Ошибки бывают разные. И дети их совершали, совершают и совершать будут. Скажу крамольное: дети должны совершать много ошибок, глупых и разных — такова жизнь.
Как мы, взрослые, обычно реагируем на ошибки детей? Во-первых, молниеносно: мы пикируем на ребёнка, как орёл на свою жертву. А во-вторых, эмоционально и, я бы даже сказала, очень громогласно.
Что же делать? Наберитесь терпения. Не реагируйте поспешно. Берите тайм-аут. Держите паузу. Остановите собственную первую импульсивную и излишне эмоциональную реакцию на ошибку ребёнка. Вы расстроены? Раздосадованы? И даже разозлены? В таком случае уйдите от общения со своими домашними и особенно с детьми. Переживите импульсивную стадию в одиночестве, «чтобы потом не было мучительно больно» (ребёнку) и стыдно (вам) за всё сказанное и сделанное.
Когда мы ругаем ребёнка, то, сами того не желая, даем ему понять, что он — плохой, что мы его не любим. Особенно вредно ругать за промахи и оплошности маленьких детей и младших школьников — это снижает самооценку растущего человека, делая его неуверенным, робким, нерешительным и нервным. Более старших детей ругать просто не очень эффективно, а уж с подростками — и вовсе опасно: можно надолго оттолкнуть их от себя, разрушив прежде хорошие взаимоотношения.
Как правильно реагировать на ошибки?
Не стоит долго акцентировать внимание — своё и ребёнка — на допущенной ошибке. Вместо этого ему надо показать выход из создавшейся ситуации.
Уважаемые взрослые, не зацикливайтесь на том, кто виноват и как его побольнее наказать. Лучше сконцентрируйтесь вместе с ребёнком на том, что делать. А с более старшим ребёнком сосредоточьтесь ещё и на том, что же из этого следует.
Не требуйте с малыша всегда вести себя примерно, не ждите послушной же юности и вообще — совершенной и безупречной жизни вашего отпрыска. Невротическим родителям свойственно хотеть и требовать невозможного — но делать это просто бессмысленно! Они кричат, ругают, при этом оскорбляя и унижая ребёнка. Он приходит в смятение: «Я ошибся! Что же делать?!». А взрослый не подсказывает ему способ исправить положение. И в сознании малыша закрепляется парадигма: «Я ошибся. Я — плохой!».
Далее растущий человек будет сам искать выход. И, может быть, найдёт такой: «Я ошибся. Надо всё скрыть, иначе мне будет плохо». Вас такое устраивает?
Когда же родители деликатно подсказывают ребёнку реальный способ исправить ошибку, он учится брать на себя ответственность за свои промахи и добиваться их исправления. Создается парадигма: «Сам ошибся — сам и исправь (или попроси о помощи)», или «За свои ошибки ответственен я сам».
Хорошим примером исправления ошибки может быть спокойная просьба взрослого, чтобы ребёнок сделал что-то в качестве компенсации за допущенную оплошность. Тем самым мы предоставляем ребёнку право реабилитироваться, право искупить и загладить свою вину. У любого человека, у растущего тем более, непременно должно быть такое право.
Так как же лучше всего взрослым реагировать на ошибки, оплошности и промахи детей? Спокойно, позитивно, конструктивно! Почему-то многие уверены, что пристыдить ребёнка и сразу же заставить извиниться за содеянное (а ведь часто он и не хотел делать ничего плохого!) — это лучшая методика. Но, это не так, уважаемые взрослые, это совсем не так!
Ни в коем случае не будьте злопамятными. Не стоит без конца напоминать ребёнку, что в тот день и в тот час он потерял свои кеды, опоздал на урок, забыл сдать тетрадь на проверку, сломал новую игру, порвал книгу, получил двойку, разбил окно и т.п. Многие взрослые полагают это процессом воспитания — только воспитания чего? Зачем несколько раз, а ещё «лучше» — как можно больше раз ребёнку об этом напоминать? Да уж, мы припомним своему чаду все в минуту гнева!
Не надо, остановитесь! Вы разрушаете самооценку маленького человека. Вы портите ребёнку настроение и нервы одновременно. Кроме того, своими негативными эмоциями блокируете всякое желание учиться на ошибках, что и так у детей проходит со скрипом, я бы даже сказала, с громким скрежетом.
