Исправьте ошибки большинство современных государств федеративные что сохраняет

5. Исправьте ошибки в предложениях:
• Форма государственного устройства не связана с территориальным признаком государства, она не дает ответы на вопросы о том, из каких территориальных единиц состоит государство, каков их правовой статус и взаимоотношения между собой и центральными органами государственной власти.
• Большинство современных государств федеративные, что сохраняет государственное единство и обеспечивает эффективность управления.

Форма государственного устройства — это внутреннее строение государства, административно-территориальная организация государственной власти, определяющая характер взаимоотношений между составными частями государства, между центральными и местными органами власти.

Форма государственного устройства тесно связана с территориальным признаком государства. Она дает возможность понять, из каких территориальных единиц состоит государство, каков их правовой статус и взаимоотношения между собой и центральными органами государственной власти.

Существуют три формы государственного устройства — унитарная, федеративная и конфедеративная.

Унитарное государство — это целостное государство, административно-территориальные единицы которого не обладают признаками суверенитета. Признаками унитарного государства служат:

1) единая система законодательства. Части государства не имеют права издавать свои законы;

2) единая система органов власти. Высшие органы государственной власти осуществляют непосредственное руководство местными органами;

3) единая денежная единица;

4) единая финансовая, налоговая, кредитная система;

5) единое гражданство;

6) единые вооруженные силы;

7) единые атрибуты государства (флаг, герб, гимн);

8) составные части государства не обладают признаками суверенитета, т.е. не являются государственными образованиями и не могут проводить самостоятельную политику.

Большинство современных государств — унитарные. Унитарная форма государственного устройства сохраняет государственное единство и обеспечивает эффективность управления. Как правило, унитарные государства — небольшие по территории и имеют однонациональный состав (Франция, Япония, Швеция, Эстония и др.). Однако есть унитарные государства с многонациональным составом населения (Афганистан, Пакистан, Турция, Китай и др.), а некоторые из них, как, например, Китай, представляют собой крупные территориальные образования.

Федеративное государство — это сложное союзное государство, составные части которого представляют собой государственные образования и обладают признаками суверенитета.

Отличительными признаками федерации служат:

1) двойная система законодательства. Составные части государства (субъекты федерации) имеют право издавать свои законы, которые не должны противоречить федеральному законодательству;

2) двойная система органов власти, состоящая из центральных федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов федерации;

3) единая денежная единица;

4) двухканальная финансовая и налоговая система. Субъекты федерации имеют право формировать свой бюджет и собирать налоги, которые не должны противоречить федеральной налоговой политике;

5) двойное гражданство. Наряду с федеральным гражданством существует гражданство субъекта федерации, которое, однако, имеет значение только внутри страны;

6) единые вооруженные силы;

7) субъекты федерации могут учреждать свои атрибуты государственной власти, которые существуют наряду с федеральными;

8) основные ограничения суверенитета субъектов федерации — это запрет на осуществление внешнеполитической деятельности и запрет на выход из состава федерации.

Различают территориальные и национальные федерации. При формировании территориальных федераций учитываются плотность населения, рельеф местности, другие территориально-экономические признаки. Субъекты территориальной федерации имеют значительные ограничения в своих полномочиях (США, Мексика, ФРГ). В национальных федерациях принципом территориального деления служит национальный состав населения данного региона. Национальные федерации строятся на основе добровольного объединения субъектов, что обеспечивает национальный суверенитет и право наций на самоопределение (Югославия).

Россия имеет смешанное территориальное устройство, сочетающее в себе черты и территориальной, и национальной федерации. Национальные государственные образования в составе Российской Федерации представляют республики, территориальными — области, края, города федерального значения. Особый статус имеют автономии — автономные округа и автономная область. Смешанный характер территориального устройства России требует гибкой и продуманной политики со стороны высших федеральных органов власти.

Конфедерация — это государственно-правовой союз суверенных государств, созданный для достижения определенных целей. Конфедерация сочетает в себе признаки международно-правовой и внутригосударственной организации. Государства, входящие в конфедерацию, сохраняют суверенитет во внутренней и внешней политике. Целями объединения служат в основном внешнеполитические проблемы (оборона, внешняя торговля, таможенная политика и т.д.).

Конфедерации характеризуются следующими признаками:

1) конфедерация не имеет единой системы законодательства. В государствах, входящих в конфедерацию, действуют свои законы. Отношения между членами конфедерации регулируются на основе договоров;

2) в конфедерации нет единой системы органов власти. Каждое государство в составе конфедерации имеет свой государственный механизм. Тем не менее создаются общие конфедеративные органы, координирующие решение общих проблем;

3) конфедерация, как правило, не имеет своей денежной единицы, однако пример объединенной Европы показывает, что может быть создана единая денежная система с общей валютой;

4) финансовая и налоговая системы сохраняют специфику в каждой отдельной стране, тем не менее создается общий денежный фонд для финансирования мероприятий, связанных с достижением целей конфедерации;

5) отсутствует гражданство конфедерации, но может быть упрощено перемещение граждан одного государства, входящего в состав конфедерации, на территорию другого;

6) каждое государство сохраняет свои вооруженные силы. Если конфедерация создается для достижения военных целей, то вооруженные силы государств —членов конфедерации объединяются под единым командованием;

7) государства, входящие в конфедерацию, остаются суверенными субъектами международных отношений. Они вправе не при знавать акты, принимаемые конфедеративными органами. Субъекты конфедерации имеют право свободного выхода из состава кон федерации;

8) конфедерации имеют нестойкий характер. По достижении поставленных целей они либо распадаются, либо преобразуются в федерацию.

Большинство конфедераций существовало в XVIII —XIX вв. Это, например, Нидерланды, США, Швейцарский союз, Германский союз и др. На их основе были созданы единые государства. В XX в. конфедерациями были объединение советских республик во время гражданской войны в России, а в середине века — Объединенная Арабская Республика (Египет и Сирия) и Сенегамбия (Сенегал и Гамбия). Последние две просуществовали недолго и распались. В настоящее время признаками конфедерации обладают Содружество Независимых Государств и Европейское сообщество.

Форма политического режима — это совокупность способов и методов осуществления государственной власти. В широком смысле политический режим определяет функционирование всей политической системы. Политический режим выступает наиболее динамичной формой государства. С его изменением, даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними, может последовать смена курса внутренней и внешней политики. В зависимости от того, какие методы применяются государством для осуществления политической власти, выделяют демократический и антидемократический режимы.

Демократический политический режим обеспечивает защищенность прав и свобод граждан и их реальное участие в управлении государством. Он характеризуется следующими признаками:

1) выборность органов государственной власти, их ответственность перед избирателями;

2) разделение властей;

3) приоритет права во всех сферах государственной и общественной жизни;

4) реальность и гарантированность прав и свобод граждан;

5) политический плюрализм, многопартийность, легальность политической оппозиции;

6) максимальный учет интересов всех слоев населения.

Антидемократический политический режим отвергает равенство во взаимоотношениях государства и личности и устанавливает диктат государства над обществом. Признаками антидемократического режима служат:

1) формирование органов власти невыборным путем или путем псевдовыборов;

2) отсутствие разделения властей, усиление роли исполнитель ной ветви власти;

3) преобладание государства над правом, господство беззакония и произвола со стороны государства;

4) отсутствие реальных прав и свобод (они могут быть декла рированы, но в действительности не исполняются);

5) однопартийная система, господство единой государственной идеологии, запрет политической оппозиции, преследование за инакомыслие;

6) игнорирование интересов населения, отдельных его слоев.

Деление политического режима на демократический и антидемократический не является исчерпывающим. Существует более подробная их классификация.

Разновидностями демократического режима являются либерально-демократический и собственно демократический режимы. Либерально-демократический режим предполагает осуществление власти гуманными и демократическими методами, не допуская действий, направленных на изменение существующего строя. Собственно демократический режим провозглашает и гарантирует народовластие, политический плюрализм, возможность избирать и быть избранным в представительные органы государственной власти.

Антидемократический режим бывает нескольких видов. Тоталитарный режим характеризуется полным вмешательством государства в жизнь общества, вплоть до личной жизни граждан. При авторитарном режиме государство ограничивает свое вмешательство в жизнь общества политической сферой, допуская свободу в искусстве, науке, экономике, т.е. в тех областях, которые не затрагивают интересы государства. Фашистский режим провозглашает превосходство одной нации над другой, происходит милитаризация общественной жизни; государство проводит агрессивную внешнюю политику. Расистский режим основан на идее неравноценности человеческих рас.

