Как исправить ошибки детства

Синдром недолюбленного ребенка: как исправить ошибки родителей (и не повторить их)

Часто бывает так, что родители, которых не научили любить в детстве, также не могут в полной мере дарить необходимые эмоции своим детям, продолжая следовать программе, передающейся из поколения в поколение. Вместе с психологом разбираемся, что такое синдром недолюбленного ребенка, и как с ним работать.

Синдром недолюбленного ребенка — явление в психологии, которое характеризуется наличием проблем во взрослой жизни человека, детство которого было далеко от идеала. Часто этот синдром становится «династической» особенностью — родители, которые не смогли дать своим детям достаточно любви, также не научили их тому, как им воспитывать собственного ребенка, в результате чего появляется программа, передающаяся из одного поколения в следующее. Вместе с психологом Евгенией Зубаревой подробнее изучаем вопрос и разбираемся, что делать.

Первое, что важно сказать в контексте темы синдрома недолюбленного ребенка — невозможно научить читать, если сам не знаешь алфавит. Иными словами, вы не сможете научиться дарить любовь своему ребенку, если сами не получили ее от своих родителей. 

Опираясь на свой опыт практикующего психолога, могу отметить, что наличие неврозов или невротических состояний в 90% случаев обнаруживаются у тех групп людей, которые недополучили эмоциональной близости от своих родителей в детстве. Синдром недолюбленного ребенка, как правило, влияет на фундаментальные аспекты личности, такие как самооценка, социализация в обществе, эмоциональный интеллект. Если ребенок испытывал недостаток чего-либо в детстве, то он, несомненно, будет пытаться компенсировать это во взрослом возрасте, сам того не осознавая. Многие из таких людей на протяжении всей жизни отчаянно пытаются закрыть пустоту внутри, ожидая, что кто-то другой появится и полюбит, поддержит, похвалит, защитит, позаботится. Однако чаще всего этого не происходит, и надежды так и остаются призрачными мечтами.

Недолюбленный ребенок, будучи взрослым, стремится доказать миру, что он хороший, что он заслуживает, чтобы его любили и принимали. При этом, добившись успеха, такие люди начинают обесценивать собственные достижения, не позволяя себе быть счастливыми. Внутри их души находится пустота, которая может существовать на протяжении всей жизни, причиняя внутренние страдания — именно поэтому попытки удовлетворить свою потребность в любви будут продолжаться снова и снова. Такие люди часто занимают позицию «Спасателя», компенсируя недополученную близость через помощь окружающим, и «Тирана», который предпочитает завоевывать любовь силой.

Другая сторона недолюбленности в детстве — низкая самооценка, комплексы, ранимость. Все это вызывает глубокие душевные переживания, мешающие добиваться целей, результатов. В критических случаях подобные травмы приводят к невозможности социализироваться в обществе, социофобии, проблемам с психикой, например, депрессии, неврозам, тревожным состояниям, поскольку для таких людей возможность быть отвергнутыми представляется самым страшным испытанием, которое приводит к тому, что люди попадают в ловушку собственного разума.

Рассмотрим десять основных признаков наличия у взрослого человека синдрома недолюбленного ребенка:

  • Неумение быть счастливым

  • Недоверие к окружающим людям и миру в целом

  • Невротические отношения, абьюз 

  • Склонность к зависимостям (расстройства пищевого поведения, злоупотребление алкоголем, трудоголизм)

  • Боязнь ошибиться, перфекционизм, наличие синдрома отличника (читайте также: Синдром отличницы: почему навязанные обществом стандарты мешают карьере и личному счастью)

  • Проблемы с воспитанием собственных детей

  • Низкая самооценка

  • Сложности в управлении и проявлении эмоций

  • Ранимость

  • Проблемы с психикой (тревожность, панические атаки, депрессия).

Если вы обнаружили у себя более трех признаков из списка, пора задуматься о работе со специалистом, так как самостоятельно проработать эти проблемы очень тяжело. Важно понимать, что во взрослом возрасте «долюбить», защитить, понять, и принять себя можете только вы сами, и пока этого не произойдет, в вашей жизни будут повторяться неудачные сценарии, а внутренняя боль никогда не утихнет. Обратите внимание и на то, как вы себя проявляете в отношениях со своими детьми — проработав собственные травмы, вы сможете дать своему ребенку то, чего так не хватало вам в детстве.

Евгения Зубарева

Клинический психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт

Фото: Getty Images

Как отпустить детские травмы и начать решать взрослые проблемы

Сегодня посещением психолога и саморазвитием уже никого не удивить: мы с удовольствием исследуем собственные паттерны, закрываем гештальты и выявляем детские травмы. Достаточно ли выявить причины наших неудач в детстве? Нет. Рассказываем, какие шаги следует предпринять дальше.

Многие из нас только во взрослом возрасте учатся распознавать чувства или задумываются о своем истинном призвании. Корни этих проблем кроются в нашем опыте развития: в том, в какой семье мы росли, как с нами обращались, чему учили или к чему принуждали.

В поиске ответов мы обращаемся к психологам или специальной литературе. Иногда благодаря этому получается откровенно поговорить с родителями о вещах, которые не обсуждались в детстве, — об обиде, злости или о каких-то ситуациях, когда мы нуждались в защите или поддержке. Иногда не получается — признавать право на чувства и осознавать влияние неудовлетворенных детских потребностей на сегодняшнюю жизнь приходится в разговоре с психологом или наедине с собой.

Так проходит первый этап саморазвития: причины неудач найдены, виноватые определены и чувства разблокированы. На нем мы испытываем вдохновение и удивление от открытий, чувствуем, как зажатые переживания получают свободу, и обретаем понимание, почему живем так, а не иначе. Появляется соблазн на этом остановиться, ведь «все уже понятно». Достаточно ли такого понимания? Нет, впереди ждет не менее серьезная задача — найти в себе ресурсы, чтобы выстроить новую жизнь и освободиться из плена детских травм.

Что мешает сделать следующий шаг

В психотерапии и саморазвитии важнее научиться делать по-другому, а не найти причины неудач. Это сложно, потому что приходится честно взглянуть на то, что мы делаем со своей жизнью.

Люди так устроены: мы хотим изменений и в то же время хотим, чтобы все осталось по-прежнему. Старые сценарии, какими бы они деструктивными ни были, привычны. Родные и, главное, работающие! Они появились не просто так, а тогда, когда это было нужно и помогало нам адаптироваться, выжить в тех обстоятельствах прошлого. В тот момент это был наилучший доступный вариант приспособления.

Естественно, на пути к изменениям мы так или иначе возвращаемся к старым сценариям, ведь это знакомая дорожка и наработанные навыки. К тому же мы не знаем, как будут работать новые сценарии, и боимся неизвестности.

Желание изменить жизнь приводит нас к изучению себя — и, соответственно, не всегда к приятным новостям

Мы узнаем о своих недостатках или негативных чертах характера и вдруг оказываемся не такими хорошим людьми, какими хотели бы быть. А так как защитные механизмы психики стоят на страже нашего представления о себе и о мире, то мы предпочитаем отказываться от неприятных новостей. То есть оставаться в той точке, где знаем все о своих травмах, и продолжать жить в роли жертвы обстоятельств, но уже искусно используя вторичные выгоды.

Необходимо набраться смелости, чтобы сделать следующий шаг. Обрести новый опыт, познакомиться с настоящим собой, увидеть возможности и преимущества взросления.

Как перестать утопать в детских травмах

Чаще всего хочется изменить жизнь, а не себя самого. Так, мы в глубине души надеемся, что когда скажем о своих чувствах, то изменим другого человека или его поведение. Парадокс в том, что ожидать изменений следует от себя, нужно замечать, что происходит именно с нами, когда мы говорим о своей злости или обиде.

Способность замечать и выражать чувства крайне важна, потому что за чувствами скрываются наши потребности и желания, в них скрывается энергия для реализации целей и потенциала. Но одного этого недостаточно — необходимо уловить сопутствующие им изменения во внутреннем мире. То, какие потребности и ресурсы мы обнаруживаем. Осознать, какие потребности уже не будут удовлетворены, и оплакать их, признать реальность, встретиться с ней лицом к лицу.

Заметить чувства и сказать о них — подготовительный шаг, следующий — осмыслить ответственность за свои действия и выбор, затем — научиться делать по-другому

Например, вы смогли сказать своим родителям, что злитесь на них за то, что они требовали приносить домой исключительно пятерки и сформировали у вас комплекс отличницы. Следующий шаг принадлежит уже вам, а не родителям — заметить, как вы выбираете отказаться от интересного проекта в страхе сделать его неидеально. Переступить через страх, взять проект и сделать, учась ориентироваться на собственное удовольствие от процесса, а не на внешнюю оценку. Заметить, как сейчас вы осуждаете за ошибки себя и других, приложить усилие и взглянуть на ошибки как на приобретение опыта. Честно признаться себе, что оправдываете детскими травмами застой и избегаете ответственности за свою жизнь.

Для формирования нового качества жизни следует методично создавать новые привычки. Нам хочется быстрых и безболезненных изменений, но стоит подготовиться к тому, что иногда мы можем двигаться с «черепашьей» скоростью, то и дело натыкаясь на препятствия. Важно замечать свои маленькие шаги и закреплять хрупкие успехи для того, чтобы действительно что-то поменять. Возможно, придется попробовать разные варианты сценариев в поисках подходящего, менять маршруты и задавать себе новые вопросы.

Любава Кобылинская-Ващук

Психолог, гештальт-терапевт, аккредитованный терапевт Европейской ассоциации гештальт-терапии, член Российской психотерапевтической ассоциации и Общества практикующих психологов «Гештальт-подход»

Страница ВК

Дата публикации:18 июня 2023

Психотравмы из детства: как они портят нам всю оставшуюся жизнь

Становясь взрослыми, мы стараемся забыть проблемы и переживания детства. А вот они нас помнят долго и могут портить жизнь еще не один десяток лет. Конечно, изменить прошлое невозможно, но можно посмотреть на него иначе, многое переосмыслить и понять. А иногда даже извлечь пользу.

3 декабря 20202

Исправлять детские проблемы во взрослом возрасте может быть сложно и болезненно. Настолько, что многих привлекает другой вариант решения проблемы — просто обвинить во всем родителей. «Вы занимались только собой, я видела вас по праздникам, а теперь хотите, чтобы я создала счастливую семью? Да я же не знаю, что это такое!» По сути, подобные заявления справедливы. Ведь 90 процентов того, что мы имеем во взрослом возрасте, приобретается в раннем детстве. И именно родители отвечают за наш характер, взгляды на жизнь, умение строить отношения с людьми и многое, многое другое.

Родительский пример усваивается с младенчества — большей частью неосознанно, но очень прочно. Так что своими талантами, успехами в любых областях жизни, достижениями мы в значительной степени обязаны родителям. А кто виноват в неудачах? Тоже они. Но все же не стоит объявлять родителям, что они испортили вам всю жизнь. Во-первых, легче от этого не будет. Ко всем имеющимся проблемам добавится еще общее чувство вины и напряженность в отношениях. Во-вторых, взрослые люди — они на то и взрослые, чтобы со всеми проблемами справляться самостоятельно. Даже с теми, которые были в детстве.

Недостаток любви в детстве

Маленькие дети не знают слова «любовь» и не понимают ее закономерностей. Но они очень чувствительны и могут даже заболеть, если не получают от окружающих взрослых тепла, нежности и искренней привязанности. Для младенцев такая эмоциональная депривация — когда взрослые, ухаживая за ребенком, просто выполняют все необходимые процедуры, не включаясь в общение эмоционально, — может быть губительной. Она приводит к госпитализму — болезненному состоянию, похожему на депрессию у взрослых. Ребенок теряет интерес к окружающему миру и даже не плачет, зная, что все равно никто не подойдет.

К счастью, в условиях семьи такое случается нечасто, однако не стоит думать, что в благополучных семьях дети всегда чувствуют себя любимыми. Ни полнота семьи, ни ее материальная стабильность, ни социальный уровень сами по себе любви к ребенку не обеспечивают.

«В детстве хотелось, чтобы мама меня ругала. И чтобы потом тоже долго гладила по голове, вытирала мне слезы и брала на руки. А она в случае проступка говорила: „Выйди вон“ и какое-то время после этого вела себя отстраненно. Сейчас я понимаю, что просто не вовремя родилась и была для нее помехой — поэтому и не было теплых чувств».

Вырастая, человек старается всеми силами недостаток любви восполнить. И мужчины, и женщины ищут того, кто будет их не просто любить, а относиться с обожанием. Может хватить нескольких лет, чтобы баланс чувств того, ущемленного ребенка восстановился. Еще одна проблема — отношения со своим собственным ребенком. Девочка, испытывающая недостаток любви от мамы, рискует не стать в будущем хорошей мамой сама. Может не хватить нежности, трепетности, ласки.

Предотвратить это можно, вернувшись в детство и отдав тому маленькому ребенку то, что ему было положено по праву возраста — безграничную любовь взрослого. Сейчас такой взрослый точно есть — вы сами. Возьмите детскую фотографию, вспомните свои чувства в разных ситуациях и скажите самыми трогательными и нежными словами то, что вам было нужно тогда. А еще как можно чаще обнимайтесь со своими близкими. Телесные контакты — объятия, поглаживания, просто касания — обладают поистине лечебным действием, укрепляя базовое чувство доверия к миру, улучшая физическое и психическое состояние.

Детские обиды

Даже очень любящие родители могут накричать на ребенка, грубо его одернуть или забыть в садике. Папа думал, что забирает мама, мама думала, что папа. А маленький ребенок прислушивается к шагам на лестнице и думает, что за ним не придут уже никогда. Дети — существа эмоциональные, они не умеют смотреть на ситуацию абстрактно и рассуждать логично. И моменты своей обиды на родителей помнят очень хорошо — во всех красках, в собственных ощущениях. И именно поэтому с обидой на родителей бывает трудно расстаться даже во взрослом возрасте. Хотя неловко говорить о том, что тридцать лет назад мама одела вас в такое платье, что смеялся весь класс.

Чем опасны обиды? Прежде всего нарушением общения. В нем не будет открытости, честности, теплоты — всего того, что необходимо, чтобы чувствовать себя уверенно и комфортно. В нем возможны конфликты — даже если сознательно вы решили, что вспоминать старое не имеет смысла.

Сделай наоборот?

Проблема людей, переживших обиду в детстве, в том, что они слишком оберегают своих детей. «Я никогда не поступлю так, как мои родители», «У моего ребенка не будет повода для обид», «Я по себе знаю, как это тяжело, и моему ребенку так не сделаю»… На самом деле иногда такие убеждения не идут ребенку на пользу. Как бы это ни казалось нам жестоким, но дети должны знать и разочарования, и обиды. Это помогает подготовиться к реальностям жизни, учит работать со своими чувствами. Нет ничего страшного, если ребенок испытывает обиду, главное — чтобы при этом он все равно был уверен в нашей любви.

«Я с четырех лет ходила в садик на пятидневку и до сих пор помню ощущение тоски и страха, когда на ночь воспитатели закрывали дверь. Конечно, мама всегда объясняла, что у нее нет другого выхода, что так надо из-за работы. А потом бабушка сказала, что мама водит меня туда „ей назло“. Они поссорились, и мама не хотела, чтобы бабушка занималась моим воспитанием. До сих пор не могу простить такое. Собственные амбиции были для мамы важнее, чем нормальная жизнь дочери. Конечно, я не говорила об этом и вообще старалась забыть. Но тут мама упрекнула меня в невнимательности к моим детям. „Заботливые мамы тщательно выбирают школу, а не ведут в ту, что поближе“, — сказала она. Я высказала все, что думала о заботливых мамах и о ней в частности».

Не стоит держать обиды в себе. Если нет реальной возможности поговорить с родителями (или если думаете, что такой разговор не будет воспринят адекватно), используйте метод психодрамы. Вы говорите все, что думаете, от своего лица, а потом сами же отвечаете от лица мамы. Говорить можно все, что приходит в голову. Как правило, нескольких «сеансов» хватает, чтобы узнать все обстоятельства, понять родителей и полностью простить. Хотя, чем сложнее ситуация, тем больше работы.

Детское чувство неполноценности

Оно есть у всех детей и является необходимым фактором развития. Видя, что взрослые более сильные, способные, умные, ребенок хочет стать таким же. Но взрослые тут как тут: «Ты ничего не можешь, лучше не лезь», «Ты никогда не будешь танцевать — таких толстячков не берут», «Ты хуже всех читаешь и, похоже, никогда не научишься»…

Становясь взрослыми, такие дети могут пойти двумя путями. Первый — ничего действительно не предпринимать и следовать родительским указаниям в отношении профессии и личной жизни. Второй — постоянно стремиться избавиться от чувства неполноценности, доказав всем, что «я могу». Но даже достижения не дают чувства уверенности, если оно не было заложено в детстве. Нередко в своих стремлениях человек доходит до нервного срыва, не умея расслабляться и останавливаться хотя бы на короткое время.

И не имеет значения, какие сферы деятельности волнуют человека — профессия или личная жизнь. И по отношению к своим детям у людей с низкой самооценкой тоже часто бывают завышенные требования. «Из меня все равно ничего толкового не получится, надо приложить все усилия к обучению ребенка» — по такому принципу проходит воспитательный процесс в семье. Родители ради ребенка могут все: переехать в другой город, оставить карьеру, заниматься своим чадом буквально днем и ночью. «Надо же, какие заботливые», — думают окружающие. На самом деле больше получают сами родители. У них (или одного из них) наконец-то появляется чувство значимости, полноценности, реализованности. А вот ребенку реализовывать чужие замыслы бывает очень нелегко.

Бороться с чувством неполноценности необходимо — иначе оно может сохраниться на всю жизнь, меняя не только образ жизни, но и характер. Для начала просто поблагодарите (мысленно) тех, кто внушил вам его − благодаря им вы развили такие качества, как упорство и целеустремленность. Потом — научитесь ценить свои достижения и просто себя, без достижений. Различайте, когда критика в ваш адрес конструктивна, а когда просто манипуляция. Конструктивную, конечно, надо ценить, а вот с манипуляциями нещадно бороться. Просто не вовлекайтесь в нее эмоционально — реагируйте только на слова. «Да, я действительно не успеваю все, что планирую», «Все мы не идеальны — у каждого свои недостатки», «Возможно, мне стоит об этом подумать» − такими должны быть ваши ответы на критику. Люди, критикующие нас из желания испортить настроение или вывести из себя, быстро потеряют к такой беседе интерес — особенно если отвечать им добрым и чуть ироничным тоном. И наши дети получат очень хороший пример: чем раньше они усвоят, что далеко не все замечания в свой адрес надо принимать всерьез, тем лучше.

Семейная неустроенность

Ссоры, разводы, повторные браки — ко всему этому ребенок не может относиться равнодушно. Даже в самом лучшем случае — когда есть люди, готовые заботиться и любить всегда. Дети все равно страдают, испытывают то страх − потому что не знают, чего ждать завтра, то чувство вины — потому что в силу своей эгоцентричности часто ошибочно полагают, что именно они явились причиной такой семейной ситуации. Когда же в семье годами все непонятно, ссоры становятся неотъемлемой частью повседневности, а взрослые, не стесняясь в выражениях, обсуждают недостатки друг друга, то в представлении ребенка слова «семья» и «проблема» становятся, увы, синонимами. Становясь взрослыми, именно с такими установками люди вступают в брак. И получается, что многие проблемы передаются из поколения в поколение. Даже те, кто был уверен, что никогда не будет вести себя, как родители, в определенном возрасте начинают подсознательно повторять те же поступки по отношению к окружающим.

Измени сценарий

Дети из разведенных семей с большей вероятностью разведутся, чем те, кто усвоил, что в любой ситуации можно договориться и исправить положение. Те, кто в детстве неоднократно были свидетелями родительских скандалов, тоже не особо скрывают недовольство друг другом перед детьми. И ожидания от брака бывают очень похожи на то, что мы сами наблюдали в детстве в родительской семье.

Но негативный сценарий можно исправить. Представьте свою будущую жизнь — сначала так, в общем, потом отдельные события, а потом — по отрезкам времени. Если в своих представлениях вы заметили что-то лишнее (измены, проблемы с обучением и поведением ребенка, развод, одиночество), то немедленно это удалите. На освободившееся место — все самое лучшее, что вы можете себе пожелать. Это кажется бесцельным времяпрепровождением — на самом деле такие мечты являются одним из методов позитивной психотерапии.

Психологи не могут дать точное объяснение тому, как наши мысли и сценарии реализуются, но имеют огромное количество доказательств, что выше­описанный метод срабатывает. Если вы, думая о будущем, представляете трудности с ребенком и ждете, что он будет «точной копией своего ужасного отца», то так оно, скорее всего, и будет. Значит, вам определенно стоит наметить более привлекательный ход событий — такой, в котором есть хорошие отношения, успех и счастье всей семьи.

Больше интересного о семейной психологии — в нашем канале на Яндекс.Дзене.

Психологические травмы детства

Цель любой психотерапии – помочь отбросить прошлое, хорошее оно или плохое, и отбросить хорошее или плохое будущее, чтобы просто быть. Быть – значит развивать свою уникальность, свою способность быть живым, всем тем, кто ты есть, здесь и сейчас. (с)
/Карл Витакер/

Сегодня мы поговорим о психологических травмах, иногда, в житейской психологии, последствия этих травм называют «психологическими комплексами».

И в первую очередь речь пойдет о детских психологических травмах и о том, какое влияние они оказывают на дальнейшую взрослую жизнь.

Психологическая травма – реактивное психическое образование (реакция на значимые для данного человека события), вызывающее длительные эмоциональные переживания и имеющее длительное психологическое воздействие.

Если вам понравилась эта статья, то вы можете послушать эпизод нашего подкаста “Разговорчики по Фрейду” про детские психологические травмы. Кликните по картинке и не забудьте подписаться (мы есть на всех площадках: Яндекс-музыка, Apple podcasts, Google podcasts, Castbox и другие)

Причины психологической травмы

Причиной травмы может стать любое значимое для человека событие, а источников существует огромное количество:
Семейные конфликты.
1.    Тяжёлые болезни, смерть, гибель членов семьи.
2.    Развод родителей.
3.    Гиперопека со стороны старших.
4.    Холодность внутрисемейных отношений и отчуждение.
5.    Материально-бытовая неустроенность.

Знает ли человек о своих психологических травмах? Одного знания оказывается недостаточно. Люди обращаются за психологической помощью относительно своих негативных переживаний или неконструктивных способов поведения, но не связывают свое нынешнее состояние с психологическими травмами, особенно детскими.

В большинстве случаев психотравмирующее воздействие носит неявный, скрытый характер.

Речь идет, как правило, о неспособности ближайшего окружения, прежде всего матери, обеспечить для ребенка атмосферу доверия и эмоциональной защищенности. Травмирующая ситуация может скрываться за внешне вполне благополучной домашней обстановкой, в частности, за ситуацией гиперопеки и гиперпротекции, когда никто даже и не подозревает о том, что в отношениях родителей с детьми не хватает очень важных чувственных и поведенческих компонентов.

Значимые родительские фигуры часто сами страдают различными формами личностных расстройств, постоянные конфликты в семье, напряженные отношения, признаки домашнего и психологического насилия препятствуют полноценному эмоциональному взаимодействию в семье и, как следствие, – нормальному психическому развитию потомства.

Жизненные сценарии

Известный психолог Эрик Берн предложил идею о «жизненных сценариях», которые диктуют нам наши поступки и наше поведение в целом.

Это бессознательный жизненный план, который мы позаимствовали у родителей, и который создает нам иллюзию контроля над ситуацией и жизнью.

Обычно к 7 годам этот сценарий уже заложен, и в дальнейшем человек строит свою жизнь во многом обусловленный влиянием этого бессознательного сценария. Решая свои жизненные проблемы, человек вынужден решать проблемы своих родителей, своих бабушек и дедушек. Нужно понимать, что это не детальная точная копия родового сценария, но общее направление и постоянная работа над ошибками, своими и своих предков.

Эта ситуация усугубляется в детстве директивными посланиями родителей своему ребенку, когда родители из «благих намерений» внушают своему чаду установки как нужно жить.

Директива – это скрытое приказание, неявно сформулированное словами или действиями родителя, за неисполнение которого ребенок будет наказан.

Не явно (поркой или подзатыльником, молчаливым шантажом или руганью), а косвенно — собственным чувством вины перед родителем, давшим эту директиву. Причем истинные причины своей вины ребенок не может осознать без посторонней помощи. Ведь именно исполняя директивы, он чувствует себя “хорошим и правильным”.

Негативные установки (директивы)

Главной директивой, в которую можно было бы включить все остальные, является:
“Не будь самим собой”. Человек с этой директивой постоянно неудовлетворен собой. Такие люди живут в состоянии мучительного внутреннего конфликта. Остальные приведенные ниже директивы поясняют это. Вот краткие примеры таких директив (их можно насчитать десятки и очень подробно разбирать каждую из них):
“Не живи”. Как много проблем ты нам принес, появившись на свет.
“Не верь самому себе”. Мы лучше знаем, что тебе нужно в этой жизни.
“Не будь ребенком”. Будь серьезным, не стоит радоваться. И человек, став взрослым, никак не может научиться полноценно отдыхать и расслабляться, так как чувствует вину за свои “детские” желания и потребности. Ко всему прочему, у такого человека стоит жесткий барьер в общении с детьми.
“Не чувствуй”. Это послание может передаваться родителями, которые сами привыкли сдерживать свои чувства. Ребенок приучается “не слышать” сигналы своего тела и души о возможных неприятностях.
“Будь самым лучшим”. Иначе ты не сможешь быть счастлив. А так как невозможно быть самым лучшим во всем, то и не видать этому ребенку счастья в жизни.
“Никому нельзя верить, – уж вы мне поверьте!”. Ребенок приучается к тому, что окружающий мир является враждебным и выживает в нем только хитрый и вероломный.
“Не делай!”. В результате ребенок боится принимать какие-либо решения самостоятельно. Не зная, что безопасно, испытывает трудности, сомнения и чрезмерные опасения в начале каждого нового дела.

Но насколько сильно влияют психологические травмы на сегодняшнюю жизнь?

Я лишь приведу два примера, которые подтверждены научными исследованиями, хотя исследований гораздо больше. Всемирная организация здравоохранения провело исследование среди людей, у которых в детстве были какие-либо психологические травмы. Оказалось, что таким людям гораздо труднее сделать карьеру, чем тем, у кого в детстве не было сильных эмоциональных потрясений.

Оказывается, расстройства психики в детстве приводят к замедлению социального развития человека – ему становится сложнее заводить друзей, адаптироваться к новым коллективам и уживаться с людьми. По словам доктора Норито Каваками из университета Токио, возглавлявшего научную группу, которая проводила исследование, ученые нашли четкую взаимосвязь между случавшимися в детстве депрессиями, недостатком внимания, пережитыми случаями физического или психического насилия и низким уровням достатка во взрослой жизни.

Результаты эксперимента справедливы и для мужчин, и для женщин. В ходе исследования были опрошены почти 40 000 человек из 22 стран, в возрасте от 18 до 64 лет. Ученые собирали информацию об уровне дохода, общественном положении, образовании каждого респондента, и при этом уточняли данные о состоянии психического здоровья опрошенных, начиная с рождения. Действительно, детские горести рождают желание замкнуться, отгородиться от мира, а успешную карьеру в большинстве случаев невозможно сделать в затворничестве…

Другое исследование проведенное специалистами из центра здоровья «BioMed Central» и опубликованное в журнале «Substance Abuse Treatment, Prevention, and Policy». Так в исследовании, проведенном под руководством доктора Тары Штрайн (Tara Strine) показано, что неблагоприятные события детства эмоциональные, физические или сексуальные травмы, могут стать причиной развития никотиновой зависимости. И в этом случае, лечение сигаретной аддикции необходимо начинать с терапии детских травм.

В исследовании приняло участие больше чем 7000 человек, приблизительно 50% из которых – женщины. Принимая во внимание ранее выявленные факторы риска, такие как употребление алкоголя и курение родителей, физические и эмоциональные травмы, произошедшие в детстве, достоверно заняли первое место в группе риска. Однако подобная картина наблюдалась только в женской выборке. Так женщины, в анамнезе которых, были выявлены травмирующие события детства, в 1,4 раза чаще подвержены данному пристрастию. У мужчин же, как полагают исследователи более широкий диапазон защитных и компенсаторных механизмов, которые еще только предстоит изучить. Результаты исследования показывают, что механизмом, провоцирующим связь между детскими травмами у женщин и тягой к табаку, является психологический стресс. Особенно велик риск у тех, кто пережил эмоциональное или физическое насилие.

Что же делать с детскими психологическими травмами?

Все мы родом из детства, поэтому несем в себе большое количество болезненных переживаний и неосознанных ран, которые всячески будут препятствовать здоровому гармоничному развитию личности человека.

Эти переживания могут быть самыми разными и сопровождаться различными чувствами: вины, стыда, тревоги, страха, неполноценности, потерянности, недоверия, бессмысленности своего существования и пр. Чувство боли «защищает» от осознания этих травм, и человек искренне считает это своей особенностью характера. Потому что осознание приведет к необходимости пересмотра и переоценки слишком многих вещей в своей жизни. Здесь появляется страх, который сознательно и бессознательно препятствует излечению, блокирует его. Волевым усилием не избавиться от подобного страха, потому что расплатой за подобное усилие будет служить усиление контроля, и потеря своей витальности и жизненной энергии.

Многие виды психотерапий (в том числе гештальт-терапия) занимаются тем, чтобы человек развивал свою спонтанную способность к жизни, преодолевал барьеры и стереотипы, заложенные в прошлом.

Характерной психологической особенностью славянского менталитета является то, что люди у нас терпят «до последнего». Что бы не случилось, мы будем «мужественно» терпеть, сносить, держать в себе до конца. Н. Тихонов писал о таких людях: “Гвозди бы делать из этих людей! В мире бы не было крепче гвоздей”!!!

На приеме у психолога или в психологической группе можно встретить молодых женщин, сломленных своими психологическими травмами, с блеклыми лицами, пустыми глазами и опущенными плечами. Некоторые из них выглядят совершенно безжизненно, раздавлено, обескровлено. Другие же напротив – настолько беспокойны и невротически возбуждены, что неспособны сосредоточиться на актуальном состоянии. Но все они помнят себя другой, не похожей на теперешнюю и не понимают как они стали такой.

Учиться заботиться о себе

Внутренний психологический комфорт является сегодня одним из определяющих понятий современной жизни. Оказывается “ухаживать” за собой нужно не только снаружи, но и внутри. И достижения современной психологии достаточно легко и быстро позволяют делать это (это то, чего мы были лишены вплоть до 90х годов 20 века).

К сожалению, многие люди у нас в стране относятся к этому с непониманием и недоверием, предпочитая терпеливо мучиться и страдать, полагая, что всё пройдёт само, думая, что к психологам, психотерапевтам и психоаналитикам только “психи” ходят лечиться. Но сегодня к психологам обращаются современные, умные люди, которые испытывают определенное личностно-психологические проблемы.

Сегодня с помощью хорошего специалиста можно полностью освободить свой внутренний мир от нежелательных, мучительных последствий:
– любой эмоционально-душевной травмы,
– любой психотравмирующей ситуации, имевшей место в жизни (независимо от срока давности),
– любых тяжёлых или острых психоэмоциональных переживаний или воспоминаний,
– любых эмоционально-шоковых потрясений.

Обращайтесь ко мне за помощью, буду рад Вам помочь!

почитать другие статьи на этом сайте:
о чувстве зависти
о запретных чувствах
эгоистическое чувство материнства
когда плачет клоун? (детские травмы)

«Все проблемы родом из детства», – эту фразу многие люди повторяют как мантру. Как и разные распространенные убеждения, это высказывание правдиво лишь отчасти. В течение жизни на человека влияют многие факторы, имеющие колоссальное значение, в том числе из детства.

В детстве формирование мышления, психики, привычек происходит наиболее активно. Ребенка можно сравнить с семечкой или фундаментом дома: все, что повлияло на семечку изначально, обязательно отразится на взрослом растении, а если фундамент дома кривой, то можно сколько угодно выравнивать стены, но конструкция все равно будет не до конца устойчивой и будут периодически появляться трещины.

Так и с психикой ребенка. Чем младше возраст, тем она податливее, восприимчивее. Детская нервная система подобна алебастру, разведенному в воде. Все, что с ней соприкасается, оставляет глубокий отпечаток. Со временем алебастр застывает, и в нем сохраняются «слепки» внешних влияний, обид, не прожитых до конца эмоций, психологических травм. Человек, зачастую неосознанно, носит этот груз всю жизнь.

Какие факторы из детства сильнее всего влияют на человека?

Исследованием проблемы детства в жизни человека занимались и продолжают заниматься многие психологи. Это очень сложный вопрос. Попытаюсь простым языком рассказать об основных факторах, которые могут негативно повлиять на психику ребенка и оставить болезненные отпечатки.

Пример родителей и других старших

Да, то, что делают взрослые, играет куда большую роль, чем любые слова. Стремление к подражанию – естественное свойство любого ребенка. Это один из способов обучения взаимодействию с миром. Если взрослый ведет определенный образ жизни и действует по тем или иным шаблонам – ребенок все это видит и перенимает. Угрюмая атмосфера в доме, раздоры между родителями или развод («Как помочь ребенку пережить развод родителей», читайте здесь), деструктивное поведение, – возможно, ребенку и объяснили, что все это плохо, но как он может противопоставить эти слова-объяснения тому, что видит в повседневности? Для него это становится чем-то обыденным. Его мозг запоминает: «так приходится жить взрослым людям – значит, и мне придется, когда вырасту». Даже если вы жертвуете ради ребенка всем, но сами глубоко несчастны, вы подаете ему сигналы, которые в будущем с высокой вероятностью сделают несчастливым и его.

Чувство неполноценности

Оно естественно для любого ребенка. Ведь он видит, что многие вещи у взрослых и старших товарищей получаются лучше, чем у него. Задача родителей – не усугублять это ощущение и не доводить до крайности. Ведь многие мамы и папы именно этим и занимаются, причем, из лучших побуждений, из чувства заботы. «Отойди и не мешай, мы тут делом заняты», «ничего у тебя не получится», «и почему ты такой неумеха – то ли дело Ваня в вашем классе», – наверняка вам приходилось слышать в детстве нечто подобное. Если такие замечания звучат часто, то ребенок может вырасти неуверенным в себе, может бояться брать ответственность и бросать начатое на полпути.

Детские обиды

Даже многие взрослые весьма болезненно реагируют на необоснованную критику, обман, некрасивые поступки окружающих. У ребенка эта реакция выражена на порядок ярче. Дети не могут мыслить логически, как взрослые, не умеют воспринимать ситуации абстрактно. Один нехороший поступок, одно грубое слово могут полностью охарактеризовать самого ребенка и отношение к нему всех взрослых. И это может остаться на всю жизнь. Эта проблема из детства может привести к трудностям выстраивать близкие отношения из-за повышенной подозрительности к окружающим людям. А восприятие всего мира станет неприветливым и опасным.

Отсутствие эмоциональной близости

Маленький ребенок пока еще смутно понимает, что такое любовь – но очень хорошо чувствует ее наличие и отсутствие. «Недолюбленными» бывают даже дети из полных, благополучных семей, если родители не вовлечены эмоционально в их жизнь. В будущем это сильно влияет на отношения с окружающими.

Девочка закрыла уши руками, чтобы не слышать, как ругаются родители

Психоэмоциональные травмы

Тут влияют два фактора:

  • Во-первых, жизнь ребенка может представлять собой постоянный стресс, присутствующий в семье в фоновом режиме. В пример можно привести выбранную модель воспитания в семье, когда родители чрезмерно опекают, слишком много контролируют, предъявляют завышенные требования или отторгают.
  • Во-вторых, на детскую психику очень сильно могут влиять короткие, но интенсивные психотравмирующие события. Это может быть что угодно: развод родителей, смерть близкого человека, резкая смена обстановки. Как крайние случаи – физическое, сексуальное насилие.
  • В-третьих, сильные травмы могут лежать в основе таких проблем взрослых из детства, как невротические расстройства, панические атаки, депрессия, посттравматическое стрессовое расстройство. С этими проблемами зачастую сложно справиться самостоятельно, чаще всего требуется помощь специалиста.

Как выявить проблемы из детства?

Самый простой путь – обратиться к хорошему специалисту, психологу или психотерапевту, который проведет диагностику и поможет вам разобраться в ваших проблемах, найти их источник.

Онлайн запись на прием.

Если вы решили разобраться самостоятельно, то важно помнить о двух крайностях и не впадать в них.

  • Крайность первая – когда человек с детства придерживается определенных негативных моделей мышления и поведения, то он не замечает этого. Он считает, что с ним все в порядке, а в его проблемах виноваты окружающие. Это они не то делают, не то говорят, ничего не понимают. Тут важно перенести внимание вовнутрь. Внимательно посмотреть, как реагируете на те или иные ситуации, как происходит взаимодействие с людьми и найти ответы, почему делаете именно так, а не иначе.
  • Крайность вторая – списываете все свои несчастья на родителей и составляете огромный список проблем из детства. Здесь есть риск застрять в роли жертвы, неспособной ничего изменить в своей жизни. Важно помнить, что влияет на вас в раннем возрасте и имеет большое значение, то не менее важно во взрослой жизни. Если вы считаете себя вполне сформировавшейся личностью, вы по-прежнему постоянно взаимодействуете с внешним миром, как-то на это реагируете, адаптируетесь, меняетесь. Какие-то проблемы из детства уходят или становятся менее выраженными по мере того, как вы приобретаете новый опыт. Вопрос в том, как вы реагируете на ситуации, когда что-то идет не так.

Простой пример: если вы вложили деньги в какую-то финансовую пирамиду и потеряли их, в будущем вы хорошенько подумаете, прежде чем повторять такой необдуманный шаг.

На вопрос о том, все ли проблемы идут из детства, ответ отрицательный. В причинах важно разбираться. Но еще важнее понять, как это исправить.

Как решить проблемы из детства, и реально ли это сделать?

Первое, что нужно сделать – признать проблему важности детства, его влияния на вашу жизнь и решить, что вы будете работать над ее решением.

И тут важно не искать отговорок и компромиссов. Всякий раз, когда вы говорите «ну тут ничего не поделать, вот такой я человек» – тем самым вы вставляете палки в колеса и не даете позитивным переменам прийти в вашу жизнь.

Да, изменить себя, вырвать сорняки, которые врастали в вас с ранних лет, – сложная задача. Она не решится в один момент. Скорее всего, придется долго и упорно работать над собой. Проблема влияния детства на формирование человека очень серьезна, но в большинстве случаев решаема. И начинать никогда не поздно. Сколько бы лет ни осталось позади, впереди у вас тоже есть жизнь. И на нее, в отличие от прошлого, можно повлиять.

Поначалу может быть страшно, ваш ум не захочет избавляться от болезненных, но таких привычных и комфортных шаблонов. Но эти перемены сделают вас счастливее, и со временем вы станете это все больше замечать.

Как же проработать проблемы из детства?

Осознать, что теперь вы – взрослый человек, и призраки из прошлого больше над вами не властны. Когда-то в детстве вас кормили с ложечки, выбирали за вас одежду, которую вы станете носить, заставляли следовать определенному распорядку дня. Как видите, очень многое изменилось. Сейчас вы можете строить свою жизнь так, как считаете нужным. Когда вы были ребенком, вам приходилось в той или иной степени придерживаться образа жизни ваших родителей, а теперь вы можете выбирать сами. Если вам что-то не нравится – во многом это можно изменить. Отказаться от общения с неприятными людьми. Получить второе образование или уволиться с нелюбимой работы. Переехать в другой город. Сменить привычки. Нужно решиться и начать действовать.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить ошибки плиточника
  • Как исправить ошибки винрар
  • Как исправить ошибки при нанесении декоративной штукатурки
  • Как исправить ошибки виндовс через биос
  • Как исправить ошибки при заливке фундамента