Исправьте предложения укажите тип речевой ошибки

Виды речевых ошибок

Блок информации

Речевые ошибки (Р) – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штам­пы,  неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов;  экспрессивных средств,  неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.

п/п

Вид ошибки Примеры

Р1

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Благодаря пожару, лес сгорел.

Р2

Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов

Таким людям всегда удается объегорить других. Обломов ничем не занимался и целыми днями валял дурака.

Р3

Неудачное употребление местоимений

Текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю; У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

Р4

Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление канцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики, жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов

По задумке автора, герой побеждает; Молчалин работает секретарем Фамусова; В романе А.С. Пушкина имеют место лирические отступления; Автор то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому кексу в грызло бы дал; Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

Р5

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

В таких случаях я взглядываю в словарь.

Р6

Неразличение паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно организованном контексте

Были приняты эффектные меры; Имя этого поэта знако­мо во многих странах; В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься; грампластинка не сказала еще своего последнего слова.

Р7

Нарушение лексической сочетаемости

Автор использует художественные особенности.

Р8

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Молодой юноша; очень прекрасный.

Р9

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

Р10

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного им.

Р11

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Р12

Употребление лишних слов, лексическая избыточность

Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, об этом позаботится книжный наш магазин.

Тренировочные упражнения

Задание 1. Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки.

1. Иванов, ты обратно опаздываешь на лекцию.

2. Наша родина подвергалась нашествию германского фашизма.

3. Вокруг была кромешная темнота.

4. Они готовы оказать школе любую благодарность, лишь бы ребенок стал студентом.

5. Сотрудниками милиции была задержана плеяда распоясавшихся хулиганов.

6. Оформление вашей курсовой работы желает много лучшего.

7. Спят березки в подвенечном саване. 8. В парке стоит прекрасная архитектура.

8. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

9. Наша страна занимает не последнее место по производству промышленности.

10. Однажды я попытался высказать свои мысли на этот вопрос.

Задание 2. Найдите в данных предложениях слова, употребленные в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение этих слов

1. Этот фильм – настоящий бестселлер.

2. При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны.

3. Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими.

4. Коттоновые брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных.

5. Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.                                                                

СЛОВАРЬ

БЕСТСЕЛЛЕР – пользующаяся повышенным спросом книга, издаваемая большими тиражами.  

ШОП-ТУР – поездка (обычно за границу) с целью приобретения вещей, продуктов и т. п.

СТАГНАЦИЯ – застой в производстве, торговле.

КОТТОНОВЫЙ – хлопчатобумажный.

ЭМИГРАНТ – переселенец из своей страны в какую-либо другую. ИММИГРАНТ – иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное  жительство.

Задание 3. Отметьте случаи лексической несочетаемости слов.

1. Проявить желание, проявить заботу, проявить, дисциплину, проявить медлительность, проявить уважение, проявить грубость, проявить порядок, проявить равнодушие.

2. Достичь успеха, достичь повышения, достичь порядка, достичь победы, достичь выполнения, достичь счастья.

3. Оказать доверие, оказать содействие, оказать дружбу, оказать невнимание, оказать возражение, оказать помощь.

4. Допустить ошибку, допустить неосведомленность, допустить дефекты, допустить грубость, допустить беспорядок.

5. Провести совещание, провести оценку, провести перестройку, провести организацию, провести реконструкцию.

6. Изжить недостатки, изжить потери, изжить бесхозяйственность, изжить грязь в помещении.

Задание 4. Выберите из слов в скобках необходимые  (с учетом лексической сочетаемости слов)

 1. (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть  (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, отъявленный (лодырь, умница), обречен (на успех, на провал), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война.

2. Утолить (жажду, голод, печаль, страх), плеяда (талантливых  ученых, сквернословящих хулиганов), стая (ворон, зайцев, волков), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день, утро), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение, успех, удачу).

Задание 5. Найдите в предложенных текстах ошибки в словоупотреблении и исправьте их.

1.Они работали как самые отъявленные специалисты.

2.Наши воины совершили много геройских подвигов.

3.Правдивое изображение жизни, отсутствие внешне эффективных сцен только усилило воздействие этого фильма.

4.Шолохов изобразил образы трех коммунистов.

5.Возьми хлеб себе, он все равно бесполезно пропадает.

6.Он смотрел из окна поезда на проносящуюся мимо кавалькаду скал, деревьев, кустов.

7.С тихим шумом лопались почки, гудели ранние пчелы.

8.Налицо незаконное растаскивание казенного имущества.

9.Численность рабочего дня в хирургическом отделении была ненормированной.

10.За добросовестный труд доктор Петров был предоставлен к награде.

Задание 6. Выберите тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании

1. Продлить (абонент, абонемент), (архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная) одежда, (ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зарплата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо, гнездовье).

2. (Голосистые, голосовые) связки, (гречишное, гречневое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребенок, (деревянная, древесная) кора, (лобная, лобовая) атака, (луковичный, луковый) привкус, (луковичная, луковая) форма куполов, (националистический, национальный) костюм, (снискать, сыскать) уважение.

Задание 7. Найдите нарушения лексических норм, объясните причины речевых ошибок.

1. Он учился в музыкальной консерватории.

2. Состоялся обмен имеющимся опытом.

3. Этот поворот в своей судьбе он предчувствовал заранее.

4. Эрмитаж – ценнейшая сокровищница культуры.

5. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору.

6. Роскошный внутренний интерьер дворца запомнится надолго.

7. Пожар способствует ожогам.

8. Осуществляется лечение вирусов, вызывающих рак.

9. Вы можете задать интересующие вас вопросы.

10. Чистота окружающей среды вызывает все возрастающую тревогу.

Задание 8. Исправьте предложения, в которых наблюдается речевая избыточность

1. Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню.

2. От стыда парнишка опустил голову вниз и молчал.

3. Сергей – настоящий меломан пения и музыки.

4. Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка.

5. Он крепко держал в своих руках штурвал руля.

6.Все гости получили памятные сувениры.

