Загрузить PDF
Загрузить PDF
Все мы время от времени совершаем ошибки. К повседневным ошибкам можно отнести погрешность в конкретной задаче (в письме, наборе текста, диаграмме и тому подобное), оскорбление человека, действие, о котором вы впоследствии сожалеете, участие в рискованных ситуациях. Так как неприятные случайности довольно распространены, всем нам необходимо научиться исправлять их и справляться с ними. Исправление любого промаха включает: понимание своей ошибки, составление плана, забота о себе и правильное общение.
-
1
Распознайте свою ошибку. Чтобы что-то исправить, сначала нужно понять, что же вы сделали неправильно.
- Определите ошибку. Вы что-то не то сказали? Случайно допустили ошибку в школьном или рабочем проекте? Забыли помыть ванную, как обещали?
- Поймите, как и почему вы совершили ошибку. Вы сделали это нарочно, но позже пожалели об этом? Или же вы просто не были достаточно внимательным? Поразмышляйте над ситуацией, например: “Как же я забыл убраться в ванной? Я не хотел убираться там, хотел избежать этой работы? Я был слишком занят?”.
- Если вы не уверены, что же сделали не так, спросите друга, члена семьи, учителя, сотрудника, начальника, чтобы этот человек помог вам узнать, в чем ошибка. Например, если кто-то зол на вас, можете спросить: “Я вижу, что ты зол на меня, можешь объяснить почему?”. Человек может ответить: “Я зол на тебя, потому что ты сказал, что уберешься в ванной, но ты этого не сделал”.
-
2
Помните свои прошлые ошибки.[1]
Обратите внимание на свои модели поведения и на то, какие подобные проблемы были у вас в прошлом. Было ли так, что вы и в прошлом забывали что-то сделать?- Запишите все паттерны и темы, которые, как вы заметили, продолжают возникать. Это поможет вам определить более крупную цель, над которой вам нужно работать (сосредоточение, определенные навыки, и так далее). Например, возможно, вы склонны забывать о тех задачах, которые не хотите выполнять, например, об уборке. Это будет признаком того, что вы уклоняетесь от задания или что вам нужно стать более организованным, чтобы не забывать выполнять определенные обязательства.
-
3
Берите ответственность на себя. Поймите, что это ваша и только ваша ошибка. Берите на себя ответственность за собственные ошибки и не пытайтесь свалить вину на кого-то другого.[2]
Если вы играете в поиски виноватого, то не сможете учиться на собственных промахах, так как можете продолжать совершать одни и те же ошибки снова и снова.- Запишите те части проблемы, которым вы посодействовали, или конкретную ошибку, которую совершили.
- Определите, что конкретно вы могли бы сделать по-другому, чтобы получить лучший результат.
Реклама
-
1
Подумайте о прошлых решениях. [3]
Один из лучших способов решить проблему или исправить ошибку – определить, как вы справлялись с подобными проблемами или ошибками в прошлом. Поразмышляйте над следующим: “В прошлом я не забывал, что мне нужно сделать, как у меня это получалось? Ах, точно, я записывал дела в календарь и заглядывал в него несколько раз в день!”.- Составьте список подобных совершенных вами ошибок. Определите, как вы обошлись с каждой из этих ошибок, и было ли это полезным для вас или нет. Если нет, то, вероятно, подобное решение не сработает и в этот раз.
-
2
Рассмотрите возможные варианты.[4]
Придумайте как можно больше способов исправить ошибку. В нашем примере есть множество вариантов: вы могли бы убрать ванную, извиниться, предложить убраться и в другой части квартиры, договориться, сделать это на следующий день, и так далее.- Используйте свои навыки решения проблем, чтобы придумать возможные варианты решения текущей проблемы.
- Составьте список плюсов и минусов для каждого возможного решения. Например, если вы определили, что одним из возможных вариантов решения вашей проблемы невымытой ванной будет “обязательно убраться в ванной завтра”, то список плюсов и минусов может выглядеть так: плюс – ванная в конечном итоге будет чистой, минусы – сегодня она будет неубранной, завтра я могу забыть об уборке (я не могу полностью гарантировать, что это будет сделано), это не поможет решить проблему того, что я забыл убраться в ванной. Основываясь на этой оценке, было бы лучше навести порядок в ванной в тот же день, а не следующий, если это возможно, и разработать план того, как в будущем не забывать убираться в этой комнате.
