Как избавиться от речевых ошибок при разговоре

Как избежать речевых ошибок

Вы можете употреблять в устной речи сочетания слов, даже не подозревая о том, что делаете ошибки. Причем некоторые люди путаются в разговоре, а другие – при написании. Чтобы предотвратить неправильное употребление словосочетаний и избежать речевых ошибок, необходимо знать нормы русского языка и обращать на них внимание при составлении предложений.

Как избежать речевых ошибок

Инструкция

Следите за отсутствием в речи плеоназмов – лишних слов. Например, не стоит употреблять выражения: главная суть, прейскурант цен, перспективы на будущее, период времени, в конечном итоге, впервые знакомиться и т.д.

Избегайте совместного употребления однокоренных слов: характерная черта характера, чертить чертеж, соединить воедино и т.д. Такие слова могут звучать не очень уместно даже в соседних предложениях.

Не путайте слова, похожие по звучанию, но придающий разный смысл фразе, например, скрытый и скрытный, эффектный и эффективный, сыто и сытно и т.д.

Учтите, что замена одного из составляющих слов в устойчивых словосочетаниях также становится одной из распространенных речевых ошибок. Не стоит говорить «в поле внимания» вместо «в центре внимания» или «в поле зрения», «играть значение» вместо «играть роль» или «иметь значение» и т.д.

Следите за тем, чтобы подлежащее в предложении не было перекрыто прямым дополнением, иначе смысл предложения может стать неоднозначным. Например, фраза «Широкие лоджии обрамляют экраны из тонированного стекла» будет звучать лучше, если переставить местами дополнение и подлежащее: «Экраны из тонированного стекла обрамляют широкие лоджии».

Иногда неправильный порядок слов может полностью изменить смысл предложения, поэтому, если вы пишите текст, обязательно прочитайте его через некоторое время, это позволит вам избежать фраз типа: «В магазин поступили кроватки для малышей различных расцветок» и «Произвели осмотр места происшествия, где было совершено преступление с участием понятых».

Следите за тем, чтобы ваши предложения были всегда логически закончены, в них должна прослеживаться основная мысль. Примером неудачного предложения может служить такое: «Производство черных металлов требует большого увеличения заготовки металлолома, так как примерно половина всей стали выплавляется из металлического лома». Чтобы подчеркнуть мысль о необходимости увеличения сбора металлолома, переделайте фразу так: «Увеличение сбора металлолома очень важно для производства стали, поскольку половина всех черных металлов выплавляется именно из лома».

Постарайтесь употреблять как можно меньше штампов, клише, слов-паразитов. Они не всегда оказываются речевыми ошибками, но иногда сильно портят впечатление от текста или высказывания.

Видео по теме

Полезный совет

Если вам трудно следить за собой, и вы не всегда можете сами определить в своей речи ошибки, попросите кого-нибудь из знакомых поправлять вас.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Типы и виды речевых ошибок в русском языке: примеры и исправления

Речевые ошибки случаются у каждого, если не во взрослом, то в детском возрасте. Возникают они, когда не соблюдаются лексические, либо стилистические языковые нормы.

Это отдельная категория наряду с грамматическими, этическими, орфографическими, логическими, фактическими, пунктуационными ошибками русского языка.

О том, какие бывают речевые ошибки, как их не допускать в своей речи, мы и поговорим.

Что такое речевая ошибка

Речевая ошибка — это неправильное употребление слов. В отличие, например, от грамматической, ее можно увидеть только в контексте.

Ошибки делают нашу речь неточной, некрасивой и даже непонятной.

Это может быть неправильное применение синонимов, антонимов, омонимов, неудачное употребление выразительных средств, неуместное использование диалектизмов, жаргонизмов, а также плеоназм (наличие в высказывании слов, имеющих одно и то же значение) и тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов).

Для наглядности классификация речевых ошибок по видам, с примерами и исправлениями, представлена в таблице:

Вот еще показательные примеры предложений с речевыми ошибками:

  • Ему захотелось заглянуть на небо (неразличение оттенков значения слова, вносимых приставкой или суффиксом, правильно-взглянуть).
  • Мы назначили встречу после дождичка в четверг (искажение образного значения фразеологизма в неудачно сформулированном контексте).
  • Прозвучал не грустный, но и не минорный мотив (неверное построение антитезы и выбор антонимов).
  • В этом пространстве располагался офис (ошибочный выбор синонима, правильно-помещение).
  • Этот писатель написал много замечательных рассказов (тавтология — повторение близких по смыслу слов).
  • Дождь шел всю ночь. Дождь даже не собирался заканчиваться (неоправданные повторения слова).
  • Когда я вышел на улицу, то встретил своих друзей. Когда мы поболтали, я пошел в школу (однообразие в составлении предложений).

