К холодным цветам относятся укажите ошибку

МАОУ
«СОШ №57 г Улан-Удэ им. А Цыденжапова»

Воробьева
Е.В.

1.     
Какие виды пластических искусств относятся к
изобразительным?

а)     
графика

б)     
архитектура

в)     
дизайн

г)     
живопись

д)     
скульптура

2.     
Запишите последовательность цветов спектра.

к, ж, г, о, ф, с, з, (пословица)

3.     
Какой цвет не относится к основным цветам?

а)     
красный

б)     
желтый

в)     
зелёный

г)     
синий

4.     
Какой цвет не относится к составным цветам?

а)     
оранжевый

б)     
зеленый

в)     
фиолетовый

г)     
жёлтый

5.     
В цветовом круге дополнительные цвета
находятся:

а)     
строго напротив друг друга

б)     
рядом друг с другом

6.     
Чтобы получить светлоту нужно добавить:

а)     
жёлтый цвет

б)     
белый цвет

в)     
серый цвет

7.     
Колорит это:

а)     
световые волны определённой длины

б)     
полярное противопоставление

в)     
взаимосвязь всех цветовых элементов

8.     
 К ахроматическим цветам не относится:

а)     
чёрный

б)     
белый

в)     
коричневый

9.     
Основа выразительности скульптуры:

а)     
объёмные формы

б)     
линия

в)     
цвет

10. 
Основной жанр станковой скульптуры:

а)     
анималистический

б)     
портретный

в)     
бытовой

         
1.        
Как называется
жанр изобразительного искусства, в котором изображают неодушевлённые
предметы, организованные

         
2.        
в  группу?

а)       пейзаж;

б)      живопись;

в)      портрет;

г)       натюрморт.

        
3.        
Натюрморт — это вид изобразительного искусства?

а)     
да;

б)     
нет.

         
4.        
Материалы,
используемые в графике

а)       акварель;

б)      пластилин;

в)      карандаш, уголь, фломастеры;

г)       гуашь.

         
5.        
Выразительные
средства в живописи

а)       линия, штрих;

б)      объём;

в)      цветовое пятно, мазок, колорит, композиция;

г)       мазок;

         
6.        
Когда и где сформировался натюрморт как самостоятельный жанр?

а)       в Древней Греции;

б)      в конце 16 – начале 17в в Голландии.

         
7.        
Продолжи
предложение: «Геометрическое тело … »

а)       плоское;

б)      большое;

в)      объёмное;

г)       круглое.

         
8.        
Как переводится
слово КОНСТРУКЦИЯ?

а)      
геометрические тела;

б)     
взаимное расположение
частей предмета, их соотношение;

в)     
геометрические фигуры
разной величины.

         
9.        
Чему учат правила
перспективы?

а)   
передавать объём;

б)   
отображать на плоскости
глубину пространства;

в)   
правильно рисовать
графическими материалами.

       
10.       
Наиболее светлое
пятно на освещённой поверхности предмета:

а)       контраст;

б)      блик;

в)      рельеф.

       
11.       
Светотень — это:

а)       отражение света от поверхности одного
предмета в затенённой части другого;

б)      тень, уходящая в глубину;

в)      способ передачи объёма предмета с помощью
теней и света.

1.       Портрет — это:

а)       изображение облика какого-либо человека, его
индивидуальности;

б)       изображение одного человека или группы
людей;

в)       образ определённого реального человека;

г)       все варианты верны.

2.       В каких видах изобразительного искусства
создаются портреты?

____________,  ____________,
____________,  ____________,  ____________.

3.       При создании портрета, главной задачей
художника является:

а)       правдивое изображение модели;

б)        банальное копирование внешности
портретируемого — одежда, прическа, украшения;

в)        передача его внутреннего мира, характера.

4.       По назначению, на какие группы было принято
делить портреты:

а)       парадный;

б)       силуэтный;

в)       камерный;

г)       праздничный.

5.       Парадный портрет имел целью показать:

а)       индивидуальные особенности (используется
поясное, погрудное, оплечное изображение, фигура зачастую даётся на
нейтральном фоне);

б)       общественное положение (как правило, в
полный рост, фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне).

6.       Разворот головы персонажа в «профиль» — это:

а)       вид спереди;

б)       вид сбоку;

в)       вид пол оборота.

7.       Положение персонажа в картине А.А. Дайнеки
«Девочка у окна»
уч. 6 кл.
с.35:

а)       поясное;

б)       в полный рост;

в)       погрудное.

8.       Как переводится слово конструкция?

г)      
геометрические тела;

д)      
взаимное расположение
частей предмета, их соотношение;

е)      
геометрические фигуры
разной величины.

9.       Пропорции- это:

а)       равенство двух отношений;

б)       несоответствие с чем-либо в количественном
отношении;

в)       соотношение величин частей, составляющих
одно целое.

10.    Какие основные правила построения портрета
вы знаете?

а)       На сколько равных частей делится расстояние
от линии подбородка до линии роста волос?

б)       Если смотреть на голову спереди, то
горизонтальная линия – ось глаз – проходит точно

в)       Разделив нижнюю часть овала пополам –
получим….

г)       Чему равно расстояние между глазами?

д)       Что равно расстоянию от одного зрачка до
другого?

е)       Что расположено между линией бровей и линией
основания носа
?

ж)     Что расположено на линии, делящей пополам
расстояние от подбородка до основания носа?

11.    Светотень — это:

г)       отражение света от поверхности одного
предмета в затенённой части другого;

д)       тень, уходящая в глубину;

е)       способ передачи объёма предмета с помощью
теней и света.

12.    Скульптура – это:

а)       вид изобразительного искусства;

б)       жанр изобразительного искусства.

13.    По назначению, на какие группы принято делить
скульптуры:

а)       монументальные;

б)       каменные;

в)       камерные;

г)       глиняные.

14.    Бюст — это скульптурный портрет, у которого:

а)       одна голова с шеей (герма);

б)       целая фигура, с головы до ног (статуя);

в)       голова и верхняя часть туловища, примерно по
грудь.

15.    При изображении сатирических образов
человека необходимо чувство:

а)       меры;

б)       злорадства;

в)        правды;

г)       ненависти.

16.    Роль цвета в портрете:

а)        помогает выявить конструкцию, подчеркнуть
или скрыть форму, зрительно уменьшить или увеличить, сузить или растянуть
форму;

б)       уничтожает монотонность, меняет зрительное
восприятие;

в)       верны все варианты ответов.

1.Быстрый рисунок, обычно выполняемый
с          

натуры различными
художественными                          

материалами

А. набросок                               Б.
рисунок

В. Портрет                                  В.
эскиз            

2.Произведение декоративного искусства,
выполненного из цветного стекла.

А. панно                                    
Б. гобелен

В. батик                                     
Г. витраж

3.Жанр изобразительного искусства, когда на
картине могут быть изображены один или несколько человек.

А. портрет                                 
Б. пейзаж

В. натюрморт                             Г. исторический.

4. Изображение природы.

А. портрет                                 
Б. пейзаж

В. натюрморт                             Г. исторический.

5. Укажите соответствие картины художника и
жанра, в котором она выполнена.

А. А. Венецианов «Жница.»                       1.пейзаж.

Б. В .Суриков «Меншиков в Березове.»     2.портрет.

В. К. Юон  «Утро индустриальной

Москвы.»                                                      
3.натюрморт

Г. И. Машков «Московская снедь.

 Хлеба.»                                                        
4.исторический.

6.Узор, предназначенный для украшения
различных предметов.

А. украшение                             Б. орнамент

В. рисунок                                 
Г. наклейка.

7.Непрозрачные краски, растворяющиеся водой.

А. акварель.                               Б.
масляная

В. гуашь                                      Г.
темпера.

8. Временный публичный показ художественных
произведений.

А. концерт                                  
Б. выставка

В. кино                                        
Г. театр.

9.  Дощечка, на которой живописец смешивает
краски

А. пастель                                   
Б. мольберт

В. шпатель                                 
Г. палитра

10. Поверхность, куда лучи света не попадают,
то есть неосвещенная поверхность предмета

А. Рефлекс                                           Б.
Блик.

В. Тень                                                 Г.
Свет.

11. Правила и закономерности изображения
предметов в пространстве.

А. колорит                                           
Б. перспектива.

В. пропорции предметов.                   Г. конструкция.

12. Как называют художников, которые пишут
море.

А. маринисты.                                     
Б. писатели.

В. живописцы                                      
В. пейзажисты.

13. Объекты действительности (человек,
предметы быта, машины, пейзаж, дома и т.д.), которые художник непосредственно
наблюдает при их изображении.

А
скетчбук                                              Б. натура

В.
Кисти                                                  Г.  холст                                                    

14. Жанр портрета нельзя встретить.

А. в
графике                                     Б. в скульптуре.

В. в архитектуре                            
Г. в живописи.

15. Художник рисует сам себя- это называется…

А. интимный портрет                      Б. парадный
портрет

В. групповой портрет                      Г. автопортрет.

16. Натюрморт в переводе с французского
означает.

А. мертвая натура                          
Б. увядшие цветы

В. умершие люди                            В.
мертвые души.

17. Техника росписи ткани, рисунок на которую
наносится ручным способом.

А. панно                                    
Б. гобелен

В. батик                                     
Г. витраж

18. Укажите соответствие картины художника и
жанра, в котором она выполнена

А. К. Брюллов «Последний день Помпеи» 
1.натюрморт

Б. А. Пластов «Первый снег»          2.исторический
жанр

В. И. Левитан «Золотая осень»                3.бытовой
жанр

Г. А. Герасимов «Розы»                                       4.пейзаж

19. Эрмитаж находится.

А.  Москве                                            
Б. С. Петербурге

В.  Париже                                            
Г.  Лондоне

20. Сколько медведей изображено на картине

 И. Шишкина «Утро в сосновом бору.»

А.
3                                                      Б.5

В. 4                                                       
Г.0

21. Русский художник автор живописного
полотна «Переход Суворова через Альпы.»

А. Шишкин                                             Б.
Левитан

В. Суриков                                              Г.
Айвазовский.

22.К холодным цветам относятся. (укажите
ошибку)

А.
синий                                             Б. красный.

В. голубой                                          В.
желтый.

1. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека.6 класс: учеб.
для общеобразовательных организаций / Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского.
-6-е изд.-М.-.: Просвещение, 2016. -175 с.

2. Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под редакцией
Б.М.Неменского. 5-8 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/
(Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.:
Просвещение, 2015. – 129 с.

Итоговый тест по ИЗО в 6 класс

                                                       Автор: Главатских С.В., учитель ИЗО

                                                                                          МБОУ «СОШ№42»  г.Пермь

1. Задание ’’Дешифровщик.’’

   1              2            3

АБВ        ГДЕ      ЖЗИ          Быстрый рисунок, обычно выполняемый с          

   4              5            6             натуры различными  художественными                          

КЛМ       НОП     РСТ               материалами       51165654      

   7              8           9

УФХ        ЦЧШ    ЩЪЫЬ

                    0  

                 ЭЮЯ    

2.Произведение декоративного искусства, выполненного из цветного стекла.

А.панно                                     Б.гобелен

В.батик                                      Г.витраж

3.Жанр изобразительного искусства, когда на картине могут быть изображены один или несколько человек.

А.портрет                                  Б.пейзаж

В.натюрморт                             Г.исторический.

4. Изображение природы.

А.портрет                                  Б.пейзаж

В.натюрморт                             Г.исторический.

5. Укажите соответствие картины  художника и жанра, в котором она выполнена.

А. А.Венецианов  «Жница.»                                               1.пейзаж.

Б. В.Суриков        « Меншиков в Березове.»                     2.портрет.

В. К. Юон.            « Утро индустриальной Москвы.»      3.натюрморт

Г. И. Машков        « Московская снедь. Хлеба.»              4.исторический.

6.Узор, предназначенный для украшения различных предметов.

А.украшение                             Б.орнамент

В.рисунок                                  Г.наклейка.

7.Непрозрачные краски растворяющиеся водой.

А. акварель.                               Б.масляная

В.гуашь                                      Г.темпера.

8. Временный публичный показ художественных произведений.

А.концерт                                   Б.выставка

В.кино                                         Г.театр.

9. Задание ’’Дешифровщик.’’

   1              2            3

АБВ        ГДЕ      ЖЗИ                     Дощечка, на которой живописец

   4              5            6                       смешивает краски.

КЛМ       НОП     РСТ                             5143661

   7              8           9

УФХ        ЦЧШ    ЩЪЫЬ

                    0  

                 ЭЮЯ    

10. Поверхность, куда лучи света не попадают, то есть неосвещенная поверхность предмета

А.Рефлекс                                           Б.Блик.

В.Тень                                                 В.Свет.

11. Правила и закономерности изображения предметов в пространстве.

А.колорит                                            Б.перспектива.

В.пропорции предметов.                   Г.конструкция.

12. Как называют художников, которые пишут море.

А.маринисты.                                      Б.писатели.

В.живописцы                                       В.пейзажисты.

13. Задание ’’Дешифровщик.’’

   1              2            3

АБВ        ГДЕ      ЖЗИ                 Объекты действительности (человек,

   4              5            6               предметы быта, машины, пейзаж, дома и т.д. ),    

КЛМ       НОП     РСТ               которые художник непосредственно наблю-            

   7              8           9        дает при их изображении.  516761    

УФХ        ЦЧШ    ЩЪЫЬ

                    0  

                 ЭЮЯ    

14. Жанр портрета нельзя встретить.

А.в графике                                     Б.в скульптуре.

В. в архитектуре                             Г. в живописи.

15. Художник рисует сам себя- это называется…

А.интимный портрет                      Б.парадный портрет

В.групповой портрет                      Г.автопортрет.

16. Натюрморт в переводе с французского означает.

А. мертвая натура                           Б.увядшие цветы

В. умершие люди                            В.мертвые души.

17. В каком веке возник жанр натюрморта .

А.15                                     Б.16

В.17                                      Г.18

18. Укажите соответствие картины  художника и жанра, в котором она выполнена

А. К.Брюллов « Последний день Помпеи»          1.натюрморт

Б. А.Пластов   «Первый снег»                               2. исторический жанр

В. И.Левитан   «Золотая осень»                             3.бытовой жанр

Г. А.Герасимов  «Розы»                                          4.пейзаж

19. Эрмитаж находится.

А.Москве                                             Б.С.Петербурге

В.Париже                                             Г.Лондоне

20. Сколько медведей изображено на картине И.Шишкина «Утро в сосновом бору.»

А. 3                                                      Б.5

В.4                                                        Г.0

21. Русский художник автор живописного полотна « Переход Суворова через Альпы.»

А. Шишкин                                             Б.Левитан

В.Суриков                                               Г.Айвазовский.

22.К холодным цветам относятся.(укажите ошибку)

А. синий                                             Б. красный.

В.голубой                                          В.желтый.

23. Задание ’’Дешифровщик.’’

   1              2            3

АБВ        ГДЕ      ЖЗИ                 Опора архитектурного сооружения в виде    

   4              5            6                   женской фигуры, выполняющая функцию    

КЛМ       НОП     РСТ                  колонны    416316321          

   7              8           9

УФХ        ЦЧШ    ЩЪЫЬ

                    0  

                 ЭЮЯ    

  24. Техника росписи ткани, рисунок на которую наносится ручным способом.

А.панно                                     Б.гобелен

В.батик                                      Г.витраж

$$$Основы
современной науки о цвете заложены:

$$И.
Ньютоном

$Р.
Манселлом

$Н.
Бором

$М.
Ломоносовым

$$$Поверхность,
отражающая максимальное количество
падающих на нее световых лучей:

$$Белая

$Абсолютно
черная

$Земельного
цвета теплых оттенков

$Темного
цвета холодных оттенков

$$$Ученый,
выделявший в своей модели 7 спектральных
цветов:

$$И.
Ньютон

$И.
Гете

$Аристотель

$Леонардо да Винчи

$$$Ученый,
выделявший в своей модели 6 хроматических
цветов:

$$И.
Гете

$И.
Ньютон

$И.
Иттен

$Р. Манселл

$$$Ученый,
открывший дисперсию светового потока
на лучи спектра:

$$И.
Ньютон

$М.
Буонарротти

$Платон

$Н. Бор

$$$Ученый,
написавший в 18 в. труд дидактической
направленности «Учение о цвете»,
посвященный в основном психологии
цветовосприятия:

$$И.
Гете

$Леонардо
да Винчи

$Ч.
Валиханов

$Н.
Тесла

$$$Ученый,
построивший в 1793 г. круговую модель
цветов для пигментов:

$$И.
Гете

$И.
Иттен

$И.
Павлов

$К. Сатпаев

$$$Поверхность, не
отражающая падающие на нее световые
лучи (полностью поглощает свет):

$$Абсолютно
черная

$Абсолютно
красная

$Темного
цвета холодной гаммы

$Абсолютно
белая

$$$Качественная
субъективная характеристика
электромагнитного излучения оптического
диапазона, при которой ощущения от
одного органа чувств «заменяются»
ощущениями от другого органа чувств,
это — …

$$Синестезия

$Абсолютная
краснота

$Свет

$Колориметрия

$$$Качественная
субъективная характеристика (value,
brightness) возникающая от количества света,
излучаемого цветом, это — …

$$Яркость

$Насыщенность

$Синестезия

$Цветовая
адаптация

$$$Явление
поглощения поверхностью падающих на
нее световых лучей и растворения их в
ней (видим черный или темные цвета) –
это световая:

$$Диффузия

$Деградация

$Дезориентация

$Дифракция

$$$Способность
цветной поверхности отражать большее
или меньшее количество падающих лучей
света называется:

$$Светлотой
(яркостью)

$Рефракцией

$Отблеском

$Дисперсией

$$$Явление отражения
поверхностью падающих на нее световых
лучей (при максимальном отражении видим
белый цвет):

$$Рефлексия

$Деградация

$Диффузия

$Рефракция

$$$Какой
ученый биохимик изучал
различные красители и занимался процессом
крашения как с теоретической, так и с
практической стороны?

$$Шеврёль
М. Э.

$Ньютон
И.

$Гете
И.

$Ломоносов
М.

$$$Какие
три цвета являются основными в красителях:

$$Красный,
желтый, синий

$Оранжевый,
зеленый, фиолетовый

$Красный,
синий, зеленый

$Черный, белый,
красный

$$$Из
каких трех основных цветов красителей
можно получить почти все цвета красок?

$$Желтый,
синий, красный

$Желтый,
пурпурный, зеленый

$Красный,
синий, зеленый

$Розовый,
синий, зеленый

$$$Перечислите
цвета круга Гете:

$$Красный,
оранжевый, желтый, зеленый, синий,
фиолетовый

$Фиолетовый,
оранжевый, голубой, красный, зеленый

$Желтый,
синий, голубой, зеленый, красный

$Красный,
синий, желтый, черный, белый, бежевый

$$$Цвет,
получающийся при смешении красного и
зеленого пигментов?

$$Коричневый

$Серый

$Зеленый

$Фиолетовый

$$$Цвет, получающийся
при смешении красного и желтого пигментов?

$$Оранжевый

$Серый

$Зеленый

$Фиолетовый

$$$Цвет,
получающийся при смешении красного и
синего пигментов?

$$Фиолетовый

$Серый

$Зеленый

$Оранжевый

$$$Цвет, получающийся
при смешении синего и желтого пигментов?

$$Зеленый

$Серый

$Оранжевый

$Фиолетовый

$$$Что
значит «не цвет»? Какие цвета к ним
относятся?

$$Черный,
белый и все тоновые градации серого
цвета

$Синие
и голубые цвета

$Черный
и белый

$Все
оттенки красного

$$$Какой
цвет из предложенных считается
ахромотическим?

$$Черный

$Розоватый

$Зеленый

$Красный

$$$Ахромотическую
композицию возможно построить на
сочетаниях следующих цветов:

$$Черный,
белый и все тоновые градации серого
цвета

$Голубой
и бежевый

$Синий
и черный

$Все
оттенки зеленого

$$$Полухромотическую
композицию возможно построить на
сочетаниях следующих цветов:

$$Коричневый
или тоновые градации серого цвета,
белый, черный вместе с хромотическим

$Синий
и фиолетовый

$Голубой
и сине-зеленый

$Все
оттенки грязно-желтого

$$$К
теплым цветам относятся:

$$Красный,
оранжевый, желтый, желто-зеленый

$Синий,
голубой, черный, серый

$Коричневый,
синий, голубой

$Фиолетовый,
желтый, зеленый

$$$К
холодным цветам относятся:

$$Фиолетовый,
синий, голубой, зелено-синий

$Желтый,
голубой, пурпурный

$Синий,
красный, голубой

$Все
оттенки серого и коричневого

$$$Средний
родовой зеленый цвет (относительно
цветовых температур) считается…

$$Нейтральным

$Холодным

$Теплым

$Ахроматическим

$$$Какие
цвета называют ахромотическими?

$$Все
«нецвета» — черный, белый и все тональности
серого

$Красный
и желтый

$Весь
спектр

$Синий
и зеленый

$$$Какие
цвета называют хромотическими?

$$Все
цвета цветового спектра

$Красный,
синий, желтый

$Черный,
серый, белый

$Красный,
синий, голубой

$$$Какие
три цвета являются составными цветами
первого порядка (по модели Гете)?

$$Оранжевый,
зеленый, фиолетовый

$Пурпурный,
голубой, желто-зеленый

$Коричневый,
ультрамариновый, сине-зеленый

$Оранжевый,
синий, фиолетовый

$$$Какие три цвета
называются вторичными (по модели Гете):

$$Оранжевый,
зеленый, фиолетовый

$Коричневый,
ультрамариновый, сине-зеленый

$Оранжевый,
синий, сиреневый

$Пурпурный, голубой,
желто-зеленый

$$$Какие три цвета
называются первичными (по модели Гете):

$$Красный,
синий, желтый

$Коричневый,
ультрамариновый, сине-зеленый

$Оранжевый,
синий, сиреневый

$Оранжевый,
зеленый, фиолетовый

$$$Какой
цвет получается при почти полном
поглощении световых лучей?

$$Черный

$Светло-коричневый

$Лазурный

$Зеленый

$$$Какие
цвета красителей называют вторичными?

$$Фиолетовый,
оранжевый, зеленый

$Черный,
серый, белый

$Красный,
синий, голубой

$Красный,
синий, желтый

$$$Какие
«неразложимые» цвета нельзя получить
путем смешения пигментов?

$$Красный,
синий, желтый

$Желтый,
оранжевый, зеленый

$Серый,
зеленый, оранжевый

$Черный
и фиолетовый

$$$Триада
основных цветов красителей:

$$Желтый,
синий, красный

$Голубой,
оранжевый, зеленый

$Розовый,
синий, зеленый

$Желтый,
пурпурный, зеленый

$$$Шеврёль
Мишель Эжен, это французский ученый,
который классифицировал цвета:

$$В
системе из 72 цветных образцов


круге из 4 цветов


так называемом цветовом аккордеоне


аналоговой гармонии холодных цветов

$$$Замыкающаяся
последовательность цветов представляет
собой:

$$Цветовой
круг

$Цветовой
конус

$Цветовое
тело Манселла

$Цветовой треугольник

$$$Раздел
науки о цвете, изучающий теорию применения
цвета на практике в различных областях
человеческой деятельности – это…

$$Колористика

$Колориметр

$Калорифер

$Какофония

$$$Комплексная наука
о цвете, включающая систематизированную
совокупность данных физики, физиологии
и психологии, изучающих природный
феномен цвета, а также совокупность
данных философии, эстетики, истории
искусства, филологии, этнографии,
литературы, изучающих цвет как явление
культуры – это…

$$Цветоведение

$Цветовосприятие

$Цветозрение

$Цветоделение

$$$Латинское
название для многоцветия – это…

$$Полихромия

$Ахроматика

$Хромотический

$Монохромия

$$$Латинское название
для одноцветной композиции – это…

$$Монохромия

$Ахроматика

$Хроматический

$Полихромия

$$$Назовите
три основных цвета в аддитивных,
оптических системах (например, в RGB):

$$Синий,
красный, зеленый

$Зеленый,
красный, желтый

$Сиена,
черный, красный

$Голубой,
маджента, синий

$$$К
какой категории цветов относят фиолетовый,
синий, сине-зеленый, голубой?

$$Холодных

$Ахроматических

$Светлых

$Локальных

$$$Какой
цвет содержится и в зеленом, и в оранжевом?

$$Желтый

$Красный

$Голубой

$Фиолетовый

$$$Какой цвет содержит
в себе некоторые качества и синего и
красного?

$$Фиолетовый

$Лимонный

$Охра

$Желтый

$$$Какой
цвет содержится и в зеленом, и в фиолетовом?

$$Синий

$Охра

$Оранжевый

$Горчичный

$$$Какой цвет
получается при смешении красного и
зеленого красителей?

$$Коричневый

$Зеленый

$Золотистый

$Бордовый

$$$Как называется
цветовая характеристика, определяющая
относительную теплоту или холодность
цветового тона?

$$Температура
цвета

$Яркость
цвета

$Цветовой
ряд

$Насыщенность цвета

$$$К
какой категории цветов относятся
красный, оранжевый, желто-зеленый,
желтый?

$$Теплых


земляным краскам

$Холодных


оттенкам серого

$$$Черный
цвет получается при смешении бОльшего
количества цветов; отметьте тип смешения:

$$Механическое
смешение цветов, красок

$Оптическое
смешение цветов, лучей

$Смешение
нейтральных цветов, глухих сочетаний

$Составление
цветовых гамм

$$$Какие
«цвета» не содержат хроматической
составляющей:

$$Белый,
черный, серый

$Черный
и красный

$Красный,
черный

$Синий,
голубой

$$$Белый
цвет получается при смешении бОльшего
количества цветов; отметьте тип смешения:

$$Оптическое
смешение цветов, лучей

$Смешение
основных цветов

$Смешение
составных цветов

$Сочетание
родственных цветов

$$$Отличие
цвета от серого при определенной яркости
освещения – это…

$$Насыщенность

$Разбеленность

$Монохромность

$Оттенок

$$$Какой
цвет называется интенсивным, «чистым»?

$$Цвет,
максимально отличающийся от ахроматики.

$Цвет
наиболее светлого предмета в группе
других.

$Цвет
наиболее темного предмета в группе
других.

$Цвет,
занимающий больше места в группе других.

$$$В
эксперименте Ньютона с призмой объединение
цветов базируется на принципе…

$$Сложения

$Пульсации

$Замещения

$Фокусировки

$$$Когда
дополнительные, комплиментарные краски
смешиваются в определённой пропорции,
то результатом будет…

$$Чёрный,
«грязь» или коричневый

$Ярко-голубой

$Светло-розовый

$Белый
или голубой

$$$Дополнительными,
называются цвета, которые при смешивании
дают:

$$Серый
цвет, грязь или коричневый

$Фиолетовый
цвет

$Зеленый
цвет, нейтральный

$Оранжевый
цвет и его светотональные градации

$$$Какой
цвет является дополнительным для
красного?

$$Зеленый

$Красный

$Оранжевый

$Черный

$$$Какой
цвет является дополнительным, и,
следовательно, наиболее контрастным
для фиолетового?

$$Желтый

$Зеленый

$Красный

$Фиолетовый

$$$Степень
окраса, уровень концентрации цветового
пигмента – это…

$$Насыщенность

$Чувствительность
к цвету

$Полярность

$Консонансность

$$$Как
еще называют дополнительные цвета,
используя в слове-термине, латинский
корень?

$$Комплиментарные

$Светоноские

$Двуполярные

$Бинокулярные

$$$Три
основных (фундаментальных) цвета
(красный, синий, желтый) имеют в качестве
комплиментарных три…

$$Сложных
или двойных: зеленый, оранжевый, фиолетовый

$Оттенка
синего: голубой, темно-синий, сине-зеленый

$Составных:
оранжевый, голубой, бледно-желтый

$Теплых:
горчичный, оранжево-желтый, красно-оранжевый

$$$Полярным,
дополнительным цветом желтого является:

$$Фиолетовый

$Синий

$Оранжевый

$Пурпурный

$$$Какой
цвет является дополнительным для синего?

$$Оранжевый

$Зеленый

$Желтый

$Красный

$$$Какой
цвет является дополнительным и наиболее
контрастным для красного?

$$Зеленый

$Желтый

$Красный

$Оранжевый

$$$Как называется
наука, изучающая физиологическое, или
терапевтическое, воздействие цветов?

$$Цветотерапия

$Логистика

$Макроэкономика

$Эргономика

$$$Основные
закономерности восприятия цвета:

$$Освещение,
адаптация, яркость и индукция

$Рефракция,
революция, реструктуризация

$Персонификация,
идентификация, аутентичность

$Адаптация,
аутентичность, аутизм, метаболизм

$$$Цвето-
и свето-чувствительные рецепторы,
находящиеся в центре и на периферических
областях сетчатки глаза:

$$Колбочки
и палочки

$Эритроциты
и лейкоциты

$Городки
и салочки

$Аксоны
и нейроны

$$$Цветочувствительные
рецепторы, нервные клетки в зрительном
аппарате человека, отвечающие за
цветоощущения – это…

$$Колбочки

$Ганглии

$Зиготы

$Хромосомы

$$$Какие
цветочувствительные рецепторы,
находящиеся в центре и на периферических
областях сетчатки глаза, неверно работают
у дальтоников:

$$Колбочки

$Фагоциты

$Веревочки

$Нейроновые цепочки

$$$Как называется
закономерность цветовосприятия, при
которой цвет как бы меняется при
воздействии другого цвета?

$$Цветовая
индукция

$Реструктуризация

$Цветовая
интерференция

$Редукция

$$$Как
называется явление цветовосприятия,
при котором наблюдается снижение
чувствительности глаза к цвету при
более или менее длительном его наблюдении?

$$Цветовая
адаптация

$Цветовая
прострация

$Цветовая
фасцинация

$Цветовая
локация

$$$Как называется
световое и цветовое явление, возникающее
при наличии между двумя цветами
единовременной тональной разницы
(светлое пятно на темном фоне кажется
светлее, чем оно есть на самом деле, а
темное на светлом — темнее)?

$$Одновременный
световой контраст

$Резистентность

$Цветовая
идиосинкразия

$Цветовая слепота

$$$Назовите три
параметра цветовой характеристики.

$$Цветовой
тон, светлота, насыщенность

$Цветовая
адаптация, светлота, темнота

$Цветовая
релевантность, зависимость, слепота

$Цветовая слепота,
синестезия, синергетика

$$$Самым темным
ахроматическим цветом является:

$$Черный

$Оранжевый

$Серый

$Фиолетовый

$$$Какой цвет является
полярным для зелено-синего?

$$Оранжево-красный

$Зелено-голубой

$Желтый

$Красный

$$$Какой цвет является
полярным для красно-оранжевого?

$$Зелено-синий

$Желтый

$Красно-пурпурный

$Оранжевый

$$$Какой цвет является
полярным для фиолетово-синего?

$$Оранжево-желтый

$Зелено-голубой

$Желтый

$Красный

$$$Какой цвет является
полярным для оранжево-желтого?

$$Фиолетово-синий

$Грязно-голубой

$Желтый

$Красный

$$$Какой цвет является
полярным для красно-фиолетового?

$$Зелено-желтый

$Желтый

$Красно-пурпурный

$Оранжевый

$$$Какой цвет является
полярным для зелено-желтого?

$$Красно-фиолетовый

$Желтый

$Красно-белый

$Оранжевый

$$$Самым
ярким, светлым ахроматическим цветом
является:

$$Белый

$Оранжевый

$Сероватый

$Желтый

$$$Полярным,
контрастным цветом для синего является:

$$Оранжевый

$Красно-фиолетовый

$Желтый

$Фиолетовый

$$$Какой
цвет получится в результате смешения
синего и оранжевого?

$$Серый,
«грязный»

$Фиолетовый

$Желтый

$Коричневый

$$$К
какой категории цветов относятся красный
и зеленый цвета?

$$Дополнительных

$Темных

$Ахроматических

$Светлых

$$$В
присутствии какого цвета проявляется
наибольшая выразительность другого?
Например, оранжевого?

$$Дополнительного,
т. е. в данном случае синего

$Черно-серого,
т.е. ахроматизированного

$Соседствующего
по цветовому кругу, т. е. красного или
желтого

$Белого

$$$Цвета,
получающиеся благодаря восприятию нами
излученного каким-либо источником
света:

$$Аддитивные

$Субстрактивные

$Конструктивные

$Когнитивные

$$$Какой
цвет получается при механическом
смешении дополнительных цветов?

Например,
красного и зеленого.

$$Ахроматический
— не цвет (серый или коричневый)

$Синий,
или приближенный к нему холодный тон

$Интенсивный,
насыщенный желтый тон

$Фиолетовый
или насыщенный пурпур

$$$К
какой категории цветов относятся красный
и зеленый цвета в их соотношении друг
с другом?

$$Они
являются комплиментарными


теплым цветам


холодным цветам

$Они
являются переходными между теплыми и
холодными

$$$В
присутствии какого цвета проявляется
наибольшая выразительность другого?
Например, фиолетового?

$$Дополнительного,
т. е. в данном случае желтого

$Оттенков
серого

$Черного

$Соседствующего
по цветовому кругу, т. е. пурпурного или
синего

$$$Какой
фон наиболее выгодно подчеркивает
эффект золота, латуни?

$$Темно-зеленый,
темно-синий

$Серебристый

$Золотистый

$Желтый

$$$Для
триады основных цветов в RGB
– красного, зеленого, синего, —
дополнительными являются:

$$Голубой,
пурпурный, желтый (CMY)

$Желтый,
зеленый, коричневый

$Синий,
красный, серый

$Фиолетовый,
оранжевый, черный

$$$Какой
цвет содержит в себе свойства синего и
красного?

$$Фиолетовый

$Желтый

$Оранжевый

$Зеленый

$$$Какие
красители не имеют ничего общего между
собой по хромотическому составу?

$$Красный,
синий, желтый

$Синий,
красный, фиолетовый

$Зеленый,
желтый, синий

$Красный,
оранжевый, желтый

$$$Какой
вторичный цвет (по модели И. Гете) является
комплиментарным для синего?

$$Оранжевый

$Зеленый

$Фиолетовый

$Красный

$$$Авторами
какой теории цветового зрения являются
Ломоносов М. В., Юнг Т. и Гельмгольц Г.?

$$Трехкомпонентной

$Двусоставной

$Монозиготной

$Гносеологической

$$$Перечислите
характеристики световых волн:

$$Длина
волны, скорость распространения, частота

$Длина
волны, ширина, высота

$Длина
волны, скорость пульсации, скорость
индикации

$Скорость
рефракции, скорость индикации, длина
интерференции

$$$Какой
цвет получится в результате механического
смешения красного и зеленого пигментов?

$$Коричневый

$Серый

$Фиолетовый

$Черный

$$$Какой
цвет получится в результате смешения
синего и желтого?

$$Зеленый

$Фиолетовый

$Коричневый

$Синий

$$$Комплементарный
к желтому цвет – это…

$$Фиолетовый

$Пурпур

$Коричневый

$Оранжевый

$$$Что
такое полихромная цветовая композиция?

$$Использующая
любые цвета спектра

$Использующая
оттенки серого

$Использующая
сочетания двух цветов

$Использующая
сочетания оттенков одного цвета

$$$Какая
цветовая гармония строится на различных
соотношениях одного цвета?

$$Монохромная

$Терциарная

$Трехцветная

$Ахроматическая

$$$Что
такое монохромная композиция?

$$Использующая
сочетания оттенков одного цвета

$Использующая
оттенки серого

$Использующая
сочетания двух цветов

$Использующая
сочетания трех цветов

$$$Что
такое полихромная цветовая композиция?

$$Использующая
любые цвета спектра

$Использующая
сочетания черного и белого

$Использующая
оттенки серого

$Использующая
сочетания оттенков одного цвета

$$$Какие
цвета являются стимулирующими,
возбуждающими, раздражающими?

$$Красный,
оранжевый, желтый

$Черный

$Синие,
зеленые

$Оттенки
серого

$$$Какой
цвет являются максимально стимулирующим
и в физиологическом и в психологическом
плане?

$$Красный

$Черный

$Синий

$Серый

$$$Какие
цвета кажутся удаленными?

$$Холодные

$Темные

$Теплые

$Ахроматические

$$$Какие
цвета являются успокаивающими,
болеутоляющими, снимающими раздражение?

$$Синие,
голубые, зеленые

$Белый

$Оттенки
серого

$Красный,
оранжевый, желтый

$$$Какой
цвет может быть нейтрален относительно
цветовой температуры?

$$Зеленый

$Красный

$Синий

$Оранжевый

$$$Какие
цвета Вы отнесете к разряду статичных
цветов?

$$Коричневый,
коричнево — зеленый, оливковый,
желто-коричневый

$Черный

$Синие,
зеленые

$Красный,
оранжевый, желтый

$$$Явление
восприятия, когда при раздражении одного
органа чувств возникают и ощущения,
соответствующие другому органу чувств,
называется:

$$Синестезией

$Синематекой

$Синергетикой

$Синкретизмом

$$$Последовательность
цветов, на которые разлагается световой
поток, проходящий через призму; впервые
получен И. Ньютоном — это…

$$Спектр

$Стобоскоп

$Фотон

$Синтез

$$$Предмет
какого цвета будет выглядеть меньшим
(если размер и форма одинаковы)?

$$Черный

$Белый

$Зеленый

$Желтый

$$$Степень близости
цвета к белому называется…

$$Светлотой

$Зачерненностью

$Люминисцентностью

$Инсоляцией

$$$Какое
сочетание цветов наиболее запоминающееся
и контрастное используется в культуре,
как символ опасности и запрета?

$$Черный
и желтый

$Красный
и синий

$Красный
и фиолетовый

$Черный
и серый

$$$Какой
предмет из ряда одинаковых, но по-разному
окрашенных, будет казаться больше?

$$Белый

$Розовый

$Красный

$Синий

$$$Гармонирующие
друг с другом цвета называются…

$$Консонирующими

$Консольными

$Консолидирующими

$Колористическими

$$$Дисгармонирующие
друг с другом цвета называются…

$$Диссонирующими

$Дезориентирующими

$Девальвирующими

$Дешифрующими

$$$Теплые
цвета обладают свойством:

$$Приближаться

$Удаляться

$Погружаться
вглубь

$Затягивать
взор наблюдателя

$$$Какие
цвета кажутся более горячими?

$$Теплые

$Ахроматические

$Холодные

$Темные

$$$К
какой категории цветов относят фиолетовый,
синий, зеленый, голубой?

$$Холодных
и «удаляющихся»

$Локальных
и «сжимающихся»

$Светлых
и «сжимающихся»

$Пастельных
и «приближающихся»

$$$Какие
цвета предпочитают люди, плохо
контролирующие свои эмоции?

$$Красные
и оранжевые

$Синие
и зеленые

$Пастельные

$Серые

$$$Какой
цвет предпочитают замкнутые, спокойные
люди,
хорошо контролирующие свои эмоции?

$$Синий,
зеленый, серый

$Белый,
светлые цвета

$Красный,
оранжевый

$Фиолетовый,
оранжевый

$$$Какой
цвет применяется в цветотерапии и в
пейзажетерапии при лечении истерии и
нервного переутомления?

$$Зеленый

$Красный

$Оранжевый

$Коричневый

$$$Какие
цвета успешно разрушают единство
поверхности формы?

$$Яркие,
хроматические

$Пастельные

$Нейтральные,
ахроматические

$Красный

$$$Какие цвета
подчеркивают единство и многообразие
поверхности формы?

$$Светлые

$Интенсивные,
насыщенные

$Теплые

$Красный, оранжевый,
ярко-рыжий

$$$Какие
цвета во взаимодействии могут образовать
контраст по качеству или контраст
цветового насыщения?

$$Красный
и приглушенный серовато-красный

$Желто-зеленый
и красный

$Фиолетовый
и желтый

$Светлый фиолетовый
и темно-фиолетовый

$$$Какие
цвета кажутся приближенными к зрителю?

$$Теплые

$Белый,
светлые

$Серые

$Золото
и блеск

$$$На
каком фоне помидоры будут казаться
спелее?

$$На
зеленом

$На
белом

$На
черном

$На
голубом

$$$На
каком фоне будет эффектно выделяться
серо – белый предмет?

$$На
темно – синем, черном или красном

$На
бежевом

$На
белом

$На
светло — желтом

$$$Последовательность
цветов, у которых по крайней мере одна
координата общая, а остальные закономерно
изменяются от одного цвета к другому
(соседнему) – это…

$$Цветовой
ряд

$Цветовая
палитра

$Цветовая
адаптация

$Цветовая
индукция

$$$Каким
кажется синий предмет при помещении
его на оранжевый фон?

$$Более
холодным и насыщенным по цвету

$Почти
черным или сероватым

$Красноватым
и ярким

$Зеленоватым
и глухим по цвету

$$$В
какие цвета следует окрасить помещение,
чтобы атмосфера в нем казалась более
прохладной, чем на самом деле?

$$Синие,
голубые, сине-зеленые

$Темные

$Светлые

$Красные
и оранжевые

$$$В
какие цвета следует окрасить помещение,
чтобы оно казалась более просторным,
чем на самом деле?

$$Светлые,
голубоватые

$Темные
и теплые

$Светлые;
в оранжевый, в красный

$Красные
и оранжевые

$$$Каким кажется
помещение, окрашенное в ярко-оранжевый
тон?

$$Более
теплым и маленьким

$Посторным
и прохладным

$Более
холодным

$Огромным, неуютным

$$$Из
нескольких одинаковых, но по-разному
окрашенных предметов, какой будет
выглядеть меньшим?

$$Черный

$Фиолетовый

$Зеленый

$Желтый

$$$Какие
цветовые ассоциации можно классифицировать
словами: «горячие,
теплые, холодные, пламенеющие, леденящие
цвета»?

$$Температурные

$Акустические

$Обонятельные

$Тактильные

$$$Каким
будет казаться серый круг, помещенный
на красном фоне?

$$Голубовато
— зеленым

$Фиолетовым

$Темным

$Желтоватым

$$$Композиция
в одном цветовом пятне, тоне, или
равноцветность, — это…

$$Изохромия

$Изотоп

$Изоляция

$Изобар

$$$Цветовая композиция
в пределах малого интервала называется…

$$Хомеохромией

$Холециститом

$Хореографией

$Хостингом

$$$Цветовая
композиция, в которой цвета подчинены
одному главному цвету называется…

$$Мерохромией

$Мегаломанией

$Меланомой

$Менингитом

$$$Метод
полного дробления цветовых масс, большое
разнообразие цвета называется…

$$Пойкилохромией

$Полиграфией

$Полиморфией

$Полигамией

$$$К
холодным, пассивным и «спокойным» и не
динамичным оттенкам относятся

$$Синие
и сине-зеленые

$Все
оттенки серого

$Красные,
желтые

$Пурпурные,
темно-красные

$$$«Активными»
цветами являются:

$$Красный
и оранжевый

$Синий
и зеленый

$Фиолетовый
и черный

$Серый
и зеленый

$$$Ощущение изменения
цвета, вызываемое воздействием на глаз
излучений другого цвета, называется:

$$Последовательным
контрастом

$Суперграфикой

$Тенью

$Иллюзией

$$$Какие
цвета подчеркивают объемность формы и
одновременно облегчают ее вес?

$$Светлые

$Черные
и серые

$Фиолетовые

$Зеленые

$$$Какие
цвета на основе круга Гете относятся к
категории светлых цветов?

$$От
зеленого через желто-зеленый, желтый,
оранжевый к красному

$Все
красные цвета

$Синие
и фиолетовые

$Желтый
и зеленый

$$$Пассивными
цветами являются:

$$Синий
и зеленый

$Красный
и оранжевый

$Красный
и желтый

$Фиолетовый
и пурпурный

$$$В
цветовом круге Гете самым легким цветом
является:

$$Желтый

$Фиолетовый

$Синий

$Красный

$$$В
цветовом круге Гете самым тяжелым цветом
является:

$$Фиолетовый

$Оранжевый

$Желтый

$Красный

$$$Светлыми
цветами являются:

$$Желто-зеленый,
желтый, оранжевый

$Фиолетовый,
пурпурный, коричневый

$Синий,
зеленый, красный

$Красно-оранжевый,
сине-зеленый, сине-фиолетовый

$$$Темными
цветами являются:

$$Синий,
фиолетовый, красно — фиолетовый

Теория цвета


Характеристики цвета

Цвета делятся на две категории — хроматические и ахроматические. К хроматическим цветам относятся
красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий, фиолетовый цвета и все их смеси. Хроматические цвета мы
видим индивидуально. К ахроматическим (не имеющим цвета) относятся белый, черный и все оттенки
серого,
они различаются только по светлоте. Человеческий глаз способен различить до 400 переходных оттенков
от белого к черному.

Выделяют четыре цветовые группы: спектральные, светлые, темные и пастельные (или сероватые) цвета.
Светлые — цвета спектра, смешанные с белым цветом; темные — цвета спектра, смешанные с черным;
сероватые — цвета спектра, смешанные с разными оттенками серого.

К основным характеристикам цвета относят: цветовой тон, насыщенность и светлоту. Цветовой тон —
признак хроматического цвета, по которому один цвет отличается от другого: зеленый, синий,
фиолетовый. Насыщенность — степень отличия хроматического цвета от ахроматического, схожего с ним
по светлоте. Если добавить к чистому красному цвету немного серого, который одинаковый с ним по
светлоте, то новый цвет будет менее насыщенным. Светлота — качество цвета, по которому его можно
приравнять к одному из цветов ахроматического ряда, то есть чем выше яркость, тем светлее цвет.

Хроматические и ахроматическе цвета

Цветовые круги

Множество веков назад при формировании палитры оттенков своих картин художники-колористы
руководствовались интуицией. Однако со временем был сформирован цветовой круг, и он стал базовым
инструментом цветового конструирования. В него были заложены все накопленные на протяжении столетий
знания о гармоничном сочетании цветов.

Основу круга составляли три цвета — красный, синий и жёлтый. А результат их сочетания друг с другом
давал возможность предугадать именно цветовой круг RYB. В настоящее время RYB остался больше в
теории цвета, а на практике чаще всего используется модель RGB, основа которой — красный, зеленый и
синий цвета. RGB отличается от RYB также другим вариантом расположения второстепенных цветов.

Наиболее часто находит применение цветовой круг, который состоит из восьми секторов. Это все цвета
радуги и пурпурный. В основе его красный, желтый, зелёный и синий цвета — это первичные цвета.
Остальные считаются дополнительными (вторичными или третичными). При смешивании двух первичных
цветов получается вторичный цвет, который располагается между ними.

Цветовой круг визуально делят на теплую и холодную части. К теплой относятся: красный, оранжевый, жёлтый и их модификации. К холодной: синий, голубой,
зелёный и варианты, полученные в результате их смешивания. Но это условное деление, так как в
стилистической колористике, применимой, например, к выбору оттенков одежды, у каждого цвета есть
так холодный так и теплый оттенок, исключение — оранжевый (он всегда теплый!).

Известны цветовые круги Иттена, Ньютона, Гёте и Освальда.

Цветовой круг

Цветовые модели

Цветовая модель — это абстрактная модель описания представления цвета в виде кортежей чисел.
Они называются цветовыми координатами, обычно используется три или четыре значения.
Цветовая модель задает соответствие между цветами, воспринимаемыми человеком и хранимыми в
памяти, и цветами, формируемыми на устройствах вывода. Такие модели представляют собой
средство для количественного концептуального описания цвета и используются в компьютерных
программах, например Photoshop.

По принципу действия модели можно разбить на несколько классов: аддитивные, субтрактивные и
перцепционные
. Аддитивные основаны на сложении цветов, такие как модель RGB — Red, Green,
Blue (красный, зеленый, синий). В основе субтрактивных моделей лежит операция вычитания
цветов (субтрактивный синтез), например CMYK — Cyan, Magenta, Yellow, Key color (голубой,
пурпурный, желтый, ключевой цвет (черный)). Перцепционные модели — HSB, HLS, LAB, YCC —
базируются на восприятии. Цветовые модели могут быть аппаратно-зависимыми (их пока
большинство, RGB и CMYK в их числе) и аппаратно-независимыми (модель Lab).

Цветовая модель RGB

Психологическое воздействие цвета

Воздействие и восприятие цвета — сложный процесс, который обусловлен разными
психологическими факторами и базируется на физиологии нервной системы. Василий Кандинский в
своем учебном курсе для Баухауза делает акцент на физических основах цветового порядка,
исследуя прежде всего цветовое трезвучие желтый — красный — синий, с которыми согласуются
соответственно три основные формы: квадрат, треугольник, круг. Акцентирует внимание на
пространственном и психологическом действии отдельных цветов. Желтый — динамика, движение
вовне, острый угол. Синий противоположен желтому, усиливает его качество, ощущение холода,
движение внутрь, соответствует кругу, тупому углу. Красный — горячий, движение внутри себя,
соответствует уравновешенности и тяжеловесности квадрата, прямому углу на плоскости. Белый
и черный — молчащие цвета: белый символизирует возможность рождения нового цвета, черный
означает поглощение.

Цвета по-разному влияют на человека. Например, теплые цвета — красный, оранжевый, желтый —
побуждают к действию, выступают как раздражающие. Холодные цвета — фиолетовый, синий,
голубой, сине-зеленый — приглушают раздражение. Пастельные цвета обладают смягчающим и
сдерживающим влиянием. Есть цвета, которые влияют на восприятие пространства: теплые
воспринимаются ближе к нам, холодные, наоборот, подчеркивают дистанцию.

Психологическое влияние цвета


In the visual arts, color theory is the body of practical guidance for color mixing and the visual effects of a specific color combination. Color terminology based on the color wheel and its geometry separates colors into primary color, secondary color, and tertiary color. The understanding of color theory dates to antiquity. Aristotle (d. 322 BCE) and Claudius Ptolemy (d. 168 CE) already discussed which and how colors can be produced by mixing other colors. The influence of light on color was investigated and revealed further by al-Kindi (d. 873) and Ibn al-Haytham (d.1039). Ibn Sina (d. 1037), Nasir al-Din al-Tusi (d. 1274), and Robert Grosseteste (d. 1253) discovered that contrary to the teachings of Aristotle, there are multiple color paths to get from black to white.[1][2] More modern approaches to color theory principles can be found in the writings of Leone Battista Alberti (c. 1435) and the notebooks of Leonardo da Vinci (c. 1490). A formalization of «color theory» began in the 18th century, initially within a partisan controversy over Isaac Newton’s theory of color (Opticks, 1704) and the nature of primary colors. From there it developed as an independent artistic tradition with only superficial reference to colorimetry and vision science.[citation needed]

Classifications[edit]

[icon]

This section needs expansion. You can help by adding to it. (September 2022)

Colors can be classified as:

  1. Warm and cold
  2. Receding and advancing
  3. Positive and negative
  4. Subtractive and additive

Color abstractions[edit]

The foundations of pre-20th-century color theory were built around «pure» or ideal colors, characterized by different sensory experiences rather than attributes of the physical world. This has led to several inaccuracies in traditional color theory principles that are not always remedied in modern formulations.[3]

Another issue has been the tendency to describe color effects holistically or categorically, for example as a contrast between «yellow» and «blue» conceived as generic colors, when most color effects are due to contrasts on three relative attributes which define all colors:

  1. Value (light vs. dark, or white vs. black),
  2. Chroma [saturation, purity, strength, intensity] (intense vs. dull), and
  3. Hue (e.g. the name of the color family: red, yellow, green, cyan, blue, magenta).

The visual impact of «yellow» vs. «blue» hues in visual design depends on the relative lightness and saturation of the hues.

These confusions are partly historical and arose in scientific uncertainty about color perception that was not resolved until the late 19th century when artistic notions were already entrenched. They also arise from the attempt to describe the highly contextual and flexible behavior of color perception in terms of abstract color sensations that can be generated equivalently by any visual media.[citation needed]

Many historical «color theorists» have assumed that three «pure» primary colors can mix into all possible colors, and any failure of specific paints or inks to match this ideal performance is due to the impurity or imperfection of the colorants. In reality, only imaginary «primary colors» used in colorimetry can «mix» or quantify all visible (perceptually possible) colors; but to do this, these imaginary primaries are defined as lying outside the range of visible colors; i.e., they cannot be seen. Any three real «primary» colors of light, paint or ink can mix only a limited range of colors, called a gamut, which is always smaller (contains fewer colors) than the full range of colors humans can perceive.[4]

Historical background[edit]

Color theory was originally formulated in terms of three «primary» or «primitive» colors—red, yellow and blue (RYB)—because these colors were believed capable of mixing all other colors.[5]

Goethe’s color wheel from his 1810 Theory of Colours

The RYB primary colors became the foundation of 18th-century theories of color vision,[citation needed] as the fundamental sensory qualities that are blended in the perception of all physical colors, and conversely, in the physical mixture of pigments or dyes. These theories were enhanced by 18th-century investigations of a variety of purely psychological color effects, in particular the contrast between «complementary» or opposing hues that are produced by color afterimages and in the contrasting shadows in colored light. These ideas and many personal color observations were summarized in two founding documents in color theory: the Theory of Colours (1810) by the German poet Johann Wolfgang von Goethe, and The Law of Simultaneous Color Contrast (1839) by the French industrial chemist Michel Eugène Chevreul. Charles Hayter published A New Practical Treatise on the Three Primitive Colours Assumed as a Perfect System of Rudimentary Information (London 1826), in which he described how all colors could be obtained from just three.

Page from 1826 A New Practical Treatise on the Three Primitive Colours Assumed as a Perfect System of Rudimentary Information by Charles Hayter

Subsequently, German and English scientists established in the late 19th century that color perception is best described in terms of a different set of primary colors—red, green and blue-violet (RGB)—modeled through the additive mixture of three monochromatic lights. Subsequent research anchored these primary colors in the differing responses to light by three types of color receptors or cones in the retina (trichromacy). On this basis the quantitative description of the color mixture or colorimetry developed in the early 20th century, along with a series of increasingly sophisticated models of color space and color perception, such as the opponent process theory.

Across the same period, industrial chemistry radically expanded the color range of lightfast synthetic pigments, allowing for substantially improved saturation in color mixtures of dyes, paints, and inks. It also created the dyes and chemical processes necessary for color photography. As a result, three-color printing became aesthetically and economically feasible in mass printed media, and the artists’ color theory was adapted to primary colors most effective in inks or photographic dyes: cyan, magenta, and yellow (CMY). (In printing, dark colors are supplemented by black ink, known as the CMYK system; in both printing and photography, white is provided by the color of the paper.) These CMY primary colors were reconciled with the RGB primaries, and subtractive color mixing with additive color mixing, by defining the CMY primaries as substances that absorbed only one of the retinal primary colors: cyan absorbs only red (−R+G+B), magenta only green (+R−G+B), and yellow only blue-violet (+R+G−B). It is important to add that the CMYK, or process, color printing is meant as an economical way of producing a wide range of colors for printing, but is deficient in reproducing certain colors, notably orange and slightly deficient in reproducing purples. A wider range of colors can be obtained with the addition of other colors to the printing process, such as in Pantone’s Hexachrome printing ink system (six colors), among others.

Munsell’s 1905 color system represents colors using three color-making attributes, value (lightness), chroma, and hue.

For much of the 19th century artistic color theory either lagged behind scientific understanding or was augmented by science books written for the lay public, in particular Modern Chromatics (1879) by the American physicist Ogden Rood, and early color atlases developed by Albert Munsell (Munsell Book of Color, 1915, see Munsell color system) and Wilhelm Ostwald (Color Atlas, 1919). Major advances were made in the early 20th century by artists teaching or associated with the German Bauhaus, in particular Wassily Kandinsky, Johannes Itten, Faber Birren and Josef Albers, whose writings mix speculation with an empirical or demonstration-based study of color design principles.

Traditional color theory[edit]

Complementary colors[edit]

Chevreul’s 1855 «chromatic diagram» based on the RYB color model, showing complementary colors and other relationships

For the mixing of colored light, Isaac Newton’s color wheel is often used to describe complementary colors, which are colors that cancel each other’s hue to produce an achromatic (white, gray or black) light mixture. Newton offered as a conjecture that colors exactly opposite one another on the hue circle cancel out each other’s hue; this concept was demonstrated more thoroughly in the 19th century. An example of complementary colors would be magenta and green.[5]

A key assumption in Newton’s hue circle was that the «fiery» or maximum saturated hues are located on the outer circumference of the circle, while achromatic white is at the center. Then the saturation of the mixture of two spectral hues was predicted by the straight line between them; the mixture of three colors was predicted by the «center of gravity» or centroid of three triangle points, and so on.

Primary, secondary, and tertiary colors of the RYB color model

According to traditional color theory based on subtractive primary colors and the RYB color model, yellow mixed with purple, orange mixed with blue, or red mixed with green produces an equivalent gray and are the painter’s complementary colors. These contrasts form the basis of Chevreul’s law of color contrast: colors that appear together will be altered as if mixed with the complementary color of the other color. A piece of yellow fabric placed on a blue background will appear tinted orange because orange is the complementary color to blue.

However, when complementary colors are chosen based on the definition by light mixture, they are not the same as the artists’ primary colors. This discrepancy becomes important when color theory is applied across media. Digital color management uses a hue circle defined according to additive primary colors (the RGB color model), as the colors in a computer monitor are additive mixtures of light, not subtractive mixtures of paints.

One reason the artist’s primary colors work at all is due to the imperfect pigments being used have sloped absorption curves and change color with concentration. A pigment that is pure red at high concentrations can behave more like magenta at low concentrations. This allows it to make purples that would otherwise be impossible. Likewise, a blue that is ultramarine at high concentrations appears cyan at low concentrations, allowing it to be used to mix green. Chromium red pigments can appear orange, and then yellow, as the concentration is reduced. It is even possible to mix very low concentrations of the blue mentioned and the chromium red to get a greenish color. This works much better with oil colors than it does with watercolors and dyes.

The old primaries depend on sloped absorption curves and pigment leakages to work, while newer scientifically derived ones depend solely on controlling the amount of absorption in certain parts of the spectrum.

Another reason the correct primary colors were not used by early artists is they were not available as durable pigments. Modern methods in chemistry were needed to produce them.

Warm vs. cool colors [edit]

The distinction between «warm» and «cool» colors has been important since at least the late 18th century.[6] The difference (as traced by etymologies in the Oxford English Dictionary), seems related to the observed contrast in landscape light, between the «warm» colors associated with daylight or sunset, and the «cool» colors associated with a gray or overcast day. Warm colors are often said to be hues from red through yellow, browns, and tans included; cool colors are often said to be the hues from blue-green through blue violet, most grays included. There is a historical disagreement about the colors that anchor the polarity, but 19th-century sources put the peak contrast between red-orange and greenish-blue.

Color theory has described perceptual and psychological effects to this contrast. Warm colors are said to advance or appear more active in a painting, while cool colors tend to recede; used in interior design or fashion, warm colors are said to arouse or stimulate the viewer, while cool colors calm and relax.[7] Most of these effects, to the extent they are real, can be attributed to the higher saturation and lighter value of warm pigments in contrast to cool pigments; brown is a dark, unsaturated warm color that few people think of as visually active or psychologically arousing.

The traditional warm/cool association of a color is reversed relative to the color temperature of a theoretical radiating black body; the hottest stars radiate blue (cool) light, and the coolest radiate red (warm) light.

The hottest radiating bodies (e.g. stars) have a «cool» color, while the less hot bodies radiate with a «warm» color. (image is in Kelvin scale)
Doppler redshift for receding and blueshift for advancing

This contrast is further seen in the psychological associations of colors with the Doppler effect seen in astronomical objects. Traditional psychological associations, where warm colors are associated with advancing objects and cool colors with receding objects[citation needed], are directly opposite those seen in astrophysics, where stars or galaxies moving towards our viewpoint on Earth are blueshifted (advancing) and stars or galaxies moving away from Earth are redshifted (receding).

Achromatic colors[edit]

Any color that lacks strong chromatic content is said to be unsaturated, achromatic, near-neutral, or neutral. Near neutrals include browns, tans, pastels, and darker colors. Near neutrals can be of any hue or lightness. Pure achromatic, or neutral colors include black, white and all grays.

Near neutrals are obtained by mixing pure colors with white, black or grey, or by mixing two complementary colors. In color theory, neutral colors are easily modified by adjacent more saturated colors, and they appear to take on the hue complementary to the saturated color; e.g., next to a bright red couch, a gray wall will appear distinctly greenish, this is a property of human vision.

Black and white have long been known to combine «well» with almost any other colors; black decreases the apparent saturation or brightness of colors paired with it and white shows off all hues to equal effect.[citation needed]

Tints and shades[edit]

When mixing colored light (additive color models), the achromatic mixture of spectrally balanced red, green, and blue (RGB) is always white, not gray or black. When mixing colorants, such as the pigments in paint mixtures, a color is produced which is always darker and lower in chroma, or saturation, than the parent colors. This moves the mixed color toward a neutral color—a gray or near-black. Lights are made brighter or dimmer by adjusting their brightness, or energy level; in painting, lightness is adjusted through mixture with white, black, or a color’s complement.

It is common among some painters to darken a paint color by adding black paint—producing colors called shades—or lighten a color by adding white—producing colors called tints. However, it is not always the best way for representational painting, as an unfortunate result is for colors to also shift in hue. For instance, darkening a color by adding black can cause colors such as yellows, reds, and oranges, to shift toward the greenish or bluish part of the spectrum. Lightening a color by adding white can cause a shift towards blue when mixed with reds and oranges. Another practice when darkening a color is to use its opposite, or complementary, color (e.g. purplish-red added to yellowish-green) in order to neutralize it without a shift in hue and darken it if the additive color is darker than the parent color. When lightening a color this hue shift can be corrected with the addition of a small amount of an adjacent color to bring the hue of the mixture back in line with the parent color (e.g. adding a small amount of orange to a mixture of red and white will correct the tendency of this mixture to shift slightly towards the blue end of the spectrum).

Split primary palette[edit]

In painting and other visual arts, two-dimensional color wheels or three-dimensional color solids are used to represent the essential relationships between colors. The split-primary palette is a color-wheel model that attempts to explain, and to compensate for, the unsatisfactory results often produced when mixing the traditional primary colors, red, yellow, and blue.

Painters have long considered red, yellow, and blue to be primary colors. In practice, however, many of the mixtures produced from these colors lack chromatic intensity. Rather than adopting an updated set of primary colors, proponents of split-primary theory explain this lack of chroma by the purported presence of chemical impurities, small amounts of other colors, in the paints, or biases away from the ideal primary toward one or the other of the adjacent colors. Every red paint, for example, is said to be tainted with, or biased toward, either blue or yellow, every blue paint toward either red or green, and every yellow toward either green or orange. These biases are said to result in mixtures that contain sets of complementary colors, darkening the resulting color. In order to obtain vivid mixed colors, according to split-primary theory, it is necessary to employ two primary colors whose biases both fall in the direction, on the color wheel, of the color to be mixed, combining, for example, green-biased blue and green-biased yellow to make bright green. Based on this reasoning, proponents of split-primary theory conclude that two versions of each primary color are needed in order to mix a wide gamut of high-chroma colors.

In fact, the perceived bias of colors is not due to chemical impurities. Rather, the appearance of any given colorant is inherent to its chemical and physical properties, the purity of such a substance being unrelated to whether it conforms to our arbitrary conception of an ideal hue. Moreover, the identity of gamut-optimizing primary colors is determined by the physiology underlying human color vision. Although no set of three primary paints can be mixed to obtain the complete color gamut perceived by humans, red, yellow, and blue are a poor choice if high-chroma mixtures are desired. This is because painting is a subtractive color process, for which red and blue are secondary, not primary, colors.

Although flawed in principle, the split-primary system can be successful in practice, because the recommended blue-biased red and green-biased blue positions are often filled by near approximations of magenta and cyan, respectively, while orange-biased red and violet-biased blue serve as secondary colors, which tend to further widen the mixable gamut.

This system is in effect a simplified version of Newton’s geometrical rule that colors closer together on the hue circle will produce more vibrant mixtures. A mixture, however, produced from two primary colors will be much more highly saturated than one produced from two secondary colors, even though both pairs are the same distance apart on the hue circle, revealing the limitations of the circular model in the prediction of color mixing results.

Color harmony[edit]

Georg Christoph Lichtenberg. Göttingen, 1775, plate III.
Ignaz Schiffermüller, Versuch eines Farbensystems (Vienna, 1772), plate I.

It has been suggested that «Colors seen together to produce a pleasing affective response are said to be in harmony».[8] However, color harmony is a complex notion because human responses to color are both affective and cognitive, involving emotional response and judgment. Hence, our responses to color and the notion of color harmony is open to the influence of a range of different factors. These factors include individual differences (such as age, gender, personal preference, affective state, etc.) as well as cultural, sub-cultural, and socially-based differences which gives rise to conditioning and learned responses about color. In addition, context always has an influence on responses about color and the notion of color harmony, and this concept is also influenced by temporal factors (such as changing trends) and perceptual factors (such as simultaneous contrast) which may impinge on human response to color. The following conceptual model illustrates this 21st-century approach to color harmony:

{\displaystyle {\text{Color harmony}}=f(\operatorname {Col} 1,2,3,\dots ,n)\cdot (ID+CE+CX+P+T)}

wherein color harmony is a function (f) of the interaction between color/s (Col 1, 2, 3, …, n) and the factors that influence positive aesthetic response to color: individual differences (ID) such as age, gender, personality and affective state; cultural experiences (CE), the prevailing context (CX) which includes setting and ambient lighting; intervening perceptual effects (P) and the effects of time (T) in terms of prevailing social trends.[9]

In addition, given that humans can perceive over 2.8 million different colors,[10] it has been suggested that the number of possible color combinations is virtually infinite thereby implying that predictive color harmony formulae are fundamentally unsound.[11] Despite this, many color theorists have devised formulae, principles or guidelines for color combination with the aim being to predict or specify positive aesthetic response or «color harmony».

Color wheel models have often been used as a basis for color combination principles or guidelines and for defining relationships between colors. Some theorists and artists believe juxtapositions of complementary color will produce strong contrast, a sense of visual tension as well as «color harmony»; while others believe juxtapositions of analogous colors will elicit a positive aesthetic response. Color combination guidelines (or formulas) suggest that colors next to each other on the color wheel model (analogous colors) tend to produce a single-hued or monochromatic color experience and some theorists also refer to these as «simple harmonies».[12]

In addition, split complementary color schemes usually depict a modified complementary pair, with instead of the «true» second color being chosen, a range of analogous hues around it are chosen, i.e. the split complements of red are blue-green and yellow-green. A triadic color scheme adopts any three colors approximately equidistant around a color wheel model. Feisner and Mahnke are among a number of authors who provide color combination guidelines in greater detail.[13][14]

Color combination formulae and principles may provide some guidance but have limited practical application. This is due to the influence of contextual, perceptual, and temporal factors which will influence how color/s are perceived in any given situation, setting, or context. Such formulae and principles may be useful in fashion, interior and graphic design, but much depends on the tastes, lifestyle, and cultural norms of the viewer or consumer.

As early as the ancient Greek philosophers, many theorists have devised color associations and linked particular connotative meanings to specific colors.[15] However, connotative color associations and color symbolism tends to be culture-bound and may also vary across different contexts and circumstances. For example, red has many different connotative and symbolic meanings from exciting, arousing, sensual, romantic, and feminine; to a symbol of good luck; and also acts as a signal of danger. Such color associations tend to be learned and do not necessarily hold irrespective of individual and cultural differences or contextual, temporal or perceptual factors.[16] It is important to note that while color symbolism and color associations exist, their existence does not provide evidential support for color psychology or claims that color has therapeutic properties.[17]

Monochromatic[edit]

The monochromatic formula chooses only one color (or hue). Variations of the color are created by changing the value and saturation of the color. Since only one hue is used, the color and its variations are guaranteed to work.

Current status[edit]

Color theory has not developed an explicit explanation of how specific media affect color appearance: colors have always been defined in the abstract, and whether the colors were inks or paints, oils or watercolors, transparencies or reflecting prints, computer displays or movie theaters, was not considered especially relevant.[18] Josef Albers investigated the effects of relative contrast and color saturation on the illusion of transparency, but this is an exception to the rule.[19]

See also[edit]

  • Additive color – Model for predicting color created by mixing visible light
  • Charles Albert Keeley – British scientist and entertainer
  • Color analysis – Process of determining the colors that best suit an individual’s natural coloring
  • Color management – Controlled data conversion between the color representations of various devices
  • Color mixing – Producing colors by combining the primary or secondary colors in different amounts
  • Color science – Scientific study of colors
  • HSV color space – Alternative representations of the RGB color model
  • On Vision and Colors – 1816 treatise by Arthur Schopenhauer
  • Subtractive color – Light passing through successive filters
  • Visible spectrum – Portion of the electromagnetic spectrum that is visible to the human eye

References[edit]

  1. ^ Smithson, H.E.; Dinkova-Bruun, G.; Gasper, G.E.M.; Huxtable, M.; McLeish, T.C.B.; Panti, C.P. (2012). «A three-dimensional color space from the 13th century». J. Opt. Soc. Am. A. 29 (2): A346–A352. Bibcode:2012JOSAA..29A.346S. doi:10.1364/josaa.29.00A346. PMC 3287286. PMID 22330399.
  2. ^ Kirchner, E. (2013). «Color theory and color order in medieval Islam: A review». Color Research & Application. 40 (1): 5-16. doi:10.1002/col.21861.
  3. ^ «handprint : colormaking attributes». www.handprint.com. Retrieved 2021-07-31.
  4. ^ «Traditional and Modern Colour Theory Part 1: Modern Colour Theory». Retrieved 2021-10-15.
  5. ^ a b «The History of Color Theory: Must-Know Facts for Creatives — Pigment Pool». 30 July 2021. Retrieved 2021-07-31.
  6. ^ «color temperature». handprint. 2009-04-19. Retrieved 2011-06-09.
  7. ^ Singh, Satyendra (2006-01-01). «Impact of color on marketing». Management Decision. 44 (6): 783–789. doi:10.1108/00251740610673332. ISSN 0025-1747.
  8. ^ Burchett, K. E. (2002). «Color Harmony». Color Research and Application, 27 (1), pp. 28–31.
  9. ^ O’Connor, Z. (2010). «Color harmony revisited». Color Research and Application, 35 (4), pp. 267–273.
  10. ^ Pointer, M. R. & Attridge, G.G. (1998). «The number of discernible colors». Color Research and Application, 23 (1), pp. 52–54.
  11. ^ Hard, A. & Sivik, L. (2001). «A theory of colors in combination – A descriptive model related to the NCS color-order system». Color Research and Application, 26 (1), pp. 4–28.
  12. ^ Garau, Augusto (1993). Color Harmonies. University of Chicago press. p. 7. ISBN 0226281965.
  13. ^ Feisner, E. A. (2000). Colour: How to use colour in art and design. London: Laurence King.
  14. ^ Mahnke, F. (1996). Color, environment and human response. New York: John Wiley & Sons.
  15. ^ Benson, J. L. (2000). Greek Color Theory and the Four Elements. Greek Color Theory and the Four Elements. Full text, not including figures.
  16. ^ Bellantoni, Patti (2005). If it’s Purple, Someone’s Gonna Die. Elsevier, Focal Press. ISBN 0-240-80688-3.
  17. ^ O’Connor, Z. (2010). «Colour psychology and color therapy: Caveat emptor». Color Research and Application
  18. ^ «Pigments through the Ages — Renaissance and Baroque (1400-1600)». www.webexhibits.org.
  19. ^ Albers, Josef (2006). Interaction of Color. Revised and Expanded Edition. Yale University Press. ISBN 0-300-11595-4.

External links[edit]

  • Understanding Color Theory by University of Colorado Boulder — Coursera
  • Handprint.com: Color – a comprehensive site about color perception, color psychology, color theory, and color mixing
  • Color Differences
  • Color Theory in Landscape Design
  • The Dimensions of Colour – color theory for artists using digital/ traditional media
  • Color Thesaurus World’s Largest Database of Color Names
  • Stanford University CS 178 interactive Flash demo introducing trichromatic color theory.
  • App that generates harmonious color palettes from photos based on color theory
  • Color theory as it relates to interior decorating
  • Applying Color Theory to Digital Media and Visualization – a book from CRC Press

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • К подтверждению ошибка 1с розница егаис
  • К чему приводят ошибки бухгалтера
  • К сорока населенных пунктов ошибка
  • Кадастровая ошибка это 221 фз
  • К ошибкам спецификации относятся эконометрика