Исправьте предложения устранив лексические ошибки мальчики оказались

82 месяца назад

засушливых земель преобразовали своё лицо до неузнаваемости. 3)особое чувство привета пострадавшие от наводнения выразили самоотверженно спасавшим их имущество пограничникам.4)предварительный план играет большое значение при написании сочинения. 5)в романе имеет место отсутствие ясно выраженной сюжетной линии.6)большую роль в спортивной закалке имеет упорная тренировка,выдержка,упорство.7)в новом посёлке воздвигнуты прекрасные благоустроенные дома.

Ответы1

1. Мальчики оказались в огненном кольце, но они не испугались. 2. Районы засушливых земель изменились до неузнаваемости. 3. Особое чувство благодарности пострадавшие от наводнения выразили самоотверженно спасавшим их имущество пограничникам. 4. Предварительный план имеет большое значение при написании сочинения. 5. В романе нет ясно выраженной сюжетной линии. 6. Большую роль в спортивной победе имеет упорная тренировка, выдержка, упорство. 7. В новом поселке построены прекрасные благоустроенные дома.

Практическое занятие № 1 :

«Формулы речевого этикета. Лексические ошибки, способы их исправления».

Исправьте предложения; используя синонимы, устраните повторы.

А.Одинокий дом одиноко стоял на краю села.

Б. Проходят мимо сторожки товарные поезда, проходят пассажирские, раз в сутки проходит скорый.

В. Глубина темного леса пугала детей, которые в темноте потеряли дорогу.

Г. Все учащиеся своевременно выполнили заданное задание.

Д. Следует отметить в работе следующий недостаток: тема получила недоста­точно полное раскрытие.

Е.Зимний лес очень красив, все деревья стоят в зимнем убранстве.

Ж.Огонь перекинулся на соседний дом, который вскоре был весь охвачен огнем.

Замените, где нужно, иноязычные слова русскими:

A) В сочинении ученика много дефектов.

Б) Школьная футбольная команда потерпела фиаско.

B) На концерте превалировали вокальные номера.

Г) После долгих дебатов договорились назначить моцион на ближайшее

воскресенье.

Д) Во время интервала между занятиями в аудиторию вошел директор.

Е) Хозяин решил презентовать своему гостю старые часы.

4. Исправьте предложение, устранив лексические ошибки:

A) Мальчики оказались в огненном кольце, но они не стушевались.

Б) Районы засушливых земель преобразовали свое лицо до неузнаваемости.

B) Особое чувство привета пострадавшие от наводнения выразили самоотвер­женно спасавшим их имущество пограничникам.

Г) Предварительный план играет большое значение при написании сочинения.

Д) В романе имеет место отсутствие ясно выраженной сюжетной линии.

Е) Большую роль в спортивной закалке имеет упорная тренировка, выдержка, упорство.

Ж) В новом поселке воздвигнуты прекрасные благоустроенные дома.

3) Появление волка было так мгновенно, что охотник на минуту растерялся.

И) Щенок лопал с такой жадностью, что скоро тарелка кончилась, и он влез в нее обеими лапами.

К) На пространстве нескольких километров от станции земельное полотно до­роги уже усеяно ровным слоем гравия и утрамбовано.

Найдите плеоназмы. Исправьте предложения.

1. Эта книга также ещё рассматривает вопрос о статусе положения родственников.

2. Николай выбрал самый кратчайший путь к дому.

3.Эти стихи я очень хорошо выучил назубок.

4. Эти вопросы должны учитываться государственными правителями.

5.Он потребовал, чтобы заключенных вообще не сковывали в кандалы.

6. Пострадавший был немедленно госпитализирован в больницу.

7. Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству.

8. В экспедиции мы будем собирать народный фольклор.

9. В своем развитии вы должны прогрессировать вперед.

10. На конференции собрались ведущие лидеры восьми стран.

11. Деепричастный оборот обособляется запятыми.

