «СберМаркете».

«Из бэклога» — это видеоподкаст, который делает Alfa Digital. Со второго сезона к ним присоединились мы, Роботы. Вместе мы обсуждаем темы, которые всех волнуют и тревожат, но почему-то всегда откладываются на потом. Ведущие — арт-директор red_mad_robot Поля Луз и СРО Growth Hacking Alfa Digital Кирилл Викентьев.

Полный выпуск можно посмотреть в видео, а ниже мы собрали главные мысли из этой беседы.

Ошибаться — можно, ругать виновного — не нужно

Ребята решили посвятить выпуск культуре ошибок и своему отношению к ним. Разговор начался с попытки определить, что вообще можно считать ошибкой. 

Для меня ошибка — это в первую очередь неудовлетворённость результатом своих действий. Это означает, что главным человеком, который оценивает, ошибся ты или нет, правильно ли всё это было сделано или нет — это ты сам.

Олег Федоткин, руководитель разработки PaaS «СберМаркет»

Поля не согласна с гостем — она считает, что оценивать, ошибся ты при выполнении задачи или нет, должен человек, который эту задачу ставил. И действительно, у задачи чаще всего есть стейкхолдер — и он может посчитать, что она была сделана неправильно или невовремя. Но принять, действительно ли это ошибка, считает гость, должен исполнитель. 

Есть такая штука, ревью 360°. Это когда компания раз в полгода или год запускает огромный процесс, где вы оцениваете ваших коллег, руководителей, подчинённых, даёте им обратную связь. И в рамках этого процесса тебе дают обратную связь насчёт чего угодно. Этот фидбэк может включать лишь маленькую область всех твоих задач. И если ты будешь обращать внимание на каждое мнение равноценно, то всё-таки ты перегоришь. Нужно выбрать мнение тех стейкхолдеров, коллег и заказчиков, которое важно, объективно и правда имеет место. И на основании их фидбэка развиваться. А прислушиваться ко всем подряд — это точно путь в психотерапию какую-то. 

Олег Федоткин, руководитель разработки PaaS «СберМаркет»

Кирилл поддерживает — в его компании прямо сейчас идёт ревью 360°, и он недавно оценивал одного из коллег.

Сорок восемь вопросов на одного коллегу! Слава богу, один из пунктов был «Я не знаю». Потому что я оценивал айтишника, с которым взаимодействовал очень редко и мало. А сам я не айтишник, и на половину вопросов ответил, что я не знаю.

Кирилл Викентьев, СРО Growth Hacking Alfa Digital

В дополнение Кирилл поделился своим видением ошибки. По его мнению, это несоответствие результата ожиданиям или цели. Он поддерживает точку зрения Поли: оценивать, произошла ошибка или нет, должен стейкхолдер задачи. Но добавляет, что любая критическая обратная связь — даже от человека, чьему мнению мы доверяем, — пропускается через призму нашего восприятия, и мы уже сами оцениваем, ошиблись мы или нет. 

Я пришёл к выводу, что нет ошибок. Есть опыт. Поэтому я в какой-то степени даже слово «ошибка» удалил из своего лексикона и пришел к понятию опыта. Если ты получил не тот результат, на который рассчитывал, ты сделал выводы, что в будущем нужно делать по-другому. А если ты получил тот результат, на который надеялся, ты красавчик. 

Кирилл Викентьев, СРО Growth Hacking Alfa Digital

Олег предлагает вопрос для дискуссии — можно ли без ошибок двигаться вперёд. Кирилл считает, что не ошибается только тот, кто ничего не делает, и добавляет, что намеренно ошибаться для прогресса не нужно, но иногда стоит осознанно искать риск в ситуации, когда ты можешь ошибиться. 

Олег для примера приводит сюжет из книги «Антихрупкость» Нассима Талеба — два представителя первобытного общества собирают в лесу незнакомые ягоды, и один из них её пробует. Первый исход — с ним ничего не случилось, а значит, казалось бы, эти ягоды можно есть. Но это неправильный вывод. Ему могло повезти: ягода могла быть недозревшей или, наоборот, перебродившей, но всё равно ядовитой. Второй исход — печальные последствия от употребления ягоды. Ошибка, которую он совершил, — это стопроцентный результат, показатель того, что этого делать нельзя. Олег приходит к выводу, что, совершая ошибку, мы получаем бесценные знания, как делать нельзя. Исследовать мир, опираясь на негативный сценарий, более правильно, потому что это повлечёт точный результат и более ценные знания. 

