Разбираемся, как правильно устранять оплошности и обсуждать проблемы с руководителем.
Рассказывать о своих ошибках начальнику?
Ведущий HR Зарплаты.ру Елена Спасенко уверена, что нужно обязательно сообщать руководству о своих ошибках.
🔸Вы всегда рискуете неверно оценить масштаб последствий своей ошибки и нанести бОльший ущерб, чем кажется, подставить компанию, свою команду и руководителя.
🔸Когда ошибка вскроется, к вам будут вопросы в ключе «А почему ты ничего не сказал(а)?». Вы сами подорвёте доверие начальства и коллег к себе, окружающие усомнятся в вашей надёжности и добросовестности.
🔸Если сообщите о проблеме сразу, руководитель увидит, что вы принимаете ответственность не только за успехи, но и за неприятности, отвечаете за любой результат. Это важные качества для дальнейшей работы в компании.
Почему хочется скрыть ошибку?
Что останавливает вас от того, чтобы сразу сообщить об инциденте начальнику? Боитесь, что ошибка повлияет на зарплату, что уволят, что будете выглядеть непрофессионально перед коллегами? Хотите избежать резкой реакции руководителя, ругани?
Проанализируйте ответы — вполне вероятно, признание оплошности не повлечёт ничего страшного, в отличие от ситуации, когда вы всё скроете.
🔵 Первые шаги
- Найдите время на разговор. Дождаться хорошего настроения у руководителя — нормально, но промедление может плохо отразиться на ситуации. Соберитесь с духом и вперёд. Чем быстрее признаетесь, тем меньше будет потерь.
- Не оправдывайтесь, а объясняйте ситуацию. Что вы сделали (или не сделали), что в итоге произошло. Не перекладывайте вину на других. Если спросят, почему допустили ошибку, не говорите об усталости или семейных обстоятельствах в качестве основной причины — личные проблемы не должны влиять на работу.
- Предложите варианты решения проблемы. Перед тем, как сообщать руководству о случившемся, продумайте план, как исправить содеянное.
Бесплатные онлайн-курсы по Excel
Не дружите с «Экселем», а он позарез нужен на новой работе? Мы сделали подборку онлайн-курсов. Все они бесплатные, от проверенных составителей, а за некоторые дадут ещё и сертификат. Угощайтесь!
Зарплата.ЖурналZarplata
🔵 Дальнейшие действия
- Исправляйте быстро. Если придётся задержаться на работе или выйти в выходной — сделайте это. Если надо попросить кого-то о помощи, наберитесь храбрости и попросите. Будьте готовы к негативу: мало кому приятно задерживаться, перерабатывать или просто делать что-то сверх своих обязанностей по чужой вине.
- Держите ситуацию под контролем. Пока она на 100% не нормализуется. Обо всех изменениях сообщайте руководителю, пусть видит, что благодаря вашим усилиям всё налаживается.
- Сделайте выводы. Отрефлексируйте, почему инцидент произошёл, как вы его разрешили. Если окажется, что вы не располагали какой-то информацией, подумайте, где и как её запросить в следующий раз, если не хватало знаний, пройдите обучение, если забыли о чём-то, ставьте напоминания.
Оплошности бывают у всех, не нужно постоянно корить себя за мелкие «косяки». Поблагодарите тех, кто помог. Особенно тех, кому пришлось работать сверх нормы. Тёплые слова, тортик, ответная услуга. Далее в работе старайтесь больше обычного. Да, вы решили проблему, но руководитель, скорее всего, будет внимательнее следить за вами. Работайте с максимальной отдачей, чтобы не допускать аналогичных ошибок.
А если дошло до увольнения?
За сильные промахи, неоднократные грубые нарушения трудовых обязанностей работодатель имеет право уволить сотрудника по статье 81 ТК РФ. Если вам говорят об увольнении, постарайтесь договориться с начальником, чтобы не портить себе трудовую. Предложите вариант увольнения по соглашению сторон или по собственному желанию, так вам будет проще найти работу.
