Вы, вероятно, много раз слышали о том, что совершать ошибки и извлекать из них уроки — лучший способ достичь совершенства. Но сказать легче, чем сделать. Общество порой очень жестко наказывает человека за ошибки. Да и уметь из них извлекать уроки — целое искусство, специально которому никто не учит. Так что овладеть им нужно самому. Вот шесть способов для этого.
1
Будьте готовы признавать свои ошибки
Кэтрин Шульц, американский журналист и писатель, в своей лекции «On Being Wrong» на TED говорит, что мы, когда думаем о самих себе, редко признаем свою неправоту. У себя в мыслях мы почти всегда правы.
Осознание того, что мы ошибаемся, приносит боль. Это вызывает неловкость и заставляет чувствовать себя глупо. Но еще хуже, когда мы совершаем ошибки и пытаемся не испытывать чувство вины, придумывая для себя оправдания. Желание чувствовать, что мы всегда правы, делает нас зависимыми. Эта привязанность не позволяет предотвращать ошибки и учиться на них, чтобы не допускать в будущем.
Первым шагом к «выздоровлению» является признание, что вы ошиблись. Скажите себе: «Я неправ» и терпите дискомфорт, который приходит вместе с этим. Окружающие воспринимают такое поведение как признак интеллекта и честности.
Признание своих ошибок также тренирует осознанность — способность замечать свои действия и понимать, когда они приводят к неудачам.
2
Избегайте руминации
Дискомфорт, о котором говорилось выше, временный. Сьюзан Нолен-Хоексема, доктор философии, психолог и профессор Йельского университета, указывает, что вместо того, чтобы зацикливаться на своих ошибках, нужно практиковать адаптивный самоанализ.
Это означает, что необходимо выделить время, чтобы подумать об ошибке и изменить свое поведение, не допустить повторения ситуации в будущем. Не можете понять, когда в голове играет заезженная пластинка с записью произошедшего, а когда происходит адаптивный самоанализ? Вот два вопроса, которые помогут разобраться:
- Это удерживает меня в прошлом? Если да, то это заезженная пластинка для ваших мыслей («руминация», на языке психологов).
- Это помогает мне учиться и расти? Если да, то это адаптивный самоанализ.
Самый лучший способ практиковать адаптивный самоанализ — задавать правильные вопросы.
3
Задавайте правильные вопросы
Когда вы допустили ошибку, чтобы отрефлексировать ее, нужно задать себе несколько вопросов. Вот некоторые из них:
- Есть ли что-то, что поможет исправить ошибку?
- Что можно спасти в этой ситуации?
- Есть ли скрытая возможность в ошибке?
- В чем была причина ошибки?
- Вы допустили ошибку в стратегии или методе, который выбрали?
- Вы совершили ошибку, выполняя план?
- Что можно сделать иначе?
- Были ли какие-нибудь предупреждающие знаки, которые вы пропустили?
- Вы сделали какие-то предположения, которые оказались неправильными?
- Эта ошибка выявила что-то, о чем вы не знали до ее совершения?
- Что сработало? Что не сработало?
- Эта ошибка показала, что вам не хватает навыков? Или практики?
- Эта ошибка указала на черту характера, которая тянет вас назад? Например, высокомерие или негибкость в мышлении.
- Что вы сделаете, чтобы не повторять эту ошибку снова?
Изучите свои ошибки, тщательно проанализировав ответы, которые дадите.
4
Сочувствуйте себе
Как только вы задали себе вопросы и определили уроки, которые можете извлечь из сделанной ошибки, отпустите все оставшиеся отрицательные чувства, которые могут возникнуть; проявите сострадание к себе.
Исследование, проведенное Калифорнийским университетом в Беркли, показало, что сострадание к себе может быть очень полезным. Они выяснили, что те ученики, которые совершили ошибку в тестах и которым позже дали возможность пожалеть себя, быстрее справлялись с негативными эмоциями и принимались за учебу снова.
Что они делали? Просто повторяли аффирмации. Вот некоторые фразы, которые вы можете использовать в следующий раз, когда совершите ошибку:
- Мои ошибки не определяют мою личность.
- Никто никогда не преуспевал в жизни, не совершая ошибок.
- Ошибки — часть человеческого существования.
- Я горд тем, что попробовал.
- Я сделал ошибку, но не собираюсь долго корить себя за это.
- Теперь я лучше подготовлен к своей следующей попытке.
- Я благодарен этой ошибке за то, что стал лучше.
- Я собираюсь понять, в чем заключается ошибка и попробовать еще раз.
5
Учитесь на ошибках и двигайтесь без страха
Худшее, что может произойти — дать ошибкам возможность влиять на ваши дальнейшие действия.
Ирландский драматург Джордж Бернард Шоу однажды сказал: «Жизнь, наполненная ошибками, не только более почетная, но и более полезная, чем жизнь, потраченная на то, чтобы ничего не делать».
У вас должен быть страх перед отсутствием действием, а не боязнь ошибиться. Даже если вы все тщательно спланировали и избегаете ошибок, рано или поздно они все равно будут. Это абсолютно нормально. Будьте готовы сделать выводы и, вооружившись новыми знаниями, пробуйте еще и еще.
6
Применяйте пробный подход к жизни
Мир невероятно сложный. Никто, даже самые умные люди на планете, не знают, что будет завтра, ведь слишком много факторов влияют на ближайшее будущее. Метод проб и ошибок — лучшая техника решения проблем на все времена:
- Когда вы столкнулись с проблемой, примите решение использовать несколько разных подходов.
- Создайте систематический способ определить, что работает, а что нет.
- Проанализируйте полученные данные, внесите необходимые изменения и повторите попытку.
Помните, жизнь требует смелых, постоянных экспериментов. Не останавливайтесь. Желаем вам удачи!
Ошибаться, конечно же, неприятно. Однако ошибки — это главный источник нашего жизненного опыта. Каждая из них делает нас немного мудрее, помогает лучше понять окружающий мир и самих себя, помогает вывести на новый уровень наши навыки и личные качества.
Проблема в том, что у большинства людей «обучение на своих ошибках» происходит спонтанно и неосознанно. В результате многие совершенные ошибки ничего не добавляют в копилку их личного опыта: они воспринимаются исключительно как источник страданий, а потому очень часто повторяются снова и снова.
Сегодня мы поговорим об одной простой, но очень мощной технике саморазвития, которая называется «Работа над ошибками». Она помогает учиться на своих ошибках более сознательно, извлекать из них максимум опыта и почти сразу менять свою жизнь к лучшему.
Дневник «Работа над ошибками»
Для использования этой техники вам потребуется завести специальный дневник, который будет называться «Работа над ошибками». Это может быть бумажная тетрадь, текстовый файл на компьютере или электронная таблица.
Обратите внимание на следующее:
1. Дневник должен быть по-настоящему тайным. Не показывайте его никому, даже друзьям и близким. Еще лучше, если никто вообще не будет знать о его существовании. Дело в том, что вам придется записывать в него довольно неприятные факты о себе. И если вы знаете, что эти записи кто-то будет читать, то невольно начнете все цензурировать и приукрашать, из-за чего эффективность техники упадет в разы.
Храните дневник там, где на него никто не сможет натолкнуться даже случайно. Если вы делайте записи в файл, уберите его в какую-нибудь неприметную папку и закройте паролем.
2. Работа с дневником должна быть регулярной. Лучше всего заполнять его вечером, пока свежи воспоминания, но можно это делать и по утрам (в этом случае вы будете разбирать вчерашний день). Также можно работать с дневником один раз в неделю, например, по воскресеньям. Имейте в виду: чем больший период времени вы рассматриваете, тем больше событий ускользает от вашего взора.
Дневник может быть как обычным текстом, так и таблицей — это дело вкуса.
Если вы решили работать с электронной таблицей, закрепите в ней верхнюю строку и установите в свойствах ячеек «перенос текста». Саму таблицу размечаем следующим образом:
Если вы решили работать с обычным текстом, вам не нужно ничего размечать: просто по очереди записывайте все этапы.
Итак, приступим. Анализ ошибок в дневнике состоит из 5 этапов:
Этап 1. Вспомнить и записать ошибки
На этом этапе мы выписываем все ошибки, которые совершили за день или за неделю. Ошибками будут считаться не только наши явные промахи, но и любые неприятные события.
Дело в том, что каждое такое событие — это всегда в какой-то степени следствие наших поступков. Если же мы воспринимаем неприятности как сугубо внешние явления, мы словно говорим себе, что не контролируем ситуацию. А поверив в это, мы становимся пассивными жертвами обстоятельств и уже ничего не можем изменить.
Безусловно, бывают такие ситуации, когда от нас действительно ничего не зависит. Но очень часто это не так.
Предположим, что сегодня на нас накричал начальник. Он хам, псих и самодур? Очень может быть. Но была ли у нас возможность предотвратить конфликт? Наверняка да. Например:
- Мы могли сдать ему этот злосчастный отчет еще вчера.
- Мы могли вежливо, но твердо поставить его на место (хамство вообще терпеть не стоит).
- Мы могли найти работу с нормальным руководителем и т. д.
Если же мы снимаем с себя ответственность за эту ситуацию, мы отказываемся от активной жизненной позиции и начинаем пассивно плыть по течению.
Итак, записываем ошибки. Для этого мысленно «прокрутите» в голове весь прошедший день (или неделю) и попробуйте вспомнить следующее:
1. Какие явные промахи вы совершили?
2. Какие дела не удалось сделать? Какие планы сорвались?
3. Какие неприятности с вами произошли?
4. Из-за чего у вас портилось настроение?
5. С кем возникали конфликты и недопонимания?
Вот такой примерно список у вас может получиться:
Здесь, кстати, удобно пользоваться методом пяти пальцев, о котором мы как-то уже писали. Суть его в том, чтобы перебирать прошедшие события по жизненным сферам: мысли, знания, эмоции, общение, здоровье и т. д.
Также полезно делать пометки в течение всего дня или недели. Формулировать сами ошибки не надо: просто запишите в блокнот или на диктофон пару слов, которые помогут вам вспомнить о событии. Например: «автобус», «продавец в магазине», «удалил файл», «забыл ключи» и т. д.
После того как вы записали все ошибки, посидите еще 2–3 минуты, прежде чем двигаться дальше. Часто в эти минуты в голову приходят всякие неприметные события, о которых мы сразу не вспомнили.
Этап 2. Выявить причины ошибок
Теперь мы должны найти причину каждой записанной ошибки. Этот этап поможет нам выявить свои «слабые места» и понять, что конкретно нужно исправить. Подумайте: почему произошло то, что произошло?
Вот что примерно должно у вас получиться:
При анализе причин важно придерживаться принципа «Mea culpa» (в переводе с латыни — «моя вина»). Иными словами, мы должны в первую очередь искать причину произошедшего в своих действиях. Еще раз: мы можем что-то изменить лишь тогда, когда берем на себя ответственность за то, что произошло.
Даже если у неприятного события есть явные внешние причины, подумайте: могли ли вы его предотвратить? Могли ли вы к нему как-то подготовиться? Если да, то именно это и следует записать как причину.
Например, мы пошли в лес за грибами, попали под дождь и до нитки промокли. Дождь, естественно, случился сам по себе и на это мы повлиять никак не могли. Однако мы могли перед выходом из дома посмотреть прогноз погоды или взять с собой плащ-дождевик.
У некоторых событий может быть несколько причин — это нормально. В этом случае можно записать их все или же выбрать из них только самую главную.
Этап 3. Исправление ошибок
На этом этапе мы выясним: а нельзя ли эти ошибки хоть как-нибудь исправить? Подумайте:
- Можно ли изменить то, что произошло?
- Если нельзя, то можно ли минимизировать или компенсировать последствия этих ошибок?
Каждая ошибка — это всегда какой-то ущерб, нанесенный нашей жизни, нашим планам и нашему душевному равновесию. И в идеале было бы здорово этот ущерб если не ликвидировать, то хотя бы чуть-чуть «сгладить».
Вот как это может выглядеть:
Увы, но многие ошибки в нашей жизни исправлению не подлежат. И если эта графа часто будет оставаться у вас пустой, не переживайте: так и должно быть. Просто переходите к следующему этапу.
Этап 4. Меры профилактики
Теперь самое главное: мы должны понять, как не допустить повторения этих ошибок. На данном этапе нужно для каждой ошибки придумать свои меры профилактики. Обычно это либо правила, которые следует соблюдать, либо задачи, которые следует выполнить. Например:
Этот этап — «сердце» нашей техники. Каждая такое правило и каждая задача — это то, что помогает нам изменить свою жизнь к лучшему. Даже если сами изменения выглядят совсем небольшими, со временем они будут накапливаться и давать потрясающий результат.
Как разрабатывать меры профилактики? В первую очередь нужно смотреть в раздел «Причины»: именно там обычно и скрыт «корень проблем». Если мы устраняем причину ошибки, то исчезает и сама ошибка.
Например, я проспал на работу. У этой неприятности есть две причины: я поздно лег спать, а утром не услышал будильник на смартфоне. Теперь у меня появятся одно новое правило и одна регулярная задача:
- Ложиться спать не позднее 23–00.
- Устанавливать на смартфоне сразу два будильника с интервалом в 5 минут.
Как вы уже поняли, для одной ошибки может быть создано сразу несколько правил и задач.
Этап 5. Внедрение улучшений
Недостаточно просто придумать правила: еще нужно сделать так, чтобы эти правила сразу же начали работать и менять жизнь к лучшему. Если не внедрять их специально, они будут мертвым грузом «пылиться» в нашем дневнике. Высока вероятность, что вскоре мы о них забудем и снова допустим уже проработанные ошибки.
Поэтому на последнем этапе нужно определить: с помощью какого инструмента мы будем внедрять эти правила? Вот как это выглядит:
Рассмотрим эти инструменты чуть более подробно.
1. Разовая задача. Это задача, которую нужно выполнить всего один раз, чтобы предотвратить дальнейшее повторение ошибки или проблемы. Например, если у нас есть проблема «тормозит компьютер», нам достаточно «купить дополнительный блок ОЗУ на 16 Гб».
Задачу записываем в органайзер (если у вас его еще нет, то обязательно заведите) на тот день, когда ее удобно будет выполнить.
2. Регулярная задача. Это задача, которую нам нужно периодически повторять: каждое день, каждую субботу, каждый месяц и т. д. Например, если мы по дороге с работы постоянно забываем купить продукты, нам потребуется создать регулярную задачу-напоминание «Не нужно ли зайти в магазин?».
То же самое: создаем в органайзере новую задачу (можно привязать ее к конкретному времени) и настраиваем ее повторение. Подробнее о том, как работать с такими задачами, вы можете прочитать в нашей статье «Повторяющиеся задачи».
3. Рабочий чек-лист. Чек-листы — это очень удобный инструмент для организации любых повторяющихся процессов. Сюда относятся тренировки и занятия спортом, мероприятия по уборке, уход за питомцами, проверки, аудиты, создания типовых продуктов и т. д. Если вы регулярно пользуетесь чек-листами, вам будет легче предотвращать ошибки: допустив какой-нибудь промах, просто добавьте в чек-лист новый пункт для его профилактики.
О создании рабочих чек-листов у нас была отдельная статья.
4. Трекер привычек. Некоторые правила потребуют от нас выработки новых привычек или изменения старых. Для этой цели в тайм-менеджменте используется несколько инструментов, из которых самым популярным является трекер привычек:
Работает он очень просто: каждую привычку, которую нам нужно выработать или изменить, мы добавляем в трекер и отслеживаем ее соблюдение.
5. Личный кодекс. Это еще один очень мощный инструмент саморазвития, о котором следует как-нибудь рассказать отдельно. Он представляет собой свод персональных правил и принципов на все случаи жизни: от общения с людьми, до ухода за домом.
Для создания кодекса можно использовать блокнот, общую тетрадь или текстовый файл.
В кодексе может быть несколько разделов. Например:
- Главные правила;
- Мои моральные принципы;
- Общение с людьми;
- Бизнес;
- Клиенты;
- Здоровье;
- Автомобиль и т. п.
Чтобы кодекс работал, его нужно регулярно и вдумчиво перечитывать. В этом случае правила будут «впитываться» и становиться неотъемлемой частью нашей личности.
Теперь, когда мы разобрались с инструментами, можно подобрать для каждого правила подходящий способ внедрения. Обратите внимание: после этого вам нужно сразу же разложить все задачи и правила по «своим местам»: в органайзер, в трекер привычек и т. д. В противном случае о них можно очень быстро забыть.
Заключение
Алгоритм только на первый взгляд кажется большим и громоздким, но на практике он не отнимает много времени. Обычно «работа над ошибками» занимает не более 10–15 минут в день.
Если у вас совсем мало времени, попробуйте выполнять эту технику один раз в неделю. Также можно использовать ее упрощенный вариант: записывать не все ошибки, а только 3 самых значительных.
Наиболее частая проблема с дневником — это повторение ошибок. То есть, мы анализируем ошибку, внедряем профилактические меры, а она все равно повторяется. Здесь есть два варианта:
Вариант 1. Неправильно установлены причины. Подумайте, что еще может вызывать эту ошибку? Что вы могли упустить?
Лайфхак. У ошибки может быть много причин. Но есть и одна универсальная причина: мы совершаем ошибку потому, что у нас есть возможность ее совершать. И чтобы ошибка исчезла, достаточно устранить эту возможность.
Например, мы отвлекаемся на социальные сети во время работы. Как сделать, чтобы это стало невозможным? Тут много вариантов: выйти из всех аккаунтов, использовать другой профиль браузера или даже отключать интернет.
Вариант 2. Неправильно выбраны меры профилактики или способы их внедрения. Здесь, к сожалению, нет универсальных решений: вам придется немного поэкспериментировать.
Лайфхак. Лучше всего работают простые «механические» методы, которые не требуют размышлений и самоконтроля.
Например, ежедневно по дороге с работы мы заходим в кондитерский магазин и покупаем пирожные, набирая лишний вес и лишние комплексы. Мы, конечно же, можем здесь использовать и трекер привычек, и личный кодекс. Но гораздо проще и эффективней будет изменить свой обычный маршрут с работы.
Еще одна частая ситуация с дневником — это отсутствие серьезных поводов для записи. В этом случае, если есть настроение, можно совершить «экскурсию в прошлое» и поразмышлять над старыми ошибками. Однако вполне допустимо просто наградить себя «выходным» за удачный день.
Поделиться:
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Вам сложно признавать собственные ошибки? Сложно учиться на ошибках, поэтому вы постоянно наступаете на одни и те же грабли? Совершенные ошибки признать непросто, особенно, когда мы находимся в перфекционистской среде, где «совершенство» нередко путают с «отсутствием ошибок». Совершение ошибки – это не всегда неудача; неудачей будет невозможность успешно совершить сознательное усилие, но ошибки бывают и бессознательными. К счастью, каждый может научиться признавать свои ошибки, чтобы извлекать из них максимальную пользу.
-
1
Разрешите себе ошибаться. На это существует множество причин. Совершение ошибок – это неизбежная часть человеческой природы. Ценный источник указаний, которые сделают жизнь ярче. Они научат вас пробовать новое и расширять горизонты.[1]
- Например, вам хочется научиться готовить. Начиная, скажите себе: «Для меня это новый опыт, так что наверняка будут ошибки. Это нормально, они просто часть процесса».
- Иногда страх совершения ошибок (перфекционизм) может мешать вам попробовать новое или завершить начатое, так как ваш страх сделать плохо будет сковывать вас. Не допускайте такого.
-
2
Признайте силу привычки. Иногда ошибки вызваны не приложенным усилием, но отсутствием такового. Невозможно прикладывать максимальные усилия ежедневно и во всех делах. Вещи, которые мы совершаем часто – путь на работу или приготовление завтрака, могут стать настолько привычными, что мы перестаем на них концентрироваться. Это достаточно удобно, так как позволяет расходовать энергию на другие действия, требующие большего внимания. Но иногда такая сила привычки приводит к совершению ошибок. Признайте, что это часть человеческой природы, в которой отсутствует бесконечная энергия и способность к концентрации.
- Например, пять раз в неделю вы едите на работу по одной и той же дороге. На выходных вам нужно подвезти ребенка на футбольную тренировку, но вы понимаете, что в голове включился «автопилот» и вы держите путь в сторону работы. Это естественная ошибка, результат привычки. Не нужно корить себя за такую ошибку. Просто признайте промах и живите дальше.
- Согласно исследованиям, человек может делать поправку на автоматические ошибки, даже когда совершает их бессознательно. Исследования с участием опытных наборщиков текста показали, что вы замедляетесь при совершении ошибки, даже если не осознаете ее в данный момент.[2]
. - Также сообщается, что около 47% времени люди находятся в «режиме ожидания», позволяя разуму отвлекаться от выполняемой задачи. Нередко это и есть момент ошибки. Заметив, что вы часто совершаете ошибки по причине «блуждающего сознания», попробуйте выполнять упражнения на внимательность, чтобы возвращаться в реальность.[3]
-
3
Различайте ошибки действенные и бездейственные. Ошибки не всегда возникают в результате приложенного усилия. Иногда можно ошибиться даже тогда, когда вы что-то не делаете. Законы призваны проводить различие между действием (совершение того, чего не следует делать) и бездействием (не совершение того, что следует делать), при этом действие наказывается более строго.[4]
Ошибки бездейственные встречаются гораздо чаще.[5]
- При этом бездейственные ошибки тоже влияют на вашу жизнь. Например, если ваша компания не следит за развитием технологий, то это может отрицательно сказаться на ваших финансовых показателях.[6]
- Важно признавать ошибки обоих видов, так как все они учат нас. Некоторые пытаются избегать действенных ошибок путем бездействия и неприятия ответственности. Однако такая тактика не защитит вас от ошибок бездействия и вряд ли поможет в жизни и личностном росте.[7]
- При этом бездейственные ошибки тоже влияют на вашу жизнь. Например, если ваша компания не следит за развитием технологий, то это может отрицательно сказаться на ваших финансовых показателях.[6]
-
4
Различайте ошибки и неверные решения. Важно понимать разницу между ошибками и неверными решениями. Ошибка – это погрешность вроде неправильного прочтения карты или выхода не в ту дверь. Неверные решения имеют умысел: например, поехать на встречу по живописной дороге и опоздать, поставив человека в неудобное положение. Ошибки понятны и могут требовать меньше внимания для исправления. Неверные решения нужно признавать, как и ошибки, но для исправления они требуют большей сосредоточенности.[8]
-
5
Сосредоточьтесь на своих сильных сторонах. Очень важно не зацикливаться на ошибках. Вам следует уравновесить самокритику и признание собственных успехов.[9]
Можно отмечать свои имеющиеся умения или достигнутые улучшения. Нет смысла работать над собой, если потом не ценить результат таких усилий.- Вы можете быть новичком в кулинарии, при этом уже уметь некоторые вещи. Так, вы можете уметь понять, какие приправы следует добавить, просто попробовав блюдо. Отдавайте должное таким своим умениям.
-
6
Рассматривайте ошибки как возможности. В нашем мозгу имеются механизмы, помогающие понять, когда мы что-то делаем не так. Мозг сигнализирует об ошибке. Это весьма полезно в процессе обучения. Совершение ошибок помогает нам более пристально сконцентрироваться на выполняемом действии и показать наилучший результат.[10]
- В исследованиях даже говорится, что некоторые специалисты (например, врачи) могут не исправить своих ошибок по той причине, что излишне полагаются на свои суждения. У открытости к ошибкам, восприятия ошибок в качестве возможностей есть свои преимущества, даже когда вы преуспели в какой-либо сфере.[11]
- В исследованиях даже говорится, что некоторые специалисты (например, врачи) могут не исправить своих ошибок по той причине, что излишне полагаются на свои суждения. У открытости к ошибкам, восприятия ошибок в качестве возможностей есть свои преимущества, даже когда вы преуспели в какой-либо сфере.[11]
-
7
Обратите внимание, как много нужно времени, чтобы стать профессионалом. Исследования показывают, что вам может потребоваться десять лет испытаний собственных умений и совершения ошибок, чтобы стать успешным в определенно сфере. Это применимо во всех случаях, от композитора Моцарта до баскетболиста Коби Брайанта.[12]
Не паникуйте, если поначалу у вас мало что получается, ведь это нормально. Для достижения успеха всегда нужно потратить много времени и усилий. -
8
Воспринимайте решения как эксперименты. Часть проблемы с запретом на ошибки заключается в том, что вы полагаете, будто обязаны каждый раз принимать идеальное решение. Вместо постановки нереальной цели попытайтесь смотреть на ваши решения как на эксперименты. Каждый эксперимент имеет хорошие или плохие последствия. Конечно, вы можете приложить все свои усилия для получения хороших последствий, но это уже снимает с вас давление.[13]
- Например, занявшись кулинарией, воспринимайте рецепты как эксперименты. Не ожидайте, что получится идеальное блюдо. Вместо этого рассматривайте их как возможность пробовать и узнать больше о процессе приготовления в целом. Так вы будете меньше корить себя, если что-то получится не так, как было задумано (а поначалу так будет происходить достаточно часто).
-
9
Поймите, как мозг воспринимает ошибки. В мозгу имеются особые нервные клетки, которые помогают следить за нашей эффективностью, выявлять ошибки и учиться на них.[14]
Но мозг тоже не всегда легко осознает совершенную ошибку. Он может воспринимать эксперимент как нечто положительное, чтобы избежать признания совершения ошибки. Именно в этом может крыться причина, почему вам сложно признавать и принимать свои ошибки.[15]
Понимание того, как мозг обрабатывает ошибки, поможет лучше осознавать собственный опыт.- Мозг имеет две реакции на ошибку: режим решения проблемы («Почему это произошло? Как бы мне не повторять эту ошибку?») и режим отключения («Буду игнорировать эту ошибку»). Не удивительно, что в режиме решения проблемы вы извлекаете из ошибки урок и исправляете ее в будущем. Это часто встречается у людей, убежденных в гибкости ума и способности каждого человека к росту над собой. Режим отключения часто встречается у людей, считающих, что их ум «статичен»: вы умеете или не умеете что-то делать, третьего пути они не воспринимают. Такой тип мышления препятствует развитию и росту.[16]
- Мозг имеет две реакции на ошибку: режим решения проблемы («Почему это произошло? Как бы мне не повторять эту ошибку?») и режим отключения («Буду игнорировать эту ошибку»). Не удивительно, что в режиме решения проблемы вы извлекаете из ошибки урок и исправляете ее в будущем. Это часто встречается у людей, убежденных в гибкости ума и способности каждого человека к росту над собой. Режим отключения часто встречается у людей, считающих, что их ум «статичен»: вы умеете или не умеете что-то делать, третьего пути они не воспринимают. Такой тип мышления препятствует развитию и росту.[16]
-
10
Изучите взгляд общества на ошибки. Мы живем в обществе, боящимся совершать ошибки.[17]
В процессе взросления нас учат не допускать ошибок.[18]
Преуспевают те люди, которые серьезно относятся к позиции общества. Прилежно учитесь в школе, и вы поступите в университет на бюджет. Прилежно учитесь в университете, и вы закончите его с красным дипломом. Ошибке почти нет места. Если вам поначалу сложно признавать свои ошибки, то самое время расслабиться, ведь это не ваша вина. Вас учили жестко относиться к себе.- Вспомните, что убежденность в том, что нельзя совершать ошибки – ошибочна сама по себе. Ошибки – единственная возможность учиться; вы не совершаете много ошибок лишь потому, что уже знаете что-то вдоль и поперек. Признайте ошибки частью процесса, чтобы учиться и развиваться.
- Признайте, что перфекционизм загоняет вас в рамки неразумных стандартов. Совершение ошибок не делает вас неудачником и не перечеркивает приложенных усилий. Сделайте послабление в своих стандартах, чтобы в них нашлось место ошибкам – это более разумный и эффективный путь к совершенству.[19]
Реклама
-
1
Исправляйте свои ошибки. Они помогают нам учиться, но только если мы будем исправлять их.[20]
Например, используя неподходящий ингредиент в приготовлении, спросите у вашей мамы или хорошего повара о правильном использовании такого ингредиента, чтобы пересмотреть информацию в вашей памяти. -
2
Ведите журнал ошибок и успехов. Иногда полезно записывать когда, где и как вы совершили ошибку. Так вы получите дополнительную осведомленность о шаблонах своего поведения, которое сложно разглядеть в напряженный момент. Носите с собой карманный блокнот, чтобы делать пометки при совершении ошибки. Позднее перечитывайте свои записи и рассматривайте варианты альтернативного развития событий.[21]
- Например, используя новый рецепт, записывайте все моменты, когда вы допускаете ошибки. Затем обдумайте, как бы вы могли поступить иначе в таких моментах.
- Также отслеживайте свои успехи. Вы будете мотивированы продолжать учиться, несмотря на ошибки, если отмечать свой постепенный прогресс и радоваться успехам. Исключительно негативный подход не эффективен.
-
3
Ставьте цель «стать лучше», а не «быть умницей». Цель «быть умницей» порождает нереальные ожидания, особенно в самом начале. Выбрав вариант «быть умницей», вы повышаете ставки и убеждаете себя, что вам нужно преуспеть, чтобы быть хорошим человеком. Цель «стать лучше» позволяет сосредоточиться на работе над собой. В этом случае вам не нужны нелепо масштабные достижения, чтобы быть довольным собой. Вы жаждете совершенствоваться, а не совершенства.[22]
- Например, выберите цель «стать лучше» при рассмотрении того, как различные пряности меняют вкус блюда, а не цель «быть умницей» и шеф-поваром с наскока.
-
4
Теория без практики не жизнеспособна. Время – не единственная составляющая, необходимая для того, чтобы учиться на ошибках. Также нужно иметь цель. Именно поэтому важно выявлять ошибки и причины ошибок. Осознание того, что вы делаете неправильно и почему, поможет вам создать план практических работ для повышения компетенции.[23]
- Например, пытаясь освоить базовый кулинарный навык приготовления пасты, выполняйте действие снова и снова, пока не узнаете идеальное время. Приобретение умения получить желаемую степень приготовления требует времени, но чем больше вы практикуетесь в этом, тем ближе вы к успеху.
-
5
Обращайтесь за помощью. Нет ничего постыдного в том, чтобы попросить помощи у других. Отложить свое эго в сторону и учиться у более опытного человека – отличный способ улучшить свои навыки, особенно если вы зашли в тупик.[24]
- Например, попросите совета у шеф-повара вашего любимого ресторана или у родственника, если у вас есть проблемы с базовыми кулинарными навыками.
-
6
Верьте в свои силы. Исследования подтверждают – люди, которые верят в свою способность учиться на ошибках, действительно учатся на них. Осознание своих возможностей – первый шаг к использованию таких возможностей.[25]
- Например, если у вас сгорело блюдо, то скажите себе: «Это будет для меня уроком, полезным опытом. Теперь я знаю, что это блюдо готовится при более низкой температуре».
