Исследование ошибок восприятия

Автор статьи

Евгения Солодова

Эксперт по предмету «Психология»

преподавательский стаж — 8 лет

Предложить статью

Определение 1

Восприятие человека— это целостный образ другого лица, формирование которого происходит на основе оценки его внешнего вида и поведения. В ходе общения, в процессе которого порой происходят ошибки восприятия, человек взаимодействует с теми, кого видит в первый раз и с теми, с кем уже достаточно хорошо знаком.

Особенности восприятия

Восприятие может быть определено представлением о партнере, сложившимся в ходе общения. Психологические исследования показывают, что основой восприятия незнакомых ранее лиц и лиц, с которыми уже есть некоторый опыт общения, являются различные психологические механизмы. В одном случае восприятие происходит через психологические механизмы межгруппового общения, в другом — с помощью механизмов межличностного общения.

Психологические механизмы восприятия в рамках межгруппового общения включают социальную стереотипизацию, суть которой состоит в выстраивании образа другого человека на основе тех или иных типовых схем.

Определение 2

Социальный стереотип представляет собой устойчивое представление об определенных явлениях или лицах. Он характерен для представителей соответствующей социальной группы.

Различные социальные группы при взаимодействии между собой вырабатывают социальные стереотипы, которые могут быть, например, этническими (национальными).

Сущность и особенности ошибок восприятия

Наиболее важными в процессе общения характеристиками считаются те, которые дают возможность относить человека к той или иной группе. Восприятие данных характеристик происходит достаточно точно. Далее происходит достраивание остальных черт и особенностей в соответствии с определенными схемами. Именно на этом этапе возникает вероятность ошибки.

«Ошибки восприятия в психологии» 👇

Замечание 1

Ошибки восприятия, в частности, обусловлены, действием отдельных факторов, включая превосходство, привлекательность и отношение.

Люди, которые вступают в общение, не равны между собой. Их отличает социальный статус, жизненный опыт, интеллектуальный потенциал и др. В случае наличия неравенства партнеров чаще всего используется схема восприятия, способствующая возникновению ошибок неравенства. Психология относит данный тип ошибок к факторам превосходства.

При встрече человека, который превосходит другого по какому-то важному для него параметру, оценка производится несколько более положительно, чем это было бы, если бы он был наравне. Если же лицо имеет дело с человеком, которого в чем-то превосходит, то имеет место занижение оценки.

Фиксация превосходства производится по какому-то единственному параметру, а переоценка (недооценка) по нескольким параметрам. Данная схема восприятия действует не при любом, а лишь при действительно важном, существенном неравенстве.

Также существуют ошибки восприятия, которые способны затруднять взаимопонимание. На процесс восприятия и понимания других людей кроме стереотипов, влияют и другие факторы, способствующие искажению образа других лиц и затрудняющие взаимопонимание. Установки способны вызвать искаженное представление о личности других субъектов.

Определение 3

Установка в психологии представляет собой неосознанную готовность к некоторому поведению, которая сформировалась у человека. Это готовность положительным или отрицательным образом реагировать на определенные события или факты.

Установка проявляется в виде привычных суждений, представлений, поступков. Если однажды произошла ее выработка, то она останется на более или менее долгий промежуток времени. Разной будет скорость формирования и затухания установок, а также их подвижность.

Установки в качестве неосознаваемой готовности воспринимать окружающих и события под определенным углом зрения и давать реакцию определенным, изначально сформированным образом, без объективного анализа ситуации, создаются на основе личного предыдущего опыта индивида или под влиянием других лиц.

Пример 1

В известном эксперименте А. Бодалева двум группам была предложена фотография одного и того же человека. Испытуемые должны были составить его психологический портрет. Перед этим одной группе была дана установка, что на фотографии представлен преступник, а другой группе сообщено, что на фото герой. Исследование показало, что формирование восприятия происходило в зависимости от изначальных установок.

Установки могут быть положительными и отрицательными в соответствии с тем, негативно или позитивно человек готов относиться к определенному лицу или ситуации. Подобные отрицательные предвзятые взгляды могут мешать объективному пониманию поступков реальных людей. Примерами могут быть следующие установки: «все чиновники берут взятки», «все люди — эгоисты», «все мужчины полигамны» и др.

Типичные ошибки восприятия

Рассмотрим несколько ошибок, создающих препятствия правильному восприятию и оценке людей. В их число можно включить:

  • Эффект предварительного знакомства, когда установки, оценки, убеждения заданы заранее, задолго до начала процесса восприятия и оценки других людей (например, кто-то сказал, что человек нечестный, вам самому это проверить не удалось, но у вас уже присутствует ожидание, что он может обмануть).
  • Эффект стереотипа, который проявляется при наличии уже сформированных стереотипов. В соответствии с ними люди заранее относятся к определенной категории, а лицо в процессе общения имеет установку на поиск черт, которые подтверждают правильность стереотипной установки.
  • Эффект торопливости, который проявляется в виде стремления делать преждевременные заключения о личности оцениваемого субъекта до момента получения о нем достоверной исчерпывающей информации.
  • Эффект структурирования, когда происходит безотчетное структурирование личности других людей. Здесь происходит логическое объединение только строго определенных личностных черт в целостный образ, при этом любое понятие, не вписывающееся в этот образ, отбрасывается.
  • Эффект «ореола» проявляется, когда изначальное отношение к единственной характеристике личности может быть перенесено на целостный образ человека. Впоследствии общее неполное впечатление оказывает воздействие на оценку отдельных качеств лица.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

В процессе обработки данных, принятия решений, межличностных коммуникаций и так далее, существенную роль играет явление перцепции (или восприятия). Ошибки приводят к искажению данных, что оказывает негативное влияние на происходящие процессы.

ошибки восприятия человека

Немного теории

Прежде чем изучать вопрос ошибок межличностного восприятия, стоит изучить теоретические основы данной категории. Восприятие — это чувственное познание предметов и явлений окружающей среды. Считается, что перцепция является основой познания. Восприятие происходит на следующих уровнях:

  • Обнаружение — это исходная фаза развития перцепции.
  • Различение — это процесс формирования эталонного образа ситуации.
  • Идентификация — отождествление полученного образа с теми, что хранятся в сознании.
  • Опознание — определение объекта к определенному классу или категории.

Восприятие обладает такими специфическими свойствами:

  • Предметность — объекты перцепции являются не хаотичным набором ощущений, а складываются в конкретные образы по определенным принципам.
  • Структурность — предмет или образ воспринимается в качестве структурной модели, которая абстрагирована от чувственных ощущений и имеет объективную природу.
  • Апперцептивность — общее состояние психики человека влияет на содержание информации, полученной посредством восприятия. То есть, она может быть интерпретирована в пользу интересов субъекта.
  • Константность — один и тот же объект или ситуация воспринимается одинаково даже при изменении условий.
  • Избирательность — преимущественное восприятие одного объекта по сравнению с другими, менее значимыми.
  • Осмысленность — воспринимаемый предмет подсознательно относится к какой-то категории или классу.

Три правила перцепции

Особенности человеческого восприятия подчиняются трем основным правилам. А именно:

  • Перцепция имеет личностную основу. Разные люди могут воспринимать одни и те же объекты и события по-разному. При этом именно свой взгляд они считают максимально приближенным к действительности.
  • Когда человек считает, что именно его восприятие наиболее приближено к реальности, возникают трудности в межличностных коммуникациях, связанные со столкновением интересов.
  • Если позволить эмоциям контролировать восприятия, можно пропустить важную информацию для объективной оценки действительности. Таким образом, возникает проблема ложной перцепции.

ошибки зрительного восприятия

Формы организации восприятия

Выделяют такие основные формы организации восприятия:

  • Фигура-фон — это фундаментальная форма, которая определяет возможность выделения доминирующих черт (фигуры) и стимулов (фона). При этом фигура реагирует только на те стимулы, которые ей действительно близки.
  • Константность — заключается в том, что на протяжении длительного периода времени человек использует одни и те же образцы и модели для формирования восприятия.
  • Группировка — ряд признаков и стимулов группируется в узнаваемую структуру, которая характеризуется внутренним однообразием. Группировка происходит по принципам близости, схожести, замкнутости, целостности.

Результатом процесса перцепции является формирование определенного целостного образа собеседника или ситуации.

Проблемы восприятия

Возникновение нарушений и ошибок восприятия во многом вызвано некоторыми ключевыми проблемами перцепции. А именно:

  • Способность человека к переработке информации не бесконечна. При формировании впечатления о человеке или ситуации, в мозг поступает огромный объем данных. Будучи не в состоянии переработать весь поток, мы просеиваем их, воспринимая только те, которые входят в сферу наших интересов и способствуют скорейшему достижению целей.
  • Риск ложных умозаключений. Когда информация поступает в недостаточном количестве, мы делаем выводы о человеке или ситуации на основании ограниченных данных, домысливая несуществующие параметры. А когда мнение уже сформировано, мы не желаем принимать во внимание дополнительную информацию.
  • Перцепция является системой с обратной связью. Не только мы составляем впечатление о людях, но и они о нас. Строя догадки по данному вопросу, мы можем делать неверные выводы, что приводит к недопониманию и конфликтным ситуациям.
  • Намеренное искажение информации. Пытаясь произвести на окружающих наилучшее впечатление, человек дает о себе заведомо ложную информацию.

факторы ошибок восприятия

Типичные ошибки понимания личности

Некоторые типичные ошибки восприятия мешают правильно понимать и оценивать людей. Вот основные из них:

  • Эффект предварительного знакомства. Имеется в виду, что у вас задолго до непосредственного общения складывается впечатление о собеседнике на основании ранее полученных сведений и собственных предубеждений.
  • Эффект стереотипа. Наличие определенных стереотипов о самом человеке или о социальной группе, к которой он относится. В процессе общения вы преследуете цель подтвердить правильность ваших убеждений.
  • Эффект торопливости. Ошибка восприятия человека, связанная со стремлением сделать заключение о личности собеседника до получения полной информации о нем.
  • Эффект структурирования. Умозаключение о человеке по отдельным наиболее ярким его чертам без учета других характеристик.
  • Эффект ореола. Перенесение первого сложившегося впечатления на оценку качеств и всех последующих поступков человека.
  • Эффект проецирования. Ошибка восприятия, при которой человек приписывает собеседнику собственные черты, чувства и качества.
  • Эффект первичности. Первая информация, полученная о человеке лично или из сторонних источников, перекрывает все объективные факты и влияет на отношение к этой личности.
  • Эффект настроения. Ошибка восприятия человека связана с тем, что эмоциональный подъем или уныние могут лечь в основу впечатления о собеседнике. При этом его объективные характеристики не принимаются во внимание.
  • Эффект глухоты. Связан с отсутствием желания прислушиваться к чужому мнению, привычка полагаться только на собственные ощущения.
  • Эффект консерватизма. Имеется в виду отказ пересматривать мнение о человеке, даже если с течением времени он существенно изменился.
  • Эффект последней информации. Получение позитивной или негативной информации о человеке может в корне изменить давно сложившееся впечатление о нем.

