Как научить ребенка переживать ошибки и неудачи

Каждому ребёнку важно ощущать себя не только нужным и любимым, но ещё способным и удачливым. Ведь именно из этих чувств во многом формируются самооценка и мироощущение. Однако не существует в мире людей, которым всё и всегда удавалось бы на 100%. И если во взрослом возрасте мы уже умеем справляться с провалами, то детям этому только предстоит учиться. 

Но как родители могут в этом помочь? Наши рекомендации помогут ребёнку научиться переживать неудачи с достоинством, а родителям — корректно на них реагировать.

Способ №1: Личный пример

Сложно поспорить, что дети в своём поведении во многом опираются на поведенческие модели своих пап и мам. Если родители каждую неудачу воспринимают как трагедию и конец света, то и ребёнок будет вести себя так же. Потерял плюшевого зайца? Это невообразимо! Получил четвёрку за контрольную по математике? Кошмар, как теперь жить?!

Поэтому прежде чем требовать от детей адекватной реакции на неудачи, мамам и папам потребуется самим научиться это делать. Да, разумеется, неудачи случаются не самые приятные — потерял деньги или не успел не важную встречу. Но ведь правильно говорят: если не можешь изменить ситуацию, то измени своё отношение к ней!

Способ №2: Учимся выражать эмоции

Почему многие дети так сильно переживают даже из-за мелких неудач? Потому что не могут полноценно выразить словами то, что они чувствуют. Кто-то хотел похвалы от учителя, но не получил её. Кому-то обидно, что его старания не были замечены взрослыми. Кто-то злится на несправедливое к нему отношение. Чтобы помочь ребёнку пережить неудачу, можно научить его корректно выражать свои чувства словами. Потом уже можно решать, что дальше делать с теми или иными переживаниями.

Понимание того, что именно я чувствую и умение это проговорить уже само по себе большая помощь в переживаниях. А когда мы знаем, как называется то, что с нами происходит — нам становится легче выбирать, как с этим обходиться. Это касается и детей и взрослых.

Способ №3: «Нет» перфекционизму

Одна из самых частных ошибок мам и пап — внушать своим детям, что они всё делают (или должны делать) лучше всех. Такая тактика понятна: кажется, что надевая на ребёнка корону, они прибавляют ему уверенности в себе. На самом деле всё немного сложнее, поскольку подобная поведенческая модель может сформировать у детей перфекционизм. 

Представьте, что ребёнок немного подрастёт, и картина его мира начинёт постепенно меняться: вот он получил тройку за сочинение, вот не занял первое место на конкурсе чтецов, вот не получил главную роль в школьном спектакле. Разочарование болезненно: «Как так? Я ведь лучший! У меня должен быть только лучший результат!» Поэтому с перфекционизмом следует бороться, а не культивировать его. Неудачи случаются у всех, а если они случились у тебя, это вовсе не значит, что ты плохой , глупый или невезучий. Главное, что любовь родителей или друзей не зависит от количества пятёрок, наград и достижений. Человек прекрасен сам по себе, без условий и оценок.

Способ №4: Поощряем правильно

Популярная шутка про сына маминой подруги частенько оказывается совсем не шуткой. Многие родители почему-то считают, что словами «Ты посмотри на Пашу — красавец, спортсмен, отличник, не то что ты!» они стимулируют ребёнка взяться за ум. К сожалению, всё происходит с точностью до наоборот.

Единственный человек, с которым вы можете сравнивать ребёнка — это не Катя или Ваня, а он сам! Все другие сравнения будут просто несправедливыми. Ведь и у Кати и у Вани совершенно разные данные, способности и социальная ситуация. Если вам очень хочется сравнивать, заметьте ребёнку: «Смотри, каких успехов ты добился по сравнению с предыдущей четвертью!» или «Посмотри, как улучшился твой уровень английского! Теперь ты с лёгкостью сможешь поговорить с американцем совсем без акцента».

Отмечайте не только конечный результат действия, но и силы, вложенные в процесс. Порой не так важен тот факт, что ребёнок получил четвёрку по математике, сколько то, каким трудом она ему далась и сколько времени и сил он потратил на учёбу, чтобы получить свою первую четвёрку.

Способ №5: Конструктивная реакция на неудачи

Неудачи случаются в жизни каждого человека, но чтобы ребёнок проживал провалы грамотно, важно не сводить свою реакцию к крайностям. Ни сильно ругаться или пугать детей, ни обесценивать их переживания точно не стоит. Ребёнок должен знать, что вы ему сопереживаете и что за вашей поддержкой он может обратиться в любое время. Вы можете поинтересоваться, нужна ли ему помощь: «Что я могу сделать, чтобы помочь тебе справиться со своими чувствами?» Обсудите вместе произошедшую ситуацию, помогите детям сделать выводы и разобраться со своими чувствами. Постепенно они научатся такому отношению, которое будет им помогать во взрослой жизни.

Способ №6: Учимся анализировать промахи

Правильная реакция на неудачу — не отмахиваться от того, что случилось, а попытаться проанализировать произошедшее. Провал? Обсудите вместе, что было сделано не так, а главное — что можно предпринять, чтобы исправить ситуацию. Научите ребёнка находить пути решения разных вопросов, не погружаясь в самокритику и катастрофизацию. 