Увольнение по статье: особенности и последствия
Разбираемся, нужно ли бояться увольнения по статье. Каковы последствия при поиске другой работы?
Зарплата.ЖурналZarplata
Подумайте, что будете говорить на собеседованиях при поисках новой работы. Возможно, стоит рассказать об ошибке и о том, как сумели её исправить — так покажете себя ответственным специалистом, который учится на своём опыте.
Как ведёте себя, если допускаете оплошности в работе?
Поделитесь историей
про работу, собеседования, нарушения ваших трудовых прав, HR-кейсы
Связаться с нами
Не могу себе простить ошибку на работе
169 ответов
Последний —
Перейти
Конопля
не парьтесь, 70% решений среднего менеджера-ошибочны
Пиу-пиу-пиу
понимаю вас отлично, НО учитесь закрывая дверь рабочего кабинета, забывать о работе, переключаться на НОРМАЛЬНУЮ жизнь и ,пока вы дома, забывать о существовании работы в принципе)) Это сложно, но облегчит жизнь в разы. Как только выхожу из офиса — всё, меня, что осталось позади не колышит.
Керен
Не думаю что материальный ущерб стоит таких переживаний. Если конечно это не в размерах годового бюджета.
#10
#11
#12
#13
Конопля
а сколько денег-то уплыло? А-то может вас под статью подведут
#14
#15
Керен
Основной ущерб не вызывается ошибками, а как правило или является результатом обстоятельств, или дурного управления, или просто конфликтов.Ошибка так много не весит. Это мой опыт.
#16
#17
тонна счастья
хм. Автор, но вас же не попросили уволиться? вы продолжаете работать? просто теперь к вам будут относиться с опаской, надо будет попотеть чтобы восстановить репутацию.
#18
#19
#20
#21
Гость
автор, это НЕ ВАШ бизнес! даже не парьтесь об этом! это проблема владельца компании! живите и работайте с такой мыслью! вам платят не дивиденты с доходов, а зарплату за определенные выполненные задачи.. ваши ошибки туда входят.. вы не топ-менеджер с огромной зп и с огромной ответственностью, которая компенсируется этой зп! вот и всё!
#22
Эксперты Woman.ru
-
Смирнова Анастасия
Психолог
3 ответа
-
Лукахина Анна
Практикующий психолог
9 ответов
-
Нина Бабанакова
Нутрициолог, консультант по…
97 ответов
-
Самоилов Роман
Врач-нутрициолог
44 ответа
-
Носаченко Оксана
Психолог
44 ответа
-
Мальцева Ксения
Нутрициолог
57 ответов
-
Ольга Наумова
Эксперт по любовной…
7 ответов
-
Оксана Александровна
Практический психолог
50 ответов
-
Токуда Марина
Психолог-психоаналитик
7 ответов
-
Лукановская Ольга
Специалист по женскому…
3 ответа
#23
Конопля
У нас так парень накосячил (не большого ума, не прикрыл зад, не согласовал). Служба безопасности с ним долго работала, в конце предложили уйти самому. Но че с него взять, там ущерб в млн баксов.
#24
#25
Гость
Я работаю в крупной торговой компании. Не специалист, «доросла» с повышениями. Мне четко дан круг обязанностей, его и выполняю. Иногда прошу совета у коллег. Коллеги есть очень ленивые, которые легко упрощают себе задачу. Ну у них и набралась. Например, нужно провести сверку с поставщиком. В идеале все сходится до копейки. Но мы просто берем сумму оборотов и на разницу делаем корректировку долга. Обычно не в нашу пользу. Я думала, красота, циферки сошлись и все супер. Только через год у знала, что это не циферки, а деньги. Не знаю, на сколько миллионов я уже корректировок наделала.