-
3
Определитесь с порядком действий и выполняйте их. Чтобы решить проблему, вам нужен план. Определите наилучшее возможное решение, основываясь на прошлом и на возможных вариантах, и будьте привержены его осуществлению.[5]
- Доводите дело до конца. Если вы пообещали исправить проблему, сделайте это. Надежность очень важна в построении доверительных отношений с людьми и формировании прочных связей.[6]
- Доводите дело до конца. Если вы пообещали исправить проблему, сделайте это. Надежность очень важна в построении доверительных отношений с людьми и формировании прочных связей.[6]
-
4
Сформулируйте запасной план. Каким бы надежным ни казался план, существует вероятность того, что он не решит проблему. Например, возможно, вы уберетесь в ванной, но человек, который попросил вас это сделать, все еще будет зол на вас.
- Определите другие возможные решения и запишите их от наиболее полезных до наименее полезных. Пройдитесь по списку сверху донизу. К возможным вариантам могут относиться: предложить убраться в другой комнате, искренне извиниться, спросить человека, как вы можете загладить вину, или предложить ему то, что ему нравится (еду, занятия, и так далее).
-
5
Не допускайте ошибок в будущем. Если вы сможете успешно найти решение вашей ошибки, то вы начинаете процесс успеха в будущем избежании ошибок.[7]
- Запишите, что, по-вашему, вы сделали неправильно. Затем запишите цель того, что вы хотите сделать в будущем. Например, если вы забыли убраться в ванной, у вас могут быть такие цели: записывать список заданий на каждый день, два раза в день проверять его, отмечать галочкой выполненные задания, наклеить на холодильник стикеры с напоминанием для наиболее приоритетных задач.
Реклама
-
1
Не будьте слишком строги к себе. Поймите, что все совершают ошибки, это нормально. Вы можете чувствовать себя виноватым, но необходимо принимать себя таким, какой вы есть, несмотря на свои слабости.[8]
- Простите себя и двигайтесь дальше, вместо того чтобы зацикливаться на своей проблеме.
- Сосредоточьтесь на том, чтобы сейчас и впредь поступать правильно.
-
2
Держите под контролем свои эмоции. Когда мы совершаем ошибку, нас легко могут настигнуть чувства разочарования, подавленности, может возникнуть желание сдаться вообще. Если вы испытываете чрезмерно сильные эмоции или стресс, сделайте перерыв. Повышенные эмоции не принесут вам пользу в попытках исправить свою ошибку.
-
3
Справляйтесь. Сосредоточьтесь на способах борьбы с негативными эмоциями, которые могут заставить вас почувствовать себя лучше. Подумайте о том, как вы справлялись с совершением ошибок в прошлом. Определите способы, которые помогли вам правильно справиться с проблемой, и способы, которые только усугубили ваше состояние.
- К распространенным стратегиям относятся: позитивный внутренний диалог (говорите о себе хорошие вещи), физические упражнения, расслабляющие занятия (например, чтение или игра).
- К вредным и бесполезным стратегиям борьбы с ошибками относится саморазрушающее поведение, например: употребление алкоголя или других веществ, причинение себе физического вреда, повторяющиеся мысли и негативные размышления о себе.
Реклама
-
1
Будьте убедительны. Используйте навыки позитивного взаимодействия, говорите о своих мыслях и чувствах уместным образом и с уважением к собеседнику.[9]
Когда вы утвердительны, вы признаете, что были неправы и берете на себя ответственность за собственную вину. Вы не обвиняете других в своих ошибках.- Не будьте пассивным: не стоит избегать разговоров о своей ошибке, прятаться, соглашаться с тем, чего хотят от вас другие, и не отстаивать себя.
- Не проявляйте агрессии: не повышайте тон, не кричите, не унижайте людей, не проклинайте, не проявляйте насильственного поведения (не бросайтесь вещами, не распускайте руки).
