Как исправить ошибки пенсионного фонда

«Активный возраст» продолжает цикл материалов о выходе на пенсию. Мы уже разобрались, как рассчитывается пенсия, что делать, если не хватает стажа и пенсионных баллов, кто имеет право выйти на неё досрочно. Сегодня адвокат Ольга Алешина подробно объясняет, как получить выписку из индивидуального лицевого счёта, проверить по ней свои пенсионные права и — если это необходимо — исправить обнаруженные ошибки.

У каждого россиянина есть индивидуальный лицевой счёт (ИЛС) в Пенсионном фонде, на котором хранится информация о стаже, зарплате, выплаченных работодателем взносах и баллах за каждый год работы. От точности этих данных зависит размер вашей будущей пенсии и срок её назначения. Если на этом счёте возникнут ошибки (например, туда не внесут полностью какой-то период работы), при выходе на пенсию вдруг окажется, что вам будут платить меньше или что вам вообще не хватает баллов или стажа. Поэтому очень важно регулярно проверять свой счёт и исправлять в нём неточности.

Индивидуальный лицевой счёт: что это и для чего он нужен

Одна из основных задач Пенсионного фонда (ПФР) — сбор и учёт сведений, которые дают право на получение страховой пенсии. Для этого каждый гражданин регистрируется в системе пенсионного страхования, после чего ему открывают индивидуальный лицевой счёт с уникальным страховым номером (СНИЛС). На этом счёте хранится вся информация о пенсионных правах и накоплениях. 

В частности, каждый работодатель обязан ежемесячно перечислять за своих работников страховые взносы, которые идут на формирование будущей пенсии, и ежегодно подавать в ПФР сведения о стаже работников. Эти данные Пенсионный фонд вносит на индивидуальный лицевой счёт гражданина. Затем их используют для определения права на пенсию и расчёта её размера. 

Раньше после открытия счёта выдавали пластиковую карточку зелёного цвета (СНИЛС). При регистрации с 2019 года подтверждающим документом стала электронная или бумажная справка, в которой указан страховой номер человека.

Проверить, действительно ли вся информация о ваших пенсионных правах на ИЛС учтена корректно, можно, заказав выписку из него.

Выписка из индивидуального лицевого счёта

В этом документе отражены все сведения, на основании которых будет назначена и рассчитана ваша будущая пенсия. В выписке указано и количество пенсионных баллов, и длительность страхового и льготного стажа; там зафиксированы периоды трудовой и иной деятельности, места работы, размер перечисленных работодателем страховых взносов и уровень зарплаты. Также в ней отражены сведения о пенсионных накоплениях и результате их инвестирования, указана компания, в управлении которой находятся ваши деньги.

Выписка нужна для того, чтобы вы знали о своих пенсионных правах. Она поможет определить, достаточно ли у вас стажа или баллов для назначения пенсии, сколько необходимо заработать ещё, принимать ли решение о «покупке» пенсионных коэффициентов. 

Вы сможете проверить свой стаж, отследить денежные отчисления работодателя на вашу будущую пенсию, узнать, в каком Пенсионном фонде вы состоите, и исправить ошибки и неточности, если они вдруг обнаружатся.

Как получить выписку из индивидуального лицевого счёта

До 2013 года Пенсионный фонд каждый год отправлял гражданам по почте извещение о состоянии их лицевого счёта (в народе их называли «письма счастья»). Такой обязанности у ПФР больше нет, поэтому выписку из индивидуального лицевого счёта придётся получать самостоятельно.

Услуга по получению выписки предоставляется бесплатно. Она доступна всем гражданам — и тем, кто свободно владеет компьютером, и тем, кто предпочитает получать документы на руки в бумажном виде. Заказать выписку из ИЛС можно одним из следующих способов.

1. Портал «Госуслуги»

Для этого необходимо иметь подтверждённую учётную запись на портале «Госуслуги». Если у вас такой записи нет, нужно зарегистрироваться там, а после этого подтвердить свою личность. Проще всего это сделать не выходя из дома, через личный кабинет или мобильное приложение банка, например в СберБанк Онлайн. Также подтверждение учётной записи возможно с помощью электронной подписи, для этого нужно будет лично дойти до Центра обслуживания пользователей портала «Госуслуги».

Для получения выписки:

  • в списке услуг найдите «Пенсии, льготы, пособия»;

  • выберите раздел «Извещение о состоянии лицевого счёта в ПФР»;

  • нажмите «Получить выписку»;

  • в личный кабинет на портале «Госуслуги» вам будет направлено извещение о состоянии индивидуального лицевого счёта — его можно просмотреть, распечатать, скачать или отправить на email.

Официальный срок оказания услуги — «в течение дня», но чаще всего это занимает несколько минут.

2. Личный кабинет на сайте Пенсионного фонда

Для использования сервиса «Личный кабинет застрахованного лица» на сайте ПФР также нужна учётная запись на портале «Госуслуги».

Для получения выписки:

  • войдите в личный кабинет;

  • выберите раздел «Индивидуальный лицевой счёт»;

  • нажмите «Заказать справку (выписку) о состоянии индивидуального лицевого счёта»;

  • после принятия запроса для просмотра результата перейдите в раздел «История обращений».

Полученную справку вы можете просто просмотреть или скачать. Получение выписки происходит в режиме реального времени и занимает несколько минут.

3. Территориальный отдел Пенсионного фонда или МФЦ

Для получения выписки также можно обратиться в территориальный отдел ПФР по месту жительства или работы. Понадобится написать заявление (его помогут заполнить работники ПФР) и предъявить паспорт или другой документ, удостоверяющий личность. Также выписку можно заказать через МФЦ. 

Срок оказания услуги составляет не более 10 рабочих дней. В большинстве случаев при обращении в Пенсионный фонд выписка выдаётся заявителю в тот же день.

4. Банки

Банки, заключившие соглашения с Пенсионным фондом, тоже имеют право выдавать своим клиентам выписки из ИЛС. Заказать выписку можно онлайн через личный кабинет, получить в ближайшем офисе или терминале банка. Получение выписки, как правило, занимает несколько минут. Например, такая услуга доступна клиентам СберБанка — при обращении вас также автоматически зарегистрируют на портале «Госуслуги», никуда больше ходить не потребуется.

5. Почта

Заявление на выдачу выписки из ИЛС можно направить в Пенсионный фонд почтой. Для этого нужно будет самостоятельно заполнить заявление, а свою подпись заверить у нотариуса. Нотариус удостоверяет вашу личность, поэтому прикладывать копию паспорта не требуется. 

Выписка будет направлена нам в течение 10 рабочих дней после получения заявления в ПФР.

Как читать выписку из индивидуального лицевого счёта

После того как вы получили выписку, внимательно с ней ознакомьтесь, проверьте свои данные и периоды трудовой деятельности. Мы расскажем, как правильно читать информацию из ИЛС.

Выписка из ИЛС состоит из нескольких разделов. 

Вводная часть

На первой странице сверху находится техническая информация: реквизиты запроса и дата, на которую сформированы запрошенные сведения. Указаны ваши ФИО, дата рождения и СНИЛС. 

Далее вы увидите вариант выбранного вами пенсионного обеспечения — формирование только страховой или страховой и накопительной пенсии.

Ниже будет указано количество индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК), которые обычно называют пенсионными баллами. Потом отражён выработанный вами стаж, учитываемый для назначения пенсии: количество лет, месяцев и дней.

Если ваша трудовая деятельность позволяет досрочно уйти на заслуженный отдых, то в отдельной таблице будут указаны периоды специального стажа работы, дающие право на льготную пенсию, со ссылкой на статью Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». (Например, работа на вредных и опасных производствах, педагогическая или медицинская деятельность, периоды трудоустройства в районах Крайнего Севера и приравненных местностях.)

Если пенсия вам уже назначена, то сведения о стаже в указанных строках отражены не будут.

Раздел 1

В первом разделе вы увидите таблицу с информацией о работодателе, периодах работы, сумме перечисленных страховых взносов и баллах, а также основаниях для досрочного назначения пенсии, за каждый год работы. 

Формирование пенсионных прав в балльной системе началось с 2015 года, поэтому данные о работе идут отдельно. За период до 2015 года указана общая продолжительность стажа и количество заработанных баллов. Периоды после 2015 года идут уже с разбивкой по годам.

Раздел 2

Во втором разделе —  данные, на основании которых рассчитано количество пенсионных баллов до 2015 года. Так, здесь вы увидите свой среднемесячный заработок за 2000–2001 годы, общий стаж до 2002 года, а также таблицы с детальной информацией о работодателях, заработке и перечисленных страховых взносах. 

В пункте 2.5 указана сумма расчётного пенсионного капитала, сформированного из страховых взносов за 2002–2014 годы, с учётом индексации. Именно этот пенсионный капитал конвертирован в пенсионные баллы, заработанные вами до 2015 года (их количество указано в разделе 1).

Раздел 3

Третий раздел появится, в случае если вы формируете пенсионные накопления в ПФР. Там указывается информация о выбранной управляющей компании (частной или государственной — Внешэкономбанк) и инвестиционном портфеле. Если вы не выбрали никакую управляющую компанию, то по умолчанию ваши пенсионные накопления находятся в доверительном управлении ГУК «Внешэкономбанк», инвестиционный портфель «Расширенный».

Вы увидите итоговую сумму с учётом её инвестирования, с распределением по источникам формирования накопительной пенсии (за счёт средств страховых взносов или взносов в рамках Программы государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений, материнского капитала).

Раздел 4

Четвёртый раздел выписки — для тех, чьи пенсионные накопления находятся в негосударственном пенсионном фонде (НПФ). Тут указано название НПФ, в который по вашему заявлению были переданы пенсионные накопления, а также общая сумма взносов, поступивших на накопительную пенсию. Сумма указана с распределением по источникам формирования, без учёта их инвестирования. Фактические суммы и результаты инвестирования в выписке не отражаются — их вы можете узнать, обратившись к своему страховщику.

Раздел 5

Пятый раздел отобразится у тех, кому пенсия уже назначена. В ней вы увидите дату установления и сумму страховой пенсии, фиксированной выплаты к ней, а также сумму накопительной пенсии (при её наличии).

Ошибки в выписке: как их обнаружить и исправить

Страховая пенсия с вашего согласия может быть назначена исходя из данных на индивидуальном лицевом счёте, без предоставления дополнительных документов. Ошибки и неточности в информации на ИЛС грозят отказом в назначении пенсии или получении выплат в меньшем размере. Поэтому в выписке из ИЛС должны быть полные и достоверные сведения о стаже, зарплате и нестраховых периодах, которые учитываются при назначении пенсии. И важно периодически, хотя бы раз в несколько лет, изучать выписку из ИЛС и проверять, что в ней написано. 

Сверьте записи из трудовой книжки с теми, что указаны в выписке. Если вы работали по гражданско-правовым договорам, при уплате заказчиком за вас страховых взносов проверьте, отражено ли это на ИЛС.

Если вы не увидели данные о стаже за текущий год, беспокоиться не надо: они вносятся на ИЛС, когда год уже закончился. Если же какие-то периоды в выписке не учтены или учтены не полностью, нужно будет скорректировать ИЛС. Как именно исправлять неточности, зависит от того, в каком году был неподтверждённый период.

До 2002 года. Для внесения недостающих сведений нужно обращаться в Пенсионный фонд по месту жительства. Нужно будет предоставить документы, которые подтверждают «недостающий» стаж. Основной из них — трудовая книжка. Если у вас её нет или в ней тоже ошибки, стаж придётся подтверждать другими документами. Это могут быть трудовые договоры, выписки из кадровых приказов (о приёме на работу, переводе, увольнении), лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Чтобы получить все эти документы, вам нужно обратиться к работодателям, периоды работы у которых требуют корректировки. Подайте руководителю организации заявление о выдаче документов в произвольной форме, указав в нём адрес для ответа и свой телефон. Работодатель обязан за три рабочих дня бесплатно предоставить бывшему работнику заверенные копии запрашиваемых документов. Во всех бумагах, подтверждающих стаж работы, должны быть номер и дата выдачи, ФИО работника, дата его рождения, место и период работы, профессия (должность), основание выдачи (приказ, ведомость, лицевой счёт или что-то другое).

Если предприятие закрылось или было реорганизовано, нужно обращаться к его правопреемнику либо в вышестоящую организацию. При ликвидации юридического лица или прекращения деятельности ИП направляйте запрос в архивную организацию города (района), куда сдаются на хранение все кадровые документы.

Периоды работы по гражданско-правовым договорам, на выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются соответствующими договорами. Также потребуется предоставить документ, который подтверждает перечисление обязательных платежей за нужный период. Он должен быть выдан работодателем или налоговым органом.

Собранные документы передайте в Пенсионный фонд (сделать это можно и через МФЦ) или отправьте их в электронном виде через личный кабинет на сайте ПФР. При обращении потребуется заполнить заявление о корректировки сведений в ИЛС — это помогут сделать сотрудники ПФР (или МФЦ). В течение 10 рабочих дней с момента подачи заявления будет принято решение о внесении недостающих или корректировки имеющихся сведений в ИЛС. О нём вас должны уведомить.

После 2002 года. За исправлением обращайтесь к работодателю, у которого вы трудились в неучтённый период. Нужно подать заявление на имя руководителя с требованием предоставить в Пенсионный фонд достоверные сведения за спорный промежуток времени. Работодатель обязан в течение пяти рабочих дней направить в Пенсионный фонд документы, которые нужны для корректировки сведений в ИЛС. В случае реорганизации работодателя обязанность переходит к его правопреемнику или вышестоящей организации. При ликвидации юрлица или прекращении деятельности ИП потребуется самостоятельно запрашивать документы в архиве и затем направлять их в ПФР.

В стаж включают и некоторые нестраховые периоды. Это отпуска по уходу за ребёнком в возрасте до полутора лет, служба в армии по призыву, выплата пособия по безработице, уход за нетрудоспособным или лицом, достигшим возраста 80 лет, некоторые другие. Они также должны быть отражены в ИЛС. При их отсутствии вы можете предоставить в ПФР подтверждающие документы (например, военный билет, справки из Центра занятости населения, копию приказа о «декретном» отпуске). 

Если какие-либо документы находятся в распоряжении государственных или муниципальных органов, подведомственных им организациях, их можно не предоставлять. В этом случае Пенсионный фонд самостоятельно затребует нужную бумагу. И тогда срок рассмотрения заявления увеличится (максимально — до трёх месяцев), о чём вас тоже должны уведомить.

Также проверьте, у кого находятся ваши пенсионные накопления. Если вы обнаружите, что ими управляет частный страховщик, а вы при этом никогда не писали никаких заявлений и не заключали каких-либо договоров, нужно принять меры к возврату накоплений в ПФР. Для этого необходимо обратиться с претензией в негосударственный пенсионный фонд, чтобы тот разъяснил, на каком основании распоряжается вашими накоплениями. Если обнаружится, что накопления переведены в этот фонд незаконно, без ваших подписей в необходимых документах, обращайтесь в суд для перевода накоплений в прежний фонд. Вернуть деньги можно и без суда, но в этом случае вы можете потерять инвестиционный доход.

Пенсионный фонд отказывается вносить исправления: что делать

При отказе в корректировке сведений ИЛС Пенсионный фонд должен указать причину отказа и разъяснить порядок обжалования. Вместе с отказом вам будут возвращены все предоставленные документы.

Если вам отказали из-за того, что не хватает каких-либо документов или информации, нужно будет собрать все недостающее и снова направить «пакет» в ПФР. Если же вы с отказом не согласны, обжалуйте его в вышестоящий орган Пенсионного фонда или сразу обращайтесь в суд. При досудебном порядке обжалования жалобу можно направить в ПФР (в том числе через МФЦ) как в письменном виде, так и с помощью сервисов (портал «Госуслуги» или личный кабинет на сайте ПФР).

Подведём итоги: краткое содержание

  • Выписка из индивидуального лицевого счёта (ИЛС) — документ, электронный или бумажный, в котором отражена информация о пенсионных правах (стаже и баллах), накоплениях и их инвестировании.

  • Свой ИЛС необходимо периодически проверять, поскольку ошибки в нём могут привести к отказу в оформлении пенсии или назначении её в меньшем размере.

  • Для проверки ИЛС нужно заказать выписку из него. Сделать это можно: в электронном виде через портал «Госуслуги», личный кабинет на сайте Пенсионного фонда или через приложение банка, в бумажном виде — при личном визите в ПФР или МФЦ.

  • При изучении выписки проверьте способ формирования пенсии, сверьте свой стаж с трудовой книжкой, посмотрите, учтены ли иные периоды, обратите внимание на количество баллов и пенсионные накопления.

  • При обнаружении ошибок их можно исправить: если неточности приходятся на время до 2002 года — обратитесь в ПФР с подтверждающими документами, после 2002 года — к работодателю, у которого вы трудились в период, не учтённый в выписке.

  • За подтверждающими стаж документами нужно обращаться к работодателю, при его реорганизации — к правопреемнику, при ликвидации организации — в архив.

сзв корр

В Пенсионном фонде у каждого гражданина имеется индивидуальный лицевой счет (ИЛС). Страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) указан на зеленой пластиковой карточке.

Индивидуальный лицевой счет в ПФР похож на кошелек. В него складываются данные о стаже, зарплате, страховых взносах.

По задумке чиновников, потом из этих накоплений должна рассчитываться пенсия.

Следует отметить, что накопления ни лицевом счете гражданина – в-основном, дело рук работодателя. Именно работодатель ежемесячно перечисляет страховые взносы за работников.

Исключение составляют ИП, которые платят фиксированные взносы за себя сами, и добровольцы, которые самостоятельно пополняют свой лицевой счет.

Корректировка сведений физлицом

Работник может самостоятельно проверить сведения
о стаже, зарплате, страховых взносах, которые имеются у Пенсионного фонда.

Данные лицевого счета в виде выписки СЗИ-ИЛС
можно запросить у ПФР:

  • в личном кабинете на портале госуслуг,
  • в личном кабинете на сайте ПФР,
  • при личном посещении территориального органа ПФР.

Если в выписке СЗИ-ИЛС учтены не всё, то нужно сдать в Пенсионный фонд заявление о корректировке сведений индивидуального лицевого счета.

Как физлицу заполнить заявление и какие приложить к нему документы читайте здесь.

Корректировка сведений работодателем

Работодатели (организации и индивидуальные предприниматели) обязаны ежегодно предоставлять в ПФР сведения на всех работников – форму СЗВ-СТАЖ.

Если такие сведения содержат неточность или ошибку – то пострадать может, прежде всего, работник. Поэтому важно правильно и своевременно эту ошибку устранить.

Для исправления или корректировки сведений предусмотрена форма СЗВ-КОРР.

Одновременно с формой СЗВ-КОРР представляется и опись по форме ОДВ-1. Данные формы утверждены постановлением Правления ПФР от 06 декабря 2018 г. № 507п.

Когда нужно подать корректировку?

Корректировка представляется, если нужно уточнить или отменить данные, учтенные на индивидуальных лицевых счетах (ИЛС) застрахованных лиц. Например, если были ошибки в сведениях о страховом стаже работника, его заработке, начисленных и уплаченных за него страховых взносах, которые были переданы в ПФР.

Для уточнения сведений персучета и определения нужной формы СЗВ удобно использовать следующую таблицу.

На практике чаще всего либо корректируется стаж застрахованного лица, либо добавляется «забытый» сотрудник.

Причем по забытым сотрудникам действует следующее правило.

  • для представлений сведений за периоды до 01.01.2017 года нужно сдать форму СЗВ-КОРР с типом «ОСОБ»
  • для представления сведений за периоды с 01.01.2017 года – форму СЗВ-СТАЖ с типом «ДОП».

СЗВ-КОРР представляется в отношении только тех физлиц, сведения по которым корректируются, отменяются или дополняются.

Как заполнить форму СЗВ-КОРР?

Форма СЗВ-КОРР состоит из шести разделов.

В шапке формы нужно указать тип сведений:

  • КОРР
    (корректирующая) – для уточнения ранее представленные и учтенных на лицевом счете данных. Для этого заполняются разделы 1 — 3 и хотя бы один из разделов 4 — 6 формы.
  • ОТМН
    (отменяющая) – для отмены ранее представленных данных. В этом случае нужно заполнить только разделы 1 и 2.
  • ОСОБ
    (особая) – для сдачи сведений о работнике за периоды до 01.01.2017 года, если в ранее представленной отчетности данных по нему не было.

Для правильного выбора типа сведений удобно использовать следующую схему.

Далее необходимо указать два отчетных периода:

  • Отчетный период, когда обнаружена ошибка;
  • Отчетный период, за который корректируются сведения.

Заполнив шапку отчета, переходим к заполнению разделов формы. Разделы 1-2 заполняются для всех типов, остальные разделы – в зависимости от ошибки.

В разделе 1 нужно указать сведения о страхователе, причем дважды – в отчетном и корректируемом периодах.

В разделе 2 указываются сведения о работнике, данные по которому корректируются, удаляются или, наоборот, добавляются.

В разделе 3 заполняется для особых и корректирующих типов форм.

Раздел 4 заполняется, когда нужно изменить данные о заработке физлица, начисленных и уплаченных страховых взносах. При этом графы 1-6 заменяют данные, учтенные на ИЛС, а графы 7-13 – дополняют ранее представленные данные.

Разделы 5 и 6 заменяют данные, учтенные фондом на лицевых счетах. При этом раздел 5 нужно заполнить для корректировки данных по работникам, занятых на вредных и опасных работах. Раздел 6 заполняется при изменении страхового стажа физлица.

Пример. Порядок заполнения СЗВ-КОРР

Если ошибка была в расчете взносов на ОПС, придется сдать в ПФР (до 2016 года) или в налоговый орган (с 2017 года) уточненный расчет по страховым взносам.

Исправление самых распространенных ошибок

  1. В исходной форме был лишний человек.
    Нужно подать отменяющую СЗВ-КОРР, заполнив только разделы 1 и 2.
  2. В данных, представленных в ПФР, у застрахованного лица неверно указан страховой стаж.
    Нужно сдать форму СЗВ-КОРР с типом формы «корректирующая» и отражением правильного стажа. При этом нужно заполнить разделы 1, 2 и 6. В разделе 6 нужно указать все периоды работы, в том числе и те, где не было ошибок.
  3. На работника не сданы сведения в ПФР.
    Если сведения отсутствовали в отчетности за периоды до 2016 года включительно, тогда сдается СЗВ-КОРР с типом сведений «ОСОБ». За 2017 год и более поздние отчетные периоды нужно подать форму СЗВ-СТАЖ с типом «Дополняющая».
  4. При заполнении особой формы необходимо указать все данные о выплатах работнику и его стаже.

  5. Допущены ошибки в суммах начисленных и уплаченных страховых взносов на ОПС.
    Для исправления ошибки в расчете страховых взносов за 2014 – 2016 годы нужно сдать в ПФР уточненный РСВ-1. Придется еще представить СЗВ-КОРР с типом КОРР, заполнив раздел 4.
    Начиная с 2017 года для исправления ошибки в расчете по взносам на ОПС необходимо подать уточненный расчет по страховым взносам в налоговую инспекцию.

Сроки сдачи корректировки

Нужно подать форму СЗВ-КОРР сразу же, как только были обнаружены ошибки. За представление неполных или неверных данных о застрахованном лице предусмотрен штраф в размере 500 руб. за каждое застрахованное лицо.

Обращаем внимание, что Письмом от 28.03.2018 Пенсионный фонд разъясняет, что к страхователю не применяется штраф, если он самостоятельно выявил ошибку в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении работника и представил форму СЗВ-КОРР. Однако санкции, по мнению ПФР, не применяются лишь в том случае, если корректируются именно ранее представленные сведения на конкретное застрахованное лицо. Если же работодатель представил дополняющую форму на лицо, в отношении которого за отчетный месяц данные не сдавались, то штраф!

На наш взгляд, у страхователя, обнаружившего ошибку до того, как ее обнаружили ревизоры ПФ, отсутствует состав правонарушения в связи с реализацией права на самостоятельное выявление и исправление неполных сведений о застрахованных лицах. Но данную позицию скорее всего придется защищать.

Вот мы и добрались до завершающей статьи о пенсии — в предыдущих уже разобрались, что означает пенсионная реформа и балльная система, а также научились читать выписку и обращать внимание на ошибки. Если вы пропустили эту информацию — советую прочитать здесь и здесь. А для того, чтобы сейчас рассчитать размер пенсии, нужно скачать выписку можно на сайте ПФР или на портале Госуслуги (ищем через поиск — «Извещение о состоянии лицевого счёта в ПФР»):

ЗАКАЗАТЬ ВЫПИСКУ ИЗ ИЛС

* потребуется авторизация через подтверждённый профиль на Госуслугах

Как исправить ошибки в выписке?

В процессе изучения своей выписки нашли ошибки? Постарайтесь исправить всё как можно раньше. Иначе при выходе на пенсию вам неправильно рассчитают её размер или даже откажут в назначении.

  • Если ошибка в личных данных — ФИО, дата рождения

Обращайтесь в Пенсионный фонд — лично или через онлайн-кабинет на сайте ПФР/Госуслуг. К заявлению приложите подтверждающие документы: копию паспорта, свидетельства о регистрации брака. В течение 10 рабочих дней ПФР внесет изменения в сведения и сообщит вам об этом.

  • Если ошибка в рабочих периодах до 2002 года

Обращайтесь в Пенсионный фонд — лично или через кабинет на сайте ПФР. К заявлению приложите копии подтверждающих документов: трудовую книжку, трудовые договоры, справки из службы занятости, выписки из кадровых приказов о приёме на работу/увольнении/переводе, платёжки, выданные работодателем или налоговой. В течение 10 рабочих дней после подачи заявления ПФР примет решение об изменении имеющихся сведений в ИЛС и сообщит вам об этом.

Иногда за подтверждающими документами приходится обращаться к бывшим работодателям. Для этого в свободной форме подайте заявление нынешнему руководителю организации. За 3 рабочих дня вам предоставят заверенные копии запрашиваемых документов, где должны быть указаны ваши ФИО, дата рождения, место и период работы, должность, основание и дата выдачи бумаги.

Если место работы было реорганизовано — обращайтесь к правопреемнику. Если предприятие/ИП было ликвидировано или закрыто — в архивную организацию города/района, куда передаются на хранение все кадровые документы.

скачать заявление о корректировке сведений можно на сайте ПФР

  • Если ошибка в рабочих периодах после 2002 года

Обращайтесь непосредственно к работодателю — подайте заявление на имя руководителя с требованием предоставить в Пенсионный фонд достоверные сведения за неучтённый период работы. В течение 5 рабочих дней работодатель направит в Пенсионный фонд документы, которые нужны для корректировки сведений в ИЛС.

Если неучтённое место работы было реорганизовано — обращайтесь к правопреемнику. Если предприятие/ИП было ликвидировано или закрыто — в архивную организацию города/района, куда передаются на хранение все кадровые документы.

Если ошибка в нестраховых периодах — служба в армии, декретный отпуск, получение пособия по безработице и т. д.

Обращайтесь в Пенсионный фонд лично или через кабинет на сайте ПФР. К заявлению приложите подтверждающие документы: военный билет, справки из Центра занятости населения, копию приказа о «декретном» отпуске.

Если у вас нет подтверждающих документов — они находятся в распоряжении государственных или муниципальных органов, тогда Пенсионный фонд самостоятельно затребует их при получении заявления. Но процесс рассмотрения при этом займёт до 3 месяцев.

  • Если ошибка в сведениях о накопительной части пенсии

Если вы увидели, что ваши пенсионные накопления находятся в частном пенсионном фонде, но уверены, что не переводили их туда — пишите претензию непосредственно в этот фонд. Вам обязаны разъяснить, на каких основаниях деньги оказались у них.

Если накопления были переведены незаконно — подавайте иск в суд о возврате денег в прежний фонд, прикрепив копию разъяснения. Перевести средства можно и без судебных разбирательств, написав заявление в нужной организации Но в таком случае вы потеряете инвестиционный доход — а значит, размер накоплений будет меньше.

Как самостоятельно рассчитать размер пенсии?

Объясню на примере нашей ученицы — из выписки потребуется только величина ИПК:

Вспомним, как выглядит формула страховой пенсии:

(без учёта накопительной части)

где:

А — пенсионные баллы, или величина ИПК = 73,790

В — стоимость пенсионного балла в 2022 году = 107,36

С — фиксированная выплата в 2022 году = 6 564,31 рублей/месяц

Коэффициенты В и С устанавливаются государством и могут меняться из года в год.

Подставляем данные:

73,790 * 107,36 + 6 564,31 = 14 486,40 рублей

Столько будет получать ученица, если уже завтра выйдет на пенсию. Но официальный пенсионный возраст в России для женщин — 60 лет. То есть, в запасе есть ещё 5 лет и кажется, что за это время размер выплат вырастет. Давайте посмотрим:

Ученица не планирует в ближайшие 5 лет менять место работы, поэтому для прогноза возьмём количество баллов, начисленных за 2021 год при среднемесячном заработке в 35 000 рублей + выплаты за патент

В нашем случае за 2021 было заработано 3,286 баллов *

* для прогноза можно взять среднюю величину ИПК за предыдущие 3 года, и уже получившееся значение умножить на количество лет, оставшихся до выхода на пенсию

В результате: 73,790 + (3,286 * 5 лет) = 90,22 — величина ИПК через 5 лет. Подставляем в пенсионную формулу и получаем:

90,22 * 107,36 + 6 564,31 = 16 250,33 рублей

Также у ученицы есть накопительная пенсия, которая рассчитывается по формуле:

НП = ПН / Т,

где:

ПН — сумма средств пенсионных накоплений

Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты НП = 264 месяца

Вычисляем, что 218 607,78 / 264 ~ 828 рублей будет добавлено к страховой пенсии. Итого:

16 250,33 + 828 = 17 078,33 рублей

Когда ученица увидела прогноз — первое, что она сказала: мне едва хватит этих денег на оплату ЖКХ и еду! А ещё же лечение, и я хотела на море ездить…

Вот и вы, когда посчитаете пенсию — задайте себе вопрос:

«Насколько комфортно я буду жить в старости? Хватит ли этих денег на оплату ЖКХ, медикаментов, врачей, продуктов питания? А что насчёт отдыха, хобби, путешествий и подарков?»

Не нравится цифра, которая получилась? Ведь мы все надеемся, что на пенсии будем активными, работоспособными и весёлыми, но давайте начистоту…

Мы просто надеемся прожить спокойную и счастливую старость, когда:

  • не нужно переживать о том, что не хватает денег на еду
  • можно путешествовать по стране и миру
  • можешь позволить подарить хорошие подарки себе, детям и внукам
  • выбираешь врача по его экспертности и качеству лечения, а не по принципу «лишь бы бесплатно»
  • не боишься, что завтра отключат свет/воду/газ за очередную неуплату
  • знаешь, что прожил достойную жизнь, обеспечил старость себе и будущее своим детям

А добиться этого можно 2 способами:

  • Докупить недостающий стаж. В 2022 году дополнительный год стажа и 1,076 балла обойдутся в 34 445 рублей для самозанятых и 36 669,60 рублей для остальных. Но сильно это размер ваших пенсионных выплат не изменит 😉
  • Самостоятельно позаботиться о накоплениях на пенсию. Ещё лучше — совместить приятное с полезным и оформить полис накопительного страхования жизни. За 10-15-25 лет вы сможете накопить от 100 000 до 1 500 000 рублей + обеспечить себя страховыми выплатами в случае травмы или болезни.

Именно второй способ выбрала наша ученица и оформила на 10 лет полис НСЖ, размер страховых взносов — 27 000 рублей/год

Через 10 лет она получит накопленные 150 000 рублей + в течение действия полиса обеспечит себя финансовой защитой. Теперь в случае диагностирования смертельного заболевания или получения инвалидности ученице будет выплачена компенсация по 150 000 рублей. А за каждую травму — % от 150 000 рублей, в зависимости от степени повреждения. И при этом по истечению действия договора она также заберёт накопленные 150 000 рублей!

Но размер страхования также сильно зависит от возраста. То есть, чем раньше вы начнёте и чем больше будет величина ежегодных взносов — тем ощутимее сумму вы получите по итогу:

Например, другая клиентка — 40 лет, врач. Оформила полис НСЖ на 25 лет, размер страховых взносов — 80 700 рублей/год. 

В 65 лет она получит накопленные 1 500 000 рублей, а в случае диагностирования смертельного заболевания/получения инвалидности страховая компания выплатит ей по 500 000 рублей. А за каждую полученную травму — % от этих 500 000 рублей, в зависимости от степени повреждения.

И вы тоже можете так — записывайтесь на бесплатную онлайн-консультацию с разбором выписки и подбором программы для пенсионных накоплений:

ЗАПИСАТЬСЯ НА БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ

А если вы думаете, что ошиблись в расчётах — узнать размер пенсии и прогнозы можно в специальном калькуляторе на сайте ПФР:

ПЕНСИОННЫЙ КАЛЬКУЛЯТОР

* потребуется авторизация через подтверждённый профиль на Госуслугах

Дата публикации: 18.10.2022

На каждое лицо, застрахованное в системе обязательного пенсионного страхования, в Пенсионном фонде открывается индивидуальный лицевой счет, на котором фиксируются данные о стаже и заработке гражданина.

Пенсионный фонд РФ постановлением от 28.06.2021 №232п утвердил регламент предоставления государственной услуги по приему от застрахованных лиц заявлений о корректировке и внесении дополнений  в индивидуальный лицевой счет.

Госуслуга предоставляется гражданам в отношении:

  • заработка за периоды до 1 января 2002 года;
  • страхового стажа, в том числе иных периодов, включаемых в страховой стаж (например, периоды прохождения военной службы, ухода родителя за ребенком до полутора лет, ухода трудоспособного гражданина за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим возраста 80 лет и др.);
  • сведений о трудовой деятельности за периоды работы до 1 января 2020 года, записи о которых содержатся в трудовой книжке.

Гражданин может обратиться клиентскую службу ПФР лично, либо сделать это в электронной форме через личный кабинет застрахованного лица на официальном сайте ПФР и Едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ). При этом услуга оказывается экстерриториально, обратиться можно в любой территориальный орган ПФР.

При обращении в орган ПФР необходимо представить заявление, документ, удостоверяющий личность, а также документы, подтверждающие основания для корректировки сведений, в том числе:

— о периодах работы, включаемых в страховой стаж;

— о стаже на соответствующих видах работ, дающем право на досрочное назначение страховой пенсии;

— о периодах работы в сельском хозяйстве, дающей право на установление повышения размера фиксированной выплаты к пенсии, о периодах работы в районах Крайнего Севера и другие.

При направлении заявления в форме электронного документа прикладываются копии указанных документов.

Срок предоставления госуслуги —  10 рабочих дней со дня приема органом ПФР заявления о корректировке сведений. Если заявление подано через сайт ПФР или ЕГПУ, то оно регистрируется автоматически в день подачи заявления.

Вместе с тем предусмотрено приостановление срока рассмотрения заявления гражданина на срок до трех месяцев в случае проведения территориальным органом ПФР проверки документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

Результатом предоставления государственной услуги является внесение уточнений (дополнений) корректировки сведений в ИЛС либо отказ в корректировке сведений ИЛС. О результатах принятого органом ПФР решения гражданин информируется способом, указанным в заявлении.

Сведения индивидуального лицевого счета гражданина послужат основой для установления ему страховой пенсии, а их полнота и достоверность позволит не только максимально упростить процедуру назначения пенсии, но и повлияет на ее размер.

Корректировка персонифицированных сведений в 2023 году производится по правилам из приказа ФНС № ЕД-7-11/878@. Расскажем о том, как по этим правилам дополнить отчет недостающими сведениями, аннулировать лишние или исправить ошибочные данные.

Дополняем недостающие данные

При оформлении корректировки персонифицированных сведений действует особое правило по объему представляемой информации: 

Покажем на примере, как производить корректировку персонифицированных сведений в 2023 году, если в представленный налоговикам отчет были включены данные не в полном объеме.

Пример 1

Бухгалтер ООО «Сигма»» обнаружил ошибку в представленных персонифицированных сведениях за май 2023 года — он не включил в отчет сотрудницу Авдееву А. Н., ушедшую в декрет.

В период декретного отпуска и отпуска по уходу ребенком до трех лет сотрудницы, трудовые отношения с которыми не прекращены, относятся к застрахованным лицам и подлежат отражению в персонифицированных сведениях (п. 1 ст. 7 закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ; п. 1 ч. 1 ст. 2 закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ; п. 1 ч. 1 ст. 10 закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ).

Как бухгалтер оформил корректировку:

  • заполнил титульный лист в обычном порядке с проставлением в поле «Номер корректировки» значения «1—« (сведения корректируются впервые после подачи исходного отчета);
  • по строкам 020–060 отразил персонифицированные данные сотрудницы, находящейся в декрете;
  • по строке 070 поставил прочерк, т. к. в отчетном месяце работодатель начислений в пользу этого физлица не производил. 

Напомним, что в корректировочный отчет не нужно заново включать всех физлиц, указанных в первоначально представленных перссведениях, а только тех, сведения по которым дополняются.

Аннулируем сведения

Если в отправленных налоговикам перссведениях оказались избыточные данные (например, в отчет попали незастрахованные лица), представленные сведения будут ошибочными. Нужно ли сдавать корректировку персонифицированных сведений в этом случае?

В подобной ситуации сданный отчет придется уточнить. По правилам из приказа ФНС для аннулирования внесенных по ошибке данных по отдельному физлицу необходимо:

  • в поле 010 проставить признак аннулирования «1»:
  • заполнить строки 020–060 данными о физлице;
  • по строке 070 поставить прочерки.

Пример 2

В июле 2023 года учредителю ООО «Технополис» Караваеву Евгению Петровичу были начислены и выплачены дивиденды за первое полугодие в сумме 150 000 руб. При оформлении перссведений за этот месяц бухгалтер по ошибке включил в них данные об этом физлице и выплаченной ему сумме.

Бухгалтер не учел, что дивиденды не облагаются страховыми взносами (ст. 420 НК РФ), а учредитель не застрахованное лицо, так как не работает в компании по трудовому или гражданско-правовому договору. В персонифицированных сведениях такое физлицо отражать не нужно.

Как откорректировать персонифицированные сведения в 2023 году в таком случае? Для исправления ошибки бухгалтеру следует аннулировать данные об учредителе в представленном отчете с помощью подачи корректировки:

  • взять для этого обычный бланк «Персонифицированные сведения о физических лицах» из приказа ФНС № ЕД-7-11/878@ (форма по КНД 1151162);
  • заполнить по общим правилам титульный лист, проставив номер корректировки в отведенном для этого поле;
  • в разделе «Персональные данные…» в поле 010 проставить код «1» (признак аннулирования сведений);
  • перенести из исходного отчета данные по Караваеву Е. П. в строки 020–060;
  • поставить прочерки по строке 070. 

Напомним, что в строку 070 не попадают выплаты, не признаваемые объектом обложения страховыми взносами в соответствии с пп. 4–8 ст. 420 НК РФ: выплаты по договорам аренды, займа, дарения, купли-продажи, мены (письмо УФНС по Москве от 07.02.2023 № 27-16/013080@).

Эти правила следует учитывать как при заполнении исходных отчетов, так и при корректировке персонифицированных сведений в 2023 году.

Исправляем ошибки

Для исправления ошибок в представленных персонифицированных сведениях применяются правила п. 3.3 приложения № 4 к приказу ФНС № ЕД-7-11/878@: 

В этой ситуации на одно физлицо, сведения по которому корректируются, нужно заполнить два блока персданных:

  • блок для аннулирования первичных ошибочных данных — с признаком «1» в поле 010, заполненными строками 020–060, нулевой строке 070;
  • блок с верными сведениями — с заполнением данных по физлицу (строки 020–070).

ВАЖНО! В поле 070 «Сведения о сумме выплат…» не может быть отрицательных значений. При перерасчете начисленных выплат в сторону уменьшения (если это произошло после сдачи перссведений в инспекцию) подаются уточненные сведения на данное физлицо за период, в котором произведены исходные начисления.

Дополнительные разъяснения о порядке представления корректировки персональных сведений вы можете найти в материалах системы «КонсультантПлюс». Там же можно посмотреть образец уточненки бесплатно, оформив пробный доступ.

Срок и способ отправки корректировки

Когда и как сдать корректировку персонифицированных сведений в 2023 году? Специальной даты для подачи уточненного отчета ФНС не предусмотрела. Исправить, аннулировать и (или) дополнить исходные сведения необходимо в кратчайшие сроки после обнаружения. Но одно правило следует учесть:

К примеру, отправить в инспекцию уточненные персонифицированные сведения за июль 2023 года можно до сдачи РСВ за 9 месяцев 2023 года. Корректировать сведения после отправки РСВ не имеет смысла — ИФНС получит все необходимые данные из полученного расчета.

Способ отправки в инспекцию откорректированных перссведений в законе не прописан. Логичным вариантом было бы использование того же способа, что и для исходных персональных сведений. Напомним, что работодатели, у которых более 10 работников, представляют персонифицированные сведения о физлицах в электронной форме по ТКС.

Подробнее о штрафе за персонифицированные сведения о физлицах в 2023 году, читайте здесь.

Итоги

Для аннулирования данных в ранее представленных персонифицированных сведениях нужно подать уточненку: проставить на титульном листе номер корректировки, код «1» в поле 010, заполнить сведения о физлице по строкам 020–060, а по строке 070 проставить прочерк. Для добавления недостающих данных требуется заполнить строки 020–070. Ошибочные данные корректируются одновременным заполнением по одному физлицу двух блоков: аннулирующего неверные данные и содержащего достоверные перссведения.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить ошибки windows cmd
  • Как исправить ошибка входа недействительная сессия
  • Как исправить ошибки оперативной памяти windows 10
  • Как исправить ошибки windows 10 через командную строку
  • Как исправить ошибка видеосистемы