Способ №7: «Опыт — сын ошибок трудных»

Учиться на чужих ошибках — это здорово, но нет ничего более результативного, чем проживать собственный опыт, пусть и негативный. Дайте детям право ошибаться и самим справляться с неудачами, тогда в будущем они смогут достойно «перешагивать» через провалы без вреда для своего психоэмоционального состояния. 

Расскажите о том, как справляетесь с неудачами вы или любимый дедушка. Вспомните любимых литературных героев ребёнка, которые смогли преодолеть трудности. Напомните, что это нормально — когда не всегда все получается с первого раза. Главное — не бросать начатое и при необходимости обращаться за помощью и поддержкой.

Как научить малыша справляться с неудачами?

Каждый малыш дошкольного возраста хочет побеждать всегда и во всем. Но на пути к успеху нельзя обойтись без поражений. Некоторые дети реагируют даже на малейшие неудачи очень болезненно. Им трудно справиться со своими эмоциями, поэтому они начинают плакать, кричать, обижаться и злиться. Чтобы проигрыш не становился для крохи настоящей катастрофой, необходимо научить ребенка справляться с трудностями.

Причины острого реагирования детей на неудачи

Неспособность принимать проигрыши и неудачи может иметь под собой несколько причин, связанных как с возрастными психологическими особенностями ребенка, так и со стилем воспитания, которого придерживаются в семье.

  1. Особенности самооценки. У большинства детей дошкольного возраста самооценка является завышенной. Малыши искренне считают себя правыми во всех ситуациях, не замечают своих «недостатков», не считаются с чужим мнением. Им важно быть во всем первыми. Причем ради победы ребенок может пойти на любые хитрости: обвинить соперника в обмане, поменять правила игры, пожаловаться на нечестность и вовсе отказаться играть.

  2. Зависимость от похвалы. Многие психологи склонны считать «Молодец!» словом-паразитом. Согласитесь, что часто родители произносят это слово по привычке, не вкладывая в него особой смысловой нагрузки и своих личных чувств по поводу действий малыша. Такая похвала не только не приносит ребенку пользу, но и вредит ему. Формальная похвала мотивирует детей не на самосовершенствование, а на получение новой порции одобрения. И чтобы не потерпеть неудачу, малыш, скорее всего, будет избегать сложных заданий, что замедляет процесс развития. Кроме того, если ребенка хвалят слишком часто, он привыкает полагаться только на мнение взрослых и становится от него зависимым.

Маленькие дети часто устраивают истерики из-за поражений, потому что еще не научились выражать свои чувства и эмоции при помощи слов.

Причины острого реагирования детей на неудачи

  1. Пример родителей. Некоторые специалисты выделяют два типа мировоззрения: фиксированное и подвижное. Люди с фиксированным мировоззрением, сталкиваясь с неудачей, обычно либо сильно переживают по этому поводу, либо делают вид, что ничего не произошло. Людей с подвижным взглядом на мир отличает направленность на преодоление трудностей и желание извлечь из неудачи урок. Мировоззрение малыша во многом зависит от того, как относятся к миру его родители. Дети копируют поведение взрослых, поэтому взрослым, прежде всего, необходимо обратить внимание на то, какой пример они подают своему крохе.

  2. Чрезмерная забота. Иногда родители, стремясь оградить малыша от ошибок и неприятностей, излишне опекают его. Кроха быстро привыкает к тому, что все проблемы решаются сами собой и всегда получается так, как он пожелает. В результате ребенок, выросший в «тепличных условиях», рано или поздно сталкивается с реалиями жизни (например, на площадке, в детском саду или в гостях) и испытывает настоящий шок. Он начинает сравнивать себя с другими детьми и понимает, что далеко не во всем он самый лучший.

  3. Сравнение ребенка с другими детьми вырабатывает у крохи желание быть конкурентоспособным и превзойти окружающих, но при этом ребенок теряет внутреннюю мотивацию достижения. Для ребенка становится особенно важным то, что он нем скажут другие люди.

  4. Амбиции родителей, их желание, чтобы малыш был всегда впереди своих сверстников, формируют у дошкольника так называемый «комплекс отличника». Маленький перфекционист воспринимает проигрыши как катастрофу, ведь по его мнению, мама и папа перестанут им гордиться.

Расстраиваться из-за неудачи – это нормальная реакция любого человека. Родителям не стоит игнорировать или приуменьшать значимость проигрыша для малыша, ведь то, что взрослым кажется незначительным, для детей может быть очень важным.

Как помочь ребенку преодолеть страх ошибок?

Как помочь ребенку преодолеть страх ошибок?

