Как не совершать глупых ошибок


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Ошибки из-за невнимательности могут быть обиднее крупных ошибок, хотя бы потому, что кажется, что их легче предотвратить. Важно помнить, что все время от времени совершают ошибки, и это нормально. Однако, если вы допускаете много ошибок из-за невнимательности, есть несколько простых способов вернуться на правильный путь.

  1. Изображение с названием Stop Making Careless Mistakes Step 1

    1

    Поймите, что допускать ошибки — это нормально. Итак, вы ошиблись? Без паники. Все мы люди, и все мы иногда совершаем ошибки. Не критикуйте и не принижайте себя, если это произошло.

    • Недавние психологические исследования показали, что существует два распространенных способа того, как мозг реагирует на допущенную ошибку. Первый гласит: «Будьте внимательнее!» — что служит призывом к действию, когда мы думаем: «Что случилось и почему?» Второй способ больше похож на то, что мозг закрывается, воспринимает нашу негативную обратную связь как угрозу, а потом вообще избегает мыслей об этом.
    • Люди, участвовавшие в исследованиях и реагирующие первым способом, чаще учились на своих ошибках и меняли свое поведение.
    • Люди, которые реагировали вторым способом, полностью закрывались или паниковали, а также чаще повторяли одни и те же ошибки снова и снова.[1]
  2. Изображение с названием Stop Making Careless Mistakes Step 2

    2

    Ведите журнал ошибок, которые совершаете в течение каждой недели. Вы совершаете ошибки на работе или на учебе? А может, дома? Вы допускаете их, находясь за рулем или выполняя срочные поручения? Вы не уложились в крайние сроки на работе? Вы забыли оплатить счет или покормить питомца? Забыли ключи в замке зажигания? У вас кончился бензин?[2]

    • Признать, что вы допустили оплошность, и понять, к какому виду относится эта ошибка, — это отличное начало.
    • Отслеживайте шаблоны ошибок, которые вы совершаете, чтобы понять, как избежать их повторения.
  3. Изображение с названием Stop Making Careless Mistakes Step 3

    3

    Определите, что делает эту ошибку халатной. Спросите себя, почему вы допустили определенную ошибку. Вы торопились, потому что до этого тянули время? Вы были напряжены и думали о чем-то другом?

    • Отмечайте рядом с каждой ошибкой в журнале, как можно было бы избежать ее изначально. Например: выделить на задачу больше времени, начать пораньше, больше концентрироваться на процессе и прочее.
  4. Изображение с названием Stop Making Careless Mistakes Step 4

    4

    Поговорите с кем-нибудь о своих ошибках. Многие люди совершают ошибки из-за невнимательности, и возможно, у кого-нибудь из ваших знакомых есть идеи, как избавиться от привычек, которые приводят к оплошностям.

    • Попробуйте поговорить с близким другом об ошибках, которые вы совершаете. Если у вас есть нечто общее, скорее всего, он допускал подобные ошибки.
    • Если вы ошибаетесь на работе, поговорите с более опытным коллегой, с которым вы ладите, чтобы получить хорошее представление о том, как можно этого избегать.[3]

    Реклама

  1. Изображение с названием Stop Making Careless Mistakes Step 5

    1

    Пользуйтесь календарем. Причем только одним! Если у вас его еще нет, купите его. Если он у вас есть, обязательно пользуйтесь им. Существует множество видов: календари и органайзеры в смартфоне или на компьютере, а также бумажные настольные варианты.

    • Часто ошибки из-за невнимательности возникают из-за того, что мы забываем о том, что должны сделать. Может быть чрезвычайно полезно записывать в календаре предстоящие обязательства, встречи и крайние сроки.
    • Кроме того, можно использовать различные цвета: красный — для работы, синий —для детей, зеленый — для увлечений и так далее. Посмотрите на предстоящую неделю и запишите, что вам нужно сделать, чтобы подготовиться к предстоящим событиям.[4]
  2. Изображение с названием Stop Making Careless Mistakes Step 6

    2

    Наведите порядок вокруг себя. Вы будете поражены, насколько прояснится голова и как повысится концентрация, когда окружающая вас обстановка будет чистой и организованной.

    • Постоянно наводите порядок в доме. Не покидайте комнату с пустыми руками, если там находится мусор.
    • Выделите «благотворительное место» для вещей, которые вам больше не нужны и которые вы хотите отдать.
    • Создайте упорядоченную систему документов на работе.[5]
  3. Изображение с названием Stop Making Careless Mistakes Step 7

    3

    Используйте контрольные списки и списки дел. Возьмите тетрадь и запишите туда всевозможные дела. Записывайте туда все, что нужно исправить в доме, указывайте поездки в магазин и разгребайте остальной беспорядок в голове, чтобы освободить ее от лишних мыслей. Вычеркните эти пункты позже, когда их выполните.

    • В календарь можно внести задачи без конкретных даты и времени, а просто общие вещи, которые нужно выполнить в определенный момент в будущем.[6]

    Реклама

  1. Изображение с названием Stop Making Careless Mistakes Step 8

    1

    Расставляйте приоритеты. Составьте список самых важных вещей в жизни, расставив их по порядку. Потом, когда будете готовы что-то сделать, решите, насколько это «важно». Возможно, стоит подумать, какое это имеет значение и можно ли использовать свое время более целесообразно, выполнив что-нибудь другое.

    • Если вы будете составлять контрольный список или список дел, записывая обязанности в порядке их важности, это также поможет вам выяснить, что стоит выполнить в первую очередь, во вторую, в третью и так далее.[7]
  2. Изображение с названием Stop Making Careless Mistakes Step 9

    2

    Упростите свое расписание. Если вам постоянно трудно управлять своими обязанностями, не допуская при этом ошибок из-за невнимательности, возможно, это происходит потому, что вы взваливаете на себя слишком много всего. Каждый день ограничен по времени. Сколько у вас увлечений и сколько времени вы тратите на них?

    • Очень важно выделять немного времени на то, чтобы расслабляться и наслаждаться жизнью, но что если ваш график постоянно заполнен «увлекательными» обязательствами, на которые, в конечном итоге, у вас нет даже свободной минутки?
    • Вернитесь к списку приоритетов и убедитесь, что уделяете достаточно времени тому, чтобы концентрироваться на верхней части списка.[8]
    • Разбивайте задачи на посильные части. Организуйте свое время так, чтобы выполнять похожие задания вместе. Например, когда совершаете покупки, заходите в магазины, которые расположены близко друг от друга.
  3. Изображение с названием Stop Making Careless Mistakes Step 10

    3

    Обратитесь за помощью. Иными словами, делегируйте обязанности. Убедитесь, что все домочадцы выполняют дела по дому и вносят свой вклад в ведение домашнего хозяйства. Если какой-либо рабочий проект слишком крупный, чтобы вы могли справиться с ним в одиночку, попросите коллег помочь вам, кто чем может. [9]

    Реклама

  1. Изображение с названием Stop Making Careless Mistakes Step 11

    1

    Придерживайтесь регулярного графика сна и приемов пищи. Удивительно, как быстро недостаток сна и/или питания может сделать человека забывчивым и вызвать у него напряжение и утомление, что легко приводит к появлению ошибок из-за невнимательности.

