Исправьте ошибку и запишите слово правильно благодаря системе

Ответка

Задайте свой вопрос и получите ответ от профессионального преподавателя. Выберите лучший ответ.

Задать вопрос

  • Подготовка к ЕГЭ

  • Подготовка к ОГЭ

  • Подготовка к олимпиаде

  • Сочинение

  • Грамматика

  • Для взрослых

    Задать вопрос

    • Все вопросы

    Вася





    Русский язык


    5 — 9 классы




    19.05.2020 9:18

    Ответы на вопрос

    Записаться

    Бесплатные вебинары с ответами на все вопросы у нас на канале!

    Смотреть

    Репетиторы в городах:

    • Репетитор в Симферополе
    • Репетитор в Мензелинске
    • Репетитор в Жукове
    • Репетитор в Александрии
    • Репетитор в Солнечногорске
    • Репетитор в Моздоке
    • Репетитор в Зеленогорске
    • Репетитор в Аниве
    • Репетитор в Сринагаре
    • Репетитор в Мюнхене
    • Репетитор в Измире

      Репетиторы по предметам:

      • Репетитор по русскому языку
      • Репетитор по английскому языку
      • Репетитор по немецкому языку
      • Репетитор по математике
      • Репетитор по биологии
      • Репетитор по физике
      • Репетитор по химии
      • Репетитор по французскому языку
      • Репетитор по итальянскому языку
      • Репетитор по китайскому языку

        Каталог заданий

        Версия для печати и копирования в MS Word

        1

        Тип 7 № 611

        i

        В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова. Ис­правь­те ошиб­ку и за­пи­ши­те слово пра­виль­но.

        не ПРО­РО­НЯЯ (слов)

        в БОКУ

        зна­ме­ни­тые ПРО­ФЕС­СО­РА

        бла­го­да­ря РЕ­ШЕ­НИЮ

        ИХ успех

        Пояснение

        ·

        2 комментария

        ·

        Бесплатный курс по русскому

        ·

        Помощь

        9 января 2023

        В закладки

        Обсудить

        Жалоба

        В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

        7ru.docx
        7ru.pdf

        1.
        новым ТЮЛЕМ
        пара НОСОК
        среди АРМЯН
        отряд ПАРТИЗАН
        вкусные ТОРТЫ

        2.
        трудных БУДНЕЙ
        немного ВАФЛЕЙ
        нет ВАЛЕНОК
        три УЧЕНИЦЫ
        ПОПРОБУЕМ помочь

        3.
        посмотрел БОЛЕЕ СТРОЖЕ
        не ЕЗДИТЕ быстро
        ЧЕТВЕРО учеников
        благодаря ПОДДЕРЖКЕ друга
        ПОЕЗЖАЙ быстрее

        4.
        БОГАЧЕ других
        без КОММЕНТАРИЙ
        ТРЕМЯСТАМИ ДВУМЯ учениками
        пара ТУФЕЛЬ
        у ОБЕИХ сестер

        5.
        ЛОПНУВШИЕ пружины
        с ШЕСТИСТАМИ листами
        КЛАДИТЕ рядом
        БОЛЕЕ КРУПНАЯ рыба
        неподписанные ДОГОВОРЫ

        6.
        ПЯТЬЮСТАМИ письмами
        вдоль ПОБЕРЕЖЬЕВ
        много ВИШЕН
        быстрые КАТЕРА
        скоро ВЫЗДОРОВЕЕТ

        7.
        ТРОЕ братьев
        у новых ТУФЛЕЙ
        гораздо ЛУЧШЕ
        ЛЯГТЕ на пол
        ЧЕТЫРЬМЯ этажами

        8.
        пара САПОГ
        шесть КИЛОГРАММОВ
        ИХНИЕ встречи
        ПУСКАЙ читают
        новых СЕРЕГ

        9.
        В ДВУХ ТЫСЯЧ ЧЕТВЕРТОМ году
        ЧУДЕСНЕЙШИМ образом
        МОКЛА под дождем
        здоровые ДЁСНА
        косвенных ПАДЕЖЕЙ

        10.
        спелых АБРИКОСОВ
        пара ЧУЛОК
        ЖЁСТЧЕ дерева
        ШЕСТИСТАМИ спортсменами
        ты ЛАЗАЙ

        11.
        ЧЕТВЕРО учениц
        ДОБРЕЙШИЙ старик
        Стирка ПОЛОТЕНЕЦ
        СЕМИСОТ рублей
        опытные СЛЕСАРИ

        12.
        У ОБОИХ стран
        более ЩЕДРАЯ
        ГЛУПЕЙШАЯ история
        малыш ХНЫЧЕТ
        дождь ХЛЕЩЕТ

        13.
        авторы ПОСОБИЙ
        песни АРАБОВ
        пара ЦАПЕЛЬ
        посмотрел БОЛЕЕ НЕЖНЕЕ
        ТРЕМЯСТАМИ учениками

        14.
        КРАСИВЕЕ матери
        пара САПОГОВ
        ИХ достижения
        СТРИЖЁТ газон
        слетела с ПЛЕЧ

        15.
        СЕМИСТАМИ билетами
        русские ОФИЦЕРЫ
        новых САПОГ
        двух КОЧЕРЁГ
        НЕЖНЕЙШИЙ взгляд

        16.
        пять КИЛОГРАММОВ
        ВОСЬМЬЮСТАМИ рублями
        ОБЕИХ сестер
        известные ПРОФЕССОРЫ
        рота СОЛДАТ

        17.
        ОБОИХ хирургов
        ПРИЛЯЖЬТЕ на диван
        НАИМЕНЕЕ удачный
        ДЕВЯТЬЮСТАМИ градусами
        ПОЛУТОРАСТА рулями

        18.
        детских ЯСЛЕЙ
        ДВУМЯСТАМИ книгами
        ни разу не ОШИБИЛСЯ
        опытные ТРЕНЕРЫ
        более СЛОЖНЫЙ

        19.
        ШЕСТЕРО медвежат
        ВОСЬМИДЕСЯТЬЮ рублями
        менее ПОПУЛЯРНЫЙ
        грамотные БУХГАЛТЕРЫ
        ЯРЧАЙШИЙ пример

        20.
        нет ГОЛЬФОВ
        ПЯТИСОТ лет
        случайно СПОТЫКНУЛСЯ
        многие ДИРЕКТОРА
        отряд ПАРТИЗАН

        Ответы

        1. Носков
        2. Вафель
        3. Строже
        4. Комментариев
        5. Шестьюстами
        6. Побережий
        7. Туфель
        8. Их
        9. В две тысячи четвёртом
        10. Шестьюстами
        11. Четыре
        12. Обеих
        13. Нежнее
        14. Сапог
        15. Семьюстами
        16. Профессора
        17. Прилягте
        18. Ошибся
        19. Восьмьюдесятью
        20. Споткнулся

        Автор: Казанцева О.П.

        Итоговая контрольная работа по родному (русскому) языку

        9 класс

        1. Установите соответствия: определите, из каких произведений данные крылатые выражения.

          1. «…Мы все учились понемногу 
          Чему-нибудь и как-нибудь…»

          А) А.С. Грибоедов «Горе от ума»

          2. «Счастливые часов не наблюдают»

          Б) А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

          3. «И какой же русский не любит быстрой езды?»

          В) И.А. Крылов «Волк и ягнёнок»

          4. «У сильного всегда бессильный виноват».

          Г) Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

        2. Что такое неологизм? Приведите в качестве примера 3 неологизма.

        ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

        дозвонИтся прИнятый понЯв квартАл обОдрить

        ______________________

        1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

         В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.

        _________________

        1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

        Многие психологи придерживаются того отношения, что все хорошие и все плохие черты личности закладываются в детстве.

        __________________

        1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

         А) До выполнения ремонтных работ по замене повреждённых элементов необходимо в целях безопасности ОГОРОДИТЬ опасную зону.

        Б) Введение новых требований поставит разработчиков нового проекта в ЗАТРУДНЁННОЕ положение.

        В) Необходимая принадлежность многих игр — это ИГРАЛЬНЫЙ кубик.

        Информационная служба городской телефонной сети опубликовала итоги перехода АБОНЕНТОВ на новые тарифные планы.

        Г) КОРЕННЫЕ жители полуострова живут обособленно многие века, и их быт практически не изменился.

        ______________________

        1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

        благодаря СИСТЕМЕ

        согласно РАСПИСАНИЮ

        вопреки ОЖИДАНИЯ

        ввиду ЗАСУХИ

        ______________________________

        1. В одном из предложений допущена грамматическая ошибка: нарушение в построении предложения с причастным оборотом. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

        А)В поэме «Василий Тёркин» автор восхищается подвигом русского солдата, сохраняющим верность долгу и отчизне.

        Б) Орхидеи, появившиеся на Земле вместе с другими цветковыми растениями, начали активно развиваться 40 миллионов лет назад.

        В)Монастырь стоял вдоль реки, на довольно высоком её берегу, отделявшем людей от города.

        Г)Группа популяций разных видов, населяющих определённую территорию, образует сообщество.

        ________________________________

        9. В каком предложении допущена грамматическая ошибка: нарушение в построении

        предложения с деепричастным оборотом. Исправьте ошибку и запишите предложение правильно.

        А) Дым, окутывая дома, поднимался вверх.

        Б)Найдя чужую вещь, она немедленно возвращается её хозяину.

        В) Оленёнок, ощипывая листочки и прислушиваясь к малейшему шороху, ходилвозле куста. 

        Г) По небу ползли тяжёлые серые тучи, скрывая проглядывающее время от времени солнце. 

        ___________________________________________________________________________

        10.В каком предложении допущена грамматическая ошибка: неправильное построение предложения с косвенной речью? Исправьте ошибку и запишите предложение правильно.

        А)Она попросила, чтобы я зашёл за ней вечером.

        Б)Диктор сообщил, что завтра ожидается похолодание.

        В)По мнению Льва Толстого, что сколько сердец — столько родов любви.

        Г)Он рассказывал, будто в лесу видел живого медведя.

        __________________________________________________________________________

        11. Конспект – это …

        А)  анализ, разбор, некоторая оценка публикации, произведения или продукта. 

        Б)  краткая характеристика издания: рукописимонографиистатьи или книги, которая показывает отличительныеособенности и достоинства издаваемого произведеня

        помогает читателям сориентироваться в их выборе.

        В)критический отзыв, экспертное заключение, в основе которого лежит объективный профессиональный анализ литературного или художественного произведения или научно-исследовательской работы.

        Г) краткая письменная фиксация основных фактических данных, идей, понятий и определений, устно излагаемых преподавателем или представленных в литературном источнике.

        12. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Правила безопасного общения в

        социальных сетях». Объём сочинения не менее 70 слов.

        ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Правильные ответы к заданиям

        Вариант 1

        1. 1.Б

        2.А

        3. Г

        4.В

        2. 1+3

        3. ободрить

        4. главную

        5. мнения

        6. затруднительное

        7. ожиданию

        8. сохраняющего

        9.Найдя чужую вещь, немедленно возвратите её хозяину.

        10.В)По мнению Льва Толстого, сколько сердец — столько родов любви.

        11. Г

        Контрольно-измерительные материалы для итоговой аттестации по родному (русскому) языку

        9 класс

        Пояснительная записка

        1. Назначение работы: итоговая контрольная работа проводится в конце учебного года с целью определения уровня подготовки учащихся 9 классов школы в рамках мониторинга достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

        2. Структура работы.

        Вариант диагностической работы состоит из 12 заданий: 2 задания с выбором правильного ответа, 9 заданий с кратким ответом и 1 задание с развернутым ответом.

        3.Распределение заданий итоговой контрольной работы по содержанию и проверяемым умениям.

        Итоговая контрольная работа позволяет оценить степень освоения учебного материала по предмету «Родной (русский) язык»

        Распределение заданий по основным содержательным блокам учебного курса

        Коды тем

        Темы курса «Родной (русский) язык»

        Количествозаданий

        1

        Язык и культура.

        2

        2.1

        Культура речи.

        Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

        1

        2.2

        Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

        3

        2.3

        Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

        4

        3.1

        Речь. Речевая деятельность. Текст.

        Язык и речь. Виды речевой деятельности.

        1

        3.2

        Текст как единица языка и речи.

        1

        Итого:

        12

        4. Кодификатор итоговой контрольной работы по родному (русскому) языку

        для учащихся 9 классов

        (Использованы обозначения типа заданий: В – задание с выбором ответа, К – задание с кратким ответом, Р – задание с развёрнутым ответом.)

        .№ задания

        Уровень задания

        Тип задания

        Планируемые результаты

        Проверяемые умения

        Код

        1

        БУ

        В

        Определять, из каких произведений художественной литературы пришли в язык представленные крылатые слова и выражения

        Умение соотносить художественное произведение и крылатое выражение

        1

        2

        БУ

        К

        Различать неологизмы.

        Умение использовать неологизмы в речи

        1.2

        3

        БУ

        К

        Соблюдать орфоэпические нормы.

        Умение расставлять ударения в словах в соответствии с орфоэпическими нормами.

        2.1

        4

        БУ

        К

        Соблюдать нормы лексической сочетаемости слов. Знать понятия тавтология, плеоназм.

        Умение находить и исправлять типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости и речевой избыточностью.

        2.2.1

        5

        БУ

        К

        Соблюдать нормы употребления паронимов в речи. Тавтология.

        Умение находить и исправлять типичные речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов в речи.

        2.2.2

        6

        БУ

        К

        Соблюдать нормы употребления паронимов в речи. Плеоназм.

        Умение находить и исправлять типичные речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов в речи.

        2.2.3

        7

        БУ

        К

        Соблюдать нормы употребления производных предлогов в речи

        Умение находить и исправлять типичные ошибки, связанные с употреблением производных предлогов

        2.3.1

        8

        БУ

        К

        Соблюдать нормы употребления причастных оборотов

        Умение находить типичные ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов

        2.3.2

        9

        БУ

        К

        Соблюдать нормы употребления деепричастных оборотов

        Умение находить типичные ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов

        2.3.3

        10

        БУ

        К

        Соблюдать нормы употребления косвенной речи

        Умение находить типичные ошибки, связанные с употреблением косвенной речи

        2.3.4

        11

        БУ

        В

        Знать виды преобразования текстов: аннотация, конспект, рецензия, отзыв

        Умение различать по определению виды преобразования текстов

        3.1

        12

        ПУ

        Р

        Создавать письменные высказывания

        различных типов и жанров,

        редактировать

        собственный текст. Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы

        современного русского литературного

        языка. Употреблять

        языковые средства в зависимости

        от речевой ситуации

        Умение создавать письменный текст заданной тематики с соблюдением орфографических и пунктуационных правил русского языка, грамматических и речевых норм.

        3.2

        5. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

        Задания 3-11 оцениваются в 1 балл; задание 1 оценивается в 4 балла (за каждое соответствие 1 балл); задание 2 оценивается в 4 балла (1 б. за определение и по 1б. за примеры).

        Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший 12 задание (задание с развернутым ответом) – 14 баллов.

        Критерии оценивания письменного высказывания

        Баллы

        1

        Содержание письменного высказывания

        Соответствие работы учащегося теме исходного текста.

        Содержание письменного высказывания соответствует теме исходного текста.

        2

        Содержание письменного высказывания соответствует теме исходного текста, однако в сочинении имеется 1 отступление от темы и/или 1 фактическая ошибка.

        1

        Написанный учащимся текст не соответствует теме исходного текста или письменного высказывания представляет собой пересказ исходного текста, или в работе учащегося имеются 2 и более отступлений от темы, или 2 и более фактические ошибки.

        0

        2

        Речевое оформление сочинения

        Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложениямыслей

        В работе отсутствуют логические ошибки; верно использованы языковые средства логической связи.

        2

        В работе допущена 1 логическая ошибкаи/или1 ошибка в использовании языковых средств логической связи.

        1

        В работе допущено более 1-й логической ошибки, и/или имеются более 1-й ошибки в использовании языковых средств логической связи.

        0

        3

        Точность и ясность речи

        Учащийся владеет достаточным словарным запасом и разнообразными грамматическими средствами, чтобы точно и понятно выразить свою мысль.

        2

        Учащийся владеет достаточным словарным запасом, однако прослеживается однообразие грамматического строя речи, что не позволяет точно и понятно выразить свою мысль.

        1

        Работа учащегося отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.

        0

        4

        Соблюдение орфографических норм

        орфографических ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка

        2

        допущены 1 – 2 ошибки

        1

        допущено 3 и более ошибок

        0

        5

        Соблюдение пунктуационных норм

        пунктуационных ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка

        2

        допущены 1 – 2 ошибки

        1

        допущено 3 и более ошибок

        0

        6

        Соблюдение грамматических норм

        грамматических ошибок нет

        2

        допущены 1 – 2 ошибки

        1

        допущено 3 и более ошибок

        0

        7

        Соблюдение речевых норм

        речевых ошибок нет

        2

        допущены 1– 2 ошибки

        1

        допущено 3 и более ошибок

        0

        Максимальное количество баллов по критериям 1-6

        14

        Максимальный балл, который может получить ученик за выполнение всей работы, – 31 балл.

        Задание с кратким ответом или с выбором ответа считается выполненным, если записанный ответ совпадает с критериями ответа. Задание с развернутым ответом оценивается учителем с учётом правильности и полноты ответа в соответствии с критериями оценивания письменного высказывания.

        Отметка по пятибалльной шкале

        «2»

        «3»

        «4»

        «5»

        Общий балл

        0-15

        16 — 21

        22 — 27

        28 – 31

        Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/458097-kontrolno-izmeritelnye-materialy-dlja-itogovo

        Спецификация промежуточной итоговой контрольной работы

         по родному языку (русскому) в 11 классе

        Промежуточная аттестация в 11 классе проводится в соответствии с:

        • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;
        • Уставом  БОУ «Целинная СОШ»;
        • Учебным планом  БОУ «Целинная СОШ» на 2021-2022 учебный год;
        • Календарным учебным графиком БОУ «Целинная СОШ» на 2021-2022 учебный год;

        1. Цель (назначение) работы

        Данная работа проводится с целью определения уровня владения обучающимися 11 класса предметного содержания курса родного языка (русского) по программе среднего (полного) общего образования:

        — контроль сформированности орфографических и пунктуационных умний и навыков, овладения нормами литературного языка и грамматического строя речи;

        — развитие логических умений: анализировать, классифицировать, систематизировать и обобщать языковой материал;

        — воспитание стремления к системным знаниям по русскому языку и к самоконтролю.

         Задания  предназначены для проверки знаний учащихся 11 класса по всем разделам и темам программы. В соответствии с обязательным минимумом содержания образования проверяются следующие знания:

        — орфоэпические нормы (постановка ударения)

        — лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением

        — морфологические нормы (образование форм слова)

        — синтаксические нормы.

        — правописание корней.

        — правописание приставок.

        — правописание суффиксов различных частей речи.

        — правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.

         — правописание НЕ и НИ.

        — слитное, дефисное,  раздельное написание слов.

         — правописание-Н- и-НН-

        —  знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами).

        — знаки препинания в предложениях с обособленными членам.

        — знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не

        связанными с членами предложения.

        — знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

        — знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

        Методы: по степени самостоятельности учащихся при работе с учебным материалом: проблемные, частично-поисковые; по применению логических операций: индуктивно-дедуктивные, продуктивные; по источнику знаний: практические.

        2. Структура проверочной работы

        Проверочная работа состоит из 16 тестовых  заданий с кратким  ответом. Эти  задания  требуют   умения  самостоятельно  сформулировать  ответ  и оформить  его кратко (в виде   слова, словосочетания, небольшого перечня  слов или  в виде цифры).  Выполняя  задания, учащийся должен  записать соответствующий термин, найти в тексте  нужное слово, конструкцию и написать их. Задание считается выполненным, если  верно  написаны  в отведенном месте   все требуемые слова.

        3. Время выполнения проверочной работы

        На выполнение проверочной работы учащимся отводится 45 минут.