Отношение дошкольника к собственным неудачам сильно зависит о того, каких принципов воспитания придерживаются в его семье, а также от отношения к малышу близких людей. Чтобы ребенок перестал бояться ошибок, мы рекомендуем придерживаться следующих «правил»:

  • Не ограждайте ребенка от ошибок. Неудача – это возможность для развития.
  • Не сравнивайте малыша с другими детьми. Гораздо полезнее делать акцент на том, что сегодня у крохи что-то получилось лучше, чем вчера. Только так он научится стараться и оттачивать свое мастерство.
  • Не хвалите ребенка за легкие достижения, если это не требуется для поддержания его самооценки. Тотальная похвала не может научить дошкольника критически относиться к своим действиям и оценивать свои усилия.
  • Похвала должна быть конкретной и содержательной. Обобщенная похвала («Молодец!», «Как здорово!», «Очень красиво») дает оценку ребенка как личности и является менее полезной, чем конкретная. Старайтесь как можно точнее описать то действие, за которое Вы хотите похвалить кроху (например, «сегодня ты раскрашиваешь аккуратнее, чем вчера» или «ты мне так помогла тем, что сама убрала игрушки»).
  • Хвалите не за способности, а за усилия, прилагаемые в процессе выполнения задания. Если постоянно восхищаться умом и смекалкой малыша, он может начать избегать новые или сложные задания, боясь неудачи.

Хвалите не за способности, а за усилия,

  • Зачастую у родителей возникает бессознательное стремление реализовать собственные амбиции через свое чадо. Напоминайте себе о том, что ребенок – это самостоятельная уникальная личность, которая имеет собственные желания и стремления.
  • Принимайте малыша таким, какой он есть. Кроха должен быть уверен, что его не любят не за его достижения, а просто за то, что он есть.
  • Признавайте собственные поражения. Ребенку гораздо проще воспринимать неудачи, если родители рассказывают ему о своих переживаниях.

Малыш должен понять, что все люди ошибаются и расстраиваются из-за этого, но нужно учиться преодолевать трудности и идти вперед. Вместе с крохой придумайте сказку о том, как кто-то очень сильно боялся потерпеть неудачу, и обсудите, как можно помочь герою.

Что делать, если кроха расстроился из-за неудачи?

Дети довольно часто сталкиваются с ситуациями, когда другие делают что-то лучше или быстрее них. Многие дошкольники не могут самостоятельно справиться с переживаниями по поводу проигрыша в соревновании или поражения в игре. Чаще всего малыши бурно реагируют на неудачи: плачут, обижаются, теряют интерес к занятию. Задача взрослого помочь крохе успокоиться и отнестись к проигрышу как к полезному опыту. Если Ваш ребенок сильно расстроился из-за неудачи, поможет следующий алгоритм действий:

  • Сохраняйте спокойствие. Малыш наблюдает за Вашей реакцией и поймет, что ничего страшного не произошло.
  • Озвучьте ребенку его чувства. Родители – проводники детей в мир эмоций. Самостоятельно им тяжело справиться с нахлынувшими чувствами. Лучше всего поддержать кроху, давая понять, что Вы разделяете его грусть.
  • Когда малыш немного успокоится, объясните ребенку, что каждый человек иногда терпит неудачи, но от этого он не становится хуже, и уж тем более это никак не влияет на отношение к нему его близких людей.
  • Предложите крохе вместе продумать, что в его действиях можно изменить или улучшить, чтобы добиться успеха.

Научите малыша выражать свои эмоции конструктивным способом (например, если кроха злится, он может топнуть ножкой, а если ребенок умеет говорить, то лучше всего попробовать выразить свое требование словами).

Что делать, если кроха расстроился из-за неудачи?

Выводы

Как известно, не ошибается только тот, кто ничего не делает. Чтобы научить ребенка справляться с неудачами и извлекаться из них урок, родителям необходимо показывать малышу свой положительный пример, поддерживать его и принимать кроху таким, какой он есть. Ребенок должен быть уверен в том, что близкие любят его безусловно, вне зависимости от успехов или поражений.

Заключение

В Монтессори-группах детского центра «Созвездие» к каждому малышу относятся как к индивидуальной личности. На занятиях исключены любые сравнения ребенка с другими детьми. В то же время, чтобы способствовать развитию самостоятельности, внутренней мотивации и умения полагаться на свои силы, педагоги отмечают динамику крохи («Сегодня у тебя получилось сделать это лучше, чем в прошлый раз»). Наша задача – бережно направлять малыша на его пути. Счастливый блеск в глазах детей – для нас лучшая награда!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана

Редкого взрослого не преследует ситуация из детства, которую хочется переиграть или хотя бы стереть из памяти. Кто-то описался в лагере, кто-то ходил весь день с дурацкой дыркой на колготках, кто-то не нашелся что ответить хулигану. И вот, прошло уже 20 лет, а хочется высказать тому хулигану все, и выбросить из головы ту мокрую простыню, над которой смеялся весь отряд. Как уберечь детей от этих граблей, «закалить» их психику и научить прощать себя? Об этом журналист «Литтлвана» Ира Форд поговорила с психологом Михаилом Лабковским.

— Как учить ребенка конструктивно относиться к ошибкам, форс-мажорам, переводить их в разряд опыта?

— Чтобы ребенок вместо проблем имел позитивный жизненный опыт, надо, чтобы родители были психически здоровы, уравновешены, доброжелательны и позитивны — только это может гарантировать счастливое детство. Хотите помочь ребенку — для начала разберитесь с собой. Но, увы, родители часто не хотят ни в чем разбираться: «Мы хотим показать ребенка психологу или неврологу! У нас все нормально, а он почему-то нервный вырос». Так не пойдет! Начните с себя, и, возможно, вам не придется помогать ребенку. Потому что ребенок из семьи со здоровым психологическим климатом имеет огромный иммунитет ко всяким жизненным проблемам.

— То есть в семье, где все друг друга любят и поддерживают, ребенок…

— …не будет истерить в 1 классе из-за двойки, не будет рыдать в 7 классе из-за несчастной любви, у него не сломается жизнь из-за прыщей, маленького роста и того, что его не пригласили на дискотеке на танец. Его не будут обзывать. Он не сбежит из дома. Он, наоборот, во всех сложных ситуациях поспешит домой — ему там хорошо. Этот ребенок, с одной стороны, имеет доверие к людям, потому что у него такие родители. А с другой стороны, он точно знает, что он хочет и что не хочет, потому что его так воспитали. И если родители других подростков начнут паниковать: «Наркотики! Ранняя беременность! Алкоголь!», то родители этого ребенка могут быть спокойны. Ребенок имеет свое мнение, и никакие старшие товарищи не смогут на него повлиять негативно.

— Звучит красиво, но уверенности никакой нет: например, мы с мужем прошли все подростковые испытания по полной.

— Видимо, не все было гладко в датских королевствах. Можно взять внутренний микроскоп и сейчас, отстраненным взглядом, рассмотреть ситуацию в ваших семьях той поры. У меня перед глазами стоит пример: когда я работал в школе, у меня был ученик, Ваня Аверинцев, сын знаменитого академика Аверинцева. Ваня по всем критериям был ботан: хилый, мелкий, очкастый. Но при этом он был настолько внутренне в себе уверен, что его никто не трогал даже пальцем. В первом классе он учил шесть языков, три из которых были мертвые. И как-то, посмотрев на часы во время игры, сказал: «Я пойду, мне работать надо». В любом другом контексте такого ребенка в классе… мягко говоря, недолюбливали бы. Он был сильно умный, сильно очкастый и худой — все это было отличным поводом, чтоб стать изгоем. Но в семье у Вани была такая атмосфера, от него исходило такое чувство уверенности, правоты и знания «я знаю, как себя вести и как поступить», что ему смотрели в рот все дети, и даже здоровые хулиганы его слушались. Если бы Ваню спросили: «Ты покурить хочешь? А понюхать хочешь?», Ваня бы посмотрел, как он умеет и сказал бы: «Засунь себе знаешь куда эту сигарету, дурак? Я домой пошел, учить латынь». Но чтобы получить такой фундамент под ногами, как у Вани, надо иметь такую семью.

— Что делать, если идеальной ситуации в семье не случилось, в отличие от проблем? К примеру, ребенок в садике не успел добежать до туалета, одногруппники начали его дразнить. Как помочь ребенку с этим справиться?

— Что-то произошло. Это нормально. С нами со всеми постоянно что-то происходит. Но дразнят не из-за события, а из-за реакции человека на событие.

Уверенный в себе ребенок отмахнется или скажет: «Да ты сам завтра описаешься, вот увидишь!» — и пойдет дальше. И у всех, кто увидел эту здоровую реакцию, отпадет желание его дразнить. Но если ребенок так не может, у него нет ресурса, чтобы выключить у обидчиков повод его обижать, родители должны поддержать, выслушать его рыдание, а свою критику выключить.

Обычно как бывает в таких случаях: «Я же тебе говорила, я тебя предупреждала, я тебе сказала: «Пописай перед уходом», — но ты же не слушаешь никогда!». Такие родительские монологи имеют только один эффект: ребенок перестает вообще к родителям обращаться, а дальше пропасть только растет. В конце концов выросший ребенок мало общается с родителями.

— Что еще можно сделать родителям, помимо того, чтобы выслушать ребенка и выключить критику?

— Расспросить, что произошло, вопросами подвести ребенка к его личному выводу, что ничего страшного не случилось. Но для этого нужно самому именно так и считать. И дать ребенку фундаментальную опору в жизни примером своей семьи. Однако зачастую многие родители уверены: можно быть каким угодно человеком и как угодно строить свои отношения в семье, главное, знать некую правильную методику (читать психологов!) или сказать правильные слова в трудной ситуации.

— С возрастом внешних, несемейных событий в жизни ребенка случается все больше. Как родители могут помочь ребенку выстоять в этот период?

— Маленький ребенок бежит, падает. Пока он не рыдает и не просит о помощи, нет нужды к нему даже подходить: родители стоят и ждут, когда он встанет. У нас же это часто переводится в разряд драмы: «Ой! Ты ушибся! Дай я поду-у-у-ю! Маленькому бо-о-о-льно!». Это что такое? Ребенку даже не больно — подумаешь, немного кожу содрал на колене. Но он начинает пугаться за счет реакций взрослых, из-за страшных глаз матери — а вдруг она может умереть от этого? И сам начинает нервничать.

Родителям надо помнить: если не охать, глядя на двойки с тройками, на грязную одежду, на что-то еще, а вести себя уравновешено, то ребенок эмоционально спокойнее будет переживать неприятные события своей жизни. Так устроена психика: ребенок изначально смотрит на родителей, на их реакцию.

— Что делать родителям, если в школе у ребенка происходит что-то неладное?

— Родители первоклассника могут взять на две недели отпуск и помочь ребенку адаптироваться. И на этом все. Они должны забыть вообще, где эта школа находится. Никаких вопросов про школу, никаких деланий уроков вместе. Но если выясняется, что в школе проблемы, то первое, что должны сделать родители — принять сторону ребенка. Изначально. Вы можете потом, спустя время, дома выяснить, что и как. Без посторонних глаз и ушей. Объясниться с ребенком. Найти, в чем он был неправ. Найти варианты решения проблемы. Но если вас вызывает учитель, завуч, директор школы — то вы по умолчанию выступаете на стороне ребенка.

— То есть худшее, что может сделать родитель для отношений со своим ребенком это вот это советское: «Ты голову-то не опускай! Ты слышишь, что тебе директор говорит?». Так?

— Да. Родителей так воспитывали. И они часто переносят эту ситуацию на своих детей, забывая, что директор — чужой им человек, а их ребенок — всегда будет их ребенком. И даже если он неправ, их цель — поддержать ребенка.

— Но вот семиклассник, допустим, совершил какую-то ошибку в отношениях с одноклассниками, учителями, нарвался на неприятную реакцию. У него опыта мало и он думает, что это непоправимо. Что мне делать как маме?

— Допустим, у вас есть старая машина, она явно сыпется. Вы приезжаете в сервис, там говорят: «Мы можем сейчас пару деталей заменить, 20 тысяч км вы еще проедете, и тогда она рассыплется окончательно. Или давайте капремонт делать, перебирать двигатель. Это намного дольше и дороже, но зато машина будет на ходу много лет». Здесь такая же ситуация: у ребенка что-то случилось. Но у вас в целом сейчас ситуация с ребенком сложная. Ситуацию облегчить можно, но это ненадолго. Ребенок придет домой из школы, отец (допустим) снова пьяный, мама (допустим) снова орет с утра до ночи, потому что она не видит выхода. Родителей снова вызывают к директору. Они, перед тем как пойти к директору, читают интервью, делают все по схеме, а дальше… тупик. Поэтому у нас, родителей, есть два варианта. Или мы лечим какие-то симптомы, и ваша машина — в смысле ваш ребенок — еще проедет сколько-то. Или мы «лечим» саму ситуацию, перестаем пить, забираем ребенка из школы, где принято орать на детей. Я, к слову, не слышал, чтобы где-то, кроме России, кричали: «Таких дебилов у меня еще не было! Это самый тупой класс, который я видела в жизни!». Во всем мире это значит «с вещами на выход и профнепригодность», в России: «Она 40 лет в школе работает, заслуженный учитель, не повезло с детьми». В общем, меняем школу, меняем учителя, даем ребенку уверенность, что родители на его стороне и могут защитить.

— Это понятно. А если у подростка, допустим, нет глобальных проблем в школе и жизни. А есть просто гормональный взрыв и отчаяние: меня никто не понимает, а-а-а-а-а-а-а-а-а!

— В здоровых семьях родители часто совсем не замечают пубертата детей, этот период проходит незаметно. Но есть другие дети: и из дома убегают, и наркотики — сигареты — алкоголь пробуют, и разговоры о суициде ведут, и жалуются, что несчастная любовь разбила им всю жизнь… И тут нет другого совета, кроме главного — поддержите ребенка. Не стоит думать, что самое главное в жизни подростка — это ОГЭ и ЕГЭ. Как же! Девочка жить не хочет, у нее любви не сложилось, а родители говорят про ОГЭ. Нет. Тут надо забыть про все оценки, экзамены и рейтинги. И дать ребенку прожить этот период, оказав ему максимальную поддержку во всем. Точка.

— Я понимаю: в идеале до рождения детей мы должны стать умными, добрыми, светлыми, разрешить свои детские травмы и не отыгрывать их в 23-й раз на детях. А что делать, если этого не случилось?

— Есть хорошая новость. Я как раз тот самый пример, который до деторождения был не очень адекватным человеком. И мой ребенок в детстве получил от меня все, о чем я говорю, когда привожу примеры далеко не лучших родителей. Но как только я встал на путь исправления, дочь тут же ответила мне взаимностью. Ей было уже за двадцать, и в секунду прекратились наши скандалы и разборки. И на сегодняшний момент у нас осталось одно разночтение: дочь любит все в себе красить — волосы, ногти, брови, татухи наносит. Но это уже моя проблема: мне обидно, что она от рождения имеет темно-медный рыжий цвет волос, это красиво само по себе и не надо красить, но это не мое собачье дело. Тут надо понимать, чем здоровый отличается от больного. Когда здоровый бесится, он не достает других людей. А больной — достает. Максимум, который я позволяю себе, это: «Ой, а чего сегодня тебя так мало покрасили?», и она подхватывает игру, говорит: «Папа, я специально старалась, знала, что я сегодня с тобой встречаюсь. Это все для тебя».

— Обнадеживающая история! — получается, что измениться и изменить отношения, когда ты — родитель, никогда не поздно?

— Меняться родителям никогда не поздно. Тем более что ваши дети всегда останутся вашими детьми, даже когда станут взрослыми. Помню, дочери было 30 лет, и мы поехали с ней в Ригу, и она, уже будучи замужем, говорит: «Папа, а там будут дети моего возраста?».

Мне это так понравилось, что я в «Фейсбуке» написал: «Еду с ребенком в Ригу, ребенку 30 лет, она спрашивает: «Будут ли там дети моего возраста?»». Сидим мы с дочкой в ресторане, едим, заходят 3 девочки и 2 мальчика в возрасте 30–35 лет и говорят: «Это вы искали детей для дочери? Мы пришли. Отпустите ее поиграть?».

— Отпустили?

— Отпустил. Но гордиться тут нечем. Я тут вспоминаю, что я как-то был на выступлении Зиновия Корогодского, и его спросили, чем он гордится. И он рассказал вот что: как-то он шел по улице и курил сигарету. А когда докурил, то взял бычок и стрельнул им в урну. Далеко. В темноте. И попал. И он говорит: «Жалко, что кроме меня этого никто не видел». Так вот: я часто думаю о том, что когда случается что-то по-настоящему крутое, похвастаться этим не получается. Просто потому, что это как тот бычок: темно, никто не увидел, не оценил, а расскажешь — не поверят. И эффект уже не тот.

Оригинал статьи

Ближайшая возможность обсудить всё то, что вас волнует, будет на вебинаре «Не надо паники»: что делать с вещами, которые мы не можем контролировать», который состоится уже 31 марта.

Каждый родитель хочет, чтобы ребенок был счастлив, но неудачи случаются у всех, полностью уберечь от них не получится. Гораздо важнее научить ребенка справляться с ошибками и в любой ситуации двигаться дальше — рассказываем, как это сделать.

 7 179

Вместе с преподавателем онлайн-школы репетиторов Учи.Дома Анастасией Никоновой изучаем семь фраз, с помощью которых можно успокоить, поддержать и вдохновить ребенка, столкнувшегося со сложностями.

«Ошибаться — это нормально»

Важно донести до ребенка, что ошибки — неотъемлемая часть жизни и «не ошибается только тот, кто ничего не делает», поэтому нужно правильно относиться к неудачам, которые случаются в самых разных сферах. Самое главное — понять, в чем была ошибка, можно ли ее исправить (и каким образом), а также какой вывод из этого стоит сделать на будущее.

Если говорить непосредственно о школе, то особенно остро вопрос переживания неудач стоит у детей в 1-2 классе. Период адаптации к учебе после детского сада у всех разный и во многом зависит от реакции родителей на плохие оценки. Если родители слишком остро реагируют на тройки и двойки, то ребенок будет бояться лишний раз их расстроить. Все его внимание будет направлено на будущее наказание, он будет переживать и показывать невысокие результаты. Поэтому родителям необходимо правильно поддержать ребенка в сложный для него период, даже когда он «сам виноват». Постарайтесь показать малышу пути, как можно исправить сложившуюся ситуацию, а также помогите сформулировать, как не допускать подобного в будущем: например, делать уроки заранее, тщательнее готовиться к контрольной, не отвлекаться во время уроков на разговоры с одноклассниками и прочее. 

«Оценки не определяют человека как личность»

Одни дети с легкостью пишут сочинения на несколько листов без единой ошибки, но не справляются с элементарными задачами по алгебре, другие, наоборот, решают трудные математические примеры, но не могут выучить даты по истории. Это говорит лишь о том, что у всех разные способности, уровень концентрации, скорость освоения материала, но это не характеризует ученика как личность. Задача каждого родителя — донести до ребенка то, что «плохая» оценка не равно «плохой человек» и показывает только его знания по конкретному предмету или теме на данный момент.

«Если что-то не получается сегодня, нужно пробовать еще раз»

В юном возрасте у детей присутствует так называемое «черно-белое» мышление: они оценивают ситуацию исключительно как хорошую или плохую, золотой середины для них не существует. Получая плохую оценку или проигрывая в игре, ребенку кажется, что он неудачник и всегда им будет. В таких ситуациях задача родителей — объяснить, что поражение есть полезный опыт, а успех состоит из 1% таланта и 99% труда, поэтому каждая попытка, пусть и неудачная, приближает к победе. Расскажите про то, что за каждым крупным успехом стоит много проб и ошибок. Приведите в пример известных личностей, которые достигали успеха после большого количества неудач. Например, перед тем как стать известной писательницей, Джоан Роулинг получила отказы от 14 издательств, и таких примеров — тысячи. 

«Я всегда рядом и помогу тебе справиться со сложностями»

Эта фраза формирует для ребенка зону безопасности, она говорит ему о том, что в сложных ситуациях он может рассчитывать на поддержку родных и близких. Если ребенок чувствует, что родители на его стороне, что они не будут ругать его за промахи, то ему не страшно будет пробовать новое и ошибаться. Но это возможно только при наличии доверительных отношений внутри семьи. 

Для того, чтобы выстроить подобные отношения, взрослым нужно проявлять много мудрости и терпения. Важно найти золотую середину — показать свою поддержку и при этом не нарушить личное пространство ребенка. 

«Давай вместе подумаем, как можно решить эту проблему»

Эта фраза создает ощущение командного духа, помогает ребенку сформировать чувство, что он не один, за ним стоит целая команда — его семья. Этими словами вы даете понять ребенку, что готовы разделить с ним ответственность, но при этом не решать проблему за него. Так, с одной стороны, он чувствует поддержку от близких людей, но одновременно с этим знает, что ему придется самостоятельно преодолеть трудности. Фразы: «Как ты можешь решить эту проблему?» и «Как я могу решить твою проблему?» в корне неверные, так как в первом случае ребенок остается один на один со своей неудачей, а во втором — родители полностью берут всю ответственность на себя, что приводит к несамостоятельности и инфантильности (читайте также: Как не вырастить из ребенка инфантила: три совета психолога).

«У тебя все получится, я в тебя верю»

На самооценку ребенка и его уверенность в себе большое влияние оказывает мнение родителей — они играют первостепенную роль в становлении личности ребенка. Именно поэтому эта фраза, услышанная от родных, часто оказывается одной из самых важных. При этом поддержка нужна подрастающему человеку на самых разных этапах, начиная с рождения и заканчивая уже взрослой жизнью, а также в разных ситуациях — как в школе, так и в социальной сфере. Поэтому будьте щедры на слова поддержки, они могут многое изменить. 

«Я горжусь тобой и твоими достижениями»

Детям важно внешнее одобрение их поступков, поэтому похвала со стороны родителей и учителей служит для них основным ориентиром, а особенно остро это ощущается детьми до 9-10 лет. В силу своего возраста ребенок еще не способен достигать успехов ради себя самого. Вопрос: «Я молодец?» должен являться тревожным сигналом для родителей, потому что он говорит о том, что ребенку не хватает похвалы от близких людей. В такой ситуации родителям лучше обратить внимание на свои методы воспитания, чтобы ребенок не чувствовал себя недооцененным, а поиск одобрения окружающих не остался с ним на всю жизнь.

Каждый ребенок хочет выигрывать, однако у жизни свои правила. Некоторые дети довольно стойко переносят поражения, но есть малыши, для которых даже маленький проигрыш становится настоящей катастрофой.

26 февраля 20221

Дети очень искренни в своем стремлении во всем быть первыми. Для многих карапузов это становится делом принципа: быстрее всех съесть тарелку супа, выше всех залезть на лестницу, лучше всех рассказать стишок на утреннике, выиграть все конкурсы на дне рождения приятеля. Поэтому реакция таких малышей на поражение зачастую бывает очень бурной: не в силах совладать со своими эмоциями, они начинают плакать, обижаться, злиться, а иногда даже драться, ломать игрушки.

На первый взгляд такая реакция может показаться забавной: «Ну надо же, какой смешной — так расстроиться из-за какой-то ерунды!» Однако не стоит недооценивать всю важность переживаний ребенка. Для него все происходящее с ним очень серьезно. К тому же если ребенок остро воспринимает каждую неудачу, постоянно расстраивается, кричит и злится, то даже самым веселым и оптимистичным родителям становится не до шуток: ведь ребенку предстоит встретиться еще не с одной трудностью — впереди садик, школа, институт, а он совершенно не умеет «держать удар». Это может стать серьезной проблемой в дальнейшей жизни. И задача родителей — научить малышей переживать неудачи спокойно и преодолевать препятствия уверенно.

Начинаем с начала

Многие родители стараются обезопасить своего ребенка, оградить от всех неприятностей и проблем с самого раннего возраста. Руководствуясь принципом «Детство должно быть счастливым», они не позволяют малышу увидеть мир таким, каков он есть. Но рано или поздно ребенок все равно столкнется с реалиями жизни. И чем позже это произойдет, тем болезненней будет для него опыт неудачи.

Например, мама всегда опекала малыша, опережая возможные проблемы, была рядом и внимательно следила, чтобы ее крошке жилось легко и радостно (подыгрывала во всех играх, «страховала» во всех занятиях: «Лучше помогу донести ему чашку, а то разольет, расстроится…»). И ребенок привык к тому, что все проблемы решаются сами собой, все и всегда получается так, как он хочет. Оказавшись в среде ровесников, например в детском саду или на площадке возле дома, такой малыш будет просто шокирован: оказывается, он многого не может. Вася бегает быстрее, чем он, Костя первым заканчивает обед, а Вероника лучше рисует! И он искренне не понимает: ему раньше все удавалось, он был самым лучшим, а теперь вдруг не может с чем-то справиться?! Многие дети не в силах спокойно принять такой «удар судьбы».

Чтобы избавить ребенка от лишних разочарований, необходимо с раннего возраста предоставлять ему возможность знакомиться с объективной реальностью. Итак,

ПРАВИЛО № 1: Не ограждайте ребенка от всех трудностей с раннего возраста

Малышу необходимо получать самый разный жизненный опыт — как положительный, так и отрицательный. Только так он сможет научиться принимать свои ошибки, оценивать свои реальные возможности, преодолевать препятствия.

Не требуем невозможного

Нередко бывает и так, что родители, не желая ничего плохого своим детям, сами формируют в них стремление быть идеальными. Такие мамы и папы, как правило, очень требовательны к себе. Для них важно выполнять свои обязанности наилучшим образом. Того же они ждут и от своего малыша. «Ты слепила самого красивого ежика в группе! Мама тобой гордится!», «Твой папа всегда был сильнее всех мальчишек. И ты должен быть самым сильным!», «Ну что же ты, не могла постараться получше?! Ты расстроила нас» — такие установки способствуют формированию у ребенка «комплекса отличника». Малыш старается заслужить одобрение и похвалу любой ценой. И, конечно, промахи в этом случае просто недопустимы — они могут стать настоящей катастрофой.

Поэтому не стоит предъявлять малышу слишком много требований и ждать от него исключительно успехов — перфекционизм (стремление быть идеальным во всем) вредит здоровью, препятствует психологическому благополучию ребенка. Важно учить карапуза трудиться, прилагать усилия, но не ждать от него наилучших результатов во всем.

ПРАВИЛО № 2: Не лишайте ребенка права на ошибку

Ведь именно принятие и осознание собственных ошибок дает возможность дальнейшего роста и развития. Как все мы помним, не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.

Справедливая награда

Очень важно поддерживать ребенка, хвалить его, поощрять. Но важно придерживаться принципа золотой середины. Если недохвалить малыша, не заметить его успехов, у него будет недостаточно уверенности в себе и своих силах. Но если перехвалить его, то он не захочет и не сможет прилагать усилия, чтобы добиться настоящего успеха.

Представьте себе ситуацию: вы работаете хорошо, а ваш начальник даже не думает платить вам зарплату. Так проходит месяц, второй. Что вы сделаете? Конечно, разочаруетесь и уволитесь — ради чего так стараться?! И обратная ситуация: не успели вы прийти на работу, а вам уже премию выдали, потом зарплату. Только вы подумаете приступить к обязанностям — а вам повышение, снова выплаты. Какой вывод вы сделаете? — «Зачем мне что-то делать, если и так платят». Примерно так же ребенок воспринимает поощрения со стороны родителей.

ПРАВИЛО № 3: Не нужно лишней похвалы — поощрение только за дело

Дети очень хорошо чувствуют, когда они справедливо заслужили награду, а когда их хвалят просто так. Чтобы любая деятельность ребенка не превратилась в погоню за похвалой, будьте максимально объективны. Если вы видите, что результат работы оставляет желать лучшего, не нужно искусственных восхищений. Лучше похвалите ребенка, например, за то, что он старался.

Безусловная любовь

Иногда дети стремятся быть замечательными во всех отношениях для того, чтобы заслужить любовь родителей. Как правило, в такой ситуации малыши ощущают, что отношение мамы или папы к ним меняется в зависимости от их успехов. Например, если ребенок построил самую красивую башню в песочнице, мама очень радуется, обнимает его, А если воспитательница в конце дня жалуется родителям, что ребенок не справился с каким-то заданием, что он неусидчивый или неспортивный, то у мамы резко портится настроение, она раздражается на малыша, не хочет играть с ним.

Да еще и всем родственникам может рассказать, какой он неуклюжий, неловкий или невнимательный. Малыш делает закономерный вывод: «Чтобы меня любили, я должен всегда быть лучше всех!» И, конечно, любое поражение он переносит крайне тяжело — ведь для него это не просто проигрыш, это риск лишиться родительской любви! А что может быть страшнее?! Ребенок должен чувствовать, что мама с папой любят его всегда, а не только когда он хорошо себя ведет, выполняет все задания на отлично и побеждает во всех соревнованиях.

ПРАВИЛО № 4: Любите и принимайте ребенка таким, какой он есть

Только в этом случае он сам сможет спокойно переживать свои промахи и неудачи. Любите своего ребенка просто так, независимо от его достижений.

Если ребенок бурно реагирует на неудачу (кричит, плачет, дерется)

Неправильно:

  • игнорировать («Я ухожу, раз ты кричишь»);

  • ругать и наказывать;

  • угрожать («Не прекратишь плакать, больше играть не будем!», «Еще раз так крикнешь — получишь!»);

  • приводить в пример других детей;

  • смеяться, обесценивать переживания малыша («Подумаешь, проиграл!»);

  • привлекать к решению проблемы посторонних (когда они готовы включиться в ситуацию: «Ой, как девочка кричит! Сейчас заберу с собой»).

Правильно:

  • сохранять спокойствие

  • обнять, поддержать кроху («Я вижу, ты расстроился из-за проигрыша. Но зато ты очень старался! Все заметили это!»);

  • переключить внимание («Давай считать красные машины. Смотри, одна проехала! Ну-ка, где следующая?»);

  • вернуться к разговору, когда буря уляжется («Я помню, ты расстроилась, когда победила Вика, а не ты. Но, согласись, если бы всегда выигрывал только один и тот же человек, остальным было бы неинтересно играть!»);

  • поговорить с ребенком о чувствах, которые он испытывал, помочь ему понять, что произошло;

  • поговорить с ребенком о чувствах окружающих («Когда ты кидался игрушками, кричал и дрался, другие ребята были напуганы. Им было не очень приятно смотреть на тебя»);

  • предложить альтернативу («Когда ты выигрываешь, ты радуешься. Когда побеждает кто-то другой, ему тоже хочется радоваться. Мы можем веселиться вместе с ним.

Больше полезных материалов о семейной психологии — в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как обновить айфон если выдает ошибку
  • Как нельзя делать отмостку вокруг дома частые ошибки
  • Как научить ребенка осознавать свои ошибки
  • Как обновить windows 7 ошибка 80072efe
  • Как научить ребенка не бояться ошибок