Издали закон об упразднении транспортных судов исправить ошибку

1. Назовите подряд
все девять чисел: от нуля до девяти.

2. Педагоги
информатики организовали курсы для
старшеклассников.

3. Для решения этой
проблемы потребовались экскурсии в
математику и физику.

4. Врач обошел
вторую палату.

5. Укол был очень
больным.

6. Кем трудится
твоя мама?

7. Издали закон об
упразднении транспортных судов.

8. Екатерина была
воздвигнута на престол.

9. С него взыскали
материальный ущерб в пользу потерпевших.

10. На улицах города
состоялись вооруженные столкновения.

11. Интересующих
вас лиц вышлем почтой (из делового
письма).

12. Это обеспечило
ритмичную и бесперебойную работу
предприятия.

13. При наличии
отсутствия необходимых документов
трудно наладить работу.

14. Исполнительская
власть на местах должна активизировать
свою работу.

Литература:

1.
Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева
Е.Ю. Русский язык и культура речи. –
Ростов-на-Дону, 2002.

2.
Голуб И.Б. Стилистика русского языка.
– М., 2002.

3.
Горбачевич К.С. Нормы современного
русского литературного языка. – М.,
1978.

4.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому
языку. Практическая стилистика. – М.,
2003.

Словари:

5.
Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь
паронимов русского языка. – М., 2002.

6.
Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Трудные
случаи употребления однокоренных слов
в русском языке. Словарь-справочник. –
М., 1968.

7.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь
русского языка. – М., 2000 (и др. издания).

ПРАКТИЧЕСКОЕ
ЗАНЯТИЕ № 5.

Коммуникативные
качества речи. Понятность речи.

Лексика
активного и пассивного запаса языка.

Лексика
ограниченной сферы употребления.

План:

1. Активный и
пассивный словарный запас языка.
Историзмы и архаизмы. Функция устаревших
слов в речи.

2. Новые слова
(неологизмы). Стилистическая роль
неологизмов. Окказионализмы.

3. Лексика
общеупотребительная и ограниченной
сферы употребления. Территориально
ограниченная лексика. Лексика, ограниченная
социально и профессионально.

4. Употребление
иноязычной лексики.

Домашнее
задание: № 1, 7, 8.

Задания:

1. Найдите в приведенных ниже отрывках архаизмы и историзмы. Пользуясь толковым словарем, объясните их значения. Каковы стилистические функции устаревших слов?

Всю зиму собиралось
дворянское ополчение. Трудно было
доставить помещиков из деревенской
глуши. Большой воевода Василий Васильевич
Голицын рассылал грозные указы, грозил
опалою и разорением. Помещики не
торопились слезать с теплых печей: «Эка
взбрело – воевать Крым. Слава богу, у
нас с ханом вечный мир, дань платим не
обидную, чего же зря дворян беспокоить.
То ли дело Голицыных, — на чужом горбе
хотят чести добыть…» Ссылались на
немочи, на скудость, сказывались в нетях.
Иные озорничали… Стольники Борис
Долгорукий и Юрий Щербатый, невмочь
уклониться от похода, одели ратников в
черное платье и сами на вороных конях,
все в черном, как из могил восставшие,
прибыли к войску, — напугали всех до
полусмерти… Василий Васильевич,
озлившись, написал в Москву Федору
Леонтьевичу Шакловитому, поставленному
им возле Софьи: «Умилосердись, добейся
против обидчиков моих указа, чтоб их за
это воровство разорить, в старцы сослать
навечно, деревни их неимущим раздать,
— учинить бы им строгости такой образец,
чтоб все задрожали…» (А. Толстой «Петр
Первый»).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Ясность, понятность – существенный признак культуры речи

В
повести В. Фролова «Невероятно насыщенная
жизнь» описывается один спор:

И
тут все они – папа, полковник и бабушка
– начали спорить, перебивая друг друга.
В воздухе носились всякие непонятные
слова: «эмоции», «категории», «импульсы»,
какой-то «абстрактный гуманизм» и еще
много других слов.

Машу
Басову, героиню книги, в этом споре
заинтересовало слово эмоции.
Она подумала,
что, может, это что-то очень плохое и
обидное.

Интересно,
есть ли эти самые эмоции у Г. А.? Или у
белобрысого Семена? – стала размышлять
она. И когда неожиданно явился ее друг
Семен, она сразу же обратилась к нему с
вопросом:

Что
такое эмоции, ты знаешь?..

Это,
наверно… из радиотехники чего-нибудь.

Сам
ты из радиотехники.

Ну,
тогда не знаю.

То-то!..

А
теперь представьте, что слово эмоции
прозвучало на уроке, но учитель не
объяснил его, считая, что оно всем хорошо
известно. Понятно ли будет учащимся
содержание высказывания? Вероятно, не
совсем. Если слушатели не воспринимают
смысл произносимых слов, они неправильно
понимают то, о чем говорится, следовательно,
не могут усвоить преподносимый материал.

Ясность,
понятность речи в значительной степени
зависят от правильного использования
различных пластов лексического состава
языка: терминов, иностранных слов,
диалектизмов, жаргонизмов, профессионализмов,
историзмов, архаизмов, неологизмов.
Применение слов ограниченной сферы
употребления должно быть обязательно
мотивировано.

Следует
иметь в виду, что язык постоянно
обогащается, пополняется новыми словами.
Откроем сборник «Новое в русской лексике.
Словарные материалы-82» (М., 1986). В нем
зафиксированы слова, появившиеся в
периодической печати в 1982 году. Назовем
некоторые из них на букву «а»: авангардность,
авиакласс, авиаэкскурсия, автозаправка,
автокооператив, авторынок, агитинформация,
агроном-технолог, адаптивный, акваскрипка,
альголог, антропосфера и др.
Обратите
внимание, многие из приведенных терминов
встречаются в разговорно-бытовой речи,
например, автозаправка,
автокооператив.
Однако
наряду с общеизвестными терминами есть
слова, требующие объяснения: авангардность
(совокупность свойств, характеристик
для передового человека), адаптивный
(снабженный устройством, позволяющим
приспосабливаться к условиям (об
автоматах)), акваскрипка (скрипка,
приспособленная для игры под водой),
альголог (специалист по альгологии –
разделу ботаники, изучающему водоросли),
антропосфера (человечество как часть
биосферы)

и др. Поэтому, употребляя новые слова,
говорящий сам должен хорошо знать
значение используемых слов, уметь
разъяснить их смысл. Это позволит сделать
речь доступной для понимания.

Точность – необходимое качество речи

Точность
как признак культуры речи определяется
умением четко и ясно мыслить, знанием
предмета речи и законов русского языка.
Точность речи чаще всего связывается
с точностью словоупотребления, правильным
использованием многозначных слов,
синонимов, антонимов, омонимов. При
отборе лексических средств рекомендуется
учитывать следующие факторы: значение
слова; его многозначность; сочетаемость
с другими словами; эмоционально-экспрессивную
окраску; стилистическую характеристику;
сферу употребления; грамматическую
оформленность, особенность аффиксов.

Несоблюдение
основных критериев отбора лексических
средств приводит к ошибкам в
словоупотреблении. Наиболее типичными
из них являются такие: употребление
слов в несвойственном им значении;
неустраненная контекстом многозначность,
порождающая двусмысленность; плеоназмы
и тавтология; смещение паронимов; ошибки
в стилистической окраске слов; ошибки,
связанные с сочетаемостью слов;
употребление слов-спутников, слов в
универсальном значении и др.

Например,
в предложении «Хозяин
пристально следит за чистотой в своем
офисе»
,
слово пристально
употреблено
без учета присущего ему в языке значения.
Слово пристальный
означает «сосредоточенный, напряженный».
Сосредоточенно и напряженно, т. е.
пристально (пристальным взглядом),
обычно смотрят на кого-то. Следить же
за чем-то можно только внимательно,
делая что-то тщательно, старательно
добросовестно.

Неточно
употреблено слово отдельные
в предложении «Отдельные
члены танцевального кружка не пришли
на смотр художественной самодеятельности»
.
Отдельный
значит
«обособленный, самостоятельный, не
являющийся частью чего-либо целого,
единого». Следовало сказать: «Некоторые
члены танцевального кружка…»
.

Особо
следует обратить внимание на явление
омонимии. Употребление в речи омонимов,
т. е. слов, различных по значению, но
одинаковых по звучанию и написанию,
может привести к смысловой неточности,
двузначности высказывания. Например,
предложение «Издали
закон об упразднении транспортных
судов»

звучит двусмысленно из-за наличия в
языке лексических омонимов: судов
– форма родительного падежа множественного
числа существительного суд
и судов
– форма родительного падежа множественного
числа существительного судно. Возникает
вопрос, что упразднили – транспортные
суды
или
транспортные
суда
?
Неудачное употребление омонимов может
привести к комическому эффекту. Так,
фраза «Совместный
отдых, как и труд, спаивает людей»

обязательно вызовет нежелательную
реакцию.

Определенную
опасность в речи таит и синтаксическая
омонимия. Например, предложения
«Назначение
председателя всем показалось удачным»

и «Характеристика
Васильева точно соответствовала
действительности»

заключают в себе двойной смысл. Непонятно:
председателя
назначили
или
председатель
кого-то назначил
;
характеристика,
данная Васильеву

или Васильевым.
По-разному
может быть воспринято и предложение
«Газеты
сообщили об отъезде гостя из Сенегала»
(отъезд сенегальского гостя

или лица,
гостившего в Сенегале)
.

Следить
за точностью своих мыслей должен каждый
говорящий.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

— Тоже сказал! Слезают с крыши, с дерева. Правильно надо сказать: «Вы на следующей остановке выходите?»

— Это замуж выходят. В автобусе же говорят: «Вы встаете?»

— Ну и ну! Да вы и так стоите, а не сидите. Зачем же спрашивать, встаете ли вы? «

— Тогда и оставайтесь в автобусе, если не знаете русского языка!

Задание 42. Прочитайте текст. Скажите, в чем причина семейной ссоры?

Время завтрака. Сестра говорит брату: «Поставь на стол мелкие тарелки к кружки». Брат выполняет просьбу. «Ты что издеваешься надо мной? Что ты поставил?» — раздается нервный крик сестры, которая видит на столе металлические кружки. «Ты же велела кружки поставить, я их и поставил» — голос брата дрожит от несправедливого обвинения. «Какой же ты недотепа! Разве пьют кофе из алюминиевых кружек?» «Я же не знал, для чего они нужны. Сказала бы: «Поставь чашки», и все было бы ясно». «Вот умник нашелся! Кружки, чашки! Не все ли равно, как назвать? Соображать надо!»

Общение требует точности выражения. Если же ошибся, допустил небрежность в выборе слов, то не сердиться надо, не обвинять другого, а согласиться и быть в дальнейшем внимательнее к своей речи.

Задание 43. Найдите ошибки и исправьте тексты из школьных сочинений.

1. Мы приехали в Волгоград 9 мая на экскурсию. Нас сразу же повели к памятнику «Победа». Наше внимание особенно привлек обелиск, который называется «Стоять насмерть». Этот обелиск — фигура солдата, сжимающего в руке автомат,

2. В Самаре на едкой из улиц находится двухэтажный дом с мансардой. На фронтоне этого двухэтажного здания висит мемориальная доска, На доске сделана надпись: «Здесь жил великий пролетарский писатель A.M. Горький в 1895 г.».

3. Ученый-исследователь внес большую лепту в развитие спелеологической науки.

Для справки. Обелиск — памятник, сооружение в виде суживающегося кверху граненого столба с пирамидально заостренной верхушкой.

Фронтон — завершение фасада здания, представляющее собой треугольную плоскость, которая ограничена по бокам скатами крыши, а у основания карнизом.

Лепта — 1) мелкая древнегреческая медная монета; 2) современная греческая разменная монета, равная 1/100 драхмы; 3) посильный вклад в какое-либо общее дело.

Совпадающие в своем звучании и написании слова, т. е„ омонимы, в основном не затрудняют общения. Это объясняется тем, что в предложении значение слова, как правило, уточняется. Например: Завод мотора требует энергии и Экскурсанты пришли на завод; Рысь— хищное животное и Рысь лошади была умеренной; Сев подсолнечника закончился к сроку и Мальчик, сев на велосипед, поехал на речку,

Однако возможны случаи, когда наличие в предложении таких слов приводит к недопониманию или

неправильному пониманию того, о чем говорится. Так, недостаточно учителю сказать ученикам: «Нарисуйте луг». Слово луг в значении «участок, покрытый травянистой растительностью», совпадает по звучанию со словами лук — «огородное растение» и лук — «оружие», поэтому фраза становится многозначной.

Предложение Издали закон об управлении транспортных судов звучит двусмысленно из-за наличия в языке омонимов: судов – форма родительного падежа множественного числа существительного суд и судов – форма родительного падежа множественного числа существительного судно. Возникает вопрос: что упразднили — транспортные суды или транспортные суда?

Определенную опасность в речи таит и синтаксическая омонимия. Например, предложения: Назначение председателя всем показалось удачным и Характеристика Васильева точно соответствовала действительности заключают в себе двойной смысл. Непонятно: председателя назначили или председатель кого-то назначил; характеристика, данная Васильеву или Васильевым. По-разному может быть воспринято и предложение Газеты сообщили об отъезде гостя из Сенегала (отъезд сенегальского гостя или лица, гостившего в Сенегале).

Задание 44. Прочитайте предложения. Скажите, какие два смысла имеет каждое из них. Исправьте предложения так, чтобы они не были двусмысленными,

1. Играя, он забывал об очках. 2. Мальчика послали за гранатами. 3. Через час после поступления дела ко мне позвонил Степанов. 4. Сегодня утром разбитую вазу склеят. 5. Нами выполнены обязательства по производству птичьего мяса и молока. 6. Районные руководители подобного рода уступки объясняют зачастую просто. 7. После ухода мастера в цех принесли пакет. 8. Бабушка хранила деньги в банке.

На точность речи влияет смешение паронимов.

Паронимами (para«рядом», опута — «имя») называются слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению. Например: кворум — форум, экскаватор — эскалатор, контакт — контракт. В отличие от омонимов паронимы полностью не совпадают в произношении и на письме. Паронимами могут быть как слова одного корня (описка — отписка, поглотить — проглотить, внеклассный внеклассовый, чувственный — чувствительный), так и разнокорневые (агат — гагат, зубр — изюбр).

Паронимические отношения возникают и между собственными именами. Например: Эйзенштейн — Эйнштейн, Абакан — Абадан, Капри — Кипр, Швеция — Швейцария.

Австрийский географ Людвиг Кренек, вспоминая о своем пребывании в Индии, рассказывал: «Мы давно уже перестали называть себя австрийцами, потому что об Австрии никто здесь и понятия не имел, и все принимались сразу говорить об Австралии».

Наличие в языке паронимов приводит к тому, что в устной и письменной речи одно слово ошибочно употребляется вместо другого,

Задание 45. О каком явлении пишет A.M. Горький? Объясните значение слов, которые ошибочно употребляются одно вместо другого.

Верней клади ступень ноги, советует один поэт, не замечая некоторого несходства между ступней ноги к ступенью лестницы… Прозаик пишет: «Он щелкнул щиколоткой калитки вместо щеколдой.

Когда Б. Пильняк пишет, что «дочь за три года возрастом догнала мать», нужно убедить Пильняка, что возраст и рост не одно и то же.

Задание 46. Прочитайте текст и скажите, кто из говорящих допустил ошибку? Как надо правильно сказать?

Два приятеля собрались в поход на Кавказ. Стали думать о подготовке. Один говорит: «Надо купить туристические карты и туристические куртки». «Прежде разработаем туристский маршрут», — предложил другой.

Задание 47. Напишите, какое из слов (туристский — туристический) сочетается со словами:

Ужин, проспект, путевка, костюм, поход, снаряжение, справочник, бюро, обед, сезон, поезд, база, рюкзак.

Помните, что туристский — прилагательное к слову турист, а туристический — прилагательное к слову туризм,

Задание 48. Составьте словосочетания со следующими паронимами:

Удачный — удачливый, понятный — понятливый, соседский — соседний, хозяйский — хозяйственный, обидный — обидчивый, тяготится — тяготеет, бережный — бережливый.

Задание 49. Определите, какие из следующих слов образуют перонимические пары, и напишите с ними предложения.

Сокрушенно, Швеция, опровергать, Австрия, Швейцария, отвергать, Австралия, удивленно, сокрушительно, удивительно, недоумение, недоразумение, идеальный, придворный, идеалистический, дворовый.

Задание 50. Определите, от каких производящих основ образованы слова: командировка, командированный, командировочный.

Задание 51. Исправьте текст.

1. На вокзале висит объявление: «Касса для командировочных на втором этаже». 2. Господа командировочные, получите командировочные удостоверения. 3. Студенты первого курса для вселения в общежитие должны предоставить справки. 4, Председатель собрания представил слово докладчику. 5. Авторы предоставили издательству рукопись книги. 6. Крысы и мыши на складах, в овощехранилищах много продукции уничтожают. 7. Станция может с большим эффектом снабжать энергией завод. 8. Он был смешной парень; как начнет смеяться, так не остановишь. 9. Можно начинать собрание: форум уже есть. 10. Мне некогда заниматься с младшим братом. Я сегодня очень занятый. 11. За нетактическое поведение пассажиру сделали замечание. 12. Автор статьи пишет еще об одном требовании Л.Н. Толстого к языку — о требовании простоты и ясности, понятливости. 13. Ни один укол, который делает медицинская сестра Наташа, не бывает больным.

Задание 52. Определите, какое значение имеют слова понятный и понятливый. Напишите несколько предложений с каждым из них.

О необходимости следить за точностью выражения своих мыслей хорошо сказал Л.Н. Толстой:

Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия.

4.2 Понятность речи

Среди требований, предъявляемых к языку говорящего или пишущего, выделяется требование понятности. М.М. Сперанский (1772-1839) в «Правилах высшего красноречия» не без юмора замечает: «Кто хочет писать собственно для того, чтоб его не понимали, тот может спокойно молчать». В другом месте эти же мысли он выражает афористично: писать или говорить непонятно «есть нелепость, превосходящая все меры нелепостей».

Что же делает речь непонятной? Прежде всего незнакомые слова. Поэтому, чтобы речь понимали, следует ограничить использование слов, находящихся на периферии словарного состава языка.

Ученые-лингвисты огромный запас словаря русского языка, учитывая известность, частотность употребления слов, делят на две группы — лексику неограниченного употребления и лексику ограниченного употребления. К первой группе относят общеупотребительные, понятные всем слова, например: хлеб, семья, город, сад, тетрадь, школьник, врач, мороз, луна, птица, любовь, сила. Общеупотребительный словарный фонд огромен. Он-то и делает нашу речь доступной для каждого, кто владеет русским языком.

Гораздо сложнее обстоит дело с восприятием слов ограниченного употребления. Они потому так и названы, что их не могут и не обязаны знать абсолютно все.

Какие же группы слов считаются ограниченными в употреблении?

Задание 53. Прочитайте отрывок из книги М.А. Булатова и В.И. Порудоминского «Собирал человек слова,.,». Перерисуйте схему (см. в конце текста) в тетрадь. Напишите в рамках, какое значение и на какой территории имеют слова калуга и лыва.

Привал. В толпе солдат отыщем Даля. Подойдем — чтобы не помешать — незаметно, сзади. Через Далево плечо заглянем в заветную тетрадку, по-

смотрим, как приходят в нее слова, как начинают жить по-новому.

Солдат оступился, выругался в сердцах:

— Чертова лужа!

— Калуга! — подтвердил другой, оказался костромич.

Даль и прежде слыхивал, что в иных местах лужу называют калугой. Заносит в тетрадь: лужа, калуга.

Но артиллерист из тверских ке согласен: для него калуга — топь, болото. А сибиряк смеется: кто же не знает, что калуга — рыба красная, вроде белуги или осетра.

Пока спорят из-за калуги, вестовой, северянин, вдруг именует лужу — лывотл.

— Лыва? — переспрашивает Даль.

— А как же? Налило воды — вот и лыва.

Даль пишет: лужа, калуга, лыва.

Но удивляется вятич — у них лывой называют лес по болоту. Лениво спорит с ним архангельский мужик.

Лыва, брат, и не лес вовсе, а трава морская, та, что после отлива на берегу остается,

Между тем какой-то тамбозец дает злополучной луже новое имя — мочажина.

Астрахакец поправляет;

— Не мочажина — мочаг, озерцо на солончаках.

— Болотце, — расплывается в улыбке добродушный пензенец. — Когда на болоте косят, сено мочажинником называют.

В тетрадке выстраиваются рядком: лужа, калуга, лыва, мочажина.

Однако точку поставить нельзя. Вон ведь калуга выросла в отдельное большое слово.

Калуга: по-тверски и по-костромски — топь, болото; по-тульски — полуостров; по-архангельски — садок для рыбы; по-сибирски — вид осетра или белуги.

Употребление синонимов, омонимов, антонимов

Синонимы – это слова, разные по звучанию и написанию, но близкие по смыслу. Как известно, синонимы объединяются в ряды; нейтральный по употреблению синоним является доминантой. Например: лентяй – лодырь – тунеядец – трутень – лежебока – лоботряс и т.д.

У синонимов может быть разная функционально-стилистическая окраска. Так, слова ошибка, просчет, оплошность, погрешность – стилистически нейтральны, общеупотребительны; проруха, накладка – просторечные; оплошка – разговорное; ляп – профессионально-жаргонное.

Употребление одного из синонимов без учета его стилистической окраски может привести к речевой ошибке: Совершив оплошку, директор школы сразу же стал ее исправлять.

При использовании синонимов часто не учитывается способность каждого из них в большей или меньшей степени избирательно сочетаться с другими словами: У моего друга тяжелый характер. Пришлось долго нести трудный рюкзак. Характер может быть только трудным, а рюкзак – тяжелым. А вот дорога может быть и тяжелой, и трудной

Различаясь оттенками лексического значения, синонимы могут выражать разную степень проявления признака, действия. Но, даже обозначая одно и то же, взаимозаменяясь в одних случаях, в других синонимы заменяться не могут – это ведет к речевой ошибке. Вчера мне было печально. Синоним грустно здесь вполне подходит: Вчера мне было грустно. Но в двусоставных предложениях эти синонимы взаимозаменяются: Печально я гляжу на наше поколенье…

Антонимы – это слова, противоположные по смыслу. В отличие от синонимов антонимы объединяются в пары: белый – черный, высокий – низкий, бежать – стоять, любить – ненавидеть, день – ночь, сладость – горечь, быстро – медленно и т.д. Следует знать, что не все слова вступают в антонимические отношения. Не образуют антонимов слова с сугубо предметным значением (дверь, окно, ручка, тетрадь и т.д.), числительные, местоимения (кроме пар: никто — все, ничто – все).

При употреблении в речи омонимов (слов одинаковых по звучанию, но разных по значению) как таковых ошибок нет. Однако вполне могут возникнуть «словесные недоразумения». Например, предложение «Издали закон об упразднении транспортных судов» звучит двусмысленно из-за наличия в языке омонимов; судов – форма родительного падежа множественного числа суд и судов – форма родительного падежа множественного числа существительного судно. Возникает вопрос, что упразднили – транспортные суды или транспортные суда? Неудачное употребление омонимов может привести к комическому эффекту. Так, фраза «совместный отдых, как труд, спаивает людей» обязательно вызывает нежелательную реакцию. Поэтому, выбирая слова для оформления мысли, мы должны обращать внимание на контекст, который в некоторых речевых ситуациях призван раскрывать смысл слов.

Многословие

Точность речи определяется не только верным выбором слова из ряда ему подобных, но и лаконизмом– употреблением только тех слов и выражений, которых вполне достаточно для называния явлений действительности, попавших в поле зрения говорящего, и отказом от лишних единиц и повторов. Избыточность выражения, или плеоназм, разрушает коммуникативную точность речи и представляет собой одно из нарушений лексических норм. Приведем примеры плеоназмов: памятные сувениры, демобилизоваться из армии, воспоминания о ностальгии, первое боевое крещение, впервые дебютировать.

Кроме плеоназма существуют и другие виды многословия.

Использование лишних слов.Лишних не потому, что свойственное им лексическое значение выражено другими словами, а потому, что они просто не нужны в данном тексте: Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, 11 апреля об этом позаботится книжный магазин «Глобус».

Тавтология – повторение однокоренных слов или одинаковых морфем. Тавтологических ошибок, к сожалению, очень много на страницах газет и журналов: Руководители предприятий настроены на деловой настрой. Активисты активно участвуют в работе с молодежью.

Слова-паразиты. Такие слова засоряют речь, особенно устную. Это разнообразные частицы, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы, не оправданные содержанием и структурой высказывания: вот, ну , значит, короче, это самое, как ее, это, знаете ли, в общем-то, практически, фактически, вообще, так сказать, честно говоря и т.п.

Употребление нелитературных вариантов языка

Как мы уже говорили выше, в систему литературного языка не входят диалектизмы, просторечные слова, профессионализмы и жаргонизмы. Немотивированное их использование в речи говорит о недостаточном владении нормами литературного языка. Например: Пришла ко мне шаберка и просидела два часа (диалект – соседка). У меня совсем худая куртка (просторечие – дырявая). Я уже второй год пошиваю в этом ателье (профессионализм – шью). Хотел друзей позвать, да хибара не позволяет (жаргон – квартира, дом).

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Источник статьи: http://cyberpedia.su/17x18d48.html

Синонимы, антонимы и паронимы в речи. Лексико-стилистические ошибки, связанные с употреблением синонимов, антонимов и паронимов

Синонимы- слова одной и той же части речи, у которых лексические значения полностью или большей частью совпадают. Выделяют абсолютные( полные) синонимы, значения которых совпадают полностью( громадный- огромный) и неполные синонимы. Неполные синонимы могут быть понятийными ( идеографическими) и стилистическими. Понятийные( идеографические) синонимы различаются оттенками значений, например, нести- тащить. Стилистические синонимы различаются стилистической окраской: спать- почивать, умереть- сдохнуть

Неправильный выбор синонимов приводит к нарушению точности речи. Например,Основная интрига романа запрятана не в настоящем, а в прошлом главной героини( следовало бы употребить слово скрыта)

Анто́нимы (греч. αντί- «против» + όνομα «имя») — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения: правда — ложь, добрый — злой, говорить — молчать.

Использование антонимов в речи должно быть стилистически мотивировано. Неуместное употребление антонимов затрудняет восприятие фразы

Следует избегать сочетания взаимоисключающих признаков предмета (Дорога шла прямая, хотя и извилистая ), однако писатели могут нарушить это требование с целью речевой характеристики героя. Так, в комедии Грибоедова «Горе от ума» Фамусов говорит Скалозубу: «Давно полковники, а служите недавно ». Антонимические пары должны составляться логично. Нельзя противопоставлять несопоставимые понятия. Нелогичность подобного противопоставления обыграна в драме А.П. Чехова «Три сестры»: Ольга …На вас зеленый пояс! Милая, это нехорошо. Наташа …Да? Но ведь это не зеленый, а скорее матовый . Это нелепое возражение Наташи подчеркивает ее ограниченность.

Анализируя употребление антонимов в речи, иногда можно столкнуться с ошибками в построении антитезы, например: Эта книга охватывает все. Это книга о рождении и смерти, о любви и радости, о ненависти, страданиях и горе. Автор нарушил последовательность перечисления, лишив речь стройности. Прием антитезы требует четкости в сопоставлении контрастных понятий: после слова любовь следовало поставить его антоним ненависть, рядом со словом радость — горе, упомянув о страданиях, автору нужно было дать антоним к этому слову или исключить «выпадающее» из антитезы существительное.

Употребление антонимов оправдано в том случае, если оно действительно отражает диалектическое единство противоположностей окружающей жизни. Но иногда игра слов, построенная на антонимах, не отражает реального противопоставления, не вскрывает внутренних противоречий и воспринимается как своего рода трафарет (например, в заголовках газетных статей «Большие беды малого кино», «Большие беды малого флота», «Большие беды малого бизнеса» и т.д.).

Стилистической погрешностью слога могут стать и неудачные оксюмороны. Например, «Теплая метель» — в статье рассказывается о том, как во время стихийного бедствия люди были окружены вниманием и заботой. Автор стремится провести параллель между теплой заботой и …метелью. Другой оксюморон — «Жаркая мерзлота» — использован как заголовок статьи о добыче угля в Заполярье. Так как уголь идет на топливо, автор пытается вызвать у читателя ассоциацию между жаром и мерзлотой. Нелогичность подобных заголовков очевидна.

Еще больший ущерб стилю наносит немотивированный оксюморон, случайно «проявляющийся» в результате соединения несовместимых понятий: При наличии отсутствия необходимых материалов трудно наладить работу. Причиной неуместного комизма высказывания порой становится и невольный каламбур, который может возникнуть в результате не замеченной автором антонимии многозначных слов, что порой придает речи двусмысленное, комическое звучание. Например: Старый портфель отца был еще новый — здесь использовано слово старый в значении «существующий с давнего времени», а слово новый — в значении «прочный». Но, оказавшись почти рядом, эти прилагательные «столкнулись» в значениях «испорченный от употребления» и «не бывший в употреблении», что сделало фразу абсурдной.

Искажает смысл высказывания и неуместный антифразис, т.е. употребление вместо нужного слова его антонима, например: Трудность нашего общения с местным населением состояла в знании языка. Слово знание автор использовал по ошибке, имея в виду как раз противоположное ему — незнание. Подобные ассоциативные ошибки порой не просто и заметить: Не разговорчивый, но и не болтливый, он притягивал к себе какой-то внутренней силой (следовало: не молчаливый).

Регулярность антонимических отношений в языке не позволяет свободно изменять состав антонимической пары. О плохом знании лексики свидетельствуют ошибки в построении антонимической пары: Молодые люди живут активно, они не соглядатаи жизни, а ее участники — слово соглядатай означает «человек, тайно наблюдающий за кем-то», оно не связано со словом участник антонимическими отношениями. Автору следовало написать праздный наблюдатель, созерцатель.

Регулярность антонимических отношений слов делает невозможным их употребление вне противопоставления. Поэтому столкновение антонимов в речи становится причиной комизма, порождает каламбуры (Щель — узкое место, широко встречающееся в строительстве).

Паронимы- это созвучные однокоренные слова, принадлежащие к одной части речи, имеющие структурное сходство, но различающиеся своим значением, например: представить- предоставить, советник- советчик

Грубой лексической ошибкой является смешение паронимов. например: Корма и витамины для ваших любимчиков( правильный вариант-любимцев)

Источник статьи: http://studopedia.ru/10_260418_sinonimi-antonimi-i-paronimi-v-rechi-leksiko-stilisticheskie-oshibki-svyazannie-s-upotrebleniem-sinonimov-antonimov-i-paronimov.html

Исправить речевые ошибки 1.

Казалось , что гость был обижен на холодный прием.

2. В заключение слово для доклада представили директору завода.

3. Каждый день тысячи рабочих минуют проходную завода.

4. Эту передачу слушали по радио на двух континентах — в Арктике и Антарктике .

5. В глазах читателя усмешка над зрителям.

6. Животноводы вполне добросовестно ухаживают за своими животными.

7. Люди орали на Данко.

8. Она взяла его под руку и сказала , что вы лучший из людей , которых я знала в жизни.

Помогите пожалуйста!

За ранее спасибо.

На этой странице находится ответ на вопрос Исправить речевые ошибки 1?, из категории
Русский язык, соответствующий программе для 10 — 11 классов. Чтобы посмотреть
другие ответы воспользуйтесь «умным поиском»: с помощью ключевых слов
подберите похожие вопросы и ответы в категории Русский язык. Ответ, полностью
соответствующий критериям вашего поиска, можно найти с помощью простого
интерфейса: нажмите кнопку вверху страницы и сформулируйте вопрос иначе.
Обратите внимание на варианты ответов других пользователей, которые можно не
только просмотреть, но и прокомментировать.

Практика ВПР: решать 6 задание ВПР по русскому языку 2020 в 8 классе.

Формулировка задания 6. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

Вариант 1. Задание 6.
Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

 1) Длинная московская зима, преобразившая всю жизнь Анны, теперь вспоминалась иначе
2) По прибытии на званый вечер гости сразу обратили внимание на развешанные картины по стенам дома.
3) Согласно правил, вводные слова выделяются на письме запятыми.
4) Бунин путешествовал на пароходе «Чайка» по Днепру

Вариант 2. Задание 6.
Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

 1) Он спросил, что смогу ли я помочь ему в этом нелегком деле. 
2) Вопреки несбывшимся желаниям он твердо верил в счастье.
3) В фильме “Зеркало” Тарковский хотел показать всю сложность человеческой души. 
4) Хорошо отдохнув, он вернулся с деревни в город. 

Вариант 3. Задание 6.
Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Поезд прибывает на станцию согласно расписания.
2) Спускаясь к реке, мальчик остановился.
3) Моя подруга была скромна и красивая.
4) По прибытии в пансионат мы сразу пошли к озеру.

Вариант 4. Задание 6.
Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

 1)  В 1827 году по прибытию в Москву Лермонтов начал писать стихи, создал первые поэмы. 
2) Книги были интересны и хорошо иллюстрированы.
3) Читателю интересны не только чувства героев романа, а также их поступки. 
4) Присутствующие в зале зрители заметили, что актер, играющий главную роль, перепутал текст.

Вариант 5. Задание 6.
Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

 1) По окончанию работы необходимо сдать книги в библиотеку
2) Очень часто люди, слушая выступление оратора, бессознательно рисуют на находящейся у них под рукой бумаге.
3) Подъезжая к дому, нам послышался чей-то крик.
4) Все, кто находился на палубе, наблюдали за стаей дельфинов. 

Вариант 6. Задание 6.
Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

 1) Все, кто участвовал в конкурсе, получили памятные подарки. 
2) По окончании университета Чехов работает врачом в Воскресенске, Звенигороде.
3) Яблоки давно известны благодаря своим полезным свойствам. 
4) Он умел говорить не только по-английски, но и писать статьи по-немецки.

Вариант 7. Задание 6.
Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

 1) Они прибыли на вокзал согласно расписания.
2) В подарок я получил не только марки, но и прекрасный альбом.
3) Отец гордился за поступок сына. 
4) На песке были отчетливо видны как дет­ские, так и взрослые следы.

Вариант 8. Задание 6.
Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) В романе «Обломове» несколько главных героев.
2) Хор птичьих голосов, который доносился отовсюду, поразил мой слух.
3) Собеседник оказался жизнерадостный и веселым человеком. 
4) Я хотел вникнуть и познать все тайны этой науки.

Вариант 9. Задание 6.
Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Мне показалось, что гость был обижен холодным приемом.
2) Никто из тех, кто в нашей школе занимались бальными танцами, не стал професси­ональным танцором.
3) В подарок я получил не только марки, но и прекрасный альбом.
4) В «Ровеснике» печатают интересные статьи.

Вариант 10. Задание 6.
Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

 1) Для людей, пренебрегающих спортом, как правило, несвойственны большая выносливость и крепкая физическая сила.
2) На встречу с пилотом пришли те, кто любит небо.
3) О пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» много спорили. 
4) Учитель сплотил вокруг себя группу учеников, увлекающиеся географией.

Вариант 11. Задание 6.
Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

 1) В пятницу ребята очень долго репетировали спектакль, поэтому пришли со школы очень поздно.
2) Горький запах полыни, который был смешан с нежным ароматом цветов, разлит в утреннем воздухе.
3) Прочитав статью, она очень заинтересовала меня.
4) Этот поступок вызвал не только бурю негодования, но и удивление.

Материалы ВПР:

  • Решать варианты ВПР-8
  • Решать задания ВПР-8

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Интересное по теме:

  • Извлечение ошибка записи файла что делать
  • Извините ошибка вышла
  • Извините произошла ошибка бургер кинг
  • Идентификатор ошибки 612
  • Извлечение ошибка записи файла радмир лаунчер

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии