Как перестать бояться ошибок на работе

«Бояться глупо» — знаменитая фраза из фильма «Достучаться до небес» не имеет подтверждения статистикой. Например, в США 75% компаний закрываются в первые 10 лет, одна из причин, по словам экспертов, — боязнь неудачи владельцев бизнеса.

Недавний опрос работающих жителей России также показал, что страх ошибок вгоняет людей в стресс и вызывает стойкую неприязнь к работе. Эту тему мы решили подробнее разобрать с руководителем центра позитивной психологии «Фонарь» Вадимом Самылиным.

Страх — это врожденная эмоция

Страх — нормальная, типичная для человека эмоция. В повседневной жизни работает как функция самосохранения и, после тревоги, это единственное, что позволяет нам выживать, разрабатывать технологические решения и расширять круг знакомств. 

Источник этой эмоции — базовая потребность человека в безопасности. Следовательно, риск возникновения препятствий реализации этой потребности — есть угроза, ну а ошибка — главный «кирпичик». Чем кирпичиков больше, тем больше человек чувствует себя нереализованным, несостоявшимся, что приводит к социальной изоляции.

Вы наверняка встречали среди своих коллег или знакомых тех, кого снисходительно называют «тихоня». Человек не проявляет инициативы, не высказывает идей, не испытывает идентичности с компанией и командой, не участвует в корпоративных движах и, кажется, что все его устраивает. В большинстве случаев такие персонажи просто боятся показаться неуместными, неумными, непрофессиональными. Но бороться с этим можно и нужно.

Как самостоятельно побороть страх ошибок

Дайте себе право на ошибку

Совет психолога: любая ошибка — опыт, ступенька для роста. А для того чтобы прыгнуть, надо присесть. Нельзя знать все и сразу, поэтому не будьте строги к собственным промахам, учитесь! Один раз запнулись, в другой раз выше поднимите ногу.

Совет управленца: когда в «Инфомаксимум» появился отдел PR мы поставили цель нанять универсалов. Продвижение высокоинтеллектуальных IT-решений — задача непростая, а в период масштабирования нам нужно было параллельно перекрывать направление HR, работать над формированием внутренней политики компании. Поэтому два человека с опытом в смежных с PR отраслях начали работу с нуля. 

Боялись? Да. Первое время согласовывали каждый шаг, каждую запятую и созвон с редакциями. Ошибались? Да. Огромный поток информации о продуктах, который надо переварить, планерки, совещания, работа с командой и внешние коммуникации.

Ошибки были некритичные, но вводили сотрудников в ступор. Тут очень важна поддержка управленцев, которые в начале своей карьеры тоже оступались и нарабатывали профессиональную мудрость и хватку. 

Что помогло: деликатный разбор ошибок в формате обмена опытом. Помощь в построении модели продвижения, составлении плана. Кроме того, важно хвалить за успехи. Это мотивирует. Сейчас отдел работает в штатном режиме, инициирует благотворительные акции, внутрикорпоративный движ, работу со СМИ и сотрудничество с вузами.

Не делайте то, что не умеете

Совет психолога: знание своих границ компетенций — важная штука в формировании здравого отношения к ошибкам и их принятию. Иными словами, не берите на себя слишком много, если не хватает знаний. 

Умейте сказать, что не готовы, и вам требуется помощь. Или сначала прокачивайте скилл, а потом показывайте класс. Начинайте с решения новых, но легких задач, это важно для позитивного опыта. Составляйте план и двигайтесь к намеченной цели поэтапно.

Совет управленца: мы не рождаемся с базой знаний, поэтому не стоит бояться ошибиться. Мне кажется, я родился программистом. Первый рабочий код написал еще в школе, а вот быть управленцем, стратегом, бизнесменом пришлось учиться. Перед тем как получилось вывести на рынок коммерчески успешный продукт, было три менее удачных проекта, которые пришлось закрыть. Все из-за недостатка знаний и опыта. 

Здесь главное не опускать руки и быть готовыми пополнять базу своих знаний ежедневно, ежечасно. Запомните простую формулу: ошибка = опыт = ступенька вверх. 

Знайте врага в лицо

Совет психолога: поиграйте в писателя, ученого, исследователя. Возьмите лист бумаги, напишите все, что касается вашей ошибки. Как случилась, при каких обстоятельствах, что ей предшествовало? После этого проанализируйте написанное и попробуйте структурировать.

Это необходимо для того, чтобы научиться разбирать критические ситуации, мыслить практично и избегать повторения сценария. 

Совет управленца: признавать свои ошибки — сложно. Но важно. Каждый закрытый IT-проект — для меня урок. Помню, как создали и выпустили систему планирования проектов, казалось, что она выстрелит и всем нужна. Вроде бы и книжки про Customer Development уже были, но вера в себя в тот момент была сильнее здравого смысла. Проект пришлось закрыть. Мы недооценили конкурентов, поздно занялись продвижением и маркетингом. В последующем учли свои же «косяки» и к следующему релизу были во всеоружии, что позволило выйти из тени и завоевать свою аудиторию. 

Работайте с самооценкой

Совет психолога: это про самоэффективность и доверие себе. Как только примете себя со всеми достоинствами и недостатками, будет в разы проще делать что-то новое. Вы же не можете повлиять на то, что у вас размер ноги 45, а хотелось бы 38. Поэтому, если вам что-то не по силам сейчас, меняйтесь и учитесь. Но в случае, если шаг к новому воспринимается как насилие над личностью, успокойтесь и делайте то, что умеете. Слышали же истории, что мама и папа заставили поступить на математический, а ребенок оказался гениальным артистом? Так это и работает, примите себя.

Совет управленца: у нас был момент, когда были открыты сразу несколько вакансий: тестировщик, PHP-разработчик и помощник проектного менеджера. Пришла совсем юная девушка на собеседование и, удивительно, подходит на все вакантные места по комплексу знаний и умений. А главное, сама не могла ответить на вопрос: каково ее призвание?