        4.Кодификатор

        элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся 11 класса для проведения промежуточной  итоговой аттестации

        Кодификатор представляет собой систематизированный перечень требований к уровню подготовки выпускников и проверяемых элементов содержания, в котором каждому объекту соответствует определенный код. Кодификатор составлен на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089

        Кодификатор состоит из двух разделов:

        – раздел 1. «Перечень элементов содержания, проверяемых на проверочной работе

        – раздел 2. «Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших общеобразовательные программы основного общего образования по литературе»

        Код элемента

                                    Проверяемые умения

        1.

        Умение проводить фонетический анализ слова.

        2.

        Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных орфоэпических норм русского литературного языка.

        3.

        Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных лексических норм русского литературного языка.

        4.

        Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм русского литературного языка.

        5.

        Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных синтаксических норм русского литературного языка.

        6.

        Умение использовать основные приемы информационной обработки текста.

        7.

        Умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

        8.

        Умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам.

        9.

        Умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам.

        10.

        Умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его признакам.

        11.

        Умение проводить лексический анализ слов.

        12.

        Умение объяснять зависимость значения, морфемного строения и написания слова.

        13.

        Умения проводить орфографический анализ слова, предложения.

        14.

        Умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания.

        15.

        Умение проводить пунктуационный анализ предложения.

        16.

        Умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка.

        17.

        Умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения.

        18.

        Умение определять стили речи.

        19.

        Умение определять основные способы образования слов.

        20.

        Умение проводить синтаксический анализ предложения и словосочетания.

        21.

        Умение проводить синтаксический анализ предложения.

        22.

        Умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста.

        23.

        Умение создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного.

        24.

        Умение последовательно излагать собственные мысли.

        25.

        Умение использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.

        26.

        Умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

        Кодификатор элементов содержания по всем разделам включает в себя как элементы содержания за курс основной школы, так и элементы содержания за курс средней (полной) школы (базовый уровень). Элементы содержания, изучаемые на базовом уровне только в курсе средней (полной) школы, обозначены звездочкой (✶).

        В первом столбце таблицы указаны коды разделов и тем, на которые разбит курс русского языка основной и средней (полной) школы. Во втором столбце указаны коды содержания разделов (тем), для которых создаются проверочные задания.

        Код раздела

        Код контролируемого элемента

        Элементы содержания, проверяемые заданиями аттестационной работы

        1

        Коммуникативная компетенция

        1.1

        Речь и речевое общение. Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая.

        1.2

        Функциональные разновидности языка (разговорная речь, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы), их основные особенности.

        1.3

        ✶Ситуации речевого общения.

        1.4

        Основные жанры научного (отзыв, реферат, выступление), публицистического (выступление), официально-делового (заявление) стилей, разговорной (рассказ, беседа, спор) речи.

        1.5

        Культура речи. Критерии культуры речи.

        1.6

        Текст.

        1.6.1 Текст как продукт речевой деятельности. Основные признаки текста.

        1.6.2 Содержание текста: тема текста, микротемы в тексте, основная мысль текста, авторская позиция в публицистическом и художественном текстах.

        1.6.3 Структура текста: единицы текста, абзац как основная единица текста, связи предложений в тексте.

        1.6.4 Основные выразительные средства языка и речи в тексте.

        Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции

        2.1

        Общие сведения о языке

        2.1.1

        Понятие о русском литературном языке и его нормах.

        2.1.2

        Основные лингвистические словари.

        2.1.3

        Наука о русском языке и ее основные разделы (фонетика, орфоэпия и графика, лексика и фразеология, состав слова и словообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация, стилистика).

        2.2

        Фонетика. Орфоэпия

        2.2.1

        Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация.

        2

        2.2.2

        Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы.

        2.2.3

        Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.

        2.2.4

        Связь фонетики с графикой и орфографией.

        2.2.5

        Правила (нормы) произношения слов и интонирования предложений.

        2.3

        Состав слова (морфемика) и словообразование

        2.3.1

        Морфема – минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс. Чередование звуков в морфемах. Основа слова.

        2.3.2

        Основные способы образования слов.

        2.4

        Лексика и фразеология

        2.4.1

        Слово – основная единица языка.

        2.4.2

        Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова.

        2.4.3

        Синонимы. Антонимы. Омонимы.

        2.4.4

        Стилистически окрашенная лексика русского языка. Эмоционально окрашенные слова.

        2.4.5

        Исконно русские и заимствованные слова.

        2.4.6

        Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.

        2.4.7

        Фразеологизмы; их значение и употребление.

        2.4.8

        Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

        2.5

        Морфология

        2.5.1

        Система частей речи в русском языке.

        2.5.2

        Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

        2.5.3

        Служебные части речи.

        2.5.4

        Междометия и звукоподражательные слова.

        2.5.5

        Основные морфологические нормы русского литературного языка.

        2.6

        Синтаксис

        2.6.1

        Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.

        2.6.2

        Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении.

        2.6.3

        Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

        2.6.4

        Грамматическая основа предложения.

        2.6.5

        Предложения простые и сложные.

        2.6.6

        Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения.

        2.6.7

        Предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные.

        2.6.8

        Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения.

        2.6.9

        Обращения. Вводные, вставные слова и конструкции.

        2.6.10

        Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

        2.6.11

        Сложные предложения с различными видами связи.

        2.6.12

        Способы передачи чужой речи.

        2.6.13

        Текст. Части текста и основные средства связи между ними.

        2.6.14

        Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка.

        2.7

        Орфография

        2.7.1

        Правописание гласных и согласных в составе морфем.

        2.7.1.1 Правописание гласных и согласных в корне слова.

        2.7.1.2 Правописание гласных после шипящих и ц.

        2.7.1.3 Правописание гласных и согласных в приставках и на стыке приставки и  корня.

        2.7.1.4 Соединительныео и е в сложных словах.

        2.7.1.5 Правописание безударных гласных в падежных окончаниях

        2.7.1.6 Правописание безударных гласных в личных окончаниях глаголов.

        2.7.1.7 Буквы е, и в приставках не- и ни- отрицательных наречий.

        2.7.1.8 Буквы е, и в приставках не- и ни- отрицательных и неопределенных местоимений.

        2.7.1.8 Правописание гласных и согласных букв в суффиксе.

        2.7.2

        Правописание Ъ и Ь.

        2.7.3

        Слитное, дефисное и раздельное написание.

        2.7.4

        Прописные и строчные буквы.

        2.7.5

        Перенос слов.

        2.8

        Пунктуация

        2.8.1

        Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

        2.8.2

        Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.

        2.8.2.1 Знаки препинания в конце предложения.

        2.8.2.2 Знаки препинания в простом (в том числе простом осложненном) предложении.

        2.8.2.3 Знаки препинания в сложном предложении.

