Исправление каллиграфических ошибок

Основные виды каллиграфических ошибок: причины их возникновения и способы устранения.

           На всех этапах развития методики обучения грамоте было много споров о почерке.  Одни считают, что хороший почерк — немаловажное  условие,  другие  отрицают его  значимость,  а некоторые утверждают, что почерк — это характер, поэтому сформировать его невозможно. Но если почерк отражает характер, разве можно в таком  случае отрицать тот факт, что учитель, работая над почерком, может содействовать формированию характера?!

           Многие учителя, работая над каллиграфией учащегося, работают и над его поведением, т.е. воспитывают его. Поэтому обучение письму в последнее время стало частью нравственного и эстетического воспитания, а это, в свою очередь, очень важно, так как период становления почерка совпадает с периодом формирования личности.

            Красивое письмо — это выражение отношения к другим людям, а неряшливый, малоразборчивый почерк в какой-то мере свидетельствует о  невнимании, безразличии к другому человеку. Однако умение видеть красивое недостаточно. Важно через обучение письму научить ребенка думать, развивать логику, сделать этот предмет не изнурительным, а увлекательным, интересным и результативным

            Не смотря на все старания учителя, довольно часто в классе из 30 человек только 2 могут писать каллиграфическим почерком. Физиологические, психологические и педагогические исследования доказали, что при обучении младших школьников письму существуют следующие причины нарушений почерка.

           Во-первых, это недостатки санитарно-гигиенического аспекта:

а) учащиеся сидят скорчившись, поджав ноги, навалившись грудью на стол;

б) пишут буквально «носом»;

в) левое плечо выдвинуто вперед и торчит углом, кисть левой руки засунута под мышку правой руки и подпирает голову;

г) правая рука неправильно располагается на столе (локоть или резко свисает вниз, или слишком уходит вправо, вверх от края стола, или вплотную прижат к корпусу);

д) голова при письме имеет различные наклоны и к левому, и к

правому плечу;

е) вся фигура ученика выражает напряжение и усилие.

            Во-вторых,     мотивационно-потребностный     блок    письма,    т.е. формирование отношений ученика к деятельности письма ,его заинтересованность. Так, наблюдения многих учителей показывают, что почти все ученики не любят писать. У них не возникает потребности в этой новой речевой функции. Они имеют смутные представления о ее необходимости. «Не хочу» и «не могу» — два почти непреодолимых препятствия на пути младшего школьника. Этот барьер нежелания в обучении письму сильно тормозит процесс успешности. И это понятно: однообразное и монотонное написание элементов букв, их соединений приводит детей к утомлению, а отсутствие интереса мешает возникновению желания учиться, не активизирует формирование мыслительной деятельности, развитие творческих способностей речи, не создает положительной мотивации учения.

           В-третьих, анализируя положение дела с письмом, следует отметить небрежное, неаккуратное, неэстетическое ведение учениками тетрадей:

а) небрежно, с ошибками подписаны тетради;

б) неряшливо ведется запись как классных, так и домашних работ;

в) ошибки   исправляются   учеником   или   после   многократного перечеркивания буквы, или путем прописывания по ошибочно написанной букве;

г) углы тетради загнуты и затерты;

д) не соблюдается единый орфографический режим.

            В-четвертых,    недостаток   в   результативности   обучения   детей письму — это     несформированность     почерка,      иначе     говоря, несформированность графического навыка, следствием которого является отсутствие каллиграфического письма.

            В связи с этим в методике обучения учащихся каллиграфическому письму выделяются следующие графические ошибки:

1. Нарушение наклона 65°. Это нарушение, как правило, приводит к непараллельности элементов букв и даже элементов одной буквы и часто сопровождается искривлением элементов.

2. Ошибки, связанные с нарушением пропорций: вертикальных — неодинаковая высота букв или их частей; горизонтальных — неодинаковая ширина букв и их элементов; пропорций между частями букв (увеличенные или уменьшенные элементы букв).

3. Искажение овалов, полуовалов и других элементов, содержащих закругления, изогнутые линии. К числу этих ошибок относятся искажения, связанные с неумением вести правильную кривую линию (линия как бы        состоит из бесчисленных мелких зигзагов — ломаная линия), а также  ошибки, связанные с несоблюдением пропорций.

4. Пропуск элементов отдельных букв или замена элементов букв: вместо м-л, вместо д-а.

            Для успешного преодоления ошибочного написания отдельных элементов букв очень важно разобраться в их причинах и в каждом отдельном случае выбрать для исправления ошибки соответствующий прием. Преодоление ошибок 1 группы требует отработки прямых параллельных линий с нужным наклоном к строке в 65°, исправление ошибок 2 группы требует развитие глазомера, без чего невозможно соблюдение пропорций. 3 группа ошибок требует работы над кривыми линиями, над изгибами и закрежениями, над плавностью движения руки. Наконец, ошибки 4 группы связаны с нарушением внимания.

              В методике обучения учащихся письму выделяются также ошибки, которые замедляют скорость и ухудшают качество письма, это:

1. неправильное написание овалов, когда ученик начинает их

сверху и ведет не справа налево, а слева направо.

2. неправильное начертание петель у букв, когда нижний элемент отклоняется вправо.

          Причинами такого написания служат неправильные направления движения руки при написании. И исправить эти ошибки можно, дав ученику конкретное указание и продемонстрировав правильное направление руки.

Особую трудность для исправления представляет так называемый «корявый» почерк. Для него характерно очень мелкое или крупное письмо, растянутость букв, снижение качества написания от начала текста к его концу. Причиной служит напряжение мышц плечевого пояса. Ребенок быстро утомляется и концу урока его письмо просто ужасно. В результате установления этого «препятствия», учитель должен помочь ребенку расслабить мышцы при помощи различных упражнений, запомнить это ощущение и продолжить письмо дальше

             Каллиграфические ошибки встречаются не только в написании отдельных букв, элементов букв, но и целых предложений. И здесь можно выделить следующие группы ошибок:

1.  Дети при письме не соблюдают интервал между буквами в словах, неравномерно расставляют слова на строке.

2.  Пишут буквы слишком размашисто или слишком узко.

3.  Очень часто в работах учеников встречаются разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево.

4.  Не соблюдают расположение букв по линиям строки, т.е. не держат линейность при письме.

5.  Не выдерживают нужную высоту букв (слишком крупно, слишком мелко).

6.  Нередко обнаруживается ломаность, вычурность письма.

7.  Имеет место «заборность», угловатость письма.

8.  Не соблюдается связность букв при письме.

9.  Полная неразборчивость почерка, «каша».

            Так, Д.С. Фонин отмечает, что ошибочное написание элементов букв заключается не в шариковой ручке и недостаточной разлиновке тетради, а в том, что у учащихся начальной школы недостаточно развиты познавательные процессы, в частности восприятие. И он добился высоких результатов благодаря тому, что научил детей на глаз определять высоту, наклон и ширину букв, при этом учителю следует скрупулезно следить за недостаточным исправлением малейших недостатков, указывать на них и учить детей тут же исправлять их на следующей строке

            Нарушение почерка учащихся может быть связано, как отмечалось выше, и с познавательной сферой. Так, у младших школьников может быть нарушена или недостаточно развита зрительная память, в результате чего и могут возникнуть каллиграфические ошибки. Разрешить возможные трудности можно, подобрав учащимся систему упражнений, помогающую развивать тот или иной процесс.

           Совокупность различных видов упражнений поможет учителю развить психические процессы. А это в свою очередь и станет «фундаментом» каллиграфического письма.

           Русский народ всегда ценил красивое письмо. Он говорил: «Красиво писать — красоту творить». А как научить этому ребенка? Этот вопрос волнует многих учителей начальной школы, так как красивое письмо — это еще и грамотное письмо, поэтому в 3-4 классах неправильное каллиграфическое письмо порождает орфографические ошибки, поэтому учителя 3-4 классов перед тем как перейти к теме урока проводят минутки чистописания. Такая работа не всегда результативна, так как в большинстве случаев учащимся неинтересно делать то, что как им кажется, они давно умеют. Сначала при составлении композиции, штрихуя, дети придумали очень интересные рассказы о дружбе, путешествовали по родному краю, разгадывали лесные тайны. Эта работа помогла не только формировать умение писать быстро, соблюдая четкость, плавность, ритмичность, наклон, связность, линейность письма, но и позволила развивать   речь   учащихся,   языковое   чутье,   фонематический   слух   и  орфографическую зоркость

          Вот такие минутки чистописания и становятся для учеников праздником. Они отличаются разнообразием, учащиеся могут сами составлять предложения, вспоминать пословицы и загадки. Именно такая работа и вызывает интерес, у детей появляется стимул писать красиво.

Надо отметить, что особое место и важная роль отводится обучению детей письму в 1 классе. Именно на первой ступени обучения учитель закладывает основы для развития каллиграфического навыка.

ЛЕКЦИЯ
7.

Анализ
каллиграфических ошибок при письме. Причины, способы их предупреждения и
исправления.

Каждому
учителю хорошо известно, насколько трудно протекает становление у
первоклассников умение писать разборчиво, ровно, с соблюдением пропорций,
одинакового наклона и так далее. Для того чтобы научиться более умело управлять
этим процессом, необходимо представить себе, во-первых, те трудности, которые
испытывают дети, а во-вторых, порождающие их причины.

Методисты
Л.Я. Желтовская, Е.Н. Соколова, Н.Г. Агаркова и др. подчѐркивают огромную роль в
обучении письму анализа буквы, ее составных элементов, сравнения буквы по
составу и по начертанию. Необходимо развить у детей аналитическое видение формы
букв.

Каллиграфические
ошибки
–изменение
формы, размера, пространственного положения буквы
[22,26,27].

Физиологические,
психологические и педагогические исследования (Логинова Е.А, Безруких М.М.,
Хохлова Т.Е., Львов М.Р., Градобоев П.Е. и др.) доказали, что при обучении
младших школьников письму существуют следующие причины нарушений почерка
[11,27,29,41].

Во-первых,
это недостатки санитарно-гигиенического аспекта: нарушением элементарных
гигиенических требований (положение тетради, руки, ручки в руке и так далее),
перенапряжением руки, отсутствием необходимой пространственной ориентации,
несовершенством регуляции движений, разрывом в развитии двигательных
анализаторов, недостаточность взаимодействия оптического и глазо-двигательного
аппарата и так далее.

Во-вторых,      
мотивационно    потребностный       блок     письма,     т.е.формирование
отношений ученика к деятельности письма ,его заинтересованность. Так, наблюдения
многих учителей показывают, что почти все ученики не любят писать. У них не
возникает потребности в этой новой речевой функции. Они имеют смутные
представления о ее необходимости. «Не хочу» и «не могу» — два почти
непреодолимых препятствия на пути младшего школьника. Этот барьер нежелания в
обучении письму сильно тормозит процесс успешности. И это понятно: однообразное
и монотонное написание элементов букв, их соединений приводит детей к утомлению,
а отсутствие интереса мешает возникновению желания учиться, не активизирует
формирование мыслительной деятельности, развитие творческих способностей речи,
не создает положительной мотивации учения.

В-третьих,
анализируя положение дела с письмом, следует отметить небрежное, неаккуратное,
неэстетическое ведение учениками тетрадей:

а)
небрежно, с ошибками подписаны тетради; б) неряшливо ведется запись как
классных, так и домашних работ;

в)
ошибки исправляются учеником или после многократного перечеркивания буквы, или
путем прописывания по ошибочно написанной букве;

г)
углы тетради загнуты и затерты;

д)
не соблюдается единый орфографический режим.

В-четвертых,
недостаток в результативности обучения детей письму – это несформированность
графического навыка, следствием которого является отсутствие каллиграфического
письма.

В
связи с этим выделяют следующие графические ошибки
[22,26,30]:

1.      
Нарушение
наклона 65°. Это нарушение, как правило, приводит к непараллельности элементов
букв и даже элементов одной буквы и часто сопровождается искривлением элементов.

2. 
Ошибки,
связанные с нарушением пропорций: вертикальных — неодинаковая высота букв или их
частей; горизонтальных — неодинаковая ширина букв и их элементов; пропорций
между частями букв (увеличенные или уменьшенные элементы букв).

3.
Искажение овалов, полуовалов и других элементов, содержащих закругления,
изогнутые линии. К числу этих ошибок относятся искажения, связанные с неумением
вести правильную кривую линию (линия как бы состоит из бесчисленных мелких
зигзагов — ломаная линия), а также ошибки, связанные с несоблюдением
пропорций.

24.png

26.png

4.
Пропуск элементов отдельных букв или замена элементов букв: вместо м-л, вместо
д-а.

5.
Каллиграфические ошибки по ―кинетическому сходству‖ Одним из наиболее стойких
типов специфических ошибок письма являются

смешения
букв, начертание первого элемента которых требует тождественных движении руки.
Это так называемые ошибки по кинетическому сходству.

С
переходом на стадию связного письма, с увеличением объема письменных работ,
темпа работы число подобных ошибок значительно возрастает. Смешения букв по
кинетическому сходству могут повлечь за собой снижение качества не только
письма, но и чтения печатных текстов, так как у детей размываются еще неокрепшие
связи между звуком и буквой.

Для
успешного преодоления ошибочного написания отдельных элементов букв очень важно
разобраться в их причинах и в каждом отдельном случае выбрать для исправления
ошибки соответствующий прием. Преодоление ошибок 1 группы требует отработки
прямых параллельных линий с нужным наклоном к строке в 65°, исправление ошибок 2
группы требует развитие глазомера, без чего невозможно соблюдение пропорций. 3
группа ошибок требует работы над кривыми линиями, над изгибами и закруглениями,
над плавностью движения руки. Наконец, ошибки 4 группы связаны с нарушением
внимания.

В
методике обучения учащихся письму выделяются также ошибки, которые замедляют
скорость и ухудшают качество письма, это:

1.
неправильное написание овалов, когда ученик начинает их сверху и ведет не справа
налево, а слева направо.

2.
неправильное начертание петель у букв, когда нижний элемент отклонятся
вправо.

Причинами
такого написания служат неправильные направления движения руки при написании. И
исправить эти ошибки можно, дав ученику конкретное указание и продемонстрировав
правильное направление руки.

М.Р.Львов
предлагает классификацию ошибок письма и их причин с позиций методического
подхода: [30]

1.
Алфавитно-графические ошибки: недописывание или прибавление элементов
букв, искажение букв.

Причина
– неустойчивое внимание, плохое запоминание начертания
букв.

2.
Каллиграфические ошибки:

                  
Неумение придерживаться строки

·                    
Несоблюдение
наклона и размеров букв

·                    
Устойчиво
неправильные соединения букв (вопреки образцам)

·                    
«дрожащее
письмо»

·                    
Крупное
или мелкое письмо, неравномерное расстояние между буквами, угловатое,
размашистое, вычурное, тесное, неряшливое письмо.

Эти
ошибки индивидуальны и исправляются на дополнительных занятиях.

1.                    
Графические
ошибки:

Пропуск
букв по невниманию или по причинам дефектов произношения. Например: Окуни —
оуни; шарф — шар.

  
Пропуски
гласных (ребѐнок при письме ориентируется на согласные): Коньки   — кньки.

·                    
Замена
букв

  по 
причине  неразличения  парных  звонких  и 
глухих  согласных:  Жучка  Шучка.

 
по
причине диалектного произношения: 
например:  Взяла — узяла.

      
по
причине оптического или кинетического сходства букв (полные искажения слов)

Причины
типичных ошибок письма у младших школьников:

·                    
Малый
опыт чтения и письма;

·                    
Недостаточный
навык звукобуквенного анализа слов;

·                    
Неумение
сосредоточиться, неустойчивое внимание, плохая память;

и 
Психофизиологические
особенности: нечѐткость слуховых, речедвигательных и моторных образов слов в
речевой памяти;

·                    
Влияние
просторечия и диалектного произношения.

От
типичных ошибок письма, которые устраняются в учебном процессе, следует отличать
дисграфию.

Дисграфия
это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в
стойких, повторяющихся ошибках. Такие ошибки обусловлены несформированностью
высших психических функций, участвующих в процессе письма. При этом сохраняется
достаточный уровень интеллектуального и речевого развития, а процесс овладения
техникой письма завершѐн [27].

Одним
из показателей каллиграфического навыка является связанность письма. Связанность
письма характеризуется количеством буквенных знаков,

написанных
в слове за один прием, то есть единым росчерком. Она проявляется в умении
школьника выполнять правила соединения букв и плавно передвигать руку вправо по
мере написания целостных буквенных комплексов.

Связанность
письма – важный показатель сформированности каллиграфического навыка. При
соблюдении норм безотрывного письма почерк учащегося становится четким и
устойчивым, а темп письма – более ускоренным. Для улучшения этого критерия
учитель может использовать методику письма вслепую. Детям
предлагает

воспроизвести
букву, слог или слово, контролируя себя лишь на основе двигательных
ощущений.

Изучение
связности письма проводится следующим образом. Учитель просит учащихся сесть
правильно, сделать упор ручкой на том месте нелинованного листа бумаги, откуда
надо начинать писать, посмотреть на какой-либо предмет, расположенный над
классной доской, то есть выше линии глаз, а лишь затем написать заданную букву,
слог или слов. Потом ученики переводят взгляд на лист бумаги, чтобы определить
место для следующего задания. Сделав упор ручкой и подняв глаза на указанный
предмет, дети повторяют написанное. Это же задание можно выполнять и в третий
раз, но уже в ускоренном темпе.

При
проведении: 1) не сообщать детям истинной цели задания; 2) провести его на
основе соревновательной мотивировки «посмотрим, как вы научились писать
вслепую»; 3) обязательно предупредить детей о том, что нельзя исправлять
написанное, например, зачеркивать, дописывать, продолжать (дотягивать)
соединительные линии и так далее. Иначе учитель не сможет зафиксировать те
трудности, которые испытывает ученик, и своевременно помочь
ему.

Результаты
письма при обычных условиях не позволяют увидеть, где ребенок останавливался или
отрывал ручку: между буквами, в букве или даже в самом элементе буквы. Поэтому
учитель не может сделать выводы, во-первых, о том, сформировались ли в памяти
ученика точные зрительно-двигательные образы букв, на которые он закономерно
опирается во время письма, во-вторых, знает и выполняет ли он установленные
правила соединения букв в словах и, в-третьих, какова степень связности его
письма. Все это становится очевидным при письме вслепую.

Образцы
письма вслепую иллюстрируют следующие трудности в письме
учащихся:

1)
несформированность
зрительно-двигательных образов буквенных знаков;

2) 
неумение
писать буквы связно, то есть на основе двигательных элементов и по определенному
алгоритму;

3)
невыполнение
алгоритма трех видов соединения букв в словах.

Если
трудности преодолены в период обучения первоначальному письму, то у учащихся для
выработки автоматизированности каллиграфического навыка имеется необходимая
основа.

В
конце первого года обучения школьник должен уметь безотрывно воспроизводить все
письменные буквы и точно знать начало (соединительную точку) направление
движения руки при написании каждой из них, знать и использовать три вида
соединений букв. Но главное в этом критерии заключается не столько в количестве
букв, написанных безотрывно, сколько в овладении учеником технологией
«связывания» их в комплексы, то есть у него должно сформироваться умение делать
остановки-упоры ручкой или отрыва в строго определенных местах, то есть в
соединительных точках, синхронно чередуя напряжение руки с расслаблением  и передвигая ее вправо.

Следующим
показателем сформированности каллиграфического навыка является скорость письма,
который проявляется в количестве знаков, написанных учеником в связном тексте за
единицу времени, чаще всего за минуту. Для измерения скорости письма учитель
предлагает ученику написать слова или предложение, а сам фиксирует на
секундомере затраченное время. Скорость письма выразится в среднеарифметическом
количестве букв, воспроизведенных учащимся за 1 минуту.

Изучение
скорости письма можно проводить со всем классом, например, таким образом: дети
представляют, что они спортсмены, и выполняют команды. «На старт» — принимают
правильную позу, берут ручку; «внимание» — проводят в начале строки вертикальную
черту, фиксирующую начало задания: «марш» — начинают писать слова или
предложение, учитель нажимает на кнопку секундомера; «стоп» — учитель
останавливает секундомер, ученики отрывают ручку от бумаги и ставят руку на
локоть. Так делается две-три пробы, и затем подсчитывается среднеарифметическое
число букв, написанных за минуту.

Результаты
при первой установке дают представление о возможностях каллиграфического
качества письма. Затем можно сравнить и увидеть, как оно изменяется в условиях
ускоренного (вторая установка) и очень скоро (третья установка)
письма.

Соотношение
качества и скорости письма выражается в следующих вариантах. С увеличением
скорости письма изменяется его качество:

1) 
резко
ухудшается;

2) 
остается
прежним

3) 
улучшается.

Ясно,
что второй и третий варианты соотношения скорости и каллиграфического качества
письма свидетельствуют о достаточной сформированности навыка у детей, тогда как
первый вариант говорит об обратном, то есть эти учащиеся не овладели в
достаточной степени первоначальным письмом как необходимой основой для выработки
каллиграфического навыка в дальнейшем, что требует дополнительной работы с
ними.

Формирование
ускоренного письма – не самоцель, а лишь условие выработки автоматизированности
навыка воспроизведения букв и их комплексов на бумаге.

Рассмотрим
метод списывания слов и предложений с одновременной расшифровкой зашифрованных
букв (Б-Д) [18, с.31].

27.png

Обратное
задание — зашифровать записанные или продиктованные предложения.28.png

Подобным
образом строится работа по предупреждению ошибок выбора последующего элемента и
в других парах смешиваемых букв.

Предлагаемые
«шифровки» (Прочитайте слова, используя ключ шифра):

29.png

Если
в работах учащихся встречаются смешения в других парах букв, различающихся
количеством однородных элементов, необходимо провести подобную дифференциацию и
в этих парах.

Рассмотрим
«шифровки» лево- и правоориентированных, вверх и вниз направленных оптически
сходных букв:

30.png

Одновременно
закрепляется правило о заглавной букве в именах людей.

Итак,
«красивое письмо – это выражение отношения к другим людям, а неряшливый,
малоразборчивый почерк в какой-то мере свидетельствует о невнимательности,
безразличию к другому человеку. Однако умения видеть красивое недостаточно. Через обучение письму необходимо детей научить
думать, развивать логику мышления, сделать этот предмет не изнурительным, а
увлекательным, интересным и результативным» [23,
С.60-61.].

Н.А.
Федосова говорит о том, что «каждому учителю хорошо известно, насколько трудно
протекает становление у младших школьников умений писать разборчиво, ровно. Для
того чтобы научиться, более умело управлять этим процессом, необходимо хорошо
представлять себе, во-первых, те трудности, которые испытывают дети, а
во-вторых, порождающие их причины» [49, с.103].

Проанализировав
психологическую точку зрения разных методистов (Н.А.Федосова, Н.И. Федорова,
Л.Р. Львов, Л.В. Морозова, М.М. Безруких) и учителей практиков (Е.Н. Потапова,
В.А. Илюхина), мы выделили несколько аспектов в формировании каллиграфического
навыка:

·                    
психологические
трудности (зрение, моторика мелких мышц руки, глазомер и т. д.);

·                    
гигиенические
условия (посадка, высота мебели, освещение и т.д.);

·                    
методические
условия (четкие установки учителя, использование эффективных методов и приемов
учителем и т. д.);

·                    
педагогические
условия (культура письма, педагогическая поддержка, ситуация успеха и т. д.).

Представление
о психофизиологических особенностях развития каллиграфических навыков письма
поможет учителю понять, как формируется каллиграфический навык, какие требования
можно предъявлять при обучении письму том или ином возрасте.

Гигиенический
аспект при формировании каллиграфических навыков выделяет Н.А. Федосова. По ее
мнению, формирование навыка не может выполняться без соблюдения условий
письма.

Типичные
каллиграфические ошибки и их исправления

При обучении детей письму огромное
значение имеет не только умение учителя правильно организовать объяснение на
уроке, но и навык анализ основных причин, приводящих  к каллиграфическим
ошибкам.

Приведем примеры некоторых типичных
ошибок, искоренение которых повышает скорость и качество письма.

Замедляет скорость письма неправильное
написание овалов, когда ученик начинает их сверху и ведет не справа налево, а
слева направо. В слове «молоко» это хорошо видно. Ручка ученика движется
в сторону, противоположенную направлению письма, отчего темп его замедляется.
Учитель должен следить за правильным направлением написания овалов и вовремя
исправлять эту ошибку, иначе она закрепиться.

Вторая ошибка связана с неправильным
начертанием петель у букв у,д,з,щ,ц. Имеется в виду случай, когда нижний
элемент очень отклонен вправо. Причина подобного искажения в неправильном
направлении движения руки в написании прямых штрихов. Ученик в этом случае
ведет штрих не прямо в направлении середины груди, а прямо в направлении правой
кисти. Заметив такую ошибку в тетради ученика, вы сможете в этом убедиться,
понаблюдав за тем, как он пишет. Исправить эту ошибку можно, дав ученику
конкретное указание и продемонстрировав правильное направление движения руки
при написании штрихов. Так называемый гнутый почерк будет исправлен.

Следующая ошибка, которая может возникнуть
при письме, связана с нарушением плавности перехода от одной буквы к другой,
при этом в буквах появляются так называемые «хвосты». Они возникают от того
рывка, который необходимо сделать ребенку, чтобы  перейти от одной буквы к
другой.  Нарушение плавности связно с излишним напряжением кисти, которая не
расслабляется при переходе от буквы к букве. Рука ученика застревает на строке,
она не может плавно двигаться вдоль не. При подобном дефекте письма учителю легко
убедиться в причине ошибки, ощупав кисть ученика при письме. Она напряжена.
Зжесь следует дать указание ученику расслабить мышцы до нормы, запомнить это
ощущение в руке и далее продолжать письмо с постоянной установкой ощущение
расслабленности в руке.

Особую трудность для исправления
представляет так называемый «корявый» почерк. Для него характерно очень мелкое
или очень крупное письмо, растянутость букв, снижение качества начертания букв 
от начала текста к его концу. Причина подобного явления  заключается в том, что
у детей пишущих подобным образом напряжены все мышцы плечевого пояса.
«Железной» становиться даже рука, которая лишь придерживает тетрадь. Ребенок
очень быстро утомляется от такой нагрузки, и к концу урока его письмо просто
ужасно. Выявить этот недостаток очень просто. Достаточно положить руку на плече
ребенка , и вы почувствуйте степень напряжения его мышц при письме. Здесь так
же необходимо дать указание расслабить мышцы, на принимающие участия в письме,
запомнить это ощущение  и продолжать писать с этим ощущением .

Работа над исправлением почерка очень
кропотлива. Одного или даже нескольких указаний учителя совершенно недостаточно,
чтобы изменить  неправильный динамический стереотип, сложившийся в мозге у
ребенка. В данном случае очень справедлива пословица, что капля бьет не силой,
а частотой падения. Работа над исправлением почерка должна быть ежедневной. Она
будет тем более успешной, чем раньше будет выявлена причина   того или иного
недостатка письма.

Доклад учителя начальных
классов

МКОУ «СОШ №2 а.
Али-Бердуковский»

Алибердовой М.Х.

02.02.2014

Основные виды каллиграфических ошибок.

Кудинова Валентина Владимировна

учитель начальных классов

В статье представлены виды каллиграфических ошибок, причины, способы их предупреждения и исправления

Оценить




2903

Содержимое разработки

Основные виды каллиграфических ошибок.

Причины, способы их предупреждения и исправления.

Физиологические, психологические и педагогические исследования доказали, что при обучении младших школьников письму существуют следующие причины нарушений почерка.

Во-первых, это недостатки санитарно-гигиенического аспекта:

а) учащиеся сидят скорчившись, поджав ноги, навалившись грудью на стол;

б) пишут буквально «носом»;

в) левое плечо выдвинуто вперед и торчит углом, кисть левой руки

засунута под мышку правой руки и подпирает голову;

г) правая рука неправильно располагается на столе (локоть или

резко свисает вниз, или слишком уходит вправо, вверх от края стола, или

вплотную прижат к корпусу);

д) голова при письме имеет различные наклоны и к левому, и к

правому плечу;

е) вся фигура ученика выражает напряжение и усилие.

Во-вторых, мотивационно-потребностный блок письма, т.е. формирование отношений ученика к деятельности письма, его заинтересованность. Так, наблюдения многих учителей показывают, что почти все ученики не любят писать. У них не возникает потребности в этой новой речевой функции. Они имеют смутные представления о ее необходимости. «Не хочу» и «не могу» — два почти непреодолимых препятствия на пути младшего школьника. Этот барьер нежелания в обучении письму сильно тормозит процесс успешности. И это понятно: однообразное и монотонное написание элементов букв, их соединений приводит детей к утомлению, а отсутствие интереса мешает возникновению желания учиться, не активизирует формирование мыслительной деятельности, развитие творческих способностей речи, не создает положительной мотивации учения.

В-третьих, анализируя положение дела с письмом, следует отметить небрежное, неаккуратное, неэстетическое ведение учениками тетрадей:

а) небрежно, с ошибками подписаны тетради;

б) неряшливо ведется запись как классных, так и домашних работ;

в) ошибки исправляются учеником или после многократного

перечеркивания буквы, или путем прописывания по ошибочно написанной

букве;

г) углы тетради загнуты и затерты;

д) не соблюдается единый орфографический режим.

В-четвертых, недостаток в результативности обучения детей письму — это несформированность почерка, иначе говоря, несформированность графического навыка, следствием которого является отсутствие каллиграфического письма.

В связи с этим в методике обучения учащихся каллиграфическому письму выделяются следующие графические ошибки:

1. Нарушение наклона 65°. Это нарушение, как правило, приводит к непараллельности элементов букв и даже элементов одной буквы и часто сопровождается искривлением элементов.

2. Ошибки, связанные с нарушением пропорций: вертикальных — неодинаковая высота букв или их частей; горизонтальных — неодинаковая ширина букв и их элементов; пропорций между частями букв (увеличенные или уменьшенные элементы букв).

3. Искажение овалов, полуовалов и других элементов, содержащих закругления, изогнутые линии. К числу этих ошибок относятся искажения, связанные с неумением вести правильную кривую линию (линия как бы состоит из бесчисленных мелких зигзагов — ломаная линия), а также ошибки, связанные с несоблюдением пропорций.

4. Пропуск элементов отдельных букв или замена элементов букв: вместо м-л, вместо д-а.

Для успешного преодоления ошибочного написания отдельных элементов букв очень важно разобраться в их причинах и в каждом отдельном случае выбрать для исправления ошибки соответствующий прием. Преодоление ошибок 1 группы требует отработки прямых параллельных линий с нужным наклоном к строке в 65°, исправление ошибок 2 группы требует развитие глазомера, без чего невозможно соблюдение пропорций. 3 группа ошибок требует работы над кривыми линиями, над изгибами и закрежениями, над плавностью движения руки. Наконец, ошибки 4 группы связаны с нарушением внимания.

В методике обучения учащихся письму выделяются также ошибки, которые замедляют скорость и ухудшают качество письма, это:

1. неправильное написание овалов, когда ученик начинает их

сверху и ведет не справа налево, а слева направо.

2. неправильное начертание петель у букв, когда нижний элемент отклоняется вправо.

Причинами такого написания служат неправильные направления движения руки при написании. И исправить эти ошибки можно, дав ученику конкретное указание и продемонстрировав правильное направление руки.

Особую трудность для исправления представляет так называемый «корявый» почерк. Для него характерно очень мелкое или крупное письмо, растянутость букв, снижение качества написания от начала текста к его концу. Причиной служит напряжение мышц плечевого пояса. Ребенок быстро утомляется и концу урока его письмо просто ужасно. В результате установления этого «препятствия», учитель должен помочь ребенку расслабить мышцы при помощи различных упражнений, запомнить это ощущение и продолжить письмо дальше.

Каллиграфические ошибки встречаются не только в написании отдельных букв, элементов букв, но и целых предложений. И здесь можно выделить следующие группы ошибок:

1. Дети при письме не соблюдают интервал между буквами в словах, неравномерно расставляют слова на строке.

2. Пишут буквы слишком размашисто или слишком узко.

3. Очень часто в работах учеников встречаются разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево.

4. Не соблюдают расположение букв по линиям строки, т.е. не держат линейность при письме.

5. Не выдерживают нужную высоту букв (слишком крупно, слишком мелко).

6. Нередко обнаруживается ломаность, вычурность письма.

7. Имеет место «заборность», угловатость письма.

8. Не соблюдается связность букв при письме.

9. Полная неразборчивость почерка, «каша».

В методике обучения учащихся письму существуют различные методы устранения каллиграфических ошибок.

Следует отметить, что ошибочное написание элементов букв заключается не в шариковой ручке и недостаточной разлиновке тетради, а в том, что у учащихся начальной школы недостаточно развиты познавательные процессы, в частности восприятие. И он добился высоких результатов благодаря тому, что научил детей на глаз определять высоту, наклон и ширину букв, при этом учителю следует скрупулезно следить за недостаточным исправлением малейших недостатков, указывать на них и учить детей тут же исправлять их на следующей строке .

Во избежание болезненного перехода от одной разлиновки к другой, детей шести лет следует обучать письму в тетрадях в одну линейку с расстоянием между строк 9 мм в 1 классе. Этот опыт был заимствован в чехословацкой школе и применен в нашей. Суть метода заключается в том, что в начале дается образец крупной буквы (на нем отрабатывается начертание буквы, дети запоминают, где начинается буква, обводят ее по воздуху, пишут радом такие же по размеру 2-3 пробные буквы), затем в следующей строчке дается буква меньшего размера, требующая меньших усилий и внимания, в третьей строке буква мельче, чуть ниже половины строки. Такое обучение письму снимает напряжение и исключает монотонность в работе.

Нарушение почерка учащихся может быть связано, как отмечалось выше, и с познавательной сферой. Так, у младших школьников может быть нарушена или недостаточно развита зрительная память, в результате чего и могут возникнуть каллиграфические ошибки. Разрешить возможные трудности можно, подобрав учащимся систему упражнений, помогающую развивать тот или иной процесс.

В методике существуют упражнения, которые направлены на тренировку зрительного восприятия, пространственного восприятия и т.д.

Совокупность различных видов упражнений поможет учителю развить психические процессы. А это в свою очередь и станет «фундаментом» каллиграфического письма.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/30776-osnovnye-vidy-kalligraficheskih-oshibok

Также вас может заинтересовать

  • Распространение опыта работы посредством сети Интернет
  • Развитие читательских интересов младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности.
  • Технологическая карта урока по обучению грамоте по УМК «Перспектива»
  • ФГОС. Внеурочная работа – первые результаты.
  • ОПЫТ РАБОТЫ «Использование методов и приемов критического мышления для формирования мыслительной деятельности младших школьников»

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Проверяем работу над каллиграфическими ошибками учащихся.

Каллиграфические ошибки встречаются не только в написании отдельных букв, элементов букв, но и целых предложений. И здесь можно выделить следующие группы ошибок:

1.  Дети при письме не соблюдают интервал между буквами в словах, неравномерно расставляют слова на строке.

2.  Пишут буквы слишком размашисто или слишком узко.

3.  Очень часто в работах учеников встречаются разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево.

4.  Не соблюдают расположение букв по линиям строки, т.е. не держат линейность при письме.

5.  Не выдерживают нужную высоту букв (слишком крупно, слишком мелко).

6.  Нередко обнаруживается ломаность, вычурность письма.

7.  Имеет место «заборность», угловатость письма.

8.  Не соблюдается связность букв при письме.

9.  Полная неразборчивость почерка, «каша».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Исправить ошибки вызванные нарушением норм управления он неоднократно
  • Исправление орфографических ошибок это процесс обработки
  • Исправить ошибку сью wasteland 2
  • Исправление кармических ошибок
  • Исправить ошибки английский текст