Исправьте лексические ошибки нам выдали такие замечания

Нарушена лексическая сочетаемость.

Нам сделали следующие(такие) замечания. Пообщались, отдохнули, нашли нужные контакты( связи). Не люблю делать комплименты. Эта передышка, по словам Дион, нужна, чтобы обрести душевное равновесие и прийти в себя. Чаще всего меня посещают при этом совсем другие мысли.

Смысловая избыточность (плеоназм)

И в завершение — ремешки, которые станут изюминкой любого наряда. Счастливчик уедет из казино на выигранном автомобиле. Досадно, что мы позволили себе увлечься оптимистическими иллюзиями.

Тавтология.

Ваша помощь была очень кстати — мы частично погасили долги и ускорили строительные работы. В оздоровительном центре работают спортивные секции: каратэ, теннис, у-шу. Все нормальные люди уже давно распланировали свой день (дела). Ничего не буду говорить — смотрите фильм, уже по названию все можно понять.

Нарушение логики.

Ваша жизнь похожа на жизнь мужа нашей героини.

Не забывайте оценивать ответы экспертов, которые потратили на вас свое время и силы. Спасибо.

Контрольная работа по дисциплине «Культура речи»

I вариант

1. Поставьте ударение в следующих словах: алкоголь, аналог, арахис, бармен, валовой, вероисповедание,  ветеринария, газопровод, диспансер, договор.

2. Исправьте лексические ошибки.

  1. Радостное известие привело его в минорное настроение – он был готов запрыгать от счастья.
  2. Нам выдавали такие замечания.
  3. Мы сделали самые низкие цены.
  4. О моей автобиографии я уже рассказал во вступительной статье.
  5. Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера.
  6. Преступники украли несколько частных и собственных машин.

3. К данным существительным подберите прилагательные и глаголы в прошедшем времени, например: какао – горячее какао остывало.

   Шампунь, тюль, картофель, кенгуру, безе, такси.

4. Поставьте имена существительные в родительный падеж множественного числа.

    Апельсины, носки, солдаты, помидоры, грузины, граммы, макароны.

5. Просклоняйте числительное 578.

Контрольная работа по дисциплине «Культура речи»

II вариант

1. Поставьте ударение в следующих словах: досуг, еретик, жалюзи, завидно, закупорить, избаловать, каталог, квартал, километр, коклюш.

2. Исправьте лексические ошибки.

  1. Новая пьеса привлекла внимание критиков оригинальным до банальности сюжетом.
  2. Не люблю давать комплименты.
  3. Мы были вынуждены спросить интересующие нас вопросы по телефону.
  4. До сих пор неизвестно, кто же творец этого уникального творения.
  5. Необходимо реалистично и без иллюзий взвесить наши экономические шансы.
  6. Маяковский стоял у источников новой поэзии.

3. К данным существительным подберите прилагательные и глаголы в прошедшем времени, например: какао – горячее какао остывало.

   Желе, пони, рояль, пюре, кольраби, памперо.

4. Поставьте имена существительные в родительный падеж множественного числа.

    Помидоры, сапоги, места, яблоки, монголы, килограммы, джинсы.

5. Просклоняйте числительное 684.

Контрольная работа по дисциплине «Культура речи»

III вариант

1. Поставьте ударение в следующих словах: маркетинг, начать, некролог, нефтепровод, новорожденный, обеспечение, премировать, приговор, процент, таможня.

2. Исправьте лексические ошибки.

      1.  Благодаря пожару сгорел большой участок леса.

2.  Житель графства Норфолк покорил в этот раз все рекорды.

3.  Что ни говорите, а дождь за окном настроения не прибавляет.

4.  Дельцы неплохо нажились на торговле визуальными зрелищами.

5.  Теперь обидчик поет Бритни Спирс хвалебные дифирамбы.

6.  В искусстве он совершенный невежа.

3. К данным существительным подберите прилагательные и глаголы в прошедшем времени, например: какао – горячее какао остывало.

   Шимпанзе, вуаль, пальто, салями, фламинго, жюри.

4. Поставьте имена существительные в родительный падеж множественного числа.

    Ананасы, чулки, нервы, рельсы, турки, клипсы, баржи.

5. Просклоняйте числительное 956.

Контрольная работа по дисциплине «Культура речи»

IV вариант

1. Поставьте ударение в следующих словах: сабо, свекла, оптовый, столяр, танцовщица, торты, трубопровод, туфля, ходатайство, цемент,

2. Исправьте лексические ошибки.

  1. На новогоднем вечере было немало шуток, розыгрышей и забавных инцидентов.
  2. Экскурсии полезны для повышения кругозора.
  3. Безопасность охраняют многочисленные телохранители.
  4. Между человеком и природой уже не существует существенной разницы.
  5. Машину в срочном порядке преобразовали и переоборудовали в гоночный автомобиль.

      6.   Наши успехи привели к заметному регрессу и в других областях.

3. К данным существительным подберите прилагательные и глаголы в прошедшем времени, например: какао – горячее какао остывало.

    Какаду, моль, пенсне, маэстро, алоэ, депо

4. Поставьте имена существительные в родительный падеж множественного числа.

    Лимоны, гольфы, дебаты, браслеты, башкиры, ботики, баклажаны.

5. Просклоняйте числительное 873.

!!!

Проанализируйте материал заданий №2 – 5 и запишите слова и словосочетания, при употреблении которых Вы испытываете затруднения.
Мои лексические трудности

Слово / словосочетание Норма употребления

???Контрольные вопросы по теме

1.Что такое лексическая компетентность?

2. Какие лексические ошибки возникают, если говорящий не учитывает значение слова?

3.Почему некоторые словосочетания в современном русском языке недопустимы?

4. Что такое паронимы, и какие трудности связаны с их употреблением?

5. Найдите предложения, в которых паронимы употреблены правильно:

Архаизмы использованы поэтом для создания колорита эпохи.

Художник воссоздал картину жизни средневекового города.

Создать выдающееся произведение может только гениальный писатель.
Реалистические события легли в основу фильма.

Реальный человек послужил прототипом героя фильма.

Реальный доход гарантируют акции Газпрома.
Человек он расчётный.

Женщина эта на редкость расчётливая.

Переведите деньги на мой расчётный счёт.
Умственный человек не выставляет напоказ свои знания.

Умные машины облегчают труд людей.

Умственный труд оплачивается высоко.
В жилищных домах нет горячей воды.

Жилой вопрос пока ещё стоит остро.

Жилищная комиссия провела проверку.

6.Отметьте словосочетания, в которых сочетаемость слов не нарушена:

очень громадный,

памятный сувенир,

вздернутый кверху,

выдающийся учёный
молодой юноша,

проливной ливень,

сильный ураган,

повседневная обыденность

7.Приведите примеры фразеологизмов, имеющих книжную окраску,
разговорную окраску.
9. Определите тип лексической ошибки и исправите ее.
1. Экскурсии полезны для повышения кругозора. Житель графства Норфолк покорил в этот раз все рекорды. Он рассказал нам еще несколько своих воспоминаний. В Атланте я совершенно трезво понимал свои возможности. Судьи подвели итоги результатов конкурса. Ужасно досадно, что мы позволили себе увлечься оптимистическими иллюзиями. Мы надеемся получить более уточненные данные о боевиках. Россия уже шагнула один шаг вперед, но этого мало. Далее нашу музыкальную программу продолжат рок-группы. В этом фестивале участвовало целое созвездие звезд. Меня до глубины волнует этот вопрос. Книги предлагают рецепты на все основные праздники.

2. Нам выдали такие замечания. Пообщались, отдохнули, навели нужные контакты. Не люблю давать комплименты. Эта передышка, по словам Дион нужна для того, чтобы получить душевное равновесие и прийти в себя. Чаще всего я испытываю при этом совсем другие мысли. И в завершение –ремешки, которые придадут особую изюминку любому наряду. Везучий счастливчик уедет из казино «Голден пэлэс» на выигранном автомобиле Ужасно досадно, что мы позволили себе увлечься оптимистическими иллюзиями. Ваша помощь очень помогла нам – мы частично погасили долги и ускорили строительные работы. В спортивно-оздоровительном центре работают спортивные секции: каратэ, теннис, у-шу. Все нормальные люди уже давно распланировали свои планы. Ничего не буду говорить – смотрите фильм, само название уже говорит. Ваша жизнь похожа с мужем нашей героини.
3. Многие граждане не принимают активной роли в политической жизни страны. Не было необходимости предпринимать такие меры. Я не делаю каких-либо поступков, которые могли бы кому-нибудь мешать жить. Мы были вынуждены спросить интересующие нас вопросы по телефону. Зрителю было представлено восхитительно прекрасное зрелище. Жители близлежащих районов старательно и с большим усердием трудятся на этом предприятии. Это очень музыкальная музыка. Это нормальный парламентский процесс, это внутренняя разборка внутри Думы. Президент сегодня обратился с радиообращением по случаю выборов. Целью расследования была служба безопасности. После этого они написали заявления по собственному желанию.