        2.8.2.4 Знаки препинания при сравнительном обороте.

        2.8.2.5 Знаки препинания при прямой речи, цитировании, диалоге.

        2.8.2.6 Авторские знаки препинания.

        2.8.3

        Сочетание знаков препинания.

        5. Система  оценивания    заданий  

        1.  За верное выполнение каждого задания   (кроме заданий 4, 12 )  ученик получает   по1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие   выставляется 0 баллов.
        2.  За выполнение задания 4 может быть выставлено от 0 до 5-и баллов. За

        каждую  верно  указанную  цифру,  соответствующую  номеру  из  списка,

        экзаменуемый получает по 1 баллу (5 баллов: нет ошибок; 4 балла: допущена

        1 ошибка; 3 балла: допущено 2 ошибки; 2 балла: верно указаны 2 цифры;

        1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный

        ответ, т.е. неверная последовательность цифр или её отсутствие. Порядок

        записи цифр в ответе имеет значение.

        3.  За выполнение задания 12 может быть выставлено от 0 до 2 баллов.

        Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют

        другие цифры.  1  балл  ставится,  если:  одна  из  цифр,  указанных  в  ответе,  не

        соответствует  эталону;  отсутствует  одна  из  цифр,  указанных  в  эталоне

        ответа.

        Во всех других случаях выставляется 0 баллов.  Порядок записи цифр в ответе не имеет значения.

        4. 3а всю работу ученик может набрать от 0 до 21 баллов.

        5. Вся работа в целом оценивается отметкой по следующей схеме:

        Оценка

        Количество баллов

        2

              0- 9 баллов

        3

        10-15 баллов

        4

        16 — 18 баллов

        5

        19-21 баллов

        Промежуточная итоговая контрольная работа, 11 класс

        родной язык (русский)

        ВАРИАНТ 1

        1.  В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

        Выпишите это слово.

        цепОчка    обОдриться    прозорлИва    донЕльзя     газопровОд

        2.  В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

        Летом в ЛЕСИСТОЙ чащобе появляются полчища комаров.

        Статья оказалась полезной и ИНФОРМАТИВНОЙ.

        В Российской империи высшим чрезвычайным судебным органом был ВЕРХОВНЫЙ уголовный суд.

        Журналист сказал, что Санина статья вызвала многочисленные ОТКЛИКИ и что об авторе пришел даже запрос из Арктического института.

        Буду вам крайне, очень, бесконечно ПРИЗНАТЕЛЬНА.

        3.  В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

        с двух тысячи первого года          жаждет славы       смелее всех

        на обоих берегах          свыше четырёхсот  метров

        4.  Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

        ПРЕДЛОЖЕНИЯ

        ГРАММАТИЧЕСКИЕ   ОШИБКИ

        А) Войдя в ярко освещённый зал,

        юбиляра встретил гром аплодисментов.

        1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом .

        Б) Дом, в котором мы жили первые годы по приезду в Петербург, находился на набережной Красного канала.

        2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

        В) ) Офицер потребовал у станционного смотрителя, что ему нужны лошади.

        3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

        Г) К. Г. Паустовский интересовался и

        посвятил природе Мещёрского края своё творчество.

        4) ошибка в построении предложения с однородными членами

        Д) В картине Остроухова «Золотой

        осени» многоцветие осени словно яркий весёлый ковёр с нарядным орнаментом.

        5) неправильное построении предложения с деепричастным оборотом

        6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

        7) неправильное построение предложения с косвенной речью

        5.  Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

        оз..рить     м..литва       заг..рать      соч..тание     к…ллекция

        6.  Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

        бе..защитный, во… произведение

        пред..явить, с..езд

        пр..близить, пр..старелый

        н. мерение, вз..браться,

        и..подтишка, ра..жалобить

        7.  Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

        забол…вать    выпяч…вать      заботл…вый     достра..вать     привередл..вый

        8.  Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

        движ. мый    стон..шь    пиш. Шь    накач. Нный    увид..вший

        9.  Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

        Ирина Андреевна говорила (не)громко, но очень выразительно.

        Я был (не)готов к такому повороту событий и в растерянности остановился.

        (Не)умолкающие до глубокой ночи звуки музыки напоминали о близости парка аттракционов.

        Конечно, это был далеко (не)лучший поступок.

        (Не) полученная вовремя телеграмма заставила нас изменить планы.

        10.  Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

        Трудно представить, ЧТО(БЫ) случилось с нами, если бы не помощь родителей, а ТАК(ЖЕ) поддержка друзей.

        (В)ЗАКЛЮЧЕНИЕ оратор повысил голос (И)ТАК торжественно закончил речь, что зал взорвался аплодисментами.

        Матрёна Филимоновна (ТОТ) ЧАС сошлась с приказчицей и в ПЕРВЫЙ(ЖЕ) день пила с нею и с приказчиком чай под акациями и обсуждала дела.

        И молодые, и старые работали КАК(БЫ) (НА) ПЕРЕГОНКИ.

        Мудрый Кутузов, свободный от страсти, тщеславия, а ТАК(ЖЕ) честолюбия, легко подчинял свою волю «провидению», прозревал «высшие законы» и (ПО) ЭТОМУ стал представителем народной освободительной войны.

        11.  Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

        За око(1)ым стеклом жила своей утре(2)ей жизнью обыкнове(3)ая городская асфальтирова(4)ая улица, по которой мчались переполне(5)ые маршрутные такси и гружё(6)ые самосвалы.

        12.  Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

        1) Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно и в историко-мифологическом и в портретном и в пейзажном жанрах.

        2) Человек должен соблюдать как юридические так и нравственные законы.

        3) Анна и Прасковья пошли дальше и потом долго оглядывались.

        4) Мы ощущали если не радость то приятное волнение.

        5) Из окна были видны только серые крыши да кусочек осеннего неба.

        13  Расставьте знаки препинания: укажите цифру (цифры), на месте которой (которых) в предложении должны стоять запятые.

        Привлечённые запахом (1) цветущей в парке (2) акации (3) мы остановились (4) наслаждаясь ароматом.

        14.  Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

        Здесь река (1) кажется (2) почти остановилась и (3) как будто (4) успокоилась.

        15.  Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

        в предложении должны стоять запятые.

        На нём был чёрный пиджак (1) из кармана (2) которого (3) выглядывала (4) свёрнутая в трубочку (5) газета.

        16.  Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

        Маленькая девочка громко смеётся (1) потому (2) что ей весело (3) и (4)

        весна шумит на дворе.

        Промежуточная итоговая контрольная работа, 11 класс

        родной язык (русский)

        ВАРИАНТ 2

        1.  В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в

        постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая

        ударный гласный звук. Выпишите это слово.

        вероисповедАние   заперлА    оптОвый     красИвее      диспансЕр

        2.  В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

        На прогулку Катя НАДЕЛА тёплую шапку.

        Нужны сведения о НАЛИЧНОСТИ в фондах библиотеки новых поступлений.

        Многие женщины посмотрели на новую гостью с завистью и

        НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬЮ.

        Из радиоприёмника доносился НЕМУДРЁНЫЙ, однообразный мотивчик.

        ЗАЧИНЩИКИ драки были быстро выявлены.

        3.  В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

        полные КОНТЕЙНЕРА       ПОЕЗЖАЙ прямо        ЩИПЛЕТ за руку

        с ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ рублями     новые ДРАЙВЕРЫ

        4.  Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

        ПРЕДЛОЖЕНИЯ

        ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

        А) Только духовно развитый человек может видеть и наслаждаться

        красотой природы.

        1) неправильное употребление

        падежной формы

        существительного с предлогом

        Б) Напечатав документы, в

        принтере закончилась бумага.

        2) нарушение связи между

        подлежащим и сказуемым свободе.

        В) Многие из тех, кто приезжал в Ялту, побывал в доме-музее Чехова.

        3) нарушение в построении

        предложения с несогласованным

        приложением

        Г) Офицер потребовал у

        станционного смотрителя, что ему нужны лошади.

        4) ошибка в построении

        предложения с однородными

        членами.

        Д) По окончанию производственной практики каждый студент должен

        написать отчёт о проведённой работе.

        5) неправильное построение

        предложения с деепричастным

        оборотом

        6) нарушение в построении

        предложения с причастным

        оборотом

        7) неправильное построение

        предложения с косвенной

        речью

        5.  Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

        ф..олетовый     переб..рать     пр..стодушный      выт..реть     прик..сновение

        6.  Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

        пр. ..мета, пр…красный,

        под..брать, поз..вчерашний

        и.. пользовать, во..рождение

        о..дача, пре..теча

        под..грать, из..мать

        7.  Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

        усидч…вый     подстра…ваться    эмал…вый     проста…вать      изменч..вый

        8.  Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

        встревож…шься    рису…мый     колебл…мый     выпячива…мый     вымуч…нный

        9.  Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

        Дворник наш (не)способен и муху обидеть.

        Без дружбы никакое общение (не)имеет смысла.

        (Не)каждый способен на благородные поступки.

        (Не)лестный отзыв о способностях Лизы покоробил Петрова.

        Никто (не) дерзал отказываться от его (Троекурова) приглашения.

        10.  Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

        (НЕ)СМОТРЯ на то что большинство стихотворений Жуковского является переводными, в них мы ВСЁ(ТАКИ) видим русский пейзаж.

        Я хочу поговорить с вами (НА)СЧЁТ квартиры, (В)СВЯЗИ с чем прошу вас

        уделить мне немного внимания.

        Студент выбрал эту тему реферата, ЧТО(БЫ) лучше узнать историю музыки,

        и В(ТЕЧЕНИЕ) месяца изучал полученные в библиотеке книги.

        Тихо опустилось солнце за горы, выбросило (К)ВЕРХУ прощальный зелёный луч, и Байкал (ТОТ)ЧАС отразил в себе нежную зелень.

        А вечером он сидел опять ЗА (ТЕМ) же столом и, положив голову на руку, слушал Настасью Петровну и пытался понять, ПО (ЧЕМУ) ему так хорошо в этом доме.

        11.  Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

        Точная дата основания города Баку не установле(1)а. Первые письме(2)ые упоминания о Баку датирова(3)ы V веком. Армянский историк  Гевонд упоминает разруше(4)ую хазарами крепость Атши-Багуан.

        12.  Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых

        нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

        1) Леонардо да Винчи был не только великим художником но и великим

        математиком механиком и инженером.

        2) В эту пору часто видишь в небе то коршунов то ястребов.

        3) Соревнования из-за дождя не состоялись и решено было перенести их на ближайшее воскресенье.

        4) Я взял кусок хлеба и ломтик ветчины и вновь поднялся на палубу.

        5) Ждать да догонять хуже нет.

        13.  Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

        Солнце (1) не спеша (2) поднималось над горизонтом (3) озаряя первыми

        лучами (4)поля (5) засеянные пшеницей.

        14.  Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

        Облако (1) казалось (2) застыло на месте, однако (3) внезапный порыв ветра (4) вдруг (5) разорвал его надвое.

        15.  Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

        Мы проехали мимо моста (1) по асфальтовому полотну (2) которого (3) мчались автомобили (4) и повернули налево.

        16.  Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

        Как только мы выехали из города (1) и (2) за поворотом исчезли силуэты высоток (3) начал накрапывать дождь (4) который вскоре превратился в ливень.

        Ответы:

        1 вариант

        1. ободриться

        2. лесной

        3. две тысячи первого года

        4. 51743

        5. молитва

        6. предъявить, съезд

        7. заболевать

        8. движимый

        9. негромко

        10. также поэтому

        11. 12345

        12. 24

        13. 34

        14. 12

        15. 1

        16. 1

        2 вариант

        1. вероисповедание

        2. наличии

        3. контейнеры

        4. 45271

        5. простодушный

        6. подыграть, изымать

        7. эмалевый

        8. встревожишься

        9. нелестный

        10. кверху, тотчас

        11   24

        12. 23

        13. 35

        14. 12

        15. 14

        16. 134

        Ирина Кривенкова (кандидат филологических наук, репетитор по русскому языку).

        Сегодня я предлагаю разобрать самое дорогое задание экзаменационного теста. Это восьмое задание. За него вы можете получить целых 5 баллов.

        Что проверяет это задание? Оно проверяет знание грамматических, конкретно синтаксических норм. Вот пример задания.

        Грамматические ошибки Предложения
        А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
        Б) неправильное построение предложения с косвенной речью.
        В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
        Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
        Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
        1) Те, кто не хочет что-то делать, ищет причины, а те, кто хочет, — возможности.
        2) Изучая растения средней полосы России, у меня появился интерес к этой проблеме.
        3) Благодаря героизма людей катастрофа была предотвращена.
        4) В первый же день по приезде в Санкт-Петербург Ольга отправилась в музей-квартиру А.С. Пушкина.
        5) Декарт говорил, что я мыслю, следовательно, я существую.
        6) Обеспокоенные приближением лодки, птицы улетели.
        7) Не оглядываясь, он шёл по дороге.
        8) Прочитанная лекция для учеников о мирном использовании атомной энергии вызвало большой интерес.
        9) В романе «Отцах и детях» несколько главных героев.

        Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

        Ответ:

        Что же необходимо сделать?

        Вам необходимо соотнести название грамматической ошибки в левой части с предложением, содержащим эту ошибку в правой части. Слева у вас всегда будет пять наименований ошибок из девяти возможных, справа — девять предложений. Пять предложений будут содержать искомые ошибки. Остальные могут быть составлены грамотно или содержать ошибку, не указанную в левой части.