Употребление в речи по смыслу и потому логически излишних слов называется ПЛЕОНАЗМОМ

Задание 9. Выпишите слова, употребленные без учета значения, исправьте ошибки.

1.В 14 веке на Руси начался буйный расцвет архитектуры.

2.Он изо всех сил старается произвести на Софью внимание.

3.Наш класс считается экономическим, то есть мы будущие менеджменты.

4.Публика сканировала: «Браво, Сильвини!»

5.Вся публика была уже в триумфе.

6.На абзацах учебника по литературе приведены цитаты из произведений.

7.Нельзя забывать, что наши товары идут на импорт.

8.В честь пришедших на вечер прозвучал концерт.

9.Наконец-то обнаружены остатки царской семьи.

10.Моей подруге вырезали аппендицит.

Задание 10. Укажите неуместно употребленные однокоренные слова, замените их синонимами

1. Писатель писал роман в послевоенные годы.      

2. Лесник знает в своем лесничестве каждое деревце.

3.Герои-подпольщики вели себя героически.

4.Илюша говорил, что случился этот случай зимой.

5. Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку.

6. Активисты активно участвуют в работе.

Повторение однокоренных слов или одинаковых морфем называется ТАВТОЛОГИЕЙ

Задание 11. Найдите избыточные словосочетания.

Главная суть, суть дела, первое боевое крещение, ландшафт местности, памятный сувенир, период времени, демобилизоваться осенью, демобилизоваться из армии, дебют молодой балерины, впервые дебютировать, ввести в строй, постоянные еженедельные рубрики, еженедельные выступления, свободная вакансия.

Задание 12. Исправьте предложения, определите тип речевой ошибки.

1. Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло (единственный — «только один»).

2. Школьный стадион прислонился к старому парку (примыкал).

3. В зале ожидания находилось много командировочных (командированных).

4. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным (показывать пример).

5. Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес (лишнее слово- проливной).

6. Данный вопрос не играет существенного значения в решении задачи (играть роль).

7. Наши воины свершили много геройских подвигов (героических).

8. Эта выставка обогатит ваш кругозор (расширит).

Задание 13. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

1. В своей автобиографии Юрий Владимирович Никулин с благодарностью вспоминает талантливых артистов, с которыми ему довелось работать в цирке и на съёмочной площадке.

2. На семинар собрались молодые физики – будущий передовой авангард отечественной науки.

3. В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.

4. Младшая дочь, регулярно навещавшая родителей, заметила, что с годами у матери, которой было за шестьдесят, стали появляться необоснованные вспышки негодования, иногда отдающие высоко­мерной спесью.

5. Понятие в философии – это отвлечённая абстракция, представляющая собой обобщённое знание о предмете или явлении.

6. На конференции выступающий большую половину своего доклада посвятил анализу развития машиностроительной отрасли.

7. Вольфганг Амадей Моцарт начал обучаться музыке в раннем детстве и уже в четыре года впервые дебютировал как композитор, сочинив концерт для клавесина с оркестром.

8. После фильма экскурсовод рассказал детям о самых интересных фактах биографии жизни великих художников-импрессионистов.

9. Социализация представляет собой процесс, главная суть которого заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и учится эффективно взаимодействовать с другими людьми.

10. Я напомню вам простую истину: вы родные братья и поэтому должны взаимно помогать друг другу.

Задание 14. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово.

1. Бóльшую половину жизни Матвей Семёнович ни о чём не беспокоился, жил на широкую ногу, много, но бесцельно путешествовал, а потом что-то резко изменилось: он стал много думать, занялся благотворительностью и даже начал писать книги.

2. Время от времени глава семьи менял расстановку сил в собственном доме, одних возносил, других лишал на время полномочий, держал в грязном теле, с тем чтобы потом снова одарить вниманием и заботой.

3. Поздней осенью, к великому удивлению всех в усадьбе, он неожиданно вернулся с двумя слепцами в неимущей одежде.

4. В его позе было что-то от парадного портрета Вильгельма I; казалось, он взвешивал все за и против сделанного ему предложения и не спешил выразить ответ.

5. Василий Алексеевич звёзд с неба не ловил, но всё же был довольно опытным в военном деле командиром, прошедшим хорошую школу в Семилетнюю войну.

6. При этом в ряде регионов цены практически не изменятся, но будут и такие, где цена на отдельные товары подорожает в полтора раза и даже больше.

7. Чувствуя себя одинокой в своём горе, Наташа бо́льшую половину времени, одна в своей комнате, сидела в углу дивана и пристально смотрела в одну точку.

8. От литераторов критик требовал, чтобы они писали просто и доступно; от художественного произведения он ждал прежде всего ценного содержания, которое могло бы поднять кругозор читателя.

9. Хороший руководитель, без всякого сомнения, заботится о своих подчинённых и стремится показывать им образец во всём.

10. Когда мы бывали на концертах этого популярного артиста, его пение неизменно производило на нас фурор, и мы думали, что гóлоса прекраснее и быть не может, пока не оказались на выступлении Тимофея Дмитриевича.

Тестовые задания

Вариант 1

1.Паронимами не являются слова

а) идеалистический – идеалистичный

б) умственный – интеллектуальный

в) романтический – романтичный

г) криминальный – криминогенный

2. Правильно построены словосочетания

а) продвигать кого-либо по должности

б) повышать в должности

в) ввести деятельность

г) убедиться о достоинствах работы

3. Сочетаются с неодушевленными существительными слова

а) нестерпимый

б) удачливый

в) терпеливый

г) терпимый

4. Правильно построено словосочетание

а) свободная вакансия

б) монументальный памятник

в) хронометраж времени

г) обыкновенное чудо

5. Правильно построено предложение

а) Этот фильм оказал на нее просто неизгладимое впечатление.

б) У меня складывается мысль, что вы неясно представляете себе ситуацию.

в) Они сыграли главную роль в этой истории.

г) Наконец-то этот ребус распутан: задержаны трое бандитов.

6. Правильно построены предложения

а) Если мы одержим успех на выборах, то изменим экономическую ситуацию.