В современном мире большинство государств являются демократическими. Демократия — в переводе с греческого «власть народа». Это слово понимается в нескольких значениях. Прежде всего — в смысле народовластия, т.е. такого общественного самоуправления в масштабах всей страны, которое обходится без государственных рычагов воздействия. Речь, по существу, идет о народовластии как идеале, которого сложно достичь. Термин «демократия» используется для обозначения широкого общественного движения — экологического, движения защитников мира, народного фронта, движения за безъядерный мир и др. — как организационный принцип. Поэтому выделяют внутрипартийную, внутрипрофсоюзную демократию и т.д. Но главным образом и чаще всего демократия понимается как разновидность государства.

Одним из признаков демократии в последнем ее понимании служит выборность органов государственной власти. В связи с этим выделяют понятие«избирательная система». В широком смысле под избирательной системой понимают порядок формирования выборных органов государства и органов местного самоуправления. В узком смысле избирательная система — это порядок распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования. Порядок выборов определяется Конституцией и конституционными законами, которые включают в себя нормы избирательного права.

Избирательное право — это совокупность норм, регулирующих формирование выборных органов государства. Термином «избирательное право» обозначается также право граждан участвовать в выборах. Различают активное избирательное право — право избирать, и пассивное— право избираться в состав органов власти.

Принципами избирательного права выступают всеобщность, свобода, равенство, непосредственность, тайное голосование. Всеобщее избирательное право означает предоставление активного избирательного права всем совершеннолетним гражданам страны, а также пассивного избирательного права всем гражданам, удовлетворяющим дополнительным требованиям (избирательным цензам). Избирательного права по Конституции РФ лишены лица, признанные судом недееспособными, и лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы по приговору суда.

Гражданин РФ может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Конституцией государства могут быть установлены избирательные цензы, т.е. условия для получения или осуществления избирательного права. Возрастной ценз — требование закона, согласно которому право участвовать в выборах предоставляется лишь по достижении определенного возраста (в России — 18 лет для активного избирательного права). Ценз оседлости — установленное Конституцией или законом требование, согласно которому получение гражданином избирательного права обусловлено определенным сроком проживания в стране к моменту проведения выборов. Образовательный ценз — требование закона, в соответствии с которым избирательное право (в основном, пассивное) предоставляется только тем гражданам, которые имеют определенный, зафиксированный соответствующим документом уровень образования. Служебный ценз — положения закона, ограничивающие избирательные права граждан по признаку занимаемой должности, профессиональной деятельности или духовного сана. В российском законодательстве цензы оседлости, образования и служебного положения не установлены.

Равное избирательное право означает, что каждый избиратель должен иметь одинаковое число голосов (чаще всего один). Избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей. Он голосует лично, и для получения избирательного бюллетеня требуется предъявление документа, удостоверяющего личность избирателя, а в списке избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня.

Участие гражданина РФ в выборах является добровольным. Свободное добровольное участие в выборах означает запрет воздействовать на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также воздействовать на его свободное волеизъявление. Свободное волеизъявление избирателей во время выборов обеспечивается и тем, что проведение агитации в день выборов в помещении для голосования не допускается. Неучастие избирателей в выборах называетсяабсентеизмом.

Избирательное право бывает прямым и косвенным. Прямое избирательное право означает непосредственную подачу избирателем своего голоса за конкретного кандидата или список кандидатов. Косвенное избирательное право означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии (выборщиков), которые, в свою очередь, избирают представителей или каких-либо иных лиц. В России действует система прямых выборов. Важное преимущество прямых выборов заключается в том, что все избираемые органы государственной власти являются непосредственно представительными органами народа.

Тайное голосование — это принцип избирательного права, означающий исключение внешнего наблюдения и контроля за волеизъявлением избирателя. В Российской Федерации всемерно обеспечивается тайна голосования. Избирателю предоставляется возможность использовать особую комнату или закрытую кабину для заполнения избирательного бюллетеня. В этих помещениях во время заполнения избирательных бюллетеней запрещается присутствие кого бы то ни было, включая и членов избирательной комиссии. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично избирателем.

В Российской Федерации выборы Президента РФ (в 2004 г.) и Государственной Думы (в 2003 г.) проходят в соответствии с избирательными законами, принятыми в декабре 2002 г. В мае 2005 г. был принят новый закон о выборах депутатов Государственной Думы.

Избирательный процесс в России — это деятельность по подготовке и проведению выборов. Сначала проходит регистрация избирателей, т.е. включение их в список избирателей. Основанием для включения гражданина РФ в список избирателей на конкретном избирательном участке служит его проживание на территории этого избирательного участка.

Органами, обеспечивающими практическую подготовку и проведение выборов, служат избирательные комиссии. В нашей стране к ним относятся Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов РФ, территориальные (районные, городские и др.), участковые избирательные комиссии.

Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто, на основе коллегиальности. При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления.

До выборов кандидаты и их представители имеют право вести предвыборную агитацию. Она представляет собой распространение информации с целью побудить избирателей проголосовать за того или иного кандидата. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до дня выборов.

Голосование — главная стадия избирательного процесса. Оно проводится в выходной день. Голосование осуществляется путем внесения избирателем в избирательный бюллетень какого-либо знака в квадрате либо напротив фамилии кандидата или названия партии, либо напротив фразы «против всех». Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Если избиратель по уважительной причине не может прибыть в помещение для голосования, например по причине болезни, члены участковой избирательной комиссии должны предоставить ему возможность проголосовать вне помещения для голосования. Для этого они выезжают к избирателю на дом с переносным ящиком для голосования.

Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. После подсчета голосов участковая избирательная комиссия заполняет протокол об итогах голосования и направляет его в территориальную избирательную комиссию. На основании протоколов участковых и территориальных избирательных комиссий окружная избирательная комиссия устанавливает результаты выборов по избирательному округу.

Выделяют следующую классификацию выборов. Всеобщие выборы — это выборы, в которых участвуют избиратели всей страны (например, президентские и парламентские выборы). Частичные (дополнительные) выборы — это выборы, которые проводятся в отдельном избирательном округе по причине досрочного выбытия депутата. Повторные выборы — это второй и последующие туры голосования, которые применяются при выборах Президента РФ.

По времени проведения выборы делятся на очередные и внеочередные. Очередные выборы — это выборы, проводимые в сроки, указанные в Конституции или законе, а также с истечением срока полномочий выборного органа. Внеочередные выборы проводятся в случае досрочного роспуска парламента.

В избирательном праве различают несколько видов избирательных систем. Мажоритарная избирательная система — это система выборов, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов. Мажоритарная система относительного большинства — это система выборов, при которой избранным считается кандидат, получивший наибольшее число голосов, т.е. больше голосов по сравнению с другими кандидатами. Мажоритарная система абсолютного большинства— это система выборов, при которой избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов, т.е. более половины общего их числа (50% плюс один голос).

Пропорциональная избирательная система — это порядок определения результатов голосования, при котором распределение депутатских мест между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, производится пропорционально полученному ими количеству голосов. Такая система применяется на выборах Государственной Думы РФ. В соответствии с избирательным законом, принятым в мае 2005 г., избирательным объединениям, участвующим в выборах, надо преодолеть семипроцентный барьер, т.е. набрать более 7 % голосов избирателей, участвовавших в выборах. Места в Государственной Думе распределяются пропорционально голосам избирателей, поданным за каждое избирательное объединение.

Существуют также смешанные избирательные системы — это избирательные системы, основанные на сочетании двух систем представительства — мажоритарной и пропорциональной. Примером такой системы является система выборов Государственной Думы РФ, существовавшая до принятия избирательного закона 2005 г. Одна половина депутатов (225 человек) избиралась по мажоритарной системе, а другая (225 человек) — по пропорциональной.

Вопросы и задания

1. Дайте определение формы государственного устройства.

2. В чем различие унитарного государства, федерации и конфедерации?

3. Приведите примеры государств из истории и современности, охарактеризовав их по форме государственного устройства.

4. Что такое политический режим?

5. Проведите сравнительный анализ демократического и антидемократического режимов.

6. Приведите примеры государств из истории и современности, охарактеризовав их по форме политического режима.

7. Что такое избирательная система? Объясните понятия активное и пассивное избирательное право.

8. Каковы принципы избирательного права?

9. Охарактеризуйте избирательный процесс в России.

10. Приведите классификацию выборов.

11. Какие избирательные системы вы знаете?

7.4. Форма государственного устройства и форма политического режима

2.8 (56.98%) 787 votes

«ограниченная монархия», «дуалистическая монархия», «парламентарная монархия», «парламентская республика», «президентская республика», «смешанная республика», «социалистическая республика».

Задание 5. Установите соответствие между понятием и определением.

1.

Форма

это

внутреннее

строение

государства,

административно-

политического

территориальная организация государственной власти, определяющая

режима

характер взаимоотношений между составными частями государства,

между центральными и местными органами власти.

2.

Конфедерация

это целостное государство, административно-территориальные

единицы которого не обладают признаками суверенитета.

3.

Унитарное

это сложное союзное государство, составные части которого

государство

являются государственными образованиями и обладают признакам и

суверенитета.

4.

Федеративное

это государственно-правовой союз суверенных государств, созданный

государство

для достижения определенных целей.

5.

Форма

это

совокупность

способов

и

методов

осуществления

государственного

государственной власти.

устройства

6.

это форма политического режима, которая обеспечивает

Антидемократический

защищенность прав и свобод граждан и их реальное участие в

режим

управлении государством.

7.

Демократический

это такая форма политического режима, которая отвергает равенство

режим

во взаимоотношениях государства и личности и устанавливает диктат

государства над обществом.

Задание 6. Исправьте ошибки в предложениях.

291

Форма государственного устройства не связана с территориальным признаком государства, она не дает ответы на вопросы о том, из каких территориальных единиц состоит государство, каков их право вой статус и взаимоотношения между собой и центральными органами государственной власти.

Большинство современных государств федеративные, что сохраняет государственное единство и обеспечивает :эффективность управления.

В конфедерации отсутствуют признаки международно-правовой и внутригосударственной организации.

С изменением формы политического режима меняется форма правления и форма государственного устройства, но не изменяется курс внутренней и внешней политики.

Деятельность избирательных комиссий осуществляется тайно и единолично, при подготовке и проведении выборов избирательные комиссии зависимы от государственных органов и органов местного самоуправления.

Задание 7. Заполните таблицу.

Признаки формы государственного устройства

унитарное

федеративное

конфедерация

Задание 8. Заполните таблицу.

Признаки формы политического режима

демократический

антидемократический

Задание 9. Составьте схему, используя понятия.

292

«Форма государства», «форма правления», «форма государственного устройства», «форма политического режима», «унитарное государство», «федеративное государство», «территориальная федерация», «национальная федерация», «смешанная федерация», «конфедерация», «демократический режим», «антидемократический режим», «либерально-демократический режим», «собственно демократический режим», «тоталитарный режим», «авторитарный режим», «фашистский режим», «расистский режим».

Задание 10. Прочитайте высказывания. Назовите достоинства и недостатки демократии. Объясните, какие преимущества дает демократический строй гражданам.

Л. Питер: «Меньшинство нередко становится большинством, потому что встает с постели и голосует»; «Выборы — единственная гонка, в которой выигрывают большинство участников».

У. Роджерс: «После выборов и после женитьбы редко получаешь то, что хотел».

Э. Бенеш: «Она (демократия) постоянно разгорается и развивается по линии наименьшего вреда ДЛЯ людей, живущих в таком развивающемся обществе. Бывают ошибки, бывают периоды, когда трудно соблюсти врачебное требование «Не навреди». Но общество,

прошедшее по такому пути, всегда исцеляется. Демократия сама по себе имеет потенциал к развитию, саморазвитию. Она эволюционистична, если так можно выразиться.

Демократия по-настоящему человечна. Да, она знает человеческие слабости и страдания,

страсти, проявления эгоизма и эмоций. Но она делает эти явления очевидными, и она умеет быть строга к ним. Демократия знает, что никакой общественный строй не может быть совершенным. Она знает, такого идеального строя нет, что идеалы недостижимы — именно из-за людских слабостей… но она держит эти идеалы в памяти как урок на будущее. Демократия верит в возможности человека — и это один из источников ее совершенствования. Она ведет человека по пути самоулучшения. Она заставляет быть мужественным, стойко преодолевать страдание. Но она делает жизнь достойной того,

чтобы ее называли жизнью».

Б.Н. Чичерин: «При выборе лица избиратели руководствуются не столько его способностями, сколько соответствием его образа мыслей и направления с их мнениями и интересами, и хотя юридически он становится независимым, общение мыслей должно сохраняться постоянно; остается зависимость нравственная. Если же связь исчезла, если представитель или сами избиратели отклонились от прежних убеждений, новые выборы дают гражданам возможность восстановить согласие, заменив прежнего представителя другим. Кратковременные выборы имеют в виду постоянное возобновление этой

293

нравственной связи представителя с избирателями, тогда как цель долгих сроков состоит в большем ограждении общих государственных интересов посредством большей независимости представителей от случайных перемен и колебаний общественного мнения».

ТЕМА 3. ФУНКЦИИ И МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА

Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением.

1.

Внешние функции

это целостная иерархическая система специальных органов и

государства

учреждений, посредством которых государство осуществляет власть

и управление обществом.

2.

Функции

это составная часть механизма государства, которая имеет в

государства

соответствии с законом определенную структуру, властные

полномочия по управлению какой-либо сферой жизни общества и

тесно взаимодействует с другими элементами механизма государства.

3.

Механизм

это основные направления его деятельности, в которых выражается

государства

сущность и социальное назначение государства.

4.

Орган государства

это основные направления деятельности государства внутри страны.

5.

Внутренние

это основные направления его деятельности на международной арене.

функции государства

Задание 2. Заполните пропуски текста.

Признаками механизма государства являются:

………………………………..

состоит из государственных служащих;

………………………………..

связь с функциями государства;

………………………………..

полномочия определяются и ограничиваются правом.

294

Признаками государственного органа являются:

самостоятельная часть механизма государства;

……………………………….

образуется и функционирует в установленном законом порядке;

…………………………………

взаимодействует с другими частями механизма государства.

По порядку формирования выделяют следующие государственные органы:

……………………………….

назначаемые.

По пространственным границам деятельности государственные органы делятся на:

центральные;

……………………………….

По характеру компетенции различают государственные органы:

общей компетенции;

……………………………….

По срокам осуществления полномочий государственные органы делятся на:

………………………………

временные.

По составу государственные органы разделяют на:

единоличные;

……………………………….

По правовым формам деятельности выделяют государственные органы:

………………………………

правоисполнительные;

……………………………….

По принципу разделения властей органы государства подразделяют на:

законодательные;

……………………………..

295

………………………………

По составу парламенты бывают:

………………………………

однопалатные.

По составу правительства бывают:

однопартийные;

………………………………

Функции государства принято разделять на:

……………………………….

внешние.

Внутренние функции государства делятся на:

политическую;

……………………………….

социальную;

……………………………….

финансового контроля;

………………………………..

экологическую.

Внешние функции современного государства подразделяются на:

……………………………….

функцию обороны страны.

Задание 3. Исправьте ошибки в предложениях.

Механизм государства не имеет деления на составляющие части и не представляет собой сложной иерархической системы.

Высшим представительным и законодательным органом государства является правительство.

296

Министерство — это высший орган исполнительной власти, непосредственно осуществляющий управление страной.

Центральные органы исполнительной власти государства п редставлены главой государства и парламентом.

Глава государства осуществляет правосудие в форме разрешения гражданских,

административных и уголовных дел.

Задание 4. Заполните таблицу.

Функции государства

Проявление функций в деятельности государства

Внутренние

Политическая

Экономическая

Социальная

Идеологическая

Финансового контроля

Правоохранительная

Экологическая

Внешние

Сотрудничество с

другими государствами

Оборона страны

Задание 5. Определите, какие функции государства проявляются в следующих

событиях.

В 945 г. князь Игорь отправился в землю древлян собирать дань. На обратном пути, пойдя на поводу у дружины, Игорь решил вернуться и собрать дань еще раз. Древляне возмутились и убили Игоря. Жена Игоря, княгиня Ольга, жестоко отомстила древлянам за смерть мужа. Тем не менее она упорядочила сбор дани, установив «уроки» — размер дани и

«погосты» — места сбора дани.

297

Князь Святослав, сын Игоря и Ольги, вел активную внешнюю политику. Он расширил территорию Руси за счет присоединения земель вятичей и кривичей, разгромил Волжскую Булгарию и Хазарский каганат, двинулся в хазарские владения на Северном Кавказе.

Борьба с Византийской империей оказалась неудачной, захваченные на Балканском полуострове земли пришлось вернуть.

В 988 г. при князе Владимире в качестве государственной религии было принято христианство. Владимир, крестившись сам, крестил свою дружину, а затем и весь народ.

Принятие христианства имело большое значение. Оно укрепило государственную власть

итерриториальное единство Руси.

В1550 г. в царствование Ивана Грозного был принят Судебник, подтвердивший Юрьев день (право ухода крестьян от феодалов один раз в году), а в 1581 г. вводят заповедные годы, запрещавшие уход крестьян даже в Юрьев день.

ВХVII в. Россия вела частые войны. Денег в казне не хватало. Поэтому в 1646 г. был сильно увеличен налог на соль, но это не привело к пополнению казны. Взыскание недоимок усилило тяжелое положение городского населения, в результате чего в 1648 г. в

Москве вспыхнуло восстание.

В1719 г. была введена Бергпривилегия (указ), позволявшая заниматься поиском полезных ископаемых. В то же время Петр 1 проводил политику протекционизма (покровительства отечественным производителям), повышая пошлины на ввозимый из-за рубежа товар.

В1714 г. был издан «Указ о единонаследии,», объединивший бояр и дворян в одно дворянское сословие, а в 1722 r. «Табель о рангах» установила порядок прохождения государственной службы и возможность получения дворянства по выслуге.

Впервые же дни после Октябрьской революции 1917 г. Совет Народных Комиссаров столкнулся с саботажем государственных чиновников и попытками свержения советской власти. 7 декабря 1917 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. В связи с обострением антисоветской борьбы и покушением на Ленина в сентябре 1918 г. был издан декрет о «красном терроре» .

298

На рубеже 1920-1930-х гг. партийное руководство СССР приняло курс на ускорение индустриального развития страны. V Всесоюзный съезд Советов утвердил в 1929 г. первый пятилетний план, который предусматривал приоритетное развитие тяжелой промышленности. Средства на индустриализацию решено было взять из деревни. В конце

1929 г. начинается массовая коллективизация.

22 июня 1941 г. фашистская Германия вероломно напала на СССР. В стране была объявлена мобилизация. 23 июня была создана Ставка Верховного Главнокомандования, 30 июня образован Государственный комитет обороны — чрезвычайный орган власти,

решения и распоряжения которого имели силу закона. Крупномасштабные мероприятия были проведены по переводу промышленности на военные рельсы, мобилизации населения в армию и на строительство оборонительных сооружений, эвакуации.

Задание 6. Прочитайте приведенные ниже документы. Охарактеризуйте механизм государства США и современной России. Определите форму правления государств. Выделите компетенцию органов государственной власти и их влияние друг на друга.

Как действует принцип разделения властей в структуре органов государства? Как можно классифицировать указанные в документах органы государственной власти?

КОНСТИТУЦИЯ США 1787 г. (Извлечение)

Статья I Раздел 1. Все законодательные полномочия, настоящим установленные,

принадлежат Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената и Палаты представителей.

Раздел 2. Палата представителей состоит из членов, избираемых раз в два года народом отдельных штатов… Число представителей устанавливается из расчета один представитель не более чем от каждых тридцати тысяч жителей при том условии, что каждый штат будет иметь по крайней мере одного представителя… Палата представителей избирает своего спикера и других должностных лиц; и ей одной принадлежит право импичмента.

Раздел 3. Сенат Соединенных Штатов образуется из двух сенаторов от каждого штата, избираемых на шесть лет;

299

и каждый сенатор имеет один голос… Сенату принадлежит исключительное право

разбирательства дел по импичменту…

Раздел 7. Каждый законопроект, принятый Палатой представителей, прежде чем станет

законом, направляется Президенту Соединенных Штатов; если Президент одобряет

законопроект, он подписывает его, если не одобряет, то возвращает со своими

возражениями в ту из палат, от которой исходил законопроект…

Статья II Раздел 1. Исполнительная власть предоставляется Президенту Соединенных

Штатов. Он занимает свою должность в течение четырехлетнего срока…

Раздел 2. Президент является главнокомандующим армией и флотом Соединенных

Штатов… Он имеет право…

заключать договоры; он назначает на должности… послов…

судей Верховного суда и всех др угих должностных лиц Соединенных Штатов…

Раздел 4. Президент, Вице-президент и все гражданские должностные лица Соединенных Штатов могут быть отстранены от должности по импичменту за государственную измену,

взяточничество либо за другие серьезные преступления и правонарушения.

Статья III Раздел 1. Судебная власть Соединенных Штатов предоставляется Верховному суду и такому количеству нижестоящих судов, которое Конгресс может по необходимости установить и учредить.

КОНСТИТУЦИЯ РФ (Извлечение)

Прочитайте приведенные ниже документы. Охарактеризуйте механизм государства современной России. Определите форму правления государств. Выделите компетенцию органов государственной власти и их влияние друг на друга. Как действует принцип разделения властей в структуре органов государства? Как можно классифицировать указанные в документах органы государственной власти?

Статья 11

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума),

Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Статья 12

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти…

Статья 80

300

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Тест по обществознанию. 9 класс.

Формы государства. Политический режим.

1. Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

1) государство, отдельные административные единицы которого не имеют политической самостоятельности

2) союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих определённой политической самостоятельностью

3) форма объединения государств, при которой каждое из них сохраняет свой суверенитет

4) право какой-либо территориальной единицы государства самостоятельно решать дела внутреннего управления

А) унитарное государство

Б) федеративное государство

В) автономия

Г) конфедерация

2. Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

1) форма правления, при которой духовенство оказывает большое влияние на политику, а глава государства часто является и религиозным лидером

2) форма правления, при которой власть монарха не ограничена конституцией или представительными органами

3) форма правления, при которой глава государства управляет не только страной, но и судьбами подданных

4) форма правления, при которой во главе государства стоит один человек, и власть, как правило, передаётся по наследству

А) теократия

Б) монархия

В) деспотия

Г) абсолютизм

3.Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

1) структура высших органов государственной власти, порядок их образования и функционирования

2) методы и средства, с помощью которых осуществляется государственная власть

3) способ организации и осуществления государственной власти, который реализуется через форму правления, форму государственного устройства и политический режим

4) административно-территориальное строение государства

А) политический режим

Б) форма государства

В) форма правления

г) форма государственного устройства

4.Какие из утверждений являются верными?

Выберите несколько из 6 вариантов ответа:

1) В условиях авторитаризма государство осуществляет полный контроль над всеми сферами общественной жизни.

2) Тип (вид) республики определяется механизмом формирования и подконтрольностью исполнительной власти.

3) В современном мире не осталось абсолютных монархий.

4) В президентской республике президент может распустить парламент, а парламент инициировать импичмент президента.

5) Тоталитарный режим не допускает существования легальной политической оппозиции.

6) Подавляющее большинство современных государств – республики.

5. Напишите форму государственного устройства современной России.

6. К чертам тоталитарного режима относятся: 1) равенство всех перед законом 2) полный контроль государства над обществом 3) огосударствление правящей партии 4) всеобщий контроль над средствами массовой информации (СМИ) 5) принцип разделения властей

7. Найдите в приведенном ниже списке вопросы, ответы на которые помогают понять, какой политический режим установился в стране. Обведите цифры, под которыми они указаны.

1) Кто правит? 2) Каковы взаимоотношения власти и общества? 3) Каким образом правитель получил власть? 4) Какие средства используются для осуществления власти? 5) Из каких частей состоит государство?

8. Политический режим, основанный на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан, называется______________.

9. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между по­ли­ти­че­ским ре­жи­мом и его при­зна­ка­ми: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­ветству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПРИ­ЗНА­КИ

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

А) власть осу­ществ­ля­ет­ся груп­пой лиц

Б) га­ран­ти­ро­ва­но ра­вен­ство всех перед за­ко­ном

В) граж­да­нам предо­став­ля­ет­ся право на мно­го­об­ра­зие об­ще­ствен­ных объ­еди­не­ний

Г) власть и по­ря­док це­нят­ся боль­ше, чем права и сво­бо­ды че­ло­ве­ка

Д) осо­бая роль в го­су­дар­стве при­над­ле­жит таким ин­сти­ту­там, как армия и цер­ковь

Е) осу­ществ­ля­ет­ся го­су­дар­ствен­ный кон­троль за сфе­рой по­ли­ти­ки, ду­хов­ной жиз­нью об­ще­ства

1) де­мо­кра­ти­че­кий

2) ав­то­ри­тар­ный

Ответы:

1) Верные ответы:

А-1;

Б-2;

В-4;

Г-3;

2) Верные ответы:

А-1;

Б-4;

В-3;

Г- 2;

3) Верные ответы:

А-2;

Б-3;

В-1;

Г-4;

4) Верные ответы: 2; 5; 6;

5) Верный ответ: «федерация».

6) 2, 3, 4.

7. 1, 2, 4.

8.авторитарным

9. 1- Б, В,

2- А, Г, Д, Е

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Исправьте ошибки обоими руками обеих концов
  • Исправьте ошибки синий небо и свежие дыхание
  • Исправь ошибку художника
  • Исправьте ошибки ann and kate sleeps
  • Исправьте ошибки обои ивановы хорошие ученики