    • Старайтесь ложиться спать и просыпаться примерно в одно и то же время каждый день и регулярно питаться здоровой пищей по четкому графику.
    • Уделяйте немного времени занятиям спортом: несколько раз каждую неделю не менее 20 минут. В здоровом теле — здоровый дух.[10]
  2. Изображение с названием Stop Making Careless Mistakes Step 12

    2

    Оставайтесь в настоящем моменте. Быть осознанным — значит постоянно уделять безраздельное внимание своим делам и полностью погружаться в свои занятия. Это поможет вам обрести новый образ мышления и новые подходы к принятию решений.

    • Зачастую именно мелочи в жизни сбивают нас с толку — вещи, которые, как нам кажется, не нуждаются во внимании и которые мы уже якобы знаем. Сохраняйте осознанность, чтобы справиться с этим.
  3. Изображение с названием Stop Making Careless Mistakes Step 13

    3

    Фильтруйте незначительную информацию. Спросите себя, как уделять больше внимания важным вещам в своей жизни, и подумайте, не переполнен ли ваш разум лишними вещами, например, сплетнями, постами в социальных сетях и прочим.

    • Спросите себя: «Это на самом деле имеет для меня значение? Как это влияет на мою жизнь?» Если веский ответ на эти вопросы не приходит моментально, скорее всего, это неважно и просто является дополнительной информацией, которая может повысить уровень стресса.[11]
  4. Изображение с названием Stop Making Careless Mistakes Step 14

    4

    Позволяйте себе хорошо и качественно расслабляться. Будьте внимательны ко всему, что делаете, даже когда смотрите фильмы или телевизор, перекусываете или звоните другу.

    • Например, во время просмотра фильма можно спросить себя: «Я жертвую временем, чтобы посмотреть этот фильм? Может, мне лучше заняться чем-нибудь другим? Что произойдет/не произойдет в результате просмотра этого фильма? Имеет ли это значение и могут ли другие вещи подождать?»
    • Безусловно, расслабляться — это очень важно, однако порой трудно расслабиться, когда знаешь, что есть вещи поважнее.[12]
  5. Изображение с названием Stop Making Careless Mistakes Step 15

    5

    Скажите себе, что в следующий раз у вас получится лучше. Не позволяйте ошибке подавлять вас. Нет необходимости быть перфекционистом. Не вините в своей ошибке других, не оправдывайтесь и не корите себя. Все допускают ошибки. Важно то, как вы с ними справляетесь. Просто подумайте, как можно решить проблему и двигаться дальше.[13]

  6. 6

    Обратитесь за профессиональной помощью, если испытываете стресс, переутомление или подавленность. Ошибки из-за невнимательности — это нормальная часть жизни, и они не должны причинять вам слишком много страданий. Если вы зацикливаетесь на этих ошибках или слишком суровы к себе, подумайте о том, чтобы обратиться к психологу. Терапия может принести вам пользу.

    • Перфекционизм или желание все контролировать может нарушать жизнь во многих ее проявлениях. Работа с психологом поможет вам научиться отпускать мелочи.
    • Излишний стресс также может повлиять на ваше психическое здоровье. Обсудите со своим психологом или лечащим врачом, что вас беспокоит.

    Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 43 837 раз.

Была ли эта статья полезной?

Обнаружение ошибки — первый шаг на пути к избавлению от нее. Методы когнитивной терапии успешно помогают людям избавляться от рутинных, повседневных эмоциональных ошибок, сбивающих с толку самых здравомыслящих людей. Когнитивная терапия основана на методах логического анализа. Она заставляет нас эффективно использовать мощь человеческого разума для построения непротиворечивых логических конструкций, а не для поиска оправданий. В наших силах выработать новые привычки, куда более здоровые и полезные, чем старые.

Обнаружение ошибки — первый шаг на пути к избавлению от нее. Однако перед тем, как перейти к анализу наиболее часто встречающихся, на наш взгляд, ошибок в поведении людей, заметим, что возможно кто-то не согласится с включением той или иной ошибки в список или, напротив, отсутствием какого-то качества.

Например, под номером шестым у нас значится максимализм: повышенная требовательность или стремление к совершенству. Конечно, максимализм можно расценить по-разному, а слова «высокая требовательность» чаще всего звучат как комплимент. Но обычно желание достичь идеала превращается в ловушку. Если вы, к примеру, решите, что не станете сдавать работу заказчику до тех пор, пока не доведете ее до совершенства, вы будете постоянно откладывать сдачу работы. Для заказчика же ваша неспособность завершить работу в срок вовсе не означает стремления к совершенству. Определить разницу между продуктивным мышлением и ложными выкладками возможно лишь после анализа результатов.

В таких случаях психотерапевты прибегают к терминам: «дисфункция» и «дискомфорт». Какое-либо ваше действие или мысль превращаются в ошибку в том случае, когда они перекрывают путь тому, что вы на самом деле хотели совершить, или же тогда, когда вы испытываете внутренний дискомфорт. Поэтому если высокая требовательность и стремление к совершенству приносят вам успех и довольство, конечно же, для вас они не являются ошибками. Но если вы видите, что ваша требовательность грозит вам скорее провалом, нежели успехом, если она не доставляет вам особой радости, имеет смысл пересмотреть позиции. Такой же подход применим и к другим приводимым далее глупым ошибкам.

  1. Синдром Маленького Цыпленка. В детской сказке на Цыпленка упал с дерева орех и стукнул по его голове, но Цыпленок подумал, что на него обрушился небесный свод. Аналогичным образом люди часто приходят к совершенно катастрофическим умозаключениям, не давая себе труда задуматься хотя бы на минуту. Испуг повергает человека в состояние душевного и умственного паралича.
  2. Чтение мыслей. Одна из самых бережно лелеемых иллюзий заключается в том, что мы уверены в своем умении читать чужие мысли и в способности окружающих ориентироваться в скрижалях нашей души. «Я ничего не стану ему/ей говорить, он(а) должен(а) сам(а) догадаться!» — очень распространенное утверждение, неизменно ведущее к глубокому разочарованию, когда в конце концов становится ясно, что человек не только не знал того, что он якобы должен сделать, но даже не подозревал о том, чего вы от него ожидали.
  3. Склонность все относить на свой счет. Многие готовы нести личную ответственность абсолютно за все происходящее. Они в ответе и за чье-то плохое настроение, и за плохую погоду, и за землетрясение на краю света. Естественно, им не остается ничего другого, как только сердиться или расстраиваться.
  4. Ореол славы. Типичная ошибка знаменитостей, но и самые обыкновенные люди, не имеющие в своем распоряжении пиар-службы, нередко оказываются жертвами аналогичного просчета. Он заключается в святой уверенности, что некое достижение в одной области автоматически гарантирует успех и во всех остальных сферах жизни без тех усилий, которые в свое время были приложены для первой победы.
  5. Доверие критикам. Ошибка, противоположная предыдущей, но неприятностей доставляет не меньше. Она заключается в том, что вы без рассуждений принимаете на веру любую критику в свой адрес, не задумываясь: «А судьи кто? ».
  6. Максимализм. Данное качество означает стремление к совершенству во всех областях. Звучит тезис просто замечательно: вряд ли кто-либо будет спорить с тем, что установление высоких стандартов — дело хорошее. Но требовательность становится неуместной, когда ваши стандарты оказываются настолько высоки, что вы не можете даже приблизиться к их уровню. Глупо стремиться к стопроцентному совершенству и получить нулевой результат.
  7. Болезненное сравнение. Сравнение и выявление контрастов — достойный способ анализа различий. Но люди часто страдают оттого, что обращают внимание только на те из них, которые говорят не в их пользу, либо когда слепо принимают на веру негативные оценки окружающих.
  8. «А что, если…» Тревога! Тревога!! Тревога!!! Вот к чему ведет мышление типа «А что, если…» Вас беспокоит нечто, чего вообще не существует или вероятность чего близка к нулю. Таким образом, обоснованные тревоги о здоровье и благосостоянии дополняются пустыми хлопотами, снижающими потенциал, который вы могли бы использовать для противостояния реальным трудностям.
  9. «Ты должен(а)!» Надо. Обычное, повседневное слово, но только не тогда, когда оно означает приказ, не подлежащий обсуждению. Иначе самое обиходное слово превращается в указующий перст, категорический императив, требующий: «Не смей уклониться от указанного пути! Ты будешь виноват(а), тебе будет стыдно!» Люди, которые часто применяют по отношению к себе слово «должен», сами строят вокруг себя высокие стены. Они настолько сосредоточены на том, что они должны или должны были бы сделать в прошлом, что у них просто не остается времени задуматься, как это делается в настоящем и что им предстоит совершить в будущем.
  10. «Да, но…» Человек, часто употребляющий такое выражение, всегда и во всем находит какие-то отрицательные стороны, которые перевешивают все положительное, или сочиняет фантастические оправдания любым негативным явлениям. Люди такого склада часто перекрывают дорогу окружающим, да и самим себе.