3.3 Грамматическая компетентность
Вопросы для обсуждения

1. Морфологические нормы языка.

2. Синтаксические нормы языка.

Практические задания

1.Что такое грамматическая компетентность?

2.Что понимается под морфологической компетентностью?

3.Что понимается под синтаксической компетентностью?

4.Определите род имён существительных:

табель, мозоль, бюро, метро, картофель, резюме, коммюнике, непоседа, тюль, кенгуру, какаду, Конго, Перу, кофе, пенсне, какао, шампунь, Варшава, Париж.

5.Найдите ошибки в употреблении форм рода. Исправьте предложения.

На стол подали горячее кофе. Мама купила красящую шампунь. На лугу отдыхала серая кенгуру. Человекообразная шимпанзе живёт в Африке. Исполнялась попурри из русских народных песен. «Юманите» опубликовало это сообщение. Лицо женщины закрыто плотным вуалем. На окне висит красивая тюль. Мой больной мозоль мешает идти. Интервью с космонавтами близился к концу.
6. Подберите определения, правильно согласуйте их с приведенными ниже словами. Словосочетания запишите.

рояль, бра, кофе, тюль, какаду, папарацци, пари, жюри, авеню, киви, виски, салями, хиппи, Сочи, Миссисипи, Калахари, табу.

евро, камикадзе, шимпанзе, Тбилиси, Килиманджаро, секьюрики, барбекю, мозоль, шампунь, толь, кольраби, кенгуру, тамагочи, кутюрье,
7.Образуйте от данных имён существительных форму именительного падежа множественного числа. Проверьте правильность выполнения по орфографическому или орфоэпическому словарю.

.

Джемпер, инженер, торт, шофёр, слесарь, ветер, корпус, тополь, директор, корм, офицер, порт, месяц, тренер, фронт, инспектор, бухгалтер клапан, прожектор, вексель, табель, год, кондуктор, китель, , отпуск, порт, слесарь, якорь.

8.Из двух форм существительных, приведенных в скобках, выберите нормативную. Употребите ее в нужном падеже.

Домик на пригорке был черный и крыт (толем, толью). (Ставень, ставня) слетел (а) с петли. Ударили по (рельс, рельса), подвешенн… к дереву. Мы вошли в светл… больш… (зал, зала). Ветром был… разбросан… (скирд, скирда).

9.От данных существительных образуйте формы предложного падежа с

предлогом В.

Сад, край, отпуск, цех, шкаф, дом, холод, лес, год, цвет, порт, чай.

10.Образуйте от данных имён существительных форму родительного падежа множественного числа. Проверьте правильность выполнения по орфографическому или орфоэпическому словарю.

Яблоко, апельсин, помидор, сапог, банан, чулок, носок, дело, место, рапорт, вафля, ясли, баклажан, гектар, килограмм, кочерга, полотенце, рельса, цапля.

11. Найдите ошибки в употреблении форм имён прилагательных.

Исправьте предложения.

Наш город скоро станет более красивее. Выступление студента Алексеева на собрании было самым убедительнейшим. Слова хорошо знакомой песни в этом зале звучат чище, звончее. Салфетка у неё более красивее. Надо находить самые наилучшие пути для решения проблемы. Ваше предложение более приемлемее, чем другие. У этой девочки глаза более чернее. Пушкин – самый талантливейший из поэтов. Эта зима более теплее.
12.Найдите ошибки в употреблении местоимений. Исправьте предложения.

Когда Ростовы уезжали из Москвы, по настоянию Наташи было оставлено много вещей, а вместо их подводы брали раненых. Павел Корчагин ненавидел Лещинского за то, что мать его работает у них, а они над ним посмеиваются. Целую ночь артель ловила рыбу, она подходила к концу, когда закончили всю работу. Ихний товарищ заболел. Тетради проверяются учителем всякий день. Много на заводе трудолюбивой молодежи, работают они безукоризненно. Дед деспотически обращался с членами его семьи.
13. Найдите и исправьте ошибки в употреблении имён числительных.

Обои дочки радовали отца своими успехами. Обоими руками обнимаю тебя. По обеим сторонам реки росли ивы. От семьсот отнять двести пятьдесят. К семьсот семьдесят пять прибавить сто пятьдесят. В дветысячном году отцу оду исполнилось сорок пять лет. Трое девушек участвовали в конкурсе.
14.Образуйте от данных глаголов формы прошедшего времени мужского и женского рода.

Мигнуть, мокнуть, киснуть, встрепенуться, толкнуть, стукнуть, увянуть, высохнуть, исчезнуть.
15. Найдите ошибки в употреблении глагольных форм. Исправьте предложения.

Туристы сначала шли пешком, а потом больше недели проехали на теплоходе. Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности. С нетерпением жду зимних каникул, чтобы приехать в родное село и отдыхать после упорной учёбы. Иссякнули малейшие возможности добиться положительного решения вопроса. Он ложит в основу реферата высказывания критиков о творчестве поэта.
16. Найдите ошибки, связанные с порядком употребления главных и второстепенных членов предложения. Исправьте предложения.

Кое-где изредка светит пробивающийся луч света через тучу. Мы видим Суворова на быстром коне, указывающем треуголкой путь солдатам Только к исходу вторых суток несколько стих ураган. Изменяется земля на наших газах, преображаемая трудом народа. Выйдя из дома, у меня заболела голова.
17.Найдите ошибки, связанные употребления форм сказуемого. Исправьте предложения. Обоснуйте свой выбор.

На выставке побывали несколько сотен посетителей. Множество цветов росли на этой поляне. Кафе-столовая сегодня открыта. Диван-кровать стояла у стены. Десять студентов не сдало зачёт. В самолёте было трое человек. Кто читали эту книгу, запомнят её на всю жизнь. Чтение книг научили Алёшу жизни. Кто служит Родине, те остаются в памяти народа. Наука – крепость, которую должны взять молодёжь.

18.Найдите ошибки, связанные с употреблением однородных членов предложения. Исправьте предложения.

Юноша любит греблю и плавать. Народ столпился на тротуаре и смотрят на окно третьего этажа. Солдат стал рыться в земле и кричал. В курсовой работе встречаются стилистические ошибки, небрежное оформление и пунктуационные ошибки. Мать была огорчена и встревоженной. Студент говорил о внимании и помощи, которыми окружили его товарищи. Меня те только интересует спорт, но и театр.

!!!

  1. Приведите примеры ошибок, связанных с употреблением форм рода и числа имен существительных.
  2. Приведите примеры ошибок, связанных с употреблением степеней сравнения имен прилагательных.
  3. Приведите примеры ошибок, связанных с употреблением форм вида и времени глаголов.
  4. Приведите примеры ошибок, связанных с употреблением форм сказуемых.
  5. Приведите примеры ошибок, связанных с неправильным порядком слов.
  6. Приведите примеры ошибок, связанных употреблением однородных членов предложения.

???Контрольные вопросы по теме

1.Что такое грамматическая компетентность?

2. Какие ошибки возникают, если не учитываются морфологические признаки слова?

3.Отметьте словосочетания, в которых допущены морфологические ошибки:

больная мозоль

моющий шампунь

красивая тюль

прозрачная вуаль
крепкий кофе

большой кенгуру

крепкий виски

сладкое какао
двое студенток

двое студентов

двое суток

двое ножниц
4.Определите тип грамматической ошибки и исправите ее.

Школа не испытывает острых нужд в спортинвентаре. Геологи работали в самых труднейших условиях. Библиотека открыта всякий день. Крыша дачного домика капает. К жанру сказки Щедрин прибегнул неоднократно. Преклоняемся перед упорством исследователей, проникнувших в глубины океана. Жгя старые записи, он случайно бросил в огонь нужные бумаги. Журавлёнок был ещё неоперивший. Писатель в своих произведениях он показывает, как тяжело жилось крестьянам. Он любил музыку и танцевать. Ночь была дождливая и темна. Мы беседовали с руководителем ансамбля, который приехал в Москву. Приехав домой, у писателя возникает желание работать. Давыдов сказал, что умру, но сев завершу к сроку.

3.4.Орфографическая компетентность
Вопросы для обсуждения

1. Общественная значимость грамотного письма

2. Русская орфография и её нормы.

3. Проблемы русской орфографии.
Практические задания

1.Почему грамотное письмо является частью общей культуры человека?

2.Назовите основные этапы формирования русской орфографии.