- Избегайте пассивно-агрессивного поведения. Это смешение пассивной и агрессивной форм общения, когда вы можете злиться, но не высказываете своих чувств. Поэтому вы можете сделать что-то у человека за спиной, чтобы отомстить, или устроить бойкот-молчанку. Это не лучшая форма общения, кроме того человек может не понять, о чем вы пытаетесь сообщить ему и почему вы так поступаете.
- Посылайте положительные невербальные сообщения. Наше невербальное общение тоже посылает определенные сообщения людям вокруг нас. Улыбка, например, говорит: “Да, я должен хмуриться, но я могу быть храбрым и пройти через это”.
-
2
Используйте навыки активного слушания. Позвольте расстроенному человеку излить свое разочарование и не торопитесь с ответом.[10]
- Постарайтесь сосредоточиться только на том, чтобы слушать человека, вместо того чтобы думать о том, как ему ответить. Сосредоточьтесь на мыслях и чувствах человека, которого слушаете, а не на своих.
- Сделайте краткие заявления и задайте уточняющие вопросы, например: “Я так понял, что ты был зол и расстроен из-за того, что я не убрался в ванной, правильно?”.
- Сопереживайте. Проявите понимание и поставьте себя на место другого человека.
-
3
Извинитесь. Иногда, когда мы делаем ошибки, мы можем причинить боль другим людям. Извинитесь перед человеком, так вы покажете, что сожалеете о совершенной ошибке, чувствуете вину за причиненный вред и хотите поступать лучше в будущем.[11]
- Не пытайтесь найти оправдания и все объяснить. Просто признайте свой промах. Скажите: “Я признаю, что забыл убраться в ванной. Мне очень жаль ”.
- Будьте осторожны, не обвиняйте других. Не стоит говорить что-то вроде: “Если бы ты напомнил мне, что нужно там убраться, то, может быть, я не забыл бы, и ванная была бы уже чистой”.
-
4
Проявите стремление к позитивным изменениям. Расскажите человеку о способах исправить проблему и пообещайте работать над этим вопросом. Это будет эффективным способом исправить ошибку, которая задела другого человека.
- Постарайтесь разработать решение. Спросите человека, что вы можете для него сделать, чтобы компенсировать ошибку. Можете прямо сказать: “Могу ли я что-то для тебя сделать?”.
- Поймите, как можно поступить по-другому в будущем. Можете спросить у человека: “Как ты думаешь, что может помочь мне избежать этой ошибки в будущем?”.
- Скажите человеку, что вы готовы приложить свои усилия, чтобы снизить вероятность совершения этой ошибки в будущем. Можно сказать следующее: “Я не хочу, чтобы в будущем это произошло снова, поэтому я буду прилагать усилия, чтобы…”. Скажите, что конкретно вы будете делать, например: “Я обязательно составлю список домашних дел, чтобы не забыть об этом снова”.
Реклама
Советы
- Если задание слишком сложное или непреодолимое, сделайте перерыв или попросите о помощи.
- Если вы никак не можете исправить ошибку или улучшить ситуацию прямо сейчас, сосредоточьтесь на том, как поступить лучше в будущем.
Реклама
Предупреждения
- Не пытайтесь исправить ошибку, если это может быть потенциально опасным для вас или кого-то другого. Будьте внимательны к безопасности, здоровью и благополучию, как своему, так и других людей.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 21 101 раз.
Была ли эта статья полезной?
Все совершают ошибки. Мы говорим необдуманные вещи, нарушаем обещания или выносим плохое суждение о ком-либо — и это лишь малая часть того, что может случиться в жизни и на рабочем месте. Немногие знают, как исправить собственную ошибку, даже если последствия будут крайне неприятны. Если вы не пытаетесь исправлять свои ошибки из-за неправильных поступков, ваши взаимоотношения и репутация могут серьезно пострадать. Хорошая новость в том, что признание своих ошибок и правильные выводы могут исправить ситуацию и даже сделать ее лучше.
Есть огромная разница между извинением и исправлением ошибки. В первом случае вы просто просите прощения за то, что причинили кому-то боль. Во втором случае вы совершаете определенные действия, которые восстанавливают баланс в отношениях с человеком.
