Исправьте ошибки вызванные нарушением норм управления он неоднократно

Упражнения по теме «Нормы управления. Культура речи»

Упражнение 1.

Составьте словосочетания, употребив заключенные в скобках слова в нужном падеже.

Удивляться (результаты), преклонение (талант), платить (квартира), упрекать (грубость), уверенность (победа), тормозить (развитие), поехать (Кавказ, Крым), выйти (автобус, троллейбус), оплатить (проезд), заведовать (отделение), управляющий (филиал), обратить внимание (дисциплина), согласно (приказ, распоряжение).

Упражнение 2.

Составьте предложения с приведенными ниже словами, требующими разных падежей зависимого слова. Укажите смысловые и стилистические различия между словами-синонимами.

Ручаться — гарантировать, начать — приступить, одевать — надевать, спрос — потребность, беспокоиться — тревожиться, примириться — смириться, преимущество — превосходство, вера — уверенность, расфасовать — упаковать, тормозить — препятствовать, обосновать — основать, опираться — базироваться, поражаться — удивляться, предупреждать — предостерегать, ценить — дорожить.

Упражнение 3.

Исправьте ошибки, вызванные нарушением норм управления.

1. Он неоднократно убеждался о том, что в споре с одноклассниками часто бывал неправ. 2. В журнале опубликована рецензия о книге. 3. Согласно распоряжения заведующей, в библиотеке будет организована выставка древних книг. 4. По окончанию переговоров представители делегаций подписали совместное заявление. 5. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 6. Студенты уделяют внимание на записи во время лекций. 7. Это был характерный ему почерк. 8. По завершению эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет. 9. Благодаря электрическим свойствам кремний — один из наиболее распространенных элементов в природе — широко применяют в радиотехнике. 10. На этот вечер смогли приехать лучшие учителя со всех районов города.

Упражнение 4.

Образуйте словосочетания, ставя второе (зависимое) слово в нужном падеже (с предлогом или без предлога).

Удивляться, терпение — удивляться терпению; восхищаться, терпение — восхищаться терпением; тормозить, движение; препятствовать, движение; писать, подвиги; описывать, подвиги; платить, проезд; оплачивать, проезд; вера, победа; уверенность, победа; начать, весенний сев; приступить, весенний сев; ценить, время; дорожить, время; доверять, друг; полагаться, друг; беспокоиться, ребёнок; тревожиться, ребёнок; упрекать, беспечность; бранить, беспечность.

Упражнение 5.

Переделайте данные словосочетания, заменяя глаголы антонимами; предлог с — предлогом на, а предлог из — предлогом в.

Образец: Уехать с Кавказа — приехать на Кавказ; выехать из переулка — въехать в переулок.

Словосочетания: Уехать с Урала; уйти с завода; выйти из кухни; спуститься с горы; уехать с курорта; сняться с якоря; выйти из трамвая; уехать с завода; улететь с острова; уйти с концерта; уехать из Крыма.

Упражнение 6.

Составьте словосочетания с глаголами и существительными, близкими по значению, по предложенным моделям.

Основываться (на чем-либо), опираться (на что-либо); оплатить (что-либо), платить (за что-либо); превосходство (над чем-либо), преимущество (перед чем-либо); обращать внимание (на что-либо), уделять внимание (чему-либо); отчитаться (в чем-либо), сделать отчет (о чем-либо); доминировать (над чем-либо), превышать (что-либо); сослаться (на что), исходить (из чего); отразиться (на чем), повлиять (на что); информировать (о чем), сообщить (что, о чем).

Упражнение 7.

Составьте максимальное количество словосочетаний из следующих компонентов.

Препятствовать (тормозить, мешать, сдерживать) — движение (прогресс); убежденность (вера, уверенность) – правота (победа); отзыв (рецензия) – книга; решить (разрешить) – вопрос (проблема).
Смириться (примириться) – обстоятельства; удостоить (наградить, премировать) – звание (орден, путевка).

Упражнение 8.

Составьте предложения, используя в них словосочетания по следующим моделям:

1. Согласие (с чем), соглашение (о чем). 2. Идентичный (чему), сходный (с чем). 3. Соответственно (чему), в соот­ветствии (с чем). 4. Располагать (чем), иметь (что).

Тест по теме «Культура речи. Нормы управления»

1. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?

1) поражаться — кому? чему?
2) восхищаться — кем? чем?
3) возмущаться — кем? чем?
4) удивляться — на кого? что?


2. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?