12.Своими планами ученый поделился с коллегами по работе.

Практическое занятие №2 «Лексические ошибки, способы их исправления».

1.Маша краснела, когда Василиса Егоровна рассказывала Гриневу об их бедноте.

2.Птицы очень полезны для растительности.

3.Зверь злостно смотрел на охотника.

4.Свое призвание он видел в службе искусству.

5.Он считал, что за измену несправедливых социальных порядков нужно бороться.

6.Пока еще не найдено достаточно эффектное средство против таких укусов.

7.В России родственники могут выступать в форме потерпевшего или его представителя.

8..Храм был построен во время нашествия татаро-монгольского ига.

9.В музее представлено вооружение, которым партизаны вели борьбу с захватчиками.

10.Баранова освободили от работы начальника цеха.

11.Следуя его примеру, стало происходить много перестроек.

12. Для удобства альманах снабжен содержанием.

13.Автор делит героев своего романа на две части.

1 4.Это постановление положило конец прогульщикам.

15.Старик что-то ворчливо кричал им вдогонку.

16. Стаханов был зачинщиком соревнования.

17.Староста насаждает в классе порядок и дисциплину.

18.Теперь они не только зрители в жизни, но и соучастники ее.

19.Между тем надвигались радостные события.

20.«Буревестник революции!» — так прозвали М. Горького.

21.В романе Достоевского «Подросток» создан яркий образ тинейджера.

22.Изменен регламент работы библиотеки.

23.Констатированы факты нарушения школьной дисциплины.

24.Необходимо ликвидировать дефекты в подготовке абитуриентов.

25.Срок выполнения заказа может быть пролонгирован.

26. Нас попросили презентовать новые материалы.

27.Исполнительница народных песен готовит новый сингл.

28.Среди собравшихся превалировали представители молодежи.

29. Идентичное решение было принято студентами второй группы.

30.В качестве свидетелей на суде фигурировали самые разные люди

31.Никакие резоны не действовали на спорщика.

Замените выражения одним из данных фразеологизмов-антонимов.

1.Во всю Ивановскую

2.От рук отбиться

3.Сидеть сложа руки

4.Держать ухо востро

5.Лясы точить

6.На чужой шее сидеть

7.Камень за пазухой держать

8.От корки до корки( читать)

9.На руках носить

10.Приносить пользу

11.Не давать покоя

12.Выйти из себя

13.Заключить договор

14.Попасть в кабалу

15.Лишиться чувств

16.Обратить внимание

17.Сдержать слово

18.Взяться за оружие

19.Встать на якорь

20.Одержать победу

1.Не покладая рук

2.Воды в рот набрать

3.С открытой душой

4.Наносить вред

5.Взять себя в руки

6.Расторгнуть договор

7.Прийти в чувство

8.Держать язык за зубами

9.Оставить без внимания

10.Ворон считать

11.Нарушить слово

12.Сложить оружие

13.С пятого на десятое

14.Своим горбом жить

15.Сняться с якоря

16.Потерпеть поражение

17.Сбросить гнет

18.Держать в ежовых рукавицах

19.Оставить в покое

20.В руки взять

Подберите к предложениям фразеологизмы:

1.Мы совершенно искренне пожелали ему счастливого пути.

2.Надо, несмотря ни на что , непременно сделать это.

3.Стали искать ребенка, но он куда-то пропал , исчез.

4.Надо высказывать свои собственные мысли, иметь свои взгляды на вещи.

5.Независимо от твоего желания это надо сделать.

6.В разговоре он не растеряется, всегда найдет, что ответить.

7.Мы исполнили свое обещание.

8.Целый день он меня обманывал, дурачил.

9.Он привел нас в замешательство, полное недоумение своими словами.

10.Геолог наконец остановился, глубоко вздохнул, отдышался.

11.От волнения он произносил слова быстро, неразборчиво.

12.Мы кратко ему изложили наши проблемы.

13.Они всю жизнь прожили вместе дружно, в полном согласии.

14.Тебя обидели совершенно зря, напрасно.

Фразеологизмы:

1.Ни за что ни про что 2.Как сквозь землю провалился. 3.Сбить с толку.

4.В двух словах. 5.От всего сердца. 6.Жить своим умом.

7.Морочить голову. 8.Глотать слова 9.Много воды утекло.

10.Душа в душу. 11.Во что бы то ни стало. 12.За словом в карман не полезет. 13.Хочешь не хочешь. 14.Перевести дух.

Выразите смысл фразеологизмов одним словом.

1. Делать вид. 2. Дать знать. 3. Прийтись по вкусу. 4. Воспрянуть духом. 5. Держать путь. 6. Идти ко дну. 7. Диву даваться. 8. Вылетело из головы. 9. Пу­стить корни. 10. Не вешать нос. 11. Вставлять палки в колёса. 12. Перемывать косточки. 13. Навострить лыжи. 14. Не сносить головы. 15. Не ударить лицом в грязь.

16. Сколько душе угодно. 17. Как по команде. 18. Не за горами. 19. На всех парах. 20. Как снег на голову.

21. На скорую руку. 22. Во всё горло. 23. Не на шутку. 24. Не покладая рук. 25. Во весь дух. Со всех ног.

26. Надуть губы. 27. Пускать пыль в глаза. 28. В час по чайной ложке.

Определите тип допущенных лексических ошибок. Исправьте предложения.
1. Мальчики оказались в огненном кольце, но они не стушевались. 2. Районы засушливых земель преобразовали своё лицо до неузнаваемости. 3. В романе имеет место отсутствие ясно выраженной сюжетной линии. 4. В новом посёлке воздвигнуты прекрасные благоустроенные дома. 5. Появление волка была так мгновенно, что охотник на минуту растерялся. 6. На пространстве нескольких километров от станции земельное полотно дороги уже усеяно ровным слоем гравия и утрамбовано. 7. Татьяна противопоказана Онегину и Ленскому. 8. Эту передачу слушали на двух континентах – в Арктике и Антарктике. 9. В течение февраля продолжительность суток возрастёт на два часа. 10. Речь героев Шолохова отличается от всех других героев. 11. Хозяева накормили нас разнообразным подбором национальных блюд. 12. Одежда: от простого до эксклюзива. 13. Вдали показалась стая уток и зайцев. 14. На крыше сидела кошка и повизгивала от удовольствия. 15. В нашей работе ещё встречаются недостатки, мешающие успешному преодолению отставания. 16. Продукт отличается упитанностью. 17. Невежда не уступил места женщине. 18. Студентам, успешно осваивающим учебные предметы, присуще любопытство. 19. Дети подкрепляют своё здоровье в пионерском лагере. 20.Он пробивался случайными заработками. 21. Вечером я к вам подойду.

Употребление слова в строгом соответствии с его
лексическим значением – важное условие речевого общения.

                                    РАЗРАБОТАЛ:

                                                 преподаватель
Дрожкина И.Д.

Практическая работа по дисциплине

 «Русский язык».

Раздел: Лексические нормы.

Тема: Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим
значением — важное условие речевого общения.

1. Цель: знать лексические и фразеологические единицы
языка, владеть нормами словоупотребления, определять лексическое значение
слова; уметь пользоваться толковым, фразеологическим, этимологическими
словарями, словарем устаревших слов русского языка; находить и исправлять в
тексте лексические ошибки, ошибки в употреблении фразеологизмов .

2. Краткая теоретическая часть: Слово может быть
однозначным или многозначным. Многозначное слово обладает не одним, а
несколькими значениями. Явление многозначности называется полисемией.
Большинство слов в русском языке многозначно.

3. Оснащение: Учебник, компьютер.