1
Признайте свою роль в ситуации
Если конфликтная ситуация произошла только что, дайте себе время успокоиться. Даже если вы сразу осознали, что оскорбили человека, все равно должно пройти какое-то время.
Осознайте свою роль в этой ситуации. Часто люди не замечают своей вины за своими гневом, обвинениями, агрессивностью и оборонительной позицией. Даже через некоторое время они не признают своей роли в конфликте, если были полностью виновны.
Посмотрите на ситуацию глазами человека, которого вы обидели. Как ваша ошибка повлияла на него? Вы ему причинили неудобство или нанесли обиду? Развивать эмпатию полезно все равно, однако в этом случае ее роль неоценима.
Первый шаг очень важен, потому что без осознания своей вины вы будете неискренними, а уж тем более не захотите исправлять ошибку, которую таковой не считаете.
2
Тщательно все продумайте
Подумайте о том, что вы можете сделать для того, чтобы возместить нанесенный ущерб. Вам придется восстановить утраченное доверие.
Проще говоря, у вас должна быть хоть какая-то идея и твердое намерение воплотить ее в жизнь. Дайте человеку понять, что вам есть дело до случившегося.
Однако ваша вина может привести к гиперкомпенсации. Опасность такой ситуации в том, что вы можете выглядеть неискренним, если ваше наказание самого себя будет в стократ больше самого преступления.
Создайте мини-план будущего разговора и выясните, куда он может завести. Четко решите, что не будете реагировать на раздражительный тон собеседника. Возможно он захочет говорить совершенно о другом, тогда вам придется согласиться и надеяться на экспромт.
3
Начните разговор первым
- В первую очередь признайте свою ошибку и будьте точны в датах, тщательно подбирайте слова: «Мне очень жаль что я нарушил свое обещание в прошлую пятницу».
- Скажите о том, что понимаете, как ваши действия или слова обидели чувства этого человека. Как только захотите сказать, что это и его вина тоже, сдержитесь и следуйте своему плану: «Я поступил эгоистично и тебе пришлось остаться на работе допоздна. Я подвел тебя и понимаю, что ты чувствуешь. На твоем месте мне бы тоже было неприятно».
- Скажите о том, насколько важен человек для вас: «Для меня важна наша дружба и я ценю то время, которое провожу с тобой».
- Загладьте вину: «Знаю, ты просил моей помощи, а я тебе не помог. Давай я заглажу свою вину и возьму всю работу на себя».
4
Сделайте выводы из своей ошибки
Из любой ошибки можно сделать правильные выводы и стать лучше. Однако если вы думаете, что теперь нужно совершать ошибки, то помните, что главный вывод — не повторять одни и те же.
Еще одним выводом может стать ваше решение научиться контролировать свои эмоции. Или грамотно справляться со стрессом. Задайте себе простой вопрос: «Что мне нужно сделать, чтобы такого не повторилось?». Если ответом будет «Я уверен, что не повторится», это плохой ответ, потому что не предполагает работы над собой.
В особых случаях человек может быть неготовым простить вас и не принимает вашего прощения. Не давите на этого человека и не требуйте простить вас. Дайте ему время и пространство для того, чтобы оправиться от этого удара.
Желаем вам удачи!
Шаг за шагом: как быстро и легко исправить ошибку
Исправление ошибок является неотъемлемой частью нашей жизни. Ошибки случаются повсеместно, в работе, в учебе, дома, даже в наших личных отношениях. Однако, если уметь быстро и легко исправлять ошибки, то можно избежать дальнейших неприятностей и сохранить темп работы или продвижения вперед.
Шаг 1: Признайте ошибку
Первым и самым важным шагом в исправлении ошибки является ее признание. Не стесняйтесь признавать, что сделали ошибку, т.к. честность — это первый шаг к ее исправлению.
Шаг 2: Поймите причину ошибки
Чтобы исправить ошибку, необходимо понять ее причину. Рассмотрите свой процесс работы или мышление, чтобы определить, что привело к ошибке. Например, можно подумать о том, что вы могли терять внимание при выполнении задачи или не учитывать важные детали.
Шаг 3: Найдите решение
Когда вы понимаете причину ошибки, то уже можете предложить решение. Некоторые ошибки можно исправить просто, необходимо просто повторить задачу. В других случаях, может потребоваться пересмотр процесса выполнения задачи или изменение вашего мышления. Старайтесь найти наиболее эффективный и простой способ исправления ошибки.
Шаг 4: Реализуйте решение
После того, как вы найдете решение, следует реализовать его в действии. Не стесняйтесь жертвовать временем для того, чтобы исправить ошибку. Это позволит избежать ее повторения в будущем, что, в конечном итоге, позволит сэкономить больше времени.
Шаг 5: Проверьте результат
Наконец, после того, как вы применили решение, следует проверить результат. Убедитесь, что ошибка исправлена, и что задача выполнена правильно. Если все проверки показывают, что все верно, то можно продолжить работу дальше.
Вывод
Исправление ошибок может быть довольно простым, если вы следуете определенным шагам. Признайте ошибку, поймите её причину, найдите решение, реализуйте его и проверьте результат. Следуя этим простым шагам, можно избежать дальнейших неприятностей и сохранить темп работы или продвижения вперед.
Учителя старой закалки любили повторять дремучую пословицу: «Что написано пером, то не вырубишь топором!» А вот и нет, а вот и вырубишь! Вернее, сотрешь. Только вот стирать нужно с умом. Как и чем — узнаем в статье.
Наверное, все помнят, как «старались» мы сами или с помощью родителей, используя лезвие, подтирать помарки в тетрадке. Получалось вполне качественно, бумага была толстая. Но часто дело доходило и до дырки. Но на дворе 21 век и прогресс не стоит на месте. Не так давно в моду вошли ручки «Пиши — стирай», у многих школьников и студентов, да и не только у них, такие появились. Принцип таких ручек прост – их чернила можно легко стереть.Преимущества ручек «пиши-стирай» перед другими ручками:
- можно вносить исправления;
- можно вести «секретную» переписку;
- протекшие чернила значительно легче удалить с одежды.
Преимущества ручек «пиши-стирай» перед простыми карандашами:
- никогда не сломается грифель;
- нет необходимости затачивать;
- выбор разноцветных чернил;
- не смазываются рукой после высыхания.
Письменные принадлежности, в которых используются стираемые чернила, очень популярны во многих областях из-за своих необычных функций. Особенно они полезны для учеников начальной школы, чистописание которых часто страдает, и которым нужно поддерживать чистоту в тетрадях. Такие ручки часто используются и для создания точных чертежей.Они подходят для:
- графических дизайнеров,
- декораторов,
- художников,
- архитекторов,
- инженеров.
Стирающиеся ручки — очень полезная разработка как для школьников и студентов, так и для тех, кому приходится по долгу службы много писать или делать чертежи. Художникам и дизайнерам такой аксессуар также не будет лишним, так как с ним в любой момент можно будет подтереть не туда «уехавшую» линию. В настоящее время среди школьников/родителей пользуются популярностью ручки со стирающимися чернилами — с их помощью можно легко исправить написанное. Ручки «пиши-стирай» облегчают нашу жизнь. Их удобно использовать при выполнении домашних работ, разгадывая кроссворды. Ручки пиши стирай – отличный презент для творче
ской личности.Приобрести стирающие ручки можно в нашем магазине Развивашка №1.Удачных покупок Вам и отличных оценок Вашим маленьким ученикам!
Ошибаться, конечно же, неприятно. Однако ошибки — это главный источник нашего жизненного опыта. Каждая из них делает нас немного мудрее, помогает лучше понять окружающий мир и самих себя, помогает вывести на новый уровень наши навыки и личные качества.
Проблема в том, что у большинства людей «обучение на своих ошибках» происходит спонтанно и неосознанно. В результате многие совершенные ошибки ничего не добавляют в копилку их личного опыта: они воспринимаются исключительно как источник страданий, а потому очень часто повторяются снова и снова.
Сегодня мы поговорим об одной простой, но очень мощной технике саморазвития, которая называется «Работа над ошибками». Она помогает учиться на своих ошибках более сознательно, извлекать из них максимум опыта и почти сразу менять свою жизнь к лучшему.
Дневник «Работа над ошибками»
Для использования этой техники вам потребуется завести специальный дневник, который будет называться «Работа над ошибками». Это может быть бумажная тетрадь, текстовый файл на компьютере или электронная таблица.
Обратите внимание на следующее:
1. Дневник должен быть по-настоящему тайным. Не показывайте его никому, даже друзьям и близким. Еще лучше, если никто вообще не будет знать о его существовании. Дело в том, что вам придется записывать в него довольно неприятные факты о себе. И если вы знаете, что эти записи кто-то будет читать, то невольно начнете все цензурировать и приукрашать, из-за чего эффективность техники упадет в разы.
Храните дневник там, где на него никто не сможет натолкнуться даже случайно. Если вы делайте записи в файл, уберите его в какую-нибудь неприметную папку и закройте паролем.
2. Работа с дневником должна быть регулярной. Лучше всего заполнять его вечером, пока свежи воспоминания, но можно это делать и по утрам (в этом случае вы будете разбирать вчерашний день). Также можно работать с дневником один раз в неделю, например, по воскресеньям. Имейте в виду: чем больший период времени вы рассматриваете, тем больше событий ускользает от вашего взора.
Дневник может быть как обычным текстом, так и таблицей — это дело вкуса.
Если вы решили работать с электронной таблицей, закрепите в ней верхнюю строку и установите в свойствах ячеек «перенос текста». Саму таблицу размечаем следующим образом:
Если вы решили работать с обычным текстом, вам не нужно ничего размечать: просто по очереди записывайте все этапы.
Итак, приступим. Анализ ошибок в дневнике состоит из 5 этапов:
Этап 1. Вспомнить и записать ошибки
На этом этапе мы выписываем все ошибки, которые совершили за день или за неделю. Ошибками будут считаться не только наши явные промахи, но и любые неприятные события.
Дело в том, что каждое такое событие — это всегда в какой-то степени следствие наших поступков. Если же мы воспринимаем неприятности как сугубо внешние явления, мы словно говорим себе, что не контролируем ситуацию. А поверив в это, мы становимся пассивными жертвами обстоятельств и уже ничего не можем изменить.
Безусловно, бывают такие ситуации, когда от нас действительно ничего не зависит. Но очень часто это не так.
Предположим, что сегодня на нас накричал начальник. Он хам, псих и самодур? Очень может быть. Но была ли у нас возможность предотвратить конфликт? Наверняка да. Например:
- Мы могли сдать ему этот злосчастный отчет еще вчера.
- Мы могли вежливо, но твердо поставить его на место (хамство вообще терпеть не стоит).
- Мы могли найти работу с нормальным руководителем и т. д.
Если же мы снимаем с себя ответственность за эту ситуацию, мы отказываемся от активной жизненной позиции и начинаем пассивно плыть по течению.
Итак, записываем ошибки. Для этого мысленно «прокрутите» в голове весь прошедший день (или неделю) и попробуйте вспомнить следующее:
1. Какие явные промахи вы совершили?
2. Какие дела не удалось сделать? Какие планы сорвались?
3. Какие неприятности с вами произошли?
4. Из-за чего у вас портилось настроение?
5. С кем возникали конфликты и недопонимания?
Вот такой примерно список у вас может получиться:
Здесь, кстати, удобно пользоваться методом пяти пальцев, о котором мы как-то уже писали. Суть его в том, чтобы перебирать прошедшие события по жизненным сферам: мысли, знания, эмоции, общение, здоровье и т. д.
Также полезно делать пометки в течение всего дня или недели. Формулировать сами ошибки не надо: просто запишите в блокнот или на диктофон пару слов, которые помогут вам вспомнить о событии. Например: «автобус», «продавец в магазине», «удалил файл», «забыл ключи» и т. д.
После того как вы записали все ошибки, посидите еще 2–3 минуты, прежде чем двигаться дальше. Часто в эти минуты в голову приходят всякие неприметные события, о которых мы сразу не вспомнили.
Этап 2. Выявить причины ошибок
Теперь мы должны найти причину каждой записанной ошибки. Этот этап поможет нам выявить свои «слабые места» и понять, что конкретно нужно исправить. Подумайте: почему произошло то, что произошло?
Вот что примерно должно у вас получиться:
При анализе причин важно придерживаться принципа «Mea culpa» (в переводе с латыни — «моя вина»). Иными словами, мы должны в первую очередь искать причину произошедшего в своих действиях. Еще раз: мы можем что-то изменить лишь тогда, когда берем на себя ответственность за то, что произошло.
Даже если у неприятного события есть явные внешние причины, подумайте: могли ли вы его предотвратить? Могли ли вы к нему как-то подготовиться? Если да, то именно это и следует записать как причину.
Например, мы пошли в лес за грибами, попали под дождь и до нитки промокли. Дождь, естественно, случился сам по себе и на это мы повлиять никак не могли. Однако мы могли перед выходом из дома посмотреть прогноз погоды или взять с собой плащ-дождевик.
У некоторых событий может быть несколько причин — это нормально. В этом случае можно записать их все или же выбрать из них только самую главную.
Этап 3. Исправление ошибок
На этом этапе мы выясним: а нельзя ли эти ошибки хоть как-нибудь исправить? Подумайте:
- Можно ли изменить то, что произошло?
- Если нельзя, то можно ли минимизировать или компенсировать последствия этих ошибок?
Каждая ошибка — это всегда какой-то ущерб, нанесенный нашей жизни, нашим планам и нашему душевному равновесию. И в идеале было бы здорово этот ущерб если не ликвидировать, то хотя бы чуть-чуть «сгладить».
Вот как это может выглядеть:
Увы, но многие ошибки в нашей жизни исправлению не подлежат. И если эта графа часто будет оставаться у вас пустой, не переживайте: так и должно быть. Просто переходите к следующему этапу.
Этап 4. Меры профилактики
Теперь самое главное: мы должны понять, как не допустить повторения этих ошибок. На данном этапе нужно для каждой ошибки придумать свои меры профилактики. Обычно это либо правила, которые следует соблюдать, либо задачи, которые следует выполнить. Например:
Этот этап — «сердце» нашей техники. Каждая такое правило и каждая задача — это то, что помогает нам изменить свою жизнь к лучшему. Даже если сами изменения выглядят совсем небольшими, со временем они будут накапливаться и давать потрясающий результат.
Как разрабатывать меры профилактики? В первую очередь нужно смотреть в раздел «Причины»: именно там обычно и скрыт «корень проблем». Если мы устраняем причину ошибки, то исчезает и сама ошибка.
Например, я проспал на работу. У этой неприятности есть две причины: я поздно лег спать, а утром не услышал будильник на смартфоне. Теперь у меня появятся одно новое правило и одна регулярная задача:
- Ложиться спать не позднее 23–00.
- Устанавливать на смартфоне сразу два будильника с интервалом в 5 минут.
Как вы уже поняли, для одной ошибки может быть создано сразу несколько правил и задач.
Этап 5. Внедрение улучшений
Недостаточно просто придумать правила: еще нужно сделать так, чтобы эти правила сразу же начали работать и менять жизнь к лучшему. Если не внедрять их специально, они будут мертвым грузом «пылиться» в нашем дневнике. Высока вероятность, что вскоре мы о них забудем и снова допустим уже проработанные ошибки.
Поэтому на последнем этапе нужно определить: с помощью какого инструмента мы будем внедрять эти правила? Вот как это выглядит:
Рассмотрим эти инструменты чуть более подробно.
1. Разовая задача. Это задача, которую нужно выполнить всего один раз, чтобы предотвратить дальнейшее повторение ошибки или проблемы. Например, если у нас есть проблема «тормозит компьютер», нам достаточно «купить дополнительный блок ОЗУ на 16 Гб».
Задачу записываем в органайзер (если у вас его еще нет, то обязательно заведите) на тот день, когда ее удобно будет выполнить.
2. Регулярная задача. Это задача, которую нам нужно периодически повторять: каждое день, каждую субботу, каждый месяц и т. д. Например, если мы по дороге с работы постоянно забываем купить продукты, нам потребуется создать регулярную задачу-напоминание «Не нужно ли зайти в магазин?».
То же самое: создаем в органайзере новую задачу (можно привязать ее к конкретному времени) и настраиваем ее повторение. Подробнее о том, как работать с такими задачами, вы можете прочитать в нашей статье «Повторяющиеся задачи».
3. Рабочий чек-лист. Чек-листы — это очень удобный инструмент для организации любых повторяющихся процессов. Сюда относятся тренировки и занятия спортом, мероприятия по уборке, уход за питомцами, проверки, аудиты, создания типовых продуктов и т. д. Если вы регулярно пользуетесь чек-листами, вам будет легче предотвращать ошибки: допустив какой-нибудь промах, просто добавьте в чек-лист новый пункт для его профилактики.
О создании рабочих чек-листов у нас была отдельная статья.
4. Трекер привычек. Некоторые правила потребуют от нас выработки новых привычек или изменения старых. Для этой цели в тайм-менеджменте используется несколько инструментов, из которых самым популярным является трекер привычек:
Работает он очень просто: каждую привычку, которую нам нужно выработать или изменить, мы добавляем в трекер и отслеживаем ее соблюдение.
5. Личный кодекс. Это еще один очень мощный инструмент саморазвития, о котором следует как-нибудь рассказать отдельно. Он представляет собой свод персональных правил и принципов на все случаи жизни: от общения с людьми, до ухода за домом.
Для создания кодекса можно использовать блокнот, общую тетрадь или текстовый файл.
В кодексе может быть несколько разделов. Например:
- Главные правила;
- Мои моральные принципы;
- Общение с людьми;
- Бизнес;
- Клиенты;
- Здоровье;
- Автомобиль и т. п.
Чтобы кодекс работал, его нужно регулярно и вдумчиво перечитывать. В этом случае правила будут «впитываться» и становиться неотъемлемой частью нашей личности.
Теперь, когда мы разобрались с инструментами, можно подобрать для каждого правила подходящий способ внедрения. Обратите внимание: после этого вам нужно сразу же разложить все задачи и правила по «своим местам»: в органайзер, в трекер привычек и т. д. В противном случае о них можно очень быстро забыть.
Заключение
Алгоритм только на первый взгляд кажется большим и громоздким, но на практике он не отнимает много времени. Обычно «работа над ошибками» занимает не более 10–15 минут в день.
Если у вас совсем мало времени, попробуйте выполнять эту технику один раз в неделю. Также можно использовать ее упрощенный вариант: записывать не все ошибки, а только 3 самых значительных.
Наиболее частая проблема с дневником — это повторение ошибок. То есть, мы анализируем ошибку, внедряем профилактические меры, а она все равно повторяется. Здесь есть два варианта:
Вариант 1. Неправильно установлены причины. Подумайте, что еще может вызывать эту ошибку? Что вы могли упустить?
Лайфхак. У ошибки может быть много причин. Но есть и одна универсальная причина: мы совершаем ошибку потому, что у нас есть возможность ее совершать. И чтобы ошибка исчезла, достаточно устранить эту возможность.
Например, мы отвлекаемся на социальные сети во время работы. Как сделать, чтобы это стало невозможным? Тут много вариантов: выйти из всех аккаунтов, использовать другой профиль браузера или даже отключать интернет.
Вариант 2. Неправильно выбраны меры профилактики или способы их внедрения. Здесь, к сожалению, нет универсальных решений: вам придется немного поэкспериментировать.
Лайфхак. Лучше всего работают простые «механические» методы, которые не требуют размышлений и самоконтроля.
Например, ежедневно по дороге с работы мы заходим в кондитерский магазин и покупаем пирожные, набирая лишний вес и лишние комплексы. Мы, конечно же, можем здесь использовать и трекер привычек, и личный кодекс. Но гораздо проще и эффективней будет изменить свой обычный маршрут с работы.
Еще одна частая ситуация с дневником — это отсутствие серьезных поводов для записи. В этом случае, если есть настроение, можно совершить «экскурсию в прошлое» и поразмышлять над старыми ошибками. Однако вполне допустимо просто наградить себя «выходным» за удачный день.
Поделиться: