Исправьте ошибку вкусные торты нет свечей

В
одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Вкусные ТОРТЫ
нет СВЕЧЕЙ
МЯГЧАЙШИЙ зефир
воздержаться от
КОММЕНТАРИЕВ
в ДВУХ тысячи пятом году

Рассмотрим предложенные словосочетания и определим, в каком из них допущена
ошибка.

-вкусные ТОРТЫ – форма родительного падежа множественного числа
существительного образована верно. Неправильная форма: торта

-нет СВЕЧЕЙ– форма родительного падежа множественного числа существительного
образована верно. Неправильная форма: свеч

-МЯГЧАЙШИЙ зефир – форма превосходной степени прилагательного образована
верно. Неправильная форма: более мягчайший

-воздержаться от КОММЕНТАРИЕВ– форма родительного падежа множественного
числа существительного образована верно. Неправильная форма: комментарий

-в ДВУХ тысячи пятом году – порядковое числительное в форме предложного
падежа. Форма образована с ошибкой, верный вариант: ДВЕ

Проверка. Обязательно разберите каждое слово из предложенных вариантов,
чтобы не допустить ошибку.

Ответ: ДВЕ

Русский язык

Задача по теме: «Словообразование»

Задание 7
Словообразование

Цыбулько И.П., Дощинский Р.А. Русский язык единый государственный экзамен. Москва: Издательство «Национальное образование», 2023. —368 с. Материалы публикуются в учебных целях

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

вкусные ТОРТЫ

нет СВЕЧЕЙ

МЯГЧАЙШИЙ зефир

воздержаться от КОММЕНТАРИЕВ

в ДВУХ тысячи пятом году

loading

Решение

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

вкусные ТОРТЫ

нет СВЕЧЕЙ

МЯГЧАЙШИЙ зефир

воздержаться от КОММЕНТАРИЕВ

в ДВУХ тысячи пятом году

Решение:

вкусные ТОРТЫ – верно, форма родительного падежа множественного числа существительного.

нет СВЕЧЕЙ– верно, форма родительного падежа множественного числа существительного.

МЯГЧАЙШИЙ зефир – верно, форма превосходной степени прилагательного.

воздержаться от КОММЕНТАРИЕВ– верно, форма родительного падежа множественного числа существительного.

в ДВУХ тысячи пятом году – неверно, порядковое числительное в форме предложного падежа. Правильно: две.

Ответ: ДВЕ

На экзамене это задание принесло бы тебе 2/2 баллов.

Удалить курс из корзины?

Этот курс можно приобрести только с помощью менеджера или преподавателя. Уверен, что хочешь
удалить его из корзины?

Нужно авторизоваться

Нужно авторизоваться

вконтакте

Введите больше 6 символов


На почту 12345@mail.ru отправлена ссылка для сброса пароля.

Пожалуйста, подтвердите ваш номер телефона

Пополнение
счёта

Курс заблокирован

К сожалению, данный курс заблокирован. Необходимо внести доплату

Вывод
средств

Ваше задание
подтверждено!

успешно

Теперь вы можете приступить
к следующему уроку
курса по математике

Перейти к уроку

Подтверждение
замены

Для смены номера телефона
мы отправили Вам код по СМС,
введите его в поле ниже.

Подтвердить

Ты включаешь автопродление — 25-го числа каждого месяца доступ к купленным курсам будет
автоматически продлеваться. Деньги будут списываться с одной из привязанных к учетной записи
банковских карт. Управлять автопродлением можно из раздела «Финансы»

Для активации регулярного платежа мы спишем небольшую сумму с карты и сразу её вернем

Вы дествительно хотите отменить автопродление?

Благодарим за покупку!

В ближайшее время курс будет доступен в разделе Моё обучение

Материалы будут доступны за сутки до начала урока

Чат будет доступен после выдачи домашнего задания

Укажите вашу электронную почту

Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать
его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Для лучшей
работоспособности сайта просим вас отключить AdBlock.

OK

Задание №1449.
Образование форм слова. ЕГЭ по русскому

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

вкусные ТОРТЫ
нет СВЕЧЕЙ
МЯГЧАЙШИЙ зефир
воздержаться от КОММЕНТАРИЕВ
в ДВУХ тысячи пятом году

Пояснение:
Ошибка допущена в слове «ДВУХ»: в ДВЕ тысячи пятом году.

Показать ответ

Источник: ЕГЭ 2020. Русский язык. 36 вариантов. Под ред. И.П. Цыбулько

Сообщить об ошибке

Тест с похожими заданиями

Об­ра­зо­ва­тель­ный пор­тал для под­го­тов­ки к эк­за­ме­нам

Русский язык

Сайты, меню, вход, но­во­сти

Задания

Версия для печати и копирования в MS Word

В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова. Ис­правь­те ошиб­ку и за­пи­ши­те слово пра­виль­но.

вкус­ные ТОРТЫ

по­смот­рел более СТРО­ЖЕ

ПО­ПРО­БУ­ЕМ по­мочь

не ЕЗ­ДИ­ТЕ быст­ро

ЧЕТ­ВЕ­РО уче­ни­ков

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

На­ру­ше­на грам­ма­ти­че­ская норма об­ра­зо­ва­ния срав­ни­тель­ной сте­пе­ни на­ре­чия.

Норма: слово более/менее + нач. форма на­ре­чия.

Ответ: стро­го.

По­сколь­ку вы­де­ле­но одно слово, за­ме­ня­ем толь­ко его.

Актуальность: Ис­поль­зу­ет­ся с 2015 года

Сложность: обыч­ная

ЗАДАНИЕ 7

Формулировка задания:

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

килограмм АПЕЛЬСИНОВ

через ПОЛТОРА месяца

воспользоваться АЭРОЗОЛЬЮ

строгие ДИРЕКТОРА

опытные БУХГАЛТЕРЫ

Таким образом, в задании 7 от вас требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме.

Что нужно знать:

морфологические нормы, т.е. нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).