Для любого работодателя человек-оркестр — ценный кадр, который сможет перехватить направления в случае крайней необходимости, но для меня было важным создать комфортные условия. Чтобы человек мог развиваться в конкретном направлении и стать асом. Поэтому мы протестировали знания и рекомендовали пойти в помощники проектного менеджера. Девушка прислушалась, обучилась азам, сейчас успешно работает и, главное, ей нравится. Но если вас некому направить, подумайте сами, в какой области вы в большей степени сможете проявить себя?

Откажитесь от «синдрома Бога»

Совет психолога: понимание того, что окружающий мир — совсем не такой, каким мы его представляем, поможет ориентироваться в его неопределенности и более здраво понимать, что «карта не есть территория» (А. Коржибски).

Случиться может все что угодно, независимо от ваших ожиданий, действий или противодействий. Даже если был план, мало ли что его может нарушить. Этот факт надо просто принять.

Совет управленца: на практике это работает так — приезжаете на встречу подготовленный, теоретически отработали все возможные возражения, отрепетировали речь, даже галстук в цвет костюму подобрали. А встречу отменили, новую не назначили. Что делать? Принять факт, быть терпеливее, свыкнуться с мыслью, что в жизни бывают обстоятельства, которые нельзя спланировать. Как отмену рейса по погодным условиям или поломку машины по пути на ЖД-вокзал. 

Просите помощи

Совет психолога: у коллег, друзей, специалистов в области, где работаете. За спрос денег не берут, это во-первых. А за рвение выучить материал и прокачать скиллы еще и похвалят.

Совет управленца: преодолеть порог смущения и подойти с вопросом иногда действительно непросто. Поэтому в «Инфомаксимум» отработана система наставничества. Она подразумевает плавное вхождение в команду. Ментор есть у всех, кто только переступил порог офиса. Зачем? Для вопросов, не только по «внутренней кухне», но и о профессиональной деятельности. У нас есть база знаний в Confluence, где вся информация о продуктах, конкурентах, исследования рынка. И все члены команды открыты к общению, иначе нельзя. Поэтому советую не стесняться, ведь специалистом становится тот, кто учится.

Кроме того, не стоит игнорировать онлайн-тренинги и общение с профессионалами в той сфере, где вы хотите развиваться или уже работаете. Общение мотивирует и снимает блоки. А если страх ошибок мешает не только развиваться в профессиональной сфере, но и снижает качество повседневной жизни, лучше обратиться к психологу. 

Как получить максимум

  1. Бояться ошибок — нормально, научитесь не ругать себя за ошибки и принимать их как ступеньку к успеху.
  2. Выбирайте дело по душе! История знает много примеров, когда люди бросали хорошую работу за большие деньги ради разведения коров, например. Поэтому выберите направление, в котором вам реально интересно развиваться. Тогда ошибки будут восприниматься как этап обучения.
  3. Объективно оценивайте свои возможности. Это как с историей про велосипед — не умеете? Учитесь. И нет гарантии, что в процессе удастся избежать обидных падений. Чтобы развиваться, надо понимать, каких еще навыков не хватает для достижения профессионального счастья.
  4. Фиксируйте ошибки и разбирайте. Заведите дневник, блог, пишите и ищите ответы на вопросы: что стало причиной неудачи? Если их было несколько, что объединяло? А потом исключайте каждый фактор и будьте терпеливыми.
  5. Примите себя, уважайте свои знания и умения. В IT, медицине, педагогике и других профессиях надо постоянно держать руку на пульсе и учиться. Нельзя знать все и всегда. Не принижайте свои, уже имеющиеся скиллы, они — база для роста.
  6. Не стесняйтесь просить помощи. Адекватных и готовых делиться знаниями людей больше, чем тех, кто проигнорирует просьбу. Общайтесь с профессионалами в сети, ищите тематические паблики, будьте смелее.
  7. Помните, что бывают ситуации, которые от вас не зависят. Если вы сделали все со своей стороны, но вмешались обстоятельства непреодолимой силы, не паникуйте. Это ничего не изменит. На будущее имейте план «Б».

И никогда не сдавайтесь. Удача любит смелых.

Директор по продукту EdMarket Марина Литвинова поделилась своим опытом и рассказала, как перестать бояться ошибок и критики.

Перемены, неуверенность, ошибки, критика иногда воспринимаются людьми как четыре всадника Апокалипсиса, а на самом деле это просто четыре спутника Lifelong learning. Развиваясь, мы сталкиваемся с переменами, что вызывает неуверенность, что приводит к ошибкам и получению обратной связи, иногда в формате критики.

Все сталкиваются с боязнью изменений, ошибок и критики. Кого-то эти факторы тормозят в развитии, а кого-то доводят до состояния выгорания. Но то, что вы нервничаете в состоянии неопределенности, стараетесь избежать ошибок и сгибаетесь под обстрелом обратной связи, совершенно нормально.

Перемены и неуверенность

Ситуация неопределенности может возникнуть и в обучении, и справиться с ней помогает привычка задавать вопросы и уточнять. Человеческий мозг устроен так, что нешаблонные ситуации и действия заставляют его вырабатывать новые алгоритмы поведения. На это уходит больше энергии, чем на действия по привычной схеме, и мозг сопротивляется.

Простой пример. Компании часто сталкиваются с сопротивлением сотрудников переменам. Сопротивление могут вызвать и новый документооборот, и изменения в дресс-коде или правилах общения с клиентами, и новые требования к учету рабочего времени, и новые принципы корпоративной этики, и новые функциональные обязанности. Грамотные специалисты по обучению понимают, что в случае изменений сначала надо помочь людям принять их, а только потом учить тому, как работать в новых условиях. Иначе можно ожидать бунт или саботаж нововведения.