б) Я не хотел бы вдаваться в комментарии по этому вопросу.

в) Мы получили неожиданные результаты.

г) Спортсмен выполнил свои упражнения с пафосом.

7. Правильно построены предложения

а) Определить рейтинг политика непросто.

б) Я против крайностей и скоропостижных выводов.

в) Я не могу отказаться от искушения процитировать Достоевского.

г) Оплатите, пожалуйста, за проезд.

8. Правильными являются сочетания слов

а) самоотверженный проступок

б) главный приоритет

в) презентовать ценный подарок

г) тактический ход

9. Правильными являются сочетания слов

а) дельный взор

б) деловой вид

в) националистический бюджет

г) сатиричное произведение

10. Сочетаются с одушевленными существительными слова

а) шумовой

б) экономичный

в) шумный

г) громкий

Вариант 2

1. Лишним в синонимическом ряду является слово

а) неуч

б) невежа

в) профан

г) невежда

2. Синоним к слову плеоназм

а) избыточность

б) тавтология

в) образность

г) красочность

3. Правильно построены словосочетания

а) прыгать с парашюта

б) предпринять меры

в) заслужил известность

г) приобрел известность

4. Сочетаются с одушевленными существительными слова

а) маломощный

б) экономичный

в) экономный

г) задушевный

5. Правильно построено словосочетания

а) выдающийся виртуоз

б) высокий рейтинг

в) одеть пальто

г) заразная инфекция

6. Правильно построено предложение

а) Мы уделяем большое значение образованию наших школьников.

б) Когда нервничаешь, частенько разыгрывается аппетит.

в) Это не играет никакого значения.

г) Фильм поможет зрителям получить мнение о России.

7. Правильно построены предложения

а) Нам не удалось предвосхитить эти события.

б) Результаты выборов будут подведены после решения суда.

в) Задачи, поставленные нами, достигнуты.

г) Командированные шумели в кабинете администратора

8. Правильными являются сочетания слов

а) главная суть

б) очевидный факт

в) памятный сувенир

г) тактическое обращение

9. Правильно построены словосочетания

а) гостиничный номер

б) лесистая река

в) предварительный аванс

г) практический цвет

10. Правильно построены словосочетания

а) скоропостижное решение

б) уменьшение стоимости

в) прыгать с парашюта

г) подорожание цен

Речевые ошибки делают предложение корявым и трудно воспринимаемым. Чтобы избежать подобных ошибок, обязательно перечитывайте написанный вами текст, желательно, вслух. При таком способе все нелепости и неправильные обороты выявить существенно легче.

Разбираем предложения

Итак:

  1. Брат, приехав на каникулы, сразу затеял в квартире ремонт и перестановку мебели. Здесь грубых ошибок нет, однако, обстоятельство «в квартире» желательно перенести в конец, чтобы предложение звучало более благозвучно. Брат, приехав на каникулы, сразу затеял ремонт и перестановку мебели в квартире. 
  2. Выехав за город, машина у соседа заглохла. Здесь неправильно употреблен деепричастный оборот. Он относится к подлежащему, выступающему главным членом предложения. Лучше, если главную роль будет иметь воодушевленное лицо, а именно — сосед. У соседа, выехавшего за город, заглохла машина. 
  3. Нажав на тормоз изо всех сил, машина всё же врезалась в фонарный столб. Здесь допущена грубая речевая ошибка: создается впечатление, что именно сама машина нажала на тормоз. Приведем два верных варианта. Несмотря на то, что водитель нажал на тормоз изо всех сил, машина всё же врезалась в фонарный столб. Несмотря на нажатый изо всех сил тормоз, водителю не удалось избежать столкновения машины с фонарным столбом.
  4. Дети прибежали с улицы, громко крича и размахивая руками. В этом предложении ошибок нет.

Иногда, чтобы выявить ошибку, приходится перечитывать предложение не один, а сразу два-три раза.

Несколько полезных советов

Деепричастный оборот всегда относится к подлежащему — если в предложении подлежащее отсутствует, это уже говорит об ошибке.

Такой оборот всегда выделяется запятыми, вне зависимости от того, в каком месте предложения он стоит.

Если сказуемое, выраженное глаголом, стоит в будущем времени, использование деепричастного оборота в таком предложении является неуместным. Пример: сделав уроки, я буду отдыхать.

В безличном предложении деепричастный оборот также неуместен. Пример: выйдя на улицу, ему стало холодно.

Запомните эти правила и применяйте деепричастные обороты без ошибок.

Исправьте речевые ошибки в предложениях.

Назовите тип ошибок

1.

Только что прошел сильный, проливной дождь

2.

У матери отлегло сердце, когда она увидела Павла живым и невредимым

3.

Небо затянуло сплошным серым облаком.

На этой странице вы найдете ответ на вопрос Исправьте речевые ошибки в предложениях?. Вопрос
соответствует категории Русский язык и уровню подготовки учащихся 10 — 11 классов классов. Если ответ полностью не удовлетворяет критериям поиска, ниже можно
ознакомиться с вариантами ответов других посетителей страницы или обсудить с
ними интересующую тему. Здесь также можно воспользоваться «умным поиском»,
который покажет аналогичные вопросы в этой категории. Если ни один из
предложенных ответов не подходит, попробуйте самостоятельно сформулировать
вопрос иначе, нажав кнопку вверху страницы.