Применение методов когнитивной терапии для борьбы с ошибками

Методы когнитивной терапии позволяют справиться с каждой из перечисленных ошибок. Они доказали свою эффективность у людей в такой степени страдавших от тяжелых депрессий, что по утрам больные не хотели просыпаться или переживали приступы панического страха. Методы когнитивной терапии успешно помогают людям избавляться от рутинных, повседневных эмоциональных ошибок, сбивающих с толку самых здравомыслящих людей.

Когнитивная терапия основана на методах логического анализа. Она заставляет нас эффективно использовать мощь человеческого разума для построения непротиворечивых логических конструкций, а не для поиска оправданий. Основная идея методики когнитивной терапии состоит в том, что от вредных привычек можно избавиться. Процесс изменения неправильной манеры мышления ничем не отличается от коррекции дурных манер поведения. В наших силах выработать новые привычки, куда более здоровые и полезные, чем старые.

Самое сложное заключается не в отказе от вредных привычек мышления и даже не в усвоении новых, а в доведении их до автоматизма. Данное утверждение верно и для физических привычек. Очень просто научиться правильно держать теннисную ракетку. Тренер поставит вам руку, и вы безо всякого труда будете держать ракетку, но только до тех пор, пока вы о ней думаете. А ведь главное — добиться того, чтобы менять неправильный захват на новый всякий раз, когда вы берете в руки ракетку, даже в разгар трудного матча. Для этого нужна практика.

Предлагаемые методики позволят вам хладнокровно действовать в чрезвычайной ситуации. Повышение уровня определенности, рост уверенности в своих силах сами вряд ли приведут к крутому взлету карьеры, однако вероятность вашего успеха возрастет. Радостное ожидание любви не гарантирует, что в вашу дверь непременно постучится прекрасный Принц или Принцесса, но с двери будет снят замок, который не позволил бы им войти, если бы они решили заглянуть к вам. Ниже приводится эти когнитивные методики к кратким пояснением к каждой из них.

1. Определение значения слов

Суть методики заключается в том, что надо просто задать себе вопрос: «Какое значение имеет для меня это слово или событие?» И все. Люди часто придают одному и тому же слову совершенно разные значения. У одного человека слово «Наполеон» вызывает картину торта, а другой представляет портрет французского императора. В устах одного человека констатация: «Неудачная неделя» означает: «Я не успел сделать того, что хотелось бы», в устах другого: «Меня замучила депрессия. У меня единственное желание — застрелиться». Стоит ли удивляться, что результат таких двусмысленностей — постоянное непонимание между людьми.

Мы часто безосновательно полагаем, что другие думают так же, как мы. Подобное заблуждение создает проблемы в общении. Другие вовсе не обязательно думают так же, как и мы. Джон говорит: «Ты мне очень нравишься». Он, стараясь не обидеть чувств Мэри, пытается объяснить, что не любит ее. Джон подразумевает, что девушка вовсе не безразлична ему и что он хочет, чтобы они остались друзьями. Но Мэри слышит: «Ты мне очень нравишься» и воспринимает сказанное как «Я люблю тебя», потому что для нее слова «Ты мне очень нравишься» означают именно «Я люблю тебя». И для Джона, и для Мэри было бы гораздо лучше, если бы мужчина четко выразил то, что он имеет в виду.

Когда Мэри осознает, что Джон не любит ее, и у нее мелькает мысль: «Моя жизнь разбита. Мир рухнул». Она чувствует себя так, как если бы у нее ничего в жизни не осталось. Но что конкретно она подразумевает, произнося слова о вселенской катастрофе? Она имеет в виду, что ее не любит Джон, что ее любовь безответна. Разрушился ли ее мир? А что она подразумевает под словом мир? Она говорит о семье, о друзьях, о работе, о здоровье? Конкретизируя значение проносящихся у нее в голове мыслей, Мэри, конечно, все равно будет сильно переживать, вспоминая о Джоне, но она получает возможность оградить себя от кризисной ситуации.

Первый шаг — остановиться и сказать себе: «Уточню-ка я свои мысли. Что означают мои слова? Как именно я интерпретирую события? Какое значение они имеют для моей жизни?» Часто говорят: «Я неудачник», имея в виду: «Меня расстраивает, что ни одна из трех предпринятых попыток не принесла успеха». Не менее часто употребляют выражения: «Я раздражен», «Я связан(а) по рукам и ногам», «Безнадежно», «Я погиб(ла)» и аналогичные, позволяя им формировать отрицательные эмоции. Поэтому в первую очередь объяснить, что же подразумевается под этими мыслями, необходимо себе самому.

2. Сомнения в обоснованности выводов

Ощущения и чувства оказываются гораздо чаще ошибочными, нежели верными. Как только вы поймете их смысл, вы сможете их проанализировать. Насколько они весомы? Нет ли других объяснений случившегося?

В основе многих рассказов знаменитого французского писателя Ги де Мопассана лежит человеческая склонность делать скоропалительные заключения, не заботясь о том, чтобы проверить их обоснованность. В рассказе «Ожерелье» молодая женщина берет на время ожерелье у богатой подруги и теряет его. Чтобы подруга никогда не узнала о потере, она покупает точно такое же драгоценное ожерелье. И потом всю жизнь тратит на то, чтобы вернуть занятые на его покупку деньги. Много лет спустя, смертельно изнуренная своим бременем, она узнает, что ожерелье, которое ей одолжила подруга, было копеечной подделкой.

До тех пор пока у вас нет фактов, вы не можете сделать правильных выводов. Драгоценности могут оказаться дешевой подделкой, а серьезные проблемы — пустяками.

3. Распределение ответственности

Кто виноват? — один из любимых вопросов человечества. Поскольку люди нередко мыслят категорично, в понятиях «все или ничего», «черное и белое», то в ответ мы зачастую слышим: «Это полностью моя вина» или: «Ты во всем виноват(а)». Однако полностью возложить вину на одного человека можно только в исключительных случаях. Поэтому важно тщательно разобраться в своих соображениях о том, кто виноват и в какой степени.

Возьмем, к примеру, пресловутые рассуждения на тему ответственности родителей за поведение детей. Возможно, вы считаете, что вам не повезло с родителями, что они создали и создают вам немало проблем. Но как только вы стали взрослым, ответственность за свою жизнь несете только вы. Вместо того чтобы размышлять о том, что в прошлом сделали ваши родители, подумайте о том, как изменить свою жизнь к лучшему в будущем. Они ответственны за прошлое, а вы творите свое настоящее и будущее.

Прекратите перемывать древние косточки из личных археологических раскопок. Живите своей жизнью. Возможно, вы чувствуете вину за прошлые события. Тогда решите, что можно сделать для исправления положения конкретно сейчас, чтобы смягчить негативные последствия прошлого?

Люди часто повторяют: «Я ничего не могу поделать». Например: «Если я отказываю в просьбе отцу, он засыпает меня жалобами на жизнь». Рыбак подбирает самую аппетитную наживку, но окунь вовсе не обязан заглатывать ее. Люди, которые хорошо изучили ваши слабости и недостатки, прекрасно знают, на что вы клюнете. Но если вам известно о приманке, только от вас зависит, будете ли вы заглатывать ее или нет.

4. Отмена катастрофы

Данная методика оказывается весьма кстати, когда вы размышляете о том, что уже обрушилось на вашу голову или же вот-вот случится. «Я пропал(а), — думаете вы. — Все кончено. Впереди катастрофа». Для того чтобы воспользоваться методикой отмены катастрофы, прервите горестные размышления и спросите себя: «Что самое плохое может ждать меня впереди?»

Действительно, что же будет самым плохим из того, что, возможно, произойдет?

  • Я могу умереть.
  • Меня унизят.
  • Меня уволят.
  • Останусь без гроша.
  • Он(а) уйдет от меня.
    Они меня возненавидят.

Иногда простого перечисления наихудших вариантов последствий хватает, чтобы покончить с такими размышлениями. Иногда достаточно будет ответить на вопрос: «Что будет наихудшим?», и вы немедленно осознаете, что этого не случится, или же что если это и случится, то это не будет концом света. Отменить катастрофу — это значит подвергнуть сомнению предпосылку, что произойдет наихудшее, по крайней мере, проверить, так ли это. Какие у вас основания утверждать, что произойдет самое ужасное?

Когда вы заставите себя отбросить пугающие мысли и зададитесь вопросом: «А насколько вероятен такой результат?», вам откроется, насколько преувеличены ваши опасения.

5. Поиск альтернатив

Ничто так не парализует человека, как мысль о том, что он должен делать что-то или думать о чем-то лишь одним-единственным способом. Если безальтернативный способ мышления оказывается непригодным или причиняет боль, человек сталкивается с проблемой.

Представьте себе, что вы движетесь по улице с односторонним движением, и перед вами вдруг падает дерево, преграждая путь. Что тогда? Если вы считаете, что вам перекрыли единственный выход, остается только признать, что вы оказались в тупике. Но если вы развернетесь, перед вами откроется дорога. Некоторые возразят, что здесь нельзя разворачиваться. Ведь на улице одностороннее движение. Да, верно, но если дорога перекрыта, почему бы не нарушить правила, соблюдая осторожность, или остановиться?

Иногда жизненно необходимо взглянуть на события с иной точки зрения и выработать альтернативное объяснение происходящего. Вам не обязательно принимать эту точку зрения. Но случается, что обдумывание вопроса с позиций противоположной стороны приводит к решению, которого вы не замечали.

Наши мысли соответствуют нашим чувствам. Каковы наши чувства — таковы и наши действия.

6. И что тогда?

Эта методика полезна для проверки воображаемого развития событий, которое сдерживает ваше движение вперед. Например, вы говорите себе: «Я действительно очень хочу пойти на вечеринку, но…» (и воображаете себе картину, как стоите в гордом одиночестве). Или «На дороге сплошные пробки, значит, я могу пропустить деловую встречу» (и в мыслях вы уже лишились работы).

В данном случае вы опять склонны переходить прямо к развязке сюжета, а этого делать не следует. Данная методика требует от вас рассмотреть ситуацию с самого начала и постепенно, медленно раскладывать ее по частям, отвечая на вопросы: «И что тогда?» Так можно проверить, право ли машинальное мышление, пророчащее катастрофу. Вы осознаете, как легче справиться с проблемой, которая так напугала вас, что может привести вас к другой методике — формированию альтернатив.

— На дороге сплошные пробки, я опоздаю.
— И что тогда?
— Я не смогу припарковать машину.
— И что тогда?
— Тогда мне придется парковаться по более высокому тарифу.
— И что тогда?
— Все равно я могу опоздать на самолет.
— И что тогда?
— Мне придется позвонить и сообщить, что я не смогу присутствовать на встрече.
— И что тогда?
— Начальство рассердится.
— И что тогда?
— Я могу потерять работу.
— И что тогда?
— Придется искать другую.

У данного сценария несчастливый конец. Но разве он, сравним с приступом паники, когда мозг в считанные секунды рисует картину несчастья? Размышления дают вам возможность обдумать вероятность каждого этапа. Вы понимаете, что можно не опоздать на самолет, улететь следующим рейсом, перенести место встречи. Возможно, начальство и рассердится на вас, но не уволит. Новая же работа может оказаться лучше прежней. Ситуация представляется далеко не такой беспросветной, как вы думали, да и вы сами можете сделать гораздо больше, чем виделось вначале.

7. Самоинструктаж

Цель самоинструктажа — помочь себе. Вы задаете себе определенные установки, директивы и правила. Легко сказать: «Буду делать все лучше». Но ваша решимость должна подкрепляться планом конкретных действий.

Если вы планируете обновить проводку в доме, изучите информацию о ремонтных работах и прикиньте в уме последовательность действий. Если вы планируете сходить за покупками, то, быть может, следует сначала составить список. Составив список, вы уверены, что не забудете ничего важного.

Данная методика помогает в самых разных ситуациях. Допустим, вы планируете проведение презентации перед огромной аудиторией. Естественно, что вы нервничаете. Попробуйте составить подробный перечень действий в данной ситуации(подробный — означает включение всех мелочей). Пишите примерно так: зайти в туалет (вам не придется беспокоиться о своем переполненном мочевом пузыре); проверить все молнии и пуговицы (ваш костюм в полном порядке); обвести взглядом всех присутствующих (вы не забудете одарить зрителей приветливым взглядом). Постарайтесь разбить свои действия на максимально мелкие шаги, так как чем они мельче, тем меньше опасений вызывает их осуществление. Очень полезным может оказаться составление сценария развития ситуации. Вы что-нибудь скажете. Кто-то ответит вам. Если так — вы скажете то-то и то-то, и т.д. Главное — определить, какие установки годятся для этой конкретной ситуации.

8. Самоотвлечение

Когда вас расстраивает череда крутящихся в голове мыслей, прервите ее. Лучше всего просто отвлечься чем-нибудь; другими словами, когда картина, которую показывает ваше воображение, приводит вас в удрученное состояние, переключитесь на другой канал.

Поль приезжает в аэропорт с тяжеленным чемоданом и выясняет, что регистрация на его рейс — в самом дальнем конце огромного зала. Он думает: «У меня сейчас рука отвалится. Мне надо было взять с собой сумку на колесиках. Этот чемодан доконает меня. А вход на посадку, наверное, вообще находится в другом штате». Поль расстраивается, нервы его напряжены, а это отнюдь не облегчает его ношу. Что он может сделать, чтобы отвлечься? Поль придумывает игру: «Спорю, что отсюда до места регистрации ровно 225 шагов». Теперь он вынужден считать каждый шаг, чтобы проверить, прав он или нет. Концентрация внимания на подсчете шагов отвлекает его от размышлений о тяжести чемодана и большом расстоянии.