3.Что исторически менялось в русской орфографии, с чем это было связано.

4.Как называется документ, в котором представлен свод правил, регламентирующих и упорядочивающих наше письмо?

5.Назовите основные проблемы современной орфографии.

Проблема Пример

6.Какие орфографические словари и справочники Вы нашли в библиотеке? Дайте их библиографическое описание.

автор название выходные данные

Исправьте лексические ошибки.

1. Ввиду отсутствия медикаментов в этой аптеке пришлось идти в другую

.

2. Они работали как самые отъявленные специалисты.

3. Наши воины совершили много геройских подвигов

.

4. Правдивое изображение жизни, отсутствие внешне эффективных сцен толькоусилило воздействие этого фильма

.

5. Шолохов изобразил образы трех коммунистов.

6. Возьми хлеб себе, он у нас все равно бесполезно пропадает.

7. В предложенных предложениях найти ошибки и проанализировать их последующей схеме.

8. Учащиеся работали по заданиям, данным преподавателем

.

9. Хочется особенно отметить дует двух тромбонов.

10. С тихим шумом лопались почки, гудели ранние пчелы.

11. И тут боец вспомнил, что в кармане у него винтовка.

12. Сочинение по картине «Бурлаки на Волге» : Один бурлак набивает трубкупорохом из цветастого кисета.

13. Можно часами наблюдать за закатом.

14. Налицо незаконное растаскивание казенного имущества.

15. Летальная смерть может наступить при гипопластической анемии

16.

Численность рабочего дня в хирургическом отделении быланенормированной.

17. За двадцатилетний труд на посту заведующего терапевтическимотделением доктор Петров был предоставлен к награде.

На этой странице сайта, в категории Русский язык размещен ответ на вопрос
Исправьте лексические ошибки?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся
10 — 11 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по
интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории,
чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы
расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос,
который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс
позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.

Найдите случаи речевой избыточности?

Русский язык | 10 — 11 классы

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Найдите случаи речевой избыточности.

Определите ее тип.

Сделайте стилистическую правку.

1. А между тем он никогда не думал валять дурака.

А вовсе наоборот, был мальчиком серьезным и даже отчасти скованным.

2. На 22 тысячи тонн больше планируется увеличить объемы поставок овощей и картофеля в Москву.

3. Недавно по телевизору бешеный субъект со страшным лицом из рекламного ролика, где вся ненормальная семья пьет пиво, так напугал Сашеньку, что он потерял дар речи и перестал разговаривать.

4. Ваша помощь очень помогла нам – мы частично погасили долги, тем самым ускорили строительные работы.

5. Дельцы неплохо нажились на торговле визуальными зрелищами.

6. Далее нашу музыкальную программу продолжат рок — группы.

7. Политика – концентрированное выражение экономики, тут Маркс безошибочно прав.

Найдите случаи речевой избыточности. Определите ее тип. Сделайте стилистическую правку.

1. А между тем он никогда не думал валять дурака. А вовсе наоборот, был мальчиком серьезным и даже отчасти скованным.
2. На 22 тысячи тонн больше планируется увеличить объемы поставок овощей и картофеля в Москву.
3. Недавно по телевизору бешеный субъект со страшным лицом из рекламного ролика, где вся ненормальная семья пьет пиво, так напугал Сашеньку, что он потерял дар речи и перестал разговаривать.
4. Ваша помощь очень помогла нам – мы частично погасили долги, тем самым ускорили строительные работы.
5. Дельцы неплохо нажились на торговле визуальными зрелищами.
6. Далее нашу музыкальную программу продолжат рок-группы.
7. Политика – концентрированное выражение экономики, тут Маркс безошибочно прав.
8. Крепко зажал веревку стиснутыми зубами.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ИЗБЫТОЧНОСТЬ (ПЛЕОНАЗМ И ТАВТОЛОГИЯ)

Лексическая избыточность — ото общее название двух стидис- іических явлений: плеоназма и тавтологии, связанных с присут­ствием в предложении вместо одного слова двух. т.е. с ненаме­ренным повторением одного и того же лексического значения.

Лексическая избыточность используется как стилистический прием усиления: видеть своими глазами. слышать своими ушами, еде.кинь своими собственными рунами.

Плеоназм — что лексическая избыточность, возникающая из-за дублирования лексического значения одного слова другим, целым или какой-либо его частью: внутренний интерьер (слово интерьер уже имеет значение внутренний): простаивать без дела (слово простаивать имеет, благодаря приставке про. значение без делай

Различают два вида плеоназмов. Плеоназм обязательный. пли структурно обусловленный, который не является стилистической ошибкой и широко представлен в языке: спуститься с горы (дуб­лирование предлога и приставки), никогда не читан (дублирова­ние отрицания частицей и наречием). Плеоназм — стилистиче­ская ошибка, при которой объединяются в словосочетание или в предложение излишние, избыточные слова.

Тавтология — что лексическая избыточность, при которой в пределах словосочетания пли соединения подлежащего и сказу­емого в предложении повторяются однокоренные слова: Скоро сказ­ка сказываемся, да не скоро дело делается: У нас бы. 1 и все работящие работники.

Тавтология как стилистическое явление тесно связана с су ин ностными характеристиками предметов, поэтому часто тавтологи­ческие повторы являются не стилистической ошибкой, а единствен­но возможной характеристикой предмета (соль соленая, .жизнь про­жить] или выступают в качестве стилистического приема, слу­жащею выразительности речи: Писатель пописывает, читатель почи­тывает. В частности, тавтологические сочетания слов встречаются в народно-поэтических произведениях, в пословицах и поговорках: Дружба дружбой, а служба службой; крепко-накрепко; белым-бело.

Ненамеренная тлвтодошя свидетельствует о неумении исполь­зовать синонимическое богатство языка, т.е. является стилисти­ческой ошибкой.

129, Нійідше избыточные елшы і плеонастические выражения !. Сде­лайте Cl И.ІИСЇИЧЄСКу io правку.

I, Дешевизной it самым превосходным качеством отличаются южноафриканские алмазы, 2, Пять самолетов-бопнгов ежегодно на­лают с неба на землю. 5. Во вторник и среду у вас возможно появ­ление дополнительной подработки. 4. Ліексей Ильич молол по воз­расту, и ему не безразлична судьба молодого поколения. 5. В пятни­цу вам поступит привлекательное предложение ны кру пную прилич­ную сумму. 6. Всемирно популярную известность атому (фільму принесла звезда «Молчания ягнят». 7. Именно разноплановый по­иск в разных направлениях увеличивает шансы на успех. S. В кри­тические кризисные дни все тяготы производства легли на плечи этих энтузиастов. 9, Во вторник ваша личная жизнь получит серь­езный стимул н ло копна недели noil дет весело и радостно.

10. Юный Андрей Кураев известен в православных кругах как мно- гоплоловнтый автор, выпекающий как минимум две-три брошю­ры в месяц. I I. Эта комичная ситуация всех! Показалась смешной.

12. Я впервые познакомился с моим будущим начальником 9 лет назад. 13, А между тем он никогда не думал валять дурака, а вовсе наоборот, был мальчиком серьезным и даже отчасти немного скованным. 14. К любой купленной единице косметической про­дукции прилагается список предлагаемых хе туї. осуществляе­мых фирмой. 15 Потянулись недели томительной двусмыслен­ной неясности. 16. Но места для отступления назад у главноко­мандующего не было. I 7. В честь памяти этой женщины все депу­таты встали,

130. н апліте случаи речивом и іоьн’очіккїм. Оігрезе їііте ее з ил Сде­лайте стилистическую правку.

1. На этот день ростовские шахтеры перенесли свою забастовку, ранее запланированную на 10 марта. 2. И в завершение — ремешки, которые придадут особую изюминку любому наряду. 5. В Москве, и музее А.С.Пушкина, что на Пречистенке, развернута удивитель­ная и необычная выставка: экспонируются документы, имеющие отношение К великому поэту .

5. На 22 тысячи тонн больше, чем в прошлом юлу, планируется увеличить объемы поставок овощей и картофеля в Москву. 6. Но­вое поколение горожан, однако, суля по всему, исполнено реши­мости избавиться от репутации захолустной глухомани. 7. Ужасно досадно, что ровно полгода тому назад, в двадцатых числах сен­тября, мы позволили себе увлечься оптимистическими иллюзия­ми. К. Зрителю было представлено восхитительно прекрасное зре­лище. 9. Устройство по виду напоминает наручные часы. К). Уче­ники занимались много и трудолюбиво. 11, Жители близлежащих районов — Лианозово и Алтуфьево — старательно и с большим

усердием трудятся на этом предприятии. 12. Судьи только через две недели подвели итоги результатов конкурса. 13. В этом фильме действие картины происходит в 1954 году. 14. В новом тысячелетии москвичи будут особенно взаимно уважать друг друга, 15. Правда, профессиональные успехи никак не влияли на умение героя на­ходить обший язык с людьми в каждодневной обыденной жизни. 16. Машину в срочном порядке преобразовали и переоборудовали в гоночный автомобиль. 17. Если вы хотите получить более исчер­пывающую информацию, звоните нам. 18. Золотые слова, произ­несенные вту минуту’ царем, подписаны Репиным внизу. 19. Я про­веряю ситуацию, и возможная вероятность исключена. 20. Мы на­деемся получить более уточненные данные о боевиках. 21. Россия живет и находится в достаточно серьезной климатической зоне.

131. н ай лите избыточные слова. Сделайте стилистическую правку.

I. Госсекретарь США Олбрайт в понедельник лично прибыла в

Брюссель, чтобы укрепить боевой дух 18 министров иностранных дел — членов Североатлантического союза. 2. Ртутная эпопея, о которой сообщал «МК» вчера, получила новое продолжение. 3. Со­вместное сотрудничество пойдет мне на пользу, 4. Я думаю, что в декабре месяце на улицах Москвы можно будет увидеть массу раз­ных красивостей. 5. Нам дорога каждая минула времени.

132. Найдите тавтологию. Сделайте стилистическую правку.

1. Ваша помошь очень помогла нам — мы частично погасили долги, тем самым ускорили строительные работы. 2. К счастью, у преступника не было возможности использовать ракету по пря­мому использованию. 3. Тогда вы сможете познакомиться со мно­гими профессионалами, работающими по вашей профессии. 4. Со­здание новых рабочих мест создаст новую бизнес-этику. 5. Другим примером выхода за рамки пристойности может служить реклама «Нашего радио». Иллюстрация в ней крайне неэтична, так как изображает жест, служащий прямым изображением нецензурно­го выражения, выходящего за рамки приличия.

133. Найдите лексическую избыточность. Попытайтесь объяснить при­чины ее возникновения. Сделайте стилистическую правку.

1. Сегодня в нашей программе интервью с бывшим экс-пре­мьером, 2. Дельцы неплохо нажились на торговле визуальными зре­лищами. 3. В концерте прозвучали популярные хиты. 4. Не дожида­ясь начала расследования, президент японской авиакомпании подал в отставку, а начальник технической службы сделал себе харакири. 5. В своей автобиографии Раневская писала о своих дру­зьях, учителях, о своем одиночестве. 6. Теперь обидчик поет Бритни Спирс хвалебные дифирамбы. 7. А на груди американской актри­

сы Асимов оставил свой автограф.

134. Дайте стилистическую характеристику следуют их высказывании, содержащих лексическую избыточность. Требуется ли стилистическая правка в подобных случаях?

1. Они сохранились в целости и сохранности. 2. Суп дня или са­лат здесь каждый день разные. 3. Будешь возвращаться обратно, позвони — вдруг смогу подвезти! 4. В феврале месяце планируется оснастить предприятие новой техникой. 5, Чуть не каждый день де­вушка улыбается потусторонней улыбкой. 6. Неумелость режиссера выражалась в статичных мизансценах, невыразительных характерах. 7. Каждому хоть раз наверняка да приходила в голову жутковатая мысль: нас на Земле все больше и больше, а природных запасов все меньше и меньше. 8. Она была его законной супругой. 9. Однако амбиции этого господина давно перешагнули границы общепри­нятой нормы. 10. Плодовитый из плодовитых, писатель выпустил уже сорок шестой роман. 11. В конечном итоге их планировалось обратить в доход государства. 12. Жильцы могли бы жить еше долго, если бы руководство находящейся по соседству гостиницы «Пекин» не облюбовало дом под офисы. 13. Они. конечно, назвали целый ряд причин, предшествующих трагедии. 14. Скоро он вернулся в родные пенаты. 15. Ну. давайте, рассказывайте мне ваши рассказы. 16. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. 17, От этого землетря­сения пострадало пятьдесят человек детей. 18. Отступать назад про­сто нельзя! Это будет большая ошибка. 19. Я бы не хотела начинать жизнь сначала. 20. С будущего гола будем этот букварь всем школам рекомендовать. 21. В самое ближайшее время мы обсудим эту пробле­му. 22. Он немного приоткрыл окно.

источники:

http://znanija.site/russkii-yazyk/18010972.html

http://scicenter.online/kultura-rechi-stilistika-scicenter/leksicheskaya-izbyitochnost-pleonazm-170952.html

Практическое
занятие I
Лексическая
сочетаемость, избыточность, недостаточность

Вопросы:

  1. Что
    такое лексическая сочетаемость?
    Приведите примеры нарушения лексической
    сочетаемости.

  2. Дайте
    определение лексической избыточности.
    С чем не следует смешивать данное
    явление?

  3. Что
    такое лексическая недостаточность? С
    чем не следует смешивать данное явление?

Упражнение
1. Найдите
случаи нарушения лексической сочетаемости.
Сделайте необходимую правку.

1.
Нам выдавали такие замечания. 2. Эксперты
составляют аналогии между Арнольдом
Шварценеггером в кино и Дэл в индустрии
компьютерных игр. 3. Строительство
детских площадок имеет важную роль в
развитии социальной инфраструктуры
города. 4. Чтобы обеспечить себя от ее
преследований, нужно казаться веселым,
а это более всего сбивает с толку. 5.
Пообщались, отдохнули, контакты, опять
же, навели нужные. 6. И мне, например,
большого сомнения по ряду кандидатов
никогда в голове не укладывалось. 7. Не
люблю давать комплименты. 8. Вряд ли
найдется мужчина, способный выдержать
такие чары. 9. Главное наследство, которое
она приняла от отца, — знаменитая фамилия.
10. Эта передышка нужна ей, чтобы получить
душевное равновесие и прийти в себя.
Кстати, положительная функция этих
эмоций оказывает и внешний результат.
11. Чаще всего при этом я испытываю совсем
другие мысли. 12. Граждане, остающиеся
на позиции поданных, не принимают
активной роли в политической жизни. 13.
Эти слова не играли никакого значения
в его прогнозах перед выборами. 14. Вам
известно, как происходили тогда
обстоятельства? 15. Мы сделали самые
низкие цены. 16. Я
не
делаю никаких поступков, которые могли
бы кому-нибудь мешать жить. 17. И мы должны
идти по тому же пути развития, только
стараясь избегать тех ошибок, в которые
впадали европейские народы вследствие
ложного понимания прогресса. 18. По
телевидению сказали
информацию, что выборы здесь не состоялись.
19. Что за желание брать на себя обязанности,
о которых никто не просил, и производить
советы тем, кто их слушать не будет? 20.
Экскурсии полезны для повышения
кругозора. 21. Этот нагреватель удовлетворяет
всем потребностям покупателя. 22. Наша
партия не умеет, как вести предвыборную
кампанию в таких условиях.

Упражнение
2. Найдите
избыточные слова. Сделайте стилистическую
правку.

1.
Дешевизной и самым превосходным качеством
отличаются южноафриканские алмазы. 2.
Пять самолетов — боингов ежегодно падают
с неба на землю. 3. Во вторник и среду у
вас возможно появление дополнительной
подработки. 4. Алексей Ильич молод по
возрасту, и ему не безразлична судьба
молодого поколения. 5. В пятницу вам
поступит привлекательное предложение
на крупную приличную сумму. 6.
Всемирнопопулярную известность этому
фильму принесла звезда «Молчания ягнят».
7. Именно разноплановый поиск в разных
направлениях увеличивает шансы на
успех. 8. В критические кризисные дни
все тяготы производства легли на плечи
этих энтузиастов. 9. Во вторник ваша
личная жизнь получит серьезный стимул
и до конца недели пойдет весело и
радостно. 10. Юный Андрей Кураев известен
в православных кругах как многоплодовитый
автор, «выпекающий» как минимум две-три
брошюры в месяц. 11. Эта комичная ситуация
всем показалась смешной. 12. Я впервые
познакомился с моим будущим начальником
9 лет назад. 13. А между тем он никогда не
думал валять дурака, а вовсе наоборот,
был мальчиком серьезным и даже отчасти
немного скованным. 14. К любой купленной
единице косметической продукции
прилагается список предлагаемых услуг,
осуществляемых фирмой. 15. Потянулись
недели томительной двусмысленной
неясности. 16. Но места для отступления
назад у главнокомандующего не было. 17.
В честь памяти этой женщины все депутаты
встали. 18. И вот тогда-то с ней и приключилась
пикантная авантюра. 19. Мы были вынуждены
спросить интересующие нас вопросы по
телефону.

Упражнение
3. Найдите
случаи речевой избыточности. Определите
ее тип. Сделайте стилистическую правку.

1.
На этот день ростовские шахтеры перенесли
свою забастовку, ранее запланированную
на 10 марта. 2. И в завершение — ремешки,
которые придадут особую изюминку любому
наряду. 3. В Москве, в музее А. С. Пушкина,
что на Пречистенке, развернута удивительная
и необычная выставка: экспонируются
документы, имеющие отношение к великому
поэту. 4. В этот вторник везучий счастливчик
уедет от казино «Голден пэлэс» на
выигранном автомобиле. 5. На 22 тысячи
тонн больше, чем в прошлом году, планируется
увеличить объемы поставок овощей и
картофеля в Москву. 6. Новое поколение
горожан, однако, судя по всему, исполнено
решимости избавиться от репутации
захолустной глухомани. 7. Ужасно досадно,
что ровно полгода тому назад, в двадцатых
числах сентября, мы позволили себе
увлечься

оптимистическими
иллюзиями. 8, Зрителю было представлено
восхитительно прекрасное зрелище. 9.
Устройство по виду напоминает наручные
часы. 10. Ученики занимались много и
трудолюбиво. 11. Жители близлежащих
районов старательно и с большим усердием
трудятся на этом предприятии. 12. Судьи
только через две недели подвели итоги
результатов конкурса. 13. В этом фильме
действие картины происходит в 1954 году.
14. В новом тысячелетии москвичи будут
особенно взаимно уважать друг друга.
15. Машину в срочном порядке преобразовали
и переоборудовали в гоночный автомобиль.
16. Если вы хотите получить более
исчерпывающую информацию, звоните

нам.
17. Золотые слова, произнесенные в ту
минуту царем, подписаны Репиным внизу.
18. Я проверяю ситуацию, и возможная
вероятность исключена. 19. Мы надеемся
получить более уточненные данные о
боевиках. 20. Было установлено, что
существующие расценки завышены. 21.
Обмен имеющимся опытом был полезен. 22.
Старые

методы
руководства были признаны неправильными
и ошибочными. 23. На конференции
присутствовали 120 человек делегатов.
24. Это свойство свойственно всем
писателям. 25. Больной был немедленно
госпитализирован в больницу. 26. Роман
Пушкина «Евгений Онегин» является
одним из самых сложных пушкинских
произведений. 27. Президент фирмы призвал
всех к совместному сотрудничеству. 28.
Территориальные образования в недавнем
прошлом не просто игнорировались, а
вообще не принимались во внимание. 29.
Реформа ведется при одновременном
сосуществовании старых и новых структур
управления. 30. К концу соревнований в
более лучшем положении оказалась команда
«Стрела». 31. На семинаре автор
изложил главную суть книги. 32. Инициатором
и зачинателем движения является
экономическая ассоциация.

Упражнение
4.
Найдите
тавтологию. Сделайте стилистическую
правку.

1.
Ваша помощь очень помогла нам — мы
частично погасили долги, тем самым
ускорили строительные работы. 2. К
счастью, у преступника не было возможности
использовать ракету по прямому
использованию. 3. Тогда вы сможете
познакомиться со многими профессионалами,
работающими по вашей профессии. 4.
Создание новых рабочих мест создаст
новую бизнес-этику. 5. Другим примером
выхода за рамки пристойности может
служить реклама «Нашего радио».
Иллюстрация в ней крайне неэтична, так
как изображает жест, служащий прямым
изображением нецензурного выражения,
выходящего за рамки приличия. 6. В
спортивно-оздоровительном комплексе
работают спортивные секции: теннис,
карате, у-шу. 7. Он ловко прикарманивал
у людей карманные деньги и технику. 8.
Один из философов нашего времени решился,
наконец, опубликовать свои философские
размышления. 9. Все нормальные люди уже
давно распланировали свои планы. 10. Мы
все видим, как прекрасно спортсмен
прыгает свой тройной прыжок.

Упражнение
5.
Найдите
случаи лексической избыточности
(внутреннем тавтологии). Попытайтесь
объяснить причины ее возникновения.
Сделайте
стилистическую
правку.

1.Сегодня
в нашей программе интервью с бывшим
экс-премьером. 2. Дельцы неплохо нажились
на торговле визуальными зрелищами. 3. В
концерте прозвучали популярные хиты.
4. Не дожидаясь начала расследования,
президент японской авиакомпании подал
в отставку, а начальник технической
службы сделал себе харакири. 5. В своей
автобиографии Раневская писала о своих
друзьях, учителях, о своем одиночестве.
6. Теперь обидчик поет Бритни Спирс
хвалебные дифирамбы.

Упражнение
6. Найдите
случаи лексической недостаточности.
Сделайте необходимую правку!

1.
Неподалеку от Нью-Мексико при странных
обстоятельствах погибли двое археологов.
Они обнаружили древнюю стену и хотели
проникнуть внутрь. 2. И только постепенно,
после лет работы в сплоченных английских
коллективах, пришло понимание нескольких
основных принципов. 3. Однако же некоторые
действуют, как Ив

Роше,
который борется за окружающую среду
вот уже более 30 лет. 4. В процессе обучения
кроме лекционных занятий используются
такие формы: семинары, тренинги, деловые
игры и т.д. 5. Несмотря на то, что на
протяжении всего пути скорпион сидел
на ноге Алексея, водитель все же довел
автобус. 6. Российские читатели
заинтересованы

в
новостях отечественной экономики, тем
более существует много информационных
поводов. 7. В настоящее время в России
сложился довольно мощный механизм
саморегулирования. 8. Мы за три года
выпустили около 500 человек. 9. Приобрести
эти знания задача не простая, и требуются
серьезные усилия и трудолюбие. 10.
Рекламное агентство приглашает опытных
рекламных агентов со своими объемами.
11. После долгих поисков и многочисленных
тестов мы

разработали
новую концепцию, которая сломала старые
шаблоны и дала уникальные результаты
тысячам разочаровавшихся в других
методах и средствах. 12. Я, признаться,
про букварь раньше и не догадывалась.
13. А если кто-то занимается помимо этих
источников — это нарушение закона. 14.
Книги предлагают рецепты на все основные
праздники. 15. Я уже чувствую после болезни
хорошо. 16. На уроках ребята хорошо ведут.
17. Дворники обязаны посыпать песком
тротуары, мосты и другие, что в их ведении.
18. Редакция

объявляет
конкурс на лучший очерк об интересных
людях нашего края. Лучшие будут приглашены
к сотрудничеству в газете.

Практическое
занятие 2
Многозначные
слова, омонимы, синонимы, антонимы,
паронимы

Вопросы:

  1. Дайте
    определение многозначных слов. Какие
    типы значений слов существуют?

  2. Что
    такое омонимы? Назовите типы омонимов
    и охарактеризуйте их.

  3. Назовите
    стилистическую функцию омонимов.

  4. Как
    разграничить
    многозначные слова и омонимы?

  5. Что
    такое синонимы, антонимы, паронимы?
    Назовите их стилистическую функцию.

Упражнение
1.
Найдите
слова, использованные в переносном
значении. Объясните переносное значение
этих слов, укажите их стилистическую
функцию.

1.
Я знал красавиц недоступных, холодных,
чистых, как зима. 2. К зиме поезжайте в
Париж, и там, в вихре жизни, развлекайтесь,
не задумывайтесь. 3. Молодой князь был
вял, и ум его дремал еще беспробудно. 4.
Самолюбие в нем было огромное, и характер
он имел железный. 5. Вся в инее шапка
большая, усы, борода в серебре. 6. Есть
дни: ни злоба, ни любовь, ни жажда дел,
ни к истине стремленье, ничто мне не
волнует кровь: и сердце спит, и ум в
оцепененье. 7. Антонина Ивановна слишком
хорошо знала заячью натуру своего мужа.
8. Загорелые, суровые, мужественные лица;
грубые густые волосы; угловатые,
неотесанные движения и речь, скроенная
нескладно, случайно, зато сильно и
убедительно. 9. Анечка закончила школу
в то время, когда еще не умерли все
гимназические обычаи. 10. У него были
светло-русые волосы и худое, с глубокими
продольными бороздами, лицо пожилого
русского мастерового. 11. Чубатый поднял
на Григория ледяные глаза.

Упражнение
2.
Дайте
оценку случайно возникшей в речи омонимии
и проявившейся многозначности слов,
отмечая неясность высказывания, искажение
смысла, неуместный комизм, каламбур.
Исправьте предложения, используя
толковые словари.

1.
Не удержал мяч вратарь, но добить его
было некому- 2. Вот уже третью встречу
команда проводит без голов. 3. Сейчас
судьи

вынесут
очки. 4. Миллиарды людей теряются из-за
отсутствия информации на транспорте,
улице, в магазине. 5. Археологи

заметили,
что покойники из южного захоронения
перекликаются с покойниками из северного
захоронения. 6. Рост юных фигуристок

стимулируется
при помощи показательных танцев. 7. В
оставшийся месяц года коллектив
предприятия электрических сетей обязался

работать
с еще большим напряжением. 8. Вечер,
посвященный
русскому
языку, будет проведен в субботу утром.
9. Установлено, что

ткачи
седьмого корпуса используют брачные
покрывала в качестве покрышек на станки.
10. Окна остались не застекленными, потому

что
снабженец не поехал к завхозу и не выбил
у него все стекла, которые нужно, чтобы
закончить работы. 11. Вы видите на экране

Гаврилова
в красивой комбинации. 12. Долг врача не
отмахиваться от больного, а довести его
до конца. 13. Ребенок требует ухода матери.

Упражнение
3.
Определите,
какое
из
двух
словосочетаний в
каждой
из пар
является правильным
и
почему.
Составьте свои словосочетания
с
теми
паронимами, которые вызвали у вас
затруднения.

Техничный
боксер — технический боксер; террористическая
группа -террористская группа; водные
растения — водяные растения; найиональная
культура — националистическая культура;
желанный покой — желательный покой;
гуманная профессия — гуманитарная
профессия — гуманитарная реформа —
гуманистическая реформа; изобретательная
голова -изобретательская голова —
изобретательное право — изобретательское
право; редакционная правка — редакторская
правка, опасный человек -опасливый
человек; освоить прочитанное — усвоить
прочитанное; осудить действия — обсудить
действия; представить возможность —
предоставить возможность; демократический
метод — демократичный метод; тактичные
шаги — тактические шаги; техническое
исполнение – техничное исполнение;
фактический материал — фактичный
материал; хозяйские дела — хозяйственные
дела.

Упражнение
4.
Составьте
словосочетания с каждым
из паронимов:

Абонемент
— абонент; быт — бытие; воспоминание
напоминание; героизм — героика — геройство;
горделивый — гордый; доброта — добротность;
жесткость — жестокость; поза — позерство
-позиция; тема — тематика; факт — фактор;
будний — будничный; глубинный — глубокий;
далёкий — дальний; дипломатический
-дипломатичный; доверительный — доверчивый;
исполнительный -исполнительский;
лирический — лиричный; нестерпимый
-нетерпимый; редакторский —
редакционный; эффективный эффектный;
вдохнуть — вздохнуть; звать — называть;
надеть — одеть;

покрыть
— укрыть; снискать — сыскать; гнездо —
гнездовье; дело — деянье; праздничность
праздность;
успех
— преуспеянье; покупательный —
покупательский; тактичный — тактический;
педагогический — педагогичный; поиски
— происки; подстричь — постричь; оклик —
отклик; японо — японско; болезненный —
болезный; законодательный —
законодательский; духовный — духовой;
дружеский — дружественный; драматичный
— драматический;

длинный
— длительный; гражданский —
гражданственней; потребительный —
потребительский; ветровой — ветряной;
экономный — экономский; домоуправление
— домоправление; экономика — экономия.

Упражнение
5.
Дополните
предложения, выбирая из скобок наиболее
удачный вариант. Мотивируйте выбор,
объясняя значение каждого из паронимов.
Обращайтесь к словарям паронимов и
толковым словарям.

1.
Оратор медленно произносил слова,
придавая каждому из них (особенное
значение /особенную значимость /особенную
значительность). 2. Люди простодушные
принимают (желаемое /желательное) за
действительное. 3. Автор брошюры не
приводит никаких (оснований /обоснований)
для своих выводов. 4. В толковых словарях
даются различного рода стилистические
(пометы /пометки). 5. Предложенное в
статье решение кажется (проблемным
/проблематичным /проблематическим). 6.
С героем фильма постоянно происходят
какие-то (романические /романтические
/романтичные) истории. 7. Редактор прочитал
рукопись и внес в нее некоторые (стилевые
/стилистические) поправки. 8. Многим
студентам нашей группы (представилась
/представилась) возможность принять
участие в диалектологической экспедиции.
9. Эти модели после (апробации /апробирования)
переданы в серийное производство. 10. Он
предъявил свое (командировочное
/командированное) удостоверение. 11.
Отчет (представляется /предоставляется)
в двух экземплярах. 12. Девочка (одела
/надела) маскарадный костюм. 13. (Критичный
/критический) анализ этого исследования
был не очень (критичный /критический).
14. Мы не поняли, почему он так поступил,
и не считаем его действия (логичный
/логический). 15. Он привык работать
(методически /методично), четко выполняя
все (методический /методичный) рекомендации.
16. К моему пребыванию в этом учреждении
относятся (нестерпимо /нетерпимо), это
уже стало для меня (нестерпимый
/нетерпимый). 17. Мы с вами должны собраться
и (оговорить /обговорить) те вопросы,
которые не были (оговорены /обговорены)
в соглашении. 18. Прошу (представить
/предоставить) мне очередной отпуск с
3-го по 27-е число сего месяца. 19. Я собираюсь
(представить /предоставить) свою работу
на конкурс. 20. Думаю, что ваши планы не
могут считаться (реалистический
/реалистичный). 21. Я посмотрел ваш
(фактический /фактичный) материал и
нахожу его не очень (фактический
/фактичный). 22. Он проявил (хозяйственный
/хозяйский) заинтересованность в решении
этих (хозяйственный /хозяйский) вопросов.
23. Его (исполнительный /исполнительский)
талант высоко оценен критикой.

Упражнение
6. Подберите
синонимы к следующим заимствованным
словам. Составьте предложения с
заимствованными словами и их синонимами
русского происхождения. Мотивируйте
свой выбор.

Аномалия,
спонтанный, реанимация, деградация,
дилетант, тенденциозность, раритет,
толерантный, цитадель, электорат,
беспрецедентный,
девальвация, . легитимный, презентация,
ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ,
вариативный,
индифферентный, ориентироваться,
фиктивный, инициатор, доминировать,
превалировать, инспирировать,
информировать, варьировать, фиксировать,
функционировать, инкриминировать,
анкета, корректив, дефект, симуляция,
базировать, детальный.

Упражнение
7.
К
следующим словам подберите антонимы.

Благотворительный,
богатые, государственный, законный,
порядок, стартовая, фирменный, эксклюзивный,
союзник, богатство, демократия, конкретный,
веселый, высокий, бережливый человек,
обнаружить, передовая технология,
прогрессивные взгляды, праздничный
день, пролог романа, состояние движения,
мягкий приговор, закономерное явление,
позитивное отношение, национализация
промышленности, горизонтальные связи,
политизация общества, конструктивный
подход, интеграционные процессы.

Упражнение
8.
Укажите
ошибки, возникшие в результате
неправильного употребления паронимов,
синонимов и антонимов. Исправьте
предложения.

1.
Предполагаемые тогда запасы нефти и
газа значили для страны скачок в развитии.
2. Жидкость в стенках капилляра опускается
на

высоту,
определяемую формулой. 3. Но условие его
открытости — полная анонимность. 4. Изучая
личность актера, гример первый

проникает
в его душевный мир. 5. В силу слабой
разработки этого метода оценка его
преждевременна. 6. Июльским днем прошлого
года на Вокзальной площади ночью имел
место пожар. 7. Среди русских литераторов,
писавших об искусстве, Стасов — фигура
огромная,

уникальная
и единственная, необыкновенно
примечательная. 8. Заглавная тема
созданных писателем в эти годы произведений

борьба
его народа за свободу и независимость.
9. Повышение ответственности студентов
на старших курсах приводит к высоким

результатам.
10. Эти воспоминания устремлены не только
в прошлое, но и в будущее.

Практическое
занятие 3
Лексика
активная и пассивная. Стилистическое
использование устаревшей лексики,
неологизмов, слов иноязычного происхождения

Вопросы:

  1. Что
    такое активный / пассивный словарный
    запас?

  2. Какие
    группы устаревших слов вы знаете?
    Назовите их и поясните разницу между
    ними.

  3. Какова
    стилистическая роль историзмов и
    архаизмов в тексте?

  4. Что
    такое неологизмы? Назовите группы
    неологизмов. Какова их стилистическая
    функция?

  5. Какие
    слова относятся к иноязычной лексике?
    Какие группы иноязычных слов вы знаете?
    Назовите их стилистическую функцию.

Упражнение
1.
Подберите
синонимы к следующим устаревшим словам.

Вещий,
уста, чертог, рать, блюсти, вящий, ложе,
бдение, долу, ладья, ридикюль, макинтош,
узреть, околоток, осведомиться, куща,
делец, подьячий, челобитье, конка, нэпман,
зане, виктория, стогна, рескрипт, сей,
забрало, дабы, выя, брег, младой, язык,
льзя, брадобрей, зело, вскольки, рукомесла,
свейский, аглицкий, горе, кое, поелику.

Упражнение
2.
Найдите
в тексте архаизмы и определите, с какой
целью использует их автор. Замените,
где это возможно, устаревшие слова.

«А
сын его Феодор? На престоле он воздыхал
о мирном житии Молчальника. Он царские
чертоги преобратил в молитвенную келью;

Там
тяжкие, державные печали святой души
его не возмущали. Бог возлюбил смирение
царя, И Русь при нем во славе безмятежной

утешилась.
А в час его кончины свершилося неслыханное
чудо: к его одру, царю едину зримый,
явился муж необычайно светел, и начал
с ним беседовать Феодор и называть
великим патриархом».

Упражнение
3.
Найдите
неологизмы, охарактеризуйте их
стилистически. Особо отметьте
окказионализмы.

1.
Известная художница-авангардистка
Александра Экстер, жена киевского
банкира, в начале века разъезжала по
Европе, лихо

промотируя
новое русское искусство. 2. Я нагрянул
в Москву в самый paзгар
кампании по потешанию над певицей. 3.
Эта история может стать самым смотрибельным
телесериалом. 4. Помните, не апрель был,
а какой-то перемарт: руку в форточку
высунешь, отломаешь сосульку, и она
лопается с коротким стеклянным звоном.
5. Работа по окошмариванию телезрителей
продолжается. 6. Супертаун, к населению
которого каждый день прибавляется 3-4
миллиона приезжих, напоминает прожорливого
великана. 7. Ксероксуй — или проиграешь!
8. Видимое-невидимое количество речевых
погрешностей, а иногда и настоящих
грехов автора создает просто невероятную
трудность для восприятия книги даже
доразвитыми и не рассоренными полушариями.
9. Спровоцировать конфликт могут и
тайваньские лидеры, если вздумают
провозгласить курс на «тайванизацию».
10. Да здравствует Юнайтед оф Америка и
Разъюнайтед Раша! 11. Круг подобных
совпадений будет расширяться по мере
неизбежной натоизации районов Прикаспия.
12. Великий и ужасный переводчик с
«березовского». (Заголовок.) 13. Затем
случились выборы в парламент, и мой
старый знакомец столь активно потрудился
над тем, чтобы оправдать доверие патрона,
что заслужил в народе наряду с некоторыми
оэртэшными сотоварищами почетное звание
«телекиллер». 14. Этот молодой креатор,
несмотря на свое бесспорное присутствие
в рядах великих, — единственный, кто
может позволить себе быть смешным и
веселым. 15. Грипповуха. Грипп: плохая
болезнь — хороший бизнес. (Заголовок и
подзаголовок.) 16. Но справедливости ради
надо признать, что она именно была из
породы маленьких беззащитниц, которым
так и хочется на пальчик надеть камушек,
а на зябкие — манто.

Упражнение
4.
Найдите
иноязычные слова, которые имеют абсолютный
эквивалент в русском языке, дайте
стилистическую характеристику этих
слов, исходя из условий контекста,
стилевого задания.

1.
Старый новый Уеаг Старый новый Bill
(Заголовок.) 2. – Нас притащил сюда Мишель,
— пожал плечами британец, а точнее,

ирландец.
— А, вон они возвращаются, и, конечно, как
говорят русские, ne
solo
nahlabavshi.
3. Happy
birthday,
Борис Николаевич! (Заголовок.) 4. О,
Мак-лафлин не дает па chai
за то, что человек выполняет свои прямые
служебные обязанности, но за хорошую
работу Маклафлин платит хорошо, можете
мне поверить! 5. — Вы необычайная женщина,
Диана, — с притворным воодушевлением
заговорил Эраст Петрович. — Кажется, я
впервые встречаю настоящую Гетте femme
fatal,
из-за которой солидные мужчины теряют
головы и забывают о служебном долге. 6.
Про свои
приключения
расскажу особо, тет-а-тет, ибо не для
дамских ушей. 7. Бороться с трудностями
жизни Татьяне помогала лояльность
столичных автолюбителей, не раз
подвозивших ее поздними вечерами с
работы за минимальные money.
8. После трех с половиной часов мне все
ужасно надоело: это была воистину blunted
музыка. 9. Однажды прямо на пороге
моднейшего ночного клуба, владельцем
которого является известный голливудский
актер, скончался от овердозы его друг.

Упражнение
5.
Найдите
экзотизмы. Определите способы ввода
экзотизмов в текст. Дайте стилистическую
характеристику этих сЛ

1.
В болгарской деревне, расположенной на
южном берегу Дуная, очень кстати
обнаружился постоялый двор. Дальше —

лучше:
хозяин понимал по-русски и обещал всего
за пять рублей дать надежного водача,
проводника. Варя купила широкие штаны
вроде шальвар, рубаху, сапоги, куртку
без рукавов и дурацкую суконную шапку,
переоделась и разом превратилась
из европейской барышни в худенького
болгарского подростка. 2. «Наступающая
армия почти не встречает сопротивления,
если не считать комариных укусов,
которые наносят по русским коммуникациям
летучие отряды так называемых башибузуков
(«бешеных голов») — полуразбойников —
полупартизан, известных своим диким
нравом и кровожадной свирепостью». 3. И
зачем только она согласилась сделать
остановку в корчме?

Упражнение
6.
Найдите
иноязычное слово, определите уместность
его употребления, дайте его стилистическую
характеристику. Сделайте стилистическую
правку.

1.
И сколько ни педалирует автор свою
любовь к Москве и москвичам, — выходит
у него это чересчур натужно и неубедительно.
2. Формирующийся ныне центристский
консенсус скорее всего будет в ближайшие
годы благоприятствовать проведению
пусть не последовательных, но в целом
хороших экономических реформ. 3. В прошлом
году случился крупный дефолт. 4. Прежде
всего, он расправляется с фатумом
тоталитаризма или иностранной колонизации
России. 5. Многие дореволюционные
интеллигенты, считавшие себя либералами,
относились 1Шдифферентно
к
вопросам религии. 6. Среди собравшихся
превалировали представители молодежи.
7. На последних соревнованиях заводская
футбольная команда потерпела полное
фиаско. 8. Пассажиры отдыхали в парусиновых
шезлонгах на палубе комфортабельного
лайнера. 9. Кардинальный пункт расхождений
между участниками дискуссии путем
компромисса был сведен на нет.

Практическое
занят
up
16
Научный
стиль

Вопросы:

  1. Дайте общую характеристику научного стиля.

  2. Назовите ведущие стилевые черты научного стиля и охарактеризуйте их.

  3. Каковы языковые особенности данного стиля речи?

Упражнение
1.
Произведите
письменно стилистический разбор текстов:
1)
охарактеризуйте
речевую ситуацию и задачи речи; 2)
перечислите стилевые черты; 3) укажите
языковые средства, которыми эти стилевые
черты реализуются в данных тестах.

  1. Дополнительное
    предположение о том, что полезность
    или прибыль каждого экономического
    субъекта максимизируется, заложенное
    в качестве предпосылки в неоклассическую
    экономическую теорию, необходимо для
    того, чтобы предметом анализа было
    устойчивое, а значит, оптимальное для
    всех состояние, когда дальнейший обмен
    или дальнейшее производство приведут
    к снижению благосостояния кого-либо
    из участников. Проверить, соответствует
    ли поведение потребителя или управляющего
    максимизации полезности, обычно
    невозможно, поскольку его функция
    полезности нам заранее неизвестна.

  2. Звезды
    формируются из отдельных сгустков
    распавшегося облака. Рассмотрим этот
    процесс более подробно. При сжатии
    облака увеличивается его температура,
    давление внутри облака растет до тех
    пор, пока не возникнут условия для
    протекания термоядерных реакций. Сжатие
    звезды продолжается до момента, пока
    гравитационные силы не уравновесятся
    давлением газа и излучения внутри
    зарождающейся звезды. Возникнет звезда
    или нет, полностью определяется массой
    облака. Расчеты показывают, что при
    своей массе температура Солнца будет
    недостаточна для запуска термоядерных
    реакций. Если же масса облака будет
    слишком велика, то силы гравитации
    сожмут звезду в точку. Образуется черная
    дыра. Не менее сложным является вопрос
    об образовании планетных систем. На
    протяжении последних лет было высказано
    несколько десятков космогонических
    гипотез о развитии Солнечной системы.