Ситуация неопределенности возникает и если человек попадает в окружение, где действуют правила, отличные от тех, по которым он жил ранее. Например, на предыдущей работе было принято обращаться на «вы», а на новой — на «ты», и человеку очень непросто переключиться.

В EdMarket мы поощряем студентов задавать вопросы, во время занятий и после них, в учебных чатах, где есть другие ученики. Для вопросов студентов наша команда сопровождения онлайн-курса найдет время. За «глупые» вопросы вас не будут ругать или высмеивать. За каверзные вопросы преподаватели не будут занижать оценку. Честный учитель всегда признается в том, что он знает и чего не знает, если нужно возьмет паузу чтобы ответить на ваш вопрос, а не будет менторским видом прикрывать белые пятна на своей «карте мира». Ученик больше не пассивный слушатель, а активный участник учебного процесса. Чтобы принять эти новые правила, многим нужно время.

Если вы находитесь в состоянии ученика, который хочет услышать единственно правильную точку зрения, вам может быть сложно учиться. Мир стал шире и многограннее, чем наш опыт школьного обучения, и свою картину мира надо расширять. Вы можете встретить 2-3 экспертов-практиков, каждый из которых, успешно работая в своей сфере, предлагает свой взгляд на один и тот же вопрос. И современному студенту приходится развивать критическое мышление.

Как бороться со страхом перемен и неуверенностью?

Первый шаг к обретению стабильности — это разобраться, какие старые шаблоны и сценарии грозится разрушить перемена. Опознав причины страха, можно двигаться далее.

1) Начните вести дневник

Подумайте, как вы реагируете на перемены, как и в чем проявляется неуверенность, что больше всего вас пугает, были ли раньше подобные реакции и чем все закончилось. Можно проанализировать свое поведение/эмоции/переживания, попробовать вести дневник, где вы будете записывать, что делали и что чувствовали при этом.

Иногда людям больше подходит именно бумажный дневник, в котором нужно писать ручкой.

Купите для дневника красивый блокнот и носите его с собой.

2) Изучайте новое

Часто люди приходят к мысли, что перемены легче пережить, собирая информацию о новом. Таким образом люди адаптируются к новой работе, городу или стране: устраивают себе экскурсии, заводят знакомства, узнают окружающее пространство, и оно перестает быть чужим и пугающим.

Так в онлайн-курсах студенты постепенно «обживаются» в цифровой образовательной среде, учатся пользоваться платформой и чатом, практикуются в загрузке домашек, общаются с одногруппниками. Важно принять сначала сам формат и освоиться, а уже потом приступать к изучению контента.

Неуверенность в своих силах успешно «лечится» обучением, закрытием “белых пятен” на карте знаний, наработкой опыта через взаимодействие с конкретными проектами, практикой.

Ошибки и критика

Харуки Мураками писал: «Ошибки — это знаки препинания, без которых в жизни, как и в тексте, не будет смысла”.

Мы ошибаемся:

  • во время обучения
  • во время первой практики
  • в рабочих ситуациях.

И это нормально.

Бывает, что на наши курсы приходят учиться люди, которые очень боятся совершить ошибку. Например, в домашней работе. А ведь обучение — тот этап, на котором можно смело тренироваться, делая новые и новые попытки, пока не получится.

Если у вас все и всегда получается с первого раза — это очень подозрительно. Скорее всего, в этом случае либо вы выполняете работу слишком долго, либо из последних сил “выжимаете” свой ресурс, чтобы ни в коем случае не дать себе ошибиться. Либо скрываете следы допущенных ошибок и, возможно, ругаете себя за это.

Когда мы допускаем ошибки в процессе обучения (да и не только) и делаем выводы из полученного опыта, мы гораздо лучше понимаем тему или задачу и можем находить новые способы решения. В стартапе, в любой быстро развивающейся компании ценятся люди, которые умеют ошибаться, сопоставляя экономическую составляющую (цена ошибки) и экологическую (влияние ошибки на других людей и среду). Собеседуя кандидатов, рекрутеры сейчас спрашивают не только истории ваших достижений, но и истории факапов (провалов) и просят рассказать, как вы справлялись с провалами.

В EdMarket мы понимаем, что в образовательном бизнесе надо уметь делать наброски и презентации идей «в драфте», двигаться по модели MVP (минимально жизнеспособного продукта), проектировать по методу прогрессивного JPEG («в любую секунду любой проект готов на 100%, хотя проработанность может быть и на 4%»). Быстрый темп развития рынка EdTech подразумевает, что быстрее бегут те, кто делает больше тестов и совершает больше ошибок. Так нарабатывается опыт. И этому мы учим студентов.

Ошибаться тяжело, а ошибаться в статусе эксперта еще тяжелее. Меня учили делать сразу и хорошо, выполнять задания на пятерки и постоянно работать над собой. У меня, как и у многих, кто хорошо учился в школе, синдром отличницы, который постоянно приходится задвигать на задний план потому, что он ужасно мешает в работе.

Само слово «эксперт», как тяжелая шинель, падает на плечи, вынуждает каждую минуту ощущать груз ответственности за сказанное тобою. И за все ошибки, которые ты в любом случае совершишь.

Как бороться со страхом ошибки и критики

Расскажу приемы, которыми пользуюсь сама.

  • регулярно и сознательно прихожу в зоны дискомфорта (лучше я сама, чем обстоятельства)

  • просто разрешаю себе совершать ошибки, так как это важная часть опыта («волков бояться — в лес не ходить»)

  • учу себя получать удовольствие от ошибок (радуюсь от того, что полюбила в конце списков не ставить точки/запятые)

  • регулярно просматриваю обратную связь на свои занятия, а также сама прихожу спрашивать обратную связь у коллег

  • стараюсь делать выводы о том, почему та или иная неприятная ситуация или ошибка произошла и что я могу сделать, чтобы она не повторилась (если это надо действительно отработать и отпустить, забрав лишь опыт)

  • принимаю себя такой, какая я есть

  • периодически перепроверяю, а какая я есть)

А еще регулярно напоминаю себе, что пока я переживаю, что обо мне подумает другой человек, он, скорее всего, обеспокоен, что подумаю о нем я или кто-то еще.

Критика — это чаще всего обратная связь, которую нам неправильно дали или которую нам больно воспринимать. Поэтому важно учиться давать конструктивную обратную связь, хотя бы элементарно «по гамбургеру»: что понравилось, что можно улучшить, что было особенно классным.

Иногда наши студенты, продюсеры или методисты спрашивают, может ли вести эфиры и занятия эксперт с синдромом самозванца (т.е. он классный, но считает себя посредственным и очень стесняется в эфире). На своем примере могу подтвердить, что выступать можно и с синдромом самозванца. Предварительное обучение публичным выступлениям, курсы, книги, а также обязательная регулярная практика снижает степень дискомфорта от публичных выступлений и эксперт смелее выходит в эфир, а также проще относится к обратной связи.

Как работать со своей реакцией на обратную связь?

Что делать, если любую обратную связь вы воспринимаете как критику? Вот несколько советов:

  • Отделите объективную, конструктивную часть обратной связи (что конкретно порекомендовали, посоветовали, чем были недовольны, что явно указывает на зоны роста) и субъективную (эмоции, оценочные суждения, влияние опыта/принципов/мировоззрения человека, дающего обратную связь)

  • Отрефлексируйте, проанализируйте свое поведение/эмоции/переживания (какая была моя реакция, был ли объективный повод переживать, как можно было бы отреагировать в следующий раз).

Важно анализировать именно свою реакцию, так как на нее вы сможете повлиять в следующий раз. И не пускаться в критику и осуждение другой стороны.

Во время дипломирования (представления финальных работ) студенты EdMarket получают заботливую обратную связь от экспертов. Мы также учим и студентов давать правильную обратную связь, это пригодится при взаимодействии с коллегами, при работе с заказчиком и при постановке задач сотруднику или внешнему исполнителю.

Грамотная обратная связь дает рекомендации, а не критику, подчеркивая сильные стороны и зоны роста.

А вы сильно переживаете, если совершили ошибки на работе, или в жизни?

56 ответов

Последний —

Перейти

#1

#3

#4

#5

#6

#7

Гость

Из-за работы — да. Уже и пореветь успела из-за новой, но она мне, блин, нравится не смотря ни на что, поэтому держусь. Но настроение может испортить аж на все выxодные, если в пятницу, например, кучу ошибок серьезныx совершаю. Не знаю, может, пока не привыкла просто..А в жизни — ну смотря что, обычно не так парюсь. Из-за денег парюсь в основном, очень сильно причем.. И еще поняла, что не люблю выглядеть идиоткой в глазаx другиx, для меня это ад :(

#8

#9

#10

#11

Гость

Переживаю и сразу же стараюсь исправить.А один раз было дело — думала, что умру от переживаний. Я серьезно, думала, что случится разрыв сердца, оно даже «хватать» начало. Делала первый раз одну работу, я гл.бух, была сделка на большую сумму, разбиралась сама. Потом меня проконсультировали знающие люди, и выясняется, что я упорола косяк, и собственник должен заплатить налог в несколько сотен тысяч. К слову, он вообще налоги платить не любил. И помню, две мысли в голове — как ему об этом сказать и что теперь можно сделать. А у меня к тому же еще ПМС был, я очень плохо переношу. Думала, скончаюсь от переживаний, от своего физического и психического состояния. Реально, думала, что сердце разорвется. А потом оказалось, что я сделала все правильно.

#12

Гость

Автор, а Вы не Весы?

#13

Гость

А где работаете? кем?

#14

#15

#16

#17

Гость

Может Вы переходящая в Весы))) просто я Весы и тоже загоняюсь по любому поводу)

#18

#19

Гость

Перфекционизм — это качество именно Девы (если уж тут астрологическая пляска пошла). Если вы — Весы, но вы страдаете перфекционизмом, дотошностью, вниманием к деталям, анализу, у вас скорее всего выражена Дева (например, асцендент в Деве или скопление планет в Деве).

#20

#21

Гость

неее, я не дотошная, а именно загоняюсь, переживаю, для меня имеет значение мнение окружающих, где-то читала, что это Весы такие

#22

#23

Эксперты Woman.ru

  • Эксперт

    Смирнова Анастасия

    Психолог

    3 ответа

  • Эксперт

    Лукахина Анна

    Практикующий психолог

    9 ответов

  • Эксперт

    Нина Бабанакова

    Нутрициолог, консультант по…

    97 ответов

  • Эксперт

    Самоилов Роман

    Врач-нутрициолог

    44 ответа

  • Эксперт

    Носаченко Оксана

    Психолог

    44 ответа

  • Эксперт

    Мальцева Ксения

    Нутрициолог

    57 ответов

  • Эксперт

    Ольга Наумова

    Эксперт по любовной…

    7 ответов

  • Эксперт

    Оксана Александровна

    Практический психолог

    50 ответов

  • Эксперт

    Токуда Марина

    Психолог-психоаналитик

    7 ответов

  • Эксперт

    Лукановская Ольга

    Специалист по женскому…

    3 ответа

#24

#25

#26

#27

Гость

Я сильно переживаю, когда допускаю ошибки . Например, если я устраиваюсь на новую работу и что –то недопонимаю, что – то не могу запомнить с первого раза, что – то не получается выполнить быстро я из –за этого очень расстраиваюсь и чувствую себя тупицей. Я долго потом вспоминаю свои косяки и сильно злюсь и даже начинаю ненавидеть себя. Я не могу простить себя за свои ошибки. Мне стыдно, что я такая неумеха. Мне все время кажется, что только я одна и ошибаюсь, а у других людей все всегда сразу получается. Что все умные. В жизни, при общении с окружающими людьми я тоже боюсь сделать какую – нибудь ошибку, например, сказать что – нибудь лишние, обидеть кого – то. Я думаю, что если сделаю что – то не так (например, нагрублю), или совершу плохой поступок, от меня все откажутся и отвернуться. Мне кажется, другие люди никогда меня не простят, будут ненавидеть, и я останусь одна. У меня с самого детства страх совершить ошибки, потому что когда я была маленькая да и сейчас тоже, если я ошибаюсь в чем – то (даже если это пустяк ) мама сильно меня ругает, обзывает матом и доводит до слез.А как вы относитесь к себе если допускаете ошибки? Вы можете себя простить?

#28

#29

#30

Гость

Переживаю невольно о своих глобальных ошибках. Если бы начать заново жизнь, то ничего бы не повторила.

#31

Гость

Перфекционизм — это качество именно Девы (если уж тут астрологическая пляска пошла). Если вы — Весы, но вы страдаете перфекционизмом, дотошностью, вниманием к деталям, анализу, у вас скорее всего выражена Дева (например, асцендент в Деве или скопление планет в Деве).

#32

#33

Гость

вообще не переживаю, ведь те люди, с которыми вы работаете, по сути дела вам НИКТО! Зачем тратить свои нервы? Ну налажали вы..с кем не бывает! Это ваша жизнь и вы должны любить себя и не трепать нервы по пустякам. «Какой пустяк?Все очень серьезно..» скажете вы. Ну даже если вы очень большую сделали ошибку, вас уволили(в самом худшем случае)..и че? Вы хороший специалист(надеюсь на это).Работу всегда найдете. Любите себя и берегите свои нервы!!!!!

#34

Гость

какие ошибки для вас глобальные?

#35

#36

Керен

Глобальные ошибки это чего учить, где работать, рожать или не рожать, кого любить, кому доверять.

#37

Гость

Да, вот я как раз по всем пунктам ошиблась. Не тех любила, не там училась, не тем занималась.

#38

#39

#40

Гость

Вот это жесть. Я так ярко себя представила на вашем месте. Такой стресс, наверное, даром не проходит для здоровья.

#41

Исчадье ада

Так загоняться из-за работы, как 8 и 16 — противопоказано. Все нервы вытравишь. А это старение. Сама борюсь с собой, чтобы ничего на работе близко к сердцу не принимать и любую ситуацию встречать расслабленно. Потому что, как показывает практика, все ситуации так или иначе решаются.

#43

#44

#45

Алла

У меня такая же мать. Помню учила меня писать. Не нравился почерк. Она стояла за спиной и орала как ненормальная . У меня еще корявее получалосьИ так во всем в жизин. Косяк- ее ор. Косяк _ ее МЕГА ОРТоже всего боюсь. Не могу принять ни единого самостоятельно решения. Мне 28 лет

#46

Гость

вообще не переживаю, ведь те люди, с которыми вы работаете, по сути дела вам НИКТО! Зачем тратить свои нервы? Ну налажали вы..с кем не бывает! Это ваша жизнь и вы должны любить себя и не трепать нервы по пустякам. «Какой пустяк?Все очень серьезно..» скажете вы. Ну даже если вы очень большую сделали ошибку, вас уволили(в самом худшем случае)..и че? Вы хороший специалист(надеюсь на это).Работу всегда найдете. Любите себя и берегите свои нервы!!!!!

#47

Гость

Переживаю и сразу же стараюсь исправить.А один раз было дело — думала, что умру от переживаний. Я серьезно, думала, что случится разрыв сердца, оно даже «хватать» начало. Делала первый раз одну работу, я гл.бух, была сделка на большую сумму, разбиралась сама. Потом меня проконсультировали знающие люди, и выясняется, что я упорола косяк, и собственник должен заплатить налог в несколько сотен тысяч. К слову, он вообще налоги платить не любил. И помню, две мысли в голове — как ему об этом сказать и что теперь можно сделать. А у меня к тому же еще ПМС был, я очень плохо переношу. Думала, скончаюсь от переживаний, от своего физического и психического состояния. Реально, думала, что сердце разорвется. А потом оказалось, что я сделала все правильно.

#48

#49

Откуда берется страх ошибок и неудач? Из детства. Именно в детстве нам внушали, что ошибка — это очень плохо, это нечто страшное и непоправимое, а еще многих из нас не раз высмеивали даже за незначительные промахи. Страх неудачи — это страх быть отвергнутым, страх оказаться в одиночестве перед лицом опасности, страх смерти.

Что еще может послужить причиной возникновения и развития страха, что у нас ничего не получится?

1. Неадекватные, завышенные требования к себе

Обычно это продолжение завышенных требований к нам родителей. В итоге мы видим все только в черном или только в белом цвете, не признаем никаких промежуточных оттенков. Либо гений, либо неудачник — середины нет. Быть гением — значит быть на гребне волны. Потерпеть неудачу равносильно смерти. Либо пан, либо пропал. Сплошные крайности. Но жить все время на подъеме, на пределе сил просто невозможно. Мы не герои боевиков, и если зададим себе такой темп, то рано или поздно сломаемся.

Выход: принять свое несовершенство и разрешить себе делать ошибки.

2. Недооценка своих возможностей

Это может быть следствием неадекватной самооценки, сформированной у нас еще в детстве, когда мы слепо верим мнению о нас родителей и других значимых взрослых. Почему у детей формируется заниженная самооценка? Это бывает следствием как недостаточной заботы родителей, так и гиперопеки. Гиперопека, пожалуй, даже опаснее, потому что в результате у нас формируется так называемая наученная беспомощность. Наученная беспомощность — это когда мы привыкли, что все делают за нас, либо стараясь не напрягать, либо не доверяя. Как следствие, мы не учимся, не получаем соответствующего нашему возрасту опыта, вообще боимся что-либо делать из-за страха сделать плохо или же не зная, как подступиться к задаче. Наученная беспомощность может формироваться и другим путем. Например, когда негативная обратная связь, или, иначе говоря, неконструктивная критика, значительно превосходит обратную связь положительную, когда наши действия одобряют и нас хвалят. В этом случае мы заранее уверены, что и сейчас у нас ничего не получится, как бы мы ни старались, поскольку предыдущие 999 раз все наши усилия пошли прахом. И в результате мы опускаем руки и перестаем предпринимать какие-либо попытки к улучшению собственного состояния.

Выход только один: делать, делать и делать. Пробуя, ошибаясь и начиная сначала — до тех пор, пока не получится. И постоянно анализировать: что получилось так, как мы хотели, и никакая доработка не нужна; что получилось не совсем удачно и требует корректировки (обязательно сразу продумать, какой именно); что получилось из рук вон плохо. В последнем случае необходим тщательный анализ: какие именно наши решения и действия привели нас не туда, куда было нужно, что в этих наших мыслях и действиях следует поменять, чему научиться и что предпринять, чтобы получить тот результат, на который мы рассчитываем. И еще один очень важный момент: все эмоции на этот период нужно отключить, чтобы они не отвлекали и не сбивали с пути, тем более что обязательно найдутся люди, которые будут нас осуждать, смеяться над нами или обесценивать наш труд. Черед эмоций и реагирования на действия окружающих придет потом, когда дело будет сделано. Вот тогда можно будет и порадоваться, и погоревать, и все остальное. А  пока дело не сделано, нужно оставить только логическое мышление: что получается и почему, что не получается и почему, что тогда предпринять, чтобы это изменить. Единственное исключение: если мы вдруг слышим конструктивную критику, которая может помочь приблизиться к цели, то на нее реагируем и активно используем в собственных интересах. Наша задача — максимально сфокусироваться на том, что приближает нас к желаемой цели, и игнорировать либо отметать все, что этому мешает.

3. Преувеличение сложности задачи

У страха, как говорится, глаза велики. Лекарство от этого — составление подробнейшего плана достижения цели. Та цель, которая сначала кажется нам настолько огромной и недостижимой, что мы сразу же падаем духом и опускаем руки, становится вдруг вполне обозримой и посильной, когда мы разбиваем движение к ней на маленькие шажки. Шажки, которые мы однозначно в состоянии сделать, зачастую даже не прикладывая особых усилий. Главное — как следует продумать маршрут. Скажем, покорить Эверест кажется абсолютно невозможным, а подняться в гору на 100 или хотя бы 50 метров — вполне реальным.

Выход: метод обратного планирования. Мы ставим себе конечную цель, которую хотим достичь в будущем, а потом движемся от желаемого будущего к реальному настоящему, все время задавая себе вопрос: «Что мне нужно сделать, чтобы получить это?» Возьмем пример с покорением Эвереста, ведь в каком-то смысле любая наша цель — это Эверест, который мы хотим покорить. Что нужно сделать, чтобы покорить Эверест? Нужно получить опыт восхождения на более низкие высоты. Что нужно сделать, чтобы получить опыт восхождения на более низкие высоты? Нужно стать выносливее и приобрести необходимую экипировку. Что нужно сделать, чтобы стать выносливее? Нужно записаться в клуб, который готовит будущих альпинистов, и заняться там своей физической подготовкой. А что нужно сделать, чтобы приобрести экипировку? Получить информацию о том, что именно нужно, найти нужный магазин и сделать покупку. Вот мы уже и пришли от вершины Эвереста к настоящему и можем делать первые реальные шаги — записываться в клуб и узнавать, какая экипировка нужна начинающему альпинисту.

4. Самозапугивание

Мы мастерски умеем себя запугивать, мы воображаем ужасы, которые случатся не только в случае нашего поражения, но и при малейшей ошибке.

Выход: во-первых, зададим себе вопрос: «Что самое ужасное может с нами случиться, если это произойдет?» А во-вторых, воспользуемся методом амплификации (в переводе с латинского — «расширение, усиление, обогащение»). То есть дадим волю своему воображению и напридумываем кошмарные и трагические варианты развития событий. Нужно довести пугающую ситуацию до абсурда. Можно создать много ужасных историй и даже устроить конкурс на самую страшную. Так мы проживем все эти страхи и пропустим через себя. А заодно ощутим в процессе сочинения и проживания, что с нами не случится даже миллиардная доля того, что мы нафантазировали и чем так старательно себя запугивали.

Три упражнения, чтобы преодолеть страх неудач

1. Изменить отношение к ошибкам

Есть эффективный способ благополучно пережить те разочарования и поражения, которые ждут нас на пути к цели. Как мы воспринимаем допущенные нами ошибки? Обычно как катастрофу вселенского масштаба, как нечто, что никто никогда и ни при каких условиях не сможет исправить. Но если мы сменим точку зрения на свои промахи и начнем воспринимать их просто как информацию о том, что мы нашли неверное решение, если будем воспринимать свои промахи как способ приобретения жизненного опыта, то расстраиваться будет просто не из-за чего. Нет никакой катастрофы и трагедии, есть просто обратная связь, есть просто информация о том, что мы пошли не тем путем и нам нужно выбрать другой. Пожалуй, один из самых ярких и известных примеров подобного мышления — это Томас Эдисон, который, прежде чем изобрести электрическую лампочку, провел 10 тысяч неудачных экспериментов. Именно он сказал: «Я никогда не терпел неудач. Я просто нашел 10 тысяч способов, которые не работают».

2. Заменить слова

В своих размышлениях о будущем замените слово «но» на слова «даже если». Например, обычно вы думаете так: «Я хочу стать блестящим оратором и уверенно держаться на публике, но боюсь, что сначала надо мной все будут смеяться». Меняйте негативную формулировку на позитивную установку: «Я стану блестящим оратором и буду уверенно держаться на публике, даже если сначала надо мной все будут смеяться». Такая, казалось бы, мелочь — замена одного слова на другое, а какой эффект, какое действие! Мы сразу чувствуем, как расправляются плечи и выпрямляется спина, как дыхание становится более ровным и глубоким, а походка — твердой и уверенной. Мы вырастаем в собственных глазах и начинаем относиться к себе с уважением. Следом с уважением к нам начинают относиться и окружающие люди. Так и получается, что, меняя одно слово на другое, мы на самом деле меняем собственную жизнь.

3. Перестать избегать

Если мы боимся чего-то (например, неудачи в новом деле), то мы часто начинаем этого избегать — того, что может быть неприятно или причинить боль. Избегание становится для нас способом защититься от провала. Беда в том, что область избегаемого будет расширяться до бесконечности, до тех пор, пока мы не станем бояться абсолютно всего. Жизнь превратится в сплошные ограничения, да и можно ли будет назвать это жизнью? Поэтому стоит мыслить не в стиле «Чего мы не потеряем, если не сделаем?», а в стиле «Что мы приобретем, если сделаем?». Иначе говоря, стоит заменить движение от чего-то (то есть избегание чего-то) на движение к чему-то.

Резюме

В основе страха допустить ошибку лежат страх смерти, завышенные требования к себе, недооценивание своих возможностей (вследствие гипер- или гипоопеки), преувеличение сложности задачи, неумение грамотно планировать достижение поставленных целей и самозапугивание.

Справиться же со страхом неудачи вам помогут следующие упражнения.

1. Делая что-то, не опускайте руки при первой же неудаче и не бросайте начатое. Переделайте, если сразу не получилось, или сделайте это как-то по-другому. Главное — делать, делать и делать. Пробуя, ошибаясь и начиная сначала. До тех пор, пока не получится.

2. Если задача перед вами стоит сложная, составьте подробный план своих действий. Ну или воспользуйтесь приемом обратного планирования.

3. Если вы привыкли сами себя запугивать, когда что-то начинает идти не так, то задайте себе вопрос: «Что самое страшное может случиться, если это произойдет?» Воспользуйтесь методом амплификации, то есть преувеличения, и доведите пугающую вас ситуацию до абсурда. Тогда она перестанет вас пугать.

4. Если вы воспринимаете любую свою ошибку как катастрофу вселенского масштаба, повторяйте себе каждый раз следующее: «Нет никакой трагедии и катастрофы в том, что я ошибся. Есть только обратная связь, информация о том, что я пошел не тем путем и мне нужно выбрать другой».

5. Замените в своих размышлениях слово «но» на слова «даже если».

6. Замените мышление «от» на мышление «к». Или, другими словами, вместо вопроса «Чего я не потеряю, если этого не сделаю?» задавайте себе мысленно вопрос «Что я приобрету, если сделаю это?».

Упражнения можно выполнять в любом порядке — в зависимости от ситуации и от вашего настроения.

От редакции

Мотивационный коуч Давид Ларош делит уверенность в себе на три типа. Какие приемы подойдут для прокачки каждого из них, читайте в статье: https://psy.systems/post/tri-tipa-uverennosti-v-sebe

А что делать, если вы боитесь… успеха? Были ли в вашей жизни ситуации, когда за пару шагов до результата что-то с вами случалось («как будто сглазили») и в итоге вы ничего не достигали? Или вместо необходимых действий занимались чем-то ненужным? Или заранее думали: «Все равно у меня ничего не получится!» — и даже не начинали реализовывать свою мечту? Или «выходили из игры», потеряв интерес, при первых же достижениях? Что же стоит за таким самосаботажем и как победить страх успеха? Читайте Ольгу Юрковскую — http://psy.systems/post/strax-uspexa.

Известные американские психологи Эллиот Аронсон и Кэрол Теврис написали полезную книгу «Ошибки, которые были допущены (но не мной). Почему мы оправдываем глупые убеждения, плохие решения и пагубные действия», чтобы разобраться в причинах наших самооправданий и в том, какой ущерб они причиняют и нам, и окружающим: https://psy.systems/post/elliot-aronson-kerol-tevris-oshibki-kotorye-byli-dopuscheny.

Добавить в «Нужное»

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 12 января 2020 г.

Содержание журнала № 2 за 2020 г.

В условиях большой загрузки у бухгалтеров возникает ощущение, что ничего не успеваешь. Это чревато ошибками, а ведь каждая ошибка имеет свою цену. Особенно когда отвечаешь не только за себя, но и за своих сотрудников. Как в таком режиме работы относиться к допущенным ошибкам спокойно?

Как перестать переживать из-за ошибок

Шаг 1. Справляемся с эмоциями

Понаблюдайте за собой: что вы чувствуете, когда узнали о своей ошибке? Как правило, поток мыслей накрывает словно волной: «Как я могла такое сделать! Почему пропустила?»

А если ошибку допустил подчиненный вам сотрудник? Сколько всего «интересного» хочется ему сказать!

С одной стороны, важно не копить негатив в себе. А с другой стороны, если начать ругать и обвинять себя или работника, за которого вы отвечаете, можно на пару часов застрять в состоянии раздражения, негодования, недовольства. И будьте уверены, в следующий раз после разговора на повышенных тонах провинившийся сотрудник будет долго готовиться к разговору, прежде чем сообщить вам об ошибке, и время будет упущено.

Прежде чем начать выяснять, кто виноват и что делать, нужно переключиться из состояния напряжения, тревожности и недовольства в состояние, когда вы готовы принимать взвешенные решения. Задайте себе вопросы. А какая у меня сейчас цель? Когда ругаю себя или сотрудника, это поможет исправить ошибку?

Слушайте себя. Восстановите дыхание — три медленных и глубоких вдоха и выдоха. Расправьте плечи, можно помассировать скулы, чтобы снять напряжение и скованность в теле. Все вместе займет минуту вашего времени. Улыбка — и можно переходить к разговору.

Почему эмоции мешают? В моей практике был период работы с руководителем, который за секунду мог вспыхнуть из-за пропущенной запятой. Эта вспышка задевала и провинившегося сотрудника, и находящихся рядом коллег. Когда руководитель кричит, единственное желание — чтобы прекратились претензии, обвинения и наступила тишина. В итоге — страх ошибки, обида на руководителя, желание сменить работу. Причем не только у бухгалтера, который допустил ошибку, но и у всех сотрудников в отделе. Как минимум два человека идут пить валериану, а желание сделать выводы и исключить такую ошибку в будущем у сотрудника не возникает.

Поэтому сначала выдыхаем, разбираемся с эмоциями и определяем цель дальнейших действий.

Шаг 2. Сообщаем об ошибке всем, кому нужно сообщить

Бухгалтер, как правило, видит последствия своей ошибки только для себя. Главный бухгалтер и директор видят картину в целом и оценивают последствия в масштабах компании. Поэтому важно узнать о случившемся оперативно.

В практике рекомендую использовать правило 15 минут. Это время, в течение которого бухгалтер должен сообщить главному бухгалтеру о найденной ошибке. А главный бухгалтер, в свою очередь, сообщает директору, если ошибка влияет на деятельность компании.

Это даст возможность оперативно решить проблему, привлечь дополнительные ресурсы и укрепить доверие со стороны директора. При такой схеме проблемы решаются, а не замалчиваются.

Все допускают ошибки. Научитесь говорить об этом без чувства вины. Чувство вины возникает, когда бухгалтер не готов отвечать за последствия своих действий.

Если вы готовы, спросите себя, поможет ли чувство вины решить вопрос. Обычно ответ — нет. Ищите варианты, как исправить ошибку.

И сообщайте об ошибке вместе с решением. Это важно! Не просто покаяться и «передать» своему руководителю проблему, а сразу принести ему решение и рассказать, что готовы сделать или уже сделали для исправления ситуации.

Приведу еще один пример из практики. Я не отправила декларацию по налогу на имущество в срок. Она была последняя в плане, да еще и с нулевым налогом. А отчетный период — напряженный и перегруженный по задачам. Ошибку обнаружила через 2 дня после окончания отчетного периода. В первую очередь проверила, какие штрафы ожидают компанию. Затем написала директору письмо о том, что декларацию не отправила, что моя ошибка будет стоить столько-то и я готова возместить ущерб компании. Через несколько минут после отправки письма позвонила ему по телефону и рассказала то же самое, что написала в письме. Руководитель выслушал и спокойно ответил: «Ок».

Итог:

неприятно — да;

слезы помогут в решении вопроса — нет;

ошибка оценена — да;

ошибку признаю и знаю, как исправить, — да;

директор извещен и получена обратная связь от него — да.

Весь процесс занял 10 минут. Хотя раньше могла переживать не один день, готовиться к разговору, подбирать слова и оттягивать момент общения, потому что страшно. Разговор все равно состоится, и лучше, если совершивший ошибку начнет его первым.

Шаг 3. Фиксируем опыт

Важно разобрать ошибку и получить опыт, чтобы перестать наступать на те же грабли. Для этого задаем себе два вопроса:

что перестать делать, чтобы исключить ошибку в будущем;

что начать делать, чтобы исключить ошибку в будущем?

Эти простые вопросы дают возможность сформулировать модель конкретных действий. Вероятность повторения ошибки станет минимальной. Кстати, если ошибку допустил ваш сотрудник, эти вопросы задаем ему. Сотрудник получает опыт и учится анализировать последствия своих действий или бездействия.

Понедельник, собрание руководителей, директор недоволен. Сообщает: клиент не оплатил счет и написал лично ему, что бухгалтерия прислала счет с ошибками.

Я — главный бухгалтер и при этом не в курсе ситуации. Слушаю директора, а сама думаю о том, что мы не проверили и как это исправить. Обещаю разобраться. После собрания выясняю: оказывается, бухгалтер забыл поставить печать. Что делать?

Эмоции пропускаю, помним про шаг 1.

Вопросы к сотруднику, начинающиеся с «почему», приведут к тому, что сотрудник начнет оправдываться, обвинять клиента, рассуждать о том, что счет можно оплатить и без печати. Это нам точно не нужно. Бережем время — сразу переходим к вопросам: «Что перестать делать, чтобы исключить ошибку в будущем?» Сотрудник задумывается: «Наверное, перестать спешить при подготовке счета».

«Что начать делать, чтобы исключить ошибку в будущем?» — «Сделать чек-лист для проверки счетов перед отправкой: платежные реквизиты, номер и дата счета, предмет счета и т. д.»

Выводы сделаны. Больше таких ситуаций не было.

* * *

Избитая истина: не ошибается тот, кто ничего не делает. Разрешите себе ошибаться, используйте приведенные три шага и работайте в удовольствие!

Понравилась ли вам статья?

  • Почему оценка снижена?
  • Есть ошибки

  • Слишком теоретическая статья, в работе бесполезна
  • Нет ответа по поставленные вопросы
  • Аргументы неубедительны
  • Ничего нового не нашел
  • Нужно больше примеров
  • Тема не актуальна
  • Статья появилась слишком поздно
  • Слишком много слов
  • Другое

Поставить оценку

Комментарии (0)

Оценивать статьи могут только подписчики журнала «Главная книга» или по демодоступу.

  • я подписчик электронного журнала

  • я не подписчик, но хочу им стать

  • хочу читать статьи бесплатно и попробовать все возможности подписчика

Другие статьи журнала по теме:

Личный интерес / Налоги физических лиц

Личный интерес / Налоги физических лиц

2023 г.

2022 г.

2021 г.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пережить серьезную ошибку на работе
  • Как пережить свои ошибки на работе
  • Как пережить ошибки прошлого
  • Как очистить ошибки жесткого диска
  • Как очистить журнал ошибок пежо 308