Как доказать врачебную ошибку стоматолога

Как доказать врачебную ошибку стоматолога

Как доказать врачебную ошибку стоматолога

Зубы – больная тема, а когда совершается ошибка со стороны врача-стоматолога – это вдвойне обидно и больно.

Но не всегда плохие последствия – это обязательно халатное отношение стоматолога или врачебная ошибка. Как показывает практика треть исков, необоснованны и не имеют никакого отношения к добросовестно исполняющему свои обязанности стоматологу. С каждым из нас случаются непредвиденные обстоятельства, и вы не можете винить, к примеру, строителя дома, на ступеньках которого упали и сломали ногу. В случаях с любым врачом бывает непредсказуемость по отношению к пациенту. Разобраться действительно сложно: или это халатное отношение или это случайность.

Врачебная ошибка

До сих пор нет четкого понятия, что же такое врачебная ошибка. Сложность заключается в том, что пациент сам должен доказывать несостоятельность стоматолога, как профессионала. И только веские аргументы, и умозаключения со стороны истца могут признать врача виновным. Когда стоматолог ошибся и не хотел причинить вред – это считается неумышленным деянием, квалифицируется как административное нарушение. Если же врач умышленно нанес вред пациенту, то это уже уголовно-наказуемое деяние и при более плачевных последствиях стоматолог может сесть в тюрьму.

Как доказать врачебную ошибку стоматолога – этим вопросом задаётся каждый человек каким-либо образом, пострадавший от рук врача. Мало того, что нас заставляют платить за несуществующие услуги, так можно остаться инвалидом или вовсе лишиться жизни из-за ошибок дантиста. Последнее время поход в клинику сопровождается подписанием соглашения, которое мы, как правило, не читаем, а врачей эта бумага сможет обезопасить от дальнейших судебных разбирательств.

Классификация ошибок стоматолога.

Врачебных ошибок стало столько много, что уже принялись их классифицировать. Обычно классификация зависит от этапов лечения и сферы применения:

  • Диагностические ошибки. Неправильно поставлен диагноз;
  • Лечебно-тактические ошибки. Неверное лечение, потому что поставлен неправильный диагноз;
  • Технические ошибки. Помарки и опечатки в медицинских документах: погрешность в измерении давления, неверная информация в выписке и направление в другое медучреждение, где читают неправдоподобную информацию и назначают не те препараты;
  • Организационные ошибки. Упущение в одном из звеньев оказания качественной медицинской помощи и как следствие невозможность быстрого вмешательства.
  • Деонтологические ошибки. Когда поведение старшего врача оставляет желать лучшего. Его непристойное общение со своими подчиненными, а также с родственниками больного;
  • Фармацевтические ошибки. Более глубокая ошибка на исследовательском уровне и клиническом испытании препаратов, а также их несовместимости с другими лекарствами. Не отображение информации о серьёзных противопоказаниях.
  • Ошибки, связанные с неисправностью медицинского оборудования. Случаи с авариями технического оборудования, их отказом.

Причины ошибок стоматолога.

Существуют объективные ошибки, которые происходят не зависимо от наших действий, и мы не можем повлиять на ход событий. Медицина – наука достаточно неточная в своих суждениях и до конца не изведанная. Много уголков нашего организма хранятся в тайне. И даже если у врача глубокие познания, это не значит, что не может случится необратимой реакции органов человека на операцию или на препарат. В каждой профессии есть случайные люди, которые занимаются одним делом всю жизнь, но так и не достигли высокого уровня профессионализма. И, наоборот, признанные гении, у которых всё получается и работу свою выполняют с удивительной любовью и самоотверженностью к ней. Не все врачи одинаково хорошо относятся к своей специализации. Необходимо учитывать и этот факт. А сколько по нашей стране врачебных заведений, абсолютно не оснащенных современной техникой. Больницы, куда без слёз и зайти то невозможно: обшарпанные, без ремонта и без самых необходимых лекарств. Причина ошибки кроется и в этом факте.

Субъективные ошибки стоматолога – это непосредственно действие и поведение врача. Возможно черты его характера таковы, что он попустительски относится к сказанной ему информации, к примеру, об аллергической реакции на препарат. Стоматолог просто не услышал или забыл. Либо его гордость не позволяет посоветоваться с коллегами о сложном случае и в результате ошибся. В мир научного прогресса некоторые не поспевают за новыми тенденциями и современными методами лечения, а используют привычные и обычные методы и технику. Такие врачи не хотят повышать квалификацию и нередко совершают ошибки.

Общие требования к экспертизе качества оказания стоматологической помощи

Стоматологическая экспертиза назначается в том случае, если пациенту был причинен вред здоровью или имел место летальный исход. Такая экспертиза отвечает на ряд вопросов, и если указывается множество факторов сопутствующие лечению, то доказывается врачебная ошибка.

  • Действия или бездействия были противоправными. Врач-стоматолог, к примеру, проигнорировал инструкцию либо не прочитал внимательно пункты договора. Не захотел следовать стандартам качественной медицинской помощи.
  • Причинен вред здоровью или жизни человека.
  • Устанавливается проскальзывает ли причинно-следственная связь между лечением и причиненным вредом.
  • Присутствует ли вина стоматолога. И виновен ли сам пациент, спровоцировав ошибку врача.

Ответственность за врачебную ошибку

Если экспертиза качества стоматологических услуг дала положительный результат и доказала причастность врача к врачебной ошибке, тогда сам стоматолог должен понести материальную ответственность перед своим учреждением. Он также может лишится всех званий и регалий в зависимости от того насколько тяжелыми были последствия. А уже клиника выплачивает материальный вред пациенту. Врачебная ошибка была допущена не специально, то врач лишится одной месячной заработной платы. Если доказана вина намеренной ошибки – состояние алкогольного или наркотического опьянения, халатное отношение, попустительство, то стоматолог полностью берет на себя расходы с выплатой компенсации.

Более тяжкие наказания предусмотрены уголовным кодексом. Смерть пациента, наступившая в результате действий или бездействий врача может привести его к заключению от двух до семи лет. Так как в любом случае смерть при врачебных ошибках квалифицируется как смерть по неосторожности, то сроки определяются исключительно по степени вины.
В защиту врачей-стоматологов можно сказать, что это профессия очень востребована и каждый из нас хоть раз в жизни лечил зубы. Мы требуем от них, порой, невозможного и как можно безболезненно. Однако на государственной службе стоматолог получает небольшую зарплату, а заплатить платному врачу получается не у всех. Поэтому надо стараться понять и ту и другую сторону, чтобы избежать неприятностей, которые нас подстерегают в кабинетах стоматологов.

Что делать, если не устраивает качество услуг стоматолога?

Что делать, если не устраивает качество услуг стоматолога?

Побывав в платной стоматологической клинике, пациент может остаться недоволен качеством оказанных услуг. Зубы после лечения продолжают болеть, новые пломбы вылетают, повторное лечение требует незапланированных денежных трат. Если стоматологи отказываются признавать свои ошибки и исправлять их, что делать потребителю? Как отстоять свои права и вернуть деньги?

Для справки:

Согласно законодательству РФ платные медицинские стоматологические услуги включают в себя профилактическую, реабилитационную, лечебно-диагностическую, зубопротезную и протезно-ортопедическую помощь.

В судебной практике немало примеров споров между стоматологом и его пациентом. Чаще всего претензии потребителей вызывают:

  • низкое качество стоматологической помощи;
  • непрофессиональное применение новых методик лечения;
  • неправильное применение стоматологических препаратов;
  • неправильное использование отдельных видов стоматологической аппаратуры, и др.

Неправильное лечение приводит к физическим и моральным страданиям. Суммы компенсаций за моральный вред в этом случае высоки. Так, в Екатеринбурге пациентка частной стоматологии получила в качестве компенсации морального вреда 500 тысяч рублей. Однако чтобы суд встал на сторону пациента, потребуются неопровержимые доказательства.

Какие нужны доказательства?

Для справки:

Договор и чек — доказательства того, что услуга оказана в данном медицинском учреждении. Они потребуются в суде, в случае, если оказывающая услуги сторона не выполнит своих обязательств, или выполнит их не в полной мере.

1. Договор

Договор следует заключить перед оказанием стоматологических услуг. В договоре должны быть четко определены:

  • условия и сроки оказания услуг;
  • права, обязанности и взаимная ответственность сторон;
  • порядок расчетов.

2. Чек

Пациент должен получить на руки кассовый чек или копию бланка, подтверждающего оплату оказанных услуг. Платить следует либо по банковской карте, либо наличными непосредственно в медицинском учреждении.

3. Экспертное заключение

В случае, если услуга оказана некачественно, обратитесь к эксперту-стоматологу для получения экспертного заключения. Это врач, обладающий профессиональными теоретическими знаниями и практическими навыками в определенной области стоматологии (хирургия, ортопедия, терапия, ортодонтия) со значимым стажем работы, позволяющим ему оценивать действия своих коллег с позиции соответствия оказанных стоматологических услуг правилам медицины и соблюдения медицинских технологий.

На что может рассчитывать пациент?

Для справки:

В соответствии со ст. 4 Закона «О защите прав потребителей» исполнитель обязан оказать услугу, качество которого соответствует договору.

При отсутствии в договоре условий о качестве услуги, исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую обычно предъявляемым требованиям.

В соответствии с законодательством РФ, пациент, при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору потребовать от исполнителя:

  • безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
  • соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
  • безвозмездного повторного оказания услуг;
  • возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами;
  • полного возмещения убытков, причиненных пациенту в связи с недостатками оказанной стоматологической услуги.

Важно! Убытки должны быть возмещены в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований.

Когда следует предъявлять претензии к качеству услуг?

Недостатки делятся на обычные и существенные

Обычный недостаток стоматологической услуги — несоответствие услуги условиям договора или целям, для которых услуга такого рода обычно используется, или целям, о которых стоматологическая клиника была поставлена в известность потребителем при заключении договора.

Существенный недостаток стоматологической услуги — неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Обычно претензии к работе стоматолога надо предъявлять во время или сразу после процедуры: не стоит молчать, если вас что-то не устраивает. Если вы видели недочеты и согласились с ними, в дальнейшем предъявлять претензии будет бессмысленно.

Но бывают ситуации, когда недостатки выявились позже.

Потребовать исправить/ компенсировать недостатки, которые невозможно было обнаружить при принятии оказанной услуги, можно в течение гарантийного срока, указанного в договоре, или после него.

  • Гарантийного срока нет? Требования можно предъявлять в течение двух лет со дня принятия оказанной услуги.
  • Гарантийный срок меньше двух лет (например, 6 или 12 месяцев). Если недостатки стоматологической услуги обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить установленные требования, если докажет, что такие недостатки возникли до принятия им результата услуги или по причинам, возникшим до этого момента.

В случае выявления существенных недостатков стоматологической услуги потребитель вправе предъявить исполнителю требование о безвозмездном устранении недостатков, если докажет, что недостатки возникли до принятия им результата услуги или по причинам, возникшим до этого момента.

Важно! Требование можно предъявить, если существенный недостаток обнаружен спустя два года со дня принятия результата услуги, но в пределах установленного на результат услуги срока службы или в течение десяти лет со дня принятия результата услуги потребителем, если срок службы не установлен.

19 июня 2017

(Нижний Новгород) 03.06.2019 Рубрика: Другое

Куда обращаться, если стоматолог ошибся при лечении зуба?

При чистке канала зуба дочери врач сломала титановый наконечник и оставила его в канале. Не сообщила об этом пациенту. Направила лишний раз на рентген. Установку пломбы включила в общую стоимость. Что делать в таком случае? Требовать убрать стоимость ее ошибки или подавать с суд? Надо ли привлекать страховую компанию?

Дмитрий Сагитов

Дмитрий Сагитов

Консультаций: 78

Лечение у стоматолога является получением медицинских услуг. Данный вид правоотношений регулируется гл. 39 Гражданского кодекса РФ. При этом согласно ст. 783 ГК РФ к оказанию возмездных услуг применяются ст. 702–739 ГК РФ, если это не противоречит ст. 779–782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг. Кроме этого, оказание платных услуг регулируется Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и Правилами предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006.

В соответствии с п. 1 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:

  • безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
  • соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
  • безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
  • возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Из приведенной нормы Закона РФ «О защите прав потребителей» следует, что вы имеете право потребовать возврата денежных средств, которые потратили на устранение стоматологом его оплошности.

Обратите внимание: при обращении в стоматологическую клинику с вами должны были заключить договор. Он обязательно должен быть у вас для дальнейшего отстаивания ваших интересов. Внимательно ознакомьтесь с ним.

Для отстаивания своих интересов обратитесь непосредственно в стоматологическую клинику, сначала устно. Поговорите с руководством, объясните ситуацию, дайте понять, что не готовы платить за чужие ошибки. Если это не поможет, обратитесь в эту клинику в письменной форме, изложите последовательно всю ситуацию и потребуйте возврата излишне уплаченных денежных средств. Нелишним будет указать в конце жалобы, что в случае отказа в ее удовлетворении вы будете вынуждены обратиться в территориальный орган Росздравнадзора и Роспотребнадзора по вашему региону и иные компетентные инстанции, вплоть до суда. 

Дополнительно стоит отметить, что медицинская организация обязана бесплатно предоставить пациенту всю информацию о себе, медработнике, проводившем лечение, и т.п. Эта обязанность закреплена в п. 11, 13 и 14 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг. Также вы можете потребовать в стоматологической клинике план лечения, который составляется врачом-стоматологом. И обязательно сохраняйте все кассовые чеки, подтверждающие оплату лечения.

   Каждый человек посещал стоматолога: кто-то с профилактической целью, а кто-то с целью лечения зубов, исправления прикуса, протезирования. Бывает всякое, и после лечения может выясниться, что услуги стоматологом, ортодонтом оказаны некачественно, а если за такие услуги еще и произведена оплата денежных средств, то как-то совсем невесело становится. Что делать, если стоматолог оказал некачественные услуги?

Содержание статьи:

    1. Обязан ли стоматолог вернуть деньги за некачественное лечение?
    2. Как доказать ошибку стоматолога?
    3. Как проверить работу стоматолога?
    4. Как наказать стоматологическую клинику?
    5. Претензия на некачественное лечение зубов
    6. Как выиграть суд против стоматолога?
    7. Адвокат по стоматологическим спорам

ВНИМАНИЕ: наши адвокаты по стоматологическим спорам в г. Екатеринбург и Свердловской области помогут Вам: профессионально, на выгодных условиях и в срок 24 часа. Звоните прямо сейчас!

Обязан ли стоматолог вернуть деньги за некачественное лечение?

   Стоматолог, а если быть более точным, то организация, в которой работает стоматолог, обязана вернуть деньги пациенту за некачественно оказанные стоматологические услуги, только для начала необходимо доказать, что лечение было проведено некачественно, т.е. установить причинно-следственную связь между проведенным стоматологом лечением и наступившими негативными последствиями.

   При предъявлении требований стоматологической организации о возврате денег, в связи с некачественным оказанием услуг, физическое лицо должно ссылаться на Закон о защите права потребителей, который регулирует подобные вопросы.

   Требования необходимо предъявлять письменно в форме претензии с изложением всех обстоятельств, в том числе, каким образом пациентом был установлен факт некачественного оказания услуг, например, сделал рентген зуба.

Как доказать ошибку стоматолога?

  Для доказательства ошибки стоматолога, у пациента должны быть хотя бы какие-то документы, которые подтверждают, что в конкретной стоматологии пациенту были оказаны стоматологические услуги при лечении конкретного зуба или оказаны иные стоматологические услуги. Иногда на лечение конкретного зуба указано в чеках, которые выдают при оплате.

   Пациент может обратиться в другую стоматологию и/или сделать рентген, на котором будут видны результаты проведенного лечения, в том числе, недостатки, например, наличие сломанного инструмента.

   Также можно обратиться к эксперту, который даст заключение, была ли допущена ошибка стоматологом при оказании услуг. За получение такого заключения необходимо будет понести определенные расходы.

ВНИМАНИЕ: согласно статье 86 ГПК РФ заключение эксперта не является обязательным для суда, однако, суд может его учесть при даче ему оценки в совокупности с другими доказательствами.

   Если пациент перелечивал зуб в другой стоматологии, то следует запросить информацию из медицинской карты, а также запросить информацию из карты стоматологии, в которой была допущена ошибка.

Как проверить работу стоматолога?

   Когда пациенту проведено лечение, но он хочет убедиться, что работа врачом проведена качественно, то можно для начала визуально оценить выполненную работу с помощью зеркала.

   После этого можно сделать снимок зуба, который лечил стоматолог, и с ним (со снимком) пациент вправе обратиться к другому стоматологу, возможно, в другую организацию, в которой дадут пояснения о качестве проведенного лечения. Конечно, немаловажным является то, чтобы врач, который смотрит снимок, был квалифицированным.

   Можно до лечения зуба проверить стоматолога, насколько он является добросовестным. Такая необходимость чаще всего возникает, если гражданин обращается в частные стоматологии, целью которых является получение прибыли. Нельзя утверждать, что все частные стоматологии обманывают своих клиентов, но есть случаи, когда пациенту говорят о наличии кариеса чуть ли не на всех зубах, а когда человек приходит, например, в бюджетную стоматологическую клинику, то выясняется, что никакого кариеса нет, есть только потемнение эмали.

Как наказать стоматологическую клинику?

   Наказать стоматологию можно, если услуги оказаны некачественно, а если такие услуги еще и привели к причинению вреда здоровью, то помимо убытков, которые причинены пациенту, он сможет требовать компенсацию морального вреда, взыскание штрафа за неудовлетворение его требований в добровольном порядке.

   Для предъявления требований, на руках у гражданина должны быть документы, подтверждающие, что лечение ему проводилось в конкретной клинике, что вред здоровью причинен действиями стоматолога этой клиники.

Действия пострадавшего от оказанных услуг могут быть следующими:

  • предъявление письменной претензии в стоматологическую клинику;
  • написание жалобы на клинику на некачественно оказанные услуги в территориальный орган федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, в Роспотребнадзор, в прокуратуру, чтобы в клинике провели проверку;
  • при неудовлетворении клиникой требований пострадавшего, последний вправе подготовить иск в суд о взыскании убытков, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов.

ПОЛЕЗНО: закажите жалобу на стоматологию в нашей юридической фирме

Претензия на некачественное лечение зубов

В претензии на некачественное лечение зубов пациент должен указать:

  1. кому адресуется претензия, т.е. наименование стоматологии и ее адрес, можно указать номер телефона и эл.почту;
  2. от кого претензия, т.е. пациент указывает свои ФИО, адрес, номер телефона, эл.почту;
  3. с новой строчки по центру указывается название документа – претензия на некачественное лечение зубов;
  4. далее излагается суть сложившейся ситуации, т.е. когда пациент обратился в стоматологию, какой договор был заключен, какие манипуляции были выполнены стоматологом, что чувствовал пациент до лечения, во время лечения и после лечения, какие последствия наступили после оказанных услуг, куда обращался пациент, что было установлено и т.п. Для того, чтобы показать, что пациент не просто так пишет претензию, а намерен идти до конца, пока его требования не будут удовлетворены, следует подкрепить законность своих требований ссылками на нормы закона о защите прав потребителей, регулирующего вопросы, связанные с защитой прав потребителей при некачественном оказании услуг;
  5. в просительной части претензии пострадавший указывает свои требования, т.е., что должна сделать клиника, чтобы как-то восстановить его права, например, возвратить уплаченную сумму за лечение, возместить, понесенные убытки, выплатить компенсацию морального вреда;
  6. при желании пациент может приложить копии документов, подтверждающих его доводы и требования, перечислив их в приложении;
  7. претензия должна быть подписана пациентом.

ПОЛЕЗНО: закажите претензию на стоматологический кабинет в нашей юридической компании

Как выиграть суд против стоматолога?

   Однозначно нельзя сказать, что суд 100% вынесет решение в пользу пациента, поскольку обстоятельства бывают разные, ведь не всегда требования истцов являются обоснованными, либо истцы могут не представить все необходимые доказательства. Что же может помочь в принятии судом решения в пользу истца? А помочь может, если истец докажет причинно-следственную связь между проведенными манипуляциями стоматолога и наступившим вредом здоровья пациента.

   Для доказывания обоснованности своих требований пациент должен иметь на руках договор с клиникой, чеки об оплате. Также пациент может сделать снимки зубов, лечение которых проводилось, сохранив данные снимки у себя, и получить заключение эксперта по качеству проведенного лечения.

ВНИМАНИЕ: стоматология может не принять к сведению заключение эксперта и не согласиться с ним, а суд при рассмотрении дела может по своей инициативе или по ходатайству одной из сторон назначить судебно-медицинскую экспертизу.

   Помимо этого, пациент вправе обратиться с письменным запросом в стоматологические клиники, если обращался в несколько стоматологий, чтобы ему выдали копии его медицинских карт. Клиники, скорее всего, откажут в выдаче копий карт, но в этом случае они должны выдать выписки из таких карт, в которых будет указано, лечение каких зубов и когда проводилось тем или иным стоматологом. Такие выписки лучше получить заранее.

   Когда дело будет рассматриваться судом, необходимо подать суду ходатайство о запросе медицинских карт у стоматологических клиник.

   Совокупность указанных документов, если они будут подтверждать, что лечение проведено некачественно, помогут выиграть суд.

  Также в судебном заседании могут быть допрошены свидетели по обстоятельствам дела.

Адвокат по стоматологическим спорам

   Борьба со стоматологической клиникой требует много сил, правильной правовой аргументации своих требований, правильного составления различных документов, а главное правильной последовательности действий пациента при защите своих прав. Если Вы вдруг оказались пострадавшим от рук стоматолога, на Ваши претензии никак не реагируют или же Вы не знаете с чего начать, чтобы Ваши права были восстановлены, тогда обратитесь к нашим адвокатам, которые:

  • ► изучать, имеющиеся у Вас на руках документы;
  • ► предложат варианты Ваших действий для взыскания убытков со стоматологии;
  • ► могут представлять Ваши интересы в общении со стоматологией, в Роспотребнадзоре, в суде;
  • ►подготовят письменную претензию в адрес стоматологии, жалобу на стоматологию, а при необходимости иск в суд;
  • ► окажут иную необходимую юридическую помощь.

Автор статьи:

© адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры»

А.В. Кацайлиди


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Актуальность: Все более актуальной становится проблема оказания качественной стоматологической помощи. Обслуживание населения в настоящее время проходит в многочисленных государственных и частных стоматологических клиниках. Однако, качество оказания стоматологической помощи в большинстве из них оставляет, к сожалению, желать лучшего [1]. Стоматологическая практика — один из наиболее денежных видов медицинских услуг. Правовая защита в таких условиях предусматривает для врача-стоматолога возможность и необходимость страхования профессиональных рисков.

Цель: изучить понятие врачебной ошибки, причины её возникновения и способы решения.

Задачи:1) изучить понятие врачебной ошибки; 2) выяснить причины возникновения; 3) найти способы и меры защиты врачей-стоматологов при их возникновении;

Материалы и методы: был проведен анализ научной литературы, научных статей, диссертаций по стоматологии.

Результаты и обсуждение: Достаточно сложно доказать факт неправильного действия врача-стоматолога, потому что до сих пор нет точного определения, что же такое врачебная ошибка. В основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан есть лишь упоминание о профессиональной ошибке, но ее содержание не раскрывается. Уголовный кодекс Российской Федерации также не содержит норму, раскрывающую содержание этого понятия [2].

Наиболее часто упоминаются следующие определения:Врачебная ошибка – ошибка врача в профессиональной деятельности, вследствие добросовестного заблуждения при отсутствии небрежности, халатности или невежества [3].Врачебная ошибка — ошибка врача при исполнении своих профессиональных обязанностей, являющиеся следствием добросовестного заблуждения и не содержащие состава преступления или признаков проступков [4]. Врачебная ошибка — неправильное определение болезни врачом (диагностическая ошибка) или неправильное врачебное мероприятие (операция, назначение лекарства и др.), обусловленные добросовестным заблуждением врача [10]. Врачебная ошибка — неправильное действие (или бездействие) врача, имеющее в своей основе несовершенство современной науки, незнание или неспособность использовать имеющиеся знания на практике [2].

Поэтому внести в это понятие, что-то конкретное не представляется возможности из-за несовершенства уголовного права.

Выделяют две основные группы причин ошибок врачей-стоматологов:

1.Объективные-это случаи, на которые мы не можем повлиять, они существуют вне зависимости от человеческой деятельности. В эту группу включают следующее: а) относительность, неконкретность медицинских знаний. Всё, что написано в учебниках и руководствах, касается самых частых вариантов течения заболевания, однако, бывает и так, что врач сталкивается с необычным развитием и заболевания и необычной реакцией организма пациента; б) не налаженное обеспечение и несовершенство медицинской техники. Всё, что может привести к ошибочному или неполноценному обследованию, а ,следовательно, и лечению; в) нечеткая организация медицинского учреждения: перегрузка врачей-стоматологов, низкая исполнительность среднего и младшего медицинского персонала; г) быстрое развитие медицины, тем самым изменения методов выявления, диагностики и лечения заболевания. Особенно отчетливо это видно на примере развития стоматологии [5].

2.Субъективные-связанные непосредственно с личностью врача-стоматолога. К таким относят: а)пренебрежение доступными и информативными методами исследования; б) чрезмерная самоуверенность, отказ от советов коллег, консилиума; в) отрицание всего нового и использование устаревших методов и техники работы врачами старшего поколения, что в итоге приводит к печальным последствиям; г) грамотная оценка новых методов лечения и диагностики, понимание необходимости их применения и прогноз потенциальной опасности [5].

Наглядный тому пример был 28 июня 2014 года в городе Саратове. На осмотр к врачу-стоматологу пришёл ребёнок в сопровождении матери. В следствие осмотра был назначен план лечения. Перед началом манипуляций лечащий врач стоматолог собрал у матери анамнез сына, на вопрос о наличии аллергии у ребенка, мать без тени сомнения ответила нет. После проведенной анестезии, в течении часа ребенок скончался на стоматологическом кресле. В халатности был обвинён врач-стоматолог [6].

После разбора видов врачебных ошибок и причин их возникновения становится понятным, что любой врач-стоматолог способен допустить их, так как все мы люди, а не роботы. В настоящее время некоторые клиники прибегают к страхованию риска причинения вреда по неосторожности (ст. 931 ГК РФ) [7]. Клиники при таком виде страхования при подписании договора страхуют профессиональную ответственность именно по принципу врачебной ошибки, то есть нелюбой вред нанесенный пациенту в следствии лечения, а как уже было разобрано выше, именно безвинный. Поэтому в договорах указаний на страхование врачебной ошибки нет и быть не может, так как легального термина врачебная ошибка в РФ не существует. В связи с этим и заключается хитрость страховых компаний в этом виде страхования, так как показывает практика привлечения лечебного учреждения за безвинное нанесение вреда здоровью пациента очень редки, так как почти всегда в действиях персонала клиники/больницы можно найти элементы халатности, небрежности и профессионального невежества [7]. Так же следует отметить, что в последнее время участились случаи заведомо необоснованных претензий пациентов и, в следствии неполноценности законов РФ, суду легче признать виноватым врача, чем полноценно вникать в суть проблемы. [8]. На примере зарубежных стран следует создать независимую комиссию, которая будет проводить экспертизы лечения и диагностики при врачебной ошибке, потому что на данный момент этим занимаются коллеги врача, допустившего ошибку, которые имеют свое видение данной проблемы, а в следствии этого не являются нейтральными экспертами. Так же в медицине РФ отсутствует досудебное решение проблем, из-за нашего менталитета, никто не хочет слушать, а уж тем более возмещать убытки пациенту. Суд в большинстве случаев пытается свести и намекнуть сторонам на примирение в досудебном порядке. В клиниках присутствует договор, который подписывают обе стороны, пациент и медицинское учреждение, в котором описывается в полном объёме схема и методы лечения, последствия и что будет, если не провести лечебные процедуры. Если в тексте присутствует большое количество медицинских терминов, то врач-стоматолог обязан на понятном для пациента языке все объяснить и истолковать так, чтобы он понял, иначе в суде он может сослаться на непонимание того, что он подписывал, так как ему не разъяснили [9].

Выводы:

1) Все врачебные ошибки относят к ч.2 ст. 109 УК РФ предусматривающую максимальное лишение свободы до 3х лет с лишением заниматься медицинской деятельностью на этот же срок или без такового [2].

2) Выделяют как объективные ошибки врача-стоматолога, так и субъективные. Наиболее опасными являются объективные.

3) Гарантом правовой защиты врача-стоматолога является правильно оформленная медицинская документация (история болезни, договор, информированное согласие пациента на проведение манипуляций, протокол лечения, а также страхование профессиональных рисков). Недочеты в составление и ведение медицинской документации нередко становятся основанием для привлечения персонала стоматологического учреждения к различным видам юридической ответственности, а также для морального осуждения. Врач-стоматолог в настоящее время и в современных условиях должен совершенствовать уровень своей правовой грамотности, которая в последствии будет является залогом его успешной деятельности.

Список использованной литературы:

1.Мальцев А.Е. Результаты судебно-медицинских экспертиз стоматологического профиля. Организация здравоохранения // Стоматология -2012, т.91 №2-.12-13с.

2.Уголовный кодекс Российской Федерации, утв. 30.11.1994. № 51- ФЗ // Собрание законодательства РФ. -1994

3. АкоповВ. И. Медицинское право: учебник и практикум для вузов / В. И. Акопов. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 287 с.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации, утв. 30.11.1994. № 51- ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32.

5.Волчанина Е.И. Врачебные ошибки и страхование профессиональной ответственности медицинских работников //Медицинские новости. — 2006. — № 7.- с. 68–72

6. Новостной портал Лайф. Ру. https://life.ru/t/новости/135848

7. Александрова О.Ю. Юридическая ответственность медицинских работников и организаций здравоохранения / Здравоохранение. — 2005. — № 4. — с. 167-178.

8. Бондаренко Н.Н. Гражданско-правовые основы медицинской деятельности: Метод. указания. – Н. Новгород: Изд-во Нижегородской гос. мед. акад., 2005. — 48 с.

9. Е.В. Епифанова, О.А. Цыганова, И.В. Ившин, Е.А. Мартынов. Гражданско-правовая и уголовно-правовая ответственность в медицине: Учебное пос.- М., 2011. с.32.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как делать мало ошибок
  • Как доказать врачебную ошибку статья
  • Как выкинуть ошибку python
  • Как выявить ошибки на опель астра
  • Как доказать врачебную ошибку повлекшую тяжелые последствия