Прежде
всего, необходимо решать вопрос, откуда
взялось вещество, послужившее строительным
материалом для планетной системы. Здесь
возможны следующие случаи: 1)
планеты
образовались из того же газопылевого
облака, что и Солнце; 2) вещество было
захвачено Солнцем при его обращении
вокруг центра Галактики; 3) вещество
отделилось от Солнца в процессе его
эволюции. Сейчас наиболее вероятным
представляется первый вариант. Коротко
обрисуем схему развития нашей планетной
системы исходя из этого предположения.

Упражнение
2.
Прочитайте
текст и приведите примеры, иллюстрирующие
такие особенности научного стиля, как
точность в передаче информации, логичность
изложения, его аргументированность.
Назовите другие стилевые и языковые
черты, нашедшие выражение в данном
тексте.

Формы
существования (подсистемы) русского
национального языка

В
большинстве работ, затрагивающих
проблему социального членения русского
национального языка, выделяются следующие
подсистемы (или, как еще их иногда
называют формы существования) русского
национального языка: литературный язык,
территориальные диалекты, городское
просторечие, профессиональные социальные
жаргоны. Это членение мы находим не
только в специальных лингвистических
и социолингвистических исследованиях,
но и во всех учебниках и учебных пособиях
по русскому языку для вузов. Хотя
выделение указанных подсистем верно
отражает картину социальной и
функциональной дифференцированности
русского язьжа, в таком членении недостает
историзма, исторической перспективы:
совершенно очевидно, что содержание
таких понятий, как «литературный язык»,
«территориальный диалект», «просторечие»,
«социальный жаргон», различно, имеем
ли мы ввиду русский язык пушкинских
времен или же русский язык, которым
пользуются жители России конца XX в.

Упражнение
3.
Познакомитесь
с отрывком из основного жанра собственно
научного (академического) подстиля.
Докажите его принадлежность этому
стилю.

Среди
типов официального общения:
официально-делового,
регулирующего
социальную жизнь; научного,
направленного
на

формулирование
и
передачу специальных знаний, и
публицистического,
связанного
с сообщением актуальной информации обо
всех аспектах жизни человека в обществе,
-последний занимает особое место. Именно
публицистическая речь в ее газетно-журнальном,
радио- и телевизионном выражении
воспринимается большинством населения
как эталонная, формирует его языковую
картину мира, общую когнитивную базу,
ценностные ориентации. Исследование
функционирования языка в этой сфере
его употребления всегда актуально, так
как предоставляет сведения о функциональном
потенциале языковой системы и
продуктивности ее отдельных компонентов
в тот или иной период времени и выявляет
типовые модели речевого поведения, в
рамках которых осуществляется
использование языковых средств. Последнее
направление имеет выход в область
воспитания культуры речи и обучения
русскому языку как иностранному.

В
ряду публицистических жанров интервью
занимает в настоящее время ведущее
место — как в газетно-журнальной
публицистике, так и на радио и телевидении.
Жанр обычно понимается как некоторая
форма текста, которая «опредметила» в
своей архитектонике, фактуре, колорите
более или менее конкретный, в нашем
случае социальный, смысл <…>. Какие
бы коррективы ни вводило в систему
газетно-публицистических жанров время,
она не теряет своего феноменологического
значения. В ней выделяются информативные
жанры, ориентированные на сообщение
сведений о социально значимых событиях
при минимальном проявлении личности
говорящего (журналиста); аналитические,
подвергающие актуальную информацию
анализу и связывающие ее с личностью
говорящего, и художественно-публицистические,
репродуцирующие в тексте действительность
(представляющие актуальную информацию
в образной форме).

Упражнение
4.
Перед вами отрывок из учебника. Определите
языковые и композиционные особенности
данного текста.

Частицы.
§ 333. В классе частиц объединяются
неизменяемые незнаменательные слова,
которые выполняют следующие функции:
1) участвуют в образовании морфологических
форм слов и форм предложения с разными
значениями ирреальности (см. §235 — 243); 2)
выражают самые разнообразные
субъективно-модальные характеристики
и оценки сообщения или отдельных его
частей; 3) участвуют в выражении цели
сообщения (вопросительность), а также
утверждения или отрицания; 4) характеризуют
действие или состояние по его протеканию
во времени, по полноте или неполноте,
результативности или нерезультативности
его осуществления. Перечисленные функции
частиц группируются, с одной стороны,
в функции формообразования,, с другой
— в функции разнообразных коммуникативных
характеристик сообщения. В любом случае
в частице присутствует значение
отношения: или отношения (отнесенности)
действия, состояния либо целого сообщения
к действительности, или отношения
говорящего к сообщаемому, причем оба
эти вида отношений очень часто совмещаются
в значении одной частицы. Значением
частицы как отдельного «слова является
то отношение, которое выражается ею в
предложении.

Характерной
чертой многих частиц является то, что
по своему строению и функциям они
сближаются с наречиями, союзами или
междометиями и не всегда могут быть им
строго противопоставлены; во многих
случаях частицы сближаются также с
вводными словами.

§
334. С точки зрения формального строения
первичным является деление частиц на
первообразные и непервообразные. К
первообразным относятся простейшие,
за несколькими исключениями односложные
частицы, в современном языке не имеющие
живых словообразовательных связей и
формальных соотношений со словами
других классов: бишь
(устар.
и прост.), бы,
вишь
(прост.),
да

составе формы побудит, накл.), да (разг.),
дескать
(разг.),
же,
ин
(устар.
и прост.), ишь
(разг.),
-ка,
мол
(разг.),
не,
небось
(прост.),
неужели,
нн, ну, ­с, сём
(устар.
и прост.), -таки,

-те
(прост.),
-то,
уж(просп.).
Все
остальные частицы являются непервообразными.

Упражнение
5.
Найдите
морфологические средства, характерные
для научного стиля.

1.
Под информацией
вообще
понимается «вся совокупность данных,
фактов, сведений о физическом мире и
обществе, вся сумма знаний — результат
познавательной деятельности человека,
которая в том или ином виде используется
обществом в различных целях». Выделяется
целый ряд свойств информации: атрибутивных,
прагматических, динамических. Информация,
по мнению М.С. Вершинина, «не истощается
при потреблении, а, наоборот, только
увеличивается количественно и улучшается
качественно; способна расширяться и
сжиматься; способна заменять другие
ресурсы: капитал, рабочую силу, материалы;
при обмене делится без потерь; имеет
свойство «просачиваться», несмотря на
ограничения; легко транспортируется и
распространяется; как правило, всегда
имеется в избытке, а не в дефиците; любая
информация сама становится источником
для создания новой информации и улучшения
уже имеющейся; информация способна
привлекать другие ресурсы».

По
степени общественной значимости выделяют
следующие виды информации: массовая,
социальная и личностная. Связи с
общественностью оперируют определенным
типом социальной информации. Социальной
будет считаться та информация, которая
«производится в процессе человеческой
деятельности».

Упражнение
6.
Выделите
в приведенном отрывке лексико-фразеологические
особенности научного стиля.

Спор
— это публичное обсуждение проблем,
интересующих участников обсуждения,
вызванное желанием как можно глубже,
обстоятельнее разобраться в обсуждаемых
вопросах; это столкновение различных
точек зрения в процессе доказательства
и опровержения.

Искусство
ведения спора приобретает для каждого
из нас все более важное значение, поэтому
целесообразно сравнить его с такими
близкими понятиями, как «диспут»,
«дискуссия», «полемика».

Слово
«диспут» и происходит от латинского
disputare
рассуждать,
спорить. В тех ситуациях, когда речь
идет о диспуте, имеется в виду коллективное
обсуждение нравственных, политических,
литературных, научных, профессиональных
и других проблем, которые не имеют
общепринятого, однозначного решения.
В процессе диспута его участники
высказывают различные суждения, точки
зрения, оценки на те или иные события,
проблемы.

Слово
«дискуссия» происходит от латинского
{discussion
рассмотрение,
исследование. Под дискуссией обычно
также подразумевается публичное
обсуждение каких-либо проблем, спорных
вопросов на собрании, в печати, в беседе.
Отличительной чертой дискуссии выступает
отсутствие тезиса, но наличие в качестве
объединяющего начала темы. К дискуссиям,
организуемым, например, на научных
конференциях, нельзя предъявлять тех
же требований, что и к спорам, организующим
началом которых является тезис. Дискуссия
часто рассматривается как метод,
активизирующий процесс обучения,
изучения сложной темы, теоретической
проблемы.

Практическое
занятие 17
Официально-деловой
стиль

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Исправьте ошибки если они есть ужасный невежа
  • Исправьте пожалуйста ошибку запятые
  • Исправьте лексические ошибки на стенах мастерской висела живопись
  • Исправьте ошибки допущенные учеником запишите исправленные предложения
  • Исправьте лексические ошибки на небе появилась дождливая туча