Исправьте речевые ошибки.
1. Вперед думай, потом отвечай.
2. Он декларировал громогласно о своих планах.
3. Он попал в противотуберкулезный диспансер.
4. Я кушаю фрукты каждый день.
5. Заглавную роль в пьесе «Враги» играет Сидоров.
6. За дорогой на вершине холма – лес, а на его склонах раскинулись луга.
7. В книге говорится о дружбе класса, о том, как они болеют за успеваемость.
8. Давыдов собирает крестьянство, чтобы посвятить их в свои планы.
9. В лесах особенно долго была зима, и снег медленно таял, так как их защищали от солнца деревья.
10. Своими соображениями о новом методе он поделился с коллегой по работе.
11. Специфическая особенность художественной речи состоит в том, что в ней много образных слов и выражений.
12. Ваше согласие играет для меня большое значение.
13. Я предприму усилия, чтобы сдать экзамен по русскому языку.
14. Он очень практический человек.
15. Все командировочные могут поселиться в гостинице.
16. Благодаря наводнению люди остались без крова.
17. Эти разрушения произошли за счет плохой работы труб.
18. Каждый тракторист был закреплен за определенным трактором, который следил за его состоянием.
19. Подъезжая к станции и глядя на вокзал в окно, меня охватила внезапная радость.
20. Проходя по цеху, на меня пахнуло жаром.
21. Глядя на ветку сирени, мне вспомнилась родина.
22. Жизнь должна изображаться в книгах, не приукрашивая ее.
23. Взобравшись на крышу, Павке виден был сад Лещинских.
24. Увидев револьвер, у него захватило дух.
25. Живя в монастыре, Мцыри захватили мечты о родине.
26. Газета «Известия» опубликовали статью о деятельности новой партии.
27. Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, остановились у нас.
28. Сквозь щели в крыше проникает два солнечных луча.
29. В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Италия и другие.
30. Если цветы сразу же не поставить в вазу, они будут еще вялее.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
1. Сначала думай, потом отвечай.
2. Он объявил громогласно о своих планах.
3. Он попал в туберкулезный диспансер.
4. Я ем фрукты каждый день.
5. Главную роль в пьесе «Враги» играет Сидоров.
6. За дорогой на склонах холма раскинулись луга, а на его вершине растет лес.
7. В книге говорится о дружбе класса, о том, как они борются за успеваемость.
8. Давыдов собирает крестьян, чтобы посвятить их в свои планы.
9. В лесах особенно долго была зима, и снег медленно таял, так как его защищали от солнца деревья.
10. Своими соображениями о новом методе он поделился с коллегой.
11. Специфическая особенность художественной речи состоит в наличии большого количества образных слов и выражений.
12. Ваше согласие играет для меня большую роль.
13. Я приложу все усилия, чтобы сдать экзамен по русскому языку.
14. Он очень практичный человек.
15. Все командированные могут поселиться в гостинице.
16. Из-за наводнения люди остались без крова.
17. Эти разрушения произошли в результате плохой работы труб.
18. За каждым трактористом закреплен определенный трактор, за состоянием которого он обязан следить.
19. Подъезжая к станции и глядя на вокзал в окно, я почувствовал внезапную радость.
20. Когда я проходил по цеху, на меня пахнуло жаром.
21. Когда я смотрю на ветку сирени, мне вспоминается родина.
22. В книгах жизнь должна изображаться без прикрас.
23. Взобравшись на крышу, Павка увидел сад Лещинских.
24. Когда он увидел револьвер, у него захватило дух.
25. Когда Мцыри жил в монастыре, он мечтал о родине.
26. Газета «Известия» опубликовала статью о деятельности новой партии.
27. Живущие в Сибири родственники, приехав в Москву, остановились у нас.
28. Сквозь щели в крыше проникают два солнечных луча.
29. В турнире принимали участие представители многих стран: Австрии, Венгрии, России, Италии и других.
30. Если цветы сразу же не поставить в вазу, они завянут.

Упражнение 13. Исправьте речевые ошибки.

1. Вперед думай, потом отвечай.

2. Он декларировал громогласно о своих планах.

3. Он попал в противотуберкулезный диспансер.

4. Я кушаю фрукты каждый день.

5. Заглавную роль в пьесе «Враги» играет Сидоров.

6. За дорогой на вершине холма – лес, а на его склонах раскинулись луга.

7. В книге говорится о дружбе класса, о том, как они болеют за успеваемость.

8. Давыдов собирает крестьянство, чтобы посвятить их в свои планы.

9. В лесах особенно долго была зима, и снег медленно таял, так как их защищали от солнца деревья.

10. Своими соображениями о новом методе он поделился с коллегой по работе.

11. Специфическая особенность художественной речи состоит в том, что в ней много образных слов и выражений.

12. Ваше согласие играет для меня большое значение.

13. Я предприму усилия, чтобы сдать экзамен по русскому языку.

14. Он очень практический человек.

15. Все командировочные могут поселиться в гостинице.

16. Благодаря наводнению люди остались без крова.

17. Эти разрушения произошли за счет плохой работы труб.

18. Каждый тракторист был закреплен за определенным трактором, который следил за его состоянием.

19. Подъезжая к станции и глядя на вокзал в окно, меня охватила внезапная радость.

20. Проходя по цеху, на меня пахнуло жаром.

21. Глядя на ветку сирени, мне вспомнилась родина.

22. Жизнь должна изображаться в книгах, не приукрашивая ее.

23. Взобравшись на крышу, Павке виден был сад Лещинских.

24. Увидев револьвер, у него захватило дух.

25. Живя в монастыре, Мцыри захватили мечты о родине.

26. Газета «Известия» опубликовали статью о деятельности новой партии.

27. Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, остановились у нас.

28. Сквозь щели в крыше проникает два солнечных луча.

29. В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Италия и другие.

30. Если цветы сразу же не поставить в вазу, они будут еще вялее.

Упражнение 14. Исправьте речевые ошибки.

1. Нужно подумать о кормах на зиму для животноводства.

2. Шел дождь и два студента, один – в университет, другой – в плаще.

3. Российские спортсмены прибыли на международные соревнования для того, чтобы принять участие в соревнованиях, в которых будут участвовать не только российские, но и зарубежные спортсмены.

4. Значительная часть сезона знаменуется ликвидацией снежного покрова.

5. В высокой вазе цветы будут выглядеть более красивее.

6. Я приобрела для сына настольную игру.

7. Мальчик навзничь упал на землю, уткнувшись лицом в ладони рук.

8. Удельный вес грамотных по переписи 1897 года определялся в 36,7 %.

9. Город обеспечит молочными продуктами новый завод в Житомире.

10. По получению ответа немедленно реагируйте.

11. Написав ей, он стал ждать ответа.

12. Я с сестрой собрались на пруд.

13. Вся семья Ростовых после обеда слушали манифест.

14. Выезжая на Сечь, казаков никто не остановил.

15. Поднявшись вверх по реке, их застигла буря.

16. Он был смелый человек, не боясь трудностей.

17. Петя с другом решили, что поедем в лагерь.

18. По дороге Владимир спросил у Павла, что какое дело у его отца в городе.

19. Кубанцы знают и радуются своим успехам.

20. Охотник увидел барса, но он был не из трусливых.

21. Мартын накинул на голову барса мешок и, когда увидел, что он не может его сбросить, он вмиг очутился на нем верхом.

22. Он дал щенку мяса, и он за несколько секунд съел его.

23. Наш интерес к медицине вполне понятный.

24. Дедушка пришел на концерт послушать выступление его внука.

25. Самый наибольший вред наносит человеку курение.

26. Свыше пятьсот народностей проживают на этом континенте.

27. Среди двадцать одного студентов группы четверо были отличниками.

28. Какая-то птица села на ветку, и с нее посыпался серебряный дождь.

29. Наиболее высочайшие здания в мире находятся в городе Нью-Йорке.

30. На обеих коленях были царапины.

1
курс

1

Тема:
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.

Подготовка
реферата (по выбору):

«Русский
язык в современном мире».

«Язык и
культура».

6

реферат

Задание:
Написать реферат на одну из тем: «Русский язык в современном мире».

«Язык и
культура».

2

Тема: Основные
требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность
употребления языковых средств.

Информационная
переработка текста. Подбор примеров стилей, описание их характерных признаков,
их разбор и анализ.

1

Письменный
анализ

Задание: Запишите предложения, исправляя речевые ошибки.

Все
командировочные могут поселиться в гостинице.

Благодаря наводнению люди остались
без крова.

Эти разрушения произошли за счет
плохой работы труб.

Каждый тракторист был закреплен за
определенным трактором, который следил за его состоянием.

Подъезжая к станции и глядя на
вокзал в окно, меня охватила внезапная радость.

Проходя по цеху, на меня пахнуло
жаром.

Глядя на ветку сирени, мне вспомнилась
родина.

Жизнь должна изображаться в книгах,
не приукрашивая ее.

Взобравшись на крышу, Павке виден
был сад Лещинских.

Увидев револьвер, у него захватило
дух.

Живя в монастыре, Мцыри захватили
мечты о родине.

3

Тема: Функциональные стили речи и
их особенности.

Оформление
и заполнение различных видов деловых документов.

1

Примеры
документов

 Задание: Написать
заявление о приеме на работу, доверенность.

4

Тема:  Текст как произведение речи.

Составление
плана, тезиса, конспекта, реферата, аннотации. Оформление и заполнение
различных видов деловых документов.

3

План,
конспект, тезисы, аннотации.

 Задание: Составить
план по тексту, написать конспект.

Россия
— это изумительная страна, она имеет свою интересную историю и славится разнообразием
традиций. Но если речь заходит о красоте, то это, непременно, речь пойдет о
природе.

Тема
природы нашей Родины вызывает у человека переживания, так как природа России
самая неповторимая и подобной такой нет, и не будет никогда. Она нам очень дорога,
наблюдая за явлениями природы, знаем, что такого не увидим нигде и никогда.

В
России множество прекрасных мест, где можно насладиться нетронутой человеком
любимой и родной красотой. Удивительная русская природа разнообразна и
неповторима, на севере природа отличается от природы юга. Много удивительных
мест расположенных в разных климатических зонах.

Зеркальные
озера поражают своей красотой. Реки удивляют своей силой, можно сказать, что
все это похоже на душу русского народа. Так же огромные просторы тайги,
вызывают удивление и восхищение у путешественников.

Наша
природа – это наше золото. О ней необходимо постоянно заботиться и защищать ее,
так как, человек и природа тесно связаны. Мы обязаны беречь друг друга.

Природа
в России очень разнообразна. Растительный мир отличается между собой Например в
тундре растут только карликовые деревья, мхи и лишайники. Из животных водятся
олени и белые медведи.

Тайга
представляет собой уникальный и своеобразный набор растительности. Тут мы
встретим хвойные сорта деревьев, такие как пихта, ель, сосна. Из ягод можно
встретить чернику и бруснику.

Если
отправимся на юг, несомненно, окажемся в смешанных лесах. К величавым соснам и
елям прибавляются березы и осины. Из кустарников растут смородина и малина.
Лето здесь теплее и солнечнее.

5

Тема: Функционально-смысловые   
типы    речи.   

Сочинение-рассуждение
на тему: «Моя профессия – самая увлекательная».

3

сочинение

Задание: Написать
сочинение-рассуждение на тему: «Моя профессия – самая увлекательная». (объём
0,5-1 лист).

6

Тема:
Лингвостилистический анализ текста.

Составление
связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую тему.

1

высказывание

Задание: Составить
рассказ по теме «Моё любимое время года» (12-15 предложений).

7

Тема:  Фонетические
единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог.

Работа с
орфоэпическими словарями.

Орфоэпический
анализ слова.

1

анализ

Задание: Выполните тест:

1. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный,
выделена верно?

1) Эксперт         2) кухОнный  
      3) ходатАйство            
 4) закУпорить

2. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный,
выделена верно?

1) облЕгчить        2) донИзу  
      3) икОнопись            
  4) кладовАя

3. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный,
выделена верно?

1) занялА             2)
нАчала          3) дОбела        
             4) Умерла

4. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный,
выделена неверно?

1) фОрзац          2) алфавИт
       3) воссоздАла          
 4) бОроду

5. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный,
выделена верно?

1) бухгАлтеров         2) катАлог
         3) исчерпАть*        
   4) клалА

6. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный,
выделена неверно?

1) звонИшь           2) низведЁн
           3) кОрмящий      
       4) кровоточИт

7. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный,
выделена неверно?

1) балУясь            2)
дозвонИтся         3) прИняли        
    4) прирУченный

8. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный,
выделена неверно?

1) обеспЕчение             2)
дАвнишний           3) включЁнный    
 4) клЕить

9. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный,
выделена неверно?

1) щемИт            2)
ободрАла;             3) прозорлИва    
         4) красИвейший

10. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный,
выделена верно?

1) осведомИться        2) надорвалАсь
      3) отключенный         4) принудить

11. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) включен           2) гнала
             3) свекла      
 4) оптовый

12. В каком слове ударение падает на второй слог?

1) километр            
  2) согнутый           3) недуг    
          4) обостренный

8

Тема:
Орфоэпия. Орфоэпические нормы языка.

Сообщение
об ассонансе, аллитерации.

1

анализ

3

сообщение

Задание 1.Выполните
тест:

1. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный,
выделена верно?

1) полить ирИс        2) знамЕние
           3) балОванный      
       4) звОнит

2. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный,
выделена верно?

1) христианИн            2)
апОстроф          3) генЕзис      
     4) танцовщИк

3. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный,
выделена верно?

1) принУдить       2) мелькОм    
    3) новорОжденный        4) факсимИле

4. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный,
выделена верно?

1) граждАнство             2)
ворвАлась             3) звОнит    
        4) закупОрив

5. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный,
выделена верно?

1) нАнявшийся           2) (до)
аэропОрта        3) врУчит        
   4) конусОв

6. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный,
выделена неверно?

1) нарвалА            
 2) зАнял               3) мозАичный
                4) заселЁн

7. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный,
выделена неверно?

1) откУпорил            
   2) новостЕй               3)
убЫстрить            4) цЕнтнер

8. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный,
выделена неверно?

1) начАвшись       2) опломбировАть  
     3) срЕдствами;     4) прОживший

9. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный,
выделена неверно?

1) налИвший          2) крАлась
         3) прИбыв          
 4) поделЁнный

10. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный,
выделена верно?

1) сливОвый         2) зАперта  
        3) полОжить          4)
облегчИт

11. В каком слове ударение падает на второй слог?

1) добрала          2) кремень
          3) ненадолго        
  4) документ

12. В каком слове ударение падает на третий слог?

1) исстари            2)
осведомишься             3) плодоносить  
        4) нарвала

Задание 2:
Подготовить устное сообщение на тему «Что такое ассонанс и аллитерация».

2
курс

9

Тема: Слово в лексической системе
языка. Метафора, метонимия. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы.

Информационная
переработка текста. Подбор примеров антонимов, синонимов, их разбор и анализ.

1

Письменный
анализ

1

Письменный
анализ

1

Письменный
анализ

Задание 1. Выполните:

1. Прочитайте
предложения, укажите значения существительного «земля» в каждой строчке.

1. Земля движется
вокруг Солнца.

2. После многих дней
плавания вахтенный матрос увидел,наконец, землю.

3. Тщательная обработка
земли обеспечивает высокие

урожаи.

4. При посадке
некоторых пород плодовых деревьев землю смешивают с песком и глиной.

5. С детства он мечтал
о путешествиях, хотел посмотреть чужие земли.

2. Прочитайте
предложения, укажите значения

прилагательного
«тяжёлый» в каждой строчке.

1. Носильщик с трудом
поднял тяжёлый чемодан.

2. После смерти
родителей на долю старшего брата выпала тяжёлая обязанность воспитывать
маленькую сестрёнку.

3. Сзади нас слышались
чьи-то тяжёлые шаги.

4. Трудно сладить с
человеком, у которого тяжёлый характер.

5. За тяжёлое
преступление полагается и тяжёлое наказание.

3. Прочитайте
предложения, укажите значения

глагола «идти» в каждой
строчке.

1. Последний рейсовый
автобус уже ушёл.

2. Обычно в это время
года лёд уже идёт по реке.

3. Если урок сделал,
можешь идти гулять.

4. Мы уверенно идём к
намеченной цели.

5. Не всегда можно идти
против воли большинства.

6. Письма, отправленные
авиапочтой, идут очень быстро.

7. После починки мои
часы идут хорошо.

Задание 2

 Выпишите из  каждой группы слов слова-историзмы.

А. Книга, дом, полон, колчан. 2. Вещать,
один, опричник, бренный. 3. Оный, каждый, посадские, рязанский. 4. Лицей, обет,
заветы, конфликты. 5. Переполох, околоток, коллега, вага (тяжесть). 6.
Бира, личба (счет), доход, прибыль. 7. Сей, вельможа, льзя (можно), острог. 8.
Пуще, паче, зело, стольник. 9. Чревоугодник, артикул, перепись, писец.

Б. Выпишите из
этого отрывка все устаревшие слова
.

(Персты, златая, венец, перловый, чело.)

Какие из этих слов вам непонятны? Скорее
всего, непонятно, почему венец — перловый. Вы, наверное, знаете перловый суп и перловую
кашу. А что такое перловый венец? Перл — в старину означало жемчуг,
жемчужина. Так что перловый венец — это венец, украшенный жемчугом. А
что значит чело? Так раньше называли лоб.

Задание 3 Выпишите все профессионализмы
из текста

1. Соляромобиль — первое в Европе транспорт­ное
средство, передвигающееся с помощью энергии Солнца. 2. Популярность получили
эхотахокардиографы — приборы, которые используются во врачеб­ной практике для
диагностики заболеваний сердца. 3. [Название статьи:] «Логичен ли синистроз?»
Не ищите этот термин в медицинских справочниках. Хотя синистроз — болезнь.
Только не человеческого организма, а общественного. …Явление названо точ­но. 
Sinistre, будучи прилагательным, означает мрач­ный, зловещий, предсказывающий
беду. В качестве существительного — катастрофа, неотвратимое сти­хийное
бедствие. Именно ощущение неотвратимос­ти худших времен проникло в сознание
многих фран­цузов. 5. В рабочем районе Москвы — Люблинс­ком — поднялось здание
из бетона и стали. «Уни­версам» — светятся буквы на его фасаде. Это круп­ный
универсальный магазин самообслуживания. Уни­версам… еще не так давно это
слово было незнакомо покупателю. Сейчас оно стало привычным. 6. «Эстрадин»
расшифровывается так: эстрадный инстру­мент. Он дал начало семейству «солистов»,
которые могут петь на разные голоса. 

10

Тема: Архаизмы,
историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета.

Подбор
текстов с изучаемым языковым явлением.

2

тексты

Задание: Изучите
статью, кратко запишите в тетрадь.

Хорошие манеры – один
из важнейших показателей воспитанного, культурного человека. С раннего детства
нам прививают определённые манеры поведения. Культурному человеку необходимо
 постоянно следовать закреплённым в обществе нормам поведения – соблюдать этикет. Знание
и соблюдение норм этикета позволяет уверенно и свободно чувствовать себя в
любом обществе.

Слово
«этикет» 
пришло
в русский язык из французского в XVIII веке, когда складывался придворный быт
абсолютной монархии и устанавливались широкие политические и культурные связи
России с другими государствами.

Этикет
(франц. etiquette) –
 свод правил поведения, обхождения,
принятых в определенных социальных кругах (при дворах монархов, в
дипломатических кругах и т.п.). Обычно этикет отражает форму поведения, обхождения,
правила учтивости, принятые в данном обществе, присущие той или иной традиции.
Этикет может выступать в качестве индикатора ценностей различных исторических
эпох.

В раннем возрасте,
когда родители учат ребёнка здороваться, говорить спасибо, просить прощения за
шалости происходит усвоение базовых формул речевого этикета.

Речевой этикет – это система
правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых
условиях. Этикет речевого общения играет важную роль для успешной деятельности
человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения
крепких семейных и дружеских отношений.

Для овладения
этикетом речевого общения, требуются знания из различных гуманитарных областей:
лингвистики, истории, культурологи, психологии. Для более успешного освоения
культурных навыков общения используют такое понятие, как формулы речевого
этикета.

В повседневной
жизни мы постоянно общаемся с людьми. Любой процесс общение складывается из
определённых этапов:

·        
начало
разговора (приветствие / знакомство);

·        
основная
часть, беседа;

·        
заключительная
часть разговора.

Каждый этап
общения сопровождается определёнными штампами, традиционными словами и
устойчивыми выражениями – формулами речевого этикета. Данный формулы
существуют в языке в готовом виде и предусмотрены на все случаи жизни.

К формулам
речевого этикета 
относятся слова вежливости (извините, спасибо,
пожалуйста), приветствия и прощания (здравствуйте, приветствую вас, 
до свидания), обращения (ты, вы, дамы и господа). С запада пришли к нам
приветствия: добрый вечер, добрый день, доброе утро, а из европейских
языков — прощания: всего хорошего, всего доброго.

К сфере речевого
этикета относятся
 способы
выражения радости, сочувствия, горя, вины, принятые в данной культуре. Так,
например, в некоторых странах считается неприличным жаловаться на трудности и
проблемы, а в других недопустимо рассказывать о своих достижениях и успехах.
Круг тем для бесед различен в разных культурах.

В узком смысле слова речевой этикет можно
определить как систему языковых средств, в которых проявляются этикетные
отношения. Элементы и формулы этой системы могут быть реализованы
 на разных языковых уровнях.

11

Тема: Фразеологизмы.
Афоризмы.

Информационная
переработка текста. Подбор примеров жаргонизма, диалектизма,
профессионализма.

1

Письменный
анализ

1

Письменный
анализ

Задание 1. Выписать из текста все
фразеологизмы

Если человек
болтлив, то говорят, что у него язык без костей. Если же болтун в придачу любит
рассказывать чужие секреты, то у него слишком длинный язык. Такому человеку
можно посоветовать, чтобы он не распускал язык, почаще держал его за зубами, а
то и вовсе прикусил его. В тяжелых случаях можно болтуну язык и укоротить.

Любители болтать чешут языком попусту.
Однако бегло, свободно говорить очень часто бывает просто необходимо. Про
человека, обладающего этим умением, скажут, что у него язык хорошо подвешен.
Впрочем, даже у таких ораторов от волнения язык может прилипнуть к гортани.

Бывает, что человека никак не
удается втянуть в беседу. Сидит себе, молчит – как будто язык проглотил.
Отчаиваться в таких случаях не стоит. Может быть, язык у него еще развяжется?

Иногда хочется сказать что-нибудь не
совсем подходящее к ситуации. Если все-таки ненужное слово срывается с языка,
то человек потом может расстроиться: «И кто меня за язык тянул? Черт дернул
сказать! »

Задание 2.  Перепишите
предложения, исправьте лексические ошибки.

1.
Иванов, ты обратно опаздываешь на лекцию.

2.
Наша родина подвергалась нашествию германского фашизма.

3.
Вокруг была кромешная темнота.

4. Они
готовы оказать школе любую благодарность, лишь бы ребенок стал студентом.

5.
Сотрудниками милиции была задержана плеяда распоясавшихся хулиганов.

6.
Оформление вашей курсовой работы желает много лучшего.

7.
Спят березки в подвенечном саване. 8. В парке стоит прекрасная архитектура.

8. Мы
были шокированы прекрасной игрой актеров.

9.
Наша страна занимает не последнее место по производству промышленности.

10.
Однажды я попытался высказать свои мысли на этот вопрос.

12

Тема: Понятие
морфемы как значимой части слова.

Проведение
морфемного и словообразовательного разбора слов. Подготовка доклада по теме
«Морфемика, словообразование, орфография».

5

Доклад,
анализ (разборы слов)

1

Примеры
слов

Задание 1. Подготовить доклад по
теме «Морфемика, словообразование, орфография».

Задание 2. Выполнить морфемный и
словообразовательный разбор слов: сумочка, перебегать, некрасивый, предобрый,
котенок, лучик, настольный.

13

Тема: Употребление приставок, суффиксов в разных стилях речи.

Составление
текстов (устных и письменных) с использованием однокоренных слов, слов одной
структуры.

1

тексты

Задание 1. Составить текст (10-12
предложений) на тему «Зимний лес».

14

Тема: Правописание
приставок ПРИ — / — ПРЕ -, сложных слов.

Морфемный,
словообразовательный, этимологический анализ для понимания внутренней формы
слова, для наблюдения за историческими процессами.

1

Анализ

Задание:
Спишите, вставьте пропущенные буквы:

Пр_дорожный, пр_открыть, пр_одолеть пр_пятствие,
пр_возмочь боль, пр_сесть на скамью, пр_глушить, пр_морский, пр_сытиться,
пр_небрегать, пр_вращение, пр_следование, пр_знаться, пр_зирать труса, пр_брежный,
пр_ображение, пр_ступить к делу, пр_остановить, пр_восходный, пр_образование,
пр_града, пр_ручить, , пр_строить, , знаки пр_пинания, пр_забавный котенок.
Пр_бывать в неведении – пр_бывать по расписанию; старинное пр_дание – пр_дание
силы; пр_данный патриот – пр_данный врагами – пр_данный командованию; пр_емник
традиций – пр_емник «Турист-2» – пр_емственность поколений – пр_емлемый
вариант; пр_зрение к смерти – пр_зрение сироты – пр_зор; пр_зирать угрозы –
пр_зирать детей.

3 курс

15

Тема: Грамматические признаки слова. Основные выразительные средства морфологии. Имя существительное.

Сообщение на
тему «Основные выразительные средства морфологии».

3

сообщение

Задание: Подготовить сообщение на тему «Основные выразительные средства морфологии».
(объём 1-1,5 листа).

16

Тема: Имя прилагательное.

Имя
числительное и местоимение.

Глагол. Деепричастие. Наречие.

Морфологический
разбор имени существительного, имени прилагательного,  наречия и
деепричастия.

1

анализ
(разборы слов)

1

анализ
(разборы слов)

2

Письменный
анализ

2

анализ
(разборы слов)

1

Письменный
анализ

Задание: Сделать морфологический разбор слов:
с детьми, под листвой, в доме, с первым, около него, быстро, столкнувшись.

17

Тема: Повторительно-обобщающее
занятие по разделу «Морфология и орфография»

Подбор
текстов с определенными орфограммами и пунктограммами.

1

Тексты

Задание: Списать, вставляя пропущенные буквы и расставляя
знаки препинания.

В
совреме__ом обществе бушует (не)об__ятный ок__ан весьма ра__пространё__ых
проблем. (По)всюду обступая нас они проявляют__ся (по)разному. Куда(бы) ты
(н__) шёл, чем бы (н__)зан__мался, (н__)куда (н__)спряч__шься от них.
(По)вид__мому, многие из этих проблем связа__ы со снижением (в)течени__
последних лет уровня духовных потребностей.

(На)пример сейчас мало читают. А ведь какой
(не)обычайной це__остью была для детей дотелевизио__ой эпохи книга! Мои ю__ые
товарищи, умевшие пересказать книгу пользовались особе__ым поч__том.

18

Тема: Основные единицы синтаксиса. Словосочетание.

Подготовка
реферата по теме «Основные единицы синтаксиса».

6

Реферат

Задание: Подготовить реферат на тему «Основные
единицы синтаксиса».

19

Тема: Простое
предложение.

Подбор
примеров второстепенных членов предложений из художественных текстов.
Подбор
примеров с
использованием
односоставных и двусоставных предложений в разных типах и стилях речи.

2

Предложения

Задание: Списать, подчеркнуть все слова
как члены предложения.

1. Облачко обратилось в белую тучу которая тяжело
подымалась росла и постепенно облегала всё небо. (А. Пушкин) 2. Старик не сумел
ответить что он будет
делать с кладом. (А. Чехов) 3. Как ни был яростен ураган он ослабевал. (М.
Булгаков) 4. Я хочу знать как это делается. 5. Я тот чей взор надежду губит
едва надежда расцветёт. Я тот кого никто не любит и всё живущее клянёт. (М.
Лермонтов) 6. Прокатился такой звук какой бывает когда с грузовика сбрасывают на
землю листовое железо. (М. Булгаков).

20

Тема: Осложненное/односложное
простое предложение

Сообщение
на тему «
Использование вводных слов как средства связи предложений в
тексте».

2

сообщение

Задание: Спишите.
Подчеркните подлежащее и сказуемое, поставьте запятые.

1)
Прозрачный лес один чернеет и ель сквозь иней зеленеет и речка подо льдом
блестит. (А. Пушкин.) 2) Ливень шумел за окнами и стало темно. (К Паустовский.)
3) Мне не хотелось расставаться с ним и мы пошли вместе. (В. Каверин.) 4) Тут
тоже теснились подстриженные акации у деревянной ограды и сирени переплетали
жгуты своих стволов напоминавшие обнаженные мышцы и росли вязы и старились
липы. (К. Федин.) 5) По обочинам маленьких полей свежо зеленели чинары и
прозрачные струи воды переливались на дне ущелья. (К. Паустовский.) 6) Река
сплошь была занесена плавняком — следовательно всюду можно было свободно
перейти с одного берега на другой. (В. Арсеньев.) 7) Котомки наши были тяжелы и
поэтому мы устали. (В. Арсеньев.) 8) Он засмеялся и от этого его лицо сразу
помолодело на несколько лет. (К. Паустовский.)

21

Тема: Сложное
предложение.

Замена
прямой речи косвенной. Оформление диалога.

1

Пример
диалога

Задание: Составить диалог  на тему «Самое
лучшее кино» (10-12 реплик).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Исправьте предложения укажите какие допущены ошибки
  • Исправьте предложения определите тип речевой ошибки два единственных
  • Исправьте предложения объясните причину ошибки
  • Исправьте предложения объясните ошибки семена подсолнуха дробятся разминаются
  • Исправьте предложения объясните ошибки ряд столов стояли