Когда вы сталкиваетесь с неприятностями, можно отвлечь себя, сознательно вызывая картины успеха, и вы почувствуете себя лучше. Некоторые, правда, высмеивают подобные советы: «Да ты просто пытаешься заставить себя лучше чувствовать». Правильно. Гораздо больше смысла заставлять чувствовать себя лучше, чем заставлять чувствовать себя хуже. Помогают отвлечься различные методики релаксации. Допустим, вы лежите в постели вечером, озабоченные мыслями о массе пугающих событий предстоящего дня. Вам трудно заснуть, но и бодрствуя, вы не ощущаете радости. Чтобы избежать тягостных мыслей, попробуйте сосредоточиться на своем дыхании. Расслабляющее, успокаивающее дыхание должно быть глубоким, идущим скорее из живота, чем из груди. Вы концентрируетесь на наблюдении, что же у вас поднимается с каждым вдохом — живот или грудь. Можно еще сильнее сосредоточиться на дыхании, если постараться прочувствовать, как воздух проходит через ноздри. Попробуйте посчитать вдохи и выдохи. Поверьте, трудно считать и еще о чем-то думать.

9. Игра в адвоката

Данную методику называют также «аргументацией в свою пользу». Иногда необходимо выступить в свою защиту, так как мы склонны относиться к себе более требовательно и строго, чем к другим. Для проступка, совершенного приятелем, вы легко найдете оправдания, но себе никогда не простите того же. Другие люди ошибаются, и вы тут же забываете об их промахах. Но вот вы дали маху — и помните о неудаче годами.

Происходит следующее: вы устраиваете себе судилище и сами играете в нем все роли, кроме одной. Здесь вы и обвиняемый, и прокурор, и присяжные, и судья, объявляющий смертный приговор. У вас нет шанса избежать наказания. Единственный, кого нет на этом судилище — это адвокат. Адвокат здесь нужен для того, чтобы ознакомить присутствующих со смягчающими обстоятельствами, учесть все обстоятельства дела. Все, что от него требуется, — представить все обстоятельства дела в благоприятном свете: «Да, может казаться, что человек виновен, но только потому, что вам неизвестны все обстоятельства дела». Адвокат акцентирует внимание суда и публики на некоторых, учитываемых при вынесении приговора нюансах: «Да, человек совершил проступок, но он вовсе не заслуживает такого строгого наказания».

Когда вы судите себя слишком строго, проверьте, присутствует ли на сочиняемом вами процессе ваш адвокат. Если нет, сами беритесь за выполнение его обязанностей:

— Полный провал?
— Да нет, он просто шел не тем путем.

— Глупец?
— Здесь он поступил не очень умно, но у него масса других способностей.

— Ничего из того, что он делал, не получилось.
— А кто может заранее гарантировать результат рискованного предприятия?

10. Десятибалльная шкала

Как бы вы оценили свою текущую проблему по шкале от одного до десяти баллов? Если вы чувствуете подавленность, печаль, если у вас разыгрались нервы или мучает депрессия, или же вы по какой-то другой причине выбились из колеи, отвечая на вопрос, вы, скорее всего, автоматически оцените свое состояние максимальными десятью баллами. Каждый раз, оказавшись в запутанной ситуации, мы склонны думать: «Ну что может быть хуже? » Подобные ощущения вызваны тем, что людям несвойственно устанавливать на десятибалльной шкале событий точки отсчета. А это все равно, что попытаться определить размеры комнаты, просто бросая линейку на пол. Чтобы установить точку отсчета, припомните самое тяжкое событие в своей жизни: смерть близкого человека, развод, увольнение с работы или просто какой-то особо неприятный случай. Затем вспомните, начиная с раннего детства, счастливые, полные надежд и радостей периоды. Что бы вы могли назвать самым счастливым событием вашей жизни?

Затем на десятибалльной шкале внизу напишите наихудшее событие вашей жизни и оцепите его единицей, а наверху — самое счастливое, равное десяти баллам. Теперь у вас есть точки отсчета для оценки того, что вы переживаете в данный момент. Тяжелое вам выпало испытание или не очень? Может быть, оно тянет только на четыре балла? Если вы осознаете, что в прошлом вы переживали и куда худшие времена, вы почувствуете уверенность, что преодолеете настоящие трудности.

Aртуp Фpимaн — доктор медицины, директор Центра когнитивной терапии Пенсильванского университета, эксперт центра дистанционного образования «Элитариум»

Эта статья написана с использованием примеров из второй части ЕГЭ по математике, потому что я специализируюсь на подготовке ко второй части, но советы из неё так же подойдут и для 7-10 класса, и для других предметах.


Начнем, казалось бы, издалека – с вопроса: «зачем человеку нужны эмоции и чувства?». Они ведь есть у человека не просто так. Любовь нужна, чтоб продолжить свой род и не прибить наследника, когда он вторую ночь подряд не спит и вам не дает. Злость придает сил и энергии справится с ситуацией, которая нас не устраивает. Боль помогает запомнить и не повторять ошибки, которые к ней привели, а страх – предупреждает об опасности и напоминает о возможной боли.

Вспомните как вы обожглись. Вам же не надо после этого 100 раз напоминать «горячее трогать нельзя», боль и страх сделали своё дело, зафиксировав эту мысль в вас в голове без заучивания. Почему же когда дело касается математики, то одна и та же ошибка может повторятся десятки раз? Ответ прост – потому что нет эмоций и нет переживаний. При ошибке не происходит ничего страшного.

Пока дело не коснется непосредственно самого ЕГЭ. Там один знак может изменить ВСЁ! Одна ошибка, один символ – и поезд с конечной станцией «Вуз вашей мечты» уходит без вас.

вуз мечты отдаляется от вас

Думаете, я приукрашиваю? Да ни капельки! Вот недавний пример — у меня был ученик Андрей. В задаче с параметром он перенес число через равно, не поменяв знак и… всё. 78 баллов вместо 86. И именно этих 8 баллов ему не хватило для поступления туда куда хотелось. Поверьте, эту боль он запомнил крепко… правда уже поздно.

Что же делать? Сделайте так, чтоб ошибки вас эмоционально цепляли! Злитесь и расстраивайтесь, когда делаете ошибки по невнимательности. Особенно сильно — если делаете одну и ту же ошибку несколько раз. Вы же могли её избежать, правильно?

Но важно не ругать себя в новой теме! Если вы не знали какого-то нюанса и ошиблись, то за это ругать себя нельзя. Например, если вы только начали изучать тригонометрические уравнения и вам попалось такое:

\(\cos^2 x-\sin x+6=0\)

Вы вспомнили, что есть основное тригонометрическое тождество и решили выразить синус…

\(\cos^2 x+\sin^2 x=1\)

\(\sin^2 x=1-\cos^2 x\)

\(\sin⁡x=±\sqrt{1-\cos^2 x}\)

И заменить его в уравнении:

\(\cos^2 x-\sqrt{1-\cos^2 x}+6=0\)

Получилось сложно и не понятно. Вы уяснили, что так лучше не делать и стали искать другой способ решить уравнение.

Такая ошибка хороша. Вы экспериментировали и поняли, что так делать не стоит. Но если вы всё равно повторили такие действия в других уравнениях, да еще и не раз — вот тут впору злится! Можете даже представить как поезд с желанными вузами начинает мееееееедленно уезжать от вас. Вы пока что можете его догнать, это в ваших силах, но каждая такая ошибка ускоряет поезд.

