Версия ПО: Единый Клиент JaCarta 2.x.x, JC-Client 6.x.x
Токены: Любые
Проблема:
При подключении токена возникает ошибка установки драйвера. В диспетчере устройств в свойствах устройства «Устройство чтения смарт-карт Microsoft Usbccid (WUDF)» в окне состояния устройства могут быть ошибки:
— Код 37 — Windows не может инициализировать драйвер устройства для данного оборудования;
— Код 19 — Windows не удалось запустить это устройство, поскольку сведения о его конфигурации (в реестре) неполны или повреждены;
— Код 31 — Это устройство работает неправильно, поскольку не удалось загрузить драйверы для этого устройства.
Причина:
Некорректно установлен драйвер WUDFUsbccidDriver.dll или установлена несовместимая версия драйвера. В частности, проблема возникает на ОС Windows 10.
Решение:
-
Обновить драйвер на более стабильную версию (6.3.9600 или ниже), для этого необходимо выполнить ряд действий.
-
В диспетчере устройств открыть вкладку «Устройства чтения смарт-карт», выбрать устройство «Устройство чтения смарт-карт Microsoft Usbccid (WUDF)», «Обновить драйверы».
-
В открывшемся окне выбрать «Выполнить поиск драйверов на этом компьютере. Поиск и установка драйверов вручную».
-
Выбрать пункт «Установка с диска», указать путь к драйверу.
-
Из списка устройств выбрать «Устройство чтения смарт-карт Microsoft Usbccid (WUDF)». Нажать «Далее».
-
Дождаться окончания процесса установки драйвера.
-
Появится сообщение «Обновление программного обеспечения для данного устройства завершено успешно. Закончена установка для этого устройства: Устройство чтения смарт-карт Microsoft Usbccid (WUDF)». Нажать «Закрыть».
-
Переподключить токен и проверить его работу в клиенте.
Драйвер можно скачать по ссылке: /kb_upload/file/microsoft_usb_ccid_card_driver.rar
-
Если при ручном обновлении драйвера возникает ошибка «Уже установлена более новая версия драйвера», тогда необходимо предварительно удалить предыдущую версию драйвера:
-
В диспетчере устройств выбрать «Устройство чтения смарт-карт Microsoft Usbccid (WUDF)», в меню выбрать «Удалить». Отключить само устройство от USB-порта.
-
Удалить файл WUDFUsbccidDriver.dll по пути C:\Windows\System32\drivers\UMDF.
-
Подключить устройство. Если начнётся автоматическая установка драйвера из Windows Update, нажать «Отмена» и повторить обновление драйвера в ручном режиме.
-
Для Windows 10 летом 2016 года Microsoft выпустил обновление драйвера Microsoft Usbccid (WUDF).
Обновлено 13.01.2019
Добрый день! Уважаемые читатели и подписчики IT блога Pyatilistnik.org. Последние два дня у меня была интересная задача по поиску решения на вот такую ситуацию, есть физический или виртуальный сервер, на нем установлена наверняка многим известная КриптоПРО. На сервер подключен USB ключ JaCarta, который используется для подписи документов для ВТБ24 ДБО. Локально на Windows 10 все работает, а вот на серверной платформе Windows Server 2016 и 2012 R2, Криптопро не видит ключ JaCarta. Давайте разбираться в чем проблема и как ее поправить.
Описание окружения
Есть виртуальная машина на Vmware ESXi 6.5, в качестве операционной системы установлена Windows Server 2012 R2. На сервере стоит КриптоПРО 4.0.9944, последней версии на текущий момент. С сетевого USB хаба, по технологии USB over ip, подключен ключ JaCarta. Ключ в системе видится, а вот в КриптоПРО нет.
Алгоритм решения проблем с JaCarta
КриптоПРО очень часто вызывает различные ошибки в Windows, простой пример (Windows installer service could not be accessed). Вот так вот выглядит ситуация, когда утилита КриптоПРО не видит сертификат в контейнере.
Как видно в утилите UTN Manager ключ подключен, он видится в системе в смарт картах в виде Microsoft Usbccid (WUDF) устройства, но вот CryptoPRO, этот контейнер не определяет и у вас нет возможности установить сертификат. Локально токен подключали, все было то же самое. Стали думать что сделать.
Возможные причины с определением контейнера
- Во первых, это проблема с драйверами, например, в Windows Server 2012 R2, JaCarta в идеале должна определяться в списке смарт карт как JaCarta Usbccid Smartcard, а не Microsoft Usbccid (WUDF)
- Во вторых если устройство видится как Microsoft Usbccid (WUDF), то версия драйверов может быть устаревшей, и из-за чего ваши утилиты будут не определять защищенный USB носитель.
- Устарелая версия CryptoPRO
Как решить проблему, что криптопро не видит USB ключ?
Создали новую виртуальную машину и стали ставить софт все последовательно.
Перед установкой любого программного обеспечения работающего с USB носителями на которых находятся сертификаты и закрытые ключи. Нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО отключить токен, если воткнут локально, то отключаем его, если по сети, разрываем сессию
- Первым делом обновляем вашу операционную систему, всеми доступными обновлениями, так как Microsoft исправляет много ошибок и багов, в том числе и драйверами.
- Вторым пунктом является, в случае с физическим сервером, установить все свежие драйвера на материнскую плату и все периферийное оборудование.
- Далее устанавливаете Единый Клиент JaCarta.
- Устанавливаете свежую версию КриптоПРО
Установка единого клиента JaCarta PKI
Единый Клиент JaCarta — это специальная утилита от компании «Аладдин», для правильной работы с токенами JaCarta. Загрузить последнюю версию, данного программного продукта, вы можете с официального сайта, или у меня с облака, если вдруг, не получиться с сайта производителя.
Далее полученный архив вы распаковываете и запускаете установочный файл, под свою архитектуру Windows, у меня это 64-х битная. Приступаем к установке Jacarta драйвера. Единый клиент Jacarta, ставится очень просто (НАПОМИНАЮ ваш токен в момент инсталляции, должен быть отключен). На первом окне мастера установки, просто нажимаем далее.
Принимаем лицензионное соглашение и нажимаем «Далее»
Чтобы драйвера токенов JaCarta у вас работали корректно, достаточно выполнить стандартную установку.
Если выберете «Выборочную установку», то обязательно установите галки:
- Драйверы JaCarta
- Модули поддержки
- Модуль поддержки для КриптоПРО
Далее нажимаем «Установить».
Через пару секунд, Единый клиент Jacarta, успешно установлен.
Обязательно произведите перезагрузку сервера или компьютера, чтобы система увидела свежие драйвера.
Установка КриптоПРО
После установки JaCarta PKI, нужно установить КриптоПРО, для этого заходите на официальный сайт.
https://www.cryptopro.ru/downloads
На текущий момент самая последняя версия КриптоПро CSP 4.0.9944. Запускаем установщик, оставляем галку «Установить корневые сертификаты» и нажимаем «Установить (Рекомендуется)»
Инсталляция КриптоПРО будет выполнена в фоновом режиме, после которой вы увидите предложение, о перезагрузке браузера, но я вам советую полностью перезагрузиться.
После перезагрузки подключайте ваш USB токен JaCarta. У меня подключение идет по сети, с устройства DIGI, через клиента Anywhere View. В клиенте Anywhere View, мой USB носитель Jacarta, успешно определен, но как Microsoft Usbccid (WUDF), а в идеале должен определиться как JaCarta Usbccid Smartcard, но нужно в любом случае проверить, так как все может работать и так.
Открыв утилиту «Единый клиент Jacarta PKI», подключенного токена обнаружено не было, значит, что-то с драйверами.
Microsoft Usbccid (WUDF) — это стандартный драйвер Microsoft, который по умолчанию устанавливается на различные токены, и бывает, что все работает, но не всегда. Операционная система Windows по умолчанию, ставит их в виду своей архитектуры и настройки, мне вот лично в данный момент такое не нужно. Что делаем, нам нужно удалить драйвера Microsoft Usbccid (WUDF) и установить драйвера для носителя Jacarta.
Откройте диспетчер устройств Windows, найдите пункт «Считыватели устройств смарт-карт (Smart card readers)» щелкните по Microsoft Usbccid (WUDF) и выберите пункт «Свойства». Перейдите на вкладку «Драйвера» и нажмите удалить (Uninstall)
Согласитесь с удалением драйвера Microsoft Usbccid (WUDF).
Вас уведомят, что для вступления изменений в силу, необходима перезагрузка системы, обязательно соглашаемся.
После перезагрузки системы, вы можете увидеть установку устройства и драйверов ARDS Jacarta.
Откройте диспетчер устройств, вы должны увидеть, что теперь ваше устройство определено, как JaCarta Usbccid Smartcar и если зайти в его свойства, то вы увидите, что смарт карта jacarta, теперь использует драйвер версии 6.1.7601 от ALADDIN R.D.ZAO, так и должно быть.
Если открыть единый клиент Jacarta, то вы увидите свою электронную подпись, это означает, что смарт карта нормально определилась.
Открываем CryptoPRO, и видим, что криптопро не видит сертификат в контейнере, хотя все драйвера определились как нужно. Есть еще одна фишка.
- В RDP сессии вы не увидите свой токен, только локально, уж такая работа токена, либо я не нашел как это поправить. Вы можете попробовать выполнить рекомендации по устранению ошибки «Не возможно подключиться к службе управления смарт-картами».
- Нужно снять одну галку в CryptoPRO
ОБЯЗАТЕЛЬНО снимите галку «Не использовать устаревшие cipher suite-ы» и перезагрузитесь.
После этих манипуляций у меня КриптоПРО увидел сертификат и смарт карта jacarta стала рабочей, можно подписывать документы.
Еще можете в устройствах и принтерах, увидеть ваше устройство JaCarta,
Если у вас как и у меня, токен jacarta установлен в виртуальной машине, то вам придется устанавливать сертификат, через console виртуальной машины, и так же дать на нее права ответственному человеку. Если это физический сервер, то там придется давать права на порт управления, в котором так же есть виртуальная консоль.
Не возможно подключиться к службе управления смарт-картами
Когда вы установили все драйвера для токенов Jacarta, вы можете увидеть при подключении по RDP и открытии утилиты «Единый клиент Jacarta PKI» вот такое сообщение с ошибкой:
Не возможно подключиться к службе управления смарт-картами
- Не запущена служба смарт-карт на локальной машине. Архитектурой RDP-сессии, разработанной Microsoft, не предусмотрено использование ключевых носителей, подключенных к удалённому компьютеру, поэтому в RDP-сессии удалённый компьютер использует службу смарт-карт локального компьютера. Из этого следует что, запуска службы смарт-карт внутри RDP-сессии недостаточно для нормальной работы.
- Служба управления смарт-картами на локальном компьютере запущена, но недоступна для программы внутри RDP-сессии из-за настроек Windows и/или RDP-клиента.\
Как исправить ошибку «Не возможно подключиться к службе управления смарт-картами».
- Запустите службу смарт-карт на локальной машине, с которой вы инициируете сеанс удалённого доступа. Настройте её автоматический запуск при старте компьютера.
- Разрешите использование локальных устройств и ресурсов во время удалённого сеанса (в частности, смарт-карт). Для этого, в диалоге «Подключение к удалённому рабочему столу» в параметрах выберите вкладку «Локальные ресурсы», далее в группе «Локальные устройства и ресурсы» нажмите кнопку «Подробнее…», а в открывшемся диалоге выберите пункт «Смарт-карты» и нажмите «ОК», затем «Подключить».
- Убедитесь в сохранности настроек RDP-подключения. По умолчанию они сохраняются в файле Default.rdp в каталоге «Мои Документы» Проследите, чтобы в данном файле присутствовала строчка «redirectsmartcards:i:1».
- Убедитесь в том, что на удалённом компьютере, к которому вы осуществляете RDP-подключение, не активирована групповая политика
[Computer Configuration\Administrative Templates\Windows Components\Terminal Services\Client\Server data redirection\Do not allow smart card device redirection] -[Конфигурация компьютера\административные шаблоны\компоненты windows\службы удалённых рабочих столов\узел сеансов удалённых рабочих столов\перенаправление устройств и ресурсов\Не разрешать перенаправление устройства чтения смарт-карт]. Если она включена (Enabled), то отключите её, и перегрузите компьютер. - Если у вас установлена Windows 7 SP1 или Windows 2008 R2 SP1 и вы используете RDC 8.1 для соединения с компьютерами под управлением Windows 8 и выше, то вам необходимо установить обновление для операционной системы https://support.microsoft.com/en-us/kb/2913751
Вот такой вот был траблшутинг по настройке токена Jacarta, КриптоПРО на терминальном сервере, для подписи документов в ВТБ24 ДБО. Если есть замечания или поправки, то пишите их в комментариях.
Из нашей статьи вы узнаете:
К сожалению, довольно часто операционная система Windows и «КриптоПро» конфликтуют между собой, что ведет к невозможности «увидеть» ключ ЭЦП и подписать документ. Источники проблем могут быть разные, но их вполне реально оперативно решить.
Основные причины невозможности доступа к ключу JaCarta
- Пользователь перепутал носители с ключами. Здесь «Единый клиент JaCarta» находит накопитель USB, но не видит токен, поэтому делает вывод об использовании неправильного носителя. Еще одним способом идентификации выступает установленный сертификат, где должен быть указан соответствующий тип с номером серии.
- Отсутствие драйвера, что актуально для первого запуска. Для предотвращения проблемы после подключения носителя JaCarta к компьютеру важно дождаться завершения установки программного обеспечения. Процесс идет в автоматическом режиме и занимает обычно несколько минут.
- Отсутствие в системе «Единого клиента JaCarta».
- Неисправность конкретного USB-порта, что случается довольно редко и обычно известно пользователю. Для исключения причины достаточно включить другую флешку, которая при проблемах также будет невидна компьютеру.
- Появление на мониторе сообщения Rutoken web authentication library, что свидетельствует об отключенной надстройке Рутокена. Для избавления от проблемы достаточно запустить программу, разрешить изменения и войти в систему повторно.
Как установить ключ JaCarta
Для предотвращения проблем, когда «КриптоПро» не видит JaCarta, важно правильно настроить программное обеспечение для работы с токеном. Ниже вы найдете подробный алгоритм, но мы сразу отметим, что подключать JaCarta к компьютеру можно только после завершения установки всего объема ПО, идущего следующим образом:
- скачайте дистрибутив eToken PKI Client1 (сделать это можно с сайта или диска, который предоставил удостоверяющий центр, где оформлена ЭЦП);
- запустите соответствующий файл-установщик, в зависимости от версии вашей операционной системы;
- выберите из перечня русский язык интерфейса ПО;
- ознакомьтесь с условиями лицензионного соглашения (приведено на английском языке) и согласитесь с ними, установив флаг в поле I accept the license agreement;
- выберите папку, куда будет установлен клиент eToken (можно выбрать вариант пути по умолчанию) и нажмите кнопку «Далее» (Next);
- дождитесь завершения процесса установки, которая сопровождается соответствующими комментариями;
- после завершения процесса появится сообщение про успешное завершение процесса;
- теперь достаточно для завершения установки клиента выполнить перезагрузку.
Установка и настройка считывателя «КриптоПро»
Следующим этапом становится установка драйвера CCID с обязательной перезагрузкой, а также настройка считывателей в «КриптоПро». Делают это следующим образом:
- скачайте и разархивируйте комплект модулей для поддержки считывателей;
- найдите через панель управления и запустите программу «КриптоПро CSP»;
- перейдите на вкладку «Оборудование» и активируйте кнопку «Настроить считыватели»;
- выберите конкретный считыватель и мастер установки последнего (для запуска библиотек выберите кнопку «Установить с диска»);
- выберите в окне «Указать размещение» через «Обзор» конкретную папку, где находится reader, нажав затем «Далее»;
- выберите «Считыватель PC/SC» и нажмите кнопку «Далее».
После завершения установки нажмите кнопку «Готово». Теперь нужно выбрать из перечня доступных считывателей AKS ifdh 0 и нажать кнопку «Далее» (в последующем данную процедуру нужно будет повторить и для других типов считывателей). После завершения вновь надо перезагрузить компьютер.
Теперь в диалоговом окне «Управление считывателями» будет доступен весь перечень считывателей. Для дальнейшей настройки необходимо настроить носители. Для этого выполните следующие действия:
- перейдите во вкладку «Оборудование»;
- нажмите кнопку «Настроить носители»;
- нажмите кнопку «Добавить» и запустите мастер установки, перейдя «Далее»;
- нажмите на кнопку «Установить с диска»;
- выберите через кнопку «Обзор» расположение папки reader;
- выберите тип «Смарт-карты eToken…» и нажмите опять кнопку «Далее».
После завершения установки необходимо опять перезагрузить компьютер для подключения уже непосредственно носителя JaCarta, который должен быть виден в «КриптоПро», что позволит подписывать ЭЦП документы и отчеты для государственных органов.
При наличии вопросов и необходимости генерации сертификатов ЭП любого типа обращайтесь в компанию «Астрал». Мы предлагаем подобные услуги на выгодных условиях и с максимальной оперативностью. Дополнительно мы готовы проконсультировать по вопросам установки, выбора конкретного тарифного плана и типа электронных подписей с учетом специфики вашей компании.
- Системные требования
- Как установить драйвер для токена
- Установка утилиты администрирования «Единый Клиент JaCarta»
- Какой стандартный PIN-код?
- Как заменить стандартный PIN-код?
- Как разблокировать JaCarta?
- В «Едином Клиенте JaCarta» не отображается носитель
Системные требования
- Операционная система:
- Microsoft Windows 7 / 8 / 8.1 / 10 / Server 2012 / Server 2012 R2 /Server 2016 R2 / Windows Server 2019;
- GNU/Linux;
- Apple macOS/OS X;
- Apple iOS;
- «КриптоПро CSP» версии 4.0 или выше (для Windows 11 – только версия «КриптоПро» 5.0 R2 (12000) или выше) или «VipNet CSP». Подробная информация об установке:
- «КриптоПро CSP»;
- «VipNet CSP».
Как установить драйвер для токена
Чтобы установить драйверы для JaCarta LT, необходимо:
- подключить устройство к компьютеру;
- дождаться, пока операционная система обнаружит новое оборудование, после чего произведет поиск и установку драйвера.
Для установки требуются права администратора.
Когда драйверы будут установлены, на экране появится сообщение об успешной установке.
Данную утилиту можно загрузить с официального сайта производителя.
После загрузки установочного файла утилиты необходимо его запустить.
В открывшемся окне необходимо нажать «Далее» – принять условия лицензионного соглашения – «Далее» – «Установить».
После окончания установки нажать «Готово» и перезагрузить компьютер.
После этого утилита будет успешно установлена.
Какой стандартный PIN-код?
Стандартный PIN-код для этого токена — 1234567890.
Как заменить стандартный PIN-код?
При получении сертификата рекомендуется сменить пароль пользователя с помощью инициализации чистого съемного носителя.
При инициализации будут удалены:
- Записанные на токене сертификаты, криптографические ключи и объекты данных.
- Старый пароль пользователя. Будет назначен новый пароль.
Для инициализации необходимо:
- Подключить токен к компьютеру и запустить «Единый клиент JaCarta»;
- Нажать «Переключиться в режим администратора»;
- Перейти на вкладку «Storage» или PKI в зависимости от типа токена;
- Нажать «Инициализировать…»;
- Ввести пин-код в поле «Pin-код Администратора» (по умолчанию 087654321)
- В полях «Новый пароль пользователя» и «Подтверждение пароля пользователя» указать новый пин-код пользователя и нажать кнопку «Выполнить» и затем «Продолжить».
Как разблокировать JaCarta?
Носитель блокируется при неверном вводе пин-кода более 10 раз. Для разблокировки следуйте инструкции в зависимости от типа носителя:
- JaCarta LT;
- JaCarta SE 2.0;
JaCarta LT
При производстве ключевого носителя JaCarta LT не устанавливается пин-код администратора. Его можно установить только при первом форматировании. Если пин-код администратора:
- установлен;
- не установлен;
был установлен:
- Откройте приложение «Единый клиент JaCarta» и переключитесь в режим администрирования:
- В трее нажмите ПКМ на знак;
- Выберите пункт «Единый клиент JaCarta»;
- Нажмите «Переключиться в режим администратора».
- Перейдите на вкладку «STORAGE», и нажмите «Разблокировать PIN-код пользователя». В окне с предупреждением нажмите «ОК».
- Введите ранее установленный пин-код администратора. Количество попыток ввода пин-кода пользователя будет восстановлено.
не был установлен:
Если пин-код администратора не был установлен, разблокировка невозможна. Можно только отформатировать носитель. В процессе форматирования вся информация с токена удалится без возможности восстановления.
- Откройте приложение «Единый клиент JaCarta» и переключитесь в режим администрирования:
- В трее нажмите ПКМ на знак;
- Выберите пункт «Единый клиент JaCarta»;
- Нажмите «Переключиться в режим администратора».
- Перейдите на вкладку «STORAGE и нажмите «инициализировать»;
- Заполните запрашиваемые поля. В поле «пин-код администратора» введите любое значение. После завершения форматирования введенный код будет записан как пин-код администратора, возможность разблокировки пин-кода пользователя станет доступна без форматирования.
- Нажмите «Выполнить».
JaCarta SE 2.0
Откройте приложение «Единый клиент JaCarta» и переключитесь в режим администрирования:
- В трее нажмите ПКМ на знак;
- Выберите пункт «Единый клиент JaCarta»;
- Нажмите «Переключиться в режим администратора».
Выберите вкладку приложения, по которому заблокирован пин-код:
- PKI;
- ГОСТ;
PKI:
- Нажмите «Разблокировать пин-код пользователя»;
- Введите пин-код администратора и новый пин-код пользователя;
- Нажмите «Выполнить». Поступит сообщение об успешной разблокировке.
ГОСТ:
- Нажмите «Разблокировать пин-код пользователя»;
- Нажмите «ОК» в предупреждающем сообщении;
- Введите пин-код администратора;
- Нажмите «Выполнить». Поступит сообщение об успешной разблокировке.
Для приложения ГОСТ восстанавливается только количество попыток ввода пин-кода пользователя. При этом сам пин-код не меняется.
Если пин-код пользователя неизвестен, установить новый новый возможно только после инициализации (форматирования). При этом вся информация с носителя будет удалена без возможности восстановления.
Если пин-код администратора неизвестен и заблокирован, но при этом действует пин-код пользователя, вы можете выполнять все операции, кроме инициализации, в режиме пользователя.
Если забыты и заблокированы оба пароля, восстановление их невозможно. В этом случае носитель станет непригодным для дальнейшего использования.
В «Едином Клиенте JaCarta» не отображается носитель
Способы устранения этого затруднения зависят от причины его возникновения. Если носитель:
- Отображался и функционировал в начале сессии использования, через некоторое время перестал отображаться:
Подключенный токен перестает отображаться в «Едином Клиенте JaCarta» по причине ошибки взаимодействия носителя со службой смарт-карт. Для устранения затруднения:
- переподключите носитель;
- перезапустите «Единый Клиент JaCarta».
- Не отображается при попытке использования:
Подключенный токен не отображается по причине некорректной работы драйвера. При этом в диспетчере устройств отображается устройство JaCarta с восклицательным знаком. Для устранения затруднения:
- откройте диспетчер устройств:
- удалите устройство JaCarta c восклицательным знаком;
- выполните обновление конфигурации устройств.
- Откройте свойства устройства JaCarta и выполните переустановку драйвера (выбрав автоматический поиск драйверов);
- Откройте Панель управления:
- выберите Программы и компоненты;
- Выберите Единый Клиент JaCarta;
- выполните его восстановление (repair).
- Перезагрузите компьютер.
- откройте диспетчер устройств:
Страницы 1
Чтобы отправить ответ, нужно авторизоваться или зарегистрироваться
#1 2023-01-17 15:35:25
- SvetBudet
- Посетитель
- Неактивен
ПК и рутокен не видят ЭЦП JaCarta
Ситуация следующая, есть ЭЦП JaCarta LT . Номер модели JC090-1 v5.2
Единый центр JaCarta видит ЭЦП. Панель управления Рутокен — не видит ее. Но может быть и ладно. Основная проблема в том что не могу зайти в ЛК на сайте ФНС по юр. лицу , проходит все проверки но в конце «Не удается обнаружить токен
или смарт-карту «
ОС Windows 11. Все драйвера стоят, КриптоПро стоит, JaCarta стоит, Рутокен стоит…
Куда копать?
#2 Ответ от Николай Киблицкий 2023-01-17 16:47:55
- Николай Киблицкий
- Техническая поддержка
- Неактивен
Re: ПК и рутокен не видят ЭЦП JaCarta
Здравствуйте SvetBudet, вы обратились в компанию «Актив», мы производим носители Рутокен и драйверы к ним.
В «Панели управления Рутокен» отображаются только носители Рутокен. Носители JaCarta, это устройства не нашего производства.
Вам точно нужно удалить программу Рутокен Коннект, так он предназначен для работы с носителями Рутокен ЭЦП 2.0/3.0, после этого пробуйте входить в личный кабинет снова.
Страницы 1
Чтобы отправить ответ, нужно авторизоваться или зарегистрироваться