Нормы употребления имён существительных

Род имен существительных

I. Слова, относящиеся к м.роду: банкнот, ботфорт, зал, занавес, овощ, погон, рельс, рояль, табель, толь, эполет, тюль.

II. Слова, относящиеся к ж.роду: бакенбарда, мозоль, манжета, клавиша, вуаль, свиристель, туфля.

III. Слова, относящиеся к ср. роду: монисто, мочало, повидло, чучело, щупальце.

Несклоняемые имена сущ., называющие неодушевленные предметы, в своем большинстве относятся к ср. р.: интервью, такси, алоэ, кашне. Правда, есть ряд исключений. К м. роду относятся: кофе, пенальти (одиннадцатиметровый штрафной удар), торнадо (ураган); к ж. роду относятся: авеню (улица), кольраби (капуста), салями (колбаса).

Несклоняемые имена сущ., называющие лиц мужского пола по социальному положению или профессии, а также названия животных безотносительно к их принадлежности к тому или иному полу, относятся к м. роду: (военный) атташе, (известный) конферансье, (молодой) кутюрье, (забавный) пони, (пестрый) какаду. Но есть исключения: к ж.роду относятся: иваси (рыба), цеце (муха).

Если название города, реки, озера, горы и др., а также периодического издания склоняется, то его род определяется внешним видом слова: Эльбрус (м.род); Байкал (м. род), Москва (ж.род), Шушенское (ср.род).

Род несклоняемых сущ., обозначающих географические собственные имена, определяется по грамматическому роду нарицательного сущ., выступающего в роли родового понятия: солнечный Сочи (город), широкая Миссисипи (река). По родовому же наименованию определяется и род несклоняемых названий периодических изданий: «Нью-Йорк Таймс» опубликовала (газета), «Фигаро Литерер» поместил материалы (журнал).

Определение рода аббревиатур в значительной мере зависит от того, к какому типу они относятся – к инициальному или звуковому.

Род инициальных аббревиатур (они произносятся по названиям букв, например, ВПР читается как вэ-пэ-эр) диктуется родом опорного слова словосочетания, сократившегося в аббревиатуру: ВПР — ж. род (работа).

Род звуковой аббревиатуры (читаемой «по слогам») зависит от внешнего фонетического облика аббревиатуры, точнее – от её концовки. Так, если аббревиатура оканчивается на согласный, то она может согласовываться по мужскому роду, несмотря на принадлежность опорного слова к женскому или среднему роду: вуз (хотя заведение), МИД (хотя Министерство).

Варианты окончаний И.п. мн.ч. сущ. м.рода

Из форм на -а(я) наиболее употребительны в нормативном плане следующие: адреса, берега, бока, борта, веера, векселя, директора, доктора, егеря, якоря, ордера, паруса, паспорта, писаря, повара, погреба, профессора, сорта, сторожа, фельдшера.

Из форм на -и(ы) – годы, договоры, бухгалтеры,диспетчеры, инспекторы, корректоры, лекари, пекари, слесари, токари, снайперы, шофёры, тренеры, торты, порты, контейнеры, месяцы, плейеры, 
 

Варианты окончаний Р.п. мн.ч.

Нулевое окончание может быть у следующих групп существительных:

  • обозначающих названия парных предметов: (пара) ботинок, валенок, сапог, чулок (но носков, гольфов), погон, эполет
  • названия некоторых национальностей, народностей, племён с конечной согласной или (в единственном числе): башкир, грузин, цыган, НО таджиков, якутов и т.д. (на на  или )
  • названия воинских групп, родов войск: (отряд) партизан, солдат, гренадёр, гусар, драгун, кадет, улан
  • названия единиц измерения (при счёте): граммы — (лишних) грамм/ов, но (триста) грамм, НО ВСЕГДА гектаров
  • женского рода 1 склонения: туфель, кочерёг, копён, кровель, оглобель, розог, простынь
  • среднего рода 2 склонения: плеч, яблок, жилищ, копий, застолийблюдец, корытец, одеялец, полотенец, щупалец, НО ВСЕГДА болотцев

Для существительных, имеющих форму только множественного числа, характерны различные окончания: клипсов, лохмотьев, будней, шаровар, дровней, яслей. 

Морфологические нормы употребления имён прилагательных

Сравнительная степень прилагательных бывает простая и составная: теплее (простая), более тёплый (составная). Нельзя совмещать обе эти формы: более теплее — более тёплый или теплее. 

Превосходная степень прилагательных тоже может быть простой и составной: теплейший (простая), самый тёплый (составная). Нельзя совмещать обе эти формы: самый теплейший – самый тёплый или теплейший.

Морфологические нормы употребления имён числительных

В сложных количественных числительных (от 50 до 80 и от 200 до 900)) при склонении изменяются обе части. В составных количественных числительных изменяются все образующие его слова.

Числительные 40, 90, 100 при склонении имеют только две падежные формы: И.п. и В.п. – сто, сорок, девяносто, остальные падежи – ста, сорока, девяноста.

У составных порядковых числительных изменяется только последнее слово.

В нормативной речи строго разграничено употребление слов обоих (м. род) и обеих (ж. род).

Числительные полтора и полтораста имеют только две падежные формы: И.п. и В.п. — полтора, полтораста; Р.п, Д.п, Т.п. и П.п. — полУтора, полУтораста.

В сочетании два, три, четыре и более… управляемое существительное ставится в Р.п. ед.ч. – два и более варианта.

Правильными являются конструкции 35,5 процента (не процентов), 5/8 километра (не километров), т.е. существительным управляет дробь, а не целое число.

Собирательные числительные двое, трое, четверо и т.д. сочетаются:  

  • с сущ. м. и общего рода: двое друзей, трое сирот;
  • с сущ., имеющими формы только мн.ч.: двое саней;
  • с сущ. дети, ребята, люди;
  • с личными местоимениями: мы, вы, они

Морфологические нормы употребления местоимений

В некоторых формах личных местоимений 3-го лица добавляется начальное «н». Это происходит в следующих случаях:

1) если местоимение стоит после любого из простых предлогов (без, в, для, до, за, из, к, на, над, о, от, по, под, перед, при, про, с, у, через);

2) после многих наречных предлогов (возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади и др.), употребленных с Р.п. Исключение: рядом с внутри, вне местоимения употребляются без вставки начального «н».