Проблемы понимания

Не только на восприятие людьми друг друга, но и на понимание в процессе общения могут влиять ошибки восприятия. Эффекты, оказывающие влияние на данные процессы:

  • Эффект сопровождающих событий. Если определенные явления часто сопровождают общение или предшествуют ему, они могут ассоциироваться с определенным человеком, увязываться с его персоной.
  • Эффект необычности. Если поступок не вписывается в общепринятые рамки, но ему предшествовало какое-то событие, то именно его пытаются выставить причиной, поясняющей поведение.
  • Эффект равновероятных возможностей. Ошибка восприятия может быть связана с тем, что одна и та же линия поведения может иметь несколько пояснений, которые в равной степени имеют право на жизнь.
  • Эффект недооценки ситуации. Поступок человека интерпретируется с точки зрения его личных качеств, но совершенно не берутся во внимание внешние обстоятельства, которые могли повлиять на выбранную линию поведения.
  • Эффект влияния культуры. Поведение трактуется исходя из философии, которого придерживается общество. Например, в западной культуре особое внимание уделяется влиянию внешних обстоятельств, а на Востоке верят в воздействие высших сил.

ошибки социального восприятия

Наиболее распространенные ошибки восприятия в психологии

Из психологической практики можно выделить несколько распространенных ситуаций, вызывающих трудности перцепции. Вот наиболее типичные ошибки восприятия:

  • Иллюзия контроля. Если человек заинтересован в исходе той или иной ситуации, он склонен переоценивать свое влияние на нее. Это явление открыл американский психолог Лангер, который изучал поведение людей, играющих в лотерею. Одна группа сама покупала билеты, а вторая — получила их в подарок. На предложение обменять билеты первые категорически отказались, так как посчитали, что их личный выбор влияет на вероятность выигрыша.
  • Предпочтение нулевого риска. Если человеку предложат свести к нулю незначительный риск или значительно снизить существенный, он с наибольшей вероятностью выберет именно первый вариант. Хотя, гораздо разумнее отдать предпочтение второму.
  • Селективное восприятие. Например, у вас выработалось мнение по конкретному вопросу. Вы ищите информацию и все больше убеждаетесь в своей правоте. Но загвоздка в том, что вы уделяете внимание только тем сведениям, которые подтверждают вашу правоту, а остальные оставляете без внимания.
  • Иллюзия прозрачности. Эта ошибка социального восприятия возникает тогда, когда человек попал в ситуацию, в которой необходимо соврать. В данный момент ему кажется, что все видят его насквозь, что все видят его неискренность.
  • Ошибка атрибуции. Она состоит в том, что свои собственные промахи человек объясняет объективными обстоятельствами, а чужие промахи — их личными качествами. Такой подход препятствует способности индивида брать ответственность за свои поступки.
  • Эффект морального доверия. Если у человека в обществе сложилась прочная положительная репутация, окружающие начинают думать, что у него нет ни пороков, ни дурных намерений, что часто не соответствует действительности.
  • Каскад доступной информации. Если какая-то информация часто появляется в источниках, охватывающих большую аудиторию, она считается правдивой. На старшее поколение оказывает влияние телевидение и пресса, а на молодежь — социальные сети.
  • Стокгольмский синдром покупателя. Так называется ошибка восприятия, когда человек оправдывает дорогую покупку, приписывая ей всевозможные достоинства и закрывая глаза на недостатки. Аналогичным образом оправдывают покупки, сделанные без особой надобности.
  • Вера в справедливый мир. Поскольку людям страшно осознавать несправедливость и хаотичность окружающего мира, им свойственно находить логику даже в самых страшных и абсурдных ситуациях.
  • Искаженное восприятие искажений. Если вы не находите у себя никаких пороков или недостатков, значит, они точно у вас есть. Но вы воспринимаете их в положительном ключе, то есть искаженно.

Ошибки при принятии решений

Отдельного внимания заслуживают ошибки восприятия ситуации при принятии решений. А именно:

  • Маятниковые решения. Это явление, при котором, осознав ошибочность своего решения, человек пытается вернуться в исходное состояние, считая, что из начальной позиции можно повлиять на ситуацию и исправить ее.
  • Дублирующие решения. Оказываясь в новых для себя условиях, человек старается адаптировать принимаемые решения к устоявшейся ситуации.
  • Противоречащие решения. В отличие от предыдущей ситуации, человек в новых условиях пытается принимать решения, полностью противоречащие ранее сложившемуся и устоявшемуся укладу.
  • Авантюрные решения. Из-за неполного восприятия действительности или переоценки собственных возможностей, человек принимает решение которое, скорее всего, не будет реализовано или потерпит крах.
  • Запоздалые решения. Опасаясь совершить ошибку, человек долго раздумывает, упуская правильное время для действий. Как результат, когда решение наконец-то принято, оно уже не может ни на что повлиять и не имеет никакого существенного значения.
  • Демотивирующие решения. Вместо того, чтобы поднимать дух окружающих и собственный настрой, человек занимает позицию, которая приводит всех в уныние.
  • Шаблонные решения. Человек постоянно действует по выработанной временем схеме, не анализируя ее эффективность.
  • Недооценка риска. Человек осознает угрозы и риски, но предпочитает думать, что с ним этого не случится.

типичные ошибки восприятия

Проблемы фонематического восприятия

Также стоит обратить внимание на ошибки фонематического восприятия. Они связаны с трудностями восприятия и интерпретации фонем, которые имеют артикуляционное и акустическое сходство. В устной речи это выражается в подмене или смешении звуков. Таким образом, возникает две основные проблемы:

  • непонимание сказанного;
  • неправильная интерпретация полученной информации, связанная со схожим звучанием слов.

Проблемы зрительного восприятия

На интерпретацию информации также оказывают влияние ошибки зрительного восприятия. Причины таких ошибок могут крыться как в физиологии зрительного аппарата, так и в психологических проблемах, которые приводят к неверной интерпретации форм и размеров. Вот основные виды ошибок:

  • Иллюзия восприятия размера — отрезки одинаковой длины при наличии дополнительных элементов или при различном положении могут казаться разными.
  • Искажение геометрических фигур — связано с тем, что параллельные прямые могут не казаться таковыми, а правильные фигуры могут выглядеть искаженными.
  • Иллюзия цвета и контраста — на разном фоне один и тот же цвет может восприниматься по-разному.
  • Иллюзия движения — при определенном расположении статических объектов они могут казаться динамичными.
  • Двойные образы — в одном изображении могут усматриваться разные образы.
  • Иллюзии восприятия глубины — при фокусировании взгляда поверхность может выглядеть то вогнутой, то выпуклой.
  • Эффект перцептивной готовности — в соответствии с ним, человек видит то, что ожидает. В связи с этим он может не замечать каких-то дефектов или деталей изображения.
  • Парейдолическая иллюзия — мысленное преобразование реального объекта в нечто иное. В качестве примера можно привести ситуацию, когда люди видят в облаках фигуры животных и так далее.
  • Эффект последействия — связан с тем, что на сетчатке глаза может на короткое время сохраняться изображение, которое переносится на другой объект, меняя его восприятие.

ошибки восприятии ситуации

Факторы ошибок восприятия

Есть несколько факторов, которые могут повлиять на качество перцепции. Факторы ошибок восприятия следующие:

  • Фактор превосходства. В большинстве случаев справедливым оказывается допущение, что люди, вступающие в общение, имеют неравные позиции. Они могут отличаться по социальному статусу, материальному положению, уровню интеллекта, возрасту и так далее. Таким образом, имеет место переоценка или недооценка личности, связанная с косвенными параметрами. Этот фактор действует только при существенном для человека различии. Параметры оценки для каждого разные — одежда, поведение, окружение и так далее.
  • Фактор привлекательности. Исходя из личных пристрастий, человеку свойственно переоценивать или недооценивать собеседника. Таким образом, человеку, который нам нравится больше, мы приписываем положительные качества, которые, возможно, ему и не присущи. В то же время антипатия заставляет нас закрывать глаза на чужие добродетели.
  • Фактор отношения. Люди, которые относятся к нам хорошо, выглядят в наших глазах лучше, чем есть на самом деле. А вот тех, кто нас недолюбливает или относится равнодушно, нам свойственно недооценивать.
  • Фактор мнения. Чем ближе мнение человека к нашей собственной позиции, тем более привлекательным он нам кажется. Если же чужая точка зрения существенно разнится с нашей, этот человек будет казаться нам крайне неприятным, несмотря на все его добродетели.

Барьеры

Ошибки восприятия ситуации или человека связаны с существованием некоторых барьеров. Вот ключевые из них:

  • Эстетический барьер. Как правило, он связан с внешним видом собеседника. Если человек неряшлив, неопрятен или его имидж не соответствует вашим представлениям об эстетике, вы на подсознательном уровне будете негативно к нему относиться.
  • Барьер отрицательных эмоций. Он возникает в том случае, если вы общаетесь с человеком, который чем-то расстроен или плохо себя чувствует. Это может стать причиной неприветливости и даже грубости. Вами это может быть воспринято как грубость и невежество. Если вам предстоит какая-то важная встреча, обязательно предварительно поинтересуйтесь обстановкой и настроением потенциального собеседника, чтобы избежать ошибок восприятия ситуации.
  • Барьер психологической защиты. Возможно, вы ведете себя слишком грубо или стоите на ступень выше своего собеседника. Это может стать причиной агрессии оппонента, как защитного механизма.
  • Барьер установки. Возможно, собеседник обладает негативной установкой в отношении конкретной тематики или ситуации, в которой происходит ваше общение.
  • Барьер двойника. Заключается в том, что вы ждете от собеседника такого же поведения и таких же решений, как и от себя самого. Если этого не происходит, вы меняете отношение об оппоненте в негативную сторону.

нарушение ошибки восприятия

Борьба с перцептивными ошибками

Чтобы предотвратить возникновения ошибок восприятия информации, придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • Уделяйте внимание не только текстовой информации, но также сопутствующим обстоятельствам. В частности, говоря о собеседнике, стоит уделять особое внимание невербальным сигналам (жестикуляция, поза, мимика, интонация и так далее).
  • Не притворяйтесь, что слушаете. Если вы расконцентрированы, попытайтесь собраться или перенесите беседу. От недополучения информации пострадаете в первую очередь вы сами.
  • Не будьте слишком чувствительны. Концентрируйтесь на информационной, а не на чувственной составляющей.
  • Не спешите с выводами. Не проведя тщательного анализа полученной информации, не делайте умозаключений и не принимайте никаких решений.
  • Не поддавайтесь поспешному протестному порыву. Прежде чем возразить своему собеседнику, до конца выслушайте его доводы и проанализируйте их.

Рассматривайте вопросы последовательно. Стремительный поток вопросов выбивает собеседников из колеи, заставляет занять оборонительную позицию. К тому же так ни одна проблема не будет рассмотрена полностью.

Восприятие как первое впечатление от собеседника. Ошибки восприятия.

Задача первого
впечатления — быстрая ориентировка в
ситуации взаимодействия, отнесение
партнера по общению к какой-то группе,
к какому-то типу людей по некоторому
признаку (стереотипизация).

Наиболее важные
для этого характеристики (признаки)
воспринимаются достаточно точно, а
остальные черты и особенности
«достраиваются» (приписываются), что
создает возможность ошибки.

В этом смысле
первое впечатление почти всегда
правильно. Ошибкой является то, что мы
приписываем
встреченному человеку некоторые оценки
неизвестных
пока качеств
,
причем при последующем общении результаты
первого впечатления продолжают
действовать.

Некоторые ошибки
восприятия происходят из-за так
называемого эффекта
ореола
, при
котором мы оцениваем человека по важному
для нас фактору, а затем эту оценку
совершенно необоснованно распространяем
на другие его качества и черты личности.
Ошибки восприятия, связанные с эффектом
ореола, в той или иной степени присущи
любому первому впечатлению, они возникают
спонтанно и практически не контролируемы.

Наиболее
распространенные причины ошибок
восприятия
,
связанные с эффектом ореола:

  • фактор превосходства
    (статуса)

    качества человека более высокого
    статуса мы склонны завышать, более
    низкого статуса – занижать.

  • фактор
    привлекательности –

    действует в случае эмоциональной
    реакции на внешний вид собеседника:
    более привлекательному приписываем
    достоинства, человеку с неприятной
    внешностью приписываем отрицательные
    качества или занижаем оценку его
    достоинств.

  • фактор «отношения
    ко мне» (доброжелательности или
    враждебности) –

    человеку, настроенному доброжелательно,
    демонстрирующему уважение, мы часто
    приписываем положительные качества
    или игнорируем отрицательные,
    преувеличиваем их достоинства и не
    замечаем недостатков; в отношении
    враждебно настроенного человека –
    наоборот.

В своем сознании
мы отражаем не процесс формирования
образа другого человека, а его конечный
результат, и полностью доверяем ему.

Правила
поведения, учитывающие психологию
восприятия.

Менеджеру важно
понимать механизм возникновения ошибок
восприятия, чтобы понимать, как он может
ошибиться при восприятии незнакомого
человека, а также, как он сам может
способствовать ошибочному восприятию
себя впервые встреченными людьми.

Необходимо понимать
природу возможных ошибок восприятия,
и корректировать свое поведение для
избегания негативных последствий этих
ошибок. При оценке нового собеседника
необходимо учитывать возможность
возникновения ошибок восприятия.

Восприятие и понимание при длительном общении. Способы понимания другого человека при межличностном общении.

При длительном
контакте собеседники уделяют друг другу
больше внимания, одновременно возрастает
их взаимная зависимость. Для углубленного
и более объективного восприятия и
понимания собеседника человек располагает
дополнительными познавательными
возможностями.

В каждой конкретной
ситуации важно понимать,
что нужно
в
данный момент твоему собеседнику,
как он себя
чувствует
,
как воспринимает
происходящее. Эта информация необходима
для выбора правильной линии поведения.

Существуют три
основных механизма, которые используются
для понимания и восприятия собеседника
в процессе длительного общения: :
идентификация,
эмпатия и рефлексия
.

Идентификация
– уподобление себя другому человеку,
мысленное перемещение себя на место
другого и прогнозирование своих
переживаний, мыслей и действий в этой
ситуации.

Эмпатия
понимание другого человека на уровне
чувств, не рациональное объяснение, а
стремление «прочувствовать», эмоционально
откликнуться на его проблемы.

Рефлексия
осознание действующим индивидом того,
как он воспринимается партнером по
общению. Это сложный процесс, требующий
специальных усилий, навыка самонаблюдения
и психологических знаний.

Чтобы понять
собеседника, необходимо обратить на
него внимание
.

Источником
информации могут быть как высказывания
собеседника, так и его невербальные
проявления: выражение лица, взгляд,
жесты, интонации, помогающие понять
внутреннее состояние другого человека.

Мешают понять
другого человека:

  • сосредоточенность
    на себе;

  • неконструктивные
    привычки мышления, когда мы оперируем
    не фактами, а их оценками, обвиняем
    собеседника или пытаемся подогнать
    его поведение под собственные стереотипы;

  • негативный настрой
    собеседника, его отрицательные эмоции
    и высказывания;

  • собственные
    негативные переживания, возникающими
    в ответ на его действия или высказывания.

Если собеседник
настроен негативно, необходимо как
можно точнее понять, что именно его не
устраивает. Негативные переживания
сигнализируют о тех потребностях
человека, которые в данный момент не
могут быть удовлетворены. Пока мы не
выясним, что именно нужно собеседнику,
у нас нет возможности наладить с ним
отношения партнера по общению.

Современная деловая
культура выработала определенный стиль
поведения, основанный на внимании к
собеседнику, его переживаниям, мыслям,
потребностям.

Выражение понимания
и сочувствия собеседнику:

  1. Описание языком
    фактов неприятной ситуации;

  2. Описание его
    переживаний в этой ситуации (называть
    те переживания, которые он испытывает);

  3. Описание тех его
    потребностей, которые не удовлетворены
    в этой ситуации

Важно уметь
интерпретировать высказывания
собеседника, давать ему обратную связь
о том, как вы его понимаете, предоставлять
собеседнику возможность высказаться
о своем состоянии и своей позиции.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Ошибки восприятия в психологии

Содержание:

  • Что такое ошибки восприятия
  • Какие факторы обусловливают ошибки восприятия
  • Самые распространенные ошибки восприятия

    • Селективное восприятие
    • Эффект контраста
    • Гало-эффект
    • Эффект пост-покупки
    • Стереотипизация

Что такое ошибки восприятия

В своей повседневной деятельности, работе, учебе и общении люди часто допускают когнитивные ошибки или искажения. Это связано как со сложностью обработки больших потоков информации, так и с особенностями функционирования психики индивидов.

К когнитивным искажениям относят:

  • ошибки восприятия;
  • искажения мышления;
  • отклонения в поведении.

Все эти виды когнитивных искажений взаимосвязаны между собой.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Ошибки восприятия — это неточности или искажения, которые возникают у человека при восприятии информации.

Они возникают из-за того, что наш мозг обрабатывает информацию не всегда логично и объективно, а склонен к определенным предпочтениям и упрощениям.

Пример 1

Многие люди склонны к преувеличению и драматизации факторов, которые касаются их лично. И, наоборот, преуменьшают значимость событий, не затрагивающих их напрямую.

Изучение и понимание механизмов восприятия является важной задачей для научных исследований.

Ошибки восприятия изучаются в различных науках:

  1. Психология — изучает механизмы восприятия и влияние факторов, таких как эмоции и предубеждения, на процесс восприятия.
  2. Социология — исследует социальные стереотипы и их влияние на восприятие.
  3. Нейробиология — изучает, как мозг обрабатывает информацию, и какие факторы могут привести к искажениям восприятия.
  4. Когнитивная лингвистика — раздел языкознания, в рамках которого в том числе исследуется связь между языковыми формами и ошибками восприятия.
  5. Когнитивистика — междисциплинарное направление, интегрирующее теорию познания с рядом других наук. Исследует процесс восприятия и его ошибки с точки зрения особенностей функционирования разума и сознания.

Ошибки восприятия могут привести к различным проблемам — как в личной жизни, так и в обществе в целом.

Пример 2

Неправильное восприятие человека может привести к недопониманию и конфликтам в отношениях. Также это создает риски принятия неверных решений.

В обществе ошибки восприятия нередко способствуют формированию стереотипов и предубеждений, которые могут приводить к дискриминации и неравенству.

Пример 3

Если сотрудник имеет негативный стереотип о представителях определенной национальности, он может отказываться работать с ними или даже проявлять по отношению к ним насилие.

В некоторых профессиональных областях ошибки восприятия особенно опасны — например, в медицине или сфере безопасности.

Пример 4

Если врач неправильно воспринимает симптомы пациента, это ведет к постановке неверного диагноза и назначению некорректного лечения. Сотрудники силовых структур, склонные к когнитивным искажениям, могут воспринимать невиновного человека как преступника.

Чтобы избежать ошибок восприятия, необходимо:

  1. Быть более осознанным.
  2. Изучать особенности функционирования мозга.
  3. Стараться оставаться объективным.
  4. Быть внимательным и сосредоточенным на том, что происходит вокруг.
  5. Не делать поспешных выводов на основе первого впечатления.
  6. Проявлять критичность по отношению к получаемой информации.
  7. Отслеживать свои предубеждения и стереотипы.
  8. Учитывать все факторы и аспекты при оценке людей и объектов.
  9. Быть открытым к новой информации.
  10. Улучшать свои коммуникативные навыки.

Также важно задавать вопросы и уточнять информацию, если что-то не ясно или вызывает сомнения. Не стоит принимать все, что говорят, на веру без дополнительной проверки.

Какие факторы обусловливают ошибки восприятия

Ошибки восприятия связаны с особенностями функционирования человеческого мозга, так как он обрабатывает информацию о внешнем мире на основе своих представлений и ожиданий.

Восприятие искажается в силу разных причин:

  • ожидание определенного результата;
  • сосредоточенность внимания на отдельных аспектах;
  • стремление мозга создать логическую и связную картину мира на основе ограниченной информации.

Ошибки восприятия также могут быть связаны с существованием определенных предубеждений и стереотипов. Мозг человека создает эти представления на основе более раннего опыта и истории социальных взаимодействий, которые в значительной мере влияют на восприятие и оценку других людей и объектов.

Факторы, влияющие на ошибки восприятия:

  1. Личностные особенности — каждый индивид имеет свои уникальные характеристики, которые могут влиять на его способность к объективному мышлению.
  2. Опыт и знания — предыдущий опыт и знания накладывают отпечаток на то, как мы воспринимаем новую информацию.
  3. Эмоции — эмоциональное состояние также часто искажает восприятие и приводит к неправильным выводам.
  4. Социальное окружение — общение с другими людьми, культурные нормы и социальные ожидания в значительной мере определяют мышление и восприятие.
  5. Стресс — стрессовые ситуации могут приводить к снижению качества мышления и восприятия и создавать благотворную почву для когнитивных искажений.

Самые распространенные ошибки восприятия

Основные типы ошибок восприятия:

  1. Физиологические ошибки — обусловлены особенностями человеческого восприятия и его ограничениями. Например, это могут быть искажения цвета или формы изображения. Более объемный предмет с определенного ракурса может казаться более маленьким, мозг обманывается оптическими иллюзиями и т.д.
  2. Культурные ошибки — обусловлены различными культурными нормами и ценностями, которые приводят к недопониманию или неправильному восприятию информации. Например, они могут встречаться при взаимодействии представителей западной и восточной цивилизации.
  3. Языковые ошибки — связаны с различиями в языках и неточном переводе информации с одного языка на другой.
  4. Контекстуальные — обусловлены тем, что информация может восприниматься по-разному в зависимости от контекста, в котором она представлена.
  5. Психологические ошибки — связаны со свойствами и особенностями человеческой психики.

Психологические ошибки, в свою очередь бывают разных видов:

  1. Связанные с памятью — обусловлены тем, что память может искажать восприятие информации. Например, человек может забывать детали или запоминать неправильно.
  2. Связанные с вниманием — мы можем пропускать важную информацию, если не сосредотачиваемся на ней достаточно внимательно. Также существует эффект избирательности внимания, который проявляется в том, что человек лучше фокусируется на лично значимой для него, интересной или пугающей информации.
  3. Связанные с прошлым опытом — например, восприятие могут искажать предубеждения, стереотипы и ожидания.
  4. Связанные с обработкой информации — когда мозг не справляется с потоками информации, он упрощает картину мира, выстраивает ложные логические связи и т.д.

Существует огромное количество различных когнитивных искажений. Ниже приведен перечень наиболее часто встречающихся ошибок восприятия, которые могут возникать на повседневной основе у любого человека.

Селективное восприятие

Селективное восприятие — это тенденция человека воспринимать и запоминать только ту информацию, которая соответствует его убеждениям, мнениям и интересам, игнорируя остальную.

Данная особенность связана с тем, что восприятие определяется не только внешними факторами, но и уже существующими представлениями человека, его ценностями и стереотипами.

Пример 5

Если мужчина считает, что брюнетки умнее блондинок, то он будет склонен воспринимать только ту информацию, которая подтверждает его мнение. При этом другие факты он будет игнорировать.

Также человек может селективно воспринимать информацию, которая подтверждает его представления о своей личности или группе, к которой он принадлежит.

Селективное восприятие способно привести к ошибкам в оценке ситуации и содействует узости мышления. Человек при этом игнорирует объективно существующие факты, которые противоречат его мнению, и не учитывает другие точки зрения. Это ограничивает его в принятии решений и часто накладывает негативный отпечаток на его поведение.

Чтобы избежать селективного восприятия, важно быть открытым для различных мнений и точек зрения, а также активно искать информацию, которая может противоречить нашим убеждениям. Необходимо также осознавать свои предубеждения и стереотипы, чтобы не допустить их излишнего влияния на восприятие информации.

Эффект контраста

Эффект контраста — это склонность оценивать объекты и события не по их реальным свойствам, а в сравнении с другими объектами или явлениями, которые люди видели ранее.

Если человек смотрит на два объекта разного размера, то он может ошибочно оценить размер каждого из них из-за эффекта контраста. Если первый объект был очень маленьким, а второй — среднего размера, то второй объект может показаться гораздо больше, чем он есть на самом деле. Но если первый объект был большим, то второй объект может показаться меньше, чем он есть на самом деле.

Эффект контраста может привести к ошибкам в оценке ценности или качества объектов, особенно если мы оцениваем их не по их собственным свойствам, а в сравнении с другими объектами.

Пример 6

Если человек привык к высокому уровню сервиса в ресторане класса люкс, то при посещении обычного ресторана он может оценить его сервис как плохой, хотя на самом деле сервис может быть на уровне или даже лучше, чем в других обычных ресторанах.

Чтобы избежать ошибки эффекта контраста, важно оценивать объекты и явления по их собственным свойствам, а не в сравнении с другими объектами. Также полезно осознавать, что наше восприятие зависит от ситуации, и стараться оценивать объекты и явления в разных контекстах.

Гало-эффект

Гало-эффект — это ошибка восприятия, при которой человек или объект оценивается на основе общего впечатления или представления без учета других факторов.

Также известен как «эффект ореола». Он может возникать, когда у человека создается первое поверхностное впечатление, а затем под него он подстраивает все остальные факты.

Пример 7

Если человек купил качественный товар какой-то конкретной марки, то он может начать считать, что вся продукция данной компании качественная. При покупке другого товара той же фирмы он уже заранее уверен в его качестве и может игнорировать объективные недостатки своего нового приобретения.

Также отношение к какому-либо человеку может основываться на его единичном поступке, совершенном в прошлом, без учета текущих реалий. Человек может исправиться, измениться, сделать много добра, но из-за гало-эффекта восприятие к нему может остаться прежним.

Кроме того, гало-эффект тесно связан с различными стереотипами мышления. Так, широко распространен стереотип, что люди с привлекательной внешностью более склонны к обладанию социально желательными качествами.

Пример 8

Если человек выглядит красиво и ухоженно, то многие люди предполагает, что он также умный и добрый.

Гало-эффект может привести к ошибкам в оценке людей или объектов, особенно если мы не учитываем другие факторы. Например, если мы считаем, что красивые люди всегда умны и добры, то мы можем недооценить других людей, которые не выглядят так привлекательно, но имеют другие положительные качества.

Чтобы избежать ошибки гало-эффекта, важно учитывать все аспекты и характеристики человека или объекта при их оценке. Также полезно осознавать, что одно положительное или отрицательное качество не является достаточным для создания общего впечатления. 

Эффект пост-покупки

Эффект пост-покупки — это искажение в восприятии, которое происходит после того, как сделан выбор между несколькими альтернативами.

Когда люди совершают выбор, они часто сталкиваемся с неопределенностью и страхом принятия неправильного решения. Но после того как решение принято и выбор сделан, человек начинает искать подтверждение удачности своего выбора и игнорировать информацию, которая может свидетельствовать об обратном.

Пример 9

Если человек купил новый телефон, он может начать искать только положительные отзывы о нем и игнорировать отрицательные. Также он старается замечать только положительные характеристики телефона и игнорировать его недостатки.

Этот эффект может привести к тому, что человек будет убежден в правильности своего выбора, даже если он был не самым лучшим. В случае с выбором товара покупатель под влиянием данного эффекта будет продолжать использовать продукт, который может не соответствовать его реальным потребностям или ожиданиям.

Более серьезные последствия эффекта наблюдаются, когда человек убеждает себя в правильности принятия решения по поводу смены работы, переезда, изменения семейного статуса, даже если это не соответствует действительности.

Чтобы избежать этой ошибки, важно оставаться открытым для различных мнений и информации, а также не искать только подтверждение своего выбора. Необходимо правильно оценивать свои потребности и учиться спокойно принимать возможность совершения ошибочного выбора.

Стереотипизация

Стереотипизация — это процесс, при котором применяются обобщенные представления о группе людей или явлениях к индивидуальным членам этой группы или объектам.

Одной из основных причин стереотипизации является необходимость упрощать и структурировать информацию в мозге человека. Вместо того чтобы обрабатывать каждую новую ситуацию отдельно, мозг использует уже имеющиеся представления и шаблоны для того чтобы быстро классифицировать и понимать новую информацию. Это позволяет экономить время и энергию, но также может привести к ошибкам.

Стереотипы бывают положительными или отрицательными и могут относиться к различным аспектам жизни, таким как пол, возраст, раса, национальность, профессия и другие.

Пример 10

Стереотип о том, что женщины лучше подходят для заботы о детях, может привести к тому, что им отказывают в возможности занимать высокие должности в бизнесе или политике.

Стереотипы часто не соответствуют действительности. Они могут быть обусловлены предвзятым мнением, недостатком информации или негативным опытом.

Стереотипизация может привести к дискриминации и неравенству. Она ограничивает способность видеть многообразие мира и создает неправильные ожидания и представления о других людях. Кроме того, стереотипы часто негативно сказываются на самооценке и самопринятии тех, кто подвергается стереотипизации.

Чтобы преодолеть стереотипизацию, важно осознавать свои предубеждения и представления о других людях. Необходимо стремиться к пониманию и сопричастности, а не придерживаться узких шаблонов мышления. Это поможет видеть каждого человека как уникальное и индивидуальное существо, а не как представителя определенной группы.

ЛЕКЦИЯ
4. П/Р №2. Анализ основных ошибок восприятия. (2 часа).

Тренинг.

 «Закройте
глаза… Теперь возьмите правой рукой руку соседа… подержите и в своей.
Старайтесь, не открывая глаз, сосредоточиться на звуках вокруг вас, пусть любой
сосредоточит внимание только на том, что слышит, пусть некоторое время слушает
и узнаёт звуки, которые к нему доносятся (1 минута)… Все еще не раскрывая
глаз, сконцентрируйте свое внимание на ладонях соседей справа и слева, которых
вы касаетесь. Постарайтесь определить, какая ладонь теплее, какая — холоднее,
была ли это ладонь соседа по правую сторону или по левую сторону (30 сек.)… С
закрытыми глазами разомкните руки и сосредоточьтесь на своем дыхании, ощутите,
как воздух входит и выходит через ноздри и губы, как двигается грудная клетка
при каждом вдохе и выдохе (1 минута) … Попробуйте сосчитать каждый выдох и на
пятый — откройте глаза…»

Рефлексия
прошедшего занятия

Группа садится в
круг, и все желающие поочередно высказывают свои впечатления об этом занятии.
Что понравилось? Что не приемлемо? Что хотелось бы сделать сегодня по-иному? Какие
претензии к группе, конкретно к кому, к руководителю? Не надо никого принуждать
высказываться, говорят только по желанию.

Упражнение
«Здравствуйте»

Начинает один из
участников занятия. Обращаясь к соседу по левую сторону, с чувством радости от
встречи проговаривает: «Здравствуйте…», выражая свое отношение к нему и
голосом, и жестом, и улыбкой.

Упражнение
«Ласковое имя»

Это проверка
домашнего задания. Каждый участник рассказывает то, что он смог вспомнить, но
обязательно искренне. Не надо зачитывать, следует говорить с одними и теми же
интонациями, мимикой и т.п., будто участник обращается к самому близкому
человеку. При этом можно смотреть на кого-то из группы, кто больше всего
приятен в этот момент.

Упражнение
«Интервью»

Один из участников
садится в центре круга. Группа может задать ему пять вопросов, но строго
придерживаясь рамок определенной социальной роли того, кто сидит в центре,
например, вопроса к педагогу, студенту, члену парламента и т.п.. Потом
следующий участник садится садится в центре. Ему также ставят пять вопросов, но
обязательно с учетом того, в какой социальной роли он выступает.

Упражнение
«Перехват инициативы в диалоге»

Двое участников
садятся в центре. Один из них начинает диалог с любой реплики, на любую тему.
Другой должен подхватить разговор и при этом переключить собеседника на свою
тему. Делать это надо ненавязчиво, вежливо, но настойчиво. Группа следит за
диалогом. Потом двое следующих участников садятся на их место и т.д. Упражнение
«Видение других»

Один из участников
тренинга становится спиной к группе, он должен детально описать (по предложению
группы) внешний вид кого-то из присутствующих товарищей.

Или можно создать
такую ситуацию. Кто-то из участников садится в центре, а другой должен детально
воссоздать последовательность его поведения, например, за последние полчаса.

Подобные
тренировки желательно проводить регулярно, чтобы участники привыкли внимательно
относиться друг к другу.

Упражнение
«Разговор через стекло»

Двое участников с
помощью жестов стараются о чем-то договориться. Тему сообщают одному из них, и
он должен передать эту информацию своему товарищу, как бы стоя перед
звуконепроницаемым стеклом. Разговаривать и запрещено.

Упражнение
«Сильные стороны»

Каждый член группы
должен рассказать о своих сильных сторонах, о том, что он любит, ценит в себе,
о том, что дает нему чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных
ситуациях. Не обязательно говорить только о положительных чертах характера,
важно подчеркнуть то, что есть или может быть точкой опоры в разные моменты
жизни. Это упражнение направлено не только на определение своих собственных
сильных сторон, но и на умение думать о себе положительно. Поэтому, выполняя
ее, следует избегать любых высказываний о своих недостатках, ошибках.
Руководитель должен пресекать подобные попытки.

Высказывается
первый желающий. Он может говорить о своих сильных сторонах 3-4 мин. и даже
если закончит раньше, время, которое остался, принадлежит нему. Это означает,
что другие члены группы остаются только слушателями, они не могут высказываться,
уточнять детали, просить объяснений или доказательств. Человек, которая говорит
о себе, не должен оправдываться или объяснять, почему он считает те или другие
качества своей сильной стороной.

Потом начинает
говорить следующий участник, и так длится, пока не выскажутся все.

Потом руководитель
дает каждому лист бумаги, карандаши и предлагает попробовать назвать свои
сильные стороны, причем не только те, которые упоминалось, а и другие, какие
человек осознает у себя.

Увидев, что члены
группы выполнили упражнение, руководитель раздает им листы бумаги с перечнем
качеств, важных для межличностного общения, которые были составлены на первом
занятии. Напротив, каждого качества была проставлена цифра, с помощью которой
каждый оценил себя. Руководитель просит снова оценить те же качества, то есть
поставить новую оценку.

После этого
участники тренинга создают группы из 2-3 человек (по симпатии). Каждая из них
находит место, где никто не мешал бы — ведь нужно еще обсудить, как, опираясь
на свои сильные стороны, сделать что-то по-настоящему ценное. На это отводится
30 мин. Потом все снова возвращаются к общему кругу и рассказывают друг другу о
том, как они собираются использовать сильные стороны.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Исследование ошибки при выборе профессии
  • Испытывать эмоции речевая ошибка
  • Испытывать нужду ошибка
  • Испытание себека ошибка 2207
  • Исправьте стилистические ошибки прейскурант цен