Если умные взрослые способны контролировать свою речь, то у детей это процесс иного рода. Богатый русский язык дает широкий простор для неуемной детской фантазии и творчества.

Детское словотворчество, результат которого хоть и не соответствует языковым нормам, но в полной мере раскрывает, по словам К. И. Чуковского, творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку.

Особенно часто речевые ошибки можно встретить у младших школьников. Окунаясь с головой в процесс познания, они допускают их, не задумываясь, на ходу исправляют, совершают новые и так постигают все премудрости родного языка.

Самые распространенные у них ошибки в речи — это:

  • неправильное склонение по падежам (исполнение мечт);
  • неверное употребление слов во множественном или единственном числе (одна качель);
  • произвольное словообразование (дватый вместо второй);
  • неточное использование предлогов (ходили в концерт).

В целом, допускаемые учащимися речевые ошибки можно подразделить на типы: лексико — стилистические, морфолого — стилистические, синтаксисо — стилистические.

Лексико-стилистические ошибки

К ним относятся повторения слов, употребление их в неточном значении, использование просторечий. Например:

  • Ежик смешно пыхтел. Витя налил ежику молока. В комнату забежала собака, и ежик свернулся клубком.
  • Мама одела плащ и пошла на работу.
  • Полкан плелся взади.

Морфолого-стилистические ошибки

В этой группе — неправильно образованные слова. Например:

  • он хотит;
  • это ихний;
  • работают малярщики;
  • идут трудящие;
  • крыша текет;
  • много делов.

Синтаксисо-стилистические ошибки

Эти ошибки встречаются в словосочетаниях и предложениях из-за перестановки слов, несогласованности между словами, неправильных границ, неверного употребления местоимения. Например:

  • Только под ногами шелестела листва.
  • Вся компания дружно встретили Новый Год.
  • Когда ребята пришли к реке. Там было много народу.
  • Папа, когда пришел домой, он был очень уставшим.

Причины речевых ошибок

Почему мы совершаем ошибки в своей речи?

Причинами речевых ошибок принято считать:

  • влияние среды;
  • низкий уровень речевых навыков;
  • индивидуальные особенности речи.

Речь окружающих оказывает влияние и на нашу речь. Это может быть диалектная, просторечная лексика (одежа, скипятить, послабже), а также не всегда соответствующая нормам литературного языка речь средств массовой информации.

Неправильное употребление лексических средств выразительности, непонимание значения употребляемых слов, склонение несклоняемых существительных и неверное согласование с ними прилагательных, ошибки типа “масло масляное”, несочетаемые слова — все это говорит о невысоком уровне речевых навыков.

Индивидуальные особенности речи, связанные с отклонением от норм литературного словоупотребления, могут выражаться в неуместном повторении какого-либо слова или выражения, склонности к использованию иностранных слов в разговоре, постоянном проглатывании слов в предложениях.

Как избежать ошибок в речи

Чтобы ваша речь не резала слух окружающим, попробуйте следующее:

  1. Изучите разные виды речевых ошибок и постарайтесь от них избавиться.
  2. Если у вас есть сомнение в правильности того или иного высказывания, лучше переформулируйте его.
  3. Если вам предстоит речь перед аудиторией, уточните все сомнительные моменты с помощью словарей, толкового, орфоэпического, сочетаемости слов русского языка, антонимов, синонимов, омонимов, иностранных слов и др.
  4. Больше читайте художественную литературу.
  5. Общайтесь с образованными людьми, культуре речи которых можно поучиться.

А самое главное — не оставайтесь равнодушными к качеству своей речи, меняйтесь, стремитесь к лучшему.

Так ли важно соблюдать культуру речи

Небрежная речь, изобилующая ошибками, как и неряшливость в одежде, производит неблагоприятное впечатление. Согласитесь, что человеку с такими качествами, трудно избегать помех в общении, выстраивать гармоничные отношения с окружающими.

И, напротив, овладение культурой речи позволяет повысить уровень любой сферы жизни, будь то карьера, семья или саморазвитие. Через речь проявляются культивируемые человеком ценности: нравственные, научные, философские.

Услышав, как человек говорит, можно сразу понять, с кем имеешь дело. Уважение к себе и к окружающим — это тоже о культуре речи.

Как говорит! Хотите слышать такое в свой адрес? Работайте над ошибками. 🙂

Подсказки автору: 10 правил для избежания лексических ошибок в тексте

При обретении навыка составлять качественные тексты каждый автор учится грамотно формулировать свои мысли. Чрезвычайное внимание важно уделить соблюдению правил речи.

В статье предлагается систематизация ошибок от кандидата философских наук, литературного редактора Марины Голубевой.

Из нашей повседневной устной речи неточности неизбежно попадают в письменный формат. Очень благоприятным фоном для этого является отстаивание многими пользователями интернета своего права писать «как самому хочется», не заботясь о правилах.

Важность принятия лексических норм все же никуда не исчезает при создании статей, художественных произведений и даже простых комментариев в соцсетях. Культура диалога всегда была и остается визитной карточкой человека как при очном общении, так и при знакомстве онлайн. А речевая цивилизованность совершенно невозможна без знания норм лексики.

Соблюдение правил языка подразумевает уместность употребления понятий и слов. Это актуально, чтобы в диалоге сказанное понималось однозначно.
Например, в русском языке есть старинный глагол «опешить». В наше время глагол создает образ в речи говорящего сильного или неожиданного удивления. Но, памятуя о том, что в прежние века глагол «опешить» означал «остаться без лошади», некоторые люди не совсем верно его употребляют. Применяя в современном языке: «Я опешила, услышав эту новость», можно услышать и не вполне верное: «Ты меня опешила этой новостью».

По какой причине лучше придерживаться языковых норм? Предположим, есть слово «подушка». Матери семейства захотелось переименовать этот предмет в «лежалку», а ее ребенку больше нравится называть принадлежность «сонилкой» или «тюфячком». Эффективность общения и взаимопонимание в семье может резко снизиться из-за невозможности понять друг друга.

Теперь классифицируем часто встречаемые ошибки речи.

Употребление лексической единицы в неверном значении

Иногда в рассказе по причине таких несоответствий может создаваться неоправданный саркастический эффект: «Змея вырастила своих гаденышей».
Некоторые слова вследствие неверного использования с течением времени меняют стилистическую окраску. Например, слово «успех» в словаре Ожегова отражается в трех значениях, которые кратко можно обозначить так: «удача в достижении целей», «общественное признание» и «хорошие результаты в работе и учебе». В дореволюционный период в русском языке широко употреблялось выражение, относящееся к благотворительным жестам. Часто меценатство отмечалось фразой «делать (что-то) на успех людям». Сейчас же многогранное понятие «успех» чаще всего употребляется для отражения финансовых возможностей конкретного лица.

Часть текста или одна фраза с характерным смыслом может пестреть словами другого порядка

«Он, изнывая от страсти понял, что вступил в эту связь по причине недостаточной опытности»- полное несоответствие темы повествования и употребленного канцелярита.

Наличие лишних слов и уточнений

«Это средняя школа, где дети учатся»- уточнение, дублирующее первую и без того ясную часть высказывания.

Недостаточность слов

Иногда в школьной жизни совместные детско-родительские мероприятия называют «мероприятие с родителями». Правильнее и точнее сказать: «Мероприятие для учеников и их родителей».

Многократные повторения или тавтология

Недостаточный словарный запас обрекает автора на регулярное и частое повторение одного и того же слова вместо употребления подходящих синонимов или грамотных оборотов.

Речевая несочетаемость

В языковых конструкциях нередко подразумевается конкретные смысловые связки. Иногда при небольших изменениях слов, из которых состоит связка, создается путаница или бессмыслица. Часто слышим: «Встречаемся завтра порешать вопрос». В данном случае употребление приставки по- с глаголом «решать» неприемлемо, потому что форма «порешать» имеет смысловой оттенок, отражающий действие без результата. Ведь встречаясь для решения вопроса, мы имеем целью какие-то радикальные изменения. А к слову «порешать» больше подходит смысловая концовка «и бросить». В русском языке глаголам с приставкой по- присуще значение, не подразумевающее сюжетную развязку. Вслушаемся: «походить», «поиграть», «попрыгать», «похлопать».

Сюда же справедливо отнести часто встречающееся в медицинских учреждениях: «Забор анализов». Первое слово является существительным и обозначает «заграждение, изгородь». Второе существительное в этом случае также неуместно, потому что означает метод исследования, при котором выделяются и изучаются отдельные части объекта. Правильно: «Взятие (биологического) материала для анализа».

Ошибочное или неточное употребление фразеологизмов

Порой можно услышать; «Взялся за куш- не говори, что не дюж». Правильно так: «Взялся за гуж- не говори, что не дюж». Необходимо понимать, что слово «куш» носит смысловой оттенок, идущий от понятия «выгода, выручка, прибыль». В то время, как гуж связан с тяжелым трудом, перевозкой груза.

Неудачный подбор синонимов

Практически у всех слов со сходным смыслом есть своя, индивидуальная окраска. Вряд ли, например, уместно в разговоре с приятелем о повседневной жизни употребить слово «житие».

Неудачные использования близких по звучанию слов

Здесь ради шутки приведем пример из фильма «Богиня: Как я полюбила», в котором героиня Ренаты Литвиновой называет сотрудника по фамилии Егоров Ягуаровым.

Ошибки в подборе антонимов

Для иллюстрации уместно привести распространенное: «Кроме пользы вреда никакого». Этого же рода менее известная фраза: «Пойдем безобразие нарушать».

Таким образом, ошибки могут испортить впечатление о говорящем, обнаружив недостаток грамотности и культуры. Если человек занимается текстами, то промахи свидетельствуют о непрофессионализме.
По сути, владение нормами речи — это признак хорошего воспитания и всегда производит благоприятное впечатление на окружающих.

Как избавиться от речевых ошибок?

Речевая ошибка — это неверное или не совсем удачное употребление слова в предложении. Встречаются они в первую очередь у тех, кто мало читает и мало практикует письменный навык… Кажется, вы где-то уже это слышали.

От подобных ошибок избавиться сложнее всего. Здесь нужна кропотливая работа вместе с репетитором или учителем, потому что самостоятельно выявить их почти невозможно, нужен взгляд со стороны.

3 самые частые речевые ошибки, с которыми сталкиваюсь:
1. Тавтология: «Несмотря на свою внешнюю непримечательную внешность, Ростову считают “очень” хорошенькой».
2. Разговорная лексика: «Павел Петрович Кирсанов по типажу и вправду схож с Печориным».
3. Нарушение лексической сочетаемости: «Онегин предпринял все усилия, чтобы дуэль не состоялась».
Здесь перечислены и другие, рекомендую ознакомиться.

Повтор и тавтологию найти легче всего, для этого необходимо очень, очень внимательно вчитаться в написанный текст. Также рекомендую просканировать работу с конца, так вы сможете сконцентрироваться на каждом слове в отдельности, а не на целых фразах.

Разговорная лексика — это беда, избавиться от нее сложно, но можно. Поймите, сочинение по литературе — это небольшая научная работа, а для нее совершенно несвойственен разговорный стиль речи. В первую очередь слог должен быть нейтральным, без лишнего пафоса, а то сплошь и рядом: «А.С. Пушкин — величайший русский поэт, солнце русской поэзии!» Это всем и без вас очевидно, не надо писать столь банальные вещи. У вас есть тема, вот её и раскрывайте.

Над исправлением ошибок, связанных с лексической сочетаемостью, вы должны работать со своим учителем по русскому языку. Но при большом желании можно и самостоятельно. Как это сделать? Да очень просто: если вы сомневаетесь в правильности лексического значения слова и его сочетаемости, то открывайте словарь! Пишите в гугле, штудируйте сайты gramma.ru и gramota.ru.

И последний совет: больше пишите и еще больше читайте. Хотя, вы где-то уже это слышали. Успехов!

источники:

http://masterlang.ru/10-pravil-dlya-izbezhaniya-leksicheskih-oshibok-v-tekste/

http://neznaika.info/ege/lit/1292-kak-izbavitsya-ot-rechevyh-oshibok.html

Топ распространенных ошибок в русской устной речи: как от них избавиться наверняка

3 февраля 2022, 10:08

Устная речь — это главный фактор, который влияет на впечатление о человеке. Никакая дорогая одежда или аксессуары не помогут в формировании положительного имиджа в обществе, если не уметь изъясняться правильно.