Не добавляется начальное «н»: 

1) если местоимение стоит после предлогов наречного происхождения, управляемых Д.п.: вопреки ему, наперекор ей, навстречу ей, подобно им, соответственно им, благодаря ему;

2) если местоимение стоит после предложных сочетаний, состоящих из простого предлога и имени существительного: в отношении его, при помощи её, не в пример им, в противовес ему, по поводу её, за исключением их, со стороны его, насчёт их;

3) если местоимение стоит после сравнительной степени прилагательного или наречия: выше её, старше её, лучше их.

Запомните! У притяжательного местоимения их нет никаких других форм, поэтому образования типа «ихние», «ихи» и т.п. недопустимы даже в разговорной речи!!!

Морфологические нормы употребления глаголов и глагольных форм

1. Суффикс -НУ- разрешён только в бесприставочных глаголах и глаголах, которые без приставок не употребляются, только в форме м. рода: гас и гаснул, но не погаснул; отверг и отвергнул

2. Запомните следующие формы повелительного наклонения:

  • лечь — ляг (ляжь)
  • ехать — поезжай (едь, ехай, езжай)
  • махать — маши (махай)
  • бежать — беги (бежи)
  • класть — клади (поклади, ложи)
  • положить — положи (не положьте)
  • лазить — лазь (лазий)
  • прийти — приди (прийди)

и формы настоящего времени:

  • полоскать — полощет (полоскает)
  • мурлыкать — мурлычет (мурлыкает)
  • рыскать — рыщет (рыскает)
  • кликать — кличет (кликает)
  • сыпать — сыплет (сыпет)
  • щипать — щиплет (щипет)
  • умертвить — умерщвлю (умертвлю, умертвю)
  • роптать — ропщу (роптаю)

3. Запомните верное словообразование глаголов (без Д): постричься, поскользнуться, почерк (но подчеркнуть), насмехаться.

4. Глаголы победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить, дудеть и др. не образуют формы 1-го лица ед.ч. настоящего и будущего времени. Если необходимо употребить эти глаголы в указанной форме, используются описательные конструкции: одержу победу, постараюсь убедить, могу очутиться, стану чудить, буду дудеть и т.д.

5. Ошибки в образовании форм причастий могут быть связаны с

— отбрасыванием суффикса -СЯ: Проголодавшего (вместо проголодавшегося) медведя запрут, бывало, в дальней комнате.

— ненормативным употреблением причастий с суффиксами -НН- и -Т-: сдатая (вместо сданная) работа, порватая (вместо порванная) одежда, расколонные (вместо расколотые) орехи.

6. Ошибки в образовании форм деепричастий могут быть связаны с 

— использованием суффикса -В вместо -А(-Я) при образовании деепричастий несовершенного вида и наоборот: Мы шли и шли, находив (вместо находя) все новые грибы.

Вариант 4 ЕГЭ по русскому языку взят из открытых источников ФИПИ и соответствует второму варианту из сборника ЕГЭ 2020 «Типовые экзаменационные варианты» под ред. И.П. Цыбулько. Не забывайте правильно вводить в окошечки ответов свой ответ.

Инструкция к выполнению работы по русскому языку

Перед Вами вариант 4 ЕГЭ по русскому языку. Пожалуйста, при выполнении заданий будьте внимательны. Ответы записывайте большими буквами, между которыми НЕ делайте пробелы. Аналогично цифры в ответ пишите без пробелов и БЕЗ запятых.

1 задание

(1)В начале XX века произошли значительные перемены в кораблестроении: на смену пароходам, широко использовавшимся <…> ста лет на всех водных транспортных путях, приходят более совершенные суда с дизельным приводом.

(2)Начало этому важному перевороту было положено в России: именно здесь был создан первый реверсный судовой дизель и были построены первые в мире теплоходы и подводные лодки. (З)Инициатором всех этих разработок выступила одна из крупнейших российских фирм «Товарищество братьев Нобель».


Вопрос.

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Начало перевороту в кораблестроении замене пароходов судами с дизельным приводом — было положено е начале XX века в России, где был создан первый реверсный судовой дизель и были построены первые в мире теплоходы и подводные лодки.

2) До XX века на протяжении длительного времени на всех водных транспортных путях широко использовались пароходы, которые изготавливались преимущественно крупными российскими производителями.

3) «Товарищество братьев Нобель» — одна из крупнейших российских фирм, занимавшихся новейшими разработками в области кораблестроения.

4) Создание в России первого реверсного судового дизеля и первых в мире теплоходов и подводных лодок положило начало совершившемуся в начале XX века перевороту в кораблестроении, ознаменовавшемуся сменой пароходов судами с дизельным приводом.

5) Первый реверсный судовой дизель был построен в России по инициативе братьев Нобель, которые возглавляли крупнейшую кораблестроительную компанию XX века.

2 задание

(1)В начале XX века произошли значительные перемены в кораблестроении: на смену пароходам, широко использовавшимся <…> ста лет на всех водных транспортных путях, приходят более совершенные суда с дизельным приводом.

(2)Начало этому важному перевороту было положено в России: именно здесь был создан первый реверсный судовой дизель и были построены первые в мире теплоходы и подводные лодки. (З)Инициатором всех этих разработок выступила одна из крупнейших российских фирм «Товарищество братьев Нобель»


Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите этот предлог.

3 задание

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МИР, -а, м.

1) Совокупность всех форм материи в земпом и космическом пространстве, Вселенная. Теории о происхождении мира. Миф о сотворении мира.

2) Отдельная область жизни, явлений, предметов. М. животных, растений. М. звуков. Внутренний м. человека. М. увлечений.

3) Объединённое по каким-н. признакам человеческое общество, общественная среда, строй. Античный м. Научный м.

4) Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь м. М. тесен (о неожиданно обнаружившихся общих знакомых, связях; книжн.)

4 задание

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

отозвалАсь

красИвее

начАвший

(многие) сИроты

слИвовый

5 задание

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Н. С. Лесков неизменно стремился рассказать о тех, для кого Россия была не только местом проживания, но и духовным прибежищем, ЕДИНСТВЕННЫМ миром.

На крылечке сидели низенький старичок, заросший до глаз бородой, и молодая женщина в ДОЖДЛИВОМ плаще.

Тот, кто служит ВЕЛИКИМ целям, достоин уважения.

ВЕКОВОЙ лес оживал, стряхивал с себя дремотное оцепенение, весело свивал серебряные жгуты ручьёв.

ДРУЖЕСКИЙ шёпот реки оказал мне настоящую услугу.

6 задание

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишете подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Андрей бросил беглый глаз на гостя — тот был аккуратно одет, причёсан.

7 задание

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

килограмм АПЕЛЬСИНОВ

через ПОЛТОРА месяца

воспользоваться АЭРОЗОЛЬЮ

строгие ДИРЕКТОРА

опытные БУХГАЛТЕРЫ

8 заданиеУстановите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) ошибка в построении предложения с однородными членами

Б) нарушение в построении сложного предложения

В) неправильное построение предложения с причастным оборотом

Г) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1) Вследствие сильных дождей вода в реке прибывала.

2) Те из лингвистов, кто занимается исследованием языка художественной литературы, не сомневаются в особой роли глагола не только в поэтическом, а также в прозаическом тексте.

3) По окончанию института наши выпускники могут рассчитывать на трудоустройство в профильных компаниях.

4) Первая встреча в Монреале в 1972 году между хоккеистами СССР и Канады окончилась со счётом 7:3 в пользу советских спортсменов и становится началом знаменитых матчей между нашими хоккеистами и канадскими профессионалами.

5) Я пошёл следом и на опушке, близ деревни, догнал человека с ружьём и спросил, что не охотник ли он.

6) Разбуженная фантазия чтением развивает ум, пытливость.

7) Если ты не убедишь себя в необходимости изучения того или иного предмета, не жди успехов или помощи со стороны.

Очень часто люди, слушая выступление оратора, бессознательно рисуют

па находящейся у них под рукой бумаге.

9) Когда определяете значение непонятных слов, учитывайте контекст

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

9 задание

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) умиротворённый, г..рчичник, отр..сль

2) излагать, забл..стал, прин..мающий

3) заг..релый, зам..реть (от испуга), з..ря

4) ур..внение, г..ризонтальный, изб..ратели

5) непром..каемый, р..скошный, зач.натель

10 задание

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) контр..гра, меж..нститутский, дез..нформация

2) пр..рвать (докладчика), пр..емственность, пр..милый

3) и..гнать, не..гораемый, ра..грызть

4) под..езд, сверх..ёмкий, в..едливый

5) непр..будный, нед..варить, п..завчера

11 задание

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) неряшл..вый, больш..нство

2) миндал..вый, насла..вать

3) хитр..нький, настойч..вый

4) сводч..тый (потолок), издавн..

5) распечат..вать, пародир..вать

12 задание

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) полощ..шь, муч..мый

2) обид..вшись, приемл..мый

3) ла..щая (собака), (они) заплат..т

4) скач..нный (файл), (звуки) слыш..тся

5) (мы) пляш..м, закле..нный

13 задание

Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)РАЗ мы возвращались к этому вопросу.

Ему было (НЕ)(ЗА)ЧЕМ туда ехать.

Мне (НЕ)(С)(КЕМ) посоветоваться.

Ответ на наш запрос (НЕ)ПОЛУЧЕН.

Ты (НЕ) ДОЛЖЕН верить слухам.

14 задание

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.


Твой прадед погиб на фронте ЗА(ТО), ЧТО(БЫ) ты мог жить счастливо.

Цены растут всё ТАК(ЖЕ) быстро, и правительству ТО(ЖЕ) приходится считаться с реальностями рынка.

Дорогу размыло, (ПО)ЭТОМУ добирались мы до этих мест с большим трудом, (ЗА)ТО увидели леса и озёра необыкновенной красоты.

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ сессии он ТО(ЖЕ) болел.

Дедушку (В)ТЕЧЕНИЕ всей жизни звали (ПО)ПРОСТУ Кузьмичом.

15 заданиеУкажите все цифры, на месте которых пишется НН.


Катерина проговорила это торжестве(1)о, но сама была словно подавле(2)а своим возвыше(3)ым тоном; лицо её опять задрожало, приняло мягкое, миндальное выражение, она протянула испуга(4)ой, сконфуже(5)ой Надежде Фёдоровне обе руки.

16 заданиеРасставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.


1) Эта деревня располагается в покрытой оврагами и непроходимыми еловыми и сосновыми лесами местности.

2) Казак являлся на службу со своей строевой лошадью одеждой и оружием.

3) Ветер закручивал листья в осеннюю карусель да закидывал их в окна домов.

4) Сквозь цветы и листы и ветки виднелись полуразрушенные стены.

5) Со всех сторон прибывали любопытные люди и каждому хотелось взглянуть на маленького героя своими глазами.

17 заданиеРасставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Свидетель недоговаривал главного (1) останавливаясь (2) на абсолютно неважных (3) подробностях (4) не волнующих (5) следователя.

18 заданиеРасставьте знаки препинания:
укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Дар напрасный (1) дар случайный (2)

Жизнь (3) зачем (4) ты (5) мне дана?

Иль зачем судьбою тайной (6)

Ты (7) на казнь осуждена?

(А. С. Пушкин)

19 заданиеРасставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Понятно (1) почему многие путешественники после долгого похода (2) во время (3) которого (4) они бывают лишены многих удобств (5) испытывают приятное ощущение комфорта в городской квартире.

20 заданиеРасставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые.

Снег засыпал следы путников (1) и стало ясно (2) что (3) если снегопад не прекратится к ночи (4) то обратную дорогу придётся искать с трудом.

21 заданиеНайдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Усть-Ленский заповедник расположен в Якутии, в зоне вечной мерзлоты — царстве арктической природы и сурового полярного климата. (2)Одной из жемчужин заповедника является остров Столб высотой 114 м. (3)Он сложен из пород, древность которых более 400 млн лет. (4)Коренные жители считают, что это место — обитель священных духов. (5)Проходя мимо острова на лодке, нужно бросить в воду дань — монетки. (б)Около Столба часто наблюдают миражи — оптические эффекты, появляющиеся в результате соприкосновения холодного северного воздуха с тёплыми водами, приносимыми рекой с юга. (7)Место это поистине величественное! (8)Примерно за 150 км до моря Лаптевых Лена разделяется на бесчисленные рукава и протоки, являя взору путешественника захватывающую дух панораму бескрайних водных просторов. (9)Общая площадь дельты реки Лены — крупнейшей реки Сибири — составляет более 30 ООО км2.