        Итак, вам надо разобраться в девяти видах грамматических, т.е. синтаксических ошибок.

        №П.П. Название ошибки Пример ошибки Исправление
        1 Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом. По приезду
        Согласно приказа
        По окончанию поездки
        По приезде
        Согласно приказу
        По окончании поездки
        2 Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Богатые люди использовали мех соболя, а те (ед. число), кто были (мн. число) победнее, носили бараний мех. Богатые люди использовали мех соболя, а те (ед. число), кто был (мн. число) победнее, носили бараний мех.
        3 Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. Постройки, изображенные на картине «Ветхом дворике» Левитана, и сейчас можно найти в глубине Плесовских усадеб, теснящихся среди зелени по береговым уступам. Постройки, изображенные на картине «Ветхий дворик» Левитана, и сейчас можно найти в глубине Плесовских усадеб, теснящихся среди зелени по береговым уступам.
        4 Неправильное построение предложения с косвенной речью. Паустовский писал в своем дневнике, что книги давали мне богатую пищу для воображения, открывали великолепные дороги в мир и в будущее. Паустовский писал в своем дневнике, что книги давали ему богатую пищу для воображения, открывали великолепные дороги в мир и в будущее.
        5 Нарушение в построении предложения с причастным оборотом. На Руси основной формой одежды было платье, сшитого из различных тканей, в зависимости от богатства хозяина. На Руси основной формой одежды было платье, сшитое из различных тканей, в зависимости от богатства хозяина.
        6 Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом. Окончив училище, нас оставили работать в родном городе. Окончив училище, мы остались работать в родном городе.
        7 Ошибка в построении предложения с однородными членами. Люблю музыку и кататься на коньках. Люблю слушать музыку и кататься на коньках.
        8 Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм. Он переписывает работу и объяснил все свои ошибки. Он переписывает работу и объясняет все свои ошибки.
        9 Ошибка в построении сложного предложения Принято думать то, что строительство египетских пирамид осуществляли десятки тысяч людей, которые работали в каменоломнях, перемещали гигантские каменные блоки к месту сооружения. Принято думать, что строительство египетских пирамид осуществляли десятки тысяч людей, которые работали в каменоломнях, перемещали гигантские каменные блоки к месту сооружения.

        Как же они звучат? Первое. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом. Обратите внимание, что производные предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются с дательным падежом, поэтому правильно будет звучать: согласно приказу, а ошибкой будет согласно приказа. Также сочетание по приезду и по прилету неверно. Грамотно будет говорить: по приезде и по прилете.

        Предлог по согласуется с Предложным падежом. Правильно говорить по окончании, по завершении, по возвращении, по прибытии. Ошибочным будет употребление по окончанию, по возвращению, по прибытию.

        Вторая ошибка – это нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Пример такой: богатые люди использовали мех соболя, а те, кто были победнее, носили бараний мех. В данном случае у нас с вами не согласуются подлежащее и сказуемое в числе, т.е. подлежащее в единственном числе, а сказуемое во множественном. Это неверно. Как исправляем это предложение? Богатые люди использовали мех соболя, а те, кто был победнее, носили бараний мех.

        Третья ошибка – это нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. В данном случае вы обращаете внимание на любые названия. Это могут быть названия картины, фильма, книги и т.д. Приведем пример. Постройки, изображенные на картине «Ветхом дворике» Левитана, и сейчас можно найти в глубине Плесовских усадеб, теснящихся среди зелени по береговым уступам. В данном случае мы должны поставить название картины в именительный падеж. Постройки, изображенные на картине «Ветхий дворик» Левитана, и сейчас можно найти в глубине Плесовских усадеб, теснящихся среди зелени по береговым уступам. Так будет грамотно.

        Четвертое: неправильное построение предложения с косвенной речью. Приведем пример. Паустовский писал в своем дневнике, что книги давали мне богатую пищу для воображения, открывали великолепные дороги в мир и в будущее. Что неверно? Неверно употребление личного местоимения я в дательном падеже. Как же мы исправляем это предложение? Паустовский писал в своем дневнике, что книги давали ему богатую пищу для воображения, открывали великолепные дороги в мир и в будущее.

        Пятая ошибка. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом. В данном случае у нас есть несколько вариантов. Это может быть несогласование и неправильный порядок при употреблении причастного оборота. Давайте приведем пример неверного согласования. На Руси основной формой одежды было платье, сшитого из различных тканей, в зависимости от богатства хозяина. Здесь у нас с вами неверное согласование в падеже. Грамотно будет: на Руси основной формой одежды было платье, сшитое из различных тканей, в зависимости от богатства хозяина.

        Шестое. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом. Пример. Окончив училище, нас оставили работать в родном городе. Что неправильно? Неправильно употреблять после деепричастного оборота дополнение в косвенных падежах, в данном случае это дополнение в родительном падеже. Деепричастный оборот мы можем продолжать подлежащим, т.е. субъектом в именительном падеже. Окончив училище, мы остались работать в родном городе.

        Седьмое. Ошибка в построении предложения с однородными членами. Всегда обращайте внимание на такие союзы как не только, но и; как, так и; не столько, сколько. Ошибка может быть связана как с неправильным употреблением самого союза, например, не только, а также; как, а также; или как, так. Могут быть ошибки, связанные с тем, что не сочетаются имя существительное и инфинитив. Например, люблю музыку и кататься на коньках.

        Восьмая ошибка связана с нарушением видо-временной соотнесенности глагольных форм. Приведем ошибочное предложение. Он переписывает работу и объяснил все свои ошибки. В данном случае первое сказуемое употреблено в настоящем времени несовершенном виде, а второе сказуемое в прошедшем времени совершенном виде. Именно это и является рассогласованностью в виде и времени. Как правильно? Он переписывает (наст. вр., несов. в.) работу и объясняет (наст. вр., несов. в.) все свои ошибки.

        Девятая заключительная ошибка связана с построением сложного предложения. В данном случае вы должны обращать внимание на неправильное использование союзов, союзных слов, указательных местоимений. Рассмотрим такой пример. Принято думать то, что строительство египетских пирамид осуществляли десятки тысяч людей, которые работали в каменоломнях, перемещали гигантские каменные блоки к месту сооружения. В данном случае лишним является указательное местоимение то. Мы просто его исключаем из этого предложения и оно становится грамотным. Принято думать, что строительство египетских пирамид осуществляли десятки тысяч людей, которые работали в каменоломнях, перемещали гигантские каменные блоки к месту сооружения.

        Итак, это задание проверяет умение находить ошибки в структуре простого предложения, сложного предложения, в употреблении падежной формы существительного с предлогом, в согласовании.

        Назад

        Благодарим за то, что пользуйтесь нашими публикациями.
        Информация на странице «9 главных синтаксических ошибок на ЕГЭ по русскому языку» подготовлена нашими авторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
        Чтобы успешно сдать нужные и поступить в высшее учебное заведение или техникум нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
        Также вы можете воспользоваться другими статьями из разделов нашего сайта.

        Публикация обновлена:
        07.06.2023

        7 задание ЕГЭ. Русский язык 2023 г.

        ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ:

        В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

        1. 

        любимые ПРОФЕССОРА

        НАИБОЛЕЕ РЕШИТЕЛЬНО поступил

        в ДВУХСТАХ метрах

        на ИХ территории

        ОБГРЫЗАННОЕ яблоко

        2. 

        несколько НОЖНИЦ

        умелые ПОВАРА

        быстро ВЫЗДОРОВИТ

        в ПОЛУТОРА часах

        ПЯТЬ барышень

        3. 

         несколько ЯБЛОК

        лежит на ШКАФЕ

        до тысяча восемьсот ДВЕНАДЦАТОГО года

        БОГАТЕЙШИЙ выбор

        пять КОЧЕРЁГ

        4. 

         пара ТУФЛЕЙ

        ВЫПРАВЬ текст

        несколько ПОЛОТЕНЕЦ

        старые ПРОФЕССОРА

        новые ВЫБОРЫ

        5. 

        МОКЛА под дождём

        косвенных ПАДЕЖОВ

        ЧУДЕСНЕЙШИМ образом

        здоровые ДЁСНЫ

        ПОЕЗЖАЙТЕ в магазин

        6. 

         ИХНИЕ письма

        в ОБЕИХ руках

        ДО ТЫСЯЧА ДЕВЯТЬСОТ ПЯТОГО года

        уважаемые ДИРЕКТОРА

        ОБГРЫЗЕННАЯ груша

        7. 

         товары ДЕШЕВЛЕ

        об АЭРОПОРТЕ

        по ИХ указанию

        ЕДЬ побыстрее

        уважаемые ДИРЕКТОРА

        8. 

        МОКЛА под дождём

        все ВОЗРАСТА

        косвенных ПАДЕЖЕЙ

        здоровые ДЁСНЫ

        милых БАРЫШЕНЬ

        9. 

         много ОБЛАКОВ

        пара БОТИНОК

        хорошо ПРОПОВЕДОВАЕТ

        ПОЕЗЖАЙ к бабушке

        с ДВУМЯСТАМИ бойцами

        10. 

         ПОЕЗЖАЙ к маме

        свыше ЧЕТЫРЁХ ТЫСЯЧ метров

        несколько ЯБЛОК

        ОБГРЫЗАННЫЙ хлеб

        новых ДЖИНСОВ

        11. 

         к ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТОМУ году

        ЖГЁТ костер

        пачка МАКАРОН

        фильм ИНТЕРЕСНЕЕ

        сладких ПОМИДОРОВ

        12. 

        ЛЯГТЕ на коврик

        пара ВАРЕЖКОВ

        в ШКАФУ

        к ТРЁМСТАМ сорока четырём избирателям

        все ВОЗРАСТЫ

        13. 

        ПРОЧИТАЯ рассказ

        менее ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ

        в ДВЕ ТЫСЯЧИ пятом году

        ПОЕЗЖАЙ домой

        ИХ успехи

        14. 

        пара ЯБЛОК

        несколько ПОЛОТЕНЕЦ

        ПОЕЗЖАЙ быстрее

        около ПЯТИСТА километров

        несколько СОТЕН

        15. 

         не ПРОРОНЯЯ (слов)

        в БОКУ

        знаменитые ПРОФЕССОРА

        благодаря РЕШЕНИЮ

        ИХ успех

        16. 

         с ПЯТИДЕСЯТЬЮ рублями

        ОДЕНЬТЕСЬ теплее

        ВЫСОХЛА шапка

        спелых АБРИКОСОВ

        две пары ЧУЛОК

        17. 

        конфликт более ГЛУБОЧАЙШИЙ

        ЛЯГТЕ на пол

        опытные ШОФЁРЫ

        в ТРЕХСТАХ метрах

        пара БОТИНОК

        18. 

         ЛАЖУ по крышам

        часовые ПОЯСА

        с СЕМЬЮСТАМИ метрами

        РАЗОЖГЁТ костёр

        несколько ГРАММОВ

        19. 

         среди известных ГРУЗИН

        ЛЯГТЕ на диван

        ИХ дети

        пять БЛЮДЦЕВ

        больше ПЯТИДЕСЯТИ рублей

        20. 

         несколько ПОЛОТЕНЕЦ

        ИХ тетради

        из ПОЛТОРА метров материи

        самый МОЛОДОЙ

        двух пар БОТИНОК

        21. 

         ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ рублями

        ПОЛОЩУЩИЙ бельё

        много ВИШЕН

        БОЛЕЕ ВЫШЕ прыгнуть

        опытные ТРЕНЕРЫ

        22. 

        ДВУХСТАМИ предметами

        килограмм ПОМИДОРОВ

        СЕРЬЁЗНЕЙШЕЕ замечание

        ПОЕЗЖАЙТЕ в город

        ИХ успехи

        23. 

         СМОТРЕВ вперёд

        лучшие ПАРИКМАХЕРЫ

        о ТРЁХСТАХ участниках

        около двух КИЛОГРАММОВ

        все ВОЗРАСТ

        24. 

         по ИХ желанию

        в ДВУХ ТЫСЯЧ пятом году

        КРАСИВЕЙШИЙ пейзаж

        ПРОПОЛОЩИ бельё

        пара БОТИНОК

        25. 

         на ТРИСТА ПЯТЬДЕСЯТ седьмой странице

        эта работа БОЛЕЕ ЛУЧШЕ

        несколько МАНДАРИНОВ

        хорошие ДОКТОРА

        СМОТРЯ вперёд

        ОТВЕТЫ:

        1. обгрызенное.

        2. выздоровеет.

        3. шкафу.

        4. туфель.

        5. ПАДЕЖЕЙ.

        6.  их.

        7.  поезжай.

        8. Возрасты.

        9. Проповедует

        10. обгрызенный.

        11. Жжёт.

        12. Варежек.

        13. прочитав|прочтя.

        14. Пятисот.

        15. проронив.

        16. Пятьюдесятью.

        17. глубокий.

        18. разожжёт|разожжет.

        19. блюдец.

        20. Полутора

        21. более высоко; выше.

        22. двумястами.

        23. смотря|посмотрев.

        24.  две тысячи.

        25.  более хорошая.

        Понравилась статья? Поделить с друзьями:
      • Исправьте ошибки i know ben since my childhood
      • Исправьте географические ошибки город мадагаскар
      • Исправьте ошибки управления нами отправлен документ подтверждающий
      • Исправьте ошибки все очень переживали о нашей судьбе
      • Исправьте ошибки he is plays tennis