Как бык на новые ворота фразеологизм ошибка

Идиома «как баран на новые ворота» (обычно в сочетании с глаголами — смотрит или уставился) сегодня весьма известна и используема. Так обычно говорят о человеке, остолбеневшего от увидения, которое стало для него чем-то очень неожиданным. Также эта идиома используется для характеристики не очень смышленого человека, медленно соображающего, глуповатого, тупого.

Баран с рогами

В своей речи, ища образы для сравнения, человек довольно часто обращается к природным объектам. Так, например, дурака видят чем-то неподвижным — деревом, дубиной. Сравните подобные выражения: «пенек с ушами», «дубина стоеросовая». Или вот сравнение с животным: «глуп, как сивый мерин». Таково и выражение «как баран на новые ворота», значение похоже. Далее мы приведем два наиболее вероятных объяснения происхождения этого фразеологизма.

Версия первая. Из жизни

Самая распространенная версия происхождения этой идиомы является и самой простой. Поэтому ее мы изложим первой. Она имеет чисто «житейские» корни, к тому же, что называется, «зоологически оправдана». Всем (а если кто-то не знает, то наверняка читал об этом) известно, что баран — тупое и упрямое животное. Баранья натура подчинена привычке — утром его выгоняли по одной и той же дороге на пастбище, и интерьер вокруг был всегда один и тот же. Так вот, существует байка, которая одновременно и объясняет значение, и проливает свет на возникновение этого выражения.

Проводил как-то поутру один хозяин стадо баранов питаться, а пока их не было, покрасил ворота в другой цвет. А может, вовсе обновил. Вечером (а иногда, кстати, баранов выгоняли пастись на весь сезон) вернулось стадо с пастбища, и главный баран — вожак стада — застыл у «новых» ворот, тупо рассматривая деталь непривычного цвета. Непонятно: двор родной, а ворота не те. Стоит, разглядывая, и ни шагу вперед. А вместе с ним топчется на месте и все стадо.

Стадо баранов

Очень возможно, что, приняв «новые» ворота за какого-то неведомого неприятеля, животное начало методично нападать на него и долбить рогами. Здесь уж хозяину ничего не оставалось, как брать и переносить тупое животное во двор, а следом загонять все остальное стадо. Впрочем, рассказывают, был случай, как перенесли калитку на несколько метров правее. Баран пришел к прежнему месту и стоял, тупо глядя на то место, где раньше был вход. Зоологи предполагают, что бараньей «сильной стороной» является зрительная память, что и помогает (а иногда и мешает) им ориентироваться в пространстве.

Версия вторая. Историческая

Имеет ли вторая версия какую-то смысловую связь с первой, остается загадкой. Потому что корни этого объяснения происхождения знаменитой поговорки уходят в далекое прошлое. Баранами предположительно еще в начале нашей эры стали называть тараны — стенобитные и воротопроломные орудия, на конец которых надевались для крепости чугунные или бронзовые наконечники в виде бараньей головы. Придумали их якобы карфагеняне, но изображения этих орудий известны археологам еще у ассирийцев.

Древнееврейский историк Иосиф Флавий в I веке нашей эры так писал об этом орудии:

Это — чудовищная балка, похожая на корабельную мачту и снабженная крепким железным наконечником наподобие бараньей головы, от которой она и получила свое название; посередине она на толстых канатах подвешивается к другой поперечной балке, покоящейся обоими своими концами на крепких столбах. Потянутый многочисленными воинами назад и брошенный соединенными силами вперед, он своим железным концом потрясает стену.

Стоит прислушаться к его словам, поскольку сам историк писал о таранах-баранах не понаслышке, а сам не раз был непосредственным свидетелем осад римлянами еврейских городов.

Другой же военный теоретик, на этот раз римский, по имени Вегеций в IV веке предположил, что «таран» был назван «бараном» не только из-за созвучности, но и из-за той же тактики однообразного и мощного нападения-бодания враждебного объекта.

Стенобитное орудие

Стоит упомянуть, что В. И. Даль употребляет в одной из статей в общем ряду (как синонимы) слова «стенобитное орудие», «таран», «баран».

Еще имеется версия происхождения идиомы «как баран на новые ворота», в которой говорится об Овечьих (Гефсиманских) воротах в Иерусалиме — через них когда-то проводили жертвенных животных. Однако она не представляется логичной, поскольку не объясняет общего смысла выражения.

Примеры использования в литературе

От радости и удивления первую секунду он даже слова не мог произнести и только, как баран на новые ворота, смотрел на нее.

(И. Бунин, «Ида»)

Ему бы, дураку, сказать мол: «Грешен, батюшка!» <…> Ну, а он толечко сопит и глаза лупит, как баран на новые ворота.

(М. Шолохов, «Поднятая целина»)

Обратите внимание, что фразеологизм «как баран на новые ворота» в предложении играет роль обстоятельства и по правилам русского языка должен быть отделен запятой. Правда, в современных литературных источниках авторы все чаще сравнение это не обособляют. С «застывшими» выражениями, идиомами, такое случается:

На задачу же я уставился как баран на новые ворота и оставил ее в покое. Я даже не понимал, с какого бока к ней можно подойти.

(Э. Рязанов, «Неподведенные итоги»)

Однако это все-таки пока не правило, и следовать ему не стоит.

Какие подобрать синонимы

К поговорке «смотреть, как баран на новые ворота» предложим следующие сходные по смыслу фразы-сравнения:

  • глазеть с глупым видом;
  • смотреть ошеломленно;
  • недоумевающе разглядывать;
  • застыть неподвижно, рассматривая что-либо;
  • впасть в ступор, увидев нечто новое и неожиданное;
  • вытаращить глаза.

Удивленный человек

«Умница — как попова курица.

По образу, как я, а по уму — свинья.

Стал, как бык, и не знаю, как быть».

Это синонимичные выражения о дураке из фольклора, в которых он сравнивается с животным.

Как баран на новые ворота (смотреть) — смотреть (на кого-либо или что-либо) недоумённо, тупо, растерянно, ничего не понимая, не соображая.

Смотреть (на кого-либо или что-либо) недоумённо, тупо, растерянно, ничего не понимая, не соображая.


Бараны считаются настолько глупыми животными, что могут не узнать свой двор, если поставить новые ворота.

Баран привык ходить по одной и той же дороге, через одну и ту же калитку или ворота, поэтому он стоит неподвижно и тупо смотрит, не соображая куда двигаться дальше.

Как баран на новые ворота (смотреть) — смотреть (на кого-либо или что-либо) недоуменно, тупо, растерянно, ничего не понимая, не соображая.

Выражение возникло в крестьянской среде. Если поменять ворота для входа во двор, то бараны, возвращаясь с пастбища, в первое время останавливаются, смотрят на новые ворота и не решаются войти, считая, что это не их двор.

Фразеологизм уместно употребить и в тех случаях, когда человек выглядит растерянным, сконфуженным или глазеет с глупым видом, ничего не понимая.

Как баран на новые ворота — смотреть недоуменно, тупо, растерянно.

Временами, каждый из нас оказывается в таких ситуациях, когда не в состоянии разобраться в происходящем, ведём себя растерянно, глуповато.

Фразеологизмы

Я смотрю на него в недоумении и, решив, что он шутит, улыбаюсь.
— Ты не улыбься и не смотри как баран на новые ворота. Тебе без дураков говорят, — заявляет Холин…

Владимир Осипович Богомолов. «Иван»

Как баран на новые ворота (смотреть)

ВОЗМОЖНО, ВАМ ПОНРАВИТСЯ!

Поиск по сайту fraze.ru

Случайная статья

Радуйся полученным знаниям и поделись с другими.

Поделитесь с друзьями в социальных сетях!

Нажмите на иконку, чтобы опубликовать на своей странице

    Вы здесь:  

  1. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
  2. На букву «К»
  3. Как баран на новые ворота (смотреть)

Новое на сайте

Все материалы

Яндекс.Метрика

Популярные статьи

Как баран на новые ворота

Как баран на новые ворота
Прост. Пренебр. То же, что Как баран на воду. Я смотрю на него в недоумении и, решив, что он шутит, улыбаюсь. — Ты не улыбься и не смотри как баран на новые ворота. Тебе без дураков говорят, — заявляет Холин… (В. Богомолов. Иван).

Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ.
.
2008.

Смотреть что такое «Как баран на новые ворота» в других словарях:

  • КАК БАРАН НА НОВЫЕ ВОРОТА — смотреть С недоумением, ничего не понимая. Имеется в виду, что лицо (Х), будучи не в состоянии разобраться в происходящем, ведёт себя растерянно, глуповато. Говорится с неодобрением. неформ. ✦ Х смотрит как баран на новые ворота. неизм. В роли… …   Фразеологический словарь русского языка

  • смотревший как баран на новые ворота — прил., кол во синонимов: 18 • был в недоумении (14) • был как в лесу (6) • …   Словарь синонимов

  • уставившийся как баран на новые ворота — прил., кол во синонимов: 3 • выпяливший глаза (8) • смотревший как баран на новые ворота (18) • …   Словарь синонимов

  • как баран на новые ворота — см. баран …   Словарь многих выражений

  • смотреть как баран на новые ворота — прост. тупо, с недоумением, ничего не понимая; в растерянности, глуповато смотреть на кого , что либо. Выражение возникло в результате развёртывания устойчивого выражения Смотреть как баран. Баран считается настолько глупым животным, что якобы не …   Справочник по фразеологии

  • уставился как баран на новые ворота — С недоумением, не понимая, не соображая …   Словарь многих выражений

  • смотревший как корова новые ворота — прил., кол во синонимов: 6 • был как в лесу (6) • был как в темном лесу (6) • …   Словарь синонимов

  • баран — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) кого? барана, кому? барану, (вижу) кого? барана, кем? бараном, о ком? о баране; мн. кто? бараны, (нет) кого? баранов, кому? баранам, (вижу) кого? баранов, кем? баранами, о ком? о баранах 1. Бараном… …   Толковый словарь Дмитриева

  • ворота — сущ., мн., употр. часто Морфология: мн. что? ворота, (нет) чего? ворот, чему? воротам, (вижу) что? ворота, чем? воротами, о чём? о воротах 1. Воротами называют широкий проход или проезд в какое то помещение или на огражденную стеной или забором… …   Толковый словарь Дмитриева

  • БАРАН — животное, символизирующее сексуальную силу и тупое упрямство. Во многих культурах служил олицетворением мужской силы. Амон, солярное верховное божество Египта, изображался в виде барана либо человека с бараньей головой. Часто баран использовался… …   Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

Экзаменационный материал по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»

Второй курс – третий семестр

Билет № 1

1. Ответьте на вопросы:

1. Понятие о литературном языке.

2. Принципы русской орфографии.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в словах: новорожденный, афера, бытие, опека.

2. Запишите числа словами:

Высота Останкинской башни с антенной равна 540 м 74 см

3. Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже:

а) согласно (распоряжение, приказ, указание, решение);

б) по (истечение) срока, по (приезд) в город.

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Бракованный – браковочный; изделия – станок.

С браком, с изъяном/ относящийся к браковке, т.е. расценивание чего-либо как брак.

Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.

В 1931 г. инженеры соорудили линейный ускоритель.

Билет № 2

1. Ответьте на вопросы:

1. Словари русского языка. Словарная статья.

2. Принципы русской пунктуации. Роль пунктуации в письменном общении.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в словах: квартал, ходатайство, премировать, задолго.

2. Запишите числа словами:

Самые быстрые бегуны мира развивают скорость от 36 до 43 километров в час.

3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов:

а) Нельзя всех мерить под одну гребенку.

б) Еще совсем недавно ему пели фимиамы.

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Скрытый – скрытный; особа – волнение.

Спрятанный/сдержанный, не выдающий замыслов, мыслей

Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.

Самолет подвержен действию стужи и тепла.

Билет № 3

1. Ответьте на вопросы:

1. Понятие культуры речи. Основные свойства хорошей речи.

2. Типы речи в русском языке. Описание.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в словах: путепровод, углубить, баловать, хвоя.

2. Запишите числа словами:

Расстояние в 1375 километров, 45 (градусный) мороз, 5437 (-ой) посетитель.

3. Исправьте ошибки в употреблении причастных оборотов:

а) Туристы делились полученными впечатлениями о Кавказе за время похода.

б) Прошу вас ответить на волнующий вопрос не только меня, но и других.

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Встать – стать; за прилавок – с места.

Принять стоячее положение, подняться на ноги/ приступить к какой-либо работе, занятию.

Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.

С оттепелью придут для нас главные заботы.

Билет № 4

1. Ответьте на вопросы:

1. Лексика как наука. Лексическое значение слова.

2. Типы речи в русском языке. Повествование.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в словах: обеспечение, приобретение, оптовая (цена), вероисповедание.

2. Запишите числа словами:

Прибытие поезда с 358 экскурсантами ожидается в 13 часов 45 минут.

3. Исправьте ошибки в употреблении причастных оборотов:

а) В поросших лугах буйной растительностью водилось множество птиц.

б) Жителям пострадавшего села от наводнения была оказана своевременная помощь.

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Освоить – усвоить; технология – урок.

Поняв, запомнить как следует/овладеть чем-либо

Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.

Кровля выполнена очень плохо.

Билет № 5

1. Ответьте на вопросы:

1. Происхождение слов.

2. Орфография. Понятие орфограммы и виды орфограмм.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в словах: валовой (доход), эксперт, танцовщица, завидно.

2. Замените выделенные словосочетания сложными прилагательными: ложа в 2 яруса, дом в 3 этажа, перерыв в 11 минут, шарф длиной 1,5 метра.

3. Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже:

а) вопреки (предсказание, совет, уговор)

б) по (прибытие) на метро, по (окончание) школы.

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Духовный – душевный; человек – мир.

Добрый, чуткий, отзывчивый /относящийся к духу, связанный с мироощущением человека.

Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.

Это возможно только на основе всемерной механизации работ.

Билет № 6

1. Ответьте на вопросы:

1. Употребление слов: активный и пассивный словарь.

2. Типы речи в русском языке. Рассуждение.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в словах: втридорога, языковая (норма), развитая (сеть дорог), предвос-хитить.

2. Запишите числа словами:

На 76 параллели, делегаты из 64 стран, городок с 384 тысячами жителей.

3. Образуйте форму 3 лица настоящего времени от глаголов: колыхать, мурлыкать, плескать, сыпать, капать

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Артистичный – артистический; судьба – поведение

Отличающийся артистизмом, художественным вкусом./ предназначенный для артиста; свойственный артисту

Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.

Осадчук – мастер высокого класса, она будет работать высококачественно.

Билет № 7

1. Ответьте на вопросы:

1. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении.

2. Функциональные стили русского языка. Художественный стиль.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в словах: приговор, принудить, столяр, диспансер.

2. Замените числа словами, раскройте скобки:

75 (лет) юбилей, 30 (градус) мороз, 40 (ведер) бочка, 500 (миллион) народ.

3. Исправьте предложения:

а) Факты говорят за возможность использования резервов.

б) Большая группа ученых была удостоена правительственными наградами.

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Бережный – бережливый; человек – отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Пример:

Бракованный – браковочный; изделия – станок

С браком, с изъяном/относящийся к браковке, т.е. расценивание чего-либо как брак.

Бракованные изделия – браковочный станок.

5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.

Месторождения нефти в Среднем Приобье расположены далеко от железных работ.

Билет № 8

1. Ответьте на вопросы:

1. Лексические нормы.

2. Пунктуация и интонация.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в словах: сосредоточение, нефтепровод, жизнеобеспечение, издревле.

2. Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже:

а) благодаря (выступление, успех, знание)

б) по (окончание) техникума, по (истечение) срока.

3. Исправьте ошибки в употреблении причастных оборотов:

а) Доносившийся шум моря снизу говорил о покое.

б) Верный Пугачев своему обещанию приближался к Оренбургу.

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Комфортный – комфортабельный; квартира – обстановка
Удобный, уютный, с комфортом/наиболее благоприятный для нормальной жизнедеятельности организма

Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.

Комбайн исчез в логу, возник далеко, на другом конце поля, потом развернулся и пошел быстро в нашу сторону

Билет № 9

1. Ответьте на вопросы:

1. Лексические ошибки и их исправление.

2. Синтаксическая синонимия.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в словах: сегмент, каталог, менеджмент, без умолку.

2. Раскройте скобки, определите род имен существительных:

а) Друг пьет только (черный) кофе. б) В зале сидит (компетентный) жюри.

в) Чтобы крыша не текла, ее нужно покрыть (толь).

3. Поставьте существительные в форме родительного падежа множественного числа: ампер, блюдце, брелок, будни, грамм.

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Могущественный – могучий; плечи – влияние
Мощный, крепкий, сильный/обладающий могуществом.

Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.

Приближалась ознакомительная практика, и студенты испытывали смятение.

Билет № 10

1. Ответьте на вопросы:

1. Изобразительно-выразительные возможности лексики: синонимы, антонимы, омонимы.

2. Предложение как основная синтаксическая единица.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в словах: отрочество, звонит (телефон), бряцать (оружием), названый (брат).

2. Раскройте скобки:

Я не нашла в магазинах ни (апельсин), ни (помидоры), ни (баклажан), зато купила 6 (килограмм) (слива) и 5 (килограмм) (яблок).

3. Поставьте существительные в форме родительного падежа множественного числа: бюллетень, комментарий, полотенце, селенье, солдат.

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Нетерпимый – нестерпимый; отношение – духота
Не считающийся с чужим мнением, лишённый терпимости/ превышающий терпение, с трудом переносимый.

Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.

С изумлением мы узнавали свою группу крови.

Билет № 11

1. Ответьте на вопросы:

1. Словообразование как наука. Состав слова. Морфемный разбор слова.

2. Способы оформления чужой речи. Цитирование.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в словах: валовой, газопровод, еретик, намерение.

2. Раскройте скобки, определите род существительных:

а) Голову моют (шампунь).

б) На окна повесили (красивый) тюль.

в) У окна стоит (черный) рояль.

3. Исправьте ошибки в употреблении причастных оборотов:

Созданный роман молодым автором вызвал споры.

Подгоняемая лодка волнами и ветром быстро неслась по реке.

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Дельный – деловитый; предложение – походка

Толковый и серьёзный, предприимчивый/ серьёзный, заслуживающий внимания.

Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.

Интерес к новой работе был настолько большой, что администрации пришлось сдерживать порывы многих рабочих переквалифицироваться.

Билет № 12

1. Ответьте на вопросы:

1. Способы словообразования. Словообразовательный разбор слова.

2. Фразеология. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в словах: досуг, жалюзи, иначе, намерение.

2. Определите, нарушена ли лексическая сочетаемость в словосочетаниях: две единственные дочери, сломать стеклянную вазу, ужасно удобная обувь, страшно красивое платье. Исправьте ошибки.

3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

а) Прятаться за чужие широкие спины – дело недостойное.

б) Не стоит почивать на достигнутом.

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Личный – личностный; потенциал – мнение

Свойственный личности/ принадлежащий какому-н. лицу.

Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек

5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.

До сих пор у нас применяется бензиновый двигатель, который потребляет дорогое топливо в значительных размерах.

Билет № 13

1. Ответьте на вопросы:

1. Словообразовательные нормы.

2. Лексические единицы: омонимы (их виды), синонимы, антонимы.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в словах: агент, ампер, апартаменты, некролог.

2. Запишите цифры словами:

В книге 487 страниц. Она иллюстрирована 234 рисунками и снабжена 29 чертежами.

3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов:

а) Как бык на новые ворота.

б) В этом движении важную скрипку играют демократы.

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Великий – величественный; панорама – мыслитель  

Необыкновенно одаренный, гениальный/производящий впечатление
Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.

Это препятствие нелегко одолеть.

Билет № 14

1. Ответьте на вопросы:

1. Функциональные стили русского языка. Научный стиль.

2. Прямая и косвенная речь. Замена прямой речи косвенной.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в словах: приговор, пуловер, ржаветь, таможня.

2. От данных существительных образуйте глаголы и страдательные причастия прошедшего времени: ксерокопия, норма, пломба, премия.

3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов:

а) Издалека были видны плывущие бревна по воде.

б) Читая эту книгу, мне открылось много интересного.

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Демократичный – демократический; строй – окружение

Свойственный, характерный для кого-либо/ основанный на принципах
Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.

В комнате, где пребывает большая группа людей, не знающих об эксперименте, человек, несущий стопку книг, неожиданно бросает их.

Билет № 15

1. Ответьте на вопросы:

1. Характеристика функциональных стилей речи.

2. Нормативное употребление форм слова

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в словах: статуя, убранство, уведомить, развитой.

2. Поставьте существительные в форму родительного падежа множественного числа

а) В комнате стояло пять (кресло).

б) (Ружьё) в доме никогда не держали.

в) Без (туфля) по горячему асфальту идти было трудно. 

3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением деепричастного оборота:

а) Подъезжая к станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа.

б) Лежащий портфель на столе принадлежит нашему преподавателю

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Болотный – болотистый; запах – местность

Напоминающий цветом/ свойственный, характерный

Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.

Профессия летчика требует упорства, мужества, решимости.

Билет № 16

1. Ответьте на вопросы:

1. Текст, его строение. Типы текста.

2. Словосочетание. Классификация словосочетаний по главному слову и зависимому слову.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в словах: упрочение, феномен, ходатайство, христианин.

2. Употребите подходящие по смыслу глаголы-паронимы «надеть» и «одеть».

а) Зима …дела землю снегом.

б) На мебель были …деты чехлы.

в) Мать …дела ребенка.

3. Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастного оборота:

а) Приехав домой, больному стало значительно лучше.

б) Устав после занятий, мне не читалось.

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Гуманный – гуманитарный; отношение – проблема

Связанный с научными дисциплинами/ проникнутый уважением к человеческой личности

Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Устраните тавтологию и повторение слов, используя синонимы; исправьте предложения.
В совей работе руководители детских учреждений руководствуются методической литературой.

Билет № 17

1. Ответьте на вопросы:

1. Имя прилагательное, грамматические признаки.

2. Речевой этикет. Формулы речевого этикета.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в словах: упростить, мизерный, языковая (колбаса), намерение.

2. Поставьте существительные в форму родительного падежа множественного числа

а) Бабушка с дедом любили пить чай с (блюдце).

б) (Сумерки) я немного боюсь: везде чудятся чудовища.

в) Без (грабли) в поле в эту пору делать нечего. 

3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов:

а) Веселое лицо при плохой игре.

б) Игра не стоит денег

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Злой – злостный; умысел – нарушитель

Преисполненный чувства вражды, недоброжелательности/ часто нарушающий правила

Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Устраните тавтологию и повторение слов, используя синонимы; исправьте предложения.
Сейчас набирают спортивную команду, лучшие спортсмены поедут в Москву.

Билет № 18

1. Ответьте на вопросы:

1. Имя числительное, грамматические признаки.

2. Фонема. Понятие фонемы. Ударение, особенности русского ударения.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в словах: баловать, баржа, бармен, газопровод.

2. Определите, нарушена ли лексическая сочетаемость в предложениях:

а) В Калининграде отмечено подорожание цен на молочные продукты.

б) Зал Филармонии едва смог вместить необъятное количество гостей.

Исправьте ошибки.

3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов:

а) Он работал целый день, от зари до вечера.

б) Все решили, что ребенок родился в сорочке.

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Действенный – действительный; помощь – факт

Дающий наилучший результат, эффективный/ настоящий, подлинный 

Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Устраните тавтологию и повторение слов, используя синонимы; исправьте предложения.
Повышение ответственности студентов на старших курсах приводит к высоким результатам в учебе.

Билет № 19

1. Ответьте на вопросы:

1. Местоимение и наречие, грамматические признаки.

2. Лексика. Слово и его лексическое значение.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в словах: наотмашь, ракушка, звонит, коклюш.

2. Определите, нарушена ли лексическая сочетаемость в предложениях:

а) Команда спортсменов обречена на победу.

б) В этом разговоре он допустил сильную ошибку.

Исправьте ошибки.

3. Определите, с какими существительными сочетаются глаголы «представить» – «предоста-вить»: квартира, отпуск, справка, факты.

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Красочный – красящий; вещество – язык

Отличающийся яркостью/ содержащий в себе краску

Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Устраните тавтологию и повторение слов, используя синонимы; исправьте предложения.
Применение этого метода возможно, если у педагога-воспитателя есть контакт с детьми, если он знает их возможности.

Билет № 20

1. Ответьте на вопросы:

1. Глагол, грамматические признаки.

2. Фразеология. Фразеологические единицы русского языка.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в словах: жалюзи, иконопись, предложить, торты.

2. Запишите цифры словами:

3128 пассажирами, город с 256 тысячами жителей.

3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов:

а) По степи лошади шли медленно, густо заросшей травой.

б) Отряд избежал опасности благодаря проявленной решительности командиром.

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Житейский – жизненный; мелочи – драма

Обыденный/ связанный с жизнью

Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Устраните тавтологию и повторение слов, используя синонимы; исправьте предложения.
Он снова почувствовал, что его охватывает болезненное чувство одиночества.

Билет № 21

1. Ответьте на вопросы:

1.Причастие и деепричастие, грамматические признаки.

2. Язык и речь. Основные единицы языка.

2. Выполните практические задания:

1.Поставьте ударение в словах: подростковый, озвучение, сетчатый, инсульт

2. Запишите числа словами:

Высота Останкинской башни со стальной антенной равна 540 метрам 74 сантиметрам.

3. Исправьте предложения, заменив слова, употребленные в неправильном значении, на правильные.

а) Затем кавалькада автобусов с нашей делегацией отправилась к месту приземления Гагарина. 

б) Из этой семьи вышла целая плеяда прекрасных животноводов.

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Дождевой – дождливый; утро – поток

Свойственный, характерный/ отличающийся обилием

Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Устраните тавтологию и повторение слов, используя синонимы; исправьте предложения.
В процессе теснения резина сохраняет высокую твердость и при этом обеспечивает высокое удельное давление, что дает возможность получить высокое качество декоративного слоя на пластиках.

Билет № 22

1. Ответьте на вопросы:

1. Морфология как наука. Самостоятельные и служебные части речи.

2. Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в данных словах: воздухопровод, закупорить, дремота, флюорография.

2. Исправьте предложения, устранив неясность высказывания, искажение смысла:

а) Рост юных спортсменок стал особенно заметным в этом году.

б) Защита команды явно хромает.

в) Коллектив электростанции обязался работать в этом году с большим напряжением. 

3. Образуйте глаголы от слов: лодырь, коллектив, сор, старый, слепой, ау.

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Враждебный – вражеский; прием – оборона

Преисполненный неприязни/ воинственный, характерный.

Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.

Поток зрителей на этой выставке до сих пор не скудеет.

Билет № 23

1. Ответьте на вопросы:

1. Морфологические нормы.

2. Выразительные возможности русского синтаксиса.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в данных словах: идеолог, зубчатый, наискось, проторённый.

2. Поставьте числительные и существительные в нужную форму.

а) Из продуктов у нас осталось только 2 (яблоко), 5 (галета) и не более (полтора литра) воды.

б) (Три, трое) котят уже открыли глаза.

в) (Пять, пятеро) актрис нашего театра приняли участие в международном конкурсе балета.

3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов:

а) Героиня повести живет на черте бедности.

б) У него по душе кошка пробежала.

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Будничный – будний; день – одежда

Свойственный, характерный/ повседневный, обыденный; ничем не примечательный, однообраз-ный.

Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.

Нередко можно увидеть человека, неосмотрительно пренебрегающего законами уличного движения.

Билет № 24

1. Ответьте на вопросы:

1. Синтаксис как наука. Основные синтаксические единицы.

2. Знаки препинания, их роль в тексте.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в словах: донельзя, гербовый, досыта, озлобленный.

2. Определите, нарушена ли лексическая сочетаемость в предложениях:

а) Скоропостижный отъезд генерального директора взволновал всех.

6) Футболисты нашего клуба, хотя и ушли с поля без голов, показали отличную игру.

Исправьте ошибки.

3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов:

а) В этих местах не только нога человека, но и журналиста не побывала. 

б) Вскоре и эта пирамида рассыпалась как мыльный пузырь.

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Добротный – добрый; взгляд – мебель
Благожелательный, отзывчивый/ отличающийся высоким качеством. 

Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.

Будем надеяться, что новая мебель в аудиториях будет служить долговечно.

Билет № 25

1. Ответьте на вопросы:

1. Способы связи слов в словосочетании.

2. Фонетические средства речевой выразительности.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в словах: воспроизведение, аноним, пиццерия, тошнота.

2. Согласуйте несклоняемые существительные с определениями. Определите род существитель-ных.

а) увлекательн … шоу

б) форменн … галифе

в) экстренн … коммюнике

3. Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастного оборота:

а) Прочитав эту пьесу, в моем представлении все герои разделились на две группы.

б) Подойдя к дому, нас настиг сильный ливень.

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Высокий – высотный; номер – положение

Свойственный, характерный/ важный, ответственный.

Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.

Можно предложить много вариантов решения этой проблемы.

Билет № 26

1. Ответьте на вопросы:

1. Простое предложение.

2. Использование в речи пословиц, поговорок, крылатых выражений.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в словах: ненадолго, клеить, щавель, туфля.

2. Вместо точек вставьте слова, которые наиболее точно выражают мысль.

Словарь … (воспроизводит, определяет, отображает, отражает, фиксирует) все изменения, … (происходящие, совершающиеся, существующие) в мире. Он … (запечатлел, отразил, сохранил) опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, … (движению, прогрессу, развитию) техники, науки, искусства. Он может … (выделить, назвать, обозначить, определить, указать на) любую вещь и располагает средствами для … (выражения, обозначения, объяснения, передачи, сообщения) самых отвлеченных и обобщенных идей и понятий.

3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов:

а) Хоть я и не из робкой десятки, но всё же не решился один пойти на кабана.

б) Это легче пареной репы.

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Военный – воинский; завод – звание

Свойственный, подобающий/ связанный с чем-л.. 

Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.

Писатель извлекает своих героев из самой действительности.

Билет № 27

1. Ответьте на вопросы:

1. Сложное предложение.

2. Правила оформления служебных документов.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в словах: начать, пустошь, сливовый, умерший.

2. Запишите числа словами:

3128 пассажирами, город с 250 тысячами жителей.

3. Исправьте речевые ошибки в данных предложениях.

а) Первая премьера этого балета состоялась на сцене Мариинского театра.

б) Этот архитектурный памятник поражает своими причудливыми габаритами.

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Глиняный – глинистый; грунт – очаг
Имеющий большое содержание, цвет/ сделанный, состоящий

Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.

Улицы в нашем городе протяженные, пешком ходить по ним трудно.

Билет № 28

1. Ответьте на вопросы:

1. Синтаксические нормы.

2. Функциональные стили русского языка. Публицистический стиль.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в словах: вчистую, вогнутый, кремень, каучук.

2. Запишите числа словами:

Расстояние в 1568 километров, 28 (градусный) мороз, 345 (-ый) посетитель.

3. Исправьте ошибки в употреблении причастных оборотов:

а) Мчались лошади казаков, покрытых пеной

б) У него было раскрасневшееся лицо от мороза

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Зверский – звериный; аппетит – чутье
Звериное чутьё – зверский аппетит

Свойственный, характерный, принадлежащий/ очень сильный; чрезвычайный

Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.

У нас имеется несколько охотничьих заказников, которые обыкновенно относят к разряду особо охраняемых территорий.

Билет № 29

1. Ответьте на вопросы:

1. Понятие о языковой норме.

2. Функциональные стили русского языка. Официально-деловой стиль.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в словах: апокалипсис, евангелие, наговор, принять.

валовой (доход), эксперт, танцовщица, завидно.

2. Запишите числа словами:

На 58 параллели, делегаты из 38 стран, городок с 473 тысячами жителей.

3. Поставьте слова, заключенные в скобки, в нужном падеже

а) Во время подготовки (экзамены) студенты получают консультации.

б) Время доказало превосходство этого способа (другие).

в) Победить команде помогло превосходство (техника).

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Информационный – информативный; технологии – доклад

Содержащий, насыщенный/ свойственный, характерный

Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.

Новый завод был богат новой техникой, требующей деликатного обращения.

Билет № 30

1. Ответьте на вопросы:

1. Имя существительное, грамматические признаки.

2. Функциональные стили русского языка. Разговорный стиль.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в данных словах: взаперти, маркетинг, мельком, клеить.

2. Вместо точек вставьте слова, которые наиболее точно выражают мысль.

Человек … (изобрел, нашел, отыскал, придумал, создал) слова для всего, что обнаружено им … (в мире, во вселенной, на земле). Но этого мало. Он … (назвал, объяснил, определил, указал на) всякое действие и состояние. Он … (назвал, обозначил, объяснил, окрестил, определил) словами свойства и качества всего, что его окружает. 

3. Поставьте слова, заключенные в скобки, в нужном падеже

а) Проект заслуживает (одобрение). Новый руководитель быстро заслужил (уважение).

б) В последние годы произошли серьезные изменения (жизнь общества). На схеме было обозначено изменение (направление).

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Поступок – проступок; досадный – достойный
Намеренное действие человека/ нарушающий какие-л. нормы, правила поведения.

Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.

Мимолетное нахождение денежных средств в банке приводит к усложнению документации.

Билет № 31

1. Ответьте на вопросы:

1. Словосочетания, их структура и виды.

2. Качества хорошей речи.

2. Выполните практические задания:

1. Поставьте ударение в словах: взаперти, маркетинг, мельком, клеить.

2. Вместо точек вставьте антонимы, необходимые для правильного построения антитезы.

а) Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем …., умен, чем …., чаще энергичен, чем …, и наоборот

б) Спят и богатые, и …, и мудрые, и …, и добрые, и … 

3. Исправьте речевые ошибки в данных предложениях.

а) Впереди лидирует гонщик под номером З.

б) Когда играет «Спартак», на трибунах стадиона всегда полный кворум.

4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).

Вековой – вечный; дуб – традиции

Живущий, существующий очень долго/ бесконечный во времени; неизменный, постоянный.

Пример:

Бережный — бережливый; человек — отношение.

Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.

Бережный — заботливый и осторожный.

Бережливый — экономный, расчётливый.

Бережное отношение; бережливый человек.

5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.

Не секрет, что молодые преподавателя ощущают большие затруднения в работе с родителями.

Русский[править]

Тип и синтаксические свойства сочетания[править]

смотре́ть как бара́н на но́вы·е воро́та

Устойчивое сочетание (фразеологизм). Используется в качестве глагольной группы.

Произношение[править]

  • МФА: [smɐˈtrʲetʲ kaɡ bɐˈran nɐ‿ˈnovɨɪ vɐˈrotə]

Семантические свойства[править]

Значение[править]

  1. прост., пренебр. выглядеть растерянным, сконфуженным; глазеть с глупым видом ◆ То есть она смотрела как баран на новые ворота на этого еле видного Владика, и вдруг оно, это пятно, как-то повиновалось неморгающему взгляду, встрепенулось, склонило голову (пятно смазалось) и пошло как по веревке по этому чёрному лучу. Л. С. Петрушевская, «Колыбельная птичьей родины», 1998—1999 г. [НКРЯ]

Синонимы[править]

  1. частичн.: хлопать глазами, лупать глазами; разг.: втыкать

Антонимы[править]

Гиперонимы[править]

Гипонимы[править]

Этимология[править]

В деревнях скот с утра выгонялся на выпас под присмотром пастухов; вечером стадо возвращалось в деревню, и животных загоняли каждое в соответствующий двор. Животные за долгое время привыкали к определённому внешнему виду «своих» ворот, и зачастую впадали в ступор, если их пытались загнать в незнакомые, ранее не виденные (новые) ворота.

Перевод[править]

Список переводов
  • Английскийen: to stare like a stuck pig
  • Датскийda: glo som en ko på en rødmalet port
  • Немецкийde: dastehen wie der Ochse vor dem Scheunentor
  • Польскийpl: gapić się, jak wół na malowane wrota, patrzeć, jak cielę na malowane wrota, gapić się, jak sroka w gnat
  • Хорватскийhr: gledati kao tele u šarena vrata, zijati kao tele u šarena vrata

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как будто работа над ошибками
  • Как forscan удалить ошибки
  • Как будет вычисляться формула содержащая синтаксическую ошибку excel
  • Кайрон сброс ошибок акпп
  • Как будет работа над ошибками на французском