22 заданиеПрочитайте текст и выполните задание:


(1)Кружила январская метелица, скрипели мёрзлые тополя в переулке, верховой ветер гремел железом, то и дело срывал снежную пыль с карнизов, нёс сё вдоль побелённых заборов, над свежими сугробами, а оно, это единственное в ночи окно, светилось зелёным уютным пятном и, всегда одинаково яркое, тёплое, занавешенное, притягивало к себе, вызывало приятное ощущение неразгаданной тайны.

(2)Неизменно каждый вечер меня встречал в переулке этот домашний маячок в деревянном домике, загороженный занавеской огонёк настольной лампы, — и я представлял натопленную комнату, стеллажи, заставленные книгами по всем стенам, потёртый коврик на иолу перед диваном, письменный стол, стеклянный абажур лампы, распространяющий оранжевый круг в полумраке, и кого-то, мило сутуловатого, в старческих добрых морщинах, кто одиноко жил там, окружённый благословенным раем книг, листал их ласкающими пальцами, ходил по комнате шаркающей походкой, думал, работал до глубокой ночи за письменным столом, ничего не требуя от мира, от суетных его удовольствий. (3)Но кто же он был — учёный, писатель? (4)Кто?

(5)Раз прошлой весной (в набухшей сыростью мартовской ночи всюду капало, тоненько звенели расколотые сосульки, фиолетовыми стёклышками отливали под месяцем незамёрзшие лужицы на мостовой) я глядел на знакомое окно, на ту же зеленовато-тёплую, освещённую изнутри занавеску, испытывая необоримое чувство. (6) Мне хотелось подойти, постучать в стекло, увидеть колыхание отодвинутой занавески и его знакомое в моём воображении лицо, иссечённое сеточкой морщин вокруг прищуренных глаз, увидеть стол, заваленный листами бумаги, внутренность комнатки, заполненной книгами, коврик на полу… (7)Мне хотелось сказать, что я, наверное, ошибся номером дома, никак не найду нужную мне квартиру примитивно солгать, чтобы хоть мельком заглянуть в пленительный этот воздух чистоплотного его жилья и работы в окружении книг казалось, единственных его друзей.

(8)Но я не решился, не постучал. (9)И позднее не мог простить себе этого.

(10)Нет, спустя два месяца ничего не изменилось, всё было по-прежнему, а в тихоньком переулке была весна, майский вечер медленно темнел в глубине замоскворецких двориков; среди свежей молодой зелени зажигались фонари над заборами, майский жук с гудением потянул из дворика, ударился о стекло фонарного колпака, упал на тротуар, замер, потом задвигал ошеломленно лапками, пытаясь перевернуться. (11)Тогда я помог ему, сказав зачем-то: «Что ж ты?..» (12)0н пополз по тротуару к стене дома, к водосточной трубе (она была в трёх шагах от окна), а я почувствовал какое-то внезапное неудобство, глянувшее на меня из майских сумерек.

(13)Окно в домике не горело. (14)Оно было как провал…

(15)Что случилось?

(16)Я дошёл до конца переулка, постоял на углу, вернулся, надеясь увидеть знакомый свет в окне. (17)Но окно сумрачно отблёскивало стёклами, занавеска висела неподвижно, не теплилось на ней преоранжевое зарево, как бывало по вечерам, и в один миг всё стало неприютным, и показалось, что там, в невидимой этой комнатке, произошло несчастье.

(18)С беспокойством я опять дошёл до угла и, уже подсознательно торопясь, вернулся в переулок. (19)Я внушал себе, что сейчас вспыхнет зелёный свет на занавеске и всё в переулке станет обыденным, умиротворённым…

(20)Свет в окне не зажёгся.

(21 )А на следующий день я почти бегом завернул по дороге домой в соседний переулок, и здесь неожиданное открытие поразило меня. (22)Окно было распахнуто, занавеска отдёрнута, выказывая нутро комнаты, книжные полки, какую-то карту на стене, — всё это впервые увидел я, не раз представляя моего неизвестного друга за вечерней работой.

(23)Пожилая женщина с мужским лицом и мужской причёской стояла у письменного стола и смотрела в пространство отсутствующими глазами.

(24)Тотчас она заметила меня, рывком задёрнула занавеску и шершавый холодок вполз в мою душу. (25)И дом, и переулок, и окно представились мне ложными, незнакомыми.

(26)И я понял, что случилось несчастье, что мой воображаемый друг, тот седенький старичок с шаркающей походкой, к которому так тянуло меня душевно, был нужен мне как близкий друг.

(По Ю. В. Бондареву*)

* Юрий Васильевич Бондарев (род. в 1924 г.) русский советский писатель и сценарист.


Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Единственное освещённое в ночи окно вызывало в душе рассказчика ощущение неразгаданной тайны.

2) Несчастье в домике произошло в январе.

3) Когда наступила осень, окно в доме перестало светиться.

4) Рассказчик сожалеет о том, что так и не нашёл возможности познакомиться с человеком, который жил в деревянном доме.

5) Рассказчик интуитивно чувствовал духовную близость с незнакомым ему человеком.

23 задание

Прочитайте текст:

Текст

(1)Кружила январская метелица, скрипели мёрзлые тополя в переулке, верховой ветер гремел железом, то и дело срывал снежную пыль с карнизов, нёс сё вдоль побелённых заборов, над свежими сугробами, а оно, это единственное в ночи окно, светилось зелёным уютным пятном и, всегда одинаково яркое, тёплое, занавешенное, притягивало к себе, вызывало приятное ощущение неразгаданной тайны.

(2)Неизменно каждый вечер меня встречал в переулке этот домашний маячок в деревянном домике, загороженный занавеской огонёк настольной лампы, — и я представлял натопленную комнату, стеллажи, заставленные книгами по всем стенам, потёртый коврик на иолу перед диваном, письменный стол, стеклянный абажур лампы, распространяющий оранжевый круг в полумраке, и кого-то, мило сутуловатого, в старческих добрых морщинах, кто одиноко жил там, окружённый благословенным раем книг, листал их ласкающими пальцами, ходил по комнате шаркающей походкой, думал, работал до глубокой ночи за письменным столом, ничего не требуя от мира, от суетных его удовольствий. (3)Но кто же он был — учёный, писатель? (4)Кто?

(5)Раз прошлой весной (в набухшей сыростью мартовской ночи всюду капало, тоненько звенели расколотые сосульки, фиолетовыми стёклышками отливали под месяцем незамёрзшие лужицы на мостовой) я глядел на знакомое окно, на ту же зеленовато-тёплую, освещённую изнутри занавеску, испытывая необоримое чувство. (6) Мне хотелось подойти, постучать в стекло, увидеть колыхание отодвинутой занавески и его знакомое в моём воображении лицо, иссечённое сеточкой морщин вокруг прищуренных глаз, увидеть стол, заваленный листами бумаги, внутренность комнатки, заполненной книгами, коврик на полу… (7)Мне хотелось сказать, что я, наверное, ошибся номером дома, никак не найду нужную мне квартиру примитивно солгать, чтобы хоть мельком заглянуть в пленительный этот воздух чистоплотного его жилья и работы в окружении книг казалось, единственных его друзей.

(8)Но я не решился, не постучал. (9)И позднее не мог простить себе этого.

(10)Нет, спустя два месяца ничего не изменилось, всё было по-прежнему, а в тихоньком переулке была весна, майский вечер медленно темнел в глубине замоскворецких двориков; среди свежей молодой зелени зажигались фонари над заборами, майский жук с гудением потянул из дворика, ударился о стекло фонарного колпака, упал на тротуар, замер, потом задвигал ошеломленно лапками, пытаясь перевернуться. (11)Тогда я помог ему, сказав зачем-то: «Что ж ты?..» (12)0н пополз по тротуару к стене дома, к водосточной трубе (она была в трёх шагах от окна), а я почувствовал какое-то внезапное неудобство, глянувшее на меня из майских сумерек.

(13)Окно в домике не горело. (14)Оно было как провал…

(15)Что случилось?

(16)Я дошёл до конца переулка, постоял на углу, вернулся, надеясь увидеть знакомый свет в окне. (17)Но окно сумрачно отблёскивало стёклами, занавеска висела неподвижно, не теплилось на ней преоранжевое зарево, как бывало по вечерам, и в один миг всё стало неприютным, и показалось, что там, в невидимой этой комнатке, произошло несчастье.

(18)С беспокойством я опять дошёл до угла и, уже подсознательно торопясь, вернулся в переулок. (19)Я внушал себе, что сейчас вспыхнет зелёный свет на занавеске и всё в переулке станет обыденным, умиротворённым…

(20)Свет в окне не зажёгся.

(21 )А на следующий день я почти бегом завернул по дороге домой в соседний переулок, и здесь неожиданное открытие поразило меня. (22)Окно было распахнуто, занавеска отдёрнута, выказывая нутро комнаты, книжные полки, какую-то карту на стене, — всё это впервые увидел я, не раз представляя моего неизвестного друга за вечерней работой.

(23)Пожилая женщина с мужским лицом и мужской причёской стояла у письменного стола и смотрела в пространство отсутствующими глазами.

(24)Тотчас она заметила меня, рывком задёрнула занавеску и шершавый холодок вполз в мою душу. (25)И дом, и переулок, и окно представились мне ложными, незнакомыми.

(26)И я понял, что случилось несчастье, что мой воображаемый друг, тот седенький старичок с шаркающей походкой, к которому так тянуло меня душевно, был нужен мне как близкий друг.

(По Ю. В. Бондареву*)

* Юрий Васильевич Бондарев (род. в 1924 г.) русский советский писатель и сценарист.


Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1, 2 ведущим типом речи является описание.

2) Предложение 6 поясняет, раскрывает содержание предложения 5.

3) В предложениях 10-12 представлено рассуждение.

4) В предложении 23 содержатся элементы описания.

5) В предложении 25 указана причина того, о чём говорится в предложении 26.

24 заданиеПрочитайте текст:

Прочитать текст

(1)Кружила январская метелица, скрипели мёрзлые тополя в переулке, верховой ветер гремел железом, то и дело срывал снежную пыль с карнизов, нёс сё вдоль побелённых заборов, над свежими сугробами, а оно, это единственное в ночи окно, светилось зелёным уютным пятном и, всегда одинаково яркое, тёплое, занавешенное, притягивало к себе, вызывало приятное ощущение неразгаданной тайны.

(2)Неизменно каждый вечер меня встречал в переулке этот домашний маячок в деревянном домике, загороженный занавеской огонёк настольной лампы, — и я представлял натопленную комнату, стеллажи, заставленные книгами по всем стенам, потёртый коврик на иолу перед диваном, письменный стол, стеклянный абажур лампы, распространяющий оранжевый круг в полумраке, и кого-то, мило сутуловатого, в старческих добрых морщинах, кто одиноко жил там, окружённый благословенным раем книг, листал их ласкающими пальцами, ходил по комнате шаркающей походкой, думал, работал до глубокой ночи за письменным столом, ничего не требуя от мира, от суетных его удовольствий. (3)Но кто же он был — учёный, писатель? (4)Кто?

(5)Раз прошлой весной (в набухшей сыростью мартовской ночи всюду капало, тоненько звенели расколотые сосульки, фиолетовыми стёклышками отливали под месяцем незамёрзшие лужицы на мостовой) я глядел на знакомое окно, на ту же зеленовато-тёплую, освещённую изнутри занавеску, испытывая необоримое чувство. (6) Мне хотелось подойти, постучать в стекло, увидеть колыхание отодвинутой занавески и его знакомое в моём воображении лицо, иссечённое сеточкой морщин вокруг прищуренных глаз, увидеть стол, заваленный листами бумаги, внутренность комнатки, заполненной книгами, коврик на полу… (7)Мне хотелось сказать, что я, наверное, ошибся номером дома, никак не найду нужную мне квартиру примитивно солгать, чтобы хоть мельком заглянуть в пленительный этот воздух чистоплотного его жилья и работы в окружении книг казалось, единственных его друзей.

(8)Но я не решился, не постучал. (9)И позднее не мог простить себе этого.

(10)Нет, спустя два месяца ничего не изменилось, всё было по-прежнему, а в тихоньком переулке была весна, майский вечер медленно темнел в глубине замоскворецких двориков; среди свежей молодой зелени зажигались фонари над заборами, майский жук с гудением потянул из дворика, ударился о стекло фонарного колпака, упал на тротуар, замер, потом задвигал ошеломленно лапками, пытаясь перевернуться. (11)Тогда я помог ему, сказав зачем-то: «Что ж ты?..» (12)0н пополз по тротуару к стене дома, к водосточной трубе (она была в трёх шагах от окна), а я почувствовал какое-то внезапное неудобство, глянувшее на меня из майских сумерек.

(13)Окно в домике не горело. (14)Оно было как провал…

(15)Что случилось?

(16)Я дошёл до конца переулка, постоял на углу, вернулся, надеясь увидеть знакомый свет в окне. (17)Но окно сумрачно отблёскивало стёклами, занавеска висела неподвижно, не теплилось на ней преоранжевое зарево, как бывало по вечерам, и в один миг всё стало неприютным, и показалось, что там, в невидимой этой комнатке, произошло несчастье.

(18)С беспокойством я опять дошёл до угла и, уже подсознательно торопясь, вернулся в переулок. (19)Я внушал себе, что сейчас вспыхнет зелёный свет на занавеске и всё в переулке станет обыденным, умиротворённым…

(20)Свет в окне не зажёгся.

(21 )А на следующий день я почти бегом завернул по дороге домой в соседний переулок, и здесь неожиданное открытие поразило меня. (22)Окно было распахнуто, занавеска отдёрнута, выказывая нутро комнаты, книжные полки, какую-то карту на стене, — всё это впервые увидел я, не раз представляя моего неизвестного друга за вечерней работой.

(23)Пожилая женщина с мужским лицом и мужской причёской стояла у письменного стола и смотрела в пространство отсутствующими глазами.

(24)Тотчас она заметила меня, рывком задёрнула занавеску и шершавый холодок вполз в мою душу. (25)И дом, и переулок, и окно представились мне ложными, незнакомыми.

(26)И я понял, что случилось несчастье, что мой воображаемый друг, тот седенький старичок с шаркающей походкой, к которому так тянуло меня душевно, был нужен мне как близкий друг.

(По Ю. В. Бондареву*)

* Юрий Васильевич Бондарев (род. в 1924 г.) русский советский писатель и сценарист.


Из предложения 1 выпишите один фразеологизм.

25 задание

Прочитать текст

(1)Кружила январская метелица, скрипели мёрзлые тополя в переулке, верховой ветер гремел железом, то и дело срывал снежную пыль с карнизов, нёс сё вдоль побелённых заборов, над свежими сугробами, а оно, это единственное в ночи окно, светилось зелёным уютным пятном и, всегда одинаково яркое, тёплое, занавешенное, притягивало к себе, вызывало приятное ощущение неразгаданной тайны.

(2)Неизменно каждый вечер меня встречал в переулке этот домашний маячок в деревянном домике, загороженный занавеской огонёк настольной лампы, — и я представлял натопленную комнату, стеллажи, заставленные книгами по всем стенам, потёртый коврик на иолу перед диваном, письменный стол, стеклянный абажур лампы, распространяющий оранжевый круг в полумраке, и кого-то, мило сутуловатого, в старческих добрых морщинах, кто одиноко жил там, окружённый благословенным раем книг, листал их ласкающими пальцами, ходил по комнате шаркающей походкой, думал, работал до глубокой ночи за письменным столом, ничего не требуя от мира, от суетных его удовольствий. (3)Но кто же он был — учёный, писатель? (4)Кто?

(5)Раз прошлой весной (в набухшей сыростью мартовской ночи всюду капало, тоненько звенели расколотые сосульки, фиолетовыми стёклышками отливали под месяцем незамёрзшие лужицы на мостовой) я глядел на знакомое окно, на ту же зеленовато-тёплую, освещённую изнутри занавеску, испытывая необоримое чувство. (6) Мне хотелось подойти, постучать в стекло, увидеть колыхание отодвинутой занавески и его знакомое в моём воображении лицо, иссечённое сеточкой морщин вокруг прищуренных глаз, увидеть стол, заваленный листами бумаги, внутренность комнатки, заполненной книгами, коврик на полу… (7)Мне хотелось сказать, что я, наверное, ошибся номером дома, никак не найду нужную мне квартиру примитивно солгать, чтобы хоть мельком заглянуть в пленительный этот воздух чистоплотного его жилья и работы в окружении книг казалось, единственных его друзей.

(8)Но я не решился, не постучал. (9)И позднее не мог простить себе этого.

(10)Нет, спустя два месяца ничего не изменилось, всё было по-прежнему, а в тихоньком переулке была весна, майский вечер медленно темнел в глубине замоскворецких двориков; среди свежей молодой зелени зажигались фонари над заборами, майский жук с гудением потянул из дворика, ударился о стекло фонарного колпака, упал на тротуар, замер, потом задвигал ошеломленно лапками, пытаясь перевернуться. (11)Тогда я помог ему, сказав зачем-то: «Что ж ты?..» (12)0н пополз по тротуару к стене дома, к водосточной трубе (она была в трёх шагах от окна), а я почувствовал какое-то внезапное неудобство, глянувшее на меня из майских сумерек.

(13)Окно в домике не горело. (14)Оно было как провал…

(15)Что случилось?

(16)Я дошёл до конца переулка, постоял на углу, вернулся, надеясь увидеть знакомый свет в окне. (17)Но окно сумрачно отблёскивало стёклами, занавеска висела неподвижно, не теплилось на ней преоранжевое зарево, как бывало по вечерам, и в один миг всё стало неприютным, и показалось, что там, в невидимой этой комнатке, произошло несчастье.

(18)С беспокойством я опять дошёл до угла и, уже подсознательно торопясь, вернулся в переулок. (19)Я внушал себе, что сейчас вспыхнет зелёный свет на занавеске и всё в переулке станет обыденным, умиротворённым…

(20)Свет в окне не зажёгся.

(21 )А на следующий день я почти бегом завернул по дороге домой в соседний переулок, и здесь неожиданное открытие поразило меня. (22)Окно было распахнуто, занавеска отдёрнута, выказывая нутро комнаты, книжные полки, какую-то карту на стене, — всё это впервые увидел я, не раз представляя моего неизвестного друга за вечерней работой.

(23)Пожилая женщина с мужским лицом и мужской причёской стояла у письменного стола и смотрела в пространство отсутствующими глазами.

(24)Тотчас она заметила меня, рывком задёрнула занавеску и шершавый холодок вполз в мою душу. (25)И дом, и переулок, и окно представились мне ложными, незнакомыми.

(26)И я понял, что случилось несчастье, что мой воображаемый друг, тот седенький старичок с шаркающей походкой, к которому так тянуло меня душевно, был нужен мне как близкий друг.

(По Ю. В. Бондареву*)

* Юрий Васильевич Бондарев (род. в 1924 г.) русский советский писатель и сценарист.


Среди предложений 3-7 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26 заданиеПрочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25. B этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведенными в бланке образцами.

Прочитать текст

(1)Кружила январская метелица, скрипели мёрзлые тополя в переулке, верховой ветер гремел железом, то и дело срывал снежную пыль с карнизов, нёс сё вдоль побелённых заборов, над свежими сугробами, а оно, это единственное в ночи окно, светилось зелёным уютным пятном и, всегда одинаково яркое, тёплое, занавешенное, притягивало к себе, вызывало приятное ощущение неразгаданной тайны.

(2)Неизменно каждый вечер меня встречал в переулке этот домашний маячок в деревянном домике, загороженный занавеской огонёк настольной лампы, — и я представлял натопленную комнату, стеллажи, заставленные книгами по всем стенам, потёртый коврик на иолу перед диваном, письменный стол, стеклянный абажур лампы, распространяющий оранжевый круг в полумраке, и кого-то, мило сутуловатого, в старческих добрых морщинах, кто одиноко жил там, окружённый благословенным раем книг, листал их ласкающими пальцами, ходил по комнате шаркающей походкой, думал, работал до глубокой ночи за письменным столом, ничего не требуя от мира, от суетных его удовольствий. (3)Но кто же он был — учёный, писатель? (4)Кто?

(5)Раз прошлой весной (в набухшей сыростью мартовской ночи всюду капало, тоненько звенели расколотые сосульки, фиолетовыми стёклышками отливали под месяцем незамёрзшие лужицы на мостовой) я глядел на знакомое окно, на ту же зеленовато-тёплую, освещённую изнутри занавеску, испытывая необоримое чувство. (6) Мне хотелось подойти, постучать в стекло, увидеть колыхание отодвинутой занавески и его знакомое в моём воображении лицо, иссечённое сеточкой морщин вокруг прищуренных глаз, увидеть стол, заваленный листами бумаги, внутренность комнатки, заполненной книгами, коврик на полу… (7)Мне хотелось сказать, что я, наверное, ошибся номером дома, никак не найду нужную мне квартиру примитивно солгать, чтобы хоть мельком заглянуть в пленительный этот воздух чистоплотного его жилья и работы в окружении книг казалось, единственных его друзей.

(8)Но я не решился, не постучал. (9)И позднее не мог простить себе этого.

(10)Нет, спустя два месяца ничего не изменилось, всё было по-прежнему, а в тихоньком переулке была весна, майский вечер медленно темнел в глубине замоскворецких двориков; среди свежей молодой зелени зажигались фонари над заборами, майский жук с гудением потянул из дворика, ударился о стекло фонарного колпака, упал на тротуар, замер, потом задвигал ошеломленно лапками, пытаясь перевернуться. (11)Тогда я помог ему, сказав зачем-то: «Что ж ты?..» (12)0н пополз по тротуару к стене дома, к водосточной трубе (она была в трёх шагах от окна), а я почувствовал какое-то внезапное неудобство, глянувшее на меня из майских сумерек.

(13)Окно в домике не горело. (14)Оно было как провал…

(15)Что случилось?

(16)Я дошёл до конца переулка, постоял на углу, вернулся, надеясь увидеть знакомый свет в окне. (17)Но окно сумрачно отблёскивало стёклами, занавеска висела неподвижно, не теплилось на ней преоранжевое зарево, как бывало по вечерам, и в один миг всё стало неприютным, и показалось, что там, в невидимой этой комнатке, произошло несчастье.

(18)С беспокойством я опять дошёл до угла и, уже подсознательно торопясь, вернулся в переулок. (19)Я внушал себе, что сейчас вспыхнет зелёный свет на занавеске и всё в переулке станет обыденным, умиротворённым…

(20)Свет в окне не зажёгся.

(21 )А на следующий день я почти бегом завернул по дороге домой в соседний переулок, и здесь неожиданное открытие поразило меня. (22)Окно было распахнуто, занавеска отдёрнута, выказывая нутро комнаты, книжные полки, какую-то карту на стене, — всё это впервые увидел я, не раз представляя моего неизвестного друга за вечерней работой.

(23)Пожилая женщина с мужским лицом и мужской причёской стояла у письменного стола и смотрела в пространство отсутствующими глазами.

(24)Тотчас она заметила меня, рывком задёрнула занавеску и шершавый холодок вполз в мою душу. (25)И дом, и переулок, и окно представились мне ложными, незнакомыми.

(26)И я понял, что случилось несчастье, что мой воображаемый друг, тот седенький старичок с шаркающей походкой, к которому так тянуло меня душевно, был нужен мне как близкий друг.

(По Ю. В. Бондареву*)

* Юрий Васильевич Бондарев (род. в 1924 г.) русский советский писатель и сценарист.


«Создавая образ загадочного незнакомца, живущего в деревянном домике со светящимся в ночи окном, Ю. В. Бондарев использует такие тропы, как (А)_(„ласкающими пальцами«, „шаркающей походкой» в предложении 2, „пленительный… воздух» в предложении 7) и (Б)_(„благословенным раем книг» в предложении 2). Мысли рассказчика о воображаемом друге передаёт синтаксическое средство — (В)_ (предложения 3, 4, 15). Горечь утраты автору помогает подчеркнуть приём — (Г)_(предложения 1, 7-8)».

Список терминов:

  1. вопросительные предложения
  2. восклицательные предложения
  3. фразеологизмы
  4. диалектная лексика
  5. противопоставление
  6. эпитеты
  7. метафора
  8. анафора
  9. цитирование

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Исправьте ошибку играть значение
  • Исправьте ошибки sarah and i am sisters
  • Исправьте ошибки вызванные неправильным сокращением слов ростовская обл
  • Исправьте ошибки определите жанр высказываний опытный молодой человек
  • Исправьте грамматические ошибки автор статьи пишет что