К ошибкам звукового анализа на письме относится

 

Типология и механизмы
специфических ошибок письма

     Специфические ошибки письма –
это такие ошибки, которые не регламентируются применением орфографических
правил, носят стойкий характер, и возникновение которых не связано ни с
нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребенка, ни с нерегулярностью
его школьного обучения.

     Выделяют три группы
специфических ошибок.

Ошибки на уровне буквы и
слога

     Это наиболее многочисленная и
разнообразная по типам группа ошибок. В первую очередь к ним можно отнести ошибки
звукового анализа.
Д.Б.Эльконин определял звуковой анализ как действие
по установлению последовательности и количества звуков в составе слова.
Несформированность действия звукового анализа проявляется на письме в виде
следующих типов специфических ошибок:

·       
Пропуск одной или нескольких букв в
слове. Это свидетельствует о том, что ученик не вычленяет в составе слова всех
его звуковых

компонентов.
Например, «снки» — санки, «кичат» — кричат, «дорве» — здоровье.

          
Пропуску буквы или слога способствуют и некоторые позиционные                

условия: встреча
двух одноименных букв на стыке слов (стал лакать,  

прилетает только
зимой); и соседство слогов, включающих одинаковые

буквы, обычно
гласные (настала, карандаши).

·       
Перестановки
букв и
слогов являются следствием трудностей анализа последовательности звуков в
слове. Слоговая структура слов при этом может сохраняться без искажений.
Например, «чунал» — чулан, «зверошился» — взъерошился.

           Более
многочисленны перестановки, искажающие слоговую

     структуру слова. Обратный слог
заменяется прямым. Например, «деит»-  

     дети, «зи берегов» — из берегов,
« довр» — двор.

·       
Вставки
гласных букв
наблюдаются обычно при стечении согласных. Например, «шекола», «ноябарь»,
«дружено». Эти вставки можно

объяснить
призвуком, который неизбежно появляется при медленном проговаривании слова в
ходе письма и напоминает гласный звук.

     Кроме того,
у младших школьников встречаются ошибки вида «Аавгуст», «Рручей», «Оосень».
Это – результат механического закрепления графо-моторных навыков, к которому
привели первоклассников письменные упражнения в прописях, где учителя часто
дают для отработки начертания сразу заглавную и строчную буквы. 

     К ошибкам на уровне буквы и
слога можно также отнести ошибки фонематического восприятия. В
основе таких ошибок лежат трудности дифференциации фонем, имеющих
акустико-артикуляционное сходство. В письменной речи это приводит к смешению
букв.    

   Смешение букв указывает на
то, что пишущий выделил в составе слова определенный звук, но для его обозначения
выбрал не соответствующую ему букву. Это может быть при:

      — нестойкости соотнесения
фонемы с графемой, когда не упрочилась связь между значением и зрительным
образом буквы;

      — нечетком различении звуков,
имеющих акустико-артикуляционное сходство.

     По акустико-артикуляционному
сходству смешиваются обычно следующие фонемы:

·       
Лабиализованные
гласные:

о – у: «рочей», «дедошка», «голобь»;

ё – ю: «клёква», «лёбит», «самолют».

·       
Звонкие
и глухие парные согласные:

д – т: «деди», «итут домой»,
«ситит»;

з – с: «кослик», «как в зказке»,
«саснуть»;

б – п: «попеда»,
«бодарил», «польшие»;

ж – ш: «шдёт», «ложадь», «кружился
снешок»;

г – к: «долко», «кокда», «клавный»;

в – ф: «портвель», «ковта»,
«фьюга».

·       
Заднеязычные:

г – к – х: «черёмука», «колгоз», «за
голмом», «гороговый».

·       
Сонорные:

р – л: «хородный», «крюч», «лабота»;

й – л,:
«тут бывалет
и солька» (тут бывает и сойка).

·       
Свистящие
и шипящие:

с – ш: «шиски», «шажали»,
«гнёздыско»;

з — ж: «скажал», «зелезо»,
«жажгли»;

с,
— щ:
«нещёт»,
«сётка», «сенок».

·       
Аффрикаты:

ч – щ: «роча», «щасто», «хичный»;

ч ц: «сквореч»,
«чапля», «процитал»;

ч – т,: «черчит», «утитель»,
«девотька»;

ц – т: «пцицы», «цвецёт»,
«Пеця»;

ц с: «рельцы»,
«куриса», «улиса».

     Еще один вид ошибок на уровне
буквы и слова – смешение букв по кинетическому сходству.

     Буквы рукописного шрифта – это
различные комбинации определенных элементов, принятых в графической системе
русского языка. Поэтому было бы неправильно не учитывать качественную
перестройку, которая происходит в ассоциативной цепи слухо-речедвигательных и
зрительно-двигательных представлений, обеспечивающих процесс письма.

     Примеры смешения букв по
кинетическому сходству:

о
– а
(в ударной позиции): «бонт», «лондыш»,
«тетродь»;

б
– д:
«людит», «убача», «вородей»;

и
– у:
«прурода», «криглый», «дедишка»;

т
– п
: «стешил», «пемнеет», «шатка»;

х
– ж:
«поймал еха», «дорохки», «можнатые»;

л
– я:
«кяюч», «февраяь», «весеяо»;

Г
– Р
: «Гечка», «Габота над ошибками», «Ролод».

     Такие ошибки могут повлечь за
собой снижение качества не только письма, но и чтения, так как у школьников при
указанных смешениях «размываются» неокрепшие еще связи между звуком и буквой.
Кроме того, данные смешения имеют выраженную тенденцию к росту и при отсутствии
профилактических и коррекционных мер тормозят развитие речемыслительной
деятельности школьников.

     Своеобразное искажение
фонетического наполнения слов возникает при появлении в устной и письменной
речи таких явлений как персеверации (застревание) и антиципации
(упреждение, предвосхищение). В этих случаях согласный, а реже – гласный,
заменяет вытесненную букву в слове.

 Примеры персевераций в
письме:

     — в пределах слова: «магазим»,
«колхозниз», «за зашиной»;

     — в пределах словосочетания: «у
деда Модоза»;

     — в пределах предложения:
«Отнеси книгу отварищу».

Примеры антиципаций в письме:

     — в пределах слова: «на
девевьях», «дод крышей», «с родмыми местами»;

     — в пределах словосочетания,
предложения: «Жукчат ручейки», «У насть дома есть…».

     В основе этих ошибок лежит
слабость дифференцировочного торможения.

Ошибки на уровне слова

     В устной речи слова произносятся
слитно, на одном выдохе, а в письменной речи слова предстают обособленно.
Ребенок не всегда может уловить и вычленить в речевом потоке устойчивые речевые
единицы и их элементы. Это ведет к слитному написанию смежных слов либо к
раздельному написанию частей слова.

     Раздельное написание частей
слова наблюдается чаще всего в следующих случаях:

1)    когда приставка (а в
бесприставочных словах начальная буква или слог) напоминает предлог, союз,
местоимение: «и дут», «на чалось», «я сный», «с мотри». Здесь, вероятно, имеет
место генерализация правила о раздельном написании служебных частей речи.

2)    при стечении согласных из-за
их меньшей артикуляторной слитности происходит разрыв слова: «б рат», « п
челы», «поп росил».

     Своеобразны ошибки смещения
границ слов, включающие одновременно слияние смежных слов и разрыв одного из
них: «удедмо Рза» — у деда Мороза, «врекепе тя» — в реке Петя поймал… .

     В некоторых случаях слияние слов
как бы провоцируется наличием одноименной буквы в составе смежных слов – иначе
говоря, ребенок «сбивается» с замысла написания, проговаривая при письме слова:
на «общем» звуке переходит на следующее слово. При этом, как правило,
пропускается часть первого слова: «каждень» — каждый день,
«былето» — было лето, «куршид» — куст шуршит.

     Случаи грубого нарушения
звукового анализа находят выражение в контаминации слов: «лептбау» —
лепят бабу, «блзм» — была зима.                 

     Несформированность
морфологических обобщений приводит к тому, что дети ощущают себя в стихии
родного языка как иностранцы. Морфемный аграмматизм становиться отражением в
письме трудностей анализа и синтеза частей слов. Ошибки ярко обнаруживаются в
операции словообразования:

1)    при попытке подбора
проверочных слов создаются не свойственные языку образования: «лёдик», «мёдик»;

2)    не учитываются чередования
согласных в корне при образовании существительных посредством суффикса  –ищ-:
«рукища», «ногища»;

3)    при образовании
прилагательного от существительного: «поленой цветок», « медведин хвост»,
«ветерный день»;

4)    ошибочное использование
приставки или суффикса:

«Пожарный
поливает пожар» (заливает);

«Лосиха
присторожилась» (насторожилась).

Ошибки на уровне предложения

      На начальном этапе обучения
дети с трудом усваивают членимость текста на речевые единицы. Это отражается в
отсутствии обозначения границ предложений: заглавных букв и точек. Например: «Гуси
вышли изадвора пошли на пруд встали на берик посмотрели на пруд на пруду
водынету».

     В определенной мере подобное
написание объясняется тем, что поначалу внимание ребенка не может продуктивно
распределяться между многими задачами письма: техническими, логическими,
орфографическими. Имеет значение и несформированность умения воспринимать
интонационное оформление фраз, соотносить его с основными правилами пунктуации.

     Основная масса специфических
ошибок на уровне словосочетания и предложения выражается в так называемом
аграмматизме, то есть в нарушении связи слов: согласования и управления.
Изменение слов по категориям числа, рода, падежа, времени образует сложную
систему кодов, позволяющую упорядочить обозначаемые явления, выделить признаки
и отнести их к определенным категориям. Недостаточный уровень языковых

обобщений не позволяет порой
школьникам уловить категориальные различия частей речи.

     При составлении сообщения из
слов необходимо умение удерживать исходные элементы в кратковременной памяти –
для их синтеза, а не хранить в долговременной памяти комбинации полных слов.
Сужение объема

оперативной памяти приводит к ошибкам
согласования и управления в операции составления сообщений из слов. Например:

1)    ошибки согласования в
самостоятельном сообщении: « большая белая пятно», «ворона перезимовало», «уже
зеленеет всходы»;

2)    ошибки согласования при
письме под диктовку из-за неумения выделить ведущее слово в словосочетании:
«Засыпанным снегом лес…»;

3)    ошибки при оперировании
однородными членами: « Девушка была румяной, гладко причесана»;

4)    ошибки в употреблении норм
управления: «на ветки деревьях», «по дорожках сада», «упал с санкох».

     Все вышеперечисленные ошибки
могут встречаться в письменных

работах детей, как в чистом виде, так
и во всевозможных их комбинациях. Для правильной трактовки специфических ошибок
логопед должен представлять все возможные трудности, которые приходиться
преодолевать ребенку при овладении письмом, и которые не всегда явственны.

     Ошибки в письме фиксируются
рукой самого ученика. Как ошибки, так и их исправления, выполненные ребенком,
имеют диагностическую ценность. Они свидетельствуют о сомнениях, перешедших из
скрытого плана в явный. Важное значение приобретают исправления в ходе письма,
которые могут говорить также о формировании операций контроля в процессе
выполнения письменных заданий. О колебаниях в выборе буквы при письме
свидетельствуют многочисленные исправления самих детей, выполняемые не всегда
должным образом.

Список рекомендуемой литературы:

1.    
Ефименкова
Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. — М.:
Владос, 2001.

2.     Лалаева Р.И. Диагностика и
коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. — СПб.: 2001.

3.     Парамонова Л.Г.
Предупреждение и устранение дисграфии у детей. —  СПб.: 2001.

4.    
Садовникова
И.К. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. —  М.:
Владос, 1995.

Основными симптомами дисграфии являются
специфические (т.е. не связанные с
применением орфографических правил)
ошибки, которые носят стойкий характер,
и возникновение которых не связано с
нарушениями интеллектуального или
сенсорного развития ребенка или с
нерегулярностью его школьного обучения.

Мы применили принцип поуровневого
анализа специфических ошибок — для
удобства их систематизации как в целях
их детального исследования, так и в
целях лучшей организации коррекционного
воздействия. Это позволило-выделить
три группы специфических ошибок:

§   ошибки на уровне буквы и слога;

§   ошибки на уровне слова;

§   ошибки на уровне предложения
(словосочетания).

Ошибки на уровне буквы и слога

Это наиболее многочисленная и разнообразная
по типам группа ошибок. Рассмотрим в
первую очередь ошибки, отражающие
трудности формирования фонематического
(звукового) анализа; затем — ошибки
фонематического восприятия (т.е.
дифференциации фонем), а далее — ошибки
иной природы.

Ошибки звукового анализа

Д.Б.Эльконин определял звуковой анализ
как действие по установлению
последовательности и количества звуков
в составе слова. В.К.Орфинская выделяла
простые и сложные формы фонематического
анализа, среди которых — узнавание
звука среди других фонем и вычленение
его из слова в начальной позиции, а также
полный звуковой анализ слов. Простые
формы анализа формируются в норме
спонтанно — до поступления ребенка в
школу, а сложные — уже в процессе обучения
грамоте. Несформированность действия
звукового анализа проявляется в письме
в виде следующих типов специфических
ошибок: пропуск, перестановка, вставка
букв либо слогов.

Пропуск свидетельствует о том, что
ученик не вычленяет в составе слова
всех его звуковых компонентов, например
«снки» — санки, «кичат» — кричат. Пропуск
нескольких букв в слове есть следствие
более грубого нарушения звукового
анализа, приводящего к искажению и
упрощению структуры слова: здоровье —
«дорве», брат — «бт», девочка — «девча»,
колокольчики — «калкочи».

По нашим наблюдениям, пропуску буквы и
слога до некоторой степени способствуют
следующие позиционные условия:

а) встреча двух одноименных букв на
стыке слов: «ста(л) лакать, прилетае(т)
только зимой, живу(т) дружно». В последнем
случае по нормам орфоэпии произносится
«живуд дружно», т.е. имеет место
регрессивная ассимиляция;

б) соседство слогов, включающих
одинаковые буквы, обычно гласные, реже
согласные: наста(ла), кузнечи(ки),
ка{ра)ндаши, си(ди)т, ходи(ли), хрустит) и
т.д. Можно предполагать, что дети,
сопровождая письмо проговариванием,
не согласующимся с темпом письма,
сбиваются с замысла, встретив в составе
слова повторяющийся звук.

Перестановки букв и слогов являются
выражением трудностей анализа
последовательности звуков в слове.
Слоговая структура слов при этом может
сохраняться без искажений, например:
чулан — «чунал», плюшевого — «плюшегово»,
ковром — «корвом», на лугах — «нагалух»,
взъерошился — «зверошился» и др. Более
многочисленны перестановки, искажающие
слоговую структуру слов. Так, односложные
слова, состоящие из обратного слога,
заменяются прямым слогом: он — «но», от
школы — «то школы», из берегов — «зи
берегов». В двусложных словах, состоящих
из прямых слогов, один из них заменяется
обратным: зима — «зиам», дети — «дейт».
Наиболее часты перестановки в словах,
имеющих стечение согласных: двор —
«довр», стёр — «сёрт», брат — «барт» и
т.д.

Вставки гласных букв наблюдаются обычно
при стечении согласных (особенно, когда
один из них взрывной): «шекола», «девочика»,
«душиный», «ноябарь», «дружено»,
«Александар». Эти вставки можно объяснить
призвуком, который неизбежно появляется
при медленном проговаривании слова в
ходе письма и который напоминает
редуцированный гласный.

Внешне с этими вставками сходны
нижеследующие примеры, однако в них
отмечается одна особенность: «вставленной»
оказывается гласная, уже имеющаяся в
составе слова, например: «дуружно», «в
лесоко», «на речуку», «в укуклы». В
отдельных случаях подобное повторение
происходит с согласной: «гулямем»,
«сахахрный» и др. Подобная «вставка»
есть, по нашему мнению, отражение
колебаний школьника при передаче
последовательности звуков в слове,
когда в письме отразились одновременно
и не замеченная ребенком ошибка, и
правильное написание. На это указывает
всегда симметричное расположение
вставленной буквы: ярече, на речуку,
сахахрный, деверь. Диктуемое слово
звучит доли секунды, ребенку сложно
уловить мгновенное чередование фонем,
их точную последовательность. Сравним
аналогичное написание с последующим
исправлением ошибки самим пишущим —
когда включена операция контроля:

В последние годы у младших школьников
стали обнаруживаться ошибки, которые
нельзя отнести ни к одному из известных
типов, а именно: в словах, начинающихся
с прописной буквы, первая буква
воспроизводится дважды, но во второй
раз уже в виде строчной — Аавгуст,
Рручей, Сскоро, Ггрибы,, Оосень, Рребята.
Эти ошибки — результат механического
закрепления графо-моторных навыков, к
которому привели первоклассников
письменные упражнения в «Прописях»,
где предлагаются для письма образцы
букв в следующем виде: Вв, Лл, Сс, Ии, Ёё,
Хх, Ээ.

Нередко учителя проводят по этому
принципу написание всех остальных букв
алфавита, Сдвоенное написание закрепляется
в двигательной памяти детей и сохраняется
в их письме в последующие годы.

Если сравнить ошибки типа «Аавгуст»,
«дружено» и «дуружно», можно убедиться,
что, хотя все они формально подпадают
под категорию «вставки», природа этих
ошибок различна, а потому они требуют
разных методов искоренения. Последний
пример должен быть отнесен к разряду
перестановок, и тогда школьника следует
тренировать в анализе последовательности
звуков в постепенно усложняющихся
комплексах (слогах, словах). В первом
случае нужно устранить саму возможность
механической тренировки в написании
сдвоенных букв, а во втором случае —
уточнять в проговаривании звуковой
состав слова.

Таким образом, при выборе наиболее
целесообразных приемов коррекции
логопед не может ограничиться формальной
классификацией ошибок. Необходимо
установить истоки ошибок с учетом всей
совокупности специфических ошибок,
характерных для каждого ученика.

Ошибки фонематического восприятия

В основе таких ошибок лежат трудности
дифференциации фонем, имеющих
акустико-артикуляционное сходство. В
устной речи недифференцированность
фонем ведет к заменам и смешениям звуков.
Применительно к письму мы в подобных
случаях обнаруживаем смешение букв, но
не замену, что означало бы полное
исключение из письма одной из смешиваемых
букв, чего не происходит. Смешение букв
указывает на то, что пишущий выделил в
составе слова определенный звук, но для
его обозначения выбрал несоответствующую
букву. Это может иметь место при:

§   нестойкости соотнесения фонемы
с графемой, когда не упрочилась связь
между значением и зрительным образом
буквы;

§   нечетком различении звуков,
имеющих акустико-артикуляционное
сходство.

По акустико-артикуляционному сходству
смешиваются обычно следующие фонемы:
парные звонкие и глухие согласные;
лабиализованные гласные; сонорные;
свистящие и шипящие; аффрикаты смешиваются
как между собой, так и с любым из своих
компонентов. Приводим примеры смещений
в письме школьников.

Звонкие и глухие парные согласные в
четкой позиции
(т.е. исключаются случаи
оглушения звонких и озвончения глухих
в соответствии с орфоэпическими нормами):

Д — Т — «тавно», «сыдый», «деди», «дрещат»,
«медёт вьюга», «втрук», «ситит», «блетный»,
«допетое бревно», «итут домой».

3 — С — «кослик», «вазилёк», «привосит»,
«река узнула, как в зказке», «звою сумку»,
«саснуть».

Б — П — «попеда», «бодарил», «просают»,
«пельё», «балатка», «польшие».

Ж — Ш — «шдёт», «ужибла», «кружился
снешок», «жумно», «жишки», «ложадь»,
«весело шушшали шуки…».

Г — К — «долко», «клавный», «досга»,
«кокда», «собага», «груглый», «уколок».

В — Ф — «портвель», «ворточка»,
«картовель», «вавли», «фьюга», «ковта».

Лабиализованные гласные:

О — У — «звенит рочей», «по хрупкумульду»,
«сизый голобь», «дедошка».

Ё — Ю — «клёква», «лёбит», «замюрзли»,
«тюплый», «салёт», «самолют», «перелютные
птицы», «висело ружью».

Заднеязычные:

Г — К — X — «черёмука», «колгоз»,
«гороговый», «за голмом». Сонорные:

Р — Л — «хородный», «смерый», «провеляр»,
«крюч», «лабота».

Й — Л’ — «тут бывалети солька» — тут
бывает и сойка…

Свистящие и шипящие:

С — Ш — «шиски», «восли», «шушим»,
«шажали», «пушиштый», «гнёздыско».

3— Ж — «жажгли», «скажал», «излозение»,
«привежли», «зелезо», «прузына».

С — Щ — «нещёт», «сенок», «сетка».

Аффрикаты:

Ч — Щ — «стущал», «роча», «хичный»,
«чепки», «пича», «щасто». ц _ Ч-Ц — «сквореч»,
«граци», «чапля», «процитал», «цястый».

Ч — Т — «черчит», «утитель», «Жутька»,
«вместе играч»,

Ц – Т — девотька». «пцицы», «цвецет»,
«Пеця»…

Ц-С — «рельцы», «куриса», «улиса»…

Смешение букв по кинетическому сходству

Исследователи традиционно объясняют
любые смешения либо акустико-артикуляционным
сходством фонем, либо оптическим
сходством букв — равно для чтения и
письма. Включение в акт письма еще одного
анализатора — двигательного —
расценивается лишь как необходимое
средство обеспечения технической
стороны письма. Между тем, было бы
неправильно не учитывать качественную
перестройку, которая происходит в
ассоциативной цепи слухо-речедвигательных
и зрительно-двигательных представлений,
обеспечивающих процесс письма. Нам
удалось установить новый тип специфических
ошибок — смешение букв по кинетическому
сходству.

Буквы рукописного шрифта — это различные
комбинации определенных элементов,
принятых в графической системе данного
языка. Мы выделили группу оптически
сходных букв славянской графики (их
сходство особенно усиливается в условиях
скорописи). Затем мы сопоставили пары
оптически сходных букв с наиболее часто
смешиваемыми (попарно же) буквами в
письме школьников; эти последние пары
смешиваемых букв не связаны с особенностями
произношения и не подпадают ни под одну
из известных категорий ошибок. При этом
выявлена большая распространенность
смешения букв, представленных в правой
части таблицы Nil, в то время как смешения
оптически сходных букв в письме учащихся
массовой школы не обнаруживается.

Рассмотрим примеры смешения в письме
букв по кинетическому сходству:

о — а (в ударной позиции) — «бонт»,
«куполся», «ураки», «глозки», «страйка»,
«лондыш», «сенокас», «тетродь», «журовль»,
«на гарку» и мн. др.

б — д — «людит», «рыдоловы», «угача»,
«дольшой», «мебведь», «ядлоки»,
«вородей»…»

и — у — «прyрода», «села мuха», «на береги»,
«кукишка», «криглый», «дедuшка», «мы
всталу рано», «зелёный кист» (куст)…

т — л — «стасли», «спанция», «стешил»,
«стисывать», «пемнеет», «вытнал снеток»,
«шатка», «настал атрель».

х — ж — «поймал еха», «можнатые», «дорохки»,
«нажодка», «ледожод», «вехливый»,

л — я — «февраЯь», «кяюч», «весеяо», «из
серых ская».

Г — P- Габота над ошибками, Ролова, Ролод,
Гаки, Гастаял, Ролодный…

В указанных заменах обращает на себя
внимание совпадение начертания первого
элемента взаимозаменяемых букв. Написав
первый элемент, ребенок не сумел далее
дифференцировать тонкие движения руки
в соответствии с замыслом: он либо
неправильно передал количество однородных
элементов (л — м, п — т, и — ш…), либо
ошибочно выбрал последующий элемент
(у — и, Г-Р, б-д..)

По-видимому, решающую роль играет
тождество графо-моторных движений «на
старте» каждой из смешиваемых букв. А
буквы оптически сходные имеют разные
отправные точки при их начертании и в
письме школьников не смешиваются (эти
точки выделены в таблице №1).

Нам довелось наблюдать стойкие смешения
по кинетическому сходству у учеников
старших классов общеобразовательной
школы и у студентов педагогического
вуза (б — д, и-у, п-т…).

Таблица №1

Буквы рукописного шрифта, имеющие
сходство

оптическое

кинетическое

c – e

o – c

y – д – з

л – и

м–
ш

в – д

o – a

б – д

u- y У – Ч

п – т П- Т

л
– м Л – М

x – ж

ч – ъ Г – P

н –
ю

и — ш

л – я H – K

a – д

Контроль за ходом двигательных актов
во время письма осуществляется благодаря
зрительному восприятию и костно-мышечным
ощущениям (кинестезиям). Умение оценивать
правильность начертания букв на основе
кинестезии позволяет пишущему вносить
поправки в движения еще до совершения
ошибок. При несформированности
кинетической и динамической стороны
двигательного акта у младших школьников
кинестезии не могут иметь направляющего
значения, и тогда происходит смешение
букв, начертание первого элемента
которых требует тождественных движений.
С переходом на стадию связного письма
отмечается значительный рост числа
таких ошибок, что связано с убыстрением
темпа письма и увеличением объема
письменных работ. В широкой распространенности
подобных смешений играет отрицательную
роль также неправомерное методическое
требование «безотрывного» написания
слов с первых недель обучения детей в
1-ом классе. Стадия поэлементного
написания букв практически отсутствует.
Умение вносить предварительные поправки
по ходу письма (до совершения ошибки)
может быть выработано лишь при четкой
разработке системы графических упражнений
в букварном периоде.

Смешение букв по кинетическому сходству
не следует воспринимать как безобидные
«описки» на том основании, что они не
связаны ни с произносительной стороной
речи, ни с правилами орфографии. Такие
ошибки могут повлечь за собой снижение
качества не только письма, но и чтения,
хотя конфигурация букв рукописного и
печатного шрифта различна. Этот феномен
имеет под собой то основание, что у
школьников при указанных смешениях
«размываются» неокрепшие еще связи
между звуком и буквой: между фонемой и
артикулемой — с одной стороны, и графемой
и кинемой — с другой. Вот примеры ошибок
чтения учеников 2-3 кл.: «жолодная зима»,
«поле хелтеет», «и давай Машу обнумать»,
«тяжелая радота», «дни столи короче» и
т.д. (на материале печатных текстов).

Таким образом, смешения букв по
кинетическому сходству носят закономерный
и стойкий характер, снижают в целом
качество письма и чтения, имеют выраженную
тенденцию к росту и при отсутствии
профилактических и коррекционных мер
тормозят развитие речемыслительной
деятельности школьников.

Персеверации, антиципации.

Своеобразное искажение фонетического
наполнения слов возникает в устной и
письменной речи по типу явлений
прогрессивной и регрессивной ассимиляции
и носит соответственно названия:
персеверации (застревание) и антиципации
(упреждение, предвосхищение): согласный,
а реже — гласный — заменяет вытесненную
букву в слове.

Примеры персевераций в письме:

а) в пределах слова: «магазим»,
«колхозниз», «за зашиной» (колхозник,
машиной);

б) в пределах словосочетания: «у деда
Модоза»;

в) в пределах предложения: «Девочка
кормила петуха и курм»: Примеры антиципации
в письме:

а) в пределах слова: «на девевьях», «дод
крышей», «с родмыми местами».

б) в пределах словосочетания, предложения:
«Жукчат ручейки». «У нас дома есть» — «У
насть…». «Жалобко замяукал котенок» —
жалобно…».

Возможна персеверация и антиципация
слога (и даже слова): «стутупали» —
ступали, «спуспуклись» — спускались;
«мелго мелкой рыбы» — много мелкой
рыбы. В основе ошибок указанных двух
видов лежит слабость дифференцировочного
торможения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Специфические ошибки письма

(Консультация для учителей начальных классов)

Для того, чтобы разбираться в специфике работы логопеда, а также чтобы отграничить ошибки, не требующие логопедической помощи, разберемся, что же такое дисграфия, и какие именно (специфические) ошибки на письме у учащихся называются дисграфическими.

         Определение дисграфии

«Дис» — расстройство, «графо» — пишу, буквально — расстройство письма. Проявляется в специфических ошибках (не связанных с применением орфографических правил), которые носят стойкий характер (т.е. повторяющиеся, устойчивые). Эти ошибки сами по себе не исчезают, а требуют специальной помощи.

        Некоторые учителя считают дисграфические ошибки нелепыми и объясняют их личностными качествами учеников: неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью на письме, небрежным отношением к работе и др.

        На самом деле в основе этих ошибок лежат более серьезные причины: несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

Все специфические ошибки принято заносить в следующую таблицу (см. Приложение) для удобства их систематизации. Рассмотрим подробнее.

        1.Отграничение речевых единиц.

        Данные ошибки объясняются несовпадением норм устной и письменной речи: в устной речи слова произносятся слитно, на одном выдохе, а в письменной речи — обособленно. Если ребенок не сумел уловить и вычленить в речевом потоке устойчивые речевые единицы и их элементы, то это ведет к раздельному или слитному написанию слов.

        Раздельное написание частей слова чаще всего, если:

1) приставка или начальная буква или слог напоминают предлог, союз, местоимение (и дут, я сный, с мотри);

2) при стечении согласных (б рат, поп росил, п челы).

        Слитно обычно пишутся служебные слова — предлоги, союзы (ветки елии сосны, кдому, надерево). Но бывает и два самостоятельных слова (быличудные дни, кругомтихо).

2.Ошибки звукового анализа.

Несформированность действия звукового анализа проявляется в письме в виде следующих типов специфических ошибок: пропуск, перестановка, вставка букв либо слогов.

        Пропуск свидетельствует о том, что ученик не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов, напр. «снки»(санки), «кичат»(кричат). Пропуск нескольких букв в слове — следствие более грубого нарушения звукового анализа, приводящего к искажению и упрощению структуры слова, напр. «дорве»(здоровье), «бт»(брат).

Перестановки букв и слогов являются выражением трудностей анализа последовательности звуков в слове, напр. «корвом» (ковром), «плюшегово» (плюшевого), «он» (но), «зиам» (зима), «довр» (двор).

        Вставки гласных букв наблюдаются обычно при стечении согласных (декабарь, Александар). Иногда обнаруживаются ошибки, которые нельзя назвать вставками букв в словах, начинающихся с прописной (заглавной) буквы: первая буква воспроизводится дважды, но второй раз уже в виде строчной (Аавгуст, Оосень). Эти ошибки — результат механического закрепления графо — моторных навыков. Давайте не будем провоцировать детей на ошибки, отрабатывая такое написание букв на уроках!

        Случаи грубого нарушения звукового анализа находят выражение в контаминациях (слепление) слов («блзм» — была зима, «лептбау» — лепят бабу).

        3.Обозначение мягкости согласных.

Нередко дети не различают твердое и мягкое звучание согласных. Ошибки типа: «патка» (пятка), «клуква» (клюква), «клон» (клен). Но не путать с ошибками типа: «кльон», «мьата». Они свидетельствуют о том, что ребенок мягкость слышит, но не научился правильно её обозначать.

4.Смешения букв.

В устной речи мы говорим о заменах и смешениях звуков, в письменной — о смешении букв, но не о замене, что означало бы полное исключение из письма одной из смешиваемых букв, чего не происходит.

        Смешение букв указывает на то, что пишущий выделил в составе слова определенный звук, но для его обозначения выбрал несоответствующую букву. Это происходит при нестойкости соотнесения фонемы с графемой (не упрочилась связь между значением и зрительным образом буквы) и (или) нечетком различении звуков, имеющих акустико — артикуляционное сходство.

а) По акустико — артикуляционному сходству смешиваются обычно:

1) звонкие и глухие парные согласные в четкой позиции (исключаются случаи оглушения и озвончения звуков)

Т-Д   тавно, долстый, ситит

С-З   вазилек, позуда, саснуть

П-Б   бодарил, балатка, пельё, польшие

Ш-Ж  вержина, ужибла, шдёт, шук

К-Г    клавный, досга, собага

Ф-В    картовель, фьюга, ковта, ворточка

2) лабиализованные гласные

О-У    рочей, голобь, дедошка

Ё-Ю   клёква, утюнок, лёбит

3) заднеязычные

Г-К-Х   черемуха, гороговый, за голмом

4) сонорные

Р-Л   хородный, смерый, лабота

Й-Л   тут бывалет и солька (тут бывает и сойка)

5) свистящие-шипящие

С-Ш  пушиштый, шушим, гнёздыско

З-Ж   жажги, скажал, зелезо

С-Щ  сенок, сётка, нещёт

6) аффрикаты

Ч-Щ     роча, пича, щасто, стущал  

Ч-Ц      граци, птичи, синича

Ч-Т      учичель (утитель), черчит

Ц-Т      цвецёт, цюльпан, пцицы, заняция

Ц-С      куриса, улиса, рельцы

        б) Смешения букв по оптическому (кинетическому) сходству не связаны с особенностями произношения или неразличением звуков:

О-А (под ударением)     бонт, журовль, клоссная, ураки, страйка

Б-Д                                 людит, убача, дольшой, ядлоки

И-У                                 прурода, криглый, дедишка, кист

П-Т                                 стасли, стисывать, пемнеет, тётлая

Х-Ж                                можнатые, вехливый, дорохки

Г-Р (заглавные)              Гечка, Габота, Ролод

и др.

        В указанных заменах обращает на себя внимание совпадение начертания первого элемента взаимозаменяемых букв. Написав первый элемент, ребенок не сумел далее дифференцировать тонкие движения руки с замыслом: либо неправильно передал количество однородных элементов (л-м, п-т, и-ш), либо ошибочно выбрал последующий элемент (и-у, б-д).

        Подобные ошибки не следует воспринимать как безобидные «описки», ведь они могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения, хотя шрифт рукописный и печатный различен (размываются» неокрепшие ещё связи между звуком и буквой).

        5. Персеверации (застревание) и антиципации (упреждение, предвосхищение): согласный, а реже — гласный, заменяет вытесненную букву в слове.

        Персеверации:

а) в пределах слова: магазим, за зашиной

б) в пределах словосочетания: у деда Модоза

в) в пределах предложения: Девочка кормила петуха и курм.

        Антиципации:

а) в пределах слова: на девевьях, дод крышей

б) в пределах словосочетания, предложения: Жукчат ручейки. У насть (нас) дома есть.

Возможна персеверация, антиципация слога (слова): стутупали (ступали), мелго (много) мелкой рыбы.

        6. Аграмматизмы.

Словообразования (морфемный аграмматизм) — отражение на письме трудностей анализа и синтеза частей слов: написание вопреки правилам грамматики (лёд — лёдик , рука — рукища, растущий в поле — поленой, вьюгный день…) Дети не осознают обобщенного значения фонем, ошибочно их используют.

        Основная масса ошибок — в нарушении связи слов — согласования (род, число) и управления (падежи) (5 оленев, под кровати, на деревьев). Наиболее отчетливо проявляются аграмматизмы при самостоятельном письме, но бывают и в диктовках, при списывании, читают тоже аграмматично.

        Значительные трудности связаны с употреблением предлогов (могут заменять , пропускать, удваивать и т.п.).

В заключение хотелось бы отметить, что специфические ошибки — стойкие, повторяющиеся.

        Логопед — не дублер учителя и не репетитор. Он должен создать базу для понимания и правильного применения грамматических правил (профилактика, предупреждение ошибок) и закрепить учебный материал, связанный с коррекционным процессом, который даст учитель.

(По Садовниковой И.Н.)

Выступление составлено

учителем — логопедом

Мироновой Л.А.

Аннотация:

Логопедические ошибки — что это такое? По роду своей деятельности (учитель — логопед в школе) я часто сталкиваюсь с этим вопросом. Причём не только со стороны родителей, но и учителей (не только начальных классов, но и старших). На эту тему много публикаций в интернете, но данный вариант описания интересен тем, что каждая ошибка снабжена конкретным примером. Это делает материал более доступным для широкого круга читателей. Предназначен для родителей учеников младших классов (учителей), с целью помочь в дифференциации логопедических ошибок от орфографических.

Логопедические ошибки – что это такое?

Как отличить логопедические ошибки от орфографических?

Обучение грамоте было и остаётся одной из важнейших задач всей начальной школы. И ни для кого не секрет, что именно от хорошего овладения ребёнком навыков чтения и письма зависит его успешность в дальнейшем обучении и сдаче государственных экзаменов.

Многие родители это прекрасно понимают и стараются, по мере своих возможностей, либо водить ребёнка дополнительно на занятия к учителю, либо к репетитору по русскому языку. Но, случается и так, что все эти усилия не приносят ожидаемого результата.

Родители с удивлением узнают, что их ребенок нуждается в помощи логопеда,так как у него наблюдается специфическая проблема — дисграфия, которая проявляется на письме множеством логопедических ошибок. Ребенок не может написать правильно практически ни одного слова, при этом, казалось бы, он полностью развит и не имеет проблем с интеллектуальным развитием.

Действительно, что же этотакое: логопедические ошибки? Чем они отличаются от «обычных» ошибок — орфографических? Как их различить на письме?Ответам на эти вопросы и посвящена наша статья.

Выделяют несколько типов логопедических ошибок, которые наиболее часто встречаются у детей младших классов. Все эти ошибки носят специфический характер, то есть никак не связаны с незнанием правил русского языка и не зависят от пропусков занятий в школе.

1. Ошибки на уровне буквы и слога.

  • Это ошибки звукового анализа.

Могут проявляться как:

  1. пропуск.
  2. недописывание букв.
  3. перестановка.
  4. или вставка лишних букв и слогов.

ошибки звукового анализа

Ошибки звукового анализа

Также дети часто путают:

— парные звонкие и глухие согласные:

в-ф: , г-к: , б-п: ,
д-т: , ж-ш: , з-с: ;

— лабиализованные гласные:

о-у: ; ё — ю: , ;

заднеязычные: г — к — х , ;

сонорные: р – л,й — л (мягкий) , , ;

свистящие и шипящие с — ш: , ; з — ж: , ;

аффрикаты ч — щ: , ; ч — ц: ; ч — т (мягкий): ; ц — т: ; ц — с.

Ошибки на фонематический анализ

Ошибки на фонематический анализ

Также, помимо ошибок звукового анализа, на письме часто присутствуют ошибки в виде замен и смешения графически сходных букв:

ошибки в виде замен и смешения графически сходных букв

Ошибки в виде замен и смешения графически сходных букв

2. Ошибки на уровне слов

  • Очень распространенная ошибка — слитное написание слов, особенно служебных.
  • Бывает и, наоборот, ребёнок пишет слово раздельно по буквам и слогам.
  • Иногда ребенок не разделяет в потоке речи и два самостоятельных слова.
  • Границы слова могут не только исчезать, но и смещаться.
  • Иногда ошибки обнаруживаются при самостоятельном словообразовании, то есть дети придумывают несуществующие слова.

Ошибки на уровне слов

Ошибки на уровне слов

3. Ошибки на уровне предложений

  • Если ребенок не чувствует законов грамматической связи слов, он будет допускать ошибки в согласовании: и управлении.
  • Нередки ошибки при употреблении предлогов.

Ошибки на уровне предложений

Ошибки на уровне предложений

Толкачёва Анастасия Андреевна,
учитель-логопед

Loading ... Loading …

Учитель-логопед 

МОУ «Ферзиковская  средняя общеобразовательная
школа» Синотова Елена Николаевна

Дисграфия частичное
специфическое нарушение процесса письма, которое проявляется в стойких и
повторяющихся ошибках,  которое обусловлено несформированностью высших психических
функций, участвующих в процессе письма. Дисграфия представляет собой нарушение фонематического
принципа правописания.

Число детей с дисграфией по результатам обследования

   1.Замены и смешения букв, обусловленные акустико-артикуляционным
сходством звуков
:

   а) звонких и глухих согласных, включая их мягкие пары — звонкий
согласный на глухой согласный

(«кладкой» вместо «гладкой»); 

 -глухой       согласный      на      звонкий                      согласный

(«сдебельке» вместо
«стебельке»).

   б) твердых и мягких согласных, отражающихся в смешениях
гласных букв (по вертикали) между собой:

    гласные буквы 1 ряда      А     О     У      Э    
Ы;     гласные буквы 2 ряда      Я     Ё     Ю    Е      И.

        
гласная буква 2 ряда на гласную 1 ряда («стебелок» вместо
«стебелёк», «радом» вместо «рядом»);

        
гласная буква 1 ряда на гласную 2 ряда («високие» вместо
«высокие», «фёне» вместо «фоне», «списивание» вместо «списывание»).

   Ошибки обозначения мягкости согласных
не относятся к дисграфическим:

        
замена гласной буквы 2 ряда на Ь («льбовались» вместо
«любовались», «зельными» вместо «зелёными);

        
замена гласной буквы 2 ряда на Ь + гласная буква

(«льюбовались» вместо «любовались»);

Ошибки
обозначения мягкости согласных

         
замена гласной буквы 2 ряда на Й + гласная

(«землйа» вместо «земля»);

         
замена гласной буквы 2 ряда на Й в конце слова («цаплй» вместо
«цапля», «воробьй» вместо «воробьи»);

                                

Ошибки
обозначения мягкости согласных

                        
замена Ь на гласную букву («листиев» вместо «листьев»,
«любовалиси» вместо «любовались»,

«веси» вместо «весь», «тене» вместо «тень»);

                        
пропуск  Ь  («стебелке»   вместо   «стебельке»,);

                        
замена разделительного Ь на Й, Й + или Ъ

                                    

  в)
свистящих и шипящих согласных:

                        
свистящий согласный на шипящий согласный («чудешный» вместо
«чудесный», «окажалось» вместо «оказалось»);

                                      

                        
шипящий согласный на свистящий согласный («подснезники» вместо
«подснежники», «слысны» вместо «слышны»);

                                       

    г)
аффрикатов и их компонентов:

                        
согласный звук Ц на согласный Ч («расчвели» вместо «расцвели»);

                        
согласный звук Ч на согласный звук Ц («цудесные» вместо
«чудесные»);

                        
аффрикаты на компоненты аффрикатов («светок» вместо «цветок»);

                        
компоненты аффрикатов     на   аффрикаты

(«чёмный» вместо «тёмный»);

     

    д) заднеязычных согласных (к-х, г-х, включая их мягкие
пары):

                        
смычных согласных (К, Г) на щелевой (X)

(«холоса» вместо «голоса»);

                        
щелевой (X) на смычные (К, Г) («шороки» вместо «шорохи»,
«черёмука» вместо «черёмуха»);

    е)
сонорных согласных (включая мягкие пары): 

    —вибрант Р на
смычно-проходной согласный Л («класив» вместо «красив», «озела» вместо

«озера»);

                                         


смычно-проходной согласный Л на вибрант Р («корабрики» вместо «кораблики»,
«стеберёк» вместо «стебелёк», «тёпрым» вместо «тёплым»);

                                              

ж)
гласных букв, проявляющихся в смешениях

гласных букв между собой (по
горизонтали).

        А— О— У—  Э— Ы

        Я —Ё —Ю —Е —И

  -гласная буква 1 ряда на
гласную букву 1 ряда («цветоми» вместо «цветами», «глодкой» вместо

«гладкой»);

— гласная буква 2 ряда на гласную
букву 2 ряда («тарилками» вместо «тарелками»);

                                           

   з) согласных сходных по способу
образования: п-к, с-х, т-к и т.д
(«хобачка» вместо «собачка», «кам» вместо
«там»);

  и)
согласных сходных по месту образования: п-м; т-н, н-л и т.д.
(«то» вместо
«но»; «лад» вместо «над»).

                      

  2. Моторные ошибки:

а)
ошибки двигательного запуска
(«поднял» вместо «поднят»);

   б) графический поиск при написании букв;

в) лишние
элементы при написании букв
(И — Й, И

— Ш: «цветамш» вместо
«цветами»);

    г) недописывание отдельных элементов букв (Е — Ё) («темной»
вместо «тёмной, «ис» вместо «их»,

«стебелек» вместо «стебелёк» );

   д) персеверации — повтор предыдущей буквы (слога): — согласных
букв («стебелёл» вместо

«стебелёк», «корарблики» вместо «кораблики»);

                 
гласных     букв   («шариик» вместо     «шарик»,

«кувшиинки» вместо «кувшинки»);

                 
слогов и слогослияний («словновно» вместо

«словно», «списысывание» вместо
«списывание»); 

                            

                 
неоднократные правильные обводки букв.

3.                  
Зрительно-моторные ошибки:

   а) смешения оптически
сходных букв
(«очи» вместо «они», «дветам» вместо «цветам»,

«радные»
вместо «разные»);

  б)       неточность    передачи
  графического                    образа

буквы;

  в)
неадекватное начертание букв;

4.                 
Зрительно-пространственные ошибки:

   а)   зеркальность букв   («спи)ывание»
вместо «списывание»);

   б) неточность оформления
рабочей строки
:

  -неудержание строки во время письма;

  -колебания высоты букв;

  -колебания наклона букв;

  -несоизмеримость элементов одной из букв.

5.                  
Ошибки звукового анализа и синтеза:

а) пропуски букв: согласных:

        
парных звонких согласных, парных глухих согласных («понят» вместо
«поднят», «тебельке» вместо «стебельке», «высоие» вместо «высокие»);

        
непарных звонких, непарных глухих согласных («касивыми» вместо
«красивыми», «кувшики» вместо «кувшинки»);

 гласных:

        
А, О, У, Э, Ы, Я, Ё, Ю, Е, И («стебльке» вместо «стебельке»,
«лстьев» вместо «листьев», «выско» вместо «высоко»);

                                       

    знаков:

        
Ъ («подъём» — «подём»).

    б) вставки букв: согласных:

    -парных
звонких согласных, парных глухих согласных («расцветли» вместо «расцвели»

«будтоны»
вместо «бутоны»);

    -непарных звонких, непарных
глухих согласных («повеляло» вместо «повеяло», «разцвернулся» вместо
«развернулся», «лёхгкие» вместо «лёгкие»);

    гласных:

        
А, О, У, Э, Ы, Я, Ё, Ю, Е, И («пылывут» вместо «плывут»,
«расцевели» вместо «расцвели», «было» вместо «был», «тумано» вместо «туман»);

   
знаков:

        
Ь и Ъ («лесьном» вместо «лесном», «проехал» —

«пъроехал»);

    в) перестановки букв:

        
хаотичные перестановки  («отцевли»  вместо  «отцвели», «Люя»
вместо «Юля»);

    -реверсия (зеркальная
перестановка) букв в слоге («чуседные» вместо «чудесные», «поевяло» вместо «повеяло»);

                                  

        
реверсия букв в слове («ему» вместо «уме», «то» вместо «от»).

   г) антиципация букв:

   -согласных («с лесной» вместо
«к лесной», «из звонкие» вместо «их звонкие», «кравив» вместо «красив»);

                                  

        
гласных («чедесные» вместо «чудесные», «плувут» вместо «плывут»).

                                             

  
Дизорфография –
это
стойкое и специфическое нарушение в усвоении и использовании морфологического и
традиционного принципов орфографии, которое проявляется в разнообразных и
многочисленных морфологических ошибках; специфическая неспособность учащихся к
усвоению орфографических правил; нарушение письма, в основе которого лежит
несформированность морфологического анализа.

  Ошибки,
обусловленные нарушением формирования морфологического принципа письма:

  а) ошибки
написания безударной гласной
(«вады»

вместо «воды», «молютка» вместо
«малютка»);

   б) ошибки
написания в слове проверяемых парных согласных
(«шупке» вместо «шубки»,
«грутке» вместо «грудке»);

                                               

   в)  
ошибки  написания  в  слове  непроизносимых 

согласных («сонце»
вместо «солнце»);

                                  

   г) ошибки написания
приставок
(«аказалась» вместо «оказалась», «праснулась» вместо

              «проснулась»);    

   д)       ошибки    написания
             суффиксов
(«шалашок»

вместо «шалашик»);

                                                 

   е) ошибки, отражающие единообразное написание окончаний («далёкам»
вместо «далёком»,

«хлопочат» вместо «хлопочут», «летния ночь»).

    2.   Ошибки,
обусловленные нарушением формирования традиционного принципа письма:
а)
неправильное написание традиционных сочетаний: жи -ши, ча — ща, чу — щу
(«шалашык»
вместо «шалашик» «чюдесное» вместо «чудесное», «ёжык» вместо «ёжик»);

   б) неправильное написание традиционных сочетании: ЧКЧН, РЩ,
ЩН, НЩ, СТ, ЗН
(«жизьнь» вместо «жизнь», «бабочьки» вместо

«бабочки», «лисьтья» вместо
«листья»);

в) неправильное написание слов, имеющих орфоэпическое традиционное
произношение, которое на письме отражается устоявшимися сочетаниями
(«скушно»
вместо «скучно»,

«реннева» вместо «раннего»);

                                                  

   г) ошибки
написания словарных слов
(«легушка» вместо «лягушка», «жураваль»,
«жураволь» вместо «журавль»);

   д) ошибки
написания удвоенных согласных в слове;

    е)  
неправильное  написание  предлогов 
(«ис»  

вместо   «из»,«пот», «пат»
вместо «под»);

    ж)  правописание наречий  («ловка» 
вместо  «ловко»,  «несколька» вместо «несколько»);

                                     

3.  Ошибки,
обусловленные нарушением формирования грамматического принципа (принципа
морфолого-графических аналогий) письма:

    а) Ь-знак, как графический уравнитель, для обозначения категории
повелительного наклонения и инфинитива
(«проч» вместо

«прочь»);

   Ь-знак      в    конце
     существительных, оканчивающихся на шипящий согласный
(«рож» вместо
«рожь», «мыш» вместо «мышь», «лучь» вместо «луч»).

4. Ошибки,  
обусловленные   нарушением   слого-морфемного принципа письма:

  неправильный перенос слов («сп-рятался»,
«бежать», «ст­арой»).

    Ошибки,     обусловленные нарушением формирования
лексикологического принципа письма:

    а)
слитное написание слова и стоящей перед ним служебной части речи (предлога,
союза, частицы)
(«понебу» вместо «по небу», «наземлю» вместо «на землю»,
«надалёком» вместо «на далёком»);

    б) слитное написание слова и следующей за ним
служебной      части     речи (предлога,   союза, частицы);

    в) слитное
написание двух слов
(«онпозвал»

вместо «он позвал»);

    г) раздельное написание слова
(«о краска» вместо «окраска», «в сюду» вместо «всюду», «по лил» вместо
«полил);

    д) пропуск дефиса («жила была» вместо
«жила-

была»);

                           

   Ошибки,   обусловленные  нарушением   формирования  
семантического принципа письма:

    отсутствие
   заглавной    буквы      в именах собственных
(«вася» вместо «Вася»).

Учитель-логопед МОУ «Ферзиковская средняя общеобразовательная школа»

Учитель-логопед МОУ «Ферзиковская средняя общеобразовательная школа»

Дисграфия представляет собой нарушение фонематического принципа правописания

Дисграфия представляет собой нарушение фонематического принципа правописания

Замены и смешения букв, обусловленные акустико-артикуляционным сходством звуков : а) звонких и глухих согласных, включая их мягкие пары — звонкий согласный на глухой согласный («кладкой»…

Замены и смешения букв, обусловленные акустико-артикуляционным сходством звуков : а) звонких и глухих согласных, включая их мягкие пары - звонкий согласный на глухой согласный («кладкой»…

А О У Э

А О У Э

Ь («льбовались» вместо «любовались», «зельными» вместо «зелёными); — замена гласной буквы 2 ряда на

Ь («льбовались» вместо «любовались», «зельными» вместо «зелёными); - замена гласной буквы 2 ряда на

Й в конце слова («цаплй» вместо «цапля», «воробьй» вместо «воробьи»);

Й в конце слова («цаплй» вместо «цапля», «воробьй» вместо «воробьи»);

Ь («стебелке» вместо «стебельке»,); — замена разделительного

Ь («стебелке» вместо «стебельке»,); - замена разделительного

— свистящий согласный на шипящий согласный («чудешный» вместо «чудесный», «окажалось» вместо «оказалось»); — шипящий согласный на свистящий согласный («подснезники» вместо «подснежники», «слысны» вместо «слышны»);

- свистящий согласный на шипящий согласный («чудешный» вместо «чудесный», «окажалось» вместо «оказалось»); - шипящий согласный на свистящий согласный («подснезники» вместо «подснежники», «слысны» вместо «слышны»);

Ц на согласный Ч («расчвели» вместо «расцвели»); — согласный звук

Ц на согласный Ч («расчвели» вместо «расцвели»); - согласный звук

— аффрикаты на компоненты аффрикатов («светок» вместо «цветок»); — компоненты аффрикатов на аффрикаты («чёмный» вместо «тёмный»);

- аффрикаты на компоненты аффрикатов («светок» вместо «цветок»); - компоненты аффрикатов на аффрикаты («чёмный» вместо «тёмный»);

К, Г) на щелевой (X) («холоса» вместо «голоса»); — щелевой (X) на смычные (К,

К, Г) на щелевой (X) («холоса» вместо «голоса»); - щелевой (X) на смычные (К,

Р на смычно-проходной согласный

Р на смычно-проходной согласный

А— О— У— Э— Ы Я —Ё —Ю —Е —И -гласная буква 1 ряда на гласную букву 1 ряда («цветоми» вместо «цветами», «глодкой» вместо «гладкой»);…

А— О— У— Э— Ы Я —Ё —Ю —Е —И -гласная буква 1 ряда на гласную букву 1 ряда («цветоми» вместо «цветами», «глодкой» вместо «гладкой»);…

з) согласных сходных по способу образования: п-к, с-х, т-к и т.д («хобачка» вместо «собачка», «кам» вместо «там»); и) согласных сходных по месту образования: п-м; т-н,…

з) согласных сходных по способу образования: п-к, с-х, т-к и т.д («хобачка» вместо «собачка», «кам» вместо «там»); и) согласных сходных по месту образования: п-м; т-н,…

Моторные ошибки: а) ошибки двигательного запуска («поднял» вместо «поднят»); б) графический поиск при написании букв; в) лишние элементы при написании букв (И —

Моторные ошибки: а) ошибки двигательного запуска («поднял» вместо «поднят»); б) графический поиск при написании букв; в) лишние элементы при написании букв (И -

Е — Ё) («темной» вместо «тёмной, «ис» вместо «их», «стебелек» вместо «стебелёк» ); д) персеверации — повтор предыдущей буквы (слога): — согласных букв («стебелёл» вместо…

Е — Ё) («темной» вместо «тёмной, «ис» вместо «их», «стебелек» вместо «стебелёк» ); д) персеверации - повтор предыдущей буквы (слога): - согласных букв («стебелёл» вместо…

— гласных букв («шариик» вместо «шарик», «кувшиинки» вместо «кувшинки»); — слогов и слогослияний («словновно» вместо «словно», «списысывание» вместо «списывание»); — неоднократные правильные обводки букв.

- гласных букв («шариик» вместо «шарик», «кувшиинки» вместо «кувшинки»); - слогов и слогослияний («словновно» вместо «словно», «списысывание» вместо «списывание»); - неоднократные правильные обводки букв.

Зрительно-моторные ошибки: а) смешения оптически сходных букв («очи» вместо «они», «дветам» вместо «цветам», «радные» вместо «разные»); б) неточность передачи графического образа буквы; в) неадекватное начертание…

Зрительно-моторные ошибки: а) смешения оптически сходных букв («очи» вместо «они», «дветам» вместо «цветам», «радные» вместо «разные»); б) неточность передачи графического образа буквы; в) неадекватное начертание…

Зрительно-пространственные ошибки: а) зеркальность букв («спи)ывание» вместо «списывание»); б) неточность оформления рабочей строки : -неудержание строки во время письма; -колебания высоты букв; -колебания наклона букв;…

Зрительно-пространственные ошибки: а) зеркальность букв («спи)ывание» вместо «списывание»); б) неточность оформления рабочей строки : -неудержание строки во время письма; -колебания высоты букв; -колебания наклона букв;…

Ошибки звукового анализа и синтеза: а) пропуски букв : согласных: — парных звонких согласных, парных глухих согласных («понят» вместо «поднят», «тебельке» вместо «стебельке», «высоие» вместо…

Ошибки звукового анализа и синтеза: а) пропуски букв : согласных: - парных звонких согласных, парных глухих согласных («понят» вместо «поднят», «тебельке» вместо «стебельке», «высоие» вместо…

А, О, У, Э, Ы, Я, Ё, Ю, Е, И («стебльке» вместо «стебельке», «лстьев» вместо «листьев», «выско» вместо «высоко»); знаков: —

А, О, У, Э, Ы, Я, Ё, Ю, Е, И («стебльке» вместо «стебельке», «лстьев» вместо «листьев», «выско» вместо «высоко»); знаков: -

А, О, У, Э, Ы, Я, Ё, Ю, Е, И («пылывут» вместо «плывут», «расцевели» вместо «расцвели», «было» вместо «был», «тумано» вместо «туман»); знаков: —

А, О, У, Э, Ы, Я, Ё, Ю, Е, И («пылывут» вместо «плывут», «расцевели» вместо «расцвели», «было» вместо «был», «тумано» вместо «туман»); знаков: -

Люя» вместо «Юля»); -реверсия (зеркальная перестановка) букв в слоге («чуседные» вместо «чудесные», «поевяло» вместо «повеяло»);

Люя» вместо «Юля»); -реверсия (зеркальная перестановка) букв в слоге («чуседные» вместо «чудесные», «поевяло» вместо «повеяло»);

— реверсия букв в слове («ему» вместо «уме», «то» вместо «от»). г) антиципация букв: -согласных («с лесной» вместо «к лесной», «из звонкие» вместо «их звонкие»,…

- реверсия букв в слове («ему» вместо «уме», «то» вместо «от»). г) антиципация букв: -согласных («с лесной» вместо «к лесной», «из звонкие» вместо «их звонкие»,…

Дизорфография – это стойкое и специфическое нарушение в усвоении и использовании морфологического и традиционного принципов орфографии, которое проявляется в разнообразных и многочисленных морфологических ошибках; специфическая…

Дизорфография – это стойкое и специфическое нарушение в усвоении и использовании морфологического и традиционного принципов орфографии, которое проявляется в разнообразных и многочисленных морфологических ошибках; специфическая…

Ошибки, обусловленные нарушением формирования морфологического принципа письма: а) ошибки написания безударной гласной («вады» вместо «воды», «молютка» вместо «малютка»); б) ошибки написания в слове проверяемых парных…

Ошибки, обусловленные нарушением формирования морфологического принципа письма: а) ошибки написания безударной гласной («вады» вместо «воды», «молютка» вместо «малютка»); б) ошибки написания в слове проверяемых парных…

в) ошибки написания в слове непроизносимых согласных («сонце» вместо «солнце»); г) ошибки написания приставок («аказалась» вместо «оказалась», «праснулась» вместо «проснулась»); д) ошибки написания суффиксов («шалашок»…

в) ошибки написания в слове непроизносимых согласных («сонце» вместо «солнце»); г) ошибки написания приставок («аказалась» вместо «оказалась», «праснулась» вместо «проснулась»); д) ошибки написания суффиксов («шалашок»…

Ошибки, обусловленные нарушением формирования традиционного принципа письма: а) неправильное написание традиционных сочетаний: жи -ши, ча — ща, чу — щу («шалашык» вместо «шалашик» «чюдесное» вместо…

Ошибки, обусловленные нарушением формирования традиционного принципа письма: а) неправильное написание традиционных сочетаний: жи -ши, ча - ща, чу - щу («шалашык» вместо «шалашик» «чюдесное» вместо…

ЧК — ЧН, РЩ, ЩН, НЩ, СТ, ЗН («жизьнь» вместо «жизнь», «бабочьки» вместо «бабочки», «лисьтья» вместо «листья»);

ЧК - ЧН, РЩ, ЩН, НЩ, СТ, ЗН («жизьнь» вместо «жизнь», «бабочьки» вместо «бабочки», «лисьтья» вместо «листья»);

в) неправильное написание слов, имеющих орфоэпическое традиционное произношение, которое на письме отражается устоявшимися сочетаниями («скушно» вместо «скучно», «реннева» вместо «раннего»); г) ошибки написания словарных слов…

в) неправильное написание слов, имеющих орфоэпическое традиционное произношение, которое на письме отражается устоявшимися сочетаниями («скушно» вместо «скучно», «реннева» вместо «раннего»); г) ошибки написания словарных слов…

Ошибки, обусловленные нарушением формирования грамматического принципа

Ошибки, обусловленные нарушением формирования грамматического принципа

Ь-знак, как графический уравнитель, для обозначения категории повелительного наклонения и инфинитива («проч» вместо «прочь»);

Ь-знак, как графический уравнитель, для обозначения категории повелительного наклонения и инфинитива («проч» вместо «прочь»);

Ошибки, обусловленные нарушением слого-морфемного принципа письма: неправильный перенос слов («сп-рятался», «бежать», «ст­арой»)

Ошибки, обусловленные нарушением слого-морфемного принципа письма: неправильный перенос слов («сп-рятался», «бежать», «ст­арой»)

а) слитное написание слова и стоящей перед ним служебной части речи (предлога, союза, частицы) («понебу» вместо «по небу», «наземлю» вместо «на землю», «надалёком» вместо «на…

а) слитное написание слова и стоящей перед ним служебной части речи (предлога, союза, частицы) («понебу» вместо «по небу», «наземлю» вместо «на землю», «надалёком» вместо «на…

вместо «он позвал»); г) раздельное написание слова («о краска» вместо «окраска», «в сюду» вместо «всюду», «по лил» вместо «полил); д) пропуск дефиса («жила была» вместо…

вместо «он позвал»); г) раздельное написание слова («о краска» вместо «окраска», «в сюду» вместо «всюду», «по лил» вместо «полил); д) пропуск дефиса («жила была» вместо…

Ошибки, обусловленные нарушением формирования семантического принципа письма: отсутствие заглавной буквы в именах собственных («вася» вместо «Вася»)

Ошибки, обусловленные нарушением формирования семантического принципа письма: отсутствие заглавной буквы в именах собственных («вася» вместо «Вася»)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • К ошибкам допускаемым при спуске курка относятся
  • К ошибкам ведения деловой беседы относится
  • К ошибкам аргументации традиционно относят
  • К ошибкам аргументации не относится тест
  • К открытым повреждениям относятся найдите допущенные ошибки