Исправьте предложения определите тип речевой ошибки два единственных

С точки зрения происхождения все слова русского языка можно разделить на 2 большие группы:  лексика исконно русская и лексика заимствованная. Границы между двумя этими группами не всегда можно точно установить, Некоторые слова пришли в русский язык так давно, что их трудно отличить от исконно русских слов. К таким словам относятся хлеб, огурец, кровать. Однако заимствованные слова имеют ряд отличительных признаков.

Диалектизмы – это слова, которые употребляются жителями какой – либо территории и известны только живущим на этой территории(вага – большие воды, завеска – фрукт, пимы- валяные сапоги, валенки, рогач – ухват, шаньга – ватрушка.

Диалектизмы относятся к разряду территориально ограниченной лексики. Диалектная лексика часто используется как средство художественной выразительности: с ее автор убеждает читателя в реалистичности изображаемых событий, характеров, что создает неповторимую индивидуальность и незабываемость.

Некоторые диалектизмы со временем становятся общеупотребительными и входят в состав литературного языка( земляника, щупальце) мы употребляем их как обычные, лишенные каких – либо признаков ограниченной в употреблении лексики.

Профессионализмы – Слова или выражения, характерные для определенного коллектива, объединенного одной профессиональной деятельностью. Это слова профессионально ограниченные.(в математике – корень, делимое, разность…, в языкознании – транскрипция, фонема, орфограмма, орфография …) К этой же группе относятся термины.

Специальные слова и термины тоже часто используются в стилистических целях- для создания более убедительных образов, ситуации, в которой герои совершают свои поступки.

Жаргонизмы – слова, свойственные устной речи людей, объединенных какими – либо интересами ( существуют различные виды жаргона: школьный жаргон, студенческий, возрастной и т.д.)( завалиться – не сдать экзамен, тусить, тусоваться – собираться в одном месте для развлечения, ништяк – нормально, хорошо, отрываться – осуществлять что – либо в полную силу…)

Жаргонная лексика используется в художественных произведениях при описании какой – либо специальной сферы, при создании образов, воплощающих речевое своеобразие современной молодежи и т.д. Такая лексика не имеет отношения к нормированному литературному языку, но является довольно убедительным средством художественной изобразительности.

Стилистически окрашенная лексика –слова, которые имеют повышенную стилистическую окраску(книжные) и слова с пониженной стилистической окраской – разговорные, просторечные.

Многозначные слова

Наличие у многих слов русского языка не одного, а нескольких значений составляет богатство речи и позволяет использовать эту особенность как средство изобразительности. Вот некоторые примеры многозначных слов: лист (клена) – лист (картона); глухой (старик) – глухая (стена); ручка (ребенка) – ручка (двери); резать (ножом) – резать (студентов на экзамене); идет (человек) – идет (фильм) – идет(в значении «согласен»).

Омонимы (от греч. homos – «одинаковый» и omyna – «имя») – это слова, которые одинаково произносятся, но обозначают различные, никак не связанные между собой понятия: ключ1 («источник») – ключ2 («для отпирания замка») – ключ3 («к шифру»); коса1 («орудие») – коса2 («волосы») – коса3 («вид отмели или полуострова»).

Антонимы (от греч. anti – «против» и onyma – «имя») – это разные по звучанию слова, которые выражают противоположные, но соотносительные друг с другом понятия: свет – мрак, жар – холод, говорить – молчать.

Синонимы (от греч. synonymos – «одноименный») – это близкие по значению слова, принадлежащие к одной и той же части речи.

Терминологическая и профессиональная лексика: слова и словосочетания, используемые в определенной отрасли науки, техники, искусства, составляют терминологическую и профессиональную лексику.

Предложение без лексических ошибок

5) При приготовлении теста мы используем экологически чистую воду и муку высшего сорта.

Предложения, содержащие лексические ошибки

1) Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло.

В предложении нарушена лексическая сочетаемость слов. Слово «единственный» значит «только один, всего один» (по словарю Ефремовой). Поэтому не может быть «два единственных» вопроса.

Правильно:

  •    Два вопроса тревожили жителей города:вода и тепло.
  •    Только два вопроса тревожили жителей города:вода и тепло.
  •     Всего два вопроса тревожили жителей города:вода и тепло.

     и т.д.

2) Ребёнок целыми днями пялится в компьютер.

Слово «пялиться» в словарях имеет пометку «просторечное» или «разговорное сниженное», то есть его употребление возможно только в разговорной речи. В письменной же речи оно неуместно и должно быть заменено нейтральными синонимами. Таким образом, мы можем говорить о нарушении стиля в данном предложении.

Правильно: Ребёнок целыми днями сидит за компьютером и т.п.

 3) Наиболее сложным является решение отбора слов.

Обратим внимание на вторую половину предложения. Во-первых, в словосочетании «отбор слов» нарушена лексическая сочетаемость.  В словарях у слова «отбор» указано значение: «действие по значению глагола отбирать», то есть «выделять из общей массы». Отбирать можно кандидатов, яблоки, годных к военной службе и т.д. А слова всё-таки выбирают, а не отбирают.

А во-вторых, в словосочетании «решение отбора» мы можем заметить грамматическую несочетаемость. Решение (чего?) задачи, решение (чего?) вопроса, решение (чего?) проблемы или решение (о чем?) о строительстве, о разрушении, об увольнении, то есть какое-то постановление.

 Правильно:

  • Наиболее сложным  является решение вопроса выбора слов.
  • Наиболее сложным  является решение проблемы выбора слов.
  • Наиболее сложным  является решение задачи выбора слов  и т.д.

 4) Были представлены все условия для развития малого бизнеса.

В этом предложении допущена ошибка,связанная с употреблением паронимов (однокоренных слов, близких по звучанию, но разных по значению) «представить/предоставить», перепутаны их значения. В данном случае нужно употребить краткое причастие, образованное от глагола «предоставить», то есть «дать возможность».

Правильно: Были предоставлены все условия для развития малого бизнеса.

6) Коньяк изготавливается и производится во Франции.

В этом предложении отметим многословность: однородные члены выражены полными синонимами «изготавливать» и «производить». Для передачи смысла предложения было бы достаточно использования только одного из глаголов.

Правильно:

  • Коньяк изготавливается во Франции.
  • Коньяк производится во Франции.

5. Исправьте лексические ошибки в следующих предложениях.

1. Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло.
2. Эта истина очевидна для всех.
3. Туристам представилась возможность посетить Эрмитаж.
4. Подозвав продавца, Павел Иванович сердито потребовал прейскурант цен.
5. Облокотившись спиной на косяк двери, он устало поднял глаза.
6. Можно лишь порадеть о том, что война все-таки не ожесточает людей.
7. Скоропостижный отъезд Кургина так поразил его коллег, что в институте еще долго обсуждали это событие.

Найди верный ответ на вопрос ✅ «5. Исправьте лексические ошибки в следующих предложениях. 1. Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло. 2. Эта истина …» по предмету 📙 Русский язык, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.

Искать другие ответы

Главная » Русский язык » 5. Исправьте лексические ошибки в следующих предложениях. 1. Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло. 2. Эта истина очевидна для всех. 3. Туристам представилась возможность посетить Эрмитаж. 4.

Мы живем в прекрасном городе. Я очень люблю его и, конечно же, хочу, чтобы он становился все лучше и лучше. Каждый день наша жизнь меняется, меняется и облик города. Будущее всегда представляешь себе прекрасным. А будущее города, в котором ты родился и вырос, — тем более.

…Мне снится сон. Я вижу Каширу красивой и современной.

На улицах и площадях, перед каждым солидным зданием и в сквериках бьют чудесные фонтаны, один лучше другого. Струи их разноцветные, а вокруг звучит музыка, наполняя город чудесным настроением. По широким улицам едут автомобили, работающие на экологически чистом топливе.

Я иду по улице просторной и чистой, тротуары выложены разноцветной плиткой, а вдоль них тянутся аккуратные зеленные газоны. Город утопает в цветах и деревьях. И окружает меня такая прекрасная природа — залог чистоты, воздуха, радости.

Прохожие любуются окружающим великолепием и испытывают чувство радости и вдохновения. Они будут учиться и работать с большим желанием и удовольствием.

Я захожу в школу. У нас в классе на каждой парте стоит компьютер, на нем легко и быстро можно написать контрольную или сочинение, тут же исправить ошибки и отправить на компьютер учителю. Мне не придется пачкать горы бумаги, переписывать с черновика на чистовик свои работы. Вот здорово! Это облегчит и сделает более увлекательной учебу и упростит учителям оценку знаний. А учителя преподают в более свободной и интересной форме: с помощью музыки, занимательных рассказов и доверительных бесед с учениками.

После школы с одноклассниками я иду в центр отдыха, где каждый найдет занятие по своему вкусу. Кто-то захочет заняться спортом, посетить тренажерный зал или поиграть в бильярд или боулинг. Другие предпочтут посмотреть любимые фильмы на большом экране. Третьи с удовольствием потанцуют и послушают музыку.

Вечером, вернувшись домой, я присела у окна. На улицах и площадях тихо. Нет ни шума, ни ссор, ни драк. Неожиданно пошел мелкий, будто снег, дождь. От прикосновения к лицу холодных капель я просыпаюсь. Неужели это был только сон?

Очнувшись, я оглядываюсь вокруг. Ночь. За окном слышна громкая музыка. Напротив, в здании Дома культуры, идет дискотека. Неприятно и страшно глядеть на подростков, перепивших пива, с очередной сигаретой в зубах и употребляющих огромное количество ненормативной лексики. Складывается впечатление, что наше поколение разболтано, невоспитанно и необразованно. Неужели это тот город, который я видела минуту назад?

Но, я думаю, свой город можно видеть разным, все зависит от нас, от нашего участия в жизни города. В нашем городе необходимо создать большое количество различных молодежных объединений и движений. Чем больше будет подобных подростковых организаций, тем легче будет подростку найти свои интересы в соответствующих организациях, клубах. Первичным звеном молодежной политики могут быть школьные объединения, в которых должны создаваться условия для того, чтобы ребята могли самовыражаться. Эти организации должны проводить различные встречи, походы, загородные поездки. В то же время, я думаю, что нельзя возлагать всю ответственность на молодежные объединения. Все зависит от самого человека, есть ли у него желание жить и работать в своем родном городе.

Благополучие всего города обеспечит счастье всех людей, которые будут довольны жизнью, своей работой и семьей.

Я представляю себе родной город светлым, солнечным, зеленым, таким, в котором приятно жить и в котором чувствуешь себя защищенным и счастливым.

Вася Иванов

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Предложение без лексических ошибок

5) При приготовлении теста мы используем экологически чистую воду и муку высшего сорта.

Предложения, содержащие лексические ошибки

1) Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло.

В предложении нарушена лексическая сочетаемость слов. Слово «единственный» значит «только один, всего один» (по словарю Ефремовой). Поэтому не может быть «два единственных» вопроса.

Правильно:

  •    Два вопроса тревожили жителей города:вода и тепло.
  •    Только два вопроса тревожили жителей города:вода и тепло.
  •     Всего два вопроса тревожили жителей города:вода и тепло.

     и т.д.

2) Ребёнок целыми днями пялится в компьютер.

Слово «пялиться» в словарях имеет пометку «просторечное» или «разговорное сниженное», то есть его употребление возможно только в разговорной речи. В письменной же речи оно неуместно и должно быть заменено нейтральными синонимами. Таким образом, мы можем говорить о нарушении стиля в данном предложении.

Правильно: Ребёнок целыми днями сидит за компьютером и т.п.

 3) Наиболее сложным является решение отбора слов.

Обратим внимание на вторую половину предложения. Во-первых, в словосочетании «отбор слов» нарушена лексическая сочетаемость.  В словарях у слова «отбор» указано значение: «действие по значению глагола отбирать», то есть «выделять из общей массы». Отбирать можно кандидатов, яблоки, годных к военной службе и т.д. А слова всё-таки выбирают, а не отбирают.

А во-вторых, в словосочетании «решение отбора» мы можем заметить грамматическую несочетаемость. Решение (чего?) задачи, решение (чего?) вопроса, решение (чего?) проблемы или решение (о чем?) о строительстве, о разрушении, об увольнении, то есть какое-то постановление.

 Правильно:

  • Наиболее сложным  является решение вопроса выбора слов.
  • Наиболее сложным  является решение проблемы выбора слов.
  • Наиболее сложным  является решение задачи выбора слов  и т.д.

 4) Были представлены все условия для развития малого бизнеса.

В этом предложении допущена ошибка,связанная с употреблением паронимов (однокоренных слов, близких по звучанию, но разных по значению) «представить/предоставить», перепутаны их значения. В данном случае нужно употребить краткое причастие, образованное от глагола «предоставить», то есть «дать возможность».

Правильно: Были предоставлены все условия для развития малого бизнеса.