Уважаемые взрослые, уймитесь, прекратите! Позвольте ребёнку (любого возраста!) спокойно и радостно жить, совершая как новые, так и повторяя одни и те же старые ошибки, и вообще сажая ошибки на каждом шагу! Кстати сказать, дети делать это будут всё равно — и без нашего на то благословения.
При спокойно-конструктивной реакции взрослых на допущенную ошибку ребёнок быстрее разберётся в том, что произошло, и что теперь с этим делать. Но условия для эффективной учёбы ему должны и могут создать взрослые. А мы, к сожалению, ищем самого простого и быстрого решения проблемы: «На него как закричит, как ногами застучит…».
Быстро с детьми не бывает. А просто — тем более. На мой взгляд, не надо быстро, а надо — хорошо! Да и вообще, что мы с вами всё об ошибках, давайте больше говорить с детьми об успехах!
Вы — само совершенство?
Вряд ли вы считаете себя идеалом, совершенством и безгрешным созданием. Поэтому лучше не пользоваться в своей речи фразой «Вот я, например…». Постепенно у детей прекрасно получается находить контрпримеры в противовес нашим, таким мудрым и педагогически правильным. Лично вас в пример другим имеет право поставить только сам ребёнок — и если вы дождались такого, это, поистине, грандиозный успех!
Знаете, что самое сложное для родителей? Нет, не растить ребёнка, не ухаживать за ним, недосыпая ночей. Нет, не обеспечивать своё дитя материально. И даже не принимать своего ребёнка таким, какой он есть. Нет! Как показывает жизнь, самым трудным для взрослых является умение сначала разглядеть ошибки в собственном поведении, признать их, а потом начать корректировать. Исправлять не промахи и ошибки ребёнка, а свои промахи и ошибки. Если такое вам по плечу, то вы — действительно мудрый воспитатель. Ведь дело в том, что пока взрослый человек не видит (не хочет видеть?) собственных родительских ошибок и не признаёт их, он и не может ничего изменить.
Мантра взрослого, уставшего от ошибок (как собственных, так и детских)
Ура! Я ошибаюсь, значит, я существую!
Я ошибаюсь, значит, я — не бездельник!
Я ошибаюсь. Значит, я живу!
И ровно то же самое происходит с моим ребёнком.
Работа над ошибками для родителей
Упражнение № 1. Повторение. Заучите эту мантру наизусть и шёпотом повторяйте её перед сном. Когда вы дома одни, можете повторять мантру в полный голос.
Упражнение № 2. Чистосердечное признание собственной ошибки. (Хочу предупредить: не у всех это сразу получится). Допустив ошибку, попробуйте сказать, глядя детям в глаза: «Я был не прав, извини, позволь мне исправиться!» Скорее всего, дети потом будут поступать точно также.
Упражнение № 3. Реабилитация. Простите ребёнка за допущенную ошибку сразу и с лёгкостью, но при этом попросите с него компенсацию. Другими словами, дайте ему возможность реабилитироваться.
Упражнение № 4. Разбор полётов. Вместо нотаций и ругани постарайтесь вместе с ребёнком провести анализ случившегося. Задайте ему простой вопрос: «Как думаешь, почему так получилось?». И следующий вопрос: «Что думаешь делать дальше, чтобы исправить это?». Не подсказывайте сразу, а тем более не давайте детям готовых ответов — пусть они ищут их сами.
Упражнение № 5. «Просто промолчите». (Упражнение повышенной трудности!)
Почему мы, взрослые, с пеной у рта доказываем свою правоту детям? Стоит ли ее без конца демонстрировать — с гордостью и осознанием собственной значимости? Такая уж у наших детей работа — всё время ошибаться, а, следовательно, учиться. В следующий раз вместо фразы «а я тебе что говорила?!» просто промолчите. Предоставьте ребёнку право на ошибку.
«Не стоит без конца напоминать ребёнку, что в тот день и в тот час он потерял свои кеды, опоздал на урок, забыл сдать тетрадь на проверку, сломал новую игру, порвал книгу, получил двойку, разбил окно и т.п. Многие взрослые полагают это процессом воспитания — только воспитания чего?»
Как это верно, как вы правы! Но что делать, если свекровь действует именно по этому принципу!? Она говорит только об этом, и ни о чем другом, повторяет как мантру «Он ни грамма не слушается!». Только зайдя в дверь, начинает на мальчишку орать, перечисляя все двойки, потерянные вещи, испачканные брюки и т.п., начиная с прошлой недели. Ребенок срывается и впадает в истерику. Я внутренне зверею и пытаюсь перевести разговор на другую тему. И ничего не поделаешь. Потому что больше оставлять ребенка не с кем, а муж ничего плохого про мать слышать не хочет.
2014-04-07, _Natalia_
«Позвольте ребёнку (любого возраста!) спокойно и радостно жить, совершая как новые, так и повторяя одни и те же старые ошибки, и вообще сажая ошибки на каждом шагу!»
Прелесть какая… Я так понимаю, воображение автора не распространяется дальше порванных штанов или чавканья за столом? А если отравился, решив попробовать бабушкиных таблеток, вышел из окна 5го этажа или бегал по проезжей части оживленного проспекта? Пусть дальше ошибается, авось и в следующий раз откачают?
2012-07-10, Нэко
Еще бывают товарищи, которые не обобщают ошибки. То есть застряв в одной двери, он не будет осторожнее с дверью другой конструкции. С дверью/ножом/инструментом вообще. Поэтому метод естесственных последствий не работате. В младенчестве работал прекрасно, так как последствия все были сразу же. А теперь они отложены, замаскированы другими факторами, и дитятко их не осознаёт.
2012-07-11, Oazis
все не так просто, бывают разные ошибки.
ошибки делать даже полезно, т.к. это учит, как их избегать.
а если ребенок делает одну и ту же ошибку 25 раз подряд, и ничему не учится?
2012-07-10, мать-ехидна
Чтобы ругать ребенка за ошибки надо быть сто процентов уверенным, что сам никогда ошибок не совершаешь. Много ли найдется таких взрослых?
2012-07-12, Eliana
Меня удивляет, что есть родители, живущие по другому. Я ничего нового для себя в статье не открыла. Но видно, кому то она нужна.
2012-07-06, лината
Вас удивляет, а к сожалению есть много семей, которым эту статью ни то что прочесть необходимо, а скорее вбить в голову!
2012-07-10, NightAngel
Всего 10 отзывов Прочитать все отзывы.
Совершать ошибки свойственно всем – взрослым и уж тем более малышам. Дети их всегда делали и будут делать – много и разных, такова жизнь.
Родителям следует к этому привыкнуть и научиться правильно на них реагировать, чтобы потом не было мучительно больно ребенку и стыдно – вам самим за все сделанное и сказанное.
Попробуем разобраться, как же следует относиться к детским ошибкам.
Простые советы детских психологов:
Сделайте паузу, остановите первую импульсивную и, как правило, слишком эмоциональную реакцию. Если вы расстроены или даже разозлены проступком ребенка, переживите эту стадию в одиночестве, не выплескивайте негатив на своих домочадцев и тем более на детей.
Не ругайте малышей за промахи и ошибки – этим вы даете понять, что их не любят. Кроме того, это снижает самооценку маленького человечка, делает его неуверенным в себе, застенчивым и даже нервным. Ругать детей в более старшем возрасте просто неэффективно, а подростков – даже опасно: можно навсегда оттолкнуть их от себя, разрушив прежде хорошие взаимоотношения.
Если ребенок совершил проступок, не следует концентрироваться на том, кто виноват и какое наказание лучше придумать. Это модель поведения невротических родителей: они кричат и унижают ребенка.
Вместо того, чтобы подсказать ему выход из положения, взрослые требуют от него невозможного – вести себя безукоризненно, а в сознании малыша между тем закрепляется уверенность в том, что он ошибся и потому заслуживает наказания.
Даже маленькие дети в этом случае начинают искать выход из положения. Не исключено, что выход будет найден, но примерно такой: «Я совершил проступок, поэтому все надо скрыть, иначе я буду наказан». Вряд ли родителей устроит такой вариант.
