ИСПРАВЛЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК
В ПОВСЕДНЕВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ
Исправлять грамматические ошибки в повседневной речи детей необходимо для того, чтобы дети привыкали к осознанию языковых норм, различали, как надо правильно говорить.
Неисправленная грамматическая ошибка ведет к закреплению неправильных условных связей как у говорящего ребенка, так и у детей, которые его слышат.
Неправильную форму повторять за ребенком нельзя. Воспитатель может предложить ему подумать, как надо сказать правильно (Надо говорить «мы хотим»). Необходимо сразу же дать ребенку правильный образец речи и предложить его повторить.
Ошибку нужно исправлять в тактичной форме, доброжелательно. Нельзя исправлять речевые ошибки в момент эмоционального подъема. Допускается исправление, отсроченное по времени.
У детей младшего возраста исправление ошибок в речи в основном заключается в том, что воспитатель иначе формулирует словосочетание или фразу. Например, ребенок говорит:»Мы поставили на стол много тарелков и много ложков». — «Правильно, вы хорошо накрыли на стол, поставили много тарелок и положили много ложек » — подтверждает воспитатель.
Детей старшего возраста нужно учить слышать речевые ошибки и самостоятельно их исправлять. При этом можно использовать различные приемы. Например: «Ты неправильно изменил слово. Подумай, как надо сказать правильно», — предлагает воспитатель. В качестве образца можно предложить аналогичное изменение слова (в родительном падеже множественного числа — ложек, чашек, ботинок).
В качестве образца правильной речи можно использовать речь одного из детей. Допускается привлекать к исправлению ошибок детей (очень осторожно, в редких случаях).
Исправляя детские ошибки нельзя быть слишком навязчивыми, нужно учитывать ситуацию общения. Например:
— ребенок чем-то огорчен, жалуется воспитателю, ждет от него помощи, совета, при этом допускает ошибки в речи;
— ребенок играет, переживает эмоциональный подъем, и в процессе разговора делает ошибки;
— ребенок в первый раз решился прочитать стихотворение. Он начинает декламировать, но при этом допускает грамматические ошибки.
В такие моменты поправлять детей не следует. Воспитатель отмечает ошибки, чтобы позднее исправить их в подходящей ситуации.
Литература
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников». — М., Издательский центр «Академия», 2000
2. Вренева Е. «Мультимедийные технологии. Познавательно-речевое развитие». «Дошкольное воспитание», № 12, 2010
3. Ушакова О.С. «Формирование семантической стороны речи». «Дошкольное воспитание», № 8, 2006
4. Пожиленко Е., Игнатьева Е. «Знакомим детей с окружающим и развиваем речь». «Дошкольное воспитание», №№ 1, 5, 2005
5. Володина В. «О согласовании существительного с числительным в речи детей 5-6 лет». «Дошкольное воспитание», № 8, 2002
6. Фоменко Л. «Синтаксис…Что могут и не могут дети 4-6 лет». «Дошкольное воспитание», № 11, 2002
Обновлено: 21.09.2023
Усвоение детьми грамматического строя языка происходит постепенно, путём подражания. При формировании грамматически правильной речи детей различают работу над её морфологической и синтаксической стороной.
Морфология – изучает грамматические свойства слова, его формы.
Синтаксис – словосочетания и предложения.
В норме к восьми годам ребёнок полностью усваивает грамматический строй языка.
Задачи формирования грамматически правильной речи детей.
- Исправление грамматических ошибок в речи детей.
- Совершенствование синтаксической стороны речи детей; ознакомление их с некоторыми общеупотребительными словосочетаниями; обучение распространению предложений и составлению сложных предложений.
- Предупреждение грамматических ошибок морфологического порядка – тренировка детей в употреблении трудных морфологических категорий
Примеры грамматических ошибок в речи детей.
- Неправильное окончание существительных множественного числа в родительном падеже:
- Неправильное образование множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных: гусята, жеребята, львята, ягнята; склонение существительных, обозначающих животных: волка, волков, кур, медведей.
- Неправильное употребление несклоняемых имён существительных:
пальто, кофе, какао, пюре, пианино, кино, радио, желе, шоссе.
- Неправильное определение рода существительных, особенно среднего рода: печенье, яблоко, колесо, мороженое, небо.
Особое внимание необходимо обращать на род существительных:
Жираф (м.р.), зал (м.р.), занавес (м.р.), калоша (ж.р.), клавиша (ж.р.), кофе (м.р., ср.р.), манжета (ж.р.), мышь (ж.р.), овощ (м.р.), оладья (ж.р.), помидор (м.р.), рельс (м.р.), сандалия (ж.р.), туфля (ж.р.), тюль (м.р.), тапка (ж.р.). галоша (ж.р.).
- Неправильное ударение при склонении существительных:
а) постоянное ударение (его место во всех падежах неизменно): грабли, петли, туфли, ясли, торт;
б) подвижное ударение (место его меняется при склонении): волк – волка – волки – волков; доска – доски – доску – досок и др.;
в) перенос ударения на предлог: на голову, под гору, из лесу, на ноги, на пол.
6. Образование сравнительной степени прилагательных:
а) простым способом при помощи суффиксов –ее (- ей), -е, особенно с чередованием согласных: высокий – выше, длинный – длиннее, дорогой – дороже, жидкий – жиже, звонкий – звонче, простой – проще, резкий – резче, сладкий – слаще, сухой – суше, тугой – туже;
б) при помощи других корней: хороший – лучше, плохой – хуже.
7. Образование глагольных форм:
а) в настоящем и прошедшем времени с чередующимися звуками: стрижёт – стриг (ошибка детей: стригёт), скачет – скакал (скакаю);
б) спряжение глаголов с особыми окончаниями: есть, дать (ошибки детей: едишь булку, дадишь мне);
в) спряжение глаголов хотеть, бежать;
г) повелительное наклонение: поезжай, сложи, отстегни.
8. Склонение некоторых местоимений, числительных (ошибки: два утёнки, двое ведров, мене дали).
9. Образование страдательных причастий (ошибки: нарисоватая, оборватая, сделатая).
Морфология и синтаксис в речи детей развиваются одновременно. Но синтаксические ошибки устойчивее, чем морфологические, и сохраняются иногда даже к моменту перехода детей в школу. Эти ошибки не так заметны, т.к. дети пользуются преимущественно простыми нераспространёнными предложениями. Воспитатель должен знать особенности формирования синтаксической стороны их речи. Например: в младшем и среднем возрасте дети могут опускать и переставлять слова в предложении, опускать или заменять союзы. К пяти годам дети могут употреблять предложения из 12 – 15 слов, но количество синтаксических ошибок возрастает, т.к. им трудно следить одновременно за содержанием и формой выражения мысли.
Учитывая особенности формирования синтаксической стороны речи детей, выделяют следующие задачи:
- Контроль за правильным построением предложения
- Помощь в распространении предложения второстепенными и однородными членами.
Второстепенные: Дополнение (Кого? Чего? Кому? Чему?
Определение (Какой? Какая?)
Обстоятельство (Где? Куда? Как?)
Однородные: связаны между собой при помощи союзов или зависят от одного и того же слова.
Причины грамматических ошибок у дошкольников.
- Общие психофизиологические закономерности развития ребёнка (состояние нервных процессов, развитие внимания, памяти, мышления);
- Трудности овладения грамматическим строем языка;
- Состояние речевого аппарата и уровень развития фонематического восприятия;
- Ограниченный запас знаний об окружающем мире и объём словаря;
- Неблагоприятное влияние окружающей речевой среды (состояние грамматической стороны речи окружающих взрослых: воспитатели, персонал детского сада, родственники детей);
- Недостаточное внимание к детской речи (педагогический контроль за правильностью речи ребёнка).
Пути формирования грамматически правильной речи у детей.
- Создание благоприятной языковой среды;
- Специальное обучение;
- Практика речевого общения;
- Исправление грамматических ошибок.
Специальное обучение.
Занятия, на которых специально проводится работа по предупреждению или исправлению грамматических ошибок. На таких занятиях всё внимание детей привлекается только к нужной грамматической форме. На занятии дети получают образец, который запоминают и используют в речи.
Характер занятий.
Занятия носят характер упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него (в старшей группе). Наглядным материалом могут служить натуральные предметы, игрушки, картинки. В младшей группе на занятиях можно использовать игровые персонажи, особенно при повторении.
Занятия по грамматике должны быть непродолжительными. Игры и упражнения занимают 5-10 минут и составляют лишь часть занятия или проводятся на материале занятия.
Методы и приёмы формирования грамматически правильной речи.
- дидактические игры;
- игры-драматизации;
- словесные упражнения;
- рассматривание картин;
- пересказ коротких рассказов и сказок.
- образец;
- объяснение;
- сравнение двух форм;
- повторение;
- создание проблемной ситуации;
- подсказ нужной формы;
- вопросы подсказывающего и оценочного характера.
Образец – является основным приёмом на занятиях.
Исправление грамматических ошибок в повседневной речи детей.
Формирование грамматического строя речи детей – постоянный непрерывный процесс. Следить за речью детей нужно не только на всех занятиях, но и в процессе их повседневной жизни. Не следует повторять ошибку, лучше неоднократно произнести правильную форму. Исправление делается громко, чтобы его восприняли все дети.
Примеры игр и упражнений по морфологии:
-Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т.е. различать, как надо говорить правильно.
-Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребенка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат.
-Ошибку следует исправлять тактично, доброжелательно и не в момент приподнятого эмоционального состояния ребенка. Допустимо исправление, отстроченное во времени
-В качестве образца используется пример правильной речи одного из детей. В редких случаях очень осторожно детей привлекают к исправлению ошибок.
-При исправлении детских ошибок не следует быть слишком навязчивыми, необходимо учитывать обстановку, быть внимательными и чуткими собеседниками. Приведем примеры:
- Ребенок чем-то огорчен, он жалуется воспитателю, хочет от него помощи, совета, но допускает речевую ошибку;
- Ребенок впервые решился прочитать стихотворение наизусть. Он вышел на середину комнаты, начал декламировать, но стал допускать грамматические ошибки.
- Ребенок играет, он возбужден, что-то говорит и делает ошибки.
Авторы некоторых пособий под формированием грамматических навыков в повседневном общении понимают преимущественно исправление ошибок. С этим нельзя согласиться, поскольку исправление ошибок осуществляется на всех занятиях (и не только по развитию речи), а также вне их, а задачи и содержание повседневного речевого общения значительно шире.
Методика исправления ошибок в достаточной степени разработана О. И. Соловьевой, А. М. Бородич. Основные ее положения можно сформулировать следующим образом.
Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т.е. различать, как надо говорить правильно.
Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребенка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат.
Ошибку следует исправлять тактично, доброжелательно и не в момент приподнятого эмоционального состояния ребенка. Допустимо исправление, отсроченное во времени.
Можно дать образец аналогичного изменения слова (родительный падеж множественного числа – матрешек, ботинок, варежек).
В качестве образца используется пример правильной речи одного из детей. В редких случаях очень осторожно детей привлекают к исправлению ошибок.
При исправлении детских ошибок не следует быть слишком навязчивыми, необходимо учитывать обстановку, быть внимательными и чуткими собеседниками. Приведем примеры: ребенок чем-то огорчен, он жалуется воспитателю, хочет от него помощи, совета, но допускает речевую ошибку; ребенок играет, он возбужден, что-то говорит и делает ошибки; ребенок впервые решился прочитать стихотворение наизусть. Он вышел на середину комнаты, начал декламировать, но стал допускать грамматические ошибки.
Методика формирования морфологической стороны речи
Младший дошкольный возраст.
В младших группах существенное место занимает работа над развитием понимания грамматических форм и употреблением их в речи. Детей следует учить правильно изменять наиболее часто употребляемые слова, в которых они допускают морфологические ошибки.
Основное содержание работы: обучение изменению слов по падежам, согласованию существительных с прилагательными в роде и числе, употреблению предлогов (в, на, за, под, около) и глаголов.
Обучение этим грамматическим навыкам осуществляется на занятиях преимущественно в форме дидактических игр и игр-драматизаций.
Это могут быть занятия по обогащению словаря, где одновременно решается и задача формирования грамматического строя речи.
Воспитатель определяет, какая программная задача является основной: если обучение грамматике, то словарная задача решается параллельно, и наоборот. Так, при закреплении наименований животных и их детенышей можно упражнять детей в образовании множественного числа существительных, обозначающих детенышей: заяц – зайчата, лиса – лисята, волк – волчата,
При построении занятий надо помнить, что грамматические правила являются выражением конкретных жизненных отношений. В методике следует предусмотреть связь грамматических форм с реальными жизненными отношениями или их имитацией с помощью игрушек и изображений на картинках, а также неоднократные упражнения с целью закрепления навыков.
Занятия в младших группах по большей части проводятся с игрушками. Игрушка дает возможность производить разнообразные изменения места (на столе, за столом), положения (сидит, стоит, лежит), действий (играет, прыгает), называть качества – цвет, форму (бант большой, красный; шапочка пуховая, белая, мягкая), числовые соотношения (кошка одна, а котят много). В процессе этих изменений ребенку приходится соответствующим образом изменять слова и усваивать морфологические элементы языка.
Рассмотрим ряд дидактических игр по формированию морфологической стороны речи. В основном это, по определению Е. И. Тихеевой, игры номенклатурного характера, в которых называются предметы, их качества, свойства, состояния, взаимоотношения, расположение.
Для усвоения предлогов и падежей проводится игра в прятки.
Воспитатель подсказывает детям, куда спрятаться, а Маша отгадывает.
Маша прячется под стол.
Где Маша? – Под столом.
Маша прячется за ширму.
Где Маша? – За ширмой. И т.д.
В процессе рассматривания предметных картинок дети называют предмет, отвечают на вопросы: кто это? Какой петушок? Какое ведро? Какое яичко? Вопросительное местоимение согласуется с существительным и помогает ребенку ориентироваться в родовой принадлежности последнего.
Со временем задание усложняют – ребенок должен ориентироваться на род существительного при определении предмета по его признакам. Приведем фрагменты подобного занятия (См.: Придумай слово/Под ред. О. С.Ушаковой. – М., 1996)
Материал: заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, лимон (игрушка, муляжи).
В гости к детям приходит заяц с мешком. Возникает вопрос, что у него в мешке. Зайка достает морковку.
–Что это? (Морковка.) Какая морковка? (Длинная, красная, вкусная.)
Зайка достает другие предметы.
–Какой огурец? (Длинный, зеленый) Какой помидор? (Круглый, красный, вкусный) Какое яблоко? (Круглое, красное, вкусное) Какой лимон? (Желтый, кислый)
Заяц хочет поиграть с ребятами. Он снова прячет все овощи и фрукты в чудесный мешочек, затем опускает лапу в мешочек, находит предмет и, не показывая его детям, дает описание, а дети отгадывают, что это.
Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец)
Оно круглое, красное, вкусное. Что это? (Яблоко)
Он круглый, красный, вкусный. Что это? (Помидор)
Если дети отвечают неправильно, педагог выделяет голосом местоимение и окончание прилагательного: оно круглое, красное, он круглый, красный.
Разыгрываются бытовые сценки: кукла встает, умывается, одевается, завтракает, рисует, играет, поет.
–Что уже сделала кукла? (Нарисовала, спела, сплясала.) (Изменение глагола по временам.)
После того как дети назовут действия, можно предложить попросить куклу что-то сделать (спеть, нарисовать).
В подобных занятиях предусматриваются дидактическая задача, материал, игровые действия, ход игры. Для младших групп игровое правило можно вычленить не всегда.
Например, в игре в прятки дидактическая задача – усвоение предлогов и падежей; игровое действие – игра куклы с детьми: дети прячутся, а кукла их ищет, и наоборот. Игровое правило выражено неярко: кукла начинает искать тогда, когда ребенок правильно выполнил указание взрослого (спрятался за дверь, встал около шкафа).
Формирование навыков согласования существительных с прилагательными в числе, роде и падеже осуществляется в процессе знакомства с игрушками и рассматривания, описания, а также сравнения игрушек, предметов, картинок, когда дети называют их форму, цвет, величину.
В существующей практике наблюдается тенденция предоставлять детям возможность самостоятельно образовывать трудные грамматические формы путем изменения основы слова, нетипичные изменения окончаний. Однако, не получая правильного образца, дети допускают ошибки, у них не вырабатывается сразу нужный навык, который в дальнейшем должен быть закреплен.
Для предупреждения ошибок перед началом игры в процессе уточнения правил, рассматривания игрушек, активизации словаря следует давать образец трудной формы, упражнять детей в ее употреблении (повторение детьми слова вслед за взрослым с выделением голосом окончания). Таким образом будет формироваться умение ориентироваться на звуковую сторону слова.
В ходе дидактических игр педагог в случае необходимости подсказывает нужную форму, использует приемы сопряженной и отраженной речи, исправляет ошибку главным образом путем повторения правильного слова.
Средний дошкольный возраст.
На пятом году жизни у детей появляется большое количество морфологических ошибок, обусловленное расширением сферы общения, усложнившейся структурой речи, вследствие чего неусвоенные еще нормы правильного изменения слов становятся более заметными. Наряду с этим в речи детей наблюдается значительно больше правильных грамматических форм.
В средней группе расширяется круг грамматических явлений, подлежащих усвоению.
Содержание обучения усложняется: продолжается обучение употреблению форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных, согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, использованию разных форм глаголов, формирование умения правильно спрягать глаголы по лицам и числам, осознанно употреблять предлоги с пространственным значением.
На ступени среднего дошкольного возраста наряду с закреплением уже сформированных грамматических навыков следует учить детей правильно изменять трудные для них слова. На данном этапе формирование грамматического строя речи в большей степени, чем ранее, связано с развитием монологической речи, с обучением детей рассказыванию.
В методике обучения на занятиях особой разницы по сравнению с младшими группами нет. Большую роль продолжает играть связь грамматических форм с жизненными ситуациями, отсюда – необходимость использования наглядности. Если в младших группах преимущественно используются игрушки, то в средней игрушки и картинки применяются в равной степени. Часть грамматических форм подлежит усвоению и без наглядного материала.
На пятом году жизни детям предоставляется большая самостоятельность в образовании трудных грамматических форм, с которыми они встречались и раньше. Однако образец остается при этом ведущим приемом обучения, он используется в случаях нетипичного изменения слов с целью предупреждения ошибок.
Программное содержание и методика организации занятий также усложняются. В дидактических играх и играх-драматизациях дается не одна, а несколько ситуаций (Девочка пошла в лес. В лесу встретила лису с лисятами, волчицу с волчатами, медведицу с медвежатами).
В средней группе продолжаются формирование навыков употребления существительных во множественном числе в именительном, родительном и винительном падежах, работа по закреплению представлений о родовой принадлежности существительного, об употреблении неизменяемых имен существительных.
Эту же игру можно использовать для усвоения категории винительного падежа. Довольно часто дети допускают ошибки при употреблении винительного падежа, так как одушевленные и неодушевленные существительные изменяются по-разному.
На столе что? – Чашки, ложки, тарелки (множ. число, именит, падеж, неодушевл. существит.).
На столе кто? – Утки, собачки, кролики (множ. число, именит, падеж, одушевл. существит.).
Кого вы видите? – Уток, собачек, кроликов (множ. число, винит, падеж).
Что вы видите? – Чашки, ложки, тарелки (множ. число, винит, падеж).
Кого не стало? – Уток, собачек, кроликов (множ. число, родит, падеж).
Чего не стало? – Чашек, ложек, тарелок (множ. число, родит, падеж).
Что они подарили Кате?
Миша подарил мячик, Коля – маленького утеночка, другие дети подарили ей плюшевого мишку и резинового слона.
С детьми этого возраста можно использовать словесные упражнения.
Большой мальчик. А как можно сказать про девочку? Какая она?
Белый снег. А как можно сказать про полотенце? Какое оно? Как можно сказать про бумагу? Какая она?
Зеленая трава. А как можно сказать про дерево? Какое оно? Как сказать про ведро? Какое оно?
Более сложное задание – подбор к прилагательному существительного в определенной грамматической форме.
Красный бант, красный цветок. Про что еще можно сказать красный!
Голубое небо. Про что еще можно сказать голубое? (Платье, блюдце, ведро.)
Синяя чашка. Про что еще можно сказать синяя?
Для усвоения родовой принадлежности, развития ориентировки на окончания слов при согласовании существительных с прилагательными в роде и числе проводятся упражнения такого типа.
Рассматриваются овощи или фрукты, лежащие на подносе.
Что это? (Груша.) Какая она? (Желтая, сладкая, сочная, вкусная, продолговатая.)
Что это? (Яблоко.) Какое оно? (Красное, сладкое, вкусное, круглое, большое.)
Что это? (Лимон.) Какой он? (Желтый, кислый, большой, шершавый.)
Затем дети по прилагательному отгадывают предмет, ориентируясь на окончания слов.
Желтый, кислый, большой, шершавый. Что это?
Красное, сладкое, вкусное, круглое, большое. Что это?
Желтая, сладкая, сочная, вкусная, продолговатая. Что это?
Показывается первая картинка.
Что это? (Пальто.) Какого цвета пальто? Какое пальто? (Пальто синего цвета. Синее пальто)
А у меня зеленое пальто. Вспомните, какие пальто у вас. Какое пальто у тебя, Катя? А у тебя?
Что нарисовано? (Шкафчик) В нем висят пальто. Много пальто.
Сколько пальто в шкафу? (Много пальто) А здесь сколько пальто? (Три пальто) и т.д.
А. М. Бородин предлагает прием отраженной речи с формулировкой вопроса, с которым можно обратиться к персонажу игры:
Становлению грамматической стороны речи способствует художественная литература, содержащая образцы конструкций предложений, употребления прямой и косвенной речи, глагольной лексики и др.
· не плачь, не горюй; поди, лиса, вон!;
· плачет, плачешь, плакать; гнать, гнали-гнали, не выгнали, выгоню, не выгонишь;
· лиса – дразнилась, просится, просила, упрашивала, не выпросила; испугалась, соскочила с печи, одеваюсь, шубу надеваю;
· заяц – плачет, горюет, лапками слезы вытирает; стали жить да поживать.
Использование прямой речи: Идет старый медведь.
О чем, заинька, плачешь?
Как же мне, медведюшка, не плакать.
Не плачь, зайчик, я ее выгоню.
Нет, не выгонишь.
Даже без специального обучения, слушая или пересказывая сказку, ребенок интуитивно усваивает формы изменения глаголов по лицам, числам и временам.
Навыки употребления глаголов закрепляются в играх.
Приведем пример игры на употребление глаголов.
Здесь игровое действие может быть критерием правильности речи ребенка.
Мишка ложится лишь в том случае, если слово сказано грамматически правильно. Воспитатель выясняет, почему Мишка не выполняет какую-то просьбу. Возникает проблемная ситуация.
Старший дошкольный возраст.
В старшем дошкольном возрасте завершается усвоение системы родного языка. К шести годам дети усвоили основные закономерности изменения и соединения слов в предложения, согласование в роде, числе и падеже. Но единичные, нетипичные формы вызывают затруднения.
Поэтому освоение всего многообразия грамматических форм, характерных для русского языка, продолжается. Усвоение грамматики облегчается развитием элементов логического, отвлеченного мышления, формированием языковых обобщений.
Старших дошкольников продолжают обучать тем формам, усвоение которых вызывает у них затруднения: согласованию существительных с прилагательными и числительными (третий ряд, пятый стол), употреблению местоимений их, к ним и согласованию их с числительными, формируют умение правильно пользоваться неизменяемыми существительными.
На данном возрастном этапе ставятся задачи учить детей правильно изменять все слова, имеющиеся в их активном словаре, воспитывать у ребенка критическое отношение к грамматическим ошибкам в его собственной и чужой речи, потребность говорить правильно.
Совершенствование грамматического строя происходит преимущественно в связи с развитием связной речи.
В методике от постепенного преобладания наглядного материала, от связи грамматических форм с наглядными жизненными ситуациями осуществляется переход к словесным приемам. Снижается роль игр с игрушками, больше используются картинки, словесные дидактические игры и специальные словесные грамматические упражнения (иногда это лексико-грамматические упражнения).
По-прежнему используется образец грамматической формы. Образцом может быть и речь самих детей. Необходимо также создавать условия для речевого творчества – самостоятельного образования трудных форм слова.
Правильными методическими приемами воспитатель побуждает мыслить самостоятельно, предупреждает ошибки. Так, знакомя с образованием множественного числа от нового для детей слова ягненок, воспитатель напоминает, что, например, о детенышах коровы во множественном числе говорят телята, и предлагает подумать, как можно сказать, если ягненок не один, а их много (ягнята). Дети образуют эту форму самостоятельно.
Рассмотрим несколько примеров игр и словесных упражнений для формирования морфологической стороны речи.
Для усвоения родовой принадлежности.
Материал для игры: предметные картинки (дерево, яблоко, груша, лимон, платье, шапка, фартук, полотенце, рубашка, ведро, кастрюля, чайник, окно, дверь, дом, колесо, велосипед).
Во второй части занятия можно предложить детям отгадать несколько загадок:
Среди типичных ошибок в речи детей следует отметить употребление прошедшего времени глаголов только в женском роде (с окончанием на [-а]) вместо мужского: Я попила; Я пошла. Мальчики употребляют эту форму, т. к. слышат ее от мам, бабушек и др. лиц женского пола. Другая причина ошибок состоит в том, что произносить открытые слоги (с окончанием на гласные) легче, чем закрытые (с окончанием на согласные).
Достаточно часто маленькие дети ошибаются и в употреблении падежных окончаний имен существительных.
Оценить 405 0
Консультация для родителей
Правильная речь – важный фактор не только успешного обучения, но и адаптации ребенка к окружающему миру. Поэтому важно с раннего детства формировать грамматически правильную речь ребенка.
В речи детей раннего и дошкольного возраста встречаются ошибки, которые настолько распространены, что их можно рассматривать как своего рода одну из закономерностей языкового развития нормально развивающегося ребенка.
При употреблении глаголов наиболее частой ошибкой детей является построение глагольных форм по образцу одной, наиболее доступной для понимания (и, как правило, уже усвоенной ребенком). Например, дети в определенном возрасте неправильно употребляют некоторые глагольные формы (вставаю, лизаю, жеваю).
Среди типичных ошибок в речи детей следует отметить употребление прошедшего времени глаголов только в женском роде (с окончанием на [-а]) вместо мужского: Я попила; Я пошла. Мальчики употребляют эту форму, т. к. слышат ее от мам, бабушек и др. лиц женского пола. Другая причина ошибок состоит в том, что произносить открытые слоги (с окончанием на гласные) легче, чем закрытые (с окончанием на согласные).
Достаточно часто маленькие дети ошибаются и в употреблении падежных окончаний имен существительных.
— Возьмем, все стулы и сделаем поезд, — предлагает один ребенок другому.
— Нет, нельзя, — возражает тот, — здесь мало стулов.
Если взрослый не обращает внимания на грамматические ошибки, речь ребенка может долго оставаться неправильной в грамматическом отношении.
Основные правила устранения грамматических ошибок таковы:
Не повторять за ребенком неправильную форму, а предлагать ему подумать, как сказать правильно (Ты ошибся, как надо сказать).
Нужно сразу дать ребенку образец правильной речи и предложить повторить его.
Ошибку следует исправлять тактично, доброжелательно и не в момент приподнятого эмоционального состояния ребенка. Допустимо исправление, отстроченное во времени.
При исправлении детских ошибок не следует быть слишком навязчивыми, необходимо учитывать обстановку, быть внимательными и чуткими собеседниками.
Нельзя исправлять ошибку ребенка, если: ребенок чем-то огорчен, он ждет помощи, совета воспитателя, но допускает речевую ошибку; ребенок впервые решился прочитать стихотворение наизусть, рассказать сказку при всех и пр.
Для предупреждения грамматических ошибок можно проводить с ребенком речевые игры.
Читайте также:
- Почему в школе нет буфета
- Что такое уип в квитанции на оплату детского сада
- Познавательная деятельность 10 класс кратко
- Погодина изобразительная деятельность в детском саду
- Что такое принцип утилитарности в работе над творческим проектом 6 класс ответы кратко
Исправление грамматических ошибок.
Авторы некоторых пособий под формированием
грамматических навыков в повседневном
общении понимают преимущественно
исправление ошибок. С этим нельзя
согласиться, поскольку исправление
ошибок осуществляется на всех занятиях
(и не только по развитию речи), а также
вне их, а задачи и содержание повседневного
речевого общения значительно шире.
Методика исправления ошибок в достаточной
степени разработана О. И. Соловьевой,
А. М. Бородич. Основные ее положения
можно сформулировать следующим образом.
Исправление ошибок способствует тому,
что дети привыкают осознавать языковые
нормы, т.е. различать, как надо говорить
правильно.
Неисправленная грамматическая ошибка
– лишнее подкрепление неправильных
условных связей как у того ребенка,
который говорит, так и у тех детей,
которые его слышат.
Не повторять за ребенком неправильную
форму, а предлагать ему подумать, как
сказать правильно (Ты ошибся, надо
сказать «мы хотим»). Итак, нужно сразу
дать ребенку образец правильной речи
и предложить повторить его.
Ошибку следует исправлять тактично,
доброжелательно и не в момент приподнятого
эмоционального состояния ребенка.
Допустимо исправление, отсроченное во
времени.
С детьми младшего возраста исправление
грамматических ошибок заключается в
основном в том, что воспитатель, исправляя
ошибку, по-другому формулирует фразу
или словосочетание. Например, ребенок
сказал: «Мы поставили на стол тарелку
и много ложков и чашков». – «Правильно,
вы хорошо накрыли стол к чаю, положили
много ложек и поставили много чашек»,
– подтверждает воспитатель.Детей
старшего возраста следует учить слышать
ошибки и самостоятельно исправлять их.
Приемы здесь возможны разные. Например:
«Ты неверно изменил слово, подумай, как
изменить его правильно», – говорит
воспитатель.
Можно дать образец аналогичного изменения
слова (родительный падеж множественного
числа – матрешек, ботинок, варежек).
В качестве образца используется пример
правильной речи одного из детей. В редких
случаях очень осторожно детей привлекают
к исправлению ошибок.
При исправлении детских ошибок не
следует быть слишком навязчивыми,
необходимо учитывать обстановку, быть
внимательными и чуткими собеседниками.
Приведем примеры: ребенок чем-то огорчен,
он жалуется воспитателю, хочет от него
помощи, совета, но допускает речевую
ошибку; ребенок играет, он возбужден,
что-то говорит и делает ошибки; ребенок
впервые решился прочитать стихотворение
наизусть. Он вышел на середину комнаты,
начал декламировать, но стал допускать
грамматические ошибки.
Следует ли поправлять детей в такие
моменты? Конечно, не следует. Воспитатель
фиксирует свое внимание на ошибках,
чтобы позднее исправить их в подходящей
обстановке.
Заключение
Формирование грамматического строя
языка протекает в общем русле речевого
(языкового) развития, и формы, и методы
педагогического руководства должны
учитывать поэтапный характер общего
речевого развития, прежде всего этапы
формирования форм речи, переход от
дословесной смысло-семантической
системы к ситуативной, фразовой
непроизвольной речи.
В зависимости от этого на каждом этапе
жизни ребенка формирование грамматического
строя языка ребенка приобретает
специфические тенденции и новые
взаимосвязи с развитием сторон языка.
На третьем году жизни происходит освоение
морфологических категорий и форм при
активном использовании непроизвольных
высказываний, состоящих из одного-двух
простых предложений. Центральными
нововведениями в этом возрасте являются
словоизменение и освоение диалогической
формы речи с взрослыми, инициативных
высказываний.
На четвертом году жизни зарождается
словообразование и словотворчество в
тесной связи с расширением словаря.
Начинается формирование высказываний
типа элементарных, коротких монологов
(рассказов). Активно осваивается
звукопроизношение, главным образом
через игры со звукоподражанием.
Пятый год жизни знаменуется становлением
произвольности речи, формированием
фонематического восприятия, осознанием
простейших языковых закономерностей,
что проявляется, в частности, в изобилии
языковых игр с грамматическим содержанием
(словотворчество, «грамматические
переборы»).
Шестой и седьмой год жизни – этап
овладения способами грамматически
правильного построения развернутых
связных высказываний, активного освоения
сложного синтаксиса при произвольном
построении монолога, этап формирования
грамматически и фонетически правильной
речи, освоение способов вычленения из
речи (осознания) предложения, слова,
звука.
Управление грамматическим развитием
должно осуществляться прежде всего
через организацию специальной совместной
со взрослыми деятельности, через общение
ребенка с педагогом и другими детьми.
Такое общение может разворачиваться в
форме речевого взаимодействия двоих
собеседников (диалог), но может принимать
и групповые формы (пилилог).
Разные стороны грамматического строя
языка – синтаксис, морфологию,
словообразование – ребенок усваивает
по-разному, и на каждой возрастной
ступени на передний план выступает
что-то одно. Так, системой словоизменения
– правилами склонения и спряжения,
многообразием грамматических форм,
слов дети овладевают главным образом
в младшем, среднем дошкольном возрасте.
В старших группах на первый план
выдвигается задача усвоения традиционных,
«нерегулярных» форм изменения слов,
входящих в активный словарь ребенка.
Своевременное формирование грамматического
строя языка ребенка является важнейшим
условием его полноценного речевого и
общего психического развития, поскольку
язык и речь выполняют ведущую функцию
в развитии мышления и речевого общения,
в планировании и организации деятельности
ребенка, самоорганизации поведения, в
формировании социальных связей. Язык
и речь – это основное средство проявления
важнейших психических процессов памяти,
восприятия, эмоций.
Овладение грамматическим строем языка
осуществляется на основе познавательного
развития, в связи с освоением предметных
действий, игры, труда и других видов
детской деятельности, опосредованных
словом, в общении со взрослыми и детьми.
Источники и факторы развития языка
ребенка и его грамматического строя
многообразны, и соответственно
многообразны педагогические условия,
средства и формы педагогического
воздействия. Формирование грамматического
строя языка ребенка является «спонтанным»
(А. В. Запорожец) процессом; ребенок
«извлекает» язык, его грамматическую
систему из фактов воспринимаемой речи,
в которой язык выполняет коммуникативную
функцию и представлен не системно.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
14.02.2015166.91 Кб18оп.doc
- #
- #
- #
- #
Методика исправления ошибок в достаточной степени разработана О. И. Соловьевой, А. М. Бородич. Основные ее положения можно сформулировать следующим образом.
* Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т. е. различать, как надо говорить правильно.
* Неисправленная грамматическая ошибка — лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребенка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат.
* Не повторять за ребенком неправильную форму, а предлагать ему подумать, как сказать правильно (Ты ошибся, надо сказать «мы хотим»). Итак, нужно сразу дать ребенку образец правильной речи и предложить повторить его.
* Ошибку следует исправлять тактично, доброжелательно и не в момент приподнятого эмоционального состояния ребенка. Допустимо исправление, отсроченное во времени.
* С детьми младшего возраста исправление грамматических ошибок заключается в основном в том, что воспитатель, исправляя ошибку, по-другому формулирует фразу или словосочетание. Например, ребенок сказал: «Мы поставили на стол тарелку и много ложков и чашков». — «Правильно, вы хорошо накрыли стол к чаю, положили много ложек и поставили много чашек», — подтверждает воспитатель.
* Детей старшего возраста следует учить слышать ошибки и самостоятельно исправлять их. Приемы здесь возможны разные. Например: «Ты неверно изменил слово …, подумай, как изменить его правильно», — говорит воспитатель. Можно дать образец аналогичного изменения слова (родительный падеж множественного числа — матрешек, ботинок, варежек).
* В качестве образца используется пример правильной речи одного из детей. В редких случаях очень осторожно детей привлекают к исправлению ошибок.
. * При исправлении детских ошибок не следует быть слишком навязчивыми, необходимо учитывать обстановку, быть внимательными и чуткими собеседниками. Приведем примеры:
— ребенок чем-то огорчен, он жалуется воспитателю, хочет от него помощи, совета, но допускает речевую ошибку;
— ребенок играет, он возбужден, что-то говорит и делает ошибки;
— ребенок впервые решился прочитать стихотворение наизусть. Он вышел на середину комнаты, начал декламировать, но стал допускать грамматические ошибки.
Следует ли поправлять детей в такие моменты? Конечно, не следует. Воспитатель фиксирует свое внимание на ошибках, чтобы позднее исправить их в подходящей обстановке.
Методика исправления ошибок в достаточной степени разработана О. И. Соловьевой, А. М. Бородич. Основные ее положения можно сформулировать следующим образом.
* Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т. е. различать, как надо говорить правильно.
* Неисправленная грамматическая ошибка — лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребенка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат.
* Не повторять за ребенком неправильную форму, а предлагать ему подумать, как сказать правильно (Ты ошибся, надо сказать «мы хотим»). Итак, нужно сразу дать ребенку образец правильной речи и предложить повторить его.
* Ошибку следует исправлять тактично, доброжелательно и не в момент приподнятого эмоционального состояния ребенка. Допустимо исправление, отсроченное во времени.
* С детьми младшего возраста исправление грамматических ошибок заключается в основном в том, что воспитатель, исправляя ошибку, по-другому формулирует фразу или словосочетание. Например, ребенок сказал: «Мы поставили на стол тарелку и много ложков и чашков». — «Правильно, вы хорошо накрыли стол к чаю, положили много ложек и поставили много чашек», — подтверждает воспитатель.
* Детей старшего возраста следует учить слышать ошибки и самостоятельно исправлять их. Приемы здесь возможны разные. Например: «Ты неверно изменил слово …, подумай, как изменить его правильно», — говорит воспитатель. Можно дать образец аналогичного изменения слова (родительный падеж множественного числа — матрешек, ботинок, варежек).
* В качестве образца используется пример правильной речи одного из детей. В редких случаях очень осторожно детей привлекают к исправлению ошибок.
. * При исправлении детских ошибок не следует быть слишком навязчивыми, необходимо учитывать обстановку, быть внимательными и чуткими собеседниками. Приведем примеры:
— ребенок чем-то огорчен, он жалуется воспитателю, хочет от него помощи, совета, но допускает речевую ошибку;
— ребенок играет, он возбужден, что-то говорит и делает ошибки;
— ребенок впервые решился прочитать стихотворение наизусть. Он вышел на середину комнаты, начал декламировать, но стал допускать грамматические ошибки.
Следует ли поправлять детей в такие моменты? Конечно, не следует. Воспитатель фиксирует свое внимание на ошибках, чтобы позднее исправить их в подходящей обстановке.
Просмотр содержимого документа
«Памятка педагогу «Исправление грамматических ошибок в устной речи дошкольников»»
Муниципальное
автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский
сад №48»
Консультация для родителей
«Учим говорить правильно. Исправляем
ошибки»
Подготовила
учитель-логопед
Кригер
Татьяна Валерьевна
г.Верхняя
Пышма, 2018 г.
При формировании
грамматически правильной речи ребенка следует различать работу над ее
морфологической и синтаксической стороной.
Морфология изучает
грамматические свойства слова, его формы. (Приставка, корень, суффикс,
окончание – морфемы).
Синтаксис – словосочетания и
предложения.
Грамматический
строй усваивается ребенком самостоятельно,
путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики.
Упражнения, направленные на
формирование грамматически правильной речи.
«Закончи предложение»
КОРЗИНА мясо,
обруч, оладья, блюдца, мячи, носки, апельсины, мандарины, помидоры, яблоки и т.
д.
У нас дома нет чего? Нет корзины,
мяса, обруча, оладьев, блюдец, мячей, апельсинов, мандаринов, помидоров, яблок,
носков и т. д.
***
Мы идем где?. по грязи, по снегу,
по дороге, по траве, по песку, по земле, по листьям и т. д.
***
Мяч лежит где, под
чем?. под столом, под деревом, под
лестницей, под батареей, под софой и т. д.
***
Я гуляю с кем?. с собакой, с мамой,
с друзьями, с дедом и т. д.
***
Конфеты лежат в
чем?. в пакете, в вазе, в кармане, в шкафу и т. д.
«Кто на чем играет?»
На трубе играет. трубач.
На пианино играет. пианист.
На гитаре играет. гитарист.
На баяне играет. баянист.
На барабане играет. барабанщик.
На скрипке играет. скрипач.
На гармошке играет. гармонист.
«Угадай кто это?»
Играет в футбол. футболист.
Катается на лыжах. лыжник.
Бегает на коньках. конькобежец.
Хорошо прыгает. прыгун.
Быстро бегает. бегун.
Играет в шахматы. шахматист.
Играет в теннис. теннисист.
«Повтори по образцу»
Хотеть. Я хочу, он хочет, ты
хочешь, мы хотим, вы хотите, они хотят.
***
Бежать. Я бегу, он бежит, ты
бежишь, мы бежим, вы бежите, они бегут.
***
Есть. Я ем, он ест, ты ешь, мы
едим, вы едите, они едят.
***
Дать. Я даю, он дает, ты даешь, мы
даем, вы даете, они дают.
***
Махать. Я машу, он машет, ты
машешь, мы машем, вы машете, они машут.
***
Стричь. Я стригу, он стрижет, ты
стрижешь, мы стрижем, вы стрижете, они стригут.
***
Щипать. Я щиплю, он щиплет, ты
щиплешь, мы щиплем, вы щиплите, они щиплют.
***
Мазать. Я мажу, он мажет, ты
мажешь, мы мажем, вы мажете, они мажут.
***
Ездить. Я езжу, он ездит, ты ездит,
ты ездишь, мы ездим, вы ездите, они ездят.
«Что за сок?»
Сок из яблок, какой?. Яблочный.
Сок из апельсинов, какой?.
Апельсиновый.
Сок из винограда, какой?.
Виноградный.
Сок из огурца. какой?. Огуречный.
Сок из моркови, какой?. Морковный.
Сок из свеклы, какой?. Свекольный.
Сок из вишни, какой?. Вишневый.
Сок из сливы, какой?. Сливовый.
Сок из банана, какой?. Банановый.
Сок из ананаса, Какой?. Ананасовый.
Сок из клубники, какой?.
Клубничный.
Сок из смородины, какой?. Смородиновый.
Сок из малины, какой?. Малиновый.
Сок из помидоров (томатный, какой?.
Томатный.
«Сколько?»
Один камень, два камня, три камня,
четыре камня, пять камней.
Один дом, два дома, три дома,
четыре дома, пять домов.
Один стул, два стула, три стула, четыре стула, пять стульев.
Одна книга, две книги, три книги,
четыре книги, пять книг.
Одна луковица, две луковица, три
луковицы, четыре луковицы, пять луковиц.
Один котенок, два котенка, три
котенка, четыре котенка, пять котят.
Одно пальто, два пальто, три
пальто, четыре пальто, пять пальто.
Одно желанье, два желания, три
желания, четыре желания, пять желаний.
«Угадай-ка!»
Рыжая, хитрая,
пушистая. Кто это? (Лиса.)
Серый, злой,
голодный. Кто это? (Волк.)
Круглое, румяное,
сочное. Что это? (Яблоко.)
Коровье, парное,
полезное. Что это? (молоко.)
«Какой? Какая? Какое?»
Лиса – рыжая, хитрая, пушистая.
Волк – серый, злой, голодный.
Яблоко – круглое, румяное, сочное,
сладкое.
Молоко – коровье, парное, полезное.
Снег – белый, пушистый, холодный.
Лед – прозрачный, твердый,
холодный.
Солнце – лучистое, яркое, жаркое.
Ветер – холодный, сильный,
пронизывающий.
Ветерок – теплый, ласковый, легкий.
Платье – нарядное, пышное, шелковое.
Носки – шерстяные, толстые, теплые.
Свитер – мохеровый, вязаный,
теплый.
Шапка – пуховая, вязанная, теплая.
Шарф – шерстяной, вязанный,
длинный.
Машина – папина, быстрая, легковая.
Ваза – хрустальная, высокая,
красивая.
Не изменяются по
падежам существительные:
пальто, кофе, какао, пюре, желе, пианино, кино, радио.
«Один и много»
Лист – листья.
Письмо – письма.
Ноготь – ногти.
Дом – дома.
Сова – совы.
Слон – слоны.
Малыш – малыши.
Жираф – жирафы.
Змея – змеи.
Стул – стулья.
Ухо – уши.
Город – города.
Котенок – котята.
Щенок – щенки.
Слоненок – слонята.
Рог – рога.
Медвежонок – медвежата.
Зайчонок – зайчата.
«Раз словечко! Два словечка!»
(Образование сравнительной степени прилагательных.)
Высокий – выше.
Дорогой – дороже.
Тугой – туже.
Хороший – лучше.
Худой – худее.
Глубокий – глубже.
Сильный – сильнее.
Длинный – длиннее.
Сладкий – слаще.
Звонкий – звонче.
Плохой – хуже.
Тяжелый – тяжелее.
Легкий – легче.
Умный – умнее.
«Назови профессию»
Часы чинит кто?. Часовщик.
Детей учит кто?. Учитель.
Машину ведет кто?. Водитель.
Еду варит кто?. Повар.
Дома строит кто?. Строитель.
Двор убирает кто?. Дворник.
Товар продает кто?. Продавец.
На скрипке играет кто?. Скрипач.
Детей воспитывает кто?.
Воспитатель.
Одежду шьет кто?. Швея.
Сапоги ремонтирует кто?. Сапожник.
Детский сад сторожит кто?. Сторож.
Музыку исполняет кто?. Музыкант.
К пяти годам ребенок может
употреблять предложения из 12-15 слов. Нужно побуждать ребенка употреблять
простые предложения с однородными членами, сложносочиненные и сложноподчиненные
предложения разных видов.
Простые предложения с однородными
членами.
— Что ты любишь есть? Я люблю ест
печенье, конфеты, мороженное.
— Чем занимаются дети на улице? На
улице дети бегают, прыгают, играют.
— Где растут красивые цветы? В
поле, на лугу, в лесу, в саду растут красивые цветы.
— Какой хвост у лисы? У лисы рыжий,
длинный, пушистый хвост.
— Что лежит на столе? На столе лежат яблоки, груши, апельсины.
Сложносочиненные предложения с
союзами а, но, и.
— Когда идет снег, а когда дождь?
снег идет зимой, а дождь идет летом.
— Когда трава зеленая, а когда
желтеет? Трава зеленеет весной и летом, а желтеет осенью.
— Каковы на ощупь вата и дерево?
Вата мягкая, а дерево твердое.
***
Закончи предложение:
Ударил гром, и. начался дождь.
Прошел дождь, и. выглянуло солнце.
Выглянуло солнце, но. на улице было
холодно.
Собака наелась, но. от косточки не
отказалась.
Сложноподчиненные предложения
разных видов.
— Почему сегодня не ходили гулять?
Мы сегодня не ходили гулять, потому что на улице было холодно.
— Почему на улице лужи? На улице
лужи, потому что недавно прошел дождь.
***
Закончи предложение:
Мальчик поднял кепку, которая.
лежала на полу.
Когда на улице стемнело,. зажглись
фонари.
Они оказались там, где. было много
грибов.
ИСПРАВЛЕНИЕ
ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК
В
ПОВСЕДНЕВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ
Исправлять грамматические ошибки в повседневной речи детей необходимо для
того, чтобы дети привыкали к осознанию языковых норм, различали, как надо
правильно говорить.
Неисправленная грамматическая ошибка ведет к закреплению
неправильных условных связей как у говорящего ребенка, так и у детей,
которые его слышат.
Неправильную форму повторять за ребенком нельзя. Воспитатель может
предложить ему подумать, как надо сказать правильно (Надо говорить
«мы хотим»). Необходимо сразу же дать ребенку
правильный образец речи и предложить его повторить.
Ошибку нужно исправлять в тактичной форме, доброжелательно. Нельзя
исправлять речевые ошибки в момент эмоционального подъема. Допускается
исправление, отсроченное по времени.
У детей младшего возраста исправление ошибок в речи в основном
заключается в том, что воспитатель иначе формулирует словосочетание или
фразу. Например, ребенок говорит:»Мы поставили на стол много
тарелков и много ложков». — «Правильно, вы хорошо накрыли на стол,
поставили много тарелок и положили много ложек » — подтверждает воспитатель.
Детей старшего возраста нужно учить слышать речевые ошибки и
самостоятельно их исправлять. При этом можно использовать различные
приемы. Например: «Ты неправильно изменил слово. Подумай, как надо сказать
правильно», — предлагает воспитатель. В качестве образца можно предложить
аналогичное изменение слова (в родительном падеже множественного числа —ложек, чашек,
ботинок).
В качестве образца правильной речи можно использовать речь
одного из детей. Допускается привлекать к исправлению ошибок детей (очень
осторожно, в редких случаях).
Исправляя детские ошибки нельзя быть слишком навязчивыми, нужно
учитывать ситуацию общения. Например:
— ребенок чем-то огорчен, жалуется воспитателю, ждет от него
помощи, совета, при этом допускает ошибки в речи;
— ребенок играет, переживает эмоциональный подъем, и в процессе
разговора делает ошибки;
— ребенок в первый раз решился прочитать стихотворение. Он начинает
декламировать, но при этом допускает грамматические ошибки.
В такие моменты поправлять детей не следует. Воспитатель отмечает
ошибки, чтобы позднее исправить их в подходящей ситуации.
Литература
1. Алексеева М.М., Яшина В.И.
«Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников». — М.,
Издательский центр «Академия», 2000
2. Вренева Е. «Мультимедийные
технологии. Познавательно-речевое развитие». «Дошкольное
воспитание», № 12, 2010
3. Ушакова О.С. «Формирование
семантической стороны речи». «Дошкольное воспитание», № 8, 2006
4. Пожиленко Е., Игнатьева Е.
«Знакомим детей с окружающим и развиваем речь». «Дошкольное
воспитание», №№ 1, 5, 2005
5. Володина В. «О согласовании
существительного с числительным в речи детей 5-6 лет». «Дошкольное
воспитание», № 8, 2002
6. Фоменко Л. «Синтаксис…Что могут
и не могут дети 4-6 лет». «Дошкольное воспитание», № 11, 2002