6) Коньяк изготавливается и производится во Франции.

В этом предложении отметим многословность: однородные члены выражены полными синонимами «изготавливать» и «производить». Для передачи смысла предложения было бы достаточно использования только одного из глаголов.

Правильно:

  • Коньяк изготавливается во Франции.
  • Коньяк производится во Франции.

5. Исправьте лексические ошибки в следующих предложениях.

1. Два единственных вопроса тревожили жителей города : вода и тепло.

2. Эта истина очевидна для всех.

3. Туристам представилась возможность посетить Эрмитаж.

4. Подозвав продавца, Павел Иванович сердито потребовал прейскурант цен.

5. Облокотившись спиной на косяк двери, он устало поднял глаза.

6. Можно лишь порадеть о том, что война все — таки не ожесточает людей.

7. Скоропостижный отъезд Кургина так поразил его коллег, что в институте еще долго обсуждали это событие.

На странице вопроса 5. Исправьте лексические ошибки в следующих предложениях? из категории Русский язык вы найдете
ответ для уровня учащихся 10 — 11 классов. Если полученный ответ не
устраивает и нужно расшить круг поиска, используйте удобную поисковую
систему сайта. Можно также ознакомиться с похожими вопросами и ответами
других пользователей в этой же категории или создать новый вопрос. Возможно,
вам будет полезной информация, оставленная пользователями в комментариях, где
можно обсудить тему с помощью обратной связи.

План
урока (мастер — класса) по русскому языку.

 Тема:
«Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление».

Учитель
МКОУ СОШ № 2  

Скрынникова
Т. А.

Методические
задачи: 

1) рассмотреть
распространённые нарушения лексических норм современного русского языка;
выработать способы их предупреждения;

2)     
понять, как можно применить полученные знания на ЕГЭ по русскому языку.

 Цели
урока:

1)Образовательные:

— повторить и
обобщить знания по теме «Лексикология»;

— дать обучающимся
общие представления о понятии «Лексическая норма русского литературного языка».

           
2) Развивающие:

           
— развивать способности к самостоятельному размышлению над поставленными
вопросами, поиску ответов на них и аргументации своего мнения. 

           
3) Воспитательные:

            
— воспитывать познавательную активность, культуру общения, ответственность,
интерес и любовь к родному языку. 

 Тип урока:
урок освоения новых знаний.

Вид урока:
комбинированный.

Методы обучения:
практические, словесные, наглядные.

Межпредметная
связь: литература, русский язык.

Материально-техническое
оснащение: компьютер,мультимедийный проектор, толковый словарь русского языка,
словарь иностранных слов, раздаточный материал. материал.

Ход урока: 

1. Организационный момент: 

2. Сообщение темы и целей урока:

Тема нашего занятия «Лексические
нормы. Лексические ошибки и их исправление». Сегодня мы познакомимся с понятием
«лексическая норма русского литературного языка», повторим и обобщим ваши знания
по теме «Лексикология», а также будем активно работать над культурой вашей
речи. 

3.  Этап всесторонней
проверки домашнего задания:

Повторение изученного по теме
«Лексикология».

На предыдущих уроках мы с вами
рассмотрели лексическую систему русского языка. Для закрепления материала
проведем небольшую лексическую разминку.

Лексическая разминка: разгадывание
кроссворда (приложение №1)

Вопросы к
кроссворду:

По вертикали:

1.     
Раздел языкознания, где изучается лексика.

По горизонтали:

2.     
Слова, употребляемые только в данной местности.

3.     
Слова, связанные с особенностями работы представителей той или иной профессии.

4.     
Слова, близкие по значению.

5.     
Новые слова, появляющиеся в языке.

6.     
Слова, близкие по звучанию и значению (чаще всего однокоренные).

7.     
Слова, противоположные по значению.

8.     
Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому
значению.

 Работа
с эпиграфом:

Известный литературовед, историк
культуры, академик Д.С.Лихачёв утверждал: «Вернейший способ узнать человека –
его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к
тому, как он говорит».

Действительно, через язык
выражается вся сущность человека: его мысли, чувства, воля, дела.
Перефразировав известную пословицу, можно сказать: встречают по одёжке, а
провожают по уму, выраженному через слово.

Говорить и писать правильно должен
каждый человек. Хорошее владение речью не только обеспечивает удачное
повседневное общение, но и является одним из условий профессионального успеха.

Лексическими нормами невозможно
овладеть за несколько занятий. Необходимо постоянно обогащать свой словарный
запас, систематически обращаться к словарям и справочникам, стремиться
изъясняться в соответствии с нормами русского литературного языка не только в
официальной, но и в неофициальной обстановке.

4. Изучение нового материала:

— Как вы думаете, что такое
лексические нормы русского языка и с чем они связаны?

— Лексические нормы требуют
правильного выбора слова и уместного его употребления  в соответствии с его
лексическим значением. Значение незнакомого слова мы можем узнать из толкового
словаря.

— Существуют общие толковые
словари, а также словари иностранных слов, специальных терминов, устойчивых
выражений (фразеологизмов).

— Слова, употребление которых
ограничено, в словарях обычно имеют соответствующие пометки: «разг.» —
разговорное, «прост.» — просторечие, «обл.» — диалектное, «устар.» —
устаревшее, а также «книжн.» и «спец.».

— В устной и письменной речи
необходимо соблюдать лексические нормы.

Итак, соблюдение лексических норм
достигается в результате:  

1)     
Понимания лексического значения слова и употребления слова в соответствии с
данным значением.

2)     
Знания лексической сочетаемости слов.

3)     
Учета многозначности либо омонимии слов.

4)     
Учета расслоения лексики на:


общеупотребительную и сферы ограниченного употребления;

— активно
употребляемую и пассивный словарный запас;

— нейтральную и
стилистически окрашенную.

При нарушении лексических норм возникают
речевые ошибки. Давайте рассмотрим распространённые речевые ошибки и
поговорим о способах их предупреждения. По ходу работы будем заполнять
таблицу
. (приложение №2)

ВИД
ОШИБКИ

ПРИМЕРЫ

ПРАВИЛЬНЫЙ
ВАРИАНТ

1. Употребление слова в несвойственном
ему значении/ непонимание значения слова;

Солдат упал навзничь и разбил лицо.

(слово «навзничь» означает «на спину,
вверх лицом») 

Солдат упал ничком и разбил лицо.

(«ничком» — «лицом вниз» 

2.Нарушение лексической сочетаемости
слова.

У Ирины карие волосы.

Ужасно красивый костюм.

У Ирины каштановые  волосы.

Очень красивый костюм.

3.Смешение паронимов.

Если руки замёрзли, нужно одеть
перчатки.

Сено в стогу – сытый корм скоту.

Если руки замёрзли, нужно надеть перчатки.

Сено в стогу – сытный корм скоту.

4.Употребление многозначных слов
или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания.

На олимпиаде по русскому языку я
потерял ОЧКИ из-за невнимательности.

На олимпиаде по русскому языку я
потерял БАЛЛЫ из-за невнимательности.

5.Неудачный выбор одного из
синонимов.

Адвокат добивался, чтобы его
подзащитного ОБЕЛИЛИ.

Адвокат добивался, чтобы его
подзащитного ОПРАВДАЛИ.

6.Употребление лишнего слова
(речевая избыточность- плеоназм).

Моя бабушка любит НАРОДНЫЙ
фольклор.

Моя бабушка любит фольклор
(фольклор – «народное творчество»).

7.Пропуск необходимого слова,
приводящий к искажению мысли.

В читальный зал в одежде не
входить!

В читальный зал в ВЕРХНЕЙ одежде
не входить!

8.Неуместное повторение одних и
тех же либо однокоренных слов (тавтология).

В РАССКАЗЕ А.П.Чехова «ИОНЫЧ»
РАССКАЗЫВАЕТСЯ ОБ ИОНЫЧЕ.

В рассказе А.П.Чехова «Ионыч»
говорится – (повествуется, идет речь) о враче…

9.Неуместное употребление
диалектной, просторечной лексики.

Своевременная и качественная
прополка БУРАКОВ способствует хорошему урожаю.

Своевременная и качественная
прополка СВЕКЛЫ способствует хорошему урожаю.

10.Смешение лексики разных
исторических эпох.

Петр Первый снял пиджак, засучил
рукава и принялся за работу.

Слово ПИДЖАК появилось в русском
языке только в 19 веке.

11.Двусмысленность высказывания
при неудачном использовании местоимений.

Профессор сказал ассистенту, что
его предположение оказалось правильным.

Профессор сказал, что предположение
ассистента оказалось правильным.

5. Закрепление нового
материала: 

1. Найдите в
данных предложениях слова, употребленные в несвойственном им значении.
Объясните лексическое значение этих слов

1. Этот фильм –
настоящий бестселлер.

2. При поездке за
границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур,
потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны.

3. Китайская
экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства
были очень высокими.

4. Коттоновые
брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных.

5. Эмигрант – это
иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное
жительство.          
         
                                              
               

СЛОВАРЬ 

БЕСТСЕЛЛЕР –
пользующаяся повышенным спросом книга, издаваемая большими тиражами. 

ШОП-ТУР – поездка
(обычно за границу) с целью приобретения вещей, продуктов и т. п.

СТАГНАЦИЯ – застой
в производстве, торговле.

КОТТОНОВЫЙ –
хлопчатобумажный.

ЭМИГРАНТ –
переселенец из своей страны в какую-либо другую. ИММИГРАНТ – иностранец,
прибывший в какую-либо страну на постоянное  жительство.

 2. Выберите
из слов в скобках необходимые  (с учетом лексической сочетаемости слов)

  1. (Облокотиться,
опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость
(высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть  (значение, роль),
(оказывать, производить) впечатление, отъявленный (лодырь, умница), обречен (на
успех, на провал), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война.

2. Утолить (жажду, голод, печаль,
страх), плеяда (талантливых  ученых, сквернословящих хулиганов), стая
(ворон, зайцев, волков), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер,
день, утро), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу,
поражение, успех, удачу).

 Проверка

 1. ОПЕРЕТЬСЯ
спиной, заклятый ВРАГ, вороной КОНЬ, стоимость ВЫСОКАЯ, цена НИЗКАЯ, играть
РОЛЬ, ПРОИЗВОДИТЬ впечатление,  отъявленный ЛОДЫРЬ, обречен НА ПРОВАЛ, неминуемый
ПРОВАЛ, НАЧАЛАСЬ война.

2. Утолить ЖАЖДУ (
утолить голод), плеяда ТАЛАНТЛИВЫХ УЧЕНЫХ, стая ВОРОН (стая волков), глубокая
СТАРОСТЬ (глубокая ночь), оказать ПОМОЩЬ (оказать содействие), одержать ПОБЕДУ

 3. Выберите
тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании

 1. Продлить (абонент,
абонемент), (архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная)
одежда, (ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище,
(гарантийная, гарантированная) зарплата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное
(гнездо, гнездовье).

2. (Голосистые, голосовые) связки,
(гречишное, гречневое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребенок,
(деревянная, древесная) кора, (лобная, лобовая) атака, (луковичный, луковый)
привкус, (луковичная, луковая) форма куполов, (националистический,
национальный) костюм, (снискать, сыскать) уважение.

 Проверка

1. Продлить
АБОНЕМЕНТ, АРХИТЕКТОРСКИЙ коллектив, БУДНИЧНАЯ одежда, ВЕТРЕНЫЙ человек,
ВПЕЧАТЛЯЮЩЕЕ зрелище, ГАРАНТИРОВАННАЯ зарплата, ГЛИНЯНАЯ ваза, осиное ГНЕЗДО.

2. ГОЛОСОВЫЕ
связки, ГРЕЧИШНОЕ поле, ДВУХГОДОВАЛЫЙ жеребенок, ДРЕВЕСНАЯ кора, КОРЕННОЕ
население, ЛОБОВАЯ атака, ЛУКОВЫЙ привкус, ЛУКОВИЧНАЯ форма куполов,
НАЦИОНАЛЬНЫЙ костюм, СНИСКАТЬ уважение.

 4. Исправьте предложения,
в которых наблюдается речевая избыточность

1) Я подпрыгнул
вверх и сорвал вишню. – Я подпрыгнул и сорвал вишню.

2) От стыда
парнишка опустил голову вниз и молчал. – От стыда парнишка опустил голову и
молчал.

4) Сергей –
настоящий меломан пения и музыки. – Сергей – настоящий меломан.

5) Врач обнаружил
нарушение двигательной моторики желудка. – Врач обнаружил нарушение моторики
желудка.

6) Он крепко
держал в своих руках штурвал руля.

7)Все гости
получили памятные сувениры.

Употребление в речи по смыслу и
потому логически излишних слов называется ПЛЕОНАЗМОМ  

 5. Укажите
неуместно употребленные однокоренные слова, замените их синонимами

1) Писатель писал
роман в послевоенные годы.     

2) Лесник знает в
своем лесничестве каждое деревце.

3)Герои-подпольщики
вели себя героически.

4)Илюша говорил,
что случился этот случай на зимой.

5) Пилот вынужден
был совершить вынужденную посадку.

6) Активисты
активно участвуют в работе.

 Повторение однокоренных слов
или одинаковых морфем называется ТАВТОЛОГИЕЙ  

6. Вспомните с прошлого
урока виды речевых ошибок, связанных  с употреблением фразеологизмов.
 

Речевые ошибки,
связанные с употреблением фразеологизмов

1.Ошибки в
усвоении значения фразеологизмов.

2.Ошибки в
усвоении формы фразеологизма.

3. Изменение
лексической сочетаемости фразеологизма.

4.Изменение
лексической сочетаемости фразеологизма

 Сейчас
потренируемся в употреблении в речи фразеологизмов.

 Вспомните фразеологические
обороты, начало которых дано в тексте

На садовом участке
ребята работали дружно, старались не ударить …

Бросились искать
приезжего. а его и след …

У Сережи с Мишей
дружба крепкая: их водой …

Ты всегда
преувеличиваешь, делаешь из мухи …

Мы его
расспрашиваем, а он словно воды …

Обиделся Петя на
замечания товарищей, надулся как …

 7. Слова —
паразиты

— Слова — паразиты — это такие
слова, которые засоряют речь. 

— К ним разнообразные частицы,
которыми говорящий заполняет вынужденные паузы: вот, ну, это и т.п.; словечки
типа: знаете ли, так сказать, вообще, честно говоря и т.п.

— Употребление слов — паразитов
говорит о бедном словарном запасе человека, поэтому таких слов в нашей речи
быть не должно.

  Самостоятельная
работа:

Предлагаю вам  побывать в роли
корректоров.

Исправьте
предложения, определите тип речевой ошибки.

1 вариант

1. Два
единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло (единственный —
«только один»).

2. Школьный
стадион прислонился к старому парку (примыкал). 

3. В зале ожидания
находилось много командировочных (командированных). 

4. Хороший
руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным (показывать
пример).

2 вариант

1. Проливной
ливень заставил нас спрятаться под навес (лишнее слово- проливной).

2. Данный вопрос
не играет существенного значения в решении задачи (играть роль).

3. Наши воины
свершили много геройских подвигов (героических).

4. Эта выставка
обогатит ваш кругозор (расширит).

Домашнее задание:

— Повторить материал

— Подготовить карточки с основными
видами лексических ошибок.

 Вывод по уроку:

Чему мы сегодня научились на
занятии? 

Назовите причины лексических
ошибок? 

Сегодня мы работали над типичными
лексическими ошибками. Помните, что речь человека- это его визитная карточка. Я
надеюсь, что вы после сегодняшнего занятия будете более внимательны к слову, к
своим высказываниям. 

 Приложеие
№1

Кроссворд
на тему «Лексикология»

По вертикали:

1.     
Раздел языкознания, где изучается лексика.

По горизонтали:

2.     
Слова, употребляемые только в данной местности.

3.     
Слова, связанные с особенностями работы представителей той или иной профессии.

4.     
Слова, близкие по значению.

5.     
Новые слова, появляющиеся в языке.

6.     
Слова, близкие по звучанию и значению (чаще всего однокоренные).

7.     
Слова, противоположные по значению.

8.     
Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому
значению.

 2

1

 3

 4

 5

 6

 7

 8

Ответы:

 д

и 

 а

л

 е

 к

 т

 и

 з

 м

 ы

 п

 р

 о

 ф

 е

 с

 с

 и

 о

 н

 а

 л

 и

 з

 м

 ы

к

 с

 и

 н

 о

 н

 и

 м

 ы

 н

 е

 о

 л

 о

 г

 и

з 

м 

ы 

 к

 п

 а

 р

 о

 н

 и

 м

 ы

 л

 а

 н

 т

 о

 н

 и

 м

 ы

 г

 о

 м

 о

 н

 и

 м

 ы

 я

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Исправьте предложения объясните причину ошибки
  • Исправьте предложения объясните ошибки семена подсолнуха дробятся разминаются
  • Исправьте предложения объясните ошибки ряд столов стояли
  • Исправь ошибку 2 класс русский язык безударные гласные
  • Исправь ошибку 2 класс математика