В дополнение Олег утверждает, что в его компании любят ошибки, умеют их совершать и признавать.

Допустим, у нас произошёл какой-то кривой релиз, такое случается. В этот момент мы чиним. Когда страдает сервис и пользовательский опыт, главное — наложить жгут, чтобы это всё не кровоточило. А потом уже разбираться. Чтобы точно быть уверенным, что наш негативный опыт никуда не пропадает, мы используем постмортемы, «вскрытие покажет». Команда и стейкхолдеры садятся и разбирают, что пошло не так и что можно было сделать лучше. Это опыт ошибок. Если у нас что-то получается хорошо, всё прекрасно работает — это тоже опыт, но его мы не разбираем всей компанией. А опыт ошибок, особенно крупных, как правило, мы рассматриваем всей компанией сразу же. 

Олег Федоткин, руководитель разработки PaaS «СберМаркет»

В качестве примера Олег приводит случай, когда несколько лет назад перед самым началом майских праздников — когда люди особенно активно заказывают товары, чтобы поехать на дачи, — пропала база данных. 

Шесть часов мы её искали. Нашли, подняли — по случайному стечению обстоятельств конкретный человек в пятницу написал скрипт, а в субботу этот скрипт удалил нам базу данных. И человека не четвертовали, с ним ничего не произошло. В этом случае мы виноваты, что не предусмотрели контроль и не обложили базу данных защитами «от дурака».

Олег Федоткин, руководитель разработки PaaS «СберМаркет»

Не отходя далеко от этого инцидента, ребята решили обсудить, как в их компаниях относятся к поиску виноватых — когда у причины той или иной ошибки есть конкретные имя и фамилия. Кирилл утверждает, что у него такое случается.

Бывали ситуации, когда у нас ложились мобила и интернет-банк, потому что с точки зрения архитектуры они частично на одном железе сидят. Мы пытались найти виновного, но с целью не наказать, а понять, что реально произошло, чтобы это исправить. Команд у нас много, и нужно просто найти человека, отвечающего за сервис, — чтобы он пошёл и его исправил. 

Кирилл Викентьев, СРО Growth Hacking Alfa Digital

Поля поддерживает этот подход и радуется, что не работает в разработке. 

В дизайне не бывает таких великих проблем, которые, например, Кирилл сейчас описал. Когда происходят ошибки, мы тоже не ищем человека, чтобы сказать, мол, всё это из-за тебя. Но всегда можно понять, кто это сделал, и быстро исправить — например, макет подправить и отправить заново. Но с конкретным человеком нужно обсудить ситуацию, чтобы он проработал ошибку и в следующий раз был внимательнее к деталям. 

Поля Луз, арт-директор red_mad_robot

Признавать ошибки — важно, извлекать уроки — полезно

Ещё участники подкаста обсудили, как стоит поступать с людьми, которые ни при каких обстоятельствах не признают свою ошибку. Олег считает, что одна из немногих областей, где ошибка наиболее фатальна, — это нейрохирургия, и приводит пример из книги «Не навреди: истории о жизни, смерти и нейрохирургии» Генри Марша

Я переживал из-за ошибок, но когда прочитал эту книгу, перестал. Марш проводил операцию на спинном мозге, и уже было пора зашивать, но он решил довести до идеала, сфотографировать и выступить на конференции. Но повреждает нерв, который невозможно сшить обратно, — и у пациента просто навсегда отключается половина тела. Худший момент, который может представить себе человек, — это, по его словам, стоять перед дверью в палату, куда нужно зайти и рассказать пациенту, что ты разрушил его жизнь. Потому что это не стечение обстоятельств, а его личная ошибка. И он признаёт, что без этой и других ошибок он бы никогда не стал одним из самых опытных нейрохирургов Британии. И сквозь книгу проходит лейтмотивом главная мысль в важности признания своих ошибок. 

Олег Федоткин, руководитель разработки PaaS «СберМаркет»

Поля считает, что чаще всего ошибки не признают перфекционисты, которые стремятся довести любое дело до идеала. У идеала, разумеется, не может быть ошибок. Олег соглашается: по его мнению, здорового перфекционизма не бывает. 

А я в работе начал использовать ошибку как инструмент развития. Ты что-то запускаешь так, как есть, и ошибка — это маркер того, где нужно ещё подумать и исправить в процессе. Не допустив ошибки, ты не узнаешь, что именно там нужно переделать. 

Кирилл Викентьев, СРО Growth Hacking Alfa Digital

Но есть ли в таком случае какой-то предел, или ошибаться можно бесконечно? Поля считает, что лучше ошибиться один раз — и в будущем такого не повторять. 

Всё зависит от самой ошибки, насколько она критическая. Если прямо фатальная, то лучше на одной и остановиться, потому что второй такой можно и не пережить. Если ошибка мелкая, она, конечно, может повториться несколько раз. Но после проведенной беседы и починки процессов она тоже должна сойти на нет. 

Поля Луз, арт-директор red_mad_robot

Олег в связи с этим вспоминает афоризм Генри Киссинджера — неважно, какие проблемы вы решаете, главное, чтобы это были не те проблемы, которые вы решали в прошлом году. 

Если человек факапит по-разному, с огоньком, то это нормально. А если одно и то же повторяется, это плохо.

Олег Федоткин, руководитель разработки PaaS «СберМаркет»

Отдельная тема разговора — отношение к ошибкам со стороны руководителей. И у Поли, и у Кирилла, и у Олега одновременно есть и руководители, и люди в подчинении. Все единогласно сходятся во мнении, что ни у кого не возникает мысли закидывать камнями за вменяемую допустимую ошибку. 

Моё отношение к ошибкам подчинённых — допускайте. Если я могу о них узнать чуть заранее, это нормально. Как только ты начнёшь своих ребят давить за ошибки, они рано или поздно ответят тебе тем же самым. Если я ошибаюсь, мои парни меня прикроют, если ошибаются они — их прикрою я. 

Олег Федоткин, руководитель разработки PaaS «СберМаркет»

Поля поддерживает — в её команде выстроена такая же культура отношения к ошибкам. 

Если я ошибаюсь, я знаю, что мои дизайнеры меня спасут. Если они ошибаются, я постараюсь им помочь, чтобы ошибка была проработана, чтобы в следующий раз сам процесс был ровнее. Она может повториться, но мы не будем барахтаться с тем же самым и пофиксим это быстрее. С руководителями у меня в целом не было таких случаев, чтобы всё упало, всё сломалось. Но они всегда идут навстречу, могут помочь и объяснить, как это починить. Это очень ценно, потому что на других работах могли сказать: всё плохо, разбирайся с этим сам. А это не решение. Если ты видишь, что человек неосознанно ошибся, и знаешь, как это починить, почему бы плечо не подставить и проработать вместе? 

Поля Луз, арт-директор red_mad_robot


Напоминаем, что выпуск целиком можно посмотреть по ссылке. И подписывайтесь на канал! 

А как вы относитесь к ошибкам? Извлекаете из них опыт или подолгу укоряете себя за косяки? Что о них думают в вашей компании? Делитесь в комментариях!

Чтобы ничего не пропустить, следите за развитием цифры вместе с нами:

  • Redmadnews

  • Design Jam

  • red_mad_dev

  • red_mad_product

  • LinkedIn

  • VK

Да пребудет с вами сила роботов! 🤖

365 дней вместе

Почему мы должны любить ошибки, трудности и даже неудачи

18 января 2020
9 185 просмотров

Наша жизнь полна ошибок. Мы совершаем их постоянно. И хотя порой они ни на что не влияют или, наоборот, приводят к непредсказуемым последствиям, большинство из нас казнит себя за допущенные промахи и чувствует себя скверно.

И неудивительно: многие выросли с мыслью, что ошибка — это плохо. Достаточно вспомнить контрольные и диктанты в школе, когда за каждую ошибку снижали оценки, а родители ругали, а то и сурово наказывали. Это печально, и вот почему.

Трудности и ошибки — лучшее средство для роста мозга



Безграничный разум

Когда в процессе обучения мы готовы преодолевать препятствия и совершать ошибки, возникает много новых нейронных связей, способствующих лучшей обучаемости. Позитивное влияние ошибок и трудностей выявлено в ходе нейробиологических исследований и поведенческого анализа людей, добившихся высоких результатов в разных сферах деятельности. Некоторые результаты выглядят парадоксально, поскольку мы давно привыкли, что всё должно быть «правильно». Но отбросив мысль о том, что человек всегда обязан вести себя правильно и не допускать ошибок, люди буквально преображаются.


Джеймсу Ноттингему, теоретику педагогики из Великобритании, пришла в голову идея «ямы обучения». Каждый раз когда мы чему-то учимся, мы оказываемся в такой яме, из которой очень важно научиться выбираться.

Правильные ответы не стимулируют роста мозга

Чтобы ученики развивались, им необходимо искать ответы на вопросы, представляющие для них трудность, находящиеся на грани их понимания. И работать над ними следует в среде, которая поощряет ошибки и способствует осознанию их пользы. Это важнейший момент.

Не только упражнения должны поощрять ошибки — сама среда должна способствовать тому, чтобы дети не боялись ошибаться и не воспринимали затруднения как досадные помехи. Для идеальной атмосферы обучения должны быть задействованы оба компонента.


Быть всегда правым и не совершать ошибок — губительно для мозга. Источник

Исследования нейробиологов это подтверждают. Все, кто добивается выдающихся результатов, выполняли упражнения, благодаря которым нервные волокна покрывались миелиновой оболочкой в несколько слоев. Наш мозг функционирует благодаря сети нервных волокон (включая нейроны), а миелин — своего рода изоляция, покрывающая их и увеличивающая силу, скорость и точность передаваемых сигналов.

Когда мы возвращаемся к какой-то мысли или наносим удар по мячу, миелиновая оболочка участвующих в этом процессе нейронов становится прочнее, оптимизирует нейронные цепочки, в результате чего наши движения или ход мыслей становятся более отлаженными и эффективными.

Уроки, которые учат размышлять

Уроки в китайской школе совсем не похожи на привычные нам, на которых ученики получают задания от учителя и у этих заданий всегда есть единственно верный ответ.

Важнейшая характеристика уроков в китайской школе — преодоление трудностей: учителя сознательно ставят учеников в тупик, заставляя задумываться над проблемой и находить объяснение.

Учителя любят задавать провокационные вопросы, сознательно вводят некорректные утверждения, тем самым побуждая учеников к дискуссии и возражениям.


Чтобы дети развивались, они должны преодолевать трудности. Источник

На одном из уроков изучали тему, обычно не вызывающую особого энтузиазма у американских школьников, — дополнительные и смежные углы. Китайский учитель попросил учеников пояснить, что такое, по их мнению, дополнительные углы, и они высказывали свои соображения. Часто учитель старался запутать свой класс и подвести к ошибочному объяснению. И тогда он с улыбкой спрашивал: «А верно ли это?»

Ученики тяжело вздыхали и пытались найти более точное определение. Учитель поддразнивал их, развивая или искажая их идеи, чтобы школьники смогли усвоить суть изучаемого материала. Ученики размышляли, уточняли, доказывали свои утверждения.

Именно так должен выглядеть идеальный процесс обучения.

Никакой зубрежки

Элизабет и Роберт Бьорк — профессора Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе считают, что зубрежка для мозга не очень полезна. Намного эффективнее извлечение накопленной информации для самопроверки. Вы заставляете себя вспомнить материал, возможно, совершить какие-то ошибки и тут же исправить их.


Зазубривание материала перед экзаменом не очень полезно для мозга. Источник

Специалисты подчеркивают, что предэкзаменационная подготовка не должна сводиться к зубрежке, поскольку может вызвать стресс и снизить значимость обучения. Гораздо эффективнее безоценочная самопроверка или проверка с подглядыванием.

Лестница преодоления

Одна из учительниц придумала, как можно стимулировать детей к обучению. Призывая учеников не бояться трудностей, она использовала метафору лестницы. Ученикам не нужно быть «самодовольной личностью» с верхней ступеньки, но нельзя быть и «унылым типом», сидящим на нижней. Следует двигаться по лестнице преодоления — это самое важное для человека.

Никому не хочется быть человечком с нижней ступеньки. Он выглядит обиженным и злым. А человечек на самом верху раздражает, потому что уже всего достиг и чрезмерно счастлив. Оптимальный вариант — всегда быть где-то посередине: ты не в отстающих и при этом всегда есть к чему стремиться.


Новые знания о росте мозга и преимуществах, которые дает преодоление трудностей, могут преобразить каждого — школьников, преподавателей, родителей, менеджеров. Все способны выйти за установленные пределы.

По материалам книги «Безграничный разум».

Обложка поста отсюда.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как подать заявление на исправление кадастровой ошибки
  • Как поменять свидетельство о браке при ошибке
  • Как подключиться к ростелекому если вылазит ошибка
  • Как поменять инн на госуслугах при ошибке
  • Как подключить вай фай пишет ошибка аутентификации