#26
#27
Гость
Я работаю в крупной торговой компании. Не специалист, «доросла» с повышениями. Мне четко дан круг обязанностей, его и выполняю. Иногда прошу совета у коллег. Коллеги есть очень ленивые, которые легко упрощают себе задачу. Ну у них и набралась. Например, нужно провести сверку с поставщиком. В идеале все сходится до копейки. Но мы просто берем сумму оборотов и на разницу делаем корректировку долга. Обычно не в нашу пользу. Я думала, красота, циферки сошлись и все супер. Только через год у знала, что это не циферки, а деньги. Не знаю, на сколько миллионов я уже корректировок наделала.
#28
#29
#30
Rrow
ну вы же не знали хотя бы.. а я последствия убытков представляла, а даже не предупредила никого.
#31
эгоистка
и почему все три человека пишут с разных компов
#32
Rrow
рублей. это много же.
#33
Rrow
не разводка, мне на душе противно от себя, и не исправить уже ничего.
#34
эгоистка
АВТОР ПИЗЗЗДИТ… или она главный бухгалтер, или бушка банк-касса, и несет за это уголовную ответсвенность, еще может быть бухгалтер с другмими полномочиями, тема разводка, в остальном нет таких процессий, которые уводят поллимона с предприятия…. И нет таких предприятий, которые прощают поллимона среднему серому офисному манагеру
#35
Конопля
да фигня, если компания большая, то это копейки, никто и не заметит
#36
эгоистка
разводка, потому что ни одна бухгалерия предприятия не пропустит поллимона просто так на ветер и не один работодатель не заметит отсутствие пол лимона на счетах… Я украла пол лимона пожалейте меняяяя
#37
Конопля
бред какой. Пол-лимона в любом производстве не деньги.
#38
Конопля
бред какой. Пол-лимона в любом производстве не деньги.
#39
Rrow
уже заметили, и ко мне за объяснениями обращались, я и объяснила, сейчас сиду жду или выговора или увольнения, а лучше всего сразу, вину свою осознаю и во всем раскаиваюсь. к сожалению не могу тут подробности своего тупизма рассказать, но я реально тупость непростительную совершила.
#40
Конопля
кто сказал, что она украла? Могла потратить не туда, либо были лучшие варианты поставщиков или лучшие варианты покупки услуги (или вообще услуга была не нужна, можно было обойтись без нее).Вы булочки что ли продаете в ларьке, что там каждые 10 руб на счету и все прозрачно и ясно?:))
#41
Конопля
кто сказал, что она украла? Могла потратить не туда, либо были лучшие варианты поставщиков или лучшие варианты покупки услуги (или вообще услуга была не нужна, можно было обойтись без нее).Вы булочки что ли продаете в ларьке, что там каждые 10 руб на счету и все прозрачно и ясно?:))
#42
Rrow
ну как вам объяснить это внеплановые затраты скажем так, и моя вина что я не просчитала их сразу и не донесла начальству что они будут такими огромными.
#43
эгоистка
по-моему булки вы продаете, коли систему не знаете… Тем более крупного производства… хотя ваши комменты уже не актуальны, с автора уже потребовали объяснений и я думаю главбух вернет деньги обратно…
#43
Конопля
форс-мажор всегда возможен. Конечно все внеплановые траты должны быть под особым вниманием, но вы ж их не украли. Необходимость в тратах возникла непосредственно из-за вашего косяка?
#45
Конопля
да расслабьтесь, по-любому у вас есть шеф, который должен был отследить.
#46
Конопля
я в системе не первый год, и суммы у нас не какие-то сраные пол-лимона руб.
#47
Конопля
форс-мажор всегда возможен. Конечно все внеплановые траты должны быть под особым вниманием, но вы ж их не украли. Необходимость в тратах возникла непосредственно из-за вашего косяка?
#47
#49
#50
Вы сорвали срок крупного проекта, отправили важное письмо не тому адресату, перепутали цифры в итоговом отчете? Каждый может допустить ошибку, но не каждый может правильно выйти из ситуации.
Первое, что хочется сделать, когда вы осознаете серьезность вашей ошибки — закрыть глаза и представить, что это не так, или убежать куда подальше. Второе — решить, что делать, чтобы минимизировать возможные последствия. Work.ua подготовил 5 советов, как лучше всего это сделать.
Признайте свою ошибку
И сделайте это как можно быстрее. Если ваше упущение было достаточно значительным, не стоит надеяться, что оно пройдет незамеченным. Чем раньше вы сообщите о своей ошибке, тем больше будет шансов ее исправить. Умение признавать ошибки и пытаться их исправить ценится высоко, к тому же это уменьшает вероятность их повторения.
Не оправдывайтесь
Может быть огромное количество причин и оправданий для произошедшего. Они могут даже быть весьма важными и правдоподобными. Но работодателя они мало интересуют, намного важнее, что вы сделаете, чтобы не допустить этого в будущем. Все попытки снять с себя вину только понизят ваш авторитет в глазах руководства.
Делайте все, что в ваших силах
Безвыходных ситуаций не бывает. Старайтесь до последнего исправить ошибку, ведь это ваша ответственность. Переделайте документ самостоятельно, доставьте бумаги адресатам, договоритесь с клиентами о новой встречи и т.п., делайте все, что можете. Не опускайте руки и не надейтесь на кого-то еще.
Будьте готовы к последствиям
Как бы вы не старались загладить вину, какими бы искренними не были, именно вы совершили ошибку и только вам за нее отвечать. Вы всегда должны быть готовы к последствиям и принимать их следует со всей ответственностью. Даже, если ваша провинность настолько велика, что повлечет за собой увольнение, то с этим стоит смириться и никого не винить. Любая ошибка — это опыт, а опыт не бывает бесплатным. Чем мужественнее вы воспримите наказание, тем больше уважения сможете получить, а в дальнейшем и полностью реабилитироваться, и даже заработать больше доверия.
Относитесь проще
Государства исчезали и появлялись из-за человеческих ошибок, полностью избежать их невозможно. Работодатели это тоже понимают, все мы люди. Если вы допустили ошибку, то проанализируйте ее, определите как подобного можно избегать. Чрезмерные эмоции тут не помогут, и чересчур винить себя тоже не стоит. Не останавливайтесь и не расстраивайтесь, иначе у вас мало что получится.
Статья по теме: Как объяснить, что вас уволили с предыдущей работы
Щоб залишити коментар, потрібно увійти.
Человеческий фактор — специальный термин, который означает, что если вы не робот, то ошибаться — нормально. Незначительным ошибкам обычно не придают большого значения, но что делать, если вы допустили действительно серьезную оплошность?
Хватит портить себе жизнь
Как можно скорее расскажите о проблеме
Принять ответственность на себя — чаще всего страшно и стыдно. Но худшая из идей, которые могут прийти в голову в такой ситуации, — скрыть проблему или истинные причины, переложив ответственность на внешние обстоятельства или коллег.
Расскажите о том, что произошло, сразу же, когда поймете, что что-то пошло не так. Время может сыграть важную роль для решения проблемы с наименьшими потерями. В этот момент главной становится не ошибка, а то, что вы делаете, чтобы ее исправить.
Объясните ситуацию, но не оправдывайтесь
Ошибаются все. Вам не нужно оправдываться — просто признайте ошибку. Проанализируйте, какие действия привели к проблеме, и решите, как поступать в дальнейшем, чтобы она больше не повторялась.
Предложите способы, как исправить ситуацию
Несмотря на все негативные эмоции, которые чувствует любой, кто допустил серьезную ошибку, соберитесь как можно скорее и с ясной головой придумайте план спасения ситуации.
Мало принять на себя ответственность — постарайтесь предложить решение: что нужно сделать, сколько времени и ресурсов потребуется и на какой результат можно будет рассчитывать. Возможно, у вас не получится придумать хороший план сразу, но в любом случае вы должны дать понять коллегам, что работаете в этом направлении.
Правила общения с начальником
Действуйте незамедлительно
Лучшим исходом будет решить проблему самостоятельно. Даже если вам придется поработать на выходных или несколько раз задержаться вечером.
Но если вам нужна помощь коллег — не стесняйтесь ее просить. Возможно, не все обрадуются такой просьбе: напортачил один человек, а отдуваться приходится всему отделу. Но лучше, если вы попросите о помощи лично, чем если это сделает начальство в ультимативной форме.
Доведите решение проблемы до конца
Часто после первого эмоционального всплеска люди успокаиваются и пускают всё на самотек. Это подпортит вашу репутацию и у коллег, и у начальства, ведь на такое способен только невнимательный и безответственный человек. Не «забывайте» о проблеме, пока не убедитесь, что она полностью решена.
Извлеките уроки
Превратите случившееся в источник полезного опыта. Во-первых, теперь вы знаете свои слабые места или специфические особенности программ или инструкций, которые привели к ошибке. Во-вторых, вы получили дополнительный опыт в стресс-менеджменте, когда исправляли ситуацию.
Восстановите эмоциональную стабильность
Корить себя за оплошность, ощущать повышенный стресс и ответственность — нормально в таких ситуациях. Но застревать в этом состоянии и чрезмерно винить себя — вредно. Постарайтесь не поддаваться эмоциям и будьте рациональными. Скорее всего, ваш промах забудут уже через неделю-другую. Просто учтите свою ошибку на будущее и не накручивайте себя.
«Всё кончено!»: как правильно пережить увольнение
Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Иллюстрация: Gorodenkoff / Shutterstock
Что делать и как вести себя, если по вашей вине произошел серьезный провал в работе? Первое правило спасения ситуации гласит — не совершайте типичных ошибок «виноватого», способных превратить даже незначительный профессиональный просчет в большую неприятность с серьезными последствиям для карьеры. Любое положение можно исправить и даже обратить себе на пользу, если действовать быстро и четко.
Примите на себя ответственность
Ошибка, которую допускают чаще всего, — попытка перекинуть вину на кого-то другого и таким образом оправдаться. Если в действительности в случившемся виноваты прежде всего вы сами, стараться вовлечь в произошедшее всех, кого можно, лишь бы не признавать своей вины — значит усугубить ситуацию. Нет смысла обманывать себя и других. Несправедливо обвиняя коллег и оправдываясь тем, что вам «помешали», «не дали», «подвели к этому», вы совершаете ошибку, которая, возможно, в итоге будет стоить вам гораздо дороже первого промаха. Хотя бы потому, что таким образом вы рискуете нажить себе серьезных врагов.
Как бы ни было велико желание «перевести стрелки» или пытаться замолчать ситуацию, надеясь, что никто не догадается о вашей роли в произошедшем провале, не стоит ему поддаваться. При этом никто не предлагает вам брать на себя чужую вину и становиться всеобщим «козлом отпущения». Наиболее разумный и взвешенный подход к ситуации — взять на себя ответственность за то, в чем действительно состоит ваша ошибка. Причем желательно сформулировать это так, чтобы и у других не возникало искушения приписать вам «лишнее».
В зависимости от ситуации, могут потребоваться извинения. Этот момент не всегда следует воспринимать как унизительный. Правильно сделанное извинение демонстрирует скорее силу вашего характера, чем слабость, к тому же это помогает снять напряжение и часть негативных эмоций у других.
Объясните ситуацию
Как правило, люди не любят оправданий. Если неприятность уже случилась, к объяснениям часто относятся с раздражением и предубеждением, мол, что толку от них. Однако для того, кто совершил ошибку, важно объяснить свои действия. Речь не идет о фальшивых оправданиях, попытках переложить вину на других, отстраниться или замолчать свою роль в случившимся, как уже говорилось, — это не решение проблемы. В спорной, конфликтной ситуации очень важно вовремя расставить все точки над «i».
Подумайте, какие объективные причины вы могли бы привести в качестве объяснения своих решений и ошибки? Они должны быть конкретными, существенными и относиться в первую очередь к самой работе. Семейные обстоятельства, усталость или плохое самочувствие можно упомянуть, но основной упор на них делать бессмысленно. Ваши личные дела не должны мешать работе — это основное, из чего будут исходить и коллеги, и тем более руководство. Объяснение должно быть профессиональным. Его цель — показать, что вы ответственно подходите к своим обязанностям, и причина промаха не в том, что вам на них наплевать. Одним словом, ваша задача — помешать другим придумать причины вашей ошибки самим. Прежде чем кто-то объяснит ваш промах, основываясь на своих домыслах, и не с самой лестной для вас точки зрения, постарайтесь взять слово и привести свою версию событий. Объяснения должны быть краткими. И в дальнейшем желательно не возвращаться к этому разговору без особой необходимости. Любой общественный деятель знает — чем больше вы говорите, тем больше риск, что в конце концов вы скажете что-то не слишком умное. В ваших интересах ограничить разговоры на эту тему.
Восстановитесь как можно быстрее
Снова вставать на ноги и идти дальше после неудач — важный профессиональный навык. Попросив прощения у других, не забудьте простить себя сами. Не мучьте и не корите себя чрезмерно. Ошибку в работе может допустить каждый: секретарь и топ-менеджер, бухгалтер и программист. Ваша самооценка не должна падать «ниже нуля» каждый раз, когда вы ошибаетесь. В конце концов — все допускают промахи в тот или иной момент. Ни одна успешная карьера не обходится без «черных полос». Самобичевание не пойдет на пользу ни вам, ни работе.
Действуйте, чтобы решить проблему
Все мы знаем — любые действия имеют последствия. Одно неправильное решение, недосмотр или упущение может вызвать целую цепочку неприятностей, которые затронут тех, кто работает с вами, клиентов, руководство. Принятие ответственности и извинения — важный момент, но это только первый шаг, который направлен на то, чтобы хотя бы частично разрядить обстановку и не усугубить возникший конфликт. Ограничиваться им нельзя. Грош цена извинению, за которым не последуют конкретные действия по исправлению положения. Поэтому не теряйте времени и принимайтесь за работу. Хорошо продумайте, что необходимо сделать, как и когда. Для этого нужно успокоиться и трезво взглянуть на ситуацию, не поддаваясь панике. Эмоции: чувство вины, досаду, раздражение — откладываем в сторону. В данный момент важно только одно — как быстрее и эффективнее устранить проблему и при этом не создать новых трудностей. Если вы не знаете, с чего начать — просите совета. Важно также, чтобы окружающие видели, что вы готовы сделать все возможное для того, чтобы исправить свою ошибку.
Извлекайте уроки
Любую ситуацию можно превратить в полезный опыт. Для успешного профессионального будущего очень важное качество — уметь учиться на своих ошибках. Говорят, что за каждой потерей скрывается приобретение — полезный урок, нужно только его заметить. Это поможет избежать повторения подобных ситуаций. Многие ошибки имеют свойство «преследовать» нас. Чтобы этого не допустить, нужно, прежде всего для себя, разобраться в том, что случилось и запомнить все возможные «опасные» моменты на будущее. Не лишним будет также обговорить это с другими. Не обсуждать еще раз «кто прав и кто виноват», а показать, что опыт не прошел для вас бесследно и вы постараетесь впредь не повторять таких ошибок.
Доведите решение проблемы до конца
По прошествии времени стресс и негативные эмоции спадают и наше желание продолжать работу по исправлению ситуации часто тоже сходит на нет. Тем более что, как правило, она становится дополнительной к основным обязанностям. Возникает искушение пустить все на самотек: что-то сделано, остальное как-нибудь решится само. Это не лучший подход. С другой стороны, доведя начатое до конца, вы продемонстрируете и профессионализм, и ответственность. Если не все зависит от вас и часть работы приходится выполнять другим, не отстраняйтесь и не забывайте интересоваться состоянием дел. Ваше внимание к проблеме не должно ослабевать до тех пор, пока она не будет окончательно решена.
Евгения Рогачева
Работа & зарплата