Как усилить эмоции? Что если их нет?

Найдите смысл для себя. Например, представьте то, что вы хотите очень-очень сильно, но без поступления в вуз не сможете добиться. Это может быть желание любого уровня, главное, чтоб оно вызывало у вас эмоции. Вот некоторые варианты:

  • Путешествовать по миру
  • Доказать маме/папе/одноклассникам, что вы можете
  • Купить квартиру
  • Улучшить своё окружение
  • Стать ученым
  • Получать 200 тыс+
  • Сделать мир лучше
  • Быть самой крутой в своей области

Зачем вам вуз? За что вы готовы рубиться по-настоящему? Что ценное потеряете при неудаче?

Представьте Алину, которая рассуждает так: «Ну ошибусь, ну потеряю баллы в этой задаче. Будет у меня не 80, а 76 и чё??? Может быть, наберу в других»

А теперь представьте Полину, которая рассуждает так: «Если я ошибусь в паре задач, то могу вместо 80, набрать 70. Наберу 70 — на бюджет не поступлю. Не поступлю на бюджет — придётся платить 330 тыс. руб. в год * 6 лет = 1,9 млн, а это равноценно потере mazda 6 или квартиры-студии в дальнем Подмосковье.»

Кто больше будет трястись над каждым символом: Алина или Полина? Кто приучится быть аккуратным и имеет больше шансов не сделать ошибок по невнимательности?

Только важно, чтоб эта машина или квартира были для Полины желанными, если они не вызывают в Полине никаких чувств, то и стараться ей будет не для чего.

Эмоции появились, а что дальше?

Отлично теперь у вас есть желание что-то изменить. Теперь воспользуйтесь советами, которые я написала ниже.

  1. Тренируйтесь максимально погружаться в процесс решения задачи
    Следите за каждым своим действием. Не включайте автопилот. Ваши мысли в момент решения должны быть только о задаче, ничего постороннего. Никаких мыслей о не сделанных делах, отвлечений на Вконтактик или телефон и т.д. Когда вы решаете задачу – вы ТОЛЬКО решаете задачу. 

    Я заметила, что чаще всего ученики 11-го класса ошибаются при решении… чего бы вы думали? Квадратных уравнений! Это сильные ученики, которые готовятся на 80+ баллов. Почему? Потому что не переживают за то, что могут там ошибиться и включают автопилот.

  2. Сомневайтесь во всем
    Это ключевой пункт!!! Вы должны сомневаться постоянно! Я правильно переписал условие? А правильно ли я применил формулу? А скобки раскрыл как надо, я в этом часто ошибаюсь? А может ли быть скорость такой?

    Самый большой прирост по баллам в моей практике показала ученица, которая сомневалась буквально в каждом своем шаге. В итоге правильные ответы во всех задачах, что решала и 80 баллов на ЕГЭ (это, на секундочку, топ 9% среди всех учеников страны!), а начинали мы с задач на простые проценты. И это меньше чем за год работы. Вот вам еще один пример из ЕГЭ 2021 года, 16 задача:

    16 задача ЕГЭ

    Решение 16 задачи ЕГЭ

    Правильным вопросом здесь было бы: «а точно \(MHNC\) – прямоугольник? А два прямых угла – обязательно образуют прямоугольник? Может ли \(MHNC\) быть четырехугольником?»

  3. Перепроверяйте то, что делаете – следствие из пункта 2
    Сразу после того, как написали каждую строчку. Написали-проверили. Написали-проверили.

    Написали-проверили.

    Например, нужно решить такое логарифмическое неравенство:

    \(\log_7⁡(2+\frac{2}{x})-\log_7⁡(x+3)≤\log_7⁡\frac{6+x}{x^2} \)

    После переписывания условия подумайте: «все ли я правильно переписал? Все ли знаки я правильно поставил? Действительно ли там \(\frac{6+x}{x^2}\)?». Прошились по каждому символу, сверились. Ок. Едем дальше.

    Ограничения: \(\begin{cases}2+\frac{2}{x}>0\\x+3>0\\\frac{6+x}{x^2}>0 \end{cases}\)

    Опять: «Все ли ограничения я написал? Правильно ли я их написал? Стоит ли писать ограничение для знаменателя?» Ок.

    \(\log_7⁡((2+\frac{2}{x}):(x+3))≤\log_7⁡ \frac{6+x}{x^2}\)

    «Какое свойство логарифмов я применил? Правильно ли я использовал его?»

    И так далее.

    Не забудьте еще перепроверить несколько самых опасных моментов в конце решения.

    Например, в этом неравенстве…

    что можно проверить в 15 задаче

    Я бы обратила внимание на следующие моменты:

    1. Два квадрата у логарифма в степени. Ошибиться даже при переписывании очень легко.

    2. В таком объемном неравенстве с логарифмами, надо внимательно относится к ОДЗ. Все ли условия записаны?

    3. \((x-2)^2>0\) – простое, но опасное с точки зрения ошибок неравенство.

    4. Дискриминант, который не берется, да еще до обратной замены. Это повод прям очень хорошо все перепроверить.

    Да, времени уходит много, но на перевешивание уйдет еще больше! А уж потерянные баллы и вовсе невосстановимы.

  4. Не делайте 2 действия в одной строчке!

    Во-первых, вы повышаете шанс ошибиться. Во-вторых, при проверки такую ошибку сложнее заметить.

    Угадайте, что «помогло» Андрею, потерявшему 8 баллов в параметрах, сделать эту ошибку? Правильно — 2 действия в одной строчке. Он одновременно перенес через равно и вычислил \(2-1\). Внимание на выделенные строчки:

    18 задача с ошибкой

    Смогли бы вы заметить такую ошибку, если бы не знали, что она там есть? 2 элементарных действия «убили» решение самой сложной задачи ЕГЭ.

  5. Анализируйте свои ошибки и запоминайте их

    Если уже совершили ошибку, не проскакивайте этот момент! Остановитесь и подумайте: в каком действии произошла ошибка? Она от непонимания или от невнимательности? Если одна и та же ошибка повторяется, возможно, вам стоит повторить какую-то тему. Отработать эту тему до автоматизма. Например, если замечаете, что в квадратных неравенствах самое большое количество ошибок, откройте учебник 9 класса, найдите тему квадратные неравенства и порешайте всё оттуда. Пока 10 задач подряд не получатся с правильным ответом.

    Прорабатывайте совершенные ошибки. Хорошо проработанные ошибки делают вас сильнее.

  6. Добивайтесь, чтоб вы решали задачи без ошибок

    Перерешивайте всю задачу, если совершили ошибку. Ошибся — проанализировал, где и как возникла ошибка, а потом зачеркнул всё решение целиком – и с нового листа заново. Да, это жестко, но зато резко снижает пофигизм к ошибкам. Злость появляется сама собой. Но делайте так, когда уверены в том, что такой тип задач вы можете решить с первого раза (т.е. только в уже хорошо пройденной и разобранной теме) и конечно, это не надо делать на уроках/контрольных/ЕГЭ.

Да, выполнять рекомендации может быть довольно сложно. Ваш мозг при решении очередного примера будет уверять вас, что «ну вот тут-то всё очевидно», что эти рекомендации сейчас не к месту и вообще их можно отложить до экзамена и еще 100500 причин, почему вот прямо сейчас их выполнять не обязательно. Не слушайтесь подобных мыслей! Запомните: навык решать задачи внимательно, это именно НАВЫК, который тренируется, ровно так же, как и навык решения линейных уравнений. Только для тренировки этого навыка нужен не один урок, а месяцы.

Если вы вдруг думаете что-то вроде «ну я прочитал рекомендации, запомнил, а уж на экзамене применю», то я вас разочарую: многократно доказано, что в стрессовой ситуации любой человек не поднимается до уровня своих знаний, а падает до уровня своих навыков, привычек и автоматизмов. Поэтому вот как вы привыкли решать – по два-три действия в строке, половины вычислений в уме, не проверяя ответ и прочее – так вы и будете действовать на ЕГЭ.

Даже если вы вдруг вспомните рекомендации, это всё равно плохой вариант, потому что чтобы решать не так как вы привыкли вам придется тратить ресурсы мозга, чтоб вспоминать советы и держать их в памяти. Вы будете похоже на футболиста, который отрабатывает основные техники на тренировке: прием мяча, пас, удар в ворота, но всё шагом. Оправдывая это мыслями: «ну во время игры я точно буду бегать!».

Так что, начиная с этого момента берите мои советы и выполняйте их на каждой задаче, пока такой способ решения не станет частью вашей личности и решать по-другому станет внутренне некомфортно. Даже не думайте ходить по полю! Только бег – всё как «в бою».

Техника безопасности:

  1. Не стоит начинать применять мои рекомендации на школьных уроках, там держится высокий темп решения задач и часто рассказываются важные вещи. Скорее всего у вас просто не будет хватать времени применять мои советы. Но когда вы уже закрепите эти навыки на ДЗ, контрольных и самостоятельной подготовке к ЕГЭ, то можно применять их и на уроках.

  2. Не изнуряйте себя переживаниями. Вам должно быть не всё равно ошибки, но вы и не должны их боятся. Ошибки — это нормальная часть обучения. Если благодаря ошибке вы узнали что-то новое, то хорошо, что эта ошибка случилась (если она не на самом ЕГЭ).

    Например, вам впервые попался синус с квадратом: \(\sin^2 (-x)\) и вы решили, что он равен \(-\sin^2⁡x\), т.е. применили \(\sin⁡(-x)=-\sin ⁡x\). Но посмотрев правильное решение или после исправления репетитора, вы поняли, что \(\sin^2⁡(-x)=\sin^2⁡x\). Прекрасно, что эта ситуация случилась. Благодаря ошибке вам легче будет запомнить этот факт. Теперь приложите усилия, чтоб этого не забыть, и как только вы это сделаете – вы станете сильнее. Еще раз: хорошо проработанные ошибки делают вас сильнее!

Мы все в своей жизни допускаем множество ошибок. Они накладывают отпечаток на карьеру, мешают достигать поставленных целей и просто надолго выбивают нас из колеи. Расскажем о самых распространённых из них, а также посоветуем, что нужно делать, чтобы их избежать.

5 самых распространённых ошибок, которые люди совершают в жизни

Ниже приведён список самых типичных ошибок, которые мы все совершали, совершаем и будем продолжать совершать. Ознакомьтесь с ним, а также с небольшими инструкциями, как исправить ситуацию.

1. Неспособность ждать

Сорок лет назад учёные из Стэнфордского университета (США) начали проводить забавный эксперимент со сладостями, который завершился совсем недавно. Эксперимент заключался вот в чём: маленького ребёнка усаживали в кресло в отдельной комнате и предлагали ему съесть зефир с одним интересным условием. Малыша ставили перед выбором. Он мог съесть сладость прямо сейчас или подождать пятнадцать минут и получить уже два зефира.

Казалось бы, всё просто: одна штука сейчас или две, но потом.

В некоторых случаях дети уже ели зефир, даже не дослушав условий. Но были и такие, кто смог продержаться положенное время и получить заслуженную награду.

Результаты стэнфордского зефирного эксперимента были опубликованы в семидесятых годах, но учёные продолжали следить за судьбой детей, принимавших в нём участие. И не зря, потому что выяснилась одна любопытная вещь. Те дети, которые смогли отказаться от лакомства и дождаться вознаграждения, стали намного успешнее во всех областях жизни по сравнению с тем, кто не смог вытерпеть.

Мораль эксперимента такова: способность ждать — очень важная способность, которая помогает достичь успеха в жизни.

Мы все уже слышали это прежде и не раз. И всё же, несмотря на это знание, несмотря на множество исследований, касающихся силы воли и вопросов самообладания, люди до сих пор продолжают быть невероятно импульсивными, когда дело доходит до принятия важных решений.

Как избежать этой ошибки. Не забегайте вперёд. Не делайте поспешных выводов. Научитесь ждать, и вы обязательно будете вознаграждены за своё терпение.

2. Неправильная мотивация

Причина, по которой люди боятся принимать долгосрочные решения, заключается в том, что они просто-напросто не знают, чего именно хотят. Если вы не будете знать, чего хотите, то нет ничего удивительного в том, что вы согласитесь даже на первое попавшееся предложение.

Когда вы начинаете добиваться первых успехов (получаете учёную степень, прибавку к зарплате или повышение на службе), перед вами открываются новые возможности. Если вы не будете знать, к чему именно вы стремитесь, то вас будет невероятно легко сбить с толку.

Поскольку подавляющее большинство людей на самом деле не знает, что именно им нужно. Их основная цель заключается в том, чтобы просто выглядеть хорошо в глазах других людей. Стоит ли говорить, что это неправильно?

Задумайтесь, для чего вы на самом деле делаете то, что делаете, и занимаетесь тем, чем занимаетесь?

Давайте попытаемся найти ответы на эти вопросы, рассмотрев мотивацию современных писателей. Зачем писатель пишет книгу? Есть две основные причины:

  • заключение договора с издательством и получение вознаграждения;
  • написание книги, которая станет классикой и принесёт славу.

Большинство писателей были честны перед самими собой: они просто хотели получить деньги за то, что написали книгу. Они пожертвовали своей долгосрочной целью стать классиком литературы ради того, чтобы стать просто автором, но с приличной суммой денег.

То же самое верно и для бо́льшей части людей, которые начинают строить карьеру или делать что-то ещё. Их цель состоит в том, чтобы просто стать врачами, предпринимателями, выпускниками аспирантуры или кем-то ещё. Всё это, на самом деле, просто забота об имидже. Приобретённый статус и внешняя успешность значат для них куда больше, чем работа, выполненная действительно хорошо.

Как избежать этой ошибки. Задумайтесь о том, к чему вы стремитесь на самом деле. Чего вы хотите? В чём заключается ваша цель? Готовы ли вы прилагать усилия, чтобы её достичь? Ответьте себе на эти вопросы предельно честно.

3. Желание получить всё и сразу

Обратимся к конкретному примеру. Возьмём молодого американского писателя Райана Холидея (Ryan Holiday), который опубликовал уже несколько книг, и посмотрим, как складывалась его карьера.

Издательство предложило юноше контракт на его первую книгу задолго до того, как сама книга была написана. Конечно же, Холидей был невероятно счастлив и делился радостью со всеми окружающими. Первым делом он сообщил об успехе своему наставнику, писателю Роберту Грину (Robert Greene), который отреагировал совсем не так, как ожидалось.

Да, он порадовался за своего воспитанника, но поспешил дать ему важный совет — подождать. Грин считал, что Холидей ещё очень юн (ему было тогда всего 22 года) и совсем не готов к выпуску книги. По его мнению, Холидею требовалось набраться опыта и немного подрасти как писателю.

В отличие от многих, Холидей последовал совету и не стал торопиться. И не зря: за следующие несколько лет он действительно проделал грандиозную работу и усовершенствовал свои писательские навыки.

Смог бы он написать отличную книгу в 22 года? Возможно. Стала бы она классикой? Вряд ли. Всегда, перед тем как решиться что-то сделать, вспоминайте этот пример. Вы действительно можете сделать что-то по-настоящему грандиозное прямо сейчас? Вы действительно верите в себя? Эти вопросы кажутся немного банальными, но они крайне важны.

Подумайте и решите: хотите ли вы сделать что-то только ради того, чтобы сделать и наслаждаться ложным чувством успеха, или вы способны подождать, не поддаваться сиюминутным желаниям и совершить что-то действительно стоящее?

Когда у вас есть чёткое представление о том, чего вы хотите, это программирует ваше сознание и тело на достижение цели. Чтобы вырваться за пределы своей ограниченности, мы должны прежде всего ощущать себя способными на большее. Тогда реальная жизнь оправдает наши ожидания.

Энтони Роббинс (Tony Robbins)

предприниматель и писатель

Самое большое удовлетворение, которое вы можете получить за ожидание, — это то, кем вы станете в конечном итоге. Вы должны быть довольны работой, которую вы проделали над собой, должны быть довольны тем, какой путь преодолели. Ваша работа над собой — это отражение вас самих. Эта работа и определяет вас как личность.

Как избежать этой ошибки. Действительно достойный результат требует от человека усердной работы и полной самоотдачи. Не ждите, что мгновенно достигните успеха. Научитесь ждать.

4. Боязнь упустить правильный момент

Многих людей мучает вопрос: «А вдруг я жду слишком долго?». Не стоит путать заминку перед тем, как начать действовать, с ожиданием отложенного вознаграждения. Это совершенно разные вещи.

Прокрастинация и излишний перфекционизм — две болезни, которые приводят к промедлению и постоянному откладыванию. Не поддавайтесь им.

Вы сразу поймёте, когда нужно будет начать действовать. При этом недостаточно просто чувствовать себя готовым. Должны быть явные доказательства того, что время пришло. Всё должно произойти на самом деле, а не только в вашей голове.

Как избежать этой ошибки. Когда вы поймёте, что время действовать пришло, не давайте своей решимости улетучиться в неизвестном направлении. Не стоит тысячу раз прокручивать ситуацию в голове и пытаться отсрочить выполнение дела в надежде выкроить более подходящий момент.

5. Бездействие из-за боязни провала

Когда вы начнёте совершать какие-то реальные действия, чтобы приблизиться к цели, то обязательно столкнётесь с проблемами и трудностями. Да, с первого раза у вас может и не получиться осуществить задуманное, и это вполне нормально.

Намного важнее то, как вы поведёте себя после первой неудачи. Вполне вероятно, что вам захочется плюнуть, бросить всё и просто плыть по течению, ничего больше не предпринимая. Важно не поддаваться этому соблазну.

Нужно дать себе время обдумать ситуацию и понять, что же стало причиной провала. А затем попытаться снова. Когда у вас наконец получится осуществить задуманное, то удовлетворение, которое вы почувствуете, будет одним из самых приятных чувств, которое вы когда-либо испытывали.

Как избежать этой ошибки. Не стоит бояться предпринимать какие-то шаги только из-за страха неудачи. Лучше сделать и пожалеть, чем просто сидеть сложа руки.

Итоги

Чтобы не совершать глупых ошибок, которые вполне могут наложить отпечаток на всю вашу дальнейшую жизнь, запомните несколько простых правил:

  • иногда лучше немного подождать, прежде чем начать действовать;
  • стоит чётко определиться с тем, чего вы хотите добиться на самом деле;
  • будьте уверены в своих силах и в том, что вы делаете;
  • не принимайте импульсивных решений.

Постарайтесь придерживаться этих правил, и жизнь обязательно станет чуточку проще.

Обладать высоким интеллектом приятно и выгодно: по статистике умные люди зарабатывают больше и даже дольше живут. Однако выражение «горе от ума» тоже не лишено научных оснований.

Преподаватель Йельской школы менеджмента Шейни Фредерик провел исследование, которое объясняет, почему рациональное мышление и интеллект не всегда сопутствуют друг другу. Он предложил участникам решить несколько простейших задач на логику.

Например, попробуйте решить эту задачку: «Бейсбольная бита и мяч вместе стоят доллар и десять центов. Бита стоит на доллар больше, чем мяч. Сколько стоит мяч?» (Правильный ответ в конце статьи.)

Люди с высоким IQ чаще без лишних раздумий выпаливают неправильный ответ: «10 центов».

Если вы тоже ошиблись, не расстраивайтесь. Более половины студентов Гарвардского, Принстонского и Массачусетского технологического университетов, принявших участие в исследовании, дали такой же ответ. Оказывается, академически успешные люди действительно совершают больше ошибок при решении задач в уме.

Хотя мы нечасто проводим время за решением логических загадок вроде упомянутой выше, мыслительные функции, задействованные в этом процессе, аналогичны тем, что мы используем каждый день в обычной жизни. Так что люди с высоким IQ часто допускают досадные промахи на рабочем месте.

Но почему? Автор бестселлеров об эмоциональном интеллекте Тревис Бредбери называет четыре причины.

Умные люди чересчур уверены

Мы привыкли быстро давать правильные ответы и иногда даже не осознаем, что отвечаем не думая.

«Самое опасное в ошибках интеллектуально развитых людей то, что они и не подозревают, что могут ошибаться. Чем глупее ошибка, тем труднее человеку признать, что он ее допустил, — говорит Тревис Бредбери. — Впрочем, люди с любым уровнем интеллекта страдают от «слепых пятен» в собственных логических построениях. Это значит, что мы легко замечаем чужие ошибки, но не видим свои».

Умным людям сложнее выработать упорство

Когда тебе все дается легко, сложности воспринимаются как нечто негативное. Как знак того, что ты не подходишь для решения этой задачи. Когда умный человек понимает, что ему предстоит проделать большую и сложную работу, он часто чувствует себя потерянным.

В итоге он предпочитает заняться чем-то другим, чтобы подтвердить ощущение собственной ценности. Тогда как упорство и труд, возможно, через какое-то время принесли бы ему успех и в тех областях, которые изначально не давались.

Умные люди любят решать несколько задач одновременно

Они быстро думают и поэтому нетерпеливы, любят делать несколько вещей одновременно, ощущая, что необыкновенно эффективны. Однако это не так. Многозадачность не только делает нас менее продуктивными: люди, которые постоянно «разбрасываются», в действительности проигрывают тем, кто предпочитает целиком посвятить себя одному занятию в определенный промежуток времени.

Умные люди плохо воспринимают обратную связь

Умные люди не доверяют мнению окружающих. Им трудно поверить, что есть профессионалы, способные дать им адекватную оценку. Это не только не способствует достижению высоких показателей, но и может приводить к токсичным отношениям на работе и в личной жизни. Поэтому им стоит развивать эмоциональный интеллект.

Правильный ответ — 5 центов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Интересное по теме:

  • Как найти среднюю ошибку первой средней арифметической
  • Как настроить исправление ошибок на самсунге
  • Как найти среднюю ошибку выборочной средней
  • Как не повторять собственных ошибок
  • Как настроить исправление ошибок на айфоне

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии