Черчение
Как проверять графические
работы.
Многолетний опыт
работы убеждает в том, что учителя нередко не замечают часть ошибок в
графических работах учащихся. Основная причина этого – отсутствие системы в
проверке чертежей.
Предлагаю
испытанный практикой алгоритм проверки графических работ.
I. Формат и основная надпись. Соответствие формата ГОСТу
2.301-68, правильность заполнения основной надписи: наименование, масштаб,
обозначение материала (на чертежах или эскизах деталей), обозначение класса,
фамилии исполнителя. Здесь же обращается внимание на правильность конструкции
букв и цифр, их соответствие ГОСТу 2.304-81.
II. Компоновка чертежа. Композиционная задача
считается решенной, если расположение изображений и надписей на поле чертежа
облегчает его чтение (рис. 1).
Рис. 1
III. Полнота изображения. В какой степени выполненные
на чертеже изображения (виды, разрезы, сечения и выносные элементы) обеспечивают
правильное и полное представление о внешних и внутренних конфигурациях объекта?
Убедитесь, что разрезы и сечения правильно изображены и обозначены ( не
допускать излишних видов, проекций, поскольку это ведет к нерациональной
затрате труда и усложняет чтение чертежа).
IV. При проверке изображения
резьбы на стержне чертеж проверяют в последовательности, указанной на рис. 2 цифрами:
1 –
наличие сплошной толстой основной линии, обозначающей наружный диаметр резьбы;
2 –
сплошной тонкой линии, показывающей границу внутреннего диаметра резьбы;
3
– сплошной толстой основной линии, определяющей границу резьбы;
4 –
сплошной тонкой линии внутреннего диаметра резьбы приблизительно на ¾ длины
окружности;
5 –
сплошной тонкой линии, указывающей границу фаски.
При
изображении резьбы в отверстии проверяют наличие:
6 –
сплошной толстой основной линии на месте внутреннего диаметра резьбы;
Рис.
2
7 –
сплошной толстой линии – наружного диаметра резьбы;
8 –
сплошной толстой основной линии — границы резьбы;
9 –
сплошной тонкой линии наружного диаметра резьбы приблизительно на ¾ длины
окружности;
10 –
штриховки до линии внутреннего диаметра резьбы (до сплошной толстой основной
линии).
На
изображении резьбового соединения проверяют:
11,
12 – переход сплошных толстых основных линий, соответствующих наружному
диаметру резьбы на стержне, в сплошные тонкие линии – наружный диаметр резьбы в
отверстии.
V. Правильность выполнения
разрезов выполнять
в последовательности, указанной цифрами на рис. 3:
1 – частота
штриховки для всех разрезов изображенного предмета;
2 – угол
наклона параллельных линий штриховки (45о к рамке чертежа);
3 – указание
секущей плоскости для разреза (если она не совпадает с плоскостью симметрии
предмета);
Рис.
3
4 – наличие
стрелок, указывающих направление взгляда, на начальном и конечном штрихах
разомкнутой линии;
5 – высоту
прописных букв русского алфавита со стороны внешнего угла около стрелок;
6 – разделяют ли
оси симметрии изображения половины вида с половиной разреза, каждое из которых
является симметричной фигурой.
VI. Нанесение размеров. Соответствие обозначения
масштаба и изображений на чертеже. При проверке размеров рекомендуется
проверять следующее (см. рис. 3):
7 – выходят ли
выносные линии за концы стрелок размерных линий на 1…5мм;
8, 9 – равны ли
минимальные расстояния между параллельными размерными линиями (7мм), между
размерными и линиями контура (10 мм);
10 – нанесены ли
стрелки с внешних сторон размерной линии при недостаточной ее длине;
11 – написаны ли
размерные числа над размерными линиями возможно ближе к их середине;
12 – расположены
ли размерные числа в шахматном порядке при нескольких параллельных размерных
линиях;
13 – нанесен ли
знак Ø перед размерным числом во всех случаях при указании размера диаметра;
14 – равна ли
высота знака □ высоте размерного числа.
VII. Правильность обводки всех линий чертежа и
их толщина. Необходимость пересечения штрихов, центровых линий в центрах
окружностей и соединения крайнего штриха линии невидимого контура с линией
видимого контура.
А.
В. Иваненко,
учитель
трудового обучения и черчения
высшей
квалификационной категории
Ровеньковской
гимназии им.Н.Трублаини,
г.
Ровеньки, Луганская область.
Как найти и исправить ошибки на чертеже: советы и рекомендации
Чертежи используются в инженерной графике и могут содержать множество элементов, от линий и кривых до размеров и тестов. При создании чертежей неизбежно могут возникать ошибки, которые могут привести к проблемам и повреждению оборудования.
В этой статье мы рассмотрим некоторые из лучших советов по поиску ошибок на чертеже и описываем, как исправлять найденные проблемы.
Поиск ошибок
-
Проверьте размеры: Первым шагом является проверка размеров на чертеже. Неправильный размер может привести к проблемам при производстве, поэтому убедитесь, что все размеры на месте.
-
Проверьте пропорции: Проверьте соотношения размеров на чертеже. Например, круг должен быть настоящим кругом, а не овалом.
-
Проверьте текст: Уделив внимание каждому слову на чертеже, убедитесь, что текст правильный, с правильными буквами, цифрами и знаками препинания.
-
Проверьте положение: Проверьте все объекты на чертеже, чтобы убедиться, что они расположены на правильном месте.
-
Проверьте цвета и шрифты: Цвет и шрифт могут играть большую роль при производстве изделия, поэтому убедитесь, что они соответствуют проектным требованиям.
-
Проверьте линии: Проверьте, что все линии на чертеже должны быть прямыми и четкими.
-
Проверьте габариты: Проверьте, что все объекты на чертеже соответствуют предполагаемым габаритам.
Исправление ошибок
-
Измените размер: Чтобы исправить неправильно нарисованную линию, вы можете изменить ее размер или переместить ее в нужное место.
-
Измените пропорции: Если вы нарисовали объект с неправильными пропорциями, попробуйте изменить масштаб или форму, пока не получите правильный вариант.
-
Измените текст: Используйте функцию “изменение фона”, чтобы изменить цвет текста или заменить неправильные символы.
-
Переместите объект: Если объект находится не на том месте, где должен быть, вы можете переместить его в нужное место.
-
Измените цвета и шрифты: Вы можете изменить цвета и шрифты, используемые на чертеже, чтобы сделать его соответствующим.
-
Измените линии: Чтобы исправить неровные линии, вы можете использовать функцию “изменение линии” или “сглаживание линий”.
-
Измените габариты: Если объект на чертеже слишком большой или слишком маленький, вы можете изменить его размер или масштаб.
Заключение
В этой статье мы рассмотрели некоторые из лучших советов по поиску ошибок на чертеже и описали, как исправлять найденные проблемы. Надеемся, что они помогут вам создавать более точные и правильные чертежи.
Чтение и исправление чертежей задание 77 |
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
|
|
Черчение
Как проверять графические
работы.
Многолетний опыт
работы убеждает в том, что учителя нередко не замечают часть ошибок в
графических работах учащихся. Основная причина этого – отсутствие системы в
проверке чертежей.
Предлагаю
испытанный практикой алгоритм проверки графических работ.
I. Формат и основная надпись. Соответствие формата ГОСТу
2.301-68, правильность заполнения основной надписи: наименование, масштаб,
обозначение материала (на чертежах или эскизах деталей), обозначение класса,
фамилии исполнителя. Здесь же обращается внимание на правильность конструкции
букв и цифр, их соответствие ГОСТу 2.304-81.
II. Компоновка чертежа. Композиционная задача
считается решенной, если расположение изображений и надписей на поле чертежа
облегчает его чтение (рис. 1).
Рис. 1
III. Полнота изображения. В какой степени выполненные
на чертеже изображения (виды, разрезы, сечения и выносные элементы) обеспечивают
правильное и полное представление о внешних и внутренних конфигурациях объекта?
Убедитесь, что разрезы и сечения правильно изображены и обозначены ( не
допускать излишних видов, проекций, поскольку это ведет к нерациональной
затрате труда и усложняет чтение чертежа).
IV. При проверке изображения
резьбы на стержне чертеж проверяют в последовательности, указанной на рис. 2 цифрами:
1 –
наличие сплошной толстой основной линии, обозначающей наружный диаметр резьбы;
2 –
сплошной тонкой линии, показывающей границу внутреннего диаметра резьбы;
3
– сплошной толстой основной линии, определяющей границу резьбы;
4 –
сплошной тонкой линии внутреннего диаметра резьбы приблизительно на ¾ длины
окружности;
5 –
сплошной тонкой линии, указывающей границу фаски.
При
изображении резьбы в отверстии проверяют наличие:
6 –
сплошной толстой основной линии на месте внутреннего диаметра резьбы;
Рис.
2
7 –
сплошной толстой линии – наружного диаметра резьбы;
8 –
сплошной толстой основной линии — границы резьбы;
9 –
сплошной тонкой линии наружного диаметра резьбы приблизительно на ¾ длины
окружности;
10 –
штриховки до линии внутреннего диаметра резьбы (до сплошной толстой основной
линии).
На
изображении резьбового соединения проверяют:
11,
12 – переход сплошных толстых основных линий, соответствующих наружному
диаметру резьбы на стержне, в сплошные тонкие линии – наружный диаметр резьбы в
отверстии.
V. Правильность выполнения
разрезов выполнять
в последовательности, указанной цифрами на рис. 3:
1 – частота
штриховки для всех разрезов изображенного предмета;
2 – угол
наклона параллельных линий штриховки (45о к рамке чертежа);
3 – указание
секущей плоскости для разреза (если она не совпадает с плоскостью симметрии
предмета);
Рис.
3
4 – наличие
стрелок, указывающих направление взгляда, на начальном и конечном штрихах
разомкнутой линии;
5 – высоту
прописных букв русского алфавита со стороны внешнего угла около стрелок;
6 – разделяют ли
оси симметрии изображения половины вида с половиной разреза, каждое из которых
является симметричной фигурой.
VI. Нанесение размеров. Соответствие обозначения
масштаба и изображений на чертеже. При проверке размеров рекомендуется
проверять следующее (см. рис. 3):
7 – выходят ли
выносные линии за концы стрелок размерных линий на 1…5мм;
8, 9 – равны ли
минимальные расстояния между параллельными размерными линиями (7мм), между
размерными и линиями контура (10 мм);
10 – нанесены ли
стрелки с внешних сторон размерной линии при недостаточной ее длине;
11 – написаны ли
размерные числа над размерными линиями возможно ближе к их середине;
12 – расположены
ли размерные числа в шахматном порядке при нескольких параллельных размерных
линиях;
13 – нанесен ли
знак Ø перед размерным числом во всех случаях при указании размера диаметра;
14 – равна ли
высота знака □ высоте размерного числа.
VII. Правильность обводки всех линий чертежа и
их толщина. Необходимость пересечения штрихов, центровых линий в центрах
окружностей и соединения крайнего штриха линии невидимого контура с линией
видимого контура.
А.
В. Иваненко,
учитель
трудового обучения и черчения
высшей
квалификационной категории
Ровеньковской
гимназии им.Н.Трублаини,
г.
Ровеньки, Луганская область.
-
2.1. Изображение резьбовых отверстий
Исходное изображение
на чертеже общего вида
Неправильное
изображение на чертеже детали. Вариант
1
Неправильное
изображение на чертеже детали.
Вариант 2
Существуют
еще варианты неправильного изображения.
Привести все не представляется возможным.
Правильное
изображение резьбового отверстия
-
2.2.Изображение внутренних полостей
-
Исходное изображение
на чертеже общего
вида
Неправильное
изображение
Расточки на чертеже
детали
Правильное
изображение
расточки на чертеже
детали
-
Ошибки расположения изображений на чертеже детали
Неправильное
расположение
изображений
Допустимое
расположение
изображений
Правильное
расположение
Комментарий к
примеру.
Причина ошибки студента вполне объяснима.
Главный вид болта на чертеже взят в том
же положении детали, что и на чертеже
общего вида (головкой вправо). Но в таком
случае правее этого изображения положено
быть виду слева (по проекционному
соответствию). Однако вид слева не
представляет интереса, а вот вид «на
головку» болта необходим.
Не долго думая
студент размещает вид справа на месте
вида слева и обозначает его стрелкой и
буквой «А» (см. «Неправильный вариант»).
ЕСКД допускает
такое обозначение, только если расположение
вида «А» смещено относительно главного
изображения (см. «Допустимый вариант»).
Самое же правильное
– подумать об ориентации изображений
и размещении видов ДО НАЧАЛА выполнения
чертежа (см. «Правильный вариант»).
4. Прочие ошибки
4.1. Невнимательное отношение к толщинам линий на чертеже
Следует помнить,
что линии разного типа имеют разное
назначение на чертеже и разную толщину
(основная, тонкая, линия невидимого
контура и т.д.). К этому следует относиться
внимательно.
Неправильно
Правильно
4.2. Неправильное расположение знаков шероховатости поверхностей
Следует помнить:
-
знак шероховатости
располагается по отношению к поверхности
с той стороны, с которой к ней подводится
инструмент для ее обработки; -
буквенно-цифровое
обозначение шероховатости (например,
Ra
25) должно записываться в направлении
слева-направо либо снизу-вверх, а не
наоборот. В неудобных случаях знак
следует проставлять на выносной полке.
Все знаки
шероховатости показаны неверно
Все знаки
шероховатости показаны правильно
5. Необходимое замечание о качестве чертежей
Проектирование
– занятие весьма трудоемкое, причем не
имеет значения, каково назначение
чертежей – учебные они или производственные.
Поэтому чисто внешняя составляющая
качества их выполнения безусловно
важна, ибо демонстрирует отношение
автора чертежа к своему труду: потратив
много времени на разработку чертежа,
добавить еще чуть-чуть и сделать свою
работу красивой – знак самоуважения.
Но помимо
эстетических соображений, существуют
еще и требования стандарта. В основной
надписи чертежа есть графа «Н.контр.»,
что означает «нормоконтроль», т.е. КАЖДЫЙ
чертеж проверяется специально назначенным
в конструкторском бюро человеком –
нормоконтролером. Этот человек не
вникает в техническую сторону проекта
– в конечном счете его не интересует,
будет ли вообще работать проектируемая
машина. Он проверяет соответствие
чертежа требованиям стандартов ЕСКД.
Деятельность нормоконтролера
прописана в ГОСТ 2.111-68 ЕСКД
«Нормоконтроль». В соответствии с
приказом ректора УГТУ-УПИ, нормоконтроль
студенческих работ производит
преподаватель, принимающий чертеж.
Студентам следует помнить, что в указанном
стандарте записано:
«…4.3. Нормоконтролер
имеет право:
а) ВОЗВРАЩАТЬ
конструкторскую документацию разработчику
БЕЗ РАССМОТРЕНИЯ в случаях:
нарушения
установленной комплектности,
отсутствия
обязательных подписей,
НЕБРЕЖНОГО
ВЫПОЛНЕНИЯ…»
Вот так!
Учебное издание
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
найдите ошибки в чертеже
Приложения:
baganaly:
Я вижу только . Что не указано виток втутренней резьбы , в чертеже основного вида. Если можно считать за ошибку , то расстояние до вертикальной оси отверстия посадочного места и резьбы. А так то деталь симметричная.
evilforestart:
и на разрезе пунктирная линия не нужна
Ответы
Ответ:
Объяснение:
1. На главном виде добавила 3/4 окружности — резьба (см. второй чертеж)
2. С главного вида убрала размер Ф12 — перенесла на профильный разрез, т.к. размеры не указывают по невидимым линиям.
3. Исправила профильный разрез..
Приложения:
Интересные вопросы
Ой-ёй-ёй, неужели возможно сделать столько ошибок не в решении, а в условии задачи?!
Если я не ошибся при подсчёте , в этом задании как минимум 8 ошибок!!!
Вот только с какой из них начать? ( здесь можно увидеть это же фото с ошибками в немного большем масштабе )
Начну пожалуй с подставки:
во-первых, стрелки обозначающие длину и ширину подставки почему-то даже «не доходят» её до краёв;
во-вторых, при таких её размерах, либо её края будут выходить за границы этого гаража, либо стены гаража будут не вертикальны, а наклонены под некоторым углом к основанию. Так же, во втором случае, торцевые стороны гаража должны быть не квадратными, а в форме трапеции.
Если же уменьшить размеры основания до 60*130, то форма гаража приблизится таки к форме параллелепипеда, разве только крыша получится двускатной.
На чертеже развёртки стен, стрелки обозначающие размер 150 почему-то тоже «не достают», до края развёртки.
Следующая ошибка: окна указаны на чертеже в количестве 3 штук — первое на одной торцевой стороне, второе, по всей видимости, на второй торцевой стороне, а вот где расположено третье окно…
Идём далее: высота торцевой стены, на эскизе гаража, не может быть больше высоты боковых стен, ведь они все по 60.
Ну, и наконец: т.к. торцевые стены не достают до конька крыши, «под крышей дома твоего» вполне могут поселиться голуби
-
2.1. Изображение резьбовых отверстий
Исходное изображение
на чертеже общего вида
Неправильное
изображение на чертеже детали. Вариант
1
Неправильное
изображение на чертеже детали.
Вариант 2
Существуют
еще варианты неправильного изображения.
Привести все не представляется возможным.
Правильное
изображение резьбового отверстия
-
2.2.Изображение внутренних полостей
-
Исходное изображение
на чертеже общего
вида
Неправильное
изображение
Расточки на чертеже
детали
Правильное
изображение
расточки на чертеже
детали
-
Ошибки расположения изображений на чертеже детали
Неправильное
расположение
изображений
Допустимое
расположение
изображений
Правильное
расположение
Комментарий к
примеру.
Причина ошибки студента вполне объяснима.
Главный вид болта на чертеже взят в том
же положении детали, что и на чертеже
общего вида (головкой вправо). Но в таком
случае правее этого изображения положено
быть виду слева (по проекционному
соответствию). Однако вид слева не
представляет интереса, а вот вид «на
головку» болта необходим.
Не долго думая
студент размещает вид справа на месте
вида слева и обозначает его стрелкой и
буквой «А» (см. «Неправильный вариант»).
ЕСКД допускает
такое обозначение, только если расположение
вида «А» смещено относительно главного
изображения (см. «Допустимый вариант»).
Самое же правильное
– подумать об ориентации изображений
и размещении видов ДО НАЧАЛА выполнения
чертежа (см. «Правильный вариант»).
4. Прочие ошибки
4.1. Невнимательное отношение к толщинам линий на чертеже
Следует помнить,
что линии разного типа имеют разное
назначение на чертеже и разную толщину
(основная, тонкая, линия невидимого
контура и т.д.). К этому следует относиться
внимательно.
Неправильно
Правильно
4.2. Неправильное расположение знаков шероховатости поверхностей
Следует помнить:
-
знак шероховатости
располагается по отношению к поверхности
с той стороны, с которой к ней подводится
инструмент для ее обработки; -
буквенно-цифровое
обозначение шероховатости (например,
Ra
25) должно записываться в направлении
слева-направо либо снизу-вверх, а не
наоборот. В неудобных случаях знак
следует проставлять на выносной полке.
Все знаки
шероховатости показаны неверно
Все знаки
шероховатости показаны правильно
5. Необходимое замечание о качестве чертежей
Проектирование
– занятие весьма трудоемкое, причем не
имеет значения, каково назначение
чертежей – учебные они или производственные.
Поэтому чисто внешняя составляющая
качества их выполнения безусловно
важна, ибо демонстрирует отношение
автора чертежа к своему труду: потратив
много времени на разработку чертежа,
добавить еще чуть-чуть и сделать свою
работу красивой – знак самоуважения.
Но помимо
эстетических соображений, существуют
еще и требования стандарта. В основной
надписи чертежа есть графа «Н.контр.»,
что означает «нормоконтроль», т.е. КАЖДЫЙ
чертеж проверяется специально назначенным
в конструкторском бюро человеком –
нормоконтролером. Этот человек не
вникает в техническую сторону проекта
– в конечном счете его не интересует,
будет ли вообще работать проектируемая
машина. Он проверяет соответствие
чертежа требованиям стандартов ЕСКД.
Деятельность нормоконтролера
прописана в ГОСТ 2.111-68 ЕСКД
«Нормоконтроль». В соответствии с
приказом ректора УГТУ-УПИ, нормоконтроль
студенческих работ производит
преподаватель, принимающий чертеж.
Студентам следует помнить, что в указанном
стандарте записано:
«…4.3. Нормоконтролер
имеет право:
а) ВОЗВРАЩАТЬ
конструкторскую документацию разработчику
БЕЗ РАССМОТРЕНИЯ в случаях:
нарушения
установленной комплектности,
отсутствия
обязательных подписей,
НЕБРЕЖНОГО
ВЫПОЛНЕНИЯ…»
Вот так!
Учебное издание
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
“Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно
любить то, что преподаешь, и любить тех, кому
преподаешь”В.О. Ключевский
Курс черчения в средней школе носит
общеобразовательный характер и ставит своей
целью дать учащимся знания основ теории
изображения предметов на плоскости, а также
научить навыком чтения и выполнения эскизов,
чертежей и наглядных изображений с
использованием условностей, установленных
стандартом Единой системы конструкторской
документации.
Программа ставит следующие учебные задачи:
- Дать учащимся знания основ метода
прямоугольных проекций и построения
аксонометрических изображений. - Ознакомить с важнейшими правилами выполнения
чертежей, условными обозначениями и
изображениями, установленными государственными
стандартами. - Способствовать развитию пространственных
представлений, научить анализировать форму и
конструкцию предметов. - Развивать элементарные навыки культуры труда:
уметь правильно организовать рабочее место,
применять рациональные приемы работы с
чертежными инструментами, соблюдать
аккуратность при выполнении чертежа. - Научить самостоятельно работать с учебными и
справочными пособиями по черчению в процессе
чтения и выполнения чертежей и эскизов.
Весь учебный материал должен оформляться
учащимися частью в рабочих тетрадях, частью на
форматах по требованию ГОСТов.
В связи с этим учет работы и оценку
успеваемости программа рекомендует
производить на основании:
- Проверки текущих работ учащихся в рабочих
тетрадях. - Устного опроса учащихся.
- Проверки обязательных графических работ на
форматах. - Контрольных работ.
При оценке чертежей, выполненных в рабочих
тетрадях, я учитываю правильность и
самостоятельность их выполнения, правильность
записи темы урока, оформления чертежей.
При оценке чертежей, выполненных на форматах, я
учитываю сознательность и самостоятельность их
выполнения, знание теоретического материала по
данному разделу, четкость и аккуратность
построений, правильность оформления чертежей
согласно требований ГОСТов.
Значительную часть работ я проверяю в
присутствии учащихся, при этом проверку
сопровождаю собеседованием по теме с учетом
индивидуальных особенностей учащихся.
При проверке графических работ я соблюдаю
следующий порядок: композиция чертежа,
необходимое количество видов, разрезов, сечений,
проекционные ошибки, правильность нанесения
размеров, качество оформления чертежа.
В отдельных случаях приходится
конкретизировать некоторые вопросы
перечисленных разделов. Например, при постановке
размеров я отмечаю их достаточность, наличие
лишних размеров, правильность размеров от
размерных баз, правильность нанесения размерных
чисел, стрелок, выносных линий и т. д.
Имея большой опыт преподавания черчения, я
часто прибегаю к способу взаимопроверки
чертежей учащимися. При систематическом
проведении такой проверки значительно
повышается требовательность к выполнению
чертежей и заметно повышается эффективность
обучения черчению.
Однако не всегда достаточно лишь оценить
выполненную работу, важно проверить
теоретические знания учащихся. Этому могут
содействовать устный опрос учащихся во время
урока, а также замечания учителя, сделанные на
поле чертежа. Эти замечания должны быть такими,
чтобы вызвали у учащегося стремление самому
разобраться в ошибке, серьезно, вдумчиво
отнестись к своей работе. Например, на поле
чертежа, возвращаемого учащемуся для доработки,
я делаю надпись: “Проверить размеры”. Ученик в
этом случае сам старается отыскать ошибки в
нанесении размеров. Он сравнивает свой чертеж с
лучшими работами других учащихся, вывешенных на
специальном стенде. Учащийся обращается к своей
тетради, к книге, консультируется с учителем, то
есть активно работает, пока не найдет и не
исправит ошибку. Можно не делать замечания на
чертеже, а лишь подчеркнуть те места, где имеются
ошибки. Если они однотипные, следует подчеркнуть
одну из них, а учащийся сам отыскивает другие и
исправляет их. Иногда я показываю на поле чертежа
или на обратной стороне формата образец
исправления той или иной ошибки, например,
образец начертания стрелки, знака диаметра, букв
чертежного шрифта и т. д.
Если ученик выполняет работу заново, я прошу,
чтобы старый и новый чертеж сдавались вместе. Это
облегчает проверку и мобилизует учащегося лучше
выполнять и тщательно контролировать свою
работу.
Одной из самых сложных тем в черчении является
изучение способов проецирования. Учащиеся
должны научиться изображать пространственные
формы предметов на чертеже и уметь по чертежу
мысленно представить их себе. Основой для
достижения этих целей является развитие
пространственного воображения учащихся. Поэтому
при проверке графических работ, выполненных по
этой теме в рабочей тетради или на формате,
главным фактором, влияющим на оценку, следует
считать умение учащихся представлять в
пространстве детали, изображенные на листе
бумаги. Об этом умении я могу узнать только из
беседы с учеником.
Следовательно, проверка работ учащихся должна
проводиться в присутствии самого учащегося, в
противном случае оценка будет отражать только
одну сторону работы – умение изобразить деталь.
А ведь нередко бывает так, что учащийся выполняет
графическую работу хорошо, а при попытке
объяснить выполненное испытывает затруднения.
Подобную проверку чертежей я выполняю
следующим образом. Вызываю учащегося и занимаюсь
анализом ошибок, допущенных при выполнении
работы. Исправление производится тут же или, если
для этого требуется большое количество времени,
учащийся дома исправляет ошибки. В случае, если
ошибка была сделана по теме, которую учащийся был
обязан прочно усвоить раньше, я только указываю
наличие ошибки и ее характер, а учащийся должен
самостоятельно отыскать ее на чертеже. Иногда я
показываю лишь место ошибки, а учащийся должен
определить ее характер, исправить и проверить,
нет ли на чертеже подобных ошибок. При такой
проверке желательно иметь рядом соответствующие
модели или простые геометрические тела, по
которым можно было бы наглядно объяснить суть
вопроса. Замечу, что при исправлении ошибок я
разрешаю учащимся пользоваться всеми видами
учебных пособий, книгами, справочниками и т. д.
Конкретных методических форм и приемов
проверки графических работ может быть очень
много. Но в любом случае метод проверки чертежа
должен быть согласован с целями и задачами,
поставленными перед данными темами. Только в
этом случае проверка и оценка чертежей сведется
не к простому фиксированию количества хороших и
плохих работ (или отдельных ошибок), а будет
способствовать овладению успешными умениями и
навыками по черчению.
Изучение предмета должно помочь учащимся
облекать в графическую форму свои замыслы,
возникающие в процессе обучения. Поэтому
развитие навыков самостоятельной работы,
настойчивости в достижении поставленной цели,
способности критически оценивать свою работу,
ответственно относиться к ее выполнению
являются важными задачами при обучении черчению.