1) рад — кому? чему?
2) обеспокоен — кем? чем?
3) доволен — за кого? что?
4) спокоен — за кого? за что?


3. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?

1) отзыв — на что?
2) вера — во что?
3) рецензия — на что?
4) уверенность — в чем?


4. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?

1) Надо пожелать школьникам новых успехов в учебе.
2) Некоторые предприятия тормозят выполнение общих планов.
3) Экскурсии по городу вызывают интерес не только туристов, но и коренных жителей.
4) А потом оказалось, что эти претензии ни на чем не обоснованы.

5. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?

1) Уверенность в свои силы была его отличительной чертой.
2) Поэт воспевает свою Родину, отчий край.
3) Нужно не только говорить о проблемах бездомных детей, но и что-то делать для улучшения их жизни.
4) Молодые хоккеисты были разочарованы результатами первой встречи.

6. Найдите вариант правильного употребления падежных форм.

1) Эти факты говорят за то, что школьники совсем перестали читать.
2) О трудностях я остановлюсь в дальнейшем.
3) Неоднократно подчеркивалось то, что прямолинейный подход к предмету обедняет результаты исследования.
4) Участники обсуждения подтверждали свои предложения на примерах.

7. Найдите вариант правильного употребления падежных форм.

1) Девочка очень бережно относилась с книгами.
2) Мой одноклассник недавно поделился о своих впечатлениях от поездки в Москву.
3) В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов подробно описывает положение крестьян.
4) При входе в автобус необходимо оплатить за проезд.

8. В каком случае глагол требует постановки существительного в форме дательного падежа?

1) препятствовать (развитие)
2) примириться (недостатки)
3) отчитаться (работа)
4) приветствовать (победители)

9. В каком случае глаголы требуют постановки существительного в форме творительного падежа?

1) поздравить (награда)
2) уклониться (ответ)
3) разочароваться (профессия)
4) убедиться (правота)


10. Какого падежа требуют предлоги согласно, благодаря, вопреки?

1) родительного падежа
2) винительного падежа
3) дательного падежа
4) творительного падежа

поре с одноклассниками часто бывал неправ. 2. В журнале опубликована рецензия о книге. 3. Согласно распоряжения заведующей, в библиотеке будет организована выставка древних книг. 4. По окончанию переговоров представители делегаций подписали совместное заявление. 5. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 6. Студенты уделяют внимание на записи во время лекций. 7. Это был характерный ему почерк. 8. По завершению эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет. 9. Благодаря электрическим свойствам кремний — один из наиболее распространенных элементов в природе — широко применяют в радиотехнике. 10. На этот вечер смогли приехать лучшие учителя со всех районов города.

Ответ:

Объяснение:Он неоднократно убеждался в том, что в споре с одноклассниками часто бывал неправ. 2. В журнале опубликована рецензия на книгу. 3. Согласно распоряжению заведующей, в библиотеке будет организована выставка древних книг. 4. По окончании переговоров представители делегаций подписали совместное заявление. 5. Факты, которые изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 6. Студенты уделяют внимание записи во время лекций. 7. Это был характерный для него почерк. 8. По завершении эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет. 9. Кремний — один из наиболее распространенных элементов в природе — широко применяют в радиотехнике благодаря его электрическим свойствам. 10. На этот вечер смогли приехать лучшие учителя из всех районов города

Исправьте ошибки, вызванные нарушением норм управления.

1.Он неоднократно убеждался о том, что в споре с одноклассниками часто бывал неправ. 2. В журнале опубликована рецензия о книге. 3. Согласно распоряжения заведующей, в библиотеке будет организована выставка древних книг. 4. По окончанию переговоров представители делегаций подписали совместное заявление. 5. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 6. Студенты уделяют внимание на записи во время лекций. 7. Это был характерный ему почерк. 8. По завершению эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет. 9. Благодаря электрическим свойствам кремний — один из наиболее рас элементов в природе — широко применяют в радиотехнике. 10. На этот вечер смогли приехать лучшие учителя со всех районов города.

Новые ответы от MOGZ: Русский язык

mayyyyyyka

Настюся227

kurbanbaevarseN

nsyruzzx

degtarrusa74

zagidsadikov

58624789485

Vitalik200220

Nastya23160

232привет

Исправьте ошибки, вызванные нарушением норм управления.

1.Он неоднократно убеждался о том, что в споре с одноклассниками часто бывал неправ. 2. В журнале опубликована рецензия о книге. 3. Согласно распоряжения заведующей, в библиотеке будет организована выставка древних книг. 4. По окончанию переговоров представители делегаций подписали совместное заявление. 5. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 6. Студенты уделяют внимание на записи во время лекций. 7. Это был характерный ему почерк. 8. По завершению эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет. 9. Благодаря электрическим свойствам кремний — один из наиболее рас элементов в природе — широко применяют в радиотехнике. 10. На этот вечер смогли приехать лучшие учителя со всех районов города.

Новые советы: Русский язык

alenasweets230

karipzhanovalibek11

Петунья248

mhjkglckktcfcmjkfg

kirakoveduard

Елена5616

Абухассан

FireStreamGun

yaltame

vovalomov00

КУЛЬТУРА РЕЧИ

      Соблюдение говорящим синтаксических норм
русского литературного языка, т. е. правил построения словосочетаний и
предложений, является одним из показателей культуры речи.

§ 5. Нормы управления

      Важное значение для построения предложений
имеет правильный выбор падежной формы существительного, местоимения, а также
правильный выбор предлога в словосочетаниях. Наиболее типичны следующие ошибки:

       1. Предложное сочетание используется
вместо беспредложной конструкции. Например: разъяснение о смысле указа вместо
разъяснение смысла указа.

       2. Беспредложная конструкция
употребляется вместо предложного сочетания. Например: потребность знаний вместо
потребность в знаниях.

       3. В предложной конструкции
используется неверный предлог. Например: указал о том вместо указал на то.

       ЗАПОМНИТЕ:

       характеристика кого, на кого:
характеристика ученика, характеристика на ученика

       заведовать (заведующий) чем: заведовать
(заведующий) лабораторией

       командовать (командующий) чем:
командовать (командующий) армией

       управлять (управляющий) чем: управлять
(управляющий) банком, трестом

       апеллировать к кому/чему: апеллировать
к общественному мнению

       говорить о ком/чем: говорить о сыне, о
победе

       гордиться кем/чем: гордиться внуком

       задуматься над чем, о чем: задуматься
над проблемой, задуматься о жизни

       неприемлемый для кого/чего:
неприемлемый для товарища, для переговоров

       непримиримый к кому/чему: непримиримый
к противникам, ко лжи

       указать что, на кого/что: указать
методическую литературу, указать на водителя, указать на недостатки, промахи

       4. Неправильно используются предлоги
ввиду, вследствие, благодаря, в силу для выражения причинно-следственных
отношений; предлог по — для выражения временных значений; предлоги в, из — для
обозначения пространственных отношений.

       ЗАПОМНИТЕ: предлоги ввиду, вследствие,
благодаря, в силу еще не потеряли своего первоначального лексического значения,
связанного со значением их корней. Например, неудачным следует считать оборот
благодаря пожару, поскольку предлог благодаря употребляется, когда речь идет о
причинах, вызывающих положительный, желаемый результат.

(благодаря стараниям, согласно приказу,
вопреки указаниям)

(ввиду болезни, вследствие засухи, в случае
непогоды)

В связи    с чем? (творительный падеж)

(в связи с выборами)

      В книжной речи предлог по используется в
значении «после» и сочетается с существительными в предложном падеже. Например:
по приезде из столицы, по окончании спектакля.

       При обозначении пространственных
отношений для указания обратного направления предлогу в соответствует предлог
из, а предлогу на — предлог с.

В из

на                       с

      Например: поехал в Москву — приехал из
Москвы; отправился на Кавказ — вернулся с Кавказа.

       5. Неправильно используются конструкции
со словами, близкими по значению, или однокоренными словами, требующими
различного управления (разных падежей). Например: беспокоиться о ком-нибудь, но
тревожиться за кого-нибудь.

       ЗАПОМНИТЕ:  беспокоиться о ком

тревожиться за кого

идентичный чему    

сходный с чем

надеть что на что     

одеть кого во что

обращать внимание на что 

уделять внимание чему

отзыв о чем              

рецензия на что

превосходство над чем       

преимущество перед чем

предостеречь от чего          

предупредить о чем

препятствовать чему           

тормозить что

уверенность в чем   

вера во что

уплатить за что        

оплатить что

Упр. 3. Составьте словосочетания, употребив
заключенные в скобках слова в нужном падеже.

      Удивляться (результаты), преклонение
(талант), платить (квартира), упрекать (грубость), уверенность (победа),
тормозить (развитие), поехать (Кавказ, Крым), выйти (автобус, троллейбус),
оплатить (проезд), заведовать (отделение), управляющий (филиал), обратить
внимание (дисциплина), согласно (приказ, распоряжение).

Упр 4. Составьте предложения с приведенными
ниже словами, требующими разных падежей зависимого слова. Укажите смысловые и
стилистические различия между словами-синонимами.

      Ручаться — гарантировать, начать —
приступить, одевать — надевать, спрос — потребность, беспокоиться —
тревожиться, примириться — смириться, преимущество — превосходство, вера —
уверенность, расфасовать — упаковать, тормозить — препятствовать, обосновать —
основать, опираться — базироваться, поражаться — удивляться, предупреждать —
предостерегать, ценить — дорожить.

Упр. 5. Исправьте ошибки, вызванные нарушением
норм управления.

      1. Он неоднократно убеждался о том, что
в споре с одноклассниками часто бывал неправ. 2. В журнале опубликована
рецензия о книге. 3. Согласно распоряжения заведующей, в библиотеке будет
организована выставка древних книг. 4. По окончанию переговоров представители
делегаций подписали совместное заявление. 5. Факты, о которых изложил автор
письма, при проверке полностью подтвердились. 6. Студенты уделяют внимание на
записи во время лекций. 7. Это был характерный ему почерк. 8. По завершению
эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет. 9. Благодаря электрическим
свойствам кремний — один из наиболее распространенных элементов в природе — широко
применяют в радиотехнике. 10. На этот вечер смогли приехать лучшие учителя со
всех районов города.

§ 6. Тестовые задания

1. В каком случае вопросы не соответствуют
нормам управления?

       а) поражаться — кому? чему?

       б) восхищаться — кем? чем?

       в) возмущаться — кем? чем?

       г) удивляться — на кого? что?

2. В каком случае вопросы не соответствуют
нормам управления?

       а) рад — кому? чему?

       б) обеспокоен — кем? чем?

       в) доволен — за кого? что?

       г) спокоен — за кого? что?

3. В каком случае вопросы не соответствуют
нормам управления?

       а) отзыв — на что?

       б) вера — во что?

       в) рецензия — на что?

       г) уверенность — в чем?

4. В каком предложении содержится ошибка,
вызванная нарушением норм управления?

       а) Надо пожелать школьникам новых
успехов в учебе.

       б) Некоторые предприятия тормозят
выполнение общих планов.

       в) Экскурсии по городу вызывают интерес
не только туристов, но и коренных жителей.

       г) А потом оказалось, что эти претензии
ни на чем не обоснованы.

5. В каком предложении содержится ошибка,
вызванная нарушением норм управления?

       а) Уверенность в свои силы была его
отличительной чертой.

       б) Поэт воспевает свою Родину, отчий
край.

       в) Нужно не только говорить о проблемах
бездомных детей, но и что-то делать для улучшения их жизни.

       г) Молодые хоккеисты были разочарованы
результатами первой встречи.

6. Найдите вариант правильного употребления
падежных форм.

       а) Эти факты говорят за то, что
школьники совсем перестали читать.

       б) О трудностях я остановлюсь в
дальнейшем.

       в) Неоднократно подчеркивалось то, что
прямолинейный подход к предмету обедняет результаты исследования.

       г) Участники обсуждения подтверждали
свои предложения на примерах.

7. Найдите вариант правильного употребления
падежных форм.

       а) Девочка очень бережно относилась с
книгами.

       б) Мой одноклассник недавно поделился о
своих впечатлениях от поездки в Москву.

       в) В поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Некрасов подробно описывает положение крестьян.

       г) При входе в автобус необходимо
оплатить за проезд.

8. В каком случае глагол требует постановки
существительного в форме дательного падежа?

       а) препятствовать (развитие)

       б) примириться (недостатки)

       в) отчитаться (работа)

       г) приветствовать (победители)

9. В каком случае глаголы требуют постановки
существительного в форме творительного падежа?

       а) поздравить (награда)

       б) уклониться (ответ)

       в) разочароваться (профессия)

       г) убедиться (правота)

10. Какого падежа требуют предлоги согласно,
благодаря, вопреки?

       а) родительного падежа

       б) винительного падежа

       в) дательного падежа

       г) творительного падежа

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Исправьте ошибку прозрачного тюля рота солдат
  • Исправьте ошибки при цитировании
  • Исправьте лексические ошибки мы проделали большой сизифов труд
  • Исправьте ошибку килограмм яблок семьюдесятью процентами
  • Исправьте ошибки полились золотые потоки молодого горячего света