И если подростку простительно использовать сленг или жаргонизмы, то от взрослого человека все ожидают грамотности. Но нередко даже образованные и публичные люди допускают при разговоре ошибки, и большинство из них весьма распространенные. Интересно их разобрать, чтобы впредь говорить правильно.

Топ-17 самых распространенных ошибок устной речи

Речь пойдет не о сознательном коверкании слов. Нередко ошибки устной речи возникают на фоне услышанного неверно произнесенного кем-то слова, отпечатавшегося в памяти. Также ошибки могут возникать, как от незнания основных правил грамматики, так и потому, что нормы периодически меняются, но людям, чья профессиональная деятельность не связана с педагогикой, об этом не известно. Рассмотрим наиболее распространенные заблуждения, а также уточним, как нужно говорить правильно:

  1. «Координально». Непонятно, почему слово «кардинально» многие произносят неверно, но все же следует запомнить, что «координаты» — это точки в пространстве, а если нужно сказать о чем-то противоположном, то использовать нужно именно слово «кардинально».
  2. Надевать и одевать. Оба слова верны, но в разном контексте. «Надевать» — это про одежду. А вот «одевать» — это кого-то.
  3. «Экспрессо». Все хорошо в этом слове, но вот буква «К» явно лишняя. Да и правильно все-таки «эспрессо», поэтому стоит приложить немного усилий, чтобы это запомнить;
  4. «До белого колена». В этой фразе никому не ясно чье колено и почему оно белое. Но не станем разбираться, поскольку правильного говорить «до белого каления». Подразумевается, что человек эмоционально взбудоражен до крайности, поэтому проводится аналогия с железом, которое в максимально раскаленном состоянии становится белым.
  5. «Скрипя сердцем». Согласитесь, этот орган априори не может скрипеть, не о седле же речь, в конце концов. Правильно — «скрепя сердце», то есть, претерпевая какие-то неудобства.
  6. Подпись или роспись? Запоминаем: подпись — это в документе, а вот роспись — это на посуде, потолке (т.е. художественный прием оформления).
  7. Ложить. Это слово употребляется исключительно с частичкой «по», т. е. правильно — «положить». Также грамматически верно говорить «класть», ели речь о том, что нужно какой-то предмет куда-то поместить.
  8. «Мое день рождениЯ/иду на день рождениЕ». Запоминаем: Чей день рождениЯ? — мой. Чего день? -рождениЯ.
  9. КремА. Опять неверно. Правильно говорить «кремЫ».
  10. Функционал. Само по себе это правильное слово, при условии, что оно используется в контексте математической тематики. Если речь о наборе возможностей (техники, устройства), то это — функциональность.
  11. КоМфорка. Это слово пример того, как из-за изменений в правилах, люди не сознательно начали допускать ошибку. В толковом словаре авторства Ушакова (выпускался в 1935–1940 гг. г.) такой вариант написания тоже употреблялся. Сегодня принято ориентироваться на толковый словарь авторства Кузнецова, в котором это слово записано, как «коНфорка», поэтому и говорить правильно нужно именно так.
  12. «ПоДскользнулся». Никакой буквы «Д» в этом слове нет, поэтому говорить нужно «поскользнулся».
  13. «ЗвОнит». Слово верное, но ударение ставить нужно на второй слог. Получаем «звонИт», вот его и нужно использовать в устной русской речи.
  14. «Одолжить/занять». С финансовой грамотностью в России туговато, поэтому и возникает казус. Запоминаем верные варианты: «занять» — это о том, чтобы взять или дать что-то взаймы. А вот «одолжить» — это что-то просить. То есть, правильно говорить: «Одолжи мне» и «Можно занять у тебя?».
  15. «Вообщем». Неверно. «В общем» и «вообще» — это правильные варианты.
  16. «Закончить» и «окончить». Так, запоминаем. Если речь об учебном заведении, то только «окончить», без вариантов. А вот, когда нужно сказать, что завершена уборка, к примеру, то «закончить».
  17. «Оплатить». Нужно говорить «заплатить».

Можно привести еще десятки вариантов слов, которые употребляются в устной речи ошибочно. Но лучше углубленно изучать родной язык, чтобы их избегать. Учить русский с Буки можно с любого возраста. На сайте есть курсы, также можно найти репетитора для индивидуальных занятий. Зазорного в этом ничего нет, наоборот, это удобное решение для восполнения пробелов в образовании и повышения собственной грамотности.

Чтобы окончательно избавиться от чувства неловкости, принимая решение о дополнительных занятиях по устному русскому, просто вспомните, что многие знаменитости тоже к ним прибегали. Дикторы на телевидении, политики, шоу-мены — они не родились с врожденной грамотностью. А то, что они правильно разговаривают и не допускают грубых ошибок при разговоре — результат дополнительных занятий и углубленного изучения устной речи.

Нанимали репетиторов и многие мировые знаменитости, которые знают русский язык. Последите за пресс-конференциями и интервью Кейт Бекинсейл, Милы Йовович, Милы Кунис (между прочим, ее муж Эштон Катчер тоже начал изучать язык, чтобы начать на нем разговаривать) — они говорят на русском и не скрывают, что работали с педагогами. А чего стоит пример Рейфа Файнса (играл Волан-де-Морта), который ради роли в фильме «Две женщины» (реж. В. Глаголева) учил «великий и могучий»? Видите, вы не одиноки в своем стремлении освоить грамотную устную речь. Не стоит стесняться своего желания говорить без ошибок, записывайтесь на курсы или к репетитору.

#Общество#Новости#Андрей Труфанов

Речевые ошибки: как не сесть в лужу?

Речь — это лакмус культуры, интеллекта и мышления человека. Но есть причины, по которым мы все-таки совершаем ошибки как в разговоре, так и на письме. Конечно, без абсолютного знания актуальных языковых норм человек прекрасно может жить, трудиться, общаться. Некоторые до конца своих дней и не подозревают, например, что вода вовсе не «текет», а печка не «пекет»…


Но согласитесь, подобные ляпы в речи больно бьют по нашей профессиональной репутации, продуктивности, успешности. Более того, возникает риск недопонимания.

Разберемся, какие бывают виды речевых ошибок в русском языке, и на что стоит обратить особое внимание.

  • Орфоэпические. К таким речевым ошибкам относятся неверное произношение звуков, их сочетаний и отдельных слов (особенно тех, что пришли из иностранных языков). Сюда же входят неправильные ударения. Вот примеры нарушения таких языковых норм: булошная (а не «булочная»), «щас» (а не «сейчас»), «звОнит» (а не «звонИт»), «туфлЯ» (а не «тУфля»), «квАртал» (а не «квартАл»).
  • Лексические. Это такая речевая ошибка, когда, например, в голове путаются слова, близкие по звучанию: индеец — индиец, одинарное — ординарное, адресат — адресант, командировочный — командированный. Порой сюда примешивается и откровенная самодеятельность — мозг рождает новые слова, которых нет в русском языке, и это тоже лексические ошибки. Например, «армянец», «мотовщики», «подполец».
  • Рассогласование. Неправильно будет сказать «Я поднимаю за тебя тост» — поднимать можно фужер, а яркий спич никак не переместить в пространстве. «Приоткрытая настежь дверь» — из той же оперы (или уж приоткрытая, или распахнутая настежь).
  • Еще один подвид — плеоназмы, словосочетания с избыточным значением: например, «февраль месяц» (февраль ничем другим и быть не может), «гигантский мегаполис». Не забудьте и про тавтологию (знаменитое «масло масляное») — словосочетания, у составных частей которого один и тот же корень: «задал задачу», «организовала это одна организация, «пусть ваше долголетие будет долгим».
  • Фразеологические ошибки — это всякие оплошности с устойчивыми выражениями: «вверх кармашками» (вместо «вверх тормашками»), «скрипя сердцем» (вместо «скрепя сердце»), «не соло нахлебавшись» (вместо «несолоно хлебавши») и пр.
  • Морфологические — это типичные ошибки из-за неверного образования форм слова. Например, многие люди думают, что в поезде — «плацкарт», а на самом-то деле — «плацкарта».
  • Синтаксические — связаны с нарушением правил сочетания слов: «На площади стоят много человек», «Оплатите за проезд», «Чтение Гоголя впечатлило нас» (читал сам Гоголь, или читали его книги?), «Выйдя из дома, меня чуть не сдуло ветром».
  • Пунктуационные — ошибки в употреблении знаков препинания.

Как не допускать речевых ошибок?

Конечно, больше читать (художественной литературы, разумеется), бывать в театрах, музеях, на лекциях, общаться с разносторонними образованными людьми, а также заниматься самообразованием. Например, пройти курс Викиум «Идеальный русский» — с его помощью вы сможете заполнить пробелы в школьных знаниях. Но при этом все 10 уроков насыщены игровой механикой — так материал будет усваиваться максимально эффективно.

Сюда включены игровые тренажеры и упражнения. Так что вы сами не заметите, как и русский язык подтянете до весьма достойного уровня, и мозг разгрузите!

Успех
делового общения во многом зависит от
культуры речи, ее богатства, ясности,
точности, информационной насыщенности.
Речевые штампы, канцеляризмы, ошибки в
ударении и произношении, многословие,
демагогия, тавтология, фразеологические
повторы, интонационное однообразие –
вот далеко не полный перечень ошибок,
которые в изобилии встречаются в
публичных выступлениях современных
деловых людей. Кратко охарактеризуем
их.
Речевые штампы– это лексически
неполноценные слова и выражения, их
справедливо называют «затасканные,
избитые выражения». Они мало что добавляют
к тому, о чём говорят,
но основательно перегружают
речь.Канцеляризмы– речевые
обороты и отдельные слова, заимствованные
из канцелярско-бюрократического стиля
общения, которые лишают настоящее
деловое общение его яркости и
образности.Вульгаризмы
нелитературные и неправильные по
грамматической форме слова и выражения,
также имеющие мало общего с речевой
культурой.Жаргонизмы– слова и
обороты, заимствованные из языка
уголовного мира.Многословие и
демагогия
– типичное неумение
сформулировать свои мысли лаконично,
кратко и ясно; отступление от предмета
речи, замена точных и ясных формулировок
общими фразами.

Слова-паразиты– типичная болезнь многих людей: «ну
вот», «в самом деле».Орфоэпия
несоблюдение правильного произношения
вследствие неверной расстановки ударений
в отдельных словах.Вычурность и
манерность
языка вызывают иронию,
раздражают и, естественно, отрицательно
влияют на контакт с аудиторией.
Наиболее
действенные приемы в преодолении
вышеназванных недостатков речевого
общения – это систематический самоанализ
и самоконтроль за речью; постоянная
работа над содержанием речи.

5. Техника речи в деловом разговоре

Для делового
разговора большое значение имеет техника
речи – постановка речевого дыхания,
дикция и орфоэпия (правильное литературное
произношение).
Сила голоса оратора
имеет огромное значение. Например, если
он говорит чрезмерно громко и крикливо,
то это может вызвать раздражение у
слушателей. Если говорит тихо, то половина
аудитории просто может его не услышать.
Поэтому говорить надо так, чтобы была
полная уверенность в том, что речь не
утомляет слушателей и ее всем хорошо
слышно. Достижение подобного эффекты
не происходит сразу, для этого необходимо
тренироваться и практиковаться в своих
выступлениях. Человек не видит и не
слышит себя со стороны. Нередко происходит
так, что оратор не слышит собеседника,
не может контролировать собственную
речь, эмоции.
Не следует говорить
монотонно, что быстро утомляет аудиторию.
Во время выступления следует плавно то
понижать, то повышать голос.
Чтобы
добиться звучности голоса необходимо
правильно поставить дыхание. Это значит
уметь контролировать свое дыхание,
правильно распределять воздух. На одном
дыхании можно произнести только одну
короткую фразу.
Наши чувства в речи
передаются и при помощи разнообразных
интонаций. Нередко в интонации и можно
увидеть смысл сказанного.
Настроение
оратора имеет огромное значение.
Выступающий должен научиться сдерживать
себя (эмоции, настроение) при выступлении,
думать в момент выступления только о
нем и о слушателях.
В технике речи
огромное значение имеет дикция. Небрежная,
неотчетливая речь, неправильное ударение
ведет к потере интереса у аудитории.
Хорошая
дикция предполагает умение держать
паузу. Пауза облегчает дыхание, помогает
собраться с мыслями. Она может оттенять
наиболее важные слова и предложения.
Главная задача паузы — психологическая.
Она позволяет аудитории сконцентрировать
внимании на выступлении, рассмотреть
говорящего, чтобы подготовиться к
восприятию его речи.
Основа речевого
этикета – вежливость, которая прежде
всего предполагает приветствие.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как избавиться от пунктуационных ошибок
  • Как избавиться от ошибок сценария
  • Как избавиться от ошибок при слепой печати
  • Как избавиться от ошибок на работе
  • Как избавиться от ошибки синий экран