Поэтому задача взрослых в этом случае – научить ребенка признавать ошибки и нести за них ответственность.
Многие родители уверены, что, если дети совершают ошибки, то самое правильное – пристыдить и заставить просить прощения за проступок. Однако на самом деле это совсем не так.
У любого человека, в том числе и у растущего, всегда должно быть право искупить и загладить свою вину. Поэтому не журите малыша, а просто спокойно попросите, чтобы он что-то сделал в качестве компенсации за допущенную оплошность.
Не будьте злопамятны. Ни в коем случае не следует быть злопамятным и без конца напоминать малышу, что он получил в школе плохую отметку, сломал игрушку, потерял варежку или опоздал на занятия.
Многие родители уверены, что в этом заключается процесс воспитания, но воспитания как раз низкой самооценки и неуверенности в себе. В минуту гнева мы даем выход негативным эмоциям и, таким образом, блокируем желание детей учиться на собственных ошибках – процесс, который является изначально проблематичным.
Между тем, при спокойной реакции родителей ребенок сумеет гораздо эффективнее разобраться, что к чему и сделать правильные выводы.
Помните, что простого и быстрого успеха, тем более, если речь идет о воспитании детей, не бывает.
А для того, чтобы взрослые могли правильно относиться к детским промахам, следует прежде всего научиться видеть и исправлять ошибки в собственном поведении.
В этом и состоит наука воспитания, если вам это удается, значит, вы действительно мудрый педагог.
Вот несколько правил, которых следует придерживаться в ежедневном общении и воспитании:
- Если я ошибаюсь, значит, я живу, то же самое происходит и с моим ребенком.
- Чистосердечное признание собственных ошибок. Это, пожалуй, самое сложное, допустив промах, скажите, глядя ребенку в глаза: «Прости, я был не прав, позволь мне исправить ошибку».
- Не используйте в своей речи фразу вроде: «Вот я, например…». Почти всегда дети смогут привести контрпримеры, говорящие об обратном. Пусть лучше ваш ребенок сам ставит вас в пример другим – это наивысшая степень проявления любви и уважения.
- Прощайте ребенка с легкостью, но при этом предложите ему реабилитировать себя.
- Не ругайте ребенка и не читайте ему бесконечные нотации. Вместо этого помогите ему найти ответы на вопросы: «Почему это произошло?» и «Что сделать, чтобы это исправить?». Не стоит давать малышу готовых ответов – пусть он ищет их сам.
- Вместо того, чтобы с пеной у рта доказывать свою правоту, просто помолчите. У детей такая работа – ошибаться и учиться на собственных ошибках, поэтому просто предоставьте ребенку на них право. Да и потом – зачем говорить с нашими любимыми детками об ошибках, давайте лучше говорить об их успехах и достижениях.
5 662
Уметь делать ошибки — один из гибких навыков, которые направлены на заботу о себе и понимание своего внутреннего мира. Человек не может учиться на чужих ошибках, поскольку они слишком далеки от его собственной жизни. Если ребёнок совершает какое-то действие и сталкивается с его последствиями — это позволит ему находить лучшие решения в дальнейшем. Рассказываем в статье, почему дети ошибаются и почему это важно.
Ошибаться — это нормально
Ошибаются все, особенно когда учатся чему-то новому. Без ошибок нет прогресса и роста. Они позволяют посмотреть на ситуации с другой стороны и помогают развить терпимость к другим людям.
Чтобы извлекать опыт из любой ситуации, ребёнку важно научиться анализировать свои ошибки. Ему следует спрашивать себя:
- Что именно у меня не получилось? Почему?
- Что я сделал неправильно?
- На что не мог повлиять?
- А что, наоборот, было сделано правильно?
При этом ребёнок может злиться и обижаться из-за своих ошибок. Это нормально, но родителям стоит знать, как помочь ребёнку экологично для себя и окружающих проявлять свои эмоции.
Самое главное — не нужно пренебрегать эмоциями и чувствами ребёнка. Любая ошибка может казаться для него полной катастрофой. Важно показать, что родители не враги. Замечайте эмоции ребёнка и говорите о них, позвольте ему выговориться, так он сможет разобраться в себе и своих чувствах.
Ошибка — возможность роста и развития
Ошибки помогают познать себя — какие у человека есть внутренние ограничения и способности. Также они позволяют стать терпимее и гуманнее к окружающим. Ребёнок будет проще относиться к промахам других, если научится спокойно воспринимать и свои. Это также помогает развить у малыша снисходительность к себе и окружающим.
Ошибки дают ценные уроки: на своих промахах можно многому научиться, если воспринимать их как уроки, а не просчёты. Ничего не получается с первого раза и требует постоянной практики. Кроме того, адекватное отношение к неудачам помогает избавиться от чувства страха — ребёнок будет понимать, что он ошибся, но всегда сможет попробовать снова.
Что делать, если ребёнок не принимает ошибки
Если ребёнок не воспринимает свои ошибки — это не проблема. Родителям помогут несколько советов:
1. Не относитесь критично к своим ошибкам. Если в семье к малейшему промаху относятся очень критично, то и ребёнок не сможет адекватно анализировать свои ошибки.
2. Не обесценивайте чувства ребёнка. Только потому что для родителя они ничего не значат — не повод решать за малыша, что он должен чувствовать.
3. Общайтесь с ребёнком. Дайте ему выговориться и поделитесь своим опытом, но позвольте самому выбирать, что перенять себе из рассказа.
4. Помните, что каждый ошибается. Ошибки — это возможность роста и развития. Не стоит слишком критично относиться к неудачам, ведь без них человек никогда не научится чему-то новому.
Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Все дети ошибаются. Ошибки — часть любого обучения, поэтому важно научить ребёнка относиться к неудачам спокойно и принимать их как необходимый опыт. Репетиторы Тетрики знают, как заинтересовать учёбой, подтянуть школьную программу или подготовить малышей к школе.
Влюбляем в обучение на уроках в онлайн-школе Тетрика
Оставьте заявку и получите бесплатный вводный урок
Попробуйте бесплатно занятие в онлайн-школе Тетрика
Пробное занятие по любому школьному предмету, подготовке к ЕГЭ и ОГЭ или поступлению в первый класс
Детские ошибки. Не обращать
внимания или поправлять?
Порой у родителей возникает вопрос: как относиться к колоритным
и вместительным, но построенным грамматически неправильным
детским словам?
Закономерности возникновения ошибок позволяют проследить ход речевого развития ребенка.
- Одна из хорошо известных логопедам ошибок связана с заменой, казалось бы, уже освоенного звука другим. К примеру, при освоении произнесения звука (ш) ребенок заменяет им звук (с): «ширость» вместо «сырость».
Необходимо поправлять неправильное произнесение ребенком звуков.
Чем раньше слово, употребляемое в несоответствующей форме, попадает в лексикон ребенка, тем сложнее в дальнейшем исправляется произнесение искаженной формы. Дети с завидным упорством повторяют искаженное ими слово. Если неправильное произнесение ребенком звука имеет стойкий характер и не поддается исправлению, необходимо обратиться к логопеду.
- Другой, более распространенной ошибкой являются придуманные детьми слова, не употребляемые в речи взрослого. Взрослые часто восхищаются словами, придуманными их малышом. Конечно же, мы можем восторгаться словотворчеством малыша, но мы ни в коем случае не должны хвалить при ребенке то или иное придуманное им слово. Таким поощрением мы закрепим неправильное слово в его словаре. Услышав неправильно произносимое ребенком слово, необходимо сразу же поправить ребенка: «Так не говорят, ты ошибся. Нужно сказать…» Вы должны очень четко произнести слово и попросить ребенка повторить его вслед за вами.
- Типичной ошибкой является построение глагольных форм по образцу одной, более легкой для ребенка формы.
К примеру: «вставаю», вместо «встаю»; «лизаю» вместо «лижу», то есть ребенок использует одну стандартную форму глагола. Исследователи детской речи отметили, что когда ребенок усваивает какую-нибудь одну форму языкового значения, то он распространяет ее на другие.
* Следующий тип ошибок связан с изменением существительных по падежам.
Падежные окончания образуются детьми по усвоенным ими образцам.
Приведем пример из книги М.М.Кольцовой «Ребенок учится говорить»: «Возьмем все стулы и сделаем поезд», — предлагает четырехлетний Женя своему приятелю. «Нет, — возражает тот, — здесь мало стулов».
- Ошибки наблюдаются и в окончаниях существительных, и в употреблении сравнительной степени прилагательных. Вообще, следует отметить, что речь детей бедна прилагательными. Прилагательные составляют всего 3- 4 % от других частей речи. Прилагательные сложны для непосредственного восприятия ребенком, ибо их употребление подразумевает хорошее знакомство с предметом или вещью. Ребенок использует в своей речи небольшое количество прилагательных, с которыми их знакомят родители в повседневной деятельности или во время игры: страшный, злой, добрый, умный.
Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это тактично. Если вы посмеетесь над ребенком и обидите его, он на какое-то время может замолчать, но главное, он может потерять к вам доверие.
Необходимо развивать интерес ребенка к свойствам и качествам предметов (большой, маленький, круглый, синий, шершавый, гладкий
и т. д.) и людей (добрый, злой, сильный, слабый).
Желаем успехов!
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
КАК ОТНОСИТЬСЯ К РЕЧЕВЫМ ОШИБКАМ ДЕТЕЙ?
Ученые,
изучающие развитие детской речи, отмечают, что когда ребенок усваивает какое-нибудь
одно речевое правило (форму языкового значения), то он распространяет это
правило и на другие слова. Русский язык богат на речевые формы, поэтому иногда
это обобщение оказывается правильным, иногда — нет.
Когда
ошибки ребенка носят случайный характер, то на них не стоит фиксировать
внимание ребенка. Устойчивые же ошибки нужно обязательно исправлять.
Если на них не обращать внимания, речь ребенка надолго останется неправильной.
Какие
ошибки в речи детей дошкольного возраста встречаются чаще всего?
.
неправильные
окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже
(лошадев, карандашов, птичков, стулов);
.
неодушевленных
имен существительных мужского рода в предложном падеже (в носе, в роте, в
глазе, на шкафе);
.
изменение по
падежам несклоняемых имен существительных (в пальте, в кине, на пианине,
кофею);
.
незнание рода
имен существительных (вместо среднего рода женский или мужской): это моя
печенья, всю молоко выпил, один колес, один яблок;
.
ошибки в
основе глаголов: даваю, ехаю, бежу, искаю, жеваю;
.
неправильная
форма сравнительной степени прилагательных: хужее, твердее, близее;
.
неправильное
склонение числительных: идите по одном, иди с двоями; собака с пять щенят,
курица пришла без два цыпленка;
.
отсутствие в
личных местоимениях начального «н» в косвенных падежах после предлогов: у ей,
к ему, с ими и др.
Исправляя
речевые ошибки, нужно соблюдать определенные правила:
.
Ни в коем
случае нельзя смеяться над малышом или дразнить его. Исправлять ошибки нужно
доброжелательно, тактично.
.
Не следует
пересказывать детские слова и фразы с ошибкой как анекдоты, особенно в
присутствии самих детей. Дети очень гордятся тем, что им удалось рассмешить
взрослых, и начинают коверкать слова уже умышленно.
.
Если ребенок
что-то эмоционально рассказывает, возбужден, то следует выслушать его не
поправляя, а только потом найти время и проговорить слова правильно.
.
Речь взрослых
должна быть четкая, без сюсюканий и нарочитых ошибок, которые иногда
свойственны родителям в общении с малышами.
Для
усвоений правил русского языка большинству детей достаточно обычного общения в
хорошей речевой среде. К пяти годам все нормы обычно усваиваются и ошибок в
речи не остается. Но у некоторых детей усвоение правил затягивается до
школьного возраста.
Что
могут сделать родители?
.
Играть! Чаще
играть в настольные игры типа «лото», «аналогии» и другие, где нужно много раз
проговаривать вслух названия картинок в различных грамматических формах.
.
Читать каждый
день ребенку не менее 15 минут. Чтение лучше всего проводить в одно и то же
время, в спокойной обстановке. Например, сделать чтение ежевечерним ритуалом.
.
При стойких
ошибках обратиться к логопеду.
Помните,
что любые речевые ошибки необходимо исправить до школьного обучения, иначе они
могут закрепиться в письменной речи.