-
7
Определение причины совершения ошибки и оправдание себя – это разные вещи. Нас учат не оправдываться за ошибки, но оправдание отличается от определения причин таковых ошибок.[26]
Если блюдо, которое вы готовили, не получилось как должно было, то вполне нормально признать тот факт, что вы совершили ошибку, отступив от рецепта или добавив соль вместо сахара. Это причина, а не оправдание. Поиск причин собственных ошибок помогает вам становиться лучше, так как вы осознаете сам момент ошибки. Вот возможные причины частых ошибок:- Опоздать на встречу, из-за того что не удалось встать в нужное время.
- Получить выговор за срыв проекта, потому что вы не удосужились спросить пояснений.
- Провалиться на экзамене из-за халатного отношения к учебе.
-
8
Дайте себе время. Иногда, чтобы извлечь урок из ошибки, ее нужно допустить. Но это работает не всегда. Во многих случаях мы многократно повторяем ошибку, чтобы извлечь из нее выводы. Иногда невозможно во всем разобраться с первого раза, поэтому не бойтесь повторить одну и ту же ошибку несколько раз.[27]
Реклама
Советы
- Научитесь прощать себя за повторение одной и той же ошибки. Вполне нормально, если определенная область знаний дается вам со сложностями.
Реклама
Предупреждения
- Не нужно полагать, будто у вас иммунитет к ошибкам, даже если вы успешно справляетесь со многими делами. Так вам будет сложнее справиться с ошибкой, когда она произойдет.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 9907 раз.
Была ли эта статья полезной?
Мы больше не живем в мире фабрик и заводов, когда от человека можно было требовать четко выполнять свою работу и не ошибаться. В современном мире необходимо, чтобы человек решал нетиповые задачи. А это означает, что он будет ошибаться. С другой стороны, мы не можем быть полностью толерантны к ошибкам, ведь для компании нужен конкретный результат в конкретные сроки.
Из этой статьи вы узнаете, как добиться того, чтобы люди учились на своих ошибках и не повторяли их в будущем, а также — как соблюсти баланс между требовательностью к результату и открытостью к экспериментированию.
一 Ошибки — это хорошо или плохо?
Всю историю человечества считалось, что ошибки — это плохо, а последние 200 лет — что очень плохо. Должны ли мы сейчас поверить вдохновляющим раскраскам личностного роста, что нам нужно найти свой внутренний голос, расправить крылья, выпустить на свободу художника, экспериментировать и совершать ошибки? И да, и нет.
Это кринж, когда в 21-м веке в школе учат выходить в туалет по поднятой руке, не возражать учителю и верить тому, что написано в учебнике. Не потому, что это плохо само по себе, а потому, что те заводы, на которые нужны такие люди, остались в где-то глубине прошлого века.
В 21-м веке у нас большая неопределенность, и мы хотим учить детей через эксперименты. Мы хотим, чтобы дети сначала в школе, а потом в университете не доверяли тому, что написано в толстой книге из 50-х, а попробовали и убедились на своем опыте.
– Папа, папа, а как идет эта функция?
– Ну давай откроем Wolfram Alpha и посмотрим!
– Йей!
«Сколько мячиков поместится в школьный автобус, который везет настройщик пианино из Чикаго, объезжая круглые канализационные люки?» — такие вопросы задавали в Google до тех пор, пока не поняли их бесполезность. Так почему это все еще продолжают делать многие HR-ы? Может быть, потому что с детства привыкли копировать чужие мысли и у них нет даже желания придумать что-то свое. Что-то, что будет работать именно для их компании лучше всего?
Культура подчинения приводит к тому, что люди боятся ставить эксперименты и делать ошибки. Потому что «ошибки делают некомпетентные сотрудники», и за эти ошибки их будут потом штрафовать, лишать премии и, возможно, даже увольнять. Человек не может позволить себе потерять лицо, поэтому действует самым надежным способом. Но не самым эффективным.
Тем не менее, говорить, что эксперименты и ошибки, это однозначно хорошо, тоже не стоит. Ошибки сотрудника — это потери для компании: меньше денег, больше недовольных клиентов, пишущих жалобы, и недополученная выгода.
Ошибки – это хорошо. Но только в том случае, если они не банальные, не фатальные и люди на них учатся.
Этой формулой может пользоваться инновационная компания. Нельзя позволять людям ставить эксперимент, который может уничтожить всю компанию. Нужно, чтобы люди, перед тем как что-то проверять, сначала выяснили, какие есть best practices. И нужно, чтобы люди были готовы учиться на своих ошибках.
Рабочий, который не готов меняться и боится ошибаться — это как раз тот человек, который получается в результате применения системы образования. Содержать такого человека в IT-команде дорого. Это вечный джун.
Энциклопедисты — это люди, которые боятся ошибаться, но готовы менять свои представления, если получают новые знания. Именно они знают, какие есть best practices. Если такие люди доминируют в команде, то команда будет двигаться медленно, но надежно. При проектировании атомных станций — самое то!
Самый опасный квадрант — это Шизофазист. Именно такие люди предлагают попробовать новую технологию, которая оказывается сырой, имеющей плохо документированный API и разработчиков, которые уверены, что никакого бага тут нет, несмотря на все ваши попытки убедить их в том, что он есть. Такому человеку интересно пробовать новое — это ценно. К несчастью, такой человек редко думает о том, что его эксперимент стоит $450 на разработчика за каждый потерянный час.
Когда вы дочитали до этого места, подумайте, находитесь ли вы в последнем квадранте. Я надеюсь, что да: у вас готовность ставить эксперименты соседствует с готовностью изменить свое мнение после этих экспериментов. Иначе бы вас не сделали тимлидом.
В США сейчас нарастает мнение, что Agile не работает. Agile, конечно, работает, но не для всех. Agile предполагает, что все люди в команде находятся в квадранте «Тимлид», а это зачастую не так. Если у вас такая команда, в которой люди готовы экспериментировать и совершать ошибки, а потом учится на них, то у вас Agile пройдет как по книжкам. Теперь давайте посмотрим, что делать в реальном случае.
二 Как мы учимся, и почему это не работает?
Цикл Деминга-Шухарта внедрения инноваций, OODA-цикл принятия решений, HADI-цикл проверки гипотез и еще множество других аналогичных циклов строятся по одному и тому же принципу: сначала человек что-то планирует, потом выполняет, а потом смотрит, что у него получилось. После чего делает выводы, разрабатывает улучшения и снова повторяет.
На этапе планирования команда должна выбрать баги для фикса и фичи для разработки, опираясь на обратную связь от заказчика, приоритезацию бэклога и на свое внутреннее представление о должном и правильном. На этапе выполнения команда вjobывает и смотрит на диаграмму сгорания, смотрит и вjobывает. По возможности не нарушая восьмой принцип Agile про переработки.
На этапе обзора спринта команда смотрит, что у нее получилось, и выясняет, что думают все стейкхолдеры об этом. Стейкхолдеры у нас уже обученные, поэтому говорят не матом, а сразу User Stories, самые продвинутые – Job Stories. В конце команда на ретроспективе решает, как ей улучшить свою работу: то, что пошло хорошо, нужно закрепить, а что пошло плохо — ликвидировать.
Это хорошая схема, и если команда идет по ней, то от спринта к спринту пишется лучший код, принимаются лучшие решения, общение со стейкхолдерами протекает все быстрее, радостней и продуктивнее, графики эффективности идут вверх, диаграммы сгорания — вниз, улыбающихся смайликов становится все больше и даже офисный фикус, чувствуя всеобщий заряд позитива, тянется вверх и вширь.
К несчастью, эта схема не работает. Точнее, она не работает так, как описано в книгах и так, как я только что описал. Потому что людям мешает уже собранный опыт, их ментальные модели. «Так не принято», «Это просто месяц плохой», «Это просто заказчик понял все не так», «Это просто коронавирусный год», «Это просто Меркурий в пятом доме» — практически любая трудность представляется локальной и не повторяющейся.
Людям проще проигнорировать свой командный провал или объявить его крайне редким. Раньше считалось, что сотрудники должны приходить на работу в 9.00 и уходить в 17.00. Хьюлетт и Паккард сломали эту ментальную модель: оказывается, если дать сотрудникам возможность приходить и уходить в удобное для них время, то они работают лучше! Собственно, Agile почти полностью состоит из утверждений, не совпадающих с ментальными моделями типичного представителя корпоративного мира из 90-х. Команда не должна перерабатывать? Маркетологи и разработчики в одной команде? Команда сама выбирает, что делать? Да вы что, сумасшедших таблеток объелись?!
Собственно, если персонаж, который предполагает злоупотребление таблетками, будет работать по этому циклу, то он увидит, что люди работают лучше, если их не микроменеджить. Что люди реже повторяют ошибки, если дать им самим дойти до осознания этой ошибки. Но будет ли этому человеку легко прийти к выводу, что самоорганизующаяся кросс-функциональная команда работает лучше и не нуждается в менеджере? Скорее всего, от такого вывода человек будет убегать. «Если менеджер не нужен, то зачем тогда я? Если я все не контролирую, то какой же я менеджер?»
Осень — это пора желтых листьев, летящей паутинки, Октоберфеста и госзаказчиков, которые вернулись из отпуска и начинают срочно дозаказывать новый функционал в уже купленный продукт для того, чтобы потратить бюджет.
У продуктовой команды ближе к осени начинает портиться настроение – уже больше 10 лет в декабре у них режим ошпаренного кота, сопровождающийся костыльными решениями, гарантийными письмами, работой со спичками в глазах, самоувольнением разработчиков, которых это достало.
Какие ментальные модели мешают людям что-то изменить? Цикл повторяется уже больше 10 лет. Начать работать с заказчиками, с которыми уже налажена работа, еще в апреле, чтобы понять, что они закажут в октябре? Давать скидки весной и повышать цены осенью? Внедрить схему оценки доработок, чтобы брать только самые высокомаржинальные контракты? Увы, эти подходы встречают сопротивление. Потому что заказчики так не работают, мы тоже так не работаем, точную оценку дать нельзя, и, конечно, не имеет смысла брать контракты весной, потому что летом все всё равно в отпусках и никто работать не будет.
Ментальные модели мешают команде найти лучшее из доступных решений. Давайте посмотрим, что может сделать тимлид с этим своими силами!
三 Принцип Эффективности
Что самое главное в команде? Если задать такой вопрос, то можно получить множество ответов, что важны общие цели, гармония и доверие. В целом, да… Но нет. В команде самое важное — это эффективность. Команда создается не для того, чтобы генеральный директор мог хвастаться тем, что у него в компании есть команды, а чтобы работа работалась эффективнее.
Если команда не стремится к эффективности, то анализ своих провалов превратится в утомительное обсуждение мелких трудностей, имеющих тривиальное решение.
Если люди в команде не стремятся работать еще эффективнее, то у них не будет даже желания преодолевать свои ментальные модели. И под эффективностью мы подразумеваем именно эффективность доставки ценности, а не рабочую суету, если кому-то такое пришло в голову…
Что может сделать с этим тимлид? Если ваши коллеги не хотят работать эффективно, то нужно искать новую команду, а лучше — новую компанию. А вот если люди готовы работать эффективнее, то вы можете им в этом помочь.
Что вы можете сделать самостоятельно
Уделять внимание планированию и риск-менеджменту. Вместо того, чтобы в пятницу вечером доделывать что-то за джуном, распределите эти задачи на ваших коллег, а сами займитесь стратегией: а что будет, если у заказчика что-то сломается? Мы запланировали ресурсы на это? А что будет, если на нас сразу упадет три контракта вместо двух, к которым мы привыкли? У нас есть на это ресурсы?
Что вам стоит начать или прекратить делать 1:1
Есть два замечательных вопроса:
-
Знает ли ваш сотрудник цели компании?
-
Почему у компании цели для команды именно такие?
Если мы хотим, чтобы люди работали эффективно, то они должны эффективно не пол мыть, а эффективно достигать целей. Может оказаться, что участники команды вообще не знают, какие у компании цели, то есть они не знают, что им нужно делать еще эффективно. Поэтому эффективнее наводят суету.
И нет, цель компании — это не деньги зарабатывать. И у Майкрософта, и у шавермочной на углу есть цель зарабатывать деньги, но это не то, что отличает одну компанию от другой. Цель компании — зарабатывать деньги, осуществляя определенную деятельность при определенных ограничениях.
Что можно сделать вместе с командой
Вместе с командой можно поставить адекватные цели для команды. Не навязанные сверху, а свои. Это позволит людям понять, что им нужно делать быстрее / выше / сильнее. То ли хороший код писать, чтобы сэкономить ресурсы на поддержке. То ли уменьшать time-to-market, чтобы обогнать конкурентов. То ли создавать больше фич для Бога Фич. Когда люди поймут, какие цели стоят перед командой, они смогут понять, как их достигать эффективнее.
四 Принцип Ответственности
Есть популярное мнение, что тимлид должен защищать команду. В целом, да, защищать команду от постоянно меняющихся целей и требований. Но не от опыта.
У меня были случаи, когда желание тимлида побыстрее уйти в отпуск привело к возникновению конкурента, который в итоге превзошел наш проект. Был случай, когда тестировщик поругался с девушкой, что привело к тому, что в ядре оказался critical bug. Был случай, когда желание побыстрее уйти на Новый Год привело к принятию быстрого решения на переговорах, что привело к потере нескольких миллионов долларов. Люди редко думают, как их небольшое быстрое решение приведет к большой катастрофе через год.
Команда должна знать и понимать цену ошибки. Для этого важно, чтобы люди не только имели смелость открыто говорить об ошибках, но и чтобы они испытывали на себе их последствия.
Именно здесь мы сталкиваемся с обучением Шизофазиста, который любит экспериментировать, но не любит менять свои ментальные модели. Принцип не означает, что нужно свалить всю ответственность на человека, который предложил инновацию — так не будет никаких инноваций. Это значит, что необходимо включить человека в процесс ликвидации последствий эксперимента.
Что вы можете сделать самостоятельно
Не делать задачи за коллег, а помогать им научиться выполнять их. А как иногда хочется сделать иначе! Вы — опытный человек и думаете: «Господи, я это сделаю за 15 минут, а на объяснение коллеге уйдет 30 минут. Потом он еще сделает неправильно и придется переделывать». Хочется сделать самому. Не надо.
Один из моих любимых примеров: новый техлид обучает команду писать хороший код. И его способ вызывает раздражение у многих участников. Дело в том, что в ходе ревью техлид исправляет ошибки коллег, показывает им, как лучше написать, объясняет, почему именно так, а потом… возвращает все назад. Коллеги возмущаются: «Зачем он это делает?! Все уже было в порядке, мы теряем время, мы теряем эффективность!» Да, теряют, в краткосрочной перспективе. Зато получают опыт.
Что вам стоит начать или прекратить делать 1:1
Не говорить коллеге, что делать, а спросить, что он или она предполагает нужным сделать.
– Нам нужен сайт.
– Ага. Как его сделать?
– Не знаю, я не разработчик!
– Что можно сделать?
– Ну… Можно погуглить…
В результате выяснилось, что не нужно быть разработчиком, чтобы сделать сайт на Тильде. А этого вполне хватает.
Если у вас люди спрашивают: «А что с этим багом делать?», «А что с этим заказчиком делать?», «А у нас база упала — что делать?», то первая реакция: «А ты как думаешь, что делать?» В большинстве случаев человек сам знает, что делать.
Есть еще один волшебный вопрос: «Что мешает это сделать прямо сейчас?» Человек отвечает, что ничего, и вы разводите руками. Это роль тимлида: вы спросили, что человек хочет сделать, что ему мешает это сделать, а потом киваете. И он, вдохновленный, уходит делать, а вы вдохновленный идете пить пиво. Или выполнять рекомендации из пункта про эффективность.
Что можно сделать вместе с командой
Поощрять участников команды помогать друг другу. Может создаться впечатление, что если человек профокапился, то пусть сам с этим и разбирается. Так вот — нет. В эффективной команде люди помогают друг другу. И ваша задача организовать совместную работу, если она не организовывается без вас.
五 Принцип Обучения (желательно с первого раза)
Даже в бирюзовой Agile-команде работают простые люди. А людям сложно сказать: «Я ошибся». Даже если их за это не будут харассить, самооценке все равно будет больно. Поэтому принцип обучения для тимлида требует баланса: с одной стороны, нельзя обесценивать ошибку и делать вид, что она ничего не стоит. С другой — нужно сделать так, чтобы человек сделал выводы и изменил свое поведение. Это сложно.
Проблема возникает не тогда, когда люди совершают ошибки, а тогда, когда они на них не учатся.
Что вы можете сделать самостоятельно
Показывать пример и признавать свои ошибки. Людям страшно терять лицо, но руководителю терять лицо еще страшнее — он же руководитель! Нужно себя пересилить и признать — да, я совершил ошибку. Показать пример того, как признать ошибку, как сделал выводы и как изменить свое поведение.
Что вам стоит начать или прекратить делать 1:1
Начать говорить о том, что вас расстраивает. Люди берегут чувства других людей. Терпят опоздания, срывы сроков и низкое качество, а потом взрываются и высказывают сотруднику такую обратную связь, что он или она идет плакать в туалет. Да, стоит уважительно относиться к чувствам других людей. Нет, не стоит скрывать от них ваше отношение.
Также не стоит стесняться расставаться с сотрудниками. Джек Уэлч говорил, что если вы держите у себя сотрудника, который не может расти и плохо работает, а вам это не нравится — то это наказание и для вас, и для сотрудника. Отпустите его. Может быть, он найдет хорошее место, где ему будет комфортно работать. Не превращайте работу сотрудника в ад.
Что можно сделать вместе с командой
Не обвинять коллег и убедиться, что они не обвиняют друг друга. Обвинения лучше всего разрушают обучаемость.
Когда вы обвиняете коллег, они начинают защищаться: «Это не моя зона ответственности», «Мне слишком поздно переслали данные», «В сервер ударила молния». И начинается игра в горячую картошку, когда каждый перекидывает друг другу ответственность до тех пор, пока все окончательно не запутаются и просто не забьют на это. Не надо так.
Не обвиняйте людей, потому что если вы хоть как-то начнете обвинять людей, они тут же начнут оправдываться. Когда они оправдываются, включается та самая ментальная модель — «Это не моя вина», «Я здесь ни при чем».
Проводите ретроспективы, для этого они и придуманы. Но… не всегда их проводят правильно. Я полагаю, что одна из лучших инвестиций в свое образование — это чтение книги Норма Керта «Ретроспектива Проекта». Она не про Agile, но мысли там правильные.
六 Outro
Компании существуют для того, чтобы эффективно зарабатывать деньги при определенных ограничениях. Компании не существуют для того, чтобы сотрудники учились на ошибках. Поэтому важно не допускать те ошибки, которые можно легко предвидеть.
Для компании важно не обучение на ошибках, а эффективность. Если трудность можно предвидеть — ее стоит предвидеть.
Если команда не учится на ошибках — это потери, а не Agile / Teal / Holo. Ошибка — это инвестиция компании в развитие сотрудника, которую сотрудник возвращает тем, что в будущем принимает лучшие решения. Если люди не знают цену ошибке, они не будут стремиться ни к предвидению, ни к обучению. Не экранируйте людей от опыта!
七 У вас все получится!
Трудно поверить, что команда может работать без авралов, люди могут брать на себя задачи и выполнять их в срок, приходить не с проблемами, а с предложениями решений. Хотя… Может, кто-то из вас уже живет в таком мире — напишите об этом в комментариях, поддержите коллег. В этой таблице тезисно то, что было в статье:
Самая лучшая инвестиция — в свое психологическое здоровье. Вторая лучшая — в свое образование. Акции Газпрома и Биткоин идут потом, несмотря на кликбейты от банков. Проще всего фокусироваться на том, чтобы менять других людей и фокусироваться на третьей и четвертой колонках. А эффективнее всего — фокусироваться на второй!
В этом году конференция для тимлидов поменяла свое название на TeamLead Conf Foundation, потому что стала прочным основанием, главной точкой сбора, сохранения и передачи менеджерских знаний в IT-индустрии.
Конференция пройдет на двух этажах Крокус-Экспо в Москве с 21 по 22 марта. Отдельным треком будут Knowledge-доклады. Расписание уже готово, а купить билет можно здесь.
Спорить до победного, опускать руки, наступать на одни и те же грабли — если что-то из этого вам знакомо, задумайтесь о развитии навыка саморефлексии. Рассказываем, как его развить и почему это главный навык в обучении
Об эксперте: Надежда Хорт — преподаватель НИУ ВШЭ. Автор Телеграм канала о самопознании и осознанном обучении «Учись, пока немолодой».
Аудиоверсия материала:
Ваш браузер не поддерживает аудиоплеер
.
Теперь материалы РБК Трендов можно не только читать, но и слушать. Ищите и подписывайтесь на подкаст «Звучит как тренд» в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Castbox или на другой платформе, где вы слушаете подкасты.
Что такое саморефлексия
Каждый человек рефлексирует о своей жизни, поступках и собственном развитии, даже не осознавая этого. Но только те, кто мастерски пользуются навыком саморефлексии, извлекают уроки из своего опыта и учатся на собственных ошибках.
Пример саморефлексии героя романа Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота»:
«Уже много лет моя главная проблема — как избавиться от всех этих мыслей и чувств самому, оставив свой так называемый внутренний мир на какой-нибудь помойке. Но даже если допустить на миг, что он представляет какую-то ценность, хотя бы эстетическую, это ничего не меняет — все прекрасное, что может быть в человеке, недоступно другим, потому что по-настоящему оно недоступно даже тому, в ком оно есть».
Понятие рефлексии как осознанного познания себя появилось еще в Древней Греции. Сократ считал, что самопознание — наиболее важная задача человека. Платон связывал понятие рефлексии с благоразумием — знанием о самом себе. Позже Джон Локк определял рефлексию как основу жизненного опыта, который помогает человеку развиваться.
Саморефлексия — это способность разбираться в себе. Смотреть на свои поступки, чувства и эмоции со стороны и на их основе делать выводы, чтобы идти дальше, конструктивно проживая разные жизненные события. С развитым навыком саморефлексии вы контролируете свои мысли, а не они вас.
Преимущества саморефлексии
Согласно исследованию Гарвардской школы бизнеса, если сотрудники в конце дня рефлексировали об извлеченных уроках по 15 минут, то через 10 дней они работали на 23% лучше, чем те, кто не рефлексировал. Британское исследование это подтверждает: люди, которые размышляли о своем плане на день по дороге на работу, счастливее, продуктивнее и реже выгорают.
Навык саморефлексии помогает:
- понять свои ошибки и причины неудачного опыта;
- выявить сильные и слабые стороны, ценности и приоритеты;
- научиться принимать правильные решения;
- раскрыть свой потенциал;
- понять других людей;
- избавиться от эмоциональных привязанностей и препятствий;
- видеть проблемы на ранних стадиях;
- изменить характер.
Саморефлексия — основа обучения и образования
Помимо психологии, саморефлексию используют в обучении. Навык помогает специалистам выйти на новые уровни профессионального и личного развития.
Цикл Колба. Роль саморефлексии в процессе обучения описал американский теоретик образования Дэвид Колб в своей модели в 1970-е годы. Колб утверждал, что мы учимся, когда получаем конкретный опыт и через осмысление или рефлексию преобразуем его в теоретическую концепцию. Эту концепцию мы пробуем на практике, обновляя «цикл Колба».
Если вы привыкли учиться с изучения теории, обратите внимание на эту модель. Цикл обучения может начаться с любого этапа, но именно приобретение опыта, а не теории — отправная точка развития.
Петля обучения Арджириса. В теории двойной петли обучения Криса Арджириса саморефлексия — триггер, который помогает выйти на новый уровень осознания своих компетенций и действий.
Одинарная петля — это базовая форма обучения. Вы исправляете ошибки и учитесь решать похожие задачи чуть лучше в будущем. Часто программы корпоративного или профессионального обучения строят только на основе одинарной петли — исправлении ошибок. Из-за этого квалифицированные специалисты могут годами оставаться на месте в профессиональном развитии. По мнению Арджириса, им не хватает навыка саморефлексии, чтобы провести переоценку ценностей и найти новые способы решения задачи или отказаться от них.
Двойная петля — обучение, когда вы задумываетесь о ценности тех или иных правил, нормативов и целей. Проще говоря, вы совершаете переход от стереотипного к более свободному мышлению. Согласно Арджирису, на второй уровень обучения возможно перейти только с развитым навыков саморефлексии.
Наши убеждения влияют на данные, которые мы выберем в следующий раз при принятии решений. Поэтому рефлексия играет ключевую роль в процессе размышлений и принятия решений в условиях ограниченных данных. Если рефлексировать о своих убеждениях, вы сможете увидеть картину целиком и принять лучшее решение.
- Блок Assumptions — Предположения, ценности и убеждения (Почему мы делаем то, что мы делаем)
- Блок Goals — Цели, стратегии, техники (Как мы действуем)
- Single Loop Learning — одинарная петля обучения
- Блок Results — Результаты и выводы
- Double Loop Learning — двойная петля обучения
- Блок Defensive — Защитная реакция (что нужно преодолеть)
Почему так мало людей развивают саморефлексию?
Многие люди не умеют размышлять и не понимают, как это делать. Другим, не нравится процесс, они склонны действовать или не видят быстрых результатов.
Не нравится процесс. Рефлексия требует делать вещи, которые могут не нравятся: замедлиться, принять образ незнания и любопытства, терпеть беспорядок и неэффективность, брать личную ответственность. Рефлексия может привести к ценным открытиям и прорывам или вызвать чувство дискомфорта, уязвимости и защитную реакцию.
Склонны действовать. Многие люди настроены действовать, как и футбольные вратари. Исследователи изучили действия профессиональных вратарей во время пенальти и выяснили, что у голкиперов, которые остаются в центре ворот, шанс отбить мяч — 33%. И только 6%, если они прыгают вправо или влево. Дело в том, что вратарям становится легче, когда они «что-то делают». То же самое происходит с рефлексией — кажется, что стоять на месте неверно.
Не видят результата. Иногда трудно увидеть немедленную окупаемость усилий и результат, но именно замедление и размышления помогают вырваться вперед.
Саморефлексия как soft skills: как развить навык
Чтобы проверить уровень развития навыка саморефлексии, Арджирис предлагает подняться по «лестнице умозаключения» — шести этапам мыслительной деятельности:
- выбираете данные — смотрите прогноз погоды на определенном сайте;
- интерпретируете их — сравниваете погоду за окном и прогноз дождя вечером;
- проверяете предположение — просматриваете другие сайты;
- формулируете выводы — по прогнозу дождь будет, но предпосылок не видно;
- решаете: что делать и почему — на «всякий случай» берете с собой зонт, чтобы не промокнуть.
В повседневной жизни вы можете «подняться по лестнице» за секунды, даже не задумываясь об этапах. Если навык рефлексии развит слабо, такая скорость может привести к ложным выводам и конфликтам. Например, вы не проверите прогноз погоды на других сайтах и не возьмете с собой зонт — перейдете со второй ступени на пятую.
Подробный разбор «Лестницы выводов» Арджириса
Например, вам кажется, что руководитель игнорирует ваши аргументы и мнение, поэтому вы не ощущаете своего вклада в общий проект. Это изматывает, чувство неудовлетворенности растет. В какой-то момент вы задумаетесь о новой работе, где вас будут ценить больше. Это финальная ступень лестницы — «действие». В таком случае важно последовательно «пройтись вниз» по всем ступеням и удостовериться, что вы ничего не упустили. Можно проверить себя с помощью этих вопросов:
- Почему я выбрал такой образ действий? Есть ли другие действия, которые следует рассмотреть? — можно поработать над другим проектом или в другом отделе.
- Какие убеждения привели меня к такому действию? Это обоснованно? — ваши последние предложения не приняли.
- Почему я сделал такой вывод? Вывод верный? — вспомнили рабочие ситуации и проекты. В голове прочно засела мысль: начальник вас точно не ценит.
- Что я предполагаю и почему? Верны ли мои предположения? — перечитали переписку с руководителем, предложили новую идею, но ее снова не приняли. На основе собранных данных сделали предположение. Здесь стоит задуматься: это действительно так или происходит что-то другое и нужно собрать больше данных?
- Какие данные я выбрал и почему? Тщательно ли я выбирал данные? — вы сделали предположение на основе личных ощущений, но ведь можно поговорить с коллегами или с самим руководителем.
- Какие реальные факты использовать? Какие еще факты следует учесть? — возможно, вы сделали вывод только на видимых фактах. На самом деле у вашего руководителя случилась личная трагедия, из-за которой он уделяет меньше внимания работе. И дело вовсе не вас.
Упражнение кажется громоздким, но если практиковаться регулярно, вы будете «проходить» по всем ступеням лестницы за несколько минут. Спрашивайте себя на каждом этапе: о чем вы думаете и почему. Анализ поможет скорректировать рассуждения — изменить предположения или расширить данные.
Ведите дневник рефлексии. Ведение дневника может показаться несерьезным или детским занятием. Но регулярные записи и письменные практики помогают привести мысли в порядок, посмотреть на них со стороны и развить навык рефлексии. Главное здесь — регулярность. Даже пяти минут в день будет достаточно, чтобы записать ключевую мысль дня или ответить на один из рефлексивных вопросов. Если не любите писать от руки, попробуйте завести личный блог на сайте или в соцсетях.
Дополнить дневник рефлексии можно чек-листом для анализа недели 365 done:
Задавайте критические вопросы. Одно из лучших упражнений для развития саморефлексии — задавать рефлексивные вопросы себе и окружающим. Это вопросы, которые помогают взглянуть в суть ситуации, убеждения или эмоции, понять их истоки.
Формулируйте актуальные, конкретные вопросы в позитивном ключе. Такие вопросы можно использовать для дневника. Например:
- что для меня по-настоящему важно?
- как часто меня подводит интуиция и почему?
- что или кто может мне помочь?
- кому и как могу помочь я?
- какой урок я извлеку из этой ситуации?
- как изменить эту привычку?
Учитесь получать и слышать обратную связь. Спрашивайте у коллег, друзей и знакомых обратную связь — отзыв о ваших действиях. Так вы получите взгляд и критику со стороны. Например, попросите честную обратную связь у своей команды и сделайте выводы. Вот вопросы, которые помогут ее получить:
- Если бы вы были на моем месте, что бы подумали об этом?
- С вашей точки зрения, какую информацию я не учел?
- Что из того, что только что произошло, было правильно?
- Что мне следует улучшить?
Отмечайте свои достижения. Из-за быстрого темпа жизни мы можем забыть оценить проделанную работу. Отслеживайте свой прогресс, хвалите и отмечайте достижения. Например, вкусной едой, путешествиями или выходными.
Не бойтесь своих и чужих провалов. Спокойное отношение к провалам — признак развитого навыка саморефлексии. Если вы умеете учиться на своих ошибках, провалы станут полем для развития, а не трагедией.
О провалах можно и нужно говорить. Например, гости подкаста «Это провал» открыто обсуждают свои провалы, ошибки и страхи.
Будьте открыты новому и неизведанному. Пробуйте адаптироваться к психологическому или социальному дискомфорту из-за новых людей или других взглядов. Это отличная тренировка навыка саморефлексии.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.