4. Время выполнения: 2 часа

5. Задание:

1.  Исправьте предложения, используя синонимы,
устраните повторение однокоренных слов. Одинокий дом одиноко стоял на краю села.
Проходят мимо сторожки товарные поезда, проходят пассажирские, раз в сутки
проходит скорый. Глубина темного леса пугала детей, которые в темноте потеряли
дорогу. Все учащиеся своевременно выполнили заданное задание. Следует отметить
в работе следующий недостаток  тема получила недостаточно полное раскрытие.
Зимний лес очень красив, все деревья стоят в зимнем убранстве. Огонь
перекинулся на соседний дом, который вскоре был весь охвачен огнем.

2. Спишите, замените, где нужно,
иноязычные слова русскими.

На концерте
превалировали вокальные номера. Школьная футбольная команда потерпела фиаско. В
сочинении ученика много дефектов. После долгих дебатов договорились назначить
прогулку на ближайшее воскресенье. Во время интервала между двумя уроками в
класс вошел директор школы. После инцидента со словом гусак ссора между Иваном
Ивановичем и Иваном Никифоровичем достигла кульминационного пункта. Хозяин
решил презентовать своему гостю старые часы.

3. Исправьте предложения,
устранив лексические ошибки.

Мальчики оказались
в огненном кольце, но они не стушевались. Районы засушливых земель
преобразовали свое лицо до неузнаваемости. Особое чувство привета пострадавшие
от наводнения выразили самоотверженно спасавшим их имущество пограничникам.
Предварительный план играет большое значение при написании сочинения. В романе
имеет место отсутствие ясно выраженной сюжетной линии. Большую роль в
спортивной закалке имеет упорная тренировка, выдержка, упорство. В новом
поселке воздвигнуты прекрасные благоустроенные дома. Появление волка было так
мгновенно, что охотник на минуту растерялся. Щенок лопал с такой жадностью, что
скоро тарелка кончилась, и он влез в нее обеими лапами. На пространстве
нескольких километров от станции земельное полотно дороги уже усеяно ровным
слоем гравия и утрамбовано.

4. Исправьте предложения,
объясните ошибки в употреблении форм числа имен существительных.

Статья в газете
отражает противоположные взгляды людей, принадлежащих к различным социальным
средам. Неправильные выражения нередко встречаются в речах детей. Партизанские
отряды иногда попадали в окружения. Почти все цеха завода испытывают трудности
при расчете с поставщиками. Нужно формировать у детей правильные отношения к
явлениям окружающей действительности. Молодые учителя систематически
обмениваются опытами проводимой ими учебно-экспериментальной работы. Ассоциация
фермеров имела возможность использовать трактора и комбайны. Родина славит
подвиги своих сыновей. В представлениях героев Чернышевского все было
по-другому .Опытные шофера уверенно вели машины по крутизне.

5. Исправьте предложения,
объясните ошибки.

1.Ученик был способный
к математике.2. Молодой фермер ожидает в этом году богатый урожай гречихи и
более обильный – в следующем.3. Подобный ответ бессмысленен. 4.У мальчика
появились и более худшие привычки. 5.Стихи были удачные и по содержанию и по
форме. 6.Первый ученик отвечал бойчее, чем второй.7. Комната низкая для такой
мебели. 8.Небо сегодня голубое и полно и полно удивительной прозрачности.
9.Партия была отложена в более лучшем положении для белых.10. Герой рассказа –
маленький гимназист. Он всегда подтянутый, всегда одетый по форме, культурный в
общении.

6. Исправьте
предложения, объясните ошибки.

Трое юношей и трое
девушек исполняли красивый танец. Школьная библиотека располагает двумя
тысячами четыреста восемьдесят тремя книгами. Папанинцы пробыли на льдине 247
суток. Город находится в полуторастах километов от областного центра. В  этот
день комиссия проэкзаменовала двадцать трех учащихся. Влажность воздуха
представляет 76,5 процентов. Машины стояли у обоих ворот. До начала экзаменов
осталось полтора учебного месяца. Девятьметровый сталетний дуб возвышался в
центре поляны.В соревнованиях участвовало 243 юношей и девушек. Каждому дали по
пяти тетрадей.

6.
Порядок выполнения работы:

1.
Повторить правила по учебнику.

2.
Выполнить задание.

7.
Содержание отчета:
Выполненное задание.

8.
Контрольные вопросы:

1. На
чем основывается переносное значение слова?

2. Сколько
значений имеет слово в контексте?

3.
Что называется немотивированным употреблением многозначных слов? Приведите примеры.

9.
Литература:
Власенков А.И. , Рыбченкова Л.М. Русский язык. 

Грамматика.  Текст. Стили речи.
Учебник для 10-11 классов. М., 2006.

Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский
язык. 10-11 классы. М., 2005. 

 Ожегов С.И. Словарь русского языка.        

Виды речевых ошибок

Блок информации

Речевые ошибки (Р) – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штам­пы,  неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов;  экспрессивных средств,  неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.

п/п

Вид ошибки Примеры

Р1

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Благодаря пожару, лес сгорел.

Р2

Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов

Таким людям всегда удается объегорить других. Обломов ничем не занимался и целыми днями валял дурака.

Р3

Неудачное употребление местоимений

Текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю; У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

Р4

Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление канцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики, жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов

По задумке автора, герой побеждает; Молчалин работает секретарем Фамусова; В романе А.С. Пушкина имеют место лирические отступления; Автор то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому кексу в грызло бы дал; Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

Р5

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

В таких случаях я взглядываю в словарь.

Р6

Неразличение паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно организованном контексте

Были приняты эффектные меры; Имя этого поэта знако­мо во многих странах; В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься; грампластинка не сказала еще своего последнего слова.

Р7

Нарушение лексической сочетаемости

Автор использует художественные особенности.

Р8

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Молодой юноша; очень прекрасный.

Р9

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

Р10

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного им.

Р11

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Р12

Употребление лишних слов, лексическая избыточность

Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, об этом позаботится книжный наш магазин.

Тренировочные упражнения

Задание 1. Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки.

1. Иванов, ты обратно опаздываешь на лекцию.

2. Наша родина подвергалась нашествию германского фашизма.

3. Вокруг была кромешная темнота.

4. Они готовы оказать школе любую благодарность, лишь бы ребенок стал студентом.

5. Сотрудниками милиции была задержана плеяда распоясавшихся хулиганов.

6. Оформление вашей курсовой работы желает много лучшего.

7. Спят березки в подвенечном саване. 8. В парке стоит прекрасная архитектура.

8. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

9. Наша страна занимает не последнее место по производству промышленности.

10. Однажды я попытался высказать свои мысли на этот вопрос.

Задание 2. Найдите в данных предложениях слова, употребленные в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение этих слов

1. Этот фильм – настоящий бестселлер.

2. При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны.

3. Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими.

4. Коттоновые брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных.

5. Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.                                                                

СЛОВАРЬ

БЕСТСЕЛЛЕР – пользующаяся повышенным спросом книга, издаваемая большими тиражами.  

ШОП-ТУР – поездка (обычно за границу) с целью приобретения вещей, продуктов и т. п.

СТАГНАЦИЯ – застой в производстве, торговле.

КОТТОНОВЫЙ – хлопчатобумажный.

ЭМИГРАНТ – переселенец из своей страны в какую-либо другую. ИММИГРАНТ – иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное  жительство.

Задание 3. Отметьте случаи лексической несочетаемости слов.

1. Проявить желание, проявить заботу, проявить, дисциплину, проявить медлительность, проявить уважение, проявить грубость, проявить порядок, проявить равнодушие.

2. Достичь успеха, достичь повышения, достичь порядка, достичь победы, достичь выполнения, достичь счастья.

3. Оказать доверие, оказать содействие, оказать дружбу, оказать невнимание, оказать возражение, оказать помощь.

4. Допустить ошибку, допустить неосведомленность, допустить дефекты, допустить грубость, допустить беспорядок.

5. Провести совещание, провести оценку, провести перестройку, провести организацию, провести реконструкцию.

6. Изжить недостатки, изжить потери, изжить бесхозяйственность, изжить грязь в помещении.

Задание 4. Выберите из слов в скобках необходимые  (с учетом лексической сочетаемости слов)

 1. (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть  (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, отъявленный (лодырь, умница), обречен (на успех, на провал), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война.

2. Утолить (жажду, голод, печаль, страх), плеяда (талантливых  ученых, сквернословящих хулиганов), стая (ворон, зайцев, волков), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день, утро), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение, успех, удачу).

Задание 5. Найдите в предложенных текстах ошибки в словоупотреблении и исправьте их.

1.Они работали как самые отъявленные специалисты.

2.Наши воины совершили много геройских подвигов.

3.Правдивое изображение жизни, отсутствие внешне эффективных сцен только усилило воздействие этого фильма.

4.Шолохов изобразил образы трех коммунистов.

5.Возьми хлеб себе, он все равно бесполезно пропадает.

6.Он смотрел из окна поезда на проносящуюся мимо кавалькаду скал, деревьев, кустов.

7.С тихим шумом лопались почки, гудели ранние пчелы.

8.Налицо незаконное растаскивание казенного имущества.

9.Численность рабочего дня в хирургическом отделении была ненормированной.

10.За добросовестный труд доктор Петров был предоставлен к награде.

Задание 6. Выберите тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании

1. Продлить (абонент, абонемент), (архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная) одежда, (ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зарплата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо, гнездовье).

2. (Голосистые, голосовые) связки, (гречишное, гречневое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребенок, (деревянная, древесная) кора, (лобная, лобовая) атака, (луковичный, луковый) привкус, (луковичная, луковая) форма куполов, (националистический, национальный) костюм, (снискать, сыскать) уважение.

Задание 7. Найдите нарушения лексических норм, объясните причины речевых ошибок.

1. Он учился в музыкальной консерватории.

2. Состоялся обмен имеющимся опытом.

3. Этот поворот в своей судьбе он предчувствовал заранее.

4. Эрмитаж – ценнейшая сокровищница культуры.

5. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору.

6. Роскошный внутренний интерьер дворца запомнится надолго.

7. Пожар способствует ожогам.

8. Осуществляется лечение вирусов, вызывающих рак.

9. Вы можете задать интересующие вас вопросы.

10. Чистота окружающей среды вызывает все возрастающую тревогу.

Задание 8. Исправьте предложения, в которых наблюдается речевая избыточность

1. Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню.

2. От стыда парнишка опустил голову вниз и молчал.

3. Сергей – настоящий меломан пения и музыки.

4. Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка.

5. Он крепко держал в своих руках штурвал руля.

6.Все гости получили памятные сувениры.

Употребление в речи по смыслу и потому логически излишних слов называется ПЛЕОНАЗМОМ

Задание 9. Выпишите слова, употребленные без учета значения, исправьте ошибки.

1.В 14 веке на Руси начался буйный расцвет архитектуры.

2.Он изо всех сил старается произвести на Софью внимание.

3.Наш класс считается экономическим, то есть мы будущие менеджменты.

4.Публика сканировала: «Браво, Сильвини!»

5.Вся публика была уже в триумфе.

6.На абзацах учебника по литературе приведены цитаты из произведений.

7.Нельзя забывать, что наши товары идут на импорт.

8.В честь пришедших на вечер прозвучал концерт.

9.Наконец-то обнаружены остатки царской семьи.

10.Моей подруге вырезали аппендицит.

Задание 10. Укажите неуместно употребленные однокоренные слова, замените их синонимами

1. Писатель писал роман в послевоенные годы.      

2. Лесник знает в своем лесничестве каждое деревце.

3.Герои-подпольщики вели себя героически.

4.Илюша говорил, что случился этот случай зимой.

5. Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку.

6. Активисты активно участвуют в работе.

Повторение однокоренных слов или одинаковых морфем называется ТАВТОЛОГИЕЙ

Задание 11. Найдите избыточные словосочетания.

Главная суть, суть дела, первое боевое крещение, ландшафт местности, памятный сувенир, период времени, демобилизоваться осенью, демобилизоваться из армии, дебют молодой балерины, впервые дебютировать, ввести в строй, постоянные еженедельные рубрики, еженедельные выступления, свободная вакансия.

Задание 12. Исправьте предложения, определите тип речевой ошибки.

1. Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло (единственный — «только один»).

2. Школьный стадион прислонился к старому парку (примыкал).

3. В зале ожидания находилось много командировочных (командированных).

4. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным (показывать пример).

5. Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес (лишнее слово- проливной).

6. Данный вопрос не играет существенного значения в решении задачи (играть роль).

7. Наши воины свершили много геройских подвигов (героических).

8. Эта выставка обогатит ваш кругозор (расширит).

Задание 13. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

1. В своей автобиографии Юрий Владимирович Никулин с благодарностью вспоминает талантливых артистов, с которыми ему довелось работать в цирке и на съёмочной площадке.

2. На семинар собрались молодые физики – будущий передовой авангард отечественной науки.

3. В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.

4. Младшая дочь, регулярно навещавшая родителей, заметила, что с годами у матери, которой было за шестьдесят, стали появляться необоснованные вспышки негодования, иногда отдающие высоко­мерной спесью.

5. Понятие в философии – это отвлечённая абстракция, представляющая собой обобщённое знание о предмете или явлении.

6. На конференции выступающий большую половину своего доклада посвятил анализу развития машиностроительной отрасли.

7. Вольфганг Амадей Моцарт начал обучаться музыке в раннем детстве и уже в четыре года впервые дебютировал как композитор, сочинив концерт для клавесина с оркестром.

8. После фильма экскурсовод рассказал детям о самых интересных фактах биографии жизни великих художников-импрессионистов.

9. Социализация представляет собой процесс, главная суть которого заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и учится эффективно взаимодействовать с другими людьми.

10. Я напомню вам простую истину: вы родные братья и поэтому должны взаимно помогать друг другу.

Задание 14. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово.

1. Бóльшую половину жизни Матвей Семёнович ни о чём не беспокоился, жил на широкую ногу, много, но бесцельно путешествовал, а потом что-то резко изменилось: он стал много думать, занялся благотворительностью и даже начал писать книги.

2. Время от времени глава семьи менял расстановку сил в собственном доме, одних возносил, других лишал на время полномочий, держал в грязном теле, с тем чтобы потом снова одарить вниманием и заботой.

3. Поздней осенью, к великому удивлению всех в усадьбе, он неожиданно вернулся с двумя слепцами в неимущей одежде.

4. В его позе было что-то от парадного портрета Вильгельма I; казалось, он взвешивал все за и против сделанного ему предложения и не спешил выразить ответ.

5. Василий Алексеевич звёзд с неба не ловил, но всё же был довольно опытным в военном деле командиром, прошедшим хорошую школу в Семилетнюю войну.

6. При этом в ряде регионов цены практически не изменятся, но будут и такие, где цена на отдельные товары подорожает в полтора раза и даже больше.

7. Чувствуя себя одинокой в своём горе, Наташа бо́льшую половину времени, одна в своей комнате, сидела в углу дивана и пристально смотрела в одну точку.

8. От литераторов критик требовал, чтобы они писали просто и доступно; от художественного произведения он ждал прежде всего ценного содержания, которое могло бы поднять кругозор читателя.

9. Хороший руководитель, без всякого сомнения, заботится о своих подчинённых и стремится показывать им образец во всём.

10. Когда мы бывали на концертах этого популярного артиста, его пение неизменно производило на нас фурор, и мы думали, что гóлоса прекраснее и быть не может, пока не оказались на выступлении Тимофея Дмитриевича.

Тестовые задания

Вариант 1

1.Паронимами не являются слова

а) идеалистический – идеалистичный

б) умственный – интеллектуальный

в) романтический – романтичный

г) криминальный – криминогенный

2. Правильно построены словосочетания

а) продвигать кого-либо по должности

б) повышать в должности

в) ввести деятельность

г) убедиться о достоинствах работы

3. Сочетаются с неодушевленными существительными слова

а) нестерпимый

б) удачливый

в) терпеливый

г) терпимый

4. Правильно построено словосочетание

а) свободная вакансия

б) монументальный памятник

в) хронометраж времени

г) обыкновенное чудо

5. Правильно построено предложение

а) Этот фильм оказал на нее просто неизгладимое впечатление.

б) У меня складывается мысль, что вы неясно представляете себе ситуацию.

в) Они сыграли главную роль в этой истории.

г) Наконец-то этот ребус распутан: задержаны трое бандитов.

6. Правильно построены предложения

а) Если мы одержим успех на выборах, то изменим экономическую ситуацию.

б) Я не хотел бы вдаваться в комментарии по этому вопросу.

в) Мы получили неожиданные результаты.

г) Спортсмен выполнил свои упражнения с пафосом.

7. Правильно построены предложения

а) Определить рейтинг политика непросто.

б) Я против крайностей и скоропостижных выводов.

в) Я не могу отказаться от искушения процитировать Достоевского.

г) Оплатите, пожалуйста, за проезд.

8. Правильными являются сочетания слов

а) самоотверженный проступок

б) главный приоритет

в) презентовать ценный подарок

г) тактический ход

9. Правильными являются сочетания слов

а) дельный взор

б) деловой вид

в) националистический бюджет

г) сатиричное произведение

10. Сочетаются с одушевленными существительными слова

а) шумовой

б) экономичный

в) шумный

г) громкий

Вариант 2

1. Лишним в синонимическом ряду является слово

а) неуч

б) невежа

в) профан

г) невежда

2. Синоним к слову плеоназм

а) избыточность

б) тавтология

в) образность

г) красочность

3. Правильно построены словосочетания

а) прыгать с парашюта

б) предпринять меры

в) заслужил известность

г) приобрел известность

4. Сочетаются с одушевленными существительными слова

а) маломощный

б) экономичный

в) экономный

г) задушевный

5. Правильно построено словосочетания

а) выдающийся виртуоз

б) высокий рейтинг

в) одеть пальто

г) заразная инфекция

6. Правильно построено предложение

а) Мы уделяем большое значение образованию наших школьников.

б) Когда нервничаешь, частенько разыгрывается аппетит.

в) Это не играет никакого значения.

г) Фильм поможет зрителям получить мнение о России.

7. Правильно построены предложения

а) Нам не удалось предвосхитить эти события.

б) Результаты выборов будут подведены после решения суда.

в) Задачи, поставленные нами, достигнуты.

г) Командированные шумели в кабинете администратора

8. Правильными являются сочетания слов

а) главная суть

б) очевидный факт

в) памятный сувенир

г) тактическое обращение

9. Правильно построены словосочетания

а) гостиничный номер

б) лесистая река

в) предварительный аванс

г) практический цвет

10. Правильно построены словосочетания

а) скоропостижное решение

б) уменьшение стоимости

в) прыгать с парашюта

г) подорожание цен

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Исправьте предложения укажите тип речевой ошибки
  • Исправьте предложения укажите какие допущены ошибки
  • Исправьте предложения определите тип речевой ошибки два единственных
  • Исправьте предложения объясните причину ошибки
  • Исправьте предложения объясните ошибки семена подсолнуха дробятся разминаются