Исторические ошибки фильма иван васильевич меняет профессию

Category:

  • История
  • Cancel

Интересные исторические ошибки в фильме «Иван Васильевич меняет профессию»

Следует учитывать, что фильм — комедия, а действия — плод посттравматического воображения главного героя. Поэтому расхождения с историей и обычаями XVI века не могут квалифицироваться как ошибки, они могли быть допущены сознательно и являются скорее предметом курьёза. Создатели фильма в начальных титрах предупреждают, что фильм «не совсем реалистический, не научно-фантастический и не строго исторический».

* В сцене допроса милиционерами Иван Васильевич Грозный на вопрос о годе рождения отвечает: «Тысяча пятьсот тридцать третий от Рождества Христова», хотя Иван Грозный родился 25 августа 1530 года, а в 1533-м умер его отец, Василий III. Кроме того, летоисчисление от Рождества Христова было введено Петром I только в 1700 году. До этого на Руси вели летоисчисление от сотворения мира. Таким образом, ответ Ивана Васильевича должен был звучать как «Лето семь тысяч тридцать восьмое от сотворения мира».
* Скипетр и держава, которые держит в руках Иван Васильевич Бунша (и которые изображены на иконе), как символ царской власти появились на сто лет позднее происходящих событий, в XVII веке.
* Стрельцы стреляют в Буншу и Жоржа Милославского из луков, хотя в действительности имели огнестрельное оружие — пищали.
* В одном из фрагментов под ногами Жоржа Милославского и Ивана Васильевича Бунши чётко просматривается каменная брусчатка.
* Иван Грозный и все присутствующие в его времени говорят на современном русском языке, который окончательно сформировался только 300 лет спустя. Да и песня «Маруся слёзы льёт» явно очень современная. Но надо всё-таки признать, что она писалась под фильм с одной целью — лучше передать его содержание как комедии.
* В эпизоде с лифтом («Замуровали, демоны…») царь крестится тремя перстами. Но до 1653 года православные крестились двумя перстами.
* На допросе Иван Василиевич говорит, что брал Ревель, однако это исторически неверно: Ревель около двух месяцев был под осадой армии Ивана Грозного, но так и не был взят. (Хотя формально это соответствует истине — «брал» не означает «взял»). Зато, перечисляя взятые им города («Казань брал, Астрахань брал…»), царь не упоминает Полоцк, хотя, как отмечают биографы Ивана Грозного (Владимир Кобрин, Руслан Скрынников), этой победой царь особенно гордился.
* Дьяк Феофан протягивает на подпись «царю» (Ивану Васильевичу Бунше) указ, а тот, поломавшись, всё-таки подписывает его. Однако в Московской Руси существовала традиция, запрещавшая коронованным особам пользоваться пером и чернилами.[4]
* Когда войско царя отправляется на войну, мы видим безбородых и безусых стрельцов, хотя в те времена растительность на лице сбривать простолюдину запрещалось. Слуги в царских палатах также в большинстве своём по-современному подстрижены и выбриты.
* «Икра заморская, баклажанная» была завезена в Россию в XVII веке из Ирана, то есть гораздо позже описываемых событий. Интересно, что на самом деле на царском столе лежала не баклажанная, а кабачковая икра.
* На вопрос Ивана Васильевича Бунши «Простите — Ваше имя, отчество?» царица отвечает: «Марфа Васильевна я…». Это может быть только Марфа Васильевна Собакина, пробывшая женой Ивана IV Грозного всего 15 дней. Таким образом, Жорж Милославский и Иван Васильевич Бунша находились в древней Москве в один из дней между 28 октября и 12 ноября 1571 года. 13 ноября Марфа Васильевна Собакина умерла. Однако действие фильма происходит в летнюю пору. Кроме того, известно, что практически сразу после заключения брака Марфа тяжело заболела и едва ли участвовала в пирах, будучи царицей.
* В сцене, где Иван Васильевич Бунша и Жорж Милославский убегают от стражи, Кремль белый, хотя красным Кремль сделал ещё Иван III.
* Убегая от стражников, Бунша присаживается напротив статуи Иисуса Христа. Но такая статуя — принадлежность католических костёлов.

Студенты пермского кампуса НИУ ВШЭ Анастасия Черепанова и Николай Федюков в рамках проекта «PubHistory» разобрали все ошибки и несоответствия фильма «Иван Васильевич меняет профессию» реальным историческим событиям, повседневным практикам и материальной культуре Руси XVI века.

Комедию «Иван Васильевич меняет профессию» Леонид Гайдай снял в 1973 году на основе пьесы М.А. Булгакова «Иван Васильевич» 1936 года. Фильм с восторгом приняли как критики, так и рядовые зрители. Он быстро разошёлся на цитаты и получил статус культового. Такие фразы, как: «Замуровали, демоны», «Танцуют все!», «Врёшь, собака! Аз есмь царь!», «Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе! Если, конечно, они у вас есть!», «Вот что крест животворящий делает!» и многие другие ушли в народ. 

Сюжет

Инженер Шурик (Александр Тимофеев), находясь в 1970-х годах ХХ века, создает машину времени, которая открывает путь в XVI век. В результате цепи случайностей управдом Иван Бунша перемещается совместно с вором-рецидивистом Жоржем Милославским в царские палаты, а Иван Грозный оказывается в Москве 1970-х годов в квартире Шурика. Попав в прошлое Иван Васильевич Бунша меняет профессию с управдома на Великого Князя, а Иван Грозный продолжает вести себя по-царски и в ХХ веке. В конце фильма все возвращаются на свои места.

Если вдруг забыли — самое время пересмотреть!

Первоисточник

Кинопостановка основана на пьесе М.А. Булгакова, однако имеет с ней некоторые различия, связанные с осовремениванием антуража. Так, например, механическая темпоральная машина в фильме становится транзисторной, патефон — магнитофоном, а коммунальные квартиры 1930-х заменяются отдельными кооперативными. Однако имеются и более существенные различия.

В процессе создания комедии, Гайдай исключил сюжеты, связанные со спецификой 1930-х годов. В произведении Булгакова, Бунша, притворяясь царем, не хочет разговаривать с патриархом, так как за общение со служителями культа его могут осудить на домовом собрании, что является реакцией на антирелигиозную кампанию 1930-х годов. Кроме того, Бунша мечтает учредить в Москве жакты — жилищно-арендные кооперативные товарищества, а в комедии Гайдая уже давно существуют ЖСК — жилищно-строительные кооперативы.

ЖАКТ — жилищно-арендное кооперативное товарищество. Жакты существовали в СССР до 1937 года как объединения граждан с целью аренды жилых домов у местных Советов и предоставления жилплощади их пайщикам.

Главное же отличие двух произведений состоит в том, что пьеса является политической сатирой на моральное разложение русской аристократии, а фильм высмеивает советскую бюрократию эпохи застоя, когда даже квартирный вор больше беспокоится о судьбе страны, чем административные деятели.

Персонажи

В фильме присутствует вольная интерпретация исторических событий. Имеются намеки на то, что Бунша и Жорж Милославский являются далекими потомками Ивана Грозного и кого-то из рода Милославских.

Жорж Милославский поет песню «Разговор со счастьем» («Иван Васильевич меняет профессию»)

Милославский играет большую роль при дворе Ивана Грозного, однако исторически это было не так. Несомненно, Милославские — древний дворянский род, первые упоминания о котором относятся к концу XIV века. Его родоначальник — литовец Вячеслав Сигизмундович, сын Сигизмунда Корсака, прибыл в 1390 году Москву в свите Софии Витовтовны, невесты великого князя Василия Дмитриевича.

Однако во времена Ивана IV влияние Милославских на государственную жизнь было незначительным. Трое членов клана в 1573 году числились опричниками Великого Князя. Кстати, род пресекся ещё в 1791 году, поэтому в XX веке их потомков просто не могло существовать, за исключением отдельных представителей рода Толстых. Им в 1910 году император Николай второй позволил называться Толстыми-Милославскими.

Ну а самое интересное — Юрий Милославский вообще вымышленный персонаж. Впервые он появился в опубликованном в 1829 году историческом романе Михаила Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году». А вот обокраденный Антон Семенович Шпак имеет вполне реального прототипа — Шпахом или Шпаком прозвали воеводу Ивана Грозного, боярина Ивана Голицына.

Царица

В фильме Бунша, под видом царя, беседовал с Марфой Васильевной. Исторический Иван Грозный был женат четыре раза — на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой, дочери кабардинского князя Темрюка по имени Кученей, Анне Колтовской и героине фильма — Марфе Васильевне Собакиной.

К сожалению, в реальности Марфа была больна и скоропостижно умерла. Её обручение с Великим Князем состоялось 26 июня 1571 года, но Марфа вскоре слегла и начала «сохнуть». Насколько она была красива можно судить по современной реконструкции её облика.

Время

Благодаря присутствию в фильме Марфы Собакиной мы можем с довольно высокой точностью установить время действия всех происходящих событий. Свадьба Ивана Грозного с тяжело больной невестой всё-таки состоялась — 28 октября 1571 года. В браке они пребывали 15 дней — до 13 ноября 1571 года, когда Марфы не стало.

Место

Внимательный зритель заметит, что не только «царь не настоящий», но и Кремль не тот. Путешественники перенеслись не только во времени, но и в пространстве — и значительно! Внешние сцены (погоня за Милославским и Буншей, отправление войска) снимались в Ростовском кремле, а не Московском.

Царские же палаты — декорации киностудии, схожие с интерьером Ростовского кремля, но более роскошные.

Летоисчисление

Во время допроса милицией Иван Грозный отвечает на вопрос о дате рождения: «Тысяча пятьсот тридцать третий от Рождества Христова», однако он родился в 1530 году, а вот Великим Князем действительно стал на три года позже. В то же время летоисчисление «от Рождества Христова» было введено только Петром I в 1700 году. До этого летоисчисление вели на Руси «от сотворения мира». Следовательно, ответ Ивана Грозного должен был быть следующим: «Лето семь тысяч тридцать восьмое от сотворения мира».

Инсигнии

Иван Васильевич Бунша, исполняя роль Ивана Грозного, использует инсигнии — символы власти — скипетр и державу. Известно, что при венчании на царство Ивана IV в 1547 году скипетра среди государственных регалий еще не было. Впервые скипетр как царская инсигния описан английскими послами в 1553 году: «Великий князь сидел на позолоченном сидении в царской короне на голове и с жезлом из золота и хрусталя в правой руке; другой рукой он опирался на ручку кресла». Считается, что появление этой регалии связано со взятием Казани в 1552 году.

Наличие скипетра среди инсигний привело к упоминанию с 1553 года в царских посланиях «рога инрога» (единорога). А когда царский титул Ивана Грозного признал Константинопольский патриарх — эмблема единорога с начала 1560-х годов появилась и на государственных печатях. Если, как мы установили ранее, время действия — это осень 1571 года, то скипетр у Ивана Грозного во время аудиенций вполне мог быть.

Что же касается державы, то её у Ивана IV точно не было. Скорее всего впервые она появилась во время венчания на царство Федора Иоанновича 31 мая 1584 года. Вот как церемонию описывает английский торговый агент Джером Горсей: «Затем царя свели с царского места. Его главный царский драгоценный венец был надет на голову, в правой руке был царский жезл из кости единорога в три с половиной фута длиной, украшенный богатыми камнями […] державу нес перед царем князь Борис Федорович». А активно использоваться для демонстрации власти русских монархов держава стала лишь в XVII веке.

Печати и подписи

В фильме дьяк Феофан подаёт «царю» указ, который управдом подписывает, хотя данного события не могло произойти из-за традиции в Московской Руси ставить печать, а не подпись. Даже дипломатические договоры русские государи не подписывали, считая это для себя позорным. Исключением был только Лжедмитрий I, который и в Польше, и в Москве ставил свою подпись на отдельных грамотах, следуя европейской традиции.

Крестное знамение

Иван Грозный, оказавшись в лифте, крестится тремя перстами, в то время как в XVI веке на Руси крестились двумя. Совершение крестного знамения двуперстием было вытеснено троеперстием только после раскола Русской церкви в 1650-х годах.

Кемская волость

Во время аудиенции шведский посол требует (на немецком языке!) от Ивана Грозного небольшой городок Кемь, однако во время правления Ивана Грозного данный регион мало интересовал шведов, так как у них были другие приоритеты, например, русская армия у Риги и Ревеля, угрожающая их господству на Балтике. Вследствие чего шведский посол не стал бы так настойчиво требовать у русского царя провинциальную Кемь.

На Кемь в течение 1579-1580 годов нападали финны. Их набег был кровопролитным и опустошительным. Погиб воевода и многие стрельцы. Однако подоспевшая подмога воеводы Аничкова помогла разбить и прогнать финнов.

Так же недостоверна и фраза Ивана IV в фильме: «Я здесь, а у меня там шведы Кемь взяли!». В 1571 году шведы Кемь не брали, данное событие произошло позже. Кемскую волость шведы разорили в 1590 году.

Князья и ханы

В пьесе после шведского посла на прием к Ивану Грозному просится «татарский князь Едигей». Данный персонаж реален, однако он не мог приехать на аудиенцию к русскому царю по причине своей смерти ещё в 1419 году.А вот «шаливший» на Изюмском шляхе крымский хан Девлет Герай действительно существовал. Весной 1571 года он разорил предместья и сжег Москву, погубив десятки тысяч русских и уведя в плен более 150 тысяч.

После похода Девлет Герай потребовал передачи ему Казанского и Астраханского ханств. Иван Грозный готов был отдать только Астрахань. От таких условий мира хан отказался, считая, что может подчинить всё Русское государство. Поэтому в 1572 году он повторил набег, однако был разбит в битве при Молодях, недалеко от Москвы. В память об этом событии была создана песня «А не сильная туча затучилася…», исполняемая в фильме хором гусляров на пиру.

Брал или не брал

Фраза Ивана Грозного «Казань брал. Астрахань брал. Ревель брал. Шпака… не брал» также не до конца верна. В XVI веке Таллинн называли Ре́валем только датчане и немцы. Эстонцы и шведы использовали ойконим Линданисе — происходящий то ли от «соска груди Линды», мифической жены Калева, то ли от linnaase — «места, где селились».

На Руси же до XVIII века Таллинн чаще всего именовали Колывань, а название Ревель позаимствовали из немецкого в ходе Северной войны. В 1719 даже появилась Ревельская губерния. Но самое главное — Иван Грозный Ревель так и не взял, хотя неоднократно совершал походы и даже держал этот город в осаде во время Ливонской войны.

Одеяния

Художники по костюмам проделали прекрасную работу, наряжая «жителей XVI века», учитывая малое количество доступных и сохранившихся источников с описанием платья того времени. Возможно, в большей мере на них повлияли картины поздних эпох.

Существует один портрет Марфы Собакиной, но костюм на нем не схож с тем, что мы видим в фильме, поэтому можно сделать вывод, что платье её было вдохновлено полотнами, изображающими красавиц в русских костюмах (как, например, «Чарка мёду» Константина Маковского).

Стрелецкая форма в фильме восстановлена словно по иллюстрациям из учебника, но от этого не менее точно. Датируемые 1599 годом записи англичанина Вильяма Парри позволяют однозначно утверждать — в конце XVI века московские стрельцы имели единообразную униформу. Вот что он пишет: «…гвардию, которая была вся конная, числом 500 человек, одетых в красные кафтаны…».

Оценить форму опричников сложно: появляются они единожды и верхом на лошадях. Однако можно сказать, что и те будто сошли с иллюстраций — не хватает лишь собачьей головы и метлы.

Но все же есть небольшая деталь, которая отличает актеров от былых стрелков… Сложно поверить, что все в стрелецком войске были луноликими — без усов и бород. Подобная мода началась гораздо позже — с Петра I. В XVI веке мужчины обязательно носили усы и бороду, находясь на государственной службе.
IQ

28 мая, 2020 г.


Легендарный фильм «Иван Васильевич меняет профессию», снятый по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич», вышел на экраны 21 сентября 1973 года. И хотя Леонид Гайдай опасался, что его работу или вообще «зарубят», или быстро положат на полку, картина не только беспрепятственно вышла в прокат и была одобрена чиновниками, но и побила все рекорды. За год ее посмотрело более 60 миллионов человек. «Иван Васильевич…» относится к тем фильмам, которые с удовольствием пересматриваешь снова и снова. Teleprogramma.pro предлагает вспомнить классику отечественной комедии и заодно проверить знание русской истории: в чем Гайдай погрешил против правды?

Режиссер не ставил своей целью во всем следовать исторической правде. Но вряд ли Гайдай мог предположить, что его фильм не только разберут на цитаты, но и скрупулезно изучат с точки зрения соблюдения исторических фактов. А с ними Леонид Иович обращался достаточно вольно. Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Так Жорж Милославский (Леонид Куравлев), усаживая на трон царя-самозванца (Юрий Яковлев), вкладывает в его руки державу и скипетр. При этом он сверяется с фреской на своде тронного зала. Сцена эффектная, но оба символа царской власти появились уже после смерти Ивана Грозного. Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

В сцене с милиционерами Иван Грозный заявляет, что родился в 1533 году «от Рождества Христова». Таким образом царь у Гайдая стал моложе на три года: еще в школе проходят, что год его рождения – 1530. А в 1533-м он после смерти отца стал великим князем. Да и счет от Рождества Христова появился на Руси только в времена Петра Первого, до этого все считалось «от сотворения мира». И дата рождения Ивана IV Васильевича звучала бы как «Лето 7038 от сотворения мира». Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Слова героя Юрия Яковлева: «Вот что крест животворящий делает!» мгновенно стали крылатыми. Только вот царь в знаменитой сцене крестится тремя перстами, в то время как до середины XVII века на Руси все крестились двумя перстами, этим Русская Церковь отличалась от других православных Церквей. Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

«Икра заморская баклажанная» во времена Ивана Грозного не могла появиться даже на царском столе: на Руси о существовании этого заморского овоща узнали только в середине XVII века. Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Если следовать исторической правде, то действие фильма должно было происходить не в теплое время года, а поздней осенью: «царица Марфа Васильевна» (Нина Маслова), она же Марфа Собакина, была женой Ивана IV Васильевича всего 15 дней и умерла в середине ноября 1571 года. По одной из версий, она захворала еще до свадьбы, по другой – на свадебном пиру упала в обморок, после чего начала чахнуть на глазах, возможно, ее отравили. У Гайдая же царица румяна, бодра и весела. Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Еще одна ставшая крылатой фраза – «И.о. царя», которую произносит Иван Васильевич Бунша, подписывая документ, звучала бы не так эффектно, если бы лжецарь в соответствии с исторической правдой визировал бы документ печатью. Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

«Татарский князь Едигей», просившийся на прием к Ивану Грозному после шведского посла, сделать этого никак не мог: грозный хан Золотой Орды был убит почти за век до рождения русского царя. Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Знаменитая песня «А не сильная туча затучилася», которую исполняли на царском банкете, была сложена в память о нашествии крымских татар на Русь в 1572 году. На тот момент «царицы Марфы Васильны» уже давно не было в живых. Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Белокаменный Кремль Гайдай нашел в Ростове Великом. Но, опять же, если следовать исторической правде, то Кремль должен был быть в фильме краснокаменным. Побелили стены и башни только в XVIII веке, следуя пришедшей из Западной Европы моде. Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Гладковыбритые воины хорошо смотрелись в кадре, но в реальной жизни такое зрелище просто было невозможно: простолюдинам строго запрещалось сбривать бороду и усы. Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Издание Sport24 перечислило киноляпы из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Фото: Кадр из к/ф «Иван Васильевич меняет профессию», реж. Леонид Гайдай, 1973 г.

Легендарная картина «Иван Васильевич меняет профессию» советского режиссера Леонида Гайдая, снятая по пьесе Михаила Булгакова, до сих пор остается актуальной и любимой для многих ценителей кино.

В знаменитой работе режиссера, как и в других, можно встретить неточности, которые способен обнаружить даже учащийся шестого класса, сообщает издание Sport24.ru.

Первый киноляп связан с возрастом Ивана Васильевича. Когда главный герой общается с милиционером он называет дату своего рождения как «1533 год от Рождества Христова», но в учебнике по истории написано, что Грозный родился в 1530 году. Возможно, здесь вопрос к тому, кто и как учился в школе.

Помимо этого, в то время новое летоисчисление еще не появилось, поэтому настоящий правитель должен был назвать дату как «год 7038-й от сотворения мира».

Второй связан с атрибутами царской власти. В сцене, где аферист превращает управдома в царя, он дает ему скипетр и державу, которых в то время еще не было. Впервые их использовали во время короткого царствования Федора Иоанновича, а Иван IV предпочитал посох.

Третий киноляп произошел в лифте. В этой сцене царь крестит бесовскую машину троеперстно, хотя в русской православной церкви оно появилось только через сто лет после Ивана Грозного. До это на Руси крестили только двумя перстами.

Несмотря на эти киноляпы, фильм остается настоящей комедийной классикой и позволяет зрителям насладиться забавными приключениями Ивана Васильевича и его путешествиями во времени.

Ранее 5-tv.ru писал о том, что киноманы заметили неточность в культовой кинокомедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница».

Эти киноляпы из «Иван Васильевич меняет профессию» мало кто замечает

. Действие происходит в сцене погони во дворце и во время допроса

Найдены практически незаметные ляпы в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» со шлемом

Обновлено 08 августа 2023, 07:42

<p>Кадр из фильма &laquo;Иван Васильевич меняет профессию&raquo;</p>

Мосфильм

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Комедия Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» вышла на экраны 50 лет назад — в 1973 году. Фильм сразу завоевал всенародную любовь, цитаты ушли в народ, став афоризмами. Спустя полвека после премьеры ленты интерес к ней все еще не угасает.

Однако и в таких культовых картинах не обходилось без киноляпов. Происходило это по разным причинам: недосмотр, технические сложности или необходимость поменять что-то в процессе съемок. РБК Life нашел в комедии Гайдая несколько таких моментов.

Самостоятельный шлем

Во время сцены погони за Буншей и Милославским в стенах дворца последний прячется от преследователей в доспехах. Когда его обнаруживают, он снимает их с себя и роняет шлем. Но уже в следующем кадре средство для защиты головы оказывается на своем месте.

<p>Кадр из фильма &laquo;Иван Васильевич меняет профессию&raquo;</p>

Киноконцерн «Мосфильм» / YouTube

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

<p>Кадр из фильма&nbsp;&laquo;Иван Васильевич меняет профессию&raquo;</p>

Киноконцерн «Мосфильм» / YouTube

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Исчезающий кинжал

В финале комедии, когда переодетый Иван Грозный сидит на допросе, на столе можно заметить кинжал, который и ранее фигурировал в фильме. Например, им царь накалывал хлеб в сцене застолья с Шуриком. После смены кадра кинжал внушительных размеров пропадает со стола, будто его там и не было.

<p>Кадр из фильма &laquo;Иван Васильевич меняет профессию&raquo;</p>

Киноконцерн «Мосфильм» / YouTube

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

<p>Кадр из фильма &laquo;Иван Васильевич меняет профессию&raquo;</p>

Киноконцерн «Мосфильм» / YouTube

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Кадр из фильма &laquo;Бриллиантовая рука&raquo;

Фильм «Иван Васильевич меняет профессию» Гайдай снимал преимущественно в павильонах «Мосфильма», где воздвигли 16 объектов, включая царскую залу и квартиру Шурика. Поскольку для некоторых сцен требовались более монументальные локации, съемочная команда переместилась «в поля». Например, абхазским курортом Гагрой в «Иване Васильевиче…» стала Ялта. Именно туда режиссер Якин прилетает на съемки фильма.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Исторические ошибки корана
  • Источниками ошибок точности речи являются
  • Исузу ошибка u2104
  • Источник microsoft bluetooth a2dp ошибка 52
  • Источники возникновения ошибок статистического наблюдения